Биографии Характеристики Анализ

Выступление на МО учителей русского языка и литературы "Подготовка к ЕГЭ. Проблемы

Язык – живая душа народа.

(Выступление на конкурс «Язык-душа народа» в номинации «Мастер слова»)

Дивишься драгоценности

нашего языка:

что ни звук, то и подарок;

всё зернисто, крупно,

как сам жемчуг,

и право, иное названье

ещё драгоценнее самой вещи.

Н.В.Гоголь.

Русский язык, немецкий язык, английский язык, китайский язык, украинский язык, татарский язык, армянский язык… Их не сосчитать. Сколько наций проживает на Земле? Сколько языков существует в мире? Этого точно никто сказать не может, но у каждого языка своя история, своя судьба.

Язык – это одна из главных ценностей человечества. Он помогает людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями. Наши предки уважали и ценили родной язык. Язык – удивительный дар человека, самое совершенное средство общения. С помощью языка мы можем объяснить радостные минуты нашей жизни. Понимаем и чувствуем такие слова, как любовь, добро, горе, обида и счастье. В языке хранится всё богатство мыслей.

На мой взгляд, гражданин любого государства - это, прежде всего, человек неравнодушный, знающий, любящий и ценящий культурное наследие своих предков. Именно язык и является культурным наследием каждой нации. Язык – это целый мир, у которого своя судьба. Язык – живая душа народа, его боль, его память, его сокровище. Если мы забудем свой родной язык – мы утратим своё национальное достоинство.

Я горжусь тем, что в Крыму на протяжение многих лет в мире и согласии живут разные народы.
У Расула Гамзатова есть такие слова: «Для меня языки народов – как звезда на небе. Я хотел бы, чтобы все звёзды слились бы в одну огромную, занимающую полнеба, звезду, то есть солнце. Но пусть сияют и звёзды. Пусть у каждого будет своя звезда…»

Мы все хотим понимать других и чтобы понимали нас: сослуживцы и соседи по лестничной площадке, участковые терапевты и учителя наших детей, чиновники и страховые агенты, полицейские и продавцы, родственники, друзья, знакомые и незнакомые люди. К сожалению, мы и в одной семье зачастую не слышим и не понимаем друг друга. Что уж тут говорить о коллегах по работе или соседях? Все мы должны учиться искусству человеческого общения.

Те из нас, кто наряду с родным языком, знают и другие, неизмеримо обогащают свой внутренний мир. Ведь каждый язык – это богатейший пласт человеческой культуры, и намного интереснее читать в оригинале Виктора Гюго и Джека Лондона, Пушкина и Сервантеса, чем наслаждаться их произведениями в самом профессиональном переводе.

На протяжении веков великие сыны человечества мечтали, как о великом объединяющем благе, о едином наднациональном языке для всех народов. Язык всей земли стал предметом живейшего интереса и разработок таких замечательных умов, как Френсис Бэкон, Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Исаак Ньютон.

Были созданы искусственные языки. Самый известный из них – эсперанто, на котором говорят около миллиона людей. Менее известны – солресол, окциденталь, идо, интерлингва, универсалглот, оджуванто и др.

Многие лингвисты считают, что когда-то на земле существовал единый праязык – корень всех современных языков. Известная всем библейская легенда о строителях Вавилонской башни рассказывает нам в аллегорической форме, что в те времена люди говорили на одном языке, то есть понимали друг друга.Но затем в них взыграла гордыня, и люди захотели быть выше Бога, за что были Им жестоко наказаны. Он смешал все языки, и люди перестали понимать друг друга и не смогли достроить башню (материальное благополучие) выше Бога - Духовной силы, управляющей всем мирозданием. Эгоизм разрушил единую человеческую семью, и люди разбрелись по земле.

Эгоизм является причиной того, что дети не понимают родителей, а супруги, вместо того, чтобы сообща решать все проблемы, бьют посуду на кухне или «заливают» горе в пивных барах после ссор.

Если в соседней стране экологическая катастрофа или вспышка полиомиелита, то мы просто обязаны протянуть руку помощи соседям, иначе беда придет и в наш дом. А те, кто этого не понимают, рано или поздно окажутся на свалке истории.

Системный кризис в глобальном мире требует взаимопонимания и сотрудничества всех народов вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности.

Не знаю, будут ли когда-нибудь все люди говорить на одном языке. Думаю, что в обозримом будущем люди сохранят свое культурное и языковое многообразие и уникальность. Искусственно созданный единый язык, не имеющий внутреннего содержания смысла жизни и предназначения человека, не сможет стать фактором, объединяющим людей.

Людей, говорящих на разных языках, объединит в единую человеческую семью универсальный язык любви и взаимопомощи. Этот язык любви, понятный всем, поможет людям приподняться над своим эгоизмом – источником всех войн и разрушений в мире.

