Биографии Характеристики Анализ

Княжество польское в составе российской империи. Правовое положение польши в составе российской империи

Как и Финляндия, Царство Польское в составе Российской империи находилось фактически до конца ее существования как автономное образование, имеющее собственную конституцию. В 1915 году после оккупации польской территории австро-венгерскими войсками было образовано непризнанное Королевство Польское, а после окончания Первой мировой войны независимость Польши была гарантирована на

Речь Посполитая

По Люблинской унии 1569 года Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство, названное Речью Посполитой (дословный перевод на польский язык латинского respublica). Это было нетипичное государственное образование: короля избирали сеймом и постепенно он терял рычаги управления страной. Значительной силой обладала шляхта, то есть дворянство. Однако работа сейма тоже была парализована, поскольку любое решение могло быть принято лишь единогласно. На протяжении XVII-XVIII вв. Речь Посполитая постепенно превращалась в объект европейской политики, а на ее территории претендовали значительно окрепшие соседи: Швеция и Московское царство. Несмотря на осознание польским обществом многочисленных проблем и безрадостных перспектив, никаких решительных шагов по исправлению ситуации сделано не было. Король стал номинальной фигурой, а шляхта не желала расставаться со своими привилегиями даже перед угрозой потери государством независимости.

К концу XVIII века больше всего в польских территориях были заинтересованы Пруссия, Австрия и Россия. Однако императрица Екатерина II стремилась сохранить независимую Польшу, поскольку это позволяло ей единолично контролировать это государство через своих ставленников. С такой позицией не были согласны австрийцы и пруссаки. Они оказывали давление на русское правительство, и Екатерина, понимая, что из-за польских земель может вспыхнуть новая война, согласилась на раздел.

В 1772 году Речи Посполитой был навязан договор, по которому она теряла треть своей территории. Россия получила восточные области Белоруссии и польскую часть Ливонии. В 1793 году произошел второй раздел. Россия стала обладательницей центральных областей Белоруссии и Правобережной Украины. Независимость сохранила лишь четверть Речи Посполитой. После неудачного в 1795 году Пруссия, Австрия и Россия разделили между собой остатки страны.

В ходе разделов был завершен процесс возвращения земель, утраченных На историческую польскую территорию Россия не претендовала, что позволило Екатерине отказаться от титула королевы польской.

Образование Царства Польского

Одной из причин создания автономного Царства Польского в составе Российской империи была необходимость добиться лояльности местного населения и тем самым обезопасить западные границы. Другая причина проистекала из деклараций Венского конгресса, проходившего после разгрома наполеоновской Франции. Три государства, участвовавшие в разделах, гарантировали автономию польским землям, но реализовано это было лишь русской стороной.

Важную роль в процессе создания автономии играл либерально настроенный русский император Александр I. Он искренне полагал, что это позволит организовать сотрудничество и взаимовыгодное существование между двумя славянскими народами.

Правовые аспекты

Включение в Царства Польского проходило согласно положениям Венских договоров, ратифицированных 3 мая 1815 года. Из них следовало, что польские земли закрепляются за Россией навсегда.

За время наполеоновских войн произошло перераспределение разделенных между тремя государствами земель. Так, помимо прежних территорий было присоединено к России Такое значительное территориальное приращение, безусловно, отвечало стремлению Александра создать для России плацдарм в Европе, но одновременно оно приносило и новые проблемы. Разрешить их предполагалось дарованием конституции Царству Польскому при Александре I. План императора вызвал резкое противодействие Англии и Австрии. В частности, представители этих государств, ссылаясь на шляхетскую анархию в последние годы существования Речи Посполитой, утверждали, будто бы поляки не достигли необходимого уровня развития, чтобы получить конституцию. Они предлагали ограничиться лишь введением местного самоуправления, но Александр решительно отверг такое предложение.

Подготовка польской конституции

После окончательного присоединения к России Царства Польского специального органа, занимающегося разработкой конституции, создано не было. Первый проект документа был подготовлен ближайшими советниками императора, в том числе князем Адамом Чарторижским - поляком по происхождению. Но Александра документ не удовлетворил. Во-первых, он был чрезмерно велик, а во-вторых, был проникнут олигархическим духом. Чарторижский согласился с замечаниями императора и приступил к разработке нового проекта.

К работе были привлечены многие видные польские общественные деятели. Их усилиями был составлен новый, состоящий из 162-х статей, конституционный проект. Император лично ознакомился с ним и внес поправки, касающиеся расширения его полномочий. Только после этого текст конституции на французском языке был подписан. 20 июня 1815 года он был обнародован, а со следующего года вступал в законную силу. Таким образом, на разработку конституции вошедшего в состав Российской империи Царства Польского ушло немногим больше двух недель.

Документ состоял из семи разделов, посвященных основным проблемам государственного устройства новообразованной автономии. Кратко их можно свести к следующему:

  • основные принципы государственного устройства Царства Польского в составе Российской империи;
  • закрепленные права и обязанности поляков;
  • организация и функционирование исполнительной ветви власти;
  • принципы формирования законодательных органов;
  • отправление правосудия и организация польских судебных учреждений;
  • формирование местных вооруженных сил.

Такая организация статей, их удельный вес от общего корпуса текста конституции (наиболее детально разработаны статьи, касающиеся исполнительной власти) полностью соответствует принятой годом ранее Конституционной Хартии во Франции.

Законодательная власть

Согласно конституции Царства Польского 1815 г. высшим законодательным органом становился двухпалатный сейм, в состав которого входил также польский царь (то есть, российский император). Сейм собирали раз в два года, в случае же необходимости внеочередной сессии, царь издавал специальный указ. Членов Сената, верхней палаты, назначал царь пожизненно из числа принцев, епископов, воевод и кастелянов. Для того чтобы стать сенатором, необходимо было преодолеть возрастной и имущественный цензы.

