Биографии Характеристики Анализ

Что такое юность: определение, возрастные границы. Детство, подростковость, юность, зрелость, старость

В данном материале мы расскажем, что такое отрочество, детство, юность. Кратко рассмотрим каждый период человеческой жизни, укажем общепринятые возрастные разграничения.

Детство

Ах, детство… Пора светлая и прекрасная, когда растёт маленький человечек. Шаг за шагом знакомится он с окружающим его миром. Это такой период, когда у малыша начинают формироваться навыки: он учится говорить, ходить, читать, считать, самостоятельно одеваться. В это время также малыш начинает узнавать, изучать и усваивать те культурные навыки, которые присущи обществу, в котором он существует. В разные эпохи развития человечества, у разных народов период детства подразумевал неодинаковое социальное, а главное, культурное содержание. С течением самой истории меняется понимание детства. В качестве примера можно привести такую пословицу, которую часто в древней Руси применяли к данному этапу: «С рождения и до пяти лет относись к ребёнку как к царю-батюшке, с семи лет и до двенадцати - как к слуге, а после двенадцати - как к равному». В настоящее время к наукам, которые изучают период детства, можно отнести педагогику, психологию, социологию, историю, этнографию, каждая из которых по-своему рассматривает этот возрастной период.

Отрочество

Следующий этап, который следует за детством, - отрочество. Ребёнок растет, развивается, обучается и начитает учиться общению. Условно можно разделить этот этап на два отрезка: начальная школа, когда ведущим видом деятельности является обучение, и средняя школа - здесь главенствующим является уже общение. Отрочества возраст в разный исторический период менялся, сейчас этот период определяется с семи до пятнадцати лет жизни ребёнка. Этот этап жизни ребёнка еще называют подростковым периодом. Что такое отрочество? Это ещё и тот период развития, когда человек становится половозрелым. Раздражимость и повышенная чувствительность, легкая возбудимость и беспокойство, агрессивная тактика самозащиты и меланхолическая пассивность, - все эти крайности именно в таком сочетании характерны для данного периода жизни. Так устроено современное общество, что каждый подросток стремится как можно быстрее обрести статус взрослого человека. Но увы, такая мечта малодоступна. Как говорится, год за годом своим ходом. Поэтому, как часто и бывает, подросток в этот этап своей жизни приобретает не чувство взрослости, а чувство неполноценности.

Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.

Юность

После отрочества приходит пора юности. Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости. К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма. Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности. Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития. Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека. Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.

Итак, детство, отрочество, юность -важнейшие годы формирования личности человека.

Годы взросления

Все три этапа можно разбить на следующие примерные временные рамки:

  • Детство, которое охватывает годы жизни ребёнка с момента рождения и примерно до семилетнего возраста.
  • Отрочеству отводятся годы с семи лет и до четырнадцати.
  • С четырнадцати и до двадцати двух - двадцати трёх лет время принадлежит этапу юности.

Описанные возрастные рамки не являются строго определенными, для каждой культуры и страны они могут быть немного сдвинуты. Но в целом картина возрастного разграничения выглядит именно таким образом, и она на текущий момент является устоявшейся.

Вместо заключения

Итак, в статье мы рассмотрели, что такое отрочество, юность и детство. Каждый из этих этапов жизни важен исходя из того, какое влияние он может оказывать на становление личности человека в целом, определение его профессионального пути развития, усвоение им общечеловеческих ценностей, формирование нравственного сознания и выбора гражданской позиции.

Глава 1. Детство

Детство, детский возраст- период жизни человека от рождения до отрочества (от рождения до 11-12 лет). В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.

В первое десятилетие жизни психика ребенка в своем развитии проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Это движение обусловлено прежде всего онтогенетическими особенностями возраста - детство по своей сущности ориентировано природными предпосылками на интенсификацию развития. Однако не следует думать, что саморазвитие определяет это движение. Природные предпосылки, лишь соединяясь с социальными условиями, продвигают каждого ребенка в детстве с одного возрастного этапа на другой.

В период детства интенсивно развивается организм ребенка: росту сопутствует созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие. В этот возрастной период ребенок развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни.

Пройдя путь достижений в предметной, игровой и учебной деятельности, освоив рефлексию на себя и других как способ идентификации с идеалом и с реальными образцами, научившись принимать позицию ответственности, ребенок становится способным рефлексировать и на всю совокупность жизненных явлений. Конечно, он по-прежнему нуждается в содружестве взрослого, но он уже предпринимает успешные попытки к самостоятельному проникновению в глубинную сущность природы и человеческих отношений.

