Биографии Характеристики Анализ

Мыслить по другому не как все. Сменить ракурс, точку воззрения

«Как научиться мыслить как программист?»

Мы обратились за разъяснениями к нашим экспертам, а полученные ответы предоставляем вашему вниманию.

Главная задача программиста - понимать, как работает мир, разбивать сложные явления на простые инструкции, а потом собирать их воедино. Программист должен уметь правильно задавать вопросы и находить на них ответы. Поэтому я не вижу разницы между фразами «мыслить как программист» и просто «мыслить». Но если вы все же хотите мыслить «как программист», то начните читать, рассуждать, спорить и находить ответы на вопросы, которые интересуют именно вас. На мой взгляд, программист - одна из немногих профессий, где приходится часто и много размышлять. Так что дерзайте.

Повысить Понизить

На самом деле, вопрос не такой тривиальный, как кажется. И правильно бы его было сформулировать немного по-другому, как научиться понимать и решать поставленные задачи, т.к. языки программирования, подходы к проектированию и все остальное меняется достаточно быстрыми темпами, но несколько умений остаются вне времени.

Исходя из опыта, могу выделить среди них следующие:

  • Умение сформулировать/понять задачу.
  • Умение упрощать.
  • Умение декомпозировать, выделять главное, и выстраивать логическую цепочку.
  • Умение выделять граничные значения и исключительные ситуации.

Спойлер: любой навык и любое умение нарабатывается только практикой.

Умение сформулировать/понять задачу

Фактически нас этому учат с детского сада — сначала выражать и формулировать свои желания, затем ставят все более и более абстрактные задачи, проверяя нашу способность понять их. И все здорово ровно до тех пор, пока вы общаетесь в одном информационном поле (школа, студенты одной специализации, специалисты одной предметной области). Проблемы начинаются тогда, когда вы взаимодействуете со специалистами из другой предметной области — медицина, страхование и т.д. Они говорят на своём языке, к которому привыкли, и вам придётся либо научится понимать, либо искать переводчика.

Как с этим работать: учитесь общаться, учитесь излагать свои мысли, учитесь понимать других людей. В современном мире даже программистам-интровертам этим приходится заниматься. Начните с того, что хотя бы раз в неделю посещайте мероприятия по тематикам, с которым вы никак не связаны, но не просто ходите, а активно задавайте вопросы и пытайтесь понять ключевые идеи и взаимосвязи (это перекликается со следующими двумя пунктами). Можете просто общаться с новыми людьми из других сфер жизни.

Учитесь простыми словами объяснять то, чем вы занимаетесь и над чем работаете, а также понимать, что вам объясняют другие. Всегда проверяйте то, насколько поняли вас, и насколько поняли вы: уточняйте у собеседников, правильно ли вы их поняли, и правильно ли поняли они вас.

Умение упрощать

Из всех компонентов этот, наверное, самый близкий к коду. Упрощайте — используйте техники и подходы, которые позволят вам больше думать о бизнес-задаче, чем о том коде, который вы пишете:

  • Early Exit — проверяйте условия в начале метода/функции и выходите, если вас что-то не устраивает.
  • Разделяйте объекты на те, что содержат только данные и не содержат логики, и объекты, содержащие логику.
  • Разделяйте логику по слоям (неважно, какой паттерн вы выберите).
  • Механизм исключений — выбрасывайте исключения, если текущий слой не имеет возможности разобраться с исключительной ситуаций.
  • Декларативное программирование (аннотации, декораторы и т.д., в зависимости от языка программирования, но тут важно знать меру).
  • Любые другие, которые приведут к сокращению сложности восприятия кода (включая использование готовых библиотек, фреймворков и решений).

Умение декомпозировать, выделять главное и выстраивать логическую цепочку

Одно из ключевых умений, позволяет правильно расставлять приоритеты и проектировать системы. А также, что немаловажно, общаться с заказчиками и руководителями, которым важно все. Суть заключается в следующем — вы должны научиться из любой системы выделять ключевые компоненты, без которых эта система не имеет смысла, и определять их свойства и поведение.

Как с этим работать: опять же, только практика — выбирайте любую бизнес-систему и пытайтесь оставить в ней минимальное количество объектов и их взаимосвязей (если говорить терминами стартап-сообщества — MVP), позволяющих сохранить эту систему в работающем состоянии. Опишите весь процесс по шагам, посмотрите, какие объекты и как взаимодействуют.

