Биографии Характеристики Анализ

Мумтаз-махал. История и этнология

История великой любви: Шах-Джахан и Мумтаз-Махал

Каждый год Тадж-Махал в Индии посещает около пяти миллионов туристов. Создание величайшего сооружения на Земле связано с именем Шах-Джахана, внука великого могола Акбара.

Имя Шах-Джахан, которое означает «правитель мира», дал любимому своему сыну Хурраму его отец. Еще в юном возрасте мальчик был помолвлен с Мумтаз-Махал, но так совпало, что они полюбили друг друга. И их любовь прошла испытание вечностью…

У Шах-Джахана был большой гарем, но для него не существовало других женщин, кроме Мумтаз-Махал. Да, у него были дети и от других жен, но его чувства к этим женщинам не шли ни в какое сравнение с его большой любовью к «избраннице дворца» - именно так переводится имя Мумтаз-Махал. Тот факт, что они были очень близки, зафиксирован во всех дворцовых хрониках, что необычно для восточного мира. Ведь у мусульман проповедуется разная любовь: любовь к Богу, к повелителю, к стране, - но не романтическая.

Счастье влюбленных длилось недолго. В одной из отдаленных провинций вспыхнуло восстание, и Шах-Джахан отправился его подавлять. Во всех походах Мумтаз-Махал сопровождала своего мужа. Но этот поход давался ей очень трудно - она была беременна. Роды проходили очень тяжело, и 17 июня 1631 года после рождения своего четырнадцатого ребенка она скончалась.

Горе Шах-Джахана невозможно описать словами. Он не выходил из своих покоев 8 дней, ничего не ел и ни с кем не разговаривал. За это время он очень постарел и поседел.

История создания Тадж-Махала


По легенде, незадолго до смерти Мумтаз-Махал попросила мужа построить самый красивый мавзолей в мире. Это было единственным, что теперь мог сделать Шах-Джахан для своей любимой…

Строительство Тадж-Махала началось в 1632 году через шесть месяцев после смерти Мумтаз-Махал и продлилось двенадцать лет. На этот проект ушли огромные средства. Тадж-Махал - самое дорогое из когда-либо построенных сооружений. На строительство было потрачено около 32 миллионов рупий, что в настоящее время сопоставимо с миллиардами евро. Для облицовки здания использовался самый чистый мрамор в мире, который добывали в провинции Раджастан. Шах-Джахан запретил использовать этот мрамор на других стройках индийской империи.

Из-за строительства в стране начался голод: часть зерна, которая предназначалась провинциям, была отправлена на стройку, чтобы обеспечить питанием рабочих.

Строительство Тадж-Махала завершилось в 1643 году. После этого правление Шах-Джахана продолжалось еще довольно долго - до 1658 года. Но его нельзя было назвать успешным. Империя оказалась в очень тяжелой экономической ситуации. Сын Шах-Джахана и Мумтаз-Махал лишил отца власти. Остаток жизни Шах-Джахан провел в Красном форте, из окна которого он постоянно смотрел на усыпальницу женщины, ставшей любовью всей его жизни… Похоронен великий правитель моголов рядом со своей любимой женой.

Секреты строительства Тадж-Махала

Тадж-Махал поражает своей красотой вот уже более трехсот лет. Его по праву можно назвать одним из самых грандиозных сооружений за всю историю человечества. Идеи и решения, которые были использованы при его строительстве, просто поражают воображение! Особенно если учесть, что Тадж-Махалу уже несколько веков. Но он идеален по своей красоте и точности. Где же находится Тадж-Махал и почему его стоит посетить?

  • Тадж-Махал находится в городе Агра (примерно 250 км от Дели) на берегу реки Джамна. Это место не было самым удобным для строительства такого сооружения: грунт неустойчивый из-за близости воды. Поэтому была использована уникальная технология, которой пользуются и сейчас только в несколько измененном виде (например, использование свай при строительстве небоскребов в ОАЭ).

Рабочие выкопали глубокие колодцы, которые проходили через слой грунтовых вод. Эти колодцы заполнили камнями и известковым раствором. На этом фундаменте воздвигли каменные колонны, связанные друг с другом арками. На эту конструкцию была помещена фундаментная плита здания.

  • При проектировании Тадж-Махала были использованы некоторые оптические иллюзии. Чтобы попасть на территорию Тадж-Махала, нужно пройти арку входных ворот, через которую посетитель первый раз видит здание. По мере приближения к арке кажется, что Тадж-Махал удаляется. И наоборот, когда посетитель уходит, то видит через арку, как будто сооружение приближается. Тем самым создается эффект, что человек уносит Тадж-Махал с собой.
  • Кажется, что удивительно красивые минареты Тадж-Махала расположены строго вертикально. Но и здесь не обошлось без оптического трюка! На самом деле они слегка отклонены в стороны от здания. Если бы они стояли строго вертикально, то казалось бы, что они склоняются к мавзолею. Но в выбранном наклоне скрыто и еще одно преимущество. При землетрясении минареты обрушились бы в стороны от Тадж-Махала, не задев его.
  • Тадж-Махал сочетает в себе лучшие элементы мемориалов, построенных ранее представителями династии моголов: минареты, купол, четыре угловые башни и четыре портала.
  • Гробница, которая находится под главным куполом Тадж-Махала - это не настоящее место захоронения Мумтаз-Махал. Настоящая ее гробница расположена в секретном мраморном зале под мавзолеем. Это было сделано для того, чтобы покой «избранницы дворца» никто не потревожил. В Коране сказано, что нельзя нарушать покой умершего.

