Биографии Характеристики Анализ

Абсолютная монархия во франции кратко. Период управление кардинала Ришелье

Введение

В XIV-XV вв. европейские короли, все более сосредотачивая в своих руках власть над своими странами, должны были опираться при достижении своих целей на те или иные сословия. Однако в XVI-XVII веках власть монархов становится централизованной, почти бесконтрольной и независимой ни от каких представительных органов. В Западной Европе возникает новый тип государственного устройства - абсолютная монархия. В XVII веке она будет переживать пору своего наивысшего расцвета, но уже в XVIII веке вступит в эпоху кризиса.

Абсолютная монархия (от лат. absolutus - безусловный) - разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Считается, что наиболее последовательны в построении абсолютной монархии были французские короли, а французские философы внесли наибольший вклад в теорию абсолютизма. Поэтому французский вариант абсолютизма рассматривается как наиболее типичный, классический.

Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Серьезным тормозом на пути возникновения абсолютной монархии становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI веку французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Целью данной работы является знакомство с абсолютной монархией во Франции и выявление изменений в правовом положении сословий в ХVI - ХVIII веках.

Задачей является обозначить предпосылки формирования, становления и развития абсолютизма во Франции.

Данная курсовая работа изложена на 26 страницах и состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованных источников.

В первом разделе отражаются изменения в правовом положении сословий в ХVI - ХVIII веках. Второй раздел «Возникновение и развитие абсолютной монархии во Франции» раскрывает причины формирования и развития абсолютизма и включает в себя три подраздела. Третий раздел данной работы показывает развитие финансовой системы и экономической политики в период абсолютизма и содержит два подраздела. Четвертый раздел отражает изменения в судебной системе, армии и полиции и включает в себя два подраздела.

.Изменения в правовом положении сословий в ХVI-ХVIII вв.

Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К ХVI веку французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Как и прежде, первым сословием в государстве было духовенство, насчитывавшее около 130 тыс. человек (при 15 млн. населения страны) и державшее в своих руках 1/5 всех земель. Духовенство, полностью сохраняя свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью. Между верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенство проявляло единство только в своем ревностном стремлении удержать сословные, число феодальные привилегии (взимание десятины и др.).

Более тесной стала связь духовенства с королевской властью и дворянством. Согласно конкордату, заключенному в 1516 году Франциском I и римским папой, король получил право назначения на церковные должности. Все высшие церковные посты, связанные с большим богатством и почестями, предоставлялись дворянской знати. Многие младшие сыновья дворян стремились получить тот или иной духовный сан. В свою очередь представители духовенства занимали важные, а иногда и ключевые посты в государственном управлении (Ришелье, Мазарини и др.). Таким образом, между первым и вторым сословиями, имевшими ранее глубокие противоречия, сложились более прочные политические и личные узы.

Господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества занимало сословие дворян, насчитывавшее примерно 400 тыс. человек. Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, а поэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. В целом светские феодалы (вместе с королем и членами его семьи) держали 4/5 земель во Франции. Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобретаемый главным образом по рождению. Требовалось доказывать свое дворянское происхождение до третьего-четвертого колена. В ХII веке в связи с участившимися подделками дворянских документов была учреждена специальная администрация, контролировавшая дворянское происхождение.

Дворянство предоставлялось также в результате пожалования специальным королевским актом. Это было связано, как правило, с покупками богатыми буржуа должностей в государственном аппарате, в чем была заинтересована королевская власть, постоянно испытывавшая нужду в деньгах. Такие лица обычно назывались дворянами мантий, в отличие от дворян шпаги (потомственных дворян). Старое родовое дворянство (придворная и титулованная знать, верхушка провинциального дворянства) с презрением относилось к «выскочкам», получившим звание дворянина благодаря своим должностным мантиям. К середине ХVIII века было примерно 4 тыс. дворян мантий. Их дети должны были нести военную службу, но затем, после соответствующей выслуги (25 лет), становились дворянами шпаги.

Несмотря на различия в родовитости и должностях, дворяне имели ряд важных привилегий: право на титул, на ношение определенной одежды и оружия, в том числе при дворе короля, и т.п. Дворяне были освобождены от уплаты налогов и от всяких личных повинностей. Они имели преимущественное право назначения на придворные, государственные и церковные должности. Некоторые придворные должности, которые давали право на получение высоких окладов и не были обременены какими-либо служебными обязанностями, были зарезервированы за дворянской знатью. Дворяне имели преимущественное право на обучение в университетах, в военной королевской школе. Вместе с тем дворяне в период абсолютизма утратили некоторые свои старые и число феодальные привилегии: право на самостоятельное управление, право на дуэль.

Подавляющую массу населения во Франции в ХVI-ХVII вв. составляло третье сословие, которое все более становилось неоднородным. В нем усилилась социальная и имущественная дифференциация. В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступенях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

Несмотря на рост городского населения и его увеличивавшийся вес в общественной жизни Франции, значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В связи с развитием капиталистических отношений в его правовом положении произошли изменения. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабочие. Однако подавляющее большинство крестьян было цензитариями, т.е. держателями сеньоральной земли с вытекающими отсюда традиционными феодальными обязанностями и повинностями. Цензитарии к этому времени почти полностью были освобождены от барщинных работ, но зато дворянство постоянно стремилось к увеличению ценза и других поземельных поборов. Дополнительными обременениями для крестьян были баналитеты, а также право сеньора охотиться на крестьянской земле.

Тяжёлой и разорительной для крестьянства была система прямых и косвенных налогов. Королевские сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам.

Возникновение и развитие абсолютной монархии во Франции


Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества ХVI-ХVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.

В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в ХVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.

Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.

Становление абсолютизма в ХVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в ХVII-ХVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.

Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине ХVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли могилой нации.

2 Усиление королевской власти

Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

Уже в ХVI веке Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В ХVI веке (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.

В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в ХVI-ХVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение определенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстрация не допускается. В 1668 году король Людовик ХIV, явившись в Парижский парламент, собственноручно изъял из его архива все протоколы, относящиеся к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениям середины ХVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы - опротестовывать и отклонять королевское законодательство.

Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: «король божьей милостью». Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Все чаще государство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людовику ХIV: «Государство - это я!».

Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевские прерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что «король трудится для Государства».

Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только ему одному по принципу: «один король, один закон». У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

3 Создание централизованного аппарата управления

При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.

В ХVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. Но при Генрихе IV, Людовике ХIV, а также при Людовике ХV (после 1743 года) король сам осуществлял руководство управлением в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние.

Старые государственные должности ликвидируются (например, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.

Потребность в специализированной центральной администрации привела в конце ХVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике ХIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников.

Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к его бюрократизации. В ХVIII в. вводится должность заместителей государственных секретарей, при них создаются значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делятся на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников.

Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике ХIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение, начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.

Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик ХIV в 1661 году создал Большой совета, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.

В начале ХVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу ХVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно кроли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.

