Биографии Характеристики Анализ

Актуальный образ на все времена, или почему несчастен акакий акакиевич

Тема "маленького человека" в русской литературе впервые зазвучала в "Станционном смотрителе" и "Медном всаднике" А. С. Пушкина. Как правило, "маленьким человеком" в литературе называют бедного, обездоленного и незнатного человека, ведущего скромный образ и жизни и подвергающегося постоянным оскорблениям со стороны сильных мира этого. Затертый большими домами, угнетаемый мрачными улицами и растоптанный большими чинами, маленький человек ощущает свою слабость и бессилие, свою незначительность в огромном общественном механизме. Вслед за Пушкиным продолжил развитие данной темы Гоголь, рисуя суровую столичную реальность в цикле "петербургских повестей".

В повести "Шинель" мы встречаемся с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, титулярным советником, "над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться". Это был человек робкий и угнетенный своим социальным положением человек, "забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев", как говорит автор. Работа у него была самая ничтожная - переписывание различных документов и бумаг. Он настолько свыкся с отведенной ему социальной ролью, что переписывание даже начало доставлять ему удовольствие, превратилось в некое хобби. Его не интересовал ни смысл его работы, ни содержание бумаг, и если ему предлагали задания, требующие умственной нагрузки или творчества, он начинал беспокоиться и нервничать, а потому предпочитал формальное переписывание: "Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь". Будучи воспитан в духе покорности и повиновения начальству, он не просто сносит издевательства своих сослуживцев, но и будто не замечает их и не говорит с ними. Живя в своем "маленьком мире", Акакий Акакиевич "ни один раз в жизни не обратил внимания на то, что делается каждый день на улице", и только в "переписывании виделся ему какой-то свой разнообразный и приятный мир".

Ироническая усмешка автора звучит и при описании выбора имени для Башмачкина. Мать не могла выбрать ему имя, и пришлось назвать его в честь отца, что является символов консервативности и слепого следования традиции. Фамилия его - Башмачкин - явно говорит о невысоком его происхождении. Его юность прошла настолько незаметно, что в департаменте думали, что "он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове". Так и прожил бы он спокойно до конца дней, если бы не история с шинелью.

Сильные морозы помогли Башмачкину заметить, в каком убогом состоянии была его шинель. Во что бы то ни стало, ему необходимо было достать новую, хотя для него это было дорогим удовольствием. Так у чиновника появляется мечта, которая полностью овладевает его мыслями. Впервые у Акакия появилась жизненная ценность, которая наполнила смыслом его существование. Даже его внешность поменялась: "Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил для себя цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность... Огонь порою показывался в глазах его..." Добившись своей цели, и примерив на себя новую шинель, он словно стал новым человеком, гордость и чувство собственного достоинства на время появились в нем.

Но не успев насладиться радостью своей новой жизни, герой сталкивается с очередной несправедливостью. Шинель украли. Акакий Акакиевич пытается искать помощи у будочника, пристава, у "значительного лица", но остается отвергнутым. Потерепев оскорбления и унижения со стороны "значительного лица", несчастный Башмачкин вскоре занемогает и умирает. Именно в сцене его разговора с генералом в наибольшей мере обнаруживается трагичность судьбы "маленького человека". И только в предсмертном бреду Акакий Акакиевич начинает произносить оскорбления в адрес безжалостного чиновника, только в смерти он способен бунтовать и мстить.

Не сумев постоять за себя при жизни, Акакий Акакиевич пришел мстить после смерти, срывая шинели с чиновников. Смысл фантастического финала заключается в том, что жизнь даже самого ничтожного человека имеет ценность и он вынужден отстоять своё право называться человеком в самом высоком значении этого слова. Поквитавшись со значительным лицом, Башмачкин развеял убогие представления о своем чине и стал для миллионов оскорбленных и униженных людей героем, способным воздать по заслугам притеснителям народа и постоять за свои права, выступив против несправедливости и бесчеловечности окружающего мира. Ведь у него не просто украли шинель - у него украли жизнь. Он никогда не мечтал, не ставил высоких целей, не рассуждал о возвышенном, стараясь покорно служить и выполнять свою работу, снося издевательства и унижения. Выступая с резкой критикой общественного устройства, Гоголь призывает всё человечество обратить внимание на живущих рядом с нами "маленьких людей": неуверенных, одиноких, лишенных защиты и опоры, нуждающихся в сочувствии.

