Биографии Характеристики Анализ

Сказание о белгородском киселе автор. Сказание о белгородском киселе

Календарно-тематическое планирование по русской литературе 6 класс № п/п Дата Тема урока Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности учащихся Домашнее задание план факт 1 четверть 1 О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека. 1 Кратко повторить изученное в 5 классе; Развивать умение работать с учебником литературы; Порассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще. Из греческой мифологии – 5 часов 2 Из греческой мифологии 1 Читать мифы, отвечать на вопросы. Сопоставлять мифы древнегреческие, славянские с мифами родного народа. Составить тезисный план статьи учебника, посвященной Гомеру с. 15-19 3 Миф «Пять веков» 1 Выявление художественной идеи мифа, развитие навыков составления тезисного плана учебника Прочитать миф о Прометее с. 26-37, составить цитатный план мифа о Прометее. 4 Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Дедал и Икар», Отражение Топ-модель. Создай свою коллекцию! в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализо­вать свою мечту. 1 Вспомнить известные древнегреческие мифы; Уметь передавать их содержание; Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии Прочитать подвиги Геракла. 5 Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид» 1 Выявление значения образа Геракла для мировой и художественной культуры, развитие навыка ассоциативного мышления, составление цитатного плана С. 43 вопросы 9-12 С. 26 вопросы 6 Вн./чт. Мифы древних славян 1 Прочитать легенду «Солдат и смерть» с 47-55, пересказ эпизодов Из устного народного творчества – 6 часа 7 УНТ. Предания и легенды 1 Уметь различать предания и легенды. Читать и отвечать на вопросы Прочитать предания и легенды якутских писателей 8 Легенда «Солдат и смерть» 1 Выявление главного свойства жанра легенды, определение художественной идеи легенды, формирование исследовательских навыков учащихся Вопрос № 2 после уроков с. 57-58, перечитать «Одиссей на острове Циклопов» 9 Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана» 1 Выявление жанровых особенностей предания, сравнение сюжета предания и мифа об Одиссее Прочитать сказку о молодильных яблоках и живой воде» с. 66-83, вопрос 6 стр 84 10 11 Сказки «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности 2 Повторить фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции; Познакомить учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной); Выявить художественные черты и условности волшебной сказки Тезисный план статьи с. 86-87, художественный пересказ «сказание о белгородских колодцах» 12 Урок-игра «Что за прелесть эти сказки!» 1 Из древнерусской литературы – 5 часов 13 14 «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разоре­нии Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и лю­дях. 2 показать особенности древнерусской литературы, развивать творческие способности учеников. Вопросы с. 103 15 16 «Поучение Владимира Мономаха» 2 Воссоздание эпохи царствования Владимира Мономаха, выявление художественной идеи произведения Вопрос 2 с. 108 17 Итоговый урок по теме «Древнерусская литература» 1 Из литературы XVIII века – 4 часа. 18 19 М.В. Ломоносов Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». 2 Познакомить с биографией и литературным творчеством М.В. Ломоносова и его стихами, сочинёнными на дороге в Петергоф…; Рассмотреть особенности композиции и сюжета; Подготовить наизусть чтение стихотворения М.В. Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» 20 М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий 1 Проверить выразительное чтение стихотворения наизусть. Подготовить пересказ статьи о Жуковском с. 126- 131 21 Род литературы. Жанры 1 Из литературы XIX века - 64 часа. 22 В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. 1 Познакомить с биографией и литературным В.А. Жуковского и его балладой «Светлана» Прочитать балладу «Светлана» Вопросы с. 143 - 144 23 24 «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. 2 Рассмотреть особенности композиции и сюжета С. 145-148 прочитать, вопросы с. 149 25 А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Ли­цеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга 1 Выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта, совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей Подготовить пересказ с. 145-147. Вопросы с. 149 26 А.С. Пушкин «Деревня» 1 Выявление гражданской позиции автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, формирование навыков многоуровнего анализа текста Письменный анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» 27 А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда». 3 Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов, обучение анализу стихотворения, сопоставление произведений Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро» 28 «Зимнее утро» 29 Конкурс выразительного чтения. 30 А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе. 1 Знакомство с исторической эпохой, формирование навыка сопоставительного анализа Вопрос 3 с 241 письменно в форме таблицы 31 А.С. Пушкин «Дубровский» 4 Рассмотреть систему образов и основной конфликт в романе «Дубровский», помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе; Вызвать интерес к творчеству поэта Читать текст, отвечать на вопросы, пересказать кратко, подробно, выборочно 32 Причины ссоры Дубровского и Троекурова Составить цитатный план 6 главы; вопрос 2 с 141; 33 Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. Вопрос 3 10 с. 241 письменно 34 Дубровский и Маша Троекурова Составить план устного рассказа: вопрос № 3 с 242 35 36 Р. Р. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» 2 Писать мини-сочинение «Мой любимый герой романа «Дубровский» Написать сочинение 2 четверть 37 М.Ю. Лермонтов. Детские годы поэта 5 Познакомить учащихся с творчеством, биографией и лирикой М.Ю. Лермонтова; Пересказ биографии М.Ю. Лермонтова 38 «Ту­чи», «Парус» Читать выразительно стихотворения. Заучивать наизусть стихотворный текст. Наизусть по выбору. 39 «Листок». 40 Многозначность художественного образа. Отработать отличия стиха от прозы. Трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия. 1. Вопросы на стр. 249. 41 Конкурс творческих работ по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова 42 Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя 7 Дать краткую характеристику творчества Н.В. Гоголя; Познакомить с повестью, её своеобразием; Выявить особенность героев повести; Учиться давать описание внешности героев; Пересказ биографии Н.В. Гоголя 43 «Тарас Бульба». Историческая основа повести Ответить глава 1 стр. 314 44 «Бранное трудное время…» Ответить глава 5-7 стр. 314 45 Степь как образ Родины в повести Гоголя Ответить глава 9 стр. 314 46 Андрий и Остап. Ответить глава 12 стр. 314 47 Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. прочитать 48 Высокий патриотический пафос произведения 49 50 Р./р. Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица участника. 2 Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения; Дальнейшее развитие речи учащихся Написать сочинение – рассказ участника событий о Тарасе, Остапе и Андрии. 51 И.С. Тургенев Тема любви в лирике. «В дороге». 7 расширить знания учеников о личной и творчес­кой биографии Тургенева; показать особенности жанра новеллы; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения. Пересказ биографии И.С. Тургенева 52 53 Рассказ «Бирюк» Составить цитатный план 54 55 Вн./чт. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. «Бурмистр» Вопросы с. 328 56 «Малиновая вода» Подготовиться к сочинению 57 Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева 58 – 59 Н.А. Некрасов. Гражд...

