Биографии Характеристики Анализ

Вайнштейн Л., Поликарпов В., Фурманов И.А. Общая психология - файл n1.doc

УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 В17

Рецензенты: кафедра общей и дифференциальной психологии Бело­русского государственного педагогического университета им. М. Танка; док­тор психологических наук, профессор В.А. Янчук

Вайнштейн, Л. А. В17 Общая психология: учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. - Минск: Соврем, шк., 2009. - 512 с.

ISBN 978-985-513-428-3.

Учебник написан в соответствии с Типовой учебной программой курса «Общая психология» для студентов психологических факульте­тов и психологических специальностей высших учебных заведений с учетом современных достижений психологической науки. Содержа­ние учебника соответствует требованиям Государственного образова­тельного стандарта по специальности 1-23 01 04 «Психология».

Для студентов университетов, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов и преподавателей.

УДК 159.9(075.8) ББК 88я73

Учебное издание

Вайнштейн л.А. Общая психология

Редактор О. В. Федькова

Компьютерная верстка О.Ю. Соловей

Подписано в печать 28.11.2008 с диапозитивов заказчика. Формат 60x84/16.

Бумага офсетная. Гарнитура «Нимбус». Офсетная печать. Усл. печ. л. 29,76.

Печ.л. 32. Тираж 3050 экз. Заказ 3128.

ООО «Современная школа». ЛИ № 02330/0056728 от 30.12.2003. Ул. П. Глебки, 11, 220104, Минск.

Республиканское унитарное предприятие «Издательство "Белорусский Дом печати"». ЛП№ 02330/0131528 от 30.04.2004. Пр. Независимости, 79, 220013, Минск.

ISBN 978-985-513-428-3 © Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов,

И.А. Фурманов, 2009 © Издательство «Современная школа», 2009

Глава 12. Эмоции 12.1. Понятие об эмоциях

Термином «эмоция» (от лат. emovere - возбуждать, волно­вать) принято обозначать особую группу психических процессов и состоянии, в которых выражается субъективное отношение че­ ловека к внешним и внутренним событиям его жизни.

Представления о природе, закономерностях и проявлениях эмоций в ходе развития психологической науки претерпевали значительные изменения, включая как сомнения в существова­нии вообще каких-либо закономерностей функционирования эмоций либо же в возможности их экспериментального изуче­ния, так и полное отрицание необходимости употребления та­кого понятия (рис. 63).

Первая теоретически обоснованная трактовка эмоциональ­ных явлений принадлежит психологам-интроспекцио-нистам: эмоции - это особая группа явлений сознания, имею-

щих два основных проявления: удовольствие и неудовольствие. Также представители интроспективной психологии обратили внимание на связь эмоциональных явлений с деятельностью внутренних органов. Развитие исследований в этом направле­нии привело к довольно радикальному изменению в конце XIX в. взглядов на природу эмоциональных явлений, которые стали рассматриваться как специфический вид или производная физио­логических процессов (теория Джемса-Ланге, Дж. Девея и др.). После критики этих взглядов проблема изучения эмоций заин­тересовала бихевиористов (В. Кэннон, Дж. Уотсон, Е. Тол-мен) и психоаналитиков (3. Фрейд). Параллельно разви­валось еще одно направление, объяснявшее происхождение эмоций исходя из их эволюционно-биологического назначе­ния, из функций, которые они выполняют в адаптации челове­ка к окружающему миру (Ч. Дарвин и др.). К началу 50-х гг. бурно начинает развиваться необихевиоризм, в рамках которого смещается акцент рассмотрения эмоций: теперь это не столько реакции на определенную ситуацию, сколько пере­менные, влияющие на возникновение и ход протекания пове­денческой реакции (Дж. Браун и И. Фарбер, Д. Линдсли). Пос­ле когнитивной «революции» начинают разрабатывать­ся идеи познавательной детерминации эмоций (М. Арнольд, С. Шехтер, Р. Лазарус). Несколько позднее появляются биоло­гически ориентированные теории, которые, однако, делают ак­цент на эмоциях как экспрессивных реакциях, а не как физио­логических изменениях (Е. Томкинс, К. Изард, Р. Плутчик).

Несмотря на концептуальные разногласия в большинстве теорий, при определении эмоций принимались во внимание три компонента, характеризующих эмоцию как психиче­ское явление:

    переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции;

    процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыха­тельной, пищеварительной и других системах организма;

3) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (мимика, пантомимика).

Концепция эмоций, разрабатываемая и в отечественной (рефлективной) психологии, основывается на тезисе о том, что психические процессы представляют собой специфиче­ский продукт деятельности мозга, сущность которого заключа­ется в отражении окружающей действительности. Эмоции - это один из видов функционального состояния мозга, форма от-

рожающей и регулирующей деятельности мозга. Кроме того, эмоции - это «отношение человека к миру, к тому, что он испы­тывает и делает, в форме непосредственного переживания» (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, в отечественной психологии подчеркивают­ся два основных аспекта эмоций:

    аспект отражения - эмоции являются специфической формой отражения значимости предметов и событий действи­тельности для субъекта. Эмоции - это особый класс психиче­ских процессов и состояний, связанных с инстинктами, потреб­ностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значи­мость действующих на индивида явлений и ситуаций для осу­ществления его жизнедеятельности;

    аспект отношения - эмоции выражают субъективное отно­шение человека к миру. «Эмоциональная жизнь есть своеобраз­ная форма отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру» (П.М. Якобсон).

