Биографии Характеристики Анализ

Что дает благотворительность человеку. Любая помощь хороша

Благотворительность или милостыня. Сам Господь очень подробно говорил о том, как надо творить милостыню, какими принципами руководствоваться и как при этом соблюдать свое сердце. Поэтому что-то придумывать от себя не стоит. Все уже сказано.

«Всякое деяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» (Иак 1:17).

Итак: добрые дела – это одно из главных дел в жизни христианина.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

И еще: «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас…» (Мф. 6:1).

«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая…» (Мф. 6:3).

Это те основные принципы, которыми должен руководствоваться христианин, желающий делать добрые дела и при этом получить награду не от людей, а от Бога, а еще лучше желающий делать добрые дела не ради награды, а ради любви к Богу.

С этим все понятно, скажут некоторые. Кто-то скажет, что вот я так и поступаю, и вот Господь знает мои дела, все они перед ним, а не перед людьми. И это будет правильно.

Теперь о фондах, благотворительных фондах. Какое они имеют отношение ко всем этим библейским принципам. Многие сейчас говорят, что зачем все эти фонды, не нужны они, все это коммерция и нажива. Лучше оказывать адресную помощь самим из рук в руки. Как показывает опыт, это говорят люди либо не желающие делать добрые дела и таким хитрым образом себя оправдывающие, либо не понимающие самого принципа работы фондов, непонимающие их необходимости.

Я в этой статье ни в коем образе не хочу умалить значение личной адресной помощи, я лишь хочу объяснить значимость работы благотворительного фонда. Я хочу, чтобы люди понимали пользу и той и другой формы благотворительности. И конечно, чтобы не судили о том, что не знают и в чем мало разбираются.

Сразу оговорюсь, что мы как фонд «трубим» о своих делах, но не для того, чтобы иметь похвалы от людей, а потому что творим милостыню чужими руками, следовательно, обязаны отчитываться перед жертвователями.

Две лепты или с миру по нитке

Да оказывать адресную помощь или, как говорят, помощь из рук в руки – это та же милостыня и благое дело, о котором говорит Господь. Но есть некоторые нюансы.

Во-первых, чтобы оказывать адресную помощь, нужно обладать значительными средствами, чтобы эта помощь была действительно помощью. Например, вы можете принести бедной семье пакет продуктов или даже купить необходимую одежду, но можете ли вы сделать ремонт в их квартире или даже приобрести им жилье, купить им машину или бытовую технику или оплатить дорогостоящее лечение? Скорее всего, рядовой человек это сделать будет не в состоянии.

Поэтому здесь на помощь может прийти такая благотворительная структура как фонд, в который как раз и стекаются средства от самых разных людей. Принцип работы любого фонда – с миру по нитке, голому рубашка.

А теперь вернемся к Евангелию. Когда Христос наблюдал, как люди кладут пожертвования в сокровищницу, вспомним, что он сказал о двух лептах бедной вдовы. К нам в фонд очень часто приходят как раз те самые лепты, духовный смысл которых Господь особо подчеркнул. Очень часто нам переводят пятьдесят или сто рублей бабушки-пенсионерки с просьбой помочь той или иной семье.

Такие лепты всегда трогают до глубины души. И если пятьдесят или сто рублей конкретной семье погоды не сделают, это и понятно, то для жертвователей таких вот сумм – это огромная духовная польза, а для наших подопечных это как раз и есть с миру по нитке.

Второй момент: фонд является неким гарантом, что помощь действительно придет к нуждающимся людям, а не к мошенникам. Люди, жертвуя свои средства, все же не хотят, чтобы их средствами воспользовались нечистые на руку ловкачи. А таких желающих легкой наживы очень много.

Поможите, сами мы неместные

Да, именно поэтому приходится иметь штат сотрудников и волонтеров, чтобы деньги, которые нам доверили для нуждающихся, не попали к «неместным». Таких сомнительных обращений очень много. Часто звонят откровенные мошенники, рассказывают какую-нибудь длинную плачевную историю: вся семья смертельно больна, дом сгорел, с квартиры погнали. У некоторых обнаруживается такая богатая фантазия, что в пору писать приключенческие детективы.

Обычно такие люди рассчитывают на мимолетную жалость, так называемые «истории, рассчитанные на дурака». Причем жертвами таких ловкачей, как правило, становятся не фонды, а те самые добродушные и доверчивые люди, которые привыкли не доверять фондам, а оказывать помощь всякому просящему.

При самой поверхностной проверке обман быстро вскрывается, а люди внезапно исчезают.

Есть более сложные случаи, когда некоторые ушлые типы прикрываются именами и историями реальных людей. Опять же проверка сразу показывает наличие обмана. То есть собирают на нужды некой многодетной вдовы или болящего батюшки, говорят, что у них есть разные благословения на эту деятельность, обычно очень убедительны и настойчивы. Собирают пожертвования, но на данную семью ничего не приходит или почти ничего. Когда начинаешь проверять их деятельность, ведут себя очень агрессивно, контакты своих «подопечных» давать категорически отказываются под разными предлогами, что не надо беспокоить больного батюшку или убитую горем вдову.

Есть третья категория – это люди, действительно нуждающиеся или некогда нуждавшиеся, но увлёкшиеся сбором средств, как неким бизнесом. Такие люди устраивают целые кампании по сбору средств в интернете, просят о массовых срочных перепостах и репостах. Размещают информацию о себе, где только можно на различных сайтах и ресурсах, пишут письма в коммерческие и благотворительные организации. Таких еще сложнее проверить, я имею в виду проверить простому человеку.

Люди доверяют репостам, думая, что информация идет из первых рук, и что пользователь, который размещает у себя на странице в соцсетях информацию и реквизиты, уж точно знает, что у себя размещает. В этом и есть ловушка. То есть кликая на репост, каждый думает, что информация достоверная и была проверена до меня.

Опять же фонду приходится проделывать целую работу, чтобы понять, насколько нуждается данная семья, действительно ли у них случилась беда, и поэтому люди так активно откликаются в сетях, или это просто профессиональные сборщики милостыни.

Бывает так, что для некой семьи действительно объявляется сбор средств, но когда полученная сумма уже набрана, люди не могут остановиться. Некоторые честно пишут, что сумма набрана, больше не присылайте, помогайте другим нуждающимся, а другие продолжают собирать деньги по привычке, по инерции, из страха опять оказаться на грани нищеты или из желания сытой незатруднительной жизни. Я это пишу не для того, чтобы кого-то осудить, а для того, чтобы объяснить чем, собственно, занимаются фонды, какую работу приходится проделывать, чтобы понять степень нужды нуждающихся.

