Биографии Характеристики Анализ

Сюжет увертюры эгмонт краткое содержание. Биография

Эгмонт (трагедия)

Эгмонт - пьеса (трагедия) Иоганн Гёте .

Главные герои

Эгмонт и Клерхен

  • граф Эгмонт
  • Клерхен
  • Мать Клерхен
  • Бракенбург
  • принц Оранский
  • Фердинанд

Основной сюжет

Клерхен - молодая девушка, которая с детства любит Эгмонта, живет с матерью. Их часто (каждый день) навещает Бракенбург - молодой человек, который беззаветно и безответно любит Клерхен. Мать Клерхен считает, что дочь должна выйти замуж за Бракенбурга, ей не нравятся отношения Клерхен и Эгмонта. Бракенбург - человек среднего достатка, а Эгмонт - граф, но для Клерхен это не важно. Однако у графа есть свои проблемы. Время тогда было мятежное, скоро должен был приехать Король, который хотел сохранить народ, а знать уничтожить. Об этом и предупреждает Эгмонта принц Оранский. Он предлагает уехать в свою провинцию, однако Эгмонт отказывается. Жаль, но предупреждение Оранского сбывается, и Эгмонта приговаривают к казни. Клерхен пытается что-то сделать, собрать народ, но у нее ничего не выходит. Бракенбург приводит ее к себе домой, и Клерхен говорит, что если Эгмонту уже ничем нельзя помочь, то она умрет вместе с ним, последняя ее просьба позаботится о матери, хотя она оставляет небольшой остаток яда для Бракенбурга. Тем временем к Эгмонту приходит Фердинанд, который признается, что считал его своим героем, но уже ничего не изменишь и Эгмонт просит его позаботиться о Клерхен, он не знает, что она выпила яд, и ждет своей казни.

Бетховен написал произведение к этой драме.


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Эглён
  • Эгморт-ле-Гров

Смотреть что такое "Эгмонт (трагедия)" в других словарях:

    Эгмонт, Ламораль - Ламораль, 4 й граф Эгмонт Ламораль, 4 й граф Эгмонт, известный в истории просто как Эгмонт (нидерл. Lamoraal van Egmont; … Википедия

    Эгмонт Ламораль

    Эгмонт - Эгмонты: Эгмонты нидерландский дворянский род, герцоги Гелдерна с 1423, графы с 1486 Ламораль, 4 й граф Эгмонт (1522 1568) испанский военачальник и нидерландский государственный деятель «Эгмонт» трагедия Гёте (1788) «Эгмонт» увертюра и девять… … Википедия

    ЭГМОНТ (Egmont) Ламораль - (1522 68) граф, один из лидеров антииспанской дворянской оппозиции в Нидерландах накануне и в начале Нидерландской революции. Казнен. Трагедия И. В. Гете Эгмонт (музыка Людвига Бетховена) … Большой Энциклопедический словарь

    Ламораль Эгмонт - Ламораль, 4 й граф Эгмонт Ламораль, 4 й граф Эгмонт, известный в истории просто как Эгмонт (нидерл. Lamoraal van Egmont, 18 ноября 1522, Ла Амеда 5 июня 1568, Брюссель) испанский военачальник и нидерландский государственный деятель, казнённый… … Википедия

    Репертуар Московского Малого театра XIX века - Основная статья: Репертуар Московского Малого театра Здесь представлен список постановок Московского академического Малого театра России за XIX век … Википедия

    Гёте, Иоганн Вольфганг фон - У этого термина существуют и другие значения, см. Гёте (значения). Запрос «Гете» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Иоганн Вольфганг фон Гёте Johann Wolfgang von Goethe … Википедия

    Гёте - Иоганн Вольфганг (Johann Wolfgang Goethe, 1749 1832) великий немецкий писатель. Р. в старом торговом городе, Франкфурте на Майне, в семье зажиточного бюргера. Отец его, имперский советник, бывший адвокат, мать дочь городского старшины. Г. получил … Литературная энциклопедия

    Гёте, Иоганн Вольфганг

    Гёте И. - Иоганн Вольфганг фон Гёте Johann Wolfgang von Goethe Дата рождения: 28 августа 1749 Место рождения: Вольный имперский город Франкфурт, Священная Римская империя Дата смерти: 22 марта 1832 … Википедия

Книги

  • Гете. Избранные произведения (комплект из 2 книг) , Иоган Вольфганг Гете. В том первый "Избранных произведений" Иоганна Вольфганга Гете, великого национального поэта и писателя Германии, включены избранная лирика, которую Гёте писал на протяжении своей долгой…

Действие трагедии происходит в Нидерландах, в Брюсселе, в 1567-1568 гг., хотя в пьесе события этих лет разворачиваются в течение нескольких недель.