История Вавилонской башни не повторится.

Конец формы

Начало формы

Интервью

Литература

Русский язык

Лучшие выступления Всероссийского педагогического форума «Русский язык и литература: новые подходы в развитии системы филологического образования в России»

Форум собрал лучших специалистов по русскому языку и литературе страны. В течение двух дней они обсуждали актуальные вопросы, стоящие перед современным образовательным сообществом. Как привить любовь к чтению, зачем нужен метапредметный подход в образовательном процессе, как научиться писать сочинение...

И. А. Фоменко, к.п.н., доцент, начальник отдела информационно-аналитического обеспечения процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений Центра качества образования ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», Почётный работник общего образования РФ.

Тема выступления: «Формирование читательской компетенции и работа с информацией в школьной программе»

«Введение стандартов предполагает и интеграцию всех образовательных структур, потому что достижение личностных, предметных и метапредметных результатов невозможно на базе только одного образовательного учреждения. Должна быть образовательная инфраструктура для обеспечения достижения стандарта. Сегодня результат образования - это не только успешная сдача ЕГЭ. Результат находится на пересечении трех окружностей - это сочетание личностных, предметных и метапредметных результатов, которые задают основу конкурентоспособности нашей страны. Выпускник должен обладать умением учиться, должен уметь организовывать свою деятельность, должен быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, он должен быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, уметь обосновывать свою позицию, высказывать мнение. Мы в Московской области взяли метапредметные результаты как приоритетное направление оценки качества образования на уровне региона. Совместно с РАО мы составляем и реализуем комплексную работу с текстом, которая позволяет определять грамотность чтения. Основные трудности, зафиксированные у учеников в 4, 5 и 6 классах в прошлом учебном году при выполнении диагностических работ: дети не умеют сопоставлять имеющиеся у них знания с прочитанным текстом, определять совпадение и несовпадение с текстом, использовать текст и свои знания для ответов на вопросы».

Предложения:

  • Включение в учебники по русскому языку текстов из других предметных областей
  • Терминологические диктанты. Грамотность не сформируется, если она будет востребована только на уроках русского языка
  • Внутришкольная система оценки качества образования должна включать оценку терминологической грамотности
  • Рекомендую вам на примере показать вашим коллегам, из чего состоят коммуникативные умения, как их можно раскрыть на других предметах.
  • Как определять динамику формирования УУД? Приведу снова в пример программу Разумовской, где показано приращение этих коммуникативных умений.
  • Уделите больше внимания внеурочной деятельности. Возьмите дополнительные часы, работайте с разными текстами на них





Л. В. Дудова, к.ф.н., проф., зав. кафедрой филологического образования ГАОУ ВО МИОО, председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»

Тема выступления: «Преподавание школьного курса литературы в современных социокультурных условиях»

« объединенной издательской группы «ДРОФА» - «ВЕНТАНА-ГРАФ» имеет несколько характерных черт: во-первых, хорошо выверенная методическая основа, во-вторых, авторы - хорошо известные ученые-филологи, литературоведы, лингвисты, в-третьих, эти учебники уже имеют огромный многолетний опыт практического использования. Новое - это хорошо проверенная в учительской среде практика, я не верю в неапробированные учебники. Подписанная концепция преподавания русского языка и литературы в РФ до сих пор вызывает споры. Эти споры хорошо отразили изменения, которые происходят в нашем социокультурном пространстве и влияют на предметы, которые занимают больше всего места в нашем учебном плане. Задача русского языка и литературы – научить детей работать с информацией разного вида и разных способов предъявления. Художественный текст - наивысшая и самая сложная форма текста. Ребенку с «клиповым мышлением» воспринимать большой текст сложно, но это не значит, что от таких текстов надо отказываться. С другой стороны, учителям литературы свойственен некий профессиональный снобизм, который мешает им обратить внимание на произведения современной литературы, написанные, с их точки зрения, по недостаточно высоким эстетическим меркам. Но дети же на эти тексты внимание как раз обращают! При этом, в отличие от учителя, не видят скрытых цитат и не знают произведений реализма, на которых построены произведения постмодернизма. Это еще один социокультурный аспект, конфликт обучающего и обучающегося...Мы анализируем художественные тексты разной родовидовой природы, это некая модель ценностей, которая мотивирует на выбор ориентиров. Каждый художник слова – это уникальный мир со своими особенностями ценностей. Здесь достаточно сложно. Накладывается конфликт поколений, так как основная часть преподавателей – это еще люди, выросшие в условиях прежнего государства. А учатся сейчас выросшие в новом государстве, поэтому, читая текст Льва Толстого, мы воспринимаем его по-разному. У учителя, помимо всех его обычных функций, очень сильно возрастает функция проводника-сталкера, который погружает в мир этих ценностей и объясняет их вечность, потому это и классические произведения. Школа, которая закладывает фундамент, должна ориентироваться на нечто устойчивое. Если фундамент заложен с дефектом, сложно рассчитывать на то, что здание будет построено основательно.
Если мы обратим внимание на соотношение классики и современности, то увидим, что хорошее, по-настоящему принимаемое новое опирается на фундамент классики. Я очень советую прочитать статью Дубинина, известного социолога культуры, как раз посвященную вопросу, что такое классика. Вопрос заключается в том, как при изучении классического произведения литературы сделать так, чтобы учитель смог ребятам этот фундамент заложить. Это безумно трудная задача».





