Биографии Характеристики Анализ

Почему любовь в лирике маяковского всегда трагична. «Любовная лирика В

Тема любви в творчестве В. Маяковского. В. Маяковский - поэт гениальный. Его наследие многотемно и многожанрово, и поэтому обидно, что кто-то воспринимает Маяковского только как поэта-агитатора или поэта-сатирика. Творчество этого человека было целостным, оно было неотъемлемо от его жизни.
Тема любви никогда не была чужда Маяковскому, поскольку это чувство пронизывало насквозь его бурную и беспокойную жизнь. Но поэт, утверждая, что “любовь - это сердце всего”, всегда был против опошления этой темы как в жизни, так и в искусстве, он высмеивал тех, кто “выпячивают, рифмами пиликая, и любвей и соловьев какое-то варево”. Это глубокое человеческое чувство Маяковский никогда не ограничивал тесными рамками эгоистичного Я, любовью в его творчестве раздвинута до горизонтов всей земли, космоса, даже если она неразделенная, несчастливая:
…любовная лодка разбилась о быт.
С тобой мы в расчете - и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид.
Ты посмотри, какая в мире тишь
Ночь обложила небо звездной данью;
В такие вот часы встаешь и говориш векам, истории и мирозданью.
Быт, обывательская среда - главные враги всех человеческих чувств и любви в том числе. В обстановке равно-
цветет и скукожится”, да и “между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва”. Очень верно написал о поэте Евгений Евтушенко: “Маяковский выдернул любовь из альковов… и понес ее, как усталого обманутого ребенка, в своих громадных руках, оплетенных вздувшимися от напряжения жилами, навстречу ненавистной и родной ему улице”.
Произведения Маяковского, посвященные Л. Брик, раскрывают перед нами всю глубину и силу чувств поэта, который “душу цветущую любовью выжег”, которому “кроме любви твоей… нету моря”, “кроме любви твоей… нету солнца” и “ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени”. Чувства поэта огромны, сильны - это и “громада-любовь” и “громада-ненависть”. И в то же время - бесконечная трепетность отношений:
Дай хоть
последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.
Ради любви Маяковский готов принести в жертву всю свою жизнь, поскольку уверен, что “каждый за женщину платит”. Но оплата эта совершается не деньгами, не вещами и даже не всегда - временем, а душой, сердцем, часто - непереносимой мукой, страданием.
Любовь мою,
как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
а в короне слова мои - радугой судорог.
Маяковский считал, что грубость, пошлость, лицемерие окружающего мира способны извратить чувства человека, погубить их даже в самый момент зарождения. Именно поэтому он ненавидел и активно боролся с обывательским миром, безжалостно бичуя и высмеивая все его несовершенство. И в то же время этот замечательный поэт верил, что настоящая любовь - бесконечно сильна, всемогуща, ее не могут испугать ни быт, ни обиды, непонимание, она способна постоять за себя, потому что это не эгоистичное чувство, а дар, жертва другому, близкому и дорогому для тебя человеку.
Может быть, от дней этих,
жутких, как штыков острия,
когда столетия выбелят бороду,
останемся только ты
и я,
бросающийся за тобой от города к городу.

Тема любви в лирике. В письме Л. Брик Маяковский писал: «Любовь - это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и сти­хи, и дела, и все прочее. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается мнимым, ненужным. Но если сердце рабо­тает, оно не может не проявляться в этом во всем».

Любовная лирика Маяковского для меня стала на­стоящим откровением. О месте любовной лирики в творчестве поэта свидетельствуют такие поэмы, как «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Чело­век», «Люблю», «Про это». Мне кажется, что именно любовная лирика может играть важнейшую роль в осмыслении всего созданного Маяковским. Вся по­эзия Маяковского устремлена к искренним отноше­ниям.

Именно поэтому для нее совершенно естественны­ми являются размышления:

Эта тема придет, прикажет:

«Истина».

Эта тема придет, велит:

- «Красота»…

(из поэмы «Про это»)

«Даже если, от крови качающихся, как Бахус, пья­ный бой идет, слова любви и тогда не ветхи» («Флей­та-позвоночник»),

Личное и поэтическое у Маяковского не существу­ют сами по себе, они тесно связаны, переплетены, од­но переходит в другое. Поэзия делается из простой, ре­альной жизни, в самой этой жизни существует, из нее рождается. В жизни Маяковского было немало жен­щин, были и серьезные любовные увлечения, и быст­ротечные романы, и просто флирт. Но лишь три таких связи оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии. Речь, конечно же, идет о Лиле Брик - героине почти всей лирики поэта; Татьяне Яковлевой, которой посвящены два превос­ходных стихотворения, и Марии Денисовой, ставшей одним из прототипов Марии из «Облака в штанах».

Отношения Владимира Маяковского и Лили Брик были очень непростыми, многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта; в целом же показательным для этих отношений может быть сти­хотворение «Лиличка!» Оно написано в 1916 г., но свет впервые увидело с заглавием-посвящением «Лиличке» только в 1934 г. Сколько любви и нежно­сти к этой женщине таят в себе строки:

… Кроме любви твоей, мне

нету моря,

а у этой любви твоей и плачем

не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон -

царственный, ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

А какая боль и горечь неразделенной любви в стро­ках поэта: «Значит, опять темно и понуро сердце возьму, слезами окапав, нести, как собака, которая в конуру несет перерезанную поездом лапу». Маяков­ского по-настоящему не любила ни одна женщина. И Лиля Брик в том числе.

И во «Флейте-позвоночнике», и в других стихо­творениях 1915-1916 гг. Маяковский восторженно воспевает свою любовь, «имя которой звучит радост­нее всех!». Он «поет» ее, «накрашенную, рыжую», гото­вый положить «Сахарой горящую щеку» под ее нога­ми в пустыне; он дарит ей корону, «а в короне слова мои радугой судорог» (Б. Янгфельдт). «Крикнул ему: «Хорошо! / Уйду! / Хорошо! / Твоя останется. / Тря­пок нашей ей, робкие крылья в шелках зажирели б. / Смотри, не уплыла б. /Камнем на шее навесь жене жемчуга ожерелий!»