Для укрепления своих позиций в провинциях короли начиная с 1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине ХVI в. им дается титул интендантов. Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральные штаты в 1614 году, а затем собрания нотаблей протестовали против действий интендантов. В первой половине ХVII в. полномочия последних были несколько ограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена.

В 1653 году система интендантов была вновь восстановлена, и они стали назначаться в специальные финансовые округа. Интенданты имели прямые связи с центральным правительством, прежде всего с Генеральным контролером финансов. Функции интендантов были чрезвычайно широки и не ограничивались финансовой деятельностью. Они осуществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статистические сведения, относящиеся к промышленности и сельскому хозяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспечением их продовольствием и т.д. Наконец, они могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства.

Централизация коснулась и городского управления. Муниципальные советники (эшвены) и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией (обычно за соответствующую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце ХVII в. приходит в упадок.

3. Финансовая система и экономическая политика в период абсолютизма

1 Государственные финансы

абсолютный монархия франция финансовый

Финансовая система Франции ХVII - ХVIII вв. основывалась преимущественно на прямых налогах с населения. Размеры налоговых сборов никогда не были определены сколь-нибудь точно, и сбор их порождал огромные злоупотребления. Периодически сбор налогов переводился на откупа, которые затем отменялись в связи с бурными протестами и недоимками, а затем так же регулярно возрождались.

Основным государственным налогом была историческая талья (вещная и личная). Платили его исключительно лица третьего сословия, хотя и среди них были освобожденные от налога: служившие во флоте, студенты, гражданские чиновники и др. В разных округах определялся и собирался налог по-разному: в одних - основным объектом обложения была земля, в других - собирали с «дыма» (особой условной единицы); в провинции считали 6 тыс. условных «дымов».

Всеобщим налогом была капитация (введенная первоначально Людовиком XIV с 1695 г.). Ее платили лица всех сословий, даже члены королевской фамилии. Считалось, что это специальный налог на содержание постоянной армии. Капитация была одним из первых исторических видов подоходного налога. Для ее исчисления все плательщики разбивались на 22 класса в зависимости от своих доходов: от 1 ливра до 9 тыс. (в 22-м классе состоял один наследник престола). Всеобщими были также особые подоходные налоги: 10-я доля и 20-я доля (1710). Причем понятие «двадцатины» было условным. Так, в обстановке нарастающего финансового кризиса в 1756 г. была введена т. н. вторая двадцатина, в 1760-м третья (вместе превратившиеся в 1/7).

Помимо прямых налогов, существовали и косвенные, с продаваемых товаров и продуктов питания. Наиболее отяготительным среди последних был налог на соль - габель (он был различен по провинциям, и размеры его разнились до невероятности). Важную роль играли таможенные доходы - с внутренних, главным образом, таможен, от внешней торговли. Практически значение налогов имели и принудительные королевские займы - у духовенства, городов.

Общее налоговое бремя было колоссальным, достигая 55-60% доходов лиц третьего сословия, несколько меньше - для привилегированных. Раскладка налогов была огульной, зависела в основном от финансовой администрации на местах, главным образом - от интендантов.

Несмотря на возросшие доходы, государственный бюджет сводился с огромным дефицитом, что было вызвано не только большими расходами на постоянную армию и разбухший бюрократический аппарат. Огромные средства шли на содержание самого короля и его семьи, на проведение королевских охот, пышных приемов, балов и иных увеселений.

2 Экономическая политика абсолютизма

Крестьянские восстания 90-х годов XVI века напомнили правительству, что эксплуатация крестьянства имеет предел. Дворянское правительство нуждалось в деньгах, так же как нуждалось в них само дворянство. Абсолютизм содержал армию и аппарат государственной власти, поддерживал дворянство, давал субсидии крупным мануфактуристам за счет налогов и займов, а крестьянство - главный налогоплательщик - было разорено.

Генрих IV понимал, что крестьянство должно несколько оправиться, чтобы стать снова платежеспособным. Несмотря на приписываемое ему легендой желание видеть «в крестьянском горшке каждое воскресенье суп с курицей», самое большее, что он мог сделать для облегчения положения крестьянства, заключалось в некотором сокращении государственных расходов. Это позволило понизить прямой налог с крестьян, освободить их от уплаты накопившихся за время гражданских войн недоимок и запретить продавать скот и орудия земледельцев за долги. Однако одновременно с этим были значительно увеличены косвенные налоги (главным образом на соль и вино), которые своей тяжестью ложились на сельские и городские трудящиеся массы.

Содействовало упорядочению государственных финансов то, что министр финансов Сюлли сократил своеволие откупщиков и «финансистов», заставив их принять маловыгодные для них условия при расплате за прежние долги и при оформлении новых откупов. Облегчая бремя прямых налогов, Сюлли, будучи откровенным апологетом старого уклада дворянской жизни, заботился не столько о крестьянах, сколько о дворянах и казне, желая поставить сельское хозяйство в такие условия, при которых оно могло давать дворянам и государству большой доход.

Экономическая политика Генриха IV была направлена, прежде всего, на поддержку промышленности и торговли. В соответствии с пожеланиями буржуазии и рекомендациями некоторых экономистов, выходцев из буржуазии, например Лаффема, правительство Генриха IV проводило протекционистскую политику и покровительствовало развитию промышленности. Были созданы крупные казенные мануфактуры и поощрялось основание частных (шелковые и бархатные ткани гобелены, позолоченная кожа для обоев, сафьян, стеклянные, фаянсовые и другие изделия). По совету агронома Оливье де Серра правительство пропагандировало и поощряло шелководство, давало мануфактуристам привилегии на основании предприятий и помогало им субсидиями.

При Генрихе IV впервые появилось значительное количество привилегированных мануфактур, получивших звание королевских, из которых многие были по тому времени очень крупными. Например, мануфактура полотна в Сен-Севере, близ Руана, насчитывала 350 станков, мануфактура золотой пряжи в Париже имела 200 рабочих. Первой из них правительство дало ссуду в 150 тыс. ливров, второй - 430 тыс. ливров.

Правительство организовывало дорожные и мостовые работы и строительство каналов; учреждая заморские компании, поощряло торговлю и колониальную деятельность французских предпринимателей в Америке, заключало торговые договоры с другими державами, повышало тарифы на ввозные изделия, боролось за лучшие условия вывоза французских изделий. В 1599 г. был запрещен (правда, ненадолго) ввоз иностранных тканей и вывоз сырья - шелка и шерсти, «дабы всемирно благоприятствовать выгодным занятиям наших подданных разного рода производствами».


4. Суды. Армия и полиция

1 Судебная система

Организация юстиции в абсолютной монархии была несколько обособленна от администрации в целом; такая самостоятельность судов стала особенностью именно Франции (что вовсе не повлияло, однако, на правовое качество этой юстиции). Сохранялось разделение судов на уголовные и на гражданские; объединяло их, эти две системы, только существование парламентов со всеобщей юрисдикцией.