Пьетра дура

Отделка внутри Тадж-Махала выполнена по технике Пьетра дура, которая попала в Индию из Италии. Удивительные каменные цветы из самоцветов украшают стены залов и другие элементы здания. Поэтому Тадж-Махал внутри похож на шкатулку для драгоценностей.

В настоящее время в индийских мастерских можно увидеть это искусство резки по камню. А технология за последние несколько веков совершенно не изменилась.

Религиозный символизм Тадж-Махала

Тадж-Махал изображает земную и загробную жизнь в соответствии с представлениями ислама. Весь комплекс делится на 2 части. Земная часть состоит из базаров и караван-сараев, а загробная - из райского сада и мавзолея. Пруд и входные ворота, расположенные между этими двумя частями, символизируют переход из одного мира в другой.

Также очень символично цветовое оформление Тадж-Махала. Строения земной части выполнены из красного песчаника. Белый цвет используется только для мавзолея и символизирует духовность и веру.

В мавзолее находятся восемь залов, которые символизируют описанные в Коране восемь ворот рая и один центральный - в нем расположена гробница Мумтаз-Махал.

Что нужно знать туристам

Весь комплекс обнесен надежной стеной, а на входе производится тщательная проверка посетителей на наличие запрещенных вещей: еды, зажигалок, сигарет, жевательной резинки, мобильных телефонов. Так что лучше оставить их в гостинице.

Фото: Википедия,Muhammad Mahdi Karim, Vetra,

Тадж Махал является одним из величайших памятников Индии, построенный во имя любви и преданности к женщине необычной красоты. Не имея аналогов своего величия, он отражает богатство целой эпохи в истории государства. Здание из белого мрамора стало последним даром императора Великих Монголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал. Император повелел найти самых лучших мастеров и поручил им создать мавзолей, красота которого не имела бы аналогов в мире. Сегодня он включен в список семи самых величественных монументов в мире. Построенный из белого мрамора и украшенный полудрагоценными камнями и золотом, Тадж Махал стал одним из самых великолепных зданий в мире архитектуры. Он является мгновенно узнаваемым и одним из наиболее часто фотографируемых сооружений в мире.

Тадж Махал стал жемчужиной мусульманской культуры в Индии и одним из общепризнанных мировых шедевров. На протяжении веков он вдохновлял поэтов, художников и музыкантов, пытавшихся воплотить его невидимую магию в слова, картины и музыку. С 17 века люди путешествовали через континенты, чтобы увидеть и насладится этим удивительным памятником любви. Спустя столетия, он по-прежнему очаровывает посетителей обаянием своей архитектуры, повествующей о таинственной истории любви.

Тадж-Махал (в переводе "Дворец с куполом") на сегодняшний день считается наиболее хорошо сохранившимся и архитектурно красивым мавзолеем в мире. Одни называют Тадж "элегией в мраморе", для многих это вечный символ невянущей любви. Английский поэт Эдвин Арнольд назвал его "не произведением архитектуры, как другие здания, а любовными муками императора, воплощенными в живых камнях", а индийский поэт Рабиндранат Тагор считал его "слезой на щеке вечности".

Создатель Тадж Махал

Пятый император Великих Моголов Шах Джахан оставил после себя много замечательных памятников архитектуры, ассоциирующихся с обликом Индии в глазах современного мира: Жемчужная мечеть в Агре, Шахджаханабад (ныне известный как Старый Дели), Диван-и-Ам и Диван-и-Хас в цитадели Красный форт в Дели . Знаменитый Павлиний трон Великих Моголов, по описаниям современников, считался самым роскошным троном мира. Но самым известным из всех сохранившихся монументов стал Тадж-Махал, навсегда увековечивший его имя.

Шах Джахан имел несколько жен. В 1607 году он был помолвлен с Арджуманад Бану Бегам. Юной девушке в то время исполнилось всего 14 лет. Спустя 5 лет после помолвки состоялась свадьба. Во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана, Джахангир, дал своей невестке имя Мумтаз Махал (в переводе "Жемчужина дворца").

Согласно официальному летописцу Казвини, отношения Джахана с другими женами "были не более, чем статус брака. Интимность, глубокая привязанность, внимание и благосклонность, которые Его Величество испытывал к Мумтаз, в тысячу раз превышали чувства по отношению к любой другой".

Шах Джахан, ""Император Вселенной"", был большим покровителем торговли и ремесла, науки и архитектуры, искусства и садов. Он возглавил империю после смерти своего отца в 1628 году и заслужил репутацию беспощадного правителя. Проведя ряд успешных военных кампаний, Шах Джахан значительно расширил Империю Великих Моголов. Великолепие и богатство двора Джахана поражало европейских путешественников. На пике своего правления он считался самым могущественным человеком на Земле.

Но личная жизнь могущественного императора была омрачена потерей любимой жены Мумтаз Махал во время родов в 1631 году. Легенда гласит, что он пообещал умирающей жене построить самый красивый мавзолей, несравнимый ни с чем в мире. Так было на самом деле или нет, Шах Джахан воплотил свою любовь и богатство в создание именно такого монумента.

