Биографии Характеристики Анализ

Прокопий Кесарийский: биография, вклад в науку, произведения. Возможная тема курсовой работы: Правление Юстиниана в сочинениях Прокопия Кесарийского

36 солидов, золото, отчеканена
по случаю победы Велисария над вандалами.

Прокопий Кесарийский (ок. 500 - после 565) - византийский писатель-историк. Написал «Историю войн Юстиниана», «О постройках Юстиниана», «Тайную историю». В его сочинениях содержатся первые упоминания о истории славян.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 411.

Прокопий Кесарийский. Прокопий родился около 500 года в Кесари, в Палестине. Он был одним из главных сотрудников Велизария, великого военачальника при Юстиниане, и сопровождал его во всех походах. Участие в этих походах дало ему материал, чтобы написать восемь книг о войнах, которые Византия вела против Вандалов в Африке и остготов в Италии. Прокопий взял за образец Фукидида. По заказу Юстиниана Прокопий работал над «Книгой Зданий», организованной по географическому принципу, содержавшей описание строений и реконструкций Юстиниана, которого автор тогда восхвалял. Крайне враждебно настроенный по отношению к императрице Феодоре, Прокопий создал «Тайную историю» («Anecdota»), но не мог опубликовать ее при жизни. Это был злобный выпад против императора и уже скончавшейся императрицы, а также их главных соратников. Прокопий во многом стал образцом для последующих византийских историков. Умер в 560-м году.

Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 309-310.

Прокопий Кесарийский - византийский писатель, советник полководца Велизария, выходец из сенаторской аристократии. Родился между 490 и 507 гг., умер после 562 г. Прокопий Кесарийский участвовал в походах против персов, вандалов и остготов. В официальных сочинениях - «Войны» в 8 книгах, завершенном в 553 г. и основанном на личных впечатлениях, и «О постройках», написанном в 553-555 гг., где речь идет о масштабном городском строительстве в годы правления императора Юстиниана I Великого (527-565), - Прокопий Кесарийский прославлял Юстиниана I. Вместе с тем около 550 г. он написал памфлет «Тайная история», направленный против Юстиниана и его жены Феодоры. Литературным образцом для Прокопия Кесарийского служил Фукидид, но в «Тайной истории» он отошел от «объективного изложения», широко пользуясь гиперболой. Сочинения Прокопия Кесарийского - важнейший источник по истории Византии и соседних государств конца V-VI вв., в том числе по истории славянских вторжений на Балканы.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.222.

Прокопий Кесарийский (Προκοπιου Καiσαρεως , Рrоkopios) (между 490 и 507 - после 562), византийский писатель; советник полководца Велисария . Из сенаторской аристократии. Прокопий Кесарийский участвовал в походах против персов, вандалов и остготов . В официозных сочинение - "Войны" (в 8 кн., завершено в 553, основано на личных впечатлениях) и "О постройках" (553 - 555, описание строительства при Юстиниане I ) - Прокопий Кесарийский прославлял императора Юстиниана I; вместе с тем написал памфлет, направленный против него и его жены Феодоры ("Тайная история", ок. 550). Литературным образцом для Прокопия Кесарийского служил Фукидид , но в "Тайной истории" Прокопий Кесарийский отошёл от "объективного изложения", широко пользуясь гиперболой. Сочинения Прокопия Кесарийского - важнейший источник по истории Византии и соседних государств конца 5 - 6 вв., в т. ч. по истории славянского вторжений на Балканы.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 21. Проба – Ремéнсы. – М., Советская энциклопедия. – 1975.

Сочинения:

Opera omnia, v. 1-4, Lipsiae, 1962-64; рус. пер.- Война с готами, вступит. ст. 3. В. Удальцовой, М., 1950;

Тайная история, "Вестник древней истории", 1938, № 4;

О постройках, там же, 1939, № 4.

Литература:

Удальцова З. В., Мировоззрение Прокопия Кесарийского, в сб.: Византийский временник, т. 31, М., 1971;

Rubin В., Prokopios von Kaisareia, в кн.: Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, Bd 23, Hlbd , Stuttg., 1957

Gantar K., Der betrogene Justinian, "Byzantinische Zeitschrift", 1963, Bd 56, H. 1.

Далее читайте:

Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история . // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука, 1993. 570 с.

Прокопий Кесарийский. Война с готами . // Прокопий Кесарийский. О постройках. М. Арктос. 1996.

Возможная тема курсовой работы: Правление Юстиниана в сочинениях Прокопия Кесарийского

Сочинения Прокопия Кесарийского - важнейший источник по истории правления василевса Юстиниана. Начать работу следует с краткой характеристики личности Прокопия Кесарийского, особенностей его мировоззрения. Необходимо обратить внимание на специфику социальной структуры ранневизантийского общества, характер императорской власти, важнейшие внешнеполитические и внутриполитические задачи, стоявшие перед империей.

При анализе источников обратите внимание на личностные качества Юстиниана, на его характеристику как политического деятеля, проанализируйте отношения Юстиниана с его ближайшим окружением, отношение к Юстиниану со стороны наиболее ярких политических деятелей Ранней Византии (Велисария, Нарзеса и др.). Для раскрытия темы необходимо проследить изменение отношения Прокопия Кесарийского к личности Юстиниана, к результатам его правления (на примере сочинений "О постройках" и "Тайная история"), выявить причины этих изменений.

Источники

Прокопий Кесарийский. Война с персами // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993. Кн. 1, гл. 13-14, 24-25. Кн. 2.

Прокопий Кесарийский. Тайная история // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. - М., 1993. Гл. 4, 5, 7, 8, 11, 13, 14, 18, 19, 21-26, 30.

Прокопий Кесарийский. Война с вандалами // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993. Кн. 1. Гл. 11, 17-20. Кн. 2. Гл. 8-9.

Прокопий Кесарийский. Война с готами . М., 1950.

Монографии и статьи

Диль Ш. История Византийской империи. М., 1948.

Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI в. СПб., 1908.

Досталова Р. Византийская историография // Византийский временник. 1982. Т. 43.

Пигулевская Н.В. Византия и Иран на рубеже VI - VII вв. М.;Л., 1946.

Удальцова З.В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М., 1974.

Успенский Ф.И. История Византии. СПб., 2000.

