Биографии Характеристики Анализ

Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий

Евгений Павлович Ильин

Психология индивидуальных различий

Предисловие

В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, рассматриваемых в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Проблемы дифференциальной психофизиологии были изложены мною в ранее изданной книге «Дифференциальная психофизиология» (2001). Эта книга частично вошла и в данное учебное пособие, правда, в переструктурированном виде и с некоторыми дополнениями и сокращениями, что продиктовано объемом последнего. Так, в «Психологию индивидуальных различий» не включена часть 5 «Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии»; интересующиеся этой проблемой могут обратиться к указанному выше изданию. Не рассматриваются также различия между мужчинами и женщинами. Эта проблема получила достаточно полное освещение в другой моей книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2002).

Новые главы данного учебного пособия в основном посвящены вопросам, которые рассматриваются в дифференциальной психологии.

Следует сразу пояснить, о каких же индивидуальных различиях будет сказано в настоящей книге. Это различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей. Качественные различия – выражение количественных, однако последние нередко бывают столь велики, что люди, находясь на разных полюсах континуума (т. е. когда тот или иной психологический или психофизиологический параметр проявляется у них в неодинаковой мере), ведут себя и работают по-разному.

Вместе с тем при существующих различиях обнаруживается и качественное (типовое) сходство людей – в степени выраженности тех или иных параметров, в образе поведения, в стиле деятельности и общения и т. д. Будучи индивидуальными, присущими конкретному человеку, эти качественные различия свойственны также другим индивидуумам, т. е. их можно назвать типическими. О типических различиях и говорят, когда людей делят на сильных и слабых, добрых и жадных, эмоциональных и неэмоциональных и т. д. Однако, например, среди сильных тоже наблюдаются количественные различия: один человек сильный, но не в той степени, как другой, а тот – не как третий и т. п.

Б. М. Теплов указывал на необходимость качественного подхода к индивидуальным различиям. Именно качественные типовые и индивидуальные различия между людьми и рассматриваются в данной книге. В то же время речь пойдет и об их генезе (происхождении): какова их обусловленность – генетическая либо же социальная, а также об их влиянии на поведение и эффективность деятельности человека. Соответственно на основе индивидуально-типических особенностей человека как индивида и личности можно с определенной долей вероятности прогнозировать особенности его поведения, эффективность его деятельности и создать оптимальные для каждого человека условия, способствующие такой эффективной деятельности. В этом заключается практическая значимость данного раздела психологической науки, очевидная для корифеев отечественной физиологии и психологии И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина.

Приведу отрывок из предисловия Е. А. Климова к книге В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986).

Когда лаборатория Б. М. Теплова погрузилась в вопросы физиологии типов высшей нервной деятельности (сам же Борис Михайлович бросил фразу, что в вопросах типологии он теперь более физиолог, чем сами физиологии), В. С. Мерлин говаривал примерно так: «Молодец, Борис Михайлович! Его ругают за отход от практики, от школы, даже от психологии, а он глубоко прав, потому что без знания реальных основ индивидуальных психологических различий двигаться в практику по-настоящему нельзя» (с. 12).

При написании книги я придерживался принципа историзма, т. е. описывал этапы развития учения об индивидуальных различиях людей в последовательности, как это происходило на самом деле, – начиная с изучения обобщенных характеристик (типов темперамента и конституции) до рассмотрения частных индивидуальных (свойств нервной системы, темперамента и личности), возвращаясь затем снова к обобщенной – индивидуальности. Казалось бы, логичнее излагать материал иным образом – продвигаться от описания частных характеристик к представлению обобщенных, но у такого пути есть свои минусы. В частности, невозможным представляется показать трудность формирования позиций ученых разных поколений по проблеме индивидуальных различий, сложно также было бы осветить не только открытия психологов, но и допущенные ими ошибки.

