Описание тонкого из рассказа толстый и тонкий. В детские годы
В произведении Чехова “Толстый и тонкий” анализ невозможен без определённых знаний об эпохи, в которую жил и творил писатель. В 6 классе учащиеся ещё недостаточно знакомы с творчеством А. П. Чехова, и на уроках литературы могут понадобиться дополнительные сведения при анализе произведения. Вся нужная информация содержится в нашей статье: композиция, тема и идея, сюжет и жанр, история создания и критика.
Краткий анализ
Год написания – 1883 год.
История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.
Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.
Композиция – у Чехова “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.
Жанр – рассказ.
Направление – критический реализм.
История создания
В 1883 году Антон Павлович Чехов написал рассказ “Толстый и тонкий”. Само название произведения даёт намёк на безликость, а значит, обобщённость образов главных персонажей. Что послужило основой сюжета доподлинно неизвестно, возможно, случай из жизни писателя или рассказанная в литературных кругах анекдотическая ситуация. Важно, что реалистичность сюжета вполне обоснована. Чехов как врач видел все болезни современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от страшнейших пороков.
Известно, что в черновом варианте, толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости. Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно. Тема и идея в рассказе взаимосвязаны и практически идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими. Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.
Тема
Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.
“Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.
Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования. Основная мысль – вызвать отвращение к раболепствованию и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.
Композиция
Композиция рассказа традиционна для малого жанра. Анализ текста “Толстый и тонкий” в плане композиционной структуры несложен, но имеет ряд существенных моментов.
Особенностью композиции является то, что завязка и развитие событий занимают большую часть объёма повествования, а кульминация и развязка – динамичны, как выстрел.
Всё произведение построено на противопоставлении , причём не только образов главных героев. Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке Толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило). Произведение построено на диалоге двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы жены и сына Тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.
Главные герои
Жанр
Чеховский рассказ – это нечто большее, чем стандартный текст небольшого объёма с одной сюжетной линией. Именно Антон Павлович сделал этот жанр легендарным. Помимо этого, рассказ у Чехова – удивительно поучительный жанр, мораль всегда на поверхности, нет скрытого смысла. Чтобы понять произведение, достаточно просто ознакомиться с текстом.
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёр-д"оранжем . Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с пр ищуренным глазом - его сын.
Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого
.-
Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
- Батюшки! - изумился тонкий
.- Миша!
Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза,
полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.
- Милый мой! - начал тонкий после лобызания.- Вот не ожидал! Вот
сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец,
как и был! Такой же душонок
и щёголь!
Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как
видишь... Это вот моя жена, Луиза, урождённая Ванценбах
...
лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это,
Нафаня
, друг моего детства! В гимназии
вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий
.-
Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что
ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом
за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся,
Нафаня
! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урождённая
Ванценбах
... лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
- Ну, как живёшь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на
друга.- Служишь где? Дослужился?
- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава
имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки
даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары!
По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более,
тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь,
в департаменте, а теперь сюда переведён
столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну,
а ты как? Небось
, уже статский? А?
- Нет, милый мой, поднимай повыше,- сказал толстый.- Я уже до
тайного
дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось
во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз
его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его
чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок
жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт
и застегнул все пуговки своего мундира...
- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать,
детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с
.
- Ну, полно! - поморщился толстый.- Для чего этот тон? Мы с тобой
друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!
- Помилуйте... Что вы-с...- захихикал тонкий, ещё более съёживаясь.-
Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы
живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой
Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый
хотел было возразить что-то,
но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости
и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся
от тонкого
и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал,
как китаец: "хи-хи-хи". Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул
ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Мастерство юмористического рассказа присуще А.П. Чехову. Оно раскрывается в его творчестве через детали, символы и образы, остающиеся на слуху у нескольких поколений благодарных читателей. Мораль, заложенная в этих лаконичных прозаических произведениях, до сих пор является надежным ориентиром для нравственного выбора свободно мыслящего человека.
