Поэзия Кондратия Рылеева.
В небольшом творческом наследии Рылеева четко проявляются установки гражданского романтизма, его тенденциозность, агитационность, воспитательное воздействие на поколение. Именно Рылеев создает, начинает в русской поэзии тему поэта-гражданина (дума «Державин», посвящение поэмы «Войнаровский»).Для самого Кондратия Федоровича Рылеева (1795-1826) понятия «Поэт» и «Гражданин» всегда были синонимами. Будущий декабрист с юных лет выделялся независимостью, смелым и непокорным духом, чувством товарищества, рано пробудившейся склонностью к поэзии. Отечественная война воспламенила патриотизм Рылеева. В своих ранних стихотворениях он восхищается мощью России, воспевает Кутузова. Вначале Рылеев стоял на позициях конституционализма, но после встречи с Пестелем в 1824 году осознал необходимость республиканского строя. Сразу после восстания он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Он был одним из пяти казненных декабристов. Продолжая вместе с другими поэтами-декабристами традиции, восходящие к Радищеву, Рылеев смотрит на искусство как на трибуну агитатора и на поэта как на бойца. Он и в дальнейшем настаивает на том, что он прежде всего гражданин. Рылеев ценил в своих произведениях их гражданственность, боевой характер, революционный дух.
В своих стихах Рылеев рисует образ истинного поэта. Каков же он? Это пламенный отчизнолюбец, вдохновенный трибун и неутомимый проповедник добра, бесстрашный общественный борец, народный вождь. Его всегдашний удел - «борение с толпой врагов и с предрассудками и завистью докучной» («Послание к Н. И. Гнедичу»). Подлинный поэт призван воспевать великие «деяния предков» («Рогнеда»), славить героические подвиги во имя отечества, вызывающие восторг и трепет внуков («Гражданское мужество»). Истинный поэт – вещий провидец будущего («Боян»). Подлинный поэт с презрением отвергает ложь и избирает лишения во имя истины. Впервые гражданский патриотизм Рылеева проявился в его стихотворении «К временщику» (1820). Оно было направлено против временщика Аракчеева, царского любимца, организатора военных поселений. Вынося деспотичному фавориту беспощадное осуждение, поэт обращается к самым резким эпитетам: «надменный», «подлый и коварный» временщик, «неистовый» тиран, «хитрый льстец», наконец – подлец. Но рядом с образом временщика в стихотворении возникает образ Поэта, Гражданина, гордой, независимой личности. В стихотворении отчетливо проявляется гражданская позиция Рылеева - оценивать государственного деятеля не по занимаемому им чину, а по той пользе, которую он принес Отечеству, по тому, что он сделал для народа:
Когда во мне нет доблестей прямых, Что пользы в сане мне и почестях моих? Не сан, не род - одни достоинства почтенны; Сеян! и самые цари без них - презренны, И в Цицероне мной не консул - сам он чтим За то, что им спасен от Каталины Рим...
Наиболее значительным из произведений Рылеева, в которых проявилась гражданственность его поэтический позиции, является стихотворение «Гражданин», написанное в 1824 году, накануне восстания декабристов. произведение - призыв к сердцу, разуму, совести молодых современников поэта. Это социально-политическая речь общественного трибуна, построенная на противопоставлении изнеженного, переродившегося племени с «хладною душой» и «хладным взором» гражданину с «кипящею душой». Оно направлено против колеблющейся трусливой молодежи, безразличной к неизбежно надвигающимся событиям. Рылеев считает, что истинный Гражданин не может в тяжелое для страны время оставаться равнодушным к судьбе Отчизны:
Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян? Нет, неспособен я в объятьях сладострастья, В постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья. стихотворение «Гражданин» - это поэтический манифест Рылеева, в котором он определяет свою задачу поэта и гражданина - бороться «за угнетенную свободу человека». Это вершинное произведение декабристской лирики.
8. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Поэтика, сочетание традиции и новаторства .
