Биографии Характеристики Анализ

Медный всадник темы и мотивы поэмы. Основные мотивы лирики

Основные темы и мотивы лирики Пушкина

1. Мотив свободы: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Свободы сеятель пустынный», «Арион». Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность. Свобода – основа дружбы, условие творчества. Слова «свобода», «вольность», «вольный» - ключевые слова пушкинского словаря.

2. Тема назначения поэта и поэзии: «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Творчество должно служить высшему идеалу. Твёрдость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам и почестям – вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов.

4. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье», «я вас любил», «на холмах Грузии», «Признание», «Мадонна». Основные черты любовной лирики Пушкина – благородство, искренность чувств, способность самоотречения, бескорыстное восхищение красотой. Любовь – источник вдохновения.

5. Философская тема: «Три ключа, «Элегия»(1830), «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Пора, мой друг, пора…», Странник». Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мира.

Тема 1.3 Поэма «Медный всадник» .

История создания

Поэма «Медный всадник» была написана в Болдине осенью 1833 года. В этом произведении Пушкин описывает одно из самых страшных наводнений, которое произошло в 1824 году и принесло страшные разрушения городу.

Герои поэмы

В «Медном всаднике» два главных героя: Петр I, присутствующий в поэме в виде оживающей статуи Медного всадника, и мелкий чиновник Евгений. Развитие конфликта между ними определяет основную мысль произведения.

Авторское отношение к Петру Великому неоднозначно. С одной стороны, в начале произведения Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва». С другой –Петр - самодержец представлен в поэме не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворение бесчеловечной государственности.

Евгений - «человек обыкновенный» («маленький» человек): он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь.

Конфликт

Конфликт «Медного всадника» состоит в столкновении личности с неизбежным ходом истории, в противостоянии коллективной, общественной воли (в лице Петра Великого) и воли личной (в лице Евгения). Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и государственными интересами и интересами личности.


"И всплыл Петрополь, как Тритон, "Где же дом?"
По пояс в воду погружен".

И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой -
Как будто грома грохотанье..."

Иллюстрации художника А.Бенуа

Тема 1.4 М.Ю. Лермонтов (1814-1841). Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 г. в Москве в семье армейского капитана. После ранней смерти матери воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии. Получил превосходное домашнее образование.

С 1827 года Лермонтов живёт в Москве, обучается в Благородном пансионе Московского университета, позднее в Московском университете на нравственно- политическом, а затем словесном отделении. Ранние поэтические опыты свидетельствуют об увлечении романтической литературой. Пережитые в 1830-1832 годах увлечения Е.Сушковой, Н.Ивановой, В. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов. Одновременно идёт работа над романтическими поэмами «Корсар», «Преступник», «Два брата», «Демон», «Исповедь».

Оставив университет, Лермонтов в 1832 г. переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом гусарского полка в 1834 году.

К началу 1837 года у него нет литературного статуса: многочисленные стихотворения и поэмы в печать не отданы, романы не закончены.

Слава к Лермонтову приходит со стихотворением «Смерть поэта»(1837). Стихотворение вызвало гнев Николая I, Лермонтов был арестован и вскоре переведён прапорщиком на Кавказ. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки.

С 1838 по 1840 год служит в гусарском полку, завоёвывая большой свет и мир литературы. В это время написан роман «Герой нашего времени».

После дуэли с сыном французского посла Лермонтов был переведён на Кавказ. Весной 1841 года, возвращаясь из отпуска, поэт задерживается в Пятигорске. Случайная ссора с Н.Мартыновым приводит к дуэли и гибели Лермонтова.

Лермонтов начинал писать как романтик. В атмосфере 30-х годов, характеризующихся наступлением реакции, Лермонтов переживал общественные противоречия России как всемирные противоречия. Центральной темой его поэзии стал конфликт между сильной личностью и существующей действительностью. Героическая личность, несущая в себе все противоречия мироздания - вот лирический герой Лермонтова. Стремление к абсолютной внутренней свободе, внутренний разлад героя, отражающий дисгармонию Вселенной, борьба в человеческой душе добра и зла, мотивы странничества, одиночества являются основными в лирике поэта.

Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1828- 1836) и зрелый (1837 - 1841).

· Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

· В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.


Тема 1.5 Н.В. Гоголь (1809-1852). Сведения из биографии.

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Происходил Гоголь из семьи небогатых помещиков. В 1818 - 1819 годах Николай Васильевич учился в Полтавском уездном училище, а с 1821 по 1828 годы - в Нежинской гимназии высших наук. К этому периоду относятся первые литературные опыты Гоголя в прозе и в стихах.
Окончив гимназию, он в декабре 1828 года переехал в Петербург. В 1829 году Гоголь опубликовал первый литературный труд – «Ганс Кюхельгартен», однако это произведение не имело успеха. Гоголь уезжает в Германию, однако вскоре возвращается. В 1831 году Гоголь познакомился с А.С.Пушкиным, что оказало положительное влияние на дальнейшее творчество Гоголя. В 1831 - 1832 годах Гоголь пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки»; это произведение делает его знаменитым. А после публикации сборников «Миргород» (1835) и «Арабески» (1835) В.Г.Белинский назвал Гоголя «главою литературы, главою поэтов».
В 1836 году в Александринском театре был поставлен «Ревизор» Гоголя, однако эта постановка разочаровала писателя, так как из острой социальной комедии превратилась в водевиль.
Летом 1836 года Гоголь уезжает в Италию, в Рим. Там он начинает работу над романом «Мертвые души», который был напечатан в 1842 году, работа над вторым томом, который был начат еще в 1840 году, продвигалась трудно и мучительно.
Вскоре вышло четырехтомное собрание сочинений Гоголя, где была и повесть «Шинель», воплотившая в себя тему униженности «маленького человека».
Летом 1845 года Гоголь, находясь в тяжелом душевном состоянии, сжег рукопись второго тома «Мертвых душ».
Весной 1848 года Гоголь окончательно вернулся в Россию (совершив впоследствии лишь две непродолжительные поездки за границу), в Москву, продолжив работу над вторым томом «Мертвых душ».
В начале 1852 года новая редакция романа была практически готова, однако 12 февраля 1852 года, в связи с болезнью и глубоким душевным кризисом, писатель сжег и этот труд. Через несколько дней, 21 февраля, он умер. Гоголя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря. В 1931 году останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

«Солнце русской поэзии….»

В.Ф. Одоевский


Период

Детство поэта

Годы

Болдинская осень

Петербург

Последние годы жизни




Арина Родионовна Яковлева (Матвеева)

Мария Алексеевна Ганнибал








Наумов. «Дуэль Пушкина с Дантесом.»

Адриан Волков. «Последний выстрел Пушкина»



Политическая лирика

Патриотические мотивы:

А)любовь к родной природе; б) гордость за героическое прошлое своего народа; в) чувство национальной гордости

Вольнолюбивые мотивы:

г)протест против самодержавия и крепостничества; д) стремление к «святой вольности»; е) воспевание свободолюбия, независимости человека


Стихотворения:

Ода «Вольность», «Лицинию», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар» , «Узник», «Птичка», "Свободы сеятель пустынный..." (1823), "К морю" (1824).


Пейзажная лирика

Стихотворения: «Осень», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча», «К морю», «Вновь я посетил…», «Деревня», "Редеет облаков летучая гряда..." (1820), "Кавказ" (1829), "Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю..." (1829), "Осень" (1833), "...Вновь я посетил..." (1835)


Философская лирика

Размышления поэта о смысле жизни, о назначении человека, о бессмертии души, о вечности бытия.

Стихотворения : «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Пирующие студенты», «Элегия», "Я пережил свои желанья..." (1821), "Бывало в сладком ослепленье..." (1823), "Дар напрасный, дар случайный..." (1828), "Анчар" (1828),"Бесы" (1830) и др.