А для этого фонду нужно заниматься и бумажной волокитой, в первую очередь собирать документы, подтверждающие личности тех, кто просит помощь и степень нужды. Кстати, именно на этапе сбора документов многие потенциальные подопечные почему-то пропадают. А далее следует уже личное знакомство, подключаются волонтеры, которые идут посещать семью, знакомиться, посмотреть, что называется, своими глазами на ситуацию в семье. Не буду далее утомлять читателя методиками проверки. Я это написала лишь для того, чтобы люди понимали, что проверка информации – дело отнюдь не простое.

Наши семьи

Напомню, что наш фонд специализируется на помощи вдовам священников и некоторым священническим семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Лично наш фонд работает по принципу неформальной помощи. Мы стараемся узнать максимум информации о той или иной семье. Действительно неформальная помощь подразумевает неформальные отношения с нашими подопечными. Соответственно помощь оказывается и ежемесячная и сугубо целевая.

Что такое целевая? Ну, это, например, когда надо купить машину, потому что в данной ситуации в данной семье машина – не роскошь и даже не средство передвижения, а жизненно необходимая единица. У нас были случаи, когда вдовам мы покупали машины, помогали продать старую машину. Зачастую одинокой многодетной женщине продать машину не под силу, ее могут обмануть, дать цену значительно ниже рыночной.

Я здесь рассуждаю не гипотетически, а на конкретном примере, когда покупалась машина для одной вдовы, одновременно продавалась ее старая машина, оставшаяся от батюшки. Надо было купить хорошую, с оптимальным сочетанием цены и качества, проверить ее на сервисе, купить зимнюю резину, перегнать эту машину в ее город. Эта большая работа была проделана фондом и волонтером, который активно помогал, ездил по объявлениям, смотрел машины…

Семьи действительно становятся нашими . Вот и на примере с машиной можно ведь было просто перевести разницу в деньгах и сказать матушке, что вот продавайте старую и покупайте новую. Но такая работа повторюсь, женщине не под силу.

Или вот еще пример со стройками и строителями. Надо делать ремонт или строиться, и опять же женщине все это делать самой сложно, даже при наличии материальных средств. А работники, видя беспомощное положение своего заказчика, могут воспользоваться этим, назначить цену выше, чем она есть на самом деле. Поэтому приходится проверять, контролировать и опять же это работа фонда.

И хочется сказать о жертвователях. Среди жертвователей не только бабушки пенсионерки, те самые, что приносят библейскую лепту для сирот, но и очень состоятельные люди. Они, имея много попечения и забот, не в силах оказывать кому бы то ни было адресную помощь, не в силах искать на рынке машину или квартиру, они могут обеспечить материальную сторону вопроса, а вся рутина, все проверки, работа с документами достаются работникам фонда. Так было и с покупками квартир для вдов. Когда благодетель давал нужную сумму на покупку квартиры, просил всю остальную работу провести фонду. И мы это делали.

Поэтому фонд и наши подопечные – это почти как одна семья. Мы поздравляем друг друга с праздниками, радуемся радостям, а главное – у нас есть общая молитвенная поддержка. Если что-то у кого-то случается, сразу делаем рассылку по матушкам с просьбой молиться. Ну и конечно, матушки молятся о наших благодетелях, на которых держится работа фонда. А общая молитва – это самое главное.

Вещи: или вы же фонд, вы должны

Хочется сказать и о вещах. Почему я поднимаю этот вопрос? Потому что люди зачастую придают огромное значение сбору разных вещей. Некоторым кажется, что это чуть ли не самое великое дело в благотворительности. То есть кто-то хочет расхламиться, а заодно и думать, что сотворил милостыню, облагодетельствовал бедного человека своими старыми тряпками. Почему я так об этом грубо пишу? Скажу сразу, что я не против благотворительности старыми вещами, если вопрос касается исключительно бомжей. Да, для бомжа, скажем, старое, но теплое и добротное пальто жизненно необходимо, и ему неважно, что оно двадцатилетней давности, потерто на спине и давно вышло из моды.

Но наш фонд не занимается бомжами и соответственно не занимается ношеной одеждой, потому что у нас матушки и их дети, а не бродяги.

Однако очень часто звонят и говорят примерно следующее: я собрала вещи, жалко выкинуть, я хочу передать их в ваш фонд. Мы говорим, что не занимается б/у вещами – обижаются: как же, вы же фонд, вы должны.

Мы объясняем, что вещи можно отнести на помойку или на вокзал, тем, кто их у вас с удовольствием возьмет. Опять обижаются: но я не хочу бомжам, я хочу матушкам пожертвовать, и начинается перечисление кримпленовых пиджаков, сапожек «прощай молодость», ночных сорочек и комбинаций и прочего… Когда объясняешь еще раз, что место таким вещам на помойке, опять обижаются и со словами «вы же фонд» бросают трубку.

Не понимаю, почему если мы фонд, то мы должны. Нет, мы сами решаем, как и с кем работать по каким принципам и какую стратегию выбрать.

Есть специальные организации, которые занимаются сбором и сортировкой таких вещей, конечно, это тоже благотворительность и это хорошо. И это кому-то необходимо, особенно сбор и обмен детскими вещами, но для этого нужно специальное помещение, специальный персонал. Наш фонд этим точно не будет заниматься.

Если мы и занимаемся вещами, то только рассылкой новых. У нас есть благотворители, которые жертвовали нам много качественных и современных вещей, в которое не стыдно одеть ребенка. Ведь и новые вещи бывают разные.

Радость

Делать доброе дело – всегда огромная радость, даже если ты просто посредник. Я всегда говорю нашим сотрудникам, что наш фонд работает и будет стараться работать по евангельскому принципу: мы – рабы, ничего не стоящие, – делаем то, что нужно делать.

Да это нужно делать. И делать, помня эти евангельские слова, чтобы не думать о себе много, не думать, что мы делаем что-то великое или исключительное. Мы делаем то, что необходимо делать.

Очень радостно видеть наших матушек, когда получается сообща решить ту или иную проблему, получается помочь. Главное – неформально помочь, каждый случай – он как свой собственный, мы его переживаем, мы им живем. Делаешь и получаешь в награду радость, от того, что другим становится хорошо или чуть-чуть лучше.

Благотворительность. Нужно ли заниматься благотворительностью?

Стремление помочь нуждающимся, внести часть средств на оплату операции или лекарств для больных, продуктов и одежды для нуждающихся – порыв очень благородный.

9 причин заниматься благотворительностью

Перечисляя какую-то сумму в благотворительный фонд, ты сможешь дать выход накопившимся чувствам любви и сострадания. Это – естественно, и это может принести удовлетворения и даже удовольствие.
Добрые дела всегда возвращаются к тем, кто их делает. Поэтому, попав в трудную жизненную ситуацию, ты сможешь рассчитывать на помощь.