Шах Джахан наблюдал за прекрасным творением до конца своих дней, но в качестве узника, а не правителя. Его сын Аурангзеб захватил трон в 1658 году и заключил родного отца в тюрьму Красного форта Агра . Единственным утешением стала возможность взирать на Тадж-Махал из окна своего заточения. В 1666 году, перед смертью, Шах Джахан попросил исполнить последнее желание: отнести его к окну с видом на Тадж-Махал, где он снова прошептал имя своей возлюбленной.

Мумтаз Махал

Она вышла замуж спустя пять лет после помолвки, 10 мая 1612 года. Дату выбрали придворные астрологи как наиболее благоприятный день для счастливого брака. Брачные узы Мумтаз Махал и Шаха Джахана оказались счастливыми для обеих молодоженов. Даже при жизни поэты восхваляли ее красоту, стройность и милосердие. Мумтаз стала надежным спутником Шаха Джахана, путешествуя с ним по всей Империи Великих Моголов. Лишь война служила единственной причиной их разлуки. В дальнейшем, даже война перестала разделять их. Она стала опорой, любовью и утешением для императора, неразлучным спутником своего мужа до самой смерти.

За 19 лет замужества Мумтаз родила 14 детей, но последние, четырнадцатые роды стали для нее роковыми. Мумтаз умирает, ее тело временно похоронили в Бурханпуре.

Летописцы императорского двора обратили необычно много внимания переживаниям Джахана в связи с кончиной жены. Император был безутешен в своем горе. После смерти Мумтаз, Шах Джахан провел в уединении целый год. Когда он наконец-то пришел в себя, волосы его стали седыми, спина согнулась, а лицо постарело. Император перестал слушать музыку, носить украшения и богато украшенную одежду, использовать парфюмерию на протяжении нескольких лет.

Шах Джахан умер спустя восемь лет с момента восшествия сына Аурангзеба на престол. "Мой отец пытал большую привязанность к моей матери, пусть его последнее пристанище будет рядом с ней", заявил Аурангзеб и приказал похоронить отца рядом с Мумтаз Махал.

Существует легенда, согласно которой Шах Джахан планировал построить точную копию из черного мрамора на противоположной стороне реки Ямуна. Но этим планам не суждено превратится в жизнь.

Создание Тадж Махал

В декабре 1631 года, Шах Джахан приступил к сооружению Тадж Махала. Его строительство стало выполнением обещания, данной Мумтаз Махал в последние минуты ее жизни: построить монумент, который бы соответствовал ее красоте. Центральный мавзолей завершили в 1648 году, а строительство всего комплекса закончили спустя пять лет, в 1653.

История скрывает, кому именно принадлежит планировка Тадж Махал. В исламском мире на то время сооружение зданий приписывалось заказчику строительства, а не его архитектору. На основе источников можно уверенно утверждать, что над проектом работала команда архитекторов. Как и большинство великих памятников, Тадж Махал служит ярким свидетельством чрезмерного богатства и излишества его создателя. 20 000 рабочих трудились 22 года, чтобы воплотить фантазии Шах Джахана. Скульпторы прибыли из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, инкрустацию производили мастера из южной Индии, каменотесы приехали из Белуджистана. Материалы привозили со всей территории Индии и Центральной Азии.

Архитектура Тадж Махал

Тадж Махал состоит из следующего комплекса зданий:

Darwaza (главный вход)
Rauza (мавзолей)
Bageecha (сады)
Masjid (мечеть)
Naqqar Khana (гостевой дом)

Мечеть и построенный для симметрии гостевой дом окружают мавзолей с обеих сторон. Мраморное здание окружено четырьмя минаретами, немного наклоненными во внешнюю сторону - конструктивная особенность, призванная предотвратить центральный купол от повреждения в случае разрушения. Комплекс находится на территории сада с большим бассейном, в котором отражается то, что ни один архитектор в мире так и не сумел повторить - копию красоты Тадж-Махала.

Тадж Махал окружает красиво разбитый сад. Сад в исламском стиле - это не просто один из составных частей комплекса. Последователи Мухаммеда обитали на огромных пространствах засушливых земель под знойным солнцем, поэтому обнесенный стеной сад олицетворял собой Рай на Земле. Он охватывает большую часть комплекса: из общей площади 580х300 м, сад занимает 300х300 м.

Поскольку цифра “4” считается святым числом в исламе, расположение сада Тадж Махала основано на цифре четыре и его кратных. Каналы и центральный водоем разделяют сад на четыре части. В каждой четвертной части расположено 16 клумб (всего 64), разделенных между собой пешеходными дорожками. Деревья сада либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке.

Деревья сада Тадж либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке. Тадж-Махал расположен в северном конце сада, а не в центре. В сущности, в центре сада, между Тадж и его центральными воротами, располагается искусственный водоем, который отражает мавзолей в своих водах.

