Биографии Характеристики Анализ

Идея произведения тринадцатый подвиг геракла. Конспект урока по рассказу Фазиля Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" Завьяловой О. Ф.А.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Конспект урока по рассказу Фазиля Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"

Урок посвящён анализу рассказа. Плотная работа с текстом, задействованы разные виды чтения, пересказ.

Конспект урока литературы в 6 классе

Завьяловой О. А.

Тема : Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Часовня Зигмунта Станислава Моссаковского - выдающаяся и монументальная работа, в которой автор обобщил многолетние исследования этого необычного здания. Автор, однако, не справился с ошибками, которые кажутся неактуальными. Фактически, они переосмысливают основную идею книги. Мои сомнения касаются отношения автора к Анджей Кшицки и того, как этот выдающийся гуманист был представлен в Часовне Сигизмунда. Эстрейхером в «Эскизах Берреччи». Есть только один ответ: Анджей Кшицки.

Поэтому неудивительно, что политические писания и стихи Анджей Кшицки становятся основой для понимания идеологической программы Часовни. Моссаковского есть свое видение жизни и творчества Анджей Кшицкого, которое он представил следующим образом. Он был главным представителем в Польше кириллицы, очень светским, языческим способом выражения священного содержания, разработанным итальянскими гуманистами, против которого он резко отреагировал позже на Эразм из Роттердама. Автор строит в этом фрагменте ключ для своего текста оппозиция: циклотрон Кшицки - Эразм из Роттердама, языческая древность - вера в дух иренизма.

Класс : 6

Цели:

1. Образовательные: познакомить учащихся с биографией и произведениями (на примере рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла») Ф. Искандера; повторить средства выразительности, используемые в художественном тексте.

2. Развивающие: совершенствовать навыки чтения и анализа художественного текста; совершенствовать навыки монологической речи; продолжить развитие коммуникативной компетенции учащихся,

Ему необходимо снять и изолировать Кшицкого, потому что представитель языческого способа выражения священного содержания не мог посоветовать королю, когда речь идет о религиозном содержании, что подчеркивается автором в следующем отрывке. Кшицки был создан здесь как равный с епископом Мидзылески и был показан им как особенно ревностный противник лютеранства, сражаясь с ним суровыми декретами. Эта практика служит для того, чтобы подчеркнуть тезис, очень близкий к автору, что единственным представителем чистой веры Христа был король Сигизмунд.

3. Воспитательные: развивать интерес к родной литературе, воспитывать внимательное отношение к слову, понять нравственный смысл рассказа.

Оборудование : Учебник литературы 6 кл., фонохрестоматия к учебнику/аудиокнига, портрет Ф. Искандера, иллюстрации к мифам о Геракле.

Ход урока

Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнём нашу работу.

Ученый создает таким образом классический ложный антагонизм: хороший король - плохие советники. Большинство надписей в мавзолее Вавеля исходили из его пера, а также его многочисленные случайные стихи о произведениях, созданных в результате покровительства короля. Но у нас нет убедительных доказательств того, что их влияние было значительным в этом случае.

Напротив, ни одна из идей, которые мы определили в работе, не требовала участия консультантов. Станисо Моссакоуски рассчитывается в функциях, выполняемых Ладиславом, подчеркивая особенно тот факт, что он был прежде всего большим латинским поэт, который писал в основном надпись и иногда стихи, в которых были обильными там мифологические метафоры. Следователь также замечает, что Кричиус даже мог советовать королю, но это было необязательно. Таким образом, читатель книги должен знать, что Кшицки - это только поэт, который чисто технически относился к своей работе, потому что сам факт написания нескольких надписей, по словам автора, не свидетельствует.

Актуализация имеющихся знаний . .

Учитель : Сегодня мы продолжим наше знакомство с произведениями, в которых в центре оказывается ребёнок. Что мы уже прочитали?

Ученики : «Конь с розовой гривой» Астафьева, «Уроки французского» Распутина.

Учитель : Наша цель сегодня - познакомится с писателем Фазилем Искандером. Откройте тетради, запишите тему «Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Вы что-нибудь слышали об этом авторе до 6 класса?

Кроме того, ничего экстраординарного, потому что в том, что он написал, нет ничего, что сам царь не изобрел бы. Отсюда простой вывод, что Кшицки не имеет никакого отношения к Часовне Сигизмунда. По мнению исследователя, не более чем ремесленник, нанятый королем для выполнения конкретной задачи, а также Берреччи.