Тема поэта и поэзии:

а)отношения поэта и власти; б) назначение художника в обществе; в) поэт и народ; поэт и толпа; г) оценка собственного творчества.

Стихотворения : «Пророк», »Памятник»,

«Поэт и толпа», «Эхо», «Чернь», «К Н. Я. Плюсковой», «Поэт»


Тема дружбы:

а)дружба как братский союз лицеистов; б) дружба как единство единомышлен-

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Пущину», «Друзьям», «Дельвигу»,


Любовная лирика:

а)любовь как идеальное, высокое чувство человека; б) любовь безответная

Стихотворения: «Я вас любил»,

«Я помню чудное мгновенье …», «Ее глаза», «Язык любви болтливой», «Желание славы»,

«Мадонна», «Сожжённое письмо», "На холмах Грузии лежит ночная мгла...« и др.


От греч. thema (основа сюжета произведения).

Интимная лирика

М.Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…»

Б.Л. Пастернак «Зимний вечер».

Пейзажная лирика

А.А. Фет «Чудная картина…»

С.А. Есенин «за темной прядью перелесиц…».

Лирика дружбы

Б.Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня».

Тема поэта и поэзии

М.И. Цветаева «Роландов Рог».

Патриотическая и гражданская лирика

Н.А. Некрасов «Родина»

А.А. Ахматова «не с теми я, кто бросил землю…»

Философская лирика

Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм»

И.А. Бунин «Вечер».

Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.

Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Но иногда поэт словно бы "прячется" за маской лирического героя, совершенно далекого от личности самого поэта; так, например, А Блок делает лирической героиней Офелию (2 стихотворения под названием "Песня Офелии") или уличного актера Арлекина ("Я был весь в пестрых лоскутьях..."), М.Цветаева - Гамлета ("На дне она, где ил..."), В.Брюсов - Клеопатру ("Клеопатра"), С.Есенин - крестьянского паренька из народной песни или сказки ("Матушка в купальницу по лесу ходила..."). Так что грамотнее, рассуждая о лирическом произведении, говорить о выражении в нем чувств не автора, а лирического героя.

Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.

Мотив

От франц. motif – букв. движение.

Устойчивый формально-содержательный компонент произведения. В отличие от темы имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте. Выявление мотива помогает понять подтекст произведения.

Традиционны в лирике мотивы борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.

Лейтмотив

Ведущий мотив в одном или во многих произведениях.

Мотив изгнанничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова « Тучи».

Мотив одиночества в ранней лирике В.В. Маяковского.

Список литературы.

Человек эпохиТворчество Пушкина – уникальное
явление. Вбирая в себя все
предшествующие литературные
эпохи, оно завершает процесс
развития литературы своего времени и
в то же время, создавая новый язык,
рождая новые темы и жанры, стоит у
истоков современной русской
литературы, открывая дорогу в
будущее.

Лирика
О природе
Философская
Свободолюбивая
Тема поэта и поэзии
Любовная

Пушкина
Поиск опоры "самостоянья человека",
идея домостроительства - важнейшие
составляющие пушкинской философской
лирики.
Проблемы цели и смысла жизни,
соотнесения бытия и личности,
самопознания, места человека в мире,
отношений с Богом и природой - центральные
Философские мотивы
вопросы всей русской литературы. Их
называют "вечными вопросами", потому что
нельзя найти на них однозначного ответа,
они всегда волновали и будут волновать
людей. И это залог бессмертия человечества,
потому что вечная жизнь духа - в этой
неуспокоенности, в этой бесконечной жажде
самопознания.

Брожу ли я вдоль улиц шумных.

