Биографии Характеристики Анализ

Рациональное использование природы и ее охрана сообщение. Использование и охрана природных ресурсов

С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Рациональное использование природы и ее охрана». В ходе занятия вы узнате о том, что природа не является неиссякаемым ресурсом. Учитель расскажет о необходимости рационального использования природы и способах ее охраны.

Рациональное использование природы и ее охрана

БИОЛОГИЯ

9 КЛАСС

Тема: основы экологии

Урок 64.Рациональное использование природы и ее охрана

Анисимов Алексей Станиславович,

учитель биологии и химии,

Москва, 2012

Каждый из нас, независимо от возраста, в силах положительно или отрицательно повлиять на будущее природы. Ученые и защитники природы утверждают, что для того, чтобы внести свою лепту в спасение будущего биосферы, достаточно не выбрасывать полиэтиленовые пакеты, постоянно покупая новые, отказаться от товаров в пластиковых бутылках, не выбрасывать в урны батарейки, аккумуляторы и технику с соответствующими обозначениями. Быть хозяином природы тяжелее, чем ее потребителем. Но только ответственные хозяева заботятся о своем будущем.

На протяжении многих веков человечество относилось к природе, как к практически неистощимому источнику благополучия. Вспахать больше земли, вырубить больше деревьев, добыть больше угля и руды, построить больше дорог и заводов считалось основным направлением прогрессивного развития и достижения процветания. Уже в древние времена, с началом земледелия и скотоводства, деятельность человека приводила к настоящим экологическим катастрофам : необратимому изменению крупных экосистем и опустошению больших территорий.

К середине ХХ столетия было уже очевидным, что нарушение среды вызвано антропогенным воздействием , которое имеет не только местное, но и планетарное значение. Остро стал вопрос о пределах экологической емкости планеты для существования человечества.

Рост народонаселения и техногенный характер использования природы привели к угрозе экологических нарушений, затрагивающих не только отдельные государства и страны, но и биосферу в целом. Изменяются планетарные круговые циклы – круговороты веществ. В результате перед человечеством возник целый ряд экологических проблем, обусловленных антропогенным воздействием на окружающую среду.

Истощение природных ресурсов. Ресурсы, за счет которых живет человечество, делятся на две категории:

1. Возобновимые (почва, растительность, животный мир).

2. Невозобновимые (запасы руд и горючих ископаемых).

Возобновимые ресурсы способны к восстановлению, если их потребление не превышает критических пределов. Интенсивное потребление привело к значительному уменьшению популяций лососей, осетровых рыб, многих сельдей, китов.

Огромные масштабы приобрели потери почв, заселение и эрозия, разрушения и вынос плодородного слоя водой и ветром. И то и другое возникает в результате неправильной сельскохозяйственной эксплуатации земель. Ежегодно теряются десятки миллионов гектаров ценнейших почв.

Загрязнение среды

В результате промышленного производства в атмосферу, воду и почву в качестве отходов поступает огромное количество вредных веществ, накопление которых угрожает жизни большинства видов, в том числе и человека.

Мощный источник загрязнения – современное сельское хозяйство, насыщающее почвы избыточным количеством удобрений и ядов для борьбы с вредителями. К сожалению, практика использования этих веществ до сих пор широко распространена.

Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы

В настоящее время глобальные экологические угрозы начали осознаваться обществом. Экологически грамотное и рациональное природопользование – это единственно возможный путь для выживания человечества.

Обеспечить выживание человечества невозможно без развития экологической науки, рационального использования и охраны природы . Наука экология позволяет понять, какими путями нужно строить взаимоотношения с природой в разных областях человеческой деятельности. Кроме того, у разных народов за многие века накопился большой опыт бережного отношения к природной среде и использованию ее богатств. Этот опыт был по большей части забыт с наступлением научно-технической революции, но теперь вновь привлекает к себе внимание. Надежду вселяет то, что современное человечество вооружено научными знаниями (http://spb. ria. ru/Infographics/20120323/497341921.html). Основная сложность заключается в том, что для предотвращения глобальных экологических катастроф и обеспечения рационального использования природы необходимо соблюдать согласованность в деятельности множества экологических коллективов, всех государств мира и отдельных людей.

