Биографии Характеристики Анализ

Сочинение: Наука, лженаука и религия. Цитаты

Говорят, сытое брюхо к учению глухо. Чем нас только не закормили! Все, казалось бы, безобидно начиналось с шведского стола школьной программы, из которой мы извлекли, по правде говоря, не так уж и много полезного. Позже начали вариться в социальных сетях, приправленных целой горой ненужного хлама. Пресытившись приторной виртуальной реальностью, уставились в зомбоящик, транслирующий целый конвейер невкусных ежедневных шаблонных новостей. Последнее стало вишенкой на торте, вовремя поданного на десерт. Кушайте, не обляпайтесь!

Этот пир на весь мир - поставщик информации для всех и каждого. Вы обращали внимание на то, какими новостями нас кормят? Или почему мы не можем быть сыты? Достаточно бегло просмотреть новостную ленту и сообщества соцсетей, чтобы ответить на эти вопросы.

Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама, от всего осевшего ила, от принимания неестественного за естественное, непонятного за понятное.

- А. И. Герцен

Согласитесь, мы все переполнены терабайтами информации, в большинстве своем ненужной. Социальные сети - просто потрясающее изобретение для общения. И для развлекательных пабликов. Можно отдыхать или расслабляться, просматривая ленту самых посещаемых сообществ ВКонтакте, но ни о какой полезной, «просветительской» информации не может идти и речи. Смотрим статистику топ-сообществ ВК.

На первом месте «самое популярное игровое сообщество рунета». Следом идет паблик, с новинками музыки и фильмами-онлайн. Не зря непревзойденный в этом плане ВК славится своим бесплатным плей-листом. МДК, ЁП, Лепра, Корпорация Зла, Лайфхак, Борщ, Сарказм - все они посвящены своеобразному юморку, который приходится по вкусу аудитории в 8 млн посетителей. Первое в рейтинге сообщество о науке занимает только 13 строчку, и набирает оно чуть меньше 5 млн подписчиков, это вдвое меньше участников «веселых» сообществ. Такой выбор обусловлен интересами аудитории социальной сети. Конечно, есть СМИ, посвященные науке, но речь идет о самых массовых потоках информации - о социальных сетях и лентах информационных агентств.

Вы доставляете мне самую большую радость, которую только может испытать человек, твердо верящий, что наука и мир восторжествуют над невежеством и войной, что народы найдут общий язык не для уничтожения, а для созидания.


За сегодняшний день в ТАСС в ленте тематических новостей о науке появилось всего 9 текстов, в то время, как например, во вкладке «Происшествия» их в разы больше. Даже новостные ленты в социальных сетях преимущественно содержат новости такого типа. Редкие промельки статей о науке и искусстве позволяют вылезти нам из собственной заурядности и ограниченности, которая порождается однообразным контентом СМИ. Говорят, не бывает плохой журналистики, бывают плохие события, которые приходится освещать. Но почему бы не рассказать людям хотя бы о развитии науки, может быть не таком продуктивном, как в странах Европы, а о нашем "отечественном" развитии. Что ни говори, СМИ продолжают пачками выдавать типичные новости, которые уже никого не удивляют. Как это объяснить? Очень просто: новости подстраиваются под аудиторию, а аудитория мыслит по шаблонам новостей. Получается какой-то взаимный гипноз, из которого мы никак не можем выбраться.

Хлеба и зрелищ требуют наши сердца. Это провоцирует социальный пессимизм, в котором мы барахтаемся, не сходя с места. Однако есть способ выйти сухим из воды. Можно просто снова обратиться к науке. Нет, не той скучной науке, о которой мы читали в учебниках, а к настоящей, живой, применяющейся в практике. Наука нам не интересна, потому что она кажется сложной и непонятной, но это не так. Вам не нужно постигать законы физики, изучать теорию струн или делать вычисления на суперкомпьютере. Достаточно следить за новостной лентой, интересоваться тем, что происходит в мире. Наука - двигатель развития. Так всегда было и ничего, по-видимому, в ближайшее время не изменится. Но об этом забыли. И к чему мы пришли? Память о покорении космоса стала важнее новых открытий. Мы дорожим своей историей или прикрываемся ей, скрывая своё отставание в плане научно-технической базы? Яндекс позволил каждому посетителю сайта слетать в космос и вернуться на Землю вместе с Гагариным (https://www.yandex.ru/?cover=gagarin). Google не поставил никакого дудла в честь первого полета человека в космос. Почему мир отнесся к дате, перевернувшей весь мир, не так, как Россия? По-моему, здесь есть над чем задуматься. Вот что публикует по этому поводу второе по числу подписчиков научное сообщество ВКонтакте.