В.Маяковский — поэт-бунтарь, горлан и агитатор. Но одновременно это человек с чуткой и ранимой ду-шой, способный на самые светлые и нежные чувства, на глубокие переживания, на искреннюю любовь.

Художественное воплощение эта способность Мая-ковского нашла в его стихотворениях о любви. Они поражают страстной силой выраженного в них чувст-ва. Их лирический герой не может и не хочет освобож-даться от власти любви. Она становится центром ми-роздания.

«Кроме любви твоей мне нету солнца»,— говорит поэт в стихотворении «Лиличке». В письме Л. Брик Маяковский писал, что «любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего». Любовь — самое зна-чительное, важное в судьбе каждого человека.

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно-сти любви» адресовано редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал поэт. Стихотворение являет собой лирический монолог, в котором ирония соседствует с серьезностью, просторечие с приподня-тостью. Поэт размышляет о сущности любви. Он ста-вит проблему и последовательно доказывает свое мне-ние, приводя веские аргументы.

Страстное чувство заставляет лирического героя заглянуть в свой внутренний мир, разобраться в своих чувствах. О себе он говорит: «Я ж навек любовью ра-нен — еле-еле волочусь». Маяковский дает собствен-ное определение этому чувству:

Любить —

Это значит:

в глубь двора вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

Рубить дрова,

силой

Своей играючи.

Свое состояние лирический герой называет экста-зом. А любовь его — «человеческая, простая», совла-дать с ней невозможно, потому что она «ураган, огонь, вода». Подлинное чувство противопоставля-ется в стихотворении «прохожей паре чувств», обы-вательщине.

Иная интонация свойственна стихотворению «Письмо Татьяне Яковлевой». Первоначально оно не предназначалось для печати, а было передано лично адресату. Поэт противопоставляет свое искреннее, глубокое, горячее чувство «парижской любви», по-шлой и обыденной. Стихотворению свойственна пре-дельная откровенность, оно поражает силой интимно-го чувства. «Иди сюда, иди на перекресток моих боль-ших и неуклюжих рук », — звучит в нем. «Ты одна мне ростом вровень»,— говорит поэт героине, призывая ее на ответные чувства. Поэт говорит о «собаках озверев-шей страсти», о ревности, которая движет горами, о «страсти кори». Лирический герой настойчив, целе-устремлен. «Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем»,— обещает он.

Стихотворениям Маяковского о любви свойствен-на удивительная душевная открытость, обнажен-ность тончайших переживаний. Любовная лирика по-эта удивляет необычайно яркой и смелой образно-стью, неистовостью чувства. Поразительные, оригинальные метафоры и сравнения придают сти-хам Маяковского неповторимость.

Урок по литературе в 11 классе

Тема урока: « Навеки любовью ранен», (тема любви в лирике В.В.Маяковского)

Цель урока: дать учащимся представление о любовной лирике В.Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство;

закрепить умение анализировать лирическое произведение; воспитать уважительное отношение к женщине

оборудование: портрет В.Маяковского, диапроектор, проектная работа учащихся (на электронном носителе)

на доске: « Любовь- это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и прочее. Любовь- это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем» (из письма В. Маяковского к Л.Брик 5.02. 1923)

(список произведений по данной теме) Поэмы: « Облако в штанах» (1914-1915г) «Флейта-позвоночник» (1916г), «Люблю» (1922г), « Про это» (1923г)

Стихотворения: « Лиличка!» (1916г) «Любовь» (1926г)

« Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1928г) « Письмо Татьяне Яковлевой» (1928г) Неоконченное (1928-1930)

Ход урока.

  1. Оргмомент
  2. Слово учителя.

Маяковский и любовная лирика. Раньше считалось, что эти 2 понятия несовместимы. К счастью, за последние годы стало появляться все больше материалов, заставляющих по-новому взглянуть на жизнь и творчество В.Маяковского (зачитывается эпиграф). Но как отнестись к стихотворным строкам и высказываниям поэта такого рода: «... поэт не тот, кто ходит кучерявым барашком и блеет на лирические любовные темы», « меланхолическая нудь», « нынче не время любовных ляс».Чем же была для Маяковского любовная лирика? « Меланхолической нудью» или зеркалом душевных переживаний? На уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, а для этого необходимо найти связь между поэтическим и личным. Разобраться, какие обстоятельства, переживания подтолкнули поэта к написанию того или иного произведения.(назвать произведения- слайд 4,5,6)26 ноября отмечается замечательный праздник- день Матери. Хотелось бы несколько слов сказать о семье Маяковских (слайд 7,8,9) В их доме всегда царила атмосфера доброжелательства., уважения друг к другу. И в этом немалая заслуга маленькой, сдержанной, немногословной женщины, матери поэта, оставшейся в 39 лет вдовой и вырастившей троих детей. « дорогая, милая и родная мамочка! Вы самая хорошая и добрая мама на целом свете»- писал Маяковский. Александра Алексеевна (1867-1954г) на восьмидесятом году жизни стала писать книгу о своем сыне. И этот труд как будто поддерживал в ней жизнь. К дню 60-летия сына, за год до смерти Александры Алексеевны, книга была напечатана. Мать сохранила многие вещи сына: стакан, ложку, маленькую металлическую мыльницу, даже папиросу, которую он забыл в один из приходов домой. « Во всем мире не было сына нежнее Володи,-свидетельствовала Александра Алексеевна.- В нем было 2 человека. Володя- нежность, бесконечно добрый и смущался так, что было несвойственно сыну. Обидеть не мог никого. А другой Владимир-во весь голос говорил о правде жизни, ожесточался, работал упорно, не знал ни дня, ни ночи. Строил... и хотел, чтобы все поняли то, что было внутри у него..»3.сообщение ученика.

