Биографии Характеристики Анализ

Педагогическая оценка. Б) Отрицательные оценки

Классификация оценок, которые в совокупности определяют успеваемость учащихся, может быть произведена по разным критериям (основаниям). Так, в литературе выделяют оценки по знаку (положительные и отрицательные); по времени (упреждающие, констатирующие, отсроченные); по объему работы (за часть работы, за полностью выполненную работу); по широте личности (в целом или отдельные проявления); по форме (оценочное суждение, отметка, поведение в отношении ученика) и др.

Традиционно в отечественной педагогической психологии рассматривают следующие виды педагогической оценки. Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ученик, но не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект. Персональные педагогические оценки относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т. п. В случае предметных оценок ребенок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае персональных - через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.

Материальные педагогические оценки включают разные спосо­бы материального стимулирования учеников за успехи в учебной и во­спитательной работе. В качестве материальных стимулов могут вы­ступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворе­ния материальных потребностей детей. Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.

Результативные педагогические оценки относятся к конечно­му результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами дея­тельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конеч­ном счете, а не то, каким образом это было достигнуто. Процес­суальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.



Количественные педагогические оценки соотносятся с объемом вы­полненной работы, например, с числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п. Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщатель­ности и других аналогичных показателей ее совершенства.

В американской системе образования, по Ги Лефрансуа, используются следующие виды оценок. Процессуальное оценивание - оценивание текущих достижений учащихся в учебных ситуациях. Аутентичная оценка - процедура оценивания, разработанная для того, чтобы ученики могли продемонстрировать все свои способности к обучению в реальных жизненных ситуациях. Итоговая оценка производится в конце периода обучения; разработана для определения уровня достижений. Формирующая оценка - оценка, производимая до начала и во время обучения; разработана для помощи ученикам в определении их сильных и слабых сторон. Формирующая оценка - это фундаментальная часть процесса обучения.

По уровню обобщенности Б. Г. Ананьев подразделяет педагогическую оценку на парциальную, фиксированную и интегральную.

Парциальная оценка - это исходная форма педагогической оценки, которая имеет отношение к частному знанию, умению, навыку или отдельному акту поведения; всегда выражаются в словесной, вербальной оценочной форме суждения. В парциальных оценках выделяются три группы, имеющие свои особые формы проявления: исходные (отсутствие оценки, опосредованная оценка, неопределенная оценка); отрицательные (замечание, отрицание, порицание, упрек, угрозы, нотации); положительные (согласие, одобрение, ободрение). Как отмечает Б. Г. Ананьев, парциальная оценка генетически предшествует текущему учету успешности в его фиксированном виде (то есть в виде отметки), входя в него как необходимая составная часть. В отличие от формального (в виде балла) характера отметки оценка транслируется в форме развернутых вербальных суждений, объясняющих для ученика смысл проставляемой затем «свернутой» оценке - отметке.

Ш. А. Амонашвили, подчеркивая силу социальной значимости отметки и императивность процесса оценивания, указывает на «засекреченные» средства добывания желаемых отметок учащимися: это списывание, подсказка, зубрежка, шпаргалки и т. д. Исследователи установили, что оценка учителя приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. Воспитательный эффект оценки будет значительно выше, если учащимся станут понятны требования, предъявляемые к ним учителями.

Условия эффективности педагогической оценки

Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогичес­ки эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.

Мотива­ция к интеллектуальному и личностно-поведенческому развитию у школьника может быть внешней и внутренней. Особое значение имеет мотивация деятельности учащихся, основанная на познавательной потребности учащихся, на признаваемой ими результативно-процессуальной ценности этой деятельности (т. е. внутренняя мотивация). Между тем, когда учителя с момента появления ребенка в школе весьма часто пользуются отметкой как мотивирующим средством, то тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, т. е. на что-то внешнее по отношению к этой деятельности.

Деятельность учащихся, не подкрепленная познавательной потребностью, направленная главным образом на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной, отметка зачастую становится неадекватной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, и сама учебная деятельность теряет для них всякую ценность.

Как отмечают А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман, для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Для того чтобы развить у учащихся умения самооценки и самоконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, задания на рефлексию (анализ) своей деятельности. Все это формирует у учащихся правильное и разумное отношение к отметке как к важной, но, конечно, не самой существенной ценности в работе.

Ш. А. Амонашвили, который обосновал концепцию формирования у школьников мотивов учебной деятельности на содержательно-оценочной основе, выделил следующие психолого-педагогические условия, определяющие эффективность учебной деятельности школьника.

Во-первых, необходимо учитывать, что учащийся - это целостная личность. Поэтому процесс обучения должен охватывать всю его жизнь с ее стремлениями и потребностями. Во-вторых, познавательные силы учащегося стремятся к развитию через преодоление трудностей. Психологический смысл трудности выражается через предел деятельности познавательных сил учащегося. Этот предел определяется сложностью решаемых им задач. Психологически оправданным является использование в учебной работе таких задач, решение которых требует предельного умственного напряжения. В-третьих, требуется обеспечить ребенку возможность для свободной активизации своих познавательных сил. В-четвертых, необходимо раскрывать ученику личностный смысл результатов учения. В-пятых, познавательная деятельность предполагает постоянное стремление к новому. Поэтому в процессе обучения необходимо добиваться целенаправленной и своевременной смены объектов познания. Ученик должен постоянно ощущать новизну познавательной ситуации, которая позволяет ему расширять границы своей познавательной сферы.

