Биографии Характеристики Анализ

План по литературе на тему кавказский пленник. План урока Нравственные уроки рассказа 'Кавказский пленник'

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В середине прошлого столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай Первый послал свои войска завоёвывать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых торных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой только под усиленной охраной.

Лев Николаевич Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских (Войск.

Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот как это было.

Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья - Толстой и Садо, по кавказскому обычаю, поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца.

И вот, .когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но он ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился.из ружья в приближавшихся преследователей и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером.

Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу.

Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю. Она и теперь хранится в московском Музее Л. Н. Толстого.

Во время Кавказской войны, тянувшейся более двадцати лет, журналы и газеты охотно помещали рассказы о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами, особенно если эти рассказы были записаны со слов людей, побывавших в плену.

Толстой встречался с такими людьми, расспрашивал о подробностях их жизни в плену.

События Кавказской войны запечатлены Толстым в рассказах «/Кавказский пленник», «Набег» и «Рубка леса», написанных в годы его службы в армии.

Через полвека писатель снова вернулся к кавказской теме и написал замечательную повесть «Хаджи-Мурат».

В этих произведениях Толстой сурово осуждал царское правительство за жестокость, с которой оно вело войну за присоединение Кавказа. Царские войска разоряли и сжигали аулы, вызывали к себе ненависть горских племён. В то же время в повести «Хаджи-Мурат» и в рассказах о Кавказской войне писатель осуждает предводителя горцев Шамиля и его соратников, своей жестокостью не уступавших царским генералам.

Толстой выступает против национальной розни, против тех, кто натравливает один народ на другой.

В «Кавказском пленнике» Толстой рассказывает, как храбрый русский офицер Жилин был взят ногайскими татарами в плен и увезён в аул. Жители аула со страхом смотрели на пленника. «Как на зверя косятся», - говорит Толстой. А один старый горец, бывало, «как увидит Жилина, так захрапит и отвернётся». Он чуть не застрелил пленника за то, что тот подошёл близко к его сакле. Семь сыновей этого старика погибли на войне, а восьмого он сам убил, когда сын перешёл к русским. Этот старик «первый джигит "был, он много русских побил, богатый был».

Такие джигиты, как этот старик, ненавидели не только русских, но и всех других «иноверцев», чуждых мусульманской религии. Ослеплённый ненавистью, старик требовал немедленной расправы с пленником.

По-другому относились к Жилину простые горцы. Они скоро привыкли к нему, стали ценить его за весёлый, общительный характер, за ум.

Героиня рассказа юная Дина тоже сначала боялась Жилина. Вот как об этом рассказывает писатель.

Отец велел Дине принести воды напоить пленника. Дина принесла жестяной кувшинчик, подала воду и «сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьёт - как на зверя какого». А когда Жилин напился и подал ей кувшин - «как она прыгнет прочь, как коза дикая». Но с каждой новой встречей страх Дины проходил. Добрая и отзывчивая девочка всем сердцем привязалась к пленнику, жалела его и помогала ему чем могла.

Дина спасла Жилина, когда ему после неудавшегося побега угрожала казнь. Чувство жалости и любви к хорошему, ни в чём не повинному человеку помогло Дине преодолеть страх. Рискуя своей жизнью, она освободила Жилина из неволи.

(Школьники нередко называют «Кавказского пленника» рассказом «про Жилина и Костылина». И действительно, спутником Жилина и его товарищем по плену был офицер Костылин. Это грузный, неповоротливый, трусливый человек, по вине которого Жилин попал в плен. -Из-за него же не удался и.первый побег пленников из аула.

Сравнивая их поступки, их поведение в трудные минуты, их характеры и даже внешний облик одного и другого, мы видим, что все симпатии «писателя на стороне Жилина - простого, честного, храброго и стойкого в беде человека, смело идущего навстречу опасностям.

А на таких людей, как Костылин, ни в чём нельзя положиться. Они и товарища подведут в трудную минуту и себя погубят. На пути из плена Костылин совсем выбился из сил и стал уговаривать Жилина: «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать». Нет сомнения, что на месте Жилина он так бы и сделал. А тот, хотя и сердился на Костылина и устал не меньше, чем он, но ответил твёрдо и решительно: «Нет, не пойду, не годится товарища бросать». Подхватил обессилевшего Костылина на плечи и с тяжёлой ношей двинулся дальше. Только так и могут поступать настоящие воины.

