Биографии Характеристики Анализ

Зарубежные и отечественные теории самоопределения. Подходы к изучению профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение – осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворённости выбранной профессией.

Рассмотрим некоторые направления, теории профессионального развития личности, в которых обсуждается сущность и детерминация профессиональных выборов и достижений.[Шевандрин,2011, c.54]

Психодинамическое направление, имея своей теоретической основой работы З. Фрейда, обращается к решению вопросов детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния на всю последующую судьбу человека его раннего детского опыта. З. Фрейд считает, что профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение человека обусловлены рядом факторов:[ там же, c.56]

1) структурой складывающихся в раннем детстве потребностей;

2) опытом ранней детской сексуальности;

3) сублимацией как общественно-полезного смещения энергии основных влечений человека и как процесса защиты от заболеваний из-за фрустрации основных потребностей;

4) проявлением комплекса маскулинности (З. Фрейд, К. Хорни), «зависти к материнству» (К. Хорни), комплекса неполноценности (А. Адлер).

В психоаналитеческой теории З. Фрейда вопросы профессионального развития личности связываются с проявлением структуры бессознательных потребностей и мотивов, складывающихся в раннем детском возрасте.

Сценарная теория американского психотерапевта Э. Берна, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве [Хрипкова, 2011, с. 52].

Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, руководствующийся неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии. Каждый человек включает в себе три психологические позиции: Ребенка, Взрослого и Родителя. Общая схема сценарного построения выбора профессии и карьеры человека такова: решающее (мотивирующее) воздействие при построении карьерного или профессионального плана индивида исходит от Ребенка родителя противоположного пола. Взрослое состояние Я родителя того же пола дает человеку образцы, программу поведения.[Кон, 2009, с. 78].

По мнению Д. Сьюпера, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию.[Столяренко,2009, с. 65]



В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии - это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии: 1) стадия фантазии (продолжается у ребенка до 11-ти летнего возраста); 2) гипотетическая стадия (с 11-ти летнего до 17-ти летнего возраста); 3) реалистическая стадия (от 17-ти лет и старше).[ Кон, 2007, с. 65]

Первые два периода - фантазии и гипотетический - протекают одинаково у юношей и девушек, а переход к реализму наступает раньше у менее обеспеченных юношей, но планы девушек отличаются большей гибкостью и разнообразием. Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить - существуют большие индивидуальные вариации: некоторые молодые люди определяются в выборе еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам. А некоторые продолжают менять профессии в течение всей жизни. Гинзберг признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первой профессии, и что некоторые люди меняют род деятельности на протяжении всей трудовой деятельности.

Методологические основы психологического подхода к проблеме изучения самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема профессионального самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа – внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действую через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [Смирнова, 2010, с.81].



В психологических исследованиях профессионального самоопределения существует два подхода. Первый рассматривает самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего школьного возраста. Так, С.П. Крягжде отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения оно носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы – социальный выбор. Если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то девушка (юноша) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Профессиональное самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой юношеского возраста, как устремленность в будущее; с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Второй подход рассматривает самоопределение как искусственно организуемый процесс, который встроен в определенную практику - профориентацию - и только в этом контексте приобретает свою осмысленность и ценность. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профессиональном консультировании Е.А. Климова, А.Е. Голомшток. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения [Шибутани, 2011, с. 87].

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) [Гончарова, 2010, с. 11].

Тогда возникает вопрос: какова же доля участия в жизненном выборе самого человека?

Первая психологическая теория профессионального выбора была разработана Ф. Парсонсом, им были сформулированы следующие посылки:

А) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;

Б) профессиональная успешность и удовлетворённость профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;

В) профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит её с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий. [Сазонов, Калугин, Меньшиков, 2011 с.478]

Среди характеристик профессионального выбора Ф. Парсонс выделяет, прежде всего, осознанность (сознательность) и рациональность, которую он понимает скорее как компромисс между способностями, интересами и ценностями индивида и возможностью их реализации в различных профессиях Взгляд Д. Холланда на профессиональное самоопределение имеет другое направление. Для Холланда процесс профессионального развития ограничивается, во-первых, определением самим индивидом личностного типа, к которому он относиться, во-вторых, отысканием профессиональной сферы, соответствующий данному типу, в-третьих, выбором одного из четырёх квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки. [Зеер,2012, с.84]

Однако Э. Гинзберг, разработавший одну из первых теорий профессионального развития, особо подчеркивал временные аспекты при выборе: старшеклассник должен осознать временную перспективу с тем, чтобы уметь отказаться от немедленного удовлетворения потребностей, если при этом ему будет труднее достичь профессиональных конечных целей. В своей теории компромисса с реальностью обращал внимание, что выбор профессии - это развивающийся процесс, всё происходит не мгновенно, а в течение длительного периода.По мере того как дети взрослеют, они приобретают знания, и своё окружение и приобретают способность делать осознанный выбор. Как правило, такой выбор подразумевает сравнение идеала и реальности.[Пряжников,2010, с.65].