До тех пор, пока СМИ так мало разговаривает с читателем на темы науки, оно останется на том же уровне и при этом будет тянуть за собой свою аудиторию. Стоит только избавиться от ненужной информации и начать снова "учиться": следить за каждым шагом изобретателей и ученых, делать их открытия повесткой дня. Нам правда нужен глоток свежего воздуха.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

29.1 Философия: «Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама». (А.И. Герцен)

29.2 Экономика: «Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса». (Р. Строуп, Дж. Гвартни)

29.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения». (П. Блау)

29.4 Политология: «Бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в монархии, настолько же, насколько свобода лучше рабства». (Демокрит)

29.5 Правоведение: «Закон определяет власть каждого должностного лица». (В.И. Даль)

Пояснение.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся следующим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние - вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии автора или ха­рак­те­ри­зо­ван исторический период, если эти све­де­ния имеют важ­ное значение для по­сле­ду­ю­ще­го анализа текста.

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тый анализ высказывания. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо продемонстрировать зна­ние материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но излагать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты подкрепляйте при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное обращение вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски связанной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но отношение пи­шу­ще­го к проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных эмоциональных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но материалом ос­нов­ной части.

Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама, от всего осевшего ила, от принимания неестественного за естественное, непонятного за понятное. А. И. Герцен

Не удивляйтесь названию.

Ошибок математического характера, влекущих ошибочные объяснения, мировоззренческих ошибок, обычных промахов и т.д. достаточно много. Возраст некоторых из них более 100 лет.

Ошибки в научном познании неизбежны. Они есть в статьях, учебниках, монографиях. И вот, что удивительно. Читатели как-то не очень «не замечают» эти ошибки. Неужели все написанное в книгах они не воспринимают критически, а просто заучивают как догмы?

К счастью в Интернете можно найти работы с критикой таких ошибок. Но есть ли в этом толк, если обнаруженные ошибки ежегодно «втискиваются» в сознание студентов через «замшелые» учебные программы, а учебники переиздаются без исправления ошибок? Что-то нужно менять в идеологии науки.

Нам остается совершить экскурсию по «закоулкам» теорий и познакомиться с некоторыми ошибками.

Ошибка 1. Описана в . В учебнике утверждается, что при прохождении луча через фокус фаза луча испытывает скачок на 180 о. Соответственно, если луч касается каустики, то фаза меняется на 90 о. Вывод опирается на элементарную математическую ошибку. Разлагая величину R в ряд, авторы забыли взять модуль.

Написано

Должно быть

Работа издается и переиздается с 1941 г. Неужели никто из читателей не обратил на этот ляпсус внимания и не порекомендовал издательству внести изменения. Ведь прошло почти 80 лет. Книга переиздавалась 8 раз! Даже с точки зрения физического смысла ясно, что скачок фазы должен быть связан с громадными изменениями напряженностей полей. Но эта ошибка постоянно повторяется и в учебниках по технической электродинамике, по распространению радиоволн и т. д. Силен «гипноз авторитета». Не наука, а религия!

Ошибка 2. Удивительно, но «ошибка 1» помогла обнаружить и описать ошибку в теории функций Бесселя , возраст которой около 200 лет. Суть в следующем. Оператор функции Бесселя B(z) является четной функцией своего аргумента . Следовательно, определитель Вронского W(z) также четная функция своего аргумента

Это позволяет дать новое аналитическое продолжение функций Бесселя для отрицательных значений аргумента.

Ошибка 3. В учебнике есть еще одна «ляпа». Авторы переходят от релятивистского лагранжиана взаимодействия заряда с полем (зарядом) к классическому лагранжиану следующим способом. Берется релятивистский лагранжиан и его «быстренько» преобразуют в

Так совершаются фальсификации ради «подавления» в электродинамике «остатков» мгновенного действия на расстоянии. Корректный подход на примере взаимодействия двух зарядов приводит к следующему результату:

Произведение есть истинный скаляр. При малых скоростях это выражение принимает вид:

Новый лагранжиан прекрасно описывает взаимодействие группы зарядов между собой и позволяет записать все законы сохранения в форме, инвариантной относительно преобразования Галилея . Результаты превосходно вписываются в классическую механику консервативных систем. А такие системы не могут существовать без мгновенного действия на расстоянии.

Ошибка 4. Ошибка 3 спровоцировала каскад парадоксов и ошибок в объяснении явлений магнетизма в квазистатической электродинамике. Автор собрал и попытался дать свое объяснение магнитных явлений. Он ввел гипотезу о «продольной магнитной силе», но так и не смог вырваться из клубка противоречий. Наш новый подход, продемонстрированный в примере «Ошибка 3», позволил объяснить разнообразные магнитные явления без привлечения гипотез и . В рассмотрено и дано объяснение семи экспериментам с токами и магнитными полями, не объясненными в . В их число входят «униполярная индукция», «мотор Маринова» и др. явления. Помимо вопросов восстановления правильных теоретических представлений и моделей есть прикладные проблемы. До сих пор корректная теория СВЧ приборов М-типа не создана, а существующие модели работы нуждаются в пересмотре . Конструкторско-расчетные результаты, полученные с помощью некорректной теории, требуют у экспериментаторов проведения дополнительной подгонки изделий к заданным параметрам методом «проб и ошибок». А это не только деньги и ресурсы, но и время .