Оказывая помощь людям, ты, возможно, заглаживаешь какой-то неблаговидный поступок, совершенный в прошлом. Это дает возможность успокоить свою совесть.

Публичные личности часто зарабатывают себе позитивный имидж, занимаясь благотворительностью.

Помогая людям, мы сохраняем человечность, не даем сердцу очерстветь, стряхиваем с себя груз цинизма, который неизбежно появляется с годами.

Людям свойственно быть благодарными за оказанную помощь. Пусть они никогда не узнают вашего имени – их добрые мысли, положительная энергетика, направленная в ваш адрес, сделают свое дело.

Регулярное жертвование, ставшее привычным и обязательным, дисциплинирует и развивает силу воли.
Благие дела повышают собственную самооценку. Когда тебя одолеет апатия и все начнет валиться из рук, - просто вспомни, сколько ты помогла незнакомым людям, поделившись с ними своими деньгами, вещами, продуктами или временем.

Благотворительность – отличный способ поддержать единство всех живых существ, обитающих на Земле. Помнишь – «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»?

Говоря о благотворительности, хочется процитировать словами доктора В. В. Синельникова:
«Слово БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ означает буквально творить благо. То есть сделать кого-то счастливее и радостнее в жизни. Другими словами, благотворительность – это бескорыстная деятельность для блага окружающих. В чём может выражаться эта деятельность? Что мы можем дать безвозмездно людям, что принесёт им счастье? И чем можем пожертвовать?

Начнём с того, что благотворительная деятельность возможна только в том случае, если человек принимает людей и этот мир. Принимает без претензий и обид. Он верит в справедливость происходящего в этом мире с ним самим и с другими людьми. Бескорыстная деятельность возможна только в том случае, если человек верит в счастье. Он осознаёт себя частью этого мира, частью целого. Делая благо для части – делаешь благо для целого, то есть для Бога. А счастье – это и есть ощущение себя частью целого.

И надо отметить, что этот первый шаг – самый сложный. Очень трудно любить этот мир безусловной любовью, верить в его справедливость, брать на себя ответственность за свои мысли и поступки. Но начинать нужно. И я подскажу вам, как сделать этот шаг без особых усилий с вашей стороны. В принципе, мы все делаем это каждый день. Просто мы не вкладываем силу в наши действия. А действие это называется – пожелание ЗДРАВИЯ. Необходимо, всего-навсего, правильно здороваться с людьми, вкладывая особый смысл и образ в своё приветствие. Оказывается, наши предки заложили первый этап благотворительности в слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ».

«Здравствуйте» – это пожелание здравия, а здоровье, как мы уже знаем, означает гармония с самим собой и с окружающим миром, а гармония – это счастье. Именно с таким смыслом и чувством и нужно здороваться с людьми. Хорошо, если вы при этом ещё и будете совершать поклон, отдавая дань уважения этому человеку, как частичке Бога на Земле.

Второй шаг - не менее важный, чем первый. Называется он БЛАГОДАРНОСТЬ. И в этом волшебном слове заложен смысл благотворительности – дарить благо. Поистине русский язык – магический язык.

Желательно, чтобы человек всегда пребывал в благодарственном умонастроении. Это очень важно. Нужно быть благодарным за всё, что даёт нам Жизнь. Нужно быть благодарным всем: Богу, родителям и детям, Природе, людям. Причём, чувство благодарности должно присутствовать в нас независимо от поведения окружающих. Одни в этом мире дарят нам радость, другие преподносят уроки. Благодарить нужно одинаково и тех и других, причём вторых даже больше, чем первых, так как они дают нам возможность духовно прогрессировать.
Следующий этап называется РАДОСТЬ. Испытывать радость – значит дарить Свет окружающему миру. Ра-дасть.

Помните – мы дети Солнца, мы – светящиеся существа. Дарить Свет – это наша суть.
Теперь разберём, что такое ЖЕРТВА. Жертва – это добровольный отказ от чего-нибудь в пользу кого-нибудь или чего-нибудь.

Что можно жертвовать?

Жертвовать можно:

1) продукты и готовую пищу;

2) вещи, в том числе и одежду;

3) кров, ночлег;

4) деньги;

5) знания;

6) свои чувства через дар искусства: пение, музыка, картины, книги, танец и др.;

7) жертвовать свою жизненную энергию и время через свой труд (учить, лечить, строить, готовить пищу и т.д.); жертвовать своё тело (ткани и органы), свою жизнь. Например, воин жертвует своей жизнью ради свободы своего народа. Спасатель также жертвует своей жизнью ради спасения человека.

Оказывается, не каждое пожертвование может принести счастье другому человеку, а значит, и тому, кто жертвует. Например, если вы дадите пьянице деньги, которые он потратит на выпивку – это будет пожертвование, но не будет являться благотворительностью. Мало того, такая деятельность может даже привести к потере Силы Благочестия и к деградации того, кто жертвовал. Именно поэтому очень важно знать, как правильно осуществлять пожертвования.

Веды говорят, что существует несколько видов пожертвований:

1) пожертвование в благости (то есть благотворительность);

2) пожертвование в страсти;

3) пожертвование в невежестве.

Чем они отличаются друг от друга?

Если мы жертвуем то, что приводит к деградации сознания человека, то это будет пожертвование в невежестве.
Например, мэр города устраивает «благотворительную» акцию: в честь Дня Победы выдать каждому ветерану по бутылке водки и по упаковке сосисок. Это, несомненно, будет пожертвование в невежестве, так как и водка, и мясные продукты приводят к разрушению разума. В данном случае глава города не ведает, что творит. Но ответит он за это по полной программе.

Пожертвование в невежестве всегда приводит к деградации обоих: и того, кому жертвуешь, и того, кто жертвует.
Если мы жертвуем с мыслями о получении какой-то выгоды (не обязательно материальной, это может быть и желание славы, мысль «какой я хороший»), то это тоже не будет являться благотворительностью. Это будет пожертвование в страсти, так как в таком случае мы не действуем бескорыстно.

Пожертвование в благости или благотворительность – это всегда бескорыстная деятельность. Идея благотворительности одна – дать благо людям. И при этом не думать о плодах. А это ох как не просто. Бескорыстие не завладевает сразу всем нашим существом. Обязательно появляется желание хотя бы себя похвалить, а особенно, чтобы это сделали другие. Поэтому для занятия благотворительностью уже необходимо какое-то количество личной силы. А приобрести эту силу поможет безупречная жизнь, жизнь по Прави, воздержание от соблазнов.