История Тадж Махал после строительства

К середине 19 века, Тадж-Махал превратился в место приятного времяпрепровождения. Женщины танцевали на террасе, а мечеть с гостевым домом сдавалась в аренду молодоженам. Англичане, наряду с индусами разграбили богатые ковры, полудрагоценные камни, серебряные двери и гобелены, когда то украшавшие мавзолей. Отдыхающие часто приходили вооруженными молотком и долотом, чтобы лучше извлекать кусочки агата и карнеола из каменных цветков.
Какое-то время казалось, что монумент, как когда-то и сами моголы, может исчезнуть. В 1830 году лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в то время), планировал демонтировать Тадж Махал и продать его мрамор. Говорят, что только отсутствие потенциальных покупателей предотвратило разрушение мавзолея.

В 1857 году, во время индийского восстания, Тадж-Махал еще более пострадал. К концу 19 века он окончательно пришел в упадок. Территория без ухода заросла, могилы осквернили вандалы.

После многих лет упадка, британский генерал-губернатор Индии лорд Керзон организовал масштабный проект реставрации, завершившийся в 1908 году. Здание отремонтировали, сад и каналы восстановили. Реставрация памятника помогла восстановить его былую славу.

Принято ругать англичан за пренебрежительное отношение к Тадж Махалу, но индийцы относились к своему сокровищу не намного лучше. По мере увеличения населения Агры , монумент начал страдать от загрязнения окружающей среды и кислотных дождей, обесцвечивавших его белый мрамор. В конце 1990-х, будущее памятника находилось под серьезной угрозой, пока Верховный суд Индии постановил переместить особо вредные производства за пределы города.
Тадж-Махал считается лучшим образцом могольской архитектуры, сочетающий в себе элементы персидской, индийской, и исламской архитектурных школ. В 1983 году монумент внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, назвав его "жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из шедевров мирового наследия, вызывающий всеобщее восхищение".

Тадж-Махал стал самым идентифицируемым символом Индии, привлекая ежегодно около 2,5 млн туристов. Он является одним из наиболее узнаваемых монументов в мире. История, стоявшая за его строительством, дает основания считать его одним из величайших памятников любви, когда-либо построенных в мире.

Видео на русском языке

Просмотр фотографий:

Пусть красота алмаза, жемчуга, рубина исчезнет, словно магическое сияние радуги,
-Только пусть останется одна слеза – Тадж-Махал - сиять на щеке времени…

Рабиндранат Тагор

История Тадж-Махала – это история любви и разлуки, страданий и счастья: она о том, что любви покорны все – старик и юноша, сильный и слабый, богач и бедняк. Испытывая чувство всепоглощающей любви, мы получаем возможность прикоснуться к вечности; и некоторые такие истории – истории любви – остаются в человеческой памяти на многие сотни лет.


Эта прекрасная история, похожая на восточную сказку, произошла давным-давно в удивительной стране – Индии. Иногда, когда я читаю о истории любви императора Джахана и его жены Мумтаз, мне кажется, что я становлюсь непосредственным участником тех давних событий. И каждый раз я надеюсь на то, что эта история завершится как-то иначе. А вы знаете эту историю? Тогда садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте.

Начало семнадцатого века, весеннее утро; солнце встает из-за крыш, озаряя ровным розовым светом оживающую рыночную площадь. Несмотря на ранний час, базар уже вовсю гомонит, на разные голоса предлагая ткани, кур, горячие лепешки и разные другие товары - хорошее литературное начало?

Со всех переулков на площадь спешат хозяйки – кто-то хочет успеть купить свежую зелень и фрукты, а другим не терпится обсудить последние новости. И, если шумные женские стайки перебегают от прилавка к прилавку, оживленно болтая, то мужчины, напротив, неторопливы и солидны: по двое-трое они степенно передвигаются по рынку, и, кажется, их мало волнует происходящее. Их лица по большей части знакомы: вот торговец специями, а это владелец пекарни; а эти двое – оружейники. А кто же этот юноша с благородным и таким печальным лицом?..

Принца Джахана интересовали отнюдь не цены на зелень: базар был одним из мест, куда будущий император приходил слушать, о чем говорят в народе. И в этот день он, как всегда, шел в благородной задумчивости и так дошел бы до городских ворот, - если бы его не остановило вдруг возникшее на пути препятствие.
Споткнувшись о разложенные на земле корзины, принц поднял глаза и оцепенел. Рядом с продавцом плетенок стояла девушка, за спиной которой поднималось красное и горячее солнце, - отчего ее волосы отливали мягким бронзовым цветом. Она держала в руках простые деревянные бусы и будто улыбалась чему-то внутри нее, как будто в ее сердце шел какой-то спокойный и радостный диалог.

Девушка подняла на принца глаза, и тут Джахан отчетливо понял, что вот она – его судьба.

Ее звали Арджумананд Бегам; девушка происходила из небогатой семьи, но, как в хороших индийских фильмах, приходилась дальней родственницей матери принца. На тот момент ей было уже 19 лет, что в Индии считается достаточно взрослым возрастом, - в брак вступают гораздо раньше. Но ничего не остановило принца, и очень скоро он взял ее в жены.

Невеста пришлась по душе отцу Джахана, хану Джангиру; хан вообще имел довольно грозный, крутой характер – его боялись и придворная аристократия, и слуги, - но Арджумананд он принял сразу, очаровавшись ее добротой. Кстати, это именно он дал ей прозвище Мумтаз-Махал, что означало «Украшение дворца».