Ошибка 5. Опишем еще одну ошибку, ставшую предрассудком. С какой скоростью переносит электромагнитная волна в различных средах и направляющих системах. Обычно проблема решается просто. Электромагнитный импульс можно представить как сумму близких по частоте волн (волн группу). Энергия сосредоточена в электромагнитном импульсе, она переносится с импульсом, поэтому скорость импульса можно рассматривать как скорость переноса энергии группой волн (или одной волной). Эту скорость назвали «групповой скоростью».

Подобный примитивный подход приводит к противоречиям и трудностям при объяснении явлений. Это ясно проявляется при распространении энергии волны вдоль замедляющих систем с аномальной дисперсией. Мы не будем рассматривать парадоксы и нелепости.

Если, используя теорему Пойнтинга провести анализ, то мы получим удивительный результат. Оказывается, групповая скорость не имеет никакого отношения к переносу энергии волной . Мы получили следующие важные выводы , :

1. Групповая скорость никакого отношения к переносу энергии волной не имеет.

2. Скорость переноса энергии ТЕМ волны в однородных средах с дисперсией равна фазовой скорости волны и совпадает с фазовой скоростью по направлению.

3. Скорость переноса энергии ТЕ и ТМ волнами v e в направляющих структурах всегда по направлению совпадает с фазовой скоростью v p и не превышает скорость света.

4. Величина скорости переноса энергии ТЕ и ТМ волнами v e зависит от фазовой скорости v p волны и равна .

Ошибка 6. И вновь «Ошибка 5» спровоцировала ошибки в прикладных дисциплинах. Здесь мы говорим не о парадоксах, рожденных ошибочным определением скорости переноса энергии, и трудностях объяснения явлений. Это само собой разумеющийся факт. Речь здесь пойдет о прикладных вопросах, о влиянии ошибки на развитие приборов-СВЧ О-типа и ускорителей .

Ситуация парадоксальная и смешная. В СВЧ приборах (СВЧ-усилители, генераторы, ускорители заряженных частиц и др.) для хорошего взаимодействия волны с зарядами скорость зарядов и фазовая скорость волны должны быть близки. Поэтому используют замедляющие системы с Е-модами. Обычно используются системы с нормальной дисперсией. Но они узкополосны. Использовать системы с аномальной дисперсией боялись. При аномальной дисперсии групповая скорость (перенос энергии), согласно существовавшим представлениям, направлена против движения электронов, т.е. переносит энергию навстречу электронному потоку. А это могло (по мнению «теоретиков») привести к самовозбуждению системы. Вот так, ошибка помешала развитию одного из перспективных направлений развития электронных СВЧ приборов и ускорителей.

Ошибка 7. «Калибровочная инвариантность» - еще один миф теоретической физики. Почти во всех учебниках по электродинамики приводится «доказательство» калибровочной инвариантности.

Но такие «доказательства» являются символическими (ошибочными). Если в доказательство ввести функциональную зависимость потенциалов, т.е. представить потенциалы и поля в виде суммы мгновенных и запаздывающих, «доказательство» буквально рассыпается. Калибровки уравнений Максвелла не эквивалентны. Пожалуй, только авторы учебника понимали это. В вообще нигде не упоминается о калибровочной инвариантности. Авторами вводится другое корректное понятие «градиентная инвариантность». Однако это из «другой оперы». Мы вернемся позже к «Теории поля» Ландау и Лифшица, чтобы обсудить содержание этого учебника . Заметим, что кулоновская калибровка содержит мгновенный скалярный потенциал. Эта калибровка используется в КЭД. Смешно смотреть, как волнуются «специалисты», обнаруживая «квантовую запутанность». Шила в мешке не утаишь!

Ошибка 8. В начале 20 века «новые» теории создавались на отрицании классических (материалистических по существу) теорий, на непримиримом отрицании мгновенного действия на расстоянии, как основы классических теорий. При всем высокомерном отношении к «классике» и мгновенному действию молодые «новые физики» не могли обойтись без копирования «классики» и ее методов.

Фундамент аналитической механики опирается на принцип наименьшего действия. Физики записывают интеграл действия, зависящий от кинетической и потенциальной энергий системы. . Вариация этого интеграла приводит к уравнению движения , описывающего траектории, на которых реализуется экстремум интеграла действия.

По тому же принципу стали строить релятивистский аналог. Но вся шутка в том, что время в нем было заменено интервалом ds, который мы тоже должны варьировать. Запишем вариацию релятивистского интеграла действия .

Отсюда должно «как бы» вытекать уравнение движения G i = 0 «в силу произвольности вариации ». Но это иллюзия. Оказывается, что вариация интеграла равна нулю вовсе не благодаря произвольности , а из-за неустранимой ортогональности 4-векторов G i и . К релятивистскому уравнению движения всегда можно добавить любой член, ортогональный вариации . В результате невозможно однозначно найти минимум интеграла. Уравнение движения (равно, как законы сохранения) становятся неоднозначным. Это не математика, а жонглирование символами; подгонка под нужный результат. Мы можем с законным основанием ставить под сомнение все результаты, опирающиеся на релятивистский вариационный принцип , несмотря на их кажущуюся иногда «справедливость».