К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни. Петербургский цикл открывается «Невским проспектом». Петербург Гоголя - это город контрастов. Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгуливающая нарядная толпа - это один Петербург. За этим великолепием выступает другой Петербург - город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель».

Сюжет о забитом нуждой чиновнике, над которым все подсмеиваются, был в те годы популярным. Но Гоголь иначе представляет своего героя, хотя и не скрывает, что Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться». Акакий Акакиевич - робкий, пришибленный нуждой человек, ценой тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои четыреста рублей в год; это забитое, бессловесное существо безропотно сносит «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и грубость начальников. Акакий Акакиевич сам осознает свою малость, он ни на что больше не претендует. Каждодневно, из года в год, переписывая бумаги, он давно уже не имеет никаких других интересов.

Придя домой со службы, Акакий Акакиевич думает только о том, «что-то бог пошлет переписывать завтра». Подтрунивая над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь отмечает в нем доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга. Акакий Акакиевич, по словам писателя, был даже человеком страстным: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение выражалось на его лице; когда же он добирался до буквфаворитов, то погружался весь в работу, забывая обиды и нужду. Но в этом забитом жизнью чиновнике проснулся человек, когда появилась у него цель в жизни - новая шинель. Ценой строжайшей экономии в течение года ему удалось скопить необходимую сумму. За это время он изменился, стал «как-то живее, даже тверже характером». «Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник», - доброжелательно иронизирует над ним Гоголь. Став обладателем новой шинели, Акакий Акакиевич почувствовал себя самым счастливым человеком. Поэтому становится понятным, в какую катастрофу превращается пропажа шинели. Кража шинели оказалась кражей всей его жизни. Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у частного пристава, у «значительного лица»: везде он встречал или полное равнодушие, или презрение и грозные окрики. Напуганный приемом у «значительного лица», робкий и забитый Акакий Акакиевич заболел нервною горячкой, которая и унесла его в могилу.

Смирение и покорность Акакия Акакиевича, вся его бедная жизнь вызывает боль за униженного человека, сострадание к нему. В финале этот маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против бездушия, грубости, деспотизма. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Вряд ли Н. В. Гоголь призывает читателей к бунту, но он пробуждал в них мысль о несправедливости данного общества, о необходимости иной жизни, иных отношений между людьми.

Почему вот уже полтора столетия нас так трогает история скромного титулярного советника, если даже сторожа департамента, в котором он служил, «не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха»? Почему бессмертны творения Гоголя, его сатира, соединяющая в себе комическое и трагическое, наполненная доброй, сочувствующей улыбкой и негодованием, скрытым под маской иронии? Вероятно, потому, что Гоголь, останавливая свой взгляд на мельчайших деталях, делает широкое обобщение, изображая судьбу совершенно незаметного человека, создает своеобразный портрет России, а может быть, и модель целого мира.

О подобном маленьком человеке написана и его повесть «Шинель».

Акакий Акакиевич - «чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу и цветом лица что называется геморроидальным». Во внешности героя нет ни одной яркой детали, он незаметен, в нем все «несколько», словно чего-то не хватает для полного портрета. И с именем ему не повезло, словно с самого момента крещения он был обречен на жалкое существование. «Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». И в должности, которую он занимает, есть что-то унизительное, вторичное. Он не творец, а всего-навсего переписчик. Изображая своего героя, Гоголь постоянно иронизирует над ним; герой не просто унижен, он жалок, ибо в своем униженном положении даже находит какое-то необъяснимое удовольствие.

