Биографии Характеристики Анализ

Плохие дороги и дураки кто сказал. «В России две беды: дураки и дороги

  1. В России две беды - дураки и дороги - апокрифическая фраза, приписываемая разным историческим личностям.
    Справочная служба русского языка на сайте Грамота. ру утверждает:
    Высказывание "У России две беды - дураки и дороги " чаще всего приписывается Гоголю (реже - Салтыкову-Щедрину, Кармазину и др.) Однако предполагаемое авторство не подтверждено и маловероятно.
    Фраза считается апокрифической.

    Ниже приводятся некоторые возможные ассоциации, в силу которых фраза связывается с тем или иным автором:

    Гоголь Николай Васильевич много писал про дорогу:

    "Какое странное и манящее, и несущее, и чудесное в слове "дорога", и как чудна она сама, эта дорога! "
    "Мертвые души" открывается картиной обсуждения дураками дороги
    " Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет? " - "Доедет", - отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет? " -/ "В Казань не доедет", - отвечал другой.
    "Куда ты, Русь, бойкая необгонимая тройка, несшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, вс отстат и остатся позади.. . Русь, куда ж несшься ты, дай ответ? Не дат ответа.. . Русь-тройка, вс гремит, вс заливается, а в тройке - прохиндей, шулер "

    Карамзин - например: Всем известно выражение, приписываемое Карамзину: "В России две беды - дураки и дороги."

    Радищев - написал "Путешествие из Петербурга в Москву"

    Вяземский:
    Дороги наши - сад для глаз:
    Деревья, с дерном вал, канавы;
    Работы много, много славы,
    Да жаль, проезда нет подчас.
    С деревьев, на часах стоящих,
    Проезжим мало барыша;
    Дорога, скажешь, хороша -
    И вспомнишь стих: для проходящих!

    Пушкин - седьмая глава "Евгения Онегина":
    "Когда благому просвещенью
    Отдвинем более границ,
    Со временем (по расчисленью
    Философических таблиц,
    Лет чрез пятьсот) дороги верно
    У нас изменятся безмерно:
    Шоссе Россию здесь и тут,
    Соединив, пересекут,
    Мосты чугунные чрез воды
    Шагнут широкою дугой,
    Раздвинем горы, под водой
    Пророем дерзостные своды,
    И заведет крещеный мир
    На каждой станции трактир.
    ....

    Теперь у нас дороги плохи,
    Мосты забытые гниют,
    На станциях клопы да блохи
    Заснуть минуты не дают;
    Трактиров нет. В избе холодной
    Высокопарный, но холодный
    Для виду прейскурант висит
    И тщетный дразнит аппетит,
    Меж тем как сельские циклопы
    Перед медлительным огнем
    Российским лечат молотком
    Изделье лгкое Европы,
    Благославляя колеи
    И рвы отеческой земли.

    Николай I - якобы в оригинале эта фраза впервые прозвучала так: "Б.... дь, да в России всего две беды - дураки и плохие дороги!" и была сказана в сердцах императором Николем I, по прочтеннии книги маркиза де Кюстина "Россия в 1839 году". Монархист де Кюстин приехал в российскую империю, где был тепло принят на всех уровнях власти, так как ожидалось, что его книга будет вполне определенной промонархической направленности. Однако, вернувшись во Францию, маркиз написал гнусную русофобскую книжонку, положившую европейскую традицию описывать Россию как "империю зла".

    Современное использование фразы: известно большое количество различных вариаций этой фразы, например:

    "Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти. " (Борис Крутиер)
    В России три беды - дураки, дороги и когда одна беда строит другую
    В России три беды - дураки, дороги и когда одна беда ездит по другой.