На городской площади горожане состязаются в стрельбе из лука, к ним присоединяется солдат из войска Эгмонта, он легко обыгрывает всех и угощает за свой счет вином. Из разговора горожан и солдата мы узнаем, что Нидерландами правит Маргарита Пармская, которая принимает решения с постоянной оглядкой на своего брата, короля Испании Филиппа. Народ же Фландрии любит и поддерживает своего наместника

Графа Эгмонта, славного полководца, не раз одерживавшего победы. К тому же он намного терпимее относится к проповедникам новой религии, которая проникает в страну из соседней Германии. Несмотря на все старания Маргариты Пармской, новая вера находит много сторонников среди простого населения, уставшего от гнета и поборов католических священников, от постоянных войн.

Во дворце Маргарита Пармская вместе со своим секретарем, Макиавелли, составляет отчет Филиппу о волнениях, происходящих во Фландрии, главным образом на религиозной почве. Чтобы принять решение о дальнейших действиях, она созвала совет, на

Который должны прибыть наместники нидерландских провинций.

В этом же городе, в скромном бюргерском доме живет девушка Клара со своей матерью. Время от времени к ним заходит сосед Бракенбург. Он явно влюблен в Клару, но та уже давно привыкла к его привязанности и воспринимает его, скорее, как брата. Недавно в ее жизни случились большие перемены, в их дом стал наведываться сам граф Эгмонт. Он заметил Клару, когда проезжал по их улице в сопровождении своих солдат и все приветствовали его. Когда Эгмонт неожиданно появился у них, девушка окончательно потеряла из-за него голову. Мать так надеялась, что ее Клэрхен выйдет замуж за добропорядочного Бракенбурга и будет счастлива, но теперь понимает, что не уберегла дочь, которая только и ждет, когда наступит вечер и появится ее герой, в котором теперь весь смысл ее жизни.

Граф Эгмонт занят вместе со своим секретарем разбором своей корреспонденции. Здесь и письма простых солдат с просьбой выплатить жалованье, и жалобы солдатских вдов на то, что им нечем кормить детей. Есть и жалобы на солдат, которые надругались над простой девушкой, дочерью трактирщика. Во всех случаях Эгмонт предлагает простое и справедливое решение. Из Испании пришло письмо графа Оливы. Достойный старец советует быть Эгмонту осторожнее. Его открытость и опрометчивые поступки не доведут до добра. Но для смелого полководца свобода и справедливость превыше всего, а потому ему трудно соблюдать осторожность.

Приходит принц Оранский, он сообщает, что из Испании во Фландрию направляется герцог Альба, известный своей “кровожадностью”. Принц советует Эгмонту удалиться в свою провинцию и там укрепиться, сам он поступит именно так. Он также предупреждает графа, что в Брюсселе ему грозит гибель, но тот не верит ему. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Эгмонт отправляется к своей любимой Клэрхен. Сегодня по просьбе девушки он пришел к ней в наряде рыцаря Золотого руна. Клэрхен счастлива, она искренне любит Эгмонта, и он отвечает ей тем же.

Тем временем Маргарита Пармская, узнавшая также о прибытии герцога Альбы, отрекается от престола и покидает страну. В Брюссель прибывает с войсками испанского короля Альба. Теперь, по его указу, запрещено горожанам собираться на улицах. Даже если двух людей заметят вместе, то сразу бросают в тюрьму за подстрекательство. Наместнику испанского короля повсюду мерещится заговор. Но главные его противники – это принц Оранский и граф Эгмонт. Он пригласил их в Куленбургский дворец, где приготовил им ловушку. После свидания с ним их арестуют его офицеры. Среди приближенных Альбы и его внебрачный сын Фердинанд. Молодой человек очарован Эгмонтом, его благородством и простотой в общении, его героизмом и смелостью, но он не в силах перечить планам своего отца. Незадолго до начала аудиенции гонец из Антверпена привозит письмо от принца Оранского, который под благовидным предлогом отказывается прибыть в Брюссель. Появляется Эгмонт, он спокоен. На все претензии Альбы по поводу волнений в Нидерландах он отвечает с учтивостью, но в то же время его суждения о происходящих событиях достаточно независимы. Граф заботится о благе своего народа, его независимости. Он предупреждает Альбу, что король идет по неверному пути, стремясь “втоптать в землю” людей, которые преданы ему, они же рассчитывают на его поддержку и защиту. Герцог не способен понять Эгмонта, он предъявляет ему приказ короля арестовать его, отбирает личное оружие графа, и стражники уводят его в тюрьму.

Узнав о судьбе своего любимого, Клэрхен не в силах оставаться дома. Она бросается на улицу и призывает горожан взять в руки оружие и освободить графа Эгмонта. Горожане лишь сочувственно смотрят на нее и в страхе расходятся. Бракенбург увлекает Клэрхен домой.