В отличие от интроспективной психологии эмоции в реф­лективной психологии трактуются не как независимый мир субъективных явлений, не как специфический вид духовных фактов (противопоставляемых материальным фактам), а как совокупность процессов, порождаемых деятельностью мозга (как материальным субстратом). В противоположность бихеви-ористам отечественные психологи утверждают, что эмоции не являются специфическим видом физиологических реакций; эмоция - это психическое явление. Вместе с тем они подчеркива­ют значение тех физиологических механизмов, которые явля­ются условием возникновения эмоциональных процессов (ос­новные представления о физиологических механизмах эмоций основываются преимущественно на учении И.П. Павлова). В противоположность сторонникам глубинной психологии ут­верждается, что эмоции обусловлены не влиянием внутренних инстинктивных сил, а отношением между человеком и окружа­ющим миром.

Признание эмоций особым классом психических явлений тесно связано с проблемой определения их специфики (отли­чий от познавательных или мотивационно-потребностных про­цессов). Согласно Г.-М. Бреславу, эмоции являются посредни­ками между мотивационными и познавательными процессами.

К. Изард отмечает, что эмоциям в отличие от потребностей не присуще такое свойство, как цикличность.

К основным различиям эмоциональных и познаватель­ных процессов можно отнести следующие:

    эмоциональные явления относятся к единому субъекту, в то время как познавательные - к многообразным объектам, и соответственно первым присуща субъективность, а вторым - объективность содержания опыта;

    отношения, которые выражаются в эмоциях, всегда носят личный, субъективный характер и существенно отличаются от тех объективных взаимосвязей - отношений между предмета­ми и явлениями действительности, которые устанавливаются человеком в процессе познания окружающего мира. Один и тот же предмет или одно и то же явление действительности спо­собны вызывать иногда совершенно противоположное субъек­тивное отношение;

    эмоциональные явления меньше подвержены влиянию социальных факторов, в большей степени связаны с врожден­ными механизмами. Также они в меньшей степени опосредова­ны речью и другими знаковыми системами, менее осознанны, хуже управляемы и произвольно контролируемы, чем познава­тельные процессы;

    качественные особенности (модальности) эмоциональ­ных явлений - радость, страх, гнев и др. - специфичны и отли­чаются от качественных особенностей познавательной сферы (например, сенсорных модальностей);

    эмоциональные явления тесно связаны с потребностями человека. Познавательные же процессы в меньшей степени оп­ределяются потребностями;

    эмоциональные явления тесно связаны с различными фи­зиологическими процессами и состояниями (вегетативными, гормональными и др.). Познавательные процессы в меньшей степени и иным образом взаимодействуют с работой различ­ных физиологических систем;

    эмоциональные явления входят как обязательный компо­нент в структуру личности в качестве основных («ядерных») ее образований. Поэтому различные эмоциональные нарушения ведут, как правило, к различным личностным расстройствам. Познавательные процессы в меньшей степени определяют структуру личности: их нарушения (например, частные когни-

тивные расстройства) совместимы с сохранностью личности как таковой.

Как отмечает Я. Рейковский, в повседневном опыте функ­ционированию интеллектуальных процессов обычно приписы­вается порядок, гармония, организация, в то время как эмоцио­нальное реагирование отличается неопределенностью, непред­сказуемостью и хаотичностью. Однако в настоящее время есть основания считать, что все обстоит как раз наоборот: именно мышление может протекать свободно, неопределенным и не­предсказуемым образом, тогда как функционирование эмоций подчиняется жестко определенным закономерностям, и все, что ими обусловлено, является довольно стереотипным, устой­чивым и несмотря на разнообразие форм сходным.

Кажущаяся парадоксальность данного тезиса, а точнее, ка­жущееся его несоответствие повседневному опыту, обусловле­но тем, что возможность прогнозирования поведения челове­ка, который руководствуется рациональными представления­ми, является значительно большей, чем возможность прогнози­рования поведения человека, охваченного эмоцией и в связи с этим реагирующего неожиданным для себя и для других спосо­бом. Эта непредвосхищаемость реакций и действий, совершае­мых под влиянием эмоций, связана до некоторой степени с тем, что закономерности, управляющие эмоциональными про­цессами, в отличие от законов мышления, вплоть до последне­го времени систематически не изучались. Более того, счита­лось, что если они и существуют, их трудно выявить и исполь­зовать. Однако за последние десятилетия накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюде­ний и экспериментальных данных, позволяющих определить место эмоций в общей системе знаний о психической деятель­ности человека.

Таким образом, эмоции - это особый класс психических явле­ний, выражающих в форме непосредственного переживания зна­ чимость для субъекта внешних и внутренних событий и регулиру­ ющих в соответствии с ними его деятельность и поведение.

Вайнштейн Альберт Львович (1892 – 1970) - известный исследователь математической экономии, доктор экономических наук (1961), профессор (1962). Один из ведущих теоретиков ЦЭМИ АН СССР, где работал с 1963 г.

По окончании физико-математического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1914) начал свою научную деятельность в получившей всемирную известность Аэродинамической лаборатории "отца русской авиации" Н.Е.Жуковского.

Начиная с 20-х г. полностью посвятил себя исследованиям в различных областях экономической науки, прослушав перед этим курс на экономическом отделении Московского коммерческого института. Научная зрелость пришла к нему в годы, когда он работал в Конъюнктурном институте Наркомата финансов СССР - в те времена ведущего экономического исследовательского центра страны, возглавлявшегося выдающимся русским ученым-экономистом Н.Д.Кондратьевым. Кроме этого в те годы А.Л.Вайнштейн вел научную работу в стенах Московского и Среднеазиатского университетов, Промышленно-экономического института.