«Вряд ли можно было найти человека, который так жил бы в своей должности... Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Этот «приятный мир» и есть внутренний мир героя, примитивный, предельно замкнутый. Его никогда нельзя встретить на вечерах или в театре, или просто прогуливающимся по улицам, или играющим в карты с товарищами. У него нет ни друзей, ни семьи, ни привязанностей. Из всех развлечений он оставил себе только одно - переписыванье. Просто так. Для себя. Акакий Акакиевич отгораживается от реальности буквами, среди которых «у него были фавориты», и не замечает вмешательства внешнего мира, только лишь изредка просит не обижать его, но зато подобные просьбы его могут перевернуть взгляд на мир другого человека («...и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукой бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной образованной светскости...»). Так рядом с едкой иронией появляется глубокое авторское сочувствие, ибо, иронизируя над убожеством духовного мира своего героя, автор ни на минуту не забывает, что перед ним человек, получивший от природы равные с другими права.

«Что-то бог пошлет переписывать завтра?» - думает герой каждый вечер, отходя ко сну с блаженной улыбкой. Переписыванье стало для него хлебом насущным, и средством, и целью его существования, смыслом его жизни. Акакий Акакиевич настолько слился с этим миром, что даже ничтожное изменение в должности могло стать для него катастрофой (Гоголь явно гиперболизирует страдания Башмачкина от необходимости «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье»: «он вспотел совершенно, тер лоб...»). В мире «переписыванья» свои законы, свои пропорции, свои представления о большом и малом, о значительном и мелком. Новая шинель по законам этого мира оказывается грандиозным, почти фантастическим событием. Словно открылась какая-то форточка и в крошечный мирок героя влетел вихрь, разбросавший все его бумаги, перепутавший все буквы. За мужественным решением сшить шинель последовала полная перемена внешней жизни - отказ от чая до вечерам, экономия света, попытки ходить на цыпочках, чтобы не сносить раньше времени подметок и пр. Шинель стала его целью, его Идеей. Она наполнила его жизнь новым, ранее неведомым смыслом. Он жил мыслью о ней, как раньше жил мыслью о завтрашнем переписывании. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, - словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»

Долгожданный день наступил - шинель готова. Акакий Акакиевич достиг своей вершины. Впервые в жизни в тот вечер он ничего не писал - в его жизни произошел переворот. Он шел по улицам и как будто впервые начинал узнавать их, словно заново стал открывать для себя окружающий мир, ощущать себя в нем. Он будто заново родился. Он «даже побежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою» - чувства, о которых герой даже не подозревал, словно решили «попробовать голос». Он жил.

И вдруг - шинели не стало. Кража ее для Акакия Акакиевича равноценна потере жизни. У него украли жизнь, но энергия, которой успела напитать его шинель, еще позволила ему попробовать отстоять ее. Он даже решился пойти к частному приставу и четырежды добивался у него аудиенции. Но на пути маленького чиновника встает «значительное лицо». Его грозный окрик, сопровождаемый топаньем ногою, сломил несчастного просителя. Акакий Акакиевич был вновь загнан в рамки его «переписыванья». Но он уже привык к своей новой Идее, к своему новому миру и не может вернуться к прежнему состоянию. Он узнал, что значит жить по-иному, и отбирать эту возможность у него - жестоко. Вот этой жестокости, этого крушения всех надежд и не вынес Акакий Акакиевич Башмачкин.

Так, может быть, в гибели героя виновен просто жестокий человек? Нет, «значительное лицо» изображен Гоголем отнюдь не как бездушный злодей. Он прекрасный семьянин, хороший товарищ, человек, не лишенный сочувствия, и вообще, как пишет автор, «человек очень порядочный». Не человек, а чин раздавил Акакия Акакиевича. Еще недавно «незначительное, лицо», став «значительным», внезапно получает власть и решает, что имеет право поворотить вселенную. Этот герой - своего рода символ безликой, бесчеловечной власти государства, его чудовищной бюрократической машины, калечащей души и маленьких, и больших людей.

Акакий Акакиевич не может противостоять этой машине, но не может уже и мириться. И он умирает, забытый всеми.