Нижнюю палату формировали из представителей губерний Царства Польского, и поэтому именовалась она Палатой послов. 77 человек принадлежали к числу дворян, а всего в палате заседало 128 депутатов. Численность Сената не должна была превышать половины от этого числа. Выборы в Палату послов были двухступенчатыми, а для избирателей действовал умеренный имущественный ценз.

Между двумя палатами было установлено равноправие: царь мог отправить законопроект в любую из них. Исключение делали лишь для законов, связанных с финансовой сферой. Их в обязательном порядке направляли сначала в Палату послов. Законодательной инициативой сейм не обладал. Голосование по законопроекту было открытым, никаких изменений текста не допускали, это было прерогативой Государственного совета. Царь при этом обладал правом абсолютного вето.

Исполнительная власть

Главой этой ветви являлся царь. Его полномочия были чрезвычайно широки. Так, лишь монарх имел право на объявление войны и заключение мира, а также управление вооруженными силами. Лишь он мог назначать сенаторов, епископов и судей. В ведении монарха находился также бюджет. Кроме того, царь обладал правом помилования и роспуска Палаты послов с назначением новых выборов.

Таким образом, царь был центральной фигурой в управлении Царством Польским. При этом все же был неограниченным монархом, поскольку был обязан принести присягу на верность конституции. Поскольку все время находиться в Польше он не мог, была введена должность наместника, которого назначал царь. Его полномочия совпадали с царскими за исключением права назначения высших должностных лиц.

При царе или наместнике учреждался совещательный орган - Государственный совет. Он мог составлять законопроекты, утверждать министерские отчеты, а также заявлять о нарушениях конституции.

Для решения текущих вопросов создали правительство, состоявшее из пяти министерств. Область их компетенции была следующей:

  • вероисповедание и система образования;
  • юстиция;
  • распределение финансов;
  • организация правоохранительных органов;
  • военные дела.

Предпосылки польского восстания 1830 года

При Александре I Царство Польское в составе Российской империи было одной из наиболее динамично развивающихся областей. Экономический рост наблюдался во всех областях народного хозяйства, благодаря чему был преодолен дефицит бюджета. О повышении уровня жизни свидетельствует и рост населения: всего к 1825 году на территории автономии проживало 4,5 млн человек.

Однако накапливались и кризисные моменты. Прежде всего, польская национальная элита рассчитывала на включение в состав Царства Польского земель, приобретенных Россией в ходе трех разделов. Рассчитывать на это позволяла позиция императора Александра, но, столкнувшись с серьезным противодействием, император отказался от этой идеи.

Другим источником недовольства поляков была фигура наместника - брата императора, Константина. Хотя тот всячески пытался понравиться свои подопечным, его откровенно деспотические методы управления встречали глухое сопротивление. Среди офицеров участились случаи самоубийств, а интеллигенция объединялась в подпольные кружки, запрещенные после выступления декабристов.

Не вызвало радости и воцарение Николая I, в отличие от старшего брата не симпатизировавшего либеральным течениям и неприязненно относившегося к конституции. Несмотря на личное отношение, он все же принес присягу и намеревался сохранять сложившиеся с момента включения в состав Российской империи Царства Польского методы управления. Но поляки решили добиваться независимости. В 1828 году оформился "Военный союз", внутри которого разрабатывали планы вооруженного восстания.

Восстание и его последствия

Революция июля 1830 г. во Франции подтолкнула поляков к действию. Выдвинув лозунг восстановления Речи Посполитой в границах до первого раздела, польская армия выступила против русских частей. Наместник был свергнут и едва избежал расправы. Показательно, что Константину Павловичу доносили о брожении в армейских частях, но тот не спешил применять крутых мер, опасаясь польских националистов меньше, чем императора. Сам же Николай по решению повстанцев был низложен в качестве польского царя.

Несмотря на ожесточенное сопротивление, польская армия была наголову разбита 26 мая 1831 года. Вскоре под контролем повстанцев осталась только Варшава, державшаяся до 7 сентября. Решительными действиями императору Николаю удалось удержать Царство Польское в составе Российской империи. Но последствия восстания для поляков были трагичными. Николай получил возможность отменить конституцию и привести систему управления в соответствие с общеимперской. Были упразднены сейм и Госсовет, министерства заменили ведомственными комиссиями. Армия Царства Польского была расформирована, а возможность местного правительства распоряжаться финансами - значительно урезана.

После восстания

Привилегии Царства Польского при Николае I стремительно сокращались. На смену конституции пришел Органический статут 1832 года, в котором была заложена идея постепенного слияния Польши с Российской империей. Руководящие должности заместили русскими чиновниками, а ряд польских ведомств (например, путей сообщения или Варшавский учебный округ) вошел в прямое подчинение центральным органам управления.

Установившийся авторитарный режим вызвал массовую эмиграцию польской интеллигенции. Из-за границы они пытались путем распространения прокламаций и воззваний поднять на восстание польский народ, в особенности крестьянство. Однако сохранившиеся еще со времен Речи Посполитой противоречия между шляхтой и крестьянством были столь сильны, что ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Кроме того, николаевская администрация в противовес национализму выдвинула консерватизм и клерикализм. Влияние католической церкви сводило к нулю все попытки эмиграции убедить народ в необходимости борьбы за независимость.