Ошибка 9. Вновь мы вернемся к гносеологической ошибке Эйнштейна. Возвращение физики на позиции материализма (пространство-время-материя) и восстановление в научных правах классических теорий это прямое следствие крушения СТО. «Парадоксы СТО» имеют строгое название «логические противоречия». Крушение СТО означает также восстановление в науке формальной логики, как основы научного мировоззрения. Взгляните на «объяснения парадоксов СТО» . И весь этот абсурд «вдалбливается» в головы студентов и учеников. Кто из них выдержит, не согнется, не потеряет веру в честность в науке?

Есть и другая сторона. Как быть с «релятивистской» механикой и электродинамикой. Обрушение СТО одновременно влечет за собой обрушение основ этих теорий и пересмотр их содержания! Как писал К.И. Чуковский: «Ох! Нелегкая это работа – из болота тащить бегемота!»

Ошибка 10. Ранее мы рассмотрели математическую сторону вопроса о кривизне пространства. Мы установили, что криволинейное пространство не может существовать «само-по-себе», самостоятельно. Оно может быть построено только в соответствующем евклидовом пространстве. Отсюда вытекает важный вывод: все физические явления должны интерпретироваться в рамках классических представлений о пространстве и времени. Поэтому схоластика современной Космологии, современной Хромодинамики и т.д. должна быть, мягко говоря, пересмотрена и переосмыслена.

И еще один важный момент. В геометрии утверждают, что через «точку вне прямой можно провести только одну параллельную прямую» (постулат Евклида). Евклид оказался прав. Криволинейные пространства мы можем строить только внутри евклидова пространства!

Заключение.

Итак, мы бегло «проскакали» по главным ошибкам современной неквантовой физики. Разумеется, ошибок много больше, чем мы смогли показать . Мы специально не стали здесь рассматривать ошибки квантовых теорий: «Горбатого могила исправит!» Эти теории изначально строились на логически не обоснованных положениях. По этой причине их необходимо не «ремонтировать», а пересматривать заново.

1. В.А. Кулигин, М.В. Корнева, Г.А. Кулигина. Поведение волны в окрестности фокуса и функции Бесселя http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001f/00163465.htm

Наука - система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.

Знания увеличивают незнание.

Анаксимен из Милета

Мерите ли вы в то, что науки возникли бы и достигли зрелости, если бы им не предшествовали кудесники, алхимики, астрологи и ведьмы, те самые, кто своими предсказаниями и подтасовками должны были сперва вызнать жажду, голод и вкус к скрытым и запретным силам?

И что при этом должно было быть предсказано бесконечно больше, чем может быть когда-либо исполнено, дабы в области познания исполнилось нечто?

Фридрих Ницше

Интерес человека к миру - это просто переизбыток его интереса к самому себе.

Джордж Бернард Шоу

«Почему» можно назвать матерью всех наук.

Артур Шопенгауэр

Мы анатомируем мух, мы измеряем линии, мы слагаем Числа; мы пришли к соглашению относительно двух или трех проблем, которые нам ясны, и ведем бесконечные споры о двух или трех тысячах вопросов, которые нам но ясны.

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Наука всегда оказывается не права. Она еще ни разу не решила ни одного вопроса, не поставив при этом десяти новых.

Джордж Бернард Шоу

Скудные средства познания нашим дарованы членам.

Эмпедокл из Акрагантл

Людям прирожден способ познания от ощущения к уму, так что если нет ощущений, нет и науки.

Роджер Бэкон

Причина заблуждений коренится не только в наших ощущениях, но и в самой природе человеческого разума, который все представляет себе но своему собственному масштабу, а не по масштабу Вселенной, и таким образом уподобляется кривому зеркалу...

Фрэнсис Бэкон

Ни одно изречение не имеет такой принудительной силы, какую имеет любое явление природы.

Галилео Галилей

Как только душа хочет бросить взгляд за пределы первоначальных идей, получаемых нами от ощущения или рефлексии, и вникнуть в их природу, мы находим, что она не открывает ничего, кроме своей собственной близорукости.

Джон Локк

Для нас наиболее важным является не знание способа, которым природа осуществляет свои законы; достаточно знать самим эти законы. Реальную пользу представляет знание того, что если отпустить в воздухе ничем не поддерживаемое фарфоровое изделие, то оно упадет и разобьется. Приятно, конечно, знать, почему оно разобьется, однако обеспечить целость фарфорового изделия мы можем и без этого.

Бенджамин Франклин

Единственный способ сразу освободить науку от множества темных вопросов - это серьезно исследовать природу человеческого разума и доказать на основании точного анализа, что он вовсе не приспособлен к столь далеким и отвлеченным темам.

Дэвид Юм

Природа нашего познания такова, что возможности нашего познавательного любопытства ограничены необходимостью Нашего самосохранения.

Жан де Робине

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.

Василий Ключевский

Бывают люди, которым знание латыни не мешает быть ослами.

Мигель де Сервантес Сааведра

Одно из величайших бедствий цивилизации - ученый дурак.

Карел Чапек

Полнейшее невежество вовсе не так страшно и не является самым великим злом; а вот многоведение и многознание, плохо направленные, составляют гораздо большее наказание.