Чекалова А.А. Константинополь в VI веке. Восстание "Ника". М., 1989.

Васильев А.А. История Византийской империи (до 1081). М., 1998.

Теперь следует обратить внимание на жизненный путь Прокопия, не менее удивительный и насыщенный, чем его произведения.

Прокопий был родом из палестинской Кесарии, следовательно, эллинизированным сирийцем, родился около 500 г.

Этот город был основан финикийцами, со 2 в. до н.э. перешел под власть Иудеи. В правление Ирода Великого город был переименован и расширен; однако с падением иудейского владычества город стал резиденцией римских наместников Иудеи, в том числе и Понтия Пилата. Впоследствии Кесария становится епископией, со школой ученых и библиотекой. Кесария известна не только как родина Прокопия - до него там проживали Ориген и Евсевий . В эпоху Юстиниана Великого Кесария являлась не только административным центром, но и видным торговым городом. Сохранилась там и достойная риторическая школа .

Кесария являлась отличным местом для формирования такой одаренной творческой личности, какой стал Прокопий.

Однако вот что обращает внимание - и Прокопий (Кесария), и Псевдо-Захария (Амида), и Иоанн Эфесский (Амида), и Феофи- лакт Симокатта (Александрия) родом были исключительно с восточных провинций Империи. И все они сохранили ценнейшие предания о «росах» или славянах. Выше уже упоминалось об устных источниках информации Псевдо-Захарии, равно как и об общих ее источниках с известием о северных славянах Феофилакта Симокатты и Феофана Исповедника, о нескольких сходных характеристиках так называемых «росов» и славян. Однако как минимум две характеристики славян, подобные вышеназванным, встретим мы и у Прокопия в его знаменитом описании антов и склавинов:

«VII. 14. (22) Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, все и у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров. (23) Ибо они считают, что один из богов - создатель молнии - именно он есть владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных. Предопределения же они не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере, в отношении людей, но когда смерть уже у них в ногах, охвачены ли они болезнью или выступают на войну, они дают обет, если избегнут ее, сейчас же совершить богу жертву за свою жизнь; а, избежав смерти, жертвуют, что пообещали, и думают, что этой-то жертвой купили себе спасение. (24) Однако почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества и приносят жертвы также и им всем, и при этих-то жертвах совершают гадания. А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга и каждый меняя насколько можно часто место поселения. (25) Вступая же в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не одевают; (26) некоторые же не имеют [на себе] ни хитона, ни [грубого] плаща, но, приспособив только штаны, прикрывающие срамные части, так и вступают в схватку с врагами. Есть у тех и других и единый язык, совершенно варварский. (27) Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. (28) Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, - впрочем, они менее всего коварны или злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав. (29) Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле называли «спорами», как раз из-за того, думаю, что они населяют страну, разбросанно расположив свои жилища. (30) Именно поэтому они и занимают неимоверно обширную землю: ведь они обретаются на большей части другого берега Истра. Вот так обстоит дело с тем, что касается этого народа» .

Таким образом, анты и склавины Прокопия Кесарийского обладают многими качествами, коими наделил «росов» Псевдо-Захария, а северных славян - Феофилакт Симокатта - Феофан Исповедник:

Во-первых, согласно Прокопию, большинство славян сражается пешими. То же мы видим и в труде Сирийского Анонима, упомянувшего о не конном народе «hros».

Во-вторых, автор «Войн» считает славян высокими и очень сильными. Однако и у Псевдо-Захарии сообщается об огромных конечностях «росов»; у Феофилакта Симокатты император Маврикий изумляется размерами тел и огромности членов славян, обитавших у оконечности Западного Океана; а в редакции Феофана Исповедника - здоровью и величине их тела.

В-третьих, нравы антов и славян весьма идеализируются Прокопием: он считает их менее всего коварными и злокозненными, хотя и в простоте своей сохраняющими гуннский нрав. Псевдо-Захария также идеализирует «росов» - будто бы они не имеют оружия; то же сообщают Феофилакт Симокатта и Феофан Исповедник, объясняющие это необыкновенное миролюбие склонностью славян к мусиче- ским упражнениям.

В-четвертых, весьма показательно сравнение Прокопием образа жизни славян и антов, грубого и неприхотливого, с образом жизни мас- сагетов. Сравнение это далеко не случайно:

«Массагеты, скифское племя на территории Закаспия и Приаралья. Первая попытка их покорить, предпринятая персидским царем Киром II в 529 г. до н.э., окончилась неудачей. В результате походов Дария I в 518-514 гг. до н.э. их земли вошли в состав персидской державы, а после ее разгрома - в империю Александра Македонского. Антимакедонское восстание в 330-328 гг.

До н.э. потерпело поражение. Со временем массагеты слились с другими степными племенами» .

Массагеты - степняки; их сравнение со славянами, не кочевым, хоть и активно расселяющимся народом, в целом, не отражает реальной действительности. Однако недаром ведь Псевдо-Захария вспомнил об «амазонках», соседствующих с «росами». - Налицо общая тенденция использовать образы античности для описания «росов», антов и склавинов. Кроме того, этим подчеркивалась связь славянского мира и кочевого; в конечном счете, массагеты - скифы; «амазонки» же связываются античными географами и историками с «женоуправляемыми» сарматами, да и с теми же скифами.

Мы видим, что все три автора - Псевдо-Захария, Прокопий Кесарийский, Феофилакт Симокатта - как будто при описании «росов» и славян используют весьма сходные идеи и традиции. Даже сравнение их либо с амазонками («женоуправляемыми» сарматами) либо с массаге- тами (скифами) выдает наличие у всех вышеназванных авторов каких-то общих источников информации. При этом крайне примечательно, что все три автора происходят из восточных провинций Ромейской державы (Амида, Кесария, Александрия).

Итак, мы отметили некоторую общность источников Прокопия и других упомянутых ранее авторов, что является весьма существенным и примечательным фактом. Имеется в виду, конечно, только определенная общность идей, источников и традиций, однако ни в коем случае - форм изложения. В отличие от основной части сочинения Псевдо-Захарии, «Войны» Прокопия не являются компилятивным произведением. Правда, рассказ о народах Северного Кавказа и о росах Сирийского Анонима как раз является плодом обработки последним устного источника и не похож на обработку компилятора.

