Биографии Характеристики Анализ

Полная социальная изоляция после 30 лет. Хикикомори или добровольная самоизоляция

Социальная изоляция

Социа́льная изоля́ция - социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений.

В общем случае, к изоляции прибегает та сторона, которая в процессе общения несёт больше потерь (затрат), чем получает выгоды (в своём понимании). Изоляция не предусматривает вражду. Любые деструктивные действия, если они даже и происходят, имеют целью исключительно прекращение контактов, и заканчиваются сразу после этого.

Изоляция отдельного человека может быть:

  • от конкретного человека (приятного или неприятного). Частный случай.
  • от конкретной группы лиц (имеющей для него значение).
  • от общества в целом (или от большей части). Крайний случай.

Приводимые ниже типы и виды применимы для каждого из этих случаев. Изоляцию одних социальных групп от других можно рассматривать как изоляцию (входящего в одну группу) индивида от другой группы.

Типы

  • Полная изоляция - полностью отсутствуют как личные контакты с другими людьми, так и опосредованные способы общения (телефон , письмо). Такая изоляция от всего общества может переживаться человеком как тяжелейшее испытание или величайшее блаженство. Защитной реакцией психики обычно является раздвоение личности («разговоры с самим собой»). Примеры: необитаемый остров , одиночное заключение .
  • Физическая изоляция - не имеющий возможности (желания) личной встречи , индивид свободно общается через технические средства связи - телефон, почту, Интернет . Телефонная (и видео-) связь, как очень близкая к непосредственному общению, предпочитается или игнорируется соответственно желанию или избеганию личных встреч. Примеры: хикикомори , монахи , болезнь , карантин , разные города/страны.
  • Формальное (деловое, бытовое) общение - индивид является полноправным членом группы, однако (у него в этой группе) минимум неформального общения , то есть - социальных контактов. Является нормой для функциональных групп (работа , учёба , организации) и незнакомых людей. Такой тип изоляции от всех окружающих людей происходит при попадании в полностью другую среду (переезд в другой город, тюрьма , армия) - временно, до вхождения в одну из групп, или надолго - в случае отторжения индивида в закрытой группе («изгои » в тюрьме, армии, школе).

Виды (по инициатору)

  • (общество) Принудительная изоляция - индивида или социальную группу изолируют в местах лишения свободы, это один из факторов существования криминальных субкультур или контркультур. Примеры: тюрьмы, больницы с принудительным лечением
  • (индивид) Добровольная изоляция индивида или социальной группы происходит под действием двух факторов: 1) по собственному желанию или убеждению; 2) из-за влияния субъективных факторов. Примеры: монахи , отшельники , хикикомори (физическая изоляция от общества); замкнутость/скрытность/недоверие при общении с людьми (чистая социальная самоизоляция).
  • (случай) Невольная (вынужденная) изоляция - происходит по причине случайных объективных факторов: незапланированное длительное пребывание в безлюдном месте или во враждебной/чуждой/незнакомой социальной среде, болезнь. В случае чуждой социальной среды с течением времени возможно вливание в неё, однако полного удовлетворения эти отношения не приносят. Как правило, такая изоляция (места пребывания) временны и покидаются индивидом при первой возможности.
  • (группа) Разрыв отношений, бойкот - другие участники социальной группы минимизируют любое (даже формальное) общение с индивидом (как правило, из-за нарушения им норм данного общества). В мобильных группах оканчивается добровольным уходом индивида из группы или его изгнанием.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная изоляция" в других словарях:

    Социальная изоляция. См. общественная изоляция. (Источник: «Англо русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд во ВНИРО, 1995 г.) … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

    Изоляция детей от положительного межличностного контакта может лишать их важных компонентов социализирующего опыта. Длительная изоляция может вызывать или увеличивать несоответствия в соц. адаптации, приводя тем самым к ухудшению соц.… … Психологическая энциклопедия

    общественная (социальная) изоляция - Элемент генетики человека снижение частоты или отсутствие формирования браков (т.е. «скрещиваемости») между представителями разных общественных слоев, классов, рас, религиозных групп, жителями различных районов и т.п.; наличие О.и.… … Справочник технического переводчика

    Родители также должны, в еще большей степени, привлекаться к содействию подростку в реалистическом планировании получения полного среднего, или, при наличии показаний, среднего специального образования, а также трудоустройства. Завершение… … Психологическая энциклопедия

    Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. … Википедия

    Изоляция: Гидроизоляция защита от проникновения воды. Репродуктивная изоляция это механизмы, предотвращающие обмен генов между популяциями. Изоляция в популяционной генетике исключение или затруднение свободного скрещивания. Изоляция в… … Википедия

    С. п. имеет отношение к совокупному выигрышу в благополучии, к рый люди получают от своих взаимоотношений с другими. Эмпирическое изучение С. п. началось сравнительно недавно, возникнув в рамках соц. эпидемиологии и общинной психологии (community … Психологическая энциклопедия

    Новолатинск. isolatio; этимологию см. Изолированный. Уединение наэлектризированного тела. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ИЗОЛЯЦИЯ разобщение отделение;… … Словарь иностранных слов русского языка

    Изоляция - социальная депривация, выращивание или содержание животных в условиях пониженной возможности контактирования с представителями своего вида или полного ее отсутствия (ограниченная изоляция). Как правило, И. сопровождается и другими видами… … Словарь дрессировщика

    Социальная девиация социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению… … Википедия

Макурин Антон Алексеевич,Студент кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г.Владимир[email protected]

Левицкая Линда Викторовна,Кандидат психологических наук,старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир[email protected]

Социальная самоизоляция: предпосылка или следствие компьютерной зависимости

Аннотация.В статье анализируется современный подход к проблеме формирования Интернетзависимости вследствие социальной самоизоляции личности, которая, в свою очередь, может выступать одновременно и как предпосылка и в то же время, как следствие, возникновения данного типа аддикции. Ключевые слова:Интернетзависимость, социальная самоизоляция, дезадаптация личности.