В 1863 году поляки все же предприняли новое восстание, которое русской армии вновь удалось подавить. Очередная попытка освободиться от русского владычества показала, что интеграционный курс Николая I успехом не увенчался. Между двумя народами установились взаимное недоверие и неприязнь. Не облегчала ситуацию и насильственная русификация: в образовательных учреждениях преподавали историю России, да и само обучение вели на русском языке.

Необходимо отметить, что в образованных кругах едва ли не всех западных государств разделы Речи Посполитой считались исторической несправедливостью. Особенно ярко это проявилось, когда поляки оказались разделенными между двумя противоборствующими лагерями в годы Первой мировой войны и вынуждены были сражаться друг с другом. Осознавали это и многие русские общественные деятели, но высказывать подобные мысли вслух было опасно. Однако упорное стремление поляков к независимости сделало свое дело. На завершающем этапе Первой мировой войны американский президент в своих 14 пунктах по мирному урегулированию отдельно вынес польский вопрос. По его мнению, восстановление Польши в исторических границах являлось принципиальным вопросом. Однако расплывчатость термина "исторические границы" вызвала ожесточенные дебаты: считать ли таковыми те, что сложились к 1772 году или же границы средневекового Польского королевства? Неудовлетворенность решениями конференций в Версале и Вашингтоне привела к войне между РСФСР и Польшей, завершившейся победой последней. Но международные противоречия этим не исчерпывались. На ряд польских областей претендовали Чехословакия и Германия. Это, а также другие спорные решения мирных конференций после Первой мировой, привели к новой большой войне в Европе, первой жертвой которой стала независимая Польша.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Включение Польши в состав Российской империи

Польское государство перестало существовать в 1795 г., когда было разделено между Австрией, Пруссией и Россией. К России отошла Литва, Западная Белоруссия, Западная Волынь и герцогство Курляндское, бывшее в вассальной зависимости от Польши.

В 1807 г. после победы Франции над Пруссией на принадлежавшей ей части польской территории Наполеон образовал новое государство - Княжество Варшавское, к которому в 1809 г. присоединена часть польских земель, входивших в состав Австрии. Княжество Варшавское было конституционной монархией. Князем Варшавским на основании унии с Королевством Саксонии являлся саксонский король, зависимый от Франции. Княжество Варшавское участвовало в войне 1812-1814 гг. на стороне наполеоновской Франции.

На Венском конгрессе 1815 г. Александр I, считавший, что Россия как страна победительница должна получить новые земли и обезопасить свои западные границы, добился включения большей части территории Княжества Варшавского в состав Российской империи. Австрия. Пруссия, Россия пришли к соглашению, что Княжество Варшавское будет преобразовано в Царство Польское, получит новую конституцию, в соответствии с которой царем Польским, главой исполнительной власти польского государства станет российский император. Тем самым новое польское государство входило в состав Российской империи на основании унии.

Согласно Конституции Царства Польского российский император назначил в него своего наместника. Учреждалась должность статс-секретаря по делам Царства Польского. Законодательным органом был сейм, избираемый прямыми выборами всеми сословиями на основании имущественного ценза.

Все участники войны с Россией на стороне Наполеона получили амнистию и имели право поступать на службу в государственный аппарат и в армию Царства Польского. Командующего польской армии назначал российский император как царь Польский. Многие подданные российского императора были недовольны тем, что участвовавшие в войне на стороне Наполеона и побежденные поляки получили больше прав, чем победители.

Войдя в состав Российской империи, сохранив действие своих законов, администрацию, имея законодательный орган власти, Польша одновременно получила выход на российский, а через Россию и на азиатский рынок для своих товаров. Для того, чтобы уменьшить антироссийские настроения среди польского дворянства и буржуазии, были установлены таможенные льготы для польских товаров. Многие изделия польской промышленности облагались таможенным сбором в 3%, тогда как российские в 15%, несмотря на то, что «российские фабриканты вопили против такого порядка» 1 Корнилов А.А. Курс русской истории XIX века. М., 1993. С. 171. .

Экономическое развитие Польши, рост влияния национальной буржуазии усилили стремление к полной политической независимости и восстановлению Польского суверенного государства в границах, существовавших до его первого раздела в 1772 г. В 1830 г. началось восстание в Польше, главной силой которого была армия Царства Польского. Польский сейм объявил о лишении российского императора польской короны, разорвав тем самым унию между Польшей и Российской империей.

После подавления восстания российскими войсками император Николай I в 1832 г. издал «Органический статус», отменявший Конституцию царства Польского 1815 г. и ликвидировавший сейм, польскую армию. Царство Польское - эта «внутренняя заграница», как его называли в Российской империи, было ликвидировано. Вместо него образуется Варшавское генерал-губернаторство. Наместником в новое генерал-губернаторство демонстративно назначается командовавший российскими войсками, подавившими польское восстание фельдмаршал И.Ф. Паскевич, получивший титул князя Варшавского.

Из государственных учреждений, предусмотренных Конституцией Царства Польского 1815 г., продолжал действовать только польский Государственный совет, ставший своеобразным информационно-консультативным учреждением при Государственном Совете Российской империи. Но в 1841 г. при подготовке нового «Положения о Государственном Совете Российской Империи» он был упразднен. С 1857 г. Варшавское наместничество стало делиться в административном отношении не на воеводства, как прежде, а на губернии. Сохранились определенные привилегии для местного дворянства и налоговые льготы для промышленности, что способствовало дальнейшему социально-экономическому развитию бывшего Царства Польского, инкорпорированного в состав Российской империи.

