Биографии Характеристики Анализ

Мчс россии. Возникновение и развитие нейробиологии

Хотя все разделы морфологии развивались в нашей стране весьма успешно, все же наиболее плодотворной оказалась разработка вопросов строения нервной системы. В этой области науки ярко проявилась идейная и творческая преемственность между представителями нескольких поколений отечественных ученых.

Еще в 1867 г. известный анатом А. П. Вальтер в передовой статье журнала "Современная медицина" писал: "Россия - ныне преимущественно страна анатомии и физиологии нервной системы. Это наше, так сказать, любимое чадо".

Заслуживают специального изучения морфологические корни нервизма в России. Глубокую заинтересованность русских врачей в познании принципов строения нервной системы можно проследить на протяжении всего XIX века. От Е. О. Мухина тянется прямая линия развития анатомических знаний в области неврологии. Особенно интенсивно умножались эти знания после применения микроскопа для изучения нервной системы и после того, как были разработаны методы получения тонких срезов органов и их окраски.

Весьма важной вехой на пути развития морфологии нервной системы является работа Е. О. Мухина "О местоположении и действии чувствительности", изложенная в виде речи на латинском языке в 1817 г. в Московском университете. Чувствительность, по Мухину, свойственна нервам "в силу особенностей их строения, главным образом благодаря их периферическим окончаниям". Е. О. Мухин называет чувствительные нервные окончания - перцепторами, а не рецепторами, как их обозначают сейчас. Таким образом, о концевых аппаратах чувствительных нервов Е. О. Мухин заговорил впервые в 1817 г. за много лет до их открытия.

Чувствительные нервы принимают впечатления или импульсы от внешних и от внутренних причин. В головном мозге на основе полученных впечатлений составляется суждение о причине и о предмете. Е. О. Мухин рассматривает нервное проведение уже не как движение бесплотных нервных флюидов, а как процесс, сходный с электрическим током. Осуществляя функцию динамической связи органов и систем, нервы, по мнению Е. О. Мухина, "стоят на страже нашей жизни". Чрезмерные раздражения утомляют и истощают способность к восприятию чувствительности (например, слепота от очень сильного света, глухота от сверхгромких звуков). Сон и покой восстанавливают утраченную способность. Возбуждение деятельности органов немыслимо без стимулов, воспринимаемых чувствительной сферой. Ощущения, возникающие в одном органе, заставляют действовать другие органы: повторность таких явлений может стать законом.

Вопросами морфологии нервной системы в первой половине века занимались крупнейшие анатомы нашей страны. П. А. Загорский изучал варианты шейных симпатических узлов, связи тройничного нерва с другими чувствительными нервами. Еще раньше (1810) им был впервые описан нервный узел на нисходящей ветви подъязычного нерва. И. Б. Буяльский уделял внимание добавочному (1834) и лицевому (1845) нервам. И. С. Быстров изучал патологию головного мозга. В этом же направлении вели свои работы русские врачи В. Ф. Войцеховский, О. В. Варвинский и др. Имя анатома Ф. Бурдаха, бывшего профессора Дерптского университета, впервые было присвоено описанному им клиновидному пучку в составе проводящих путей спинного мозга.

Несомненно, под влиянием Е. О. Мухина воспитанники Московского университета И. И. Ястребцов и Ф. М. Забиякин выступали в 20-х годах XIX века с монографиями, посвященными нервной системе. Первый из них в 1825 г. подробно изложил анатомию и физиологию нервной системы, второй в 1829 г. дал обстоятельный разбор учения о строении и функциях ганглиозной (симпатической) нервной системы, которая в нормальном состоянии функционирует вместе с цереброспинальной системой. В противоположность взглядам Биша Ф. Т. Забиякин утверждал, что так называемые вегетативные функции зависят от цереброспинальной нервной системы.

В научной деятельности гениального русского анатома и хирурга Н. И. Пирогова нервной системе отводилось почетное место. Он изучал поведение больных после травмы мозга и проверял свои наблюдения на экспериментальных животных. С именем Н. И. Пирогова связаны первые попытки научного объяснения влияния эфира на нервную ткань.

Богатый русский помещик И. В. Рклицкий пожелал поощрить анатомические исследования центральной нервной системы. Умирая в 1857 г., он завещал капитал для учреждения премии его имени для награждения лучших работ по этой теме.

