Биографии Характеристики Анализ

Редеет облаков летучая гряда метафоры. А.С.Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
Он думы разбудил, уснувшие во мне:
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень —
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.

Пушкин и Раевская

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда…» написано в 1820 году, в ранний период южной ссылки. Туда Пушкин отправился из-за нескольких произведений, по мнению властей, не соответствовавших статусу государственного служащего. Изначально вольнолюбивому поэту грозило куда более суровое наказание - ссылка в Сибирь или поселение в Соловецком монастыре. Спасло Александра Сергеевича заступничество влиятельных друзей. В раннем беловом автографе стихотворение имело название - «Таврическая звезда». Произведение создавалось под впечатлением от пребывания в Гурзуфе. Там Пушкин находился вместе с семьей Раевских в период с августа по сентябрь 1820-го. До сих пор точно неизвестно, кого поэт имел в виду, говоря в последних строках о «деве юной». Литературоведы называют несколько претенденток. Среди них - Екатерина Николаевна Раевская, Екатерина Андреевна Карамзина, Мария Аркадьевна Голицына.

В рассматриваемом тексте мотивы античного искусства соединяются с чертами романтической элегии. Крымский полуостров воспринимается сквозь призму его богатой древней истории. Для лирического героя эти земли - античная Таврида, место, фигурировавшее в мифах. Например, в мифе об Ифигении - дочери микенского царя Агамемнона и его супруги Клитемнестры. В первых строках герой обращается к звезде, скорей всего, речь идет о Венере, названной в честь древнеримской богини любви. Она появляется на небе, пробуждая уснувшие думы. Благодаря повтору - «звезда печальная, вечерняя звезда» — возникает ощущение, будто читаешь заклинание. Есть версия, что ключевой мотив стихотворения Александр Сергеевич позаимствовал из VII идиллии Биона «К Гесперу», переведенной Кошанским. В ней изображена античная гармония, позволяющая человеку соединиться с природой, небесами.

В произведении «Редеет облаков летучая гряда…» явно присутствуют черты романтической элегии. Первые четыре строки - описание пейзажа, провоцирующего лирического героя на воспоминания. Как утверждают исследователи пушкинской лирики, имеется в виду гористый берег реки Тясмина, что в Каменке (сейчас - поселок в Черкасской области Украины). Именно там сочинялся анализируемый текст. Далее идет развитие сюжета. Воображение героя рисует прекрасные картины южной природы. Создается атмосфера спокойствия. Перед читателями предстает «мирная страна», «где дремлет нежный мирт и темный кипарис», где над землей возвышаются вековые горы, где слышен шум морских волн. Полного слияния с природой лирическому герою достичь не удается. Мешает тоска по утраченному идеалу, характерная для романтической литературы. Она начинает проявляться ближе к финалу стихотворения. Как уже говорилось выше, в последних строках упоминается «юная дева», искавшая звезду Венеру во тьме и называвшая ее своим именем. Так женский образ становится олицетворением самой любви.

По мнению поэта Вячеслава Иванова, одновременно романтическое и античное содержательное наполнение звезды обусловлено христианской символикой. В средневековых католических гимнах дева Мария фигурировала под именем stella maris, то есть звезда морей. Это же название носила Венера. Александр Сергеевич про stella maris знал. Подтверждение тому - строки из черновика «Акафиста К. Н. Карамзиной»:

Святой Владычице,
Звезде морей, Небесной Деве…

Как и многие другие стихотворения Пушкина, произведение «Редеет облаков летучая гряда…» было положено на музыку. Одноименный романс сочинил выдающийся русский композитор девятнадцатого века Николай Андреевич Римский-Корсаков.

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 18.

Тема. А.С.Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…».

Цель :

    закрепить знания учащихся об элегии как жанре лирики и двусложных размерах стиха; проанализировать содержание стихотворения А.С.Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…»; выявить контрастные образы в стихотворении «Зимнее утро»;

    формировать навыки многоуровневого анализа поэтического текста, выразительного чтения, развивать речь учащихся;

    формировать чувство прекрасного, умение видеть красоту и радость в окружающем.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний.

