Биографии Характеристики Анализ

Бинтование душевных ран или психотерапия? Посттравматическое стрессовое расстройство. Обучение психотерапии зависимости

Наиболее простая классификация специалистов в области практической психологии такова:

· психологи-консультанты (профессионалы, имеющие высшее психологическое образование, и практическую подготовку, а также прошедшие личную терапию);

· неаналитические психотерапевты (это психологи, которые помимо высшего психологического образования и практической подготовки, получили какую-либо специализацию: телесно-ориентированную, психодраматическую, гештальт и т.д.);

· психоаналитики (об их подготовке будет рассказано более подробно).

Ниже (в рамках конкретной статьи) я буду часто объединять психологов-консультантов и непсихоаналитических психотерапевтов под общим словом «психолог».

Психоаналитики нередко считают психоанализ элитным направлением практической психологии. Или даже чем-то большим, чем обычная психология и неаналитическая психотерапия. Почему же далеко не все психологи и психотерапевты выбирают психоанализ и более того, подчеркивают, что психологи и психоаналитики - это далеко не одно и то же? Тому есть ряд причин:

· Психоанализ - очень и очень длителен .

Пациент посещает психоаналитика от трех до пяти раз в неделю в течение трех-пяти лет, для решения проблемы, с которой психолог зачастую справляется в сроки от трех - десяти сеансов до полугода работы, встречаясь с клиентом один - два раза в неделю.

Да, есть и проблемы, требующие длительной (на год или даже годы) работы, например, глубокая коррекция личности или последствия детской травмы. Но это - вынужденная необходимость, а не изначальная задумка. Только психоанализ с самого начала закладывается как на «разумный срок» на три - пять лет работы с клиентом.

· Пациент психоаналитика должен отвечать ряду требований :

Например, он должен быть подготовленным человеком. Какой обычный «клиент с улицы» поверит, что причина всех его жизненных сложностей в том, что в детстве он видел, как раздевается тётя Клава? Для того чтобы отследить связь между тётиклавиным бюстом и тем, что тебя за последний год четыре раза уволили с работы надо иметь очень пытливый ум. А для того, чтобы захотеть это отследить, ум должен быть еще и весьма изощренным.

Я хочу проиллюстрировать предыдущее утверждение цитатой из книги Ральфа Гринсона «Техника и практика психоанализа»:

«Двадцатисемилетняя женщина, миссис К. хотела пройти анализ по различным причинам. В течение нескольких лет у нее бывали моменты бесчувственности, оцепенелости, «ухода», ощущения себя «зомби». Кроме того, у нее бывали периоды депрессии, она была не способна испытывать оргазм при сексуальных отношениях, и недавно появились импульсивно-навязчивые идеи иметь половую связь с негром. Последний симптом был наиболее мучитилен для нее, именно он вынудил ее обратиться за лечением.

(…)

Случай миссис К. я использовал как пример постепенного постижения того факта, что негр был маской для властного, сексуально привлекательного и внушающего страх в период ее пубертата рыжеволосого отчима. Имаульсивно-навязчивая идея о сексуальных отношениях с неграми была продемонстрирована как произошедшая частично от инцестуозного страстного желания отчима. Это было также ширмой для садомазахистских импульсов и скрывало «туалетизацию» сексуальности. Негр также представляет собою конденсацию анально-фаллического мужчины - представления относящегося к ее трехлетнему возрасту. Болезненное качество симптома было результатом самонаказания из-за вины за запретные влечения».

Пациент должен быть достаточно богатым. У кого еще есть деньги на то, что бы посещать специалиста так часто? Кроме того, консультация психоаналитика нередко стоит дороже, чем консультация психолога.

Пациент должен быть способным и склонным к глубокой рефлексии (весь метод построен на весьма тонком анализе снов, скрытых желаний, переноса чувств с близких или значимых людей на аналитика). Сам Фрейд утверждал, что примитивные, «с логикой борща и галушек» пациенты аналитически не курабельны.

И, наконец, что бы посещать аналитика нужно иметь достаточно много свободного времени (пять дней в неделю по 50 минут, и не факт, что кабинет психоаналитика находится рядом с домом пациента).

Скрытным, алекситимичным (не находящимся в контакте со своими чувствами), неустойчивым (например, неспособным переходить от состояния глубокого регресса, в которое погружается пациент во время сессии, к состоянию взрослого), пограничным (страдающим пограничным личностным расстройством) и многим другим людям психоанализ также не подойдет.

Тогда как препятствием к работе с психологом может стать по большому счету только отсутствие желания клиента и некоторых тяжелые психические расстройства.

· Психоанализ - чрезмерно однобоко рассматривает человека, его потребности и цели .

Нельзя же видеть все причинно-следственные связи только в области сексуальных влечений.

Это поняли уже первые ученики Фрейда (например, Юнг видевший в бессознательном источник творчества, а не большую сексуализированную помойку).

· Пациент в психоанализе гораздо более зависим от аналитика, чем клиент в других видах психотерапии .

Для человека жаждущего больших возможностей для собственной инициативы, значительного собственного вклада в процесс работы над собой психоанализ вряд ли подойдет.

Для человека излишне беспомощного, склонного делегировать ответственность кому-то другому, психоанализ тоже может стать своеобразной ловушкой.

Психоаналитик Милтон Мазер пишет об этом так:

«Пассивность аналитика в то время, когда пациент выражает свою беспомощность, подтверждает в глазах пациента то, во что он предпочитает верить, а именно, что он не отвечает за свои действия и потому может просто следовать своим импульсам. Не получая ни единого слова предупреждения или определения возможных последствий, не имеет ли он определенных оснований заключить, что не в силах сам себе помочь, - тем более, что заключение это оказывается на руку его влечениям?»

· Отношения психоаналитика с клиентом регламентированы и обезличены .

У психоаналитика относительно мало возможностей для поддержки, эмпатии и даже просто выражения человеческих симпатии и уважения к человеку, с которым он работает на протяжении нескольких лет.

· Высокий интеллект - большое достоинство для психолога, но для психоаналитика он - острая необходимость.

Не слишком умный, но хорошо знающий теорию и технику психолог, не совершающий грубых ошибок, может работать и, по крайней мере, не вредить, а часто даже приносить пользу в определенных пределах.

Не слишком умный психоаналитик по-настоящему опасен, так как его вычурные и нездоровые интерпретации могут нанести пациенту трудно поправимый вред.

Из всего вышесказанного также следует, что проработанность для психоаналитика гораздо более важна, чем даже для психолога или непсихоаналитического психотерапевта.

· Можно ли научиться свободе (одной из главных целей психоанализа) через чрезвычайно регламентированный процесс, практически лишающий клиента любой инициативы и ответственности?

В то же время простая справедливость требует отметить, сколь многим все направления практической психологии обязаны психоанализу: особое положение психоанализа понятно - он был первым, а в свою историю заглядывает каждый психотерапевт.

Психоаналитическая понятийная база также как и терминология, в отличие от методов и технологии работы, используются полностью или частично представителями большинства направлений практической психологии.

Психоаналитическая психотерапия

Надо сказать, что психоаналитики не восприняли критику коллег-смежников в штыки. Для того чтобы сделать психоаналитическое лечение более доступным и эффективным в середине ХХ века появилась психоаналитическая психотерапия.

Между психоанализом и психоаналитической психотерапией существует ряд отличий.

Цель психоанализа - исследование личности в целом, задача психоаналитической психотерапии скромнее и конкретнее - разрешение той или иной конкретной проблемы. Психоаналитическая психотерапия позволяет сократить число регулярных встреч до одного - трех раз в неделю. В зависимости от поставленной задачи и качества проблемы длительность психоаналитической психотерапии варьируется от 10-20 сессий (краткосрочная психотерапия), до нескольких месяцев или… всё тех же лет. Психотерапию, в отличие от психоанализа, проводят сидя, лицом к лицу. Такое положение больше ориентирует на исследование реальности и препятствует развитию психической регрессии. В психотерапии также неизбежно развивается перенос, но не такой интенсивный, как в психоанализе. С переносом работают только тогда, когда он становится сопротивлением и мешает эффективной работе. Психоаналитическая психотерапия имеет более широкий диапазон применения. Этот вид лечения может помочь не только людям, имеющим проблемы невротического уровня, но и при более серьезных проблемах: неврозах характера, личностных расстройствах, а в некоторых случаях (при обязательном медикаментозном лечении) и при лечении психозов и тяжелых психосоматических болезней.

Как стать психоаналитиком в России?
Научной организацией, объединяющей психоаналитиков всего мира, является МПА - Международная Психоаналитическая Ассоциация.

