Биографии Характеристики Анализ

Поведение в школе. Как закаляться

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2

Страниц: 288

Год издания: 2014

Язык: Русский

Книга содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к собственному здоровью, приемам его сохранения. В данном пособии, составленном в соответствии с требованиями ФГОС, даны тематическое планирование, подробные, методически оснащенные, сценарии уроков. Формы проведения занятий соответствуют возрастным особенностям младших школьников - это занимательные беседы, игры, оздоровительные минутки и т.п. Книга адресована: учителям начальных классов - для проведения систематических уроков по данному курсу, использования материалов во внеклассной работе; воспитателям групп продленного дня, школьным психологам - для организации развивающего досуга детей; а также воспитателям ДОУ.

Отзывы

Никита, Одесса , 08.08.2017
Порой книга нужна как воздух. Поездка в магазин не всегда может решить проблему, к тому же теряется драгоценное время. Поиск литературы в сети может растянуться на часы. Этот каталог является наиболее удобным из всех мне известных. Он достаточно многообразен, а также обладает простой процедурой скачивания информации.

Георгий, Барнаул , 17.05.2017
Обширный электронный каталог особенно научной литературы. При скачивании книги "135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы" было подтверждение по смс номера телефона, но денег не сняло, все бесплатно. Мне все понравилось рекомендую.

Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:




Часто задаваемые вопросы

1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF, а для смартфона - EPUB.

3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com

Обухова Л.А. , Лемяскина Н.А. , Жиренко О.Е.

Книга содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников с 1-го по 4-й класс. Цель курса – обучение детей бережному отношению к собственному здоровью, приемам его сохранения. Для каждого класса дается тематическое планирование, подробные сценарии уроков, полностью оснащенные методически. Формы проведения уроков соответствуют возрастным особенностям младших школьников – это занимательные беседы, игры, оздоровительные минутки, кроссворды и т. п. Книга адресована учителям начальных классов – для проведения систематических уроков по данному курсу, использования материалов на других уроках, во внеклассной работе; воспитателям групп продленного дня, школьным психологам – для организации развивающего досуга детей; а также воспитателям ДОУ.

Year: 2011

Language: russian

Pages: 288

ISBN 13: 978-5-408-00364-8

File: PDF, 956 KB

The file will be sent to selected email address. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.

The file will be sent to your Kindle account. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.
Please note you"ve to add our email [email protected] to approved e-mail addresses. Read more .

You can write a book review and share your experiences. Other readers will always be interested in your opinion of the books you"ve read. Whether you"ve loved the book or not, if you give your honest and detailed thoughts then people will find new books that are right for them.

Программа курса «135 уроков здоровья»

Пояснительная записка

Актуальность и новизна программы.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в со стоянии здоровья.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8%.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формировния здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» - наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Цель дан ной программы.

Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования - формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового об раза жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).

Задачи

Образовательные:

Обучение детей профилактическим методикам - оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;

Обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;

Привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

Желание быть здоровым душой и телом;

Стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;

Приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

Самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;

Обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;

Формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Отличительные особенности данной программы.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практически ми заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.

Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.

В одной беседе может быть за тронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, вы работать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет.

Сроки реализации программы - 4 года.

Форма и режим занятий:

По количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

По месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете),

Внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).

Режим занятий – 1 час в неделю/ 33-34 часов в год .

    К концу 2 года обучения

Ожидаемые результаты:

Познавательные УУД : заботиться о своём здоровье; составлять и выполнять режим дня; вести здоровый образ жизни; выполнять рекомендации врача во время болезни; своевременно делать прививки; следить за содержанием домашней аптечки; оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях, при солнечных ожогах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице в транспорте, на воде, пожаре в доме; оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока; оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать себе первую помощь, если укусила собака; помочь себе при отравлении жидкостями, пищей; помочь себе при тепловом ударе; при ожогах и обморожении; оказать первую помощь при травмах; оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься самовоспитанием.

Личностные УУД : осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); формулировать самому простые правила поведения в природе; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Регулятивные УУД : определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблем; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные УУД : организовывать взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента , опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя сам».