Требуется перестройка каждого человека от старых форм эксплуатации природы к постоянной заботе о ней, переход на новые технологии промышленности и сельского хозяйства. Всё это невозможно без вложения больших средств, всеобщей экологической грамотности и овладения глубокими знаниями в каждой области взаимодействия с природой.

Всеобщее экологическое образование становится одним из главных требований времени. Настоящим и будущим поколениям предстоит напряженная сознательная борьба за согласованную деятельность людей по сохранению биосферы (http://spb. ria. ru/Infographics/20120418/497610977.html). В настоящем и будущем неизбежна перестройка промышленности и сельского хозяйства на экологических основах, внедрение нового законодательства, новых норм морали, формирование экологической культуры во имя дальнейшего процветания и развития человечества на Земле.

Экологические катастрофы древности

Первые экологические катастрофы по вине человека произошли несколько тысячелетий назад. Так, были вырублены леса в Древней Греции и Малой Азии, была сильно расширена территория пустынь из-за чрезмерного выпаса скота, и резко упала численность копытных животных.

Экологические катастрофы, вызванные нарушением природных связей, неоднократно возникали в разных районах нашей страны.

Пыльные бури, вызванные распашкой больших площадей, поднимали вверх и уносили плодородные почвы в США, Украине, Казахстане.

Из-за сведения лесов мелели судоходные реки.

В районах сухого климата неумеренный полив вызывал засоление почв.

В степных краях расползались овраги, отнимая у людей плодородные земли.

Загрязненные озера и реки превращались в сточные водоемы.

Исчезновение видов

По вине человека катастрофически уменьшается видовое разнообразие растений и животных. Часть видов исчезла в результате прямого истребления. Например, странствующий голубь, морская стеллерова корова и другие.

Значительно опасней оказались резкие изменения природной среды, вызванные человеком, разрушение привычных мест обитания. Из-за этого гибель грозит 2/3 существующих видов. Сейчас темп антропогенного обеднения живой природы таков, что ежедневно исчезают несколько видов животных и растений. В истории Земли процессы вымирания видов уравновешивались процессами видообразования. Темпы эволюции несопоставимы с разрушительным влиянием человека на видовое разнообразие.

Час Земли

Час Земли – ежегодное международное событие, которое проводит Всемирный фонд дикой природы (WWF). Он проходит в последнюю субботу марта и призывает всех частных лиц и представителей организаций выключить свет и другие электроприборы на один час. Таким образом экологи стремятся обратить внимание на проблемы изменения климата. Впервые час Земли прошел в Австралии в 1997 году, а уже на следующий год эта акция доброй воли получила мировую поддержку. На сегодняшний день, час Земли – самая массовая в истории человечества попытка обратить внимание на проблемы экологии.

По оценкам Фонда дикой природы, ежегодно в этой акции участвуют более миллиарда жителей планеты.

1. Когда человек стал задумываться о вреде, наносимом природе его деятельностью?

2. Какие вы знаете международные экологические организации?

3. Как изменялся раньше и изменяется сейчас химический состав атмосферы в связи с ростом промышленности?

4. Предложите свои собственные перспективные способы сохранения окружающей природной среды от уничтожения ее человеком.

1. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Агафонова И. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. – М.: Дрофа, 2009.

2. Пасечник В. В., Каменский А. А., Криксунов Е. А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса. 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

3. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И. Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.

С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Рациональное использование природы и ее охрана». В ходе занятия вы узнате о том, что природа не является неиссякаемым ресурсом. Учитель расскажет о необходимости рационального использования природы и способах ее охраны.

БИОЛОГИЯ

9 КЛАСС

Тема: основы экологии

Урок 64.Рациональное использование природы и ее охрана

Анисимов Алексей Станиславович,

учитель биологии и химии,

Москва, 2012

Каждый из нас, независимо от возраста, в силах положительно или отрицательно повлиять на будущее природы. Ученые и защитники природы утверждают, что для того, чтобы внести свою лепту в спасение будущего биосферы, достаточно не выбрасывать полиэтиленовые пакеты, постоянно покупая новые, отказаться от товаров в пластиковых бутылках, не выбрасывать в урны батарейки, аккумуляторы и технику с соответствующими обозначениями. Быть хозяином природы тяжелее, чем ее потребителем. Но только ответственные хозяева заботятся о своем будущем.