Прокопий, таким образом, воспитывался в той питательной среде, которая даровала Византии не одного талантливого автора. Кесари- ец был весьма образованным человеком: из его сочинений следует, что он блестяще знал таких античных авторов, как Гомер, Фукидид, Геродот, Ксенофонт и многих других историков и поэтов. Он блестяще знал греческую историю классического периода. Однако эпоху, последовавшую за Александром Македонским, он, видимо, знал недостаточно полно и ясно. Римская история известна ему значительно слабее, нежели греческая.

Особенно хорошо знаком он был с греческой и римской мифологией, с выдающимися поэмами Гомера «Илиадой» и «Одиссеей, а также с «Энеидой» Вергилия.

Все это было следствием особенностей византийского образования той эпохи, базировавшегося на изучении Гомера и классических авторов. Естественно, что эти особенности не могли не оказать влияния на стиль Прокопия, архаико-аттический, свойственный представителям ранневизантийской среды.

Существует несколько диаметрально противоположных точек зрения на социальное происхождение Прокопия. Одни исследователи возводят его род к старой римской сенаторской знати , другие видят в нем представителя служилой знати, однако не столичной, а провинциальной, сформировавшейся «в результате слияния представителей военно-административного аппарата империи и родовитой аристократии греческих полисов (куриалов)» .

Образование Прокопий получил, судя по всему, не только риторическое, но и юридическое, в Бейруте, являвшемся одним из культурных центров византийской цивилизации на Востоке. Отсюда и его внимание к законодательной деятельности Юстиниана, особо ярко прослеживаемое на страницах «Тайной истории».

Время появления Прокопия к имперской столице неизвестно, однако уже в 527 г. он был определен в качестве секретаря и советника к полководцу Велисарию. Подобное назначение мог, конечно, получить лишь человек, которому либо сам император, либо его ближайшее окружение, доверяло.

В 527-531 гг., вместе с Велисарием, он находится на восточных границах Империи, где в это время разразилась война с персами: там начинает закладываться основа I части его знаменитой трилогии - «Война с персами».

Непосредственный очевидец и участник событий, он без труда мог собирать о них ценнейшие материалы, недоступные кабинетным ученым.

В 531 г. Прокопий и Велисарий были возвращены в столицу, однако, как это ни парадоксально, как будто попали на очередной театр боевых действий - в 532 г. произошло знаменитое и кровавое восстание «Ника», также описанное Прокопием в книге о персидской войне.

После этого Прокопий находится в Северной Африке (533-536 гг.), где Велисарий сокрушил королевство вандалов и присоединил его прежние владения к Ромейской державе.

После отъезда оттуда Велисария Прокопий в качестве советника при наместнике Северной Африки Соломоне участвует в подавлении народных восстаний.

В 536 г. мы наблюдаем Прокопия в Италии, где он, вновь с Велисарием, участвует в войне Империи с италийскими остготами (536-541 гг.).

В 541 г. судьба посылает Прокопия на восточные рубежи, где вновь идет ожесточенная война с персами.

542 г. застает Прокопия в столице, где он с ужасом наблюдает, как ужасная эпидемия чумы опустошает Константинополь и всю Империю.

После этого он, вновь с Велисарием, направлен в Италию, где война с готами, как будто бы победоносно завершившаяся к 540 г., разгорелась с новой силой.

Неудачи в итальянских компаниях 540-х гг. стоили Велисарию потери статуса главного полководца Империи. Вместе с ним уходит в политическую тень и Прокопий.

Однако литературная его карьера в 540-550-е гг. превосходит по признанию современников его заслуги государственного деятеля.

Прокопия Кесарийского (ок. 500-560-е гг.) следует считать центральной фигурой ранневизантийской историографии. Он был автором многочисленных объемных сочинений в жанре исторической прозы: его «Истории», или «Войны», включают в себя два тома описаний войн с Сасанидским Ираном (530-532, 540-549), два тома войн с вандалами (533-534), три - с готами (535-550) и завершаются еще одной книгой. Строительной деятельности Юстиниана посвящено сочинение «О постройках».

На Прокопия ссылаются, его тексты используют, компилируют, цитируют все последующие поколения византийских историков вплоть до XIV-XV вв. Но дело не только в объеме написанного Прокопием и не только в уникальности его исторических свидетельств, имеющих исключительное значение для историка. Интересна неоднозначность его личности как автора: выдержанные в духе политической ортодоксии его основные исторические труды резко контрастируют с еще одной, очень важной его книгой. Это так называемая «Тайная история», в которой раскрытие истинной сущности описываемых событий, восхваляемых в официальной историографии, доходит до грани политического памфлета.

Подобно многим ранневизантийским литераторам, Прокопий происходил с востока - он родился в Палестине, в Кесарии Стратоновой, в знатной, по всей видимости, семье, а образование - риторическое и, возможно, юридическое - получил также в одном из главных центров культуры византийского Востока - в Бейруте. Его дальнейшая жизнь - секретаря, советника, посланника - тесно связана с судьбой могущественного полководца Велисария, с которым Прокопию довелось обойти многие земли - Сицилию, Карфаген в Африке, Италию, участвовать в многочисленных войнах и дипломатических переговорах - с вандалами, готами, персами. Естественно, Велисарий становится главным героем «Войн» Прокопия; его победы представлены решающими для судеб государства, а неудачи извинительными.

Напротив, император Юстиниан, воспринимаемый входившим в круг высшей сенаторской аристократии писателем, скорее всего, как парвеню, оценивается в значительно более сдержанных тонах, а в «Тайной истории» и резко критикуется. Причем Юстиниан здесь представляется не только виновником несчастий варварских вторжений, но и чуть ли не причиной природных катастроф.

Однако, при всей резкости оценок, Прокопий вполне привержен идее исключительности императорской власти в Византии. Действительно, византийские завоевания при Юстиниане вновь раздвинули пределы ромейских границ почти до размеров Римской империи Августов: вновь внутренними провинциями стали (пусть на время) и Италия, и Северная Африка, и Малая Азия, и Армения.

Существенным для оценки мировидения историка является то, что описываемые им земли и события он видел сам: принцип автопсии был для него основой «истины» - главной цели исторического познания, по утверждению автора (I.1,3), противопоставлявшего в духе античной традиции «миф» и «историю» (VIII. 1,13). Именно эффекту авторского присутствия обязаны мы и пространными экскурсами, описаниями народов, их обычаев, дальних земель; Прокопий донес до нас и уникальные сведения о древних славянах - склавинах и антах.

