Биографии Характеристики Анализ

Почему человек смеётся. Со здоровьем шутят

Многие учёные считают, что люди и обезьяны унаследовали смех от своего общего предка примерно 15 миллионов лет назад. Наблюдения над смеющимися людьми показали, что во время смеха люди прекращают всякую деятельность и, по сути дела, становятся беззащитными. И это любопытно — зачем эволюция снабдила человека и высших приматов механизмом, противоречащим инстинкту самосохранения?

Оказывается, когда человек смеётся, в его кровь выделяются «гормоны счастья» — эндорфины, а также энкефалины — вещества, повышающие устойчивость к стрессу и снижающие болевой порог. Таким образом, при помощи смеха происходит повышение общих защитных сил организма. Смех улучшает настроение не только смеющемуся человеку, но и окружающим его другим людям. Поэтому в любой компании весёлый человек — душа общества.

Смех играет важную роль в выживании человечества как вида, поскольку восстанавливает в людях психическую уравновешенность и стабильность поведения. Дети начинают улыбаться и смеяться, когда им исполняется примерно 12 недель. Смех младенца показывает, что у него всё хорошо, что он доволен, и тем самым доставляет удовольствие тому, кто о нём заботится. При смехе в клетках мозга, а затем и всего тела, происходят химические реакции, способствующие пищеварению, сокращению и расслаблению артерий, улучшению кровообращения. Может быть, смех — не самое лучшее и эффективное лекарство, но уж точно — самое приятное. Поэтому в любом человеческом обществе так ценят тех, кто умеет смешить, знает цену шутке.

По своей природе смех противоположен печали и страху. При смехе у людей понижается артериальное давление, ранее повышенное, нормализуется работа сердца, улучшается дыхание. Установлено, что по своей энергетике минута смеха заменяет 25 минут аэробики, а это уже не шутка! Смех резко улучшает снабжение кровью тканей и органов организма, что равноценно прогулке в лесу. Он повышает творческие способности человека, умение решать различные проблемы, а тонизируя мышцы лица, улучшает внешний вид.

В ряде стран для улучшения общего состояния организма человека используется смехотерапия. Так, индийским врачом Мадан Катария придумана «Йога смеха» — комплекс простых упражнений, улучшающих состояние здоровья и психическое состояние человека. Комплекс «Йога смеха» возвращает людям рефлекторный, непроизвольный смех, заложенный в человеке самой природой, тот смех, которым смеются дети. Западная смехотерапия, разработанная психологом и журналистом Норманом Казинсом, провоцирует смех внешними стимулами — шутками, клоунадой, сатирой и т. д.

Поэтому прав был барон Мюнхгаузен из одноимённого кинофильма, когда сказал: «Умное лицо — ещё не признак ума, господа! Все самые большие глупости в мире делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

Так что, дорогие читатели, улыбайтесь и смейтесь, и будет вам благо, и удача вам улыбнётся!

По одной из версий, смех — это защитная реакция организма. Он помогает избавиться от переизбытка положительных эмоций. Поэтому счастливые люди могут смеяться без повода — им постоянно необходим выплеск позитива. Те же, у кого депрессия, с трудом выдавливают улыбку даже при очень забавных обстоятельствах. По другой версии, это способ разрядки, освобождения организма от лишнего — не только позитива, но и негатива. Не зря же первобытные люди во время праздничных обрядов комично изображали нарушения табу или победу над врагом. Все сценки сопровождались дружным хохотом. Таким образом наши далекие предки снимали стресс, поводов для которого было более чем достаточно.

Еще вариант: смех — это способ общения. Мы нечасто хохочем наедине с собой, ну разве что когда читаем, смотрим ТВ или вспоминаем забавные истории. Куда чаще мы веселимся за компанию. Выходит, смех нужен нам для сплочения, создания и укрепления отношений.

Со здоровьем шутят

А еще смех просто необходим для здоровья. В 70-х годах прошлого века даже появилась наука гелотология(от греческого« геласма» — смех). Ее основал американец Норман Казинс, страдавший от тяжелой болезни суставов. Его шанс на выздоровление был 1 к 500. И тогда Казинс решил попробовать свою программу лечения, основа которой — положительные эмоции, активизирующие биохимические процессы в организме. Просматривая кинокомедии, он обнаружил: 10 минут безудержного смеха дают два часа« анестезии». Ровно столько времени он не чувствовал боли без лекарств. А через несколько месяцев Казинс полностью выздоровел.

С тех пор стали активно изучать влияние веселья на человека. Оказывается, когда мы смеемся, в клетках происходят химические реакции, улучшающие кровообращение, нормализующие артериальное давление, укрепляющие иммунитет, повышающие сопротивляемость к недугам. В больницах даже появились клоуны, устраивающие шуточные осмотры и представления. И процесс выздоровления больных(особенно детей) идет быстрее. А еще смех компенсирует вред от так называемого поверхностного дыхания. Многие дышат недостаточно глубоко. Хохоча же человек набирает в легкие больше кислорода. А потом энергично выдыхает. Отличная тренировка для легких!

Природный дар

Способность смеяться — врожденная(равно как и умение плакать, кашлять, чихать). Но с годами она трансформируется. Почему? Во‑первых, общаясь, люди невольно копируют интонации и мимику друг друга. Во‑вторых, искреннему смеху начинают мешать комплексы и неуверенность в себе. В итоге кто-то смеется слишком тонко, другие слишком зажато, а некоторые и вовсе похрюкивают. От души похохотать удается не каждому.