Граф Эгмонт, впервые в жизни утративший свободу, тяжело переживает свой арест. С одной стороны, вспоминая предостережения друзей, он чувствует, что смерть где-то совсем рядом, и он, безоружный, не в силах защитить себя. С другой стороны, в глубине души он надеется, что Оранский все же придет ему на выручку или народ сделает попытку освободить его.

Суд короля единогласно выносит Эгмонту приговор – смертная казнь. Узнает об этом и Клэрхен. Ее мучит мысль, что она не в силах помочь своему могущественному возлюбленному. Пришедший из города Бракенбург сообщает, что все улицы заполонили солдаты короля, а на рыночной площади возводят эшафот. Понимая, что Эгмонт неминуемо будет убит, Клэрхен выкрадывает у Бракенбурга яд, выпивает его, ложится в постель и умирает. Ее последняя просьба – это позаботиться о стареющей матери.

О решении королевского суда сообщает Эгмонту офицер Альбы. Графа обезглавят на рассвете. Вместе с офицером попрощаться с Эгмонтом пришел сын Альбы – Фердинанд. Оставшись с графом наедине, молодой человек признается, что всю свою жизнь он считал Эгмонта своим героем. И теперь ему горько осознавать, что он ничем не может помочь своему кумиру: отец все предусмотрел, не оставив никакой возможности для освобождения Эгмонта. Тогда граф просит Фердинанда позаботиться о Клэрхен.

Узник остается один, он засыпает, и во сне ему является Клэрхен, которая венчает его лавровым венком победителя. Проснувшись, граф ощупывает свою голову, но на ней ничего нет. Брезжит рассвет, раздаются звуки победной музыки, и Эгмонт направляется навстречу стражникам, пришедшим вести его на казнь.

Вариант 2

События трагедии происходят в Голландии, В Брюсселе 1567-1568 годов. На главной площади города проводятся соревнования по стрельбе из лука. Один из солдат армии Эгмонта, принимает участие в состязаниях и занимает первое место. Выиграв, солдат угощает всех участников вином за свой счет. В завязавшемся разговоре читатель узнает, что Нидерландами правит Маргарита Пармская, которая поддерживает политику своего брата, короля Испании. Фландрийцы наоборот любят и поддерживают графа Эгмонта, который прославился своими победами. Причем он лояльно относится к новой религии, которую проповедуют посланцы из Германии. Не смотря на запреты Маргариты, новая вера обретает множество сторонников среди обывателей, которые устали от постоянных поборов католиков и постоянных войн.

В это время Маргарита Пармская проводит совет со своим советником Макиавелли. Она должна составить отчет о волнениях в стране, которые набирают силу. Для принятия решения, она созвала всех наместников нидерландских провинций.

В городе проживает девушка по имени Клара. Она страшно влюбилась в графа Эгмонта, который как – то раз зашел к ним в гости. Мать девушки хотела выдать ее замуж за соседа Бракенбурга, но теперь понимает, что Клара живет мечтами о графе.

Граф Эгмонт занимается разбором своей почты. Он рассматривает письма своих солдат и вдов погибших. Некоторые из них, являются жалобами на его солдат. На все вопросы он отвечает справедливо. От его друга, испанского графа Оливы пришло письмо, в котором тот советует принять меры предосторожности и не быть таким открытым. Но Эгмонт ставит превыше всего справедливость и свободу, поэтому ему трудно быть осторожным.

К нему проходит принц Оранский, который предупреждает о надвигающейся опасности от герцога Альбы. Но Эгмонт не верит ему и отправляется к своей любимой Кларе. Девушка встречает графа с искренней любовью. Он отвечает ей тем же.

В это же время Маргарита Пармская тоже узнает о прибытии Альбы. Она отрекается от престола и покидает страну. По приезду наместника Альбы в Брюссель, то наводит свои порядки. Ему везде мерещатся заговоры. Главными противниками Альбы считаются принц Оранский и граф Эгмонт. Герцог решил пригласить их в свой дворец и арестовать. Принц под благовидным предлогом отказывается от аудиенции, а граф приходит на встречу с Альбой. В ходе разговора, Эгмонт не соглашается с высказываниями герцога и его бросают в тюрьму.

Узнав о том, что Эгмонта ждет смертная казнь, Клара бросается на улицу и призывает народ к восстанию, но никто не соглашается с ней. Так и не найдя выхода из ситуации, она берет у своего соседа яд и выпивает его.

Эгмонт в это время говорит с сыном герцога Альбы, Фердинандом. Он огорчен, что не может помочь графу, так как отец не оставил ни единого выхода. Тогда Эгмонт просит позаботиться его о своей возлюбленной, не зная о ее смерти.