Таким образом, развитие человека как субъекта труда возможно при:

1. Сформированности социально обусловленной активной жизненной позиции, совпадающей как с интересами общества, так и с него собственными.

2. Овладение общими и конкретными знаниями о мире профессий.

3. Сформированностипрофессионального самосознания.

В современной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил подходы к данной проблеме.

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии. [Гозман,2009, с.69]

Проблема профессионального самоопределения и профессионального самосознания актуальны для молодежи, живущей в современном обществе особенно в период перехода к рыночной экономике, когда значительная часть населения вынуждено, меняет свои профессии и специальности, другая, вопреки актуальным условиям и материальным интересам, остается верной избранной несколько десятков лет назад профессии, несмотря на падение ее престижа в обществе. Прежде всего, это обесценивание честного квалифицированного труда в нашем обществе, что является следствием глобальной проблемы – отсутствия на данном этапе развития общества, последние приводят к потере ценностно-нравственных ориентиров в жизни человека.[Моргун, 2012, с.241]

Но, с другой стороны, в настоящее время существуют уникальные возможности для полноценного и свободного личностного самоопределения всех членов общества. Человек является саморегулирующейся, динамичной системой, и это означает, что субъект постоянно развивается, изменяется, приобретает новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности профессиональной адаптации.[Черноглазкин, 2000, с.11].

Данная работа посвящена исследованию профессионального самоопределения студентов-психологов. Для того, чтобы подойти к вопросам профессионального самоопределения необходимо для начала рассмотреть самоопределение в общем. В настоящее время существует множество толкований данного термина.

В философском словаре самоопределение толкуется, как «процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы» . В педагогическом словаре самоопределение - это «центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми» .

В психологическом словаре самоопределение - это «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Его особые формы: самоопределение коллективное и самоопределение профессиональное» .

Принято выделять два подхода к пониманию самоопределения. Социологический и психологический. В социологическом подходе самоопределение рассматривается с точки зрения вхождения личности в какую-либо социальную группу. В психологическом подходе рассматриваются все психологические аспекты, которые сопровождают процесс вхождения субъекта в какую-либо социальную группу. То есть какие этапы включает в себя данный процесс, за счёт каких психологических механизмов это происходит, какие задачи встают перед субъектом самоопределения, какие трудности могут возникать и т.д.

В рамках данной работы необходимо обратить особое внимание на психологический подход к рассмотрению самоопределения. С этой точки зрения самоопределение рассматривалось такими авторами, как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Ф Сафин, Л.С Выготский . А.Н. Леонтьев понимал самоопределение, как «индивидуальное преломление норм и ценностей общества, и, как следствие этого, селективное отношение к миру, выбор тех деятельностей, которые личность делает своими» .

С.Л. Рубинштейн понимал самоопределение, как «свободное избрание человеком своей судьбы». Личность у Рубинштейна выступает, как субъект жизни. Он подчёркивает влияние самого человека на свою судьбу. «Специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия» . В. Ф. Сафин считал, что самоопределение это «процесс овладения субъектом личностно и социально-значимыми сферами жизни соответственно сознательно поставленной цели, а так же усвоение, принятие определенного мировоззрения, нахождение баланса между осознанием своих субъективных качеств и общественных требований» . Ещё одна концепция, которую можно отнести к философско-психологическому подходу в вопросе самоопределения, это культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. В рамках данной концепции развитие происходит путём интериоризации, перехода из внешнего плана во внутренний. То есть по мере развития индивид усваивает исторически сложившиеся формы социальной деятельности и затем реализует усвоенное, переводит во внешний план. Данные подходы раскрывают механизмы процесса самоопределения. В основе процесса самоопределения лежит взаимосвязь внешних и внутренних условий. С одной стороны для самоопределения необходимы внешние условия, но с другой стороны внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия . Таким образом во всех этих подходах подчёркивается большое значение внутренней активности субъекта самоопределения.

В рамках социологического подхода к самоопределению свои концепции развивали такие авторы, как И.С Кон, К. А. Абульханова-Славская, А.В. Петровский.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской самоопределение –это «осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений» . Таким образом, самоопределение зависит от того, как будет складываться система отношений личности. И.С. Кон также считает, что в процессе самоопределения важно не только отношение к профессиональной деятельности, но и взаимоотношения с людьми .

А.В Петровский признавал важность отношений в группе и ввёл понятие «коллективистическое самоопределение» .

В данной работе необходимо отдельно рассмотреть одну из составных частей самоопределения личности. А именно профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение связано с такими понятиями, как самоактуализация, самоосуществление, профессиональное становление, психосоциальная идентичность, профессиональная готовность и т.д. Большое влияние на развитие представлений о процессе профессионального самоопределения оказали представители гуманистической психологии. Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс утверждали, что развитие человека детерминировано его стремлением к самореализации, актуализации своих потенциальных возможностей .