Итак, в первой половине XIX в. территория Российской империи увеличилась почти на 20%. Это было обусловлено не столько экономическими целями, как. например, в случае с Британской империей, а военно-политическими задачами, желанием обеспечить безопасность своих границ. Политика российской администрации на присоединенных территориях исходила из их военно-стратегической значимости и была направлена на их социально- экономическое развитие, а не на использование ресурсов новых территорий, для развития центральных губерний России 2 См.: Ананьин Б., Правилова Е. Имперский фактор в экономике России // Российская Империя в сравнительной перспективе. М., 2004. С. 236-237. .

В условиях разрушения Османской и Персидской империй некоторые завоеванные ими народы добровольно входили в состав Российской империи.

Управление присоединенными, завоеванными народами, их правовое положение в империи строилось с учетом их социально- экономических, правовых, религиозных и других особенностей и было разнообразным, хотя и имело тенденцию к унификации, распространению на них принципов административного управления и законов Российской империи.

Польша в составе Российской империи образовывала Царство (Королевство) Польское, поначалу имевшее автономию, а затем существовавшее в статусе генерал-губернаторства. Перейдя в состав Российской империи в 1815 году, польские земли фактически находилась там до 1915 года, пока не были полностью оккупированы армиями центральных держав, а формально - вплоть до распада империи в 1917 году.

Королевство Польское в 1815-1830 годах

В мае 1815 года, в ходе Венского конгресса, российским императором Александром I были одобрены «Основы конституции» Царства Польского, в разработке которых принимал активное участие соратник монарха Адам Ежи Чарторыйский. Согласно конституции, Королевство Польское связывалось личной унией с Российской империей. Утверждая конституцию, Александр I внёс в первоначальный текст некоторые поправки: он отказался предоставлять сейму законодательную инициативу, оставил за собой права изменять предлагаемый сеймом бюджет и откладывать созыв сейма на неопределённый срок.

Сохранив более ранние приобретения за счёт земель Речи Посполитой, Россия приросла большей частью территории герцогства Варшавского, которая и образовывала «арство Польское. В административно-территориальном отношении Царство делилось на восемь воеводств: Августовское, Калишское, Краковское, Люблинское, Мазовецкое, Плоцкое, Радомское и Сандомирское. Исполнительная власть принадлежала российскому императору, который одновременно был польским королём, законодательная - распределялась между королём и сеймом (фактически последнее слово оставалось за монархом). Высшим правительственным органом становился Государственный совет, а управление Царством осуществлял назначенный королём наместник. Административное и судебное делопроизводство предполагалось осуществлять на польском языке, формировалось собственное польское войско, жителям гарантировались неприкосновенность личности, свободы слова и печати. Значительная часть польской общественности позитивно отреагировала на предоставленную конституцию: поляки получали больше прав, чем подданные Российской империи; польская конституция 1815 года была одной из самых либеральных конституций того времени.

Королевским наместником стал немолодой генерал Юзеф Зайончек, бывший польский якобинец и участник Восстания 1794 года. Главнокомандующим польской армией был назначен брат Александра I великий князь Константин Павлович, а комиссаром в Административном совете Королевства Польского - Н. Н. Новосильцев. Они взяли под свой контроль положение в Царстве Польском: именно Константин, а не Зайончек, был реальным наместником императора, а функции императорского комиссара вообще не предусматривались конституцией. Поначалу это не вызывало серьёзных протестов со стороны поляков, поскольку польское общество симпатизировало Александру I.

В марте 1818 года собрался первый сейм Царства Польского. Его открывал сам Александр I. Выступая перед присутствующими, император намекнул, что территория Царства может быть расширена за счёт литовских и белорусских земель. В целом сейм показал себя лояльно, тогда как в обществе, тем временем, наметился рост оппозиционных настроений: возникали тайные антиправительственные организации, периодические издания публиковали статьи соответствующего содержания. В 1819 году была введена предварительная цензура на все печатные издания. На втором сейме, созванном в 1820 году, ярко проявила себя либеральная оппозиция, во главе которой стояли братья Винцентий и Бонавентура Немоёвские. Поскольку они были депутатами от Калишского воеводства, либералов-оппозиционеров в сейме стали называть «калишской партией» («калишанами»). Они настаивали на соблюдении конституционных гарантий, протестуя, в частности, против предварительной цензуры. Под влиянием калишан сейм отклонил большую часть проектов правительственных постановлений. Алекандр I распорядился не созывать сейм - его заседания возобновились лишь в 1825 году. Во время его подготовки появилась «дополнительная статья» об отмене гласности сеймовых заседаний. Лидеры оппозиции к заседаниям не допускались.

Подавление и преследование открытой, хотя и умеренной, оппозиции в сейме повлекло за собой рост влияния нелегальной оппозиции: создавались новые тайные революционные организации, особенно среди студенческой молодёжи и военнослужащих, в том числе офицеров. Эти организации не были многочисленными и влиятельными и к тому же не взаимодействовали между собой. Большинство их было разгромлено в ходе арестов 1822-1823 годов. Самой известной студенческой организацией было Общество филоматов в Вильно, в котором состоял Адам Мицкевич. Одну из тайных организаций в армии, «Национальное масонство», возглавлял майор Валериан Лукасиньский. В 1822 году он был арестован и приговорён к девяти годам заключения. Как Лукасиньский, так и подвергшиеся преследованиям филоматы приобрели ореол польских национальных героев и мучеников.