В гражданской юстиции основную роль играли местные суды: сеньориальные, городские и королевские (в городах существовали даже частные суды по кварталам, особым объектам и т. п. - так, в Париже ХVIII в. было до 20 юрисдикций). Королевские суды существовали в виде исторических учреждений и должностных лиц: бальи, сенешалы, губернаторы; затем появились особые лейтенанты по гражданским и по уголовным делам (отдельно). С 1551 года основная тяжесть гражданской юстиции переместилась в трибуналы до 60 на страну. В них окончательно решались малые по значению дела (до 250 ливров) и разбирались по первой инстанции более значимые (с 1774 года - свыше 2 тыс. ливров).

В уголовной юстиции сложилась более или менее соподчиненная система учреждений: окружные суды (сенешалства) в составе 34 судей - апелляционные комиссии из трех судей - парламенты. Выше парламентов стоял только кассационный суд - Тайный совет (с 1738 г.) в составе 30 членов.

Помимо общей юстиции - как уголовной, так и гражданской, существовала специальная и привилегированная. Специальные суды образовались исторически по роду разбираемых дел: соляные, фискальные, контрольные палаты, лесные, монетные, военные суды адмирала или коннетабля. Привилегированные суды рассматривали любые дела, касающиеся круга лиц особого статуса или сословной принадлежности: университетские, религиозные, дворцовые.

Центральное место в судебной системе номинально сохраняли исторические парламенты. С роспуском во второй половине ХVII в. многих провинциальных штатов как бы в компенсацию сословных прав возросло число парламентов - до 14-ти. Наибольший судебный округ подлежал компетенции Парижского парламента, в его юрисдикцию входила 1/3 страны с 1/2 населения, который одновременно играл роль как бы национального образца. В ХVIII в. Парижский парламент усложнился и включал 10 департаментов (гражданская, уголовная палата, 5 следственных, 2 апелляционных, Большая палата). Сходной, но менее разветвленной структурой обладали и другие парламенты. В Парижском парламенте состояло 210 судей-советников. Кроме этого, были советники-адвокаты, а также посты генерал-прокурора, генерал-адвоката (с 12 помощниками). Парламентский суд считался делегированным королевским судом, поэтому за королем всегда сохранялось право т. н. удержанной юрисдикции (право в любой момент взять любое дело к собственному рассмотрению в Совете). С правления Ришелье значительное ранее парламентское право делать ремонстрации (представления на королевские указы об их противоречии другим законам) сократилось. По эдикту 1641 г. парламент мог делать представления только по тем делам, что ему присылались, обязывался регистрировать все указы, касавшиеся правительства и государственного управления. Король был вправе увольнять парламентских советников, принудительно выкупая у них должности. Эдиктом 1673 г. контролирующие полномочия парламента были еще более сокращены. Общая неурегулированность юрисдикции привела в середине ХVIII в. к крупным спорам между парламентами и духовной юстицией, между парламентами и счетными палатами. Реально роль парламентов как когда-то существовавшего юридического противовеса королевской власти сошла почти на нет.

4.2 Армия и полиция

В период абсолютизма завершилось создание централизованно построенной постоянной армии, которая была одной из крупнейших в Европе, а также регулярного королевского флота.

При Людовике ХIV была проведена важная военная реформа, суть которой состояла в отказе от найма иностранцев и в переходе к вербовке рекрутов из местного населения (матросов - из прибрежных провинций). Солдаты вербовались из низших слоев третьего сословия, нередко из деклассированных элементов, из «лишних людей», быстрый рост числа которых в связи с процессом первоначального накопления капитала создавал взрывоопасную обстановку. Поскольку условия солдатской службы были крайне тяжелыми, вербовщики часто прибегали к обманам и хитростям. В армии процветала палочная дисциплина. Солдаты воспитывались в духе безусловного выполнения приказов офицеров, что позволяло использовать воинские части для подавления восстаний крестьян и движений городской бедноты.

Высшие командные посты в армии были отведены исключительно представителям титулованной знати. При замещении офицерских постов нередко возникали острые противоречия между потомственным и служилым дворянством. В 1781 году родовое дворянство добилось закрепления за ним исключительного права на занятие офицерских должностей. Такой порядок комплектования офицерства отрицательным образом сказывался на боевой подготовке армии, был причиной некомпетентности значительной части командного состава.

При абсолютизме создается разветвленная полиция: в провинциях, в городах, на крупных дорогах и т.д. В 1667 году была учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, на которого возлагалась обязанность поддерживать порядок в масштабах всего королевства. В его распоряжении находились специализированные полицейские подразделения, конная полицейская гвардия, судебная полиция, проводившая предварительное расследование.

Особое внимание уделялось укреплению полицейской службы в Париже. Столица была поделена на кварталы, в каждом из которых действовали особые полицейские группы, возглавляемые комиссарами и сержантами полиции. В функции полиции наряду с поддержанием порядка и розыска преступников входил контроль за нравами, в частности наблюдение за религиозными манифестациями, надзор за ярмарками, театрами, кабаре, трактирами, домами терпимости и т.п. Генерал-лейтенант наряду с общей полицией (полицией безопасности) возглавлял также политическую полицию с разветвленной системой тайного сыска. Был установлен негласный контроль за противниками короля и католической церкви, за всеми лицами, проявляющими свободомыслие.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что социально-экономические изменения, происходившие во Франции в ХVI-ХVII вв., и связанное с ним обострение классовой борьбы заставили господствующий класс искать новую, более подходящую к условиям того времени форму государства. Таковой стала абсолютная монархия, которая несколько позже приняла во Франции свою наиболее завершенную форму.

Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Постепенно приходит конец автономии городов. Перестают созываться Генеральные штаты. Прекращает действие сеньориальная юстиция.

В начале XVI века в полную зависимость от короля попадает и церковь: все назначения на церковные должности исходят от короля.

Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, осуществляя такую политику, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.

Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис <#"justify">Список использованных источников

Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. - М.. 2000.

Корсунский А.Р. «Образование раннефеодального государства в Западной Европе». -М.: 1999.

Люблинская А. Д. Французский абсолютизм в первой трети XVII в. - М, 2005.

Рахматуллина Е.Г. «Абсолютизм во Франции». -Спб.: 2000.

Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Ф. было вызвано глубинными изменениями в сословие-правовой структуре страны, которые в свою очередь были вызваны зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло все быстрее в промышленности и торговле, в сельском хоз-ве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития, сословный строй. К XVI в. Фр. монархия утратила представительные учреждения, бывшее ранее, но сохранила свою сословную природу.

Первое сословие-духовенство (ок. 130 тыс.чел), державшее 1/5 всех земель, отличалось большой неоднородностью. М/у верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенство стремилось удержать сословные, чисто феодальные привилегии(взимание десятины). Более тесной стала связь дух-ва с королевской властью и дворянством. По конкордату 1516 г. король получил право назначения на церковные должности. Все высшие церковные посты, связанные с большим богатством и почестями, предоставлялись дворянской знати. Представители дух-ва занимали важные гос-е посты.