Первые научные работы А.Л.Вайнштейна были посвящены вопросам экономики и статистики сельского хозяйства. В частности, получили известность такие его работы тех лет, как: "Математическое исчисление среднего расстояния полей от усадьбы при различной конфигурации площади землепользования и разном местоположении усадьбы" (1922) и "Обложение и платежи крестьянства в довоенное и революционное время. Опыт статистического исследования" (1924).

А.Л.Вайнштейн стал одним из первых отечественных интерпретаторов метода прогнозирования рыночной конъюнктуры, получившего название "экономического барометра", увлекся применением методологии гармонического анализа (рядов Фурье) к исследованию периодичности и прогнозированию колебательных процессов в экономике. Его научные интересы в те годы привлекали: изучение рыночной циклической экономики НЭПа, стремление к познанию движения конъюнктуры и методов сознательного регулирования хозяйственных процессов по схеме "рынок плюс план", а также анализ народнохозяйственной динамики (оперативной и долгосрочной). Так же как и Е.Е.Слуцкий, он отметил слабые стороны методологии барометров конъюнктуры, оценивая как неудачные в целом применявшиеся в 20-х годах статистические и математические методы прогноза динамики народного хозяйства (см. его работу: "Проблемы экономического прогноза в ее статистической постановке", М., 1930).

Десятилетие пребывания в сталинских застенках не сломило его как ученого. В пятидесятые годы А.Л.Вайнштейн занялся проблематикой народного богатства и в этой области стал признанным авторитетом, как в России, так и за рубежом. Надо отметить его весьма жесткую позицию относительно истолкования сущности этой категории в ряде статистических работ 40-50-х гг. Он не допускал, чтобы национальное (народное) богатство трактовалось как соединение разносущностных слагаемых, и поэтому не могло быть исчислено в качестве единого синтетического показателя. Он выступал с резкой критикой тех специалистов, которые позволяли себе включать в национальное богатство природные ресурсы в их географическом, а не экономическом истолковании.

Такие его труды, как "Народное богатство и народнохозяйственное накопление предреволюционной России. Статистическое исследование" (1960) и "Народный доход России и СССР. История, методология исчисления, динамика" (1969), вошедшие в классический фонд, представляют собой не только и не просто цифры и их анализ. Эти книги - энциклопедия российских статистических источников предреволюционной поры и статистической методологии тех лет, содержащая теоретико-методологическую концепцию исчисления системы показателей народного (национального) богатства и народнохозяйственного накопления. Это исследование по истории статистических показателей, по ключевым идеям социально-экономической статистики - той науки, в которой русские ученые были мировыми лидерами на рубеже XIX-XX вв. Отметим, что занимаясь проблемой оценки народного богатства, А.Л.Вайнштейн впервые в мировой науке применил метод "непрерывной инвентаризации" основных фондов.

Высокая математическая культура, приверженность к точному количественному анализу, стремление к строгой логике в анализе и обосновании выводов привели А.Л.Вайнштейна в последний период его научной жизни к экономико-математическому направлению. В содружестве с другими выдающимися его представителями - В.С.Немчиновым, В.В.Новожиловым, А.Л.Лурье - он вел большую работу и по развитию этого научного направления, и по пропаганде и популяризации его достижений. Им было проведен ряд важных экономико-математических исследований в областях: функции сбережений; эффективности капитальных вложений; анализа, динамики и структуры национального дохода; критерия оптимальности экономики. Заметим, что А.Л.Вайнштейн был весьма строгим редактором знаменитой книги Нобелевского лауреата Л.В.Канторовича "Экономический расчет наилучшего использования ресурсов", отнесясь к этой работе, по признанию самого автора, отнюдь не формально.

Для А.Л.Вайнштейна была характерна высочайшая научная добросовестность и принципиальность, острая полемичность, а временами и резкость в отстаивании своих научных позиций. Но он никогда не ставил публицистическую остроту превыше научной четкости предлагаемых им альтернативных решений.

Итогом почти полувековой научной деятельности А.Л.Вайнштейна явились не только более сорока крупных работ и более сотни статей, но и те знания и те качества исследователя, которые он передал своим многочисленным ученикам. До последних дней он был в окружении научной молодежи, руководил теоретическим семинаром, непосредственно работал с молодыми учеными.

Альберт Львович оставил яркий след в сердцах и в памяти тех, кто его знал и с ним работал. Как ученый он создавал вокруг себя атмосферу высокой научной добросовестности и принципиальности. Как человек он был исключительно внимательным и чутким к тем, кто его окружал.

Н.С. Глуханюк, С.Л. Семёнова, А.А. Печёркина

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие позволяет оптимизировать психологическую подготовку студентов – будущих педагогов профессиональной школы. Пособие включает два раздела: теоретический – конспект лекций, изложенный в краткой форме, ориентированный на специфику подготовки и будущей деятельности педагогов профессионального образования и практический – способствующий знакомству с методами и приемами психологического изучения личности, формированию интереса к вопросам самоанализа. Тематика занятий соответствует содержанию учебного материала примерной программы курса «Общая психология».

Пособие адресовано студентам профессионально-педагогических вузов, а также слушателям факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере профессионального образования.


См.: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. М., 2002. С. 6..

См.: Там же. С. 7.

См.: Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М., 1998. С. 16.

См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. С. 64 – 65.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 24.

См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998. С. 28 – 29.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 50.

См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1996. С. 296 - 298.

См.: Психология: Слов. / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 227.

См.: Турусов О.В. Практикум по экспериментальной психологии. Самара, 1997. С. 54.

См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 42.

См.: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. С. 310.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 46.

См.: Дружинин В.Н. Указ. соч. С. 309.

См.: Психология: Слов. С. 428.