Действие начинается с встречи двух приятелей на вокзале. Один из них толстый – Михаил (тайный советник), другой тонкий - Порфирий. Уже в начале Чехов противопоставляет двух героев.
Тонкий сразу же начинает расписывать, какой он прекрасный, какая у него жена Луиза, какой сын Нафанаил. Толстый восторженно смотрит на друга, в то время как Порфирий, узнав, что Михаил - тайный советник, вдруг побледнел и окаменел. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» наполовину состоит из демонстрации перемены в обращении героя-неудачника к товарищу детства. Автор очень детально описывает, как меняется персонаж и его семья: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…». Ведь сын сначала тоже оценивал друга отца, стоит ли с тем здороваться, и в итоге спрятался за спину Порфирия. Тот же стал сразу любезничать перед старым другом, обращаться к нему «на вы», называть «ваше превосходительство», а сам все больше съеживался. Михаил пытался объяснить, что между друзьями не может быть чинопочитания, но все было тщетно. И от всего этого «благоговения, сладости и почтительной кислоты, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».
Главные герои
- Толстый (Михаил) — успешный и благополучный. Он радуется встрече, интересуется жизнью друга, разочаровывается в том, что товарищ оказался раболепствующим лицемером. Его должность – тайный советник (довольно высокий чин в царской России). Чехов дает ироническое описание своему персонажу: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни». Беззаботная жизнь героя тоже не укрылась от читателя: кто же будет выпивать в течение рабочего дня, если на работе какие-то важные дела? Значит, чиновник живет праздно и вольготно, не ведая забот, поэтому в нем сохранились радушие и приветливость. Он рад случаю продемонстрировать свои либеральные взгляды на публику и охотно признает старого товарища ровней, хоть и осознает, что это не так. Кроме того, Михаил идет по жизни в одиночестве, его семьи мы не видим. Значит, его судьба складывается размеренно и комфортно, никто не обременяет его хлопотами. Характеристика Толстого заложена в его портрете, особенность которого подметил еще Гоголь: полные чиновники умеют устраиваться, пользоваться должностью ради личного обогащения, а тощие – нет.
- Тонкий (Порфирий) – приниженный, раболепствующий и загруженный. Он сгибается под тяжестью своей ноши, расспрашивает друга рассеянно и поверхностно, льстит и унижается перед ним, когда узнает, что товарищ - тайный советник. Его должность – мелкий чиновник, возможно, переписчик бумаг. Автор охарактеризовал его так: «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Перед мысленным взором предстал портрет замученного, суетливого человека, на которого жизнь давит со всех сторон, как баулы и узлы. Нелегкая доля Порфирия, тяготы и заботы о семье с учетом низкого жалования показаны через чемоданы и сумки, которыми он навьючен, как осел. Герой изначально не свободен, его тяготят семейные дела и обязанности, может, поэтому он занимает менее высокий пост. Его раболепство – издержки профессии. Без него он лишится даже того скромного положения, которое занимает. Писатель подчеркивает типичность своего персонажа, подразумевая, что все неупитанные на вид чиновники не могут устроить свою жизнь иначе: они прогибаются под начальство и не разгибаются уже никогда, так и оставаясь на низших ступенях карьерной лестницы.
Отношение Чехова к героям произведения нейтральное. Он рассказывает историю и выносит ее на суд читателей, однако не выносит ей моральные приговоры. Он беспристрастен в своей лаконичной манере изложения.
Важнейшей стилистической фигурой в книге является антитеза, которая заявлена Чеховым уже в названии. Герои рассказа «Толстый и тонкий» символизируют социальное неравенство, которое прокладывают между собой сами люди. На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы». Характеристика героев основана на сравнении. Если один робеет перед чином, то другой уже научился надуваться от самодовольства. Если у одного в жизни суета и мельтешение, то у другого – комфорт и праздность.
Меняется не только отношение, но и речь. И Тонкий, и Толстый используют разговорную лексику: «Голубчик мой», «Милый мой», «Батюшки», «душонок». Когда же Порфирий узнает должность своего друга, то переходит на официальное и почтительное обращение: «ваше превосходительство», «вы-с», «приятно-с».