Часовня использовалась монархом Беррецимом так же, как в канцелярии, а в политической и повседневной жизни он использовал гуманистическую элиту своего двора. Использование глагола «используется» точно отражает отношения Зыгмунта с гуманистической элитой, поскольку он указывает на расстояние, странность, чиновник, а не на любителей искусств и правителя.

Слово учителя. Знакомство с биографией Искандера. Ученики отмечают главные моменты в тетрадях.

Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия), в семье владельца кирпичного завода. Школу закончил в Абхазии. После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 перевелся в Литературный институт им. , окончив его в 1954. В работал журналистом в Брянске (газета "Брянский комсомолец") и Курске (газета "Курская правда"). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. Первый сборник стихов Искандера, "Горные тропы", вышел на русском языке в 1957 в Сухуми. Прозу начал писать с 1962 г. Печатался в журналах "Литературная Абхазия", "Юность", "Новый мир", "Неделя". Фазиль Искандер - лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993) и премии "Триумф" (1999). Живет в Москве.
Среди произведений Фазиля Искандера - стихи, рассказы, повести, романы, сценарии.

Автор, похоже, настолько убежден в своем представлении, что он не замечает идеализацию Зигмунта. Все предположения, относящиеся к королю, кажутся ему неожиданно надежными, определенными, очевидными, но гипотеза, указывающая на Кшицки - нет: король не знал древнего или итальянского искусства, и он ожидал в этом отношении итальянского мастера.

Вся ценность этого аргумента основана на утверждении «мы думаем», то есть мы не уверены, предположим. Вышеприведенное утверждение - это всего лишь гипотеза, которая, к сожалению, становится в тексте тезиса фактом, на котором автор основывает свои претензии. Если предположить, что король знал трактаты Альберти и Гаурики, то, возможно, хотя и не обязательно, кажется очевидным, что правитель использовал Берреччи и не нуждался в советниках. Фактически эти гипотетические предположения были необходимы, чтобы исключить из дискурса Кшицкого.

Учитель : А теперь посмотрим, какие произведения написал этот писатель. Названия записаны на доске, только вот буквы в них перепутались. Придётся вам разобраться!

Запись на доске: «К л о и р и к и И ы у д в а», « О с з е в д и е з З о к л у о т а р», «О й м И у к м р», « З п р т н й а е ы О п д л»

Ученики : «Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура», «Мой кумир», «Запретный плод».

Между Кшиштофом и обычным мастером, работающим над строительством часовни Зигмунта, нет никакой разницы. Моссаковский был продиктован - потому что так его следует понимать - королем, потому что в любой другой ситуации поэту часто приходилось встречаться с правителем, обсуждать, объяснять идеологические предположения, которые должны быть выполнены. Но тогда нужно было бы предположить, что по крайней мере на происхождение художника повлияла идеологическая программа, в какой-то мере он способствовал этому.

Давайте спросим, ​​может ли этот человек быть придворным? Разве можно описать человека, на чьих руках Барбара Барбара, которая любила Кодруса как отца и его гроб, принесенных в гробницу? Моссаковский не видит, что единственное, что он действительно может доказать, это то, что король основал Часовню, заплатил за нее и принял ее. Все остальные заявления являются только гипотезами, а не просто мало надежны, но для Ладислава ошибочного, например.

Учитель : Молодцы! Искандера нельзя назвать детским писателем, поскольку он не адресует свои произведения специально детям. Но в его рассказах, повестях и романах часто фигурирую дети. В одном интервью писателя спросили, почему для него так важна тема детства. Вот что он ответил: «Детство формирует человека, и многие впечатления детства становятся основой характера взрослого человека. В этом смысле детство - это основа будущего взрослого человека.».

Язычество и язычество Кшицки - стереотип среди многих ученых, о чем свидетельствуют религиозные писания раннего поэта. Автор нашел лишь несколько лексических заимствований, относящихся к аду и сатане. У них также есть синонимичная функция, поэтому исследователь признал религиозное творчество Кшицкого свободным от мифологической метафоры. Большинство эпиграмм и песен имеют четкую связь с литургическими церковными песнями. Феноменологию и лексикологию возродил поэт, который характеризовал свои собственные антитезы или поэтические парадоксы, диверсифицировал лексико-фразеологические структуры и преувеличивал выражение уже сложившихся выражений.