Попробуйте понять, почему это взаимодействие устроено именно так. Например, почему процесс заказа или покупки устроен именно так, а не иначе. Можно ли организовать его по-другому? И почему в новых проектах,это взаимодействие иногда строится по-другому (они об этом любят писать в различных источниках).

Найдите changelog’и либо описание истории проекта, посмотрите как менялся проект со временем, с чего начинался, что в него добавлялось и почему.

Умение выделять граничные значения и исключительные ситуации

Говорят, что когда-то очень давно программисты не должны были тестировать свой код. Сейчас ситуация в корне изменилась и в большинстве вакансий присутствует как минимум требование уметь писать авто-тесты.

На самом деле, программисту очень важно изучить теорию тестирования. Потому что именно из этого у вас сформируется понимание того, как обрабатывать различные входные данные, какие условия строить, где вас могут подстерегать ошибки и умеете ли вы вообще с этими ошибками работать.

Вместо заключения

Как уже было сказано в спойлере, ключевое — это практика. Не бойтесь ходить на встречи с реальными заказчиками, не бойтесь задавать вопросы, не бойтесь браться за проекты из другой предметной области (но при этом трезво оценивайте свои силы — если вы ничего не смыслите в медицине, не стоит браться за написание ПО для какого-то аппарата жизнеобеспечения), не бойтесь пробовать новые подходы и методы (когда-то многие вещи из тех, что используются сейчас, высмеивались и считались в корне неверными).

Только через практику вы получите реальный опыт и на нём поймёте, что правильно, а что нет. Яркий тому пример: нас долгие годы учили тому, что нужно выполнить гигантский объём проектирования, нарисовать кучу схем и диаграмм, прежде чем написать хотя бы одну строчку кода. Сейчас всех учат тому, что нужно быстрее планировать и быстрее делать.

Повысить Понизить

Чаще всего, когда говорят «мыслит как программист», имеют в виду аналитический склад ума, то есть способность декомпозировать задачу на небольшие составляющие, выявлять взаимосвязи в сложной системе и так далее. Но программист - это всегда больше, чем просто логично мыслящий человек.

Самое важное качество разработчика, как и любого инженера - умение проектировать и прогнозировать возможные сценарии работы, отличные от стандартного. Что произойдет, если ответ от сервера не придет? А если придет, то вдруг он будет некорректный? Или будет идти слишком долго? Рассуждая таким образом и внося соответствующие изменения, разработчик может сделать код более стабильным. К тому же, сравнивая собственные прогнозы с проблемами, которые могут возникнуть при реальном использовании, он получает ценную обратную связь и понимает, какие из его сценариев оказались верными, какие нет, и почему это произошло.

Такой подход, наряду с желанием пробовать новое и небольшой долей перфекционизма, позволит программисту со временем вырасти в очень сильного разработчика, даже если кажется, что аналитика не его сильная сторона. Конечно, есть люди, у которых творческая или логическая составляющие выражены ярче. Но я считаю, что можно и нужно развивать каждую из этих сторон.

Повысить Понизить

Саттар Гюльмамедов, руководитель отдела разработки новых программных продуктов IT-компании NEIRIKA

Думаю, нельзя сказать, что в мышлении программистов есть что-то совсем необычное. Мы думаем схожим с инженерами, математиками и физиками образом. Лучшим из нас, несомненно, должна быть определенная дисциплина ума. Натренировать ее можно только решая задачи.

Хорошим подспорьем в «прокачивании» дисциплины будет книга Дьердя Пойа «Математика и правдоподобные рассуждения». Нужно развивать в себе навыки анализа, причем не только численного. Кроме того, для того, чтобы достичь существенных успехов, подняться над средним уровнем, необходимо уметь синтезировать разрозненные части в единое целое.
Аналитические навыки позволят справляться со сложными задачами, разбивая их на части. Синтезирование же позволит подняться на уровень разработки архитектуры программных решений.

Для программиста очень важно уметь фокусироваться на задаче и чем он лучше умеет это делать, и чем дольше способен оставаться в фокусе, – тем выше его результаты.

Повысить Понизить

Чтобы понять, как научиться мыслить, как программист, нужно понять, как вообще мыслят программисты, и отличается ли это мышление, например, от журналистов.

Попытавшись вспомнить, как я становился программистом, а потом период, когда я им перестал быть, я пришел к следующим условным отличиям:

  • Программист может найти несколько вариантов решения задачи.
  • Программист может выбрать наиболее оптимальный из них.
  • Программист обладает широким знанием инструментов в общем смысле (языков, алгоритмов и т.п.) для решения задачи.