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанная между 1815 и 1820 годами и увидевшая свет в 1824 году, остается в русской литературе величайшим памятником. Грибоедов говорил также, что стремится изображать «натуру событий», которая была для него одновременно источником и предметом искусства. Но при этом он не ставил своей целью копирование действительности, натуралистические образы он называл карикатурами: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика». Это была поэтика художника-реалиста, силой искусства преображающего «натуру событий», умеющего выделить в ней самое существенное и типическое. Таким же художником-реалистом и новатором был Грибоедов и в области литературного языка. Грибоедов был подлинным создателем нашего литературного языка. С одной стороны, он стремился уйти от гладкого, обезличенного языка светских любовных комедий, которым писали модные в те времена драматурги. С другой - старался избавить свой стих от тяжеловесных приемов старинной книжной речи. Своей художественной задачей Грибоедов считал обогащение литературного языка практикой живой разговорной речи. Поэтому в «Горе от ума» он широко использовал разговорный язык и, кроме того, наделил каждого из своих персонажей своей особой речевой характеристикой. Так, речь Скалозуба насыщена военными терминами, фразами, похожими на военные приказы, грубыми воинскими выражениями: «ученостью меня не обморочишь», «учить по-нашему: раз, два». Очень разнообразна, богата оттенками речь Чацкого. В ней звучит то романтическая чувствительность, пламенная страстность, то жесткая сатира, обличающая пороки фамусов-ского общества. При этом он способен точно и выразительно лишь двумя-тремя словами обнажить низкую сущность представителей этого общества. Герой тонко чувствует своеобразие и богатство родного языка. Будучи человеком высокой культуры, он редко прибегает к иностранным словам, сознательно делая это своим принципом: «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Подобного вовсе не скажешь о речи барской Москвы, в котором проступает чудовищная смесь французского с нижегородским. Грибоедов тонко и зло высмеивает в своей комедии тот факт, что в большинстве своем представители дворянства не владеют своим родным языком. Стих комедии, так же как ее язык, поразил современников своей непринужденностью и естественностью. Используя привычный шестистопный ямб, он в то же время перемежает его другими размерами - от одностопного до пятистопного. Благодаря этому его стих становится легким, красочным и многообразным. Сама стихотворная форма в «Горе от ума» несет много нового. Здесь автор добился удивительной легкости стиха, который почти неощутим в диалоге и вместе с тем является необыкновенно четким и выразительным. Вольная манера письма Грибоедова подготовила переход русской драматургии, в частности комедии, к прозаическому языку. Сочетание традиции и новаторства .
В пьесе четко прослеживаются традиции классицизма , но в то же время автор как бы подшучивает над этими строгими канонами, чувствуется легкая ирония. Комедия написана в стихах, что очень характерно для произведений классицизма, но уже здесь есть отличие в использовании стихотворного размера: комедия Грибоедова написана разностопным ямбом. Также выполнено главное правило классицизма - единство места, времени и действия. Действие комедии происходит в Москве, в доме Фамусова, а время действия - один день. Мы можем говорить и о единстве действия: сюжет комедии построен на основе одного конфликта, участниками которого являются Чацкий и фамусовское общество. Но есть основание говорить еще об одном конфликте: любовной драме Чацкого и разочаровании Софьи в Молчалине , но в этом уже заключается новаторство Грибоедова, потому что обе эти личные драмы тесно вплетены в основной конфликт комедии. А. С. Грибоедов в комедии продолжает традиции Д. Фонвизина - он использует “говорящие” фамилии. Полковник Скалозуб; тихий, скромный, всем угождающий Молчалин; Тугоуховские, глухие к чужому горю; Репетилов, человек, который не живет, а лишь репетирует свою жизнь, -. вот несколько примеров таких героев. Сюжет комедии также напоминает типичные классицистические произведения. Странствующий герой, возвращающийся в дом, где он рос; юношеская любовь, сохранившаяся после трех лет разлуки; служанка, которой Софья доверяет свои сердечные тайны; строгий отец Софьи, девушки на выданье, который обеспокоен поисками достойного жениха (“Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!”), и, наконец, любовный треугольник, в котором на самом деле задействованы шесть человек: Софья, Молчалин, Чацкий, Фамусов, Лиза и Петруша, - все это довольно распространенные элементы сюжета для классического произведения. С другой стороны, Грибоедов привносит много нового, создавая произведения смешанного стиля. Он вводит в комедию романтического героя , “исключительного человека в исключительных обстоятельствах” (это характерно для романтизма Противостояние Чацкого, образованного, передового человека, и патриархального, не принимающего ничего нового московского общества - вот конфликт произведения, который лишь усугубляется любовной драмой. Горечь и досада оттого, что Софья выбрала другого, менее достойного для роли жениха - Молчалива, озлобляют Чацкого и настраивают против всего фамусовского общества. В своеобразии конфликта и заключается новаторство Грибоедова. Чацкий открывает галерею “лишних” людей в русской литературе: Онегин, Печорин, Базаров. Все они стоят как бы вне общества, не могут найти применения своим силам, переживают любовную драму и противостоят не понимающему их обществу. В Чацком, конечно, все качества “лишних” людей выражены слабее, это и понятно, ведь Грибоедов первым поднял эту проблему, а его преемники развивали и дополняли образ “лишнего” человека согласно времени и эпохе. Еще одно новшество А. С. Грибоедова, позволившее ему расширить временные рамки произведения и указать характерные черты целой эпохи, затронуть даже правление Екатерины II, - это внесценические персонажи . Наиболее примечательным из них является Максим Петрович, екатерининский вельможа, умевший всем угодить и сгладить любую ситуацию.