Рассказ «Кавказский пленник» написан с поразительным искусством. В нём шесть небольших главок, каждая не более десяти страничек. А как много мы из него узнаём! Перед нашими глазами встают не только эпизоды Кавказской войны, но и жизнь горного аула. Не многие из художников слова умеют описывать природу так, как умел Толстой. В его произведениях природа живёт одной жизнью с людьми.

Вспомните описание той ночи, когда Жилин вторично бежит из плена: «Идёт Жилин, всё тени держится. Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор, - бело, светло, совсем как днём. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам; как вымерло всё. Только слышно - внизу речка журчит».

Всё движется в нарисованной Толстым картине: месяц, свет от него, тени, бегущие по склонам гор, речка, журчащая под горой.

Несколькими красочными штрихами Толстой умеет создать запоминающиеся портреты своих героев. Вот Дина - с её чёрными глазами, которые в темноте светятся, «так и блестят, как звёздочки», с её ручонками «тоненькими, как прутики», с её звонкам, радостным смехом. Вот Жилин - ладный, ловкий, невысокий ростом, очень живой, подвижный, приметливый. А вот его неудачливый спутник Костылин - «мужчина грузный, пухлый...».

Язык «Кавказского пленника» напоминает язык народных сказок и былей. Фразы здесь нередко начинаются с глагола, со сказуемого, за которым идёт существительное, подлежащее: «Выехал Жилин вперёд...», «Хотел он подняться...», «Прибежала девочка - тоненькая, худенькая...» и т. д. Так строя фразы, писатель не только достигает стремительности в передаче событий, но и делает язык рассказа близким к разговорному.

«Кавказский пленник» написан Толстым для «Азбуки» - учебной книги для детей, которую он выпустил в свет в 1872 году. «Я хочу образования для народа», - говорил Толстой. В 1859 году он открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда же с его помощью были открыты ещё двадцать три начальные школы в деревнях Тульской губернии, окружающих Ясную Поляну.

Став учителем, Толстой понял, что для народных сельских школ нужны хорошие учебные книги и пособия.

«Азбука» Толстого и явилась хорошей учебной книгой, по которой учились «грамоте несколько поколений русских детей. «Азбука» «состоит из четырёх книг. Каждая из них содержит басни, сказки, увлекательные рассказы. Толстой включил в «Азбуку» много загадок, (пословиц, поговорок. Писатель стремился к тому, чтобы в ней было как можно больше интересного и поучительного материала. Для этого он много занимался физикой, математикой, астрономией и другими науками, знакомился с «греческой, индийской, арабской литературами, изучая сказки, были, исторические предания многих народов.

Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». «Кавказский пленник» вполне отвечал этим требованиям, и писатель был им очень доволен. Рассказ написан с таким художественным совершенством, что с первых же строк безраздельно завладевает вниманием читателя. Познакомившись в школьные годы с героями этого рассказа, мы запоминаем их на всю жизнь. Такова сила настоящего, большого искусства.

К. Ломунов

Источники:

  • Толстой Л. Н. Кавказский пленник. Рассказ. Рис. Ю. Петрова. Чечено-Ингушское книжное «издательство, Грозный, 1978. 48 с.
  • Аннотация: В этой книге вы прочитаете о приключениях храброго и умного русского офицера Жилина, попавшего в плен к горцам и сумевшего убежать из плена.

    Рассказ этот так замечательно написан, что каждый, прочитав его в детстве, запоминает на всю жизнь его героев.

Рассказ «Кавказский пленник» Лев Николавевия Толстой написал под впечатлениями от своей жизни на Кавказе во время войны между горцами и русскими солдатами. Первые упоминания об этой войне мы можем увидеть в дневниках Толстого .

Общий анализ рассказа

Небольшой рассказ был создан в 70-ых годах XIX века, и многих критиков удивил простой и доступный даже для детей язык, которым он был написан. Помимо реалистичного описания быта горцев и прекрасной, дикой природы Кавказа, Толстой уделяет внимание и другой теме рассказа, более нравственной и психологической.

Эта тема противостояние, которое раскрывается на примере двух личностей, двух основных героев «Кавказского пленника» - Жилина и Костылина. Сюжет рассказа развивается быстро, а описание всех событий красочное и запоминающееся.