В конце октября (22-23) 2005 года в Москве прошла конференция по психоанализу "Современный психоанализ: о чем мы думаем, как мы работаем, чего мы хотим", посвященная 15-летию американских психоаналитических программ в России.

Что в переводе с местного наречия означает, что 15 лет назад в Россию приехали первые сумасшедшие энтузиасты от психоанализа и взялись учить народ тому, что знали сами. Это был поступок, который нормальным нельзя назвать никак: дело в том, что подготовка одного психоаналитика (в соответствии с мировым стандартами) занимает от десяти до пятнадцати лет . Поэтому с нуля начав готовить психоаналитиков в некой не ведающей психоанализа стране, рискуешь не дожить до результатов.

Кроме шуток! Именно так и произошло с Хан Гроен-Праккен, создавшей в 1984 году Психоаналитический институт для Восточной Европы (ПИВЕ).

На базе ПИВЕ в нашей стране (и странах Восточной Европы) получили свой статус большинство из тех, кого международные организации признают психоаналитиками.

Психоаналитиком или психоаналитическим терапевтом может стать психолог или психиатр, прошедший специальную подготовку. В таких странах как Россия это обучение обычно проводится в стади-группах.

Стади-группы

МПА набирает группу интересующихся людей и дает им возможность пройти обучение за границей. Затем те, кто прошел обучение получают членство в МПА.

Когда в стране появляется не менее 4 действительных членов МПА, они становятся учебной группой (стади-группой). Это означает, что они как группа представляют МПА в этой стране и осуществляют аналитический тренинг под руководством МПА. Проще говоря, стади-группы имеют право учить психоанализу на мировом уровне. Это обучение - одна из основных задач стади-группы. Спонсорский комитет помогает обучению членов МПА до статуса тренинг-аналитиков.

В России существует две стади-группы:

Первая Стади-группа - Московское Психоаналитическое Общество (МПО) , ее учебным плацдармом является Институт Практической Психологии и Психоанализа (ИППиП) .

Вторая Стади-группа - Общество Психоаналитиков (ОП) , которые обучают психоанализу в Институте Психоанализа (на базе Института им. Сербского).
Я подчеркиваю: в России есть только две признанные мировым сообществом группы психоаналитиков, которые имеют право обучать психоанализу и психоаналитической психотерапии - это МПО (учебная база которого ИППиП) и ОП (Институт психоанализа).

Больше (кроме этих) в России психоаналитиков нет!

То есть если кто-либо проходил психоанализ не у кого-то из этих людей, то он проходил не психоанализ. Если же кто-либо из читателей только собирается обратиться за психоаналитическим лечением, то помните, что при выборе психоаналитика важно, чтобы это был дипломированный специалист, который является членом одного из профессиональных психоаналитических сообществ.

Надо сказать, что когда проходят психоаналитические мероприятия, то самих «диких» аналитиков, которые уже «выучили» психоанализ в институтах Решетникова, Зимовца и других, с позволения сказать, вузах поражает разница между научной и практической подготовкой тех и других.

Стоило видеть, с каким энтузиазмом они бросились записываться в ИППиП и Институт Психоанализа на той же конференции, о которой я упомянула в начале этой главы.

Итак:

1. Практические психологи и психоаналитики имеют общие цели: решение проблем в личной и профессиональной жизни, улучшение общения и контакта человека с самим собой, понимания себя и окружающих, достижение большей внутренней свободы, исцеление травм и потерь прошлого и решение разнообразных актуальных проблем.

2. Психоаналитики отличаются от других направлений практической психологии, в частности, длительностью обучения, особенностями теоретической базы и чрезвычайно регламентированным процессом лечения. Психоанализ чрезвычайно длительный (как с точки зрения обучения, так и с точки зрения лечения) процесс.

3. Психоанализ не только обогатил практическую и теоретическую психологию, но и фактически стал ее отправной точкой.

4. В России не так уж много настоящих психоаналитиков, проходить психоаналитическое лечение и обучение лучше у них, во избежание печальных последствий.

Михаил Ефимович Литвак

Эту главу я написал для тех, кто хочет стать психотерапевтом, и для начинающих психотерапев%ACтов, которые, если бросят это дело, то еще не очень много потеряют. Основная моя задача - не столько привлечь в психотерапию новые кадры, сколько от%ACговорить людей заниматься психотерапией. Небла%ACгодарное это дело. Впрочем, как я уже писал, пси%ACхотерапия - не профессия, а образ жизни, и не такой уж плохой.

Вначале эту главу я хотел назвать «Как стать хорошим психотерапевтом». Но потом слово «хоро%ACший» выпустил. К профессионалу такое определе%ACние не подходит. А я хочу дать портрет психотера%ACпевта-профессионала.

Итак, психотерапевт ориентирован на то, чтобы помочь подопечному не на короткий промежуток времени, а навсегда, так, чтобы он потом в помощи психотерапевта не нуждался, а психологические проблемы мог бы решать самостоятельно. Следова%ACтельно, он ориентирован на методики, которые воз%ACдействуют на личность и ее поведение, хотя при необходимости пользуется и методами симптомати%ACческой психотерапии. Поэтому психотерапевт сле%ACдует тем положениям, к которым он призывает сво%ACих подопечных или, по крайней мере, старается это делать. Почему это необходимо, будет видно из пос%ACледующего изложения.

Есть два этапа подготовки психотерапевта:

Избавление от собственного невротизма и ре%ACшение собственных невротических проблем.

Овладение методами психотерапевтической работы.

Жизнь есть жизнь. И когда у психотерапевта возникают невротические проблемы, он прекраща%ACет заниматься психотерапией и сам обращается к кому-нибудь за помощью. Для этого сейчас у нас и за рубежом существуют так называемые балинтовские группы, состоящие из психотерапевтов. Кро%ACме того, существует система супервизии. Суперви%ACзоры - это психотерапевты экстракласса. Они же участвуют и в аттестации психотерапевтов. В об%ACщем, человеку больному или с невротической про%ACблемой лучше не заниматься психотерапией. Наде%ACюсь, вы уже не хотите стать психотерапевтами. Но если еще осталось такое желание, то читайте даль%ACше.

Как идет психотерапевтический процесс?

На первых этапах можно наблюдать явления пе%ACреноса. Подопечный начинает видеть в психотера%ACпевте кого-то из своих близких. Поэтому психотера%ACпевту больной неосознанно навязывает то роль отца, то роль матери, то мужа (жены) и т.п. Кстати, он предъявляет им те же претензии, которые предъяв%ACлял своим близким. Назойливость некоторых подо%ACпечных такова, что они начинают предъявлять пра%ACва на всю жизнь психотерапевта. И если тот начина%ACет отстаивать свои права, они называют его грубия%ACном, по крайней мере сначала, и возмущаются. При%ACчем возмущаются громко и на людях. Потом разбе%ACрутся и извинятся. Но извиняются они тихо, и обыч%ACно один на один. Психотерапевт учит их решать свои проблемы адекватными способами. Овладев ими, по%ACдопечные и в реальной жизни начинают успешно решать свои проблемы. Но все это потом. Ну что, опять не отговорил?

В психотерапевтическом процессе в отношениях между подопечным и врачом действует механизм про%ACекции. Это один из механизмов психологической за%ACщиты. Суть его заключается в том, что некоторые часто отрицательные качества своей личности не осоз%ACнаются и вытесняются в бессознательное. Становит%ACся немного легче. Но вытесненное в бессознательное стремится вырваться наружу и выплеснуться на кого-то другого. Т.е. человек неосознаваемые свои каче%ACства проецирует на своих партнеров по общению. Я, исходя из этого, сформулировал правило: «Послу%ACшай, как человек ругает других или тебя. Так он дает себе характеристику». Вот если меня человек назовет дураком, я уже знаю, что имею дело с дура%ACком. Может быть, конечно, я и дурак. Но с этим еще следует разобраться. Но то, что он дурак, не вызы%ACвает сомнений. Если я умный, а он не разобрался, кто он? А если я дурак, а он со мной связался, кто он? Философ, как вы помните, говорил, что среди психотерапевтов есть грубияны, стяжатели, следо%ACватели-садисты и психотерапевты-недоучки.

Вот во всем этом обвиняют психотерапевта не только ученые, но и его подопечные во время совместной работы, хотя, в общем, это больше имеет отношение к ним самим. Ведь практически идет диагностика их психологического состояния.