1.Жанр элегии.

2.Двусложные размеры стиха.

3.Выполнение задания 2, стр.162.

III. Изучение нового материала.

1.Стихотворение А.С.Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…»

1.1.Сообщение подготовленного ученика «Гурзуф и Каменка в жизни А.С.Пушкина» (по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!», стр.153-155).

1.2.Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…».

Кому посвящена элегия?

Назовите имя композитора, написавшего романс на стихи А.С.Пушкина.

1.3. Прослушивание романса Н.А.Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда…» в исполнении С.Я.Лемешева.

1.4. Слово учителя.

Ранним образцом пушкинской пейзажной элегии может служить стихотворение «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), в котором описание природы распадается на две половины с чётким обозначением рубежа в соответствии с темой-настроением.

В первой – картина сумерек написана в романтическом стиле:

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины…

Во второй части элегии пейзажу Каменки, расположенной на скалистых берегах реки Тясмина, противопоставляется морской пейзаж Гурзуфа.

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополы в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

1.5.Работа с заданием 2, стр.153.

Может ли печаль быть светлой? Почему?

2.Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».

2.1. Слово учителя.

Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловское Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая недалеко от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А.С.Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой – студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем и дочерьми Анной Николаевной и Евпраксией Николаевной – подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 гг.

2.2. Выразительное чтение стихотворения.

2.3. Лексическая работа.

Определите значение слов «аврора», «нега».

Аврора (от лат. aura - «предрассветный ветерок», у греков Эос) - богиня зари. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.

Обычно она изображалась крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или некрылатыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.

Нега - состоянье полного довольства, услады по всем чувственным потребностям.

2.4. Анализ стихотворения.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

Попробуйте представить солнечное морозное утро. Опишите ваши впечатления.

2.5. Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, А.С.Степанова, К.Ф.Юона и др. художников.

2.4. Анализ стихотворения.

Прочитайте выразительно начало стихотворения. Как звучат эти строки?

Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко-голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

А теперь послушайте фрагмент из первоначального варианта стихотворения:

Под голубыми небесами

Необозримыми коврами

Лежит, как саван, белый снег.

Каково лексическое значение слова «саван»?

Каким настроением проникнуто начало стихотворения в первоначальном варианте? Попробуйте устно нарисовать картину.

Мёртвая безжизненная снежная пустыня взывает чувство безысходности и одиночества.

Как вы думаете, почему поэт изменил начало?

Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?

Какова интонация этих строк?

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. «Милый берег» далёк. Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.

Почему так отличаются начало и финал стихотворения? На подобных контрастах построено всё произведение. В чём смысл противопоставлений?

Проследим смену эмоционального состояния лирического героя по строфам.

- Как меняется время изображения событий? - Выявим контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы в каждой строфе. Каков смысл этих противопоставлений?

Оформление контрастов эмоционального состояния во внутреннем строении строф в виде таблицы.

- Почему отличается начало и финал стихотворения? В чём смысл такого противопоставления?

Чувство лирического героя диссонирует с неполнотой жизни, заметной и в сонной красавице, и в беззвучном покое зимы, и в милом, но замкнутом уюте комнаты. И оттого рождается грусть последних строк, где противопоставлены полнота лета и опустошение зимы.

2.5. Выразительное чтение учителем стихотворения «Зима. Что делать нам в деревне?..» (1829).

Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?

Пороша есть иль нет? и можно ли постель

Покинуть для седла, иль лучше до обеда

Возиться с старыми журналами соседа?

Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,

И рысью по полю при первом свете дня;

Арапники в руках, собаки вслед за нами;

Глядим на бледный снег прилежными глазами;

Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,

Двух зайцев протравив, являемся домой.

Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;

Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;

По капле, медленно глотаю скуки яд.

А мысли далеко... Я книгу закрываю;

Беру перо, сижу; насильно вырываю

У музы дремлющей несвязные слова.

Ко звуку звук нейдет... Теряю все права

Над рифмой, над моей прислужницею странной:

Стих вяло тянется, холодный и туманный.

Усталый, с лирою я прекращаю спор,

Иду в гостиную; там слышу разговор

О близких выборах, о сахарном заводе;

Хозяйка хмурится в подобие погоде,

Стальными спицами проворно шевеля,

Иль про червонного гадает короля.

Тоска! Так день за днем идет в уединенье!

Но если под вечер в печальное селенье,

Когда за шашками сижу я в уголке,

Приедет издали в кибитке иль возке

Нежданная семья: старушка, две девицы

(Две белокурые, две стройные сестрицы), -

Как оживляется глухая сторона!

Как жизнь, о боже мой, становится полна!

Сначала косвенно-внимательные взоры,

Потом слов несколько, потом и разговоры,

А там и дружный смех, и песни вечерком,

И вальсы резвые, и шёпот за столом,

И взоры томные, и ветреные речи,

На узкой лестнице замедленные встречи;

И дева в сумерки выходит на крыльцо:

Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!

Но бури севера не вредны русской розе.

Как жарко поцелуй пылает на морозе!

Как дева русская свежа в пыли снегов!

Что возвращает поэту ощущение полноты жизни?

«Бледный снег» останавливает поток жизни. Жизнь лишается поэзии: «Стих вяло тянется, холодный и туманный». И только любовь возвращает ощущение полноты жизни: «Как жизнь, о Боже мой, становится полна!»

IV. Подведение итогов урока.

Что объединяет эти стихотворения?

V. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворения «Зимнее утро», «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…» (по выбору).

Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением - романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея? Какие герои вызывают ваши симпатии и антипатии? Почему?

Какой эпизод запомнился вам более всего?

Почему Маша отказалась бежать вместе с Дубровским?

3.Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение о генерале Я.П. Кульневе;

Подготовить сообщения об усадьбах Архангельское, Михайловское, Петровское, Кистенево, Болдино.

«Редеет облаков летучая гряда…» Александр Пушкин

Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
Он думы разбудил, уснувшие во мне:
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень —
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.

Анализ стихотворения Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…»

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда…» написано в 1820 году, в ранний период южной ссылки. Туда Пушкин отправился из-за нескольких произведений, по мнению властей, не соответствовавших статусу государственного служащего. Изначально вольнолюбивому поэту грозило куда более суровое наказание – ссылка в Сибирь или поселение в Соловецком монастыре. Спасло Александра Сергеевича заступничество влиятельных друзей. В раннем беловом автографе стихотворение имело название – «Таврическая звезда». Произведение создавалось под впечатлением от пребывания в Гурзуфе. Там Пушкин находился вместе с семьей Раевских в период с августа по сентябрь 1820-го. До сих пор точно неизвестно, кого поэт имел в виду, говоря в последних строках о «деве юной». Литературоведы называют несколько претенденток. Среди них – Екатерина Николаевна Раевская, Екатерина Андреевна Карамзина, Мария Аркадьевна Голицына.

В рассматриваемом тексте мотивы античного искусства соединяются с чертами романтической элегии. Крымский полуостров воспринимается сквозь призму его богатой древней истории. Для лирического героя эти земли – античная Таврида, место, фигурировавшее в мифах. Например, в мифе об Ифигении – дочери микенского царя Агамемнона и его супруги Клитемнестры. В первых строках герой обращается к звезде, скорей всего, речь идет о Венере, названной в честь древнеримской богини любви. Она появляется на небе, пробуждая уснувшие думы. Благодаря повтору – «звезда печальная, вечерняя звезда» — возникает ощущение, будто читаешь заклинание. Есть версия, что ключевой мотив стихотворения Александр Сергеевич позаимствовал из VII идиллии Биона «К Гесперу», переведенной Кошанским. В ней изображена античная гармония, позволяющая человеку соединиться с природой, небесами.