В 50-х годах XIX века появились классические работы Н. М. Якубовича, посвященные тонкому строению головного и спинного мозга. В результате были открыты симпатические ядра в боковых рогах серого вещества спинного мозга и вегетативное ядро глазодвигательного нерва. За достижения в неврологии Академия наук в Париже присудила Н. М. Якубовичу премию.

Первая попытка классификации нервных клеток спинного мозга также сделана Н. М. Якубовичем. Он высказал мнение о наличии в веществе спинного мозга клеток, воспринимающих раздражение, клеток двигательных и клеток симпатических. Выводы Н. М. Якубовича широко цитировались в мировой печати [см. Richter, 1863; Vulpian, 1875, и др.].

После известных работ Н. М. Якубовича и Ф. В. Овсянникова в России широко развернулись научные исследования по морфологии нервной системы (Петербург - лаборатории М. Д. Лавдовского и А. С. Догеля, Москва-лаборатория А. И. Бабухина, Казань - лаборатории И. М. Догеля и К. А. Арнштейна, Томск - лаборатория А. Е. Смирнова, Киев - лаборатории В. А. Беца и Н. А. Хржонщевского, Харьков - лаборатория К. В. Кучина и А. К. Белоусова).

В Киевском университете в описываемый период сложились весьма благоприятные условия для развертывания неврологических исследований. Кафедрой общей гистологии университета заведовал Н. А. Хржон-щевский. В руководимой им лаборатории велись интересные исследования периферической нервной системы с помощью оригинальных методик. Сам он интересовался иннервацией капилляров, впервые осуществив прижизненное наблюдение сужения и расширения сосудов плавательной перепонки и брыжейки. Его ученик Владимир Егоров выполнил ценную работу по иннервации легких лягушек.

Студент И. Киселев в 1870 г. под руководством Н. А. Хржонщевского написал работу "Об окончаниях чувствительных нервов мочевого пузыря". Это была первая работа по интрамуральной иннервации мочевого пузыря.

Удается проследить генетическое направление научных работ. Всем известно открытие профессором П. И. Перемежко явлений кариокинеза - сложного развития клеток. Ф. М. Ломинский в 1882 г. специально исследовал деление нервных клеток. Д. К. Третьяков изучал нервную систему низших позвоночных. Его сравнительно-анатомические работы на протяжении более сорока лет принесли ему всеобщую известность.

В лаборатории А. К. Белоусова М. А. Попов выполнил исследование нервов желчного пузыря, Г. М. Иосифов изучал иннервацию вилочковой железы, В. П. Воробьев - нервы сухожилий.

На фоне многочисленных достижений в нейроморфо-логии выделяется всемирно известными успехами Казанская нейрогистологическая школа. Здесь под руководством К. А. Арнштейна развернули свои исследования А. С. Догель, А. Е. Смирнов, Д. А. Тимофеев, В. В. Николаев, используя метод окраски нервов мети-леновым синим. Открытие афферентных нервов и их окончаний, экспериментальное изучение синапсов, обнаружение добавочного волокна рецепторов, филогенетические закономерности периферической иннервации - все это служило умножению славы Казанской школы.

Таким образом, во второй половине XIX века отечественная физиология имела возможность опираться на прочную морфологическую базу. Именно на этой базе и выросло идейно подготовленное трудами великих русских философов-материалистов учение Сеченова - Боткина - Павлова, называемое нервизмом.

Нейробиология … Орфографический словарь-справочник

Сущ., кол во синонимов: 1 биология (73) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

нейробиология - нейробиоло/гия, и … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Нейробиология - раздел биологии, предметом которого является изучение деятельности нервной системы … Словарь по психогенетике

Наука, изучающая связь активности головного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами и поведением. Особое внимание когнитивная нейробиология уделяет изучению нейронной основы мыслительных процессов. Когнитивная… … Википедия

Салиентность это термин заимствованный из английского языка обозначающий свойство объекта, человека, пиксела, т.д. выделяться на фоне группы других, соседних объектов того же типа. Нахождение салиентных объектов считается ключевым механизмом… … Википедия