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.)

2. Актуализация знаний. (5 мин.)

Слово преподавателя.

На предыдущих уроках мы вели разговор об обрядовой поэзии, вспоминали сказки, былины, загадки, изучили пословицы и поговорки. Давайте вспомним, как называется это творчество, о котором ранее мы вели речь?

Ответ. Это фольклор, устное народное творчество.

Вопрос. Почему оно получило такое название, устное народное творчество?

Ответ. В древности у русского народа отсутствовала письменность, поэтому произведения передавали из уст в уста.

Вопрос. Если не было письменности, то не было и чего?

Ответ. Не было литературы.

Вопрос. Когда на Руси появляется литература?

Ответ. Литература появляется на Руси только в XI веке.

Слово преподавателя. В 5-м классе вы уже говорили об этом периоде литературы, давайте вспомним его название. (Древнерусская литература.)

Запись даты, темы урока (Слайд 1)

Постановка цели урока: продолжить знакомство с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородск их к олодцах ”.

3. Введение в тему. (15 мин.)

Древнерусская литература – это начальный и исторически закономерный этап в развитии русской литературы.

Сообщение . Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу – от начала ее по XVII в. И новую русскую литературу – начиная с XVIII в. (Слайд 2)

Древнерусская литература возникла в XI в. И завершила свое развитие в конце XVII в. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства – Киевской Руси (Слайд 3) . По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому ее развитие тесно связано с историей Киевской Руси.

Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988 г.) Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков (Слайд 4).

Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г. Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X–XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями (Слайд 5) . Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы.

Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология.

Вопрос. Какие условия возникновения древнерусской литературы вы записали?

Слайд 6 – “Условия возникновения древнерусской литературы”

Слово преподавателя. На самоподготовке вы познакомились со статьей учебника по древнерусской литературе. Давайте побеседуем по ней.

Что представляли собой первые книги?
– Как читали книги люди Древней Руси?
– Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы? Приведите примеры.

Слово преподавателя. В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). Давайте вспомним, откуда произошло название летописи? (Слайды 7–8). Запись определения в тетради.

Полное собрание русских летописей”, изданное Академией Наук, составляет 30 томов. Ни одна европейская литература не обладает таким количеством летописей. Летописанием в основном занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец 15 века заявлял, что писать правду надо даже в том случае, если она кому-то не нравится (“нелепо кому видится”).

В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет” (Слайд 9) . Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. На форзаце учебника – репродукция картины Васнецова “Нестор-летописец”.