Новые электронные технологии –современный универсальный и многофункциональный инструмент развития человека и общества. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Трудно представить молодёжь XXIвека без сети Интернет. Сегодня нет, пожалуй, другого доступного источника информации, который бы привлекал своей яркостью, многообразием и обилием предоставляемых ресурсов. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке илиутруждать себя походами по магазинам. Всюнеобходимую информацию можнополучить, не отходя от экрана собственного монитора.Есть у Интернета ещё один большой плюс: возможность свободного общения молодых людей, поиск старых и новых друзей.Однако,указанные его свойства таят в себе и опасность: onlineигры, чаты, социальные сети, развлекательные порталы затягивают, воздействуя на неокрепшую психику и подсознание. Человек погружается в виртуальный мир: забывает про друзей, школьные и домашние обязанности. Реальность отступает на второй план. Так формируется Интернетзависимость –навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность прервать работу в сети. Всемирная организация здравоохранения причислила Интернетзависимость к категории патологических пристрастий, способствующих разрушению личности.

Феномен интернет

зависимости привлекает внимание исследователей сети, учёных, средства массовой информации.Наработкипоследних лет свидетельствует о сверхувлечённости подростков Интернетом, нередко о злоупотреблении им, а в ряде случаев и явной зависимости от виртуальной среды.

Одним из первых о технологической зависимости человека от компьютера и возникновении виртуальной зависимости заговорил и обратил внимание английский психолог М. Гриффитс, ранее изучавший особенности поведения игроков в азартные игры. Однако задолго до негофантаст К. Саймак в предисловии к роману "Город" предупреждал: "Нет ничего дурного в технике как таковой, дурно лишь наше бездумное увлечение ею. Мы обожествляем машины; в какомто смысле мы продали им свои души. ...Существуют другие, высшие ценности, помимо тех, что несет с собой технический прогресс. ...Под влиянием техники наше общество и мировосприятие теряют человечность" .Непосредственно термин в 1995 г. «интернетзависимость» ввёл ньюйоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под нимне столько медицинскуюпроблемунаподобие алкогольной или наркотической зависимости, сколько поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Интернетзависимость стала социальной проблемой, вызывающей обеспокоенность общественности ивыступающей предметом специальных исследований. Особую роль в анализе данной проблемы должна занимать категория одиночества. Чувство одиночества, не являясь единственной причиной возникновенияИнтернет

зависимости,является, безусловно,одним из ее факторов.В современной теории и практике существуютразличные типологии одиночества.Предпосылкой их возникновения стала задача определенияприродыдефицита социальных отношений, а также выявления характеристиксоциального положения личности, обуславливающихее одиночество. Одна из такого родатипологий принадлежит Р. Вейсу.Согласно его взглядам, существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, переживающие их, склонны расценивать как "одиночество". Это состояния эмоциональной и социальной изоляции.Социальное одиночествовыражается в глубоком переживании человеком отсутствия доступного круга общения и удовлетворяющих его социальных связей.Эмоциональное (психологическое) одиночествоР.Вейсрассматривает как переживание отсутствия тесной эмоциональной привязанности, неспособности найти душевный отклик, встретить понимание со стороны других людей. Другими словами, эмоциональное одиночество является результатом недостатка психологической привязанности индивида к близким людям, отсутствие друзей.

С точки зрения различных социологических и социальнопсихологических концепций существует ряд факторов, вероятно обусловливающих появление и развитие Интернет

зависимого поведения: социальная дезорганизация, слабая социальная интеграция, низкий самоконтроль, социальная тревога, низкая самооценка, депрессия, расстройства влечений, злоупотребление психоактивными веществами и др.

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований, уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры.Так что же делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности? Вопервых, это возможность анонимного общения, что в некотором смысле является относительной ценностью современности. Во

вторых, Интернет дает возможность для реализации представлений, фантазий с обратнойсвязью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, невозможных для реализации в обычном мире. Наконец, втретьих,чрезвычайно широкая возможность поиска и неограниченного доступа к любой информации. Киберпространство предоставляет пользователю неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям. Немаловажнои то, что в результате использования Интернета у человека возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности одну из базовых в системе потребностей человека.Предпосылками формирования Интернет –зависимости у детей школьного и подросткового возраста могут выступать причины и потребности из самых разных сфер личностного взаимодействия. К наиболее часто встречающимся можно отнести следующие: недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье;восприятие Сети как среды, которая может предоставить эмоциональную поддержку, в отличие от реального окружения, где такой отклик получить труднее;желание быть понятым;отсутствие контроля со стороны родителей;неумение налаживать контакты с окружающими;отсутствие друзей;сложности с успеваемостью в школе;отсутствие серьёзных увлечений, интересов, хобби и др.В соответствие с тем, какие цели преследует пользователь, выделяются три основных типа Интернет зависимости:1. Навязчивый веб–серфинг бесцельные путешествия по Интернету, постоянный поиск какойлибо, зачастую ненужной информации;2. Пристрастие к виртуальному общению –большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб форумах, избыточность знакомых и друзей в сети;3. Игровая зависимость –навязчивое увлечение сетевыми играми.В современных научных исследованиях введено понятие "компьютерные аддикты",которое обозначает людей, длительное и регулярное время находящихся под воздействием виртуального мира компьютерных игр и испытывающих к ним патологическое влечение, что в результате приводит к психосоциальной депривации. Подобные отклонения были обнаружены у геймеров, просиживающих ежедневно за компьютером по восемнадцать часов. В таких случаях у компьютерного аддикта могут развиться приступы панического страха, общая депрессия, суицидальные попытки.Кроме того, исследования показывают, чтоигровая зависимость является основанием для деструктивного развития личности, что выражается в отдалении человека от близких, потере интереса к живому общению и реальности. Страсть к игре используется людьми как средство ухода от серьезных социальных проблем.Особенно актуальна данная проблема в детском и подростковом возрасте ввиду тех психологических особенностей личности, характеризующих специфику возрастов. Можно выделить категории подростков, чьи индивидуальные особенности, определяют его принадлежность к группе риска в контексте проблемы формирования Интернет