Один из главных вопросов, волновавших польские общественно-политические круги, касался расширения территории Царства Польского на восток: как сеймовая, так и нелегальная оппозиция стремились к восстановлению прежних польских границ за счёт литовских, белорусских и украинских земель. Никаких подвижек в этом направлении со стороны российских властей не наблюдалось, и это усугубляло разочарование даже в консервативной среде. А. Чарторыйский, на тот момент лидер одной из влиятельных польских консервативных группировок, в знак протеста подал в отставку с поста куратора Виленского учебного округа. Другой причиной недовольства консерваторов были решения сеймового суда по делу деятелей антиправительственного «Патриотического общества». В 1828 году польские судьи не признали подсудимых виновными в государственной измене и приговорили их к краткосрочному заключению, но Николай I, сочтя это вызовом в свой адрес, приказал сослать главного фигуранта дела Северина Кшижановского в Сибирь. Противостояние между поляками и императорской властью достигло своего предела. Последняя явно стремилась избежать конфликта: в 1829 году Николай I короновался в Варшаве как польский король.

Система образования уже в первые годы существования Королевства Польского стала развиваться, в том числе и в сельской местности, но вскоре её коснулись ограничения: средние школы и созданный в 1816 году Варшавский университет попали под жёсткий политический контроль. Многое изменилось к лучшему и в сфере экономики, особенно после того, как в 1821 году во главе министерства финансов встал К. Друцкий-Любецкий, убеждённый сторонник союза Польши с Россией. Королевство Польское привлекало ремесленников выгодными условиями поселения и освобождением от налогов. При Друцком-Любецком бюджет Королевства Польского был сбалансирован, Лодзь стала крупным текстильным центром. Для Королевства Польского Россия была необходимым, огромным рынком сбыта.

«Ноябрьское» восстание

Начало восстания, в польской историографии известного как «Ноябрьское», ускорило известие о том, что Николай I собирается направить польские войска для подавления французской революции. 29 ноября вооружённые повстанцы во главе с деятелями Патриотического общества Л. Набеляком и С. Гощиньским напали на Бельведер, резиденцию наместника великого князя Константина. Одновременно группа участников тайного общества в школе подхорунжих под главенством П. Высоцкого попыталась захватить расположенные неподалёку казармы русской армии. План действий заговорщиков был плохо продуман, силы их были немногочисленны, а перспективы - неясны. Атака на Бельведер успеха не принесла: Константин сумел бежать, а польские генералы отказались поддержать и возглавить восставших. Несмотря на это, повстанцы, заручившись поддержкой многих жителей Варшавы, к 30 ноября овладели городом. 4 декабря было создано временное правительство Королевства Польского, а на следующий день диктаторскую власть в Королевстве получил популярный генерал Ю. Хлопицкий. В успех восстания он не верил и рассчитывал, что Николай I помилует поляков. На переговоры с императором отправился Друцкий-Любецкий. Николай I отказался от каких-либо уступок полякам, требуя повстанцев сдаться. 17 января Хлопицкий сложил диктаторские полномочия, и ему на смену пришло консервативное правительство во главе с А. Чарторыйским. 25 января сейм низложил Николая I с польского престола. Вскоре начались военные действия. В начале февраля 1831 года русские войска двинулись на подавление восстания. В конце того же месяца повстанцы сумели остановить противника под Гроховом и тем самым сорвали его план по захвату Варшавы, хотя сами были вынуждены отступить. Некоторых успехов восставшие достигли в Литве и на Волыни. С конца мая ситуация начала меняться: повстанцы терпели одно поражение за другим и после битвы под Остроленкой откатились к Варшаве. Город был готов к обороне, но в лагере повстанцев стали возникать соглашательские тенденции. Глава повстанческого правительства Я. Круковецкий вопреки желанию сейма был готов вступить в переговоры с командующим российскими войсками Ф. И. Паскевичем и за это был отстранён от своего поста. 8 сентября 1831 года силы Паскевича взяли Варшаву. В «наказание» Царство Польское было лишено автономии, а Конституция 1815 года - отменена. Вместо этого в 1832 году Царству был дарован «Органический статут», ликвидировавший сейм и резко ограничивший его самостоятельность. В Царстве было введено чрезвычайное положение, польская армия - упразднена, теперь поляки служили в российской армии. Тысячи представителей шляхты с восточных земель бывшей Речи Посполитой подверглись переселению в другие губернии Российской империи, производилась конфискация помещичьих имений, ликвидировались польские научные и культурно-просветительские организации. В административно-территориальном отношении воеводства были заменены губерниями. Несколько тысяч представителей польской интеллектуальной и политической элиты оказались в эмиграции, прежде всего во Франции. Политически неоднородная, эмиграция, впоследствии получившая название «Великой», была сплочена идеей борьбы за освобождение Польши и вынашивала планы о новом восстании. Лидером одного из самых влиятельных эмигрантских центров стал бывший соратник Александра I А. Чарторыйский.

Между двумя восстаниями

Ещё в 1820-х годах, на фоне аграрных преобразований в Пруссии, в Царстве Польском оживились дискуссии по аграрному вопросу. Настроенные на улучшение методов хозяйствования, польские помещики нуждались в деньгах. Одним из источников средств мог стать перевод крестьян с барщины на чинш, то есть на денежную ренту. После восстания 1830-1831 годов начался процесс очиншевания. Сначала он охватил государственные имения и донации (земли, дарованные высокопоставленным деятелям), где продолжался около 20 лет. В частных хозяйствах очиншевание проходило труднее: денежный выкуп был столь высок, что многие не очень богатые крестьяне, выплачивая его, превращались в «загродников», безземельных крестьян. В 1846 году только около 36% крестьянских хозяйств в частных имениях перешли на чинш. Положение крестьян было трудным: землевладельцы прибегали к сгону крестьян с земли, повышали налоги. Это вызывало среди крестьян протесты: одни жаловались властям, другие шли на радикальные меры, поджигая помещичьи усадьбы. Это принесло определённые плоды: в 1833 году власти запретили принудительный найм, в 1840 году - запретили налагать барщинные повинности на безземельных крестьян. В 1846 году император Николай I наложил запрет на сгон крестьян, чьи хозяйства превышали три морга (1 морг = 0,56 га).