В финале «Шинели», как это часто бывает у Гоголя, реалистическая достоверность сливается с фантастикой, гротеском: по городу поползли слухи о мертвеце, который в поисках украденной у него шинели срывал шинели со всех встречных, не разбирая, чина и звания, пока не добрался до «значительного лица». Неприметный чиновник, униженный и раздавленный государством, потеряв все, превращается в грозную опасность для этого государства. И, несмотря на то, что в последней сцене повесть как бы входит в мир более обычных представлений и фактов, мы воспринимаем ее как игру с реальностью. Незамеченный при жизни, после смерти герой добивается «всеобщего признания». Появление призрака не только наводит страх, но и заставляет людей заглянуть в свои собственные души, что-то кардинально меняет в их жизни. Даже «значительное лицо» стал гораздо реже говорить подчиненным: «Как вы смеете,понимаете ли, кто перед вами?»

«Маленький человек» с его маленьким внутренним миром может вызвать иронию, сочувствие или жалость. Он не ощущает своего ничтожества, так как его примитивные стремления вполне соответствуют его жалкому положению. Но «маленький человек», однажды почувствовавший себя большим, а затем снова загнанный в узкие рамки, становится фигурой поистине трагической, ибо не хочет мириться со своим униженным положением, но и противопоставить враждебному миру значительных лиц ничего не может. Однако Гоголь не только рисует трагедию личности, но и предупреждает о том, какая опасность для общества таится в столкновении бездушного государства с маленьким человеком. Государственная машина, оттолкнув человека, заставляет его бунтовать. В нем просыпается ущемленное самолюбие, плебейская гордость, жажда мести, подчас превышающая меру нанесенного ему ущерба. Человек, едва заметный, вдруг превращается в демона, наводящего ужас на окружающих. Так бесчеловечная власть сама готовит свой крах, порождает хаос, последствия которого трудно предугадать. Мир, в котором нарушена гармония между властью и отдельным человеком, рисуется Гоголем как мир глубоко трагический по своей сути.

Герой одной из «Петербургских повестей» Гоголя, «Шинели», названной Герценом «колоссальным произведением», Акакий Акакиевич Башмачкин, вызывает неоднозначное к себе отношение. Чернышевский считал его «совершеннейшим идиотом», в то время как сам Гоголь говорил, что Башмачкин - «брат твой»... Действительно, этот герой вызывает сочувствие, жалость, но вместе с тем и неприязнь, отвращение. С одной стороны, Акакий Акакиевич - абсолютно ничтожное существо. С самого детства он «как будто предчувствовал, что будет титулярным советником», что занятием его "жизни станет нудное переписывание, дело, которым, однако, Башмачкин был весьма доволен. Будучи человеком недалекого, неразвитого ума, он и изъяснялся «большею частью предлогами, наречиями и частицами, которые решительно не имеют никакого значения», поэтому единственно переписывание было подх9Дящим для него делом. Когда же ему впервые в жизни поручили выполнить «нечто поважнее» (а требовалось от него всего лишь заменить заглавный титул да и переменить глаголы из первого в третье лицо), он не справился и попросил «лучше что-нибудь переписать». Механистичная, скучная работа доставляла ему удовольствие, он «служил с любовью». «Вне этого переписывания, казалось, для него ничего не существовало». Башмачкин не только вел затворнический образ жизни, не предавался никакому развлечению, но для него отсутствовала какая бы то ни было духовная жизнь. Ни к чему не стремясь, не имея каких-либо интересов, Акакий Акакиевич буквально «жил в своей должности». «Ни разу в жизни не обратил он внимание на то, что делается и происходит всякий день на улице». Башмачкина это, собственно, и.не нтересовало: «...если он и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки». В департаменте, где служил Башмачкин, ему не оказывали никакого уважения, чиновники нередко зло шутили, смеялись над ним, а единственное, что мог сделать Акакий Акакиевич, неспособный на протест, по природе робкий, - говорить только: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Слова эти преисполнены высшего трагизма, в них «звенят как будто другие: «Я брат твой»... Брат - такой же человек, как и другие, имеющий право на жизнь и счастье. Гоголь, несомненно, гуманистичен, делая Башмачкина главным героем повести, показывая, что и «маленькие люди», «существа, никем йе защищенные, никому не дороги, ни для кого не интересные, даже не обратившие на себя внимание естествонаблюдателя», заслуживают любви, снисхождения и сострадания. Вина ли это Башмачкина, что он, по натуре покорный, робкий, неспособный ни на, какое противостояние, задавлен бюрократической системой?.. Нельзя отрицать, что и в Акакии Акакиевиче есть задатки личности доброй и великодушной, он не ничтожен нравственно. Приобретя же на с трудом скопленные деньги шинель, Башмачкин будто бы меняется, «делается как-то живее, даже тверже характером, с лица и с поступков исчезают сомнения, нерешительность <... >, огонь порою показывается в глазах, в голове даже мелькают самые дерзкие мысли..,». Несомненно, и Акакию Акакиевичу даны были от природы прекрасные личностные начада, но «мир бесчеловечья, свирепой грубости», где живет Башмачкин, подавляет их, оставляя в душе Акакия Акакиевича лишь страх и покорность, делая его нравственным калекой...
В чиновном Петербурге, где властвуют «значительные лица», царят холодность и равнодушие к судьбам тысячи Башмачкиных, вынужденных влачить жалкое существование, которое лишает их возможности развиваться, духовно, делает их убогими, рабскими существами, «вечными титулярными советниками». С помощью образа Акакия Акакиевича Гоголь обличает античеловечность системы русского общества, в котором «маленькие люди», «братья наши», имеющие, быть может, от природы прекрасную душу, задатки высоконравственной личности, становятся жертвами несовершенства мира, где ценится не сам человек с его духовными качествами, моральными ценностями, а его положение в обществе, его влиятельность в высших кругах мира, от несправедливости которого вечно будут страдать Башмачкины.