В произведении «Редеет облаков летучая гряда…» явно присутствуют черты романтической элегии. Первые четыре строки – описание пейзажа, провоцирующего лирического героя на воспоминания. Как утверждают исследователи пушкинской лирики, имеется в виду гористый берег реки Тясмина, что в Каменке (сейчас – поселок в Черкасской области Украины). Именно там сочинялся анализируемый текст. Далее идет развитие сюжета. Воображение героя рисует прекрасные картины южной природы. Создается атмосфера спокойствия. Перед читателями предстает «мирная страна», «где дремлет нежный мирт и темный кипарис», где над землей возвышаются вековые горы, где слышен шум морских волн. Полного слияния с природой лирическому герою достичь не удается. Мешает тоска по утраченному идеалу, характерная для романтической литературы. Она начинает проявляться ближе к финалу стихотворения. Как уже говорилось выше, в последних строках упоминается «юная дева», искавшая звезду Венеру во тьме и называвшая ее своим именем. Так женский образ становится олицетворением самой любви.

По мнению поэта Вячеслава Иванова, одновременно романтическое и античное содержательное наполнение звезды обусловлено христианской символикой. В средневековых католических гимнах дева Мария фигурировала под именем stella maris, то есть звезда морей. Это же название носила Венера. Александр Сергеевич про stella maris знал. Подтверждение тому – строки из черновика «Акафиста К. Н. Карамзиной»:
Святой Владычице,
Звезде морей, Небесной Деве…

Как и многие другие стихотворения Пушкина, произведение «Редеет облаков летучая гряда…» было положено на музыку. Одноименный романс сочинил выдающийся русский композитор девятнадцатого века Николай Андреевич Римский-Корсаков.

1. Основная тема стихотворения.
2. Переживания лирического героя и художественные приемы, их передающие.
3. Сравнение пейзажной лирики А. С. Пушкина и последующих поэтов.

Многие поэты и до А. С. Пушкина и после него охотно обращались в своем творчестве к описанию картин природы. Пейзажная лирика позволяет не только наглядно представить определенный ландшафт, время года, погодные изменения, но также помогает лучше понять переживания лирического героя, которые либо находятся в гармонии с окружающим миром, либо, наоборот, противопоставляются ему.

В стихотворении Пушкина «Редеет облаков летучая гряда...» основной темой является спокойное, чуть задумчивое миросозерцание. Очевидно, что лирический герой находится в гармонии с природой. «Люблю твой слабый свет в небесной вышине», — восклицает он, обращаясь к вечерней звезде. Звезда воспринимается почти как живое существо: лирический герой обращается к ней, как к старому другу: «я помню твой восход, знакомое светило». Интересно отметить, что в этом стихотворении светилом называется именно вечерняя звезда, а не солнце или луна, хотя это слово обычно применяется по отношению к ним. С солнцем вечернюю звезду роднит и то, что ее свет разбудил «думы», хотя будить обычно полагается солнцу.

Но эти «думы» не нарушают гармонии и спокойствия, царящих в душе лирического героя. В свете вечерней звезды по-иному видится привычный пейзаж:

Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины...

При виде этой картины в памяти лирического героя рождаются воспоминания о другом пейзаже — о стране, где он бывал прежде. По описанию мы можем догадаться, что речь идет о южных областях России: поэт упоминает мирт и кипарис, которые растут в теплом климате, а также горы и море. Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда...» написано в 1820 году, когда Пушкин находился в южной ссылке. Поэт побывал в Екатеринославе (Днепропетровск), в Крыму и Кишиневе, на Кавказе. Однако несмотря на то что это была ссылка, воспоминания поэта лишены негативной окраски. Напротив, он с удовольствием вспоминает о том, как встречал восход вечерней звезды «над мирною страной, где все для сердца мило». Описание этого края выдержано в возвышенных, романтических тонах:

Где стройны тополи в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мир и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.