Р. А. Дощинский, к.п.н., доцент кафедры филологического образования МИОО

Тема выступления: Об изменениях в ОГЭ и ЕГЭ

  • Больше времени тратить на чтение текстов
  • Совершенствовать умение комментировать поставленную в тексте проблему
  • Научить школьников аргументированно выражать свою позицию
  • Совершенствовать навыки выполнения смыслового анализа прозаического и стихотворного текста
  • Сделать акцент на владение языковыми литературными нормами



Т. Ю. Смирнова, заслуженный учитель РФ, директор негосударственного образовательного учреждения «Образ»

Тема выступления: «Новые подходы в методике преподавания литературы: теория литературы и система письменных работ»

«Представляем новый учебник, написанный совместно с А. Н. Архангельским. Два аспекта для учебника особо важны: изучение теории литературы и система письменных работ. Все классы состоят из двух частей. Теория литературы и письменные работы. Разрабатывая систему письменных работ и изучения литературоведческих терминов, мы не отрывались от общепринятого подхода изучения литературных произведений. Теория литературы - очень важный и интересный инструмент, без которого невозможно ни читать, ни писать. При правильном отношении к нему он не усложняет учебник, а наполняет его новой жизнью. В этом УМК учтены все требования ФГОС. Новый УМК - соединение традиций, подходов развивающего обучения, требований ФГОС и современных форм и технологий. Мы постарались соединить научную глубину осмысления с простотой и доходчивостью изложения. Начнем с того, что у ребенка изначально есть потребность и читать, и писать. Желание писать школа упорно отбивает, формируя страх получить плохую оценку. Нужно создавать мотивацию. Мы предлагаем в среднем звене отказаться от оценки содержания, не связывать грамотность и качество изложения. Должны быть интересные темы, которые детей захватят.

В 5 классе вводится этюдная деятельность - короткие работы, в которых не требуется законченность, основной упор делается на самовыражение ребенка. Это согласовывается с изучением малых фольклорных жанров, темой детства, связанной с учебником. В 6 классе этюды посвящены темы героя и героизма. К 8 классу вводятся литературоведческие этюды, жанровые работы, к этому времени у детей преодолевается страх перед написанием текста. Тогда и можно давать самые разные алгоритмы. Дети знакомятся с составлением сложного плана, схемой анализа стихотворения, пьесы, эпических жанров. Мы не даем сочинения по итогам изучения произведения, а если даем - то на тему, которая не рассматривалась на уроках. Учебники наполнены проблемными и поисковыми заданиями на знание и понимание текста, заданиями с использованием информационных ресурсов ».



Е. Л. Ерохина, д.пед.н., заместитель директора Института филологии МПГУ

Тема выступления: «Современные формы итоговой аттестации по литературе. Проблемы и пути их решения»

«Сначала выделим специфику литературы как учебного предмета. Его цель - формирование читательской культуры. Ученик со сформированной культурой читателя и является главным желаемым результатом работы на уроках. Предмет и средство обучения - текст. Коммуникативное пространство урока литературы представляет собой диалог разных видов: автора текста литературного произведения и ученика-читателя; автора текста учебника и ученика-читателя; ученика и учителя, ученика и ученика и т.д. Литература осваивается в ходе осуществления всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) в их неразрывной взаимосвязи. Выводы. Существует преемственность между формами итоговой аттестации по литературе, в них присутствуют общие проверяемые элементы, что объясняется спецификой литературы как учебного предмета. Тенденция современного преподавания литературы - переход от знания как самоцели к самостоятельному поиску и присвоению знания».