Шаху Джахану, как высокому правителю, в соответствии с древними индийскими традициями полагалось завести гарем. Но он так любил Мумтаз, что не замечал других женщин. Об этом писал в своих записках Франсуа Бернье – французский путешественник, филосов и врач, проживший в Индии много лет и принятый ко двору шаха Джахана.

Мумтаз всегда была рядом с мужем: она сопровождала его на дипломатические встречи, присутствовала на совещаниях и даже делила с ним тяготы военных походов. Говорят, что она была не просто его верной спутницей, но и правой рукой, умной советницей, давшей правителю дельные рекомендации по многим политическим вопросам.

Так прошло семнадцать лет. За годы брака у наших героев родилось 13 детей. Рождение 14-го ребенка застигло супругов в военном лагере. Врачей поблизости не было, ближайший город был далеко, и помочь Мумтаз было некому…

В эту страшную ночь хан потерял любимую жену. Полгода он безутешно горевал; к жизни его вернула идея о строительстве мавзолея, который бы увековечил их с Мумтаз любовь.

С этого момента начинается история одного из самых удивительных зданий в мире, которое по правилу называют «Жемчужиной Индии» - Тадж-Махала. Возведение храмового комплекса продолжалось двадцать лет и было закончено в 1648 году. Многие думают, что Тадж-Махал – это только мавзолей, который изображен на большинстве туристических проспектов; на самом деле, в храмовый комплекс еще входят главные ворота, гостевой дом, мечеть и ландшафтный парк с озером и оросительным каналом.

Автором мавзолейного комплекса был Устад-Иса, считавшийся лучшим архитектором Агры. К «стройке века» привлекали мастеров со всех уголков страны. За все годы строительства к «Жемчужине Индии» приложило руку более двадцати тысяч рабочих. Есть версия, что шах Джахан пользовался услугами европейских архитекторов, - но в облике Тадж-Махала не прослеживаются популярные в Европе архитектурные или художественные мотивы, напротив, в нем четко заметно сочетание монументального индийского зодчества и элементов средневекового среднеазиатского искусства.

А вот следующая «легенда», скорее всего, имеет правдивую основу: говорят, что шах Джахан так был увлечен идеей строительства мавзолея для любимой жены, что захотел и сам приложить руку к его возведению. Не уверен, что шах приходил на стройку и самолично руководил работами, но сама концепция Тадж-Махала – точно его заслуга: Джахан не только прекрасно разбирался в искусстве, но и был хорошим художником.

Мавзолей Мумтаз несколько напоминает мечеть: сходство подтверждают минареты, стрельчатые арки, купола, а также традиционные для этой культуры орнаменты – арабская вязь и растительные узоры. Площадка под мавзолеем квадратной формы, 186х186 футов; здание имеет форму неправильного 8-угольника с усеченными углами.

Главный купол мавзолея огромен – эта «шапка» имеет в диаметре 58 футов и поднимается возвышается на 74 метра. Четыре минарета окружают купол словно часовые, замершие по стойке смирно. Интересно, что все они отклонены назад, что заметно даже невооруженным взглядом: и это вовсе не ошибка проектировщика, а тщательно продуманное положение, позволяющие защитить конструкцию от разрушения вследствие подземных толчков. Данная зона является имеет индекс высокой сейсмоактивности, и исключительно благодаря такому решению землетрясение ни разу не нанесло Тадж-Махалу повреждений.

Для возведения храмового комплекса использовался белый мрамор, который доставляли из отдаленного от Агры месторождения. Все поверхности Тадж-Махала инкрустированы яшмой, агатом, малахитом и другими полудрагоценными камнями; внутренние стены также украшены изящным орнаментом.

Интересный факт: до сих пор для реставрации белых мраморных поверхностей Тадж-Махала используется древнее индийское средство, косметическая маска, которая изготавливалась из молока и извести. Состав, нанесенный на стены, отбеливает их и убирает въевшиеся загрязнения.

Шах Джахан превыше всего в архитектуре ценил симметрию, - этим объясняется четкость планировки ландшафтного парка, окружающего Тадж-Махал. Есть легенда, что на берегу озера, разделяющего парк на четыре части, шах строил еще один мавзолей, но черного цвета – для себя: он должен был быть расположен ровно напротив усыпальницы Мумтаз. Эту легенду подтверждают найденные в результате раскопок обломки мрамора черного цвета; но история не сохранила никаких свидетельств того, что строительство черного мавзолея велось.

В 1666 году усыпальница Мумтаз стала последним пристанищем и для ее мужа, шаха Джахана. Так закончилась великая история любви, подарившая миру «жемчужину Индии» - Тадж-Махал. И даже если когда-нибудь будут преданы забвению имена любящих супругов, - прекрасный беломраморный мавзолей будет продолжать напоминать нам о силе искренней любви.

Еще несколько очень интересных историй и архитектурных путешествий.

Тадж-Махал - самая роскошная из ныне известных гробниц - была построена в 17 столетии на севере Индии в городе Агра. Великий Шах-Джахан возвел это великолепное здание из белого мрамора в честь Мумтаз-Махал - своей умершей супруги. Уже несколько столетий это монументальное строение считается памятником истинной, настоящей любви мужчины к своей женщине. Элизабет Байленд в своей книге «Три мудреца Востока» так описала историю любви могущественного правителя Шах-Джахана и его любимой Мумтаз-Махал.