МАРИЯ ДЕНИСОВА Владимир Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии 20 века. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихи Маяковского о глубоко личном. Они поражают страстной силой выраженного в них чувства:

Кроме любви твоей

Мне нету солнца... (Лиличке)

Стою

Огнем обвит

На несгорающем костре

Немыслимой любви... (Человек)

Мария Александровна Денисова родилась 21 октября 1894 года в Харькове. Здесь провела годы своего детства. Окончив 7 классов гимназии, занималась рисованием и скульптурой.

Первая встреча Марии с Маяковским произошла в конце декабря 1913 года на московском вернисаже общества художников «Мир искусства». Поэт не назвался девушке, шутливо предложив именовать себя «некто в черном». Но волею судьбы через 3 недели они встретились в Одессе, которую Маяковский посетил во время поездки по стране. Достоверно то. что скрепило цепочку отношений Маяковского и Марии Денисовой-это роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Второе издание романа Марии подарили в 1911 году, очевидно, исходя из интеллектуальных запросов девушки. Первые строки монолога Веры Павловны звучат как характеристика самой Марии: « Вы называете меня фантазеркою, спрашиваете, чего же я хочу от жизни? Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других... Я не привыкла к богатству,-мне самой оно не нужно... Я хочу быть независима и жить по-своему.. .Я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна.» Роман был принят Марией как сигнал к действию: она оставляет гимназию, идет учиться в частную студию, решив стать скульптором. По воспоминаниям Л.Брик, на Маяковского также влиял роман Чернышевского, к которому он неоднократно обращался, как бы советуясь с автором о своих личных делах.

На одном из обедов у Филипповых зашел разговор о героях Джека Лондона. Неожиданно в разговор
вступила Мария, сказав: « Там, где деньги, нет любви, нет подлинного чувства.» Маяковский принял
это восторженно. Позднее, в поэме «Облако в штанах», он напишет:
Помните? Любовь, страсть»,-

Вы говорили: а я одно видел:

« Джек Лондон, Вы - Джиоконда,

Деньги которую надо украсть!

Маяковский увидел в Марии живую Джоконду, как воплощение совершенной красоты и женственности. По словам Каменского, взволнованный свиданиями с ней поэт « влетал в гостиницу этаким морским ветром и восторженно повторял: «Вот это девушка!»

Но «украсть» свою Джоконду-Марию Маяковскому не удалось. Юная девушка не решилась сопровождать Маяковского в поездке по стране. Они расстались. Горечь неразделенной любви со всей страстью выплеснулась в строки поэмы «Облако в штанах» (1915г):

Нежные!

Вы любовь на скрипки ложите.

Любовь на литавры ложит грубый.

А себя, как я, вывернуть не можете,

Чтобы были одни сплошные губы! Возлюбленная отвергает героя ради мещанского благополучия:

Знаете- Я выхожу замуж. Такой огромной силы любовь ей не нужна! Она холодна и иронична. И герой превращается в проснувшийся вулкан:Мама!

Ваш сын прекрасно болен! Мама!

У него пожар сердца.
Скажите сестрам Люде и Оле,-
Ему уже некуда деться.
В поэме показано превращение громады-любви в громаду-ненависть во всем и вся. Разочаровавшись в
любви, герой испускает 4 крика «долой»:
Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваше строй!
Долой вашу религию!
Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью к тому миру и тому строю, где все
покупается и продается. Но нельзя путать героиню поэмы с реальной Марией Денисовой, чей путь
был устремлен в революцию. И вышла Мария Александровна замуж по любви. Героиня поэмы-образ
собирательный. Хотя в самом начале работы над поэмой Маяковский писал именно о Денисовой.
Мария Александровна была одним из первых скульпторов, создавших с натуры портрет Маяковского.
Портрет находился в Музее изящных искусств, но судьба его неизвестна, как и судьба второго
скульптурного портрета поэта, сделанного после смерти Маяковского.
М.А.Денисова-Щаденко ушла из жизни, когда ей исполнилось 50 лет.
Для Маяковского имя Марии было священно как символ его первой любви:
Мария! Какое-то

Имя твое в муках ночей

Я боюсь забыть, рожденное слово,

Как поэт величием

Боится забыть равное богу.4. сообщение ученика. ЛИЛЯ БРИК

Любовь! Только в моем воспаленном мозгу была ты! Глупой комедии остановите ход! Смотрите - срываю игрушки-латы Я, Величайший Дон-Кихот!

Лиля Юрьевна Брик родилась 30 октября 1891 года в Москве. Учась в гимназии, познакомилась со своим будущим мужем юристом Осипом Бриком, ставшим впоследствии литератором, сценаристом. В 1912 году Л.Брик вышла за него замуж. В 1915 году Маяковский познакомился с Лилей Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе.

Чем-чем, а любовью прекрасных дам Владимир Владимирович не был обделен. Но, в сущности, в его жизни была только одна женщина. Все женщины Маяковского не просто знали о существовании Лили Брик, в их непременную обязанность входило выслушивание его восхищенных рассказов о ней. Любовь Маяковского к своей Лиличке была, действительно, всем в его жизни; понять ее и по-настоящему прочувствовать можно, читая их письма друг к другу. У влюбленного Маяковского было множество имен для Лили: Киса, Лисичка, Личика, Детик. Подписывался поэт также по-разному: Твой Щен, Щеник, Весь Я. Иногда слова заменялись по-детски нарисованными маленькими щенками.

5. Слово учителя:

Отношение Маяковского и Брик были очень непростыми. Многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта. Поэмы «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник» посвящены личным переживаниям поэта, вызванные чувством к Л.Брик, социальные отношения определяют душевное состояние лирического героя, переживающего утрату любимой, виной тому безжалостный мир денег, вещей, где женщина-предмет купли-продажи. Перед властью денег слово поэта ничто, смешна его нежная, преданная любовь. В поэме «Флейта-позвоночник», пожалуй, с наибольшей силой проявилась особенность таланта Маяковского, о которой хорошо сказал Л.И.Тимофеев: « Маяковский стремится изобразить человека на пределе его эмоциональной напряженности, на пределе страдания, возмущения, протеста, готовности к самой отчаянной борьбе со всем окружающим строем.» (Поэтика Маяковского, М, стр. 86), на пределе злобы и отвращения к тем, кто является воплощением этого строя.