См.: Там же. С. 299.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 74 – 75.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ соч. С. 75.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 35.

См.: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С.93 – 94.

См.: Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.,1995. С. 289.

Крысько В.Г. Указ. соч. С. 154-155.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 153.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 227.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 160.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 254.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 254.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 256.

См.: Немов Р.С. Указ. соч. Кн. 1. С. 514 – 515.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С 119.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 184.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 100.

См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 149.

См. Там же. С. 150.

См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 151.

См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 153.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 90.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 92.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 93.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 155.

См.: Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 231.

См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. С. 115.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 169.

См.: Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1998.

См.: Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. С. 104.

См.: Психология: Слов. С. 264.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 163.

См.: Зинченко Т.П. Методические исследования и практические занятия по психологии памяти. Душанбе, 1974. С. 142.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С.111.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 116.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 178.

См.: Там же. С. 178.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 184.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 187.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 190.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 194.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 208.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 209.

См.: Там же. С. 211.

См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 269.

См.: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

См.: Теплов Б.М. Способности и одаренность// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. С. 32.

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 129.

Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 1996. С. 118.

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 140.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С. 248.

См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. С. 23.

См.: Морозов А.В. Деловая психология. СПб, 2000.С. 272.

См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 202.

См.: Крысько В.Г. Указ соч. С. 216.

Психология: Слов. Указ. соч. С. 352.

См.: Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1993. С. 84.

См.: Там же. С. 3.

См.: Психология: Слов. Указ. соч. С. 417.

См.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998. С. 26.

См.: Психология: Слов. Указ. соч. С. 10.

См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С. 167 – 168.

См.: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. С. 374.

См.: Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995.

См.: Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995. С. 141.

См.: Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. М., 1997. С. 248.

См.: Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. Минск, 1985. С. 96.

См.: Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопр. психологии. 1987. № 6. С. 120.

См.: Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1971. С. 120.

См.: Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностр. психология. 1994. № 2. С.68.

См.: Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. СПб., 1997. С. 176.

См.: Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. С. 124 – 134.

Психология: Слов. Указ. соч. С. 174.

Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А.,Фурманов И.А., Трухан Е.А.

Ф Общая психология: Курс лекций: .– Мн.: БГУ, 2004. –290с.

Курс лекций написан в соответствии с учебной программой дисциплины "Общая психология" для студентов отделения психологии БГУ с учетом современных достижений психологической науки.

ã Вайнштейн Л.А.,

Поликарпов В.А.,

Фурманов И.А.,

Трухан Е.А.

ISBN ã БГУ, 2004


Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ................................................ 6

1.1. Психология как наука......................................................................... 6

1.2. Предмет психологии............................................................................ 7

1.3. Понятие о психике............................................................................... 8

1.4. Психика и деятельность..................................................................... 10

Глава 2. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИКИ.... 12

2.1. Методические основы психологического познания......................... 12

2.2. Основные методы психологии........................................................ 18

2.3. Вспомогательные методы психологического исследования......... 29

2.4. Дополнительные методы, используемые в психологии.................. 38

2.5. Объективность психологических исследований и особенности психологической интерпретации полученной информации................................................. 43

Глава 3. СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ................................................... 46

3.1. Сенсорные и перцептивные процессы в структуре приема и переработки информации человеком............................................................................ 46

3.2. Понятие об ощущениях.................................................................... 48

3.3. Возникновение ощущений................................................................ 49

3.4. Классификация и виды ощущений................................................. 51

3.5. Общие свойства ощущений.............................................................. 57

3.6. Основные закономерности ощущений............................................ 58

Рис. 11 . Зависимость вероятности............................................................ 60

обнаружения от величины........................................................................ 60

стимула в околопороговой...................................................................... 60

Глава 4. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ.......................................... 65

4.1. Понятие о восприятии..................................................................... 65

4.2. Общие закономерности восприятия................................................ 66

4.3. Классификация и виды восприятия............................................... 77

4.4. Индивидуальные различия в восприятии...................................... 87

Глава 5. ВНИМАНИЕ............................................................................... 88

5.1. Общее понятие о внимании................................................................ 88

5.2. Функции и теории внимания.............................................................. 91

5.3. Свойства внимания............................................................................. 91

5.4. Виды внимания................................................................................... 99

Глава 6. ПАМЯТЬ................................................................................... 103

6.1. Основные определения..................................................................... 104

6.2. Основные свойства памяти............................................................... 105

6.3. Виды памяти..................................................................................... 107

6.4. Механизмы памяти........................................................................... 111

6.5. Некоторые универсальные принципы работы механизмов памяти 115

Глава 7. МЫШЛЕНИЕ............................................................................ 116

7.1. Основные характеристики мышления............................................. 117

7.2. Психологические теории мышления............................................... 118

7.3. Мышление и восприятие.................................................................. 119

7.4. Мышление как действие................................................................... 120

7.5. Мышление как процесс.................................................................... 121

7.6. Мышление и речь............................................................................. 125

7.7. Фазы мыслительного процесса........................................................ 126

7.8. Динамика мыслительного процесса................................................ 129

7.9. Виды мышления............................................................................... 129

7.10. Операции мышления...................................................................... 136

7.11. Развитие мышления........................................................................ 137

Глава 8. РЕЧЬ.......................................................................................... 141

8.1. Речь и общение. Язык и речь. Знак и значение............................... 141

8.2. Функции речи................................................................................... 143

8.3. Мотивация речи................................................................................ 145

8.4. Психолингвистика............................................................................ 145

8.5. Виды речи........................................................................................ 146

Глава 9. ЭМОЦИИ.................................................................................. 148

9.1. Понятие об эмоциях......................................................................... 148