Книга состоит из пяти частей. В первой рассматриваются различные подходы к обобщенным индивидуальным характеристикам человека – типам темперамента и личности. Вторая часть посвящена особенностям проявления свойств нервной системы, которые представляют природную основу индивидуальных различий. В третьей части речь идет об индивидуальных различиях в поведении.

В четвертой части осмысливается эффективность деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей. Эта часть состоит из трех разделов. Первый посвящен фундаментальной для дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии проблеме способностей и одаренности, от которых во многом зависит эффективность деятельности индивидуума. Второй раздел касается стилей деятельности и руководства, в которых проявляются индивидуальные особенности человека. Третий раздел содержит богатый эмпирический материал о влиянии типологических особенностей на успешность различных видов деятельности людей. Помимо чисто теоретического значения (проблема соотношения биологического и социального в развитии человека), знание этих фактов имеет и большое практическое значение, так как на их основе осуществляется (или должен осуществляться) отбор людей для различных сфер профессиональной и спортивной деятельности, подбирается оптимальная для данного субъекта методика обучения и тренировки, стиль деятельности.

Пятая часть учебного пособия касается связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям. Этот вопрос мало освещается в специальной литературе. По крайней мере, ни в одной книге, посвященной индивидуальным различиям, об этом даже не упоминается.

Следует особо подчеркнуть, что предлагаемое пособие предназначено тем, кто уже знаком с основами психологии, физиологии нервной системы и психофизиологии. Поэтому у неподготовленного человека при чтении данной книги могут возникнуть некоторые затруднения.

Я старался показать проблему индивидуальных различий не в виде аксиоматичных положений, а осветить ее во всей сложности, не скрывая противоречий, ошибочных суждений, существующих в истории науки, чтобы побудить читателя к раздумьям, к активной мыслительной деятельности и, в конце концов, к обретению собственной точки зрения на рассматриваемую проблему. Большое число ссылок на литературные источники обусловлено моим желанием придать высказываемым в книге положениям научную обоснованность, аргументированность.

В книге дается приложение, где приводятся методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в пособии вопросы.

Я надеюсь, что книга окажется полезной для практических психологов, медиков, а также для вузовских преподавателей психологии и будет способствовать ликвидации существующего разрыва между физиологическими и психологическими знаниями, получаемыми психологами. Она вместе с тем может оказаться интересной и для физиологов, изучающих человека, помогая им познать психологические проявления физиологических процессов. Книга также может принести пользу и педагогам, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.

Евгений Павлович Ильин

Психология индивидуальных различий

Предисловие

В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, рассматриваемых в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Проблемы дифференциальной психофизиологии были изложены мною в ранее изданной книге «Дифференциальная психофизиология» (2001). Эта книга частично вошла и в данное учебное пособие, правда, в переструктурированном виде и с некоторыми дополнениями и сокращениями, что продиктовано объемом последнего. Так, в «Психологию индивидуальных различий» не включена часть 5 «Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии»; интересующиеся этой проблемой могут обратиться к указанному выше изданию. Не рассматриваются также различия между мужчинами и женщинами. Эта проблема получила достаточно полное освещение в другой моей книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2002).

Новые главы данного учебного пособия в основном посвящены вопросам, которые рассматриваются в дифференциальной психологии.

Следует сразу пояснить, о каких же индивидуальных различиях будет сказано в настоящей книге. Это различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей. Качественные различия – выражение количественных, однако последние нередко бывают столь велики, что люди, находясь на разных полюсах континуума (т. е. когда тот или иной психологический или психофизиологический параметр проявляется у них в неодинаковой мере), ведут себя и работают по-разному.

Вместе с тем при существующих различиях обнаруживается и качественное (типовое) сходство людей – в степени выраженности тех или иных параметров, в образе поведения, в стиле деятельности и общения и т. д. Будучи индивидуальными, присущими конкретному человеку, эти качественные различия свойственны также другим индивидуумам, т. е. их можно назвать типическими . О типических различиях и говорят, когда людей делят на сильных и слабых, добрых и жадных, эмоциональных и неэмоциональных и т. д. Однако, например, среди сильных тоже наблюдаются количественные различия: один человек сильный, но не в той степени, как другой, а тот – не как третий и т. п.