Как надвое раскололся в вопле,

Крикнул ему: «Хорошо!

Уйду!

Твоя останется.

Тряпок нашей ей,

Робкие крылья в шелках зажирели б.

Смотри, не уплыла б.

Камнем на шее

Навесь жене жемчуга ожерелий!» («Флейта-позвоночник»)

6. сообщение ученика (продолжение)

Романтика, теплота, свет, страсть-все было в этой любви. А также была боль-пронзительная и каждый раз убивающая. Треугольник (Маяковский- Лиля Брик-Осип Брик) был для поэта самым сложным жизненным испытанием, лабиринтом, в котором он безнадежно искал выход.7. Анализ стихотворения «Лиличка» (1916г)
(в свет вышло в 1934г с заглавием «Лиличке»)

Что представляет собой это стихотворение? Обратите внимание на подзаголовок.

(обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма. Ситуация, изображенная в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблен, но возлюбленная относится к нему далеко неоднозначно и, видимо, может оставить его в любой момент.

Как называется прием, на котором построено стихотворение?
(прием антитезы, характерный для творчества Маяковского)
-Ч то противопоставляет своей любви поэт?

(любовь возлюбленной, которая как тяжелая гиря висит на ней. Образы быка, слона- символ силы, мощи, независимости; этим они соотносятся с образом лирического героя.)

Найдите строки, передающие внутреннее состояние героя.
Дикий, Дай в последнем крике выреветь
Обезумлюсь,
горечь обиженных жалоб.
Отчаянием иссечась...

Мне не один не радостен звон, .. .душу цветущую любовью выжег...

Кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь, дай хоть

И не выпью яда, последней нежностью выстелить

И курок не смогу над виском нажать. Твой уходящий шаг.

Надо мною,

Кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.

Чему уподобляется любовь героя?

(морю, солнцу- грандиозным природным силам. В данном уподоблении проявляется романтический характер героя. Однако в стихотворении можно почувствовать определенную полемику с романтизмом. В частности, со стихотворением М.Лермонтова «Я не унижусь пред тобою» (Как знать, быть может, те мгновенья,/ Что протекли у ног твоих,/ Я отнимал у вдохновенья!/ А чем ты заменила их?)

Какое место в своей жизни Маяковский отводит любви?

(Для поэта возможна только счастливая любовь. Само существование любви несчастливой для него является свидетельством несовершенства мира. Духовный аспект любви для поэта представлен в неразделенном единстве с телесным.Само представление о любви платонической у Маяковского отсутствует.)

8. сообщение ученика (продолжение)

Весной 1918 года произошло важнейшее событие в жизни поэта. Л. Брик объявила мужу о своей любви к Маяковскому. С этого времени Брики и Маяковский приняли решение всегда жить вместе и не расставаться ни при каких обстоятельствах. Годы с 1918 по 1923- счастливое время в отношениях с Л.Брик, взаимная любовь давала Маяковскому огромную творческую энергию. Заявляя в 1920-е годы, что « теперь не время любовных ляс», поэт тем не менее сохраняет верность теме, пытаясь внести иной смысл, диктуемый новой действительностью. Письме к Л.Брик поэт писал: « Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе.» говорить о любви для поэта- значит говорить о жизни, о самом значительном в собственной судьбе. Ибо, убежден он, и это чувство должно быть вровень эпохе. Счастье в любви неотделимо от обновления человеческих отношений. Легкость при решении этого вопроса поэта не устраивала. Он и этом случае руководствовался требованиями, предъявляемыми к себе, к окружающим, что « любовь» не установить никаким «должен» и никаким «нельзя». « Любовь- это сердце всего»,- написал когда-то поэт своей возлюбленной Лиле. И, действительно, эти слова никогда не покидали поэта и являлись его заповедями. «Мы никогда не снимали подаренные друг другу еще в петербургские времена, вместо обручальных, кольца-печатки,_ вспоминала сама Брик.- На моем Володя выгравировал буквы Л.Ю.Б. если читать их по кругу, получалось бесконечно- люблю люблю люблю»9 слово учителя

В 1922 г появилась поэма «Люблю», которая писалась во время пребывания Л.Брик в Риме. Это поэма самая светлая и жизнерадостная. В ней нет мрачных настроений.

Пришла- взяла,
Деловито,
отобрала сердце
За рыком,
и просто
За ростом,
пошла играть-
Взглянув,
как девочка мячиком.
Разглядела просто мальчика.

В поэме Маяковский объяснил, что такое любовь для человека, на котором « с ума сошла анатомия.

Сплошное сердце -гудит повсеместно».

10 сообщение ученика (продолжение)

Влияние Л.Брик было настолько всеобъемлющим, что все свои стихи после их встречи поэт обязался посвящать только ей. В 1923г вышла в свет поэма «Про это», ставшая гимном любви к Лиле Брик. Обложку книги украшала ее оригинальная фотография, сделанная А.М.Родченко. Несмотря на многочисленные романы Лили Брик, о которых ходили самые чудовищные слухи, и увлечения самого Маяковского, они по-прежнему сохраняли отношения и продолжали жить в одной квартире.

11. слово учителя:

Маяковский не позволял себе анализировать отношения с любимой женщиной, даже если эти отношения были мучительными, и тем более упрекать в чем-то ее. Эту черту характера и поведения отмечали многие. Осип Брик: « Маяковский понимал любовь так: если ты любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при всяких обстоятельствах. Малейшее отклонение, малейшее колебание- уже измена. Любовь должна быть неизменна,как закон природы, не знающий исключений.» Он не только требовал это от других, но и сам был такой. 1924г был переломным моментом в отношениях между Маяковским и Л.Брик. «Я теперь свободен от любви и от плакатов»(«Юбилейное»). После возвращения Маяковского из Америки характер отношений изменился. Теперь их связывала только дружба.