Главные темы
- В рассказе «Толстый и Тонкий» тема социального неравенства занимает центральное место. Оно порождает такие уродливые формы приспособленчества, как лесть и лицемерие.
- Писатель хотел подчеркнуть, как важно человеку сохранить индивидуальность, поэтому он затронул в произведении тему свободы личности. «Тонкие» люди привыкли раболепствовать, у них уже нет своего «я». Герой не обязан был менять свой тон, ведь это его друг, но он настолько привык к принятым штампам, что уже не может по-другому.
- Также очевидна тема нравственного выбора. Порфирий тоже человек-хамелеон, который меняет свою окраску в зависимости от ситуации. Им управляет не мораль и не ум, а жалкая расчётливость. Его выбор – это добиться благоволения начальства ценой собственного достоинства.
- В то же время автор показал, что государственная система в России того времени просто вынуждает людей становиться рептилиями и защищаться от нападения любой ценой. Низший полностью зависим от высшего, и негде найти на произвол управы. Тема несправедливого политического устройства не в первый раз беспокоит Чехова.
- В целом, автор пытается обесценить пороки путем их осмеяния. Сатира имеет благую цель: уничтожить плохое качество личности, показав людям, насколько оно нелепо. Юмор в рассказе прослеживается даже на языковом уровне: писатель намеренно использует просторечные выражения, соседствующие с канцелярскими речевыми шаблонами, чтобы вызвать комический эффект.
Основная мысль и смысл рассказа
Автор хотел высмеять пороки, чтобы людям стало стыдно так себя вести. Общество должно было выдавить из себя лицемерие, которое, увы, стало неотъемлемой частью карьерного роста и преуспеяния в жизни. Тонкий лицемерит уже на автомате, он даже не осознает этого, как и вся его семья. Это уже не частный недостаток, это глобальная проблема, которую надо решать. Идея рассказа «Толстый и Тонкий» заключается в том, что лицемерие, скорее, погубит человекаА, а не поможет ему. Оно всегда заметно и противно смотрится. Люди отворачиваются от лицемера, как Михаил отвернулся от Порфирия. Они видят, что неискренность для лжецов – обычное дело, и не хотят быть обманутыми. Кроме того, лицемер смешон и ничтожен, его не за что уважать и тяжело любить. Своим поведением он перечеркивает свою репутацию.
Надо уметь разграничивать личные и рабочие связи, не ущемляя ни одну из этих сфер жизни. Даже если карьера не задалась, и нужен блат, не стоит продавать свое личное пространство, свое достоинство. Продав их один раз, человек навсегда лишается чести и становится пресмыкающимся. Главная мысль в произведении Чехова заключается в том, что жизнь лицемера перестает иметь значимость для него самого, ее цена ниже цены денег, и другие люди это чувствуют, поэтому их отношение меняется в худшую сторону. Например, сначала Толстый был искренне рад встретить друга, но потом его вывернуло наизнанку от отвратного зрелища раболепства. Если сперва он и сам подумывал помочь товарищу, то в финале он готов бежать от него со всех ног, так как на него накатывает презрение.
Чему учит Чехов?
Сатирик высмеивает чинопочитание, которое превращает людей в ничтожества и лишает их достоинства. Автор остроумно показал, как оно разрушает дружбу и превращает товарищей в Тонкого и Толстого, разделяя их навеки. Такое деление по чинам неоправданно, ведь хорошие люди есть везде, независимо от того, какое место они занимают и сколько у них оклад. Писатель понимает, что лизоблюдство, или его противоположность – презрение только вредят обществу, а не упорядочивают его, поэтому эти пороки он предает осмеянию.
Автор завещает своим потомкам всем известную мудрость: «Каждый день по капле выдавливай из себя раба». Этому труду стоит посвятить всего себя, иначе условности, предрассудки, общественное мнение или самодуры на пост выше могут сломить волю, искоренить индивидуальность и оставить бесхребетного человека на милость победителя. Свободная же личность гармонично развивается и обретает независимость взглядов и суждений, что позволяет ей выбирать свой путь.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Анализ рассказа А. П. Чехова
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя школа № 14»
г. Кимры Тверской области.