Брожу ли я вдоль улиц
шумных,
Вхожу ль во многолюдный
храм,
Сижу ль меж юношей
безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны
своды И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век
забвенный,
Как пережил он век отцов…
Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль
улиц шумных…» было написано 26 декабря
1829 года. Оно представляет собой
философское размышление над
тридцатилетним итогом жизни поэта.
В стихотворении мысль о неизбежности и
предначертанности смерти. Здесь жизнь
представляется переходом к чему-то вечному,
абсолютному и неизбежному.
Кажется, что первая строфа звучит заунывно.
Такая «заунывность» помогает погрузится в
атмосферу безысходности, неотвратимости
смерти. Мысли поэта устремлены лишь к
одному: «Мы все сойдем под вечны своды…»
Мысль о смерти нагнетается в стихотворении
постепенно, и в каждом следующем
выразительном образе чувствуется все
большая неизбежность кончины.
В стихотворении поэт передает движение.
Это движение поэтической мысли, путь к
вечности через смерть. Именно благодаря
наличию движения можно понять, какое
именно идейное содержание вкладывает поэт
в свое стихотворение.

Воспоминания о Царском Селе

Свободолюбив
ая лирика

Арион.

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик
умный
В молчанье правил грузный челн;
А я - беспечной веры полн, -
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! -
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Стихотворение А.С. Пушкина «Арион» написано в 1827
году.
Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в
путешествие. У каждого на корабле своя работа:
«иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь
мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают
препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой,
«беспечной веры полн», поет им, уверенный в том,
что его талант, его песни помогают пловцам в их
нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый,
открытый, свободный, безусловно, очень близок
автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не
зная о готовящемся восстании, о замыслах его
руководителей, не зная о том, какое «плавание»
готовят его друзья.
Центральное событие стихотворения - «вихорь
шумный», разбивший корабль, унесший жизни и
кормщика, и пловцов. Это метафорическое
изображение восстания декабристов, его разгрома.
Для Пушкина события 1825 года были трагедией,
штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт,
Арион избежал гибели в шторме, он «на берег
выброшен грозою». Но эта случайность не сломала
героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны
прежние пою» - в этих словах и верность
декабристам,
и верность своим убеждениям, вере в справедливость.

И сердце вновь горит и люб
Что не любить оно не може
Любовная лирик

Сожженное письмо.

Прощай, письмо любви! прощай: она
велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо
любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои
приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий
дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О
провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел
милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной
груди...
Данное стихотворение было написано в 1825
году, в период ссылки Пушкина в село
Михайловское и посвящено Воронцовой.
Вечная тема любви разработана Пушкиным
Очень своеобразно. Он пишет о сожженном
письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей
любви, а письмо является лишь способом
передачи переживаний лирического героя,
неким художественным символом.
Это стихотворение проникнуто болью и горечью
с самого начала. Настроение лирического героя
не равномерно. Едва успокоившись, он тут же
снова начинает страдать; это видно, благодаря
тому, что автор использует восклицательные
предложения и умолчание.
Переживания лирического героя читателю
помогают понять и многочисленные эпитеты:
«жадное пламя», «милый пепел», « бедная
отрада», «унылая судьба», «горестная грудь».
Пепел Пушкин неслучайно называет «милым», а
также «бедной отрадой», ведь это единственный
след, единственное воспоминание о сгоревшей
любви, без которой лирический герой не видит и
проблеска счастья в своей «унылой судьбе».

Тема поэта и поэзии
он не учил людей, не проповедовал он пробуждал "чувства добрые" в их
душах, стремился дать людям
мощный импульс к духовному
самосовершенствованию, пробудить
к жизни то доброе, что есть в каждой
душе - единственное, к чему может и
должно апеллировать искусство

Поэт.

Пока не требует поэта
К священной жертве
Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный
сон,
И меж детей ничтожных
мира,
Быть может, всех
ничтожней он.
Стихотворение «Поэт» было написано в 1827
году, когда Пушкин начал все чаще
задумываться о своем предназначении.
Тема поэта и поэзии прошла через все
творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» в
этом плане не является исключением. В этом
стихотворении автор говорит о поэте как о
неземном существе, для которого обыденная
жизнь среди обычных людей – это оковы,
мешающие проснуться его душе.
Разделение стихотворения на две части как
нельзя лучше показывает изменение чувств
лирического героя. Первая часть – это
жизнь поэта без вдохновения, под гнетом
обыденности до прихода Музы.
А вторая часть – это период сотворения
поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в
целом мире не может сломить великую силу
поэта, его голос проникающий повсюду. Он как
бы становится выше всех людей, для него
исчезает все вокруг, и он остается один на
один со своим творчеством. Это и есть, по
мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

Тема
природы

Зимнее утро.