Господствовало сословие дворян (400тыс.чел.), державшее 3/5 земель. Двор-во-личный статус, приобретаемый по рождению. Была создана спец, администрация, контролировавшая дворянское происхождение. Двор-во предоставлялось в результате пожалований спец. королевским актом(покупка богатыми буржуа должностей в гос-м аппарате). Это дворяне мантий. Ряд важных общесословных привилегий у двор-ва: право на титул, на ношение определённой одежды и т.д., освобождены от уплаты налогов, повинностей, преимущественное право назначения на придворные, гос-е и церковные долж-ти, право обучения в университетах, военной королевской школе. Утратили право на самостоятельное управление, на дуэль.

3 сословие; Низ - крестьяне, безработные, ремесленники, чернорабочие. Верх-финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты. Значительная часть 3 сословия-крестьяне. Почти исчезли серваж, формарьяж, «право первой ночи». Менморт применялся редко. Выделяются из крест-н зажиточные фермеры., капиталисты арендаторы, сельхоз. работники. Большинство крестьян - цензитарии(держатели сеньриальной земли с традиционными обязанностями и повинностями). К этому времени почти освобождены от барщины. Обременения крестьян - баналитеты и право сеньора охотиться на крестьянской земле.

В переходе к абсолютизму были заинтересованы самые широкие слои населения:

1) двор-во и дух-во, т.к. для них укрепление и централизация гос-й власти-единстве иная возможность сохранить обширные сословные привилегии.;



2) крепнущая буржуазия, т.к. нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы;

3) крестьянство, мечтавшее об установлении мира, справедливости и общественного порядкам королевская власть приобрела большой политический вес и авторитет.

Королевская власть способствовала завершению территориального объединения Ф., формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления, верховная политическая власть всецело переходит к королю и не делится им с др. гос-м и органами.

В XVI в. Генеральные Штаты перестают функционировать. Некоторое Время для рассмотрения проектов важных реформ король собирал нотаблей (феодальную знать). В это же время король полностью подчинил себе католическую церковь. Парижский парламент выступил в качестве политической оппозиции "королевской власти, но король издает нормативные акты, по которым парламент не может опротестовывать и отклонять королевское законодательство.

В 1614г. королевская власть объявлена священной, а фр. монархия-божественной. Власть короля не ограничена, но не выходит за рамки закона. Король, его имущество, семья - принадлежат фр. гос-ву и нации, закреплена политическая свобода короля в сфере законодательства. Центральные органы управления разрослись и усложнились. Феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой гос-й администрации.

В XVI в. появляется должности гос-х секретарей, один из кот-х выполнял функции первого министра. Старые гос-е должности ликвидируются (коннетабль) или теряют значение. Сохраняет былой вес должность канцлера. Возрастает роль гос-х секретарей, кот-м поручаются определенные сферы управления(иностранные дела, военные, морские дела и колонии, внутренние дела). => Быстрый рост централизованного аппарата, его бюрократизация. Большую роль в центральном управлении играл суперинтендант финансов, затем - Генерал контролер финансов(составллл гос-й бюджет, руководил всей экономической политикой, контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов). В 1661г. был создан Большой Совет из герцогов, министров, гос-х секретарей, канцлера и гос-х советников). Рассматривал важные гос-е вопросы, обсуждал проекты законов, принимал административные акты и решал важные судебные дела, Для обсуждения внешнеполитических дел созывался Верхний совет(гос-е секретари по иностранным и военным делам, гос-е советники). Совет деиеш обсуждал вопросы внутреннего управления. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. В H.XVI в. в качестве органа по политике на местах были губернаторы. Постепенно их полномочия свелись к военным. С 1535г. короли посылают в провинции комиссаров, вскоре им присваивается титул интендантов(администраторы) муниципальные советники и мэры перестали избираться, назначались королевской администрацией. В деревнях постоянной королевской администрации не было, низовые администрации. И судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы.



Главным источником поступления средств в казну были налоги, особенно талья и капитация (подушная подать для покрытия военных расходов). Все налоги распределялись м/у представителями 3 сословий. Судебная система сложна. Кое-где сохранились сеньориальная юстиция. Самостоятельная система-церковные суды. Существовали специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские. Запутанна система королевских судов. Низшие суды в превотствах ликвидированы. Сохранились суды в больяжах. Важную роль играл Парижский парламент. Для разгурзки парламентов от растущих апелляционных жалоб королевский эдикт в 1552г. предусмотрел создание особых апелляционных судов в ряде наиболее крупных бальяжей но рассмотрению уголовных и гражданских дел.

Создана регулярная сильная армия. При Людовике XIV6. проведена важная военная реформа, суть кот-й в отказе от найма иностранцев и перехоле к вербовке рекрутов из местного населения. В 1781г. родовое дворянство добилось закрепления за ним исключительного права на занятие офицерских должностей. Создается разветвленная полиция: в провинциях, городах, на крупных дорогах. В 1667г. учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, на кот-ю возлагалась обязанность поддерживать порядок в масштабах всего королевства
Формирование капиталистического уклада началось разложением феодализма ~ формирование абсолютизма. За интересованы в этом широкие слои общества:

В 15-17 веках дворянство и дух-во: для сохранения сословных привелегий, т.к. экономические трудности + политическое давление со стороны 3-го сословия + укрепление и централизации государственной власти.

Крупная буржуазия нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, т.к. нет политической

Крестьяне: установление мира, справедливости и общественного порядка.

Характерные черты перехода к абсолютизму: 1-е-власть носила абсолютный характер, вся власть в руках одного лица; 2-е-создание мощного бюрократического аппарата, состоящего из множества ведомств и должностных лиц; 3-е--наличие хорошо организованной и многочисленной армии.

Абсолютизм «+»:

1) завершение территориального объединения Франции,

2) формирование единой французской нации,

3) быстрее рост промышленности и торговли, т.к. политика протекционизма и меркантельзма,

4) рационализация системы административного управления.

Абсолютизм «-»: королевская власть оторвана от общества и вступает с ним в противоречие, авторитарные и реакционные черты.

Основная цель абсолютизма - спасти феодальный строй + классовые и сословные нривеллегии дворянства. Особые черты: судебно-административный произвол и расточительство королевского двора.

Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.

Термин «абсолютизм» утвердился во Франции только в эпоху Великой революции, но термин «абсолютная власть» использовался уже в Средние века. Под абсолютизмом можно понимать систему неограниченной власти монарха. При такой системе монарх признается единственным источником власти в государстве. Это не означает, что в каждый момент времени монарх обладает всей полнотой власти: он может делегировать ее другому органу или должностному лицу. Абсолютизм проявляется в том, что государь может вернуть себе делегированную власть обратно, когда пожелает. Для возникновения этой системы во Франции потребовалось подчинить феодальную иерархию королевской власти, поставить дворянство на службу короля, ослабить самостоятельность церкви и городов, укрепить королевскую администрацию и суд. Усилению позиций монарха в государстве способствовали реформы, проведенные королем Карлом VII (1422–1461). При нем был установлен постоянный прямой налог – королевская талья (1439 г.), созданы отряды постоянной королевской армии (конные жандармы и пешие вольные стрелки) (по ордонансам 1445 и 1448 гг.). Была принята Прагматическая санкция 1438 г. , которая ослабила зависимость французской Галликанской церкви от римской курии и усилила влияние королевской власти на духовенство. Эти реформы заложили основы абсолютизма во Франции. Наследник Карла VII Людовик XI (1461–1483) смог подавить аристократическую оппозицию и фактически объединить территорию страны под своей властью. Этого короля можно считать первым абсолютным монархом во Франции.