Постепенно рынок Царства Польского развивался, в обществе назревала идея аграрной реформы. Большинство сторонников реформы высказывались за очиншевание, некоторые выступали за освобождение крестьян. В 1858 году приверженцы преобразований объединились в Земледельческое общество, во главе которого встал А. Замойский. В 1861 году общество приняло свой вариант плана освобождения крестьян и направило его властям. Тогда же в России было отменено крепостное право. На Царство Польское это изменение не распространялось, но оно обострило дискуссии по аграрному вопросу. В апреле 1861 года Земледельческое общество было распущено. Перехватив инициативу польской общественности, российское правительство издало два указа: в октябре 1861 года - об отмене барщины при условии выплаты высокого выкупа, а в июне 1862 года - о вводе обязательного очиншевания.

В целом реформы Александра II дали толчок оживлению польского освободительного движения. Такие меры, как отмена военного положения, амнистия узникам и ссыльным и разрешение создать Земледельческое общество, поляки сочли недостаточными. В 1860-1861 годах по стране прокатился ряд общественных выступлений, остановить которые удалось лишь посредством возобновления военного положения. Тогда же произошёл раскол в польском обществе: умеренное крыло во главе с руководителем Земледельческого общества А. Замойским рассчитывало мирным путём добиться восстановления автономии Царства Польского. После переговоров с представителями власти умеренным кругам удалось добиться отмены военного положения. Радикалы, в свою очередь, не исключали возможности восстания. С 1862 года гражданской администрацией Царства Польского руководил маркиз А. Велёпольский, в прошлом министр просвещения, а затем внутренних дел. Его силами в школы и государственные учреждения был возвращён польский язык, а в Варшаве появилась Главная школа (будущий университет), были унифицированы налоги. Велёпольский высказывался за союз Польши с Россией, но считал, что автономия Царства должна быть расширена. Позицию Велёпольского осуждали как умеренные («белые»), так и радикалы («красные»). Среди последних было немало республиканцев. В конце 1861 - начале 1862 года «красные» оформились в политическую организацию во главе с Центральным национальным комитетом (ЦНК). Под его руководством стартовала подготовка к новому восстанию.

«Январское» восстание

Второе польское восстание, также известное как «Январское», началось после проведения рекрутского набора по заранее составленным спискам «политически неблагонадёжных» лиц. 22 января 1863 года ЦНК провозгласил себя Временным национальным правительством и обнародовал манифест, объявивший о независимости Польши и уравнении всех граждан в правах. В ночь на 23 января самопровозглашённое правительство опубликовало декрет, ликвидировавший повинности крестьян-землепользователей без выкупа и предписывавший наделять землёй (до 1,6 га) безземельных крестьян. Шляхте гарантировались компенсации.

В феврале 1863 года восстание было поддержано лагерем «белых», где прежде негативно относились к такому варианту развития событий. Политическая эмиграция пыталась добиться поддержки восстания от Великобритании и Франции, но те ограничились дипломатическими нотами с пожеланием, чтобы Россия предоставила Царству Польскому автономию. Александр II, считавший польские события внутренним делом России, претензии западных держав отверг.

Восстание происходило по большей части в пределах Царства Польского, но охватило также часть украинских, белорусских и литовских земель. Неутешительное положение повстанцев усугублялось внутренними противоречиями в их руководстве: в октябре 1863 года Национальное правительство передало всю полноту власти бывшему российскому офицеру Р. Траугутту, сделав его диктатором восстания. В этом качестве Траугутт сумел добиться значительных успехов: ввёл единую организацию повстанческих вооружённых сил, настаивал на реализации декрета о наделении крестьян землёй. Последнее, впрочем, не помогло привлечь к восстанию крестьян: крестьянство занимало в основном выжидательную позицию, и основу повстанческих сил, как и в 1830-1831 годах, была шляхта. Свою роль сыграло и то, что в марте 1864 года российские власти отменили в Царстве Польском крепостное право. В апреле 1864 года Траугутта арестовали, к осени того же года были разбиты последние отряды повстанцев. Сотни участников восстания были казнены, тысячи - сосланы в Сибирь или в российские губернии. Несмотря на поражение, восстание 1863-1864 годов оказало решающее влияние на национальную консолидацию и рост самосознания поляков.

Царство Польское в 1863-1915 годах

В период с 1863 по 1915 год в Царстве Польском де-факто сохранялось военное положение. Административная автономия Царства постепенно сводилась к минимуму: были упразднены Государственный и Административный советы, ведомственные комиссии, отдельный бюджет. Все органы местной власти перешли в подчинение соответствующих ведомств в Санкт-Петербурге. После смерти графа Ф. Берга в 1874 году был ликвидирован пост наместника. В официальной документации термин «Царство Польское» заменялся на «Привислинский край». Власти России взяли курс на постепенное слияние польских земель империи с метрополией. Особенно жёсткая русификация проводилась в российской Польше в годы царствования Александра III, когда генерал-губернатором Царства Польского был И. В. Гурко. Были русифицированы Варшавский университет, а затем средняя и начальная школа, польский преподавался в качестве факультативного предмета. Католическая церковь подчинялась Католической коллегии в Петербурге, а греко-католическая, униатская, церковь - фактически перестала существовать.

Вместе с тем, в Царстве Польском развивалась крупная промышленность: в 1864-1879 годах по темпам роста она в 2,5 раза превосходила российскую индустрию. Главной промышленной отраслью российской Польши был текстиль. Основными текстильными центрами были Белосток, Варшава и, в первую очередь, Лодзь. Важной отраслью была металлургия, сосредоточенная в основном в Домбровском бассейне. Рос уровень урбанизации: с 1870 по 1910 год население Варшавы увеличилось втрое, а Лодзи - в восемь раз.