Необходимое условие эффективности оценочной деятельности состоит в том, что оценка не завершает процесс решения задачи, а сопровождает его на всем протяжении. Сама процедура оценивания всегда предполагает наличие определенных эталонов, которые и выполняют функцию критерия оценки. В данном случае в качестве эталона выступает образец процесса учебно-познавательной деятельности, ее ступеней, ее результата. Эталон конечного результата следует закладывать в саму задачу в виде цели, которую необходимо достигнуть. Оценка же процесса достижения цели осуществляется на основе вспомогательных эталонов, тесно связанных с реализуемыми в ходе решения задачи действиями и операциями. Все эти эталоны должны отличаться своей ясностью, реальностью, точ­ностью и полнотой.

Наличие основных и вспомогательных эталонов создает необходимые предпосылки для реализации содержательной оценки. На первый план выходит соотнесение с эталоном самого процесса решения задачи. Основная цель такого оценивания - стимулирование самого процесса учения, а не только фиксации его результата. В этом случае на смену контролирующей оценке приходит стимулирующая оценка. В итоге контроль в обучении преобразуется в отдельную операцию, входящую в оценочную деятельность, но не имеющую самостоятельного смысла. Такая оценка не сразу становится принятой учениками. Для этого необходимо, чтобы были выполнены определенные условия.

Те эталоны, которыми оперирует учитель, должны быть понятны самому школьнику. Для этого в ходе оценивания учитель должен использовать развернутые оценки, в которых представлены и исполь­зуемые им эталоны. Это создает предпосылки для того, чтобы представления об оцениваемом объекте учителя и школьника в основе своей могли совпасть.

Доверие школьника к оценкам педагога достигается за счет создания доброжелательной атмосферы в классе, когда оценки педагога становятся источником возникновения новых учебно-познавательных мотивов. Давая школьнику обстоятельные и развернутые оценки, учитель тем самым создает позитивное общественное оценочное мнение в классе, пробуждает в ученике чувство собственного достоинства.

Выявление посредством оценивания потенциальных возможностей школьников, определение реальных перспектив развития каждого школьника и класса в целом. В ходе оценочной деятельности учитель выявляет как те способы учебно-познавательной деятельности, которые уже освоены учеником, так и те, которые еще нуждаются в своем совершенствовании. В этом смысле оценочная деятельность учителя и может быть рассмотрена как процесс определения перспективных линий дальнейшего развития ученика. При этом важно, чтобы эти перспективы раскрывались с позиции интересов самого школьника.

По мере освоения учениками эталонов и способов оценивания, у них формируется внутренняя содержательная самооценка. При этом особое значение приобретает раскрытие учеником подлинного смысла учения.

Осмысленное отношение к учению способно привести к появлению у школьников действительно содержательной самооценки и самокритики. Это способствует усилению требовательности ученика к самому себе. В итоге появляется мотивационная основа для выдвижения задач по самосовершенствованию. В этом случае внешняя оценка начинает все больше выполнять посредническую роль между имеющимся у школьника эталоном и достигнутым внутренним изменением.

Как следствие, реализация данного подхода к обучению требует коренного изменения характера отношений между педагогом и учащимися. На смену императивным формам воздействия должны прийти педагогически организованные формы сотрудничества, взаимопомощи, подкрепления успехов.

В специальной литературе, в курсах педагогики и дидактики, а также в школьной практике еще не до конца раскрыты и поняты такие важные для понимания сущности оценивания учения понятия, как учет, контроль, проверка, оценка, отметка. Порой они отождествляются друг с другом, применяются без предварительного раскрытия их сути.

Оценка – это процесс, деятельность оценивания, осуществляемая человеком, отметка же является результатом этого процесса, этой деятельности (или действия), их условно – формальным отражением. Уподобление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом. На основе оценки может появиться отметка, как его формально логический результат. Оценка – это духовный феномен, но и она имеет свое материализованное выражение. Конструирование данной формы должно быть продуманным и осторожным в системе социальных требований к детям.

На протяжении нескольких столетий возникают споры вокруг отметок и оценок. Критический анализ оценочной системы обучения становится одним из наиболее прямых путей вмешательства прогрессивной общественности, кровно озабоченной проблемами воспитания подрастающего поколения, заинтересованного в усовершенствовании народного образования.

Цель педагогической оценки – оказать ребенку помощь и поддержку в его стремлении узнать новое, сориентироваться в мире людей, вещей и природы, разобраться в себе.

Актуальность темы исследования связана с тем, что педагогическая оценка обретает скрытый характер: она существует, и одновременно ее нет, как оценки. Такое преобразование свершилось в силу мало разработанного спектра профессиональных операций педагога, позволяющих ему производить незаметную, тонкую коррекцию дисциплины детей на занятии.

Проблема настоящего исследования – выявить, как влияет педагогическая оценка на дисциплину детей на занятии. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объектом исследования выступает учебная деятельность детей на занятии.

Предметом является эффективность педагогической оценки, способствующая воспитанию дисциплины детей на занятии.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью нашего исследования поставим следующие задачи:

  • Изучить различные подходы в научно – методической литературе по данному вопросу.
  • Подобрать и апробировать на практике различные способы педагогической оценки.
  • Экспериментально доказать влияние педагогической оценки на воспитание дисциплины у детей в учебной деятельности.

На основе задач, мы выдвигаем предположение , что использование педагогической оценки в учебной деятельности влияет на поведение детей в положительную сторону, поскольку именно использование различных способов оценки стимулирует поведение детей.

Оценивание как компонент учебной деятельности. Средства стимулирования обучения и воспитания детей.