«Эта персидская девушка стала для молодого индийского правителя воплощением мечты. Он находил в ней вдохновение для своих великих дел и начинаний. Спустя столетия их образы все также неотделимы друг от друга. О том, как тесно были переплетены их жизни, какие чувства испытывал великий шах к своей любимой, говорят поэтические строки о том, что «трону мира» он готов предпочесть самый маленький локон, ниспадающий на «ее изящную шею».

Во времена жизни Шах-Джахана пожелания члена величественной династии Моголов относительно количества жен и наложниц не ограничивались никакими законами, указами либо общественным мнением. Индийский правитель волен был брать женщин столько, сколько сочтет необходимым, и использовать их по своему желанию и усмотрению. Однако совершенно определенно известен тот факт, что правитель Шах-Джахан никогда не ставил свою возлюбленную жену в условия соперничества с другими женщинами. Истории известно о существовании еще двух жен, но в этих случаях речь может идти только о политических браках и не более того.

Отдавая дань своей великой любви к женщине, Шах-Джахан возвел для Мумтаз-Махал прекрасный, самый роскошный на тот период времени беломраморный дворец, являющийся уникальным произведением архитектурного и художественного искусства и по сей день. Мраморные колонны - резные, словно кружево - упирались в потолок со знаменитой надписью, выполненной золотыми красками: «Если существует рай на земле, то он здесь, он здесь, он здесь». Стены великолепного дворца украшали мозаики, выложенные драгоценными камнями и изображавшие экзотических птиц и прекрасные цветы.

Смерть настигла жену императора Шах-Джахана в родах. Мумтаз-Махал покинула своего мужа, подарив ему четырнадцатого ребенка. Старый персидский манускрипт повествует о том, что когда императору стало известно о приближающейся кончине своей горячо любимой Мумтаз, он горько заплакал, скорбя о любви к этой женщине. По всем помещениям дворца раздавался такой плачь, что казалось, что погасли звезды, на землю обрушился великий потоп и наступил великий судный день. Но великое горе разбудило его дар, его великий талант: Шах-Джахан принял решение построить для своей возлюбленной Мумтаз гробницу, подобную прекрасному венку любви к единственной женщине.

В те давние времена все прекрасные и знаменитые строения служили монументами для правителей - гордых и напыщенных, памятниками богатых городов, либо храмами для поклонения богам. И только Шах-Джахан в чистоте и красоте белого мрамора воплотил истинные чувства, связывающие мужчину и женщину, настоящее слияние душ. Более двух десятков тысяч рабочих возводили последний приют для Мумтаз-Махал - возлюбленной королевы великого Шах-Джахана - в течение 17 долгих лет.

Здесь важно знать, что культура тех времен, к которым принадлежали Мумтаз и Шах-Джахан, предполагала полное подчинение и зависимость женщины от мужа. В этой культуре не было эмансипации или матриархата: женщины не требовали господства или равенства с мужчинами. Но Мумтаз-Махал все-таки получила признание своего мужа, получила его преданную любовь, уважение и почитание. Самым дорогим подарком, преподнесенным мужчиной любимой женщине, самым ярким признанием в бесконечной любви стал Тадж-Махал - дворец, который Шах-Джахан возвел для своей любимой Мумтаз-Махал.

Возлюбленная жена Шах-Джахана отличалась необыкновенной привлекательностью. Ее прекрасное лицо с большими черными глазами совершенной формы в окружении длинных шелковистых ресниц, изящными бровями, напоминающими изогнутые крылья ласточки, обрамляли длинные черные локоны. Кожа ее была белой и бархатистой. Но только прекрасными внешними данными не ограничивались достоинства Мумтаз-Махал.

У нее был благородный ум, искренний и непорочный. Дружелюбие и приветливость сопровождали ее на протяжении всей ее жизни. Невероятное терпение позволяло ей выдерживать все тяжкие, выпавшие на ее долю испытания. В жизни Мумтаз с мужем был тяжелый период перед восхождением на трон, когда были попытки устранить Шах-Джахана.

Будущий правитель в поисках безопасности кочевал с места на место, скрываясь от преследования императорской армии. Принц в то время лишился поддержки многих друзей и советников, и только верная и любящая Мумтаз-Махал была рядом со своим мужем всегда, сопровождая его в тяжелых походах и скитаниях, стойко перенося все лишения кочевой жизни.

Мудрость, рассудительность и проницательность были верными спутниками Мумтаз-Махал на протяжении всей жизни. Благодаря этим своим качествам она пользовалась безграничным доверием своего мужа в делах как личного, так и государственного характера. Она была для него превосходным советником по самым разным вопросам. Человеколюбие, доброта и милосердие были у нее в крови. Ни одна просьба из огромной толпы просителей не оставалась без ее внимания. Многие подданные, приговоренные к смерти, были обязаны ей своей жизнью, помилованием и императорским прощением за содеянные преступления. Мумтаз-Махал помогала всем, кто к ней обращался за помощью: нуждающимся, сиротам, вдовам.