Древняя топика архаизированной этнонимии и образной стереотипии у Прокопия - дань литературным нормам историописания - не противоречит реальности свидетельств очевидца: этикетность словоупотребления при описании «этнического портрета» варвара лишь оттеняется характерными индивидуальными деталями, подмеченными историком в описываемом явлении. Это видимое противоречие снимается, если принять во внимание культивируемый Прокопием, как ученым литератором, принцип мимесиса (подражания) античным образцам прозы. Многочисленные параллели или скрытые цитаты из Геродота и Фукидида, его стилистический аскетизм не превращают в беллетристическую фикцию описание чумы (ср. аналог у Фукидида) или идеализацию мира варваров (ср. скифский экскурс у Геродота).

Но Прокопий, современник и участник восстановления имперских границ, укрепления государственного могущества, формирования идеологии верховной власти византийского императора, словом, - свидетель роста могущества сильного монарха Юстиниана, - напротив, проникнут скепсисом, критикой, не склонен к однозначному восхвалению власти и оружия. Прокопий стал одним из первых историков, создавших особые формы критики императоров в условиях византийского политического униформизма. Скорее всего, это также отвечало требованиям раскрытия «истины» исторического процесса, декларировавшимся автором «Войн». При всем традиционализме идеи римской государственности у Прокопия, им фактически осуждается юстиниановская политика реконкисты. Этим объясняются и его примирительные настроения по отношению к миру «варваров».

В качестве очевидца и современника описываемых событий Прокопий сообщает о ходе так называемой Готской войны Юстиниана I, об укреплении Дунайского лимеса Византии, о разрушении его вождем «скифов и массагетов» Аттилой. Наибольшее число свидетельств касается гуннов, так называемых «белых гуннов», или эфталитов, описываются кампании на Северном Кавказе, в районе Меотиды (Азовского моря). Кавказские гунны, называемые «массагетами», идентифицируются нередко с сабирами. Гуннские завоевания, по Прокопию, захватывают и Крым. Описывается и заключение мирного договора с гуннами в г. Боспоре (совр. Керчь) императором Юстином I в 523 г. Подробно излагаются события истории народов, населявших северное побережье Черного моря. Северопонтийские и приазовские народы, о которых Прокопий знает по рассказам участников готского посольства 547/48 г. к императору Юстиниану, называются «киммерийцами» и идентифицируются с утигурами и кутигурами. Утигуры локализуются на востоке от Дона и у Азовского моря, кутигуры - западнее. «Массагетами» названо одно из гуннских племен. Прокопий дает бытовые зарисовки характера, обычаев, одеяния и мод гуннов, военной тактики сабиров, нравов других народов Восточной Европы. Сведения о «варварах», к которым писатель относится с опасением, но без враждебности, следует считать в целом достаточно достоверными. Помимо личных наблюдений, устных рассказов послов, купцов, наемников, Прокопий использует и исторические труды - Приска Панийского, Евстафия Епифанийского, карты, отчеты, письма, другие материалы древних архивов. Важнейшими являются подробные сведения об антах и славянах. Немало говорится и о северокавказских народах - об аланах, авасгах, лазах, апсилиях и др.

  Издание: Procopii Caesariensis Opera omnia / Ed. J. Haury. Lipsiae, 962-1964. Vol. 1-4.

  Перевод: Прокопий Кесарийский. История войн; Тайная история; О постройках / Пер. и комм. Л.А. Гиндина, В.Л. Цымбурского, С.А. Иванова // Свод древнейших письменных свидетельств о славянах. М., 1991. Т. 1 (2-е изд. 1995); Прокопий Кесарийский. Война с готами / Пер. С.П. Кондратьева. М., 1996. Т. 1; Т. 2 (О постройках); Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер. А.А. Чекаловой. М. 1993 (2-е изд. СПб., 2001).

  Литература: Veh 1951-1952. Bd. 1-2; Rubin 1954; Moravcsik ВТ I. 496-500; Hunger 1978. I. 300; Иванов 1983; Иванов 1984; Cameron 1985; Иванов 1986; Иванов 1987; Курбатов 1991. С. 184-220; Чекалова 1997; Бибиков 1998. С. 57-62; Буданова 2000.

ВОЙНЫ

Война с готами
Книга 3

13. (Конец 545 г. Юстиниан готовится к новому походу в Италию.)

29. (весна 548 г.) Приблизительно в это время войско склавинов, перейдя реку Истр, произвело ужасающее опустошение всей Иллирии; вплоть до Эпидамна 22 , убивая и обращая в рабство всех попадавшихся навстречу, не разбирая пола и возраста и грабя ценности. Даже многие укрепления, бывшие тут и в прежнее время казавшиеся сильными, так как их никто не защищал, склавинам удалось взять; они разбрелись по всем окрестным местам, свободно производя опустошения. Начальники Иллирии с пятнадцатитысячным войском следовали за ними, но подойти к неприятелям близко они нигде не решались.

38. (549/550 г.) Около этого же времени войско склавинов, собравшись не больше чем в три тысячи человек, перешло через реку Истр, не встретив ни с чьей стороны противодействия, и затем без большого труда, перейдя реку Гевр 23 , разделилось на две части. В одной части было тысяча восемьсот человек, вторая включала всех остальных. Начальники римского войска в Иллирии и Фракии вступили с этими войсками в открытое сражение, но хотя эти части и были разъединены, однако римляне были разбиты благодаря их внезапному нападению, одни из них были убиты, другие в беспорядке бежали. После того как начальники римлян были таким образом разбиты обоими отрядами варваров, хотя варвары по численности были намного слабее римлян, один из неприятельских отрядов вступил в сражение с Асбадом. Это был воин из отряда телохранителей императора Юстиниана, зачисленный в состав так называемых кандидатов; он командовал регулярной конницей, которая издавна пребывала во фракийской крепости Тзуруле 24 и состояла из многочисленных отличных всадников. И их без большого труда склавины обратили в бегство и во время этого позорного бегства очень многих убили, Асбада же взяли живым в плен, а потом убили, бросив в горящий костер, предварительно вырезав из кожи на спине этого человека ремни. После этого они стали безбоязненно грабить и все эти местности и во Фракии, и в Иллирии, и много крепостей и тот и другой отряд склавинов взял осадой; прежде же склавины никогда не дерзали подходить к стенам или спускаться на равнину (для открытого боя), так как эти варвары никогда прежде даже не пробовали проходить по земле римлян. Даже через реку Истр, по-видимому, за все время они перешли только один раз, как я выше об этом рассказывал.