А. Н. Архангельский, к.ф.н., литературовед, писатель, телеведущий

Тема выступления: «Влияние социума на формирование читательских вкусов современного школьника»

«О вызовах современной культуры. Это визуализация, мультимедийность, конвергентность. Визуализация уже победила. Мультимедиа тоже входит во все сферы жизни, и она тоже стала нестрашной. Конвергентность - приведу в примеры лонгриды New York Times (о глубинной России) и «Коммерсанта» (о 22 июня 1941 года). Детям это понятно, они строят истории не так, как мы привыкли. Это придется учитывать. Впереди нас ждет трансмедийность - это не просто сочетание текста, звука, изображения, это рассказ одной истории на разных платформах: по одному сюжету снимается фильм, пишется книга, создается компьютерная игра, радиопостановка. Надо донести до ребенка, что книга и экранизация – это два разных произведения, с этим мы уже знакомы, а в трансмедийности одна история предстает в нескольких вариантах, включает элементы интерактивности с голосованием за путь дальнейшего развития сюжета. Надо ли отказываться от литературного образования, раз наступила эпоха трансмедийности? Конечно нет, трансмедийность как пришла, так и уйдет, ее место займет что-то другое. Но надо учиться разговаривать с детьми на понятном им языке. Если мы не хотим отдать их крысолову, нужно учиться самим играть на современной дудочке. Главное, не забывать о цели - куда именно мы их ведем. Мы идем не от текста к трансмедийной, культуре, а через трансмедийность - к тексту и другим основам нашей культуры» .




Е.Ю. Шмакова, заместитель директора Центра филологического образования Объединённой издательской группы «ДРОФА» - «ВЕНТАНА-ГРАФ»

Тема выступления:

«Перспективы интегрированных курсов русского языка и курса словесности

»

«Подходов к разбору текста мы видим два - со стороны литературы и со стороны русского языка. Наша издательская группа предлагает два таких курса - это и интегрированный курс литературы с подзаголовком «Русский язык и литература» для 10-11 классов А. К. Михальской и О. Н. Зайцевой. В 10-11 классе мы предлагаем курс литературы А. К. Михальской, Зайцевой. Впервые курс литературы представлен в столь широком контексте истории и мировой культуры. Впервые главной целью обучения поставлено приобщение учащихся к национальному фонду русской классики посредством формирования навыков чтения и анализа художественного текста. Уникальной особенностью является то, что курс русского языка соотнесен с изучаемым литературным материалом. Пособия направлены на формирование грамотности, ценностно-смысловой сферы, в метапредметной сфере - формирование умения учиться и применять полученные знания в дальнейшей жизни. Основную содержательную часть составляют произведения русских классиков. После каждого раздела дается контрольная работа с несколькими вариантами ее выполнения. Интегрированный курс позволяет научиться проводить комплексный анализ текста. Литература представлена как национальное достояние, формирует общий взгляд на предметы».




Т. М. Пахнова, к.пед.н., проф. МПГУ, член редколлегии журнала «Русский язык в школе», автор Тема выступления: «Работа с текстом (словесной тканью) как инструмент формирования личности »

«Подготовка учащихся к выполнению заданий творческого характера происходит постепенно, на основе методики медленного чтения и выстраивания так называемого «диалога с текстом». Научить медленному чтению – значит найти путь, который приведет к воспитанию школьника как талантливого читателя. Человек и текст ведут диалог, и в ходе этого процесса человек учится самому важному и трудному - вести диалог с самим собой. Так процесс чтения становится процессом внутренней жизни человека, что является основой самопознания, самосовершенствования. В ходе такой работы с текстом учителя отмечают, что интерес детей к текстам художественных произведений заметно возрастает. В основе учебников лежит текстоцентрический подход. Текст - опорное, ключевое понятие курса русского языка. Текст - категория, которая показывает «язык в действии». Текст - основа создания развивающей речевой среды. Эта среда становится средством формирования личности, а также средством приобретения фоновых знаний, необходимых для написания сочинений, для подготовки исследовательских проектов. Работа с текстом может быть организована так, чтобы это стало событием на уроке русского языка, причем событием внутренней жизни каждого ученика».




Л.Д. Беднарская, д.ф.н., профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе ФГБОУ ВПО ОГУ, соавтор
Тема выступления: «От сочинения по русскому языку к сочинению по литературе»

«Обратите внимание, что творческие задания по всем гуманитарным предметам в КИМах структурированы одинаково. Обязательно присутствует текст образца. Потом требование составить рассуждение на основе текста образца и выдержек из него. Информационный анализ текста таким образом находится в самом метапредметном ядре. Задача учителя - вместе с детьми сформулировать оригинальный тезис, с которого начнется сочинение, придумать идею, которая потом может быть помещена в вывод. Не надо бояться задавить инициативу школьников. Чтобы творческое начало проявилось, детям надо сначала показать, объяснить, научить. Составление такого наброска, протоконспекта сочинения - это не набор пазлов, а своеобразная ариаднова нить, которая поможет детям выстроить текст. Дальше дети в зависимости от уровня подготовки могут или только подобрать цитаты, или пойти от опорного конспекта в своем уникальном направлении».