Нейробиология наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы. Изучение поведения является также разделом нейробиологии. За рубежом, а в последние 5 6 лет также и в России всё… … Википедия

Нейробиология наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы. Изучение поведения является также разделом нейробиологии. За рубежом, а в последние 5 6 лет также и в России всё… … Википедия

Книги

  • Нейробиология и нейрофармаколог , В. А. Дубынин, Ю. В. Добрякова, К. К. Танаева. В монографии рассматриваются собственные и литературные данные, характеризующие нейроанатомические и нейромедиаторные основы материнского поведения и материнской мотивации; особое внимание…

Нервная система (Systema nervosum) является одной из ведущих интегрирующих систем организма, и вместе с эндокринной и сердечно-сосудистой системами объединяет организм в единое целое. По Павлову И.П., организм - не механическая сумма составляющих его частей, а сложная, динамическая система, все части которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Организм находится в постоянном и тесном контакте с внешней средой. В процессе жизни организм адаптируется к условиям окружающей среды. Уровень его приспособляемости к внешней среде контролируется нервной системой. Таким образом, Systema nervosum обеспечивает связь организма с внешней средой, управляет работой всех органов и связывает все части организма в единое целое. Она осуществляет координацию кровообращения, лимфоотока, метаболических процессов, которые в свою очередь влияют на состояние деятельности нервной системы. Павлов И.П. писал: «Деятельность нервной системы направляется, с одной стороны, на объединение, интеграцию всех частей организма, с другой - на связь организма с окружающей средой, на уравновешивание систем организма с внешним миром»

Нервная система работает по принципу обратной связи, т.е. импульс по ее периферической части идет в мозг, а из мозга по той же периферической части к рабочему органу. Надо помнить, что всяким ответом на раздражение будет движение, поэтому нервная система развивается параллельно с опорно-двигательным аппаратом.

Наука, изучающая нервную систему называется - Neurologia.

Фило- и онтогенез нервной системы. В процессе исторического развития нервная система проходит ряд последовательных этапов:

I этап - Гуморальный этап. Связь организма с окружающей средой осуществляется посредством специфической жидкости, находящейся как вне, так и внутри его. Этот этап характерен для одноклеточных организмов.

II этап - Диффузный этап. Связь организма с внешней средой осуществляется при помощи нейронов, отростки которых, контактируя друг с другом, образуют сеть. Эта сеть пронизывает все тело многоклеточного организма, потому при раздражении сокращается все тело. Сетчатый тип нервной системы характерен для кишечно-полостных (гидра, медуза, полипы).

Отражением этого этапа у высших позвоночных является парасимпатическая часть вегетативной нервной системы.

III этап - Ганглиозный этап. На этом этапе нейроны образуют скопления (ганглии), которые располагаются не беспорядочно, а сегментарно, метамерно и соединяются нервными отростками. Раздражение уже локализуется в пределах одного сегмента Ганглиозный тип нервной системы характерен для высших червей, членистоногих. Отражением этого этапа у высших позвоночных является симпатическая часть вегетативной нервной системы.

IV этап - Трубкообразный этап сопровождается концентрацией нервных ганглиев в виде нервной трубки, внутри которой имеется полость. Такое строение нервной системы характерно для всех хордовых - от ланцетника до млекопитающих и птиц.

V этап - Следующий этап связан с совершенствованием органов чувств, прогрессивным развитием передней части нервной трубки и формированием головного мозга (т.е. происходит энцефализация). Вначале формируется один мозговой пузырь, затем двумя перетяжками расширение перешнуровывается с образованием 3-х первичных мозговых пузырей. В последствии 1-й и 3-й еще раз разделяются на два отдела. Таким образом, формируется 5 мозговых пузырей, из которых в последствии развиваются 5 отделов головного мозга. Полости мозговых пузырей преобразуются в желудочки, внутри которых циркулирует цереброспинальная жидкость (ликвор). Ликвор обеспечивает нейроны питательными веществами и кислородом, выполняя роль посредника между кровью и нервной тканью. Таким образом, стимулом для развития головного мозга явилось дальнейшее совершенствование рецепторного аппарата животных (органов чувств).