Оценочная деятельность педагога согласно теории учебной деятельности, порождается деятельностью ученика или учителя, ребенка или воспитателя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащегося по предмету требования программы.

Целью оценочной деятельности является, контроль успеваемости детей и формирование у них адекватной самооценки.

Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания педагогом результатов учебной деятельности ребенка является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением, отметкой.

Сущность и роль оценки в психолого-педагогической литературе имеет место понимание, во-первых, как индивидуально-личностных качеств учащегося и, во-вторых, как результат его учебной деятельности.

Одной из ведущих функций педагогической оценки является контроль – как условие формирования знаний и умений у обучающихся. «Без контроля, без обратной связи, без сведения о том, какой и почему получен фактический результат, без последующей коррекции ошибочных действий обучение, становится «слепым», неуправляемым, а точнее, просто перестаёт быть управляемым». (Н.В. Кузьмина. 1980)

Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности определяет её успех и имеет комплексный характер, включая в себя систему разнообразных побудителей. Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов: органических, материальных, моральных, индивидуальных, социально-психологических.

Действие разных стимулов на поведение человека ситуационно и личностно опосредованно. Под личностной опосредованностью воздействия стимулов понимают зависимость этого воздействия от индивидуальных особенностей детей, от их состояния в данный момент времени. Валентность, или ценность относится к тому значению, которое стимул приобретает в связи с удовлетворением потребности человека Чем больше потребность, тем большую валентность имеет соответствующий стимул. Валентность и вероятность успеха касаются области восприятия человеком действующих на него стимулов в этой ситуации, в которой они реально возникают.

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные.

Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них – это внимание, одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека. Понятие «педагогическая оценка» по своему объему и содержанию гораздо шире просто «оценки», поэтому на практике педагог использует различные способы стимулирования, которые дополняют друг друга.

Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебной познавательной и личностно развивающей деятельности. Достигнутый уровень интеллектуального развития влияет на его интересы, а личностное развитие влияет на стремление иметь у себя определенные персональные качества.

Дисциплина, как одно из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания.

Поведение детей связано с одним из основных понятий, используемых педагогом в процессе воспитания, является дисциплина. Это слово в переводе с латыни означает «обучение, воспитание». Таким образом, дисциплина – это процесс научения образования.

Главная цель дисциплины – сформировать этические и моральные нормы и развить самоконтроль для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, которые установились в данном сообществе. Цель дисциплины в большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у детей готовность к активному послушанию. Поощрение помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного.

Наказание – сложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности. Прибегая к нему, всегда надо учитывать, когда и в какой ситуации, а также в какой связи с другими способами воздействия оно применяется; прежде всего должны быть исключены такие наказания, которые вызывают физическую боль, страх, подавляют детскую волю.

Такой подход к ребенку сопряжен с большей ответственность педагога, поскольку он предлагает необходимость постоянной импровизации и изменение привычных способов действия.

Особенности воспитания и развития детей 5-6 лет.

Дети дошкольного возраста на занятиях овладевают рядом сложных представлений о явлениях общественной жизни, о нравственных качествах. Формируются привычки культурного и организованного поведения. Усложняются требования к дисциплине детей, их взаимоотношениям со сверстниками. Значительные сдвиги происходят в области мышления, произвольного запоминания, нравственно-волевом развитии. Растущая любознательность, развивающаяся дифференцировка и углубление чувств позволяет учить детей на занятиях работать в течении определенного времени; не только слушать, но и слышать; не только видеть но и наблюдать, замечать, сравнивать, анализировать.

Для воспитания дисциплины важно учитывать, что в возрасте 5-6 лет ребенок особенно восприимчив влиянию взрослого. Так, воспитатель расширяет представления о человеке, выводя ребенка за пределы воспринимаемой ситуации. Для дошкольника становиться важной оценка педагогом не его умения, а личности в целом, поэтому он старается все делать правильно, стремиться к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми. Старшие дошкольники способны не только оценивать себя, но и достоинства другого ребенка.

Оценивая положительно активность детей, их достижения, поступки и дисциплину на занятии перед всеми детьми, педагог тем самым создает представления о том, как надо поступать в подобных случаях. Так в процессе активной деятельности дети постепенно будут овладевать всей суммой правил поведения на занятиях. Подведение итогов на занятии составляет не большой отрезок времени, однако его значение несомненно, ибо воспитатель оценивает и успехи детей, и важность решенной задачи для будущего.

Необходимо отметить, что в целом ряде случаев для формирования у детей знаний и умений определяющим оказывается воспитание у ребенка положительного отношения к учению, внимания к сверстникам, к заданиям и указаниям педагога,

Из изученного выше материала выделим основные критерии, по которым будет проводиться экспериментальная работа.

1критерий: Умение детей оценивать свою деятельность. Этот критерий относится к персональной педагогической оценке. Все занятия, проводимые по этому критерию, призваны научить детей контролировать своё поведение, управлять им с помощью моральных норм общения между людьми и умением оценивать себя.

2 критерий : Отношение детей друг к другу во время занятия. Критерии относятся к моральной педагогической оценке. Все занятия призваны дать представление о необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношении друг к другу, об умении высказывать свое мнение о друзьях, замечая и хорошие и плохи поступки.