Сам же врач должен быть как зеркало. Если врач не решил свои проблемы, то тогда возможен кон%ACтрперенос. Контрперенос - это неосознаваемый пси%ACхический процесс, когда врач или психолог (сейчас многие психологи начинают заниматься психоте%ACрапией) начинает решать свои проблемы за счет па%ACциента. Наиболее скандальные случаи возникают тогда, когда у психотерапевта и хорошенькой па%ACциентки возникают сексуальные отношения. Но это к психотерапии не имеет никакого отношения. О чем говорят такие случаи? Только о том, что у вра%ACча имеются свои собственные неразрешенные сек%ACсуальные проблемы, которые он решает с помощью больной. Известны ли мне подобные случаи? Да, известны. Так, одна пациентка за четыре года сво%ACей болезни побывала в 15 стационарах и соблазни%ACла четырех врачей. Она заявляла врачу, что никог%ACда не чувствовала себя женщиной и что ни разу у нее не было оргазма. Он пытался восполнить этот пробел и... потом она с большим удовольствием го%ACворила ему, что и с ним она ничего не испытала. Одна женщина-психотерапевт пыталась собой ле%ACчить импотенцию у своих пациентов. Моя точка зрения на этот счет следующая: сексуальные отно%ACшения с больным человеком недопустимы. Но я до%ACпускаю развитие подобных отношений после успеш%ACного выздоровления больного. Такие случаи мне тоже известны. Это были любовные отношения, ко%ACторые завершились счастливым браком.

Но вернемся к проекции. Она помогает понять врачу, кто сидит перед ним. Потом необходимо сде%ACлать так, чтобы подопечный понял, что все это от%ACносится к нему. А пока он может обливать грязью врача и в глаза, а особенно за глаза, хотя тот его и предупреждал, что все, что он хочет сказать, он дол%ACжен сказать тут же. Чего только не приходится выс%ACлушивать от пациентов!

Для того чтобы правильно спланировать психо%ACтерапевтические воздействия, приходится расспра%ACшивать больного о его прошлом, которое тот еще не до конца пережил. Рассказывая об этом, он часто начинает плакать, а врач заставляет рассказывать его об этом много раз. Этот прием называется «воз%ACбуждающие воспоминания». Одна из моих подопеч%ACных в процессе сценарного перепрограммирования в течение нескольких сеансов, читая автобиографию, никак не могла продвинуться дальше пяти лет. Эпи%ACзоды двадцатилетней давности вызывали слезы. По%ACсторонний наблюдатель мог бы принять меня за са%ACдиста. Как хорошо хирургам! Они режут по живо%ACму, а садистами их никто не считает.

Психотерапевта его пациенты могут назвать не%ACвежей-недоучкой, если он не читает работ Малахо%ACва по уринотерапии, Луизы Хей.

Обвинения в стяжательстве психотерапевту из%ACбежать сложно. Но если он живет за счет частной практики, то что-то с пациента брать нужно. Одна из моих учениц рассказала такой эпизод.

Беседовала она с пациенткой около 1,5 часов. Это был сеанс индивидуальной психотерапии. Ле%ACкарств выписано не было. Больная распростилась с ней, не сделав попытки оплатить сеанс. Когда же моя ученица ей сказала об этом, то пациентка удив%ACлением воскликнула: «А за что же платить?»

У психотерапевта и его подопечного все условия должны быть оговорены. Хочу подчеркнуть, что наши подопечные, даже очень богатые, готовые на массажистку, парикмахера или путану потратить 100 или 200 долларов (причем с гордостью рассказы%ACвают об этом), очень неохотно платят 100 рублей пси%ACхотерапевту. Вот видите, насколько они не ценят свою душу! Кстати, еще великий 3. Фрейд говорил, что невротик обязательно должен оплачивать свое лечение, цена должна быть большой, как у хирур%ACга. Все равно та польза, которую он получит от ле%ACчения, во много раз превысит затраты на него. Бес%ACплатное лечение невротика ни к чему его не обязы%ACвает. Когда же он оплатит лечение, то постарается выполнять рекомендации хотя бы для того, чтобы понять, на что он потратил деньги. Окончательно убедил меня в этом рассказ одного из моих учени%ACков.

Один довольно крупный бизнесмен пришел к нему на индивидуальный прием. Он потребовал, что тот оплатил ему так, как оплачивает целая группа. Получилась довольно внушительная сумма. Потом сам бизнесмен рассказал ему о своих переживани%ACях: "Вышел я возмущенный. Брать такие деньги за фразы, которые я сто раз слышал от других! Я ре%ACшил выполнить все, что вы мне говорили. Конеч%ACно, если бы сумма была незначительной, то я мо%ACжет быть, ничего и не сделал бы. Результат превзо%ACшел все мои ожидания.

Все-таки психотерапевт должен жить хорошо, а брать с подопечных мало. Выходом из этого должна быть групповая психотерапия, которая, кстати, в большинстве случаев более эффективна, чем инди%ACвидуальная. Но хочу вас заранее предупредить: став психотерапевтом, очень много вы зарабатывать не будете, но на достойную жизнь хватит. Более того, вы даже будете чувствовать себя богатым. Ведь бе%ACден не тот, у кого мало, а тот, кому не хватает. Вот невротические личности даже при большом состоя%ACнии чувствуют себя нищими, ибо им для счастья не хватает десятков, а иногда и сотен миллионов дол%ACларов. В общем, если вы хотите очень сильно разбо%ACгатеть, то лучше не становитесь психотерапевтом.

И еще несколько слов о профессии психотера%ACпевта. Всех, кто обращается к нам за помощью, объе%ACдиняет одна проблема, - проблема внутреннего оди%ACночества. Нет, у них есть жена дети, друзья сотруд%ACники. Но наших подопечных отделяет от других барьер психологических защит, как их собствен%ACных, так и тех, с кем они общаются. Любят их все%ACгда за что-то. Их не раз предавали, от них отказы%ACвались самые близкие люди. Так вот, психотера%ACпевт должен суметь прорвать этот барьер и стать на какое-то время единственным другом своего подо%ACпечного. Но это своеобразная дружба. Как только подопечному станет лучше, он покинет психотера%ACпевта. Но жаловаться на это нельзя. Такова особен%ACность этой профессии. Иногда становится немного грустно. Я, правда, нашел для себя один выход. Я овладел еще некоторыми навыками, чтобы оставать%ACся полезным для своих подопечных. Я обучаю их технике управления, помогаю заключать сделки, ре%ACдактирую их выступления. Правда, это уже совсем другие отношения. Здесь уже нет жалоб на бессонни%ACцу, раздражительность и ссоры с близкими. Мы вме%ACсте идем вверх. Это уже дружба-сотрудничество.

В ходе изложения своего материала я постарал%ACся ответить на вопросы философа. Осталась самая малость.

Как влияет на наше психологическое здоровье со%ACвременная пресса и телевидение? Практически ни%ACкак. Ведь сценарий человека, его судьба формирует%ACся в первые пять лет жизни под влиянием родителей или лиц их заменяющих. Происходит «фотог%ACрафирование». Пресса и телевидение играют роль «проявителя». Они способствуют выявлению тех де%ACфектов, которые появились у человека еще в раннем детстве. Конечно, средства массовой информации (СМИ) смогли бы много сделать по их исправлению, если бы, например, организовали систематические занятия по психологии общения. Ведь в наших за%ACнятиях нет ничего сенсационного, эффект от них будет через несколько месяцев, а психотерапевты не в состоянии оплатить дорогое эфирное время и га%ACзетные строки. Я давно работаю с СМИ. Сами кор%ACреспонденты понимают мои проблемы. Кое-что мы делаем (так, например, одна областная газета пуб%ACликовала раз в неделю в течение трех месяцев наши статьи в рубрике «Школа выживания»). Но дело, как правило, заканчивается разрывом отношений. Главные редакторы считают, что они создают нам рекламу, а от нас ничего не получают. Но Бог с ними со СМИ. Сейчас я никого не убеждаю. Просто делаю свое дело.

Может ли человек быть для себя психотерапев%ACтом? Я, как и философ, отвечаю на этот вопрос по%ACложительно. Более того, я стараюсь сделать это практически, так как пишу книги по психотера%ACпии. Но все-таки желательно и прямое обращение к специалисту. Одна моя подопечная два года чита%ACла мою книгу «Если хочешь быть счастливым». Она ей помогала. Но все-таки на некоторые вопросы она не могла найти в ней ответы и пришла на тренинг. Через три занятия она с восторгом заявила, что за эти занятия получила больше, чем за два года са%ACмостоятельного обучения. Она была не совсем пра%ACва. Если бы не было этих двух лет самостоятельно%ACго обучения, то не было бы и такого эффекта. Я бы не противопоставлял самостоятельную помощь про%ACфессиональной. Больше нужно полагаться на само%ACпомощь, но иногда, хотя бы раз в неделю, следует посещать групповые тренинги. Полезно изучать пси%ACхотерапевтическую литературу. Я советовал бы опи%ACраться на нашу, отечественную, где описываются наши проблемы.