Получается, главное – логическое мышление и накопленный опыт.
Чтобы развить логику есть уже огромное количество инструментов, игр и приложений, которыми стоит пользоваться. Еще не стоит пренебрегаться самым простым способом – чтением. Оно поможет накапливать опыт и эрудицию.

В любом возрасте можно улучшить свои умственные способности. Человеческая внешность трудно поддается корректировке, а вот свою внутреннюю сущность можно совершенствовать всю жизнь. Поговорим о том, как научиться думать вообще, как научиться думать логически и Все это очень важно для саморазвития.

Анализируйте

Чтобы приучить свой мозг думать, необходимо выделять для этого хотя бы маленький кусочек своего дня. Если у вас совсем нет лишнего времени, размышляйте по пути на работу или в магазин, во время приготовления пищи или выгула собаки. Нужно всегда пользоваться уникальной способностью мозга выполнять одновременно несколько заданий.

О чем стоит думать обязательно? Мы никогда не будем расти как личности, если не научимся анализировать. Причем анализировать можно практически все, даже то, что нас никак не касается. Вспоминайте и давайте оценку своим и чужим поступкам и словам. Подумайте, как они повлияли на вас или окружающих, к чему они в итоге привели, что стоило бы сделать не так. Но будьте осторожны, чтобы не предаваться воспоминаниям настолько, чтобы забыть о настоящем и будущем.

Планируйте

Кроме анализа всего, что в вашей жизни уже прошло, стоит подумать и о том, что еще предстоит. Всегда планируйте быть лучше. После анализа прошлых поступков и происшествий вашей жизни, подумайте над тем, как не допустить повторения ошибок. Попытайтесь предугадать сложные ситуации, которые могут возникнуть в вашей жизни завтра или через неделю, и представьте несколько вариантов вашей реакции на них, а затем выберите лучшую на ваш взгляд.

Обязательно занимайте свой мозг обдумыванием целей. Как научиться думать о своих целях постоянно и не забыть о них? Вы можете записать их на листок, а затем постоянно просматривать этот список, оживляя в памяти. Выстраивайте промежуточные цели на каждый день, неделю и месяц. Воображайте свое будущее, прорисуйте его возможные сценарии, все время думайте о том, на практике.

Будьте внимательны

Любая воспринятая человеком информация сначала попадает в зоны мозга, отвечающие за обработку неосознанной информации, и только после этого начинается их взаимодействие с зонами, активизирующимися при осознании ее человеком. Информацией, вышедшей на уровень сознания, мы можем активно пользоваться и вспомнить даже через года. А все, что осталось в области нашего подсознания, может работать на нас только в качестве интуиции.

Почему о такой особенности работы мозга важно помнить тем, кто задается вопросом, как научиться думать правильно? Все дело в том, что, если вы хотите, чтобы какая-то информация осталась в вашей памяти и вы могли затем использовать ее для своих размышлений, нужно проявить к ней особый интерес. Только в этом случае она пробьется из вашего подсознания в сознание и будет в дальнейшем вам доступна.

Поэтому всем, кто постоянно твердит себе: «Хочу научиться думать», прежде всего необходимо сказать себе: «Хочу быть внимательным к тому, что слышу и вижу». Человеческий мозг самостоятельно не определяет, какую информацию считать важной, а какую нет. Все, на что мы не обращаем особого осознанного внимания, он не считает важным и оставляет на уровне недоступного нам подсознания.

Например, мы запоминаем (так как осознали), что встретили по дороге на работу друга, но никогда не вспомним сотни других увиденных в это время лиц. Вывод один: будьте крайне сосредоточены на той информации, которую считаете для себя ценной, постарайтесь развить к ней самый искренний интерес. Тогда она не ускользнет от вашего сознания, и вы сможете ее использовать для глубоких размышлений.

Будьте любознательны

Не ограничивайтесь слишком узким кругом интересов, ведь в мире столько всего захватывающего, о чем стоило бы подумать. Например, вы идете на работу и замечаете на дороге маленькую улитку. Вместо того чтобы просто поднять ее и отнести в траву, остановитесь и подумайте: а как живет это крошечное существо, чем оно питается и как растит своих деток? Предположив некоторые варианты ответов, не забудьте по возвращении с работы найти в Интернете достоверную информацию об этом и сравнить со своими предположениями.