В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье. Для ребенка семья - источник трепетных эмоциональных переживаний. Поэтому, что бы ни толковали специалисты-футурологи об институте семьи, пока семья существует - для проживших в ней детские годы нет ничего священнее и прекраснее. В ретроспективе жизни каждый человек, обладавший в детстве семейным очагом, бескорыстной любовью близких, с сердечной приязнью, благодарно вспоминает эту счастливую пору.

Именно в детстве начинают складываться те глубинные различия между детьми, которые во многом предопределяют будущие сущностные характеристики их индивидуальностей, а следовательно, и выбор жизненного пути.

Возрастные этапы психического развития нетождественны биологическому развитию. Возрастная периодизация имеет исторические основания. Каждое общество определяет границы детства, исходя из традиционно сложившихся возрастных периодов человека.

Общество предъявляет свои требования к детству как периоду развития ребенка в контексте особого внимания к нему самого общества и семьи. Хотя общественные институты ориентированы на нужды человека каждого возрастного периода, детство в современных цивилизованных странах выступает как период, требующий от общества особого внимания в сфере охраны здоровья, физического, умственного и духовного развития, а также обеспечения социальной защиты ребенку. Эта ответственная позиция государства и общественности связана не только и не столько с культурой гуманистических ожиданий, но и с насущной необходимостью готовить смену поколений именно в сенситивный период детства. Отсюда задача охраны материнства и детства, обеспечение детей дошкольного возраста государственными детскими садами и частными заведениями, обеспечение условий для начального обучения.

В действительности в индивидуальной жизни каждого ребенка высвечивает своя особая социальная ситуация: одних она обволакивает чистой любовью, развивает душевные и умственные способности; для других выступает в виде отчужденных условий существования со всеми вытекающими из этого плачевными последствиями. Однако как бы ни складывались индивидуальные условия развития ребенка, он проходит путь, приближенный к некоторым общим тенденциям развития во все основные периоды детства. Обратимся к рассмотрению этапов наиважнейшего возраста, определяющего во многом строй души, умственную культуру и даже дальнейшую судьбу человека.

1.1. Раннее детство (от 1 до 3-х лет)

Возможности деятельности ребёнка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребёнка и взрослого. В этот период очень быстро развивается познавательная активность детей.

Раннее детство – плохо изученный период. Известны только описательные, причем, только отрицательные его характеристики. Ребёнок – раб зрительного восприятия (Штерн). Предметы притягиваю ребёнка (Левин).

Ребенок не может открывать общественно выработанных способов употребления вещей.

На вещи не «написано» для чего она служит.

Орудие вспомогательного средства отличается тем, что действие с ним должно быть подчинено логике этого орудия.

В орудие и способе его употребления в снятом виде заключается цель, которая может быть достигнуты этим предметом.

Ребенок прослеживает действия взрослого, появляются пробующие действия. У маленьких детей наблюдается пробы.

В этот период характерно решение интеллектуальных задач, развивается речь. Начинается общение со взрослыми.

Кризис 3-х лет

Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых.

Упрямство – реакция не на предложение, а на собственное решение.

Симптом обесценивается. Дети начинают любимых мам, бабушек, пап, называть ругательными словами.

1.2. Дошкольный возраст

Социальная ситуация совместной деятельности ребёнка со взрослым решается формой идеальной совместной жизни со взрослыми. Основной деятельностью является игра.

Единицы, компоненты игры:

Роль взрослого человека, которую ребёнок берет на себя.

Мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребёнком своей роли в жизни.

Игровые действия. Игра имеет громадное значение для развития личности ребёнка. Перенос знаний в игре – путь к символическому мышлению. Подчинение правилам в игре – школа произвольного поведения. В игре ребёнок «вращается», меняет свою позицию. Необходимо, чтобы ребёнок учился по программе, составленной взрослым. Мышление в этот период наглядно-образное.

Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий.

Кризис ребенка 7-ми лет – потеря ребёнком непосредственности.

1.3. Младший школьный возраст

Ведущая деятельность – учебная. Будучи общительным, по своему смыслу, содержанию форм, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, её продукты есть продукты индивидуального усвоения. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать своё поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое мышление. После младшего школьного возраста наступает критический период 11-12 лет, а затем подростковый возраст и ранняя юность.

