Биографии Характеристики Анализ

Преобразования екатерины 2 в культуре. Реформа образования Екатерины II Великой

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи "просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.

Проявлением "просвещенного абсолютизма" явилась попытка императрицы сформировать общественное мнение с помощью журналистской деятельности. 1769 г. она стала издавать сатирический журнал “Всякая всячина”, где критиковались человеческие пороки и суеверия, открыла типографию Московского университета, во главе которой встал Н.И. Новиков - русский просветитель, публицист и писатель. Пушкин называл его “одним из тех, кто распространял первые лучи просвещения”. Он сделал доступными широкому кругу читателей произведения В. Шекспира, Ж.Б. Мольера, М. Сервантеса, труды французских просветителей, русских историков. Новиков издавал много журналов, где впервые для России звучала критика крепостничества. Таким образом, именно в век Екатерины с одной стороны крепостнический строй достиг своего апогея, а с другой - зародился протест против него не только со стороны угнетенного класса (крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва), но и со стороны формировавшейся российской интеллигенции.

Образовательная политика Екатерины, как и Петра I, базировалась на российской интерпретации общественного развития, согласно которому воля самодержца диктует законы бытия. Сфера образования была приватизирована государством, властью, объявлена сферой государственных интересов, поэтому какие-либо общественные инициативы в ней допустимы только с ведома, разрешения и под контролем власти. Государственная педагогика ориентировалась на интересы социума, в ней не было места человеку и его личностным качествам. Более того, в русском обществе, где все отношения пролегали по оси «государство – подданный» образование не могло не быть поставлено на службу государству.

Сфера образования и педагогическая мысль Российской империи с XVIII века ориентировались в основном на опыт стран Европы (Англии, Франции, Австрии, Германии), их философию и педагогику, но и культуру. Происходило главным образом некритическое заимствование, безоговорочное перенесение социального и культурного, вплоть до бытового, опыта европейских стран в учебные заведения и образовательную систему России.

В правление Екатерины II, в век Просвещения, на школу возлагалось не только создание «новой породы людей» из лучших представителей дворянства, но и создание по европейскому образцу «третьего сословия». XVI-я глава Большого Наказа поясняла, что к среднему роду людей отнесены те, «кои не быв ни дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах», а также все те, которые, «не быв дворянами, выходить будут из всех правительственных учрежденных училищ и воспитательных домов, какого бы те училища звания ни были, духовные или светские».

В целом весь XVIII век для России прошел под знаком насильственного навязывания верховной властью обществу учения и создания учебных заведений, первоначальными попытками привлечения в них детей всех сословий, за исключением крепостного крестьянства, но постепенно образовательная политика государства в конце концов сконцентрировалась на двух состояниях - дворянстве и разночинцах и практически не касалась других податных сословий.


Императрица Екатерина Вторая Великая царствовала с 1762 по 1796 год, т.е. тридцать четыре года. По происхождению она была немецкая принцесса. Ей было всего пятнадцать лет, когда она прибыла из Германии в Петербург. Здесь прежде всего ей нужно было изучить русский язык. От природы она была одарена большими способностями. Поэтому она очень скоро научилась прекрасно говорить и писать по-русски. Под руководством учителей и сама, она много читала о России и горячо полюбила свою новую родину. Скоро она приняла православную веру и была обвенчана с наследником Русского Престола Петром Феодоровичем. Будучи Великой Княгиней, Екатерина Алексеевна снискала уже себе всеобщую любовь. Она вела жизнь очень скромную и чуждалась всякой роскоши. Любила уединяться и в уединении отдаваться самому приятному для неё занятию- чтению книг. В обращении со всеми она проявляла постоянное внимание, была необыкновенно ласкова и проста.

В декабре 1761 года cкончалась Императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Император Пётр III Феодорович. Царствование его, однако, было не продолжительно. Через пол года он отрёкся от престола в пользу своей супруги; после этого скоро скончался. Тогда на престол вступила Императрица Екатерина II. Это было летом 1762 года. Двадцать второго сентября того же года Императрица Екатерина торжественно короновалась в Москве, в Успенском Соборе.

