Биографии Характеристики Анализ

Американская трагедия содержание по главам. «Американская трагедия», художественный анализ романа Теодора Драйзера

Роман “Американская трагедия” был впервые опубликован в 1925 г. За основу сюжета были взяты два похожих убийства девушек в 1906 г.

История начинается в Канзас-Сити, где проживает семья уличного проповедника, воспитывающего своих детей в строгости и вере. Но один из сыновей, Клайд, мечтает вырваться из этой нищеты и унылого существования, жить в роскоши и богатстве. Он бросает учебу и устраивается на работу посыльным в отель «Грин-Дэвидсон», где попадает в мир развлечений, роскоши, доступных женщин.

Жизнь Клайда нарушает один случай: водитель машины, в которой он с друзьями ездил отдыхать, насмерть сбивает девочку. Струсив, юноша бросает все и бежит из родного города.

Вскоре Клайд встречается со своим дядей Сэмюэлом Грифитсом, владеющим крупной фабрикой по производству воротничков. Несмотря на то, что он уже давно не общается с семьей брата, дядя предлагает Клайду самую низкооплачиваемую должность на своей фабрике. Через какое-то время юношу переводят на другую работу, где он знакомится с Робертой Олден, которую соблазняет.

Случайно Клайд знакомится с Сондрой Финчли, дочерью состоятельного промышленника. Девушка вводит его в свой круг общения и очень скоро влюбляется в Клайда и даже подумывает о браке с ним, невзирая на запреты родителей и разницу в социальном статусе.

Неожиданно выясняется, что Роберта, с которой юноша все еще поддерживал отношения, беременна. Нелегальный аборт сделать не удается, и девушка добивается от Клайда обещания жениться на ней.

Клайд попадает в сложную ситуацию. В газете юноша читает о случае с перевернувшейся лодкой, в которой были мужчина и девушка; ее тело нашли, а тело спутника - нет. Клайд долго колеблется, но в итоге, продумав план, приглашает Роберту покататься на лодке. Уже на месте он не смог убить, но, когда девушка хотела сесть к нему поближе, он оттолкнул ее штативом фотоаппарата. Лодка перевернулась. Роберта не умела плавать, но Клайд не помог ей.

Юноша отправляется к Сондре и ее друзьям, где вскоре его арестовывает полиция.

Суд присяжных приговаривает Клайда к казни на электрическом стуле.

Книга “Американская трагедия” - это история не одного человека, а общества в целом, общества, где в первую очередь ценится не личность, духовность, а материальное благосостояние, ради которого можно пойти на многое, даже на преступление.

Картинка или рисунок Драйзер - Американская трагедия

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Приключения Незнайки и его друзей Носова

    Сказка Николая Носова повествует о маленьком чудесном городке, который населяют крохотные человечки. Из-за своего маленького роста они получили ласковое название - коротышки

  • Краткое содержание Айтматов Плаха

    Авдий - был сыном священника, тоже находился в числе охотников. Авдий преследовал цель переубедить гонцов за анашей, чтобы они оставили это плохое дело. Таким образом, он внедряется в группу и отправляется с ними за анашей

  • Краткое содержание Шварц Дракон

    Произведение написано в форме пьесы. В основном диалоги и немного описания сцен. Начинается сказка с того, что в комнату, где находится кот, заходит случайный прохожий Ланцелот. Беседуя с котом Ланцелот

  • Краткое содержание Платонов Еще мама

    В своём произведении Ещё мама Андрей Платонов написал о маленьком мальчике - семилетним Артёме, который первый раз пошел в школу. Рассказ начинается с диалогом между маленьким Артёмом и его матерью - Евдокией Алексеевной.

  • Краткое содержание Паустовский Сказочник

Роман американского писателя Теодора Драйзера, опубликованный 17 ноября 1925 года. Сюжет основан на случае убийства в 1906 году Честером Джилеттом своей девушки Грейс Браун и схожем случае с Карлайлом Харрисом.

Т еодор Драйзер

Theodore Herman Albert Dreiser

Американский писатель и общественный деятель.

К оротко о Драйзере

Родители Драйзера - Джон Драйзер (Иоганн Пауль Драйзер, немец, эмигрировавший в США в 1844 году) и Сара Шёнёб были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и, в конце концов, обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот (штат Индиана). Теодор Драйзер, девятый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 года. В 1887 году окончил школу. В 1889 году поступил в Индианский университет в Блумингтоне. Через год прекратил обучение из-за того, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной.

Через некоторое время Драйзер решил стать репортёром. В 1892-1894 годах был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переехал в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организовал музыкальный журнал «Every month», и Драйзер начал работать в нём редактором. В 1897 году покинул журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».

В ноябре 1932 года Драйзер заключил контракт с «Paramount» о постановке фильма по роману «Дженни Герхардт». В 1944 году Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почётной золотой медалью за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.

В 1930 году кандидатура Драйзера была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе. Большинством голосов премию присудили писателю Синклеру Льюису.

В мае 1931 года вышла автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность.

Драйзер - художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство - это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзера в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.

“А мериканская трагедия”, краткое содержание романа

П ервая и вторая часть

Клайд Грифитс - сын уличных проповедников, которые строго воспитывают четверых детей в религиозной вере. Когда ему было около 15 лет, его старшая сестра Эста сбежала из дома с заезжим актёром, который её бросил и от которого она родила ребёнка. Клайд устраивается на работу рассыльным в отель, где он видит совершенно другой мир - мир денег и роскоши. Новые друзья приобщают его к алкоголю и посещению проституток. Клайд постепенно всё больше влюбляется в кокетку Гортензию Бригс (хотя при первой встрече: «Клайд сразу увидел, что она довольно вульгарна и грубовата и совсем не похожа на девушку, о какой он мечтал.») и безуспешно пытается добиться её, тратя почти весь свой заработок.

Один раз Клайд отправился с друзьями в загородную поездку на выходные в машине, взятой без ведома богатого владельца. Они возвращались с прогулки вечером и очень спешили на работу («Час был уже поздний, Хегленд, Ретерер и Хигби подгоняли Спарсера…»), понукая Спарсера ехать быстрее, они неожиданно сбивают девочку, бегущую к перекрёстку. Испугавшись последствий, молодые люди принимают решение скрыться от погони, но врезаются в кучу кирпичей в одном из переулков. На следующий день газеты помещают сообщение о происшествии. Девочка умерла, арестованный Спарсер назвал имена всех остальных участников пикника. Почти всем удалось убежать, в том числе и Клайду, но от страха они вынуждены скрываться от полиции. Клайд в тот же день уезжает на товарном поезде из города. На этом заканчивается первая часть романа.

Через год в Чикаго Клайд встречается с дядей - владельцем фабрики, который давно не поддерживает связь с семьёй Клайда. Сэмюэл Грифитс предлагает племяннику небольшую должность на фабрике. Клайд переезжает в город Ликург в штате Нью-Йорк, где живёт дядя. Работая на фабрике, Клайд становится руководителем цеха, в котором работают молодые девушки. Там же он знакомится с Робертой Олден - работницей предприятия. Между ними завязывается любовная связь. Семья дяди Клайда относится к нему высокомерно, лишь изредка приглашая на обед.

Случай сводит Клайда с 17-летней Сондрой Финчли - дочерью другого местного фабриканта, занимающего видное положение в обществе. Сначала Сондра вводит его в круг местной «золотой молодёжи», желая досадить родственникам Клайда, в первую очередь его кузену Гилберту (который холоден к ней). Её увлечение перерастает в любовь, и Сондра подумывает о свадьбе, невзирая на разницу в социальном статусе.

Неожиданно Роберта Олден сообщает о своей беременности, Клайд пытается уговорить её сделать подпольный аборт. Однако врач, к которому она обращается, отказывает. Роберта добивается у нерешительного Клайда обещания жениться на ней. Между тем Клайд хорошо принят в высшем обществе Ликурга, и Сондра укрепляется в решении связать себя узами брака. Она рассчитывает, что её отец предоставит Клайду место на предприятии. Таким образом, её будущий муж станет полноправным членом высшего общества.

На глаза Клайда попадает заметка в газете, в которой говорится о трагической гибели молодого мужчины и девушки, катавшихся на лодке. Клайду сразу приходит в голову замысел, который мог бы избавить его от надвигающихся неприятностей, связанных с беременностью Роберты, но он отгоняет от себя страшную идею. Он все больше думает о заметке и в состоянии безысходности решает убить Роберту. Он приглашает её покататься на лодке, но в самый последний момент не находит в себе сил свершить задуманное, впадая в ступор. Роберта хочет дотронуться до Клайда, тот рефлекторно отталкивает её и нечаянно ударяет фотоаппаратом. Лодка переворачивается, ударяя девушку по голове. Клайд слышит крики Роберты о помощи, но решает не помогать ей, внутренний голос убеждает его в случайности произошедшего.

Т ретья Часть

Эта часть посвящена описанию следствия, судебного процесса и последующих событий.

После смерти Роберты полиция уже через день выходит на след Клайда и обвиняет его в спланированном умышленном убийстве. Громкое дело в захолустном округе на руку местным властям, желающим переизбраться на грядущих выборах.

Американские газеты подробно описывают случившееся на озере Большой Выпи и публикуют отрывки из писем Роберты. Финчли и Крэкстоны сбегают из Ликурга. Сэмюэл Грифитс просит своего адвоката Дарру Брукхарта разобраться в деле племянника. Помощник Брукхарта – Кетчумен в качестве адвоката для Клайда нанимает политического противника Мейсона – Элвина Белнепа. Последний сразу же приходится по душе молодому человеку, и он рассказывает ему всё. Компаньон Белнепа – Рубен Джефсон не может точно понять, виновен Клайд или нет, но придумывает для него отличную оправдательную историю.

Прокурор Мейсон питает личную неприязнь к Клайду, так как считает того богатым прожигателем жизни. В конце концов, несмотря на защиту адвокатов (в ходе которой Клайд сам поверил в случайность гибели девушки), суд присяжных приговаривает его к высшей мере. Автором отмечается предубеждение всех обвинителей и жителей округа против Клайда, которые заранее убеждены в его виновности.

Оставшуюся часть своей жизни Клайд проводит в тюрьме, наблюдая, как другие заключенные проходят свой последний путь по коридору «дома смерти». Он не может поверить, что ему предстоит тот же путь. В итоге он исповедуется, частично признаёт свою вину. Общество утрачивает к нему интерес, и только мать пытается помочь обреченному сыну. Его казнят на электрическом стуле.

«Американская трагедия» — одно из самых значимых произведений Теодора Драйзера, опубликованное в 1925 году. Роман об амбициозном до исступления юноше Клайде стал жемчужиной молодой американской литературы, что признают даже те, кто критически относится к творчеству писателя. В основе книги лежит рассказ о развенчании «американской мечты», история о становлении и падении молодого человека, мотивах и настроениях.

Отправной точкой для автора «Американской трагедии» стала новость, опубликованная в одной местной газете. Ее бесстрастно изложенное содержание превратилось в кульминацию целого произведения. Это преступление молодого человека по имени Честер Джилетт, который, как и герой Драйзера, работал на фабрике производства воротничков города Кортленд и был племянником его владельца. Честер оказался замешанным в деле об убийстве девушки Грейс Браун из фермерской семьи, которая работала на него. Согласно статье в газете, молодой человек с девушкой отдыхали на озере Биг-Муз, катаясь на лодке, и оба утонули. На месте происшествия нашли ту самую лодку и женскую шляпку в воде – дно озера обследовали и нашли тело Грейс, мужского же тела нигде не было. Вскоре было опубликовано сообщение о Честере, который был замечен в компании друзей на вилле неподалёку. Окружной поверенный опрашивает свидетелей, находит в комнате виновного письма Грейс, где она писала про свою беременность и упрашивала Честера жениться на ней, угрожая выдать его богатым и влиятельным покровителям. После долгого судебного разбирательства Джилетт был приговорён к заключению в каторжной тюрьме сроком в один год, а после казнён на электрическом стуле, лишь в самом конце своей жизни признав вину. Это и стало сюжетной канвой произведения «Американская трагедия».

Роман Теодора Драйзера стал своеобразным художественным откликом на типичное для начала XX века в Америке бульварное чтиво. Основная, объединяющая многие из них, авторская задумка состояла в том, что, в попытках достичь знаменитой «американской мечты», юноша из нижних слоёв общества через знакомство и отношения с девушкой из высшего общества добивается высокой должности, признания, положения. «Американская трагедия» — это развенчание мифа о том, что такое действительно может произойти, роман открывает читателям глаза на то, что в Америке тех лет такой сценарий невозможен. Кроме того, он безнравственен, ведь настраивает молодых людей нечестно добиваться своих целей, как будто другого, достойного и славного пути нет. Настоящий успех приобретает ценность лишь тогда, когда добыт самостоятельно.

О чём роман?

Роман, как уже было упомянуто выше, основан на весьма занятной истории, произошедшей в действительности. Можно сказать, что эта ситуация не только дала толчок к созданию произведения, но и обеспечила его всеми необходимыми деталями для развития сюжета романа. Благодаря статье в газете, Теодор Драйзер знал, какую должность занимал молодой человек, знает подробности случившейся трагедии, а так же главный мотив, который подтолкнул его пойти на убийство юной девушки. Факты из статьи писатель менять не стал и все использовал в первозданном виде, тем самым создав себе очень прочную базу, к которой оставалось добавить художественные описания, предысторию и внутренние переживания героев.

Теодор Драйзер рассказывает историю мальчика, семья которого проповедует на улицах города. Клайд Гриффитс недостаточно образован, стыдится образа жизни, который ведут его родные, хочет добиться в жизни чего-то, но довольствуется малым: работает на мелких должностях. С того момента, когда из дома сбегает его сестра, герой всё чаще задумывается о том, чтобы оставить всё то, что держит его в нижнем слое общества, и пробиться к верхам. Ему предоставляется такой шанс, его берут работать в отель, и тогда Клайд познаёт новые стороны жизни. Молодой человек предаётся радостям, поддаётся искушениям, влюбляется впервые, развлекается, попадает в нерешаемые ситуации, зарабатывает кажущиеся ему большими суммы денег. Одно происшествие заставляет его покинуть город и уехать к богатым родственникам, где его дядя владеет фабрикой, куда он устраивается работать. Это лишь новая ступень в познании жизни для Клайда, где позорные и негативные качества его характера лишь набирают силу, а положительные всё меркнут перед ними. Именно возникшая под влиянием впечатлений от богатых родственников «американская мечта», то, чему она научила Клайда, и приводят его в финале на электрический стул.

Как в книге проявился американский натурализм?

Последний значительный роман Драйзера — его наиболее последовательное натуралистическое произведение. Говорят, что композиция «Американской трагедии» подобна длинному репортажу, к которой добавляются всё новые подробности, обстановка накаляется, и кульминацией становится смерть девушки, после снова ряд деталей и фактов об убийстве, и вторая кульминация – смерть главного героя.

«Ноги Теодора протаптывают дорогу, тяжёлые грубые ноги. Он продирается сквозь чащу лжи, прокладывая путь вперёд», — так говорил о своём товарище и учителе Шервуд Андерсон. Драйзер сумел внести новаторство и феноменальную глубину в американскую реалистическую литературу, несмотря на влияние буржуазии Америки и жестокую критику, которая присутствовала на протяжении всего его творческого пути. Драйзер «ворвался в спёртую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого ветра, и впервые со времен Марка Твена и Уитмена внёс в наш пуританский обиход струю свежего воздуха», — писал Синклер Льюис.

Та часть американской литературы, которая развивается в русле реалистического подхода в изображении мира и человека, включается в процесс переосмысления новой действительности ХХ века и места в ней человека, раскрывает причины и изображает сущность «американской трагедии», которая стала реальностью.Творчество Драйзера оказало сильное влияние на развитие литературы, так как именно он наметил границы современного социального романа.

Образ главного героя

Клайд Грифитс – это «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь». Впервые перед читателем он предстаёт мальчиком из бедной религиозной семьи, которая проповедует на улицах – даже прохожие замечают, как сильно ему не по себе и что это место – не его. Он мечтает об образовании, о свободе, о богатой и беспечной жизни, одним словом, пытается убежать от того, кем он сейчас является. По сути, Клайд пытается стать тем, кто ставит деньги выше, чем что-либо ещё, в том числе и нравственную чистоту. Именно из-за благоговейной строгости, в которой держит его мать, из-за образа жизни и способа заработка его семьи, из-за застоя в духовном развитии Клайд так сильно ощущает изменения, получив работу посыльного при отеле. Для юноши новая жизнь полна открытий, притягательна, и всё это настолько заманчиво, что он торопится окунуться с головой, но не замечает, что именно в омут.

Теперь у него есть собственный заработок – он становится скрытным, так в нём рождается жадность и желание обладать большим, он утаивает доходы от матери. У него появляются друзья, но он не разбирается особо в тех, кто его окружает, потому что всю жизнь боялся, что останется в одиночестве из-за проповедничества на улицах. Клайд впервые посещает публичный дом и испытывает стыд, перебарывает совесть, ведь это было непозволительно при том образе жизни, что ведёт его семья, такие развлечения для него аморальны. Он впервые влюбляется, и читатель видит слабость его души, когда он не может противостоять своим чувствам, как они напрочь лишают его здравого рассудка.

Столкновения с реальной жизнью Клайд не выдерживает: развлекаясь однажды с друзьями, он катался на машине на повышенных скоростях, в результате чего на дороге умирает девочка – Клайд не раздумывая покидает город, оставив в нём всё: брошенную беременную сестру, по-прежнему сильно привязанную к нему маму, бедствующего отца семейства, рабочее место, приносившее ему неплохой заработок.

Об этом рассказывается в первой части произведения, где мы знакомимся с настоящим Клайдом Гриффитсом – молодым человеком с не оформившимся характером, который сталкивается с реальной жизнью, погружающей его в мир запретов и развлечений и раскрывающей в нём слабость, неспособность противостоять искушениям и душевную трусость. Он не обуздан в своих желаниях и слишком слабохарактерен, чтобы самостоятельно это контролировать.

Последующая история с каждым новым его поступком доказывает, что он, как выразились его адвокаты, «умственный и нравственный трус». Если бы нравственность, которую так яро воспитывала в нём мать, смогла пробудить в Клайде ум и рассудительность, если бы он не откликался так живо на эмоции внутри себя, то, возможно, всё закончилось бы по-другому. Роберта осталась бы жива, если бы Клайд не боялся упасть в глазах богатых родственников, спросив у них совета или попросив у них помощи. Даже к Роберте изначально его тянуло из-за того, что она казалась ему такой же слабой, такой же ненужной и отторгаемой обществом, из-за внутреннего одиночества. Едва уловив возможность сблизиться с девушкой из высшего сословия, Клайд охладевает к бедной возлюбленной, ведь и его уже ка будто принимают, так что работница ему не ровня.

Перед казнью Клайд, ведомый испугом и чувством одиночества, признаёт вину – чего не добились от него во время долгого судебного процесса: он лгал, путался в собственной лжи, истязал себя мыслями, как выпутаться из всего этого под давлением неопровержимых доказательств, но продолжал считать себя невиновным. К вере Клайд так не приходит. Однако за него на коленях молится мать – весь год, что он был заключён в тюрьме, и в минуту казни.

Тематика и проблематика

В романе Теодора Драйзера нашли отображение общественно-исторические противоречия капиталистической Америки. Это американская реальность изнутри, такая, какой её сложно понять со стороны, но легко почувствовать на себе, представив себя в теле главного героя. Реализм писателя отличен именно близостью к документалистике, которая переплетается с классической художественной литературой, где он показывает типичное поведение, типичные характеры, типичных людей. Он не приукрашивал то, что на самом деле происходило в стране, пытаясь противопоставить своё произведение тем, кто пропагандировал нереальные истории любви, как легкому пути из низших слоёв общества к высшим.

«Американская трагедия» — это история об американской мечте, затмившей разум и совесть эпохи. Пока все думали, что каждый может подняться по социальной лестнице и обладать неземными богатствами, даже если раньше работал посыльным, реальность оборачивалась для них нравственным падением ради карьерного взлета. Теодор Драйзер показывает, что эта мечта – иллюзия, человечность несовместима с буржуазными стандартами счастья. Клайд Гриффитс пошёл именно по тому пути, который описывали бульварные романы того времени, и лживая американская мечта привела его к смерти и позору.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман «Американская трагедия» был опубликован в 1925-м году. В основу его был положен реальный случай убийства Честером Джиллетом своей девушки Грейс Браун, произошедший девятнадцатью годами ранее. С идейной точки зрения, «Американская трагедия» явилась художественным откликом на выпускавшиеся в начале XX века в США бульварные романы, прививавшие населению страны мысль о том, что одним из путей реализации знаменитой «американской мечты» может быть «путь Золушки»: когда бедный молодой человек встречает девушку из состоятельной семьи, женится на ней, получает богатое приданое и занимает высокое положение в обществе. Своим романом Драйзер попытался развенчать этот миф, указав на его несостоятельность в условиях обычных американских реалий.

Главный герой романа – Клайд Грифитс – «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь» . С самого детства он стремится к «полному сходству» и «стандарту» с большинством своих сограждан, ставящих материальные ценности выше духовных. Получив работу посыльного в отеле «Грин-Дэвидсон», выросший в исключительно религиозной, проповеднической семье молодой человек с радостью погружается в новый, притягательный для него мир, в котором есть и высокий заработок (на основе хороших чаевых), и верные друзья (которых он так боялся не найти в детстве из-за специфической деятельности родителей), и красивые девушки, согласные проводить с ним время, и недозволенные прежним образом жизни или существующей общественной моралью развлечения – пиршества в ресторанах и посещения публичных домов. Столкновения с реальной жизнью Клайд не выдерживает сразу же: став случайным виновником гибели девочки на дороге, семнадцатилетний юноша бросает всё (любящих родителей, попавшую в беду старшую сестру, работу) и бежит прочь из Канзас-Сити. Так заканчивается первая книга, знакомящая читателя с основами характера главного героя – любящего деньги и развлечения, сходящего с ума от женской красоты, совершенно не разбирающегося в жизни и не умеющего постоять за себя.

Вторая часть (она же – книга) «Американской трагедии» рассказывает подлинную историю взаимоотношений Клайда Грифитса и Роберты Олден – простой работницы с ликургской «Фабрики воротничков», принадлежащей богатому промышленнику и дяде юноши – Сэмюэлю Грифитсу. Третья часть является юридической трансформацией и нравственным продолжением второй – в ней подробно разбирается состав преступления, преподносится вымышленная история убийства девушки и показывается, как после вынесения обвинительного приговора совершается некоторый духовный перелом в сознании Клайда.

Основная черта характера главного героя, приведшая его к трагедии, жестоко и беспощадно выносится на всеобщий суд его же адвокатами – Белнепом и Джефсоном, строящими свою защиту на том, что их подопечный – «умственный и нравственный трус» . Прямо об этом в книге не говорится, но читатель может и сам догадаться, что будь Клайд чуть более умён, нравственен и смел, он бы не загнал сам себя в угол: на любом этапе развития отношений с Робертой молодой человек мог обратиться за помощью всё к тому же дяде, но страх потерять доверие богатого родственника и навсегда распрощаться с мыслями о прекрасной и богатой Сондре Финчли помешал ему это сделать.

Произошедшая с Клайдом трагедия, основывается на целом ряде как случайных, так и неизбежных факторов, обусловленных его воспитанием (строгим), молодостью (наивной и необузданной в своих желаниях), положением (бедный член богатой семьи, отвергаемый высшим светом и не имеющий возможности общаться с низшими слоями ликургского общества). Клайд тянется к Роберте как из-за внутреннего одиночества, так и потребности в телесной близости с женщиной, разбуженной в Канзас-Сити обаятельной кокеткой Гортензией Бригс. Не встретив достойного сопротивления, молодой человек охладевает к простой работнице сразу же, как только встречает девушку из богатой семьи и понимает, что может рассчитывать на её руку и сердце.

Воспитанная в соответствии со строгими моральными ценностями Роберта, вопреки своему доброму и любящему сердцу, перед лицом постигшего её несчастья становится упрямой и жестокой. Будь она более гибкой – она либо согласилась бы с предложением Клайда родить ребёнка на стороне и получать от него деньги, либо попыталась бы воздействовать на него другими способами – например, через своих или его родственников. Трагедия Роберты Олден в том, что она, как и её ветреный возлюбленный, чувствовала огромный страх перед родителями и обществом и боялась признать в согрешении, чтобы не быть отвергнутой.

Ослеплённый любовью к Сондре Клайд приходит к мысли об убийстве, благодаря газетной заметке, но... совершает ли он преступление или нет – ни он, ни окружающие, ни читатель не могут понять до самого конца романа, пока сиракузский проповедник Мак-Миллан не ставит окончательную точку в этой страшной истории. По мнению священника, юноша виновен уже хотя бы потому, что он совершил убийство в своём сердце.

Все внутренние метания Клайда ничто перед чередой простых фактов: он хотел избавиться от Роберты; он, пусть и случайно, но от злобы и ненависти, ударил её; он не помог ей спастись, так как понял, что для него это будет чрезвычайно удобно.

Перед казнью главный герой «Американской трагедии» под влиянием страха и одиночества переживает духовный переворот, позволяющий рассказать подлинную историю произошедшего на озере Большой Выпи, но к Господу так и не приходит. Для него он остаётся «этим их богом», которому молится никогда не понимавшая Клайда мать, и молодой, обуздавший свои страсти преподобный Мак-Миллан.

В своём романе Драйзер выступил не только прекрасным психологом, раскрывшим внутренние чувства преступника и осуждённого на смерть человека, но и отменным документалистом, рассказавшим об устройстве американского общества – его верхушке (богатые промышленники и их не знающие нужды дети) и социальном низе (бедная семья проповедников, юные посыльные гостиниц, работники фабрики), его политической (активное развитие дела Клайда прокурором Мейсоном ради получения должности судьи) и судебной (подробное описание процесса) составляющей, его рабочей (описание рабочих обязанностей людей разных специальностей) и развлекательной (танцы, выезды на природу, посещение церковных собраний) стороне жизни.

Год издания книги: 1925

Роман Драйзера «Американская трагедия» увидел свет в ноябре 1925 года. Сюжет произведения отчасти основан на реальных событиях и быстро завоевал популярность среди читателей. По мотивам книги было снято несколько художественных фильмов. Самая известная картина с сюжетом романа Драйзера «Американская трагедия» – фильм «Место под солнцем» 1951 года. А последней экранизацией стал отечественный сериал «Жизнь которой не было», который вышел в 2008 году.

Романа «Американская трагедия» краткое содержание

В Канзас-Сити стоял теплый летний вечер. Кто-то спешил с работы домой, кто-то прогуливался, наслаждаясь спокойствием города. Как вот из-за угла на одну из центральных улиц повернула одна семья. Во главе шел, конечно же, глава семейства по имени Эйса Грифитс. Рядом с ним уверенно шагала его супруга, которая вела за руку семилетнего сына. За ними плелись еще три ребенка – две девочки, пятнадцати и девяти лет и двенадцатилетний мальчик. Последнего звали Клайд. Его абсолютно не нравилось то, что устроили его родители, и его лицо выдавало его огромное нежелание находиться сейчас в этом месте. Тем временем миссис Грифитс напомнила всем, ради чего они пришли – целью семьи было раздать как можно больше религиозных листовок. В последнее время они так увлеклись служению Богу, что превратили это в свою работу, которая, увы, не приносила доход. Часто Грифитсов можно было увидеть раздающими различные листовки на улицах города. Они призывали прохожих посещать церковь, спасая тем самым свои грешные души.

И только двенадцатилетний Клайд испытывал от всей этой затеи огромное смущение. Он никому не признавался, но ему часто становилось стыдно за то, чем занимаются его родители – в школе и во дворе мальчишки часто дразнили юного Грифитса. Даже сегодня некоторые прохожие заметили, что мальчик испытывает огромный дискомфорт от подобной ситуации. Он не хотел принимать участие в религиозных акциях – мальчик мечтал найти дело своей жизни, выбиться в люди и заработать побольше денег. С самого раннего возраста Клайд отличался сообразительностью и пытливостью. Но ему в корне не нравилось «призвание» родителей. Единственное, что, по его мнению, было положительным в его родовом дереве – богатый дядя Сэмюэл, проживающий на Востоке штата.

В возрасте пятнадцати лет Клайд решил найти работу. Уже тогда он понимал, что в жизни ему необходимо рассчитывать исключительно на себя. Однако заниматься простым физическим трудом юноша не желал. Он считал это ниже своего достоинства. Все, чем занимался Клайд все это время, – это лишь рассуждения о том, как ему не повезло родиться в бедной семье и как тяжело ему теперь будет добиться чего-то в жизни.

Если роман Драйзера «Американская трагедия» скачать, то узнаем, что как-то раз, вернувшись домой семья Грифитсов заметила, что Эстер, старшая сестра Клайда не явилась к ужину. Прошло несколько часов перед тем, как Эйса вышел на поиски дочери. Которые, впрочем, оказались безрезультатными. Спустя несколько часов Грифитсам удалось найти записку от Эстер. Из нее стало ясно, что девушка сбежала из отчего дома с каким-то актером. Семья решила скрыть эту новость от всех знакомых и продолжать жить, будто ничего не случилось. Но Клайд, вдохновившись смелым поступком сестры, решил также начать менять свою жизнь. Он устроился на работу в аптеке, где помогал продавцу содовой, а через какое-то время стал рассыльным в одной из местных гостиниц. Зарплата там была небольшая, однако юноша мог неплохо заработать, получая щедрые чаевые.

Клайд гордился собой. Благодаря своей работе он не только мог покупать себе хорошую новую одежду, но и делал вклад в общий бюджет семьи. К тому же ему удавалось еще и откладывать определенную сумму на будущее. Его мечты становились все более смелыми, ежедневно юноша заводил новые знакомства с интересными людьми и, казалось, теперь весь мир открыт перед ним. Уже в первые дни работы Клайд знал все сплетни о постояльцах – богатых мужчинах и их привлекательных спутницах. Сотрудники гостиницы отнеслись к молодому человеку дружелюбно, и он наконец почувствовал себя на своем месте. Коллеги часто собирались вместе и устраивали вечеринки с громкой музыкой и алкоголем. Какое-то врем Клайд противился такому образу жизни, однако, когда друзья позвали его на ужин к Фрисселу, он решил согласиться. Молодой человек побаивался того, как могут отреагировать родители на то, что он поздно вернется домой, но уходить раньше времени и расстраивать компанию ему не хотелось. Именно в тот вечер Клайд впервые попробовал алкоголь и провел ночь с девушкой.

Позже он познакомился с одной прекрасной особой по имени Грета. Она заинтересовала главного героя своей задорностью и веселым нравом еще с первых минут общения. Но тут внезапно в разговор вмешалась приятельница Греты – Гортензия. Она во что бы то ни стало хотела отбить молодого человека у своей подруги и к концу вечера ей это удалось. Клайд и Гортензия договорились встретиться на следующий день. Молодой человек повел избранницу в шикарный дорогой ресторан, а после они отправились в театр. Все это время юноша гордился тем, что смог организовать такое свидание. И с каждой секундой он все больше и больше увлекался Гортензией, в то время как девушка, казалось, абсолютно не испытывала к нему интереса. Чтобы добиться ее расположения, Грифитс дарил девушке все, что она пожелает: украшения, духи, красивые дорогие наряды. Но это никак не трогало сердце юной Гортензии.

Как-то раз мать Клайда попросила у него помочь ей собрать сто долларов. Молодой человек сильно удивился такой просьбе, потому как знал, что для его семьи это огромные деньги. Он попытался узнать, зачем ей такая сумма, однако миссис Грифитс не желала отвечать. Сдав некоторые драгоценности в ломбард и одолжив у знакомых немного денег, семье удалось собрать нужную сумму. Клайду было очень интересно, для чего же матери нужны деньги. Однажды он увидел, как она заходит в один из домов, чтобы посмотреть там комнату для аренды. Вечером Клайд пытается выяснить, кому миссис Грифитс хочет снять жилье, однако женщина по-прежнему не признается. Проследив за матерью, юноша выясняет, что в том доме поселилась его сестра Эстер. Мужчина, с которым она сбежала из дома, бросил ее, когда узнал о беременности девушки. А религиозность родителей не позволила им впустить ее обратно в свой дом. Поэтому она вынуждена скрываться по съемным квартирам, в поисках которых ей помогала мама.

Далее в романе «Американская трагедия» Теодор Драйзер читать можем, как Клайд отправился кататься на машине вместе со своими новыми друзьями. После бурного вечера и большого количества выпитого алкоголя молодые люди понимают, что им нужно как можно скорее оказаться в отеле. Но тут погода резко меняется, начинается сильный снегопад, и ехать быстрее не получается. В отчаянных попытках доставить своих друзей вовремя на работу, водитель по имени Спарсер не справляется с управлением и сбивает насмерть маленькую девочку. Клайду и еще нескольким людям удается скрыться еще до приезда полиции. Опасаясь наказания, молодой Грифитс решает полностью сменить место жительства и работу и отправляется прочь из Канзас-Сити.

Проходит не больше трех лет, на протяжении которых Клайд работает под чужим именем и живет довольно непримечательной жизнью. Как-то раз он случайно замечает своего старого знакомого Ретерера. Он также был в той машине несколько лет назад и так же, как и Клайд, скрылся с места преступления. Ретерер говорит, что может устроить друга на знакомую ему должность – ему придется работать рассыльным в одном из клубов. Там в один из вечеров Клайд знакомиться со своим далеким родственником – тем самым богатым дядей, который имеет собственную фабрику. Как в книге эта встреча в корне меняет жизнь главного героя. Сэмюэл проявляет искреннюю доброжелательность к племяннику и говорит, что сможет подыскать ему место в своем бизнесе. И, хотя Клайд не хотел бросать свою новую работу, он понимал, что тесное общение с дядей подарит ему много связей с влиятельными людьми.

Единственным, кто не был рад такой затее, был сын Сэмюэла. С самого начала Гилберт видел в своем двоюродном брате то, что не хотел замечать его отец – желание разбогатеть любым путем. Не имея желания перечить отцу, он устраивает Клайда на одну из самых тяжелых работ, которая к тому же не приносит большого дохода. Однако юный Грифитс хватается за любую возможность. Он настолько безупречно выполняет свою работу, что уже через пару месяцев Сэмюэл подумывает повысить его в должности.

Постепенно из романа «Американская трагедия» Теодора Драйзера становиться известно, что Клайд начинает проводить время в кругу общения своего дяди. Его часто приглашают на званые обеды, где знакомят с другими довольно обеспеченными родственниками и друзьями. В один из таких вечеров молодой человек знакомиться с очаровательной Сондрой, которая, к слову, еще и очень богата. Девушка заинтересовалась Клайдом, однако их общение не продлилось долго.

Проходит время и Гилберт, поддавшись на уговоры отца, находит Грифитсу работу попрестижнее. Из маленькой подвальной комнаты его переводят в офис. Там он знакомиться с молодой и красивой девушкой по имени Роберта. Их общение долго не выходит за рамки дружбы, поскольку любые любовные связи между сотрудниками сразу же наказываются увольнением. Но молодых людей тянет друг к другу. Клайд понимает, что Роберта не принадлежит к тому кругу людей, с которыми ему хотелось бы общаться – она не имеет огромных сбережений или богатых родственников. В то время, как Сондра, относящаяся к представителям «золотой молодежи», также проявляет симпатию к юноше.

Клайду приходиться нелегко, однако он понимает, что должен принять окончательное решение. Желание проводить время в кругу состоятельных людей побеждает, и молодой человек выбирает связать свою жизнь с Сондрой. Но тут неожиданно Роберта признается, что беременна от него. Грифитс в растерянности. Он не знает, как ему поступить в этой ситуации и не понимает, что ответить Роберте. Тогда он решает предложить девушке избавиться от еще не рождённого ребенка. Вместе они посещают разнообразных врачей, действия которых, впрочем, не приносят результатов.

Далее в произведении Драйзера «Американская трагедия» читать можем о том, что Клайд осознает, что единственным выходом из сложившейся ситуации является свадьба. Но сам он категорически против такого исхода. Как главный герой романа он понимает, что сейчас на кон поставлена либо любовь, либо карьера. Роберта пребывает в отчаянии. Любовь к молодому человеку толкает ее на шантаж – она говорит Клайду, что расскажет обо всем случившемся старику Сэмюэлу в случае, если свадьба не состоится. Тогда Грифитс просит девушку дать ему две недели, чтобы найти доктора, который согласиться сделать аборт. Если и эта затея провалиться, он обещает Роберте, что жениться на ней и поможет заботиться о ребенке.

Девушка едет к своим родителям, а Клайд растерянно гуляет по городу в надежде найти выход. Тут его взгляд привлекает газетная статья. В ней говориться о том, что на прошлых выходных произошло ужасное событие – перевернулась лодка. В ней находилось двое людей – мужчина и женщина. Спустя несколько дней женщину нашли бездыханной на дне реки, а вот ее спутника так и не удалось найти. В голове у Клайда созревает ужасный и коварный план.

Он приглашает Роберту отправиться с ним на озеро. Уже с самого начала девушка подмечает странное поведение Клайда, однако его слова о том, что после прогулки они наконец смогут обвенчаться, обнадеживают ее. В лодке посреди озера молодой человек оглушает Роберту ударом и скидывает в воду. На все ее крики о спасении он никак не реагирует. В конце концов девушка перестает сопротивляться стихии и идет ко дну.

Однако, не все так гладко было в этой задумке. Местная полиция быстро обнаружила пропажу Роберты, отследила ее местонахождение и нашла тело. И хотя поиски убийцы немного затянулись, следователям все-таки удалось выйти на Клайда. Молодой человек уже имел в своем арсенале много отговорок, способных послужить алиби, но его вину удается доказать. Сэмюэл приходит в ужас. Он не ожидал, что его племянник способен на такой. Желая всеми силами помочь молодому человеку, он нанимает известных адвокатов. После затяжных судебных заседаний Грифитса приговаривают к смертной казни на электрическом стуле. Его родители до последнего пытаются помочь, однако их связей и средств недостаточно для этого.