И последнее. Мой принцип амортизации - не способ общения. Амортизация - это способ дели%ACкатно избавиться от нахала. Добро должно уметь защитить себя. Да, партнер выходит из себя при амортизации. Но ведь он оскорблял! Разве хороший человек будет это делать?! Философ вступается за обидчика. Почему? Мне непонятно. Для многих достойных людей амортизация стала хорошей за%ACщитой. Да, амортизация - это оружие. Но я не тревожусь, что им воспользуется агрессор. Его ору%ACжие - прямое оскорбление. Правда, но я ни на чем не настаиваю. Может быть, философ и права.

А теперь я хочу сказать вам, что работа психо%ACтерапевта приносит мне радость. В частности, иногда я получаю вот такие письма.

Я рада, что в очередной раз вы принудили меня к письменной речи. Как всегда ненавязчиво. Сотни раз я говорила эти слова про себя, но какие-то демо%ACны в душе не давали мне это озвучить. Мне предсто%ACит еще разбираться с ними.

Спасибо вам за то, что вы подарили мне пре%ACкрасный мир. Не иллюзорный призрачный, в кото%ACром я жила, а реальный, со всеми его радостями и горестями. Спасибо, что вы подарили мне меня, та%ACкую, какая я есть, без прикрас, но и без ненависти к своим слабостям. Я еще учусь любить себя такую. И это мне позволяет любить всех людей, вас, нашу «су%ACмасшедшую» дорогую мне группу. Мне хорошо с вами. И думаю, это вдохновило меня еще на одно дело - защиту диссертации.

Это письмо написала мне женщина 44 лет. При%ACшла она ко мне три года назад с мыслями о само%ACубийстве. У нее был крах на производстве - никак не могла закончить диссертацию и уже года два не работала над ней. У нее был крах в личной жизни - длительный психологический и сексуальный раз%ACрыв с мужем, конфликты с подрастающим сыном. Первые сдвиги в ее состоянии произошли месяца через четыре после начала занятий, а потом все шло со скоростью курьерского поезда.

И совсем последнее замечание.

Наша страна переживает сейчас бум по подготов%ACке психотерапевтов и психологов. Этим занимаются у нас 15 факультетов усовершенствования врачей при высших медицинских учебных заведениях. Феде%ACральный центр по психотерапии. Российская психо%ACтерапевтическая ассоциация и Общероссийская про%ACфессиональная психотерапевтическая лига. Кроме того, почти в каждом регионе имеются свои психо%ACтерапевтические ассоциации. Есть несколько него%ACсударственных институтов психотерапии. Все они очень активно готовят психотерапевтов и проводят просветительную и тренинговую работу с непрофес%ACсионалами. Естественно, занимаются они и лечеб%ACной работой. Наши психотерапевты выступают со своими разработками на международных съездах, симпозиумах и конференциях.

Наша Ростовская область находится не в первых рядах, но и мы смогли подготовить за последние 10 лет около 300 врачей-психотерапевтов. Прошли у нас психотерапевтическую подготовку и около 100 меди%ACцинских психологов. Уже 8 лет работает школа пси%ACхологического айкидо, где основам управления с ис%ACпользованием психотерапевтических методик обуче%ACно более 1 000 человек. О клубе КРОСС уже рассказывалось выше. Сам я написал более 10 книг по психотерапии и психологии общения как для вра%ACчей, так и для широкого круга читателей. Все психо%ACтерапевты, которые прошли подготовку у нас, про%ACфессионалы, и всегда вам подскажут, куда обратить%ACся, если сами не смогут помочь вам решить ваши проблемы. Есть у нас в области несколько отделений, где занимаются лечением больных неврозами, несколь%ACко кабинетов социально-психологической помощи и телефон доверия (его номер 58-21-41). На телефоне доверия круглосуточно дежурят квалифицированные психотерапевты и психологи, которые окажут вам бес%ACплатно необходимую помощь и подскажут, куда об%ACратиться, если ее будет недостаточно. Такие структу%ACры имеются и в других регионах России. Кстати, не отказывайтесь от бесплатной помощи. Профессионал, если уж он работает, то всегда работает в полную силу, и не имеет значения, платят ему или нет. В этом от%ACношении он напоминает спортсмена. Он знает, что если работает не в полную силу, то детренируется и страдает в первую очередь сам. Конечно, есть у нас в области и частнопрактикующие психотерапевты. В общем, мы готовы вам помочь.

К сожалению, многие люди хотят получить по%ACмощь немедленно, за один сеанс психотерапии и не прилагая собственных усилий. И у нас большим ус%ACпехом пользуются те «специалисты», которые обе%ACщают за один сеанс избавиться от наркоманической или алкогольной зависимости, похудеть без со%ACблюдения диет и занятий спортом, избавиться от импотенции. Если вы на это рассчитываете, то к нам за помощью обращаться не следует. Мы знаем, что не так просто избавиться от вредных привычек и малоадаптивных форм поведения. Иногда на это уходит года два планомерной работы над собой. А на выработку нового навыка или привычки и того больше. Но если вы не верите в чудеса и настроены на упорную работу над собой, мы приглашаем вас в наши структуры, к нашим специалистам, и лучше тогда, когда вы еще «на ходу», а не нуждаетесь в капитальном ремонте. Мы, как спортивные трене%ACры, не обещаем вам райской жизни (иногда мы бу%ACдем казаться вам грубиянами, иногда садистами, временами вы будете считать нас недоучками и стя%ACжателями). Но здесь, как в спорте. Если будете тру%ACдиться, успех к вам обязательно придет.

Итак, книга прочитана. Дорогие наши читатели? Мы вам ничего не навязываем. Решайте сами!

Вряд ли кто-то пойдет в окулисты из-за того, что у него плохое зрение, или в неврологи из-за собственных проблем с позвоночником. А вот желание стать психотерапевтом чаще возникает у тех, кто испытал душевное страдание, для кого желание понять себя и то, как устроен человек, - почти жизненная необходимость. Это подтвердили все, с кем встречались авторы статьи.

Однако в конце 80-х годов прошлого столетия, когда в Москве и Ленинграде начали практиковать первые психотерапевты, никто из них не мог даже предположить, что сегодня, в начале ХХI века, психотерапии будет суждено превратиться в одну из самых популярных профессий. А им самим стать чуть ли не легендами, поскольку именно с них началась современная история отечественной психопрактики, надолго «закрытой» в нашей стране в 30-е годы.

Этим людям посчастливилось слушать лекции и участвовать в семинарах самых известных в мире экспертов в области психотерапии и психоанализа, учиться у основоположников разных направлений практической психологии.

У каждого из них - свой путь в психотерапию, и у каждого он связан с внутренней работой с собой, сокрытой от глаз других людей

«Фактически нам была дарована вторая профессиональная молодость, - вспоминает психотерапевт Екатерина Михайлова. - Закончив университет, набив шишек и многому научившись, мы вдруг снова оказались школярами, получили право чего-то не знать, не понимать, задавать дурацкие вопросы, увлекаться, впадать в щенячий восторг… А потом постепенно снова трезветь, матереть… И это большая удача».

Рассказывая о себе, собеседники были открыты и искренни настолько, насколько позволяет им профессия. У каждого из них - свой путь в психотерапию, и у каждого он связан с внутренней работой с собой, сокрытой от глаз других людей. Сегодня эксперты журнала Psychologies согласились приоткрыть эту тайну для нас.

«В языке психоанализа я услышала поэзию»

Наталья Кигай, психоаналитик

В четырнадцать лет я решила, что хочу быть психологом, мне хотелось заниматься математическим моделированием социальных процессов. Это было модно. А на втором курсе психфака МГУ я поняла, что меня гораздо больше интересует психотерапия. В библиотеке факультета были трехтомник Юнга и двухтомник Фрейда. Я прочла и то и другое.

Юнга отложила в сторону. А Фрейд заворожил с первых страниц, я продолжала разыскивать и читать его книги. Все нравилось: подход к исследованию, его стиль, особая добросовестность размышления и язык - язык, который, как мне это почувствовалось, точно описывал процессы внутренней жизни человека в отличие от языка академической психологии. В его языке было нечто чудесное и знакомое - как в «своей» музыке или любимых стихах.

Для меня психоанализ стал еще одной поэзией. Так в восемнадцать лет я и приняла решение стать психоаналитиком. Тогда в нашей стране нигде и никто не учил психоанализу. Поэтому лишь много лет спустя профессия стала явью: личный анализ, теоретический семинар, щедрые, полные энтузиазма учителя и, самое главное, профессиональная среда, коллеги, сотрудничество и чувство локтя.