Сравнительная характеристика героев: Костылин и Жилин

Л.Н. Толстой умело использует контраст для того, чтобы донести до читателей тему своего рассказа. Под внешним контрастом энергичного Жилина и тяжелого Костылина скрывается противоречия их внутренних миров.

Жилин создает впечатление живого и радостного человека, в то время, как Костылин недоброжелательно смотрит на окружающий его мир, и отличается жестокостью и злобой. Причем нельзя сказать, что различие между этими героями определенно обстоятельствами оба они русские офицеры, оба принимают участие в войне России против Кавказа.

Но между ними пропасть их внутренние принципы, их взгляды на мир, их жизненные ценности совершенно противоположны. Жилин преданный и честный человек, который помогает Костылину даже после того, как тот предал его по вине своей трусости и глупости.

Ведь Жилин даже не мог подумать, что можно поступить по-другому, и когда он бросается к другу за ружьем, чтобы уберечься от горцев, он уверен, что тот ему поможет. И даже когда они попадают в плен, он все равно берет трусливого солдата вместе с собой во время побега.

Его душа широкая и открытая, Жилин с искренностью и внутренней честностью смотрит на мир и других людей. Он несет на себе солдата Костылина, когда тот устает от длительного спасения из плена татар. И оба героя снова попадают туда, откуда с трудом выбрались только теперь их сажают в огромную яму.

Герой пассивный и герой действующий

И тут Толстым описывается кульминация рассказа девочка Дина, с которой добрый солдат успел подружиться во время плена, при помощи палки помогает бежать Жилину. А слабый и безвольный Костылин боится бежать и думает, что лучше будет, если за него заплатят деньги кто-нибудь из родственников.

Жилину же удается сбежать своими силами, он не хочет волновать свою мать просьбами о деньгах, и думает о ее здоровье. Жилин не может быть таким безвольным трусом, как Костылин, его природа это отвага, смелость и мужество.

И отсюда следует, что и ценности жизни для него совсем иные, они духовные и чистые. Костылин же олицетворение пассивности и бездействия, единственное, что живет у него внутри это страх только за самого себя и злоба по отношению к другим людям.

Жанр произведения — рассказ. Посвящен он военным действи-ям на Кавказе во второй половине XIX века. В это время шла кровопролитная война за присоединение Кавказа к России. Гор-ские народы оказывали упорное сопротивление, захватывали рус-ских солдат в плен. Русские обозы могли передвигаться от одной крепости к другой только под усиленной охраной. Л. Н. Толстой сам был участником боевых действий и описывал события, имея представление о реальной картине событий, поэтому рассказ «Кавказский пленник» можно с полным правом назвать былью.

Главными участниками событий в рассказе стали два русских офицера — Жилин и Костылин.

Жилин получает письмо от матери с просьбой приехать домой навестить ее, отпрашивается в отпуск и выезжает из крепости. Это завязка произведения. Кульминационных моментов здесь не-сколько:

  1. когда Жилин первый раз пойман в плен;
  2. неудачный побег Жилина и Костылина и их повторный плен;
  3. счастливое спасение Жилина казаками.

Развязка наступает, когда Жилин оказывается в крепости среди своих и остается служить на Кавказе, а Костылина еле живого привозят через месяц, выкупленного за пять тысяч рублей.

Правдиво описывая детали пленения Жилина татарами, Тол-стой показывает, что война — это страшное зло, осуждает меж-национальную рознь, ужасается того, к чему приводит взаимная ненависть. Достаточно вспомнить старика-горца, чуть не за-стрелившего Жилина за то, что тот подошел близко к его сакле. У этого старика семь сыновей погибло на этой войне, а восьмого он застрелил сам, когда тот перешел к русским. <…>Старик был ослеплен ненавистью и требовал немедленной расправы над Жи-линым.

Простые горцы относились к Жилину по-другому. Они скоро привыкли к нему, стали ценить его за умелые руки, за сметли-вость, за общительный характер. Девочка Дина, поначалу отно-сившаяся к нему, как к зверю, привязалась к пленному, жалела его, а потом помогла бежать из плена и тем самым спасла его жизнь.

Рассказ построен на сопоставлении главных героев. Оно начи-нается уже с их фамилий. Жилин — от слова «жила», т. е. силь-ный, выносливый человек. Деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. Так и Костылин мешал Жилину во всем. По вине Костылина Жилин попал в плен и не удался их первый побег.

Сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне Жилина — простого, храбро-го, честного русского офицера. На Костылина же ни в чем нельзя положиться.