  2. Дураки и дороги.
    В ходе строительства коммунизма любая критика нашего бытия в стране расценивалась властями, как вражеские происки и судили этих критикующих отщепенцев, как антисоветчиков. Издавна было сказано: У России две беды дураки и дороги. Автора этого высказывания по настоящее время точно никто назвать не может. Одни приписывают это Салтыкову Щедрину, другие Гоголю, Родищеву, Вязенскому, Карамзину и другим. Мне кажется, что нет смысла искать автора этого афоризма, гораздо важней, что сказанное злободневно и в настоящее время. Наверно, первая беда (дураки), порождает вторую - плохие дороги. Уверен, что у нас есть ещ и третья беда, порожднная первой. Расскажу о ней чуть подробней. Как то, начальник первого участка на комбинате хлебопродуктов хвастал собравшимся в курилке во время перерыва слесарям и мастерам участка. -Привз меня первый секретарь горкома партии к директору комбината и говорит: Я привз к тебе на хорошую должность товарища. Он большой подлец, но ты его не тронь, он мой друг. Этому товарищу на комбинате прощались все его пьянки. Если карьерную лестницу с самого низу до верха построить из таких подлецов, то очень многое можно понять. Сразу станет ясно, почему в самой богатой стране по природным ресурсам так много нищих. Почему, используя эти ресурсы, становятся безмерно богатыми одни и беднеют другие. Почему почти вс у нас делается, противореча здравому смыслу. Почему в наших законах написано одно, а живм мы совсем по другим, никем не писанным правилам. Наверно, каждый из нас, может вспомнить примеры безумия. Количество этих примеров зависит от жизненного опыта. Для расширения кругозора читателю предлагается ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИСПОВЕДЬ БЕГЛОГО ПОДПОЛКОВНИКА
    http://izknigi.narod.ru/Dokumentalnaja_ispovedj.html
  3. Две беды

    Взорвав пушистые бразды,
    В грязи увязли ноги.
    Б... ь! У России две беды:
    Придурки и дороги.

    Третья беда

    Не то беда, что рубль пожухлый,
    А то беда, что обеднел народ.
    Не то беда, что правят куклы,
    А то беда, что правит кукловод!

    Четвртая беда

    Они сидят, как вши на теле.
    Какие нравы, времена!
    А депутаты уху ели,
    Мы все их знаем имена

  4. Гос. Дума- дураки... ну и дороги в придачу
  5. кажется салтыков- щедрин.
  6. "ДОРОГА" - административно-территориальная единица в Русском государстве 16-17 вв. на землях башкир, татар и других поволжских народов (Казанский и Уфимский уезды). Делились на волости и тюбы.

    Дурак -человек с неординарным подходом к решению задач, видит несколько путей решения
    Русские народный сказки Конек горбунок, Емеля, и др.

Лет чрез пятьсот дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут...
...Теперь у нас дороги плохи.
Мосты забытые гниют...
Пушкин. Евгений Онегин