Пушкина видное место принадлежит стихотворению
…Вечор, ты помнишь, вьюга В лирике
«Зимнее утро»,
написанному 3 декабря 1829 года в селе Павловском. Оно
злилась,
проникнуто солнечным
настроением, точно передает чувства, которые одолевали
На мутном небе мгла
автора.
В произведении два героя: так называемый лирический герой, и
носилась;
та красавица,
которой посвящено само стихотворение, являющееся
Луна, как бледное пятно,
монологом лирического героя.
Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и
Сквозь тучи мрачные
«друг милый».
желтела,
Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в
стихотворении основное
И ты печальная сидела место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по
сравнению со вчерашней
А нынче... погляди в окно:
бурей, которая описана так же точно.
Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен
Под голубыми небесами
сравнениями и
олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини.
Великолепными коврами,
Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом,
насыщена цветом: это
Блестя на солнце, снег
и голубой, и чёрный, и зелёный.
Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется
лежит;
навестить «поля
пустые».
Прозрачный лес один
По-моему, в последней строке лежит главный магнит
чернеет,
произведения. Ведь всё
это монолог человека, уговаривающего «друга
И ель сквозь иней зеленеет, стихотворение
милого» проснуться,
чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.
И речка подо льдом блестит…

Вывод

Пушкин вне времени, его поэзия искренняя,
завораживает легкостью изложения и глубиной
чувств. И как ни странно, находит отклик в
наших душах! Мы тоже можем так чувствовать
и любить, вот только выразить ТАК не можем.
Он писал о вечных, изначальных чертах
человека и общества. Антураж с веками
меняется, а сущность человеческой жизни
остается, поэтому творчество Пушкина будет
современным и актуальным всегда.

Лирика Александра Сергеевича Пушкина — это не только стихи о любви. Это стихи и о дружбе, о предназначении поэта и поэзии, а также гражданская лирика.
Примерами гражданской лирики являются ода «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Во глубине сибирских руд».
Самое первое произведение на эту тему — ода «Вольность». Ее написал в 18 лет. Первая же строка говорит нам, о чем будут эти стихи:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Уже в юности Пушкин чувствовал, что его произведения будут восславлять свободу, борьбу за нее, потому что был воспитан на произведениях таких вольнодумных авторов, как , Бомарше и Вольтер. Особое влияние на его становление как поэта-вольнодумца оказали Н.М. Карамзин — дядя Александра Сергеевича, учителя В.А. , Г.Р. Державин. Его молодость проходит бурно: романы, дуэли, пишутся резкие стихи, остроты и эпиграммы. Его дружба с Чаадаевым, Н.И. Тургеневым, который является противником крепостничества, также оказывают влияние на творчество А.С. Пушкина. Влияние взглядов сказывается в стихотворении «Деревня»:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца,
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачиться по браздам.

Однако Пушкин верит, что стремление бороться за свободу обязательно принесет свои плоды:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А.С. Пушкина всегда волновало предназначение поэта и поэзии. Он всегда высоко оценивал роль поэта в обществе. Уже его лицейские стихи говорили о том, что Пушкин задумывался над тем, какова роль поэта в современном ему обществе.
В одном из первых стихов «К другу стихотворцу» присутствуют такие размышления:

Не так, любезный друг, писатели богаты,
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки,
Лачужка под землей, высоки чердаки.

Предупреждая «друга» о трудной и незавидной судьбе поэта, Пушкин, однако, сам выбирает именно путь поэта:

И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, — а я таки поэт.