2 класс

п/п

Темы

Форма занятий

Методические приёмы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

Почему мы болеем

Комбинированные занятия:

    рассказ

    беседа

    игра-соревнование

    тест

Словесные: рассказ, беседа по теме

Наглядные:

Практические: упражнения по теме, игра-соревнование, тест, оздоровительная минутка

    Карточки с тестом «Твоё здоровье»

    • Тест «Твоё здоровье»

      Беседа «Как надо заботиться о своём здоровье»

      Вывод

Комбинированные занятия:

    беседа

    тест

    работа со стихотворением

Словесные:

Наглядные: плакат «Режим дня школьника», стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»

Практические: упражнения по теме, тест, оздоровительная минутка

    Плакат «Режим дня школьника»

    Памятка «Как правильно готовить уроки»

    Стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»

    • Составление памятки «Как правильно готовить уроки»

      Беседа по пройденной теме

      Вывод

Кто нас лечит

Комбинированные занятия:

    беседа

    работа со стихотворением

    самоанализ

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»

Практические: валеологический самоанализ, оздоровительная минутка

    Вопросы валеологического самоанализа

    Стихотворение Э. Успенского «Всем известный математик…»

    • Валеологический самоанализ

      Беседа по пройденной теме

      Вывод

Прививки от болезней

Комбинированные занятия:

    рассказ

    беседа

    игра-соревнование

    работа со стихотворением

    дидактическая игра

Словесные: рассказ, беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: запись слов «инфекция» и «иммунитет», стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура…»

Практические:

    Стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура…»

    Стихотворение С. Михалкова «Прививка»

    Игра-соревнование «Кто больше?»

    Игра «Полезно-вредно»

    Беседа по пройденной теме

    Вывод

Что нужно знать о лекарствах

Комбинированные занятия:

    самоанализ

    беседа

    работа со стихотворением

    игра

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: запись слов «аллергия» и «антибиотики», лекарственные препараты

Практические: валеологический самоанализ, анализ ситуации, оздоровительная минутка

    Пиши и говори правильно: «аллергия» и «антибиотики»

    Памятка «Безвредных лекарств не бывает»

    Беседа по пройденной теме «Что должно быть в домашней аптечке»

    Вывод

Как избежать отравлений

Комбинированные занятия:

    беседа

    игра-соревнование

    практикум

Словесные: беседа по теме

Наглядные: сказка К. Чуковского «Айболит»

Практические: проверка пульса, оздоровительная минутка

    Сказка К. Чуковского «Айболит»

    Памятка «Признаки лекарственного отравления»

    Памятка «Признаки пищевого отравления»

    Памятка «Помоги себе сам»

    Игра-соревнование «Кто больше?»

    Игра-соревнование «Кто ответит правильно?» (командная)

    Беседа по пройденной теме

    Вывод

Комбинированные занятия:

    беседа

    работа со стихотворением

    практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…», картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Практические:

    Памятка «Признаки солнечного ожога»

    Памятка «Правила поведения при грозе»

    Стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…»

    Картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

    Беседа по пройденной теме

    Выводы

    Памятки

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

Комбинированные занятия:

    беседа

    работа со стихотворением

    дидактическая игра

    игра-соревнование

    заучивание слов

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы», стихотворение С. Михалкова «Возле площади затор…»

Практические: игра, оздоровительная минутка

    Стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы»

    Стихотворение С. Михалкова «Возле площади затор…»

    Памятка «Правила безопасного поведения в доме»

    Правила перехода улицы

    Правила поведения в транспорте

    Игра «Валеологический светофор»

    Игра-соревнование «Кто больше?»

    Беседа по пройденной теме

    Выводы

    Правила, памятки

Комбинированные занятия:

    беседа

    работа со стихотворением

    игра

    практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «У моста стоит Авось…»

Практические: игра, оздоровительная минутка

    Стихотворение С. Михалкова «У моста стоит Авось…»

    Игра «Валеологический светофор»

    Выводы

    Памятка

Правила общения с огнем

Комбинированные занятия:

    беседа

    игра

    практикум

Словесные: беседа по теме

Наглядные: план эвакуации школы

Практические: разбор ситуаций, игра, оздоровительная минутка

    «План эвакуации школы при пожаре»

    Игра «Валеологический светофор»

    Беседа по пройденной теме

    Выводы

    Памятка

Комбинированные занятия:

    беседа

    игра

    практикум

Словесные: беседа по теме

Наглядные: памятка

Практические: игра, оздоровительная минутка

    Памятка «Первая помощь пострадавшему»

    Игра «Валеологический светофор»

    Беседа по пройденной теме

    Выводы

    Памятка

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

Комбинированные занятия:

    беседа

    практикум

    работа со стихотворением

    заучивание слов

Словесные:

Наглядные: стихотворение

Практические: первая помощь при травме, оздоровительная минутка

    Стихотворение «Если я буду осторожен»

    Практикум по оказанию первой помощи при травме

    Беседа по пройденной теме

Выводы

Как защититься от насекомых

Комбинированные занятия:

    беседа

    работа со стихотворением

    практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: запись слова «пинцет», стихотворение С. Михалкова Вдруг какой-то страшный зверь…»

Практические: признаки аллергии, оздоровительная минутка

    Стихотворение С. Михалкова «Вдруг какой-то страшный зверь…»

    Памятка «Когда опасность рядом»

    Пиши и говори правильно: «пинцет»

    Практикум «Помоги себе сам»

    Беседа по пройденной теме

    Выводы

Комбинированные занятия:

    беседа

    работа со стихотворением

    практикум

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворение «Не зря собака тех кусает…»

Практические:

    Стихотворение «Не зря собака тех кусает…»

    Правила обращения с животными

    Практикум «Помоги себе сам»

    Беседа по пройденной теме

    Выводы

Комбинированные занятия:

    повторение

    игра-соревнование

    беседа

    дидактическая игра

    заучивание слов

Словесные: беседа по теме, заучивание слов

Наглядные: стихотворение «Если в доме появился дым…», С. Маршака «Заклубился дым угарный...»

Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка

    Пиши и говори правильно: «дезинфекция», «дезодорант»

    Признаки отравления угарным газом

    Стихотворение С. Маршака «Заклубился дым угарный...»

    Стихотворение «Если в доме появился дым…»

    Игра «Валеологический светофор»

    Практикум «Помоги себе сам»

    Беседа по пройденной теме

    Выводы

Комбинированные занятия:

    беседа

    дидактическая игра

    работа со стихотворением

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Мороз и Морозец»

Практические: «Признаки теплового удара», «Признаки обморожения», «Помоги себе сам», оздоровительная минутка

    Признаки теплового удара

    Признаки обморожения

    Стихотворение С. Михалкова «Мороз и Морозец»

    Игра «Валеологический светофор»

    Практикум «Помоги себе сам»

    Игра «Полезно-вредно»

    Беседа по пройденной теме

    Выводы

Первая помощь при травмах

Комбинированные занятия:

    беседа

    практикум

    работа со стихотворением

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Таня пальчик наколола…»

Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка

    Стихотворение С. Михалкова «Таня пальчик наколола…»

    Пиши и говори правильно: «марганцовка»

    Признаки растяжения связок

    Практикум «Помоги себе сам»

    Беседа по пройденной теме

    Выводы

Комбинированные занятия:

    беседа

    практикум

    опрос

Словесные: беседа по теме

Наглядные: плакаты по теме

Практические: упражнения по теме, опрос, оздоровительная минутка

    Плакаты по теме (глаз, ухо, нос)

    Практикум «Помоги себе сам»

    Беседа по пройденной теме

    Опрос

    Выводы

Комбинированные занятия:

    беседа

    практикум

    опрос

Словесные: беседа по теме

Наглядные: плакаты по теме

Практические: оздоровительная минутка

    Признаки укуса змеи

    Первая помощь при укусе змеи

    Практикум «Признаки укуса змеи»

    Практикум «Первая помощь при укусе змеи»