Благотворительность - это высший уровень сознания.

Теперь важно понять, что можно жертвовать, как, кому и где.

Я уже писал ранее о том, что в зависимости от нашего мировоззрения и миропонимания на нас в этом мире неизбежно действуют три основные силы: добродетели (или благости), страсти и невежества. Поэтому мы должны осознавать, что в этом мире одни люди добродетельны, другие живут в страсти, а третьи – в невежестве. В соответствии с этим и наши действия в отношении каждого человека должны быть разными.

Человеку, который находится в невежестве, нежелательно жертвовать деньги, так как они могут быть использованы во вред. Лучше дать то, что он может тут же съесть или выпить, например, хлеб, яблоко, молоко. При необходимости можно дать и одежду, предоставить ночлег, оказать помощь в трудную минуту.

Человеку, который живёт в страсти, также нежелательно жертвовать деньги, так как он сильно к ним привязан, и они дадут ему только лишнее напряжение. Страстному человеку помимо еды, одежды и крова, лучше давать знания, мудрый совет.

Человеку добродетельному, праведному, святому можно жертвовать всё, даже свою собственную жизнь.

Благотворительность совершается в нужное время, в нужном месте, и нужным людям.

Нежелательно давать деньги в таких местах, как рынки и вокзалы, улицы и метрополитен, транспорт. Хотя мы знаем, что именно эти места особенно любят нищие, так как там большое скопление людей. Но мы должны быть внимательны к себе и людям и не идти на поводу у чувства жалости.

Деньги можно давать около храма и в святых местах. Даже если их получит далеко не благостный человек, это всё равно будет благоприятно для него и для вас, так как у нищего будет укрепляться вера в Бога.
Ещё одно важное правило. Совершать пожертвование нужно с уважением к тому человеку, которому жертвуешь. Необходимо поблагодарить его и сделать поклон. Если вы пожертвуете достойному человеку без должного внимания и уважения, то можете даже пострадать за это.

Так много условий, - скажите вы. - Может быть проще не жертвовать совсем?
Нельзя, дорогие мои. Отказ от пожертвования приводит к чёрствости сердца, остановке в духовном развитии и, в конце концов, к деградации.

По большому счёту, мы не можем не жертвовать. Мы все делаем это каждый день. Только делаем без должных знаний, а потому нередко страдаем за это, не осознавая откуда приходит это страдание.
Если просят, нужно давать всегда, но не всегда то, что просят. Раз человек подошёл к вам, значит вы ему действительно что-то должны, но вопрос что? Вселенная, Бог обращаются к нам через этого человека. Мы что-то задолжали этому миру. Через людей мы освобождаемся от жадности.

Научитесь давать, дарить. Чтобы избежать потерь в жизни, есть один проверенный способ. Нужно научиться вовремя отдавать в окружающий мир. И не обязательно деньги. Это может быть физическая помощь и моральная поддержка. Можно делиться знаниями и позитивным опытом. Это может быть просто радость или любовь, тепло своей души. Найдите нуждающегося человека в этом мире и начинайте помогать ему совершенно бескорыстно.

Если тебя просят о помощи - это значит, что ты способен помочь этому человеку. Где-то внутри тебя есть решение. Мало того, помогая этому человеку в его беде, ты получаешь своеобразную прививку. Ведь каждый человек - это проекция тебя самого в этом мире. Помогая кому-то решить его проблемы, вы получаете определенное знание и опыт, а значит, избежите такой же проблемы в своей жизни. Помогая достойному человеку в его благостных делах, - получаешь благ гораздо больше.

Есть золотое правило благотворительности:
Человек, который занимается благотворительной деятельностью, получает столько благ, сколько благочестия есть в том человеке, которому он сделал пожертвование или на сколько благочестивой деятельностью он занимается.
Например, если вы пожертвовали святому человеку, то получите благ во столько раз больше, во сколько раз его святость больше вашей.

Или, если вы жертвуете деньги на строительство какого-то заведения, создание какой-то организации, то получите благ столько, сколько благ получат люди от этого заведения или организации.

Важно также знать ещё одно правило:
Человек, занимающийся благотворительностью, не всегда получает то же самое, что он жертвует, но всегда получает то, что ему нужно на данный момент.

Например, вы бескорыстно пожертвовали деньги на какое-то дело. В ответ Вселенная может подарить вам здоровье, возможность духовного развития, благополучные отношения, большее счастье в семье, встречу с нужным человеком, настоящего друга и т.д. Деньги вы тоже можете получить, но только в том случае, если они вам действительно нужны. Давая благо другим, вы получаете то, что вам нужно по судьбе. Главное – не ждать отдачи, не думать о плодах, иначе это перестанет быть благотворительностью и превратится в пожертвование в страсти. А оно кроме напряжения от ожидания и разочарования ничего не принесёт.

Благотворительность увеличивает Силу Благочестия и даёт человеку возможность изменить свою судьбу».

Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»

Как бы радужно ни звучали отчёты губернаторов, в реальной жизни бюджеты многих регионов дефицитны, и деньги тратятся только на жизненно важное. На развитие в этом случае остаётся не так много, если вообще остаётся. Для сравнения: доходная часть бюджета МосквыЗакон о бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов почти в 24Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов раза больше, чем в Саратовской области, в 20«О внесении изменений в Закон Приморского края «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» - чем в Приморском крае, в 9О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» - чем в Свердловской области.

Бизнес заинтересован в развитии регионов не только из альтруистических соображений. Помогая, он обеспечивает себе более комфортную обстановку для работы.

Анастасия Ложкина

Директор отдела по развитию и привлечению средств благотворительного фонда «Арифметика добра».

Для бизнеса важно устойчивое развитие регионов присутствия. Вкладываясь в образование и социализацию детей-сирот, бизнес формирует будущие кадры, способствует снижению криминогенной обстановки и подъёму экономики в регионе.

Кроме того, когда бизнес заявляет о причастности к какой-либо социальной проблеме, он создаёт статус социально ответственного бренда. Соответственно, формируется более глубокое эмоциональное взаимодействие с потребителем.

Наконец, вовлечение сотрудников в решение социальной проблемы развивает умение делиться, причём не только деньгами, но и навыками, способствует сплочённости команды. В качестве успешного кейса можно привести проект «Двигайся» компании PepsiCO и фонда «Арифметика добра». Сотрудники занимаются спортом, время их тренировок переводится в средства, которые идут на развитие спортивных секций и образовательной программы в региональных детских домах.