Заключенный засыпает и видит ночью удивительный сон, как к нему явилась Клара и обвенчала его лавровым венком. Он просыпается, ощупывая свою голову. Но венка нет. С рассветом, раздаются звуки музыки и Эгмонт готов встретиться со стражниками, которые поведут его на эшафот.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Эгмонт Гете

Другие сочинения:

  1. Избирательное сродство В старинном замке на берегу озера живут барон и баронесса. Счастью их, кажется, нет предела, тем более что обрели они его уже в зрелом возрасте. Эдуард любил Шарлотту с юности, однако ему пришлось по принуждению родителей жениться на Read More ......
  2. Рейнеке-лис Действие происходит во Фландрии. Сюжет общеизвестен и не раз уже подвергался до Гете поэтической обработке. Обобщения, содержащиеся в тексте, дают возможность приложить фабулу ко многим временам. На праздник, Троицын день, звериный король Нобель собирает подданных. Не явился ко двору Read More ......
  3. Фауст Трагедия открывается тремя вступительными текстами. Первый – это лирическое посвящение друзьям молодости – тем, с кем автор был связан в начале работы над “Фаустом” и кто уже умер или находится вдали. “Я всех, кто жил в тот полдень лучезарный, Read More ......
  4. Клавиго В своем доме Клавиго – издатель нового женского журнала разговаривает с другом Карлосом об удачном продвижении по службе, теперь он архивариус короля. Друг его во всем подбадривает, рисует радужные перспективы и, конечно же, на личном фронте и хвалит за Read More ......
  5. Герман и Доротея Действие происходит в провинциальном немецком городке в период французской буржуазной революции. Поэма состоит из девяти песен, каждая из которых носит имя одной из греческих муз – покровительниц разных видов искусств. Имена муз определяют и содержание каждой песни. Read More ......
  6. Лесной царь В сумерках вдоль леса скачет упряжка лошадей, везя мужчину с малолетним сыном. Мальчику страшно и он прижимается к отцу. Отец интересуется у сына, почему тот так дрожит и льнет к нему. Мальчик отвечает, что боится Лесного Царя, который Read More ......
  7. Театральное призвание Вильгельма Мейстера Вильгельм Мейстер, является героем целого цикла романов великого Гете. Образ героя произведения очень значимый в творчестве автора. История Мейстера описывается, как жизненный путь героя, который должен быть примером образования личности в выборе жизненного пути. Персонаж Гете Read More ......
  8. Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся Роман является продолжением “Годов учения Вильгельма Мейстера”. Герой, ставший в конце предыдущей книги членом Общества башни (или Отрекающихся, как они себя именуют), получает от своих товарищей задание отправиться в странствия. При этом ему ставится Read More ......
Краткое содержание Эгмонт Гете

Иоганн Вольфганг Гёте

«Эгмонт»

Действие трагедии происходит в Нидерландах, в Брюсселе, в 1567—1568 гг., хотя в пьесе события этих лет разворачиваются в течение нескольких недель.

На городской площади горожане состязаются в стрельбе из лука, к ним присоединяется солдат из войска Эгмонта, он легко обыгрывает всех и угощает за свой счёт вином. Из разговора горожан и солдата мы узнаем, что Нидерландами правит Маргарита Пармская, которая принимает решения с постоянной оглядкой на своего брата, короля Испании Филиппа. Народ же Фландрии любит и поддерживает своего наместника графа Эгмонта, славного полководца, не раз одерживавшего победы. К тому же он намного терпимее относится к проповедникам новой религии, которая проникает в страну из соседней Германии. Несмотря на все старания Маргариты Пармской, новая вера находит много сторонников среди простого населения, уставшего от гнёта и поборов католических священников, от постоянных войн.

Во дворце Маргарита Пармская вместе со своим секретарём, Макиавелли, составляет отчёт Филиппу о волнениях, происходящих во Фландрии, главным образом на религиозной почве. Чтобы принять решение о дальнейших действиях, она созвала совет, на который должны прибыть наместники нидерландских провинций.

В этом же городе, в скромном бюргерском доме живёт девушка Клара со своей матерью. Время от времени к ним заходит сосед Бракенбург. Он явно влюблён в Клару, но та уже давно привыкла к его привязанности и воспринимает его, скорее, как брата. Недавно в ее жизни случились большие перемены, в их дом стал наведываться сам граф Эгмонт. Он заметил Клару, когда проезжал по их улице в сопровождении своих солдат и все приветствовали его. Когда Эгмонт неожиданно появился у них, девушка окончательно потеряла из-за него голову. Мать так надеялась, что ее Клэрхен выйдет замуж за добропорядочного Бракенбурга и будет счастлива, но теперь понимает, что не уберегла дочь, которая только и ждёт, когда наступит вечер и появится ее герой, в котором теперь весь смысл ее жизни.

Граф Эгмонт занят вместе со своим секретарём разбором своей корреспонденции. Здесь и письма простых солдат с просьбой выплатить жалованье, и жалобы солдатских вдов на то, что им нечем кормить детей. Есть и жалобы на солдат, которые надругались над простой девушкой, дочерью трактирщика. Во всех случаях Эгмонт предлагает простое и справедливое решение. Из Испании пришло письмо графа Оливы. Достойный старец советует быть Эгмонту осторожнее. Его открытость и опрометчивые поступки не доведут до добра. Но для смелого полководца свобода и справедливость превыше всего, а потому ему трудно соблюдать осторожность.