Когда Пушкин в «Евгении Онегине» пытался предугадать, когда же российские дороги «изменятся безмерно», на дворе был 1823 год. Значит, осталось подождать немного - чуть больше трехсот лет...
В русском народном фольклоре дураки и дороги взаимосвязаны, например: Дураку семь верст - не крюк; Дурная голова ногам покою не дает. А есть еще - выстраданное народным опытом - шутливое правило трех «Д»: Дай Дорогу Дураку! (ведь не знаешь, что от него ожидать!).
Известно большое количество различных вариаций фразы насчет дураков и дорог, например:
Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти.
В России три беды - дураки, дороги и когда одна беда строит другую.
В России три беды - дураки, дороги и когда одна беда ездит по другой.
В России две беды, и если с одной из них можно справиться при помощи катков и асфальтоукладчиков, то с дорогами всё гораздо сложнее.
Дураки и дороги - в политических речах это звучит как - энтузиасты и рельеф.
До сих пор знатоки-филологи спорят, кто же из классиков - Гоголь или Пушкин - сказал, что в России две беды: дураки и дороги. Есть и такое мнение, что в оригинале эта фраза впервые прозвучала так: «... да в России всего две беды - дураки и плохие дороги!» - и была сказана в сердцах императором Николаем I. В конце концов не столь важно, кто сказал, важно то, что ничего не изменилось! Впрочем, нет, изменилось: эти две беды, конечно, остались, но к ним добавились и другие.
Давненько это было, то ли небыль, то ли быль. На автомобильной выставке в Японии один представительный японец не отходил от советского «УАЗ-469»: и вокруг ходил, и мосты щупал, и заглядывал под машину. Наши ребята приосанились, наверное, крупный покупатель. Когда обратились к нему через переводчика, японец выдал перл: «Чего только вы, русские, не придумаете, чтобы не делать хороших дорог!».
ПОЧЕМУ В РОССИИ ПЛОХИЕ ДОРОГИ
Мнение начальника
Салчак-оол Санаа отвечает за качество автомобильной дороги М 54 «Енисей» Красноярск - Кызыл - госграница МНР на всей протяженности:
- Когда-то, наверное, и действительно в России и в нашей республике дороги были не в лучшем состоянии. Но я бы не согласился, с тем, что сегодня в России автомобильные дороги в таком плохом состоянии. Я в корне не согласен. С начала этого века отношение правительства страны к дорожной отрасли изменилось в лучшую сторону. Намного лучше стало финансирование. Возьмем, к примеру, нашу федеральную дорогу, за которую мы отвечаем. В 2002 году выделялось 149 млн. рублей на все виды дорожных работ, а в 2008 году было выделено и нами освоено 1 млрд. 200 млн. рублей, и в этом году финансирование осталось на прежнем уровне. Никогда не слышал жалоб от пользователей нашей дороги.
Да, зимой проблемы есть. В Западных Саянах бывают сложные зимы, и проблема связана именно с природными условиями: очень большие снегопады и постоянные ветры.
В этом году постарались исправить положение - продолжили строительство противолавинной галереи. Продлили ее на 300 метров. Сейчас длина галереи 690 м. Планируем строительство еще 650 метров. Я надеюсь, что в 2010 году строительство продолжится.
Если взять в Российском масштабе, я бы тоже не согласился с мнением, что дороги плохи. Есть и слабые участки, но в целом, благодаря Правительству, Президенту, финансирование продолжается, дорожная отрасль находится под постоянным контролем.
Мнение прораба
Анатолий Санаа сейчас занят ремонтом улицы Кочетова:
- Все зависит от природных условий, качества грунта. Машины едут - дорога проваливается. В других странах применяют другие технологии, у них бетонные дороги. Но у нас и это сложно - плохие грунты. Дорогу, например, до Кунгуртуга будет очень сложно делать - болота, глинистые почвы. Недавно в Дус-Холе дорогу строили, весной была вроде хорошая дорога, но потом стали ходить тяжелые машины, асфальт возили, и дорога развалилась. Просто провалилась. Грунт плохой.
Бывает и качество зависит от строительства. Второпях строят, не стараются, и дороги быстро разрушаются. Может быть, строители специально так делают, чтобы всегда у них работа была? Чтобы без работы не остаться?
Мнение преподавателя Автодорожного техникума
Валентина Антипина:
- Мне кажется, что у нас жалеют денег на строительство хороших дорог. Российский менталитет. Нам кажется, что все это пустяки: есть дорога, пройти можно - и ладно.
Я когда ребятам преподаю, привожу бытовые примеры: можно купить дешевые ботинки, но они за сезон развалятся, а можно купить дорогие. Важно и то, как к ним относиться, если хорошо за ними следить, то можно ходить в них долго. Так и с дорогами, если не думать об их содержании, то через пять лет все пропадет, ничего не останется.
Сейчас дорожники делают ремонт в переулке Загородном. Выделили деньги, но не все, съездов не запланировали. Они в смету вообще не заложены. А жители будут потом говорить, что дорожники виноваты, что они что-то не сделали. В смете просчитаны только погонные метры.
А ведь дороги у нас делают и когда холодно, снег лежит, о качестве не может быть и речи. Все должно быть своевременно.
Что самое печальное - в смету не вносят поверхностную обработку - самый последний слой, который защищает покрытие. Он придает шероховатость покрытию, и обеспечивает сцепление. Он тонкий - сантиметра два, но защищает. Верхний слой истирается, но его проще восстановить, нежели восстанавливать все покрытие. Скупой платит дважды. На улице Калинина уже видны разрушения, потому что не было поверхностной обработки.
А часто происходит так - нет еще проекта, а строительство идет. Это как платье шить - никто ведь не будет сначала шить, а потом делать выкройку.
Вот такие мнения специалистов о наших дорогах.
Что-то мы только о дорогах говорили... Про дураков умолчали. Ну и не зря умолчали - государственную тайну лучше не раскрывать.
И. Качан

28-07-2003

"Авось дороги нам исправят..."
"Евгений Онегин", глава десятая.

Всем известно выражение, приписываемое Карамзину: "В России две беды - дураки и дороги." С тем, что дороги на Руси нехороши, никогда никто не спорил. А вот в дураках себя числить никто не хотел. Поэтому всегда как-то само собой считалось, что дураки - это власть, а не простой народ. Властью это убеждение вполне разделялось, не зря ею был введён негласный запрет на цитирование упомянутого выражения и цензура безжалостно вымарывала его из статей в газетах и журналах. Ограничение гласности привело к тому, что вслух бранить стало принято одни только дороги, но дураки всё же при этом обязательно подразумевались. Примерно в это же время в писательской среде установилось своего рода состязание - кто ловчее и незаметнее для цензуры вставит крамольную мысль в своё произведение. Очень неплохо вышло для начала у Вяземского: Дороги наши - сад для глаз:
Деревья, с дерном вал, канавы;
Работы много, много славы,
Да жаль, проезда нет подчас.
С деревьев, на часах стоящих,
Проезжим мало барыша;
Дорога, скажешь, хороша -
И вспомнишь стих: для проходящих!