12.Анализ стихотворения «Любовь» (1926г)

Какие отклонения от идеала любви поэт наблюдает? С чем это связано?

(причиной всех извращений идеала любви поэт считает все то же «обмещанивание»пролетариата, влияние на людей «пережитков прошлого»)

Каково отношение поэта к быту, к семье?

(институт брака видится поэту устаревшим, и союзу двух он противопоставляет утопический идеал товарищеского единения мужчины и женщины в обществе будущего)

13.сообщение ученика (продолжение)

И все же однажды наступил предел этих горьких и одновременно сладких отношений. 14 апреля 1930 года жизнелюбивого, глубокого, тонкого поэта не стало. Как рассказывала в своих воспоминаниях Лиля Юрьевна, многие годы ей снился Маяковский. Иногда он плакал, просил прощение и всегда не хотел расставаться. Не хотел уходить из ее снов. Иногда посмеивался и уверял ее, что она тоже покончит жизнь самоубийством. 24 августа 1978г Л.Ю.Брик покончила с собой, приняв огромную дозу снотворного. Она заснула вечным сном в «вечном городе» Риме. Теперь они снятся друг другу. По завещанию прах ее был развеян в одном из живописных уголков под Звенигородом. Оставила мемуары, публикация которых отложена в соответствии с ее завещанием.14.сообщение ученика

ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА

Последние 2 года жизни Маяковского, мир его личных переживаний и чувств, связаны с именем Т.Яковлевой. За полтора года с небольшим года до знакомства с Маяковским Т.Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди, художника А.Е.Яковлева. 22-летняя, красивая, высокая, длинноногая, с выразительными глазами и яркими светящими желтыми волосами, пловчиха, теннисистка, она, фатально неотразимая, обращала на себя внимание многих молодых и немолодых людей своего круга. Точно известен день знакомства - 25 октября 1928 года. Вспоминает Эльза Триоле- известная писательница, родная сестра Лили Брик: « Я познакомилась с Татьяной перед самым приездом Маяковского в Париж и сказала ей: « Да вы под рост Маяковскому». Так, из-за этого «под рост», для смеха, я и познакомила Володю с Татьяной. Маяковский же с первого взгляда в нее жестоко влюбился».

Виктор Шкловский в своей работе «О Маяковском» пишет: «Рассказывали мне, что они были так похожи друг на друга, так подходили друг другу, что люди в кафе благодарно улыбались при виде их». Художник В.И.Шухаев и его жена В.Ф.Шухаева, жившие в то время в Париже, пишут о том же: « Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица- высокая, стройная, под стать ему». Нам

Любовь

Не рай да кущи, Нам

Любовь

Гудит про то, Что опять

В работу пущен Сердца

Выстывший мотор. С первого дня знакомства возник новый «пожар сердца», и засветилась «лирики лента» новой любви. За ноябрь 1928 года Маяковский написал 2 стихотворения, посвященные Татьяне Алексеевне Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Это были первые любовные послания (с1915г), посвященные не Лили Брик. Интересно сопоставить 2 стихотворения, навеянные сильным и глубоким чувством к Т.Яковлевой, первое из них адресовано лицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал оказавшийся в Париже поэт, тогда как второе- не предназначавшееся для печати- передано из рук в руки любимой женщине.

В первом из этих «писем» поэт размышляет не просто о любви- о ее сущности. Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребность разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: для Маяковского любовь- чувство, перестраивающее человека, созидающее его заново.

15 анализ стихотворения «Письмо тов. Кострову....»

  • Что значит для поэта любовь? (цитаты из текста)
  • Как понимаете строки «Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств...»? (подчеркивает свое отрицательное отношение ко всякого рода случайным связям, не допускает отождествления любви с чувственной страстью, какой бы сильной она не была)
  • Какая любовь героя?

(Простая, человеческая, дающая поэтическое вдохновение, которое проявляется в будничной обстановке. « Подымает площадь шум,/ экипажи движутся,/ я хожу,/ стишки пишу в записную книжицу», /слайд 28 показать/- Какие строки говорят о масштабности этого чувства?

(Ураган, огонь, вода подступают в ропоте... Его привлекают и «земные огни», и «небесные светила». Душу переполняет «сонм видений и идей». И из всего этого рождается поэзия.

Это единство земного и небесного. Сердце поэта готово вместить весь мир, его чувства приобретают «вселенские масштабы». Наверное, поэтому для их выражения Маяковский использует такие преувеличенные, емкие слова: « Из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой» или « распластал хвост небесам на треть».

16. сообщение ученика Слайд 28,29

17 Анализ стихотворения « Письмо Т Яковлевой»

  • Как понимаете первые строки стихотворения? (ассоциация по цвету- губ любимой и знамени)
  • Чем это вызвано, как думаете?

(Желание перевести разговор о чувстве, связывающее влюбленных, в разговор о счастье «ста миллионов», и даже ревность здесь приобретает возвышенный характер «я не сам, а я ревную за Советскую Россию». Это говорит об отчаянии героя.)

  • Найдите строки, говорящие о чувствах, равных стихиям.
  • Почему герой в отчаянии?

(возлюбленная остается в Париже)

18 сообщение ученика

Несоответствия чувств не было. Было другое препятствие- неодолимое. Оказалось, что Т.Яковлеву трудно уговорить уехать в Москву. Маяковский не мог не понимать, что такая перемена судьбы для нее невозможна. Она предполагала, что ее может ожидать на родине. Ведь она с таким трудом оттуда уехала. А взять эту женщину можно только «вдвоем с Парижем»- а это невозможно для него. Поэтому счастливое разрешение вопроса переносится в неопределенное будущее и связывается с грядущим торжеством революции во всемирном масштабе.