"Чехов умеет писать так,
чтобы словам
было тесно,
а мыслям просторно".
М. Горький
Запишите в тетрадь:
это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также (чаще всего) имеющее одну сюжетную линию.
Рассказ -
Художественная деталь -
это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.
Запишите в тетрадь:
Юмор -
(от англ. - комизм, причуда, нрав) - комическое и вместе с тем добродушное отношение к серьёзному; дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков.
Сатира -
особый способ художественного воспроизведения действительности, ставящий своей задачей нелицеприятную критику, обличение, высмеивание, изображение несообразности различных её явлений.
Смысл заглавия
Что отражает заглавие:
тему или основную мысль?
По мнению Чехова, заглавие-это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.
Название данного рассказа уникально, соответствует содержанию.
Тема. Проблема.
Определите тему и проблему рассказа.
Встреча двух бывших одноклассников на вокзале.
Проблема
чиновничества
Композиция
В чем особенность композиции рассказа «Толстый и тонкий»?
В нём отсутствует развитие действия.
Экспозиция
Какой литературоведческий приём
используется в экспозиции?
Николаевская железная дорога
Экспозиция
Экспозиция сильная, потому что уже в описании героев содержится громадная разница потенциалов, которая настраивает читателя на ожидание неизбежного конфликта. Один - толстый, другой - тонкий, один - доволен, другой - измучен, один - налегке, без спутников, второй - обременён и скарбом, и семейством. Это не просто контраст, это - антитеза . Мы угадываем антагонистов.
" На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий".
Завязка
Найдите завязку рассказа.
- Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого.- Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
Кульминация
Найдите кульминацию рассказа.
- Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
- Нет, милый мой, поднимай повыше,- сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Развязка
Найдите развязку рассказа.
"На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного стошнило".
Портрет
Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета автор обращает внимание читателя?
Портреты даны через перечисление ярких внешних признаков - не только зримых. Здесь указывается даже на то, какие запахи сопровождают каждого героя: от толстого пахнет флёрдоранжем (изысканным одеколоном fleur d"orange - фр. "цветок апельсина") и хересом (вином, настоянном на травах). От тонкого, ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, - ветчиной и кофе. То есть апелляция к разным органам чувств читателя: зрению, слуху, обонянию.
Многочисленные картонки и коробки, которыми увешан тонкий, - свидетельство того, что носильщика взять ему не по карману. И дальнейшие слова диалога подтверждают, что Порфирий стеснён в средствах.
Кто из героев первым бросается к другу?
Толстый первым бросается к другу,
испытывая при этом искреннюю радость.
Как тонкий называет толстого?
- Батюшки! - изумился тонкий.- Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.
Кто первым начинает разговор после приветствия? С чего он начинает рассказ о себе?
Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса.
О чём вспоминает тонкий? Почему толстый по воле автора не произносит
ни одной фразы во время монолога тонкого?
- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий.
- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были!
Толстый, Герострат, в детстве был честолюбивым человеком, не думающим о последствиях своих поступков.
Тонкий,Эфиальт, в детстве был ябедой, доносчиком, то есть угодничество было чертой его характера с детства .
Какой фразой толстый подталкивает тонкого к разговору о службе?
- Ну, как живёшь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга.
- Служишь где? Дослужился?
Что рассказывает о своей службе тонкий?
- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить.
Как меняются тонкий и его близкие, когда узнают о служебном положении толстого.
Почему они вдруг изменились?
Толстый – тайный советник, 2 ордена имеет, высший чин.
Тонкий – 8 класс, близок к нижнему чину. То есть тонкий ничего почти не добился . Тонкий стал себя вести как чиновник, а не как друг детства .
Как теперь меняется смысл заглавия?
Толстый и тонкий – это уже не только внешние признаки. Толстый - человек, добившийся высокого положения. А поведение тонкого говорит о ничтожности, незначительности героя.
Как отнёсся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему?
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило.
Как простились друзья детства?
Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Итак, толстый – и человек, и чиновник. Автор смеётся над тонким и в целом над чинопочитанием. Он как бы указывает, что проблема мелкого чиновника связана с чинопочитанием, угодничеством, что это характерно для общества 19 века. Поэтому на вокзале встретились друзья детства, а расстались два чина . Между ними пролегла невидимая пропасть.
«Все трое были приятно ошеломлены»?
С иронией
Для чего введены образы жены и сына тонкого, ведь толстый показан один?
Сын не почитает отца. Сначала подумал, только потом снял шапку, спрятался за спину отца. Жена во всём угождает мужу. Жена и сын даны для того, чтоб расширить характеристику тонкого.
Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя читатель узнаёт их имена ещё во втором абзаце?
Намёк на социальное положение в обществе
(почтение к чину, а не к человеку) .
Что смешно, а что грустно в этом рассказе?
Рассказ «Толстый и тонкий» у всех читателей вызывает и улыбку, и грусть, потому что всегда и везде неприятно и грустно видеть, когда от человека остаётся один чиновник, будь он тонкий или толстый.
Сцена на вокзале оставляет неприятное чувство не только у друга детства, но и у читателя. Жаль, что так глупо и непоправимо испорчена радость встречи.
Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто из героев и когда забыл об этом?
Тонкий больше всего ценит в человеке его общественное положение, гнётся перед высшим чиновником. Он готов на любые унижения, чтобы показать свою способность угодить знатному человеку. Эту психологию раба, которая властвовала в царской России, и описывает
А. П.Чехов в своём рассказе «Толстый и тонкий».
Основная идея
Какова основная идея рассказа
В каждом в первую очередь нужно видеть человека, а не его чин; высмеивание угодничества перед сильными мира сего, мысль о том, что проблема мелкого чиновника связана с чинопочитанием, характерным для общества 19 века .
То есть, показав встречу двух одноклассников, Чехов показал всю систему российской жизни.
Диалог
Какова роль диалога в рассказе?
Диалог представляет собою главное событие рассказа. По структуре он делится на две основные части:
в первой тонкий, захлёбываясь от самодовольства, перечисляет свои, прямо скажем, не слишком большие достижения;
во второй - эти же достижения он представляет как что-то совершенно ничтожное. Если проводить аналогию с военными действиями, в первой фазе тонкий наступает, во второй - позорно отступает и признаёт своё поражение.
своё отношение к героям?
1. Речь. Реплики толстого коротки, что говорит о его уверенности. Реплики тонкого длинные, что указывает на угодничество, ведь он привык доказывать, оправдываться.
2. Градация – «съежился, сгорбился, сузился».
3. Оценочные слова « побледнел», «окаменел ».
Лексика.
Какие ещё особенности худ. своеобразия рассказа
Чехова, кроме антитезы, речевой характеристики
героев, оценочных слов, градации, можно определить?
Олицетворение
(« Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились»)
(« как китаец», «как спелые вишни »)
Сравнения
(больше использовано глаголов,
т. к. они передают смену действий)
Части речи
Устаревшие слова
(«лобызания», «приватно», «вельможи»)
Разговорно-оценочные слова
(«голубчик мой», «батюшки», «облобызались »)
Синтаксис.
(2 раза употребляется «были приятно ошеломлены», «Это вот… сын мой… жена Луиза…»)
Инверсия
(« встретились два приятеля», «выглядывала женщина», «воскликнул толстый» - указывает на важность действий героев )
Тип предложений
( восклицательные и вопросительные, т. к. много
впечатлений при встрече)
Стилистические особенности
рассказов А. П. Чехова:
1. Простое, предельно краткое заглавие.
2. Диалоговое построение рассказов.
3. Традиционная композиция (завязка, кульминация, развязка).
4. Краткая завязка: указаны действующие лица, время и место действия. .
5. Индивидуальность речи героев как основа их неповторимости.
6. Портрет как средство характеристики героя.
7. Краткость и лаконизм: простые предложения, практическое отсутствие эпитетов, обилие глаголов, т. к. главное – описание действий, метафоры, доведённые до гротеска.