Как считается рейтинг◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды
Биография, история жизни Рылеева Кондратия Фёдоровича
Кондратий Фёдорович Рылеев, русский поэт и декабрист, родился 18 (29) сентября 1795 года в небольшом имении отца Батово Санкт-Петербургской губернии. Отец был дворянином, служил управляющим имения Голицыных. Кондратий Рылеев поступил в Первый Петербургский кадетский корпус по настоянию матери в 1801 году. Он был выпущен из корпуса в 1814 году.Военная служба
Рылеев К.Ф. вышел из корпуса артиллерийским офицером и был направлен в армию, которая была в заграничном походе. Рылеев побывал в Швейцарии, в Германии и во Франции. В 1817 году он был переведён на службу в Россию, в Воронежскую губернию. Аракчеевские порядки в России стали тяготить его.
Отставка и гражданская служба
Рылеев К.Ф. вышел в 1818 году в отставку в чине подпоручика. Он женился по любви и стал жить с семьёй в Петербурге с 1820 года, поступив на службу заседателем Петербургской уголовной палаты. Жена Наталья Михайловна, в девичестве Тевяшева, была дочерью воронежского помещика. В семье было двое детей – дочь и сын, который умер в младенческом возрасте. После первого места службы Рылеев устроился главой канцелярии российско-американской компании. Среди дворянства гражданская служба не была популярна, поэтому Рылеев старался облагородить своё служение борьбой за справедливость и гуманными поступками. По своим политическим взглядам Рылеев был романтическим утопистом, пламенным патриотом. По словам современников, это было помешательство на свободомыслии и равенстве.
Литературная деятельность
Склонность к сочинительству привела Рылеева в "Вольное общество". Начинал писать Рылеев как переводчик. Он перевёл стихотворение "Дума" польского поэта Глинского. Перевод вышел в издании типографии Императорского Воспитательного Дома. В 1820 году Рылеев написал сатирическую оду "К временщику". Стала знаменитой его поэма "Смерть Ермака". Часть этой поэмы была положена на музыку, став популярной песней. При жизни вышли только две книги: поэма "Войнаровский" и книга "Думы". Рылеев рассматривал свои литературные произведения как гражданский долг, а не как художественное творчество, что отличало его от всех остальных поэтов того времени. Все герои его произведений были борцами за свободу.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Переписка с и Бестужевым
Дружеская переписка с и Бестужевым была по поводу литературного творчества и не носила политического характера. А.А. Бестужев, тоже декабрист, вместе с Рылеевым издавал литературный альманах под названием "Полярная звезда". В этом альманахе они издавали произведения , Вяземского, Дельвига и других литераторов. Альманах выходил в период 1823-1825 годов.
Масонская ложа
Рылеев был членом масонской ложи, называвшейся "К пламенеющей звезде".