Правовое положение абсолютного монарха. Во Франции господствовало представление, что короли получают свою власть только от Бога. С этим была связана важная особенность французского абсолютизма: монарх подчинен Божественным законам, но не должен подчиняться законам человеческим. Как признавалось легистами еще в XIV в.: «Rex solutus legibus est» – «Король не связан законами». Сам монарх обладает внешним и внутренним суверенитетом, он является источником правосудия, он «может даровать милости и изъятия, невзирая на общее право». Абсолютному монарху во Франции принадлежали законодательные и судебные полномочия, право объявления и ведения войны, назначения должностных лиц, взимания налогов и податей, право чеканки монеты. Король обладает независимостью от других церковных и светских властей, прежде всего от папы римского и германского императора. Он признается «императором» в своем королевстве.

Не подчиняясь обычным законам, король, однако, должен был соблюдать фундаментальные законы – законы, которые лежат в основе французского государства. Они никогда не были точно фиксированы и являлись правовым обычаем. Эти законы накладывали определенные ограничения на правомочия короля. Они, в частности, вводили принцип неотчуждаемости королевского домена. Домен считался собственностью короны (государства), но не короля лично. Поэтому монарх не имел права продажи домениальных земель, но мог отдавать их в заклад. Другим ограничением королевской власти был порядок передачи престола строго по закону: монарх не мог распорядиться им по своему усмотрению. При этом во Франции соблюдался салический принцип . Он предполагал, что престол переходит по прямой или в боковой линии только лицам мужского пола. Женщины претендовать на корону не могли. Этого права были лишены также бастарды и еретики («Наихристианнейший король» Франции должен быть истинным католиком). В XV в. были отменены междуцарствия (периоды между смертью одного монарха и коронацией его преемника): в свои права новый король вступал сразу после кончины предшественника. Отсюда еще одно положение фундаментального закона: «король Франции никогда не умирает». Впрочем, до достижения королем совершеннолетия (в XV в. – 14 лет, начиная с XVI в. – 13 лет) в стране устанавливался режим регентства. Обычно регентские полномочия возлагались на родственников монарха, причем необязательно мужчин. У короля также отсутствовало право отречения от престола: получив власть от Господа, он уже не вправе был от нее отказаться.

Помимо ограничений, установленных фундаментальными законами, существовали ограничения, проистекавшие из делегирования власти короля другим органам, с тем, что монарх не обладает всей полнотой власти в конкретный момент времени. С этим, в частности, было связано право ремонстрации , принадлежавшее высшим судам королевства, прежде всего Парижскому парламенту. Такое право возникло из полномочий парламента регистрировать королевские нормативные акты (с XIV в.). Без парламентской регистрации они не принимались к рассмотрению нижестоящими судами королевства, т.е. не получали действительную силу закона. Парламент мог отказать в регистрации королевского акта, если он противоречит прежде изданным законам королевства, кутюмам Франции или «противен разуму». В этом случае он обязан был подать королю свое «возражение» с изложением мотивов отказа, так называемую ремонстрацию . Право ремонстрации преодолевалось личным присутствием короля на заседании парламента (так называемая процедура lit de justice – «ложе правосудия»: имеется в виду королевское кресло в парламенте). Считалось, что в этом случае король принимает всю делегированную власть на себя,
и, не обладая собственной властью, парламент обязан зарегистрировать любой акт монарха. Однако далеко не всегда монарх мог лично прибыть в парламент, поэтому в руках парламента право ремонстрации превращалось в мощное средство давления на королевскую власть. Монархи стремились к его ограничению. При Людовике XIV был издан королевский патент 1673 г., которым парламент обязывался регистрировать все акты, исходящие от монарха, а если имеет возражения, то ремонстрация должна подаваться отдельно, уже после регистрации. Таким образом, король фактически лишил высший суд отлагательного права вето на свои законы. Впрочем, после смерти короля, в 1715 г. старое право ремонстрации было полностью восстановлено.

Власть абсолютного монарха сдерживалась также сохранявшимися органами сословного представительства. Генеральные штаты, однако, теряют свое прежнее значение и созываются крайне редко. Исключение составлял период религиозных войн (1562–1594 гг.), когда страна была охвачена феодальной анархией и королевский абсолютизм фактически утратил свое значение. В этот период Генеральные штаты созывались довольно часто и, как правило, представляли интересы католической оппозиции королевской власти. После восстановления абсолютизма при новой династии Бурбонов общефранцузские собрания сословных представителей уже практически не созываются (редкие исключения – Генеральные штаты 1614–1615 гг. и 1789 г.). Продолжают функционировать штаты на местном уровне, в частности, провинциальные штаты, определявшие налогообложение в своем регионе. С их деятельностью королевской власти приходилось считаться.



Как видим, неограниченный монарх вовсе не был таким уж «неограниченным». Некоторые ученые поэтому вообще сомневаются в существовании во Франции абсолютизма. Очевидно, что не следует понимать под абсолютизмом режим произвола одного человека. В случае французского абсолютизма единоличная власть монарха была поставлена в строго правовые рамки и ее неограниченность понималась только в установленных правом пределах.

Королевская администрация. Абсолютизм располагал разветвленным бюрократическим аппаратом. Должностные лица во Франции делились на две основные группы: 1) оффисье и 2) комиссары. Оффисье покупали свои должности у государства, поэтому могли ими распоряжаться, переуступать другому лицу и передавать по наследству. За право распоряжения должностью они платили налог – полетту , составлявшую 1 / 60 от годового дохода, приносимого должностью. Чтобы сместить оффисье с должности, казна должна была выкупить ее у служащего лица. Несмотря на единовременные выгоды от продажи должностей, подобная практика была обременительна для государственного бюджета, так как часто вынуждала ежегодно оплачивать должности, совершенно ненужные для государства (созданные только для продажи). С другой стороны, оффисье мог чувствовать себя более независимым от короля, что не всегда было удобно для правящей власти.