С этого времени начались неусыпные труды её на пользу России. Ещё проживая в Москве, после коронации, Императрица Екатерина ознаменовала начало своего царствования великим и добрым делом: она основала так называемый Воспитательный Дом. В доме этом находили приют и получали воспитание дети, оставленные почему-либо родителями. До этого времени несчастные подкидыши или погибали от холода и голода, или вырастали в страшном невежестве и нищете. Немногие только попадали к добрым людям, которые и доводили их, как говориться, до ума. Всё же прочие, если даже оставались живыми, то терпели и голод, и холод, нигде и ничему доброму не учились. Теперь этих несчастных брали в Воспитательный Дом. Там их не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из этого дома они уже выходили людьми, способными прожить безбедно, принося пользу себе и другим. Вскоре такой же дом был открыт и в Петербурге. Русская пословица говорит: « тот отец-мать, кто вспоил, вскормил да добру научил». Это мудрое слово оправдалось на Императрице Екатерине: для тысяч несчастных детей она являлась настоящей матерью. Не было и нет человека, который бы не благодарил бы Государыню от всего сердца за доброе дело. И до настоящего времени у нас следуют её великому примеру и не дают погибнуть несчастным детям.

Екатерина II выбрала в своей политике несколько основных направлений, и одним из важнейшим были мероприятия в духе « просвещённого абсолютизма». Идеи «просвещённого абсолютизма» были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей: Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо. Екатерина II на основе этих идей в течении двух лет разрабатывала « Наказ» Уложенной комиссии, в котором изложила своё видение политики « просвещённого абсолютизма». В этом документе Императрица изложила много мыслей по поводу перемен в России.

Из « Наказа» было видно, что просвещение Императрица Екатерина считала важнейшей заботой. Если, думала она, распространять всюду просвещение, то и преступлений не будет. Хорошо воспитанный и просвещённый человек не пойдёт на дурное дело. Вот почему она так много заботилась об открытии училищ. Её главным помощником в этом деле был Иван Иванович Бецкий.

С ним она совещалась почти ежедневно. В Петербурге Императрица открыла прекрасное училище, которое особенно любила. Она часто посещала это училище, следила за обучением, заботилась о содержании воспитанниц. Девушки из этого училища очень любили, когда Екатерина II приезжала к ним. Они спешили к ней на встречу, обнимали её. Взаимно они получали чисто материнские ласки. Чтобы и все подданные могли дать детям образование, Императрица Екатерина велела открывать училища повсюду: в больших городах- главные народные – будущие гимназии, в уездных- малые народные. В то время это было нововведением. В городах в то время ещё не было училищ, исключением были столицы.

Как истинно образованная женщина, любившая просвещение и желавшая его распространения, Императрица Екатерина покровительствовала всем писателям и учёным. Она принимала их у себя, вела с ними продолжительные беседы и чтения, осыпала их царскими милостями за труды. Знаменитый русский учёный Ломоносов жил при Императрице Екатерине всего три года, но удостоился от неё больших милостей. Однажды Государыня даже посетила Ломоносова в его квартире. Там она с ним долго беседовала и расспрашивала его обо всём. Потом она пригласила его к себе в гости: « Приезжайте ко мне откушать хлеба-соли, - щи у меня будут такие горячия, какими потчует вас ваша хозяйка!» В то время она вела активную переписку со знаменитым в то время иностранными писателями и учёными и всех поражала своим умом и познаниями. Но больше всего заботилась она о том, чтобы оказывать покровительство русским учёным и писателям. В то время, это были такие известные имена, как поэт Державин, писатель Фонвизин. Первый из них в громких стихах прославлял царствование Екатерины Великой, а второй известен комедиями, в которых изображал пороки общества. И сама Государыня так же любила писать. В своих сочинениях она больше всего говорит о воспитании детей. Она считает, что это важнейшее дело, потому что именно через хорошее воспитание выходят хорошие граждане. Как уже говорилось выше, в «Наказе» Императрица посвятила целую главу воспитанию.

Глава 14. « О Воспитании»:

« Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами.

Каждая особенная семья должна быть управляема по примеру большой семьи, включающей в себе все частныя.

Не возможно дать общаго воспитания многочисленному народу и вскормить всех детей в нарочно для того учреждённых домах: и для того полезно будет установить несколько общих правил, могущих служить вместо совета всем родителям.

1. Всякий обязан учить детей своих страха Божия, как начала всякого целомудрия, и вселяти в них все те должности, которых Бог от нас требует в десятословии и прочих своих преданиях.

Так же вперяти в них любовь к отечеству и повадить их иметь почтение к установленным гражданским законам и почитать правительства своего отечества, как пекущияся по воле Божией о благе их на земли.

2. всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры.

3. Он запретить должен детям и тем, кои около них ходят, чтоб не лгали, ниже в шутку: ибо ложь изо всех вреднейших есть порок.

« Должно вселять в юношество страх Божий, утверждать сердце их в похвальных склонностях и приличествующему состоянию их правилам; возбуждати в них охоту к трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякого зла их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности и отвращению от всяких продерзостей; обучать их домостроительству во все онаго подробностях и сколько в онам есть полезнаго; отвращать их от мотовства, особливо же вкореняти в них собственную склонность к опрятности и чистоте, как на самих себе, так и на принадлежащих к ним: одним словом, всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию, которыми во свое время могут они быть прямыми гражданами, полезными общества членами и служить оному украшением». О воспитании Императрица Екатерина говорит и в « Гражданском учении»:

1)Всякое дитя родиться неучёным.

2) Долг родителей есть дать детям учение.

3) Человек имеет природу, одарованную благом.

4)Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу….».

Царственных внуков своих великих князей Александра и Константина Павловичей Императрица Екатерина воспитывала так же в правилах добродетели. Поручив воспитание князю Салтыкову, она написала подробные правила, как воспитывать и чему учить великих князей. Позднее, в 1765 году Екатериной Великой был основан Московский Университет.

Императрица Екатерина внесла огромный вклад не только в историю развития России, но и непосредственно в развитие образования. Не даром после её смерти, ей был поставлен великолепный памятник в Петербурге и многих других городах: в Царском Селе, на Дону, в Одессе и других.



Происхождение

Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая)1729 года в немецком померанском городе Штеттин (ныне Щецин в Польше). Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнбургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать - Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. Дядя по материнской линии Адольф-Фридрих (Адольф Фредрик) с 1751 года был королём Швеции (избран наследником в 1743 г.). Родословная матери Екатерины II восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов.

Детство, образование и воспитание

Семья герцога Цербстского была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Воспитывалась в строгости. Она росла резвой, любознательной, шаловливой и даже бедовой девчонкой, любила проказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками, с которыми запросто играла на штетинских улицах. Родители не отягощали её воспитанием и особо не церемонились при выражении своего неудовольствия. Её мать называла её в детстве Фикхен (нем.Figchen - происходит от имени Frederica, то есть «маленькая Фредерика»).

В 1744 году российской императрицей Елизаветой Петровной вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Среди её учителей выделяют известного проповедника Симона Тодорского (учитель православия), автора первой русской грамматики Василия Ададурова (учитель русского языка) и балетмейстера Ланге (учитель танцев). Вскоре она заболела воспалением лёгких, и состояние её было столь тяжёлым, что её мать предложила привести лютеранского пастора. София, однако, отказалась и послала за Симоном Тодорским. Это обстоятельство прибавило ей популярности при русском дворе. 28 июня (9 июля)1744 София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы - Екатерины I), а на следующий день была обручена с будущим императором.

Высказывания о Екатерине II

Н. П. Ерошкин отождествляет ее с “пропагандой показного либерализма”. “Образ “просвещенной” государыни на троне России, - пишет он о Екатерине II, - должен был внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и России перед фактом узурпации престола, укрепить царистские настроения в среде крестьянства, внушить народным массам мысль, что взгляды и действия императрицы милосердны, справедливы и гуманны”. Н. М. Дружинин связывал политику “просвещенного абсолютизма” с развитием нового, капиталистического уклада и обострением классового антагонизма между крестьянскими массами и властвующим дворянством. В этих условиях, по его мнению, более проницательные и активные правители “сознательно искали совета и даже гласной поддержки крупных мыслителей эпохи для гибкого и постепенного приспособления существующего порядка к новым социально-экономическим отношениям”.

"Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали", - писал о Екатерине II А. С. Пушкин. Действительно, роскошь и изящество составляли характерную черту эпохи, которую потомки стали называть "екатерининской". Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых.

Развитие культуры и искусства

Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения, состояла в переписке с Вольтером, Дидро, д"Аламбером.

При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства - архитектуре, музыке, живописи.

Нельзя не упомянуть и о инициированном Екатериной массовом заселении немецких семей в различные регионы современной России, Украины, а также стран Прибалтики. Целью являлась модернизация русской науки и культуры.