Деятельность в обществе декабристов
Рылеев вступил в ряды "Северного общества" декабристов в 1823 году, его принимал Пущин И.И. Кондратий Рылеев был в наиболее радикальном его крыле и фактически возглавлял общество. Первым массовым выступлением общества декабристов были похороны Чернова, которые вылились в массовую демонстрацию. Чернов был убит на дуэли с аристократом Новосильцевым. Конфликт произошёл по причине социального неравенства участников дуэли. Чернов выступил защитником чести своей сестры. Новосильцев обещал жениться на ней, но отказался от женитьбы по настоянию родни, так как Чернова не была ему ровня по происхождению. Смертельно ранены были оба участника дуэли. Они погибли от ран спустя несколько дней.
Суть идеи Рылеева была в том, что декабристы должны были собрать Учредительное собрание и на нем избрать новую власть в России. Он не придавал значения спорам декабристов о конституционной монархии. Что касается судьбы монархии, то Рылеев предлагал вывести царскую семью за границу. Для решения судьбы царской семьи Рылеев пытался организовать в Кронштадте управу "Северного общества" среди флотских офицеров, но этого ему сделать не удалось.
Роль Рылеева в момент восстания декабристов
Рылеев стал главным организатором восстания декабристов. Перед днём восстания, во время междуцарствия, декабристы собирались на набережной Мойки, где жила семья Рылеевых. Это был удобный метод конспирации, так как Рылеев был болен ангиной и его приходили навещать. Будучи под следствием, он взял всю вину на себя, старался оправдать товарищей. Рылеев не был военным, поэтому не мог быть активным участником восстания, хотя и приехал утром на Сенатскую площадь. Затем он весь день провёл в поисках подмоги восставшим, ездил по полкам. Вечером этого же дня он был арестован.
Казнь Рылеева
По законам государства декабристы, покушавшиеся на жизнь царя, должны были подвергнуться казни четвертованием. Такой способ казни был заменён повешением. Казнь состоялась 13.07.1826 в Петропавловской крепости. Рылеев был в числе повешенных вторично, когда верёвка оборвалась. Он сказал краткую речь перед вторым повешением: проклята, мол, та земля, где ни составить заговора не умеют, ни судить, ни даже вешать. Известно, что все декабристы похоронены на острове Голдай.
Судьба семьи Рылеева после его казни
Жена получала пенсию до своего замужества после казни мужа. Дочь Рылеева также получала пенсию до своего совершеннолетия.
Судьба произведений Рылеева
Был запрет на книги Рылеева, поэтому издания распространялись русской эмиграцией за границей. Некоторые книги нелегально распространялись на территории РИ. В 1860 году произведения распространялись в эмиграции Герценом и Огарёвым. Книги выходили в Лондоне, Лейпциге и Берлине.
Рылеев Кондратий Фёдорович (1795- 1826), поэт-декабрист.
Родился 29 сентября 1795 г. в селе Батове Петербургской губернии. Происходил из бедной дворянской семьи. Мать, защищая сына от деспотичного отца, в 1801 г. отдала его на обучение в 1-й Кадетский корпус. Из корпуса он был выпущен в январе 1814 г. артиллерийским офицером, принял участие в Заграничных походах русской армии 1813-1814 гг. и в 1818 г. вышел в отставку в чине подпоручика.
В 1819 г. Рылеев переехал в Петербург, где сблизился с просвещённым столичным кругом и стал членом масонской ложи «Пламенеющая звезда». В 1821 г. он поступил на службу в палату уголовного суда и вскоре снискал репутацию неподкупного человека. В 1824 г. перешёл в канцелярию Российско-Американской компании.
В Петербурге Рылеев начал литературную деятельность публикуя в журналах свои статьи и стихи. Известность ему принесло стихотворение «К временщику», обличавшее всесильного царского фаворита А. А. Аракчеева.
В 1821-1823 гг. Рылеев создал цикл исторических песен «Думы» («Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин» и др.); в 1823-1825 гг. издавал литературный альманах «Полярная звезда». Относительно своего таланта он не обольщался, заявляя: «Я - не поэт, я - гражданин». В 1823 г. Рылеев был принят в тайное Северное общество, причём сразу причислен к разряду «убеждённых»; с конца 1824 г. входил в состав директории этой организации и фактически возглавлял её.
По взглядам он был республиканцем, вопрос о судьбе императорской семьи предлагал решить компромиссно - вывезти её за рубеж.