Изменилось ли что-то со времени первых опытов? Конечно. Юности свойственны мечты, а им - безграничность, грандиозность и надо всем поднимающая легкость. А потом в дело вмешивается принцип реальности. Он укорачивает крылья и придавливает к земле. Это не значит, что ты не можешь воспарить или теряешь чувство легкости, но появляется устойчивость. Утрачиваешь часть оптимизма, но становишься скромнее, смиреннее и в некотором смысле доверчивее к жизни. Перестаешь думать, что все зависит от тебя одной. Начинаешь учиться. И так и не прекращаешь это делать, пока память не откажет.

«Я мечтал стать другим»

Марк Певзнер, психотерапевт, директор тренинговых программ

С детства я мечтал стать моряком: мужественным, смелым, сильным. Был же эмоциональным и очень впечатлительным юношей. Закончив судостроительный техникум, пошел служить на флот, а примерно через полтора года понял, что по своей природе я не военный человек. Я был растерян… Стал много читать: Ромен Роллан, Лев Толстой, Владимир Леви. И внимательно наблюдал за людьми - эту возможность давало замкнутое пространство корабельной жизни. К концу службы у меня было твердое желание изучать психологию.

Я поступил в Ленинградский университет, полагая, что именно там я найду ответы на мучавшие меня вопросы. Позже, работая медицинским психологом, познакомился с Александром Бадхенoм, психиатром-наркологом. Эта встреча определила мою профессиональную судьбу. У нас обоих был огромный интерес к психотерапии, мы стали соратниками и друзьями.

Психотерапия открыла мне, что путешествие по внутреннему миру может быть не менее рискованным, чем морское плавание

В юности я искал пути самосовершенствования вовне. А мой жизненный и профессиональный опыт научили тому, что главный источник развития - внутренний ресурс человека. Сегодня я помогаю людям, веря в их способность использовать внутренние ресурсы и силы. И меня каждый раз удивляет, насколько они огромны. Они просто фантастические! Это настоящее богатство, которым можно научиться управлять, а значит, управлять собой и своей жизнью.

Психотерапия открыла мне, что путешествие по внутреннему миру может быть не менее рискованным, чем морское плавание. Я чувствую себя сильным, устойчивым и мужественным, что во многом связано с тем, что я смог принять себя таким, какой есть. Эмоциональность, чувствительность, открытость - раньше проявление этих качеств воспринималось как слабость, а сегодня я понимаю, что это мой дар, а значит, и моя сила.

«Мне хотелось понять, как устроен мир»

Инна Хамитова, клинический психолог, системный семейный психотерапевт

Все началось с любопытства: я очень хотела разобраться в том, как устроен мир... Закончив физфак МГУ, даже успела поработать по специальности. Но когда в начале 90-х ассигнования на науку сократились до нуля, встал вопрос: или эмигрировать, или искать другую нишу. А поскольку мой интерес к секретам мироздания так и не исчерпал себя, увлечение психологией можно считать закономерным: разница состояла лишь в том, чтобы изучать не внешний, а внутренний мир человека.

Была и вторая причина: многие близкие мне люди так же внезапно оказались выброшенными из жизни... Мы искали ответы на самые сложные экзистенциальные вопросы: зачем мы живем, зная о неизбежности смерти. Что нами движет? Как мы строим отношения с людьми, будучи в экзистенциальном смысле одинокими...

Оказавшись в Институте практической психологии и психоанализа, в атмосфере единомышленников, я смогла приблизиться к этой цели. Но главным сюрпризом прошедших лет стало то, как я изменилась сама за годы учебы, собственной психотерапии, работы с каждым клиентом, каждой семьей.

Получается, что я шла в психотерапию помогать людям, а начала лучше понимать себя, осознавать, что важно, а что нет. В результате изменилось отношение к жизни. Теперь я понимаю, что в тридцать лет, когда я только начинала заниматься этой профессией, я была абсолютно другой. Мною руководил в основном исследовательский интерес к внутреннему миру человека, сейчас же мне важно помогать людям.

Это очень приятно, когда у клиента меняется качество жизни или он, столкнувшись с трагическими обстоятельствами, не ломается, а находит в себе неведомые ранее ресурсы и даже становится счастливее. И всегда радостно ощущать свою сопричастность этому процессу.

«Меня поразил живой человеческий голос»

Екатерина Михайлова, психотерапевт, специалист по психодраме

Ребенком я могла часами лежать у муравейника и наблюдать, как исчезают и появляются цветные бисеринки на поверхности муравьиного купола. Этот исследовательский интерес определил и мой профессиональный выбор - я поступила в МГУ для того, чтобы стать ученым.

На третьем курсе психфака мой преподаватель Андрей Андреевич Пузырей поручил мне перевести одну из статей Карла Роджерса, в которой американский психотерапевт описывал то, что происходит между ним и человеком, который приходит за помощью. Меня удивило и потрясло то, что впервые в научной работе я услышала живой человеческий голос! Так мне открылся неизвестный мир психотерапии, и я, конечно, очень захотела в него заглянуть…

В начале 80-х это было возможно только через англоязычные тексты: мы жадно переводили и обсуждали с коллегами, психологами-практиками, попавшие в руки буквально на пару вечеров книги основателей психотерапии, привезенные кем-то из-за границы, ксероксы или распечатки на машинке их статей.

В начале 90-х появилась возможность ездить учиться и приглашать в Москву звезд психотерапии. Мы старались узнать и овладеть разными методами. Я предпочла психодраму. Этот метод не может устареть, исчезнуть или надоесть, потому что истинный автор происходящего на сессии не психотерапевт, а клиент, а человек сам себе надоесть не может.

Мне же как ведущей сессии и тогда, и сейчас кажется невероятно интересным оказаться с человеком в таком пространстве, где он живее и талантливее, чем в обычной жизни, гораздо больше готов к открытиям, новому опыту и невероятным изменениям.

«Я старался противостоять бессмысленности»

Александр Черников, семейный психотерапевт

В 1985 году я закончил Московский институт стали и сплавов и распределился в «ящик» - НПО «Алмаз». Еще совсем недавно он был «шарашкой», где работали заключенные - научные сотрудники, отбывающие наказание. Мой непосредственный начальник - доктор технических наук, лауреат Сталинской премии - был одним из них в 50-е.

Стены этого учреждения еще хранили дух режима: на каждом этаже стоял часовой, и свой блокнот с записями я должен был сдавать в Первый отдел. В общем, я чувствовал себя винтиком бесчеловечного и бессмысленного механизма. Стараясь справиться с этим состоянием, я занялся альпинизмом. Горы добавили разнообразия переживаний, но чувство бессмысленности не проходило. К дальнейшим поискам меня стимулировало участие в одном из первых психологических тренингов, и в 1987 году я оказался в МГУ на психфаке.

Ощущение было такое, как будто в душной комнате распахнулось настежь окно. Меня увлекли системная семейная терапия и психодрама - аналитика одного метода и энергетика другого прекрасно уравновешивали друг друга. Я защитил диссертацию и стал специализироваться в области супружеской психотерапии.

Консультируя, я постоянно убеждаюсь, что искренний и глубокий контакт с близкими - это важнейшее противоядие фальши общественной жизни и экзистенциальной тревоге бытия. Осмысленность жизни вообще удается, лишь когда мы не лжем себе и способны быть рядом с другим человеком, позволить себе быть связанным с ним. И конечно, психотерапия лучше любой другой профессии учит принятию людей, смирению перед чужой автономией и непохожестью на тебя другого человека.

Психотерапевт (от греч. psyche — душа; therapéia — лечение) — это специалист по диагностике и лечению психических расстройств без применения медикаментов. Профессия подходит тем, кого интересует химия, биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Обучение на Психотерапевта

Чтобы получить профессию врача-психотерапевта, нужно окончить медицинский вуз и пройти послевузовскую подготовку по специальности «Психотерапия».

(СНТА г. Москва) имеет государственную лицензию на осуществление профессиональной переподготовки (для любых специалистов с высшим медобразованием) и повышение квалификации врачей-психотерапевтов. Все обучение ведется дистанционно, без отрыва от работы и места жительства. Диплом государственного образца дает право на ведение новой для слушателя деятельности. Все документы государственного образца выдаются курьером лично в руки.

Медицинский университет инноваций и развития (МУИР) проводит профессиональную переподготовку и повышение квалификации (сертификационные циклы) по направлению для врачей. Специалистам предлагаются очно-заочные и дистанционные курсы образовательные программы длительностью от 16 до 2700 часов. По итогам обучения МУИР выдает документы: удостоверение, диплом, сертификат.

Оплата труда

Зарплата на 13.02.2019

Россия 25000—80000 ₽

Москва 60000—100000 ₽

Особенности профессии

Психотерапия - это система воздействия на пациента психологическими средствами. Психотерапия разделяется на медицинскую и немедицинскую. Врач-психотерапевт занимается медицинской психотерапией. Немедицинская относится к работе психолога.