  Эти склавины, победители Асбада, опустошив подряд всю страну вплоть до моря, взяли также приступом и приморский город, по имени Топер 25 , хотя в нем стоял военный гарнизон. Город этот был первым на фракийском побережье и от Византии отстоял на двенадцать дней пути. Взяли же они его следующим образом. Большая часть врагов спряталась перед укреплением в труднопроходимых местах, а немногие, появившись около ворот, которые обращены на восток, беспокоили римлян, бывших на стене. Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем те, которых они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли против них все. Варвары стали отступать, делая вид, что, испуганные их нападением, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. Да и те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам. Городские жители, лишенные поддержки воинов, были в полной беспомощности, но все же стали отражать, насколько они могли в данный момент, нападающих. Прежде всего, они лили на штурмующих кипящее масло и смолу и всем народом кидали в них камни; и они, правда, чуть было не отразили грозящую им опасность. Варвары, пустив в них тучу стрел, принудили их покинуть стены и, приставив к укреплениям лестницы, силой взяли город. До пятнадцати тысяч мужчин они тотчас же убили и ценности разграбили, детей же и женщин обратили в рабство. Вначале они не щадили ни возраста, ни пола, оба эти отряда с того самого момента, как ворвались в область римлян, убивали всех, не разбирая лет, так что вся земля Иллирии и Фракии была покрыта непогребенными телами. Они убивали попадавшихся им навстречу не мечами и не копьями или какими-нибудь обычными способами, но, вбив крепко в землю колья и сделав их возможно острыми, они с великой силой насаживали на них этих несчастных, делая так, что острие этого кола входило между ягодицами, а затем под давлением тела проникало во внутренности человека. Вот как они считали нужным обращаться с ними. Иногда эти варвары, вбив глубоко в землю четыре толстых кола, привязывали к ним руки и ноги пленных и затем непрерывно били их палками по голове, убивая их таким образом, как собак, или как змей, или других каких-либо диких животных. Остальных же вместе с быками или мелким скотом, который они не могли гнать в отеческие пределы, они запирали в помещениях и сжигали без всякого сожаления. Так сначала склавины уничтожали всех встречающихся им жителей. Теперь же они и варвары из другого отряда, как бы упившись морем крови, стали некоторых из попадавшихся им брать в плен, и поэтому все уходили домой, уводя с собой бесчисленные десятки тысяч пленных.


  (24) А с тех пор, как они вторглись в земли Колхиды 68 , до сего дня постоянно погибают и они сами, и лазы, и римляне.

  (25) Однако ни персам, ни сарацинам, ни гуннам, ни склавинскому племени, ни каким-либо другим варварам не случалось уходить из римских пределов без потерь.

  (26) Ибо в пору вторжения, а еще более во времена осад и сражений им приходилось сталкиваться с огромным противодействием, и погибало их ничуть не меньше, чем римлян.

  XXIII. (6) Далее, несмотря на то что мидийцы и сарацины разграбили большую часть Азии 69 , а гунны, славяне и анты - всю Европу, разрушив до основания одни города и тщательнейшим образом обобрав другие посредством денежных контрибуций; несмотря на то что они увели в рабство население вместе со всем его достоянием и своими едневными набегами обезлюдили всю землю, он [Юстиниан] ни с кого не снял податей, сделав единственное исключение для взятых приступом городов, и то лишь на год

Писатель Прокопий Кесарийский - человек, благодаря которому современный читатель может подробно узнать об VI века. До сих пор никому не удалось лучше, чем ему, описать и дать оценку той эпохе.

Происхождение

Сириец Прокопий Кесарийский родился в конце V века. Точная дата его появления на свет неизвестна из-за недостаточности источников. Однако известен его родной город - это Кесария, находившаяся в Палестине. Помимо всего прочего, это был еще и научный центр с множеством школ. Поэтому Прокопий Кесарийский получил прекрасное классическое образование, которое позволило ему продвинуться ему по службе. Не последнюю роль сыграли и личностные качества этого человека. Он отличался живостью ума и сообразительностью.

Скорее всего, Прокопий Кесарийский был родом из аристократической семьи сенаторов. Во-первых, это также позволило ему легко войти в государственную управленческую систему Византии. Во-вторых, в своих сочинениях он подробно рассуждал о чиновничестве Империи и сравнивал его с римской системой. Эти параллели не случайны. В 376 году единая Римская империя распалась на две части. Восточная половина и стала Византией. Западная же скоро погибла под натиском варваров. Скоро на востоке восторжествовала греческая культура и язык. Это также изменило государственную систему. Римские законы и модели были переформатированы под новые реалии. Прокопий же был сторонником старых образцов, которые появились еще в Вечном городе.

Государственная служба

Так или иначе, но ему удалось быстро продвинуться по службе. В 527 году император Юстиниан (один из самых успешных и известных правителей Константинополя) назначил его советником и секретарем к Флавию Велизарию. Это был главный полководец государства и правая рука правителя. Конечно, на такую должность не могли назначить кого попало. Историк Прокопий Кесарийский уже тогда пользовался непререкаемой репутацией в своей среде.

Участие в важных событиях эпохи

Благодаря своей должности секретарь Велизария смог стать свидетелем самых значительных и крупных событий той эпохи. В конце 20-х годов VI века он побывал в Персии, с которой у Византии была война. Через несколько лет в столице империи Константинополе разразилось невиданное восстание Ника. Его своими глазами видел Прокопий Кесарийский. Работы историка были посвящены событиям, с которыми он столкнулся на своем жизненном пути.

Такой, например, была византийская кампания против королевства вандалов в Северной Африке. Пока Велизарий вел армии на штурм городов врага, его секретарь тщательно фиксировал все происходящее, чтобы потом использовать этот материал в своих глубоких и интересных книгах.