Б. М. Теплов указывал на необходимость качественного подхода к индивидуальным различиям. Именно качественные типовые и индивидуальные различия между людьми и рассматриваются в данной книге. В то же время речь пойдет и об их генезе (происхождении): какова их обусловленность – генетическая либо же социальная, а также об их влиянии на поведение и эффективность деятельности человека. Соответственно на основе индивидуально-типических особенностей человека как индивида и личности можно с определенной долей вероятности прогнозировать особенности его поведения, эффективность его деятельности и создать оптимальные для каждого человека условия, способствующие такой эффективной деятельности. В этом заключается практическая значимость данного раздела психологической науки, очевидная для корифеев отечественной физиологии и психологии И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина.

Приведу отрывок из предисловия Е. А. Климова к книге В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986).

...

Когда лаборатория Б. М. Теплова погрузилась в вопросы физиологии типов высшей нервной деятельности (сам же Борис Михайлович бросил фразу, что в вопросах типологии он теперь более физиолог, чем сами физиологии), В. С. Мерлин говаривал примерно так: «Молодец, Борис Михайлович! Его ругают за отход от практики, от школы, даже от психологии, а он глубоко прав, потому что без знания реальных основ индивидуальных психологических различий двигаться в практику по-настоящему нельзя» (с. 12).

При написании книги я придерживался принципа историзма, т. е. описывал этапы развития учения об индивидуальных различиях людей в последовательности, как это происходило на самом деле, – начиная с изучения обобщенных характеристик (типов темперамента и конституции) до рассмотрения частных индивидуальных (свойств нервной системы, темперамента и личности), возвращаясь затем снова к обобщенной – индивидуальности. Казалось бы, логичнее излагать материал иным образом – продвигаться от описания частных характеристик к представлению обобщенных, но у такого пути есть свои минусы. В частности, невозможным представляется показать трудность формирования позиций ученых разных поколений по проблеме индивидуальных различий, сложно также было бы осветить не только открытия психологов, но и допущенные ими ошибки.

Книга состоит из пяти частей. В первой рассматриваются различные подходы к обобщенным индивидуальным характеристикам человека – типам темперамента и личности. Вторая часть посвящена особенностям проявления свойств нервной системы, которые представляют природную основу индивидуальных различий. В третьей части речь идет об индивидуальных различиях в поведении.

В четвертой части осмысливается эффективность деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей. Эта часть состоит из трех разделов. Первый посвящен фундаментальной для дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии проблеме способностей и одаренности, от которых во многом зависит эффективность деятельности индивидуума. Второй раздел касается стилей деятельности и руководства, в которых проявляются индивидуальные особенности человека. Третий раздел содержит богатый эмпирический материал о влиянии типологических особенностей на успешность различных видов деятельности людей. Помимо чисто теоретического значения (проблема соотношения биологического и социального в развитии человека), знание этих фактов имеет и большое практическое значение, так как на их основе осуществляется (или должен осуществляться) отбор людей для различных сфер профессиональной и спортивной деятельности, подбирается оптимальная для данного субъекта методика обучения и тренировки, стиль деятельности.

Пятая часть учебного пособия касается связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям. Этот вопрос мало освещается в специальной литературе. По крайней мере, ни в одной книге, посвященной индивидуальным различиям, об этом даже не упоминается.

Следует особо подчеркнуть, что предлагаемое пособие предназначено тем, кто уже знаком с основами психологии, физиологии нервной системы и психофизиологии. Поэтому у неподготовленного человека при чтении данной книги могут возникнуть некоторые затруднения.