зависимости. Вопервых, это подростки, полагающие, что от них мало, что зависит вэтой жизни. В неудачах они, как правило, винят других или коварное стечение обстоятельств; мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем и не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. Вовторых, подростки с низкой самооценкой, которые с помощьюигры стремятся самоутвердиться,либо почувствовать себя героемпобедителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег.Втретьих, подростки с высокой степенью внушаемости, то есть готовностью подчиниться чужой воле. Вчетвертых, подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности, а также открытости и контактности в общении со сверстниками. Наконец, дети, мечтавшиестать лидерами, но так и не завоевавшие данного статуса. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик.

Как правило, те, кто становятся Интернет зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, а личность уже аддиктивная.опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными.Интернетзависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом.Рассматривая результаты мониторинга на игровую зависимость, который проводился в трёх учебных заведениях г.Москвы,мы видим следующее: 58% школьников осознают актуальность проблемы игровой зависимости,28% не видят под игроманией проблемы, 50% считают игроманию болезнью.Ровно половина опрошенных (50%) уверены, что проблема игромании не коснётся их лично.63% считают, что ни они сами, ни их родственники не сталкивались с проблемой игромании.При этом 74% считают, что люди, злоупотребляющие компьютером и азартными играми, не сознают, что зависят от них.57% опрошенных считают, что для борьбы с игровой зависимостью недостаточно волевого усилия.48% не хотят проводить большее количество времени за компьютером,однако 45% регулярно используют Интернет для развлечения и общения. На основании проведённого мониторинга можно сделать вывод о достаточно высоком уровне информированности оданном социальнозначимом заболевании.

Таким образом, мы еще раз приходим к выводу о том, что Интернет является привлекательным средством ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций.Степень погруженияв виртуальностьопределяет степень десоциализации личности. Данные процессы прямопропорциональны.Подверженные компьютерной зависимости люди, теряют социальные навыки.Реальный мир становится все сложнее: он пугает, отталкивает, его правила сложно понять и это образует замкнутый круг.

В особо тяжелых случаях, человек превращается в затворника, не покидающего своей квартиры или даже комнаты.Данное явление, очень сильно распространено в Японии. Для обозначения людей, ставших частью этого замкнутого круга, предложен новый термин «Хикикомори»(яп. 引き篭もり, разг. сокр. хикки, букв. нахождение в уединении, то есть, «острая социальная самоизоляция»),которыйобозначаетподростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Такие люди не имеют работы и живут на иждивении родственников.Многие люди испытывают стресс, взаимодействуя с окружающим миром, однако только у хикикомори это приводит к таким патологическим явлениям как полная, длительная самоизоляция. В некоторых случаях они годами могут не покидать своей квартиры или даже своей комнаты. Обычно у них очень узкий круг друзей, или вообще их нет.Несмотря на то, что хикикомори предпочитают не покидать помещений, некоторые по случаю выбираются наружу. Самоизоляция от общества обычно начинается постепенно. Попавшие в число хикикомори люди могут внешне казаться несчастными, они теряют друзей, становятся эмоционально беззащитными, застенчивыми и необщительными.Самоизоляция, демонстрируемая хикикомори, является частым симптомом у людей, страдающих от депрессии, обсессивнокомпульсивных расстройств или расстройствами аутистического спектра. Это навело некоторых исследователей на мысль, что возможно, у хикикомори имеются некоторые психические расстройства, нарушающие их социальную интеграцию. Сува и Хара (2007) в своём исследовании пишут, что из 27 изученных случаев в 17 наблюдались психические расстройства и только 10 не имели явных отклонений.Синдром хикикомори также потревожным расстройством личности,также известном как социофобия .Китай –единственная страна в мире, где уже появилось 400 лагерей для подростков, оказавшихся на грани психического сдвига изза сотен часов проведенных за компьютером.Первые такие лагеря возникли в Китае в 2008г. и с тех пор там погибло 12 подростков.Методы применяются армейские, условияполувоенные, активно работают психологи. Но, по статистике, в центре профессора Тао Рано удалось излечить 70% геймзависимых подростков. Китай первым классифицировал геймзависимость как клиническое расстройство. В США существует лишь одна клиника,где лечат обычными медикаментозными методами. В России создана Лига безопасности Интернета, помогающая родителям блокировать некоторые сайты,и это всё. И это при том, что уже около 70% наших подростков предпочитают реальной жизни виртуальную.Интернет

зависимый человек теряет чувство реального времени, игнорирует близких и друзей, перестает регулярно есть и пить, теряет сон. Взамен он получает иллюзию близости с идеальными друзьями, чувство вседозволенности, всемогущества, неограниченной свободы. Все, что отвлекает от Интернета, начинает мешать и раздражать. То есть –вся остальная жизнь.Из бесед с родителями и детьми вырисовывается главная проблема, уводящая в виртуальный мир –одиночество. Что советуют психологи? Снизить эмоциональное напряжение в семье. Подростку ненавистен мир ссор, упреков, в лучшем случае –равнодушия. Он должен убедиться, что в наружном мире есть хоть чтото, к чему вообще стоит возвращаться.Как уже упоминалось, подростку самому зачастую надоедает каждодневное «сидение перед монитором» и ощущения,полученные им в реальной жизни, например на концерте, будут в разы ярче его виртуального опыта, главное ухватится за эти чувства и периодически давать новый заряд положительных эмоций, иначе подросток вернется к своему «другу».Поскольку с каждым годом понижается возраст приобщения к Интернету, а молодежь составляет больший сегмент российской интернет