Платон

Если можно быть ученым чужою ученостью, то мудрым мы можем быть лишь собственной мудростью.

Мишель де Монтень

Презрения достоин высокий ум, примененный для низких целей!

Бальтасар Грасиан

Ядерное, бактериологическое, химическое оружие, разрывные пули, пули со смещенным центром тяжести, противопехотные мины, психотропные препараты, психотронное оружие, методики негативного социально-психологического воздействия, идеологические догмы, фальсификация истории - вот далеко не полный перечень услуг, оказанных учеными в нашем веке людям, по низости своих целей стоящим ниже самой нижней отметки шкалы моральных ценностей.

Если действия ученых, обслуживающих режимы Сталина или Гитлера, еще можно попытаться оправдать своеобразно понятым патриотизмом, то тех из них, кто обслуживает «революционные» режимы стран третьего мира, можно рассматривать исключительно как киллеров - со всеми вытекающими отсюда выводами и последствиями. Как известно, с наемниками разговор несколько иной, чем с пленными солдатами регулярной армии противника.

Перед нами стоит крепость. Называется она, эта крепость, наукой с ее многочисленными отраслями знаний. Эту крепость мы должны взять во что бы то ни стало.

Иосиф Сталин

Социализм раскрывает такие широкие горизонты для наших ученых, инженеров и техников, для творческой работы каждого советского человека, каких никогда не может дать капиталистический строй.

Михаил Суслон

Доподлинно так. При каком ином строе можно было бы защищать кандидатские и докторские диссертации на такие примерно темы:

XVIII съезд ВКП(б) как поворотный пункт истории человечества (любой другой съезд - тоже);

Диктатура пролетариата как высшая форма демократии (хотя «диктатура» и «демократия» - понятия взаимоисключающие);

Социалистическое соревнование как действенное средство повышения производительности труда;

(то, что это никак не соответствовало реалиям бытия, никого не смущало. Мало того, в 80-е годы на промышленных предприятиям СССР существовала такая должность, как «инженер по социалистическому соревнованию». Как правило, эту должность занимали молодые, привлекательные и не слишком целомудренные женщины)

Пути повышения эффективности воспитания материалистического мировоззрения;

Социалистический реализм как единственно прогрессивный метод отражения действительности;

(вспоминается: «По залам музея бродил художник-сюрреалист. За ним по пятам ходили двое социалистических реалистов в штатском»)

Пути повышения эффективности пропаганды научного атеизма;

Критика фрейдизма как…

(и это в стране, где Фрейда читали только в самиздатовском воспроизведении!)

и т. д., и т. п.

Куда там какому-то Канту, Юму, Гегелю или Шопенгауэру…

Ценные вещи создаются только в «мире, где все продается и покупается».

Венедикт Ерофеев

Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными.

Джон Локк

Университет развивает все способности, в том числе - глупость.

Антон Чехов. Из записных книжек

Разум и наука - продукты человечества; но желать их сделать непосредственным достоянием народа и получить их через народ - утопия.

Эрнест Ренан

И нужно добавить: одна из самых опаснейших утопий. Наука не может быть явлением массовым. Она венчает стремления весьма и весьма немногих людей к духовному росту, к самоусовершенствованию. Стремления же большинства сводятся к наиболее полному удовлетворению своих животных инстинктов, и в науке как в таковой они не нуждаются. Мало того, сдергивая защитную повязку с глаз этого большинства, наука делает их неоправданно честолюбивыми, алчными и завистливыми, короче говоря - несчастными и опасными в своей несчастливости. Те же из них, кто в силу тех или иных социальных обстоятельств получают возможность сделать науку своей престижной профессий, ничего, кроме непоправимого вреда себе и окружающим, не приносят. Чаще, конечно, окружающим.

Каждый, кто способен на это, должен сам подняться, сам дорасти до науки, а все попытки навязать или подарить кому-либо науку - бесперспективны и порочны.

Можно привить гипофиз Спинозы или еще какого-нибудь такого лешего и соорудить из собаки чрезвычайно высоко стоящего. Но на какого дьявола? - спрашивается. Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого!

Михаил Булгаков. Собачье сердце

Если знания поощряются и не пресекаются, они увеличатся, но когда они увеличатся, невозможно будет управлять страной, ибо появится коварство. Когда знания пресекаются и не поощряются, люди искренни и просты.

Шан Ян

Находясь с детства во власти своих предубеждений, люди, коснеющие в предрассудках, считают необходимым во что бы то ни стало сохранять повязку, покрывающую их глаза, и бороться со всеми теми, кто пытается ее сорвать. Если их глаза, привыкшие к мраку, на мгновение открываются, то свет причиняет им боль, и они с яростью набрасываются на того, кто подошел к ним с ослепляющим их факелом.

Поль-Анри Гольбах

Все новое и полезное народ ненавидит и презирает: он ненавидел и убивал врачей во время холеры, и он любит водку; по народной любви или ненависти можно судить о значении того, что любят или ненавидят.

Антон Чехов. Из записных книжек

О народной любви к знанию лучше всего могут сказать учителя, по 7–8 месяцев не получающие зарплату в демократическом государстве, т. е. в том, где власть принадлежит народу.