В дальнейшем темой профессионального самоопределения среди зарубежных авторов, занимались Д. Холланд, Д. Сьюпер, Э. Гинцберг, Ш. Бюлер, С. Фукуяма . Вышеперечисленные авторы внесли свой вклад в понимание профессионального самоопределения в рамках концепции профессионального развития человека. Д. Холланд считает, что профессиональное самоопределение это «процесс определения индивидом личностного типа, к которому он относится, отысканием профессиональной сферы, соответствующей собственному типу, выбору одного из четырёх квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки» . Профессиональное самоопределение с точки зрения Д. Сьюпера это «длительный процесс постоянно чередующихся выборов» . Э. Гинцберг разделяет точку зрения Д. Сьюпера в отношении длительности профессионального самоопределения, а так же постоянных выборов, взаимосвязанных решений. Успешное самоопределение по мнению Э. Гинцберга характеризуется «наличием широкого спектра личностно значимых позитивных ценностей» . Ш. Бюлер рассматривает профессиональное самоопределение, как врождённое свойство сознания, а так же движущую силу развития личности. По её мнению, профессиональное самоопределение это во-первых «способность индивидуума ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути», а во-вторых это «целевые структуры личности» . С. Фукуяма в отношении профессионального самоопределения говорит, что это «сложное многоплановое явление, в котором экономические процессы сочетаются с социальными, образовательные- с психологическими» .

Отечественные авторы выделяют два подхода к пониманию профессионального самоопределения. В первом профессиональное самоопределение понимается, как «естественный процесс, который начинается в старшем подростковом, младшем юношеском возрасте и является личностным новообразованием». В своих концепциях данного подхода придерживаются такие авторы, как С.Л Рубинштейн, К.А Абульханова-Славская, Л.И Божович, И.С Кон, В.Ф Сафин, М.М Бахтин .

Во втором профессиональное самоопределение понимается, как «искусственно-организованный процесс происходящий в юношеском возрасте». Такое представление разделяют Е.А Климов, Н.С Пряжников, А.К Маркова, М.Р Гинзбург . Понимание профессионального самоопределения так же может зависеть от того, в рамках каких других психологических проблем оно рассматривалось. В отечественной психологии выделяют ещё три подхода. В первом профессиональное самоопределение рассматривается в контексте проблемы жизненного самоопределения. Этим занимались С.Л Рубинштейн и Б.Г Ананьев . Во втором профессиональное самоопределение рассматривалось Л. И Божович в контексте изучения возрастных закономерностей формирования личности. Самоопределение по Л. И. Божович формируется в 16-17 лет и связано с необходимостью решать проблему своего будущего. «Подлинное самоопределение не заканчивается с окончанием школы, оно связано с формированием позиции взрослого человека и завершает последний этап онтогенетического развития личности» .

А в третьем подходе Е.А Климов, а так же В.В Чебышева рассматривали профессиональное самоопределение в связи с разработкой проблемы формирования человека, как субъекта профессиональной деятельности .

Для того, чтобы достаточно полно раскрыть суть профессионального самоопределения в данной работе, особенно важным представляется остановиться на таком признанном в психологии понятии, как «направленность личности». В научный обиход его ввёл С.Л Рубинштейн, как характеристику основных потребностей, интересов, склонностей и устремлений . Н.В Кузьмина впервые обратила внимание на типологию направленности и ввела понятие «профессиональная направленность». Впоследствии над этой темой работали такие авторы, как А.К Маркова, А.Б Каганов, Е.А Климов, К.К Платонов, Э.Ф Зеер.

Данное понятие важно в контексте в данной работы, т.к «профессиональная направленность это интегративное качество, определяющее отношение личности к профессии» . Следовательно, можно сказать, что профессиональная направленность и её компоненты являются факторами, определяющими впоследствии профессиональное самоопределение личности. «Ядром профессионального становления выступает развитие профессиональной направленности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности» .

Э. Ф Зеер выделил следующие компоненты профессиональной направленности: система ценностных ориентаций, психологическая установка, профессиональные интересы, мотивы, и отношения личности к профессии. Остановимся на каждом из них подробнее, т.к предпологается, что их содержание определяет профессиональное самоопределение .

Система ценностных ориентаций: к профессионально-ценностным ориентациям относятся социальная значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда, возможно­сти совершенствования и самоутверждения, «инструменталь­ные» ценности профессии как средства достижения других жизненных благ. Очевидно, что в процессе профессионального становления личности эти ориентации претерпевают измене­ния. Одни ценности утрачивают свою направляющую функцию, другие исчезают, третьи появляются впервые на определенной стадии становления. Например, в начале само­стоятельного освоения профессиональной деятельности по­является ориентация на самоутверждение в труде.