Вандалы были варварами, которые разрушили Западную Римскую империю. Помимо них, на ее обломках поселились и другие народы. Такими были готы, осевшие в Италии. С ними Велизарий провел две войны, на которых был и Прокопий Кесарийский. Биография историка была полна удивительными событиями, сопряженными с опасностями. В 540 году он опять оказался на войне с персами, которые вторглись в Сирию. А после этой кампании в Константинополе началась смертоносная эпидемия чумы.

Ключевым преимуществом Прокопия перед другими исследователями той эпохи был его высокопоставленный статус. Он имел доступ к секретным документам и переписке Велизария с Юстинианом. Историк также зарекомендовал себя как дипломат, так как он присутствовал при каждой встрече с заграничными правителями, с которыми велись войны и заключились перемирия.

Широкий кругозор писателя

Прокопий Кесарийский скончался в Константинополе в 565 году. Свои последние годы он провел за обработкой огромного материала, накопленного им за время службы. Благодаря своему образованию он обладал всеми навыками отличного писателя. Это помогло ему написать множество книг, большая часть которых переведена и на русский язык.

В творчестве Прокопия постоянно проскальзывают ссылки на античных авторов. Нет сомнения, что он был начитанным человеком и знал Фукидида, Гомера, Ксенофонта и Геродота. Также писатель прекрасно разбирался в греческой истории, что помогало ему в описании провинций Он был силен и в античной мифологии, которая к тому времени уже стала рудиментом прошлого (в государстве официальной религией было христианство). Это было большой удачей, так как набольшей части империи изучение язычества уже если не наказывалось, то не поощрялось. На родине же продолжали исследовать наследие прошлого, что делал и Прокопий Кесарийский. Фото руин его города говорит о том, что это было цветущее место, где были все условия для получения разносторонних знаний - от философии до истории.

«История войн»

Больше всего Прокопий известен своим восьмитомным трудом под общим названием «История войн». В каждой части описывается конкретный конфликт Византии эпохи Юстиниана. Эта живая хроника, которую вел писатель, завершается событиями 552 года.

В целом восемь томов можно разделить на трилогию, которая описывает войну с персами, вандалами и готами. При этом в мировой издательской практике сложилась традиция печатать каждый раздел по отдельности. Это никак не нарушает логического порядка повествования, так как в целом эти произведения были написаны отдельно, хоть и описывали одну эпоху.

Фирменным стилем писателя была масштабность. О каждой войне он рассказывал с подробными описаниями региона, где она проходила. Помимо географических особенностей, Прокопий исследовал историю и этнический состав каждого края. При его жизни была издана «История войн» и «О постройках». Благодаря этим книгам автор стал патриархом византийской истории. Современники заслуженно сравнивали его с Геродотом.

«Тайная история»

Есть еще два известных произведения Прокопия: «О постройках» и «Тайная история». После публикации она вызвала немало скандалов.

Что хотел сказать Прокопий Кесарийский в своей «Тайной истории»? В ней он описывал все те же события его эпохи, однако на этот раз он рассматривал их совсем под другим углом. Если читатель проштудирует «Историю войн» и «Тайную историю», то у него может возникнуть чувство В первой книге автор пишет согласно официальной точке зрения на события. А вот в «Тайной истории» он не чурался критиковать первых лиц империи.

Двойственность Прокопия

Из-за недостаточности известных фактов биографии Прокопий может показаться человеком непоследовательным, как будто у него нет своей позиции. Тем не менее большая часть исследователей его трудов сходится на мнении, что писатель не любил режим Юстиниана, а свои «официальные» книги писал для того, чтобы не идти на конфликт с властями. Но даже это не отменяет того факта, что это литература самого высокого качества с подробными описаниями, которых нет уже ни в одном источнике этого времени.

Политическая ангажированность никак не повредила качеству материала, автором которого был Прокопий Кесарийский. Краткая биография автора может дать понять, что он прекрасно разбирался в том, о чем писал. Особенно ярко и интересно он описывал быт и жизнь варварских племен - германцев и славян, которые контактировали с Византией. Этот материал особенно ценен, так как от тех обычаев и норм ничего не осталось, и восстановить их можно только по подобным источникам.

Описание жизни варваров

Что побудило Прокопия Кесарийского так подробно взяться за этот вопрос? Во-первых, дело в его происхождении. Он был сирийцем и эллинизровался только со временем, принимая греческие нормы и язык как верный подданный империи. То есть с самого раннего детства он рос в среде разных культур, соседствующих друг с другом.

Во-вторых, Прокопий изучал языки и нравы чужих народов из практических целей. Так как он работал в штабе действующей армии, ему было необходимо знать о враге как можно больше. Этим можно объяснить тот факт, что он так подробно описывает историю варваров или персов. Благодаря экскурсам в прошлое автор показывал читателю, как живет и взаимодействует непонятное и чуждое общество, где царят совсем не византийские порядки. Например, это очень хорошо прослеживается на примере готской знати, которую Прокопий описал во всех подробностях.

Он сам становился свидетелем их отношений и бывал в поселениях славян и германцев. Этим он выгодно отличается от, например Тацита, который свои исторические труды писал, не выходя из кабинета (хотя их высокое качество также тяжело оспорить). И тем не менее только у византийского секретаря можно встретить его фирменный стиль, который оживлял картинки быта и жизни далеких народов, чего не было у других авторов.

«О постройках»

Эта книга является уникальным сочинением. Несмотря на специфичность и сухость языка, произведение остается уникальным источником для историков, археологов и людей, просто интересующихся прошлым. В книге Прокопий описывает всю строительную деятельность эпохи Юстиниана.
При этом пережила свой самый яркий расцвет. Богатство и обеспеченность казны позволили правителю вкладывать деньги в самые грандиозные проекты своего времени.

Именно их описывает Прокопий. Большая часть его внимания уделена, конечно же, столице империи - Константинополю, где и разворачивались «стройки века». Также автору удалось на фоне своего фактурно материала порассуждать о внутренней и внешней политике государства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Прокопий Кесарийский

Выполнила:

Студентка 1 курса

Стряпчих А. П.