2. Формировать HR-бренд

Несмотря на то что в большинстве случаев рынок принадлежит работодателю, который выбирает из нескольких претендентов, сейчас тоже не лыком шиты. Они оценивают репутацию компании, читают отзывы о ней, смотрят, как её представители ведут себя в интернете. Талантливые, способные сотрудники могут позволить себе выбирать из нескольких предложений. И есть причины полагать, что выберут они компанию с хорошей репутацией.

Участие в благотворительности показывает, что топ-менеджменту компании не всё равно. Он видит в людях людей, а не просто расходный материал, который помогает зарабатывать деньги, и готов делиться ресурсами, чтобы помогать.


Анна Леонова

Специалист по внутренним коммуникациям ICL Services.

Благотворительность может решить несколько задач бизнеса. Прежде всего, это работа с корпоративной культурой. Конкурентное преимущество в плане бренда работодателя также играет роль.

Молодое поколение хочет брать на себя новые роли волонтёров, кураторов и проектных менеджеров мероприятий. Они всё чаще выбирают стабильные компании с активной социальной позицией, которые показывают, что готовы реализовать их инициативы. Доказано, что чем выше вовлечённость сотрудников не только в рабочий процесс, но и в социальную жизнь компании, тем выше производительность и финансовые показатели компании. И ниже текучесть .

Это работа хороших внутренних коммуникаций в действии. Также сокращаются косвенные расходы на наём персонала. Если бренд работодателя положителен, получить больше рекомендаций извне при трудоустройстве намного проще.

3. Демонстрировать стабильность и надёжность

Если бы для компаний существовала пирамида Маслоу, благотворительность находилась бы очень близко к её вершине. Сложно ею заниматься, если основные потребности не удовлетворены: нет стабильного дохода, проблема с кадрами или партнёрами.

Участие в благотворительности говорит, что организация благополучна, а у её сотрудников есть время и ресурс подумать о том, чтобы помочь кому-то ещё и при этом не чувствовать себя обделёнными.


Валерия Беленцова

Менеджер проектов БФ «Точка опоры».

Социальная ответственность демонстрирует стабильность и надёжность организации. Сотрудник компании, которая заботится об обществе, более лоялен к работодателю: участие коллектива в благотворительных акциях может вызвать не только эмоциональную привязанность, но и «привыкание». Один из топ-менеджеров компаний-партнёров как-то признался нам, что им важно, чтобы сотрудники понимали: они работают в организации, которая не только получает, но и отдаёт.

У благотворительного фонда в поддержку паралимпийцев «Точка опоры» сейчас есть четыре готовых инструмента для развития корпоративной социальной ответственности любого бизнеса, в том числе покупка благотворительных сувениров в качестве корпоративного подарка, например, футболки с цитатой «Опустились руки? Подними штангу», тарелки с принтом «Вкусно поел? 40 раз » и других или отказ от покупки корпоративных сувениров к празднику в пользу побед паралимпийцев.

4. Развивать доверительные отношения с аудиторией

Бизнес может формировать лояльность аудитории разными способами, и благотворительность - один из них. Нынешние и потенциальные клиенты понимают: компания видит, какие проблемы существуют в обществе, и готова помогать их решать.


Елена Бершадская

Менеджер по связям с общественностью компании ООО «ЭГИС-РУС».

Деятельность нашей фармацевтической компании в сфере благотворительности способствуют развитию доверительных отношений с нашими аудиториями - специалистами здравоохранения, пациентами, обществом в целом. На протяжении многих лет «ЭГИС» является организатором и спонсором образовательных программ для врачей и пациентов, а с недавних пор – ещё и инициатором партнёрских благотворительных проектов и волонтёрских акций.

Один из наших благотворительных проектов - всероссийская акция «Покупай во благо», которая реализуется в партнёрстве с КБФ «Катрен» с 2015 года. Она направлена на улучшение качества жизни воспитанников детских домов. В этом году в её рамках была реализована образовательная инициатива: в 19 детских учреждениях врачи-гинекологи выступили перед девочками пубертатного возраста с лекциями о и личной гигиене.

5. Выстраивать корпоративную культуру

Социальная ответственность - важная часть корпоративной культуры. Общее полезное дело способно эффективно сплотить команду, так как вызывает сильный эмоциональный отклик.


Яна Котухова

Директор по работе с органами государственной власти и внешним коммуникациям по странам ЕАЭС компании «Сервье».

Фармацевтический бизнес, который напрямую связан с жизнью и здоровьем людей, изначально предполагает повышенный уровень ответственности перед обществом и дополнительные морально-этические обязательства. Поэтому компания «Сервье» участвует в различных меценатских проектах.

Так, в этом году мы выступили партнёрами международного благотворительного фонда «Футболка дарит жизнь», основная идея которого состоит в том, что известные спортсмены-чемпионы передают больным детям своеобразный «заряд на победу», учат их бороться и никогда не сдаваться.

Участие сотрудников в благотворительных и социальных проектах не только важный и эффективный инструмент развития и укрепления внутрикорпоративных отношений, но и своеобразный морально-нравственный камертон, позволяющий строить и удерживать корпоративную культуру организации на необходимом высоком уровне.

6. Последовательно доносить до аудитории свою миссию

Платёжеспособная аудитория всё чаще склоняется в сторону ответственного потребления. Иногда достаточно одной неудачной , чтобы вызвать сетевые скандалы и серию обещаний никогда больше не пользоваться услугами «проштрафившегося».

На другом полюсе находятся компании, которые не просто говорят о своих ценностях, но и доказывают делом, что верят в них, а не просто оседлали волну хайпа. Это укрепляет лояльность потребителя, который с большей долей вероятности остановит выбор на организации, которую запомнил не только по агрессивной рекламе.


Пётр Млатечек

Генеральный директор NIVEA в Росcии.

Реализуя социальные проекты, компании стремятся рассказать аудитории о своих ценностях. Так, главная миссия NIVEA - забота. Именно на ней основана акция «Голосуй за свой каток!», в рамках которой бренд восстанавливает непригодные для отдыха ледовые площадки. Это возможность проявить заботу о благополучии сотен семей.

Конкурсный отбор на реконструкцию катков проходит на основе заявок участников. Обновлённые площадки для хоккея и катания на коньках вместо заброшенных «коробок» появились уже в 12 городах. В этом году NIVEA получила 327 заявок из 130 городов.

7. Помогать совместно с аудиторией

Социальная ответственность бизнеса заключается не только в том, чтобы помогать самим, но и в том, чтобы мотивировать на это аудиторию. Многие люди хотели бы участвовать в благотворительности, но не знают как. Компания, которой они доверяют, может дать им инструмент для этого.


Григорий Меликов

Руководитель ювелирной студии GM Jewel.