Что же касается спинного мозга, то стимулом для его развития явилась двигательная активность животных. Это сначала привело к образованию туловищного мозга, который в процессе развития заменился спинным мозгом с отходящими от него спинномозговыми нервами ко всем сегментам тела.

В онтогенезе нервная система развивается из эктодермы, в которой сначала выделяется нервная пластинка, в ней появляются нервные валики, которые смыкаясь, формируют нервную трубку.

В краниальном конце нервной трубки вначале появляются 3 мозговых пузыря, а затем путем деления 2-х из них - 5 мозговых пузырей. Из этих 5-ти мозговых пузырей в дальнейшем формируется 5 отделов головного мозга.

Из каудального конца нервной трубки развивается спинной мозг, который вначале эмбриогенеза соответствует длине позвоночного канала, а затем занимает лишь только часть его, так как растет медленнее позвоночного столба.

Нейрофизиология определяет изучение центральной нервной системы и ее функции, подключается к трансляционной науке, неврологии, нейробиологии, психологии, нейроанатомии, электрофизиология, когнитивным наукам.

Как наука нейрофизиология занимается изучением, диагностикой и лечением всех категорий заболеваний, сопровождающихся центральной, периферической и автономной нервной систем.

Нейрофизиология — это союз неврологии и физиологии изучающими функционирование нервной структуры. Неврология — это особая отрасль медицинской науки, которая занимается в первую очередь нарушениями в центральной нервной системе.

Цель нейрофизиологии понять, как мозг работает для продвижения методов лечения заболеваний и расстройств нервной системы . Этот тип исследований требует расследования сложных функций структуры на всех уровнях живого. В связи с тем, что нельзя использовать людей для этой работы, нейрофизиологи чаще всего используют животных. Ученые используют животных, чтобы выяснить, как болезни и их потенциальная терапия воздействует на весь организм. Они проводят экспериментальные процедуры различными альтернативными методами.

Глоссарий по нейрофизиологии

Основные отделы головного мозга человека

Нейрохирургия

Нейрохирургия — область медицины которая занимается вопросами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации расстройств, влияющие на любую часть нервной структуры, включая работу мозга, спинной мозг, периферические нервы и экстракраниальные сосуды головы.

Неврологические расстройства

Неврологические расстройства являются заболеваниями главного органа центральной нервной системы, позвоночника и нервов. Есть более чем 600 заболеваний нервной системы, таких как опухоли головного мозга, эпилепсия, болезнь Паркинсона, инсульт, а также менее знакомые, например, лобно-височная деменция.

Черепно-мозговая травма

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) — это комплекс травм с широким спектром симптомов и физических повреждений. Черепно-мозговая травма обычно является результатом сильного удара или толчка в голову или тело. Объект проникает в череп, как пуля или расколотый кусок черепа, которые также могут вызвать черепно-мозговую травму.

Лимбическая система

Лимбическая система — сложный набор структур, который лежит по обе стороны от таламуса мозга. Она включает гипоталамус, гиппокамп, миндалевидное тело, и несколько других близлежащих частей. Похоже, в первую очередь отвечает за нашу эмоциональную жизнь и имеет много общего с формированием воспоминаний.

Спинной мозг

Спинной мозг является наиболее важной структурой между телом и головой. Спинной мозг простирается от большого затылочного отверстия, где он как непрерывный продолговатый на уровне первого или второго поясничного позвонка. Это жизненно важная связь между головой и телом и от тела к главному органу центральной нервной системы.

Нейроэндокринология

Нейроэндокринология изучает взаимодействие нервной и эндокринной систем, в том числе биологических особенностей клеток, участвующих и обменивающихся информацией. Нервная и эндокринная системы часто действуют вместе в процессе, называемом нейроэндокринной интеграцией. Нейроэндокринология отслеживает регулирование физиологических процессов человеческого организма.

Гипофиз

Гипофиз является важной железой в организме и его часто называют главной железой, поскольку он контролирует ряд других гормональных желез . Гипофиз, как правило, размером с горошину и состоит из двух частей — передней части, называемой передней долей гипофиза и задней частью, называемой задней долей гипофиза.

Гипоталамус

Гипоталамус — это участок главного органа центральной нервной структуры, который отвечает за производство в организме важнейших гормонов, химических веществ, которые помогают контролировать различные клетки и органы. Гормоны гипоталамуса регулируют физиологические функции, такие как регулирование температуры, жажда, голод, сон, настроение, половое влечение и высвобождение других гормонов в организме.