Толстой мастерски изображает в рассказе быт и обычаи кав-казцев. Мы получаем представление о том, как выглядело жили-ще местного жителя, что они ели и пили, как вели быт и домаш-нее хозяйство.

Рассказ восхищает изображением великолепной кавказской природы. Описания пейзажей словно переносят нас к месту раз-вернувшихся событий.

Толстой — мастер портрета, и не только психологического. Нескольких слов достаточно, чтобы мы увидели Дину с ее ручон-ками, «тоненькими, как прутики», глазками, блестящими, как звездочки. Характерна и внешность двух офицеров. Жилин — под-тянутый, стройный, энергичный, цепляющийся за жизнь чело-век. Костылин — грузный, трусливый, неповоротливый, непоря-дочный.

Язык «Кавказского пленника» очень похож на язык сказок и былин. Предложения начинаются с глагола-сказуемого, за ним идет подлежащее. «Слышит Жилин…», «как закричит Костылин…» и т. д.

Рассказ «Кавказский пленник» написан таким мастером слова, с таким совершенством, что, прочитав его один раз, мы запоми-наем его героев на всю жизнь.

План

  1. Жилин получает письмо от матери и выправляет себе от-пуск.
  2. Жилин и Костылин решают опередить обоз и едут впереди него. Материал с сайта
  3. Жилин попадает в плен к татарам из-за трусости Косты-лина.
  4. Жилина привозят в аул и сажают в колодках в сарай.
  5. Первое близкое знакомство с похитителями. Девочка Дина приносит ему пить.
  6. Новые «хозяева» требуют, чтобы Жилин написал письмо домой с просьбой о собственном выкупе.
  7. Приводят Костылина, с которого тоже требуют выкуп. Ко-стылин соглашается.
  8. Более близкое знакомство Жилина с жителями аула. Дружба с девочкой Диной.
  9. Описание похорон местного жителя.
  10. Жилин решает бежать из плена. Костылин увязывается за ним.
  11. Побег не удается из-за Костылина.
  12. Русских снова сажают в яму. Сроки выкупа ужесточаются.
  13. Дина навещает тайком Жилина и помогает ему бежать.
  14. Счастливое спасение Жилина.
  15. Развязка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение по рассказу кавказский пленник
  • описание быта татар в рассказе кавказский пленник
  • дина внешность "кавказский пленник"
  • цитаты костылина из кавказского пленника
  • знакомство с диной из рассказа кавказский пленник

«Кавказский пленник», написанного в 1872 г., имеет утвердившуюся традицию, несмотря на то что рассказ этот время от времени «кочует» из начальной школы в среднюю и обратно. Многочисленные рекомендации следовало бы рассмотреть обзорно, имея целью создание общей методической модели. Исходя из этого, мы предлагаем примерное планирование темы и практическое ее использование.

Примерное планирование изучения рассказа «Кавказский пленник»

1-й урок. «На Кавказе тогда война была». Слово о Л. Н. Толстом. Детские годы. Начало литературной деятельности. Служба на Кавказе. Исторические события, получившие свое отражение в рассказе. История создания рассказа «Кавказский пленник». Рассказ как произведение для детей. Смысл жанрового определения «рассказ-быль». Чтение на уроке 1-й и 2-й глав рассказа.

2-й урок . Два пленника. Обмен впечатлениями от самостоятельного домашнего чтения рассказа. Комментированное перечитывание на уроке 3-й и 4-й глав рассказа. Жизнь Жилина и Костылина в плену. Быт и нравы горцев.

3-й урок . Два побега. Перечитывание в классе 5-й и 6-й глав рассказа. Сопоставление двух побегов. Дружба Жилина с Диной. Истоки вражды людей и дружбы между ними. Портрет в рассказе.

4-й урок. Любимый рассказ Л. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Два характера -две судьбы. Роль картин природы в рассказе (пейзаж глазами героя). Особенности языка рассказа. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Отношение Л. Н. Толстого к войне как к варварскому способу решения национальных конфликтов. Подготовка к классной письменной работе.

Опережающие вопросы и задания

Общие:

- Подготовиться к беседе о произведениях Толстого, изучавшихся ранее.

1. Не дамся им живой.
2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.
3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.
4. Нынче бежать надо.
5. Бросить товарища не годится.
6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.

- Подготовиться к беседе по 1-й и 2-й главам рассказа.