Ученый - человек, который поднимается над частными соображениями и дышит воздухом общественноважных прославленных мыслей, живет ими. Он - глаза мира. Он - сердце мира. Ему выпало противостоять деградирующему вплоть до варварства благоденствию.

Ральф-Уолдо Эмерсон

Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама, всего осевшего ила, от принимания неестественного за естественное, непонятного за понятное.

Александр Герцен

На первых порах новая теория провозглашается нелепой. Затем ее принимают, но говорят, что она не представляет собой ничего особенного и ясна, как божий день. Наконец она признается настолько важной, что ее бывшие противники начинают утверждать, будто они сами открыли ее.

Уильям Джемс

Когда мы видим, что у нас крадут мысль, посмотрим, прежде чем поднимать крик, действительно ли это наша мысль.

Анатоль Франс

Ах, как много есть великих мыслей, действие которых не более значительно, чем действие кузнечных мехов: они делают надутым и еще более пустым.

Фридрих Ницше

Высокообразованный, сведущий человек - вот современный идеал. А мозг такого высокообразованного человека - это Нечто страшное. Он подобен лавке антиквария, набитой всяким пыльным старьем, где каждая вещь оценена гораздо выше своей настоящей стоимости.

Оскар Уайльд

Обладаю ли я знаниями? Нет. Но когда низкий человек спросит меня о чем-либо, то даже если я не буду ничего знать, смогу рассмотреть этот вопрос с двух сторон и обо всем рассказать ему.

Конфуций

Пациент: Доктор, я бы хотел проконсультироваться… хотя, может быть, причина не во мне…

Врач: А в чем, собственно, суть проблемы?

Пациент: Моя жена постоянно беременеет… Мы в отчаянии…

Врач: Но существуют же противозачаточные средства!

Пациент: Мы перепробовали все возможное, но… увы…

Врач: Не огорчайтесь. Наука всесильна! Я избавлю вас от этой напасти!

Пациент: Доктор, на вас вся надежда!

Врач: Слушайте внимательно. Вы должны обмотать член слоем ваты. Затем - слой изоляционной ленты… Еще слой ваты, еще слой изоленты и…

Пациент: Но как же при этом заниматься сексом?

Врач: Сексом? Нет-нет, об этом не может быть и речи!

Ты хочешь носить ученое имя -

работу щупай руками своими.

На книги одни - ученья не тратьте-ка.

Объединись, теория с практикой!

Владимир Маяковский

Жил-был обыкновенный, самый заурядный мужичонка, в свое время окончивший четыре класса церковно-приходского училища и имеющий безупречное пролетарское происхождение. Венцом его карьеры была должность начальника АХЧ управления НКВД по Москве и Московской области. Возможно, он мечтал стать ученым-изобретателем, возможно, хотел попросту удовлетворить свое трущобное честолюбие, но так или иначе именно он в 1936 году стал изобретателем печально известной «душегубки» - автомобиля с выведенной внутрь фургона выхлопной трубой.

Вот что значит творческое объединение теории с практикой.

Ты считаешь меня многоученым? - спросил Конфуций своего ученика.

Разумеется, - ответил тот.

Нет, - покачал головой философ, - я всего лишь связываю все воедино, не более того.

Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него.

Бар-Эбрей

Много книг составлять - конца не будет, и много читать - утомительно для плоти.

Соломон Мудрый

Высказывания мудрецов могут быть сведены к очень небольшому числу общих правил.

Рене Декарт

Такова болезнь великих умов: они неохотно признают, что обязаны своими знаниями ближним; они хотят, чтобы думали, что они все почерпнули в глубинах своего духа и что у них не было иного учителя, кроме собственного гения.

Пьер Бейль

Михаил Ломоносов

Никогда незнание не приносит зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими.

Жан-Жак Руссо

Красноречие стоит предпочесть знанию.

Люк де Клапье де Вовенарг

Один восточный ученый славился своими знаниями и благочестием. Когда его спрашивали, каким образом он достиг такого совершенства, он неизменно отвечал:

Я знаю, что в Коране.

И все удовлетворялись этим ответом.

Но однажды некий недалекий человек спросил его:

А нельзя ли узнать, что именно есть в Коране?

В Коране, - ответил ученый, - находятся два засушенных цветка и письмо от моего друга Абдуллы.

Одни только сумасшедшие или злые позволяют себе высказывать все, что им известно, или все, что ими заучено.

Луи Себастьен Мерсье

Мы не знаем почти ничего. Однако сколько написано сочинений, авторы которых утверждают, что они что-то знают!

Дени Дидро

Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно.

Георг Кристоф Лихтенберг

Не знание само по себе, но деяние, сообразное своему знанию, есть твое назначение… Не для праздного самосозерцания: и размышления над самим собой и не для самоуслаждении своими благочестивыми чувствами, нет, для деятельности существуешь ты. Твоя деятельность, и только она одна определяет твою ценность.

Иоганн Готлиб Фихтё

В Академии наук

Заседает князь Дундук.