9.2. Свойства эмоций.............................................................................. 151

9.3. Структура эмоций............................................................................ 156

Глава 10. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ................................................................................... 165

10.1. Рефлекторные механизмы возникновения эмоций...................... 166

10.2. Подкорковые и корковые механизмы эмоционального реагирования 167

10.3. Эмоции и функциональная асимметрия полушарий головного мозга 170

Глава 11. ФОРМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО........................................... 173

РЕАГИРОВАНИЯ................................................................................... 173

11.1. Эмоциональный тон...................................................................... 175

11.2. Аффект........................................................................................... 178

11.3. Настроение..................................................................................... 181

11.4. Эмоция........................................................................................... 183

11.5. Чувства........................................................................................... 184

Глава 12. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ................................................................ 186

12.1. Структурные теории эмоций......................................................... 187

12.2. Эволюционные теории эмоций...................................................... 189

12.3. Физиологические теории эмоций................................................... 192

12.4. Когнитивистские теории эмоций................................................... 198

12.5. Мотивационные теории эмоций..................................................... 202

Глава 13. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ........................................... 207

Глава 14. ПОТРЕБНОСТИ................................................................... 214

14.1. Понятие потребности..................................................................... 214

14.2. Потребности организма и личности.............................................. 219

14.3. Этапы формирования и реализации потребности личности........ 221

Глава 15. МОТИВЫ................................................................................ 223

15.1. Понятие мотива.............................................................................. 223

15.2.Мотивационный процесс................................................................. 229

Глава 16. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.................................................... 231

ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ............................................................. 231

16.1. Проблемы мотивации в теории инстинктов.................................. 233

16.2. Проблемы поведения в гомеостатических теориях поведения.... 235

16.3. Проблемы мотивации дифференциальных теориях мотивации.. 239

16.4. Проблемы мотивации в когнитивной психологии........................ 241

16.5. Проблемы мотивации в психологии личности............................. 243

16.6. Проблемы мотивации в психологии научения и активации......... 244

Глава 17. КЛАССИФИКАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ...... 248

17.1. Классификация мотивов на основе теории инстинктов................ 248

17.2. Классификация мотивов на основе отношений "индивид–среда" 251

Описание.................................................................................................. 252

17.3. Иерархическая модель классификации мотивов А.Маслоу......... 254

17.5.Классификация потребностей в отечественной психологии.......... 259

Глава 18. ЭМОЦИОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ......................................... 263

Глава 19. МОТИВАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ........... 266

19.1. Сила мотива и эффективность научения....................................... 266

19.2. Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции.......... 268

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................... 278

Работоспособность А. Л. Вайнштейна в последнее десятилетие жизни оказалась неимоверной: к концу жизни он успел написать свыше 40 книг и брошюр, более 100 статей. Руководил переводом ряда зарубежных работ по математическим методам экономического анализа, издание которых сыграло большую роль в повышении научной культуры советских экономистов. В работе «Народный доход России и СССР. История, методология, исчисления, динамика» (1969) Вайнштейн попытался возродить методику расчёта агрегированных индексов, характеризующих состояние советской и российской национальной экономики («экономический барометр»), над которой он работал ещё в Конъюнктурном институте в середине 1920-х годов. Последняя его книга, «Цены и ценообразование в СССР в восстановительный период 1921-1928 гг.» (1972), была опубликована посмертно. Двухтомное издание избранных научных трудов А. Л. Вайнштейна было выпущено издательством «Наука» в серии «Памятники экономической мысли» в 2000 году.

Всю свою жизнь А. Л. Вайнштейн занимался, главным образом, проблемами макроэкономической статистики, исследовал долгосрочную динамику изменения доходов и цен, на десятилетие предвосхитив клиометрическое направление новой экономической науки. Другие направления научно-исследовательской работы Вайнштейна включали разработку экономико-математических методов, методологии экономической статистики, решение задач по оптимизации сельскохозяйственного производства, разработку математического обеспечения учёта национального богатства. Значительное влияние на советскую экономическую науку оказали составленные им библиографии трудов по отечественной и мировой статистике и экономическому моделированию, исследования функции сбережений, эффективности капитальных вложений, анализ динамики и структуры национального дохода, критериев оптимальности экономики. Им впервые в мировой науке был применён метод «непрерывной инвентаризации» основных фондов при оценке народного богатства. Под его редакцией издан коллективный труд «Народно-хозяйственные модели. Теоретические вопросы потребления» (Москва, 1963).

Сын А. Л. Вайнштейна - крупный советский радиофизик Лев Альбертович Вайнштейн.

Научные монографии А. Л. Вайнштейна

  • Математическое исчисление среднего расстояния полей от усадьбы при различной конфигурации площади землепользования и разном местоположении усадьбы. Москва, 1922.
  • Обложение и платежи крестьянства в довоенное и революционное время. Опыт статистического исследования. Москва, 1924.
  • Исследование тесноты взаимной связи: между ценой, валовым сбором, урожайностью и посевной площадью хлопка в С.-А. С. Ш. Издательство Главного хлопкового комитета, 1924.
  • Итоги, основные тенденции и конъюнктура народного хозяйства в 1923-1924 году. Труды конъюнктурного института. Акционерное общество «Промиздат», 1925.
  • Урожайность, метеорологические и экономические циклы, проблема прогноза. Проблемы урожая. Под ред. А. В. Чаянова. Экономическая жизнь: Москва, 1926.
  • Эволюция урожайности зерновых хлебов в России до войны и перспективы её развития в будущем. Москва, 1927.
  • Проблемы экономического прогноза в её статистической постановке. РАНИОН: Москва, 1930.
  • Народное богатство и народнохозяйственное накопление предреволюционной России. Статистическое исследование. Госстатиздат: Москва, 1960.
  • Народнохозяйственные модели. Теоретические вопросы потребления (редактор-составитель). Москва, 1963.
  • Статистика народного богатства, народного дохода и национальные счета. Очерки по балансовой статистике (редактор-составитель). Наука: Москва, 1967.
  • Народный доход России и СССР. История, методология, исчисления, динамика. Наука: Москва, 1969 (см. полный текст здесь).
  • Цены и ценообразование в СССР в восстановительный период 1921-1928 гг. Наука: Москва, 1972.
  • Избранные труды: В двух книгах. Кн. 1. Советская экономика: 20-е годы. Кн. 2. Народное богатство и народный доход России и СССР. Серия «Памятники экономической мысли», Наука: Москва, 2000 (см. обзор здесь).