аудитории, проблема интернет

зависимого поведения может стать в дальнейшем одной из причин низкой социальной адаптации, слабой интегрированности в социальные отношения наиболее трудоспособной части населения.Говоря о профилактике Интернет зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение . Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.Таким образом,мы видим, что проблема социального одиночества и интернет –зависимость связаны друг с другом. Эта проблема очень серьёзна и всё громче стучится в дверь. Безусловно, в современных условиях невозможно изолировать человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Основной принцип ослабления и лечения зависимости замещение. Поэтому преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром, при котором очень необходима и важна поддержка и помощь близких людей.Необходимо вырабатывать культуру общения с компьютером. Эффективным методом борьбы с Интернетзависимостью является метод использования различных контролирующих программ.Преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самоосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром.Если человек дозрел до решения освободиться от зависимости, надо установить для себя временные рамки работы за компьютером. Нужно расширить круг общения с приятными людьми и ходить на какиенибудь курсы, будь то языковые группы, аэробика, бассейн,уроки игры на музыкальных инструментах и т.д. Отличный способ отправиться в путешествие. При желании покончить с зависимостью, даже со стороны самого пострадавшего, сделать это ему в одиночку очень трудно. Он должен ощутить поддержку со стороны родных, они в свою очередь должны вытащить его изза компьютера, посредством интересного времяпровождения.

Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни общение с живойприродой, творческие увлечения,как правило,выводят человека из зависимости.Очень важно понимать, что Интернет –как и любая другая вещь, может приносить, как благо, так и вред, нужно лишь уметь им пользоваться.

2004.Т.25.№ 1.C.90100.3.Зимянина, Н. Обречённые рабы клавиатуры /Н.Зимянина // Чудеса и приключения.2014.№9.С.18214.Игромания //Нарконет.2014.№5.С.26285.Интернет зависимое поведение подростков //Нарконет.2014.№3.С.26276.Компьютер «за» и «против» // Не будь зависим.2014.№5.С.42437.Лобанова, А.Н.Скажи нет игромании!/А.Н.Лобанова //Нарконет.2014.№8.С.26298.Цой,Н.А. Феномен Интернетзависимости и одиночество /Н.А.Цой //Социологические исследования.2011.№12.С.981079.Корытникова,Н.В. Интернетзависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий /Н.В.Корытникова// Социологические исследования.2010.№6. С.7079.10.Рассказова, Е.И. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки / Г.У.Солдатова, Е.И.Рассказова // Психологический журнал.2013.т.34.№4,с.7988.11.Фадеева,С.В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков / C.В.Фадеева // Социальная педагогика.2012.№1.С.119125.12.Хикимори [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org(дата обращения: 24.02.2015)

Социальная изоляция может рассматриваться в качестве формы либо источника социальной деформации, равно как и нормальной формы чело­веческого существования, необходимой для выполнения каких-либо важ­ных социальных и культурных функций. Она может играть как негативную, так и позитивную роль. К примеру, изоляция наркомана от его друзей, под­верженных тому же недугу, в период его реабилитации играет, несомненно, положительную роль, так как позволяет снять главную причину - группо­вое давление, подражание другим, пребывание в криминогенной среде. В уголовной практике есть много примеров, когда методы казни из-за не­предвиденных обстоятельств обрекали осужденного на затяжную, мучитель­ную смерть. Следовательно, социальная изоляция может рассматриваться как относительно гуманное и в то же время справедливое воздаяние по зас­лугам.

Под изоляцией понимают либо физическое, либо эмоциональное одино­чество. Социальная изоляция - такое общественное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других инди­видов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокра­щения социальных контактов и взаимодействий.

Социальная изоляция и остракизм могут формироваться на основе как объективных условий, независящих от действий отдельного человека, так и личностных характеристик, таких как необычная внешность, болезнь или девиантное поведение. Социальная изоляция может относиться к отдель­ному человеку и целым общностям.

Общности (племена, этносы, этнографические группы, страны), в тече­ние долгого времени ведущие замкнутый от внешнего мира образ жизни, ограничивающие любые контакты с другими сообществами и таким спосо­бом сохранившие свою самобытность, в литературе принято называть со­циальными изолятами. Этот термин, по всей видимости, позаимствован из биологии, где давно распространены соответствующие понятия, определя-

ющие изолированный от доминирующей популяции способ биологическо­го существования каких-либо представителей флоры и фауны.

Социальные изоляты появляются добровольно и принудительно, суще­ствуют относительно непродолжительное или длительное время, порыва­ют полностью или частично контакты с остальным миром, получая от сво­его состояния как добро, так и вред. К примеру, отдельные приемы ману­ального воздействия сохранялись в народной среде, прежде всего в изолятах, и передавались только избранным из поколения в поколение. Точно так же

шаманские традиции, техники и ритуалы передавались из поколения в по­коление только в пределах одной семьи (родственного клана), благодаря чему они и дошли до наших дней.

Термин «изолят» впервые появился в концепции функционирования культуры известного антрополога Б. Малиновского. Природа изолятов раз­лична. Во-первых, есть географические изоляты, оторванные от массива Евразии, которую следует рассматривать как главную арену развития ми­ровых цивилизаций. Во-вторых, можно указать на изоляты, обязанные кли­матическим условиям. К таким местам следует отнести далекий Север и не­которые экваториальные регионы. Специфический этнокультурный изолят представляет собой Северный Кавказ - горная страна, отделенная от Ев­ропы естественными преградами.