А между тем мужчина реагирует на смех женщины так же, как на ее фигуру, лицо, одежду: в его мозгу активизируются зеркальные нейроны, которые ответственны за восприятие красоты. А значит, наравне с курсами по макияжу неплохо было бы посещать занятия по правильному смеху. Шанс найти спутника жизни точно возрос бы!

Экспертное мнение

Вера Смоляницкая,
доцент кафедры сценической речи РАТИ(ГИТИС):
« Чем меньше человек закомплексован, тем ярче он себя проявляет. Главное — не стесняться и не пытаться закрыть рот, когда смеешься. Иначе получается сдавленное хихиканье. Хохотать нужно с широко открытым ртом, и тогда это будет именно тот смех, который притягивает к себе других людей, заражает их весельем. И не нужно бояться звука: смех должен быть громким!"

Римма Умярова,
смехотерапевт, руководитель школы« Клуб смеха»
(http://smile-it.ru/club):

« Смех — это дар, данный для выживания . Иначе человек не смог бы избавляться от стресса, пополнять ресурсы жизненных сил. Изначальный смех всегда красив. Посмотрите на детей: они хохочут искренне и заразительно. Их приятно видеть и слышать. А взрослые нередко смеются отталкивающе, раздражающе. В чем разница? Дети полностью раскованны, у них нет комплексов. Но главное — они дышат глубоко, а не поверхностно».


Смеяться красиво и раскатисто можно научиться. Для этого освой упражнения на дыхание.

1 Стоя/сидя. Положи руки на живот и дыши только им. Почувствуй руками, как он надувается и сдувается.

2 Стоя, руки опущены. Наклонись и сделай глубокий вдох. Выпрямись, поднимая руки вверх, и сильно выдохни(6−8 раз).

3 Стоя, соедини ладони, подложи их под подбородок. Локти в стороны. Вдохни, а с выдохом раскинь руки вверх и рассмейся как можно громче(5−10 раз).

4 На вдохе вытолкни мышцы живота вперед и, удерживая их, делай короткие резкие выдохи, одновременно быстро произнеси« А-а-а».

Народный юмор

Первая школа смеха открылась в 1909-м в Милане. Ее основатель уверял, что немцы смеются звонко, англичане — высокомерно, австрийцы — изящно, а французы — заразительнее всех. И предлагал освоить разные виды смеха. От учеников не было отбоя.

Екатерина Бабкова

Смех расслабляет человека, благоприятно действует на психику. Сдержанный человек смеется редко, обычно ограничиваясь скупой улыбкой. Больные люди тоже смеются нечасто. В этой статье мы расскажем о том, как по смеху определить характер человека.

Виды смеха и характер

  • Громкий здоровый смех - признак хорошего здоровья, силы, открытой натуры. Такие люди очень дружелюбны, не боятся трудностей в жизни.
  • Беззвучный смех - признак хищности, расчетливости, осторожности и скрытности, от которой нередко сами больше всех и страдают.
  • Очень короткий, негромкий смех - свидетельство большого ума, силы, воли, замкнутости. Такие люди часто бывают хорошими рассказчиками, профессиональными спортсменами, легко справляющимися с большими нагрузками.
  • Шипящий смех - признак злобного нрава, скрытности, злопамятности, завистливости. Такие люди обижают слабых, любят смеяться над душевнобольными. Редко принимают участие в общей беседе, с большим удовольствием наблюдают со стороны за другими.
  • Узнать характер по смеху не сложно. Так, смех, заканчивающийся вздохом, свидетельствует о слабой воле, склонности к истерии, психопатии, подверженности резким перепадам настроения, часто после смеха сразу следуют слезы.
  • Смех от души говорит о веселости, хорошем характере. Смех до слез, до хрипа - это самый хороший, здоровый смех, снимающий любое нервное напряжение.
  • Отрывистый смех обычно бывает у нервных людей с неровным, неспокойным характером.
  • Тихий, мягкий смех у мягких людей со слабой волей. Чаще всего такие люди рождаются в марте, они уступчивы и бесхарактерны.
  • Как по грубому смеху определить характер человека? Такой смех - признак эгоизма, грубости, властности, животной натуры. Такие люди чаще всего рождаются в декабре. Нередко такие люди смеются наедине сами с собой.

Как смех влияет на человека

Сдержанный, подавленный смех: говорит о том, что такого человека нелегко вывести из себя, а если выведете, то остерегайтесь последствий. Если такой человек влюбляется, то сильно, безрассудно, пускаясь во все тяжкие. Такие люди - воплощение надежности, однако им самим необходимо чувствовать рядом сильное и надежное плечо.

«Декабрьские» люди - слишком сдержанны, и скупая улыбка на их лице может расцениваться как неудержимый смех. Таких людей очень легко вывести из равновесия, но зато они быстро отходят и никому не могут принести вреда. Просто портят себе нервы.

«Летние» - смешливые, обладают искрометным чувством юмора, насмешники, с иронией относятся ко всем ситуациям. «Осенние», а особенно «ноябрьские», саркастичны, не любят глупых людей и безжалостно ставят их на место. С их лица не сходит улыбка, и понять их настроение очень трудно. Рассмешить их самих нелегко, они тонкие ценители юмора. Они сосредоточены на своих проблемах, хотя очень отзывчивы к неприятностям других. Смех, юмор помогают им преодолеть все жизненные неприятности.