Участие в заговоре сочетал с бурной столичной жизнью: в 1824 г., защищая честь сестры, был ранен на дуэли, в 1825 г. в другой дуэли участвовал как секундант. Накануне восстания 14 декабря 1825 г. квартира заболевшего ангиной Рылеева на Мойке стала штабом мятежников; в день восстания он вышел на Сенатскую площадь, но, будучи штатским, не смог повлиять на его ход. Той же ночью Рылеева арестовали и поместили в Алексеевский равелин, где он продолжал писать стихи, накалывая буквы иглой на кленовых листьях.
В числе пяти наиболее активных заговорщиков Рылеева приговорили к смертной казни; после неудачной первой попытки был повешен вторично 25 июля 1826 г. в Петербурге.
РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович родился в семье небогатого помещика - поэт- декабрист.
Отец Кондратия Федоровича был, подполковник в отставке, управлявший имениями князя Голицына.
Шести лет был отдан в 1-й кадетский корпус в Петербурге, который закончил в начале 1814, получив чин прапорщика.
С 1814-15 находился за границей в составе артиллерийской бригады. Впоследствии в своих показаниях на суде Кондратий Федорович свидетельствовал, что «свободомыслием первоначально заразился... во время походов во Францию в 1814 и 1815 годах». Решающее значение здесь имело пребывание в армии, освободившей Европу от диктатуры Наполеона, связь с героическим русским народом.
С 1819-1819 Рылеев служил в Конно-артиллерийской роте, стоявшей в Воронежской губернии, в Острогожске. Формирование взглядов Рылеева здесь протекало под влиянием передовой острогожской интеллигенции, злейшего разгула крепостников и произвола властей.
В декабре 1818 Кондратий Федорович оставляет службу в армии, не принимая все усиливавшийся аракчеевский режим.
В начале января 1819 Рылеев женился на дочери острогожского помещика Наталье Михайловне Тевяшевой.
В 1820 переехал в Петербург.
В январе 1821 был избран заседателем Петербургской уголовной палаты, где всячески старался отстаивать интересы угнетенных (например, в деле разумовских крестьян, протестовавших против жестокой эксплуатации их помещиком).
В октябре 1823 он был принят в Северное тайное общество по рекомендации И. И. Пущина, сослуживца по уголовной палате.
В 1824 Рылеев перешел на службу в «Российско-Американскую торговую компанию» в качестве правителя ее канцелярии. Работая в этом, уже не государственном учреждении, Кондратий Федорович энергично ратовал в пользу экономических интересов России. Наряду со служебными делами он был занят и издательской деятельностью.
В 1822-24 Рылеев ежегодно издавал совместно с А. Бестужевым альманах «Полярная звезда».
В 1825 - сборник «Звездочка» . Эти издания, очень успешно осуществленные, служили распространению передовых идей и вместе с тем имели в виду материально поддержать нуждающихся авторов. В этих сборниках были напечатаны произведения Жуковского и Пушкина , Грибоедова и Крылова , Баратынского и самого Рылеева, Вяземского , Давыдова, Языкова , А. Бестужева, Гнедич и других.
На основе наблюдений над русской действительностью, в итоге изучения трудов французских энциклопедистов, сочинений Бентама, Монтескье, Бенжамена Констана, а также русских историков - Карамзина , Строева, Корниловича , Кондратий Федорович сложился как активный общественный деятель и революционер. Он боролся за республиканский образ правления, за освобождение крестьян, свободу книгопечатания, открытое судопроизводство, личную безопасность.
В Северном обществе он занял ведущую роль и возглавил восстание 1825. Рылеев мужественно провел последние семь месяцев своей жизни в Алексеевской равелине Петропавловской крепости. На оловянной тарелке он, по преданию, написал в тюрьме четверостишие, свидетельствующее о стойкости борца за свободу:
«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдится сих цепей,
Когда ношу их за отчизну?»
Повешен в числе пяти руководителей восстания.
В деятельности Рылеева значительное место занимала литература, которой он, как и другие декабристы, придавал большое общественное значение, видя в литературе важнейшее средство вовлечения образованных людей в круг своих идей.