Психологическая установка: настроенность на определенную форму поведения, вид деятельности, связанный с удовлетворением какой-либо по­требности, проявляется в выборе формы поведения, вида деятельности, регулирует способы их реализации, а также выполняет стабилизирующую функцию, сохраняя определенную направленность в изменяющихся си­туациях, т, е. придает профессиональному становлению лич­ности определенную профессиональную устойчивость. Таким образом, в качестве составляющей профессио­нальной направленности выступает социально-професси­ональная установка как предрасположенность к выбору профессии, профессиональной подготовки и способам выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональные интересы: динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на пред­полагаемую профессию или выполняемую профессиональную деятельность. Интенсивность и устойчивость профессиональ­ных интересов сказывается на преодолении трудностей адапта­ции, успешности освоения и выполнения профессионально значимых видов деятельности. В процессе своего развития ин­терес постепенно превращается в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности.

Профессиональное самоопределение - процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности - кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать. Кроме того, профессиональное самоопределение, важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни.

По мнению Д. Сьюпера, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Те характеристики, которые являются общими как для его Я-концепции, так и для его профессиональной Я-концепции, образуют словарь понятий, который может быть использован для предсказания профессионального выбора. Так, например, если субъект думает о себе как об активном, общительном, деловом и ярком человеке, и если он думает о юристах в таких же понятиях, он может стать юристом. Если тот же человек может думать об ученом как о спокойном, необщительном, пассивном и умном, но только одна из этих профессиональных характеристик заключается в его собственной Я-концепции, то он будет избегать профессии ученого.

Профессиональная Я-концепция может быть также получена путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или путем принятия действительной профессии испытуемого за утверждение его Я-концепции. Таким образом, многочисленные профессиональные выборы могут быть в разной степени совместимы с личностными Я-концепциями. Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли.

В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии - это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии: 1) стадия фантазии (продолжается у ребенка до 11-ти летнего возраста); 2) гипотетическая стадия (с 11-ти летнего до 17-ти летнего возраста); 3) реалистическая стадия (от 17-ти лет и старше). Первые два периода - фантазии и гипотетический - протекают одинаково у юношей и девушек, а переход к реализму наступает раньше у менее обеспеченных юношей, но планы девушек отличаются большей гибкостью и разнообразием. Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить - существуют большие индивидуальные вариации: некоторые молодые люди определяются в выборе еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам. А некоторые продолжают менять профессии в течение всей жизни. Гинзберг признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первой профессии, и что некоторые люди меняют род деятельности на протяжении всей трудовой деятельности.

Для Д.Холланда процесс профессионального развития ограничивается, во-первых, определением самим индивидом личностного типа, к которому он относится, во-вторых, отысканием профессиональной сферы, соответствующией данному типу, в-третьих, выбором одного из четырёх квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки. Главное внимание уделяется описанию личностных типов, которые характеризуются как моторный, интеллектуальный, социальный, адаптационный, эстетический, стремящийся к власти. Данная теория указывает, что каждый человек по своим индивидуальным качествам и прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии. Профессиональный выбор является сознательным и рациональным процессом, в котором сам старшеклассник определяет индивидуальную диспозицию психологических качеств и соотносит её с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.

Важнейшим критерием развития профессиональной ориентации явилось появление перед значительным числом людей реальной проблемы свободы, выбора. Сказанное не означает, что проблемы свободы выбора не существовало ранее, например, в фольклорных источниках, в философской, педагогической и художественной литературе эта проблема занимала видное место.

В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А. Климова (1976; 1983; 1988; 1990 и др.), А.Е. Голомшток (1979), Б.А. Федоришина (1979) и др. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Примечательно, что один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте профессионального самоопределения молодежи при РАО (1993) основан на разработанной Р.Бернсом «Я-концепции» развития личности (1986).

Очень интересны для развития теории профессионального самоопределения идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И. Головахой и А.А. Кроником (1984), а также близкие к ним по духу рассуждения В.М. Розина о построении судьбы как «художественного творчества», характерного для людей искусства. Примечательно, что еще в 20-х годах идеи, близкие к событийному подходу высказывались представителями философских направлений.

Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределении, психологии труда и роли профконсультанта, чьи взгляды достаточно разнообразны и могут служить материалом для более детального анализа. Например, Дж. Крумбольц и Р.Киннер (Kinner, Krumboltz, 1986) рассматривают роль профкон-сультанта как «менторскую», воспитывающую, как «поставщика информации» клиенту.

Е.Герр (Негг, 1984) считает, что современный профконсультант - это прикладной ученый-бихевиорист, задача которого с помощью различных игр, трудовых проб, тренингов и т.п. тренировать действия клиента, планировать и прогнозировать их.

Н.Гисберс и И.Мур рассматривают процесс профконконсультации как помощь, прежде всего, в жизненном самоопределении: «Пожизненное самоопределение - как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека» (Gysbers, Moore, 1987, с. 1-7).

А.Маслоу, предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию - как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле (Maslow, 1970).

Дж.Холланд выделяет шесть личностных типов, позволяющих определить «личностный код» и соотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды (см. Прощицкая, 1993; Holland, 1966).