Высшие и центральные органы власти и управления. Высшим органом власти являлся Королевский совет . Он играл роль главного координирующего центра французского правительства, сочетая в себе законосовещательные, административные и судебные функции. В XV–XVIII вв. Совет претерпел сложную эволюцию: от «узкого» совета – собрания крупных сеньоров и сановников монарха до административного учреждения, состоящего из нескольких секций. К концу XVI в. в его составе образовалось четыре секции: две правительственных и две административных. На правитель-ственных советах председательствовал сам король, здесь рассматривались дела, требовавшие его личного участия. Это Деловой совет для решения политических (прежде всего внешнеполитических) вопросов и Финансовый совет для общего управления финансами государства. На администра-тивных советах обычно председательствовал канцлер – «шеф» Королевского совета. Из них Государственный финансовый совет собирался для решения текущих административных, судебно-административных и финансовых вопросов, Совет тяжб осуществлял суд по апелляциям и эвокациям (эвокация – перенос дела из одной судебной инстанции в другую) по делам частных лиц. Для организации работы советов действовали постоянные бюро и временные комиссии. В них заседали государственные советники и докладчики прошений. В XVII в. Деловой совет стали именовать Советом в верхах (или Верховным советом, иногда Государственным советом), а при Людовике XIV (1643–1715) возникла еще одна правительственная секция – Совет депеш для рассмотрения внутриполитических вопросов, требующих королевского решения.

Коллегиальное руководство в секциях Королевского совета сочеталось с единоличным управлением. Оно осуществлялось министрами, когда отдельный чиновник возглавлял отраслевое ведомство (министерство или департамент). Каждое такое министерство располагало своими бюро и штатом служащих лиц (клерков). Министерская система во Франции зародилась в XVI в. В качестве министров выступали канцлер, сюринтендант (суперинтендант) финансов и статс-секретари. Канцлер считался главой правосудия в государстве, являясь, по сути, министром юстиции, сюринтендант финансов возглавлял ведомство финансов. Последняя должность просуществовала до 1661 г. После ее упразднения управление финансами было сосредоточено в соответствующей секции Королевского совета, а с 1665 г. значение министра финансов закрепилось за должностью генерального контролера финансов. Однако его полномочия не ограничивались сугубо финансовой сферой, а распростра-нялись на все вообще экономические вопросы, связанные с развитием французского хозяйства. Ему были подчинены интенданты финансов и их комиссии. Под наблюдением генерального контролера также находилась почти вся провинциальная администрация. Статс-секретари первоначально являлись простыми секретарями монарха. Их роль резко возросла в период религиозных войн, когда они стали докладывать монарху о важных делах и осуществлять дипломатические миссии. Постепенно среди них появляется отраслевая специализация. Так, по Регламенту 1626 г. были выделены департаменты иностранных дел и войны. К началу Великой революции во Франции установилось шесть министерских должностей: канцлера, генерального контролера финансов, четырех статс-секретарей – военного и морского министров, министра иностранных дел и министра по делам Королевского дома.

Особо следует сказать о должности премьер-министра (или главного министра). Премьер-министр являлся ведущим членом Совета в верхах, он координировал работу министерств и фактически осуществлял руководство страной. Сосредоточение власти в его руках получило название министериата. Министериат, как правило, устанавливался в тех случаях, когда монарх сознательно устранялся от активного вмешательства в повседневную работу правительства (напри-мер, министериат кардинала Ришелье при Людовике XIII) либо был слишком молод (министериат кардинала Мазарини при юном Людовике XIV). Официально должность премьер-министра была окончательно упразднена в абсолютистской Франции в период правления Людовика XV.

Местное управление. Франция в эпоху абсолютизма не имела четкого административно-территориального деления. Даже внешние границы государства подчас были лишены твердых очертаний. Страна делилась на округа по различным отраслям управления, причем границы округов не совпадали друг с другом. В общеполитическом отношении это было деление на провинции . Во главе провинций находились губернаторы , традиционно назначаемые королем из высшей знати, обладавшие административной, судебной и военной властью. Их замещали генеральные лейтенанты (генеральные наместники). Существовало также деление на судебно-административные округа – бальяжи и сенешальства (во главе с бальи и сенешалами), делившиеся, в свою очередь, на мелкие единицы – превотажи, шателлении и др. Финансовые округа – женералитэ («генеральства»). В них действовали генералы финансов и казначеи Франции, им подчинялись сборщики налогов (элю ). Их деятельность контролировалась периодически присылаемыми комиссарами правительства – интендантами . Начиная с 1630-х годов, интенданты превращаются в постоянных местных чиновников, заменив прежних финансовых служащих. Постепенно складываются новые финансовые округа – интендантства . Они подразделяются на области во главе с субделегатами, подчиненными интенданту. Полномочия интендантов были шире собственно финансовых: они стали рассматривать административные и судебные вопросы, могли выносить решения, в том числе по уголовным делам. Поэтому их стали именовать интендантами юстиции, полиции и финансов . (В конце царствования Людовика XIV во Франции был 31 интендант на местах.) Они приобрели настолько сильное влияние, что все остальные местные службы были поставлены от них в зависимость. В целом в местном управлении при абсолютизме возобладали бюрократические черты, органы самоуправления были по большей части ликвидированы. Так, в 1692 г. были отменены все выборные должности в городах.

Королевская юстиция. Абсолютизм стремился усилить свой судебный и полицейский контроль над обществом. В условиях существования конкурирующей юрисдикции сеньориальных, церковных, городских судов была расширена сфера действия королевского правосудия. Вилье-Коттрейский ордонанс 1539 г. запретил церковным судам вершить суд над мирянами по делам, относящимся к мирской жизни. Затем Орлеанский ордонанс 1560 г. и Муленский ордонанс 1566 г. передали в компетенцию королевских судов основную массу уголовных и гражданских дел.

Многие органы королевской юстиции были унаследованы от прежнего времени. На низшем уровне это были средневековые суды прево, бальи и сенешалов. Суды прево рассматривали гражданские дела простолюдинов (ротюрье), но в XVIII в. они исчезают. Сохраняются суды бальи и сенешалов, которые решали окончательно дела с суммой иска до 40 ливров. В 1552 г. было создано среднее звено судебной системы – президиальные суды . Они выносили окончательное решение по делам с суммой иска до 250 ливров. Во Франции существовала довольно разветвленная система высших судов. В нее входили прежде всего Парижский парламент и 12 провинциальных парламентов и имевшие сходное с ними значение 4 верховных совета (в Руссильоне, Артуа, Эльзасе и на Корсике). Они, однако, не были напрямую связаны между собой, и столичный парламент не являлся ни апелляционным, ни надзорным органом в отношении провинциальных парламентов. К числу высших судов относились также Счетная палата, Налоговая палата и Большой совет. Большой совет выделился из состава Королевского совета и учрежден как самостоятельный судебный орган в 1498 г. Он принимал к своему ведению дела по эвокациям из Парижского парламента, когда королю было угодно лично их рассмотреть. В дальнейшем здесь в основном разбирались дела, связанные с правом на церковные бенефиции. Высшими судами являлись и секции Королевского совета, наделенные судебными полномочиями. Такая громоздкая система высшей юстиции была, очевидно, направлена на ослабление политической роли и влияния Парижского парламента, который в XVII–XVIII вв. часто находился в оппозиции к монарху. Следует иметь в виду, что во Франции власть судебная еще не была отделена от власти административной. Поэтому административные учреждения располагали и своими судебными полномочиями.