Человек смеется с упоением, откидывается назад, закрывает глаза и смеется с открытым ртом, так, что можно видеть его нёбо. Как узнать характер по смеху? Такой человек умеет наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях, но в сексуальных отношениях весьма умерен и женщина ему нужна только тогда, когда нужно с кем-то разделить свои заботы. Их больше интересуют умственные способности партнера, степень остроумия. «Мартовские» - не умеют сами отпускать шутки, но искренне смеются, когда шутят другие. Они необидчивые, не реагируют на насмешки, не боятся подшучивания.

Такие люди весьма неординарные, могут найти смешное даже в том, что другим кажется совершенно не смешным. Своим смехом способны заражать окружающих.

Человек хохочет с открытым ртом, от всей души, до слез; открытый человек, жизнь сама по себе доставляет ему удовольствие. Еда, выпивка, любовь - все ему в сладость. Это - идеальные спутники во время отдыха, но в повседневной жизни такие люди бывают сложными. Они рождены для развлечений, для праздной жизни. Любые осложнения вводят их в состояние депрессии. Они бывают грубы, неприветливы, когда их касаются жизненные неприятности. Такие люди не воспринимают шуток в свой адрес, не терпят критики, особенно это касается «декабрьских». У них всегда дежурная улыбка на устах, но понять их внутреннее содержание трудно. Они саркастичны, любят посмеиваться над другими, но над ними смеяться опасно. Очень раздражительны, вспыльчивы. Смешные истории про других их веселят, они не упустят возможность проявить свое чувство юмора.

Человек загадочно улыбается: такие люди выглядят достаточно импозантно, но - всегда себе иа уме. Если во время улыбки приподнят правый угол рта - такой человек хитер, авантюристичен, а может быть, и неисправимый лгун. «Сентябрьский» - никогда не смеется по пустякам, у него смех строгий, не допускающий насмешек в свой адрес. Такой человек слишком чувствительный, боится критики и насмешек. Слишком расчетливый, даже смеется тогда, когда считает нужным. Прекрасно приспосабливаются к любым обстоятельствам, могут быть льстивыми, угодливыми, ехидными. С теми, кто им не импонирует, они не церемонятся, а если и улыбаются, то сквозь зубы. Человек с таким характером любит подсмеиваться над коллегами, которые им неугодны. Сложно строят свою личную жизнь, отношения в коллективе. У них нет чувства меры, если они острят, то совершенно не задумываются о том, что больно ранят чье-то самолюбие. В семье они неуживчивы, не терпят любого рода возражений от членов семьи, стремятся верховодить всеми. Очень вспыльчивы, могут взорваться из-за пустяка. Многие из таких людей не могут устроить свою личную жизнь, долго не обзаводятся семьей. Спутника жизни подбирают тщательно, но потом могут не иметь проблем с совместимостью с супругом или супругой.

Человек с сердечной, открытой улыбкой. Мило улыбается левой половинкой рта: такой человек имеет искренний, доброжелательный, честный характер. Он порядочный в отношениях. Нередко это люди, рожденные в августе. Они участливы, милосердны, всегда готовы помочь ближнему. Обладают тонким чувством юмора, не обижаются над подшучиванием других, незлопамятны. Смех помогает им преодолеть все неприятности. Любят театр, цирк. «Апрельские, майские и июньские» - очень обаятельны, привлекательны для противоположного пола. Смеются от всей души, взахлеб, если действительно смешно, и саркастически улыбаются, если шутка злобная. Умеют развеселить тех, у кого плохое настроение, веселы и жизнелюбивы.

Человек смеется эмоционально, хлопает себя ладонями по коленям, подпрыгивает от смеха. Как узнать характер по смеху? Такой человек всеми силами стремится быть в центре всеобщего внимания и очень злится, если ему это не удается. Обычно это «декабрьские, февральские» или рождены во второй половине ноября. Они эгоистичны, хотя всеми силами стремятся доказать обратное. Им нравится быть у всех на слуху, даже если говорят о них не слишком лестно. Главное - внимание, безразличие их удручает больше. Не в каждом обществе могут быть принятыми, в таких случаях они незаметно исчезают. Любят посещать различные развлекательные мероприятия, стараются быть их организаторами. Скупы, скрытны, но умеют выудить из других все необходимые для себя сведения. Однако близкие многое им прощают, забавляются их манерой смеяться и заражать весельем других. Если не быть слишком пристрастными к таким людям, то можно хорошо провести время в их обществе.

Теперь вы знаете о том, как по смеху определить характер человека.

Многим известно, что смех не только продлевает жизнь, но и свидетельствует о характере человека.

Каков человек по душе, по уму?
И что в нем за сердце бьется?
Порой можно просто судить по тому,
Как человек смеется.
Эдуард Асадов

Ученые выяснили, что смех появился примерно 10 миллионов лет назад. Сегодня существует специальное медицинское направление «гелотология», призванное изучать смех и его влияние на организм. Согласно этой науке, каждый из нас так же обладает уникальным смехом, как и уникальным характером. О связи смеха и характера мы и расскажем сегодня на сайт

Как же узнать характер человека по его смеху?

Рассмотрим звуковые виды смеха.

  • Смех «ха-ха» искренний, беззаботный, полный согласия с окружающим миром. Такой смех отлично снимает нервное напряжение между собеседниками.
  • Смех «хи-хи», напротив, более усугубляет это напряжение. Если вы слышите злорадное хихиканье, будьте уверены - собеседник настроен к вам явно недоброжелательно, он иронизирует, завидует или что-то утаивает.
  • Смех «хе-хе» несколько агрессивный, дерзкий, вызывающий. Смеющийся словно намекает: «Ты меня не расположишь к себе. Перед нами так и останется стена». Кстати, чем больше слышится звук «е» в смехе, тем более собеседник настроен к вам недоброжелательно.
  • Смех «хо-хо» свидетельствует об удивлении, критичности или протесте оппонента.
  • Смех «ху-ху» говорит о страхе, панике и незащищенности перед травмирующими событиями.