Японский исследователь Фукуяма разработал и внедрил целую систему постепенной подготовки школьников к сознательному профессиональному выбору, важным элементом которой являются специально организованные в 16-ти видах деятельности «трудовые пробы» (см. Укке, 1990; Fukuyama, 1980, 1984). Примечательно, что в России во второй половине 80-х годов пытались внедрить систему профессора Фукуямы (F-test), эти попытки сразу же столкнулись с недостатком материальной базы и финансирования столь сложной программы. Все это еще раз свидетельствует в пользу того, что лучше разрабатывать собственные подходы и методы в столь сложном деле как профессиональное самоопределение, которое в каждой стране имеет свои особенности и ограничения...

Одной из наиболее интересных и прогрессивных считается за рубежом концепция «профессиональной зрелости», которую, начиная с конца 50-х годов, разрабатывает Д.Сьюпер (см. Михайлов, 1975; Укке, 1972; Super, 1985). Выбор профессии Д.Сьюпер рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) - это постоянно чередующиеся выборы. В основе всего этого лежит «Я-концепция» личности как относительно целостное образование, постепенна изменяющееся по мере взросления человека.

Сложность определения самого понятия (сущности) самоопределения связана еще и с тем, что имеются другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, которые нередко раскрываются через увлеченность значимой работой» (А. Маслоу), через «дело», которое делает человек (К. Яспрерс) (см. Франкл, 1990, с. 58-59). П.Г.Щедровицкий видит смысл самоопределения в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность (1993). В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через его способность «выходить за пределы самого себя», а главное - находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни (1990). Рассуждая о самоопределении и самореализации, И.С.Кон связывает их с выполняемым делом (трудом, работой) и взаимоотношениями с окружающими людьми (общением) (1984). Все больше появляется работ, где делается попытка как-то связать профессиональную деятельность с отношением к миру, обозначить связь труда, жизни, счастья, судьбы (Аргайл, 1990; Климов, 1993; Коган, 1988, и др).

Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Соотношение понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация» и «профконсультация» выглядит следующим образом. Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентацию, и профкон-сультацию можно определить как «ориентирование» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (Климов, 1983, С. 15-21).

В качестве содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения предлагается модифицированный вариант Схемы построения личного профессионального плана - ЛПП (Е.А.Климову; 1988, 1990), дополненный ценностно-нравственными компонентами самоопределения (Пряжников, 1988, 1991):
1. Осознание ценности честного (общественно-полезного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).
2. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив ее изменения (учет конкретной социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда).
3. Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации,
4. Общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформацион-ная основа самоопределения).
5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными).
6. Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
7. Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства (микроинформационная основа самоопределения).
8. Представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям.
9. Знание путей и способов преодоления внешних препятствий.
10. Представление о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив (самопознание как важная основа самоопределения).
11. Знание путей и способов преодоления внутренних недостатков (и оптимального использования достоинств), способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору и будущей профессиональной деятельности.
12. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
13. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянное совершенствование (корректировка), намеченных планов по принципу «обратной связи».

Неоднозначность в оценке включенности человека в конкретную трудовую деятельность, осложняющая оценку самого качества самоопределения и самореализации вызывает необходимость специального выделения типов и уровней самоопределения.

При выделении типов самоопределения был использован критерий потенциальной возможности для свободы самореализации (диапазон маневра в рамках выполняемой и осваиваемой деятельности). Мы предлагаем следующие основные типы самоопределения человека:
- самоопределение в конкретной трудовой функции, операции;
- самоопределение на конкретном трудовом посту;
- самоопределение в специальности;
- самоопределение в профессии (в группе родственных специальностей);
- жизненное самоопределение (где профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью);
- личностное самоопределение (как высший уровень жизненного самоопределения);
- самоопределение в культуре, выход на «социальное бессмертие» - по А.Г. Асмолову - как высший уровень личностного самоопределения (1990).

Рассмотрим, насколько реализуется в выделенных типах степень свободы человека в рамках выполняемой деятельности. Есть люди, которые находят смысл своей работы в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций (например, при работе на конвейере). Если человек работает в таком режиме годами и даже привыкает к такой работе, то его зависимость от данной деятельности усиливается по нарастающей.

Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает выполнение довольно многообразных (и нередко довольно сложных) функций, например, труд высококлассного токаря или художника, работающего в своей мастерской. Сам «трудовой пост» рассматривается как «некоторое социально фиксированное многомерное, разно- и много-признаковое системное образование», включающее заданные цели, предмет, систему средств труда, систему профессиональных служебных обязанностей, систему прав и определенную производственную среду (Климов, 1988, с.41).

Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов, и в этом смысле возможности самореализации еще больше расширяются. Например, водитель такси без особых проблем пересаживается на разные легковые автомобили. Но при этом даже хорошие таксисты, когда им приходится пересаживаться на большегрузные самосвалы, иногда испытывают большие трудности и даже отказываются от новой работы, то есть успешное самоопределение в конкретной специальности (водитель-таксист) еще не приводит автоматически к успешному самоопределению в профессии водитель (водитель вообще). Самоопределение в конкретной профессии предполагает, что работник способен выполнять близкие, смежные виды трудовой деятельности, то есть его возможности выбора еще больше расширяются. <.> По сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает не только трудовые посты (в рамках своей специальности), но и сами специальности уже в рамках профессии.

Самоопределение в конкретной трудовой функции, на конкретном трудовом посту, в специальности и в профессии можно было бы отнести к трудовому самоопределению. Правда, труд в более широком смысле - это гораздо более широкое понятие, включающее и непрофессиональную деятельность (например, труд на приусадебном участке или труд по воспитанию своих детей).

Следующий тип - жизненное самоопределение, куда помимо профессиональной деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная безработица и др. По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни человека. И хотя профессиональное самоопределение является довольно значимым для многих людей, но и оно реализуется в определенном контексте жизни. При этом немало людей вообще видят смысл своей жизни во внепрофессиональной деятельности.

Примечательно, что один из ведущих авторитетов США в области профессионального консультирования Дж.Сьюпер определяет понятие «карьера» в «...ее самом полном и всеобъемлющем смысле как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни» (Super, 1983), а представляя свою концепцию «жизненных карьер», он выделяет помимо роли работника, еще и роли ребенка, учащегося, отдыхающего, гражданина, супруга, хозяина дома, родителя... Отсюда следует, что собственно профессиональное самоопределение является составной частью карьеры. Но если рассматриваться профессиональное самоопределение в тесной взаимосвязи с жизненным и личностным самоопределением, то понятия карьера и профессиональное самоопределение оказываются вполне соотносимыми.

Таким образом, современное понимание карьеры - это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни. Естественно, жизненное самоопределение предполагает значительно более высокую степень свободы выбора и диапазон маневра, не при условии, что человек не отказывается от такой свободы.

Следующий, более сложный тип - личностное самоопределение - может рассматриваться как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человеку удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жизни. Человек в этом случае как бы приподнимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами. Принципиальным отличием личностного самоопределения от самоопределения жизненного является то, что человек не просто «овладевает ролью», а создает новые poли.

Наконец, самый сложный тип - это самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Рассуждая о самоактуализирующейся личности, А.Г. Асмолов подчеркивает ее обязательную внутреннюю активность, направленную и на «продолжение себя в других людях», что в каком-то смысле позволяет говорить даже о социальном бессмертии человека хотя бы как о возможности. Высший тип самоопределения - это тогда, когда вся жизнь человека и его дела (содеянное им) являются значительным вкладом в развитие культуры, понимаемой в широком смысле (производство, искусство, наука, религия, общение...), когда о человеке можно сказать словами А.М. Горького, что он стал «человеком человечества» (Асмолов, 1990, с. 360-363).

По каждому из представленных выше типов самоопределения можно условно выделить пять уровней самореализации человека (критерий выделения уровней - внутреннее принятие человеком данной деятельности и степень творческого к ней отношения): 1-агрессивное неприятие, выполняемой деятельности (деструктивный уровень); 2 - стремление мирно избежать данной деятельности; 3 - выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень); 4 - стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы; 5 - стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом (творческий уровень).

<.> Обычно человек самоопределяется как бы сразу по нескольким типам, но уровни самоопределения по каждому из этих типов могут быть разными. Например, по своей профессии человек - настоящий творец, а в личной жизни неудачник, боится жить, боится любить...

Сказанное выше позволяет выделить основные моменты, характеризующие соотношение понятий «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение», что также порождает определенные проблемы, несколько осложняющие теорию и практику профконсультационной работы. По мнению Е.А. Климова, «профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться о крайней мере на двух взаимосвязанных, но различимых ровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознания) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе межлюдских отношений)» (Климов, 1983, с. 62-63).

<.> Личностное самоопределение является более широким понятием, но это не означает, что профессиональное самоопределение целиком включается в личностное. Например, если человек по конкретному типу самоопределения - самоопределению в культуре - реализует себя на невысоких уровнях и сама эта деятельность в личностном плане для него незначима, то говорить о полноценном личностном самоопределении не приходится (можно говорить лишь о возможности такого самоопределения).

Профессиональное самоопределение по сравнению с личностным предполагает часто более конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственное за данную работу (Климов, 1986, 1988), что связано с самим определением профессии как ограниченного вида деятельности.

<.> Как уже отмечалось, возможности самоопределения «человека расширяются при увеличении степени свободы его действий, то есть при переходе к таким типам самоопределения, как самоопределение в профессии, в жизни, к личностному самоопределению и самоопределению в культуре, но опять же при условии, что по каждому из этих типов уровень самоопределения и самоактуализации будет достаточно высоким, творческим, что предполагает определенную внутреннюю активность личности.