Мумтаз-Махал полностью соответствовала понятию идеальной жены. Своей красотой, умом и изяществом она пленила своего мужа. Когда ей требовалось склонить Шах-Джахана на свою сторону, она делала это так искусно, что никто из окружающих о ее намерениях не имел ни малейшего представления. На протяжении всей жизни этой супружеской пары ощущалось всестороннее влияние Мумтаз-Махал на своего мужа - могущественного правителя Шах-Джахана.

За долгие 4 десятилетия, в течение которых правил Шах-Джахан, известно лишь о трех войнах, связанных с отражением нападения и с подавлением мятежей. Возможно, причиной такого длительного мира было влияние Мумтаз-Махал на своего царственного мужа. Истории не известно ни одного эпизода за 40 лет владычества Шах-Джахана, связанного с кровопролитием или жестокостью по отношению к народу. Успех его царствования заключался в грамотной внешней политике и справедливом внутреннем судопроизводстве.

Сегодня совершенно очевидно, что воздействие Мумтаз-Махал на формирование и становление характера своего могущественного мужа Шах-Джахана было глубоким и всеобъемлющим. Хотя в летописях нет никаких записей или высказываний императора на эту тему, как нет и никаких документов, подтверждающих информацию о Мумтаз-Махал, как об общественном деятеле. Все, что сегодня доступно взгляду современных жителей планеты - это прелестный образ, сияющий драгоценным камнем в прекрасной оправе величия и могущества.

Шах Джахан и Мумтаз Махал

Они познакомились весной 1607 года. Юноше по имени Мухаммед Хуррам недавно исполнилось пятнадцать. Девушка по имени Арджуманд Бану Бегум была всего на несколько месяцев его моложе. Он был принцем из династии Моголов, она - его близкой родственницей, родившейся и выросшей в гареме.

Летописи Моголов утверждают, будто Мухаммед Хуррам и Арджуманд Бану полюбили друг друга с первого взгляда и навсегда. Что ж, бывает и такое… Правда, удивительно, что история этой любви произошла в XVII столетии, в империи Моголов, где религией был ислам, позволявший правителю иметь четырех жен и сколько угодно наложниц.

Мухаммед Хуррам хотел жениться на избраннице своего сердца, но смирился, когда отец объяснил ему, что первую жену принц из династии Моголов должен взять, соблюдая политическую выгоду, и только потом может жениться по любви. Им с Арджуманд Бану пришлось ждать свадьбы пять лет.

Мухаммед Хуррам и Арджуманд Бану Бегум поженились 27 марта 1612 года. Этот день как наиболее благоприятный выбрали придворные астрологи.

У принца к тому моменту было уже две жены. Обеих ему сосватали исходя из политических выгод, и обе уже успели родить ему детей. В истории они остались под именами Акрабади Махал и Кандагари Махал (Сокровище Акрабада и Сокровище Кандагара). Как только Мухаммед Хуррам заполучил свою возлюбленную Арджуманд Бану, он перестал интересоваться всеми остальными женщинами.

Описание того, как Арджуманд Бану Бегум готовили к свадьбе, завораживающе действует даже на женщин, живущих в XXI веке. Одно купание заняло два часа, причем вместо мыла использовались три чаши с различными очищающими маслами и четыре таза с отварами целебных трав. Ее омывали четырежды, натирая то маслом кокоса, то мукой из нута, то красной водой, которую получали, вымачивая сорок видов древесной коры. Натирали шафраном, стараясь, чтобы он не попал на волосы, ибо считали, что шафран может замедлить их рост. Напоследок еще раз омыли водой с лепестками роз и осушили с помощью губки. После всех этих действ кожа невесты приобрела золотистый оттенок и нежность шелка. Волосы также промывали четырежды, а потом сушили над углями, на которых были разложены ароматические вещества, чтобы коса красавицы благоухала.

Шах Джахан. Книжная иллюстрация

На облачение в свадебный наряд и макияж потребовались еще два часа и помощь множества прислужниц!

Золотых украшений невесте полагалось столько, что Арджуманд Бану Бегум с трудом могла передвигаться под их тяжестью.

Но совершенство ее лица затмевало сверкание драгоценных камней. А красота ее души затмевала красоту лица…

Придворный летописец Мотамид Хан записал, что третья жена Мухаммеда Хуррама «выделяется внешностью и характером среди всех прочих женщин». За несравненную красоту и бесчисленные добродетели ее прозвали Мумтаз Махал Бегум - «Украшение Дворца», - а ее прежнее имя было забыто как недостойное.

Астрологи не обманули: видимо, время для свадьбы и правда было выбрано идеально, потому что идеальной была вся совместная жизнь Шах Джахана и Мумтаз Махал. С каждым годом Мухаммед Хуррам влюблялся в Мумтаз Махал Бегум все сильнее. Подобная близость между супругами в персидской культуре встречалась редко, поэтому в равной степени вызывала восхищение и изумление. У него не было наложниц. Ему не нужны были никакие другие женщины. Только Мумтаз Махал. Летописец Мотамид Хан писал, что отношения принца с первой и второй женами «стали не чем иным, как видимостью брака. Близость, глубокая привязанность, внимание и забота, которыми его Величество окружал Лучшее Украшение Дворца, в тысячу раз превосходили те, которыми он удостаивал других своих жен».