Приходит принц Оранский, он сообщает, что из Испании во Фландрию направляется герцог Альба, известный своей «кровожадностью». Принц советует Эгмонту удалиться в свою провинцию и там укрепиться, сам он поступит именно так. Он также предупреждает графа, что в Брюсселе ему грозит гибель, но тот не верит ему. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Эгмонт отправляется к своей любимой Клэрхен. Сегодня по просьбе девушки он пришёл к ней в наряде рыцаря Золотого руна. Клэрхен счастлива, она искренне любит Эгмонта, и он отвечает ей тем же.

Тем временем Маргарита Пармская, узнавшая также о прибытии герцога Альбы, отрекается от престола и покидает страну. В Брюссель прибывает с войсками испанского короля Альба. Теперь, по его указу, запрещено горожанам собираться на улицах. Даже если двух людей заметят вместе, то сразу бросают в тюрьму за подстрекательство. Наместнику испанского короля повсюду мерещится заговор. Но главные его противники — это принц Оранский и граф Эгмонт. Он пригласил их в Куленбургский дворец, где приготовил им ловушку. После свидания с ним их арестуют его офицеры. Среди приближённых Альбы и его внебрачный сын Фердинанд. Молодой человек очарован Эгмонтом, его благородством и простотой в общении, его героизмом и смелостью, но он не в силах перечить планам своего отца. Незадолго до начала аудиенции гонец из Антверпена привозит письмо от принца Оранского, который под благовидным предлогом отказывается прибыть в Брюссель. Появляется Эгмонт, он спокоен. На все претензии Альбы по поводу волнений в Нидерландах он отвечает с учтивостью, но в то же время его суждения о происходящих событиях достаточно независимы. Граф заботится о благе своего народа, его независимости. Он предупреждает Альбу, что король идёт по неверному пути, стремясь «втоптать в землю» людей, которые преданы ему, они же рассчитывают на его поддержку и защиту. Герцог не способен понять Эгмонта, он предъявляет ему приказ короля арестовать его, отбирает личное оружие графа, и стражники уводят его в тюрьму.

Узнав о судьбе своего любимого, Клэрхен не в силах оставаться дома. Она бросается на улицу и призывает горожан взять в руки оружие и освободить графа Эгмонта. Горожане лишь сочувственно смотрят на неё и в страхе расходятся. Бракенбург увлекает Клэрхен домой.

Граф Эгмонт, впервые в жизни утративший свободу, тяжело переживает свой арест. С одной стороны, вспоминая предостережения друзей, он чувствует, что смерть где-то совсем рядом, и он, безоружный, не в силах защитить себя. С другой стороны, в глубине души он надеется, что Оранский все же придёт ему на выручку или народ сделает попытку освободить его.

Суд короля единогласно выносит Эгмонту приговор — смертная казнь. Узнает об этом и Клэрхен. Ее мучит мысль, что она не в силах помочь своему могущественному возлюбленному. Пришедший из города Бракенбург сообщает, что все улицы заполонили солдаты короля, а на рыночной площади возводят эшафот. Понимая, что Эгмонт неминуемо будет убит, Клэрхен выкрадывает у Бракенбурга яд, выпивает его, ложится в постель и умирает. Ее последняя просьба — это позаботиться о стареющей матери.

О решении королевского суда сообщает Эгмонту офицер Альбы. Графа обезглавят на рассвете. Вместе с офицером попрощаться с Эгмонтом пришёл сын Альбы — Фердинанд. Оставшись с графом наедине, молодой человек признается, что всю свою жизнь он считал Эгмонта своим героем. И теперь ему горько осознавать, что он ничем не может помочь своему кумиру: отец все предусмотрел, не оставив никакой возможности для освобождения Эгмонта. Тогда граф просит Фердинанда позаботиться о Клэрхен.

Узник остаётся один, он засыпает, и во сне ему является Клэрхен, которая венчает его лавровым венком победителя. Проснувшись, граф ощупывает свою голову, но на ней ничего нет. Брезжит рассвет, раздаются звуки победной музыки, и Эгмонт направляется навстречу стражникам, пришедшим вести его на казнь.

События трагедии происходят в Голландии, В Брюсселе 1567-1568 годов. На главной площади города проводятся соревнования по стрельбе из лука. Один из солдат армии Эгмонта, принимает участие в состязаниях и занимает первое место. Выиграв, солдат угощает всех участников вином за свой счёт. В завязавшемся разговоре читатель узнаёт, что Нидерландами правит Маргарита Пармская, которая поддерживает политику своего брата, короля Испании. Фландрийцы наоборот любят и поддерживают графа Эгмонта, который прославился своими победами. Причём он лояльно относится к новой религии, которую проповедуют посланцы из Германии. Не смотря на запреты Маргариты, новая вера обретает множество сторонников среди обывателей, которые устали от постоянных поборов католиков и постоянных войн.