Кстати, смех без причины, как и неумение сдерживать любые другиеэмоции в неподходящих местах, обусловлен чисто биологическими причинами и связан с нарушением работы эндокринной системы организма.

Поведение при смехе

Если человек смеется с упоением, откидывает голову назад, открывает рот так, что виднеется его небо, можно говорить о его умении наслаждаться жизнью, отдаваться ей на все 100%. Такие люди необидчивы, спокойно относятся к насмешкам и колкостям.

Смех и характер человека

Умеют находить позитив там, где другие его не замечают. Хорошие лидеры , способные заражать своим смехом всех и вся.

Если собеседник реагирует на смешное чересчур эмоционально, театрально, хлопает себя ладонями по коленям, стучит ладонью по столу, он стремится быть в центре внимания, желает быть у всех на виду. Таких людей привлекает любое внимание к своей персоне, будь то комплименты или критика. Они любят посещать праздничные мероприятия, умеют заряжать своим весельем других. Из отрицательных черт – скупы, эгоистичны и скрытны.

Подавленный смех свидетельствует о максимальном самоконтроле человека. Его трудно вывести из себя. Такие люди уверены в себе и надежны, но им всегда требуется поддержка друзей и близких. Каждый раз ставят себе новые цели и непреклонно идут к ним.

Если человек лишь загадочно улыбается, при этом приподнимает правый угол рта – это говорит о его хитрости и авантюризме. Такие люди слишком обидчивы, опасаются подшучивания и насмешек, не знают, что сказать в ответ, и потом сильно переживают. С трудом устраивают личную жизнь , поскольку очень тщательно подбирают спутника.

Человек, мило улыбающийся левой половиной рта, искренен, честен и порядочен в отношениях . Никогда не отказывает в помощи. В отличие от предыдущего типа, спокойно реагирует на шутки в свой адрес, тут же забывает об обидах. Пользуется популярностью у представителей противоположного пола.

Как смеются женщины

Мечтательность и романтичность в женщине выдает манера прикасаться к голове во время смеха. Такие женщины любят жить в своем придуманном мире, часто теряются в реальности, не умеют по достоинству реагировать на споры и конфликты, испытывают трудности с убеждением других. Авантюристичны, любопытны, рассеяны, в своих стремлениях руководствуются импульсами. Могут внезапно «наломать дров», а потом страдать от последствий.

Кстати, если женщина при смехе касается мизинцем губ, она зациклена на хороших манерах, стремится быть в центре внимания.

Если женщина хихикает, при этом склоняет голову набок - она дружелюбна, но критична. Стремится понравиться , любит флирт. Склонна всегда действовать обдуманно, даже если кажется легкомысленной на первый взгляд. Умеет держать свои чувства под контролем.

Если женщина смеется от души, сильно открывая рот, это свидетельствует о ее высокой самооценке, самодовольстве и темпераментности . Такая женщина не боится критики, умеет ответить так, что мало не покажется. Порой ей не хватает самоконтроля и сдержанности. Хорошая подруга и советчик, умеет слушать и слышать другого.

Смех и характер человека

Манера морщить нос во время смеха говорит о высоком самоконтроле женщины и некотором инфантилизме. Кроме того, ей часто требуется повышенное внимание, комплименты и ухаживания.

О высоком самоконтроле женщины также свидетельствует манера прикрывать рот ладонью во время смеха. Для нее характерны самокритичность,

Смех - это рефлекс, у которого, кажется, нет никакой биологической цели, но он часто помогает избавляться от одиночества, смягчать агрессию, побеждать в спорах, быстро определять, кто «свой», и даже решать проблему неравенства. Ученый Стивен Пинкер, который занимается экспериментальной психологией и когнитивными науками, собрал разные идеи и исследования, посвященные юмору, и описал природу смеха. T&P публикуют главу из его книги «Как работает мозг» , которая вышла на русском языке в издательстве «Кучково поле» .

Что тут смешного?

Вот как описывает проблему юмора Артур Кестлер: «Какую ценность для выживания представляет непроизвольное одновременное сокращение 15 лицевых мышц в сочетании с определенными звуками, зачастую неудержимыми? Смех - это рефлекс, но рефлекс уникальный тем, что он не служит никакой явной биологической цели; его можно назвать рефлексом-роскошью. Его единственная практическая функция, насколько можно судить, состоит в том, чтобы принести временное облегчение от бремени утилитарности. С эволюционной точки зрения там, где появляется смех, в скучную Вселенную, управляемую законами термодинамики и выживания сильнейшего, закрадывается элемент легкомысленности.

Этот парадокс можно сформулировать иначе. Нам кажется вполне рациональным, что яркий свет, бьющий прямо в глаз, заставляет зрачок сжиматься, или что воткнувшаяся в ногу булавка заставляет немедленно отдернуть ногу - потому что и «стимул», и «реакция» находятся на одном и том же физиологическом уровне. Однако факт того, что сложная мысленная деятельность вроде прочитывания страницы из работы Тербера должна вызывать специфическую моторную реакцию на рефлекторном уровне, - односторонний феномен, который озадачивал философов еще с античных времен».