- Ответить на вопросы: какие эпизоды в рассказе кажутся вам основными и почему? В каких из них сопоставляется поведение Жилина и Костылина? Подумать над смыслом заглавия рассказа.

Групповые:

Подготовить словесные портреты Жилина, Костылина и Дины (устное рисование).

Индивидуальные:

Подготовить сообщения о жизни Л. Толстого: детские годы, история с «зеленой палочкой», Л. Толстой на Кавказе и в Севастополе.

Подготовить рассказы о дружбе Жилина и Дины от лица обоих.

Содержанием вступительного слова учителя и сообщений учащихся о Л. Толстом могло бы быть воспроизведение главы «Любимый рассказ Толстого» из книги К. Н. Ломунова «Лев Толстой».

Молодой Лев Толстой вел дневник, в котором обличал себя за тщеславие, лень, непоследовательность. Старший брат его Николай служил в армии. Он убедил Льва поехать с ним на Кавказ, что тот и сделал. В 1851 г. братья Толстые приехали в станицу на берегу Терека, где Лев Николаевич прослужил почти три года. Лев Николаевич вначале был разочарован Кавказом, где не нашел невероятных приключений, но вскоре ему открылся подлинный Кавказ, который и остался в его душе навсегда. Впечатления эти отразились в его военных рассказах и повестях «Казаки» и «Хаджи Мурат».

Много лет спустя, создавая для школьников свою «Азбуку», Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором отразилось происшествие, случившееся с ним самим. Однажды он далеко отъехал от своего отряда и чуть не попал в плен. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой мог легко уйти от них на своем резвом коне, но тогда бы он бросил в беде друга. У Садо было незаряженное ружье, но он делал вид, что целится в преследователей, и кричал на них. А те хотели взять Садо и Толстого живыми и потому не стреляли. Друзья успели подъехать к крепости Грозной, так что часовые их увидели и подняли тревогу. Конные казаки выехали из крепости, и чеченцы повернули в горы.

Толстой встречался с офицерами, попавшими в плен, и расспрашивал их обо всем в подробностях. Л. Толстой осуждал покорителей горских аулов, жестокость горцев, не уступавших в этом царским генералам. Он выступал против национальной розни, против тех, кто натравливает народы друг на друга.

Лев Толстой выступал против всяких войн как варварского способа разрешать несогласия, а не только против этой . Поэтому писатель в рассказе написал коротко: «На Кавказе тогда война была», не уточняя, какая именно. В одном из пособий рекомендуется избегать параллелей с современностью, но ассоциации тут напрашиваются, и важно уточнить, что дело не в совпадениях, а в общем отношении писателя к войне.

В пособии «Л. Н. Толстой в школе» В. В. Голубков вспоминал, как его ученики в начальной земской школе в сорокаградусный мороз слушали чтение учителем рассказа «Кавказский пленник». При этом Голубков только читал, а между тем ученики увидели разницу между Жилиным и Костылиным, им нравилась Дина, они поняли, что татары бывают злые, а бывают и добрые. И учитель воспринимал этот урок чтения как неповторимый праздник.

Двадцать лет спустя Голубков повторил опыт эмоционального чтения не в сельской школе, а результат был опять удивительный. Ученики воспроизводили сюжет, понимали героев с несложной психологией, но такие образы, как татарин на пасеке или старик, потерявший сыновей, были для них сложны. Методист делает важный вывод: на уроках по изучению рассказа должен прежде всего звучать текст Толстого, которому будет сопутствовать анализ, опирающийся на детские впечатления и имеющий целью доведение этих впечатлений до ясных понятий, а вопросы и задания должны стимулировать самостоятельное освоение учениками прочитанного.

На первом уроке такими вопросами и заданиями могли бы быть следующие:

Как договаривались Жилин и Костылин вести себя, уезжая от обоза, и как они себя вели, встретившись с горцами?

Какое решение принимает Жилин, попав в безвыходное положение?

Сравните поведение Жилина и Костылина во время торгов. Зачем Жилин торгуется, если он и не думал посылать письмо матери?

На втором уроке важно выявить отличия в поведении плененных героев, отсюда вопросы и задания, направленные на выяснение мотивов действий Жилина и бездействия Костылина:

Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и почему? Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?

Справедливо ли говорят горцы о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»? Какие у них для этого основания?

Почему к Жилину стали приезжать татары даже из дальних аулов?

Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина, например: ходит, высматривает, рукодельничает, роет и т. д. То же самое в отношении Костылина (пишет, ждет, скучает, спит). Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина?

На третьем уроке сопоставление двух пленных получает дополнительный материал. После перечитывания в классе двух последних глав уместно спросить ребят о том, как ведут себя Жилин и Костылин при первом побеге. Предлагается выбрать из 5-й главы глагольные описания действий обоих беглецов, например: раскопал дыру, по звездам примечает, осматривает, подполз к дороге, несет Костылина на себе. А что делает в это время другой? Зацепил камень ногой, жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстает.

Почему Костылин оказался при побеге не соратником Жилина, а обузой? Ожидали ли вы заранее, как поведут себя Жилин и Костылин во время побега? Почему вы так предполагали? (По материалам Н. Я. Мещеряковой.)

Почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо переносит боль, усталость, трудности, скорее всего, не действует, а находится в том или ином состоянии)?

Обратите внимание учеников на то, что и фамилии героев как бы в паре, рифмуются. Можно предложить отдельным школьникам найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль»: жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий. Костыль - палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.

В ряде методических пособий предлагаются полезные задания и вопросы, связанные с темой дружбы Жилина и Дины. Естественно, что прежде всего возникает вопрос о том, почему Дина помогает Жилину, почему она относится к нему не так, как другие горцы, да и не так, как относилась она сама вначале. Почему она перестала видеть в нем врага? Только ли потому, что он подарил ей куклу?

Почему вначале о Дине говорилось «... прыгнет прочь, как коза дикая», а в конце - «как козочка прыгает»?

Без чьей помощи при всей решимости Жилина его намерение бежать не увенчалось бы успехом? По каким деталям видно отношение Жилина к Дине?

Чем у Жилина, Толстого и у нас вызывает симпатию Дина? Какие детали ее портрета, поведения помогают понять это? Почему, выбравшись из ямы, Жилин первым делом велит Дине отнести шест на место?

Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? (По материалам А. К. Киселева, Е. С. Романичевой, М. С. Дубинской, Л. С. Новосельской, Р. И. Альбетковой, Н. Я. Мещеряковой, Д. В. Дубининой.)

На четвертом уроке подводятся итоги чтения и анализа рассказа. Важно дать понять ученикам, почему этот рассказ был любимым у самого Л. Толстого, который писал об этом так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Он замечал, что «длинный закрученный период, с вставочными и вводными предложениями, не только не есть красота, но он почти всегда скрывает слабость мысли и всегда неясность мысли».

Вопросы и задания на четвертом уроке призваны выделить именно эти качества рассказа. Например, вопросы из рекомендаций Л. И. Коноваловой:

Почему произведение Л. Н. Толстого названо «рассказ-быль»?

Дает ли Толстой развернутые портреты своих героев? Попробуйте воссоздать портреты Жилина, Костылина и Дины, используя ключевые детали текста. Выделите у каждого героя основную деталь портрета.

Как описания природы помогают понять переживания героев? Почему фразу «Жилин спешит, а месяц еще скорее выбирается» можно назвать характерной для этого рассказа?

Подходит ли к Жилину слово герой в обычном смысле? Чем отличается Жилин от сказочных героев?

Что вы можете сказать о языке рассказа? Прост он или сложен, понятен или есть непонятные слова и выражения? Почему автор выделяет глаголы?

В доступной пятиклассникам форме уместно было бы сказать, что «Кавказский пленник» тоже своего рода «Война и мир», только для детей. И здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, - «мир».

Толстой утверждает, что все люди могут быть дружны, что разные обычаи, язык, вера не мешают, если люди уважают друг друга, умеют работать, не рвутся к наживе. Что думает Толстой о войне?

С. Я. Маршак высоко оценил любимый рассказ Толстого за силу воздействия на читателя, краткость, за сложность и простоту одновременно. Язык рассказа напоминает язык народных сказок и былей. Фразы нередко начинаются с глагола, что передает стремительность развития действия, делает язык рассказа близким к разговорному. Вот почему и сам Толстой считал рассказ своим лучшим произведением.

Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

План пересказа

1. Жилин получает письмо от матери и решает ее навестить.
2. Жилин и Костылин самостоятельно отправляются в путь.
3. Товарищи попадают в плен к татарам.
4. Они получают предложение о выкупе, чтобы снова обрести свободу.
5. Жилин ближе знакомится с Диной, дочерью богатого татарина Абдул-Мурата.
6. Жилин и Костылин совершают побег.
7. Герои рассказа пойманы и водворены в яму до ожидания выкупа.
8. Дина помогает Жилину бежать.
9. Жилин спасен.