С идеей благотворительности я познакомился пару лет назад, когда у друзей моих друзей родился сын, которому была необходима постоянная медицинская помощь. Ребята собирали деньги на операции для ребёнка, и это помогло. Я осознал, как несколько капель делают полным воды и как один скромный перевод запускает цепочку добра и поддержки.

Потом пришла идея месяца добрых дел в моей ювелирной студии. Раз в году я отправлял своим постоянным заказчикам эксклюзивное предложение: любое изделие со скидкой, и в дополнение к этому с каждого созданного украшения отправлял средства в помощь детям. Знали бы вы, как много заказчиков захотели быть к этому причастными!

Летом 2018 года я начал создавать украшения, с реализации которых фиксированная часть средств отправляется в Детский хоспис «Дом с маяком». В цене изделий только два параметра: себестоимость производства и фиксированная часть, которая будет переведена в фонд. Ручная обработка является моим даром покупателям. Предупреждая вопросы, скажу: сувенирный магазинчик «Дома с маяком» не имеет права продавать ювелирные изделия, поэтому реализация и логистика – это задача сотрудников моей студии и моя личная ответственность.

Какие бы задачи ни решал бизнес с помощью благотворительности, её самый очевидный эффект - помощь тем, кто в ней нуждается. Когда благотворительность носит не эпизодический характер, а встроена в корпоративную культуру компании, она позволяет системно решать острые проблемы.

"Уже много лет мастер, у которого я стригусь, по личной инициативе ездит в один из детских домов Московской области, а также посещает несколько семей, где есть дети–инвалиды, и бесплатно стрижет детей. Когда она открывала собственный салон и получала документы, ей сказали: "А вот этих 30 бабушек вы будете обслуживать бесплатно". В ответ на замечание про соседнюю муниципальную парикмахерскую, получающую дотации, она услышала: "Лицензию сюда давайте", - рассказывает исполнительный секретарь "Форума Доноров" Наталья Каминарская.

Подобной историей в России никого не удивишь. В среде некоммерческих организаций по поводу вмешательства государства даже ходит выражение: "нагибать" компании. С другой стороны оказываются граждане, упрекающие бизнес в занятии благотворительностью исключительно из корыстных целей. На практике, некоторые компании этот факт даже скрывают: боятся других просителей помощи или прихода налоговой. Для иностранных компаний корпоративная социальная ответственность - норма жизни, поэтому они занимаются благотворительностью везде, где ведут свою деятельность. По словам программного менеджера Глобальных корпоративных инициатив "ЕМС" Ренаты Хораковой, в интересах частного сектора помогать созданию здорового общества, в котором бизнес сможет развиваться в долгосрочной перспективе. Поэтому социальные программы можно рассматривать как "социальные инвестиции".

Нигде в мире компании не являются основными донорами . Например, в США их доля составляет всего лишь около 10% от общего бюджета благотворительного сектора. Несмотря на наличие 5%–ной налоговой льготы, в среднем крупная корпорация тратит на благотворительность не более 1% от чистой прибыли. Участвуют все, но по-разному - софинансированием, поощрением волонтерства, социальным тимбилдингом, Pro bono (оказание волонтерами из юридических компаний бесплатных консультаций НКО).
"Многие иностранные компании, существуя уже десятки лет, понимают, что кризисы были, есть и будут, а благотворительность все равно должна быть как часть корпоративной культуры, как способ повышение лояльности сотрудников и в конечном итоге как средство капитализации", - говорит исполнительный директор БФ "Дорога вместе" (United Way) Татьяна Задирако (г. Москва).

У российского бизнеса помимо выхода на международный рынок причиной занятия благотворительностью может стать личный мотив руководителя или стейкхолдеров. В зависимости от размера и уровня компании масштабы участия тоже разные. Например, Сбербанк, как государственная компания, показывает пример другим. Он не только поддерживает учреждения культуры, жертвует на развитие медицины, науки, спорта, возрождение историко–культурных памятников, но и помогает собирать частные пожертвования БФ "Подари жизнь" посредством банковской карты, размещает информацию об организации в регионах. "Пивоваренная компания Балтика" в 2009 году направила на социальные и благотворительные проекты 126 млн рублей, у Росбанка существует грантовая программа для некоммерческих проектов, а у Группы "Илим" и "Гранд Отеля Европа" - корпоративные благотворительные фонды. По инициативе бывшего управляющего отелем Томаса Нолла с 2006 года в отеле была запущена программа по приему на работу юношей и девушек из социальных учреждений.

Многие компании оказывают помощь своей продукцией, предоставляют свою территорию НКО для проведения акций и сбора средств. Так, ежегодный фестиваль "Добрый Питер" проводит в сети гипермаркетов "Лента" и "О’Кей" акции "Банка" и "Купил–отдал". В сети магазинов "Кроха" при покупке товаров, отмеченных стикерами, часть прибыли идет на лекарства для детей, больных раком. Причем магазин и его поставщики отказались от части своей прибыли, так что это не отразилось на стоимости товара. Компания Lush пошла еще дальше. Она взяла на себя расходы по производству, транспортировке и импорту одного продукта, а вся выручка от его продажи (за вычетом НДС) направляется на благотворительные проекты. В России это Байкальский заповедник и Социально–реабилитационный центр Российского Красного Креста для несовершеннолетних девочек в Петербурге.

Особо охотно бизнес поддерживает различные городские мероприятия. Но такие проекты по мнению генерального директора ЗАО "ЮИТ Лентек" Михаила Возиянова, являются спонсорскими, а не благотворительными. "Каждая компания решает для себя, есть ли у нее прежде всего желание заниматься благотворительностью, ресурсы, готовы ли ее сотрудники участвовать в социальных проектах и будет ли им это действительно интересно. Добровольное участие компании в благотворительных программах позволяет судить об общественной зрелости бизнеса", считает он. Для сотрудников дизайн–студии "Медиамама", участие в проекте "Помогать легко" БФ "Адвита" стало поиском дополнительных смыслов в работе. "Занимаясь только бизнесом, поневоле начинаешь задумываться: кому это нужно, по большому счету? Какая польза от нас обществу? Чем больше у нас будет возможностей помогать друг другу, тем больше будет возможностей для развития", - объясняет директор студии Кирилл Астахов.

По мнению директора филиала банка HSBC в Петербурге Юлии Топольской, у многих есть желание помогать, но человек может быть занят, не знать, куда обратиться, или просто стесняться. "Так же и я к этому пришла. У меня есть несколько друзей, партнеров, клиентов, которые помогают в частном порядке, и они периодически кидают клич по сбору средств. Я всегда участвую, потому что, работая с утра до вечера, у меня нет времени предпринять что–то самой: должен быть моторчик, вокруг которого все закручивается. В нашей команде это банк, который не просто сам перечисляет деньги, но и дает возможность людям поучаствовать в процессе. И все откликаются".