Работа с иллюстрацией.

Как изображен летописец?
– Какова главная мысль этой картины?
– Как вы понимаете слова из “Повести временных лет” о пользе “учения книжного”?

4. Изучение нового материала. (15 мин.)

Слово преподавателя. “Повесть временных лет” была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе”.

Запишем в тетради определение сказания. (Слайд 10).

В названии темы есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году. (Слайд 11)

Прослушивание фонохрестоматии. Окончание “Сказания…” учащиеся обыгрывают в виде сценки.

Беседа.

Какие слова показались непонятными? (Словарная работа: вече, печенеги, корчага, восвояси). (Слайды 12–14)
– Когда происходит действие “Сказания…”?
– Что значит “осада затянулась”, и почему был в городе “голод сильный”?
– Почему горожане сначала решили сдаться печенегам?
– Почему жители с радостью послушались мудрого старца?
– В чем заключался план спасения города мудрым старцем?
– Какой смысл заложен во фразе горожан “ибо мы имеем пищу от земли”?
– Какие качества проявил старец?
(Слайды 15–16)

5. Подведение итогов урока. (7 мин.)

Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем?
– Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? (Слова Д.С.Лихачева –
Слайд 17. )

6. Задание на самоподготовку. (2 мин.) Слайд 18.




















Новгород,Николо- Дворищенский сопор. Фрагмент фрески "Иов на гноище»





Икона Мирожской Божьей Матери с предстоящими св. князьями Довмонтом и Марией Дмитриевной. Монастырь был одним из культурвых центров Пскова, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частносто «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была погата.







Еще одно, последнее сказанье И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанвый от пога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердвый, безымянвый, Засветит он, как я, свою лампаду И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православвых Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро А за грехи, за темвые деянья Спасителя смиренно умоляют.

Въ л ѣ то Володимеру шедшую к Новугороду по в ѣ рхъние во ѣ на печен ѣ гы, б ѣ по рать велика бес перестук. В то же время ув ѣ даша печен ѣ з ѣ, яко князя н ѣ ту, придоша и сташа около Б ѣ лагорода. И не дадяхуть выл ѣ сто из града. Б ѣ по голодъ великъ вь град ѣ, и не лз ѣ Володимиру помочи, и не б ѣ лз ѣ пойти ему, и еще по ся бяхуть не собрали к нему вои, печен ѣ гь же б ѣ множество много. И удолжишася, стоячие вь град ѣ люди, и б ѣ глад великъ. И створила в ѣ че вь град ѣ и р ѣ ша: «Се хочешь помрете от глада, а от князя помочи н ѣ тъ. Да луче ли вы умрете? Вдадимся печен ѣ гомъ, да кого ли оживят, кого ли умертвить, уже помираемь от глада». И такой св ѣ тъ створила. И б ѣ же одинъ старець не былъ в в ѣ чи томь, вьпрашаше: «Что ради створила в ѣ че людье?» И пов ѣ даша ему, яко утро хотять ся людье передачи печен ѣ гомъ.

sensei - 27.02.2017

Сказание о белгородском киселе

Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Бел­городу, но приступом взять не смогли. Окружи­ли они тогда город и взяли в осаду. Долго про­должалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси)

и сказали: «Разве лучше нам так умереть? - сдадимся печенегам - кого пусть оставят в жи­вых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода». Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться вра­гам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по од­ной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтуш­ку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку.

На следующий день пригласили в город не­скольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из... колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказа­ли: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем.

Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творче­ство - художественное воплощение его. В пре­даниях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость. В «Сказании о белгородском киселе» мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает рус­скую землю от нашествия печенегов. Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хит­рости, сильного без показного хвастовства соб­ственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.

Глоссарий:

        • Сказание о Белгородском киселе краткое содержание
        • сказание о белгородском киселе
        • краткое содержание сказание о белгородском киселе
        • сказание о белгородском киселе читать
        • сказание о белгородских колодцах

(Пока оценок нет)

Сказание о белгородском киселе литература, которая относится к Повести временных лет. Спасибо за комментарий. Благодаря ему я понял, что книгу нужно обязательно прочитать. И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки. Сказание о белгородском киселе читать онлайн. Сказание о белгородском киселе литература, которая относится к Повести временных лет. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Популярные книги Расширенный поиск. Напишите Пожалуйста Очень Краткий Пересказ Сказание о белгородский колодцах. Вырыли два колодца, вставили в них кади. В одну бросили болтушку, на которой варят кисель В другую вылили сыть, сделанную из меда.