Анализ текста

Учитель : Дома вы познакомились с рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла». О чём он? Кто появляется в первых строчках?

Ученики : Это рассказ о том, как мальчик поплатился за несделанное задание. На первых страницах мы видим учителя математики - Харлампия Диогеновича.

Учитель: Давайте послушаем отрывок из фонохрестоматии. А вы себе в тетради запишите ключевые слова, характеризующие/показывающие этого необычного учителя.

Кшицки был только велосипедистом и не писал религиозных стихотворений. Обилие мифологической метафоры проявляется прежде всего в эпитафиях и тесно связано с поэтикой жанра. Моссаковский, добавив, что однажды он увидел сходство между украшением часовни и мифологическими фигурами из текста Кшицки.

Но теперь ученый утверждает, что «мифологическая тема была строго зависима от визуального искусства античности и ренессанса, который был собран в Италии». Немного больше пространства должно быть посвящено событиям в Гданьске, которые могут тесно связаны с идеологией анти-поэзии, присутствующей в украшении часовни. Кшицки оказывается отличным богословом, который отвечает за полемику лютеранства, продолжаем ли мы поверить, что он не влиял на идеологическую программу Часовни; В своем выступлении Кшицки использовал сильные слова: Если король является могущественным защитником веры, как вы можете осмелиться совершить такие преступления против веры? Отсюда можно создать впечатление, что Кшицки не имеет к ним никакого отношения. . Поэтому нет никакого вопроса о фанатичном отношении, если бы это было так, Меланхтон не поддерживал бы контакт с Кшицким, и его будущий зять не пригласил поляка на его свадьбу.

Ученики слушают фрагмент, выписывают слова. Проверка.

Учитель : Что мы можем сказать, исходя из услышанного? Как водится, ученики бояться контрольных. Послушаем, как проходили контрольные на уроках Харлампия Диогеновича. Откройте учебники.

Ученики . Несколько учеников выразительно читают фрагмент.

Учитель : подчеркните средства выразительности, которые использует автор для создания ярких образов героев.

В этой обстановке хорошо известно, что Кричиус критиковал как лютеранина, так и его собратьев в вере, которых он в равной степени критиковал и подрывал, особенно иерархов. Может ли мифологическое украшение иметь прямые ссылки на реальность? Моссаковский исключает эту возможность, потому что Берреччи, по словам исследователя, уже принес готовые шаблоны из Италии и не мог тогда точно знать польские реалии. Он знал самые общие концепции, ожидания короля, которые Ян Ласки представил ему. Будущая работа заключалась в том, чтобы выразить символические ценности «римской метафоры».

Ученики : сравнение (с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза ), метафора (чёрный лебедь), эпитет (мощные усилия), ирония.

Учитель : Кто ёще действует в рассказе? Для этого выполним небольшую тестовую работу

О ком из героев говориться во фрагменте?

Это могло быть иначе. Таким образом, художественные ожидания польских зрителей были четко сформулированы. Предстоятель решил использовать пропагандистский конец стихотворения Кричиуса, чтобы показать, что кольцо врагов Польши лопнуло с востока, но другие враги на западе. Кшицки четко указал на австрийский дом и свои отношения с Москвой.

Трудно представить, что Предстоятель, отдав свою работу в Италии, не передал копию Берреччи. Это означало Оршу, страну, которую Ваповский напишет в своей летописи: В кво Сарматия тянуть в рипах Борисенис акорис кворум Арас. Этот факт свидетельствует о том, что люди, ответственные за создание имиджа государства и правителя последовательно - с согласия царя - обратился к форме Александра, подчеркивая его связи с землей Ягеллонского государства, где якобы принадлежали алтари. Король Сигизмунд, естественно, стал наследником этой традиции.

Рядом со мной сидел тихий и скромный ученик. Звали его___________???______ Теперь он себя называл Аликом и даже на тетради писал Алик, потому что началась война и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером. Все равно все помнили, как его звали раньше, и при случае напоминали ему об этом.
Я любил разговаривать, а он любил сидеть тихо. Нас посадили вместе, чтобы мы влияли друг на друга, но, по-моему, из этого ничего не получилось. Каждый остался таким, каким был.

И если это так, то Моссаковский может не согласиться с тем, что Берреччи знал не более общих предположений идеологической программы. Трудно, например, представить, что в часовне не сделали никаких ссылок на Александр, их присутствие не является не случайно, является частью общей концепции государства и правителей, один из которых основных волшебников -.