“Записки сумасшедшего”, одна из самых печальных повестей “Петербургские повести”. Расказчиком является -- Аксентий Иванович Поприщин -- мелкий, обижаемый на службе в департаменте всеми чиновника-переписчика. Главный герой -- является человеком дворянского происхождения, но бедный и ни на что не претендующий. С утра до вечера он сидит в кабинете директора и, преисполненный величайшего уважения к начальнику, очинивает перья “его высокопревосходительству”. В его характере наблюдается равнодушие ко всему, что его окружает. А его без инициативность убила в корне его дворянское происхождение. Поприщин считает, что создание репутации в основном зависит от должности им занимаемой, своими силами «простому человеку» ничего не достичь. Всем правят деньги. Поприщин имеет свои узаконенные понятия, интересы, привычки и вкусы. Свои представления о жизни. В пределах этого мира он ведет привычное самодовольное существование, не замечая того, что вся его жизнь --. фактическое надругательство над личностью и человеческим достоинством. Он просто существует в этом мире не замечая того как жестоко и несправедлива с ним судьба.

Однажды в голове Поприщина встает вопрос: «Почему я титульный советник?» и «И почему именно титульный?». Поприщин безвозвратно теряет здравый рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он задумывается о том, почему он так бесправен, почему все самое лучшее на свете достается не ему, а высшим чиновникам. Его безумная мысль превосходит границы и его убеждение в том, что он испанский король окончательно утвердилась в тогда уже помутненном рассудке. В финале повести Поприщин, на мгновение нравственно прозревший, вопиет: “Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?” Блок заметил, что в этом вопле слышен “крик самого Гоголя”.

Таким образом, “записки сумасшедшего” -- является неким протестом против несправедливых законов устоявшегося мира, где все давно уже распределено, где «маленькому человеку» не обрести в полной мере богатства, счастья. Все решают высшие чины - вплоть до жизненных устоев человека. Поприщин -- дитя и жертва этого мира. Гоголь не случайно выбирает главным героем мелкого чиновника, он отел передать не только жалкие коммерческие черты данного персонажа, но и передать трагическое чувство гнева и боли за общественное унижение, извращение всех нормальных свойств и понятий в психологии Поприщина.

> Акакий Акакиевич Башмачкин - самый яркий представитель гоголевского «маленького человечка»

Очень часто в жизни случается так, что более сильные оскорбляют слабых. Но в конечном счете именно эти бессердечные и жестокие люди являются еще более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”.

Как никому другому Акакию Акакиевичу Башмачкину были знакомы эти чувства. Эти чувства непосредственно передаются и читателю повести «Шинель». Достоевский считал, что именно из этой книги вышла вся русская литература.