Пересказ

Часть I

Служил на Кавказе офицером один барин по фамилии Жилин. Мать как-то прислала ему письмо с просьбой приехать, так как она нашла ему невесту с имением, да и стара она стала уже, хочет повидаться с сыном перед смертью. Жилин подумал и решил ехать. Попрощался со своими товарищами, солдатами.

На Кавказе шла война, по дорогам было опасно ездить, и всех проезжающих сопровождали солдаты или местные проводники, поскольку татары (горцы Северного Кавказа в те времена) могли убить или увести в горы. Было жаркое лето, обоз шел медленно, люди быстро уставали. И Жилин, подумав, решил ехать один, но тут к нему подошел другой офицер, Костылин — «мужчина грозный, толстый, весь красный» - и предложил оставить обоз и дальше идти вдвоем.

Ехали они степями, а потом пошла дорога между двух гор прямо в ущелье. Жилин решил проверить, все ли спокойно. Поехал на гору и только взобрался, как увидел тридцать человек татар. Хотел поскакать за ружьем, а Костылина и след простыл. Татары застрелили любимую лошадь Жилина, забрали у него все вещи, порвали одежду, скрутили и повезли. Жилин не мог проследить дорогу: глаза были испачканы кровью. Наконец приехали в аул (татарскую деревню), сняли Жилина с лошади, нацепили на него кандалы, связали и заперли в сарае.

Часть II

Жилин почти всю ночь не спал. Утром сарай отворили, и вошли двое: один с красной бородкой, другой «поменьше ростом, черноватенький. Глаза черные, светлые, румяный». Одет «черноватенький» побогаче: «бешмет шелковый синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные сафьянные, тоже серебром обшиты... Шапка высокая, белого барашка». Они подошли к пленнику и начали что-то говорить на своем языке. Жилин просил пить, но они только смеялись. Потом прибежала девчонка - тоненькая, худенькая, лет тринадцати. «Тоже - глаза черные, светлые и лицом красивая», видно было, что она дочь того, что поменьше. Потом снова убежала и принесла кувшин воды и «глядит на Жилина, как он пьет, как на зверя какого».

Жилин, попив, отдал кувшин, а девочка потом принесла хлеба. Ушли татары, а через некоторое время пришел ногаец (горец, житель Дагестана) и повел Жилина в дом. «Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней стене пуховики пестрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки - все в серебре». Там сидели те двое («красная борода» и «черноватенький») и трое гостей. Один из гостей обратился к нему на русском языке: «Тебя, - говорит, - взял Кази-Мугамед, - сам показывает на красного татарина, — и отдал тебя Абдул-Мурату, - показывает на черноватого. - Абдул-Мурат теперь твой хозяин».

Потом Абдул-Мурат велел ему писать домой письмо, чтобы родные прислали выкуп пять тысяч монет, тогда он его отпустит. Жилин начал отказываться, говоря, что сможет дать только пятьсот. Те засуетились, зашумели, потом потребовали три тысячи. Жилин же твердо стоял на своем. Татары посовещались и привели другого пленного - Костылина. Оказывается, он согласился на пять тысяч и написал близким. И говорят: «Вот его и кормить будут хорошо, и обижать не будут». Наконец, татары согласились получить хотя бы пятьсот монет. Жилин написал письмо так, чтобы оно не дошло, поскольку думал о побеге. Он знал, что у старой матери таких средств нет, он сам присылал ей деньги на прожитье.

Часть III

Проходит месяц. Кормят Жилина с товарищем плохо, пресным хлебом, а то и тестом. Костылин все время письма пишет и ждет выкупа. А Жилин знает, что письмо не дошло, и все бродит по аулу, да смотрит, как удобней сбежать, да рукодельничает, поскольку на всякое дело был мастер. Как-то раз вылепил куклу в татарской рубахе. Та понравилась Дине, дочери Абдул-Мурата. Он оставил куклу на крыше, а она ее утащила и стала качать, как ребенка. Старуха разбила куклу, но Жилин вылепил ей еще лучше. С тех пор они подружились, и она стала ему носить молоко, лепешки, а один раз даже кусок баранины принесла в рукаве.