А вы никогда не думали, глядя на небо, почему оно синее или почему нам светит и греет солнце, как листья растений очищают воздух или в каких цветах видят мир коты и собаки? А еще как устроен наш глаз, что мы все это видим? Если приучить себя всегда смотреть по сторонам и живо интересоваться всем, что нас окружает, можно не только приучить свой мозг к активной работе, но и сделать свой быт намного интереснее.

Придумывайте себе упражнения

На вопрос, как научиться думать самому, существует масса и других ответов. Подключайте фантазию и придумывайте для себя задания, которые помогут совершенно по-новому воспринять обычные вещи и ситуации. Например, специалисты советуют каждый раз добираться на работу новыми путями, заходить в другие магазины, заменять свои обиходные фразы на новые, необычные для вас. Улучшает умственные способности изучение иностранного языка и чтение книг. Старайтесь периодически менять формат привычных для вас фильмов и музыки - вводите в свою жизнь новое.

Не верьте сразу всему, что вам говорят. Исследуйте вопрос сами, расспросите тех, кто знает об этом больше и тогда, располагая достаточным количеством фактов, делайте свои выводы. Это может отнять некоторое количество сил и времени, но точно прибавит мудрости и опыта. Всегда старайтесь иметь собственное, основанное на фактах, мнение.

Думайте в игре

Существует ряд развлекательных игр, которые «прокачивают» наш мозг. Отличными "гирями" для него станут всевозможные кроссворды и головоломки. Кроме этого в Интернете можно найти бесконечное количество различных игр, заставляющих нас анализировать, сравнивать, вспоминать и планировать. Многие современные компьютерные игры - это ответ на вопрос, как научиться быстро думать. Во многих из них для победы нужна хорошая реакция и умение моментально принимать решения.

Такие несправедливо забытые сегодня настольные игры, как шахматы, шашки и различные карточные игры, прекрасно помогают развивать логику. Не пренебрегайте ими. Также в продаже имеются всяческие настольные игры, требующие от участников внимания, разработки тактики и собственной стратегии. Такой веселый и захватывающий путь к саморазвитию, безусловно, достоин особого внимания.

Развивайте позитивное мышление

Если вы хотите по-настоящему развиваться как личность, избегайте негативных мыслей, так как они погашают даже самые пылкие стремления и значительно снижают имеющийся потенциал. Кроме того, гнев, обиды, разочарования и зависть имеют крайне негативное влияние на здоровье человека, вызывая проблемы с кровеносной и пищеварительной системами, головную боль и бессонницу, а также различные эмоциональные и психические расстройства.

Но как научиться думать о хорошем? Прежде всего необходимо взять за правило тщательно следить за постоянно сменяющими друг друга мыслями в своей голове. Как только попадется отрицательная, тут же ее пресекать и заменять на положительную. Никогда не допускайте, чтобы мысли в вашей голове летали хаотично, сами по себе. Такие сознательные усилия обязательно выльются со временем в то, что у вас разовьется привычка обо всем мыслить положительно.

Пока у вас не сформируется твердая привычка позитивно мыслить, окружите себя теми, кто уже так поступает. Всегда, даже когда вы совсем не в настроении, держите на лице имейте ко всем дружественный и благодарный настрой. Замечайте всю красоту мира и все хорошее, что с вами происходит.

Как побороть лень

Многие из тех людей, кто задается вопросом, как научиться думать, на самом деле хорошо умеют это делать, но попросту не применяют эту великолепную способность. Причина этого до банальности проста - матушка лень. Мыслительная деятельность поглощает порой столько же энергии, сколько и тяжелый физический труд. Поэтому, оберегая свои энергетические запасы, организм с трудом соглашается идти на такие жертвы. Вот почему нам иногда так тяжело заставить себя или своих детей думать, вот откуда берет свои корни лень.

Если наша цель не деградация, а личностный рост, необходимо ежедневно прилагать все усилия, чтобы заставить свой мозг трудиться. Не бойтесь его переутомить - мозг никогда не устает, устаем только мы. Но помните, что чем больше мы устаем от напряженного размышления, тем умнее и развитее становимся. Улучшается также наша память и сообразительность. Мы становимся более уверенными в себе, интересными и полезными окружающим, а наша жизнь - увлекательнее и счастливее.