После поражения восстания 1863-1864 годов польская общественно-политическая жизнь на долгое время утихла. Оживление в этой сфере произошло лишь в начале 1890-х годов, когда во всех трёх частях Польши были созданы социалистические партии. В российской Польше это были Польская социалистическая партия (ППС) и Социал-демократия Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ). В 1897 году в Царстве Польском появилась Национально-демократическая партия, её основателями стали члены организации «Лига Народова» («Национальная Лига»), образовавшейся в эмиграции. Национальные демократы (эндеки), в отличие от социалистов, считали, что независимость Польши должна наступить в результате революции национального, а не социального характера.

Накануне революционных событий 1905-1907 годов в России градус протестных настроений в Царстве Польском увеличился. Сказывались последствия мирового экономического кризиса 1901-1903 годов: в условиях безработицы и снижения заработной платы на предприятиях бастовали рабочие. Осенью 1904 года поляки активно протестовали против мобилизации в армию. В январе 1905 года промышленность и инфраструктуру российской Польши охватила всеобщая забастовка. К выступлениям рабочих присоединились учащиеся средних и высших учебных заведений, требовавшие обучения на польском языке. Особенно напряжённой была обстановка в Лодзи: в июне 1905 года демонстранты несколько дней вели баррикадные бои против полиции и войск. Ситуация достигла своего пика в октябре-ноябре того же года, но потом пошла на убыль, и в 1906-1907 годах политические лозунги вновь сменились экономическими. Революция выявила политические разногласия в обществе: осенью 1906 года в ППС произошёл раскол. Левое крыло партии добилось исключения из партии Ю. Пилсудского и его единомышленников, решивших сосредоточиться на террористических методах деятельности. ППС-левица стала постепенно сближаться с СДКПиЛ и декларировать приоритет борьбы за социализм, тогда как революционная фракция ППС ставила во главу угла независимость Польши. Пилсудский направил усилия на подготовку военных кадров для будущей борьбы за восстановление польской государственности. Эндеки во главе с Р. Дмовским, тем временем, активно участвовали в выборах в Государственную Думу и возглавляли в ней национальную фракцию - «Польское коло». Они стремились добиться от властей уступок в польском вопросе, прежде всего, предоставления Царству Польскому автономии.

В начале Первой мировой войны Николай II пообещал после победы объединить Царство Польское с польскими территориями, отнятыми у Германии и Австро-Венгрии, и даровать Польше автономию в составе Российской империи. Эту позицию поддержали эндеки во главе с Дмовским; ППС же, напротив, ратовала за поражение России: Ю. Пилсудский возглавил один из польских легионов в составе армии Австро-Венгрии. Летом 1915 года вся территория Царства Польского оказалась под оккупацией армий центральных держав. 5 ноября 1916 года на этих землях было провозглашено марионеточное Королевство Польское. После Февральской революции 1917 года новые российские власти объявили, что будут содействовать созданию польского государства на всех преимущественно польских землях.

Очередной раздел польских земель произошёл во время Венского конгресса в 1814-1815 гг. Несмотря на продекларированную автономию польских земель в составе Пруссии, Австрии и России, на деле эта автономия была реализована лишь в Российской империи. По инициативе либерально настроенного императора Александра I было создано Царство Польское , получившее собственную конституцию и просуществовавшее вплоть до 1915 года.

Согласно конституции, Польша могла самостоятельно избирать сейм, правительство, а также иметь собственную армию. Однако со временем начальные положения конституции стали ограничиваться.

Это привело к созданию легальной оппозиции в сейме и возникновению тайных политических обществ.

Вспыхнувшее в 1830 году в Варшаве и жестоко подавленное Николаем I восстание привело к отмене конституции 1815 года.

После смерти императора Николая I освободительное движение набирает новую силу. Несмотря на его разделение на два враждующих между собой лагеря («белых» — аристократов и «красных» — социал-демократов), основное требование одно: восстановить конституцию 1815 года. Напряжённая обстановка приводит к введению в 1861 году военного положения. Либерально настроенному наместнику Польши великому князю Константину Николаевичу справиться с ситуацией оказывается не под силу. Для стабилизации положения было решено провести в 1863 году рекрутский набор, отправив в солдаты «неблагонадёжную» молодёжь согласно заранее составленным спискам. Это послужило сигналом к началу подавленного царскими войсками «Январского восстания», результатом которого стало введение военного режима управления в Царстве Польском. Другим результатом восстания стало проведение крестьянской реформы с целью лишить социальной опоры мятежную шляхту: принятый в 1864 году «Указ об устройстве крестьян Царства Польского» ликвидировал остатки крепостничества и широко наделял польских крестьян землёй. Одновременно царское правительство начало проводить политику, направленную на ликвидацию польской автономии и более тесную интеграцию Польши в Российскую империю.

Когда на российский престол вступил Николай II, появилась новая надежда на более либеральную позицию России по отношению к Польше. Однако, несмотря на отказ от дальнейшей русификации поляков, никакого реального сдвига в отношении царского правительства к ним не произошло.

Создание в 1897 году Национально-демократической партии Польши (она была организована на базе «Лиги народовой») повлекло за собой новый виток подъёма национального самосознания. Партия, ставившая перед собой стратегическую цель восстановления независимости Польши, прилагала все силы для борьбы с русификационными законами и стремилась прежде всего восстановить польскую автономию. Со временем она утвердилась в качестве ведущей политической силы Царства Польского, а также принимала деятельное участие в Российской государственной думе, образовав там фракцию «Польское коло».