И тот, и другой применяют психические (психологические) технологии. Но чем же тогда психотерапевт отличается от психолога? Тем, что психотерапевт - это врач, и он занимается именно лечением, т.е. работает с болезнями. Тогда как психолог не имеет медицинского образования. Он занимается душевными проблемами, не связанными с психическими патологиями.

В психиатрических клиниках работают также патопсихологии. Но их задача - помощь в диагностике заболевания и в выборе направления лечения. Непосредственно лечением они не занимаются.

В психиатрических клиниках психотерапевт работает в сотрудничестве с психиатром и патопсихологом. (Подробнее о психиатрии см. статью «Врач-психиатр»). В некоторых случаях для лечения больного лекарства не нужны или же эффект от их применения нужно развить с помощью психотерапии. Психотерапия используется также на этапе выхода из болезни (этап реабилитации) и для её профилактики. Когда психиатр определяет стратегию лечения, врач-психотерапевт приступает к своей части работы.

Надо сказать, что часто психотерапией занимаются сами психиатры. В отличие от психологов, они имеют право назначать лекарства. Но для проведения ещё и психотерапии, они проходят специальную подготовку, т.к. без глубокого понимания психотерапевтических методов хороших результатов не добиться. Дело в том, что профессия психотерапевт выходит за пределы медицины: в ней очень большое место занимает гуманитарная составляющая. Психотерапию нельзя свести к набору технологий, т.к. она предполагает эмоциональный контакт между врачом и больным. Психотерапевт, сопереживая своему пациенту, создаёт благоприятный настрой. Иными словами, врач-психотерапевт включается в процесс личностно.

В психотерапии существует большое количество методов. Это и гипноз, и аутотренинг, и поведенческая тренировка, и рациональный, и личностно-ориентированный методы.

Гипноз проводится с помощью внушения (суггестии), поэтому метод называют также гипносуггестивной психотерапией. Его используют для внушения убеждений, улучшающих эмоциональное состояние пациента.

Аутогенная тренировка отчасти напоминает гипноз, но здесь ведущую роль играет сам пациент. Он под руководством психотерапевта учится проводить психическую саморегуляцию: силой воображения устранять болезненные переживания.

Поведенческая психотерапия помогает избавиться от неправильного (патологического) поведения. Точенее, от неправильных поведенческих привычек.
В рациональной психотерапии используются логические аргументы, чтобы объяснить больному, почему какие-то из его убеждений ошибочны. При этом врач использует и эмоциональное воздействие, и внушение.

Личностно-ориентированная психотерапия помогает пациенту разобраться в себе: увидеть, какие именно переживания стали причиной психического нарушения.

Есть и другие методы работы (арт-терапия, сказкотерапия, телесно ориентированная терапия, гештальд и пр.). Психотерапевт подбирает нужные методики индивидуально. В любом случае успех лечения возможен, только если пациент доверяет своему врачу. И это доверие укрепляется, когда терапия даёт хорошие результаты.

Рабочее место

Врач-психотерапевт может работать в психиатрических больницах, а также в поликлиниках, научно-практических центрах. Таким центром является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского.

Важные качества

Профессия врача-психотерапевта подразумевает способность к сопереживанию, честность по отношению к пациентам. Также важны хорошая память, острый ум, широкий кругозор, способность к постоянному развитию и самообразованию.

Знания и навыки

У врача-психотерапевта должны быть познания в области нейрофизиологии, психиатрии. При этом он должен владеть методами психотерапевтической диагностики, уметь разрабатывать тактику лечения и проводить это лечение.

5. Как стать психотерапевтом

Эту главу я написал для тех, кто хочет стать психотерапевтом, и для начинающих психотерапевтов, которые, если бросят это дело, то еще не очень много потеряют. Основная моя задача - не столько привлечь в психотерапию новые кадры, сколько отговорить людей заниматься психотерапией. Неблагодарное это дело. Впрочем, как я уже писал, психотерапия - не профессия, а образ жизни, и не такой уж плохой.

Вначале эту главу я хотел назвать «Как стать хорошим психотерапевтом». Но потом слово «хороший» выпустил. К профессионалу такое определение не подходит. А я хочу дать портрет психотерапевта-профессионала.

Итак, психотерапевт ориентирован на то, чтобы помочь подопечному не на короткий промежуток времени, а навсегда, так, чтобы он потом в помощи психотерапевта не нуждался, а психологические проблемы мог бы решать самостоятельно. Следовательно, он ориентирован на методики, которые воздействуют на личность и ее поведение, хотя при необходимости пользуется и методами симптоматической психотерапии. Поэтому психотерапевт следует тем положениям, к которым он призывает своих подопечных или, по крайней мере, старается это делать. Почему это необходимо, будет видно из последующего изложения.

Есть два этапа подготовки психотерапевта:

Избавление от собственного невротизма и решение собственных невротических проблем.

Овладение методами психотерапевтической работы.

Жизнь есть жизнь. И когда у психотерапевта возникают невротические проблемы, он прекращает заниматься психотерапией и сам обращается к кому-нибудь за помощью. Для этого сейчас у нас и за рубежом существуют так называемые балинтовские группы, состоящие из психотерапевтов. Кроме того, существует система супервизии. Супервизоры - это психотерапевты экстракласса. Они же участвуют и в аттестации психотерапевтов. В общем, человеку больному или с невротической проблемой лучше не заниматься психотерапией. Надеюсь, вы уже не хотите стать психотерапевтами. Но если еще осталось такое желание, то читайте дальше.

Как идет психотерапевтический процесс?

На первых этапах можно наблюдать явления переноса. Подопечный начинает видеть в психотерапевте кого-то из своих близких. Поэтому психотерапевту больной неосознанно навязывает то роль отца, то роль матери, то мужа (жены) и т. п. Кстати, он предъявляет им те же претензии, которые предъявлял своим близким. Назойливость некоторых подопечных такова, что они начинают предъявлять права на всю жизнь психотерапевта. И если тот начинает отстаивать свои права, они называют его грубияном, по крайней мере сначала, и возмущаются. Причем возмущаются громко и на людях. Потом разберутся и извинятся. Но извиняются они тихо, и обычно один на один. Психотерапевт учит их решать свои проблемы адекватными способами. Овладев ими, подопечные и в реальной жизни начинают успешно решать свои проблемы. Но все это потом. Ну что, опять не отговорил?

В психотерапевтическом процессе в отношениях между подопечным и врачом действует механизм проекции. Это один из механизмов психологической защиты. Суть его заключается в том, что некоторые часто отрицательные качества своей личности не осознаются и вытесняются в бессознательное. Становится немного легче. Но вытесненное в бессознательное стремится вырваться наружу и выплеснуться на кого-то другого. Т. е. человек неосознаваемые свои качества проецирует на своих партнеров по общению. Я, исходя из этого, сформулировал правило: «Послушай, как человек ругает других или тебя. Так он дает себе характеристику». Вот если меня человек назовет дураком, я уже знаю, что имею дело с дураком. Может быть, конечно, я и дурак. Но с этим еще следует разобраться. Но то, что он дурак, не вызывает сомнений. Если я умный, а он не разобрался, кто он? А если я дурак, а он со мной связался, кто он? Философ, как вы помните, говорил, что среди психотерапевтов есть грубияны, стяжатели, следователи-садисты и психотерапевты-недоучки.

Вот во всем этом обвиняют психотерапевта не только ученые, но и его подопечные во время совместной работы, хотя, в общем, это больше имеет отношение к ним самим. Ведь практически идет диагностика их психологического состояния.

Сам же врач должен быть как зеркало. Если врач не решил свои проблемы, то тогда возможен контрперенос. Контрперенос - это неосознаваемый психический процесс, когда врач или психолог (сейчас многие психологи начинают заниматься психотерапией) начинает решать свои проблемы за счет пациента. Наиболее скандальные случаи возникают тогда, когда у психотерапевта и хорошенькой пациентки возникают сексуальные отношения. Но это к психотерапии не имеет никакого отношения. О чем говорят такие случаи? Только о том, что у врача имеются свои собственные неразрешенные сексуальные проблемы, которые он решает с помощью больной. Известны ли мне подобные случаи? Да, известны. Так, одна пациентка за четыре года своей болезни побывала в 15 стационарах и соблазнила четырех врачей. Она заявляла врачу, что никогда не чувствовала себя женщиной и что ни разу у нее не было оргазма. Он пытался восполнить этот пробел и… потом она с большим удовольствием говорила ему, что и с ним она ничего не испытала. Одна женщина-психотерапевт пыталась собой лечить импотенцию у своих пациентов. Моя точка зрения на этот счет следующая: сексуальные отношения с больным человеком недопустимы. Но я допускаю развитие подобных отношений после успешного выздоровления больного. Такие случаи мне тоже известны. Это были любовные отношения, которые завершились счастливым браком.