Хитроумный Гоголь, усыпляя бдительность цензуры, начал свою поэму с безобидного диалога двух русских мужиков. "Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?" - "Доедет", - отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?" -/ "В Казань не доедет", - отвечал другой. Но опытного читателя не проведёшь. Он легко видел между строк следующее: "Дороги-то у нас хреновые. А все от чего? Дураки кругом. Городничий - вор и взяточник." - "Это точно. И губернатор лихоимствует. Любой человек от власти портится. Наши-то местные ещё ничего. Посмотри, вон что творится в Москве!" - "Да, рыба гниёт с головы. Говорят, в Казани у татар ещё хуже..."

Лермонтов в стихотворении "Выхожу один я на дорогу" прозрачно намекает об обреченности одиночного противостояния власти. Один в поле не воин! В двадцать строчек поэт уместил всю жизнь своего лирического героя, бьющегося над решением мучительно сложных вопросов бытия. "Кремнистый путь" - образное воплощение собственной печальной судьбы поэта, павшего, в конце концов, жертвой дураков.

Даже Достоевский, выйдя с каторги, не смог удержаться, чтобы не плюнуть в сторону власть предержащих. Действие первой же своей повести "Село Степанчиково" он начинает на обочине тракта в кузнице, где герои, ещё пока не знакомые друг с другом, вынуждены остановится из-за поломки своих тарантасов, разбитых на дорожных ухабах. Познакомившись, они ведут неторопливую беседу, "...меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье лёгкое Европы..."

Конечно, Пушкин. Пушкин пользовался эзоповым языком с большой лёгкостью. Его едкие замечания о дорогах рассыпаны в десятках стихотворений, поэм и прозаических заметок. В начале тридцатых годов он даже задумал очерк "Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург", но вовремя остановился, вспомнив о печальном встречном опыте Радищева.

Надо сказать, дураки тоже не дремали. В 1830 году они торжественно открыли, наконец, шоссе Москва - Санкт-Петербург, строительство которого было начато ещё до войны двенадцатого года. Покрытое макадамом - "холодным асфальтом" - гладкое и широкое шоссе позволило организовать регулярное движение пассажирских экипажей со сменой лошадей на почтовых станциях. Из одной столицы в другую стали с удобствами добираться в три дня. Пушкин, наблюдая нетропливое, растянувшееся на 20 лет строительство, предугадал дальнейшее развитие событий в России на ближайшие 500 лет. В приятнейшей ремарке к седьмой главе "ЕО" он пишет:
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот ) дороги верно
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут,
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.

И тут же не удержался от желания дать пинка под зад дуракам: Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но холодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Меж тем как сельские циклопы
Перед медл
ительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье лёгкое Европы,
Благославляя колеи
И рвы отеческой земли.

Опыт постройки Санкт-Петербургского шоссе, несмотря на сложности с финансированием и великим воровством, получился для России неплохим и его было решено распространить по всей стране. Для этого в 1834 году высочайшим повелением императора Николая I ввели практику целевых дорожных налогов в виде особого земского вспомогательного сбора. Устройство шоссе между губерниями, согласно повелению, относилось к разряду общегосударственных земских повинностей, а устройство и содержание дорог внутри губерний - к числу губернских земских повинностей.

Итак, дороги на Руси постепенно улучшались, одновременно понемногу снижалось количество дураков. В связи с этим писательская "дорожная" традиция постепенно сходила на нет и практически полностью оборвалась на Чехове. После его "Степи" ничего интересного о "дураках и дорогах" в литературе не появилось, не считая, может быть, короткого шукшинского рассказа "Забуксовал". Степная дорога - чеховский сюжет без начала и конца с раздольем для читательской фантазии. "Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги... Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела его на сказочные мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно." Вместо обыкновенного почтового тракта, по которому выехала из города NN обшарпанная чичиковская бричка, у Чехова появляется метафора древнего пути из конца в конец Степи, созданного для громадных, широко шагающих людей, для былинных фигур: "И как бы эти фигуры были к лицу и степи и дороге, если бы они существовали..."