Революция 1905-1907 годов не обошла стороной и Польшу, по которой прокатилась волна революционных выступлений. На этот период приходится становление Польской социалистической партии, организовавшей целый ряд стачек и забастовок. Лидером партии стал Юзеф Пилсудский, который в разгар русско-японской войны побывал в Японии, где пытался получить финансирование для общепольского восстания и организации польской армии, которая бы выступила в войне на стороне Японии. Несмотря на противодействие национал-демократов, Пилсудский добился определённого успеха и в последующие годы на японские деньги была создана Боевая организация социалистической партии. Её боевики в период с 1904 по 1908 год совершили десятки террористических актов и нападений на различные российские организации и учреждения.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СИМВОЛИКА РОССИИ

Польша в составе Российской Империи

Знамена польских частей в составе Российской армии

В 1772 году произошёл первый раздел Польши между Австрией, Пруссией и Россией. 3 мая 1791 года т.н. Четырёхлетний сейм (1788-1792) принял Конституцию Речи Посполитой.

В 1793 году — второй раздел, ратифицированный Гродненским сеймом, последним сеймом Речи Посполитой; к России отошли Белоруссия и Правобережная Украина, к Пруссии — Гданьск и Торунь. Была отменена выборность польских королей.

В 1795 году после третьего раздела польское государство перестало существовать. К России отошли Западная Украина (без Львова) и Западная Белоруссия, Литва, Курляндия, к Пруссии — Варшава, к Австрии — Краков, Люблин.

После Венского конгресса Польша вновь была разделена. Королевство Польское с Варшавой получила Россия, Великое герцогство Познань получила Пруссия, а Краков стал отдельной республикой. Краковская республика («вольный, независимый и строго нейтральный город Краков с округом») была аннексирована Австрией в 1846 году.

В 1815 же году Польша получила Конституционную Хартию. 26 февраля 1832 года утверждён Органический Статут. Российский император короновался царём Польским.

В конце 1815 года с принятием Конситуционной Хартии Царства Польского были утверждены и польские флаги:

  • Морской штандарт царя Польского (то есть русского императора);

Жёлтое полотнище с изображением чёрного двуглавого орла под тремя коронами, держащего в лапах и клювах четыре морских карты. На груди у орла коронованная горностаевая мантия с малым гербом Польши — серебряным коронованным орлом на червлёном поле.

  • Дворцовый штандарт царя Польского;

Белое полотнище с изображением чёрного двуглавого орла под тремя коронами, держащего в лапах скипетр и державу.

На груди у орла коронованная горностаевая мантия с малым гербом Польши — серебряным коронованным орлом на червлёном поле.

  • Флаг военных судов Царства Польского.

Белый флаг с синим андреевским крестом и красным кантоном, в котором изображён герб Польши — серебряный коронованный орёл на червлёном поле.

В польской флаговедческой литературе последний флаг именуется «флагом польских черноморских торговых компаний XVIII века». Однако, это утверждение вызывает очень большие сомнения.

Скорее всего в данном случае мы имеем дело с фальсификацией. Дело в том, что андреевский флаг орлом использовали польские эмигранты в качестве национального. В силу весьма сложных отношений между Россией и Польшей польским националистам было крайне неприятно осознавать, что национальным флагом поляков служил по сути оккупационный российский флаг. В результате и был рождён миф о «польских торговый компаниях».

Другие официальные флаги Польши времён её бытности в Российской Империи не известны.

карта раздела

По материалам veхillogrарhiа

Больше интересных статей:


Надеюсь вы имеете ввиду именно Польшу и Россию, а не Польшу в составе СССР, потому расскажу про старые времена.

Когда Польша была в составе Российской Империи?

Формально, перестала быть самостоятельном государством 7-го или 8-го июня (в зависимости от трактовки события) 1815 года, после соглашение о переразделе Польских земель на Венском конгрессе. В результате, которого Варшавское княжество перешло в состав Российской Империи и было переименовано в Царство Польское. Где и просуществовало да окончание Первой Мировой Войны, после которой Российская империя возможность насильно удерживать часть территорий. Чем и воспользовалась польская элита, провозгласив независимость в 1918 году.

Почем Польша (Речь-Посполитая, в те времена) проиграла Российской Империи?

Тут нужно отметить два фактора. Во-первых, Речь-Посполитая начала «демократизацию» в своем государстве и дала слишком много вольностей шляхте. А так как ее никто не ограничивал (в наше время это делает народ, в развитых странах) то творили они что хотели. И государство пришло в упадок, потеряв экономическую и военную силу. Да и человеческий потенциал сильно упал, хорошие управленцы перестали попадать в властвующие структуры. Так случается, когда в общине/государстве начинается отрицательный отбор этил.

Во-вторых, Петр провел в Российской Империи невероятно эффективные реформы. Которые улучшили почти все элементы государства (кроме жизни простого люда). Он реформировал армию, превратив ее в одну с сильнейших на те времена. Поднял экономику, убрав с руководство «кумовство и протекцию». Даже бояр переучил жить по-новому, по-европейски. Сейчас еще ходит поговорка «Петр прорубил окно в Европу». Да и потом Российская Империя продолжила двигаться по заданному пути реформации (медленно, со скрипом но двигалась.)

А потом появился Наполеон, и начал захватывать всю Европу. И в одном с походов он пошел на России, с своими союзниками. Среди которых была Польская знать и войско. Наполеон проиграл, и его начали отгонять до Парижа. По пути захватывая все что можно. А после захвата Парижа состоялся новый раздел Европы, в следствии которого