Она обладала незаурядным талантом литератора, оставив после себя большое собрание сочинений - записки, переводы, либретто, басни, сказки, комедии «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьею», «Невеста невидимка» (1771-1772), эссе и т. п., участвовала в еженедельном сатирическом журнале «Всякая всячина», издававшемся с 1769 г. Императрица обратилась к журналистике с целью воздействия на общественное мнение, поэтому главной идеей журнала была критика человеческих пороков и слабостей. Другими предметами иронии были суеверия населения. Сама Екатерина называла журнал: «Сатира в улыбательном духе».


Правительство желало, чтобы ученые труды Академии непосредственно были направлены на принесение пользы государству. Императрица Екатерина II на этом основании поставила Академию наук в непосредственное свое ведение, учредив для того особую при академии комиссию под президентством графа Орлова, которой поручено было, между прочим, привести в порядок весьма упавшую хозяйственную часть Академии.

В особенности же эта мысль, что Академия наук должна действовать для пользы народа и государственного управления, была выражена в законодательстве Александра I. В 1802 г. издан указ, повелевающий Академии наук извлекать из иностранных журналов все о новых открытиях по разным частям ремесел, художеств и земледелия, переводить их на русский язык и издавать при публичных ведомостях и в академических ведомостях помещать новейшие известия об открытиях в науках.

Академиков продолжали приглашать из-за границы в течение всего XVIII в., однако вскоре ведущее место заняли учёные, воспитанные в самой Академии наук. Уже к 1731 г. были назначены 5 профессоров из адъюнктов, в том числе приехавший в 1727 г. 20-летним адъюнктом и ставший в Академии наук знаменитым математиком Л. Эйлер и будущий исследователь Сибири И. Г. Гмелин.

Первый русский адъюнкт - В. Е. Адодуров (с 1733г.), первый профессор из уроженцев России - Г. В. Рихман (с 1741г., адъюнкт с 1740г.), первые русские профессора (с 1745 г.) - М. В. Ломоносов (студент с 1735 г., адъюнкт с 1742 г.) и поэт В. К. Тредиаковский. Во 2-й половине XVIII в. выдвинулись русские академики: натуралисты и путешественники С. П. Крашенинников, И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев, математик С. К. Котельников, астрономы Н. И. Попов, С. Я. Румовский, П. Б. Иноходцев, химик Я. Д. Захаров, минералог В. М. Севергин и др. Быстрому научному росту членов Академии наук (большинство получало звание академика до 40 лет, а около трети - до 30 лет) способствовала связь их работы с практическими задачами.

Основные достижения XVIII в. относятся к области физико-математических и естественных наук и связаны прежде всего с именами Эйлера и Ломоносова, а также астрономов Ж. Н. Делиля и Румовского, физиков Рихмана и Ф. У. Т. Эпинуса, физиолога К. Ф. Вольфа. В Географическом департаменте во главе с Делилем был подготовлен «Атлас Российской» (1745) - первое собрание карт, имевших астрономо-математическую основу. Организовывались экспедиции на огромной территории - от западных границ до Камчатки, в результате которых уточнялись географические карты, изучались природные богатства, растительный и животный мир, быт и культура народов. По инициативе Ломоносова Академия наук организовала сбор экономико-географических сведений (с помощью рассылки анкет) и получение с мест образцов руд. Значительны труды Академии в собирании и публикации источников по истории России и в изучении стран Востока. Ломоносов положил начало русской филологии. В 1783 для изучения проблем русского языка и словесности создана Академия Российская. Академия наук издавала ежегодные сборники. 1-2 раза в год проводились публичные собрания, в которых с речами выступали члены Академии наук; речи публиковались. Поддерживались связи с зарубежными учёными и научными учреждениями. С ними велась оживлённая переписка. Эйлер, Делиль, Ломоносов и другие были членами иностранной Академии наук, а членами русской академии были Х. Вольф, И. Бернулли, Р. А. Реомюр, Вольтер, Д. Дидро, Ж. Л. Л. Бюффон, Ж. Л. Лагранж, Б. Франклин и др.; с 1749 ежегодно объявлялись международные конкурсы по актуальным проблемам науки с присуждением премий.


С конца XVIII в., по мере возникновения и развития университетов и других высших учебных заведений, научных обществ, первоначальные функции Академии наук сузились. Закрылись академический университет и гимназия; другим ведомствам были переданы геологические, картографические, переводческие и другие прикладные работы. Усилия членов Академии наук стали сосредоточиваться преимущественно на теоретических исследованиях.