Нейронная модель

Нейронные области моделируют математические основы машинного обучения, которые сочетают идеи нейронных сетей, логики и моделью распознавания. Это также упоминается как поле моделирования, теория поля моделирования, максимальное правдоподобие искусственных нейронных сетей.

Гиппокамп

Гиппокамп является частью главного органа центральной нервной системы, который участвует в формировании памяти, упорядочение и хранение. Это структура лимбической системы, что особенно важно в формировании новых воспоминаний и подключая эмоции и чувств, такие как запах и звук, воспоминания. Гиппокамп имеет форму подковы. Это парная структура, одна часть гиппокампа расположена в левом полушарии, а другая в правом полушарии.

Методы и задачи нейрофизиологии мозга человека

Нейрофизиология также играет роль в контроле людей, которые имеют заболевания головного мозга, вирусный энцефалит, менингит, инсульт или страдающих слабоумием. Эта наука проводит исследования в специальных средах или отделах.

Нейрофизиология — междисциплинарная область, которая охватывает исследования по молекулярной, клеточной и системной нейрофизиологии, функциональной морфологии, нейрофармакологии и нейрохимии. Нервно-мышечная физиология, нейронные механизмы высшей нервной деятельности и поведения, медицинские аспекты нейрофизиологии и моделирования нейронных функций, также изучаются этой наукой.

Исследования включают:

  • ЭЭГ (электроэнцефалография) — запись электрической активности и работа мозга с кожи головы, которая в основном используется в диагностике эпилепсии и мониторинга людей с этим условием.
  • Вызванные потенциалы — это анализ биоэлектрических сигналов работы головного мозга в ответ на определенные раздражители, например, мигающий свет или звуки. Вызванные потенциалы используются в диагностике различных заболеваний, в том числе рассеянного склероза и заболеваний глаз, как ночная слепота.
  • ЭМГ (электромиография) — оценивает функции нервов и мышц в организме. Электромиография используется в условиях, влияющих на функции нервов и мышц, в том числе миастения, заболевание невромы Мортона (утолщение нерва стопы). Чаще проявляется у женщин из-за хождения на высоких каблуках.

Наука по изучению работы головного мозга

Весом меньше полутора килограммов, человеческий говорит, что это самый сложный орган любого живого примата.

Но также, как большинство практически идентичен среди млекопитающих и несет главное сходство в структуре, функции и работе мозга тех видов, которые наиболее тесно связаны с человеком на древе жизни. Однако, даже нервная система от простейших организмов предлагает подсказки о функции и работе человеческого мозга. Исследователи также изучают, чтобы определить ключевые различия главного органа центральной нервной системы, которые наделяют людей уникальными когнитивными способностями и абстракцией.

Нейрофизиологи изучают различные модели животных от рыбок до певчих птиц. Простота нервной системы нематод аскариды (круглый червь) позволила ученым проследить все его нервные соединения. Это понимание может привести к пониманию связей в работе человеческого мозга. Исследователи также изучают химические вещества в животном мире в надежде найти новые лекарственные средства.

Животные мозги имеют большое разнообразие форм и размеров, но размер является плохим показателем интеллекта.

Мозг жирафа почти такой же большой, как человеческий мозг, но интеллект жирафа находится, как известно, на низком уровне.

Не размер главного органа центральной нервной системы имеет значение, а количество нейронов и где они находятся. В коре человеческого мозга, в этом сморщенном на внешний вид органе, отвечающем за язык, мышление и обработку информации содержится 16 миллиардов нейронов, больше чем у любого другого животного.

Очевидно, это объясняет человеческие улучшенные когнитивные способности. Ученые изучают других животных, чтобы определить как аналогичным образом плотные участки главного органа центральной структуры нейронов могут повлиять на функции и работу мозга.

В системе подготовки специалистов с высшим образованием не только в области медицины, но и в таких областях как педагогика и психо­логия знание анатомии нервной системы занима­ет важное место. Это вполне понятно, так как изучение строения и функций нервной системы человека, и в первую очередь его головного мозга, являет­ся непременным условием не только для понимания процессов жизнедея­тельности человека, но и для формирования адекватных способов воздейст­вия на его организм, применяемых как в педагогической практике, так и в целях психологической коррекции.