Почему же Достоевский выделяет Гоголя, как первого, открывшего читателям мир “маленького человека”? Достоевский считал, что гоголь является создателем «маленького человечка». В повести «Шинель» существует только один персонаж, все остальные - лишь фон.

“Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве.

Повесть “Шинель” -- одна из лучших в творчестве Гоголя. В ней писатель предстает как мастер детали, сатирик и гуманист. Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь смог создать незабываемый яркий образ “маленького человека” со своими радостями и бедами, трудностями и заботами. Главный герой «Шинели» стал жертвой города, нищеты и произвола. Его звали Акакий Акакиевич Башмачкин. Он являлся вечным титульным советником, над которым нависли все тяжести и бремя этого жестокого мира. Башмачкин был типичным представителем мелкого чиновничества. В нем все было, типично начиная от внешности и заканчивая духовной принадлежностью. Башмачкин, по сути являлся жертвой жестокой действительности, чувства которой так хотел передать писатель читателю. Писатель подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: “В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин -- робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев”. Акакий Акакиевич “ни одного слова не отвечал” и вел себя так, “как будто бы никого и не было перед ним”, когда сослуживцы “сыпали на голову ему бумажки”. Сущая нищета окружает главного героя, но он не замечает этого, так как занят делом. Башмачкин не грустит о своей нищете, так как он попросту не знает другой жизни.

Но главный герой «Шинели» за своей непроницаемой душой скрывал и другую сторону. на лице Башмачкина появилась ухмылка, рассматривая игривую картинку в витрине: «Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак, обнаживши, таким образом, всю ногу… Акакий Акакиевич покачнул головой и усмехнулся, и потом пошел своею дорогою».

Писатель дает понять, что даже в душе «маленького человека» есть тайная глубина, неведомая и нетронутая петербургским внешним миром.

С появлением мечты - новой шинели, Башмачкин готов на все: терпеть любые унижения и ругани, лишь бы приблизиться к своей мечте. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Но надолго ли?

И вот когда, наконец, сбылась его мечта злая судьба сыграла злую шутку с героем. Грабители сняли шинель с Башмачкина. Главный герой упал в отчаяние. Это событие побудило в Акакие Акакиевиче протест и он твердо намерен идти с ним к генералу. Но не знал эта попытка, впервые в его жизни, потерпит неудачу. Писатель видит несостоятельность своего героя, но он дает ему возможность показать себя в этом не равном бою. Однаако он ничего не может сделать, ситема бюрократической машины настолько устоявшаяся, что сломать ее просто не возможно. Механизм давно запущен. И в конце концов Башмачкин погибает, так и не добившись справедливости. Он показывает нам финал истории о мертвом Акакие Акакиевиче, который при жизни был безропотным и смиренным, а после смерти стаскивает шинели не только с титульных, но и с надворных советников. Финал данной повести заключается в том, что существование такого человека, как Башмачкина Акакия Акакиевича. в этом жестоком мире, возможно только лишь после его смерти. После своей смерти Акакий Акакиевич становится злостным привидением, который безжалостно срывает шинели с плеч все прохожих.

В «Шинели» повествуется о самом ничтожном и незаурядном представителе человеческого общества. О самых рутинных событиях из его жизни. Который прожил много лет, не оставив о себе и следа Повесть оказала большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы: тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.

В данном произведении трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Гоголь сочувствует своему герою и в то же время посмеивается над ним, видя в нем умственную ограниченность. Акакий Акакиевич был абсолютно безынициативным человеком. За все годы своей службы он не продвинулся по служебной лестнице Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствовавшийся убогим жильем, жалким обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеется, но он смеется не только над Акакием Акакиевичем, он смеется над всем обществом. У Акакия Акакиевича была собственное жизненное кредо, которое было так же унижено и оскорблено, как и его жизнь в целом. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Но и в нем сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним, сыпали ему на голову бумажки, а Акакий Акакиевич только и мог сказать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И только один «молодой человек проникся к нему жалостью». Смыслом жизни «маленького человека» является новая шинель. Эта цель преображает Акакия Акакиевича. Новая шинель для него словно символ новой жизни.