С 1841 г.Академия наук состояла из 3 отделений: физико-математических наук; русского языка и словесности ; исторических наук и филологии. Действительные члены АН делились на 3 класса: адъюнкт, экстраординарный академик, ординарный академик (с 1912 введено единое звание - академик). Существовали не входившие в штат и не имевшие перед Академией наук научных обязательств почётные члены и члены-корреспонденты (русские и иностранные). Действительными членами АН были, как правило, крупнейшие отечественные учёные - математики М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский, П. Л. Чебышев, А. А. Марков, А. М. Ляпунов, физики В. В. Петров, Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, Б. Б. Голицын, химики Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Н. Н. Бекетов, Н. С. Курнаков, астрономы В. Я. Струве, А. А. Белопольский, Ф. А. Бредихин, биологи К. М. Бэр, А. О. Ковалевский, физиолог И. П. Павлов, минералог Н. И. Кокшаров, геолог А. П. Карпинский, филолог А. Х. Востоков, литературовед А. Н. Веселовский, историк С. М. Соловьев и др. Но вне Академии оставались многие крупные учёные. Прогрессивные члены АН старались привлекать их к работе, используя право присвоения званий почётных членов (математик Ф. Г. Миндинг, исследователи Средней и Центральной Азии Н. М. Пржевальский, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, лингвист В. И. Даль, историк флота Ф. Ф. Веселаго, врач Г. А. Захарьин и др.) и членов-корреспондентов (математик С. В. Ковалевская, механик Н. Е. Жуковский, филолог А. А. Потебня, историки В. С. Иконников, Н. И. Костомаров, биологи И. И. Мечников, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, химики Д. И. Менделеев, А. А. Воскресенский и др.). Почётными академиками по Разряду изящной словесности были избраны В. Г. Короленко, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, В. В. Стасов и др.

В увлечении науками и изящными искусствами проявилась еще одна сторона многогранной, богато одаренной натуры императрицы. Екатерина занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты), коллекции живописи и скульптуры; приглашала европейских художников украшать ее дворцы и города.Среди известных приобретений Екатерины – библиотеки Дидро и Вольтера. За сравнительно короткий срок, не жалея средств, она купила уникальные живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Рембрандта, Пуссена, Ван Дейка, Рубенса и других знаменитостей. Екатериной II был основан Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце.Примеру императрицы следовали ее приближенные. Они устраивали в своих городских дворцах и загородных имениях большие и малые "эрмитажи", приобретая вкус к прекрасному, тягу к знаниям и просвещению.Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерины в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). В губернских городах возникают главные народные училища, а в уездных – малые училища. В Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове при содействии государыни и попечении общественности предполагалось учредить университеты.В царствование Екатерины русское правительство впервые ставит своей целью насаждение в стране общего образования (а не только технического и специального; Петру Великому школы нужны были для того, чтобы готовить артиллеристов и навигаторов). Екатерина провозгласила намерение воспитывать "новую породу людей" (деятельным сотрудником Екатерины в деле образования был генерал И. И. Бецкой). В самом начале своего царствования Екатерина положила начало женскому школьному образованию: в 1764 г., в Санкт-Петербурге, при Воскресенском монастыре, было учреждено учебное заведение для "воспитания благородных девиц" (Смольный институт). В 1764 г. опубликован "Устав народным училищам в Российской империи"; согласно этому уставу в городах России должны были быть учреждены "главные" (в губернских городах) и "малые" (в уездных городах) народные училища.Учрежденная в 1763 г. Медицинская коллегия должна была озаботиться подготовкой лекарей, было учреждено также несколько специальных школ (в частности, кадетских корпусов).Примечательно и то, что при Екатерине организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач. Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина собственным примером положило начало проведению вакцинации. Когда императрица привила себе оспу, то в ответ на восхищение придворных возразила, что "она только исполнила долг, потому что пастырь обязан полагать жизнь свою за свое стадо".Время Екатерины было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. В 1765 г. По инициативе Екатерины было учреждено Вольное экономическое общество, которое ставило своей главной мыслью исследование о положении сельского хозяйства в России и выпустило длинную серию своих "Трудов" (частью очень ценных). При Екатерине началась научная работа в области русской истории; с одной стороны, производилось собирание и издание исторических источников, с другой, обсуждался и оценивался общий ход исторического развития России (труды Миллера и Шлецера, князя М. М. Щербатова и Болтина). Академия наук в это время стала издавать русские летописи.