Л. П. ВаиштеЯн В. П. Пепмкариов N. П. Фурмам»


Утверждено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника для студентов высших учебных заведений по психологическим специальностям




Минск «Современная школа» 2009

УДК 159.9(075.8)

Рецензенты: кафедра общей и дифференциальной психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка; доктор психологических наук, профессор ВА. Яннук

Вайнштейн, J1. А.

В17 Общая психология: учебник / JI.A. Вайнштейн,

В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. - Минск: Соврем. шк„ 2009. - 512 с.

ISBN 978-985-513-428-3.

Учебник написан в соответствии с Типовой учебной программой курса «Общая психология» для студентов психологических факультетов и психологических специальностей высших учебных заведений с учетом современных достижений психологической науки. Содержание учебника соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 1-23 01 04 «Психология».

Для студентов университетов, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов и преподавателей.

УДК 159.9(075.8) ББК 88я73

Учебное издание

Вайнштейн JI.A.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Редактор О. В. Федъкоеа

Компьютерная верстка О.Ю . Соловей

Подписано в печать 28.11.2008 с диапозитивов заказчика. Формат 60x84/16.

Бумага офсетная. Гарнитура «Нимбус». Офсетная печать. Уел. печ. л. 29,76.

Печ. л. 32. Тираж 3050 экз. Заказ 3128.

ООО «Современная школа». ЛИ № 02330/0056728 от 30.12.2003.

Ул. П. Глебки, 11, 220104, Минск.

Республиканское унитарное предприятие «Издательство “Белорусский Дом печати”». ЛП № 02330/0131528 от 30.04.2004. Пр. Независимости, 79, 220013, Минск.

ISBN 978-985-513-428-3 © JI.A. Вайнштейн, В.А. Поликарпов,

И.А. Фурманов, 2009 © Издательство «Современная школа», 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ

За последние годы современная психология обогатилась познанием многих конкретных фактов из области человекозна- ния и дала им научно обоснованное психологическое объяснение. Психологическая наука заняла достойное место среди других наук, необходимых для успешной работы в самых различных областях человеческой практики. Опираясь на все новые и новые достижения, психология наполнилась современным содержанием, отражающим различные научные и практические направления. Поэтому излагаемый учебный материал представляет собой симбиоз классических и современных представлений о функционировании человеческой психики.

Учебник написан в соответствии с Типовой учебной программой курса «Общая психология» и требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 1-23 01 04 «Психология». Авторы ставили перед собой задачу переоценки многих устаревших психологических взглядов, основывающихся на марксистской теории отражения, и ориентировались на наиболее полное, объективное, систематическое и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных в мировой науке психологических позиций.

В учебнике нет единого методологического стержня. Авторы основывались на интегративно-эклектическом подходе, в соответствии с которым каждая рассматриваемая тема может опираться на свою методологию, наиболее успешную для нее. Так, например, исследования бессознательного и исследования памяти могут опираться на психоанализ, но память все же лучше изучена в рамках когнитивистского подхода, тогда как при всех затраченных усилиях когнитивная психология не дала столь развернутого учения о бессознательном.

Основу учебника составили работы классиков советской и зарубежной психологии, а также белорусской психологической школы.

Учебник написан сотрудниками кафедры психологии Белорусского государственного университета, преподающими курс «Общая психология»: доктором психологических наук, профессором И.А. Фурмановым (главы 5, 12-18), кандидатом психологических наук, доцентом JLA. Вайнштейном (главы 2-4, 9, 10), кандидатом психологических наук, доцентом В.А. Поликарповым (главы 1, 6-8, 11). Главы 12-18 написаны при участии кандидата психологических наук Е.А. Трухан.

Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих ученых. Авторы выражают искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе докторам психологических наук, профессору В.А. Янчуку, профессору JI. В. Мари- щук, кандидату психологических наук, доценту Т.В. Василец, взявшим на себя труд по оценке и рецензированию рукописи.

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ


  1. Психология как наука
Главной особенностью психологии, отличающей ее от других наук, является то, что изучаемая этой наукой реальность стала предметом познания задолго до ее оформления как науки. Традиционно эта реальность именовалась дух , душа и являлась прерогативой религиозных и философских рефлексий. Едва человек стал задумываться о себе и об окружающем его мире, он заметил, что какой-либо объект и восприятие этого объекта - совершенно разные реальности, так же как совершенно разными реальностями являются какой-либо объект или событие и воспоминания о них. Прообраз мысли, чувства или желания вообще нельзя отыскать в природе. Более того, то, что воспринимает, чувствует, помнит, о чем мыслит и чего желает человек, живет какой-то своей во многом независимой от тела жизнью и даже оказывает на него своеобразное влияние. Уже много позже исследования в области нейрофизиологии и биологии показали, что закономерности функционирования психики не совпадают с анатомо-физиологическими свойствами человека. Это, между прочим, подтверждает то, что душа (психика) является самостоятельной реальностью.