Теперь постараемся свести воедино основные нити из рассуждений Кестлера, из более поздних идей эволюционной психологии и из исследований, посвященных собственно юмору и смеху.

Смех, как отмечает Кестлер, - это непроизвольные звуки. Как знает любой школьный учитель, он отвлекает внимание от говорящего и мешает продолжать. Кроме того, смех заразителен. Психолог Роберт Провайн, исследовавший этологию смеха у людей, установил, что люди смеются в тридцать раз чаще, когда они находятся рядом с другими людьми, чем когда они в одиночестве. Даже когда люди смеются наедине с собой, они нередко представляют, что рядом с ними другие люди - они читают текст, написанный другим человеком, слышат его голос по радио или видят его по телевизору. Люди смеются, когда слышат смех; именно поэтому в телевизионных комедиях используются аудиозаписи смеха, чтобы компенсировать отсутствие живой аудитории. (Предшественником этого явления была барабанная дробь или удар по ободку барабана после шутки одного из комедиантов в водевиле.)

Все это приводит к двум выводам. Во-первых, смех выражается с помощью звуков не потому, что он представляет собой высвобождение накопившейся эмоциональной энергии, а потому, что так его могут слышать другие; это форма коммуникации. Во-вторых, смех является непроизвольным по той же причине, по которой непроизвольный характер носят другие проявления эмоций. Мозг делает честную, непритворную и довольно дорогостоящую рекламу психического состояния, передавая контроль от систем вычисления, отвечающих за произвольные действия, движущим элементам нижнего уровня, отвечающим за материальную часть человеческого тела. Как и в случае проявления злобы, сочувствия, стыда или страха, мозг идет на те же самые шаги, чтобы убедить аудиторию в том, что внутреннее состояние человека является искренним, а не поддельным.

По-видимому, у других видов приматов есть аналоги смеха. Социобиолог Иренеус Эйбль-Эйбесфельдт слышит ритмичные звуки смеха в «окрикивании», которое издают обезьяны, когда собираются в группу, чтобы запугать или атаковать общего врага. Шимпанзе издают другой звук, который приматологи описывают как смех. Это придыхательный звук, который произносится и на выдохе, и на вдохе, и он больше напоминает храп, чем «ха-ха-ха», из которого состоит человеческий смех. (Не исключено, что у шимпанзе существуют и другие разновидности смеха.) Шимпанзе «смеются», когда щекочут друг друга, прямо как дети. Щекотание заключается в том, чтобы дотронуться до уязвимых частей тела, притворяясь, что нападаешь. Многие приматы и дети во всех человеческих сообществах затевают потасовки, во время которых тренируются драться по-настоящему. Драка понарошку - это всегда дилемма для ее участников: потасовка должна быть достаточно реалистичной, чтобы предоставить полезную возможность потренировать навыки защиты и наступления, однако каждая из сторон должна показать другой, что это нападение понарошку, дабы драка не переросла во что-то более серьезное и никто не пострадал. Смех шимпанзе и другие «игровые лица» у приматов сформировались как сигнал, что драка затеяна, как говорится, в шутку. Итак, у нас есть два варианта прототипа смеха: сигнал коллективной агрессии и сигнал притворной агрессии. Одно не исключает другого, и оба варианта в совокупности могут помочь пролить свет на суть смеха у людей.

Юмор нередко представляет собой разновидность агрессии. Когда над тобой смеются, это неприятно и воспринимается как нападение. В основе многих комедий лежат грубый фарс и оскорбительные шутки, а в менее изысканной обстановке - в том числе, в сообществах охотников-собирателей, где происходила наша эволюция, - юмор может быть откровенно садистским. Дети часто смеются до истерики, если другому ребенку больно или с ним случилась неприятность. То же самое мы находим и во многих публикациях, посвященных юмору среди охотников-собирателей. Когда антрополог Реймонд Хеймс жил с племенем екуана в дождевых лесах Амазонии, он однажды ударился головой о перекладину у входа в хижину и упал, скорчившись от боли и обливаясь кровью. Свидетели этого происшествия просто тряслись от смеха. Нельзя сказать, что мы сильно отличаемся от них. В былые времена в Англии публичная казнь была событием, на которое можно было прийти всей семьей и вдоволь посмеяться над осужденным, пока его будут вести к виселице и казнить. В книге «1984» Оруэлл представил в виде отрывка из дневника Уинстона Смита сатирическое изображение популярного развлечения, которое беспокоит своим сходством с типичным вечером в суперсовременном кинотеатре:

Вчера в кино. Сплошь военные фильмы. Один очень хороший, где-то в Средиземном море бомбят судно с беженцами. Публику забавляют кадры, где пробует уплыть громадный толстенный мужчина, а его преследует вертолет. Сперва мы видим, как он по-дельфиньи бултыхается в воде, потом видим его с вертолета через прицел, потом он весь продырявлен, и море вокруг него розовое, и сразу тонет, словно через дыры набрал воды. Когда он пошел на дно, зрители загоготали. Потом шлюпка полная детей и над ней вьется вертолет. Там на носу сидела женщина средних лет, похожая на еврейку, а на руках у нее мальчик лет трех. Мальчик кричит от страха и прячет голову у нее на груди, как будто хочет в нее ввинтиться, а она его успокаивает и прикрывает руками, хотя сама посинела от страха. Все время старается закрыть его руками получше, как будто может заслонить от пуль. Потом вертолет сбросил на них 20-килограммовую бомбу, ужасный взрыв, и лодка разлетелась в щепки. Потом замечательный кадр, детская рука летит вверх, вверх прямо в небо, наверно, ее снимали из стеклянного носа вертолета, и в партийных рядах громко аплодировали…