Его не трогает суждение общества о нем, поэт должен быть свободен от этого и идти своим путем, что Пушкин и доказывает своими стихами. Во времена Пушкина считалось плохим тоном не уметь писать стихи. Но не все те, кто их писал, достигли такого уровня, как Пушкин. Ему удавались все жанры поэзии: ода, элегия, сатира, эпиграмма. Его стихи далеки от классицизма. Пушкин отказывается воспевать царей, но воспевает «свободу миру» и своими стихами «поражает пороки» общества, о которых он писал, еще будучи совсем юным. Свою жизненную позицию А.С. Пушкин обозначил не только свободолюбивыми стихами, но и дружбой с декабристами. «На тебя устремлены глаза России, тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин», — эти строки написал Пушкину Рылеев.
Без стихов о любви совершенно невозможно представить поэзию Пушкина. В них раскрывается талант видеть и ощущать красоту человеческих чувств. Его стихи доказывают, что Пушкин ценил чувства так же высоко, как дружбу и служение отчизне.
Все его стихи о любви создают ощущение, что это чувство беспредельно и что ему «все возрасты покорны». Любовь околдовывает не только молодых, но и зрелых, умудренных жизненным опытом. Стихотворение «Желание», которое написано в лицейские годы, передает тоску первой несчастной любви, от которой герой не хочет избавляться, несмотря на то, что она несет с собой боль:

Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!

Со временем, с порой взросления восприятие любви у поэта меняется. Любовь уже не столь мучительна, а наоборот, источник жизни. Она творит с людьми чудеса, душа пробуждается.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Это стихотворение посвящено А.П. Керн. Знакомство с ней произвело на 20-летнего Пушкина незабываемое впечатление, он посвятил ей 7 посланий на французском языке.
Уже много лет спустя, плененный красотой звучания этих строк, композитор М. Глинка написал романс. Анна Керн сама отдала ему стихи, написанные рукой Пушкина, о чем потом очень жалела. Глинка стихи потерял. Но романс все-таки был написан в 1840 году и посвящен дочери А.П. Керн. В нее был влюблен М. Глинка. Так прекрасные стихи о «гении чистой красоты» нашли свое продолжение в чувствах совершенно другого человека. Но не только Керн Пушкин посвящал свои стихи. Многие женщины: Е.К. Воронцова, Е.П. Полторацкая, Е.Н. Ушакова, княгиня З.А. Волконская — были удостоены такой чести. Пушкин видел в них не только внешнюю красоту. Он очень ценил женский ум.
Нельзя обойти стороной его любовь к своей жене Наталье Гончаровой. Пушкин пишет о первой встрече: «Когда я увидел ее в первый раз, я полюбил ее, голова моя закружилась».
Женившись на Наталье Гончаровой, Пушкин всю свою недолгую жизнь с ней восхищался своей женой. Она для него всегда была прелесть, милое, доброе создание:

Я влюблен, я очарован,
Я совсем оганчарован.

Пушкин настолько очарован одной из красавиц Петербурга, что, судя по слову «оганчарован», поэт просто потерял себя.
Стихотворение «Мадонна» — еще одно доказательство того, что для А.С. Пушкина Н.Н. Гончарова — совершенный идеал. И на самом деле она была такой. Жена поэта, по воспоминаниям современников, была красива настолько, что в свет ее начали выводить с 15 лет. Поэтому неудивительно, что поэт написал о ней:

Исполнились мои желанья.
Творец Тебя мне ниспослал, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Все стихи А.С. Пушкина, написанные о любви, говорят нам о том, что любовь — это не эгоистичное чувство. Любовь — чувство, которое возвышает человека над обыденностью. Влюбленный человек становится духовно чище, душа в этот момент источает доброжелательность и благородство. Любовь делает мир ярче и прекраснее. Красота для Пушкина — святыня. Нельзя написать о таких чувствах, не испытав их самому. Поэтому стихи о любви А.С. Пушкина такие прекрасные — поэт все это прочувствовал и пережил сам.