Однако несмотря на то, что психика все время обнаруживает свое присутствие и свое влияние на жизнь и поведение людей, она долгое время не становилась предметом научного познания. Дело в том, что психика не имеет материальных, т. е. доступных чувственному восприятию, свойств. Ее нельзя потрогать, увидеть, а значит, нельзя ее наблюдать, экспериментировать с ней и измерять ее. В то же время любая наука обязательно должна удовлетворять, по крайней мере, трем требованиям. Она должна использовать методы наблюдения и эксперимента, математический анализ и применять полученные знания на практике.

Ситуация изменилась в середине XIX в., когда О. Конт предложил свою классификацию наук. Вместо социальной философии он предложил создать социологию - науку об обществе, вместо философии истории - историческую науку, а вместо философской антропологии - психологию - науку о душе (хотя сам термин «психология» ввел в употребление немецкий философ XVIII в. X. Вольф). Вскоре эти идеи стали очень популярными, и в 1878 г. немецкий ученый В. Вундт основал в г. Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Этот год считается годом рождения психологии как науки. Вскоре И.М. Сеченов организовал подобную лабораторию в России. Еще одним фактором превращения психологии в науку стало создание бельгийским математиком А. Кетле математической статистики, ставшей математическим аппаратом психологии. Окончательное становление психологии как науки завершило создание в г. Лондоне Ф. Гальтоном лаборатории дифференциальной психологии, что обеспечило ее прикладной аспект.

Развитие психологии привело к появлению различных школ.


  1. Предмет психологии
В. Вундт выделял высшие и низшие психические процессы. К высшим психологическим процессам он относил те процессы, которые связаны с сознательным синтезом. Для их изучения был предложен метод интроспекции - самонаблюдения за собственным состоянием сознания. Однако вскоре выяснилось, что интроспекция не дает объективной информации. Причем данные, получаемые с ее помощью, не поддаются статистическому анализу. Все это привело к осознанию того факта, что в отличие от других наук особой трудностью (и, пожалуй, основной) для психологии является определение ее предмета. Преодоление возникшего кризиса привело к тому, что различные школы в психологии давали разные определения ее предмета.

Так, бихевиоризм определил предмет психологии как изучение поведения человека и животных и опосредующих это поведение стимул-реактивных отношений. Условные реакции являются основной единицей анализа видимых проявлений психики, которые действуют рефлекторно, по образному выражению И.М. Сеченова, как звенья какой-либо машины. Механизм образования условных реакций наблюдаем, его мож


но выразить через систему законов, и он доступен математическому анализу. Это перспективное направление, основанное на учении И.П. Пайлова, развивается и в настоящее время.

Другим направлением поиска выхода из кризиса в том же русле стала глубинная психология, которая берет свое начало в психоанализе 3. Фрейда. Ее отличие от бихевиоризма состоит в том, что она сохранила метод интроспекции, хотя и применила его к исследованию неосознаваемой психики. Согласно концепции 3. Фрейда психическое существует как сознательное, предсознательное и бессознательное. 3. Фрейд придерживался взглядов, основанных на обнаружении и изучении жесткой связи между причиной и следствием в психической жизни человека.

Следующее направление психологии, которое основывается на принципе детерминизма и теории отражения, получило название рефлективной психологии. Само ее название происходит, по-видимому, от одного из вариантов перевода слова «рефлекс»: reflexus - отражение (лат.). В то же время эта (иногда называемая «марксистской») психология считает предметом своего изучения сознание, рассматривая его как отражение объективной действительности в мозгу человека. Это позволило внести в психологию культурно-историческое измерение и развить теорию формирования высших психических функций.

По другому пути пошла понимающая психология, основанная немецкими философами В. Дильтеем и Э. Шпранге- ром. Своим предметом понимающая психология считает не изучение причинно-следственных связей психической жизни, а их понимание путем соотнесения с миром культурно-исторических ценностей. Ярким представителем понимающей психологии является швейцарский психолог К.-Г. Юнг.

Популярным направлением в XX в. была когнитивная психология. Она принадлежит к научной, а не к понимающей традиции. Предметом психологии в ней считаются процессы переработки информации человеком и реализация поведения на базе когнитивных процессов. Начало когнитивной психологии положила генетическая теория швейцарского психолога Ж. Пиаже и гештальтпсихология, развивавшаяся в Германии в 30-е гг. XX ст.

Несмотря на все различия в существующих взглядах, можно дать предельно обобщенное определение предмета психологии : психика человека и животных, основные законы ее формирования и функционирования.


  1. Понятие о психике
Любые исследования в области психологии имеют своей ко- нечной целью определение природы психического.

Первое определение души (psyche - греч.), сформулированное, скорее, как вопрос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется. Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Это неизменное никогда не доступно чувственному восприятию и в то же время сообщает миру вещей существование. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа.

Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое - к миру существования. Душа - это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким образом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон, - морфэ, форма, в немецком переводе - die Gestalt. Сегодня можно было бы подобрать такой эквивалент этому понятию - матрица или программа.

Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, существующее и сейчас, несмотря на различия терминологического аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие. Единичное бытие есть сочетание формы и материи. В плане бытия форма - это сущность предмета. В плане познания форма - понятие о предмете. Материя, из которой формируется человек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа - это форма тела. Полное определение звучит так: душа (психика) - это способ организации живого тела. И в самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена состав атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, «знает», куда, в какое место поставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы знаем, что это нечто - психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. Откуда же она берется? Извне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интерпретирует по-разному. Например, для JI.C. Выготского это мир культуры, депонированной в знаках. «Всякая психическая функция, - пишет он, - возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интрапси- хическая», т. е. вначале вне человека, а затем внутри него. Высшие психические функции возникают вследствие интериори- зации , т. е. погружения знака и способа его употребления в натуральную функцию. Форма соединяется с материей.