Кризис стал толчком для новых форм участия бизнеса в помощи нуждающимся. Все большее количество компаний поддерживают инициативу "Благотворительность вместо сувениров" и передают новогодние подарочные бюджеты на социальные проекты. Идею соединения корпоративного спорта и благотворительности подхватили фонды "Теплый дом" и "Милость". Два турнира по мини–футболу, прошедших в городе этой весной, собрали 19 команд и 850 тыс. рублей. Стали появляться проекты по корпоративному волонтерству. Добровольцы из банка HSBC проводят уроки экологической и финансовой грамотности в школах, сотрудники Банка ВТБ на собственные средства сажают кусты в Александровском саду. Прошедшей осенью в ряде компаний Петербурга прошла эстафета "Передай тепло ребенку!" - сотрудники жертвовали деньги и вещи для подопечных фонда "Теплый дом". На территории нескольких детских домов в Ленобласти появились фруктовые сады, которые при поддержке БФ "Милость" посадили волонтеры из сети мини–отелей Valka Hotels Group и "ЕМС" вместе с воспитанниками.

Часто компании упрекают за занятие благотворительностью ради PR. Но результатом может быть разве что некоторая лояльность со стороны местной администрации, так как СМИ не называют организаторов и партнеров социальных акций.

По–настоящему серьезной претензией к донорам является желание сделать все самим и напрямую. Вследствие чего в центре внимания оказывается симптом, а не проблема, его порождающая, что в конечном итоге отражается на эффективности. "Все готовы повторять, что надо давать человеку не рыбу, а удочку, но тот, кто хочет дать удочку, должен подумать: а есть ли рядом река, хочет ли человек ловить, ест ли он рыбу и т.д. Как правило, жертвователь не хочет отвечать на эти вопросы. И здесь важно уважать его стереотипы, но не соглашаться с ними и разъяснять", - считает Ольга Алексеева, директор CAF Global Trustees, подразделения Charities Aid Foundation (Великобритания).

Необходимо партнерство бизнеса и НКО, которые являются экспертами в своей теме, а не "попрошайками" или ненужными посредниками, как часто их воспринимают корпоративные жертвователи. Причиной тому - недоверие из–за отсутствия информации, но ведь при выборе партнера по бизнесу компания подходит к вопросу ответственно и взвешенно. Почему бы так же не поступить и с НКО?

Наталья Каминарская,
исполнительный секретарь "Форума Доноров"

"Сфера благотворительности, как и любая деятельноПочему бизнес занимается благотворительностью сть, развивается по определенным правилам, они известны и приняты в мире. Часть этих правил закреплена в законах, другая - на уровне саморегулирования, этических кодексов и других документов. В России законы часто не выполняются, а заменяются не прописанными правилами; отдельные организации или лица также имеют собственные сложившиеся договоренности с государством. В таких условиях государство у нас может позволить себе сказать: "На такой–то проект необходимо столько–то средств, сдавайте нам, мы будем их тратить, так как лучше знаем, как их использовать". Или когда в одном городе губернатор решает построить фонтаны и благотворительностью становится постройка фонтанов.

В результате получилась некая параллельная реальность, в которой существуют благотворители, НКО, граждане, решающие какие–то реальные социальные проблемы, и официальные органы, которые этого не видят. Пользуясь нашей терминологией и подходами, они создают собственные НКО, наделяют их полномочиями, средствами, склоняют жертвовать туда бизнес. Государство должно не пользоваться рэкетовыми методами, а создавать условия для развития благотворительности, чтобы там, где его обязательств не хватает, общество могло само сгенерить недостающее - понять важность и придумать, как это сделать. Движение в этом направлении есть, но оно не повсеместное. Существует уже "Концепция развития благотворительности и добровольчества в РФ", Закон о целевых капиталах, введен новый статус "социально ориентированных НКО". Это правильные шаги, но часто подобные вещи остаются недотранслированными, недостаточно представленными в информационном поле и малоизвестными заинтересованным сторонам, в чем виноваты и государство, и сами НКО.

Нечего лукавить, благотворительность для бизнеса в числе прочего - один из инструментов Government Relations (GR). Компания хочет показать власти, что она лояльна. Главное для компании помнить, что у них есть выбор - делать или не делать, а также - что делать. Крупный бизнес может себе позволить выполнить ожидания власти и сделать еще то, что им кажется правильным, у мелкого и среднего таких возможностей значительно меньше. Поэтому необходимо объединяться в ассоциации для отстаивания своих интересов. Если мы не будем развивать саморегулирование, выстраивать общие цели и задачи, у нас так и будет вертикальный контракт с государством, а не общественный договор".

Даниил Бриман, Почему бизнес занимается благотворительностью

вице–президент по корпоративным вопросам ОАО "Пивоваренная компания "Балтика""

"Занимаясь благотворительностью, компания "Балтика" не рассчитывает на увеличение доходов компании или на получение каких–то дополнительных преференций. Мы работаем абсолютно открыто, не боимся контролирующих органов и не покупаем себе таким образом "проездной билет", не "замаливаем грехи". Для нас благотворительность не "откуп", а часть деятельности успешной компании. Да, к нам обращаются городские и региональные власти с просьбой о помощи какому–нибудь социальному проекту. Но я не помню случая, когда бы нам ставили это в качестве ультиматума и когда бы мы соглашались, не видя в этом необходимости. В данном случае мы рассматриваем рекомендации органов государственной власти как лучшую информированность относительно существующих проблемных зон. Когда это сочетается с нашей идеологией, возможностями и политикой, тогда мы поддерживаем подобные проекты. Но не всегда, и не только их.

Рассчитываем ли мы на общественную огласку и признание? Скажем так, мы этого не исключаем, но специально активно не пиарим. Как говорится, "Делай добро и клади его в короб". В какой–то нужный момент это сыграет свою роль.
Если рассматривать благотворительность как инструмент построения репутации компании с целью достижения внешнего эффекта, особенно в краткосрочном периоде, то это очень длинный путь, и он, безусловно, дороже, чем PR–кампании. Дирекция по PR могла бы "свернуть горы", если бы располагала хотя бы сопоставимым бюджетом с тем, который мы тратим на благотворительность. Это скорее образ жизни компании, ее эмоциональная составляющая. В конце концов, политика компании формируется людьми, которые в ней работают. Наверное, у нас такое мировоззрение - нельзя быть успешным отдельно от других. Если ты успешен, значит, как минимум необходимо создавать позитивное пространство вокруг себя. Компания - это субъект, который зависит от общественной среды так же, как и она от нее. Тем более мы выпускаем продукт народного потребления, который находится в зоне риска с точки зрения нерегулируемого распространения и продажи. Социальная ответственность и подходы должны бытПочему бизнес занимается благотворительностью ь взвешенными и продуманы на несколько шагов вперед".