Но нет уже былинных фигур на Руси. Измельчали великие. "Куда ты, Русь, бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади... Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа... Русь-тройка, всё гремит, вс заливается, а в тройке - прохиндей, шулер…"

Из раздела «Россия смешная»
в книге «Расейские страдания»

Из разных источников

ДУРАКИ И ДОРОГИ…

«В России две беды - дураки и дороги» -
апокрифическая (сомнительная, недостоверная) фраза, приписываемая разным историческим личностям.

«Б..., да в России всего две беды - дураки и плохие дороги!» якобы было сказано в сердцах императором Николаем I, по прочтеннии книги маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году».

Однако чаще всего это высказывание приписывается Гоголю (реже – Пушкину, Салтыкову-Щедрину, Карамзину, Радищеву, Вяземскому и др.).

Известно большое количество различных, как правило, анонимных вариаций-импровизаций на тему этой фразы. Приведу лишь некоторые из них:

***
Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти.
Борис Крутиер

***
Сейчас в России три беды: дороги, дураки и дураки на дорогах.
Анатолий Рас

***
Там где дураки, дорог не бывает.
Николай Суденко

***
Дорог в России стало больше, но дураков на ней не поубавилось.
Александр Минченков

***
Дураки и дороги - наше национальное достояние.
Александр Минченков

***
Умные строили каналы, а дураки прокладывали дорогу.
Александр Минченков

***
В России три беды - дураки, дороги и когда одна беда строит другую.

***
В России три беды - дураки, дороги и когда одна беда ездит по другой.

***
В России две беды, и если с одной из них можно справиться при помощи катков и асфальтоукладчиков, то с дорогами всё гораздо сложнее.

***
Когда-нибудь Россия победит все свои беды,
и тогда в ней не останется ни дураков, ни дорог.

***
В России было две беды. Теперь - ещё и футбол!!

***
В России три беды: третья - это то, что одна ремонтирует другую.

***
Две русские беды - дураки и дороги - компенсируются одним русским счастьем –
водкой. Пьяным дуракам состояние дорог по х...

***
Как известно, в России две беды.
И поэтому у нас дороги лечат, а дураков строят.

***
И одна радость - валять дурака всю дорогу.

***
У нас, в России, не 2 беды: дураки и дороги. А одна: дураки дОроги. А
дорОг у нас нет.

***
Подводя трёх столетий итоги,
все узнали из уст мудреца -
две беды: дураки и дороги
у России и нет им конца.

***
Годы мчались, истории злейшие.
И менялась стремглав ситуация -
три беды у России новейшие:
перхоть, кариес и менструация.

***
В России две беды - дураки и дороги.
И чиновники которые умело этим пользуются.

***
в России две беды - дураки и дороги…
и всего две радости - дурочки и дорожки.

***
В России две беды - дураки и дороги.
Когда дураки начинают ездить по дорогам, понятно,
почему беда не приходит одна.

***
В России две беды - дураки и дороги... И в России две радости - пьянка
вечером и опохмелка утром.

***
Говорят, в России две беды: дураки и дороги. Мое предложение таково -
ударить дураками по бездорожью.

***
В России всегда было две беды дураки и дороги. Когда-то их решили
объединить, получились ГАИШНИКИ.

***
Как известно, в России две беды - дураки и дороги. Вчера в Госдуме
первая беда обсуждала вторую.

На Украине есть вариант, появившийся во времена "незалежности":

***
У Украины три беды - дураки, дороги... и Россия.

Рецензии

Дядя,здравствуйте,дорогой!
Не знаю как,но хочу с Вами встретиться.
Не планируете ли посетить Дн-вск?
На всякий случай,мой тел.093 015 7999
Спасибо за Ваше творчество! Юра

Юра, я писал тебе, сообщал координаты.
дозвониться пока не могу.
Ещё раз даю координаты:
Дом. адрес: 143980, РФ, Московская обл.,
г. Железнодорожный, ул. Пролетарская 3 кв. 96
Дом. эл. адрес: [email protected]
Служ. эл. адрес: [email protected]
Дом. тел.: 8 919 966 8725
Служ. тел.: 8 701 599 7097
7 712 302 6806
Сейчас я на работе в Казахстане. В Москве буду 31 марта.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.