    Беседа по пройденной теме

    Опрос

    Выводы

20

Сегодняшние заботы медицины

Урок-конференция

Словесные: рассказы, беседа по пройденным темам, заучивание слов

Наглядные: рисунки животных

Практические: правила ЗОЖ, тест «Оцени себя», «Оздоровительная минутка», подвижные игры

    Правила здорового образа жизни

    Тест «Оцени себя сам»

    Практикум «Правила здорового образа жизни»

    Тест «Оцени себя сам»

    Беседа по пройденным темам

    Выводы

    Задание на лето

Календарно-тематическое планирование 2 класс 34часа

п\п

занятия

Тема урока

Всего

теория

практика

Дата занятия

1

Почему мы болеем

3

1

Причина болезни

1

2

Признаки болезни

1

3

Как здоровье?

1

2

Кто и как предохраняет нас от болезней

2

4

Как организм помогает себе сам?

1

5

Здоровый образ жизни

1

3

Кто нас лечит

1

6

Какие врачи нас лечат

1

4

Прививки от болезней

2

7

Инфекционные болезни

1

8

Прививки от болезней

1

5

Что нужно знать о лекарствах

2

9

Какие лекарства мы выбираем

1

10

Домашняя аптечка

1

6

Как избежать отравлений

2

11

Отравление лекарствами

1

12

Пищевые отравления

1

7

Безопасность при любой погоде

2

13

Если солнечно и жарко

1

14

Если на улице дождь и гроза

1

8

Правила безопасного по ведения в доме, на улице, в транспорте

2

15

Опасность в нашем доме

1

16

Как вести себя на улице

1

9

Правила безопасного поведения на воде

1

17

Вода - наш друг

1

10

Правила общения с огнем

1

18

Чтобы огонь не причинил вреда

1

11

Как уберечься от поражения электрическим током

1

19

Чем опасен электрический ток?

1

12

Как уберечься от поре зов, ушибов, переломов

2

20

Травма

1

1

13

Как защититься от насекомых

1

21

Укусы насекомых

1

14

Предосторожности при обращении с животными

1

22

Что мы знаем про собак и кошек

1

15

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

2

23

Отравление ядовитыми веществами

1

24

Отравление угарным газом

1

16

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

2

25

Как помочь себе при тепловом ударе

1

26

Как уберечься от мороза

1

17

Первая помощь при травмах

3

27

Растяжение связок и вывих костей

1

28

Переломы

1

29

Если ты ушибся или порезался

1

18

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

1

30

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

1

19

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

1

31

Укус змеи

1

20

Сегодняшние заботы медицины

3

32

Расти здоровым

1

33

Воспитай себя

1

34

Я выбираю движение

1

Итого

34

17

17

Список Литературы для педагога

1. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

2. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

3. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004.

4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2004.

4. Лях В. И. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 1-4 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2007.

5. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М.: «ВАКО», 2004.

6. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.

7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

8. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

9. Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

10.Сиротюк А. А. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Список Литературы для ДЕТЕЙ

1. Гостюшин А. В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 1-4 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004.

3. Лях В. И. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 1-4 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2007.

4. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М.: «ВАКО», 2004.

5. Шмаков С. А. Игры-потехи. Забавы-утехи. – Липецк: «Ориус», 1994.

Рабочая программа

уровень образования (класс): начальное общее образование

1 «А» класс

Количество часов:65 часов в год

Учитель: Крупеня Ольга Вячеславовна

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "135 уроков здоровья"»

Азовский район село Самарское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарская средняя общеобразовательная школа № 4

Азовского района

«Утверждаю»

Директор МБОУ Самарской СОШ № 4

Приказ от 28.08.2014г. № 139

Подпись руководителя:____________/ И.В.Пивненко/

Рабочая программа

по курсу «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы»

уровень образования (класс): начальное общее образование

1 «А» класс

Количество часов:65 часов в год

Учитель: Крупеня Ольга Вячеславовна

2014-2015 учебный год

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;

Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507 – р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы»;

Программа разработана с учётом:

Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 №189);

Годового учебного календарного графика НОО МБОУ Самарской СОШ№4 Азовского района на 2014 – 2015 учебный год;

Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Программы формирования универсальных учебных действий.