На протяжении многих веков человечество относилось к природе, как к практически неистощимому источнику благополучия. Вспахать больше земли, вырубить больше деревьев, добыть больше угля и руды, построить больше дорог и заводов считалось основным направлением прогрессивного развития и достижения процветания. Уже в древние времена, с началом земледелия и скотоводства, деятельность человека приводила к настоящим экологическим катастрофам : необратимому изменению крупных экосистем и опустошению больших территорий.

К середине ХХ столетия было уже очевидным, что нарушение среды вызвано антропогенным воздействием , которое имеет не только местное, но и планетарное значение. Остро стал вопрос о пределах экологической емкости планеты для существования человечества.

Рост народонаселения и техногенный характер использования природы привели к угрозе экологических нарушений, затрагивающих не только отдельные государства и страны, но и биосферу в целом. Изменяются планетарные круговые циклы - круговороты веществ. В результате перед человечеством возник целый ряд экологических проблем, обусловленных антропогенным воздействием на окружающую среду.

Истощение природных ресурсов. Ресурсы, за счет которых живет человечество, делятся на две категории:

1. Возобновимые (почва, растительность, животный мир).

2. Невозобновимые (запасы руд и горючих ископаемых).

Возобновимые ресурсы способны к восстановлению, если их потребление не превышает критических пределов. Интенсивное потребление привело к значительному уменьшению популяций лососей, осетровых рыб, многих сельдей, китов.

Огромные масштабы приобрели потери почв, заселение и эрозия, разрушения и вынос плодородного слоя водой и ветром. И то и другое возникает в результате неправильной сельскохозяйственной эксплуатации земель. Ежегодно теряются десятки миллионов гектаров ценнейших почв.

Загрязнение среды

В результате промышленного производства в атмосферу, воду и почву в качестве отходов поступает огромное количество вредных веществ, накопление которых угрожает жизни большинства видов, в том числе и человека.

Мощный источник загрязнения - современное сельское хозяйство, насыщающее почвы избыточным количеством удобрений и ядов для борьбы с вредителями. К сожалению, практика использования этих веществ до сих пор широко распространена.

Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы

В настоящее время глобальные экологические угрозы начали осознаваться обществом. Экологически грамотное и рациональное природопользование - это единственно возможный путь для выживания человечества.

Обеспечить выживание человечества невозможно без развития экологической науки, рационального использования и охраны природы . Наука экология позволяет понять, какими путями нужно строить взаимоотношения с природой в разных областях человеческой деятельности. Кроме того, у разных народов за многие века накопился большой опыт бережного отношения к природной среде и использованию ее богатств. Этот опыт был по большей части забыт с наступлением научно-технической революции, но теперь вновь привлекает к себе внимание. Надежду вселяет то, что современное человечество вооружено научными знаниями (http://spb.ria.ru/Infographics/20120323/497341921.html). Основная сложность заключается в том, что для предотвращения глобальных экологических катастроф и обеспечения рационального использования природы необходимо соблюдать согласованность в деятельности множества экологических коллективов, всех государств мира и отдельных людей.

Требуется перестройка каждого человека от старых форм эксплуатации природы к постоянной заботе о ней, переход на новые технологии промышленности и сельского хозяйства. Всё это невозможно без вложения больших средств, всеобщей экологической грамотности и овладения глубокими знаниями в каждой области взаимодействия с природой.

Всеобщее экологическое образование становится одним из главных требований времени. Настоящим и будущим поколениям предстоит напряженная сознательная борьба за согласованную деятельность людей по сохранению биосферы (http://spb.ria.ru/Infographics/20120418/497610977.html). В настоящем и будущем неизбежна перестройка промышленности и сельского хозяйства на экологических основах, внедрение нового законодательства, новых норм морали, формирование экологической культуры во имя дальнейшего процветания и развития человечества на Земле.

Экологические катастрофы древности

Первые экологические катастрофы по вине человека произошли несколько тысячелетий назад. Так, были вырублены леса в Древней Греции и Малой Азии, была сильно расширена территория пустынь из-за чрезмерного выпаса скота, и резко упала численность копытных животных.

Экологические катастрофы, вызванные нарушением природных связей, неоднократно возникали в разных районах нашей страны.