Повторим - был Анджей Крзики. Интерпретация письма также неверна. Король Зигмунт в Яну Бонере, в котором правитель согласился начать строительство часовни. Колонно, который обсудил условия брака Зигмунтом и Бона. Именно тогда Берреччи представил королеву проект часовни и выразил свое мнение в письме к Бонеру. Следует, однако, отметить, что в то время вместе с королем Кшицки, как королевский секретарь и ближайший советник, активно участвовал в переговорах о браке короля. речь, а затем доставлена ​​в Бари Станиславом Остророгом.

Подошел к столу, длинный, нескладный, и по липу его было видно, что он так и не решил, что лучше, получить двойку или идти первым на укол.
Он заголил рубаху и теперь стоял спиной к докторше, все такой же нескладный и не решивший, что же лучше. И потом, когда укол сделали, он не обрадовался, хотя теперь весь класс ему завидовал.

Пересядьте, пожалуйста, к ***.
???------ встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к ***, который плохо учится.

Колонн Крикиус сразу стал друзьями: художники - дипломаты писали письма и стихи для себя. Как это было в это время, его отношения с Берреччи были неизвестны, но известно, что Кшицки, как никто другой, понимал с итальянскими художниками в Польше. Напротив, последующее сотрудничество авторов полностью наделяет его полномочиями. Критическое мнение правителя, которого Кричиус был уверен в том, что в отношении «определенных настроений» упоминаются действия Бонера и Берреччи, которые привели план Часовни вместе с надписями, которые он привез в Вильнюс.

Ученики : выполняют задание. (возможны разные виды проверки).

Учитель: От чьего лица ведётся повествование? В какое время произошла история, описанная в рассказе.

Ученики : послевоенное время, Абхазия. Рассказчик - пятиклассник.

Учитель : Тогда почему же в названии рассказа появляется Геракл? Что это за герой?

Ученики : древнегреческий герой, сын Зевса, совершал подвиги.

Учитель: Перечислите подвиги Геракла

Ученики: (с помощью картинок)

    «Немейский лев» «Лернейская гидра» «Керинейская лань» «Эриманфский вепрь » «Авгиевы конюшни» «Критский бык» «Кони Диомеда» «Пояс Ипполиты» «Стадо Гериона» «Стимфалийские птицы» «Укрощение Цербера» «Яблоки Гесперид»

Учитель: Хорошо!(оцениваются наиболее активные). Какое значение имеет слово подвиг?

Ученики: Смелый поступок.

Учитель: Можно ли назвать подвигом поступок главного героя рассказа? Почему Искандер называет это «подвигом»

Учитель: Давайте прочитаем концовку рассказа. Каким образом Харлампий Диогенович дал мальчику урок?

Ученики: (чтение по ролям финальной сцены у доски). Он воспитывает смехом. Никто не хочет быть смешным.

Подведение итогов . Сегодня мы познакомились с произведением о детстве. Как и большинство подобных текстов, он учит нас, читателей. Но Искандер учит по-своему. В рассказе нет нравоучительности. Мы смеемся вместе с героем. В том числе и над ним самим. Рекомендую вам прочитать ещё несколько рассказов этого автора.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание . Выучить наизусть финальное размышление героя о смехе.





Краткая биография. Фазиль Искандер закончил Сухумскую школу с золотой медалью и приехал учиться в Москву. Он учился в Литературном институте имени М.Горького, а затем работал журналистом в Брянске и в Курске. В 1956 году Искандер вернулся в родной город и продолжил писать рассказы. Он создал много произведений о детях и для детей.




«Тринадцатый подвиг Геракла» Когда мы читаем этот рассказ, то рассуждаем. Кто такой Геракл? Сколько подвигов он совершил? Какие это подвиги? Ещё, не читая рассказа, мы рисуем в своём воображении: Геракл - самый популярный из греческих героев. Жизнь его можно описать в двух словах: подвиги и страдания – всем этим он обязан богине Гере, недаром его прозвище означает «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Геракл совершил свои знаменитые 12 подвигов, тринадцатого подвига не было! Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом не является.