Различают географические изоляты - островные сообщества, племена, долгие годы жившие затерянно в джунглях, и социокультурные (соци­альные) изоляты - андерграундные сообщества (гетто, замкнутые религи-

озные общины, криминальные группировки и заключенные, общины хип­пи), живущие в обществе, не принимающие его законы и культурные цен­ности, сознательно дистанцирующиеся от него.

Антропологам хорошо известно, что изоляция малых групп приводит к замедлению эволюции сообщества. Если ныне встречаются отсталые пле­мена, то с высокой долей вероятности можно считать, что задержаться на неолитической и даже палеолитической стадии развития их заставила со­циальная изоляция.

Этнологи причисляют к условиям социальной изоляции еще и формы брака, исторически сформировавшиеся в разных уголках планеты. Так, на­пример, эндогамия (от «эндо...» и греч. gamos - брак) - брачные связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытно-общин­ного строя. Эндогамной группой обычно было племя. Эндогамия племе­ни, как правило, сочеталась с экзогамией входивших в него родов и фрат­рий. Такого рода изоляты образуют группы населения с брачными связя­ми, реализуемыми лишь в достаточно узких рамках. Сообщества, живущие изолированными колониями, в результате малочисленности и родствен­ных браков постепенно вырождаются. Полудикие племена сохранились в изолятах, таких как острова Тихоокеанского региона, джунгли Амазонки и Африки.

В Библии описано правило, согласно которому верующие должны были заключать браки только в пределах собственной религиозной общины. По­скольку в Ветхом Завете община фактически совпадала с этносом, эндога­мия часто принимала племенной, национальный характер. Первое указа­ние на такого рода эндогамию содержится в рассказе об Аврааме, который

Ощущая свою изоляцию от сверстников, многие лесбиянки, геи

й бисексуалы и в дальнейшем уклоняются от социальных кон

тактов, поскольку опасаются, что это может спровоцировать

весьма неприятные переживания. Общение с представителями

того же пола вызвает у них сильные эмоции и сексуальные пе

реживания, общение же с противоположным полом лишь на

поминает об отсутствии какого-либо сексуального интереса и

верса (Rivers, 1994; 1995а) показали, что многие молодые гомо-

сексуалы действительно ощущают свою изоляцию и пережива

ют унижение из-за реальной или всего лишь воображаемой го

мосексуальности.

В Великобритании все еще мало молодежных гомосексуаль

ных групп. Те немногие, которые оформились в последние

годы, имеют весьма ограниченные ресурсы. Поддержка со сто

роны местных отделов образования является скорее исключе

нием, чем правилом, особенно памятуя о 28-й статье местного

Правительственного акта от 1988 года, который предостерега

ет местные власти от «сознательного поощрения гомосексуаль

Молодежные группы лесбиянок и геев обычно построены на

демократических принципах. При этом специалисты, работаю

щие с молодежью, почти не принимают участие в деятельности

этих групп. Хотя причины этого имеют в основном экономиче

ский характер, нельзя не отметить, что отсутствие таких специ

алистов способствует развитию самодирективности этих групп

и нередко вызывает у подростков ощущение тревоги, усиливая

в какую-либо молодежную гей-группу, необходимо, чтобы пси

хотерапевт выяснил, существуют ли таковые в районе прожи

вания подростка и чем они занимаются. Однако полезно

помнить, что ситуация в данных группах постоянно изменяет

ся, и членство в них может быть чревато различными послед


2 2 8 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


Хетрик и Мартин (Hetrick and Martin, 1987) также замети

ли, что ощущение социальной изоляции заставляет молодых

геев искать такие места, где они могли бы знакомиться с други

ми геями - главным образом для занятий сексом. Возможно

сти же их социального взаимодействия при этом весьма огра

ничены (одним из примеров являются, например, встречи геев

в общественных туалетах). Это приводит к формированию по

веденческих стереотипов, связанных с сексуальными проявле

ниями уже на первом этапе знакомства, и не позволяет моло

дым геям общаться на иных уровнях, а кроме того, еще больше

снижает их самооценку, поскольку они начинают думать, что

другие хотят лишь заниматься с ними сексом, и усиливает ощу


щение того, что гомосексуальность связана с промискуитетом.

С этим связаны и иные опасности, например для здоровья и без

опасности молодых людей. В нынешней ситуации, когда закон

запрещает вступать в сексуальные отношения до 18 лет, они

предпочитают непродолжительные связи, так как полноценные

интимные отношения с геями более старшего возраста содер

жат значительный риск.

Для молодых лесбиянок социальная изоляция может при

вести к тому, что, знакомясь друг с другом, девушки попадают

в сильную эмоциональную зависимость друг от друга, и это ме

шает их общению с другими людьми (см. шестую главу). Рот-

блюм (Rothblum, 1990) указывает на то, что изоляция молодых

лесбиянок приводит к депрессии, наркомании и самодеструк

тивному поведению.

Эмоциональная изоляция

Проявления эмоциональной изоляции вызываются у подрост

ков возникновением чувства отчуждения от родственников,

необходимостью прятать свои сексуальные проявления от

окружающих и следить за своим поведением. Кроме того, мо

лодые люди могут пугаться своих собственных чувств и потреб

ностей, а потому стремиться их подавлять. Очевидным резуль

татом этого является депрессия; данные исследований указы

вают на то, что 20 % молодых лесбиянок и геев предпринимали

суицидные попытки (Trenchard and Warren, 1984; Hetrick and



Глава 8. Психотерапевтическая работа с молодыми людьми {229

tylartin, 1987). Исследования, проведенные Яном Риверсом на

базе Лутонского университета, показывают, что издевательства

подростков над своими сверстниками-гомосексуалами, а также



иные проявления гомофобии усиливают социальную и эмоци

ональную изоляци ю молодых лесбиянок и геев, ведут к их от


чуждению от


окружающих и


депрессиям в зрелом


возрасте.