Пыльные бури, вызванные распашкой больших площадей, поднимали вверх и уносили плодородные почвы в США, Украине, Казахстане.

Из-за сведения лесов мелели судоходные реки.

В районах сухого климата неумеренный полив вызывал засоление почв.

В степных краях расползались овраги, отнимая у людей плодородные земли.

Загрязненные озера и реки превращались в сточные водоемы.

Исчезновение видов

По вине человека катастрофически уменьшается видовое разнообразие растений и животных. Часть видов исчезла в результате прямого истребления. Например, странствующий голубь, морская стеллерова корова и другие.

Значительно опасней оказались резкие изменения природной среды, вызванные человеком, разрушение привычных мест обитания. Из-за этого гибель грозит 2/3 существующих видов. Сейчас темп антропогенного обеднения живой природы таков, что ежедневно исчезают несколько видов животных и растений. В истории Земли процессы вымирания видов уравновешивались процессами видообразования. Темпы эволюции несопоставимы с разрушительным влиянием человека на видовое разнообразие.

Час Земли

Час Земли - ежегодное международное событие, которое проводит Всемирный фонд дикой природы (WWF). Он проходит в последнюю субботу марта и призывает всех частных лиц и представителей организаций выключить свет и другие электроприборы на один час. Таким образом экологи стремятся обратить внимание на проблемы изменения климата. Впервые час Земли прошел в Австралии в 1997 году, а уже на следующий год эта акция доброй воли получила мировую поддержку. На сегодняшний день, час Земли - самая массовая в истории человечества попытка обратить внимание на проблемы экологии.

По оценкам Фонда дикой природы, ежегодно в этой акции участвуют более миллиарда жителей планеты.

Вопросы:

1. Когда человек стал задумываться о вреде, наносимом природе его деятельностью?

2. Какие вы знаете международные экологические организации?

3. Как изменялся раньше и изменяется сейчас химический состав атмосферы в связи с ростом промышленности?

4. Предложите свои собственные перспективные способы сохранения окружающей природной среды от уничтожения ее человеком.

1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - М.: Дрофа, 2009.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса. 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.

3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.

Рациональное использование природных ресурсов

Еще в конце прошлого века внимание ученых обратилось на влияние хозяйственной и иной деятельности человека на биосферу. Наращивание темпов материального производства отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды, производя неравноценный обмен ценных ресурсов на отходы и токсичные вещества, не подлежащие утилизации. Это создает непосредственную угрозу не только для человеческого существования, но и для всей экосистемы планеты, поэтому рациональный подход к природопользованию, максимально избавленные от негативных воздействий природные ресурсы и охрана окружающей среды являются единственным оптимальным решением проблемы.

Рациональное использование водных ресурсов является одной из главных проблем, решение которой заключается в следующих процессах:

  • применение одностадийных процессов производства вместо многостадийных;
  • переход от жидких процессов переработки к газовым;
  • замена воды в промышленности на другие растворители;
  • извлечение из сточных вод полезных веществ;
  • перевод промышленных предприятий на безотходную технологию производства;
  • переход к комплексной переработке сырья.

Рациональное использование почвенных ресурсов - также одна из главных проблем в связи с активизацией засоления почв и уничтожения многолетних растений из-за употребления избыточного количества пестицидов и удобрений. Существенной проблемой является также вырубка лесов из-за увеличения спроса на древесное топливо, ведущая к их деградации и сокращению лесных площадей. Главное, на что направлена охрана окружающей среды, - это обеспечение безопасности населения и сокращение вырубки лесов в целях предотвращения угрозы тотальной нехватки кислорода и, как следствие, растущей статистики заболеваемости болезнями дыхательных путей.