Экспериментальная работа была проведена в три этапа: констатирующий, развивающий, контрольный эксперименты. Ведущей формой работы с детьми было проведение занятий этического и нравственного характера. Каждое занятие проводилось с целью обучить детей:

  • Принимать правильные решения в разных жизненных ситуациях;
  • Контролировать свое поведение в общении с другими людьми;
  • Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивать их с персонажей литературных произведений, подражать положительным героям;
  • Формировать представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других;
  • Дать представление, что не только в сказках добро побеждает зло;
  • Учить благополучно выходить из конфликтных ситуаций;
  • Учить культуре общения, вырабатывать у них чуткое, доброжелательное отношение к сверстникам.

Занятия проводились в виде игры, беседы, игры- драматизации. Использовались следующие приемы:

  • Игровые упражнения направленные на:
    -Развитие умения общаться «Волшебные слова».
    -Своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу».
    -Развитие умения понимать настроение окружающих.
    -Развитие умения слушать собеседника: «Узнай себя», «Буратино и дети».
  • Беседа по рассказам: Фомина «Подруги», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», Н. Калининой «Первый день в детском саду», рассказ «Добрый поступок Вани», рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».
  • Использование художественного слова: стихотворений, пословиц, поговорок.
  • Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально прожить её.
  • Продуктивный вид деятельности – рисование пиктограмм (схематичное выражение лица с разным настроением).
  • Вспомогательный прием – слушание музыки. Определение эмоционального состояния человека в соответствии с характером музыки.

Из проведенной работы можно сделать следующие выводы. Поведение ребенка – результат воспитания. Ребенок проявляет готовность следовать указаниям тех, кого любит, кому доверяет, кого считает справедливым, добрым и строгим. Важное значение, имеет коммуникативная компетентность педагога, тогда его оценка будет услышана и значима. С этой целью воспитателям были предложены рекомендации на формирование гуманных отношений между воспитателями и детьми; рекомендации для воспитателей, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми; способы повышения персональной значимости педагогической оценки.

Таким образом, чтобы повысить действенность педагогической оценки, надо получить представление о личности ребенка, исследовать все сферы его развития. Важно помнить: развитие ребенка представляет собой целостный процесс; уровень и направление развития в каждой из сфер не могут рассматриваться изолированно, так как эти сферы связаны между собой и оказывают влияние друг на друга.


Михасева Ирина Васильевна, ГБОУ школа №359 , учитель русского язы-ка и литературы, город Санкт - Петербург

Аннотация
Несмотря на многочисленные исследования, проблемы оцен-ки знаний учащихся остаются недостаточно изученными, а в рус-ле общего процесса модернизации образования закономерно возникает вопрос о необходимости совершенствования сущест-вующей системы отметок. Успех обучения во многом зависит от того, как правильно и своевременно выставлена оценка за тот или иной вид деятельности школьника. У каждого учителя долж-на быть своя система оценки. Она должна включать разнообраз-ные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

Все, наверное, знают эти строчки из стихотворения А. Л. Барто:
Я Володины отметки узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой, раздаются три звонка.
Если вдруг у нас в квартире начинается трезвон -
Значит, пять или четыре получил сегодня он.

Как знакома нам, педагогам, эта картина. Несмотря на то, что 80% проанкетированных учащихся нашей школы отмечают, что знания важнее, чем выставленная оценка, что учились бы, если оценок не ставили бы вообще, всё же оценка остаётся важным элементом в процессе обучения. Современная традиционная 5-балльная система оценивания не даёт полной картины школьной жизни. Она мало информационная. Но другой у нас пока нет. По-пробуем изобразить социальный портрет оценки:
«5» - торжествующая,
«4» - обнадёживающая,
«3» - равнодушная,
«2» -угнетающая.

Оценка. Что же это такое?
Оценка - это результат учебного труда ученика и учителя. Оценка - это определение степени усвоения обучаемыми зна-ний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения. Оценить - зна-чит установить уровень, степень или качество чего-либо.

Оценка является необходимым компонентом учебного процес-са. Почему? Потому что человек, который работает, а учёба - это работа, нуждается в определённом отношении к тому, чтобы ре-зультаты его труда оценивались. И больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его огорчает отрицатель-ная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игно-рируется, не замечается, он не востребован. Когда домашнее за-дание задаётся, но не проверяется, когда сделанное сообщение, доклад или конспект оцениваются учителем без чтения, хотя и положительно. Научные исследования показывают, что поощ-ряемые ученики достигают больших успехов по сравнению с те-ми, кто никак не поощрялся.

Однако, как выявила практика, всё происходит несколько ина-че. 78% опрошенных учителей нашей школы считают, что, оце-нивая учащегося, они проявляют педагогическое мастерство, так как, выставляя оценку, учитывают все виды деятельности учаще-гося на уроке, объём выполненной работы, индивидуальные со-циально-психологические особенности ребёнка, особенности са-мой учебной деятельности. Но при этом единицы учителей име-ют систему оценивания всех видов работ. 70% учителей исполь-зуют чаще всего в своей работе на уроке только фронтальный опрос. 10% педагогов совсем не комментируют выставленные оценки или комментируют по просьбе самого ученика, а коммен-тарии носят краткий, свёрнутый характер.
Почему это происходит? Может потому, что у нас есть некото-рые сомнения относительно целесообразности оценки за тот или иной вид работы на уроке, недостаточно ясно представляем функции оценок, подзабыли требования к выставлению оценок и не понимаем тех отрицательных последствий, к которым может привести формализм в выставлении оценок.