Но вернемся к проекции. Она помогает понять врачу, кто сидит перед ним. Потом необходимо сделать так, чтобы подопечный понял, что все это относится к нему. А пока он может обливать грязью врача и в глаза, а особенно за глаза, хотя тот его и предупреждал, что все, что он хочет сказать, он должен сказать тут же. Чего только не приходится выслушивать от пациентов!

Для того чтобы правильно спланировать психотерапевтические воздействия, приходится расспрашивать больного о его прошлом, которое тот еще не до конца пережил. Рассказывая об этом, он часто начинает плакать, а врач заставляет рассказывать его об этом много раз. Этот прием называется «возбуждающие воспоминания». Одна из моих подопечных в процессе сценарного перепрограммирования в течение нескольких сеансов, читая автобиографию, никак не могла продвинуться дальше пяти лет. Эпизоды двадцатилетней давности вызывали слезы. Посторонний наблюдатель мог бы принять меня за садиста. Как хорошо хирургам! Они режут по живому, а садистами их никто не считает.

Психотерапевта его пациенты могут назвать невежей-недоучкой, если он не читает работ Малахова по уринотерапии, Луизы Хей.

Обвинения в стяжательстве психотерапевту избежать сложно. Но если он живет за счет частной практики, то что-то с пациента брать нужно. Одна из моих учениц рассказала такой эпизод.

Беседовала она с пациенткой около 1,5 часов. Это был сеанс индивидуальной психотерапии. Лекарств выписано не было. Больная распростилась с ней, не сделав попытки оплатить сеанс. Когда же моя ученица ей сказала об этом, то пациентка удивлением воскликнула: «А за что же платить?»

У психотерапевта и его подопечного все условия должны быть оговорены. Хочу подчеркнуть, что наши подопечные, даже очень богатые, готовые на массажистку, парикмахера или путану потратить 100 или 200 долларов (причем с гордостью рассказывают об этом), очень неохотно платят 100 рублей психотерапевту. Вот видите, насколько они не ценят свою душу! Кстати, еще великий 3. Фрейд говорил, что невротик обязательно должен оплачивать свое лечение, цена должна быть большой, как у хирурга. Все равно та польза, которую он получит от лечения, во много раз превысит затраты на него. Бесплатное лечение невротика ни к чему его не обязывает. Когда же он оплатит лечение, то постарается выполнять рекомендации хотя бы для того, чтобы понять, на что он потратил деньги. Окончательно убедил меня в этом рассказ одного из моих учеников.

Один довольно крупный бизнесмен пришел к нему на индивидуальный прием. Он потребовал, что тот оплатил ему так, как оплачивает целая группа. Получилась довольно внушительная сумма. Потом сам бизнесмен рассказал ему о своих переживаниях: «Вышел я возмущенный. Брать такие деньги за фразы, которые я сто раз слышал от других! Я решил выполнить все, что вы мне говорили. Конечно, если бы сумма была незначительной, то я может быть, ничего и не сделал бы. Результат превзошел все мои ожидания.

Все-таки психотерапевт должен жить хорошо, а брать с подопечных мало. Выходом из этого должна быть групповая психотерапия, которая, кстати, в большинстве случаев более эффективна, чем индивидуальная. Но хочу вас заранее предупредить: став психотерапевтом, очень много вы зарабатывать не будете, но на достойную жизнь хватит. Более того, вы даже будете чувствовать себя богатым. Ведь беден не тот, у кого мало, а тот, кому не хватает. Вот невротические личности даже при большом состоянии чувствуют себя нищими, ибо им для счастья не хватает десятков, а иногда и сотен миллионов долларов. В общем, если вы хотите очень сильно разбогатеть, то лучше не становитесь психотерапевтом.

И еще несколько слов о профессии психотерапевта. Всех, кто обращается к нам за помощью, объединяет одна проблема, - проблема внутреннего одиночества. Нет, у них есть жена дети, друзья сотрудники. Но наших подопечных отделяет от других барьер психологических защит, как их собственных, так и тех, с кем они общаются. Любят их всегда за что-то. Их не раз предавали, от них отказывались самые близкие люди. Так вот, психотерапевт должен суметь прорвать этот барьер и стать на какое-то время единственным другом своего подопечного. Но это своеобразная дружба. Как только подопечному станет лучше, он покинет психотерапевта. Но жаловаться на это нельзя. Такова особенность этой профессии. Иногда становится немного грустно. Я, правда, нашел для себя один выход. Я овладел еще некоторыми навыками, чтобы оставаться полезным для своих подопечных. Я обучаю их технике управления, помогаю заключать сделки, редактирую их выступления. Правда, это уже совсем другие отношения. Здесь уже нет жалоб на бессонницу, раздражительность и ссоры с близкими. Мы вместе идем вверх. Это уже дружба-сотрудничество.

В ходе изложения своего материала я постарался ответить на вопросы философа. Осталась самая малость.

Как влияет на наше психологическое здоровье современная пресса и телевидение? Практически никак. Ведь сценарий человека, его судьба формируется в первые пять лет жизни под влиянием родителей или лиц их заменяющих. Происходит «фотографирование». Пресса и телевидение играют роль «проявителя». Они способствуют выявлению тех дефектов, которые появились у человека еще в раннем детстве. Конечно, средства массовой информации (СМИ) смогли бы много сделать по их исправлению, если бы, например, организовали систематические занятия по психологии общения. Ведь в наших занятиях нет ничего сенсационного, эффект от них будет через несколько месяцев, а психотерапевты не в состоянии оплатить дорогое эфирное время и газетные строки. Я давно работаю с СМИ. Сами корреспонденты понимают мои проблемы. Кое-что мы делаем (так, например, одна областная газета публиковала раз в неделю в течение трех месяцев наши статьи в рубрике «Школа выживания»). Но дело, как правило, заканчивается разрывом отношений. Главные редакторы считают, что они создают нам рекламу, а от нас ничего не получают. Но Бог с ними со СМИ. Сейчас я никого не убеждаю. Просто делаю свое дело.

Может ли человек быть для себя психотерапевтом? Я, как и философ, отвечаю на этот вопрос положительно. Более того, я стараюсь сделать это практически, так как пишу книги по психотерапии. Но все-таки желательно и прямое обращение к специалисту. Одна моя подопечная два года читала мою книгу «Если хочешь быть счастливым». Она ей помогала. Но все-таки на некоторые вопросы она не могла найти в ней ответы и пришла на тренинг. Через три занятия она с восторгом заявила, что за эти занятия получила больше, чем за два года самостоятельного обучения. Она была не совсем права. Если бы не было этих двух лет самостоятельного обучения, то не было бы и такого эффекта. Я бы не противопоставлял самостоятельную помощь профессиональной. Больше нужно полагаться на самопомощь, но иногда, хотя бы раз в неделю, следует посещать групповые тренинги. Полезно изучать психотерапевтическую литературу. Я советовал бы опираться на нашу, отечественную, где описываются наши проблемы.

И последнее. Мой принцип амортизации - не способ общения. Амортизация - это способ деликатно избавиться от нахала. Добро должно уметь защитить себя. Да, партнер выходит из себя при амортизации. Но ведь он оскорблял! Разве хороший человек будет это делать?! Философ вступается за обидчика. Почему? Мне непонятно. Для многих достойных людей амортизация стала хорошей защитой. Да, амортизация - это оружие. Но я не тревожусь, что им воспользуется агрессор. Его оружие - прямое оскорбление. Правда, но я ни на чем не настаиваю. Может быть, философ и права.

А теперь я хочу сказать вам, что работа психотерапевта приносит мне радость. В частности, иногда я получаю вот такие письма.

Я рада, что в очередной раз вы принудили меня к письменной речи. Как всегда ненавязчиво. Сотни раз я говорила эти слова про себя, но какие-то демоны в душе не давали мне это озвучить. Мне предстоит еще разбираться с ними.

Спасибо вам за то, что вы подарили мне прекрасный мир. Не иллюзорный призрачный, в котором я жила, а реальный, со всеми его радостями и горестями. Спасибо, что вы подарили мне меня, такую, какая я есть, без прикрас, но и без ненависти к своим слабостям. Я еще учусь любить себя такую. И это мне позволяет любить всех людей, вас, нашу «сумасшедшую» дорогую мне группу. Мне хорошо с вами. И думаю, это вдохновило меня еще на одно дело - защиту диссертации.