Продолжаю потихоньку отвечать на радиослушателей. Вопрос был примерно таким:

Как освободиться от влияния всей этой популярной психологии? Я понимаю, что вера в чепуху вроде мешает жить и добиваться целей, но не могу освободиться от этого. Как начать думать самостоятельно? Как выбраться на свою дорогу?


Вопрос меня порадовал. То есть ситуация, конечно, не самая приятная, но я теперь могу легко тыкнуть этим вопросом в нос любым адептам — полюбуйтесь, до чего она доводит.

Однако вернемся к вопросу. Вопрос, кстати, одновременно очень прост и очень сложен.

Ответ 1 (простой, если бы я торопился,нужно было бы поскорее царапнуть чего-нибудь для проформы, но так, чтобы все же чтобы не было стыдно):

Все просто. Нужно, во-первых, тщательно разобраться со своими стереотипами: откуда они «растут», почему так прочно угнездились в сознании? Может быть благодатной почвой для них стали комплексы или другие малозаметные психологические проблемы? Например, для неуверенного в себе человека заверения адептов — это бальзам на душу.

Вооружившись этим пониманием, вы можете начать путь исправления этих психологических проблем (как — читать в других статьях) — с ними постепенно отомрут и стереотипы. Кроме того, сам процесс прояснения закоулков своей души, когда вы и своих желаниях — это ключевой этап . Это основа основ. И, помимо прочего — тренировка самостоятельного мышления.

Ответ 2 (посложнее, такой ответ я бы написал, если бы находился в ироническом настроении и мне на глаза попался бы предыдущий вариант).

Ха-ха! Разберитесь в себе! Можно подумать, кому-то этот бред «возьми бумажку и ручку, напиши 100500 своих черт, которые тебе не нравятся, не забудь сжечь ее» кому-то когда-то помогал! Нет, конечно, теоретически углубленное самокопание может принести пользу. Но чтобы проделать сию операцию над самим собой, нужно уже уметь думать, обладать определенной независимостью мышления . То есть: можно, но на практике возникает много препятствий.

Как тогда надо действовать? А так, например.

Расправимся не с самими в мышлении, а с их «пищей». Поясняю. Зачастую наши стереотипы так устойчивы потому, что мы каждый день занимаемся тем же самым, встречаемся с теми же людьми и т.д. А наш ум ленив. Если нет необходимости приспосабливаться к новым условиям — он будет стоять на месте.

Поэтому, я бы посоветовал «сменить обстановку». Поменять на какое-то время окружение, род занятий и свою социальную роль. Я уже где-то приводил пример, что прекрасным вариантом будет отправиться в нелегкий турпоход с группой новых для вас людей. Много нового общения и новой деятельности — отличная почва для ломки стереотипов. Разумеется, все произойдет не по мановению волшебной палочки.

Вам и самим придется постараться, а именно — начать наблюдать за собой и окружающими более пристально, стараться анализировать их эмоции, цели, устремления.

Если вернуться к примеру с походом. Понаблюдайте за новыми знакомыми: кто тут лидер? почему он лидер? какие у кого роли в самом начале? какие отношения складываются дальше? что я сам думаю о том или ином человеке? я понимаю его? как он будет действовать, если…

Да, это имеет мало отношения к поп-психологии. Но это имеет отношение к жизни — причем самое прямое. Поэтому, некоторый опыт самоанализа (и анализа других людей) в сочетании с новыми впечатлениями и уже имеющимся пониманием бесплодности популярных рецептов счастья — очень даже могут помочь.

Что произойдет если прекратить часто мыть волосы

Какие черты делают женщину привлекательной

Как кошка может разрушить вашу жизнь

Логическое мышление помогает людям видеть суть событий, проблем, вещей, с которыми они каждый день сталкиваются в разных ситуациях. Умение логически мыслить можно развить до определенной степени. А если вы хотите помочь своему малышу в постижении логики, то начинать следует как можно раньше.