Основные принципы охраны и рационального использования природных ресурсов

К принципам охраны и рационального использования природных ресурсов относятся:

  1. Принцип комплексности, означающий повсеместное и организованное использование природных ресурсов в различных хозяйственных отраслях.
  2. Принцип региональности, подразумевающий учет особенностей местных условий при использовании и охране природных ресурсов.
  3. Принцип единства охранительной деятельности и использования природных ресурсов, под которым понимается охрана природы одновременно с использованием природными ресурсами.
  4. Принцип прогнозирования, подразумевающий предвидение возможных негативных последствий хозяйственной и иной деятельности для природы и их своевременное предотвращение.
  5. Принцип повышенной интенсивности освоения природной среды, означающий повышение интенсивности наряду с учетом особенностей осваиваемых территорий и устранением значительных потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке.
  6. Принцип значения природных явлений и объектов, подразумевающий использование ресурсов природы с учетом интересов различных хозяйственных отраслей.
  7. Принцип косвенной охраны, подразумевающий исключительное внимание к косвенной охране природных объектов наряду с основной охраной и устранение возможности нанесения им вреда.

Мероприятия по охране природных ресурсов

Использование и охрана природных ресурсов в России предполагают проведение определенных мероприятий по их восстановлению и улучшению.

Статья 23 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года гласит, что главными направлениями рационального использования недр являются:

  • полное извлечение из них полезных ископаемых, как основных, так и совместно залегающих;
  • прогрессивную методику геологического изучения недр для верной оценки наличия полезных ископаемых, их количественного и качественного состава, а также для изучения особенностей территорий, не предназначенных для добычи полезных ископаемых.

Охрана недр включает в себя проведение мероприятий, главными из которых являются:

  • охрана от пожаров, обводнения, затопления и прочих негативных факторов полезных ископаемых;
  • охрана ценных месторождений от снижения качества добываемых ресурсов или от осложнений по их переработке;
  • предотвращение загрязнения при проведении работ по пользованию недрами.

Статья 1 Водного кодекса РФ гласит, что охраной водных объектов является направленная на их сохранение и восстановление деятельность. Главная необходимость, на которую указывает статья 11 этого же кодекса - профилактика и максимальное устранение возможных негативных последствий использования водных объектов. Игнорирование этой необходимости приводит к появлению правовых последствий.

Лесной кодекс РФ в статье 2 устанавливает обеспечение рационального пользования лесными ресурсами, их охрану и воспроизводство как основное направление правовой деятельности лесного законодательства.

Главные мероприятия по охране лесов:

  • ведение лесных работ ограничивающими отрицательное воздействие на используемые территории способами;
  • применение мер по восстановлению лесов;
  • очистка лесосек.

Охрана объектов животного мира Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. определяется как направленная на стабильное существование животного мира и сохранение животного генофонда деятельность, сопряженная с созданием правовых условий для использования объектов животного мира без негативных последствий.

Охрана земель, согласно статье 12 Земельного кодекса РФ, преследует следующие цели:

  • предотвращение деградации, захламления, нарушения и загрязнения земель под воздействием хозяйственной деятельности человека;
  • восстановление и улучшение подвергшихся негативному воздействию человеческой деятельности земель.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», охраной атмосферного воздуха называется комплекс мер по улучшению свойств атмосферного воздуха с целью пресечения вредного воздействия оного на окружающую среду.

Обобщая положения экологического законодательства об охране и использовании окружающей среды, можно сделать вывод, что мероприятия по охране природных ресурсов направлены на сохранение и улучшение видовых, качественных и количественных характеристик возобновимых и невозобновимых природных ресурсов и предотвращение нанесения им вреда.

В наши дни потребительское отношение к природе, расходование ее ресурсов без осуществления мер по их восстановлению уходят в прошлое. Проблема рационального использования природных ресурсов, охрана природы от губительных последствий хозяйственной деятельности человека приобрели огромное государственное значение. Общество в интересах настоящих и будущих поколений принимает необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей среды человека. Охрана природы и рациональное природопользование - проблема комплексная, и ее решение зависит как от последовательного осуществления государственных мероприятий, так и от расширения научных знаний.

Для вредных веществ в атмосфере законодательно установлены предельно допустимые концентрации, не вызывающие у человека ощутимых последствий. С целью предотвращения загрязнения атмосферы разработаны мероприятия, обеспечивающие правильное сжигание топлива, переход на газифицированное теплоцентральное отопление, установку на промышленных предприятиях очистных сооружений. На алюминиевых заводах установка фильтров на трубах предотвращает выброс фтор в атмосферу.