Говорят, не подобает

Дундуку такая честь;

Почему ж он заседает?

Потому что жопа есть.

Александр Пушкин .

Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут еще говорить!

Конфуций

Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.

Сократ

Обычная уловка: создатели любой науки обращают бессилие этой своей науки в клевету против природы.

Фрэнсис Бэкон

Многознайство и хитроумие, ловкость и расчетливость: кто не ведает их, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделен, а не пользуется, - тот возвышен вдвойне.

Хун Цзычен

Я прошел бы 20 миль, чтобы выслушать моего злейшего врага, если бы мог что-либо полезного узнать у него.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Те, кто обладают врожденными знаниями, стоят выше всех.

За ними следуют те, кто приобретают знания благодаря учению.

Те же, кто, встретившись с трудностями, не учатся, стоят ниже всех.

Конфуций

Невежество - мать предубеждения.

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Подозрений у человека тем больше, чем меньше он знает.

Фрэнсис Бэкон

Яркой иллюстрацией к этому изречению Бэкона служит традиционная подозрительность народных депутатов при обсуждении любого предложенного законопроекта.

Одна из самих страшных разновидностей невежества - это невежество, облеченное властью.

Древо познания наиболее привлекательно для лесорубов.

Наука никому не обязана, она не знает ничьих «прекрасных глаз», а знает только критику, знает только факты.

Иван Франко

На заявление своих оппонентов о том, что его теории не подтверждаются фактами, Гегель ответил своей знаменитой фразой: «Тем хуже для фактов!».

Усердием посредственность достигает большего, чем одаренность без усердия. Слава покупается ценой труда; что легко дается, невысоко ценится.

Бальтасар Грасцан

Если кто-то более других склонен к изумлению, то он обладает или меньшими знаниями, или более проницательным умом, чем другие.

Томас Гоббс

К чему знания, если они нежизненны? В наше время знание жизни - оно-то и есть подлинное знание.

Бальтасар Грасиан

Теории представляют собой не ответы на загадки, а ответы, которые нас удовлетворяют.

Уильям Джемс

Образцом того, как появился коммунизм из суммы человеческих знаний, является марксизм.

Владимир Ленин

Не смотри на ученость как на корону, чтобы ею красоваться, но как на корову, чтобы кормиться ею.

Лев Толстой

Очень немногие люди, и притом только самые замечательные, способны просто и откровенно сказать «не знаю».

Дмитрий Писарев

Люди созданы не для того, чтобы проводить время, измеряя линии, исследуя соотношение углов и изучая различные движения материи. Ум их слишком велик, а жизнь слишком коротка и время слишком драгоценно чтобы тратить его на столь незначительные предметы.

Антуан Арно

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Наука Наука – в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о

Из книги Большая книга афоризмов автора

Наука См. также «Знание», «Теория. Гипотеза», «Ученые», «Эксперимент» Наука - лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Лев Арцимович Искусство - это «я»; наука - это «мы». Клод Бернар Жизнь коротка, а наука долга. Лукиан из Самосаты Мы

Из книги Все по науке. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

НАУКА Наука – лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет. Лев Арцимович Наука – это любая дисциплина, в которой дураки одного поколения могут пойти дальше той точки, которую достигли гении предыдущего поколения. Макс Глюкманн Искусство

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич автора БСЭ

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Великие научные курьезы. 100 историй о смешных случаях в науке автора Зернес Светлана Павловна

17. НАУКА Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение знаний о человеке, обществе и окружающем мире с помощью научных исследований. Объект науки – совокупность явлений, которые изучает наука. Предмет науки – это то, что интересует науку в

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович Наука Наука - система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Знания увеличивают незнание. Анаксимен из Милета Мерите ли вы в то, что науки возникли бы и достигли зрелости, если бы им не предшествовали

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Наука о следах Чем занимается криминалист-трассолог?Трассологи изучают следы. Они исследуют механизмы образования следов, придумывают методы их обнаружения и исследования.Криминалист-трассолог изучает осколки стеклаЕсли преступник разбил стекло, то трассолог по

Из книги автора

Наука Как возникли цифры? Это очень просто: если к двум копейкам вы прибавите еще две, то у вас будет четыре копейки. Но знаете ли вы, что чтобы человек научился думать так, как вы, ему понадобились миллионы лет? Действительно, самое трудное – научить ребенка пользоваться

Наука – знание глупых чужих мнений.
Георг Лихтенберг

Всякая наука есть предвидение.
Герберт Спенсер

Наука – это спектральный анализ; искусство – синтез света.
Карл Краус (1874–1936), австрийский писатель

Что было искусством, отделяющим умных от глупых, становится наукой, соединяющей их.
Михаил Гаспаров (р. 1935), филолог

Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т. е. уменье пользоваться знанием как следует.
Василий Ключевский (1841–1911), историк

Наука – это вера в невежество экспертов.
Ричард Фейнман (1918–1988), американский физик

Наука начинается с мифов и с критического отношения к мифам.
Карл Поппер (1902–1994), австрийско британский философ

Наука всегда оказывается не права. Она не в состоянии решить ни одного вопроса, не поставив при этом десятка новых.
Джордж Бернард Шоу (1856–1950), английский драматург