Владимир Свиньин,
председатель правления ООО "Охта Групп", генеральный директор ООО "Управляющая компания "Свиньин и Партнеры", член Попечительского совета БФ "Теплый дом"

"На мой взгляПочему бизнес занимается благотворительностью д, личная благотворительность владельца или менеджера компании и корпоративная благотворительность - это по сути разные вещи. Компании в рыночной экономике создаются и существуют для реализации конкретных целей - выпуска продукции, оказания услуг, реализации замыслов и т.д.. Основные критерии их оценки имеют денежное выражение - выручка, прибыль, капитализация. И решение, заниматься ли компании благотворительностью, - это сугубо деловая, "менеджерская" задачка на тему: "Каким из 400 способов улучшить показатели". Да, это очень благородное и правильное средство. Оно улучшает имидж компании, создает хорошую атмосферу в коллективе, и все же оно необходимо для достижения собственных задач. Мотивы компаний, занимающихся благотворительностью, небескорыстны, но обвинять их в меркантильности - все равно что винить акулу в том, что она хочет кушать. А вот общество должно быть заинтересовано в том, что бы привить компаниям, работающим в городе, определенные стандарты ведения бизнеса, включающие обычай заниматься благотворительностью. Денег в городе больше не станет, но обездоленных поубавится. И жить в городе станет лучше.

Что касается причин, по которым руководители компаний занимаются благотворительностью в частном порядке, то они более разнообразны, многогранны и переменчивы, поскольку люди постоянно перетекают из материального мира в мир эмоций. У бизнесменов, безусловно, может присутствовать и деловая выгода, например улучшение имиджа, но при этом основным посылом все же будет чувство долга, жалость, сострадание. Хотя, конечно, возможны и другие причины, например, чувство вины, страха. И здесь я согласен, что совершение пожертвований - знаний, времени, денег - действительно является одним из инструментов улучшения своей судьбы".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Согласно современному толковому словарю, благотворительность – это оказание материальной помощи нуждающимся, как частными лицами, так и организациями. Благотворительность также может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности: защита окружающей среды, охрана памятников культуры. Несмотря на это, значение слова «благотворительность» и так очевидно. Это слово состоит из двух простых составляющих «благо» и «творить», то есть делать добро.

Еще с древних времен существовала традиция десятины, когда десятую часть своих доходов нужно было принести в дар Богу или отдать на благотворительность. В Библии сказано: «Дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий». Так же говорится: «Радость человеку – благотворительность его». Сейчас каждый решает для себя заниматься ему благотворительностью или нет. Многие не считают это нужным, потому что думают, что каждый должен помогать себе сам. Кто-то говорит, что как же он будет помогать другим, если ему не хватает самому? Но зачастую мы не замечаем, что у каждого из нас в жизни были люди, которые помогали нам просто так. Помогали, не всегда материально, а тем, что подсказывали правильную дорогу, помогали донести сумки из магазина, знакомили с нужными людьми, давали важные советы... И когда-то же мы должны отдать эти социальные долги в виде помощи другим людям. Отсутствие денег - это не повод не заниматься благотворительностью, можно ведь жертвовать и небольшие суммы или заниматься волонтерской работой. Поэтому благотворительная деятельность по силу каждому.

К сожалению, в наше время многие занимаются благотворительностью не по велению сердца, а исходя из корыстных соображений. Например, для поднятия имиджа коммерческой организации или для получения льготного кредита по упрощенной схеме, так как благотворительная деятельность приветствуется государственными органами. По-моему, не очень важно, что побуждает людей к занятиям благотворительностью. Помощь и добро - это всегда хорошо. Психологи сегодня утверждают, что человек занимается благотворительностью в большей степени для самого себя. Каждый из нас хочет, чтобы его любили, благодарили, считали хорошим. Начиная заниматься благотворительностью, помогая другим, человек сам становится источником любви. И он будет иметь столько благ, сколько совершил в своей жизни благих поступков. Только главное не ждать отдачи, не думать о плодах, потому, что такая «благотворительность» ничего не принесет, кроме напряжения от ожидания и разочарования. Л.Н. Толстой сказал: «Счастье - это то, чего человек желает для себя одного; благо - это то, что человек желает для себя вместе со всеми».

Изучая биографии преуспевших и счастливых людей, таких как Келлог, Карнеги, Рокфеллер, Темплтон, можно заметить, что благотворительности они придают большое значение. Они чувствуют глубокую благодарность за личные успехи, и осознают ответственность перед обществом. У кого есть право и возможность много зарабатывать, у того есть и обязанность заботиться об обездоленных. Совсем недавно в одной из социальных сетей я познакомилась с одним семнадцатилетним студентом, который, не смотря на свои юные годы, является основателем благотворительного фонда помощи незрячим детям. На мой вопрос, что для него благотворительность, он ответил: «Это как потребность человека в пище и воде. Вот так же моя душа не может без помощи нуждающимся, то есть это потребность души».

Далай-Лама говорил: «В сегодняшнем взаимосвязанном мире индивиды и нации уже не могут разрешить многие свои проблемы в одиночку. Мы нуждаемся друг в друге. Поэтому мы должны разработать в себе чувство универсальной ответственности. Наша личная и коллективная обязанность - защищать и сохранять человеческую семью на этой планете и поддерживать ее слабых членов». Я тоже считаю, что благотворительность - это путь к единству народа. Она помогает нашей стране оставаться великой державой. Почему Гитлер не смог победить Россию, несмотря на то, что его армия была гораздо больше и оснащённее? Потому что русские люди помогали друг другу, кто чем мог. Помогали, не имея на это какой-либо возможности, делились последним куском хлеба. И в настоящее время люди остались такими же добрыми и бескорыстными. Этим летом в нашем регионе произошла чрезвычайная ситуация – пришла «большая вода», и мы все были свидетелями бескорыстной помощи людей. Волонтеры, молодые парни и девушки, разносили пострадавшим хлеб, воду и тушенку. Те, чьи дома не были затоплены, приглашали жертв наводнения ночевать к себе. После увиденного, я поняла, что благодаря доброте, сплоченности и взаимопомощи, наш народ справится со всеми трудностями.

Благие дела сейчас особенно нужны. В силах каждого из нас помочь нуждающимся, чтобы компенсировать эгоизм и лицемерие нашего общества. В заботе и внимании нуждаются не только люди, но и животные, растения, вода, Земля... Наш мир станет еще прекраснее, если люди будут творить добро!