Творческий путь Рылеева-поэта характерен для большинства поэтов-декабристов. Это путь от идеи личной свободы к свободе общественной. На этом пути также и осознание противоречий декабристской идеологии, и преодоление их. При всей недолговременности литературной деятельности Рылеева его творчество наиболее последовательно раскрывает внутреннюю логику развития поэта-декабриста. Вместе с тем в своем творчестве последних лет Кондратий Федорович обнаруживает отчетливое своеобразие, индивидуальную характерность стиля. Как и другие поэты, впоследствии связанные с освободительным движением на его дворянском этапе, он начинает с увлечения анакреонтикой, со следования Батюшкову, с утверждения идеалов личной свободы, жизни, замкнутой в сфере интимных отношений
«К другу» ,
«К Делии» ,
«Счастливая перемена» - 1820;
«Заблуждение» ,
«Нечаянное счастье» - 1821, и другие.
«К К - му» - 1821,
«Я не хочу любви твоей...» - 1824.
Уже в 1822 Рылеев утверждает идеал гражданского поэта, сперва в этом плане трактуя Державина («Он выше всех на свете благ общественное благо ставил» - дума «Державин»), а затем заявляя в посвящении к поэме «Войнаровский» (1825). «Я не поэт, а гражданин». Эта формула подчеркивала подчиненность поэтической деятельности гражданским, революционным целям. Формула Рылеева была затем перефразирована Некрасовым («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»). В своей дальнейшей деятельности Кондратий Федорович строго следовал определившемуся пониманию поэзии и поэта.
Обратившись к мотивам политической свободы, поэт, как и другие идейно близкие декабризму поэты, естественно, прежде всего использовал традиционные формы гражданской поэзии, формы классицизма, подчинив их идеям свободолюбия. Очень близки к традиционному жанру торжественные оды Рылеева. Идею декабристской гражданственности выражают послание -
«А. П. Ермолову» (1821)
«Гражданское мужество» (1823),
«На смерть Байрона» (1824).
Гораздо значительнее сатирические оды Рылеева - «К временщику» (1820) и ода «Гражданин» (1825) -
«Я ль буду в роковое время
Позорить Гражданина сан...».
Первая из них была направлена против всесильного тогда Аракчеева и предрекала ему неизбежность кары со стороны разъяренного народа и суровый приговор потомства. Вторая имела в виду тоже крайне враждебную декабристскому движению силу-общественную пассивность большинства образованного общества, «переродившихся славян», тех, кто не готовился «для будущей борьбы за угнетенную свободу человека». Обе оды получили очень широкое распространение и многие десятилетия находились в обращении в революционной среде.
Изначальная связь с традицией психологического романтизма обусловила в творчестве писателей, в том числе и Рылеева, ставших гражданскими поэтами, трансформацию дружеских посланий анакреонтиков в послания политические. Такими были и послания Рылеева, в частности «Бестужеву» (1825), где основным был мотив неколебимой верности «высоким думам», любви «к общественному благу», а также послание «Вере Николаевне Столыпиной» (1825), содержащее призыв воспитывать детей в соответствии с идеалами человека- гражданина.
В литературе психологического романтизма широкое распространение имели имитации народных песен (Нелединский-Мелецкий, Дмитриев и других). И Рылеев в ранние годы писал подобные песни. Теперь Кондратий Федорович совместно с А. Бестужевым пишет политические агитационные песни, рассчитанные на распространение среди солдат в целях пробудить в них общественное самосознание, понимание нестерпимости своего экономического и социального положения. До нас дошло семь таких песен (1823-24).
Они очень близки традициям Радищева и противостоят песням в духе Карамзина и Жуковского.
Одна из них - «Ах, тошно мне...» прямо противопоставлена романсу Нелединского-Мелецкого , начинающемуся теми же словами. Эта песня вместе с другой - «Как идет кузнец да из кузницы...» наиболее последовательны в своей народности и революционности. Агитационные песни Рылеева и Бестужева получили широкое распространение, проникли в народ, стали явлениями фольклора, содействовали формированию аналогичных произведений в последующие десятилетия.