Спокойное, умиротворяющее состояние природы подчеркивается: все вокруг словно погружено в сон — «дремлющий залив», «дремлет нежный мирт». И лирический герой стихотворения тоже пребывает в «задумчивой лени» — не сна, а своего рода мечтательного оцепенения. А теперь сравним стихотворение Пушкина «Редеет облаков летучая гряда...» с несколькими стихотворениями других поэтов, живших позже. Зарисовку вечернего пейзажа мы находим, например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...»:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...

Несомненно, в лермонтовских строках есть общее с пейзажными зарисовка Пушкина в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда...». Вслед за Пушкиным Лермонтов олицетворяет звезды с людьми, они говорят друг с другом. В стихотворении Лермонтова природа то же объята мирной дремотой; однако настроение лирического героя совершенно иное. Если в стихотворении Пушкина лирический герой ощущает тесную связь с окружающим миром, для него звезда — старинный знакомый, приятель, то в стихотворении Лермонтова безмятежность вечернего пейзажа подчеркивает ощущение одиночества и тоски, владеющие лирическим героем. Поэтому окружающий мир для него — «пустыня», она «внемлет богу». Однако лирический герой стихотворения не принимает участия в этом общении. Мотив сна, в который желал бы погрузиться лирический герой Лермонтова, также сильно отличается от спокойной «задумчивой лени» лирического героя Пушкина, который ничуть не стремиться порвать с окружающим миром. Лермонтовский герой ищет «свободы и покоя», он хочет «забыться и заснуть». Его измученный бунтующий дух не находит успокоения в созерцании природы; однако и он ощущает родство с ней, поэтому хотел бы, чтобы над ним, когда он погрузится в бесконечный сон, «вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел».

А вот как рисует картину вечернего пейзажа Ф. И. Тютчев в стихотворении «Тени сизые смесились...»:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул...

Мы снова видим природу погруженной в дремоту. А каковы же чувства и переживания лирического героя Тютчева? Он гораздо ближе к невозмутимому миросозерцанию Пушкина, чем лирический герой стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». У Тютчева он ощущает себя в единстве с окружающей природой: «все во мне и я во всем». Однако в стихотворении Тютчева ярко выражен философский настрой, которого мы не находим в творчестве Пушкина. В пушкинском стихотворении пейзаж пробуждает в душе лирического героя воспоминания. Тютчева сумерки настраивают на философские раздумья о гармонии в душе человека, которую можно восстановить благодаря общению с природой:

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Все залей и утиши.

В тютчевском стихотворении звучит мотив слияния «с миром дремлющим»; но едва ли это «задумчивая лень» пушкинского лирического героя, скорее это глубокое чувство единения со вселенной, в котором поэт черпает вдохновение. Однако обратим внимание: как и в стихотворении Пушкина, в стихотворениях Лермонтова и Тютчева картины природы служат для лучшего понимания переживаний лирического героя. Кроме того, многие образы пушкинской лирики использовались последующими поэтами, которые заново их переосмысливали и добавляли что-то свое.

Напоследок нужно отметить, что пушкинские традиции описания пейзажа оказали значительное влияние на творчество многих русских поэтов.

«Редеет облаков летучая гряда» Пушкин

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда » написано в имении братьев Давыдовых Каменке (сегодня Черкасская область). Пушкин приехал туда в ноябре 1820 года по приглашению генерала Н.Н.Раевского, героя 1812 года и брата Давыдовых. На берегу реки Тясмин в Каменке Пушкин написал стихотворение - воспоминание о первом путешествии с Раевскими в период южной ссылки.

Когда в Екатеринославе поэт в начале лета 1820 г. сильно простудился, проезжавший на Кавказ Раевский уговорил Инзова (начальника Пушкина по службе) отпустить его для лечения на Кавказ.