Сказание о белгородском киселе. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. Сказание о белгородских колодцах.rar. Урок соответствует рабочей программе, которая есть в папке . Как белгородцы перехитрили печенегов? Жители сделали, как он требовал, и вырыли по его указанию два колодца. Сказание о белгородском киселе. Сказание о белгородском киселеЭто случилось в те далекие времена, когда на о белгородском киселе читать; сказание о белгородских колодцах.

Первый свод этой летописи назывался Древнейший и был составлен еще 1. Потом его дописывали и дорабатывали монахи Никон, Иоанн, Нестор, Сильвестр. Таким представлял себе летописца скульптор Антокольский: Рис. Нестор- летописец. Никон, Иоанн, Нестор, Сильвестр – монахи Киево- Печерской лавры. Именно в лавре была создана «Повесть временных лет» История Киево- Печерской лавры начинается в 1. Она была основана греческим монахом Антонием в пещерах близ Киева (сейчас в центре города).

Киево- Печерская лавра. Киево- Печерская лавра становится важнейшим духовным центром православия, а во времена нашествия монголо- татар - и центром сопротивления врагам.

Огромное количество православных в разные века шли на поклон к Киево- Печерским святыням. Прочитайте фрагмент летописи: В лето 6. А мы живем в двухтысячных. Дело в том, что летописцы вели счет от сотворения мира, а современный европейский календарь считает время от рождества Христова. До 1 января 1. 70. Этот расчет был принят при простом погодовом пересчете событий священной истории от Адама до нашего времени. Год сотворения мира, 5.

Священного Писания в 3. Констанция. 1. 9 декабря 1. Петр I подписал указ. А Россия до 1. 91. Гаем Юлием Цезарем. К 1. 91. 8 году разница между юлианским и григорианским календарем составляла 1.

Сказание О Белгородских Колодцах Читать Книгу Полностью

Поэтому было решено перейти на общеевропейский календарь. И 1. 91. 8 год начался с 1. Именно поэтому мы до сих пор празднуем старый новый год в ночь с 1. Каждый летописец начинал повествование с самых давних времен: от сотворения мира, переписывал немалую часть Библии и труды своих предшественников. Летописцем, как правило, был монах, поэтому, рассказывая об исторических событиях, он судит о них как христианин и все события соотносит с теми, которые были описаны в Библии. Почему же каждому летописцу было так важно начать с начала?

Почему было просто не продолжить рассказ? В Древней Руси человек не мог оторвать событие настоящее тех, что ему предшествовали, настоящее – это только звено в цепи, связывающей прошедшее и будущее. Летописец видит Русскую землю как бы с большой высоты. Он стремится вести повествование о всей Русской земле, сразу и легко переходит от событий в одном княжестве к событиям в другом – на противоположном конце Руси» Д.

С. Лихачев. Панорама – от греческого «видеть все»«Повесть временных лет» заканчивается 6. Лаврентьевской и Ипатьевской. Поэтому летопись – это всегда свод, так как в ней сводятся, соединяются тексты разных произведений (летописей, документов, житий святых, устных народных преданий с текстом, принадлежащим самому летописцу). Прочитайте одно из таких преданий «Сказание о белгородском киселе», включенных Нестором в летопись. Как вы думаете, с какой целью он это сделал?

В год 6. 50. 5 (9. Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов (Источник) так как была в это время беспрерывная великая война.

Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: . Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам - кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода. И так порешили на вече.

Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: . И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: . Они же с радостью обещали послушаться. Они же радостно пошли и собрали.

И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами.

И сказали горожане, придя к печенегам: . Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: ?

Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 1. Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами.

И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: . Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились.

И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси. Даже из самой безвыходной ситуации можно выйти победителем. Враг может быть сильнее, но его можно победить хитростью. Есть пословица «Хитрость силу берет», она очень кратко и точно формулирует основную мысль сказания. В драме «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина летописец Пимен говорит о молодому монаху о смысле своей работы, смысле своей жизни так: Еще одно, последнее сказанье - И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда- нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду - И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро - А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют. Получается, самое главное в труде летописца - правдивость.

Именно летописи дают возможность нам, далеким потомкам, узнать о предках, их деяниях, подвигах и преступлениях, представлениях о добре и зле, а значит, летописи, рассказывающие о прошлом, в большой степени определяют наше настоящее и даже будущее. Список рекомендованной литературы 1. Учебник- хрестоматия для 5 класса под редакцией Коровина В. Я. 4. 8 - 5. 2. Рекомендованное домашнее задание. Прочитайте еще один отрывок из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока киевлянина». В чем сходство и в чем различие этих сказаний, включенных в летописный свод.