Вызнали татары, что у пленника золотые руки, и «пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать; кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы». А Абдул-Мурат принес ему инструменты и свой старый бешмет подарил. Прижился Жилин и понимать стал татарский язык, многие жители к нему уже привыкли.

Был еще в деревне один старик, о котором хозяин рассказал: «Это большой человек! Он первым джигитом был, он много русских побил, богатый был». У него было восемь сыновей, а когда русские напали на деревню, убили семерых, один сдался, тогда и старик сдался, пожил у русских, убил сына и сбежал. С тех пор ненавидит русских и, конечно, хочет смерти Жилина. Но Абдул-Мурат к своему пленнику привык: «...да я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то что убить, я бы тебя и выпускать не стал, кабы слова не дал...»

Часть IV

Прожил так Жилин еще месяц, начал высматривать, в какую сторону лучше бежать. Однажды он решил дойти до небольшой горы, откуда можно было осмотреть окрестности. А за ним бегал мальчишка, сын Абдул-Мурата, которому наказали следить, куда русский ходит и что делает. Жилин объяснил, что он хочет собрать травы, чтобы лечить людей. И они вместе поднялись на горку. Да разве мог Жилин уйти далеко, если днем он ходил только в колодках?

Посмотрел Жилин по сторонам и узнал горы, которые он видел из русской крепости. Нашел, куда бежать, и вернулся обратно в аул. Тем же вечером горцы привезли своего, убитого русскими. Завернули его в белое полотно, сели рядом с ним и говорят: «Алла!» (Бог) - а потом похоронили в яме. Поминали покойника четыре дня. Когда большая часть мужчин уехали, пришло подходящее время для побега. Жилин поговорил с Кос-тылиным, и они решили бежать, пока ночи темные.

Часть V

Ушли в ночь. Шли босиком, сапоги стоптались. Все ноги в кровь изранили. Жилин идет, терпит, Костылин - отстает, ноет. Сначала они сбились с дороги, потом все-таки зашли в лес. Костылин устал, сел на землю, сказал, что отказывается от побега. Жилин не бросил товарища, взял его к себе на спину. Так прошли они еще несколько верст. Потом услышали стук копыт. Костылин испугался и шумно упал, да еще и вскрикнул. Татарин услышал и привел из аула людей с собаками.

Беглецов поймали и вернули хозяину. На сходе решали, что с ними делать. Потом к ним подошел Абдул-Мурат и сказал, что, если выкуп не пришлют через две недели, он их убьет. Посадил их в яму и дал им бумагу, чтобы они опять написали письма.

Часть VI

Жить им стало совсем плохо, кормили их хуже, чем собак. Думал Жилин, как выбраться, но ничего придумать не мог. А Костылину совсем плохо, «разболелся, распух, и ломота во всем теле стала; и все стонет или спит». Как-то сидел Жилин и увидел наверху Дину, которая ему лепешек и черешен принесла. Тогда Жилин и задумался: а вдруг она ему поможет? На следующий день приходили и шумели татары. Жилин понял, что русские близко. Наделал он Дине кукол из глины, и когда она прибежала в следующий раз, начал бросать их ей. А она отказывается. Потом, плача, рассказывает, что скоро их убьют. Жилин попросил принести длинную палку, но Дина испугалась.

Как-то вечером Жилин услышал шум: это Дина шест принесла. Опустив его в яму, она прошептала, что в ауле почти никого не осталось, все уехали... Жилин позвал с собой друга, но тот не отважился на очередной побег. Дина пыталась помочь Жилину снять колодку, но ничего не вышло.

Жилин простился с девочкой, поблагодарил ее. Дина заплакала, не хотела расставаться, потом убежала. Жилин шел в колодке по пути, которым они бежали в прошлый раз. Кроме двух татар, никто ему не встретился, он спрятался от них за дерево. Лес кончился, вдалеке уже виднелась русская крепость. Жилин решил идти под гору, но только вышел на открытое место, тут трое верховых татар заметили его и пустились наперерез. А он собрался с ситами и побежал, крича казакам: «Братцы, братцы!». Те услыхали его и понеслись на выручку. Татары испугались и ускакали. Привели Жилина в крепость, кто хлеб ему сует, кто кашу...

Рассказал он всем свою историю: «Вот я и домой съездил, женился! Нет, уж, видно, не судьба моя». И он остался служить на Кавказе. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.