Кроме того, отсутствие поддержки со стороны родственников

и страх перед родителями и учителями вызывают у подростков

ощущение безнадежности и отчаяния, а также попытки члено

вредительства или самоубийства. Риверс цитирует заключение


американского


Департамента здравоохранения и


социальной


защиты от 1989 г., из которого следует, что попытки самоубий


ства совершались


молодыми лесбиянками и геями в пять раз


чаще, чем их сверстниками-гетеросексуалами (см. Rivers, 1994;

1995а; 1995в).

Когнитивная изоляция


Молодые люди часто



возможности


получать о гомо


сексуальности корректную информацию.


Школьные библио


теки боятся


держать книги,


представляющие


гомосексуаль


ность в положительном свете, и даже если в них бывают такие



подросток не захочет их брать, опасаясь стигматиза


ции. Из-за отсутствия подходящих ролевых моделей молодые

геи и лесбиянки полагают, что им не остается ничего иного, как

следовать худшим примерам гомосексуального поведения. Им


кажется, что они либо могут


воспроизводить


стереотипный


образ гомосексуальности, либо отрицать ее в себе, тем самым


усугубляя свою


социальную изоляцию и затрудняя принятие


своей сексуальной идентичности. Более подробное обсуждение

гомофобии и процесса «обнаружения» содержится в третьей и

четвертой главах.

Клинический пример 1

В качестве однго из примеров изоляции может быть приведен

случай с Джеми - 15-летним геем, направленным к школьному

психологу из-за издевательств со стороны сверстников в шко

ле. Джеми явился на первую встречу с психологом в макияже


2 3 0 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


и женской одежде. Его «женоподобие» сделало подростка пред

геем еще с 9 лет. Недавно он начал «тусоваться» с другими

трансвеститами в местном пабе для геев. Подросток полагал

что окружающие ожидают, что он будет вести себя как женщи

на, поскольку он «не настоящий мужчина». Те же люди, кото

рые принимали подобное его поведение, выражали ему свою

поддержку. Однако их было мало, и Джеми чувствовал себя

очень одиноким. Психолог постарался убедить подростка в

том, что он, несмотря ни на что, является мужчиной, и что су

ществует много ситуаций, когда он может это почувствовать.

Поэтому ему нет необходимости следовать стереотипным пред

ставлениям о геях для того, чтобы быть геем. Переодевание

Джеми в женскую одежду можно расценить как отражение не

осознанного стремления вызвать негативную реакцию окружа

ющих, поскольку он чувствовал, что они, за исключением уз

кого круга трансвеститов, все равно его не поймут. После зна

комства Джеми с другими лесбиянками и геями, а также после

проведенной психотерапевтом работы, направленной на повы

шение его самооценки, подросток отказался изображать «жен

щину» в школе и переодевался в женскую одежду лишь в под

ходящих для этого условиях.



самооценки


Изоляция существенно влияет на самооценку подростка. Ин-

тернализированная гомофобия имеет самые разнообразные

проявления, которые могут быть связаны с ВИЧ-инфицирова

нием, попытками самоубийства и сексуальным насилием.

ВИЧ-инфицирование

Если молодые геи или бисексуалы тяготятся своей сексуально

стью, вполне возможно, что в ходе сексуальных контактов они

не будут принимать никаких мер защиты. Сниженная само

оценка препятствует проявлению ими настойчивости и прин

ципиальности при обсуждении со своими партнерами необхо-



Психотерапевтическая работа с молодыми людьми I 2 3 1


умости исследования средств защиты. Они ощущают, что «не

достойны» эти средства использовать и что в будущем их ожи


дают лишь унижения и


насмешки. Они


занимаются сексом в


состоянии алкогольного или наркотического опьянения и из-


за этого также не применяют средства защиты.


Проведенные в


Австралии


исследования


показывают, что чаще


контрацепти


вы применяются там, где геи включены в

общество.


гомосексуальное со


«Поддерживая в целом друг с другом тесные связи - сексуальные,

мосексуальных сообществ имеют больше возможностей изменить

формы своей сексуальной практики. И напротив, те геи, которые

почти не общались с себе подобными и не включены в гомосексу

альное сообщество, труднее изменяют формы своей сексуальной

практики» (Kippax et al., 1992, p. 116).

В данном исследовании поднимается вопрос о необходимо



обучения


молодых людей


использованию мер защиты и


следованию более


безопасным



сексуального поведе



Молодые люди, лишь начинающие себя


«обнаруживать»,


ощущающие свою


изоляцию и еще не


пытающиеся



вызов мифам и стереотипным представлениям о гомосексуаль


ности, не


чувствуют себя частью


сообщества геев и не имеют


достаточной самооценки, необходимой для того, чтобы позабо

титься о здоровье и безопасности. В этом случае психотерапевт


может сыграть очень важную роль,




осознать


свое отношение к ВИЧ-инфицированию и безопасному сексу.

Обращаем внимание читателей на работу Шерноффа (Shemoff,


психотерапевтов




возможности для


всестороннего


обсуждения с


клиентами



вопросов, притом что они


чувствуют себя


готовыми к их


обсуждению и


обладают


достаточными


знаниями о



фицировании и

История знает немало описанных случаев, когда человек в силу разных причин оказывался оторванным от социума. Человечеству так же известны истории о покинутых, заблудших или «волчьих» детях. Их можно найти в различных легендах и сообщениях древних и средневековых летописцев (Геродот, Ливий, Салимбен), в трудах философов и педагогов (Ж.Ж.Руссо). Сообщения о «волчьих детях» мы находим по сегодняшний день.