Мумтаз Махал. Книжная иллюстрация

За девятнадцать лет брака Мумтаз Махал родила четырнадцать детей, семеро из которых умерли в младенчестве. Но детская смертность в те времена была высокой и на Востоке, и в Европе и не щадила ни хижин, ни дворцов. Так что смерть нескольких детей при условии, что в семье оставались наследники, воспринималась как неизбежность, а не как трагедия. Беременность не мешала Мумтаз Махал сопровождать Мухаммеда Хуррама во всех его военных походах. Ее шатер всегда стоял рядом с шатром мужа. И когда у Мухаммеда Хуррама была возможность, он всегда посещал жену, чтобы провести в ее обществе хотя бы несколько часов.

В 1627 году Мухаммед Хуррам Шах Джахан взошел на трон. Правление его стало поистине золотым веком для империи Моголов. Он не только вел завоевательные войны, постоянно расширяя территорию, но прежде всего - он возводил великолепные города, самым прекрасным из которых стал Шахджаханабад. Сейчас его называют Старый Дели. А в XVII веке это был новый, прекрасный город, куда Шах Джахан перенес столицу из древней Агры.

Меньше четырех лет Мумтаз Махал разделяла с Шахом Джаханом его власть над империей Моголов. Она по-прежнему путешествовала с Шахом Джаханом по всей стране. Во время войны с раджами Декана Мумтаз Махал снова была беременна. Шла битва, а ей пришло время рожать. Мумтах Махал в походном шатре родила мальчика, а сама скончалась на руках безутешного супруга.

После смерти жены Шах Джахан был одержим только одной идеей: построить мавзолей, достойный Мумтаз Махал. Так был создан Тадж-Махал, до сих пор являющийся главной достопримечательностью Индии.

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

ТАДЖ-МАХАЛ На берегу реки Джамны, в двух километрах от индийского города Агра, высится мавзолей Тадж-Махал, возведенный в память о нежной любви падишаха Шах-Джахана, правителя из династии Великих Моголов, к своей красавице жене Мумтаз (в девичестве - Арджуманад Бану

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ША) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

72. Тадж-Махал Тадж-Махал сооружен на берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который с 1526 по 1707 год (наряду с Дели) был столицей Могольской империи. Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене -

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

НУР ДЖАХАН - ДЖАХАНГИР В середине XVI века на Севере Индии начала своё правление династия Великих Моголов, которую основал потомок Тамерлана и Чингисхана - Бабур. Третьим на престол вступил его внук Акбар Джелаль-ад-дин, который вошёл в историю как Акбар Великий

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Тадж-Махал Память о Шах-Джахане останется в веках как о человеке, создавшем во имя любви к женщине удивительный и неповторимый по своей красоте храм-усыпальницу – знаменитый Тадж-Махал. Чтобы представить этого человека и бурное время его правления, необходимо сделать

Из книги 100 великих узников автора Ионина Надежда

Шах-Джахан Этот представитель династии Великих Моголов появился на свет в Лахоре 15 января 1592 г., а покинул этот мир 22 января 1666 г. в Агре. Период его правления пришелся на отрезок между 1627 и 1658 гг.При рождении Шах-Джахану было дано другое имя, его звали принц Кхуррам. За

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Шах-Джахан На берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который в 1526–1707 годах наряду с Дели был столицей империи Великих Моголов, стоит Тадж-Махал - великолепный мавзолей, сооруженный в память о нежной любви Шах-Джахана к своей жене Мумтаз Махал. В девичестве

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Что такое Тадж-Махал? Дворец Тадж-Махал - история любви, печальная и одновременно прекрасная. Три столетия назад жил в Индии правитель по имени Шах Яхан. Любимой женой его была красивая и умная Мумтази Махал, которую Шах Яхан любил больше жизни. Сокращенное имя ее -

Из книги Я познаю мир. Чудеса света автора Соломко Наталия Зоревна

Джахангир и Нур Джахан Могольский император Акбар - великий реформатор средневековой Индии любил праздники. Именно он начал устраивать «женские базары», на которых жёны и дочери придворных торговали украшениями, тканями и всякими безделушками.На одном из таких

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Тадж-Махал - символ Индии Предание говорит, что каждое утро Шах-Джахан - индийский Великий Могол покидал свой дворец и спешил на берег Джамны. Там его на лодке переправляли к мавзолею. Именно это здание он считал делом всей своей жизни и едва мог дождаться минуты, когда в

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Где можно увидеть Тадж-Махал? Тадж-Махал – это мавзолей, который был построен в XVII веке в индийском городе Агра по приказу императора Шах-Джахана, принадлежавшего к династии Великих Моголов. При их правлении в Индии было создано большое количество великолепных, полных

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Мавзолей Тадж-Махал в Агре 1874–1876. Государственная Третьяковская галерея, МоскваИз индийского путешествия 1874–1876 годов Верещагин привез около 50 этюдов. Его поразила яркая экзотическая культура Индии. Этюд, изображающий знаменитый Тадж-Махал в Агре, выглядит как

Из книги автора

Что такое Тадж-Махал? Дворец Тадж-Махал – памятник истории любви, печальной и одновременно прекрасной.Три столетия назад жил в Индии правитель по имени Шах Яхан. Любимой женой его была красивая и умная Мумтази Махал, которую Шах Яхан любил больше жизни. Сокращенное имя ее