Наука подтверждает наши ошибочные представления.
Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист

Наука не отвечает на все вопросы даже в кабинете следователя.
Хенрик Ягодзиньский (р. 1928), польский сатирик

Наука не отвечает на все вопросы, зато помогает понять бессмысленность многих из них.
Хенрик Ягодзиньский

Наука, как и добродетель, сама себе награда.
Чарлз Кингсли (1819–1875), английский писатель

Научной морали быть не может; но точно так же не может быть аморальной науки.
Анри Пуанкаре (1854–1912), французский математик и физик

Если любопытство касается серьезных проблем, оно уже именуется жаждой познания.
Мария Эбнер Эшенбах (1830–1916), австрийская писательница

Познание – одна из форм аскетизма.
Фридрих Ницше (1844–1900), немецкий философ

Чтобы понять какую либо науку, необходимо знать историю этой науки.
Огюст Конт (1798–1857), французский философ

Знания научные не нужны нигде, кроме науки.
Сирил Норткот Паркинсон (1909–1993), английский публицист

Дайте суеверному человеку науку, и он превратит ее в суеверие.
Джордж Бернард Шоу

О банкротстве науки чаще всего говорят те, кто не вложил в это предприятие ни гроша.
Феликс Хвалибуг (1866–1930), польский литератор

Единственное, чему научила меня моя долгая жизнь: что вся наша наука перед лицом реальности выглядит примитивно и по детски наивно – и все же это самое ценное, что у нас есть.
Альберт Эйнштейн (1879–1955), немецкий физик

Чем меньше я верю в науку, тем больше боюсь ее.
Жан Ростан (1894–1977), французский биолог

Церковь спасает грешников, наука ищет способы приостановить их производство.
Элберт Хаббард (1859–1915), американский писатель

Наука легче находит лекарства, чем ответы.
Жан Ростан

Общество можно разделить на две части: тех, кто верит, что наука может все, и тех, кто боится, что так оно и будет.
Дикси Рей (1914–1994), американский политик

По мере того как наука увеличивает наше могущество, она уменьшает нашу гордость собой.
Клод Бернар (1813–1878), французский физиолог

Наука сделала нас богами раньше, чем мы научились быть людьми.
Жан Ростан

Кажется, дело идет к тому, что Наука откроет Бога. И я заранее трепещу за его судьбу.
Станислав Ежи Лец

Наука - способ разгадки мировых тайн путем открытия новых загадок.
А. Давидович

Наука - это драма идей.
А. Эйнштейн

Наука - это кладбище гипотез.
А. Пуанкаре

Наука - это систематическое расширение области человеческого незнания.
Р. Гутовский

Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности.
А. Эйнштейн

Наука победила множество болезней, разгадала генетический код и даже позволила человеку высадиться на Луне, но когда восемнадцатилетний мужчина остается в одном номере с двумя восемнадцатилетними барменшами, ничего не случается. Потому что настоящие проблемы все те же из века в век.
Б. Аллен

Наука служит лишь для того, чтобы дать нам понятие о размерах нашего невежества.
Ф. Ламенне

Как для одних наука кажется небесною богиней, так для других - коровой жирною, что масло им дает.
Ф. Шиллер

Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечеркивает сама себя.
В. Гюго

Самые пламенные защитники науки, которые не могут выносить даже легкого косого взгляда на нее, - это обыкновенно те люди, которые в науке достигли весьма немного и которые осознают этот свой недостаток.
Г. Лихтенберг

Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
О. Бальзак

Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама, всего осевшего ила, от принимания неестественного за естественное, непонятного за понятное.
А. Герцен

Несомненный признак истинной науки - сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается.
Л. Толстой

Плоды истинной науки и истинного искусства – это плоды жертв, а не материальных выгод.
Р. Роллан

Все могущество науки направлено сегодня на укрепление Государства. Ни одному ученому не пришло в голову использовать свои знания для защиты личности. Здесь, пожалуй, полезным оказалось бы франкмасонство.
А. Камю

Здравствующий корифей науки - ученый муж, приватизировавший круг научных проблем и ревностно оберегающий их от посягательства тех, кто видит решение данных проблем иначе.
В. Зубков

Многие открытия в науке делаются случайно, но не случайными людьми.
Автор неизвестен

Астрономия выросла из суеверия; красноречие - из честолюбия, ненависти, лести, лжи; геометрия - из жадности; физика - из пустого любопытства; все науки, даже сама мораль, происходят от человеческой гордости.
Ж. Ж. Руссо

Научная работа - это когда читаешь две книги, которых никто никогда не читал, чтобы написать третью книгу, которую никто не будет читать.
Определение, предложенное сотрудниками NASA

Основной научный метод - метод проб и ошибок.
Автор неизвестен

Я охладел к научным книжкам
Не потому, что стал ленив;
Ученья корень горек слишком,
А плод, как правило, червив.
И. Туберман

Одно небольшое сомненьице: боюсь я, как бы человек, завоевывая новые звезды, не утратил почвы под ногами.
Е. Лец