И все-таки В.Маяковский звал ее письмами, телеграммами. В течение нескольких лет Татьяна Алексеевна каждое воскресенье получала из магазина цветы и визитки от Маяковского. Лиля Брик дорожила ролью единственной музы великого поэта и не собиралась с ней расставаться ни при каких условиях. Она считала, что благополучие семейной жизни помешало бы поэту писать стихи. Т.Яковлева вышла замуж, так и не дождавшись Маяковского, так как заграничную визу не дали. Невыдаче визы способствовала Л.Брик. Умерла Т.Яковлева в США в 1991г. Архив Яковлевой в Гарвардском университете, содержащий письма к ней Маяковского, до сих пор закрыт согласно завещанию. Письма же Яковлевой к Маяковскому, как и других женщин к нему уничтожила Л Брик, к которой, по завещанию поэта, перешел весь архив поэта.

19 слово учителя

Знакомство с Вероникой Витольдовной Полонской произошло 13 мая 1928г. Отношения с ней не стали спасительной соломинкой, за которую хотел ухватиться поэт. Жить в спокойном, реальном мире человеку, у которого « сплошное сердце гудит повсеместно», оказалось невозможно. Нити, привязывающие поэта к жизни, рвались одна за другой. За 2 дня до трагического выстрела Маяковский писал: «Как говорят «инцидент исперчен, любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид». Счастливо оставаться. В.Маяковский» 12.04.30

Читая предсмертную записку, невольно всплывают строки из поэмы, оказавшиеся пророческими: « Последним будет твое имя, запекшееся на выдранной ядром губе». « Лиля! Люби меня»- это последние строки в предсмертном письме.

Заканчивая наш разговор, хочется вспомнить строки Маяковского: « Не смоют любовь ни ссоры, ни

персты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих стоперстный, клянусь, люблю

низменно и верно!»

Давайте подведем итог всему сказанному. (слайдЗО)

Итак, перефразируя самого Маяковского «Любовная лирика-это сердце всего его творчества». Это не

поэзия ради поэзии! Это душа! И так же как душу невозможно искусственно отделить от тела, так и

лирику Маяковского нельзя рассматривать отдельно от автора. «Я только стих, я только душа».

« Для того чтобы услышать его могучий голос через годы, надо иметь живую душу, т.е уметь любить.

А потому люди, способные на любовь, никогда не будут равнодушны к этому удивительному,

противоречивому, гениальному, мечтавшему о несбыточном, правому и неправому, могучему поэту с

беззащитной душой. Потому что любовь- это сердце всего».


силы и значительности ее поэзии в связи с жизнью: «Не всякий поэт… может сравниться с Ахматовой по силе ее стихов, облагораживающих натуру человека. <…> Ахматова способна из житейского опыта создавать музыку поэзии, важную для многих. <…> Высший поэт – это тот, кто находит поэтическую форму для действительности. <…> Будем же ценить Ахматову за неповторимость ее прекрасных слов, потому что она, произнося их, тратит слишком много для нас, и будем неистощимы к ней в своей признательности».

Патриотическая нота – отличительная черта поэзии Ахматовой. Для нее нет эстетики вне этики. Верность родной земле, человеческое достоинство, честь, любовь к Отчизне диктовали поэту Ахматовой строки таких произведений, как поэма «Реквием», стихотворения«Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля» и др. Ахматова утверждает, что любовь к своей Отчизне не позволяет человеку оставить «…свой край глухой и грешный», оставить «Россию навсегда». Ее лозунг – «Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам». В стихах Ахматовой – стойкость и воля, сила характера, и сами стихи как бы стали судьбой Ахматовой. В них – внутренняя биография поэта, направление ее творческих поисков, предвидение признания потомками. О художественном реализме, как «главном и постоянном отличье», присущем творчеству Ахматовой, образно и справедливо сказал Б. Л. Пастернак в предисловии к сборнику Ахматовой, вышедшем в 1942 г. в Ташкенте в издательстве «Советский писатель»: «Вера в родное небо и верность родной земле прорываются у нее с естественностью природной походки». О «суровой и почти религиозной простоте и торжественности» стихов Ахматовой справедливо писал О. Мандельштам еще в 1916 г. в статье «О современной поэзии. К выходу „Альманаха Муз“, отметив, чтопоэ-

зия Ахматовой «близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Тема любви в творчестве В. Маяковского

Чтоб всей вселенной шла любовь

Б ольшой и серьезный разговор о любви В. Маяковский ведет на протяжении всего творчества. Лирический герой Маяковского доверительно и искренне раскрывает свои чувства, переживания, рассуждает о сущности любви, о том, какими, в его представлении, должны быть отношения между возлюбленными, в семье. Любовь, по Маяковскому, рождает неутолимую жажду творчества, зовет к действию, к борьбе, к противостоянию всему, что мешает счастью человека; любовь делает человека сильным и счастливым, украшает мир. В письме-дневнике Маяковского записано: «Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи, и дела, и все пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем… Любовь не установишь никакими „должен“, никаким „нельзя“ – только свободным соревнова-

нием со всем миром».

В «Письме к товарищ у Кострову из Парижа о сущности любви» поэт говорит об общественной сущности любви:

Любить - это значит:

в глубь двора вбежать и до ночи

грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи.

Теме любви посвящены следующие произведения: «Домой», «Про это», «Лиличка!», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Пустяк у Оки» и др. В осложненной драматическими коллизиями поэме«Люблю» авторское «я» выступает как прообраз нового человека, верного своему идеалу – «Не смоют любовь / ни ссоры, /

ни версты. / Продумана, / выверена, / проверена. / Подъ-емля торжественно стих строкопестрый, / клянусь – / люблю / неизменно и верно». Поэма «Люблю» была написана в 1922 г., когда поэт переживал пик своего чувства к Лиле Юрьевне Брик, которой он посвятил «Облако в штанах», хотя поэма была вдохновлена Марией Александровной Денисовой, девушкой необыкновенного обаяния и сильного характера. В поэме «Флейта-п озвоночник» (1916) Маяковский поднимает тему трагической любви поэта, искреннего, чистого человеческого чувства, ставшего в мире собственников «вещью». Конфликт, обрисованный в «Облаке в штанах», в поэме «Флейта-позвоночник» достигает особенной остроты:

Знаю, каждый за женщину платит. Ничего, если пока

тебя вместо шика парижских платьев одену в дым табака.