На обратном пути на три недели остановились в Гурзуфе. О пребывании там Пушкин вскоре написал брату как о «счастливейших минутах жизни». Но 21-летний Пушкин утаил от брата свою влюблённость в 15-летнюю Марию Раевскую. По-видимому, сёстры Раевские рассказывали Пушкину о том, что на Украине, где они выросли, Венеру иногда называют «звездой Марии»…

Через несколько лет Александр Бестужев в письме к Пушкину спрашивает разрешения напечатать стихотворение в альманахе «Полярная звезда». Пушкин соглашается, но просит не печатать три последних стиха, в которых зашифровано имя той, кому посвящено его произведение!

Бестужев не выполнил воли поэта. Пушкин писал ему в 1824 г.: «Вообрази моё отчаяние, когда я увидел их напечатанными - журнал может попасть в её руки. Что ж она подумает?.. Признаюсь, одной мыслию этой женщины дорожу я более, чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики».

К тому времени юношеский роман Пушкина и Марии Раевской стал для них обоих лишь милым далёким воспоминанием. Мария была помолвлена с молодым генералом, князем Сергеем Волконским.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» - романтическая элегия. Звезда, восходящая над «увядшими равнинами» и над обрывистыми берегами реки Каменки, навевает воспоминания о лучшем времени и месте, о мирной стране, «где всё для сердца мило». Романтический пейзаж вызывает в памяти образ «юной девы», которая стала причиной «сердечной думы» лирического героя.

В одном автографе стихотворение названо «Таврическая звезда», в другом, вместе с несколькими другими стихотворениями - «Эпиграмма во вкусе древних».

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 16 строчек и 3 почти равных по длине предложений. Каждое предложение - отдельная картинка и новая мысль. Все они объединены образом вечерней звезды, которую лирический герой наблюдает тогда и теперь - «знакомое светило». К ней обращается лирический герой.

Первая часть - унылый осенний пейзаж, в котором угадываются берега реки Тясмин. Вторая часть - это крымский пейзаж-воспоминание. Третья часть описывает состояние влюблённости лирического героя и намекает на личность возлюбленной.

Тема стихотворения - светлая печаль о прошедшей любви. Основная мысль: всё, что было в жизни, остаётся частью личности. Природа как божественное начало пробуждает воспоминания и возрождает к жизни.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом со множеством пиррихиев. Речь плавная, близка к разговорной. Мужская и женская рифмы чередуются. Первая рифма мужская, что встречается редко. Рифмовка парная. Всего в стихотворении 8 двустиший.

Тропы и образы

Стихотворение строится на развёрнутом олицетворении. Лирический герой обращается к вечерней звезде (Венере), которая становится свидетельницей его счастливых дней и его чувств. Звезда - посредник между лирическим героем и его возлюбленной, «девой юной». Венера, «звезда Марии» - тёзка возлюбленной. Глядя на звезду, лирический герой вспоминает деву.

Олицетворения делают природу живой и чувствующей: дремлющий залив, дремлет мирт, свет звезды разбудил думы . Одухотворяют природу метафорические эпитеты: звезда печальная, стройны тополы, нежный мирт .

В стихотворении есть метафоры летучая гряда облаков, луч осеребрил равнины, сладостно шумят волны . Эти образы делают пейзаж романтическим, как и эпитеты чёрных скал вершины, небесная вышина, мирная страна, полуденные волны, сердечная дума, дева юная .

Старославянизм в метафоре над морем я влачил задумчивую лень даёт возможность в высоком стиле сообщить об обычных занятиях лирического героя на юге: прогулках, размышлениях и праздности.

Метонимия увядшие равнины определяет время происходящего. Стихотворение описывает одно время суток, но разные места (Каменку и Гурзуф) и разные времена года (осень и лето). Время суток - вечер, момент восхода Венеры. Именно она пробуждает воспоминания о любви.