Краткое содержание рассказа. В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович сразу заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не грозился вызвать родителей в школу. Его главным оружием был юмор. Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха. Однажды ученик 5 «Б» класса (от которого ведётся повествование), не выучив домашнего задания, пришёл на урок к Харлампию Диогеновичу. Мальчик очень боялся, что после своего выхода с домашним заданием к доске, станет мишенью для искромётного юмора своего учителя. В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович сразу заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не грозился вызвать родителей в школу. Его главным оружием был юмор. Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха. Однажды ученик 5 «Б» класса (от которого ведётся повествование), не выучив домашнего задания, пришёл на урок к Харлампию Диогеновичу. Мальчик очень боялся, что после своего выхода с домашним заданием к доске, станет мишенью для искромётного юмора своего учителя.


Краткое содержание рассказа(2) Через некоторое время после начала урока в класс вошёл доктор вместе с медсестрой, которые проводили вакцинацию от тифа среди учеников школы. Они разыскивали 5 «А», но по ошибке зашли в параллельный класс. Чтобы обезопасить себя от выхода к доске, ученик-повествователь вызвался проводить врачей на урок в 5 «А». Более того, пока они шли коридорами школы «доблестному» пятикласснику удалось убедить врачей начать вакцинацию с 5 «Б». Таким образом, ему удалось спасти от неминуемой двойки и юмора учителя себя и своих одноклассников. После докторских «экзекуций», сорвавших урок, до звонка оставалось совсем немного времени, и в этот промежуток Харлампий Диогенович решил-таки послушать решение домашнего задания у нашего пятиклассника. Герою, только что спасавшему класс, не удалось избежать ни сарказма своего преподавателя, ни смеха своих собратьев по классу. С тех пор он гораздо ответственней стал подходить к домашним заданиям. Через некоторое время после начала урока в класс вошёл доктор вместе с медсестрой, которые проводили вакцинацию от тифа среди учеников школы. Они разыскивали 5 «А», но по ошибке зашли в параллельный класс. Чтобы обезопасить себя от выхода к доске, ученик-повествователь вызвался проводить врачей на урок в 5 «А». Более того, пока они шли коридорами школы «доблестному» пятикласснику удалось убедить врачей начать вакцинацию с 5 «Б». Таким образом, ему удалось спасти от неминуемой двойки и юмора учителя себя и своих одноклассников. После докторских «экзекуций», сорвавших урок, до звонка оставалось совсем немного времени, и в этот промежуток Харлампий Диогенович решил-таки послушать решение домашнего задания у нашего пятиклассника. Герою, только что спасавшему класс, не удалось избежать ни сарказма своего преподавателя, ни смеха своих собратьев по классу. С тех пор он гораздо ответственней стал подходить к домашним заданиям.


Образ учителя математики. Читая рассказ, мы задумались над образом учителя математики – Харлампия Диогеновича. А почему автор даёт ему такое отчество? Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанные чувства. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Автор даёт учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски. Почему герой с благодарностью говорит об учителе? Потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором. Читая рассказ, мы задумались над образом учителя математики – Харлампия Диогеновича. А почему автор даёт ему такое отчество? Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанные чувства. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Автор даёт учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски. Почему герой с благодарностью говорит об учителе? Потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором.


Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Как вы понимаете слова: «смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора?» Как вы понимаете слова: «смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора?» Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой. По словарю В.И.Даля юмор – весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев. Я считаю, что рассказ Искандера можно назвать юмористическим, потому что в нём присутствуют комические эпизоды, использована гипербола, например, при описании страха перед уколом у Алика Комарова; как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников. Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой. По словарю В.И.Даля юмор – весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев. Я считаю, что рассказ Искандера можно назвать юмористическим, потому что в нём присутствуют комические эпизоды, использована гипербола, например, при описании страха перед уколом у Алика Комарова; как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников.


Удивительный мальчик. Рассказ Искандера ведётся от имени мальчика, который видит мир словно через призму своего детского сознания. Мне очень нравятся фразы: «Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями.» Рассказ Искандера ведётся от имени мальчика, который видит мир словно через призму своего детского сознания. Мне очень нравятся фразы: «Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями.» Писателю удаётся вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям. Писателю удаётся вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям.


Одноклассники. Очень понравились одноклассники главного героя. Это Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров. Сахаров – отличник. Даже во время смеха он не перестаёт быть отличником. Шурик Авдеенко учится плохо. Когда учитель смеётся над ним, называя «чёрным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи.» Больше всех укола боится Алик Комаров. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Во время того, когда Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки.


Вывод. Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого подвига не было. Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом не является! Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, - не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Итак, главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.