Поэт ставит любимую на пьедестал, готов отдать ей жизнь, прославить стихами, «нечеловеческим страданием»:

Любовь мою, как апостол во время оно,

по тысяче тысяч разнесу дорог. Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог.

В поэме «Флейта-позвоночник» слышен скрытый диалог, диалог-полемика лирического героя и его антипода(«он», «захлопали двери. Вошел он»), того, кто покупает любовь, растлевает души:

Крикнул ему: «Хорошо!

Уйду! Хорошо!

Твоя останется. Тряпок нашей ей,

робкие крылья в шелках зажирели б. Смотри, не уплыла б. Камнем на шее

навесь жене жемчуга ожерелий!»

В восприятии Маяковского духовная любовь, любовь-нежность противопоставлена чисто физической:

Знаю, любовь его износила уже.

Скуку угадываю по стольким признакам. Вымолоди себя в моей душе.

Празднику тела сердце вызнакомь.

Светлое чувство любви лирического героя проходит через все страдания и пытки, напоминает об истинных ценностях, которые едины для человека независимо от национальности, и от сословной принадлежности – для немца, и для француза, и для ца-

ря, и для солдата; светлое чувство должно победить, выстоять в бездуховном мире.

Одно из самых замечательных произведений поэта о любви – поэма«Про это» (1923). В ней глубоко раскрывается характер и личность Маяковского. Внутренняя тема поэмы отражает отношения между поэтом и любимой женщиной, Лилей Брик, которые вступили в фазу кризиса. Если в поэме «Флейта-позвоночник» имя Лили названо («На цепь нацарапаю имя Лилино / и цепь исцелую во мраке каторги»), то в поэме «Про это» поэт его не называет:

– Смотри,

даже здесь, дорогая, стихами громя обыденщины жуть, имя любимое оберегая, тебя в проклятьях моих обхожу.

Композиционно поэма состоит из вступительной главы и 4-х подзаголовков(«Прошение на имя», «Вера», «Надежда», «Любовь»), связанных общностью мировосприятия лирического героя. Вступительная глава поэмы с вопросом-названием «Про что – про это?» подчеркивает то огромное значение, которое придает поэт чувству любви в жизни каждого человека:

Эта тема пришла, остальные оттерла и одна

безраздельно стала близка.

Предельное самопокаяние, предельная открытость, беззащитность, ранимость незащищенного чувства – сквозной мотив всей поэмы:

Я свое, земное, не дожил, на земле свое не долюбил, -

читаем в части «Надежда». В «Прошении на имя» лирический герой выражает веру в мир, в необходимость счастья для всех и для каждого. Жизнеутверждающее начало поэмы передано в емких фразах. «Что мне делать, / если я / вовсю, / всей сердечной мерою, / в жизнь сию, / сей / мир / верил, / верую».

Части «Вера», «Надежда», «Любовь» – это романтическая вера поэта в будущее, в «изумительную жизнь», в воскрешение мертвых. Как и в творчестве А. Платонова, в

поэме нашли отражение идеи «Философии общего дела» Н. Федоровао проективно-

сти науки, о воскрешении мертвых («большелобый / тихий химик, / перед опытом на-

морщил лоб») и о гармонии в человеческих отношениях.

В «Надежде» – обнаженность чувств, – «свое не долюбил»; среди обещаний – если воскресят, – обещание: «все делать даром – чистить, мыть, стеречь, мотаться, месть…». Среди человеческих достоинств названа и любовь к «зверью»:

Я люблю зверье.

Увидишь собачонку – тут у булочной одна – сплошная плешь, – из себя

и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая, ешь!

В четвертой части поэмы «Любовь» поэт как заклинание повторяет просьбу «воскресить любимую», «воскресить», его самого, чтобы «дожить свое», «наверстать недолюбленное… звездностью бесчисленных ночей».В любимой поэт ценит не только внешнюю красоту («Она красивая – ее, наверно, воскресят»),ценит ее доброту, доверчивую улыбку, любовь к «зверью» («она зверей любила – / тоже ступит в сад»). Финальные строки поэмы утверждают нравственное начало в любви. Лирический герой уверен в красоте и силе любви («Ваш тридцатый век /обгонит стаи / сердце раздиравших мелочей»). Любовь, в контексте поэмы и всего творчества поэта, активизирует творческое начало в человеке, она призвана объединить влюбленных со всем миром, совершенствовать мир, превратить землю «в сад», а людей вселенной – в «товарищей» друг для друга.

Чтоб не было любви – служанки замужеств, похоти, хлебов. Постели прокляв,

встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь. <…> Чтоб вся на первый крик:

– Товарищ! - оборачивалась земля.

Художественная разработка поэтом-гуманистом В. Маяковским темы любви привлекает своим этическим содержанием, акцентированием в ней духовного начала, верностью мечте, чувствам.

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький – романтик?

(Поэма «Человек», рассказ «Старуха Изергиль»)

Р омантические произведения раннего Горького овеяны страстной мечтой о подвиге, о необходимости героического в жизни, в них воплотилась мечта писателя о гармо-

ническом человеке, страстно влюбленном в идею о совершенной жизни.