Каковы же функции оценок в учебном процессе? Они таковы:
. диагностическая
Проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уров-ню подготовки учащегося. Оценка - инструмент оповещения об-щественности и государства о состоянии и проблемах образова-ния в данном обществе. А проблемы есть. У нас в России 100% успеваемость! Чего, наверное, быть не может. Например, Фран-ция даёт аттестаты с положительными оценками 70% учащимся и гордится этим, так как до войны и сразу после неё их было только 50%. А в России у нас один неуспевающий - А.С. Пушкин. Ведь у него при обучении в Лицее по геометрии был «0».
. образовательная
Оценка определяет полноту и осознанность знаний, умение применить их на практике, показывает степень развития основ-ных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обоб-щение).
. личностно-ориентированная
Выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору пре-одоления заниженной самооценки учащегося и тревожности. Правильно организованный контроль и выставленная оценка снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль. Тестирование среди наших учеников показывает, что мы, учите-ля, порой не можем правильно организовать опрос и контроль. 60% учащихся говорят, что перед контрольной работой испыты-вают страх, 74% учащихся тревожит ожидание опроса.
. воспитательная
Объективно выставленная оценка должна способствовать фор-мированию навыков систематического и добросовестного отно-шения к учебным обязанностям, обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником и родителями.
. стимулирующая
Оценка оказывает на волевую сферу посредством пережива-ния успеха и неуспеха и на личность в целом.
. эмоциональная

Любой вид оценки создаёт определённый эмоциональный настрой. Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, поддержать, окрылить, но может и огорчить, усугу-бить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Так 50% опрошенных учеников, получив плохую оценку, будут переживать все выходные дни, 40% - испытывают стыд при объявлении неудовлетворительной оценки. Значит, реализация этой оценочной функции заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радость вместе с ним, огорчение вместе с ним). Ученика нужно всегда ориентировать на успех, выражать уверенность в том, что данный плохой результат может быть изменён к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - залог того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует ошибки и наметит пути их устранения.

Социальная
Учитель должен помнить, что оценка влияет на межличностные отношения в коллективе класса. По анкетам 70% учащихся бес-покоятся, что их отметка несколько хуже, чем у других учеников в классе, а 30% - волнует реакция сверстников на полученную ими оценку. Положительная оценка, несомненно, укрепляет социально-психологические позиции ученика, а негативные оценки нередко делают школьника изолированным и отвергнутым в классе. Это ведёт к снижению мотивации, активности и успешности, а иногда заставляет проявить агрессию.
. информационная

Выставленные оценки дают возможность проанализировать результаты и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса с обеих сторон, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимся.
Какие же требования нужно учитывать при выставлении оценок? Прежде всего необходимо учитывать
. психологические особенности ученика,
. объём знаний по учебному предмету,
. понимание изученного, самостоятельность суждения,
. степень систематизации и глубину знаний,
. действенность знаний, умение применять их на практике.
Оценка должна быть
. объективной и справедливой;
. выполнять стимулирующую функцию.

Нужно создать систему оценивания. Она должна быть единой применительно к конкретному классу в рамках единого образова-тельного процесса. Желательно фиксировать изменения общего уровня подготовленности учащегося и динамику его успехов. Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимися своих достижений.

Выставленные оценки обязательно нужно комментировать. Учитель должен, во-первых, указать наиболее типичные ошибки в работе учеников; во-вторых, стимулировать интерес к учению, открывая перспективы, если тема качественно будет изучена; в-третьих, комментированием нужно обеспечить согласие учащегося с выставленной оценкой, если нужно, давая возможность отстоять ученику свою точку зрения.

Заглядывая в тетрадь или дневник ученика, иногда можно встретить словесную оценку учителя. Она тоже очень важна и нужна. Но почему-то дальше слов «молодец» и «умница» дело не идёт. А сколько необходимых душевных слов можно было бы написать:
. Хорошо!
. Удивительно!
. Великолепно!
. Прекрасно!
. Грандиозно!
. Незабываемо!
. Отлично!
. Талантливо!
. Экстра-класс!
. Красота!
. Это трогает меня до глубины души.
. Именно это я давно ждала!
. Ты одарённый.
. Потрясающе!
. Замечательно!
. Неподражаемо!
. Как в сказке!
. Ты на верном пути.
. Здорово!
. Поздравляю!
. Ух!
. Я тобой горжусь.
. Работать с тобой - просто радость.
. Я знала, что тебе это по силам.
. Гораздо лучше, чем я ожидала.
. Лучше, чем все, кого я знаю.
. Я горжусь тем, тебе это удалось.
. Я просто счастлива!
Сухомлинский говорил: «Оценка - это вознаграждение за труд, а не наказание за день». Учителю при подготовке к уроку нужно помнить, что поиски необходимых форм оценки и её организация - важная задача педагога.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Век Х., «Оценки и отметки», Москва, «Просвещение», 1984г.
2. Бурцев К., «Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки»// Современная гума-нитарная гимназия, Москва, «Просвещение», 1996г.
3. http://www.coolreferat.com

Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Консультация для педагогов и родителей.

Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста.

Оценка относится к методам поощрения и наказания (положительное и отрицательное суждение педагога о деятельности и поступках ребенка в форме похвалы, одобрения, замечания, порицания и т.д.).

Основные функции оценочных воздействий.

1. Ориентирующая функция: ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своего учения;
2. Стимулирующая функция: определяет переживание ребенком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.
3. Регулирующая функция: в период дошкольного детства педагог является для ребенка непререкаемым авторитетом.

Оценка педагога.