Цели программы:

Обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе;

Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия

Задачи программы :

Сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

Формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

Обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

Научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

Добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения

Данная программа строится на принципах :

    Научности ; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

    Доступности ; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

    Системности ; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Для того чтобы уроки стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять определенные условия . Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

        чтение стихов, сказок, рассказов;

        постановка драматических сценок, спектаклей;

        прослушивание песен и стихов;

        разучивание и исполнение песен;

        организация подвижных игр;

        проведение опытов;

        выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Программа рассчитана на 65 часов в год, 2 часа в неделю по 35 минут(один час приходится на праздничный день: 1 мая 2015 года) .

РАЗДЕЛ № 2. Содержание программы .

Тема 1 . Введение. Дружи с водой.(4 часа)

Вступительное слово учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Доскажи словечко».

Тема 2. Забота о глазах.

Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. (2 часа)

Тема 3. Уход за ушами.

Беседа по теме. Игра «Давайте определим» Заучивание слов. Опыт со светом.(2 часа)

Тема 4 .Уход за зубами. Практические упражнения по чистке зубов.(6 часов)

Тема 5 .Уход за руками и ногами.(2 часа)

Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка.

Тема 6 . Забота о коже. ». Встреча с доктором Здоровая Кожа

Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Творческое рисование.(6 часов)

Тема 7 . Как следует питаться.

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Исследование: получение муки и крупы из зерна. Практическая работа. Разучивание стихотворения. Тест.(4 часа)

Тема 8 . Поведение в школе. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Практические занятия. Оздоровительная минутка. Творческая работа.Исследование « Ценность зернышка»(4 часа)

Тема 9 . Вредные привычки. (4часа) Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа впарах

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.

Тема 10 . Подвижные игры. (4 часов) Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».

Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».

Тема 11 . Мышцы, кости и суставы. (4часа)

Игра «Угадайка».. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко».

Тема 12 . Как закаляться. Обтирание и обливание. (2часа)

Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Моделирование схемы закаливания. Тест.

Тема 13 . Как правильно вести себя на воде. (6 часов)

Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

Тема 14 . Безопасность в помещении. (7 часов) Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

Тема 15 . Чистота в помещении. (2час)

Тема 16 . Поведение на улице. (4 часа)

Тема 17 . Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

РАЗДЕЛ №3. Тематическое планирование .

№ Тема занятия Кол-во часов

1. Введение. Дружи с водой. 4

2. Забота о глазах 2

3. Полезные и вредные привычки. 4

4. Уход за ушами 2

5. Уход за зубами 2

6. Забота о коже 6

7. Уход за руками и ногами 2

8. Как следует питаться 4

9. Подвижные игры 4

10. Поведение в школе 4

11. Мышцы, кости и суставы 4

12. Как закаляться. Обтирание и обливание 2

13. Правила безопасности на воде 6

14. Безопасность в помещении 7

15. Чистота в доме 2

16. Поведение на улице 4

17. Обобщающие занятия «Доктора здоровья» 2

РАЗДЕЛ № 5

Планируемые результаты реализации программы .

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

-личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

-метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

-предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мое здоровье» является формирование следующих умений:

-Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мое здоровье» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

    Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

    Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

    Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Слушать и понимать речь других.

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

РАЗДЕЛ№6. Ресурсы и условия реализации программы внеурочной деятельности по курсу «Уроки здоровья»

Для осуществления образовательного процесса по программе «Уроки здоровья» необходимы следующие принадлежности:

Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;

Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка,

профилактика инфекционных заболеваний и др.;

Измерительные приборы: весы, часы и их модели

Спортивный инвентарь: скакалки, мячики для тенниса, кегли, пластмассовые круги

Набор ЦОР по валеологии, презентации по темам, мультфильмы

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска,

Индивидуальные средства гигиены;

Библиотечный фонд:

1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов Природы (1-4 классы). -- М.: ВАКО, 2013г.