Наиболее ярко своеобразие поэзии Рылеева внутри декабристской литературы сказалось в его думах и поэмах. Двадцать пять дум Рылеева Кондратия Федоровича
(1821-23, отдельное издание - 1825; четыре были опубликованы только во 2-й половине XIX в.) и его поэмы:
«Войнаровский» , 1822-24;
незаконченные -
«Наливайко» , 1824-25;
«Гайдамак» ,
«Палей» ,
«Партизаны» - все три 1825) - произведения гражданского романтизма, проникнутые пафосом революционного патриотизма. Рылеев создал оригинальную форму думы, использовав украинские народные думы (сборник Н. А. Цертелева «Опыт собрания старинных малороссийских песен», 1819), «Spiewy Historyczne» польского поэта Ю. Немцевича (1816 и другие издания), а также воспринял влияние поэм Байрона и южных поэм Пушкина.
Структура дум Кондратия Федоровича и его поэм очень сходна; они отличаются только объемом: дума - небольшая поэма, «Войнаровский» - развернутая дума. Большинство дум - обрамленный пейзажем лирический монолог героя, раскрывающий его внутренний мир. Это легендарный Боян, исторические личности Дмитрий Донской, Богдан Хмельницкий, Курбский, Наливайко, Державин, Иван Сусанин и др. Герои даны резкими красками, без светотеней, без полутонов. Внутренний мир их обнаруживается в конфликте с окружающей средой, в столкновении с тиранией. Поступки героев иллюстрируют их неизменный облик. Любовный конфликт отсутствует или только слегка намечен. Герои раскрыты в их беззаветном служении делу борьбы за освобождение от тирании, за свободу отчизны, в их преданности этой идее и людям, ею захваченным, в их стойкости и твердости, в готовности жертвовать собой. Утверждение единства интересов личности и общества на основе борьбы личности за свободу родины, борьбы, в условиях которой личность готова жертвовать собой, характерно для дворянских революционеров Представление об исторически и социально неизменном национальном характере человека-гражданина, русского человека, обусловило обращение Рылеева к историческому материалу и характер его трактовки. Прошлое отличалось, в понимании Рылеева, от современности только «местностью», конкретными событиями, но не характерами творивших историю людей, поскольку они были русскими людьми. Объективная историческая правда не интересовала поэта- романтика. Герои дум и поэм Кондратия Федоровича целиком захвачены современным поэту пафосом свободолюбия и лишь в своем внешнем облике отнесены к прошлому. Думы и поэмы его наглядно показывают крайне интенсивное развитие его творчества, что было следствием углубления его революционного мировоззрения и роста дарования. Усиливалась политическая острота его произведений.
Первые думы («Боян», «Олег Вещий» ) в политическом отношении довольно неопределенны. Последующие думы, а затем поэмы типично декабристские по своему содержанию. Думы, особенно ранние, весьма несовершенное осуществление принципов гражданского романтизма в жанре поэмы. «Войнаровский» - гораздо более зрелое произведение. Образ главного героя значительно осложнен. Отчетливее дан колорит местности.
В «Наливайко» и «Палее» элементы историзма еще сильнее.
Совершенствуется язык, в последних думах, особенно в «Войнаровском», речь в значительной мере освобождается от метафоричности, синтаксис становится более сжатым, уменьшается число славянизмов, чаще встречаются местные слова. Пушкин отрицательно отнесся к думам, за исключением «Ивана Сусанина». Но гораздо благосклоннее воспринял он «Войнаровского».
«Рылеева «Войнаровский», - писал Пушкин, - несравненно лучше всех его дум», поэма «нужна для нашей словесности». Произведения Рылеева К.Ф. явились образцами для целого ряда поэм гражданского романтизма (Языков, А. Бестужев, Ф. Глинка Давыдов , Языков, Вяземский), другая - вернулась к традициям психологического романтизма (Веневитинов, Баратынский); если Пушкин перенес свое внимание художника и мыслителя на осознание причин общественной пассивности большинства, Рылеев К.Ф оставался верен идее борьбы во имя конечной победы свободы, сознавая неизбежность гибели на данном этапе этой борьбы. В поэме «Наливайко», в главе «Исповедь Наливайко», он писал:
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа;
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной,-
Я это чувствую, я знаю,
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!
Рылеев Кондратий Федорович и в своей политической деятельности, и в своей поэзии был одним из тех, кого имел в виду В. И. Ленин, когда отмечал: «Лучшие люди из дворян помогли разбудить народ» (Соч., т. 19, с. 295).
Умер - , Петербурге.