Я старался показать проблему индивидуальных различий не в виде аксиоматичных положений, а осветить ее во всей сложности, не скрывая противоречий, ошибочных суждений, существующих в истории науки, чтобы побудить читателя к раздумьям, к активной мыслительной деятельности и, в конце концов, к обретению собственной точки зрения на рассматриваемую проблему. Большое число ссылок на литературные источники обусловлено моим желанием придать высказываемым в книге положениям научную обоснованность, аргументированность.

В книге дается приложение, где приводятся методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в пособии вопросы.

Я надеюсь, что книга окажется полезной для практических психологов, медиков, а также для вузовских преподавателей психологии и будет способствовать ликвидации существующего разрыва между физиологическими и психологическими знаниями, получаемыми психологами. Она вместе с тем может оказаться интересной и для физиологов, изучающих человека, помогая им познать психологические проявления физиологических процессов. Книга также может принести пользу и педагогам, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.

1.1. Начало развития представлений об индивидуально-типических различиях

Зарождение дифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом. Со временем стало заметно, что для людей характерны индивидуальные различия в поведении. Естественно, это заставило систематизировать наблюдаемые отличия, дать им определенное научное объяснение. И не случайно уже в Древней Греции философы обсуждали эту проблему. Платон в книге «Государство» писал, что два человека не могут быть совершенно одинаковыми: каждый отличается от другого своими способностями, поэтому одному следует заниматься каким-либо своим делом, а другому – своим. Более того, Платон предложил, как бы сейчас сказали, тест на профессиональную пригодность к солдатской службе.

Название : Психология индивидуальных различий.

В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии (различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей). В приложении приводятся методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в пособии вопросы. Книга адресована практическим психологам, медикам, ВУЗовским преподавателям психологии, физиологам и педагогам.


Содержание
Глава 1. Краткий экскурс в историю изучения различий между людьми
Глава 2. Учение о темпераменте.
Глава 3. Новые подходы к изучению типологических различий между людьми
Глава 4. Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их про явления
Глава 5. Характеристика отдельных свойств нервной системы
Глава 6. Методические вопросы изучения свойств нервной системы. 123
Глава 7. Различия в проявлении свойств темперамента.134
Глава 8. Различия в эмоциональных проявлениях. 152
Глава 9. Мотивационные различия. 182
Глава 10. Различия в проявлении СИЛЫ воли. 199
Глава 11. Индивидуальность человека. 209
Глава 12. Два подхода к рассмотрению способностей. 221
Глава 13. Способности и одаренность. 241
Глава 14. Общие представления о стиле деятельности. 279
Глава 15. Стили профессиональной и учебной деятельности. 288
Глава 16. Информационные (познавательные) стили и типы личности. 307
Глава 17. Стили руководства и общения. 325
Глава 18. Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности. 352
Глава 19. Дифференциальное психофизиологические аспекты становления профессионала. 370
Глава 20. Успешность учебной деятельности и типологические особенности. 382
Глава 21. Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента. 394
Глава 22. Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов. 412
Глава 23. Индивидуальные особенности и патология.

Новый подход В. Вундта к темпераменту .
Постепенно среди ученых все более крепло убеждение в том, что свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими тратами организма - со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их силу (интенсивность) и протекание во времени. Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, предложенная В. Вундтом (W. Wundt, 1893).

Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту - данное представление нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость - для ощущения.

Придерживаясь такого взгляда, В. Вундт выделил два биполярных свойства темперамента: силу и быстроту изменения (стабильность - нестабильность) эмоции, подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида (см. табл. 2.1). Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью образуют холерический темперамент, небольшая сила эмоциональных реакций в сочетании с их нестабильностью - сангвинический темперамент и т. д.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология индивидуальных различий - Ильин Е. П. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