В.В.Львов, к.п.н., лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор Тема выступления: «Современный учебник русского языка и его роль в реализации требований ФГОС»

«По мнению Разумовской, формализм губит орфографию, если основываться только на зубрежке, ничего не получится. К орфографии надо подходить на семантической основе. Пример - упражнение ЗСП (значение, строение, правописание). Знаешь значение слова - напишешь правильно, например, компания или кампания. Эти упражнения сейчас несколько упрощены, раньше некоторые слова дети даже не могли списать правильно, но это вопрос к начальной школе. В учебниках усилены все виды речевой деятельности во взаимосвязи: чтение, говорение, письмо и слушание в центре внимания. Тем более, что впереди устный экзамен, который давно назрел. Наш учебник нацелен не просто на подготовку к экзамену, а на формирование любви к родному языку. В учебниках усилено и систематическое повторение. С помощью дополнительных заданий при изучении речевого курса повторяется грамматика, на уроках языка еще больше звучит речь в широком понимании этого слова».




Е.В. Цымбал, кинорежиссёр и сценарист, обладатель Национальной кинематографической премии « Ника » (2002, 2006 и 2015), премии Британской Академии Кино и Телевидения (BAFTA)

Тема дискуссии: «Литература и кино: формировании универсальных учебных действий учащихся в процессе взаимодействия искусств»

«Во времена Шексира забыли выпустить единый учебник, потому и было столько вариантов постановок. Сотни спектаклей не похожи друг на друга. Помимо разных прочтений, причина разнообразия в том, что в каждом тексте есть избыточность, огромное количество деталей, нюансов и подробностей. В каждой стране, где происходит постановка, есть свой историко-художественный фон, то, что впитывается ребенком бессознательно, и это сильно отличается от среды для ребенка в других странах. Это в большой степени влияет и на восприятие, и на понимание. Чем отличатся литературная основа фильма от кино? Чем проще текст, тем лучше экранизация. При переносе сложного текста теряется очень многое. Кино - другое искусство, другое восприятие. 87% воспринимаются через зрение, и все больше информация переходит в визуальные формы».

Выступление

на информационно-методическом совещании

учителей русского языка и литературы

Об изменениях в ЕГЭ-2015 по русскому языку

Тихонова Н.В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№8 г.Нурлат РТ»

Изменения в ЕГЭ по русскому языку 2015

Несмотря на то, что в сегодняшнем виде ЕГЭ просуществовал всего лишь несколько лет, министр науки и образования Дмитрий Ливанов уже заявил, что изменения в ЕГЭ 2015 году- дело решенное, что выпускное тестирование будет усовершенствовано.

Минобразование приняло решение о введении в 2015 году значительных изменений в процедуру и содержание единого государственного экзамена: По указанию Путина планируется ввести в качестве обязательного экзамен по литературе в форме сочинения, успешная сдача которого станет допуском к остальным экзаменам. Сдача единого госэкзамена может растянуться на 2 года. Руководителями российского образования озвучены предложения сдавать ЕГЭ по русскому языку после 9 класса, когда фактически заканчивается изучение предмета. В этом случае логично перенести проект-сочинение и его защиту на 10 класс и считать его успешную сдачу допуском к остальным ЕГЭ

Другой, менее кардинальный, вариант - расширить часть «С» в экзамене по русскому языку. Официально заявлено, что обязательные предметы егэ в 2015 году (математика и русский язык) станут двухуровневыми. Чтобы иметь возможность поступить в технический вуз, выпускники будут сдавать математику на профильном уровне, а русский язык - на базовом. Гуманитарные ВУЗы, напротив, потребуют от абитуриента сертификат профильного экзамена по русскому и базового - по математике. Отработка технологии запланирована на 2014 год, а в 2015 двухуровневый экзамен станет повсеместной нормой.

Ещё одно новшество ЕГЭ 2015 года - планируют разрабатывать разные варианты КИМов для регионов с учётом разницы во времени. 19 февраля 2014 года на заседании коллегии Минобрнауки РФ обсуждался вопрос о возможности сдачи единого госэкзамена в течение всего учебного года в специально для этого открытых независимых центро

Об изменениях в демоверсии ЕГЭ-2015

Теперь тест состоит из 2 частей:

    часть 1 содержит 24 задания (без чёткого деления на уровень А и В),

    часть 2 - 1 задание под номером 25 (сочинение по прочитанному тексту).

ИСКЛЮЧИЛИ задания по таким разделам лингвистики, как словообразование , морфология ,синтаксис :

А4 (По­стро­е­ние предложения с деепричастием).
А6 (Замена придаточной части СПП причастным оборотом).
А7 (По­сле­до­ва­тель­ность предложений в тексте).
А9 (Грам­ма­ти­че­ская основа предложения).
А10 (Слож­ные предложения с раз­ны­ми видами связи).
А11 (Части речи).
А20 (Пунк­ту­а­ция перед союзом И в слож­но­со­чи­нен­ном предложении и пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами).
А24 (Знаки пре­пи­на­ния в бес­со­юз­ном слож­ном предложении).