В это время Маргарита Пармская проводит совет со своим советником Макиавелли. Она должна составить отчёт о волнениях в стране, которые набирают силу. Для принятия решения, она созвала всех наместников нидерландских провинций.

В городе проживает девушка по имени Клара. Она страшно влюбилась в графа Эгмонта, который как - то раз зашёл к ним в гости. Мать девушки хотела выдать её замуж за соседа Бракенбурга, но теперь понимает, что Клара живёт мечтами о графе.

Граф Эгмонт занимается разбором своей почты. Он рассматривает письма своих солдат и вдов погибших. Некоторые из них, являются жалобами на его солдат. На все вопросы он отвечает справедливо. От его друга, испанского графа Оливы пришло письмо, в котором тот советует принять меры предосторожности и не быть таким открытым. Но Эгмонт ставит превыше всего справедливость и свободу, поэтому ему трудно быть осторожным.

К нему проходит принц Оранский, который предупреждает о надвигающейся опасности от герцога Альбы. Но Эгмонт не верит ему и отправляется к своей любимой Кларе. Девушка встречает графа с искренней любовью. Он отвечает ей тем же.

В это же время Маргарита Пармская тоже узнаёт о прибытии Альбы. Она отрекается от престола и покидает страну. По приезду наместника Альбы в Брюссель, то наводит свои порядки. Ему везде мерещатся заговоры. Главными противниками Альбы считаются принц Оранский и граф Эгмонт. Герцог решил пригласить их в свой дворец и арестовать. Принц под благовидным предлогом отказывается от аудиенции, а граф приходит на встречу с Альбой. В ходе разговора, Эгмонт не соглашается с высказываниями герцога и его бросают в тюрьму.

Узнав о том, что Эгмонта ждёт смертная казнь, Клара бросается на улицу и призывает народ к восстанию, но никто не соглашается с ней. Так и не найдя выхода из ситуации, она берёт у своего соседа яд и выпивает его.

Эгмонт в это время говорит с сыном герцога Альбы, Фердинандом. Он огорчён, что не может помочь графу, так как отец не оставил ни единого выхода. Тогда Эгмонт просит позаботиться его о своей возлюбленной, не зная о её смерти.

Заключённый засыпает и видит ночью удивительный сон, как к нему явилась Клара и обвенчала его лавровым венком. Он просыпается, ощупывая свою голову. Но венка нет. С рассветом, раздаются звуки музыки и Эгмонт готов встретиться со стражниками, которые поведут его на эшафот.

о время пребывания в Италии Гёте завершил также рабо­ту над пьесой «Эгмонт», начатую еще в 1775 году. Первое из­дание «Эгмонта» вышло в 1788 году.

Трагедия «Эгмонт» является как бы последним отголоском штюрмерских настроений Гёте. Подобно «Гёцу фон Берлихин-гену», - это историческая драма, посвященная теме революции. В основу сюжета Гёте положил события периода борьбы Ни­дерландов за свою независимость от Испании (вторая полови­на XVI в.). Хотя герой трагедии лицо историческое, Гёте су­щественно изменил его облик. Исторический Эгмонт был ко времени изображаемых событий старым человеком, главой мно­годетной семьи. У Гёте он молод и не женат. Не только эти внешние обстоятельства, но и характер Эгмонта в трагедии иной, чем в действительности. Подлинный Эгмонт играл весь­ма двусмысленную роль во время борьбы Нидерландов за свою независимость. Он заигрывал с народом и одновременно старался выслужиться перед испанскими угнетателями его ро­дины.

В «Эгмонте» сюжет обладает почти такой же исторической широтой и масштабностью, как в «Гёце фон Берлихингене». С реалистическим мастерством, напоминающим метод Гёте в его первой исторической драме, поэт воссоздает картину больших событий, затрагивающих судьбы целого народа. В дейст­вии участвуют и значительные политические деятели, и пред­ставители разных общественных слоев. Герой оказывается в круговороте напряженной борьбы.

Как и в «Гёце фон Берлихингене», конфликт, связанный с отдаленным историческим прошлым, интересует Гёте не толь­ко сам по себе, но и в плане актуальных вопросов современно­сти. Гёте возвращается к проблеме революции и ищет ее реше­ния. Напомним, что произведение было закончено им за год до начала первой буржуазной революции во Франции. И если, как мы увидим, Гёте и не дал в своей драме последовательного революционного решения социально-политических вопросов, то все же глубоко показательно, что великий поэт остро ощущал, насколько назрела идея революции в современной ему Европе. Гёте стремится решить для себя и своих современников проб­лему отношения к революции. Эгмонт проходит в драме Гёте определенный путь развития, который мы сейчас проследим.