Традиционно профконсультанты и профориентаторы главное внимание уделяют работе с подростками (особенно накануне окончания школы) и взрослому незанятому и безработному населению. Рассматривая основные этапы установления профессионала, Е.А. Климов специально выделяет стадию «оптации» (от лат. optatio - желание, выбор), примерно соответствующую стадии «подростничества» (по Д.Б. Эльконину), когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Однако сам Е.А.Климов оговаривает, что в ситуации выбора может оказаться не только подросток, но и взрослый человек, например, человек, меняющий свою прежнюю профессию или место работы, а также безработный (Климов, 1983, с. 61-62)

Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям, помимо уже рассмотренного понятия Я-концепция, следует отнести понятие "самоопределение личности" или "личностное самоопределение", распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.

Термин самоопределение употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном.

При том даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия необходимо с самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и психологический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесение специфически социологического подхода в психологическое исследование (и психологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственно психологического содержания.

С точки зрения социологического подхода к самоопределению /38/. оно относится к поколению в целом; характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни.

Не рассматривая здесь взаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии, методов исследования, укажем лишь, что по отношению к самоопределению, которое в социологии понимается как результат вхождения в некоторую социальную структуру и фиксация этого результата, психолога интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вообще какое бы то ни было вхождение индивида в социальные структуры.

На основе этого критерия большинство имеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу; количество работ, в которых рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены Л.И. Божович /3; 5; 39/. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта) /5/.

В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа внутренних условий.

По отношению к уровню человека в понятии самоопределения для С.Л. Рубинштейна, например, выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему /6/.

Более того, сама специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия.

Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Для человека внешние причины, внешняя детерминация - это социальные условия и социальная детерминация.

Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом.

Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире - психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации.

На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.

Так на уровне взаимодействия человека и группы эта проблема была детально проанализирована в работах А.В. Петровского по коллективистическому самоопределению личности (КСО) /40/.

В этих работах самоопределение рассматривается как феномен группового взаимодействия. КСО проявляется в особых, специально конструируемых ситуациях группового давления - ситуациях своеобразной проверки на прочность,- в которых это давление осуществляется вразрез с принятыми самой этой группой ценностями. Оно является способом реакции индивида на групповое давление /40/; способность индивида осуществлять акт КСО есть его способность действовать в соответствии со своими внутренними ценностями, которые одновременно являются и ценностями группы.

Подход, намеченный С.Л. Рубинштейном, развивает в своих работах К.А. Абульханова-Славская, для которой центральным моментом самоопределении является также самодетерминация, т.е. собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию /76/.

По К.А. Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности /76/.

Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф. Сафиным и Г.П. Никовым /38/.

В психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности, как считают авторы, не может не опираться на субъективную сторону самосознания - осознания своего я, которое выступает как внутренняя причина социального созревания.

Они исходят из характеристики самоопределившейся личности, которая для авторов является синонимом социально созревшей личности.

В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений самоопределение, таким образом, это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества /38/ .

Основными критериями границ и этапов самоопределения следует считать уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесенности хочу- могу- есть- требуют у конкретной личности /38/.

Что же касается факторов и условий самоопределения и его частных форм, то здесь происходит подмена психологического содержания и психологических критериев социологическими. Так, факторы и условия самоопределения аналогичны факторам социализации /38/, это те социально задаваемые события, которые обычно учитываются в качестве критериев в социологических исследованиях: прием в комсомол, окончание восьмого класса, получение паспорта, аттестата зрелости, избирательное право, возможность вступления в брак.

Частные же формы самоопределения напрямую заимствованы из социологических работ: это ролевое, социальное самоопределение и самоопределение в семейно-бытовой сфере.

Хотя у А.В. Мудрика, нет четкого понятия самоопределения, представляет интерес рассмотренные им механизмы самоопределения (идентификация - обособление) /31/. Автор говорит о том, что самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане я протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление).

Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим началом, обуславливая персонификацию личности. Вот почему идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.

В.Ф. Сафин и Г.П. Ников считают движущей силой самоопределения личности противоречия между хочу- могу- есть- ты обязан, которые трансформируются в я обязан, иначе не могу. исходя из этого авторы утверждают, что соотнесение данных элементов, т.е. самооценка, рядом с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения личности, без которого невозможна персонификация /38/.

При их взаимодействии первый механизм по преимуществу обслуживает поведенческий аспект самоопределения, второй - когнитивный. Иными словами, конкретная форма проявления самосознания - самооценка - по отношению к Я-концепции выступает как оценочный аспект, тогда как по отношению к самоопределению в принципе выступает как его когнитивный аспект, один из механизмов, и поэтому она является внутренним условием саморегуляции поведения /38/.

В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И. Божович /3,5/. Характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, она указывает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации.

Подчеркивая важность самоопределения, Л.И. Божович не дает его однозначного определения; это выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни /3; 5/ поиск цели и смысла своего существования, потребность найти свое место в общем потоке жизни.

Пожалуй, наиболее емким является определение потребности в самоопределении как потребности слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о самом себе и тем самым определить смысл своего собственного существования.