2. Подбор детских книг по темам программы:

Г.Остер «Вредные советы», С.Маршак «Мойдодыр», А. Барто «Вовка – добрая душа», «Девочка чумазая»,С.Михалков «Как у нашей Любы», «Про девочку, которая плохо кушала»

РАЗДЕЛ №7. Календарно-тематическое планирование

Тема учебного занятия

Всего часов

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия

Практическая часть деятельности

Дружи с водой

Твои первые уроки здоровья

Советы доктора Воды

Знакомство с Докторами Природы

Советы Доктора Воды

Чтение и беседа по сказке Чуковского «Мойдодыр»

Друзья Вода и Мыло

Уроки Мойдодыра

Правила пользования водой и мылом

Сказка о микробах

Инсценирование стих.А. Барто «Девочка чумазая»

Забота о глазах

Глаза – главные помощники человека

Правила бережного отношения к глазам. Физминутки для глаз.

Беседа о роли глаз в жизни человека

Оздоровительная гимнастика для глаз

Игра «Полезно-вредно»

Уход за ушами

Чтобы уши слышали

Уход за ушами

Беседа по теме

Проведение опытов

Это интересно – о чувствительных ушах животных

Уход за зубами

Почему болят зубы

Уход за зубами

Беседа о строение зуба.

Анализ ситуации по стих.С. Михалкова «Как у нашей Любы»

Игра «Угадай-ка»

Чтобы зубы были здоровыми

Практикум «Чистка зубов»

Почему болят зубы

Упражнение «Спрятанный сахар»

Рисование «Зуб – замок»

Повторение правил ухода за зубами

Зачем человеку зубная щетка

Практикум «Чистка зубов»

Разучивание стих. «Как поел, почисти зубы»

Уход за руками и ногами

«Рабочие инструменты» человека

Как беречь кожу рук

Как ухаживать за ногами

Беседа по теме

Массаж рук

Игра-соревнование «Кто больше?»

Забота о коже

Зачем человеку кожа

Правила ухода за кожей

Беседа об уходе за кожей

Проведение опытов

Это интересно!

Надежная защита организма

Практическая работа по теме «Кожа – наружный покров тела»

Беседа по теме

Практическая работа

Игра «Выбери ответ»

Если кожа повреждена

Гигиена кожи

Первая помощь при травмах

Как оказать первую помощь?

Игра «Можно или нельзя»

Как следует питаться

Питание – необходимое условие для жизни человека

Советы доктора Здоровая пища

Беседа по теме

Повторение правил здоровья

Продолжи сказку

Здоровая пища для всей семьи

Практикум «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Беседа по теме

Анализ ситуации «Прежде чем сесть за стол»

Игра «Угадай-ка»

Как сделать сон полезным

Сон – лучшее лекарство

Гигиена сна

Беседа по теме

Анализ ситуации по стих.С.Михалкова «Не спать»

Игра «Плохо-хорошо»

Поведение в школе

Я – ученик

Настроение в школе

Я пришел из школы

Правила поведения в школе

Беседа по теме

Упр. «Азбука волшебных слов»

Беседа о дружбе

Вредные привычки

Что такое «вредные привычки»?

«Модные вредные привычки»

Беседа по теме

Анализ ситуации

Игра «Да-нет»

Как уберечь себя от влияния вредных привычек?

Кто настоящий друг?

Беседа о вреде курения

Это нужно запомнить!

Оздоровительная минутка «Упражнения животных»

Мышцы, кости и суставы

Скелет – наша опора

Если случилось несчастье

Беседа по теме

Проведение наблюдений за мышцами

самомассаж

Осанка – стройная спина!

Советы доктора Осанка

Беседа по теме

Хождение по камушкам(мешочки у каждого свои)

Игра «Стройная спина!»

Как закаляться. Обтирание и обливание

Если хочешь быть здоров

Советы докторов Вода и Свежий воздух

Беседа по теме

Если хочешь быть здоров – закаляйся!»(правила закаливания)

Рисование на тему «Мы дружим с физкультурой и спортом

Как правильно вести себя на воде

Правила безопасности на воде в весенний период

Беседа по теме

Правила поведения на воде

Беседа о различных состояниях воды

Правила безопасности на воде в летний период

Подвижные игры на воздухе

Беседа по теме

Правила поведения на воде

Чтение стих. О поведении на воде учеников 4 класса

Основные спасательные средства

Подвижные игры на воздухе

Беседа по теме

Правила поведения на воде

Безопасность в помещении

Какие опасности нас подстерегают в помещении

Какие опасности нас подстерегают во дворе

Беседа по теме

Анализ ситуации «Один дома»

Чтение и обсуждение мультфильма Э.Успенского «Мама пришла с работы..»