В какой-то мере политические взгляды Эгмонта выражают точку зрения самого Гёте. Мы слышим голос прежнего штюр-мера, ныне примирившегося с существующим порядком вещей, когда Эгмонт говорит, обращаясь к бунтующему народу: «Что до вас, граждане, то сохраняйте спокойствие, сдерживайте себя и других - вы и так на худом счету. Не раздражайте короля еще больше, ведь сила на его стороне. Каждый порядочный нидерландец, если он честно и усердно трудится, пользуется той мерой свободы, которая ему нужна».

Эгмонт занимает двойственную позицию. Он хочет мира, покоя, порядка, чтобы иметь возможность наслаждаться блага­ми жизни. Но он отнюдь не закрывает глаза на тяжелое поло­жение народа. Сочувствуя ему, он тем не менее хотел бы избе­жать войны и кровопролития. Жизнелюбивый и гуманный человек, он искренне хотел бы сделать что-нибудь для облегче­ния положения народа, но только не посредством насилия, которое претит ему.

Эгмонт - человек открытой и прямой натуры, он не политик и не хочет быть им. Белинский имел основания для критики героя, когда писал: «Вникните в характер Эгмонта, и вы уви­дите, что это лицо играет святыми чувствами, как предметом возвышенного духовного наслаждения, они, эти святые чувст­ва, вне его и не присущи его натуре». Под «святыми чувства­ми» Белинский подразумевает стремление к политической и социальной свободе. И действительно, эти стремления не полу­чили в душе Эгмонта развития. Он хочет и может наслаждать­ся жизнью даже тогда, когда весь народ стонет под игом гнета. Потребность в счастье, в радости, в наслаждениях столь вели ка в нем, что он не желает ждать того времени, когда блага жизни будут доступны всем. Несчастья народа наводят лишь легкую тень на его эпикурейскую жизнь. Эгмонт, несомненно, индивидуалист, более того, он эгоист. .

Чем же можно тогда объяснить любовь народа к Эгмонту? Тем, что Эгмонт являет собою известного рода социальный парадокс. В условиях, когда все люди придавлены к земле, не смеют распрямить спины, сказать прямо, что они думают, Эг­монт живет свободно, действует согласно своим желаниям, не считает нужным склонять свою гордую голову, открыто выра­жает свои мысли и чувства. Он человек, купивший эту внут­реннюю свободу ценой отказа от дум и забот о благосостоя­нии всего общества и народа. И поэтому, хотя он не печется о народном благе, народ видит в нем символ того, какими долж­ны быть все люди, когда свобода будет доступна для всех.

Нетрудно увидеть, насколько автобиографичны были эти мотивы для Гёте в веймарский период. Гёте сам в какой-то степени был таким свободным Эгмонтом, получившим возмож­ность всесторонне развивать богатые задатки своей натуры, когда он отказался от прямой борьбы против поработителей народа. Но быть таким, по мнению Гёте, вовсе не значит стать чуждым народу, как он это показывает на примере Эгмонта. Показать людям идеал свободного человека уже означает сде­лать что-то для народа, пробудить в нем стремление, чтобы все стали такими. В этом Гёте видел оправдание той позиции, кото­рую он занял после отказа от штюрмерского бунта.

Логика событий приводит к тому, что для Эгмонта оказы­вается невозможным остаться в стороне от борьбы. Испанские угнетатели Нидерландов видят для себя опасность в самом существовании такого человека, как Эгмонт, который презирает их и всем своим поведением подает пример неповиновения вла­стям. Эгмонта заключают в тюрьму. И тут народ не забывает о нем. Арестованный Эгмонт становится как бы знаменем для борющегося за свое освобождение народа. И сам Эгмонт пере­живает внутренний перелом. Он перерастает свой индивиду­ализм и приходит к пониманию того, что его судьба как чело­века оказывается неразрывно связанной с судьбой народа. Трагический конец Эгмонта показывает, что даже для отдель­ного индивида, поставленного в самые благоприятные условия, невозможна реальная свобода тогда, когда в обществе царят тирания и гнет. В свой предсмертный час Эгмонт осознал это, и если он уже не может бороться за свободу народа, то дол­жен хотя бы умереть как борец.

Объективный смысл трагедии состоит в том, что освобожде­ние личности неразрывно связано с освобождением всего общества, и трагедия «Эгмонт», по существу, оказывается одним из наиболее передовых произведений Гёте, имеющим револю­ционное значение.

В пьесе ясно звучит мысль о том, что стремление наро­да к свободе нельзя ни остановить, ни задушить. Предсмерт­ная речь Эгмонта: «Радостно отдайте свою жизнь за то, что вам всего дороже, - за вольность, за свободу! В чем вам при­мер сегодня подаю!» совсем не похожа на последние слова Гёца фон Берлихингена. Рыцарь с железной рукой умирал с горь­ким чувством, что свобода возможна только в смерти. Гётев-ский граф Эгмонт умирает с сознанием того, что на его место встанут другие борцы, которые будут сражаться за свободу народа.