Тот ужас, который вызывает у нас Оруэлл своим душераздирающим описанием ужаса жертв, показывает, что стимулом для смеха не может быть одна только жестокость. Предмет насмешек должен быть представлен как предъявляющий незаслуженные претензии на достоинство и уважение, а смешной инцидент должен немного сбить с него спесь. Юмор - враг помпезности и внешнего приличия, особенно если они служат опорой для авторитета противника или вышестоящего. Наиболее привлекательный объект насмешек - это учителя, проповедники, короли, политики, военные чины и другие сильные мира сего. (Даже злорадство екуана кажется нам более понятным, если мы узнаем, что они - народ небольшого роста, а Хеймс - дюжий американец.) Едва ли не самая смешная ситуация, которую я видел в реальной жизни, произошла во время военного парада в Кали (Колумбия). Во главе парада гордо шествовал офицер, а перед ним не менее гордо шествовал уличный мальчишка лет семи или восьми, задрав кверху нос и величественно размахивая руками. Офицер пытался отогнать мальчишку, не сбившись при этом с шага, однако мальчик все время умудрялся проскочить на несколько шагов вперед и продолжал идти во главе процессии по улицам города.

Потеря собственного достоинства также лежит в основе неизменной привлекательности непристойного и «туалетного» юмора. Большинство шуток в мире напоминают скорее комедию «Зверинец», чем юмор «Алгонкинского круглого стола». […]

Конечно, мы бы никогда не стали смеяться над такими инфантильными шутками. Наш юмор всегда «пикантный», «житейский», «колоритный», «фривольный», «сочный» или «раблезианский». Секс и экскременты напоминают о том, что кто бы ни претендовал на то, что он двадцать четыре часа в сутки сохраняет достоинство, его утверждение неубедительно. Так называемое разумное животное испытывает безудержное желание спариваться, стонать и извиваться. И, как писал Исак Динесен, «что есть человек, если подумать, если не гениальная и точная машина, которая бесконечно искусно превращает ширазское красное вино в мочу?».

Впрочем, как ни странно, юмор одновременно является излюбленной тактикой в риторике и интеллектуальных дебатах. Остроумие в руках искусного полемиста может превращаться в опасное оружие. Рональд Рейган своей популярностью и эффективностью на посту президента был во многом обязан своей способности одним остроумным замечанием заставить замолчать оппонентов и критиков - хотя бы на минуту; например, отражая вопросы о праве на аборт, он как-то сказал: «Как я вижу, все, кто выступает за аборты, уже успели родиться». Философы любят пересказывать реальную историю о теоретике, который заявил на научной конференции, что хотя в некоторых языках для выражения утверждения используется двойное отрицание, ни в одном языке не используется двойное утверждение для выражения отрицания. Один из слушателей в задних рядах ответил на это: «Да-да…». Может быть, Вольтер и был прав, когда писал, что «остроумное высказывание ровным счетом ничего не доказывает», сам Вольтер был известен своей склонностью к использованию как раз таких высказываний. Идеальное саркастическое замечание может принести оратору мгновенную победу - заслуженную или нет - и заставить его оппонентов замолчать. Мы часто видим, что в одном емком изречении содержится истина, на доказывание которой другими словами ушло бы несколько страниц.

И здесь мы подходим к предпринятой Кестлером попытке обратного проектирования юмора. Кестлер был одним из первых энтузиастов когнитивистики в то время, когда повсюду доминировал бихевиоризм, и первым обратил внимание на имеющийся в мышлении инвентарь систем правил, способов интерпретаций, образов мыслей и систем координат. Юмор, по его словам, начинается с нити рассуждений в одной системе координат, которая сталкивается с несоответствием: событием или утверждением, которое не имеет смысла в контексте всего, что было до этого. Несоответствие можно разрешить, перейдя к другой системе координат, в которой событие будет иметь значение. А в этой системе отсчета положение данного человека будет преуменьшено. Кестлер называет этот переход «бисоциацией». Многие примеры юмора, приводимые Кестлером, неподвластны времени, поэтому я продемонстрирую эту теорию парой примеров; правда, мне придется в подробностях проанализировать их, из-за чего с юмористическим эффектом придется распрощаться. Леди Астор говорит Уинстону Черчиллю: «Если бы вы были моим мужем, я бы подсыпала вам в чай яду». Он отвечает: «Если бы вы были моей женой, я бы его выпил». Этот ответ парадоксален с точки зрения системы координат убийства, потому что обычно людям не хочется быть убитыми. Несоответствие разрешается путем переключения на систему координат самоубийства, в которой смерть является желанным избавлением от страданий. В этой системе координат леди Астор - причина неудачного брака, а это далеко не лучшая роль.