Детские шалости с огнем

Спички – детям не игрушки

Беседа по теме

Презентация «Если случился пожар»

Игра «Хорошо-плохо»

Как действовать при возникновении пожара дома.

Как действовать при возникновении пожара в школе.

Как действовать при возникновении пожара в транспорте

Беседа по теме

Телефоны экстренной помощи.

Игра «Мы – пожарные»,презентации по теме

Чистота в доме

Гигиена жилища

Беседа по теме

Как жить в чистоте

Подбор пословиц

Чистое помещение – залог здоровья

Беседа по теме

Уход за комнатными растениями

Расскажи о цветке с подоконника

Поведение на улице

Наш город. Знаки и сигналы в пути

Правила перехода улиц и дорог

Беседа по теме

Презентация «Повторяем правила ПДД со Смешариками»

Дорожные приключения Бабы Яги (путешествие)

Экскурсия по улицам села. Правила движения по тротуарам села

Беседа по теме

Повторение правил перехода улиц и дорог

Экскурсия

Экскурсия

Подвижные игры

Подвижные игры на свежем воздухе

Русская народная игра «Городки»

Подвижные игры «Гуси-лебеди»,»Совушка»

Подвижная игра «Космонавты»

Беседа по теме

Разучивание правил русских народных игр

Советы докторов природы (обобщение)

Беседа по теме

Повторение правил здоровья

Подвижные игры на воздухе

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета Заместитель директора по УВР

МБОУ Самарской СОШ№4 __________ Логвиненко М. В.

Азовского района

От_________ 2014года №1 _____________ 2014 года

Адаменко В. А.

Данный факультатив разработан на основе программы факультатива «135 уроков здоровья или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы). Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 2013г. Факультатив для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Основная общеобразовательная школа № 2»

Рассмотрен Утверждаю

на педсовете директор ОУ

протокол № от приказ № от

« » 2013 г. « » 2013г.

Школа докторов природы

факультатив

для 4 класса

Составитель: Дерябина Светлана Алексеевна

учитель начальных классов

Верхотурье, 2013

Программа формирования культуры

здорового и безопасного образа жизни

для младших школьников

Пояснительная записка

Данный факультатив разработан на основе программы факультатива «135 уроков здоровья или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы). Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 2013г.

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущие нашей страны - счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

А отчего зависит наше здоровье? Лишь на 8–10 % от медицины, на 20 % от наследственности, на 20 % от внешней среды, а на 50 % определяется образом жизни человека. Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди всех потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен соблюдать определенные правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Программа «Уроки здоровья» (далее программа) представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является одной из ценностных составляющих, которая способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка и достижению планируемых результатов. Благодаря обучению по этой программе у детей появляется желание заботиться о своем здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на свое здоровье. Также формируются умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Данная программа предназначена для работы с детьми 10–11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение по программе рассчитано на четыре учебных года, по одному занятию в неделю. Также программа является значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья.

Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание на ошибки школьников, и предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.

Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности –34 ч в учебный год.

Цели программы:

  1. создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
  2. формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни;
  3. использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.

Задачи программы:

  1. формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
  2. сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
  3. воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность – важные принципы реализации программы.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрации, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

Результатами практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующие:

  • Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты

Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Обучающиеся должны уметь распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; а также здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Изучив программу, учащиеся будут знать:

Биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.

Способы сохранения и укрепления здоровья.

Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.

Основные приемы и методы психической релаксации.

Изучив программу, учащиеся будут уметь:

Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.

Соблюдать правила личной гигиены.

Применять приемы и методы психической релаксации.

Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека.