Итак, мы вслед за Аристотелем определили психику как способ организации живого тела. Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Иногда эта проблема формулируется как проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Отправным пунктом здесь может быть положение C.J1. Рубинштейна о том, что мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Что это значит? Возьмем какой-нибудь предмет, самый простой, например карандаш. По мнению C.J1. Рубинштейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Например, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, написанное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы скажем, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако он недостаточной длины. Если сейчас перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух совершенно разных реальностях.

Таким образом, в различных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в разных качествах.

Итак, мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Взятая с точки зрения биологической детерминации, она выступает как мозг, точнее, как ЦНС, осуществляющая высшую нервную деятельность, а взятая с точки зрения социальной детерминации - шире, как взаимодействия человека с миром - как психика. Психика - это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онто-, так и в филогенезе.

Таким образом, психика объективна, она имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.

Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информацией. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное расположение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно, материальна, как материальна и кристаллическая решетка - гештальт (форма) кристалла. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация попала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация - главное в компьютере. Без программ - это просто набор деталей. В этой аналогии диск - носитель информации, мозг - носитель психики. Информация не сводится к диску, а психика - к мозгу. Диск и мозг - это субстрат, информация и психика - форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика - нет.

Обладая собственным объективным существованием, психика имеет и собственную структуру. В самом общем плане она обладает вертикальной и горизонтальной организацией. К вертикальной организации относятся: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное, к горизонтальной - психические процессы, свойства и состояния.

Отдельным вопросом является вопрос о происхождении психики и ее основных функциях. В поисках ответа на этот вопрос мы будем исходить из теории ретроградной эволюции американского биохимика Н. Горовица.

В соответствии с этой теорией жизнь на Земле возникла как один единый живой организм - эобионт . Клетка еще не появилась, как не возник и механизм ее деления. Эобионт был бессмертен и поэтому лишен возможности к размножению. Однако вместо количественного роста, который дает размножение, эобионт увеличивал разнообразие своих свойств. Вся земная жизнь в целом именно так и ведет себя до настоящего времени: она с самого начала присутствует в единственном экземпляре и все время увеличивает свое многообразие. Эобионт, представляя собой некоторую систему химических реакций, не был обособлен пространственно, но был включен в общую систему тогдашней биохимии. Вначале эволюция живого осуществлялась путем поэтапного включения реакций, протекавших до этого вне рамок жизни. Таким образом, эобионт представлял собой некое неделящееся, но быстро эволюционирующее полусуще- ство - полухимический самоподдерживающийся процесс, ор- ганизм-биосферу. Будучи неизолированным пространственно, он мог вместо возвращения вещества в геохимическую систему передавать его от одной своей части к другой. Так, он мог использовать материал отслужившей мембраны как источник энергии, т. е. как бы частично съедал сам себя. Позже эти функции отошли к различным организмам. Поэтому когда эобион- ту пришло время разделиться на разные организмы, среди них уже были прообразы и растений, и растительноядных животных, и хищных, и гнилостных бактерий.

Разделившись на отдельные организмы (причина этому могла бьггь самой разной), жизнь сохранила свой основной принцип. Французский ученый XVII в. П. Бейль определил его как сопротивление смерти. Эта задача могла быть решена двумя путями:


  1. сохранить уже имеющееся бессмертие;

  2. овладеть способностью к размножению, которое компенсирует потери от стихийных факторов, как-то: вулканы, землетрясения, наводнения, цунами, метеориты и т. п.
Во втором случае следовало включить в живые организмы программу, которая ограничивала бы их индивидуальное существование во времени, т. е. сделать их смертными, во избежание возможного перенаселения.

Развитие биосферы пошло по второму пути. За способность к размножению живое заплатило своим биологическим бессмертием.

Можно ли отыскать общее для всего живого влечение, которое придавало бы любой жизнедеятельности целесообразность? Да. Во всех проявлениях живого мы найдем нечто общее: влечение к сохранению вида. Жизнь есть высшая, конечная и единственная цель жизни. Быть-универсальный закон всего сущего, в том числе и человеческого сообщества. Эта цель, которую эобионт решал так просто, теперь встала перед каждой отдельной особью. Все поведение любой особи решает одну и ту же задачу. Спасая свою жизнь, особь обеспечивает сохранение вида; рожая и выращивая потомство, особь обеспечивает сохранение вида;

Жертвуя своей жизнью ради спасения потомства или других особей, особь обеспечивает сохранение вида.

Поведение управляется психикой. Получив индивидуаль- ное существование (свое единичное бытие), особи получили психику, которая тем сложнее, чем сложнее собственная организация и поведение индивидов. Общебиологическая цель привела к тому, что любая психика имеет две основные функции: ориентировочную и побудительную. Ориентировочная функция обеспечивает конкретное поведение, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей (у человека такое поведение называется деятельностью ), создавая идеальные модели материальной действительности. Побудительная функция состоит в работе влечений. Если ориентировочная функция всегда рациональна, т. е. всегда соответствует требованиям успешности программ индивидуального поведения, то многие влечения могут быть иррациональными. Так, например, животное может жертвовать собой, стремясь оставить потомство. Эта иррациональность компенсируется сильными эмоциями, берущими свое начало именно в этой области психики. На уровне человека ориентировочная функция превращается в сознание, а побудительная - в бессознательное.