Проблемам изоляции посвящено немало трудов многих зарубежных и отечественные ученых различных областей науки. На сегодняшний день разработаны базовые проблемы изоляции, даны определение ее типологии.

Формы социальной изоляции различны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ее инициатором, кто именно задает депривационный характер отношений человека или группы с широким социумом. По этому признаку М,Ю.Кондратьев выделяет следующие формы изоляции:

1) вынужденную изоляцию, когда группа в целом, и каж­дый ее член в отдельности оказываются оторванными от социального окружения в силу сложившихся обстоя­тельств, независимо от их собственного желания или воли общества (например, попавшая на необитаемый остров ко­манда потерпевшего крушение корабля или заблудившаяся в тайге или пустыне экспедиция и т.п.);

2) принудительную изоляцию, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле общество сознательно обособляет их, изолируя в рамках закрытых групп, примерами таких сообществ могут быть:

а) осужденные в условиях различных исправительно - и воспитательно-трудовых учреждений, подследствен­ные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, боль­ные, подвергнутые принудительному лечению от наркома­нии, токсикомании, алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний;

б) закрытие группы, членство в кото­рых, во всяком случае официально, не предполагает какое бы то ни было ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека - солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской повинности, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов;

3) добровольную изоляцию, когда люди по собственно­му желанию сами объединяются в рамках закрытых групп, не будучи напрямую стимулированы к подобному «соци­альному затворничеству» требованиями социума (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие труднодоступные места, и т.д., т.е. те, для кого именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринима­ются как обязательное условие сохранения своей личности);

4) добровольно-вынужденную, или добровольно-прину­дительную изоляцию, когда достижение какой-то значи­мой для людей цели связано с тягостной необходимостью резко ограничить свои контак­ты с привычным окружением. Это могут быть многообразные профессиональные закрытые груп­пы (команды подводных лодок, экипажи длительных космических полетов и т.д.), а также профессионально-специализированные учеб­ные учреждения интернатного типа элитарного характера (интернаты для осо­бо одаренных детей и подростков, спортивные школы-ин­тернаты, нахимовские и суворовские училища).

Человек долго находящийся в условиях изоляции может быть подвержен депривации.

Д

Депривация – психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактнов

епривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, означающий «лишение или ог­раничение возможностей удовлетворения жизненно важ­ных потребностей», в достаточной мере и в течение длительного времени.

Жизненная ситуация, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей определяется как депривационная ситуация.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации.

Депривация сенсорная – пониженное количество сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и т.д.) или их ограниченная изменчивость и модальность.

Как показывают наблюдения, недостаток притока раздражителей приводит к своеобразному переживанию, получившему название сенсорного голода. Сенсорный голод вреден для человека любого возраста, а для ребенка он особенно губителен.

Ребенок, который с детства страдает ограничением сенсорных стимулов (например, в силу врожденной слепоты или глухоты) или воспитывающийся без матери в раннем детстве, попадая в обедненную среду детского дома, больницы, интерната имеет отрицательное воздействие на психическое развитие.

Депривация когнитивная – слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать, регулировать происходящее извне. Чаще всего данный вид депривации можно наблюдать в эксперименте.

Двигательная депривация - резкое ограничение движений. С этим видом депривации мы сталкиваемся когда имеем дело с травмами или болезнями не позволяющими осуществлять движения.

Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Установлено, что медицински необходимое ограничение движений детей с врожденным вывихом бедра посредством распорок приводит к заметному повышению тревожности этих детей, которые становятся плаксивыми и обидчивыми.

У взрослых людей в условиях кратковременной изоляции (операторская деятельность в кабинах малого объема, в режиме оперативного покоя; ожидания экстренных действий) могут наблюдаться состояния близкие к депривации и связаны они с проблемой гипокинезии (ограниченной двигательной активности).

Депривация эмоциональная – недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такова уже была создана (прежде всего с родителями обеспечивающих формирование личности)

Депривация социальная ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли, осуществления общественной самореализации, приобщения к общественно значимым целям и ценностям.

С социальной депривацией часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда разрываются привычные круги общения, уходят ощущения своей нужности обществу. Подобная форма депривации встречается у молодых, внешне обеспеченных и благополучных мам, ухаживающих за своими детьми.

Не только молодые хрупкие женщины, но и здоровые сильные мужчины страдают от социальной изоляции. Так, например, выяснилось, что летчики, находящиеся в одиночестве при дальних монотонных полетах, воспринимают одиночество и однообразность среды как угнетающее. Недостаток вариабельных стимулов и уединение приводили в некоторых случаях даже к деперсонализации и дереализации, а иногда и к галлюцинациям. Пилоты (до 35%) реактивных самолетов, водители автомобилей при ночной езде на длинных однообразных автострадах, наблюдатели радарных установок на подводных лодках, а также рабочие при довольно стереотипной работе на конвейере знакомы с этим чувством изоляции.

Весьма интересными являются примеры полярных исследователей и людей, потерпевших кораблекрушение, которые месяцами жили в одиночестве в однообразной среде снежных или морских просторов. Все они приводят примеры тягостных ощущений, которыми их переполняла вечная неизменность среды, от которых они спасались лишь трудом. Причем нередко они уходили в навязчивое придерживание стереотипных видов деятельности и строго соблюдали ежедневную рутину.

Депривационное поражение - психическое состояние характеризующееся особой индивидуальной переработкой стимульного обеднения, которого достигает человек в депривационной ситуации.