Тематическое планирование

4 класс (34 часа)

№ урока

Тема уроков

Требования к уровню подготовки

Наше здоровье (4 ч)

Что такое здоровье

Понятие здоровья. Умение выбирать между полезными и вредными привычками. Стремление приобретать полезные привычки.

Что такое эмоции

Уметь определять свои чувства и чувства других людей. Виды эмоций.

Чувства и поступки

Формирование познавательных, эстетических и нравственных чувств. Различие между хорошими и плохими поступком.

Стресс

Понятие «стресс». Как избежать негативных эмоций.

Учимся думать и действовать

Умение избегать опасных ситуаций, если сначала думать, а потом действовать.

Учимся находить причину и последствия событий

Умение контролировать свои действия, предвидеть неудачи.

Умей выбирать

Умение сделать правильный выбор, чтобы не навредить окружающим.

Что зависит от моего решения (2 ч)

Принимаю решения

Если сам принимаешь решение, то сам несешь ответственность за его решение.

Я отвечаю за свое решение

Представление об ответственности. Умение принимать самостоятельное решение и не бояться ошибиться.

Злой волшебный – табак (1 ч)

Что мы знаем о курении

Знать о том, какие вредные последствия наступают, если человек курит.

Почему некоторые привычки называются вредными (5 ч)

Зависимость

Иметь представление о том, в чем заключается опасность зависимости. Любая зависимость опасна.

Умей сказать «нет»

Плохие последствия от употребления сигарет. Умение в нужный момент сказать НЕТ.

Как сказать «нет»

Формирование личной позиции по отношению к курению.

Почему вредной привычке ты скажешь нет

Умение принимать решение и отказываться от вредных привычек.

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

Опасность табачного дыма. Что делать если рядом с тобой курят.

Помоги себе сам (1 ч)

Волевое поведение

Принять решение очень важно, но не менее важно сделать все, что бы его выполнить.

Злой волшебник – алкоголь (3 ч)

Алкоголь

Понятие алкоголя. Алкогольная зависимость. Отрицательное влияние алкоголя на личность.

Алкоголь – ошибка

Алкоголь опасен в любом возрасте. Умение отказаться от алкогольных напитков.

Алкоголь – сделай выбор

Умение сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни.

Злой волшебник – наркотик (2 ч)

Наркотик

Представление о влиянии наркотиков на здоровье. Владеть информацией об уголовной ответственности за незаконный оборот, употребление наркотиков и к чему это приводит. Быть убежденным, что жить без наркотиков более предпочтительнее.

Наркотик – тренинг безопасного поведения

Тренинг.

Мы – одна семья (2 ч)

Мальчишки и девчонки

Умение помогать друг другу.

Моя семья

Поддержка и помощь в семье сохраняют здоровье ее членов.

Повторение. Нестандартные уроки и уроки-праздники (11 ч)

Дружба

Понятие дружбы, что дружба значит для людей.

День здоровья

Продукты питания, что нужно есть и сколько.

Умеем ли мы правильно питаться

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

Я выбираю кашу

Продукты, которые можно съесть на завтрак.

Чистота и здоровье

Понятие чистоты, почему это важно.

Откуда берутся грязнули (игра-путешествие)

Путешествие по станциям, где учащиеся видят различия между грязным и опрятным человеком.

Чистота и порядок

Значение чистоты и порядка в жизни человека.

Будем делать хорошо и не будем плохо

Хорошие поступки делают людей лучше.

КВН «Наше здоровье»

КВН.

Я здоровье берегу – сам себе я помогу

Что нужно делать, чтобы быть здоровым.

Будьте здоровы!

Подводим итоги за весь курс. Выполняем практическую работу.

Литература

  1. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1997.
  2. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1996.
  3. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб., 1997.
  4. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М., 2003.
  5. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. СПб., 1998.
  6. Латохина Л.И.Творим здоровье души и тела. СПб., 1997.
  7. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М. Безруких. СПб., 1999.
  8. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. М., 2003.
  9. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья или школа докторов природы. М., ВАКО, 2013.
  10. Сизанова А.И., Быкова В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безопасное и ответственное поведение: цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися 1-11 классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости. Ч. 1/ Под ред. А.И. Сизанова. Мн.: Тесей, 1998.