Альпинист падает с утеса и цепляется за веревку над обрывом высотой в тысячу футов. В ужасе и отчаянии он поднимает глаза к небесам и восклицает: «Есть там наверху кто-нибудь, кто может мне помочь?». С небес раздается голос: «Ты будешь спасен, если докажешь свою веру и отпустишь веревку». Альпинист смотрит вниз, потом вверх, а потом кричит: «А еще там есть кто-нибудь, кто может мне помочь?». С точки зрения системы координат религиозных сюжетов, где Бог творит чудеса в обмен на демонстрацию веры, а люди всегда оказываются благодарны ему за эту сделку, ответ альпиниста абсурден. Несоответствие разрешается за счет перехода в систему координат повседневной жизни, где люди со здоровым уважением относятся к законам физики и скептически - к тем, кто пытается бросать им вызов. В этой системе координат Бог (а также косвенным образом его сторонники из религиозных учреждений) может оказаться мошенником - впрочем, если это не так, то здравый смысл альпиниста приведет его к гибели. […]

Называемые Кестлером три компонента юмора - несоответствие, разрешение и нелепое положение - были подтверждены многочисленными экспериментальными исследованиями того, что делает шутку смешной. Грубый юмор с участием физических действий работает за счет конфликта между психологической системой координат, в которой человек является точкой отсчета для убеждений и желаний, и физической системой координат, в которой человек - это просто кусок материального вещества, подчиняющийся законам физики. «Туалетный» юмор работает за счет конфликта между психологической системой координат и физиологической системой координат, в которой человек производит вызывающие отвращение субстанции. Непристойный юмор также работает за счет конфликта между психологической и биологической системами координат; в этом случае человек - это млекопитающее со всеми инстинктами и органами, необходимыми для внутреннего оплодотворения. Вербальный юмор основывается на конфликте между двумя значениями слова, второе из которых - неожиданное, деликатное или оскорбительное.

Во-первых, достоинство, важность и другие воздушные шарики, которые юмор с такой легкостью прокалывает, представляют собой элементы комплекса влияния и статуса. Влияние и статус приносят выгоду тем, кто обладает ими, за счет тех, кто ими не обладает, поэтому у крестьян всегда есть мотив поднять бунт против высокопоставленных особ. Среди людей влияние - это не просто трофеи победы в борьбе, а некая туманная аура, приобретенная в результате признания эффективности в любой из областей взаимодействия людей - таких, как отвага, ловкость, мастерство, мудрость, дипломатические способности, связи, красота, богатство. Многие из этих претензий на престижное положение, можно сказать, «в глазах смотрящего»: они немедленно рассыпаются в прах, как только смотрящие поменяют свою оценку сильных и слабых сторон, которые в совокупности составляют ценность человека. Следовательно, юмор может быть оружием против господства. Использующий это оружие привлекает внимание к одной из многочисленных нелестных характеристик, которые имеются у любого смертного, каким бы влиятельным и могущественным он ни был.

Во-вторых, на господствующее положение можно претендовать, когда ты наедине с противником, но не с целой толпой. Человек, у которого в пистолете всего одна пуля, может удерживать десятки людей в заложниках, если у них не будет способа дать сигнал, по которому они все должны на него наброситься. Ни у одного правительства нет достаточной мощи, чтобы контролировать все население, поэтому, когда события разворачиваются быстро и люди теряют доверие к авторитету правящей верхушки, они могут ее свергнуть. Возможно, именно поэтому на службу юмору был поставлен смех - этот непроизвольный, дезорганизующий и весьма заразительный сигнал. Когда робкие смешки перерастают в безудержное веселье, подобно ядерной цепной реакции, люди начинают признавать, что все они замечали в столь восхваляемом лидере один и тот же недостаток. Если бы обидчик был один, он бы рисковал расправой со стороны объекта насмешек, однако если обидчиков целая толпа и все они, явно сговорившись, указывают на слабости объекта, это надежный способ. Рассказанная Гансом Христианом Андерсеном история про новую одежду короля - это хорошая притча о диверсионной мощи коллективного юмора. Конечно, в повседневной жизни нам не приходится свергать тиранов и срамить королей, но нам приходится ставить под сомнение претензии бесчисленных хвастунов, забияк, задир, пустозвонов, благодетелей, ханжей, мачо, всезнаек и примадонн.

В-третьих, мозг рефлекторно интерпретирует слова и жесты других людей, делая все возможное, чтобы они стали разумными и искренними. Если речь фрагментарна или неразборчива, мозг милосердно заполняет пробелы или переходит к другой системе координат, в которой сказанное будет иметь смысл. Без этого «принципа релевантности» был бы невозможен язык как таковой. Мысли, стоящие за простейшим предложением, так замысловаты, что если бы мы попытались их выразить в речи в полном объеме, наша речь стала бы напоминать витиевато-многословный стиль юридических документов. Допустим, я говорю: «Джейн услышала на улице мелодию фургона с мороженым. Она побежала к комоду, взяла копилку и начала трясти. Наконец, оттуда выпало немного денег». Хотя я использовал достаточно мало слов, вы поняли, что Джейн - ребенок (а не восьмидесятилетняя старуха), что она трясла копилку (а не комод), что из копилки выпали монеты (а не банкноты) и что ей нужны были деньги, чтобы купить мороженое (а не для того, чтобы их съесть, инвестировать или подкупить продавца мороженого, чтобы он выключил мелодию).

Шутник манипулирует этими ментальными механизмами таким образом, чтобы публика помимо своей воли начала задумываться о суждении, которое способно разрешить несоответствие. Людям нравится истина, выражаемая этим суждением, потому что она не была навязана им в форме пропаганды, которую они могли бы отвергнуть, а была выводом, к которому они пришли самостоятельно. В этом суждении должно содержаться хотя бы какое-то оправдание, иначе аудитория не сможет вывести его из остальных фактов и не сможет оценить шутку.