Помимо строительства очистных сооружений ведутся поиски технологии, при которой образование отходов было бы сведено к минимуму. Этой же цели служат улучшение конструкции автомобилей, переход на другие виды топлива, при сжигании которого образуется меньше вредных веществ. Разрабатываются автомобили с электрическим двигателем для передвижения в пределах города. Большое значение имеют правильная планировка городов и зеленые наслаждения. Например, сернистый газ хорошо поглощается тополем, липой, кленом, конским каштаном.

Бытовые и промышленные сточные воды подвергаются механической, физико-химической и биологической обработке. Биологическая очистка заключается в разрушении растворенных органических веществ микроорганизмами.

Очистка сточных вод не решает всех проблем. Поэтому все больше предприятий переходит на новую технологию – замкнутый цикл, при котором очищенная вода вновь поступает в производство. Новые технологические процессы позволяют в десятки раз сократить расход воды.

Для повышения продуктивности сельского хозяйства громадное значение имеют правильная агротехника и осуществление специальных мероприятий по охране почвы. Например, борьба с оврагами успешно ведется путем посадки растений – деревьев, кустарников, трав. Растения защищают почвы от смыва и уменьшают скорость течения воды. Разнообразие посадок и посевов по оврагу способствует образованию стойких биоценозов. В зарослях поселяются птицы, что имеет немаловажное значение для борьбы с вредителями. Защитные лесонасаждения в степях препятствуют водной и ветровой эрозии полей.

Развитие биологических методов борьбы с вредителями позволяет резко сократить использование в сельском хозяйстве пестицидов.

В настоящее время в охране нуждаются 2000 видов растений, 236 видов млекопитающих, 287 видов птиц. Международным союзом охраны природы учреждена специальная Красная книга, в которой сообщаются сведения об исчезающих видах и даются рекомендации по их сохранению. Многие виды животных, находящихся под угрозой исчезновения, сейчас восстановили свою численность. Это относится к лосю, сайгаку, белой цапле, гаге.

Сохранения животного и растительного мира способствует организации заповедников и заказников. Помимо охраны редких и исчезающих видов служат базой для одомашнивания диких животных, обладающих ценными хозяйственными свойствами. Заповедники служат также центрами по расселению животных, исчезнувших в данной местности, или целям обогащения местной фауны. В России хорошо прижилась североамериканская ондатра, дающая ценный мех. В суровых условиях Арктики успешно размножается овцебык, завезенный из Канады и Аляски. Восстановлена численность бобров, почти исчезнувших в нашей стране в начале века.

Подобные примеры показывают, что бережное отношение, основанное на глубоких знаниях биологии растений и животных, не только сохраняет ее, но и дает значительный экономический эффект.

Заключение .

Человечество в своем стремлении к улучшению условий существования постоянно наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. Например, современный человек увеличил объем привычных для природы загрязнений настолько, что она не успевает их перерабатывать. Мало того, он стал вырабатывать такие загрязнения, для переработки которых в природе пока нет соответствующих видов, а для некоторых загрязнений, к примеру радиоактивных, их никогда и не появится. Поэтому «отказ» биосферы перерабатывать плоды человеческой деятельности неизбежно будет действовать как все более нарастающий ультимативный фактор в отношении человека. Поэтому будущее человека как биологического вида предсказуемо: экологический кризис и снижение численности.

Список литературы:

    Общая биология. Справочные материалы. М. , Дрофа, 1995.

    Общая биология. Учебник для средних специальных учебных заведений.

С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, М., Высшая школа 2000 г.

Конспект урока по теме:

« Рациональное использование природы и ее охрана».

Дата проведения урока: 12.05.2015 год. Класс: 9.

Учитель: Подшибякина Е.В.

Тип урока : комбинированный.

Цели урока:

1. Сформировать понятия:

Рациональное природопользование;

Биотехнология.

2. Продолжать формирование бережного отношения к окружающему миру.

3. Воспитывать ответственное отношение к природным богатствам, формирование убеждения в необходимости их охраны и рационального использования;
4. Развивать умения и навыки обучения, выделять главные идеи, объяснять ключевые выражения, обобщать сказанное, делать выводы, содействовать формированию собственных суждений и мнений.

Ход урока.

1. Проверка отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания: письменный опрос по п. 59.

3. Изучение нового материала. Работа ведется с использованием ЦОР платформы 1С-Образование. Биология. 9 класс .