Инструкция

  1. Можете поступить на факультет, в котором логика – один из профильных предметов (философский, юридический и т.д.). Ходите на все занятия и лекции, самостоятельно занимайтесь по списку литературы и учебному плану, который можно согласовать с преподавателем. Чтобы лучше запомнить, составляйте схемы и таблицы. В качестве практических примеров используйте имеющие доказательства и требующие их.
  2. Если вы самостоятельно мечтаете освоить законы логики, возьмите в библиотеке или купите учебники по логике (к примеру, таких авторов: А. А. Ивин, В. И.Кобзарь) и «Логическую энциклопедию». Некоторые учебники можно найти и в Интернете, к примеру, на сайте http://www.i-u.ru/biblio. В поиске этой библиотеки введите слов «логика» и можете качать любую книгу.
  3. В Интернете также есть много тренингов по логике. Но им доверять особо не следует, поскольку программа их программа крайне скудна и является вольным переложением вводной части учебника по логике, только проиллюстрированной в современной форме.
  4. Приобретите сборник логических задач и с него для начала выберите те, которые вы способны решить, почти не задумываясь. Всегда после решения сверяйтесь с ответами. Если нашли ошибки, то не нужно расстраиваться, а лучше постарайтесь понять, как вы нарушили законы логики. Со временем начинайте усложнять задания.
  5. Если вы мечтаете, чтобы ваш малыш умел логически мыслить, всегда отвечайте ему даже на самые нелепые вопросы. Возможно, что через некоторое время он и сам, поразмыслив, придет к соответствующему выводу, что будет свидетельство того, что у него есть первоначальные навыки логики.
  6. Научите малыша сравнивать, обобщать и исключать. К примеру, продемонстрируйте ему парочку подобных предметов (разных размеров или цветов) и попросите ответить, чем они отличаются между собой.
  7. Приобретите развивающие игры, и чтобы ребенок ими заинтересовался, нужно позаниматься вместе с ним, пока он самостоятельно не сможет играть в них. Купите книги с легкими логическими задачками для детей и позаботьтесь о том, чтобы малыш понял их решение.

Упражнения для развития логического мышления

  • Развлечься компьютерной игрой.
  • Блефовать в покере.
  • Обсудить условия контракта.
  • Объяснить ребенку, почему небо голубое.
  • Написать реферат по философии.
  • Задать вопрос влиятельному лицу.
  • Переоборудовать спальню.
  • Спроектировать усовершенствованную мышеловку.
  • Держать себя в руках.
  • Поговорить о прибавке оклада с начальником.
  • Детально вспомнить важный разговор, который был месяц назад.
  • Сочинить «документальную драму».
  • Поразмышлять о бесконечности.
  • Сменить свое настроение с плохого на хорошее.
  • Написать реалистический пейзаж.
  • Разобраться, как работает тот или иной электрический прибор.
  • Написать программу на компьютере.
  • Убедительно солгать.
  • Выучить новый язык.
  • Продолжить ряд 3, 6, 9, 12 как можно дальше.
  • Вспомнить имена своих первых учителей.
  • Наизусть прочитать сонет известного писателя от конца к началу.
  • Попытаться вспомнить во мельчайшых деталях, когда вы последний раз ели шашлык.
  • Отчетливо представить в уме лицо приятеля.
  • Приготовить изысканный ужин.
  • Разобрать трудный текст.
  • Сымпровизировать на сцене.
  • Поучаствовать в телеинтервью.
  • Подготовиться к экзамену.
  • Решить кроссворд.
  • Совершенствуйте свою логику максимально часто. Чем больше нагрузка – тем легче будут проходить следующие занятия. Чем легче занятия – тем больше они вам нравятся. Чем больше нравятся – тем чаще вы будете заниматься. Чем чаще заниматься – тем более развитым вы будете.
  • Повторяйте тренировки. Все упражнения следует делать по нескольку раз, чтобы точно знать, что вы больше не ошибетесь в подобной ситуации. Развитие умственных способностей определяется практикой и временем. Создайте свою процедуру интеллектуального обогащения. Если что-то не получается, сделайте небольшой перерыв и вернитесь чуть позже.
  • Не стоит спешить выполнять упражнения. Чтобы достичь глубинных пластов мышления, нужно время. Терпение и еще раз терпение. Дайте своему мозгу время, чтобы он мог исследовать свои возможности.
  • Занимайтесь, а не анализируйте. Смысл интеллектуальных тренировок заключается в сознательном манипулировании умственными ресурсами. Результат пропорционален вашему желанию напрягать мышцы ума.
  • Пусть все ваши заботы и проблемы останутся где-то в другом месте. Создайте для тренировок рабочую атмосферу. Получайте удовольствие от трудностей и их преодоления.

Видео уроки

В наше время, когда метод Шичко* вовсю применяется не в терапевтических целях, важно мыслить независимо.

(*Коротко, хотя я его уже описывал на страницах данного блога: помещаешь человека в однородное информационное поле и через некоторый временный промежуток он начинает думать в рамках данного поля. Свято веря, что мысли рожденным им — свои.)