СПб.: Питер, 2004. — 701 с. — (Мастера психологии).В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии (различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей). В приложении приводятся методики изучения
индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в пособии вопросы. Книга адресована практическим психологам, медикам, вузовским преподавателям психологии, физиологам и педагогам.Предисловие.
Краткий экскурс в историю изучения различий между людьми.
Начало развития представлений об индивидуально-типических различиях.
Зарождение дифференциальной психологии как науки.
Дифференциальная психофизиология как часть дифференциальной психологии.
первая. Типы темперамента и личности.
Учение о темпераменте.
Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента.
Описание типов темперамента И. Кантом.
Новый подход В. Вундта к темпераменту.
Конституциональный подход к темпераменту.
Генетическая теория типов темперамента К. Конрада.
Представления И. П. Павлова и его учеников о типах темперамента.
Психологические (факторные) теории темперамента.
Типология К. Юнга.
Типы темперамента (акцентуации характера) по К. Леонгарду.
Новые подходы к изучению типологических различий между людьми.
Представления о темпераменте Г. Айзенка.
Подход к изучению темперамента в пермской психофизиологической школе В. С. Мерлина.
Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова.
Регуляторная теория темперамента Я. Стреляу.
Подходы западных психологов к изучению типов темперамента.
Изменяются ли темпераментные особенности с возрастом? .
Соотношение темперамента и характера.
Типы личности.
вторая. Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий.
Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления.
Соотношение понятий «свойство нервной системы» и «типологические особенности проявления свойства нервной системы».
Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы.
Структура и классификация свойств нервной системы.
Парциальные и общие свойства нервной системы.
Характеристика отдельных свойств нервной системы.
Сила нервной системы.
Подвижность — инертность и лабильность нервных процессов.
Баланс нервных процессов.
Свойства нервной системы и гормоны.
Возрастно-половые особенности проявления свойств нервной системы.
Методические вопросы изучения свойств нервной системы.
«Произвольные» и «непроизвольные» методики изучения свойств нервной системы.
О методах наблюдения и опроса при изучении свойств нервной системы.
Пути повышения надежности диагностики типологических особенностей проявления свойств нервной системы.
третья. Индивидуальные различия в поведении.
Различия в проявлении свойств темперамента.
Экстравертированные — интровертированные типы.
Ригидные — пластичные типы.
Активные — пассивные типы.
Чувствительные (сенситивные) типы.
Связь личностных особенностей со свойствами нервной системы.
Различия в эмоциональных проявлениях.
Эмоциональные — неэмоциональные типы.
Эмоционально стабильные — нестабильные типы.
Модальностные эмоциональные типы.
Оптимисты — пессимисты.
Застенчивые.
Сентиментальные.
Эмпатийные.
Совестливые.
Обидчивые.
Гневливые и агрессивные.
Ревнивцы и завистливые.
Мотивационные различия.
Индивидуальные особенности мотивации.
Два типа людей: стремящиеся к достижению и избегающие неудачи.
Различия в самооценке и уровне притязаний.
Внушаемость, конформность и негативизм как индивидуальные особенности, влияющие на процесс мотивации.
«Включенность в задачу» и азартность как индивидуальное выражение стремления к достижению цели.
Различия в проявлении «силы воли».
Терпеливые — нетерпеливые.
Упорные и упрямые.
Настойчивые.
Различия людей по самообладанию.
Есть ли «волевые» и «безвольные» люди? .
Волевые качества и свойства нервной системы.
Индивидуальность человека.
Понятие индивидуальности.
Б. Г. Ананьев об индивидуальности.
Представления В. С. Мерлина об интегральной индивидуальности.
Личность и индивидуальность.
четвертая. Индивидуальные особенности и деятельность.
первый. Способности как прогностический критерий различий между людьми по эффективности деятельности.
Два подхода к рассмотрению способностей.
Краткий исторический обзор изучения проблемы способностей.
Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей.
Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей.
Способности и одаренность.
Одаренность.
Об «общих» и «специальных» способностях и одаренности.
Связь способностей и одаренности со склонностью к определенному виду деятельности.
Роль деятельности в проявлении и развитии способностей и одаренности.
Связь способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.
Соотношение понятий способности и качества.