Этим объясняется ощущение, что остроумное замечание может выражать истину, которую сложно выразить словами, и тот факт, что это эффективное оружие, которое заставляет людей хотя бы на миг согласиться с тем, что в иных обстоятельствах они бы отрицали. Острота Рейгана о том, что все сторонники разрешения абортов уже успели родиться, представляет собой такую банальную истину - мы все уже родились, - что на первый взгляд кажется бессмысленной. Тем не менее она обретает смысл, если мы исходим из положения о том, что люди делятся на уже родившихся и еще не родившихся. Именно в таких терминах предпочитают говорить об этой проблеме противники абортов, и каждый, кто понимает это высказывание, тем самым имплицитно признает, что такая формулировка возможна. Если исходить из этой формулировки, сторонник абортов имеет привилегию, но хочет лишить ее других людей, а следовательно, лицемерит. Это не означает, что данный аргумент на сто процентов обоснован, однако чтобы опровергнуть его, потребуется гораздо больше слов, чем тот десяток слов, который использовал Рейган. «Высшие» формы остроумия - это случаи, когда когнитивные процессы слушателей обращаются против них самих, заставляя их делать умаляющий достоинство вывод из исходных посылок, которые они не могут отрицать.

Юмор далеко не всегда бывает злонамеренным. Друзья частенько подтрунивают друг над другом - это вполне безобидное занятие; более того, вечер, проведенный в шутливой беседе с друзьями, - одно из величайших удовольствий в жизни. Конечно, значительная часть этого удовольствия основывается на том, что друзья насмехаются над людьми, не входящими в их круг: это укрепляет дружбу в полном соответствии с принципом «враг моего врага - мой друг». Тем не менее значительную часть таких шуток составляет самоуничижение и снисходительное поддразнивание, которое, по-видимому, кажется всем приятным.

Компанейский юмор не только нельзя назвать агрессивным - его нельзя назвать и особенно смешным. Роберт Провайн сделал нечто, что никто даже не подумал сделать за более чем двухтысячелетнюю историю разглагольствований на тему юмора: он решил понаблюдать прямо на улице за тем, что заставляет людей смеяться. Его ассистенты незаметно подходили в кампусе колледжа к группам беседующих людей и подмечали, что вызывало у них смех. Что же им удалось обнаружить? Типичными фразами, после которых люди начинали смеяться, оказались «Мы с вами еще увидимся, ребята» и «Что бы это значило?!». Как говорится, это сложно объяснить, это нужно видеть. Только от 10 до 20% всех ситуаций можно было описать как смешные и то по очень мягким критериям. Самые смешные фразы из 1200 примеров были следующие: «Тебе пить не обязательно, ты нам купи что-нибудь выпить»; «Ты ходишь на свидания с представителями своего биологического вида?» и «Ты тут работаешь или просто делаешь вид?». Провайн отмечает: «То, что на многолюдных вечеринках часто слышится смех, не означает, что гости рассказывают друг другу безумно смешные шутки. По большей части диалог, предшествующий смеху, напоминает диалоги из бесконечного телевизионного ситкома, написанного крайне бездарным сценаристом».

Чем же объясняется привлекательность почти не смешной болтовни, которая в большинстве случаев вызывает у нас смех? Если юмор - это противоядие от чувства собственного величия, средство для борьбы с доминированием, то его не обязательно использовать только в пагубных целях. Основная идея в том, что люди, взаимодействуя друг с другом, должны выбирать из меню разных концепций общественной психологии, каждая из которых отличается собственной логикой. Логика доминирования и статуса основана на неявных угрозах и подкупе, и она исчезает, если вышестоящее лицо больше не может их реализовать. Логика дружбы основана на готовности предоставлять друг другу помощь в неограниченном масштабе, что бы ни случилось. Люди стремятся к статусу и доминированию, однако они также стремятся к дружбе, потому что статус и доминирование преходящи, а друг останется рядом с тобой в горе и в радости. Два этих варианта несовместимы, и здесь возникает проблема сигнала. Если взять любых двух человек, один из них всегда будет более сильным, умным, богатым, красивым или влиятельным, чем другой. Всегда есть условия для установления отношений типа «доминирующий - подчиняющийся» или «знаменитость - фанат», однако ни одна из сторон не хочет, чтобы отношения развивались в этом направлении. Принижая ценность качеств, с помощью которых вы могли бы подчинить своего друга или друг мог бы подчинить вас, вы подаете сигнал, что основой для ваших взаимоотношений - по крайней мере, для вас - не является статус или доминирование. Лучше всего, если этот сигнал является непроизвольным, и его сложно подделать.

Если эта идея верна, она могла бы объяснить сходство между смехом у взрослых людей и реакцией на имитацию агрессии и щекотание у детей и шимпанзе. Смех как бы говорит: «Может показаться, что я пытаюсь нанести тебе вред, но я просто делаю то, что нужно нам обоим». Эта идея также объясняет, почему дружеские шутки - это точный измерительный прибор, использующийся, чтобы оценить, какие отношения у вас с тем или иным человеком. Вы не будете поддразнивать вышестоящего или незнакомца, однако если один из вас отпустит пробную шутку, которая вызовет положительную реакцию, вы будете знать, что лед растоплен и что отношение движется в сторону дружбы. Если же поддразнивание вызовет недовольную ухмылку или ледяное молчание, вы поймете, что этот недовольный человек не желает становиться вашим другом (а может быть, даже истолковал вашу шутку как агрессию или вызов). Постоянные смешки, характерные для общения хороших друзей, - как бы повторное заявление о том, что основой для отношений по-прежнему является дружба, несмотря на то, что у одной из сторон регулярно появляется повод взять контроль в свои руки.