8. “ Говорящая деталь ” , заменяющая подробное описание.
9. Отказ от лирических отступлений и описаний.
Самостоятельная работа
Напишите характеристику героя по плану.
1 вариант –
характеристику
2 вариант –
характеристику
толстого
1. Место, занимаемое героем в произведении. 2. Положение героя в обществе. 3. Портретная характеристика. 4. Речевая характеристика. 5. Черты характера.
А. П.Чехов – признанный мастер маленького рассказа. Фраза «Краткость – сестра таланта» была любимой у писателя. Его короткие рассказы были очень яркими по содержанию. Они отличаются незамысловатостью сюжетов, чётким композиционным построением, присутствием ярких художественных деталей, говорящих имён и фамилий, динамичностью действия, сценичных диалогов. Они наполнены юмором и бодростью.
« Чехов - несравненный художник. И достоинство его творчества в том, что оно понятно не только всякому русскому, но и человеку вообще».
Л. Н. Толстой
Главные герои “Толстый и тонкий” – друзья детства, когда-то они учились вместе, вместе проказничали, оба сохранили много тёплых воспоминаний о том беззаботном периоде. Описание внешности героев основная антитеза в произведении. Автор не сразу вводит в рассказ имена героев, вначале он так и называет их “толстый и тонкий”. Это подчёркивает не только внешнюю, но и внутреннюю характеристику героев, настраивая читателя на то, что встретились люди, между которыми неизбежно непонимание. В рассказе Чехова “Толстый и тонкий” высмеяно раболепство, привычка пресмыкаться перед высшими чинами. Мгновенная метаморфоза, произошедшая с “тонким” и всем его семейством настолько отвратительна и необратима, что “толстый” стремится покинуть старого друга, его “тошнит”.
Характеристика героев “Толстый и тонкий”
Главные герои
Толстый (Миша) |
Полный, добродушный человек, любящий хорошо покушать. Ведёт себя легко и непринуждённо. Дослужился до тайного советника, имеет “две звезды”. С радостью вспоминает школьные шалости, искренне рад встрече с другом детства. Несмотря на должность, держит себя просто, не признаёт чинопочитания среди старых друзей. |
Тонкий (Порфирий) |
Худой мужчина с горой сумок чемоданов и картонок в руках. Его семья – его отражение. Из воспоминаний самого Порфирия мы узнаём, что в гимназии его дразнили, за то, что тот ябедничал. Рассказывая о себе он жалуется на низкий доход, недоволен своим положением. Кажется, что Порфирий искренне рад встрече с другом, но что-то держит его в напряжении. Как вести себя с Михаилом, не может определиться его семья. Они прячутся за спину главы семейства. После того, как Порфирий узнаёт, что Миша стал тайным советником, его лицо меняется до неузнаваемости и кроме нервного хихиканья и заикания ему ничего не удаётся выдавить из себя. |
Второстепенные персонажи
Луиза, жена Порфирия |
Супруг представляет её несколько раз, сама героиня молчит, прячась за спиной мужа. Даёт платные уроки музыки, чем пополняет скудный семейный бюджет. |
Нафанаил |
Сын Порфирия, гимназист, учится в третьем классе, безмолвный персонаж. При знакомстве с другом отца не сразу снял фуражку, задумался (видимо, как и отец оценивал статус человека). Узнав, что Михаил – тайный советник, выпрямляется, роняет фуражку. Ошеломлён, будто бы перед ним святое существо, а не простой человек. |
В произведении “Толстый и тонкий” герои случайно встречаются на вокзале, “второе” знакомство происходит в момент, когда Михаил сообщает другу, о том, какой пост занимает. В это мгновение образ Порфирия претерпевает настолько грандиозные изменения, что перед нами появляется новый человек. Превращение так разительно раскрывает характер “тонкого” и его семьи, что дальнейший диалог друзей оказывается невозможен. Ситуация положительно характеризует сытого и обеспеченного Михаила, который оказывается человечнее и проще жалующего на жизнь Порфирия. Автор призывает сохранять собственное достоинство, уважение к себе, и не оценивать человека по статусу в обществе.