Проверил:

Профессор

А. П. Медведев

Воронеж 2016

  • Введение
  • 2. Используемые источники
  • 3. Исследовательская «кухня»
  • Заключение

Введение

Вторая половина VI века считается одним из важнейших периодов в истории Византии. С одной стороны это насыщенное значительными событиями, полное внешнего блеска правление императора Юстиниана I, во времена которого Византийская империя превратилась в оазис христианской цивилизации среди варварского мира. С другой это эпоха, являющаяся рубежом между античным рабовладельческим миром и новой феодальной формацией. Запечатлеть все это для потомков выпало на долю одного из наиболее ярких историков Византии -- Прокопия из Кесарии.

Эллинизированный сириец, Прокопий родился около 500 г. в административном центре Палестины Кесарии, цветущем торговом городе, где помимо других достопримечательностей имелась еще и хорошая риторическая школа. Византийцы считали Прокопия прекрасно образованным человеком, и младший его современник Агафий сказал о нем, что он «перерыл всю историю».

Определить точно этническую принадлежность Прокопия не представляется возможным. Кесария была городом с полиэтническим населением. Возможно, этим и объясняется знание им еврейского и сирийского языков.

От такой полиэтнической обстановки, по-видимому, и идет его интерес к этническим проблемам, языкам и обычаям разных народов, что в последствии нашло отражение в его труде «История войн».

Скорее всего, Прокопий Кесарийский был родом из аристократической семьи сенаторов. Во-первых, это также позволило ему легко войти в государственную управленческую систему Византии. Во-вторых, в своих сочинениях он подробно рассуждал о чиновничестве Империи и сравнивал его с римской системой.

Но все же детали начала административной карьеры Прокопия неизвестны, однако его назначение императором Юстинианом в 527 г. на должность секретаря и советника Флавия Велизария, одного из ведущих полководцев империи, говорит о достигнутой им высокой репутации: такое назначение мог провести только император или кто-то из его приближенных.

С 527 по 531 г. Прокопий находится вместе с Велизарием в восточных областях империи, принимая непосредственное участие в войне с Персией. В 532 г. он находится в Константинополе, являясь очевидцем грандиозного восстания Ника. В 533--536 гг. -- в Северной Африке, где Велизарий завоевал королевство вандалов; в 536--540 гг. -- в Италии, где Велизарий вёл войну с готами. В 541 г. -- опять в восточных провинциях, в которые в 540 г. вторглись персы, захватив столицу провинции Сирия Антиохию. В 542 г. -- в Константинополе, где разразилась эпидемия чумы, в 542--546 гг. -- снова в Италии.

Прокопий не только был очевидцем ключевых событий истории Византии того периода, но и благодаря своему положению имел доступ к информации, в том числе и секретной, на самом высоком уровне. Более того, в силу положения как секретаря Велизария, Прокопий вёл его переписку, составлял доклады Велизария Юстиниану и участвовал в переговорах с важнейшими государственными деятелями той эпохи -- и это придаёт особую ценность его произведениям, поскольку, когда Прокопий приводит текст речи или письма Велизария, можно быть уверенным, что с высокой степенью вероятности этот текст аутентичен -- поскольку сам Прокопий его записал, если не написал изначально.

Сведения о последних годах его жизни весьма скудны. Отход Велизария от активной военно-политической жизни сказался и на положении Прокопия. И в это время он начинает уделять большее внимание литературной деятельности. На его глазах прошла по сути вся юстинниановская эпоха. Прокопий Кесарийский умер около 562 года.

Он был великим историком, его даже называли «последним великим историком античности».

1. Проблематика исследований и научное творчество

Прокопий обладал незаурядным литературным талантом и распорядился своими записями, сделанными в период государственной деятельности, наилучшим образом. Подобно Гаю Светонию Транквиллу, который будучи секретарём Адриана использовал императорские архивы при написании своих сочинений, так и Прокопий оставил ценнейшее по литературным достоинствам и достоверности наследие: обширный труд «Войны», панегирический трактат «О постройках» и памфлет «Тайная история», содержащий критику императора Юстиниана и его жены Феодоры.

Его наиболее крупным по объёму творением являются «Войны» в 8 книгах, описывающие кампании Велизария, в которых автор принимал непосредственное участие: «Война с Персами», «Война с Вандалами» и «Война с Готами». В данных книгах помимо политических и военных сведений, затрагивающих Византию, содержится и множество данных по этнографии народов и географии областей, посещённых Прокопием, психологические портреты участников событий и бытовые зарисовки.

Путешествуя вместе с Велизарием, он интересовался всем: природой и диковинными животными стран, бытом и культурой народов, встречавшихся на его пути, преданиями и легендами. Но особенно интересовали его тайные пружины политических драм, разыгрывавшихся в различных областях империи, секреты дипломатических переговоров, заговоры, которые плелись при дворах варварских правителей и в константинопольском дворце.

Различные по своему нраву и содержанию, данные книги взаимно дополняют друг друга, воссоздавая довольно полную картину византийской цивилизации VI в.: не только её глянец и величие, поражавшее её подданных и соседей, однако и те гигантские потери, которыми было оплачено за все это величие. Восхваляя Юстиниана в панегирике «О постройках», Прокопий выступает как самый сильный его критик в «Тайной истории», необычайно откровенно показывая в этом произведении проникнутую интригами атмосферу византийского двора, где соперничество за власть, низкая клевета и погоня за удовольствиями зачастую являлись истинными двигателями важных политических событий.

2. Используемые источники

В своих произведениях Прокопий Кесарийский опирается на различные источники. Среди них преобладают письменные и этнографические. Информацию по последним он приобрел по большей части во время своих поездок, сопровождая Велизария.

Письменные же пестрят разнообразием. В его творчестве явно прослеживается, что он очень хорошо знал античных авторов. К примеру, Гомера, Геродота, Ксенофонта, Дионисия и других. Он также прекрасно знал греческую и римскую мифологии. И историю как таковую. Не гнушался работ старших современников.

3. Исследовательская «кухня»

То, как Прокопий Кесарийский работает с источниками можно рассмотреть на примере описания осады Рима Аларихом. Историк дает нам два варианта описания осады Рима Аларихом, хотя большинство исследователей подвергает сомнению достоверность его сообщений. Тщательное изучение текста Прокопия убеждает нас в справедливости предположения, что несмотря на анекдотическую форму, в сообщении Прокопия явственно прослеживается историческая основа; с другой стороны, можно увидеть, как влияла на манеру изложения этого автора античная литературная традиция. Два варианта описания Прокопием осады Рима весьма отличны друг от друга. Следует полагать, что они восходят к разным источникам. кесарийский византийский историография рим

Прокопий пользуется распространенным бродячим сюжетом о том, как один из осаждающих перебегает к защитникам города, входит к ним в доверие и под конец предаст вражеский город своим союзникам. Итак, литературным образцом для этого описания Прокопию служили Геродот и Дионисий Галикарнасский.