Учебный вопрос № 1 Анатомия как наука, ее разделы, группы наук, изучающих морфологию нервной системы.

Анатомия (греч. «anatemno » – рассекаю) является самой древней из наук и изучает строение тела человека, его внешнюю форму, разлитие и строение отдельных органов и систем органов, обеспечивающих все жизненные проявления организма. Анатомия человека относится к числу базовых (фунда­ментальных) наук о человеке. включает следующие частные дисциплины: нормальную анатомию , изучающую строение здорового человека и его органы; патологическую анатомию - морфологию больного человека; топографическую анатомию - науку о местонахождении любого органа в человеческом теле; динамическую анатомию, изучающую двигательный аппарат с функциональных позиций, что имеет значение для правильного физического развития человека.

Изучение центральной нервной системы традиционно начинается с анатомии, так как без знания основных элементов нервной системы и их взаимосвязей невозможно изучать функции ЦНС.

Анатомия нервной системы является одним из разделов анатомии человека, в котором рассматриваются строение и развитие головного и спинного моз­га, а также периферической нервной системы, включающей нервы, нервные узлы (ганглии), нервные сплетения и автономную нервную систему. В анатомии нервной системы отражен принцип единства строения организма и его функций. Наряду с физиологией, антро­пологией, генетикой и другими медико-биологическими и психолого-педа­гогическими дисциплинами она закладывает фундаментальные знания о закономерностях жизнедеятельности организма человека, определяющих характер его повеления. Строение и функции органов взаимосвязаны, поэтому их понимание невозможно в отрыве друг от друга.

Физиология человекаисследует жизненные функции организма и его отдельных частей. Общая физиология исследует основные закономерности реагирования живых организмов на воздействия среды. Сравнительная физиология тесно связана с эволюционной физиологией и изучает особенности функционирования, как целостного организма, так и тканей и клеток организмов разных видов. Специальные разделы физиологии , изучают физиологию разных видов животных или физиологию отдельных органов (сердца, почек и т.д.).

Изучению нервной системы посвящён раздел знаний, называемый в России и странах Европы неврологией , то есть учением о нервной системе, а в Америке – нейробиологией . Этот раздел представлен науками, изучающими нервную систему на разных уровнях и с помощью разных методов.

К первой группе наук, изучающих морфологию нервной системы и образующих её элементов, относятся:

1. Анатомия ЦНС – изучает морфологию нервной системы на органном уровне.

2. Гистология ЦНС (греч. «histos » – ткань) изучает строение нервной системы на тканевом и клеточном уровнях. К анатомии и гистологии примыкает эмбриология , которая изучает процессы образования клеток, оплодотворение, зародышевое (внутриутробное) развитие отдельных тканей и всего организма.

3. Цитология ЦНС (греч. «с ytos » – клетка) изучает строение нейронов и клеток глии на клеточном и субклеточном уровнях.

4. Биохимия и молекулярная биология ЦНС изучают строение нейронов и вспомогательных клеток нервной системы на субклеточном и молекулярном уровнях.

Следующая группа дисциплин изучает функции нервной системы с помощью экспериментов и моделирования процессов, происходящих в ней:

    Физиология ЦНС исследует общие закономерности функционирования нервных клеток, отдельных структур ЦНС и всей нервной системы в целом.

    Физиология анализаторов (сенсорных систем) изучает работу структур, воспринимающих и перерабатывающих информацию.

Все вышеперечисленные науки изучают работу ЦНС с помощью объективных методов исследования. В отличие от них, психология и нейропсихология делают упор на субъективные, косвенные методы изучения психики человека и процессов в ЦНС, лежащих в её основе.

При изучении связи поведения со структурами и функциями ЦНС учёные опираются на основной постулат современной неврологии , который гласит, что всё многообразие и уникальность психической деятельности человека, функции здорового и больного мозга могут быть объяснены из особенностей строения и свойств основных анатомических структур мозга.

Прежде чем перейти к конкретному изложению материала по анатомии нервной системы, необходимо сделать краткий обзор основополагающих представлений о строении человеческого тела.