Компенсация способностей и компенсаторные отношения.
Измеряемы ли способности и одаренность? .
второй. Стили деятельности человека.
Общие представления о стиле деятельности.
Понятие о стиле деятельности.
Факторы, влияющие на выбор стиля деятельности.
Стили деятельности и способности.
Виды стилей деятельности.
Структура стиля деятельности.
Пути и механизмы формирования стиля деятельности.
Стиль деятельности и ее эффективность.
Стили профессиональной и учебной деятельности.
Стили производственной деятельности.
Стили педагогической деятельности.
Стили спортивной деятельности.
Стили деятельности музыкантов-инструменталистов.
Стили учебной деятельности.
Информационные (познавательные) стили и типы личности.
Когнитивные стили.
Догматизм как индивидуальная психологическая характеристика.
Креативные личности.
Специальные типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову.
Склад ума и типы мышления.
Об эмоциональных стилях.
Стили руководства и общения.
Понятие о стиле руководства.
Классификации стилей руководства.
Стиль руководства и личностные особенности.
Эффективность различных стилей руководства.
Отношение подчиненных к различным стилям руководства.
Стили общения как отражение стиля руководства.
Стили самопрезентации.
Стили родительского воспитания.
Стили привязанности детей к матери.
третий. Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы и темперамента.
Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности.
Эффективность монотонной деятельности в связи с типологическимиособенностями.
Эффективность деятельности в экстремальных ситуациях и типологические особенности.
Операциональная напряженность и типологические особенности.
Эффективность деятельности, требующей концентрации и устойчивости внимания, в связи с типологическими особенностями.
Успешность деятельности руководителей и типологические и личностные особенности.
Артистическая деятельность и типологические особенности.
Эффективность интеллектуальной профессиональной деятельности и типологические особенности.
Эффективность групповой деятельности и типологические особенности.
Стимулирование деятельности лиц с различными типологическими особенностями.
Дифференциально-психофизиологические аспекты становления профессионала.
Роль типологических особенностей в становлении профессионала.
Дифференциально-психофизиологические аспекты профессиональной ориентации и отбора.
Индивидуальные особенности и удовлетворенность работой.
Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального обучения и тренировки.
Профессиональная адаптация лиц с различными типологическими особенностями.
Успешность учебной деятельности и типологические особенности.
Типологические особенности и учебная успеваемость.
Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий.
Приемы и методы обучения и воспитания и типологические особенности.
Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента.
Отказ разделять типологические особенности проявления свойств нервной системы на «хорошие» и «плохие».
Необходимость выявления типологических комплексов.
Адекватность понимания связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением.
Учет типов статистических связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением.
Учет этапа овладения профессиональным мастерством.
Использование системного подхода при изучении связи типологических особенностей с эффективностью деятельности.
Принципы прогнозирования эффективности деятельности по типологическим особенностям.
пятая. Здоровье и индивидуальные особенности.
Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов.
Копинг-стратегии.
Виды механизмов психологической защиты и индивидуальные особенности их использования.
Типология личностей по Келлерману—Плутчику согласно использованию защитного механизма.
Типы реагирования на фрустрацию.
Индивидуальные особенности и патология.
Типы личности, предрасположенные к определенным болезням.
Личностные особенности и здоровье.
Типы отношения людей к своей болезни.
Приложение I. Словарь основных психологических и физиологических понятий.
Приложение II. Методики изучения индивидуальных особенностей.
Методики выявления типов и свойств темперамента.
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) (В. М. Русалов).
Методика «Определение преобладающего типа темперамента».
Методика «Шкала оценок для измерения реактивности ученика» (Я. Стреляу).
Опросник «Исследование психологической структуры темперамента» (Б. Н. Смирнов).
Методика «Свойства и формула темперамента».
Опросник Гекса для определения характерологических особенностей личности.
Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс).
Методика Д. Кейрси.