В поэме «Человек» Горький в романтических тонах выразил свой идеал гармоничного человека, живущего в согласии со своей душой, в согласии с людьми, стремящегося к самоусовершенствованию. Поэма вызвала разноречивые отклики. Ее философский романтизм выразил кризисность общественного сознания(социального и религиозного) на рубеже XX века. Гуманизм Горького вбирал протест и бунтарство, но также укреплял веру в неограниченные возможности «трагически прекрасного» Человека. Герой поэмы – Человек с большой буквы – провозглашает полное равенство всех людей на основе усовершенствования самой жизни и самого человека. Автор поэмы предлагает разрушить «старое», под которым подразумевает индивидуализм, «жадный деспотизм инстинкта», ложь, предрассудки и скуку, страх, безразличие. Разрушение в программе горь-ковского гармоничного человека, девиз которого –«все вперед! и выше!», подчинено позитивной цели – созданию нового мира, мира «свободы, красоты и уважения к людям», мира, где каждый видит смысл жизни в творчестве, созидании, в росте сознания, в работе мысли. «И призван я, чтоб осветить весь мир, расплавить тьму его загадок тайных, найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать». Человек с большой буквы – это реальная мечта Горького, это синоним великой правды, заключающейся в борьбе человека за любовь.

Конфликт поэмы «Человек» строится на противостоянии представлений о смысле жизни Человека и мещанина, противостоянии духовного и материального. Горьковский Человек сознает: «Смысл жизни – вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично! Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня – моя награда. Иных наград не нужно для меня».

Образ Человека Горький создает романтическими приемами, говорит о нем с восторгом и в приподнятом тоне, ритмической прозой и белыми стихами. Художественные средства в поэме – эмоциональные эпитеты, резкие контрасты – подчинены творческой идее: вызвать у читателя приподнятое настроение, укрепить веру в светлые начала жизни.

Емкие, выразительные эпитеты, яркие сравнения («запуганные люди», «мелкие жизненные удобства», «мятежный человек», «величавый и свободный человек», «животное без гордости мысли», «они бесчисленны, как звезды в бездне неба») несут боль-

шую смысловую нагрузку. Например: «Да будут прокляты все предрассудки, предубеждения и привычки, опутавшие мозг и жизнь людей, подобно липкой паутине. Они мешают жить, насилуя людей, – я их разрушу».

Горьковский Человек – борец за новый светлый мир; эстетическое значение образа в том, что в нем дано конкретное воплощение человеческих идеалов, а воплощенный идеал – это и есть прекрасное в жизни.

Одно из лучших романтических произведений, в котором Горький поднимает вопрос о смысле человеческой жизни, – это рассказ «Старуха Изергиль». «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль“ написал», – заметил взыскательный к себе Горький в письме к А. П. Чехову в 1899 г. Дорогой автору рассказ был написан в 1894 году.

У рассказа четкая и стройная композиция. Повествование много повидавшей на своем веку старухи Изергиль делится на три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Своеобразие композиции заключается в том, что каж-

дая часть может стать самостоятельным рассказом. В каждой части свои тема,

сюжет, идея, герой. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, объединенное общей идеей, – стремлением автора выявить смысл жизни, истинные ценности о мире.

Антитеза – основа композиции рассказа «Старуха Изергиль». Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Если образ Данко раскрывает духовную красоту волевой, целеустремленной личности, то в образе Ларры показана бесплодность и бессмысленность крайнего индивидуализма. В описании портрета и внешности героев, характеров, поступков автор используетприем контраста. У Ларры – глаза «холодны и горды», как у царя птиц, у Данко в глазах «светилось много силы и горячего огня». Данко воплощает высший смысл жизни – сделать все возможное для блага людей. Трудно ему выбраться из непроходимых лесов, символизирующих в рассказе гнетущую действительность. И Данко, чтобы осветить путь людям, вырывает свое сердце и высоко поднимает его над головой.

Ларра – красивый, сильный – спускается с гор к людям в долину. Он сын орла и женщины, смотрит свысока на других, считает, что ему все позволено. Когда выбранная им девушка оттолкнула его, Ларра поступил с ней бесчеловечно. Ларра не хочет знать людские законы. Большую смысловую нагрузку в раскрытии двух концепций жизни играет разговор надменного эгоиста, вообразившего, что он выше других, с людьми племени. Ларра хочет свободы лишь для себя, утверждает право на господство сильной личности.

Жизненно- исторический смысл контрастного противопоставления Ларры и Данко заключается в противопоставлении двух типов морали и общественного поведения.

Трехм астная композиция в «Старухе Изергиль» позволила писателю установить связь между легендами и реальной жизнью. Повествование самой старухи Изергиль поставлено в центре рассказаи является связующим звеном между преданиями и дей-

ствитель ностью. Изергиль встречала на своем пути многих людей, среди которых были и те, кто сражался за свободу греков, и те, кто оказался среди восставших поляков. Сама Изергиль искала для себя свободу и наслаждения, свободу в любви; на склоне лет, размышляя о себе, она определит свою жизнь как «жадную жизнь», предостерегает автора: «Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся. <…> И вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Каждый сам себе судьба!». К концу жизни Изергиль приходит к осознанию истинных ценностей и поэтому она и обратит внимание автора на «искры от горящего сердца Данко» и расскажет легенду о происхождении искр, легеду о Данко. Противопоставлением идее бескорыстного служения людям звучит в рассказе тема «осторожного человека». Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их поисках, и потому мещанин постарался погасить пламя, хотя сам воспользовался его светом.

Нравственная проблема легенды – каким должен быть человек среди людей – перерастает у писателя в размышления о гражданском предназначении человека, о сущности прожитой им жизни. Вывод писателя: «В жизни всегда есть место подвигам!».

Рассказ «Старуха Изергиль» отличается высокохудожественной формой, умелым использованием изобразительно-выразительных средств языка. Эмоциональные эпитеты, красочные пейзажи с их многоплановой функцией, резкие контрасты, использование романтических образов тьмы и света сближают быт и сказку. Метафоры, сравнения, олицетворения усиливают действенность высказывания, к чисто логическому содержанию добавляют различные экспрессивно эмоциональные оттенки. Ужас одиночества индивидуалиста, объятого чрезмерной гордыней, противопоставившего себя людям, усиливает метафора: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».