В своей более поздней работе Л.И. Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формирование внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

Есть еще один момент, который следует оговорить особо. Л.И. Божович зафиксировала чрезвычайно существенную характеристику самоопределения, которая заключается в его двуплановости: самоопределение осуществляется через деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования /3; 5/.

К концу юношеского возраста, по мнению Л.И. Божович, эта двуплановость ликвидируется. Однако психологическая сторона этого процесса никем и нигде еще не была прослежена /3;5/. К пониманию этого феномена в современной психологической литературе мы вернемся несколько позже.

Рассматривая проблему выбора профессии, например, С.П. Крягжде, отмечает, что ни в психологической, ни в социологической литературе нет ответа на вопрос, как же происходит переход от романтической направленности к реальному выбору /34/.

Работы Л.И. Божович многое дают для понимания психологической природы самоопределения.

Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка.

Во-вторых, потребность в самоопределнии рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом, формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования;

В-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, как устремленность в будущее;

В-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему (связано с выбором профессии) /3; 5/.

Вместе с тем понятие самоопределения у Л.И. Божович остается достаточно расплывчатым, нерасчлененным; не рассмотрены и механизмы самоопределения; гендерные особенности развития личностного самоопределения. И.В. Дубровина вносит уточнение в проблему самоопределения как центрального момента в раннем юношеском возрасте. Результаты проведенных исследований /32/ позволяют утверждать, что основным психологическим новообразование раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личностное, профессиональное шире - жизненное), а психологическую готовность к самоопределению.

Она предполагает:

  • а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания;
  • б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;
  • в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником /41/.

Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия личностное самоопределение выступает категория психосоциальная идентичность, разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном /19/. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является нормативный кризис идентичности.

Термин кризис употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям.

Слово нормативный имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности.

Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Э. Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного я.

Юноша должен ответить на вопросы: Кто я? и Каков мой дальнейший путь? В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Э. Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте.

Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы.

В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.

Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели.

Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями.

Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности.

Главной опасностью, которой, по мнению Э. Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего я, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.

Неопределенность идентичности. Индивид еще не избрал для себя никаких определенных убеждений и никакого определенного профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности.

Предварительная идентификация. Кризис еще не наступил, но индивид уже поставил для себя какие-то цели и выдвинул убеждение, которые в основном являются отражением выбора, сделанного другими.

Мораторий. Стадия кризиса. Индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим.

Достижение идентичности. Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию.

Эти стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности, однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Лишь стадия моратория, по существу, неизбежно предшествует стадии достижения идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой для решения проблемы самоопределения.

Идея типологии развития идентичности, вариантов взросления в раннем юношеском возрасте завоевывает все большую популярность в отечественной психологии. Показано, что этапы самоопределения (они же и уровни и типы развития личности) являются целостным образованием, где разные личностные переменные системно связаны друг с другим. Каждый из них характеризуется присущими именно ему психологическими трудностями.

Представление о современном состоянии проблемы самоопределения было бы неполным без рассмотрения профессионального самоопределения. Из всего круга вопросов, относящихся к самоопределению, вопросы профессионального самоопределения разработаны в психологии наиболее детально. В наши намерения не входит анализ обширной литературы по профессиональному самоопределению /26; 30 /.

Мы остановимся лишь на нескольких характеристиках этого вида самоопределения, связанных с нашей проблематикой, в частности, на вопросе о связи социального (социального выбора) и профессионального самоопределения.

Так, С.П. Крягжде отмечает, что на начальном этапе профессионального самоопределения оно носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы - социальный выбор /34/. Ссылаясь на ряд авторов, отмечающих этот феномен, С.П. Крягжде указывает, что если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то юноша (девушка) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию.

Таким образом, по мнению автора, социальное самоопределение представляет собой ограничение себя определенным кругом профессий; это как бы качественно более низкий уровень профессионального самоопределения. Такое понимание однако не является общепринятым /34/.

Так, Ф.Р. Филиппов, также понимающий социальную ориентацию как ориентацию на определенные виды труда, подчеркивает самостоятельную значимость этой ориентации для формирования жизненного плана. По-видимому, здесь следует говорить не только об ориентации на характер труда, но о более широкой и личностно значимой ориентации на определенное место или, точнее, уровень в системе социальных отношений, на определенный социальный статус /42/

Таким образом, несмотря на детальную, казалось бы проработку проблемы профессионального самоопределения, остаются неразрешенными важнейшие вопросы: какова связь между социальным и профессиональным самоопределением, и главное - что лежит за тем и за другим. Нерешенность этих проблем объясняется отсутствием единой теории самоопределения в подростковом и юношеском возрастах.

В современной психологической литературе наиболее полный и глубокий подход к созданию такой теории был предложен в работах отечественного психолога М.Р. Гинзбурга /4; 43/. Далее на основании этого подхода мы рассматриваем психологическое содержание личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.