3.1. Учитель задает классу вопросы:

1. Какие глобальные экологические проблемы, стоящие перед человечеством, вам известны?
2. Какие природные ресурсы вы знаете?
3. В чем причина экологического кризиса на нашей планете?


В эпоху ноосферы может вступить лишь высокообразованное общество, понимающее свои цели, способное соизмерять сбои потребности с теми возможностями, которые дает ему природа.

Для разумного управления биосферой и перехода на уровень ноосферы необходимо не только знать устройство и принцип « работы » этой огромной и сложной системы, но и уметь влиять на происходящие в ней процессы в желаемом направлении.

И все же даже совершенное знание биосферных механизмов и ясное понимание того, что надо делать, не дадут реальных плодов при отсутствии определенного уровня зрелости и культуры общества. Здесь важнейшей задачей является формирование новой социальной и экологической нравственности. На смену лозунгам типа «Человек - царь природы» или «Нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача!» должны прийти установки на разумное и бережное отношение к тому, благодаря чему мы существуем, к нашему общему и единственному дому - планете Земля.

Необходимо сформировать такую стратегию развития человеческого общества, которая позволила бы гармонично сочетать его потребности с возможностями нормального функционирования биосферы. Это означает не только широкое распространение производственных способов (технологий) сбережения энергии и ресурсов , но и (в первую очередь!) изменение характера потребностей людей.

Сейчас мы живем в обществе, которое называют «обществом одноразового потребления». Для него характерна нерациональная расточительная эксплуатация природных ресурсов. Для сохранения человеческой цивилизации необходимо построить природосберегающее общество, разумно использующее природные ресурсы.

Природные ресурсы - важнейшие компоненты окружающей человека среды, используемые для удовлетворения всевозможных материальных и культурных потребностей общества. Они весьма разнообразны (рис. 112),
Ограниченность ресурсов Земли становится в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем человеческой цивилизации. Поиск путей рационального управления природными ресурсами - одна из важнейших задач современности.

Ограниченность природных ресурсов, несовершенство технологии их добычи и переработки часто приводят к разрушению биогеоценозов, загрязнению окружающей среды, нарушениям климата и круговорота веществ в экосистем е.

Общая задача рационального управления природными ресурсами состоит в нахождении наилучших (по определенным критериям), или оптимальных, способов эксплуатации естественных и искусственных экосистем.
Создание новых технологий должно сочетаться с компетентной, грамотной экологической экспертизой всех, особенно широкомасштабных, проектов в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях человеческой деятельности. Проводимая специальными независимыми органами, такая экспертиза позволит избежать многих просчетов и непредсказуемых последствий реализации этих проектов для биосферы.

В целом охрана окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов должны предусматривать следующие виды деятельности:

Локальный (местный) и глобальный экологический мониторинг, т. е. измерение и контроль состояния важнейших характеристик окружающей среды, концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве;
- восстановление и охрану лесов от пожаров, вредителей, болезней;
- расширение и увеличение числа заповедных зон, уникальных природных комплексов;
- охрану и разведение редких видов растений и животных;
- широкое просвещение и экологическое образование населения;
- международное сотрудничество в деле охраны среды.

Только активная работа во всех областях человеческой деятельности по формированию нового отношения к природе, разработка рационального природопользования, природосберегающей технологии будущего смогут решать экологические проблемы сегодняшнего дня и перейти к гармоничному сотрудничеству с природой.

Разработка совершенного экологического законодательства и создание эффективных механизмов его реализации - непременный элемент построения общества, живущего в гармонии с природой.

Осознание общих целей и трудностей, стоящих на пути, неизбежно будет рождать ощущение общепланетарного единства людей. Нам необходимо научиться чувствовать себя членами одной семьи, судьба которой зависит от каждого из нас. Осознание единства человечества - одна из основ экологической нравственности и гуманизма.

1. Почему мы не можем утверждать, что человеческое общество уже вступило в эпоху ноосферы?
2. Почему наше общество можно отнести к «обществу одноразового потребления»?
3. Как вы считаете, сможет ли человечество преодолеть экологический кризис?