В1 (Ос­нов­ные способы словообразования).
В2 (Части речи).
В3 (Под­чи­ни­тель­ная связь в словосочетании: согласование, управление, примыкание).
В4 (Грам­ма­ти­че­ская основа предложения, дву­со­став­ные и од­но­со­став­ные предложения).
В5 (Про­стое осложненное предложение).
В6 (Слож­ное предложение).

Таким образом, количество тестовых заданий сократилось на 14 .

Если соотнести вопросы обновлённой версии с вопросами прошлогоднего теста, то получится такая картина:

задание № 1 соответствует заданию А27 (Смысл текста),
№ 2 - А8 (Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте),
№ 3 - А12 (Лек­си­че­ское зна­че­ние слова),
№ 4 - А1 (Орфоэпические нормы),
№ 5 - А2 (Употребление паронимов),
№ 6 - А3 (Образование форм слова),
№ 7 - А5 (Нарушение синтаксических норм),
№ 8 - А14 (Правописание гласной в корне),
№ 9 - А15 (Правописание приставок),
№ 10 - А17 (Пра­во­пи­са­ние суффиксов (кроме -Н-/-НН-)),
№ 11 - А16 (Пра­во­пи­са­ние лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов и суф­фик­сов при­ча­стий на­сто­я­ще­го времени),
№ 12 - А18 (Пра­во­пи­са­ние НЕ и НИ),
№ 13 - А19 (Слитное, дефисное, раз­дель­ное написание слов),
№ 14 - А13 (Пра­во­пи­са­ние -Н- и -НН- в суффиксах),
№ 15 - А23 (Знаки пре­пи­на­ния в про­стом предложении с од­но­род­ны­ми членами),
№ 16 - А21 (Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами),
№ 17 - А22 (Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями),
№ 18 - А25 (Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чи­нен­ном предложении с придаточным определительным),
№ 19 - А26 (Знаки пре­пи­на­ния в слож­ных предложениях с раз­ны­ми видами связи),
№ 20 - А28 (Соответствие высказывания содержанию текста),
№ 21 - А29 (Функционально-смысловые типы речи),
№ 22 - А30 (Лек­си­че­ское значение слова),
№ 23 - В7 (Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте),
№ 24 - В8 (Язы­ко­вые средства выразительности).

Задания 1-6, 8-13, 15, 20, 21, 24 имеют варианты ответа , но они не пронумерованы , поэтому вместо номера выбранного ответа выпускникам нужно будет грамотно написать сами слова.

Изменилось и количество вариантов ответа , их теперь не 4, как было раньше, а 5 .

Также количество ответов по указанным вопросам может быть более одного. Поэтому выпускники должны внимательно читать формулировку задания.

Вопросы под номерами 14, 16 - 19, 22, 23 представляют собой задания открытого типа, т.е. без указания возможных вариантов ответа.

Ответами к заданиям 14, 16 - 19, 23 являются числа .

Ответом к заданию 22 являются слова .

Значительно изменилась формулировка вопроса 7 , где теперь нужно установить соответствия.

Кроме того, в КИМах после каждого задания появилась строка для ответа .

Задание25 (сочинение) осталось без изменений .

Максимальный балл
, который можно набрать за всю экзаменационную работу , теперь 55 :

    22 балла за часть 1 (по 1 баллу за задания 1 - 6, 8 - 14, 16 - 23; 5 баллов за задание 7; 2 балла за задание 15; 4 балла за задание 24),

    23 балла за сочинение.

ВЫВОД:
1. изменилось количество частей и заданий;
2. изменён формат заданий;
3. изменён максимальный первичный балл.

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Уткина Н.В.

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образовании» обозначена главная направленность ФГОС - это повышение качества образования. Модернизация образовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности , его познавательных и созидательных способностей ». Другими словами, школа должна формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учащихся.

Основное требование ФГОС основного общего образования: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции».

Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь (по мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева)

Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников - одна из самых важных на сегодня. Международные исследования качества образования PISA, проводимые в 2004, 2008, 2012 гг., показали низкий уровень читательской грамотности наших школьников - 41-43 место среди 65 стран. Это проблема, которая требует незамедлительного решения.

В основе обучения лежит компетентностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция определяется как «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах».

Исходя из ситуации, с учётом заданий ЕГЭ и ОГЭ, критериев оценивания работы выпускника, наиболее эффективным средством формирования коммуникативной компетенции считаем текст, работа с которым должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик.

    это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды,

    основной компонент структуры учебника,

    именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:

коммуникативная, образовательная,

развивающая, воспитательная.

Успешная сдача ГИА и ЕГЭ напрямую зависит от умения работать с текстами

Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст - это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к «безукоризненным образцам» - одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов.