Способствует развитию чувства долга у детей;
создает возможности для воспитания доброжелательного отношения к окружающим;
способствует формированию трудолюбия;
определяет особенности эмоционального состояния ребенка, мотивацию его деятельности и др.
Вот почему трудно переоценить значимость педагогической оценки в формировании личности дошкольника. Но практика показывает, что педагоги дошкольных учреждений часто не представляют, к каким последствиям может привести использование того или иного вида оценки.
Необходимо рассмотреть часто встречающиеся в практике виды оценок:
прямую;
предвосхищающую;
косвенную;
опосредствованную;
отсутствие оценки.
Прямая оценка (часто встречающаяся) – адресована непосредственно объекту воспитания. Она содержит конкретное указание на недопустимость или правомерность поступка или на отношение к личности ребенка. По форме прямая оценка бывает положительной или отрицательной.
Ученые пришли к выводу. Что положительная оценка вызывает у ребенка чувство эмоционального благополучия, радостного переживания соответствия своего поведения предъявляемым к нему требованиям.
Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатели формируют у него уверенность и волевое усилие. Давыдова А.И., которая изучила волю детей дошкольного возраста, утверждает:
волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех;
даже взрослым нужна большая сила воли, чтобы преодолеть неуспех в той или иной деятельности, а ребенок, у которого воля только развивается. С этим справиться не сможет.
Педагоги должны не только помочь обрести ребенку уверенность, но и показать ему успех, вызвать радостные переживания, этому способствует прямая положительная оценка.
Ориентирующая и стимулирующая функции положительной оценки.
Чтобы быть на уровне требований, которые предъявляются к процессу общения детей с взрослыми, поведение ребенка и его деятельность оцениваются и корректируются. Положительная оценка является посредством ориентации детей в своих знаниях и умениях.
Прямая отрицательная оценка также выполняет ориентирующую функцию, так как указывает на неправильный характер действий. Использование этой оценки должно быть ограничено, так как дошкольники легко ранимы и чувственны. А.С. Макаренко говорил о том, что дети, словно у них невидимые щупальца, чутко улавливают настроение взрослых и соответственно реагируют на него. Ребенок испытывает чувство обиды, если дети незаслуженно получает отрицательную оценку. Может появиться стремление, любым способом избежать – оценку. Отрицательная оценка сама по себе не обижает ребенка, если она дается спокойным тоном, в доброжелательной форме, и если она носит мотивированный характер. Злоупотреблять этой оценкой нельзя!
Эта мера применима к детям, которые обладают устойчивым чувством собственного достоинства, а если установка недостаточно развита, то – оценка не оказывает на ребенка желаемого воздействия, а лишь подрывает веру и возможности закрепить за собой положительную репутацию, и тем самым, подавляет стремление к лучшему. Поэтому вместе с прямой отрицательной оценкой, необходимо употреблять прямую предвосхищающую оценку.
Предвосхищающая оценка.
В этой оценке содержится личностная оценка, которая влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его отношение к сверстникам.
Положительная предвосхищающая оценка вызывает желание у ребенка выполнять поручение педагога («Я уверена, ты выполнишь мою просьбу»), укрепляет уверенность в своих силах и правдивости совершаемых поступков, то есть, выполняет стимулирующую функцию.
Отрицательная предвосхищающая оценка вызывает негативную реакцию, формирует неуверенность в собственных силах, выполняет депрессирующую функцию.
Положительная предвосхищающая оценка, данная в присутствии всей группы, оказывает воспитательное воздействие на всех детей, особенность этой оценки в том, что все дети могут отнести к себе эту оценку.
Таким образом, не только ребенок, но и все окружающие получают сведения о нормах и правилах поведения, о правильности выполняемых действий.
Подобное действие оказывает на детей косвенная оценка. Косвенная оценка трактуется как выражение одобрения или порицания моральных качеств и поступков другого лица. Косвенная оценка имеет особое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Мышление ребенка носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер. Поэтому ребенок должен ясно себе представлять, что от него требуют. Увидев на примере образца, что ему предстоит делать самому, он имеет возможность обратить внимание на собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека, и таким образом, осознать свои положительные и отрицательные качества. В косвенной оценке можно выделить ориентирующую и стимулирующую функции.
Ребенок, воспринимая те или иные проявления достоинств у других, «примеривается» к ним и к той оценке, которую им дают. Это вызывает эмоциональное положительное отношение к «примериваемым» образцам, что обладание такими достоинствами даст ему возможность гордиться собой. («Я также сделаю, и меня похвалят!»)
Эмоциональное отношение ребенка к образцам возникает как реакция, опосредованная его активным стремлением к удовлетворению чувства собственного достоинства, потребности в положительной оценке и самооценке.
Опосредованная оценка выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта - эта оценка чаще всего относится к детям школьного возраста. Знаменитый психолог В.Г. Ананьев выделил эту оценку в разряд оценок, не обладающих категорическим действием. Он отмечал, что педагог дает такие оценки непроизвольно, и в своей работе «Психология педагогической оценки», так описывает ситуацию: «Слушая ответ ученика, педагог не выражает своего мнения о правильном или неправильном ответе. Затем вызывает другого ученика и задает тот же вопрос. Выслушав второго ученика, говорит; «Вот это другое дело, садись! И ты садись!». Данная оценка, по его мнению, не должна применяться в практике воспитательной работы с детьми.
Отсутствие оценки - является недопустимым в педагогической практике, и ведет к формированию неуверенности в собственных силах детей, к потере ориентировки, и в дальнейшем приводит к осознанию «малоценности». Отсутствие оценки закрепляет неправильные формы поведения ребенка. Дошкольнику необходима постоянная коррекция его поведения взрослыми, путем оценки его действий.
Педагогическая оценка влияет на различные стороны воспитательного процесса, зная их особенности влияния на психику ребенка, зависимость детей от оценки воспитателя, мы предположили, что оценку можем целенаправленно использовать для оптимизации воспитательного процесса.
Педагогу необходимо помнить:
любая оценка преломляется через «внутреннюю позицию» конкретного ребенка;
позиция складывается из предшествующего опыта ребенка, его возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений.
Таким образом, можно выделить условные группы детей по определенным параметрам: сходные особенности нервной системы; степень сформированности разнообразных навыков; положение в обществе сверстников и т.д., чтобы предусмотреть, какие оценки оказываются для них более действенными при решении конкретной воспитательной задачи.
Используемая литература:
1. В.Д. Калишенко /Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста/ Журнал «Дошкольное воспитание», №10/2010.