3.2. Учитель дает определение науки под запись:

Биотехнология - совокупность промышленных методов, в которых употребляют живые организмы или биологические процессы. Человек издревле применяет биотехнологические процессы для производства Различных веществ и пищевых продуктов (кефир, вино, пиво, кофе имеют свою древнюю история, когда биологии как науки ещё не было). «Биотехнология» (от греч. Биос - жизнь, Технос - искусство и логос - учение) термин введен в 70 - х. годах XX века.

Сегодня различные виды бактерий и грибов употребляют в микробиологической промышленности. В пищевой промышленности высокопроизводительные штаммы микроорганизмов позволяют увеличить выпуск высококачественных продуктов питания (кисломолочных, сыров, пива), кормов для животных и другие. Биотехнологические процессы применяют и для очистки окружающей среды. Метод биологической очистки, основанный на способности некоторых видов бактерий разлагать органические соединения, которые попадают в окружающую среду. Благодаря селекционной работе созданы штаммы микроорганизмов, способных разлагать те соединения, которые природные виды не могут минерализовать. Для очистки сточных вод, природных водоемов и почвы применяют их обновлённые свойства.

Задание №1. Подготовьте справку о методах озонирования воды в процессе очистки. Является ли он биотехнологическим методом. Обоснуй ответ.

В последнее время в разработке биотехнологических процессов все шире применяют методы генетической и клеточной инженерии, которые дают возможность получить разнообразные соединения и препараты.

3.3. Изучение законов Б. Коммонера

В 60-е годы при обозначившихся негативных экологических тенденциях в окружающей среде сформировалось некое научное направление – «новая экология». Типичным представителем «новой» экологии является видный американский ученый Барри Коммонер. Именно им были сформулированы ставшие знаменитыми четыре «простых» правила «новой» экологии.

- «все связано со всем»;

- «все должно куда-то деваться»;

- «природа знает лучше»;

- «ничто не дается даром».

Внешняя простота и яркая форма этих правил снискали заслуженную популярность среди экологов и специалистов других направлений научного знания, но следует заметить, что не это является главным в «правилах Коммонера», а чрезвычайно высокая их содержательность и глубина.

1. «Все связано со всем», как первое из них фиксирует большую сложность структурных и функциональных связей экологических систем любого ранга: локального, регионального, глобального. В частности, следует упомянуть о трансграничности переносов загрязнений в атмосфере, кислотные дожди редко выпадают над местом выброса диоксида серы, то есть котельными и ТЭЦ. При преобладающем северо-восточном атмосферном переносе в европейской части России промышленных загрязнений атмосферы из индустриальных центральных регионов «перебрасываются» на тундровые сенсибильные в экологическом отношении районы.

2. «Все должно куда-то деваться», как второе правило, является по своей сути иным изложением фундаментального физического закона сохранения материи. Это правило определяет предельно допустимые границы загрязнения биосферы, которые заключают в себе ее гомеостазис. Собственно, это правило является теоретическим обоснованием для разработки и установления системы предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ). При существующих возражениях против ПДК и ПД – они пока что являются одними из немногих количественных экологических законодательно установленных показателей, позволяющих вести конкретную практическую природоохранную деятельность.

3. «Природа знает лучше» - третье правило – призывает к внимательному, бережному отношению к природе. Это относится, в частности, к реализации строительных проектов и является, по существу, обоснованием системы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), и определяет необходимость обязательной подготовки заявления об экологических последствиях (ЗЭП) при реализации проекта, в том числе и строительного.

В значительной мере это правило определяет необходимость тщательного изучения природной и техногенно-природной обстановки в местах реконструкции зданий и сооружений и в еще большей степени при их ликвидации, а в особенности при рекультивационных работах. При ошибках в последних негативные экологические последствия могут быть значительно большими, чем если бы рекультивация вообще не проводилась.

4. «Ничто не дается даром» - четвертое правило – описывает единство биосферы, ее целостность, закладывает основы понимания компенсаторных биосферных механизмов. В рамках этого ничего не может быть выиграно или потеряно, а сама биосфера не может служить объектом всеобщего улучшения. Все, что извлечено из биосферы человеческой деятельностью, должно быть возмещено. Биосфера потребует оплаты, может быть, после некоторой отсрочки.

4. Закрепление изученного материала.

5. Выставление оценок за урок.

6. Запись домашнего задания: п.60, записи в тетради.