Так же осаде Рима в 410 г. н. э. уделил внимание ряд греческих и латинских историков. Из них Иордан, Идатий и Проспер лишь бегло упоминают об осаде; Олимпиодор, Созомен, Зосим, Филосторгий, Марцеллин Комес и Кедрин более подробно описывают за хват города; Орозий, Августин, Иероним и Кассиодор с церковной точки уделяют внимание отдельным фрагментам.

Таким образом, использовав легенды, сложившиеся вокруг событий 410 г., Прокопий объединил их, следуя античным литературным образцам, что, по-видимому, представляет собой прием, характерный для его писательской манеры. Установление исторической основы описания осады Рима весьма важно для оценки достоверности сообщений Прокопия. В конце прошлого века некоторые исследователи считали, что подобное следование античным образцам приводит к фальсификации, к заимствованию от античных историков явно фиктивных сюжетов. Однако, подражание античным образцам не уменьшает исторической достоверности сообщений этого автора, оно лишь помогает ему связать воедино отдельные события и дать им традиционное обрамление.

Заключение

В силу значимости материала, оставленного Прокопием, его характеристик не только императора, но и самой эпохи, а также народов того времени, труды его сохраняют свое значение и по сей день. Тому лишние доказательства, следующие высказывания.

А. Тойнби ставил Прокопия в один ряд с наиболее яркими учеными античности: «Два первых места по праву занимают Фукидид и Геродот; Полибию эллинисты отводят третье место, а четвертое автор этих строк отдал бы не Ксенофонту, а Прокопию» .

Другой выдающий историк, на сей раз отечественный, Ф.И. Успенский, в I томе «Истории Византийской империи» также высоко оценивает труды великого Кесарийца:

«Значение Прокопия в историографии VI в. обуславливается, с одной стороны, шириной затрагиваемой его трудом области, с другой - в высокой степени умными, подробными и основательными его сообщениями. Большая часть тогдашних германских племен имеет в нем лучшего знатока их истории. Славянская история и древность черпают у Прокопия единственные по своей важности известия о быте и верованиях славян. За Прокопием осталось громадное, непоколебимое и несравненное преимущество: он относился к современному ему варварскому миру если не с любовью, то без обычного, свойственного византийцам, пренебрежения. Иногда у Прокопия нет предшественников и руководителей в изучении предметов, о которых он пишет; тут ему помогали личные сношения, расспросы и наблюдения - таковы многие прекрасные главы о внутреннем быте варваров» .

Список использованной литературы

1. Античные писатели. Словарь. -- СПб.: Издательство «Лань», 1999.- 438 с.

2. Бенедетти Р. Взятие Рима Аларихом. (К вопросу об историографическом методе Прокопия Кесарийского) // Византийский временник. - М., 1961. - Т. 20.- 341 с.

3. Курбатов, Г. Л. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. -270 с.

4. Тойнби. А. Дж. Постижение истории.- М.: Айрис- Пресс, 2002.- 640 с.

5. Удальцова З.В. Мировоззрение Прокопия Кесарийского // Византийский временник. - М., 1971. - Т. 31.- 15 с.

6. Удальцова З.В. Прокопий Кесарийский и его «История войн с готами» // Прокопий Кесарийский. Война с готами. - М.: Ритол Классик, 2013- 524 с.

7. Успенский Ф. И. История Византийской империи, VI - IX вв. М.: Мысль, 1996.- 624 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Деятельность государства в изображении Прокопия Кесарийского. Внешняя и внутренняя политика Византии в конце V-VI веков. Структура византийского общества. Димы и другие общественные организации. Краткая характеристика положения женщины в Византии.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2015

    Выяснение причин и последствий падения Константинополя в 1453 г. Рассмотрение и анализ исторических источников и историографии периода краха Византийской Империи. Усиление государства турок. Изучение хрисовулов, монастырских и частных актов, рукописей.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Кризис современной российской исторической науки, отечественной историографии. Марксистский подход к "типизации и периодизации исторического развития". Исследование истории российских представительных учреждений, истории местного самоуправления.

    контрольная работа , добавлен 19.09.2010

    1610 год в истории русской Смуты: польская интервенция против России, семибоярщина, вступление поляков в Москву. Ополчение Прокопия Ляпунова: просчеты и неудачи. Нижегородское ополчение: формирование, передвижение, боевые действия, освобождение Москвы.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Градоустройство Рима в период первых императоров. Перестройка Рима после "пожара Нерона". Городские центры и особенности хозяйственной деятельности периода империи. Достижения в строительстве Рима в III–IV вв. н.э. Образ жизни римлян периода империи.

    контрольная работа , добавлен 14.07.2011

    Основная проблематика исследований С.И. Руденко. Его археологические исследования в Минусинской котловине. Экспедиционная деятельность в Горном Алтае. Научное наследие профессора. Культура кочевого общества скифской эпохи. Обзор концепции истории скифов.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2014

    Внутренние и внешние причины падения Византийской империи. Экономическое влияние иноземцев в Византии, господство крупного феодального землевладения. Взаимоотношение Восточной и Западной церквей и его влияние на развитие Византии. Процесс распада империи.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Субъективная научная категория истории. Логика, смысл, цель в истории. Анализ использования сослагательного наклонения в историографии. Изучение понятия исторического пространства и времени. Объективность истории и субъективность историка. Формула Ранке.

    реферат , добавлен 13.06.2013

    Марксистское и буржуазное направления отечественной историографии. Изучение отечественной истории эпохи феодализма. Проблемы капитализма и империализма в России. Изучение советского периода истории России. Российская историческая наука за рубежом.

    реферат , добавлен 07.07.2010

    Комплексное исследование историографии войны 1812 г. за период с 1920 по 2004 годы, вклад советских ученых в изучение темы. Периодизация историографии войны 1812 года, основные этапы ее развития. Влияние политики и времени на развитие исторической науки.