Ученый. Ричард Бэрд, в 1938 году в одиночестве провел 6 месяцев в Антарктиде. Он стремился выяснить сущность воздействия уединения на личность. Надо сказать, что как человек, он любил уединение. Но, тем не менее, он предпринял все меры, чтобы разнообразить свою деятельность и не замерзнуть. Несмотря на это, после трех месяцев пребывания в одинокой антарктической избушке он впал в глубокую депрессию. Позднее, анализируя произошедшее, Р.Бард писал: «Думаю, что человек не может обойтись без звуков, запахов, голосов, общения с другими людьми, как не может жить без фосфора и кальция… Все действия казались мне незаконченными, неполными, бесцельными, лишенными связи с внутренними переживаниями или желаниями. Сотни горьких, навязчивых воспоминаний наплывали на мня ночами… Мои мысли требовали все меньше слов, я месяцами не стригся, стал рассеян… Я искал здесь покоя и душевного обогащения, но теперь ясно вижу, что обретаю лишь разочарование и безысходность».

Социальная изоляция как таковая у взрослого че­ловека не обязательно ведет к социальной депривации. Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, пред­ставлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и толерантным оказывается человек к возник­новению депривационного синдрома. Наиболее ярким примером могут служить подвижники - религиозные, политические, которые могли годами сидеть в одиноч­ной камере, сохраняя бодрость духа, ясность мысли, или добровольно становиться отшельниками.

Депривационный опыт - это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался дипривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более «закаленной» психической структурой.

С

Депривационный опыт - это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался депривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более устойчивой психической структурой

оциальная изоляция в детском возрасте имеет более серьезные нарушения. Проявления чувств характеризуются с одной стороны, бледностью, а с другой стороны, острой эффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций – от бурной радости, до гнева. У них отсутствуют устойчивые чувства, связанные с глубоким переживанием искусства, нравственных коллизий. В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутомимая потребность в любви и внимании.

Анализ показывает, что чем старше ребенок, тем более в мягких формах проявляется социальная депривация, и тем более быстрее и успешнее происходит компенсация в случаях педагогической или психологической коррекции. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур.

Люди, перенесшие в детстве опыт социальной депривации, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время ждут подвоха со стороны других людей.

Серьезную проблему представляет культурная депривация. У ребенка проживающего в изоляции от культуры современного общества не возникает потребность жить культурно, т.е. потребность в приобретении тех ценностей, которые признаются обществом. Низкий культурный уровень проявлений делает его отличным от других, остальное общество его не принимает и вытесняет вплоть до изоляции.

В каждом обществе имеются дети, потребности которых не развиваются и не удовлетворяются соответственно данным действующим культурным моделям, хотя и к этим детям также предъявляться обществом тождественные требования, а их поведение будет оцениваться тождественным нормам.

Депривация возникает также при некоторых ситуациях, которые не подходят для включения в какую-нибудь из предшествовавших категорий. Их характерными признаками являются определенная чрезвычайность события, внезапность проявления, широкая общественная значимость; драматическое течение и ограниченная продолжительность во времени.

В основном можно различать две категории подобных чрезвычайных обстоятельств:

    вызванные стихийными бедствиями;

    вызванные общественными переворотами.

Чрезвычайные жизненные ситуации, вызванные стихийными бедствиями, крупными наводнениями, пожарами, опустошающими смерчами, катастрофической засухой и т.д. – в мировых масштабах встречаются сравнительно часто. Они могут сопровождаться эвакуациями или добровольным переселением жителей, временным разрывом семейных связей, голодом, истощением и другими физическими страданиями.

При таких обстоятельствах у ребенка может легко возникнуть временная недостаточность в эмоциональных, а также сенсорных стимулах и недостаточное удовлетворение основных психических потребностей. Если такое состояние продолжается длительное время, и если ребенок с повышенной чувствительностью к депривации, и если этот ребенок в возрасте, характеризующимся пониженной сопротивляемостью, - то можно предположить, что опасность депривации здесь столь же реальна, как при других ситуациях.

К счастью, чрезвычайные обстоятельства при подобных событиях бы­вают обычно кратковременными, а возвращение к нормальной жизни предоставляет возможность уравновесить временный недо­статок в стимулах развития.

Эмпирические данные и результаты исследований в области психо­логических реакций детей на стихийные бедствия и их общественные последствия являются пока немногочисленными. Значительно большее внимание привлекали случаи второй категории, а именно общественные катастрофы, войны и революции. С данной точки зрения вторая мировая война (и не только она, но и военные события сегодняшнего дня) явилась жесточайшим естественным экспериментом грандиозных раз­меров.

Из детей, пораженных войной специальному исследованию подвергались две группы:

    дети, эвакуированные из областей, находящихся под угрозой, в более безопасные места, причем главным образом с отрывом от своих семей;

    дети беженцев и дети из концентрационных лагерей.

В целом можно утверждать, о детях, лишенных семейной жизни в концентрационных лагерях или беженский пунктах, что их поражения гораздо более глубоко и серьезно, чем то, которые наблюдается у эвакуированных детей, остававшихся все-таки в контакте с собственными семьями, а также - по большей части - в сравнительно хороших жизненных условиях.

Последствия «лагерной депривации» проявляются зачастую в более поздние годы развития. Неспособность этих людей взять на себя обязанности взрослого периода, оправдать себя в любви и браке, удовлетворить психические потребности собственных детей на приемлемом уровне – все это подготавливает почву для эмоциональной депривации собственных детей. Нарушения личности могут, таким образом передаваться от поколения к поколению.

Психическое состояние, возникшие в результате любой депривации характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Существенна именно психологическая сто­рона этих последствий: ограничена ли моторика чело­века, отлучен ли он от культуры или от социума, лишенли с раннего детства материнской любви - проявления депривации психологически похожи. Тревожность, де­прессия, страх, интеллектуальные расстройства - вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депри­вации может охватывать весь спектр возможных нару­шений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.