Да, и причем тут — «наше время», мыслить независимо – это принимать ответственные взвешенные решения, которые разумны, выгодны, в первую очередь, самому человеку. В ином же случае: быть объектом манипуляции — участвовать в достижении чужого , но не своего.

Как начать мыслить своей головой, независимо

1. Отключиться от традиционных источников информации

Раз затронул метод Шичко, то стоит и затронуть способ, как не поддаться на данный метод.

Самый простой способ – не попадать, избегать информационно специально созданное (оно всегда специально созданное, как для сми) поле.

Что получиться, если взять сковородку, кусочек масла, два яйца и поставить на огонь? Я хотел, чтоб у вас в воображении получилась яичница. Задача удалась?

Конечно, удалась, но ведь, возможно, организму нужны другие питательные вещества. А яичница на завтрак, обед, ужин может существенно подорвать здоровье.

Отключитесь от традиционного источников информации. Они прекрасно владеют данным зомби методом. Мы не знаем их «высшие» . Что ими движет: жажда популярности, доллара или экспансии?

Допустим, что они (ТВ, радио, местные газеты, поп журналы, пр.) «белые и пушистые», но то, что для них питательно (как и яичница), не обязательно также является питательной пищей (полезными мыслями) и для вас.

Легко сказать, да трудно сделать? Почему? Потому: человек привыкший питаться чужой кухней, не сможет себе сам ничего приготовить.

Чтоб себе готовить (независимо мыслить) первое: отказаться от общественных столовок, второе — научиться готовить дома.

2. Конфронтация опыта. Стать «адвокатом дьявола»

Однозначно, существуют вещи за которые мы — «за» и за которые — «против». Почему так?

Попытайтесь стать адвокатом дьявола. Защитите мысль, которая вам абсолютна не по нраву. Оправдайте ее.

Часто, инертность в мышлении заставляет нас взять взгляды по умолчанию, которые нам не принадлежат. Затем их же ассоциируем с собой. Например, взгляды о национальности, территориальной принадлежности и пр.

В достижении успеха тот же феномен: само понятие успех для многих – много денег. Вы с этим согласны? Не так ли?

Чтоб освободиться от оков «по умолчанию» доставшихся в наследство или от предыдущей власти …. – искать опыт, который не созвучен с таким «родным» понятием.

Например, успех для верующего, что это? Для буддиста? Для восьмилетнего мальчика? Для президента компании? И пр.

Оправдать может и не оправдаете – но мозги начнут шевелиться, чего и требуется.

3. Сменить ракурс, точку воззрения

Вы меняете само собой ракурс, точку зрения на все, что окружает вас когда: возвращаетесь с отпуска, едите в другую страну, становить ново покаянным – религиозным адептом, когда меняете место жительство, когда выгоняют с работы …

Не всегда плохие с первого взгляда события несут плохие перемены. Но однозначно, перемена – это сменяя точки зрения. Начинаете смотреть по-другому, думать по-другому, становитесь – другим.

Можно обойтись менее кардинальными, но специальными способами, чтоб «смотреть по-другому», тем самым учась мыслить независимо.

Например, когда решите выбрать: дорогу домой по иному маршруту, эксперименты с рационами питания, просмотр или чтения других книг, сменить имидж …

4. Дистанцироваться, наблюдать

Излюбленная техника медитирующих и созерцающих людей востока. Не понятно почему работает, но работает. Когда замолкает в процессе созерцания внутренний вечно говорящий мешающий «я — говорун», приходит второе (иное) понимание вещей.

Что делать: занять физическое место в пространстве и смотреть, или слушать, или нюхать… Но не комментировать, не сравнивать со своим предыдущим опытом, не включать эмоции и чувство. Просто: смотреть, или слушать, или нюхать, щупать …

(Любая техника медитации – в помощь)

Нет, все-таки объясню: почему это работает. Проблема в том, что как у собачки Павлова у нас всегда заученна реакция на одни и те же стимулы, вещи. А вот когда становишься наблюдателем, не комментатором – дистанцируешься от таких заученных условных рефлексий, заново смотришь на вещь или события.

5. «Не верю …»

Простейшая практика – все, что не попадает на размышление, постарайтесь не верить, пока это не доказано. Лучше организовать в форме интеллектуальной игры с самим собой.

Всех благ и независимости в мышлении!