Королевские судьи во Франции были несменяемы : король мог уволить судью только за уголовное преступление, доказанное в судебном порядке (по эдикту Людовика XI, изданному в 1467 г.). Это положение отличало французское правосудие от юстиций других стран, где такой гарантии независимого суда еще не существовало. Однако Франция была страной, где не были гарантированы личная свобода и безопасность подданных от полицейского произвола. В практике широко использовались так называемые lettres de cachet – письменные приказы об аресте без суда и следствия. Бланк приказа был чистым, в него можно было вписать имя любого лица и арестовать его, не предъявляя ему обвинения. Заключенный мог затем сидеть в тюрьме бессрочно, не зная, за что туда посажен. В 1648 г., в период открытого столкновения высших судов с королевским правительством (Фронды), Парижский парламент настоял на введении в стране гарантий личной безопасности: никто из подданных короля «впредь не мог подвергнуться уголовному преследованию иначе как в формах, предписанных законами и ордонансами нашего королевства, а не через посредство комиссаров и назначенных судей». Был введен и запрет на использование приказов lettres de cachet, однако он касался только оффисье судебных учреждений. Данные положения были закреплены в ст. 15 Декларации от 22 октября 1648 г., утвержденной регентшей Анной Австрийской, матерью короля Людовика XIV. На деле это означало гарантии неприкосновенности лишь одних судебных должностных лиц, но даже такая попытка ограничения полицейского произвола говорила об осознании в обществе необходимости предоставления подданным более широких прав и свобод.

Общественное устройство в период абсолютной монархии

В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная монархия. Возникновение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV века в стране началось формирование капиталистического уклада в промыш-ленности и сельском хозяйстве:

♦ в промышленности появилась мануфактура, а с ней - наемная рабочая
сила, вербовавшаяся из разорившихся мелких ремесленников, подмас-терьев и крестьян;

♦ выросла внешняя торговля с другими европейскими странами, с Востоком, а через Испанию - и с Америкой;

♦ капиталистические и полукапиталистические отношения в сельском хозяйстве приняли форму срочной аренды.

Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных отношений, но не уничтожало их:

в городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники, и тор-говцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур;

сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли и, как след-ствие, феодальные платежи, церковная десятина и т. д.

К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее пред-ставительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. Первые два сословия - духовенство и дворянство - полностью сохрани-ли свое привилегированное положение. При 15 млн. чел. населения страны в XVI - XVII вв. к духовенству относилось примерно 130 тыс. чело-век, а к дворянству - около 400 тыс. человек, то есть подавляющую массу населения во Франции составляло третье сословие (в состав ко-торого вошло крестьянство).

Духовенство, при своей традиционной иерархии, отличалось большой неоднородностью и проявляло единство только в своем стремлении удержать сословные, феодальные привилегии. Между верхушкой Церк-ви и приходскими священниками усилились противоречия. Дворянство занимало господствующее место в общественной и государ-ственной жизни французского общества, однако в его составе произошли важные изменения. Значительная часть родовитого "дворянства шпаги" разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности (дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так называемым "дворянством мантии". Дворянский статус предостав-лялся также в результате пожалования специальным королевским ак-том.

Внутри третьего сословия усиливалась социальная и имущественная дифференциация:

~ на верхних - те, из которых формировался класс буржуазии: фи-нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты;

~ на нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, черно-рабочие, безработные.

Государственное управления в пери-од абсолютизма

В пери-од самостоятельного правления Людовика XIV (1661 - 1715 гг.) французский абсолютизмдостиг высшей ступени своего развития. Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, чтокороль - на-следный глава государства - обладал всей полнотой законодательной, испол- нительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизо-ванный государственный механизм, административно-финансовый ап-парат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными ко-роля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла про-грессивную роль:

Вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприят-ные условия для ее последующего социально-экономического развития;

Нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли - поощряла строитель-ство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на ино-странные товары, вела войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта.

Во второй половине XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты. Дальнейшему развитию производитель-ных сил препятствовали сохранявшиеся абсолютизмом:

привилегии духовенства и дворянства;

феодальные порядки в деревне;

высокие вывозные пошлины на товары и т. д.

С укреплением абсолютизма вся государственная властьсконцентриро-валась в руках короля.

Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 г.).

С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью.

Рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось.Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:

. унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения, должности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;

. учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продава-лись, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления.

Государственный совет фактически превратился в высший совещатель-ный орган при короле.

В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дво-рянство мантии" - представители и старых, и новых учреждений. К старым органам управления, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали, относились специальные советы - тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути первый министр) и четыре государствен- ных секретаря - по военным делам, иностранным делам, морским де-лам и делам двора.

Большое значение в финансовом управлении имели откупщики кос-венных налогов, они же - государственные кредиторы.

В местном управлении, как и в центральных органах, сосуществовали две категории:

* утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в про-шлое и замещались знатью;

* фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов - особые уполномоченные королевского правительства на местах, на посты которых обыч-но назначались лица незнатного происхождения.

Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.

Судоустройство Франции в период абсолютной монархии

Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда. В судопроизводстве сосуществовали:

королевские суды;

сеньориальные суды;

городские суды;

церковные суды и др.

В период абсолютной монархии продолжалось усилениекоролевских су- дов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и граж-данских дел.

Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области уголовного судо-производства лишь функции органов предварительного дознания. В об-ласти гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды.

Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судовпревотальных, бальяжных и судов парламентов .

Функционировали суды специальные , где рассматривались дела, затра-гивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские и таможенные. Особую значимость имели военные суды.

Создание постоянной армии при абсолютизме завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплек-тации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия", в том числе и уголовных элементов. Офи-церские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что при-давало армии ярко выраженный сословный характер.


Общественный строй. Возникновение абсолютизма во Франции было вызвано глубинными процессами, происходившими в социально-экономической сфере. XVI-XVI1I вв. стали периодом становления и утверждения капиталистических отношений в стране. В XVI в. во Франции возникло мануфактурное производство, а дальнейшее развитие товарно-денежных отношений привело к складыванию общенационального рынка. Гарантом единства страны выступала королевская власть. В рассматриваемый период французская монархия утратила представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.
Первым сословием оставалось духовенство, насчитывавшее 130 тысяч человек (из 15 млн. населения всей страны) и державшее 1/5 всего государственного земельного фонда. Внутренне это сословие не было однородным. Объединяющим моментом выступал лишь духовный сан и стремление сохранить сословные привилегии. К началу XVI в. усилилась зависимость духовенства от короля и укрепилась его связь с дворянством. Конкордатом 1516 г. с римским папой французский король добился права назначения на все высшие церковные должности в своем королевстве. Часто такие посты предоставлялись дворянам. В свою очередь важные должности в государственном аппарате занимали священники (Ришелье, Мазарини и др.)