Психология педагогической оценки

Любая оценка включает в себя квалификацию степени развития определœенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий и результатов деятельности. Педагогическая оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной образовательной программы. Необходимо различать понятия ʼʼоценкаʼʼ и ʼʼотметкаʼʼ. Оценка , в первую очередь, – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком . Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, его условно-формальным отражением . Выставленная отметка должна сопровождаться обоснованием, данным в виде развернутых вербальных суждений, объясняющих для ученика смысл отметки. Данное обоснование предполагает сравнение достижений ученика с четкими образовательными критериями.

Функции оценки:

1) констатация уровня обученности учеников;

2) стимулирование учения, положительной мотивации;

3) содействие формированию у учащихся адекватной самооценки, критического отношения к своим успехам;

4) отражение перспектив работы с каждым учеником (оценка позволяет наметить как для педагога, так и для школьника пути совершенствования знаний, умений, навыков).

Комплексный характер стимулирования успехов учащихся

в обучении и воспитании

Успехи в учении и воспитании детей напрямую зависят от мотивации. Наличие способностей не является гарантией успеха ребенка, так как в случае дефицита мотивации интеллектуальное и личностное развитие идет гораздо медленней, чем могло бы быть при благоприятных условиях. В обучении и воспитании детей имеются значительные резервы, но на практике они не полностью используются из-за недостаточной мотивации.

Причин такого состояния дел несколько. В первую очередь, до конца не известны всœе мотивы, в силу которых дети разного возраста с различными индивидуальными особенностями включаются в учение, общение и оказываются заинтересованными в приобретении новых личностных качеств, знаний, умений и навыков. Во-вторых, став взрослыми и занявшись педагогической деятельностью, мы впервые начинаем задумываться над мотивами учения детей, и это происходит уже тогда, когда мы давно вышли из детского возраста и можем только гадать о подлинных мотивах детей. Нет никакой гарантии того, что наши догадки верны. Вполне должна быть, что мы приписываем детям то, чего у них на самом делœе нет, и не догадываемся о том, что для них действительно значимо, может по-настоящему мотивировать их в учении и воспитании. В-третьих, среди самих детей существуют большие индивидуальные различия, в силу которых то, что значимо для одного ребенка, может не представлять интереса для другого. Наконец, в-четвертых, сама мотивация, понимаемая как совокупность актуально действующих мотивов, ситуационно оказывается изменчивой. По этой причинœе то, что вполне подходит для стимулирования учебных и воспитательных интересов в одних ситуациях, должна быть неадекватным для других. Одна из главных задач в обучении и воспитании детей сводится к тому, чтобы, имея в виду всœе четыре названные возможные причины изменения мотивации, научиться практически воздействовать на нее и постараться свести к минимуму факторы, снижающие мотивацию.

Стимулирование учебной и воспитательной деятельности детей должно иметь комплексный характер, включать в себя систему разно-образных побудителœей, каждый из которых применяется не часто и исходя из того, какие интересы и потребности ребенка в данный момент времени являются актуальными. Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов: органических, материальных и моральных, индивидуальных и социально-психологических. Органические - ϶ᴛᴏ стимулы, связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка (что-либо приятное физически, сладкое, вкусное). Материальные стимулы связаны с приобретением в собственное пользование каких-либо привлекательных, интересных и желательных для ребенка вещей. Моральные стимулы обращены к чувствам ребенка и связаны с удовлетворением его духовных потребностей. К их числу можно отнести удовольствие, получаемое от осознания выполненного долга, от оказания помощи другим детям, от соответствия совершенных поступков нравственным целям и ценностям. Социально-психологические стимулы содержат в себе мотивы, связанные с системой человеческих отношений. В их число включены те, которые ориентированы на повышение внимания к человеку, уважение к нему, отведение ему престижной и значимой роли и т. п. Индивидуальные стимулы содержат в себе нечто личное, существенное для данного человека, имеющее для него особенное значение.

Способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей

Главные из них - ϶ᴛᴏ внимание, одобрение, выражения признания, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека.

Доброжелательноевнимание к человеку всœегда считалось одной из действенных форм его поощрения. Человеку приятно, когда он вызывает к себе повышенный интерес со стороны окружающих людей, особенно значимых для него, когда он пользуется вниманием. Такое внимание означает, что его ценят, выделяют среди окружающих людей. И, напротив, когда на человека не обращают внимания, когда его не замечают, то это вызывает у него неприятное чувство. Дети очень ценят внимание к себе со стороны взрослых, стараются добиться его, прибегая к разного рода приемам. Иногда дети преднамеренно делают что-то необычное, совершают определœенные поступки и даже проступки исключительно ради того, чтобы привлечь к себе внимание. Нередко внимание сопровождается одобрением, что в свою очередь усиливает его стимулирующую роль.