Это письмо написала мне женщина 44 лет. Пришла она ко мне три года назад с мыслями о самоубийстве. У нее был крах на производстве - никак не могла закончить диссертацию и уже года два не работала над ней. У нее был крах в личной жизни - длительный психологический и сексуальный разрыв с мужем, конфликты с подрастающим сыном. Первые сдвиги в ее состоянии произошли месяца через четыре после начала занятий, а потом все шло со скоростью курьерского поезда.

И совсем последнее замечание.

Наша страна переживает сейчас бум по подготовке психотерапевтов и психологов. Этим занимаются у нас 15 факультетов усовершенствования врачей при высших медицинских учебных заведениях. Федеральный центр по психотерапии. Российская психотерапевтическая ассоциация и Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига. Кроме того, почти в каждом регионе имеются свои психотерапевтические ассоциации. Есть несколько негосударственных институтов психотерапии. Все они очень активно готовят психотерапевтов и проводят просветительную и тренинговую работу с непрофессионалами. Естественно, занимаются они и лечебной работой. Наши психотерапевты выступают со своими разработками на международных съездах, симпозиумах и конференциях.

Наша Ростовская область находится не в первых рядах, но и мы смогли подготовить за последние 10 лет около 300 врачей-психотерапевтов. Прошли у нас психотерапевтическую подготовку и около 100 медицинских психологов. Уже 8 лет работает школа психологического айкидо, где основам управления с использованием психотерапевтических методик обучено более 1 000 человек. О клубе КРОСС уже рассказывалось выше. Сам я написал более 10 книг по психотерапии и психологии общения как для врачей, так и для широкого круга читателей. Все психотерапевты, которые прошли подготовку у нас, профессионалы, и всегда вам подскажут, куда обратиться, если сами не смогут помочь вам решить ваши проблемы. Есть у нас в области несколько отделений, где занимаются лечением больных неврозами, несколько кабинетов социально-психологической помощи и телефон доверия (его номер 58-21-41). На телефоне доверия круглосуточно дежурят квалифицированные психотерапевты и психологи, которые окажут вам бесплатно необходимую помощь и подскажут, куда обратиться, если ее будет недостаточно. Такие структуры имеются и в других регионах России. Кстати, не отказывайтесь от бесплатной помощи. Профессионал, если уж он работает, то всегда работает в полную силу, и не имеет значения, платят ему или нет. В этом отношении он напоминает спортсмена. Он знает, что если работает не в полную силу, то детренируется и страдает в первую очередь сам. Конечно, есть у нас в области и частнопрактикующие психотерапевты. В общем, мы готовы вам помочь.

К сожалению, многие люди хотят получить помощь немедленно, за один сеанс психотерапии и не прилагая собственных усилий. И у нас большим успехом пользуются те «специалисты», которые обещают за один сеанс избавиться от наркоманической или алкогольной зависимости, похудеть без соблюдения диет и занятий спортом, избавиться от импотенции. Если вы на это рассчитываете, то к нам за помощью обращаться не следует. Мы знаем, что не так просто избавиться от вредных привычек и малоадаптивных форм поведения. Иногда на это уходит года два планомерной работы над собой. А на выработку нового навыка или привычки и того больше. Но если вы не верите в чудеса и настроены на упорную работу над собой, мы приглашаем вас в наши структуры, к нашим специалистам, и лучше тогда, когда вы еще «на ходу», а не нуждаетесь в капитальном ремонте. Мы, как спортивные тренеры, не обещаем вам райской жизни (иногда мы будем казаться вам грубиянами, иногда садистами, временами вы будете считать нас недоучками и стяжателями). Но здесь, как в спорте. Если будете трудиться, успех к вам обязательно придет.

Итак, книга прочитана. Дорогие наши читатели? Мы вам ничего не навязываем. Решайте сами!

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Как стать внимательным? Приучить себя внимательно работать в самых разнообразных условиях - вот верный путь воспитания внимания.Следует научиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонним

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Акцент на взаимоотношениях между психотерапевтом и пациентом Сотрудничество Один из кардинальных принципов когнитивной психотерапии - создание у пациента ощущения сотрудничества и доверия. Построение отношений, вероятно, более важно при хроническом расстройстве

Из книги Искусство Быть Собой автора Леви Владимир Львович

Отношения между психотерапевтом и пациентом По крайней мере в начале психотерапии пациент, вероятно, рассматривает психотерапевта как всесильного спасителя, который улучшит его жизнь, поэтому чем более активную роль в лечении нужно исполнять пациенту, тем меньше

Из книги Такие неformatные дети автора Белопольская Наталия

Отношения между психотерапевтом и пациентом Особенно важно обратить внимание на один фактор, который очень часто игнорируется в работах когнитивно-поведенческих психотерапевтов: отношения между психотерапевтом и пациентом. Зависимое поведение пациента с ЗРЛ имеет

Из книги Нить Ариадны, или Путешествие по лабиринтам психики автора Зуева Елена

КАК СТАТЬ ПСИХОЛОГОМ «Уважаемый доктор! Наша семья переехала в другой город, когда я училась в восьмом классе. В новой школе я стала замечать, что никак не могу сойтись со своими одноклассниками, старалась быть общительной, но часто не знала, о чем говорить. Теперь я уже в

Из книги Почему мужчины врут, а женщины ревут автора Пиз Алан

Как стать героем… Родители были на работе, когда им позвонили соседи: «У вас в квартире был сильный пожар. Но не волнуйтесь, с детьми все в порядке. Старший сын вывел младшего из квартиры и даже успел прихватить какие-то вещи. Приезжайте скорей!» Они помчались домой и

Из книги Гипнотерапия. Практическое руководство автора Карл Гельмут

В ДИАЛОГЕ С ПСИХОТЕРАПЕВТОМ Позвольте чувствам просто быть В кабинет вошла, опираясь на палочку, пожилая женщина лет семидесяти. Села, отдышалась и начала свое повествование. Сразу с того, что беспокоит, – хромота и слабость в ногах. Два года назад случился перелом шейки

Из книги Свое лицо, или Формула счастья автора Алиев Хасай Магомедович

КАК НЕ СТАТЬ ОБЪЕКТОМ ЛЖИ 1. Садитесь на более высокий стул. Это завуалированная форма запугивания.2. Не скрещивайте руки и ноги, откиньтесь назад. Сделайте себя «открытым» для правды.3. Не говорите ему о том, что вы знаете. Не указывайте на то, что вы знаете, что он вас

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Сценарий 5.7. “Личное прибежище”, смоделированное психотерапевтом Помните, вы говорили мне, что чувствуете себя спокойно и расслабленно, когда находитесь в лесу. Мне бы хотелось, чтобы вы мысленно представили себе то, что я буду описывать. Представьте, что вы идете через

Из книги Прощаю себе. В 2 тт. Том 2 автора Виилма Лууле

Из книги Как повысить самооценку и достичь успеха автора Тарасов Евгений Александрович

Мысленная борьба с психотерапевтом Просыпаться не хотела принципиально. Не хотела встречать этот мир, на который была зла и раздражена. Будильник прозвенел в 6:00, но поднять себя смогла, и опять с чувством вины перед собой, только в 8:00. Быстро оделась и пошла на стадион.

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Как стать счастливым У меня часто спрашивают: как стать счастливым? Отвечаю: «Для этого нужно стать человеком». Что значит – стать человеком? Ведь мы и так люди.Быть человеком значит придерживаться своей половой роли. Мы являемся на свет мужчиной либо женщиной – по своему

Из книги Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама автора Морено Джозеф Дж.

Как стать организованнее Хорошо известно, что организованные люди отличаются точностью, надежностью, внимательностью, а главное – результативностью. В то время как человек неорганизованный всегда идет на поводу у времени и дел, которые ему редко удается

Из книги Разговоры с сыном [Пособие для неравнодушных отцов] автора Кашкаров Андрей Петрович

Как стать умным Ну а теперь мы разберем вопрос, который мне часто задают в письмах: «Как стать умным?» Иногда этот вопрос варьируется. Например: «Как стать умной женщиной?» или: «Можно ли поумнеть, но чтобы быстро, у меня скоро экзамены?» или: «Я ничего не понимаю в жизни, это

Из книги автора

Стать делателем Нижеследующая невымышленная история прекрасно иллюстрирует основные психодраматические идеи о спонтанности и творчестве.Это случилось в канун Нового года несколько лет назад, в переполненном ресторане в Нью-Йорке. За столом сидели Якоб Леви Морено; мой

Из книги автора

17.3. Как не стать жертвой Воспитывать безопасный образ мышления тебе необходимо заранее, чем мы сейчас, надо полагать, и занимаемся Повседневная жизнь богата эксцессами, на которые часто косвенно влияют наша рассеянность, непредусмотрительность и легкомыслие. Чтобы