Рядом с Эгмонтом в трагедии стоит замечательный образ девушки из народа Клерхен; в ней как бы воплощена душа народа. Любовь Клерхен к Эгмонту несет на себе печать на­родной любви к герою. Клерхен самоотверженно решает разде­лить судьбу своего любимого и умереть вместе с ним. Образ героини дышит эпическим величием и трагической возвышен­ностью.

Эпикурейцу и жизнелюбу Эгмонту в трагедии противопо­ставлен образ трезвого и по-пуритански аскетичного полити­ка - принца Вильгельма Оранского. Вильгельм Оранский - государственный деятель, все интересы которого сосредоточены в стремлении добиться независимости страны. Как политик, он привык считаться с обстоятельствами и приноравливаться к ним. Стремясь к освобождению своего народа, принц Оранский считает опасным в данных условиях действовать открыто и прямо. Он предпочитает окольные пути, дипломатию, полити­ческую хитрость, имеющую целью запутать противника; хотя цель, которую он себе ставит, в конечном счете благородна, однако он идет к ней окольными путями. В какой-то мере он унижает и подавляет в себе всё человеческое, отказываясь от всего личного во имя государственных задач.

Аскетическое самоотречение - даже во имя великого обще­народного дела - представляется Гёте противоречием по отно-" шению к самому принципу революции, которая совершается именно ради всестороннего освобождения человека. Но это не означает, что Гёте осуждает Вильгельма Оранского. Хотя ему близок и дорог жизнелюбивый Эгмонт со всем его отсутствием политического такта, он понимает, что у Вильгельму Оранского есть своя правда. Если он и не герой, то зато - практик, уме­ло добивающийся своей цели. Народу нужны и герои типа Эг­монта, и политики типа Вильгельма Оранского. Во всяком слу­чае, каждый из них по-своему служит прогрессу.

Враждебный лагерь представлен несколькими четко очер­ченными фигурами, среди которых выделяются «железный гер­цог» Альба и Маргарита Пармская. В этих образах воплощена вся жестокая непреклонность угнетателей народа, глухих к до­водам разума и требованиям справедливости.

В формальном отношении пьеса ближе к произведениям пе­риода «бури и натиска», чем к другим драмам веймарского периода. Как и «Гёц фон Берлихинген», трагедия написана в прозе, живым и красочным разговорным языком. Действие происходит то на улице, то во дворце, то в домах горожан; в нем участвуют люди различных сословий: испанская и нидер­ландская знать, бюргеры, простой народ. Особенно ярки на­родные сцены пьесы.

Жизнерадостность, вера в народ, любовь к свободе и опти­мистическая вера в возможность ее торжества, в то, что борь­ба не бесплодна, - эти стороны идейного содержания трагедии привлекли внимание великого композитора-революционера Бет­ховена, который написал вдохновенную музыку к гётевской трагедии.

«Эгмонт» свидетельствует о том, что ни о каком действи­тельном примирении Гёте с феодальным обществом говорить не приходится. Подспудно в душе поэта жила мечта о свободе, и он осознавал трагизм своего положения. В Германии кон­ца XVIII века передовые люди, подобные Гёте, сталкивались в одиночку с враждебной им средой господствующего класса. Они не чувствовали за собой непосредственной поддержки масс, подобно той, какую народ оказывал Эгмонту.

&ab_channel=%D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%94%D1%8F%D0%B4%D1%8E%D1%80%D0%B0

УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году.

Увертюра — первый из девяти номеров этой музыки.

Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием.

События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев.

Герцог Альба


Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек.

Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело.

Восстание закончилось победой в 1576 году.

А в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость части Нидерландов.

Увертюра «Эгмонт» — произведение одночастное. В увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме.

Увертюра начинается медленным вступлением. Здесь даны две резко контрастные темы.

Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды:

Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные.

В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер.

Тема воспринимается как просьба, жалоба:

Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.

Как обычно, увертюра написана в форме сонатного аллегро. Главная партия имеет волевой, героический характер.

Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo:

Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления — темой «страданий» народа.

Ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.

Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем.

В первой фразе — аккордовой, тяжеловесной — без труда можно узнать тему «поработителей».

Изложенная в мажоре, она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам.

Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления:

Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.

Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется.

На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ».

Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами:

Но «борьба» на этом не заканчивается.

Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще — тема народа.

Неравный поединок внезапно обрывается.

Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов.

Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.

Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы.

Ее торжественный и ликующий характер говорит о победе народа:

Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия.

Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо.

Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу — основное содержание героических произведений композитора, в том числе «Патетической сонаты», пятой симфонии, увертюры «Эгмонт».