Одобрение выступает как вербальная или невербальная позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ребенок.

Признание представляет собой выделœение тех или иных достоинств у оцениваемого лица и их высокую оценку. В отличие от внимания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не связано с осознанием того, чем конкретно оно вызвано, или одобрения, в котором также особо не подчеркивается предмет оценки, признание определяет его и дает понять оцениваемому лицу, за что конкретно его ценят. Признание вместе с тем выступает как выделœение и оценка тех достоинств, по которым оцениваемое лицо отличается от других, в т.ч. и того, кто его характеризует.

Поддержка как способ стимулирования проявляется в том, что учитель одобряет конкретные действия ученика, стимулирует его на повторение или успешное завершение этих действий. Поддержка должна быть предложена в форме сочувствия, морально подкрепляющего ребенка или содействия, т. е. выполнения взрослыми таких практических действий, которые способствуют активизации деятельности ребенка. Чаще под-держка как средство стимулирования проявляется тогда, когда ребенок нуждается в помощи со стороны.

Награда принято понимать и воспринимается как способ материальной поддержки или оценки действий ребенка. Награда становится стимулом деятельности тогда, когда она заслужена и соответствует как прилагаемым усилиям, так и реальному результату. В случае если в характере награды не учитывается то или другое, то ее стимулирующая роль снижается.

Следующие способы стимулирования – усиление социальной роли, престижа и статуса – являются социально-психологическими средствами стимулирования действий учащихся и воспитанников. Οʜᴎ связаны с повышением авторитета ребенка в глазах окружающих его значимых людей. Роли, которые в жизни исполняют дети, обладают различной ценностью и привлекательностью для них. К примеру, роль лидера обычно высоко ценится среди детей, а роль изгоя, которого никто не любит, не уважает и над которым всœе смеются, является одной из наименее привлекательных. Под престижем принято понимать степень уважения, признания, которым пользуется ребенок среди значимых для него людей. Статусом принято называть действительное положение ребенка в системе межличностных отношений (социометрический статус, к примеру). Он мо-жет быть изменен с помощью описанных выше приемов.

Виды педагогической оценки

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные.

Предметные оценки касаются того, что делает или уже сделал ребенок, но не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, содержание, процесс и результат деятельности, но не сам субъект.

Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, приле-жание и т. п.

В случае предметных оценок ребенок стимулируется к совер-шенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а случае персональных, субъективных – через оценивание того, как он это делает и какие качества при этом проявляет.

Материальные педагогические оценки включают разные способы стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлека-тельные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей детей.

Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.

Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто.

Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в базе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.

Количественные педагогические оценки соотносятся с объёмом выполненной работы, к примеру с числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п.

Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателœей ее совершенства.

В более общем виде можно выделить три основные группы оценок (по А.И. Лунькову):

- личностные – когда оценивается продвижение ученика по отношению к его среднему уровню знаний, навыков, мышления, т. е. ребёнок сравнивается сам с собой;

- сопоставительные – когда ученики сравниваются между собой;

- нормативные – когда достижения ребёнка оцениваются относительно некоторой безличной норы выполнения задания.

Условия эффективности педагогической оценки

Под эффективностью педагогической оценки принято понимать ее стиму-лирующая роль в обучении и воспитании. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к само-совершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально-полезных форм культурного поведения. Мотивация к интеллектуальному и личностно-поведенческому развитию у ребенка должна быть внешней и внутренней. Внутренняя мотивация считается более сильной, чем внешняя, в связи с этим под более эффективной педагогической оценкой обычно понимают такую, которая создает и поддерживает у ребенка внутреннюю мотивацию учения и воспитания. Наилучшей, однако, является такая психолого-педагогическая ситуация, которая, порождая внутреннюю мотивацию, одновременно поддерживает ее соответствующей внешней стимуляцией, т. е. когда стремление ребенка к психологическому совершенствованию подкрепляется созданием благоприятных для этого внешних условий.

Представления об эффективности педагогической оценки имеют индивидуальный и социально-специфический характер.
Размещено на реф.рф
Индивидуальный характер представлений и действия педагогической оценки проявляется в том, что ее эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его актуальных потребностей. Действенной будет та педагогическая оценка, которая соотносится с тем, что более всœего интересует ребенка. Для того чтобы на практике определить индивидуальный характер оценки, крайне важно хорошо знать систему интересов и потребностей ребенка, их ситуативную иерархию, динамику изменения со временем.

Когда говорят о социально-специфическом характере педагогической оценки, имеют в виду два обстоятельства. В первую очередь, то, что в условиях различных культур в системе обучения и воспитания отдается предпочтение разным видам педагогических оценок. К примеру: в современных обществах североамериканского типа, наиболее действенными являются материальные стимулы, в условиях азиатских культур – морально-религиозные. Во-вторых, социально-специфический характер педагогической оценки проявляется в том, что такая оценка должна быть различной по своей эффективности исходя из социальной ситуации, в которой она дается. Сказанное позволяет сформулировать следующие способы повышения персональной значимости педагогической оценки:

1) систематическое изучение и учет индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка;

2) актуализация тех потребностей и интересов ученика, которые соответствуют имеющимся в распоряжении педагога стимулам;

3) варьирование характера педагогических оценок с целью избегания привыкания к ним ребенка;

4) применение педагогических оценок, которые дают ребенку значимые для него люди – те, кого он уважает и кому доверяет.

Психология педагогической оценки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психология педагогической оценки" 2017, 2018.