Этапы работы с текстом: Начальный этап (5-7 классы), средний этап (8-9 классы), старший этап (10-11 классы).

Текст - это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым - сочинением, написание которого и является самым трудным заданием для выпускника в ЕГЭ. Эту трудную задачу поможет решить использование на уроках русского языка комплексного лингвистического анализа текста с 5 по 11классы. И я считаю, что комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка является не только главным средством подготовки к ЕГЭ, но и важнейшим заданием обучающего характера и эффективным способом проверки знаний учащихся. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

 лингвостилистический анализ текста;

 «самодиктанты»;

 сочинение-рассуждение;

 редактирование текста;

 различные виды диктантов;

 интеллектуально-лингвистические упражнения;

 работа с текстами-миниатюрами;

 составление синквейнов, кластеров к тексту;

 коммуникативные и игровые ситуации.

При работе с текстом не только объясняются орфограммы, но и ставятся задачи речевого характера, направленные на формирование умения воспринимать текст. Перед учениками постоянно ставятся вопросы: чего добивался автор текста, какую цель преследовал (рассказать, проинформировать, описать, охарактеризовать, доказать, убедить, поощрить). Постепенно ученик сам будет задавать себе эти вопросы, научится понимать даже скрытые намёки, научится читать между строк. Это способствует обогащению речи учащихся, побуждает их к поиску, творчеству. Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.

Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, фишбоунов к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, усвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

На уроках стараюсь использовать разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, составление планов, определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста (вступления (зачина), основной части, заключения (концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Вот примерный план анализа текста любого типа речи: Выразительное чтение текста. Словарная работа. Тема текста. Идея текста. Тип текста. Стиль текста. Выразительные средства речи и их роль.

Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе. Изучая тему «Назывные предложения», которая является завершающей в разделе «Односоставные предложения», учащиеся работают с предложенным текстом (текст спроецирован на экран и у каждого ученика лежит на столе): «Проснувшись и взглянув в окно П. И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный морозный денек! Чувства композитора затрепетали будто струны. Снегопад. День как гнездышко весь пуховый мягкий свежий. Серо-белое небо пушистый непримятый снег на земле крупные снежные хлопья в воздухе. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж! И вдруг прерывая царящую вокруг тишину слышатся едва уловимые звуки музыки композитора наполняя сердце очарованием. Усиливается снегопад, усиливаются аккорды. Услышав раз никогда не забудешь их. Смягчают душу, оживляют сердце, вдохновляют любовь. Хочется наслаждаться этими звуками вечно».

Прослушав текст, ученики отвечают на вопросы:

Действительно ли это текст? Докажите.

К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?

Какие слова помогают описать красоту природы?

Затем учащиеся выполняют следующие задания: Расставить в тексте знаки препинания. Найти в нём все односоставные предложения, выписать их, определив вид предложения. Озаглавить текст назывным предложением. После этого демонстрируются слайды с изображением зимних пейзажей. Задаю вопрос: «Какие чувства у вас просыпаются, когда вы видите зимние картины? Могли бы эти картины стать своеобразной иллюстрацией к нашему тексту?» В заключение я предлагаю учащимся побыть в роли творцов слова: опираясь на текст, с которым они только что работали, ребята сами сочиняют небольшой текст, используя односоставные предложения.

Такая работа не только развивает навыки анализа предложенного текста, создания собственного текста, но и воспитывает чувства, будит в душах детей любовь к прекрасному. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках. На обычных же уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, на уроках повторения, при обобщении и систематизации изученного материала учителя часто используют частичный языковой разбор текста, связывая эту работу с усвоением норм правописания, с проведением разных видов разбора слов, предложений.

В качестве примера приведу задания по работе с текстом из УМК по ФГОС для 5 класса (приложение 2,3,4).

В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:

Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

    повышение интереса к русскому языку и литературе;

Прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;

Умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

Умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

Активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Приложение 1

Характеристика 4 уровней коммуникативной компетенции учащихся

Коммуникативная компетенция - осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной формах.

Можно выделить 4 уровня коммуникативной компетенции учащихся: низкий, средний, выше среднего, высокий и 4 составляющих коммуникативной компетенции: речевую, языковую, стилистическую и риторическую.

1 уровень (низкий)

Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается более 2 речевых ошибок в тексте объемом 150–200 слов. У учащихся бедный словарный запас, однообразие грамматического строя речи, присутствует неуместное использование средств выразительности или их отсутствие, частые паузы. Выступление заканчивается раньше, чем через 2 минуты. Учащиеся не соотносят речь и ситуацию общения, не могут организовать пространство, стремятся уйти подальше от аудитории, спрятаться за стол учителя, опереться на него, могут отвлекаться или слишком зажаты, чувствуют себя крайне напряженно и неуютно.