Господствующее положение во французском обществе занимали дворяне, сохранившие практически все свои привилегии. 400 тысяч французских дворян владели (вместе с членами королевской семьи) 4/5 всех земель в государстве. В период абсолютизма дворянство консолидировалось. Ряды дворян пополнились выходцами из рядов городской буржуазии. С целью пополнения казны правительство прибегло к весьма выгодной системе продажи должностей, предоставляющих наследственный дворянский титул. Постепенно наряду со старым родовитым дворянством - дворянством шпаги - появляется новое чиновное - дворянство мантии. К середине XVIII в. во Франции было уже около 4 тысяч дворян мантии.
Основную массу населения составляло третье сословие, имущественная и социальная дифференциация которого в данный период особенно проявилась. В рамках третьего сословия четко обозначился слой богатых и влиятельных горожан, занимавшихся ростовщичеством, торговлей, мануфактурным производством. Из их числа постепенно формировался класс буржуазии. В самом низу социальной лестницы третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, наемные рабочие. Правовое положение французского крестьянства, основную массу которого по-прежнему составляли цензитарии, изменилось мало. Их основной феодальной повинностью оставалась выплата феодалу денежного ценза, размер которого постоянно увеличивался. Третье сословие оставалось единственным податным сословием в стране. Духовенство и дворянство сохранили свой налоговый иммунитет.
Государственный строй. Основы новой формы правления были заложены еще в XV в, в правления Карла VII и Людовика XI. Однако развитию абсолютизма помешал религиозный раскол общества. Под влиянием идей Реформации во Франции развернулось движение гугенотов (французских кальвинистов), объединявшее в своих рядах прежде всего недовольных усилением королевской власти. Лидерами гугенотов стали представители самых знатных дворянских фамилий (Бурбоны, Конде). Противостояние католиков и протестантов вызвало религиозные войны, которые с перерывами тянулись более 30 лет (1562-1593 гг.) и сопровождались страшными жестокостями. Политическое примирение в стране было достигнуто с началом правления Генриха /Иgt;урбона лидера французских протестантов, четыре раза менявшего свои религиозные убеждения. Нантским эдиктом 1598 г. католическая церковь объявлялась официальной религией, а гугенотам предоставлялись религиозные и политические права. В качестве гарантии их свобод за гугенотами сохранялось право на свои крепости и гарнизоны.

В правление Людовика XIII (1610-1643 гг.), когда главную роль в государстве играл кардинал Ришелье, и в правление Людовика XIV(1643-1715 гг.) были проведены реформы, окончательно оформившие государственный строй абсолютной монархии.
Абсолютная монархия играла прогрессивную роль. Королевская власть способствовала завершению территориального и политического объединения страны, являясь главной объединяющей силой и гарантом сохранения целостности государства. Она обеспечила благоприятные условия для последующего социально- экономического развития страны. Нуждаясь в дополнительных средствах, монархия стимулировала развитие промышленности и торговли, поощряя строительство мануфактур и вводя высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Используя политику меркантилизма и протекционизма в собственных интересах, королевская власть не предоставляла правовых гарантий нарождающемуся классу буржуазии, напротив всеми силами сохраняя прежние феодальные порядки и сословные привилегии. Поэтому со второй половины XVII в., когда дальнейшее развитие капиталистических отношений в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила свои прогрессивные черты.
В период абсолютизма общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий изменилось. В 1614 г. по предложению Генеральных штатов было введено новое официальное титулование короля - «король божьей милостью». Французская монархия объявлялась божественной, а власть короля воспринималась как священная. Король являлся наследным главой государства, которому принадлежала вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Обоснование исключительной законодательной власти короля исходило из принципа: «один король, один закон». В сфере исполнительной власти ему подчинялся весь централизованный государственный аппарат. Он имел право учреждения и ликвидации государственных постов, назначения на любую государственную и церковную должность, окончательного решения всех важнейших внутригосударственных и внешнеполитических вопросов. Он устанавливал налоги и выступал высшим распорядителем государственных финансовых средств. Королю подчинялись армия, полиция и суд. Добившись права назначения на высшие церковные посты, королевская власть подчинила себе и католическую церковь во Франции.
С укреплением абсолютизма необходимость в сословнопредставительных учреждениях отпала. Генеральные штаты практически перестали созываться. В 1614 г. они были созваны для разрешения финансовых проблем королевства. Депутаты от третьего сословия, основываясь на инструкциях избирателей, 142
предложили отказаться от налогового иммунитета первых двух сословий и обложить налогами земли дворян и духовенства. Данное предложение вызвало бурю негодования со стороны первой и второй палат, недовольным остался и королевский двор. Генеральные штаты были распущены и не созывались в течение 175 лет (до 1789 г.).
Утверждение абсолютизма внесло некоторые изменения в структуру государственного аппарата.
Центральные органы государственного управления представляли собой совокупность множества учреждений, созданных в разные периоды. В целом государственный аппарат был громоздким, переполненным порой ненужными, дублирующими друг друга органами. Из старых должностей по-прежнему сохранял свой статус канцлер, который стал вторым после короля лицом в государственном управлении. Центральную администрацию в период абсолютизма возглавили генеральный контролер финансов, составлявший государственный бюджет и руководивший экономической политикой Франции, и четыре государственных секретаря- по иностранным делам, по военным делам, по делам колоний и морским, по внутренним вопросам.
Неоднократному реформированию подвергались и королевские советы. В 1661 г. Людовик XIV в. создал Государственный совет- высший совещательный орган при короле. В его состав вошли пэры Франции, государственные секретари и другие высокопоставленные чиновники, а также канцлер, председательствовавший в совете в отсутствие короля.
Управление на местах по-прежнему отличалось сложностью и запутанностью. В начале XVI в. для проведения политики правительства на местах были созданы должности губернаторов, назначаемых и смещаемых королем. Несколько позднее для укрепления власти короля в провинции с различными временными поручениями посылались комиссары, наделенные широкими полномочиями в сфере контроля над осуществлением правосудия, а также инспектирования финансов и администрации городов. Со временем им был присвоен титул интендантов.
Назначаемые королем интенданты полиции, юстиции и финансов обязаны были обеспечивать общественный порядок, следить за набором рекрутов в армию, бороться с ересью, вести расследование от имени короля. Кроме того интенданты имели право вмешаться в любой судебный процесс. Характеризуя деятельность интендантов, маркиз д’Аржансон, занимавший должность контролера финансов, писал: «Знайте, что французское королевство управляется тридцатью интендантами. У нас нет ни парламента, ни штатов, ни губернаторов. От тридцати интендантов, постав-

ленных во главе провинций, зависит счастье или несчастье этих провинций».
Судебная система в период абсолютизма практически не изменилась. Судопроизводство по-прежнему осуществляли королевские, сеньориальные и церковные суды. Тенденция усиления королевских судов и снижения роли сеньориальных сохранилась. Согласно Орлеанскому ордонансу 1560 г. и Мулинскому ордонансу 1566 г. им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдиктом 1788 г. сеньориальные суды были лишены права уголовного судопроизводства. Ограничена была и юрисдикция церковных судов, которым оставлено право рассматривать дела клириков.
Система королевских судов оставалась крайне сложной и запутанной. Парижский парламент сохранил свое значение, но в 1673 г. лишился права ремонстрации - отказа в регистрации королевских актов. Важным нововведением судебной системы Франции стали специализированные суды, рассматривавшие дела, затрагивавшие ведомственные интересы. Свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора.