Биографии Характеристики Анализ

Восприятие человека человеком. Список использованной литературы

Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятию свойственны предметность (выделение предмета из фона); активность; избирательность; апперцепция; константность; осмысленность и обобщенность.

В процессе восприятия как совокупности ощущений воссоздаются конкретные образы предметов и явлений. Но восприятия, явившиеся результатом работы различных органов чувств, требуют синтезирования получаемых с их помощью ощущений. При этом для того чтобы окончательно воссоздать образы, которые бы достаточно полно соответствовали объективной реальности, требуется еще и установить связи с прошлым опытом, сравнить, сопоставить и оценить результаты этого сравнения. Иными словами, в процессе восприятия конкретный "текущий" материал, реальность, действующая в данный момент, постоянно синтезируется как в отдельных своих частях, так и с образами прошлого.

Необходимость систематического осознания отдельных деталей того, что воспринимается и входит в сознание человека, и того, что было воспринято ранее, практически отпадает, так как этот процесс совершается авгоматизированно.

Работа головного мозга в периоды ощущения и восприятия чрезвычайно сложна. Иллюстрируя этот факт, И.М. Сеченов говорил, что в течение дня, "считая его в 12 часов и положив средним числом на каждую новую фазу зрительного ощущения по 5 секунд, через глаза войдет больше 8000 ощущений, через ухо никак не меньше, а через движения мышц несравненно больше. И вся эта масса психических актов связывается между собой каждый день новым образом". В настоящее время подсчитано, что входной сигнал поступает в головной мозг человека каждую миллисекунду. При этом каналов, по которым движутся импульсы, около 3 миллионов. Выходной импульс также каждую миллисекунду дает по 1 миллиону каналов, т.е. всего в течение 0,001 секунды имеет место до 4 миллионов импульсов, которые должен принять и отправить головной мозг. Множество беспрестанно возникающих извне и изнутри раздражении вызывает чрезвычайно сложные рефлекторные реакции безусловного и условного характера. По отношению к каждому акту восприятия в конечном счете создается соответствующая ассоциированная группа последовательных чувствительных и двигательных реакций, отдельные части которой родились вследствие работы группы анализаторов, функционировавших в процессе восприятия. Подобных ассоциированных групп - бесчисленное множество.

Следует еще раз подчеркнуть,что синтез сложного процесса восприятия из отдельных актов элементарных ощущений наблюдается лишь в самом начале нашей познавательной деятельности, т.е. в раннем возрасте, у ребенка, впервые начинающего знакомство с окружающим миром. В дальнейшем в процессе повторных актов восприятия выступают механизмы автоматизации. Зато у взрослого человека на первый план выступают активность и избирательность, которые присущи данной личности и обусловливаются ее предшествующими установками и опытом, индивидуальной заинтересованностью, индивидуальными свойствами нервной системы.

Прошлый опыт, например, ясно выступает в том факте, что человек, воспринимая что-либо, неизбежно узнает в этом совершенно определенный, "нужный" и знакомый по прошлым восприятиям объект. Например, больной идет в поликлинику. Перед его глазами предстали коридоры, двери, отдельные группы людей, он видит различные объявления, плакаты и т.п. Однако его внимание будет направлено прежде всего на совершенно определенные объекты: надпись "регистратура", вероятно, некоторые стенды, витрины, так или иначе связанные с его болезнью, т.е. необходимый объект для больного, посетившего поликлинику, выступает с особой четкостью. Основную роль при этом играет заинтересованость, которая и определяет избирательность восприятия.

Двойственное изображение, на котором можно увидеть и 6, и 7 кубиков, в зависимости от установки восприятия.

В других случаях требуется определенное усилие для того, чтобы выделить из всей массы разнородных объектов внешнего мира именно тот, который соответствует установкам человека.

Зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей называется ап-перцепцией.

Выделению объектов внешнего мира помогает четкое осознание предстоящего. В выделении могут помочь окружающие. Например, изображенные на рисунке белые и черные ромбики составляют правильную геометрическую фигуру. В зависимости от того, какая установка будет у воспринимающего эту фигуру, он может увидеть и 7, и 6 кубиков.

Кроме того, каждый человек привносит в восприятие нечто свойственное только ему. В этой связи следует подчеркнуть, что индивидуальные особенности проявляются в быстроте, глубине, полноте, точности, степени тонкости отдельных восприятий, их эмоциональной насыщенности и пр. Тем не менее подобный индивидуальный характер акта восприятия все же не лишает человека возможности отражать мир объективно - по форме и величине, цвету и аромату, в пространстве и времени и т.п.

Пространство является объективной формой существования материи. Восприятие пространства может быть определено как процесс отражения протяженности мира объективной действительности. При восприятии предметов относительно их удаленности непременным условием является парность органов чувств, например бинокулярность.

Объект как бы охватывается с нескольких сторон и "ощупывается". Результаты этой работы по "обследованию" предмета, явления "оцениваются" с разных точек зрения: имеет значение и время, прошедшее при перемещении взора от одной точки объекта к другой, и величина пути, который "пришлось пройти" взору, и взаимоотношения, пространственные и иные, с окружающими предметами и т.п. Оценка протяженности пространства идет при активном и обязательном участии других органов чувств - слуха, обоняния, осязания, мышечно-йуставного чувства.

В зависимости от индивидуальных особенностей личности восприятие и наблюдение (изучение, исследование объекта) может быть аналитическим (воспринимаются детали, частности), синтетическим, аналитико-синтетическим и эмоциональным.

В процессе образования и дифференцировки условных рефлексов на пространственные сигналы между анализаторами возникают сложные аналитико-синтетические взаимосвязи.

Под восприятием времени понимается процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в реальном мире. Имея в своей основе органические ощущения (ритмические дыхание и кровообращение, правильно чередующиеся сон и бодрствование и др.), восприятие времени в большей степени, чем прочие виды восприятия, формируется и развивается в процессе накопления человеком жизненного опыта, в процессе деятельности. И как при любом акте, при восприятии времени заметную роль играют наши чувства. Общеизвестно, что время, заполненное полезным иди приятным трудом, эмоционально насыщенной игрой, захватывающей интеллектуальной деятельностью, течет незаметно. Малосодержательная же, неинтересная лекция, читаемая к тому же монотонным голосом, тянется "бесконечно долго".

Таким образом, процесс восприятия - это не изолированный акт зеркального отражения. Из многочисленных раздражителей нами активно отбираются и воспринимаются лишь некоторые. Восприятие не пассивно, процесс восприятия всегда активен по своему содержанию и направленности. На всех этапах он неразрывно связан с другими видами психической деятельности и постоянно зависит от них: от эмоционально-волевых, мнестических процессов, мышления и пр.

Существует множество факторов, влияющих на восприятие и понимание других людей. Среди них: возраст, пол, профессия, индивидуальные особенности личности, такие, как «Я» – образ и уровень принятия самого себя.

Широко распространено представление о том, что чем старше человек, тем лучше он понимает других. Это мнение, однако, в экспериментальном исследовании не подтвердилось. Исследования не подтвердили также и то, что женщины более проницательны, чем мужчины. Правда, в последнем случае вопрос до конца еще не выяснен.

Нам думается, что ряд особенностей, связанных с индивидуальными чертами и качествами личности, имеют большее значение, нежели пол и возраст. Важную роль играет, например, образ «Я» и самооценка – они как бы являются психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на взаимоотношения с людьми. Здесь имеются в виду те мысли, оценки, суждения и убеждения относительно себя самого, которые имеют отношение как бы к тем внешним, видимым проявлениям личности, о которых человек может спокойно говорить. Подразумеваются также и оценки, которые человек выносит своим, скрытым от других, но доступным ему самому, особенностям, и те ощущения, которые он до конца не осознает, но которые беспокоят и волнуют его. Нередко именно эти элементы образа «Я», от которых хочет избавится, вытеснить их

или вовсе забыть, становятся источником трудностей и проблем в восприятии и понимании окружающих людей.

Одним из самых серьезных препятствий на пути к адекватному и глубокому самопознанию является система психологической защиты «Я». Чаще всего это набор неосознанных средств, выработанных каждым из нас для того, чтобы обеспечить безопасность своей личности перед лицом реальной или воображаемой угрозы. Эффективность этих средств основана главным образом на том, что с их помощью субъект так переиначивает картину внешней или внутренней реальности, что стимулы, вызывающие чувство беспокойства или страха, оказываются вытесненными. Каждый из нас пользуется такими «защитными» искажениями при восприятии себя и других людей, как бы забывая какую-то информацию, не замечая чего-то, преувеличивая или преуменьшая что-то, приписывая свои черты другим, и наоборот.

Это нередко поможет нам справляться с повседневными трудностями, избегать болезненных столкновений с реальностью и прочее.

Среди множества факторов, влияющих на восприятие и познание людей, особую роль играют основанные на догматических установках укоренившиеся стереотипы мышления, оценок и поступков. Поскольку догматичность проявляется в нашем повседневном общении довольно часто, следует остановиться на этом явлении подробнее. Для этого воспользуемся положениями выдающегося польского психолога Анджея Малевского, много работавшего над этой проблемой.

Догматизм обычно сосуществует с такими психологическими явлениями, как неприязнь к членам других групп, стремление к четко структурированной иерархии власти и влияния, потребность в конформизме и подчинении авторитетам, признанным в той или иной группе, недоверие к людям, нежелание анализировать себя, склонность приписывать вину за те или иные проступки не себе, а другим, готовность сурово наказывать провинившихся, тенденция видеть мир в черно – белых красках. Если все эти качества присущи одному человеку, можно говорить об авторитарной личности.

Однако на конечный результат восприятия и познания других влияют не только факторы, так или иначе связанные с особенностями субъекта восприятия, но особенности воспринимаемых индивидов и ситуаций общения.

Анализ литературы по проблеме исследования
Анализ психологической литературы, посвященной изучению психологических особенностей в спортивной деятельности спортсменов позволяет выделить два направления исследований. Первое направление составляет диагностирование психофизиологическ...

Посттравматическое стрессовое расстройство как социально значимый факт
Определение посттравматического стрессового расстройства у сотрудников милиции является социально значимым фактом. Известно, что лица, страдающие этим расстройством, более, чем другие, склонны к разным формам дезадаптивного поведения, у н...

Взаимное восприятие – открытость и доверие
Проблема восприятия и понимания других людей встает перед нами, как правило, когда мы завязываем и поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашего поведения – мы можем помогать или меша...

Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью.

При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем т.е. особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры. На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др. Отдельные черты его лица выделяются также избирательно (рис. 71, 72).

Особенности личности интерпретируются по ее внешности различными способами.
1. Эмоциональный способ. Социальные качества приписываются индивиду в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. (Внешне красивый человек интерпретируется как человек хороший.)
2. Аналитический способ. Каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека (сжатые губы, нахмуренные брови – злой человек и т. д.).
3. Перцептивно-ассоциативный способ. Человеку приписываются качества внешне сходного с ним другого человека.
4. Социально-ассоциативный способ. Человеку придаются качества определенного социального типа по отдельным характерным внешним признакам. (В очках и шляпе – интеллигент; в шинели – военный.)

Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с этим человеком.

Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сформированным стереотипам, эталонам, меркам. Общее впечатление о человеке, представление о его социальном статусе переносятся на все частные проявления данной личности ("эффект ореола"). Первоначально воспринятые сведения о человеке могут иметь доминирующее значение ("эффект первичности").

Значительные различия в социальном положении общающихся порождают "эффект социальной дистанции". Крайнее проявление этого эффекта выражается в пренебрежении и ненависти к представителям других социальных групп.

Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогранны. Но в основном они подразделяются на конъюнктивные – объединяющие и на дизъюнктивные – разъединяющие. Дизъюнктивные чувства вызываются тем, что осуждается в данной среде.

А. А. Бодалев осуществил следующий опыт. Двум группам людей показывали одну и ту же фотографию и просили описать человека, который был изображен на снимке. Одной группе было сказано, что они увидят портрет героя, а других предупредили, что им покажут изображение преступника.

Выяснилось, что испытуемые в своих оценках находились во власти стереотипа, установки. Вот словесный портрет, данный человеком, который считал, что перед ним изображение героя: "Молодой человек лет 25–30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами лица. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, ворот у рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма".

Испытуемый, который считал, что перед ним портрет преступника, дал такое словесное описание. "Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед".

В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям внешнего облика личности, они по-разному относятся друг к другу.

Восприятие речи. С физической точки зрения речь – это комбинация звуков, изменяющаяся по частоте и интенсивности.

Максимальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 децибел. При интенсивности речи в 10 децибел звуки речи не воспринимаются в виде связанных слов. Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 10 децибел превышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.

Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.

Оптимальный темп речи – 70 слов в минуту, верхний предел – 120 слов в минуту.

Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова.

Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы. Однообразие звуковых частот, длительные паузы, так же как и отсутствие поуз, затрудняют восприятие речи. (Психология общения будет рассмотрена ниже.)

Каузальной атрибуции Г. Келли
3. Механизмы межличностной перцепции
4. Эффекты межличностной перцепции
Заключение
Список литературы

Введение
Восприятие – наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Восприятие , как психический процесс «понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психологические процессы , благодаря которым это совершается». Процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди , социальные группы , большие социальные общности называют «социальной перцепцией». Если говорить о проблеме взаимопонимания партнеров по общению, то более уместным будет термин «межличностная перцепция», или межличностное восприятие .
В контрольной работе будет рассмотрен феномен межличностного восприятия, его особенности и механизмы.

1. Понятие межличностной перцепции
Говоря о межличностном восприятии (межличностной перцепции), С.Л. Рубинштейн отметил, что люди, воспринимая как бы «читают» другого человека, расшифровывают значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения людей. Процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого) разворачивается следующим образом. В наблюдаемом наблюдателю доступны лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными является внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписываемая наблюдаемому, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему. Это отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится - не нравится»
Выделяют четыре основных функции межличностного восприятия:
· познание себя
· познание партнера по общению
· организация совместной деятельности
· установление эмоциональных отношений
Межличностное восприятие обычно описывается как трёхкомпонентная структура. Она включает в себя:
o субъект межличностного восприятия
o объект межличностного восприятия
o сам процесс межличностного восприятия .
Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в том плане, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь социальные характеристики включают в себя внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов и т. д.). Соответственно такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия. Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины поведения другого человека. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и какие-то общин характеристики. Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становится процесс этого приписывания, т. е. каузальная атрибуция. Исследования показали, что мера соответствия вывода наблюдаемого относительно чьего-то поведения зависит так же от различного вида атрибуции: “личной” или “безличной”. В первом случае имеется в виду преобладающее стремление приписать причины каких-либо событий действиям определённых личностей , в то время как во втором случае причины приписываются преимущественно действиям обстоятельств .

2. Теория каузальной атрибуции Г. Келли
Попытку построения теории каузальной атрибуции предпринял Гарольд Келли. По его мнению, при попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя критериями:
1. Критерий постоянства
2. Критерий исключительности;
3. Критерий консенсуса .
Если в сходных условиях поведение наблюдаемого однотипно, то его считают постоянным. Оно будет отличающимся, если в других случаях проявляется иначе, и, наконец, поведение считается обычным, если в сходных обстоятельствах свойственно большинству людей. Если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда одинаково (постоянное поведение), если он ведет себя так же и в других ситуациях (не отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях так же ведут себя лишь немногие люди (необычное поведение), то мы склонны приписывать поведение внутренним факторам. Напротив, если человек в похожих ситуациях ведет себя так же (постоянное поведение), если в других случаях он ведет себя иначе (отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях такое же поведение сходно большинству людей (обычное поведение). Мы объясняем его действие внешними причинами.
В общем виде теория понимается так: всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные ожидания. Иными словами, каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих “чужое” поведение, так или иначе, вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность , довольно обширен. Вопрос заключается в том, которая из каузальных схем включается в каждом конкретном случае.
Модель анализа вариаций описывает структуру каждого акта каузальной атрибуции. Элементами этой структуры являются те же самые элементы, которые обычно описываются как элементы процесса межличностного восприятия: субъект, объект и ситуация.
Келли говорил об ошибках межличностного восприятия, суммировал их следующим образом:
o 1-й класс - мотивационные ошибки (различного рода “защиты”: пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов (успех - себе, неуспех - обстоятельствам));
o 2-й класс - фундаментальные ошибки (свойственные всем людям), включающие в себя случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных. Более конкретно фундаментальные ошибки проявляются в ошибках “ложного согласия”, когда “нормальной” интерпретацией считается такая, которая совпадает с “моим” мнением и под него подгоняется); ошибках, связанных с неравными возможностями ролевого поведения (когда в определенных ролях гораздо “легче” проявить собственные позитивные качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним); ошибках, возникающих из-за большого доверия конкретным фактам, чем к общим суждениям и т. д.
Для того , чтобы обосновать выделение именно такого рода ошибок, Келли выдвигает четыре принципа:
1. Принцип ковариации действует, когда в наличии одна причина. Сущность принципа ковариации заключается в том, что эффект приписывается той причине, которая совпадает с ним во времени, (естественно, что в многообразии причинно-следственных связей между явлениями причиной вовсе не обязательно является та, что совпадает со следствием во времени).
2. Принцип обесценивания, когда при наличии альтернатив одна из причин отбрасывается из-за того, что есть конкурирующие причины
3. Принцип усиления. Если причина не одна, то человек при интерпретации руководствуется или принципом усиления, когда приоритет отдается причине, встречающей препятствие: она усиливается в сознании воспринимающего самим фактом наличия такого препятствия.
4. Принцип систематического искажения, когда в специальном случае суждений о людях недооцениваются факторы ситуации и, напротив, переоцениваются факторы личностных характеристик .
Какой из принципов будет включен в построение вывода о поведении другого человека, зависит от многих обстоятельств, в частности от так называемых “каузальных ожиданий” личности, которые строятся на том, что “нормальным” поведением является поведение типичное и социально желательное. Когда демонстрируется именно такой образец поведения, нет необходимости для специального поиска его причин. В случаях отклонения включается механизм каузальной атрибуции.
3. Механизмы межличностной перцепции
Изучение восприятия показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.
К механизмам межличностной перцепции относят механизмы:
· идентификация, эмпатия – механизмы познания и понимания людьми друг друга
· рефлексия - познания самого себя
· аттракция - формирование эмоционального отношения к человеку
Идентификация - простейший способ понимания другого человека, т.е. уподобление себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия партнеры используют этот закон, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением - эмпатией .
«Под эмпатией обычно понимается сострадательное переживание одним человеком чувств, восприятий и мыслей другого. Некоторые ранние европейские и американские психологи и философы , такие как М. Шелер и У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных социальных отношений». Здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем партнера, сколько стремление эмоционально откликнуться на его трудности. При этом эмоции , чувства воспринимающего не тождественны тем, которые переживает воспринимаемый, т.е. если один из партнеров по общению проявляет эмпатию к другому, он просто понимает его чувства и линию поведения, но свою собственную может строить совсем по-иному. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой один партнер полностью отождествляет себя с другим и, соответственно, испытывает те же чувства, что и другой, и ведет себя подобно другому.
Сложнее по своей сути механизм рефлексии . Он подразумевает осознание того, как партнер по общению воспринимается другим его партнером. Это уже не просто знание или понимание первым второго, но знание того, как он понимает первого, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира одного партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир другого партнера.
Партнеры по общению не просто воспринимают друг друга, они формируют определенное отношение друг к другу. Механизм образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому называется аттракция.
Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека .
Все эти механизмы восприятия, так или иначе, управляют процессом межличностной перцепции.
4. Эффекты межличностной перцепции
Эффекты восприятия – это некоторые особенности, мешающие адекватному восприятию партнерами друг друга:
Эффект ореола. Отсутствие изменений в восприятии и оценках партнеров, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай , когда сложившееся однажды мнение одного партнера о другом не меняется, несмотря на то, что появляется новый опыт и накапливается новая информация о нем.
Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
Когда речь идет о положительной переоценке качеств этот эффект называют еще «эффектом Полианны», а когда речь идет об отрицательной оценке – «дьявольским» эффектом. Например, очень часто в жизни встречаются такие ситуации, когда муж запомнил жену молодой и красивой никак не может воспринять в ней возрастные перемены. Другой пример: жена запомнила ухаживания мужа в добрачный период и ждет, что он так же будет за ней ухаживать. Тесно связаны с этим эффектом и эффекты “первичности” (или “порядка”) и “новизны”. Эффект первичности преобладает в ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек. Суть этого эффекта в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке.
Противоположный эффекту первичности - эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека. Известен также эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас. Еще один эффект - эффект средней ошибки - это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего. Эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации, которая может привести к двум последствиям.
С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип действует при дефиците времени, усталости, эмоциональном возбуждении, слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие, а процесс стереотипизации выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и достаточно надежно упрощать социальное окружение индивида.
Во втором случае суждение строиться на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя той же группы окрашивается отрицательным отношением. Особенно распространены этнические стереотипы - образы типичных представителей определенной нации, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, пунктуальности немцев и т.д.).

Заключение
Итак, адекватное восприятие друг друга – один из важнейших факторов успешного общения.

Существует множество факторов, влияющих на восприятие и понимание других людей. Среди них: возраст, пол, профессия, индивидуальные особенности личности, такие, как "Я" – образ и уровень принятия самого себя.

Широко распространено представление о том, что чем старше человек, тем лучше он понимает других. Это мнение, однако, в экспериментальном исследовании не подтвердилось. Исследования не подтвердили также и то, что женщины более проницательны, чем мужчины. Правда, в последнем случае вопрос до конца еще не выяснен.

Мне думается, что ряд особенностей, связанных с индивидуальными чертами и качествами личности, имеют большее значение, нежели пол и возраст. Важную роль играет, например, образ "Я" и самооценка – они как бы являются психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на взаимоотношения с людьми. Я имею в виду те мысли, оценки, суждения и убеждения относительно себя самого, которые имеют отношение как бы к тем внешним, видимым проявлениям личности, о которых человек может спокойно говорить. Я подразумеваю также и оценки, которые человек выносит своим, скрытым от других, но доступным ему самому, особенностям, и те ощущения, которые он до конца не осознает, но которые беспокоят и волнуют его. Нередко именно эти элементы образа "Я", от которых человек хочет избавиться, вытеснить их или вовсе забыть, становятся источником трудностей и проблем в восприятии и понимании окружающих людей.

Я не имею в виду патологические нарушения восприятия, связанные с психическими заболеваниями. Душа каждого из нас имеет свои особые закоулки, в которые мы не хотим и не любим заглядывать; у каждого из нас имеются плохо осознаваемые причины для большего или меньшего беспокойства, – причины, которые не исчезнут, если мы постараемся о них не думать или забыть. Чаще всего это различные внутренние конфликты, разрешить которые пока не удалось. Это могут быть конфликты, связанные с какими-то желаниями, которые не могут быть удовлетворены и оцениваются негативно. Мы стараемся перебороть эти желания, но безрезультатно, и, когда они в очередной раз заявляют о себе в "полный голос", мы испытываем беспокойство и страх. Именно поэтому восприятие аналогичных желаний и связанных с ними переживаний у других людей может оказаться значительно нарушенным. Нередко существование "темных пятен" в душе объясняется наличием у человека каких-то чувств, которые он не хочет или не может за собой признать. Это не обязательно так называемые отрицательные чувства, люди подчас не признают в себе нежности, сердечности, взволнованности и т.д.



Подобные внутренние конфликты и нерешенные проблемы отнимают внимание и энергию, которые можно было бы направить на более полное и всестороннее познание и понимание других людей. Именно в этом смысл часто употребляемого выражения "человек, слишком сосредоточенный на самом себе". Обычно это значит, что такой человек отягощен конфликтами, проблемами, вопросами, которые постоянно требуют с его стороны заботы и внимания. Если это состояние затягивается, то можно предполагать, что способ, с помощью которого человек хочет разрешить свои проблемы, неудачен и, для того чтобы справиться с собственными трудностями, он недостаточно ясно себя воспринимает и осознает. Естественно, это состояние мешает адекватному восприятию людей, с которыми он общается, однако преодолеть это препятствие только "усилием воли", как предлагают некоторые, невозможно. Понятно, что самопознание, как путь поиска причин, из которых проистекают внутренние проблемы, и способов их разрешения, требует серьезных усилий, затрат времени, определенных навыков и помощи со стороны других людей.

Очень полезным в этом направлении может стать осознание собственных ограничений и трудностей в познании окружающих. Осознание типичных и сугубо индивидуальных особенностей, вмешивающихся временами в процесс восприятия и познания людей и искажающих его, позволяет приблизиться к пониманию окружающего мира. Зная эти особенности, легче вносить соответствующие поправки в свои представления, проще избегать неточностей и ошибок. Тот, кто утверждает, ни минуты не сомневаясь, что у него все в порядке, что он "воспринимает все, как это есть на самом деле", вряд ли сможет далеко продвинуться в понимании других людей. Трезвый взгляд на самого себя – дело очень нелегкое, а самоанализ вовсе не исчерпывается только интеллектуальной деятельностью. Можно быть высокообразованным и достаточно интеллигентным человеком, но располагать весьма ограниченными возможностями для самоанализа.

Одним из самых серьезных препятствий на пути к адекватному и глубокому самопознанию является система психологической защиты "Я". Чаще всего это набор неосознанных средств, выработанных каждым из нас для того, чтобы обеспечить безопасность своей личности перед лицом реальной или воображаемой угрозы. Эффективность этих средств основана главным образом на том, что с их помощью субъект так переиначивает картину внешней или внутренней реальности, что стимулы, вызывающие чувство беспокойства или страха, оказываются вытесненными. Каждый из нас пользуется такими "защитными" искажениями при восприятии себя и других людей, как бы забывая какую-то информацию, не замечая чего-то, преувеличивая или преуменьшая что-то, приписывая свои черты другим, и наоборот и т.д.

Это нередко помогает нам справляться с повседневными трудностями, избегать болезненных столкновений с реальностью и прочее.

Так, девушка, страдающая от того, что ее бросил возлюбленный, будет изо всех сил стараться забыть о нем, стереть из памяти образ этого обаятельного, веселого и беззаботного человека. Однако если ей не удастся добиться этого, то каждый раз, встречая беззаботных мужчин привлекательной внешности, она будет считать их коварными и ненадежными.

Она будет стараться держаться подальше от каждого, кто напомнит ей утраченного возлюбленного, и предпочитать тех, кто будет совсем не похож на него, – людей мрачных, зажатых. Однако со временем, когда прошлое забудется, она вдруг ясно поймет то, что было очевидно с самого начала: ее новый избранник не отличается чувством юмора, угрюмый и мрачный человек, не любит извлекаться и шутить, и выносить все это оказывается очень тяжело, потому что сама она любит смеяться и развлекаться.

Другой человек, затаивший зло в отношении к кому-то из своих близких и уже не осознающий своих чувств, начинает воображать, что этот другой настроен по отношению к нему враждебно. Приписывая ему свои собственные чувства, он как бы убеждается в своей правоте. На самом деле причины его злости совершенно иные, но он не хочет осознавать их, чувствуя, что они снижают ценность его "Я". Различные средства психологической самообороны перед неприятными или угрожающими сведениями о нас и об окружающем мире облегчают нам жизнь, но вынуждают дорого платить за это. Цена, которую мы платим, – неадекватное, искаженное или неполное восприятие и понимание реальности.

Среди множества факторов, влияющих на восприятие и познание людей, особую роль играют основанные на догматических установках укоренившиеся стереотипы мышления, оценок и поступков. Поскольку догматичность проявляется в нашем повседневном общении довольно часто, следует остановиться на этом явлении подробнее. Для этого воспользуемся положениями выдающегося польского психолога Анджея Малевского, много работавшего над этой проблемой.

Догматизм обычно сосуществует с такими психологическими явлениями, как неприязнь к членам других групп, стремление к четко структурированной иерархии власти и влияния, потребность в конформизме и подчинении авторитетам, признанным в той или иной группе, недоверие к людям, нежелание анализировать себя, склонность приписывать вину за те или иные проступки не себе, а другим, готовность сурово наказывать провинившихся, тенденция видеть мир в черно-белых красках. Если все эти качества присущи одному человеку, можно говорить об авторитарной личности.

Догматизм прежде всего проявляется в том, как воспринимаются и понимаются другие. Можно перечислить несколько форм проявления догматизма:

  1. Различные суждения и убеждения догматика не связаны между собой, а, напротив, изолированы друг от друга. В силу этого обстоятельства он придерживается противоречивых взглядов; например, осуждая в целом применение грубой силы, он может признавать и даже одобрять насилие в конкретных ситуациях или, напротив, провозглашая, что верит в человека и его возможности, в то же время утверждать, что человек по своей природе слаб и нуждается в постоянном контроле извне.
  2. Догматики склонны преувеличивать различия и преуменьшать сходство между положениями, которые, по их мнению, соответствуют действительности, и теми, которые кажутся им ложными. Например, они могут утверждать, что нет ничего общего между католицизмом и другими религиями, или считать, что воспитание детей в атмосфере доверия и безопасности не имеет ничего общего с укреплением в них чувства ответственности и совестливости, а способствует как раз противоположному.
  3. Один и тот же человек может очень много и подробно знать о каких-то вещах, которые он одобряет и приемлет, и очень мало и совсем неточно знать о чем-то, что ему не нравится. Например, людей, которые в силу своих особенностей получили у таких субъектов отрицательную оценку, они знают весьма поверхностно. Догматики не хотят узнавать что-то, к чему относятся отрицательно.
  4. Люди или взгляды, которых догматик не приемлет, кажутся ему сходными между собой, даже если в действительности между ними есть принципиальная разница. Они с подозрением и неприязнью относятся к тем, чьи точки зрения расходятся с их взглядами.
  5. Окружающий мир и взаимоотношения, в которые догматики вступают с другими, кажутся им источником реальной или потенциальной угрозы.

Перечисленные выше признаки догматической позиции могут быть выражены с разной степенью интенсивности. Исследователи утверждают, что догматизм часто является следствием чувства внешней угрозы, защиту от которого догматик ищет в слепом подчинении авторитетам, проповедующим иррациональные и в то же время упрощенные взгляды и оценки.

Не стоит забывать, однако, что протест и бунт против определенных авторитетов еще не означает полного отсутствия догматизма, потому что может прекрасно уживаться с готовностью подчиняться и следовать во всем за авторитетом других. Порой в роли такого авторитета может выступать целая группа, и, если члены ее настроены догматично, нетерпимы и враждебны по отношению ко всем, кто не входит в состав той же группы, любой, кто захочет примкнуть к подобной компании, неминуемо также станет догматиком.

Еще одно проявление догматизма в отношении к другим заключается в неспособности дифференцировать по-настоящему ценную информацию от сомнительных сведений, подкрепленных престижем передавшего их. Для догматика важнее то, кто передал информацию, чем то, является ли она объективной, достоверной и логичной. Ценность сведений определяется статусом и положением человека, являющегося источником этих сведений.

Поскольку догматизм мышления выражается в наличии укоренившихся стереотипов, трудностей в восприятии и ассимиляции новой информации, понятно, что он препятствует глубокому и разностороннему пониманию других, способствует закреплению упрощенных схем восприятия и оценки. Кроме того, догматики с трудом идут на то, чтобы обогащать свой жизненный опыт новыми сведениями. Такие люди неохотно соглашаются вводить новшества в характер взаимоотношений с окружающими, производить какие-то изменения в стиле своей жизни.

Однако все же можно при желании преодолеть ограниченность догматической установки, сделать ее более гибкой, если, с одной стороны, предоставить людям или группам, которым свойственны подобные качества, бóльшую самостоятельность, а с другой – обеспечить им ощущение психологической безопасности. Вероятность подобных изменений может особенно возрасти, если их инициаторами будут по-настоящему авторитетные люди, пользующиеся признанием и уважением не за счет своего статуса или положения на иерархической лестнице, а за реальную ценность мыслей и истинное значение поступков.

В своих размышлениях о восприятии и понимании других я неоднократно напоминал о роли определенных схем и стереотипов, влияющих на процесс социальной перцепции. В большинстве случаев я говорил о том, что эти схемы искажают или ограничивают характер восприятия. Однако важно не забывать о том, что различные стереотипы и категории, которыми мы пользуемся, общаясь с другими, несут как бы двойную нагрузку. С одной стороны, они могут быть причиной чрезмерного упрощения и даже искажения восприятия, а с другой – помогают нам упорядочить информацию, которую мы постоянно получаем извне. Мы пользуемся определенными категориями, чтобы лучше отличать важные сведения от менее важных, чтобы быстрее понять суть того, что воспринимаем, чтобы с помощью нашего прошлого опыта глубже и лучше познавать других.

За счет подобных схем мы можем порой на основе едва уловимых признаков делать очень серьезные заключения о сложных и важных явлениях, происходящих внутри других. Поэтому чрезвычайно полезно постоянно заботиться об увеличении и обогащении своего репертуара схем и категорий, служащих для восприятия и познания других и самого себя. Если репертуар таких средств богат и разнообразен и мы умеем гибко пользоваться ими, то нам легко извлекать максимальную пользу из их достоинств и сводить к минимуму их недостатки. В противном случае мы можем оказаться во власти стереотипов, сформированных на основе ограниченного количества категорий и схем.

Однако на конечный результат восприятия и познания других влияют не только факторы, так или иначе связанные с особенностями субъекта восприятия, но и особенности воспринимаемых индивидов и ситуаций общения.