Языковой аспект: раскрывают содержание вопроса (проблемы) с соблюдением норм оформления текста по образцу, не придерживаются лексических, грамматических норм, отсутствует орфографическая зоркость, частотны орфографические и синтаксические ошибки.

Стилистический аспект: учащиеся имеют самое общее представление о стилях речи. При общении преобладает разговорный стиль.

Риторический аспект: учащиеся не имеют представления о композиции речи, неточно формулируют тему текста, не могут удержать тему на протяжении всего выступления, затрудняются в формулировке тезиса и подборе аргументов, не видят логических несоответствий, причинно-следственных связей и др., не отмечают нарушений речевой этики.

2 уровень (средний)

Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется не более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается не более 2 речевых ошибок, бедный словарный запас, средства выразительности используются неуместно, частые паузы. Учащиеся с трудом могут выступать в течение двух минут, соотносят речь с ситуацией общения, могут организовать пространство, но при этом чувствуют себя неуверенно или чрезмерно активно, неуместно используют невербальные средства общения.

Языковой аспект: учащиеся имеют представление о лексических, грамматических нормах, но не считают нужным соблюдать их, имеют представление о правилах орфографии и пунктуации, но пишут «по привычке», не соотнося правило и конкретное слово или предложение, замечают ошибки, но не могут определить их происхождение, орфографическая зоркость развита слабо.

Стилистический аспект: имеют представление о стилях речи, но не знают их особенностей и сферы их применения.

Риторический аспект: учащиеся имеют представление о композиции речи, но не всегда ее соблюдают при построении текста, формулируют тему текста, раскрывают тему (проблему), включающую несколько вопросов, с соблюдением норм и правил составления текста, могут удержать тему. Делают попытки сформулировать основную мысль, называют аргументы, считают их исчерпывающими и достаточными, однако могут быть нарушения логики, причинно-следственных связей и др., недочеты.

3 уровень (выше среднего)

Речевой аспект: работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, допущено не более 1 логической ошибки. Учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается не более 1 речевой ошибки. Словарный запас разнообразен и соответствует возрасту. Средства выразительности используются не всегда уместно. Паузы отсутствуют, выступление длится в течение двух минут. Говорящий соотносит речь с ситуацией общения, умело организует пространство, чувствует себя достаточно уверенно, адекватно использует невербальные средства общения.

Языковой аспект: учащиеся в основном соблюдают лексические, грамматические, стилистические нормы письменной и устной речи, фиксируют ошибки, но неправильно их классифицируют. Допускают не более 4 орфографических или синтаксических ошибок. У учащихся развита орфографическая зоркость.

Стилистический аспект: учащиеся разбираются в функциональных стилях речи, владеют теорией построения текста разных стилей и жанров. Риторический аспект: учащиеся знают о композиции речи и соблюдают ее при построении текста, однако наблюдаются незначительные недочеты в построении текста. Правильно ставят цель, формулируют, удерживают и раскрывают тему, основную мысль, называют аргументы и определяют жанр текста. Обращают внимание на логику в изложении аргументов, но неправильно их классифицируют.

4 уровень (высокий)

Речевой аспект: работа учащихся характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, логические ошибки отсутствуют. Учащиеся выстраивают свою речь в соответствии с нормами русского языка, речевые ошибки отсутствуют, четко формулируется тезис, подобрано достаточное количество аргументов, приведены примеры. Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместно используются средства выразительности. Выступление длится более двух минут. Учащиеся соотносят речь с ситуацией общения, организуют пространство, чувствуют себя уверенно, у них хорошее настроение, выступление приносит удовольствие. Учащиеся адекватно используют невербальные средства общения.

Языковой аспект: учащиеся хорошо разбираются в языковых и речевых нормах, осознанно их соблюдают, допускают не более 2 орфографических или синтаксических ошибок. У них хорошо развита орфографическая зоркость.

Стилистический аспект: учащиеся хорошо разбираются в стилях речи и сферах их применения, умеют создавать тексты разных функциональных стилей и жанров.

Риторический аспект: композиция текста не нарушена, учащиеся четко формулируют тему и основную мысль, удерживают тему на протяжении всего выступления, правильно называют аргументы, следят за логикой изложения материала, приводят примеры, раскрывают содержание вопроса (проблемы), самостоятельно предлагают структуру текста в соответствии с нормами жанра, умеют формулировать и обосновывать свою позицию, а также убеждать окружающих в своей правоте.

Для определения уровня (низкий, средний, выше среднего, высокий) развития коммуникативных компетенций учащихся использованы специально разработаны методики А. П. Чудинова, З. И. Курцевой, Л. Г. Антоновой, А. В. Филиппова, идеи С. А. Минеевой, Т. А. Долининой и др.