Ответный бланк к опроснику Д. Кейрси.
Тест-опросник для диагностики свойств и типа темперамента (EPQ, форма А) (Г. Айзенк).
Опросник Г. Айзенка (подростковый).
Методика определения уровня личностной тревожности (Ч. Спилбергер).
Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк).
Опросник для выявления выраженности макиавеллизма.
Опросник для оценки уровня инфантильности (психопатии) личности.
Опросник В. Гербачевского для выявления уровня притязаний.
Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы.
Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович).
Методика «Определение эмоциональной возбудимости» (П. В. Симонов).
Методика «Эмоциональная возбудимость — уравновешенность» (Б. Н. Смирнов).
Методика «Определение эмоциональности» (В. В. Суворова).
Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е. П. Ильин).
Методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов).
Методика «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко).
Экспериментальный метод изучения эмпатии.
Методика «Оптимист — пессимист».
Тест «Пессимист или оптимист».
Шкала оптимизма—активности.
Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы.
Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер).
Методика «Импульсивность».
Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерс).
Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс).
Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан).
Методика «Измерение рациональности».
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Вопросник для диагностики игровой аддикции (азартности).
Методики изучения индивидуальных особенностей поведения.
Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек).
Методика измерения застенчивости.
Методика «Склонность к экзальтированности» (В. В. Бойко).
Шкала поиска ощущений (Sensation SeeKing Scale) М. Цукермана (1978).
Опросник X. Смишека «Диагностика типов акцентуации черт характера и темперамента по К. Леонгарду».
Тест «Эгоцентрические ассоциации».
Методика «Шкала совестливости».
Опросник «Ауто- и гетероагрессия» (Е. П. Ильин).
Методика «Диагностика склонности к агрессивному поведению» (А. Ассингер).
Методика «Конфликтная личность».
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).
Методика «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев).
Экспериментально-психологическая методика изучения типа фрустрационных реакций.
Методика «Шкала робость—стеснительность».
Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).
Методики выявления связей между индивидуальными особенностями и болезнями.
Диагностика типов отношения к болезни (ТОБОЛ).
Опросник для выявления людей типа А.
Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы.
Опросник для самооценки терпеливости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко).
Методики экспериментального изучения упорства.
Методика «Неразрешимая задача».
Методика Н. В. Витт.
Опросник для самооценки упорства (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко).
Опросник для самооценки настойчивости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко).
Методика изучения терпеливости при задержке дыхания (М. Н. Ильина, А. И. Высоцкий).
Динамометрический метод изучения терпеливости (М. Н. Ильина).
Методика по выявлению уровня смелости (Г. А. Калашникова).
Экспериментальные методики изучения решительности (И. П. Петяйкин).
Методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта.
Шкала «Социальная смелость».
Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы.
Методики изучения силы нервной системы.
Методики изучения подвижности нервных процессов.
Методики, определяющие функциональную подвижность через лабильность.
Методики изучения баланса нервных процессов.
Методики выявления стилей перцептивно-интеллектуальной деятельности.
Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности».
Методики выявления когнитивных стилей.
Опросник Б. Кадырова для выявления соотношения двух сигнальных систем.
Методика Е. А. Климова по выявлению соотношения сигнальных систем.
Методика Б. Б. Коссова для диагностики специально человеческих типов высшей нервной деятельности.
Методики изучения стилей руководства.
Методика «Самооценка стиля управления».
Методика «Стиль руководства» (А. Л. Журавлев).
Методика «Склонность к определенному стилю руководства» (Е. П. Ильин).
Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам.
Методика «Дипломатичный и авторитарный стили поведения на деловом совещании».
Методика «Стиль управления».
Литература.

  • Возможность скачивания данного файла заблокирована по требованию правообладателя.
  • С условиями приобретения этих материалов можно ознакомиться