Юность

Юность (Период жизненного самоопределения и самоопределения, пора завершения учебы и вступления в самостоятельную жизнь)

В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством (ранняя юность), другая - на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т.д.). Для второй - участие в производительном труде и использование приобретённых профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского возраста поставить в след за изучением анатомо-физиологических изменений вопрос об представлении, о себе в этом возрасте.
Юность - важный этап развития умственных способностей: существенно развивается теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: для студентов характерны нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие и т.п. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, которые предполагают проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Также характерной чертой студентов младших курсов является склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности, уровень знаний и самостоятельности. Важнейшим условием повышения самоорганизации и активности учащейся молодежи является регулируемая интеллектуальная нагрузка, осуществляемая на высоком, но доступном для студента уровне.

Особенности интеллектуальной сферы личности прямо связаны со всеми другими ее подструктурами и личностью в целом. Развитие мышления создает предпосылки для формирования мировоззрения, устойчивость и мотивированность которого обеспечивает продвижение в личностном плане. В результате интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентаций происходит формирование жизненных планов, профессиональное самоопределение и становление активной жизненной позиции молодого человека.

Мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных разрозненных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл. Л. Коул и Дж. Холл в своей книге "Психология юности" перечислили основные проблемы, которые должно решить юношество, прежде чем попадет в "рай взрослого бытия". Речь идет о следующих девяти пунктах: 1) общая эмоциональная зрелость; 2) пробуждение гетеросексуального интереса; 3) общая социальная зрелость; 4) эмансипация от родительского дома; 5) интеллектуальная зрелость; 6) выбор профессии; 7) навыки обращения со свободным временем; 8) построение психологии жизни; 9) идентификация "я".

Центральное психологическое новообразование юношеского возраста - становление устойчивого самосознания и стабильного образа "Я". В это время отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других. У юношей формируется собственная модель личности, с помощью которой они определяют свое отношение к себе и другим. Причем в этом возрасте усиливается внимание к личностным, внутренним качествам людей, а внимание к внешности, одежде, манерам снижается.

Эмоциональная сфера в студенческом возрасте характеризуется периодическим переживанием неудовлетворенности жизнью, собой, другими людьми. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении. Но при обращении энергии этих эмоциональных состояний на решение сложных и значимых для студента задач неудовлетворенность может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе.

В новых условиях жизни у молодого человека или девушки может возникнуть ложное ощущение свободы, которое обусловливается необходимостью самостоятельно организовывать свою работу и распределять собственные силы. В этой ситуации преподавателям важно разработать систему контроля (например, напоминания, систематическая проверка материала) для развития самоконтроля у студентов. Недостаток внутреннего контроля часто приводит к переоценке юношами своих сил и возможностей.

Но проходят годы, сложные физиологические и психические процессы заканчиваются, наступает "юности светлой счастливое время". Неустойчивая, неспокойная пора отрочества переходит в пору внутреннего равновесия и полного расцвета всех сил. Время юности необыкновенно прекрасно не той невинной грацией, которая так чарует в ребенке в раннем детстве и которая неповторима, - но той новой грацией, источник которой лежит во внутренней свободе, в расцвете всех сил, в чисто художественном подходе к миру. Основная установка в юности действительно носит эстетический характер. Юноша, девушка достаточно уже сильны интеллектуально, но они еще не вступили в трезвую и будничную пору своей жизни: стоя на пороге ее, в полноте понимания действительности, но и в полноте расцвета внутренних сил души, еще не смятых, еще рвущихся вперед, - юноши, девушки подходят к действительности, как художники, как творцы. Они не рабы ее, не властители, они не ищут в ней пользы, но на пороге своей зрелости противопоставляют действительности всю силу своих творческих порывов, всю энергию своих замыслов. То "послушание", стремление познать реальность, проникнуть в ее тайны, которые так глубоко определяют психическое своеобразие второго детства, образует, по приведенной выше формуле "диалектического" развития детства тезис; бурное, напряженное и безудержное выявление новых чувств, просыпающихся с наступлением полового созревания, чистый, уже сознаваемый субъективизм, равнодушие к объективной реальности и расцвет фантастики - все это охарактеризует антитезис - отрочество. А юность это уже синтез - здесь уже найдена навсегда почва для правильного соотношения внутреннего и внешнего мира, свободы внутри и необходимости в реальности, найдена, наконец, та психическая установка, которая предваряет зрелый период, ставит ему задачи. По известному афоризму, мы в зрелом возрасте осуществляем то, что в настоящую весну нашей жизни - во время юности - вставало перед нами, как задача, как путь творчества. Юность гениальна потому, что такова ее психическая установка, и потому самая убогая, и тусклая юность - все же прекрасна. Весь внешний мир дорог и нужен, но как материал творчества, цели и замыслы которого определяются внутренней работой духа: здесь нет ни одностороннего погружения в объективный мир, ни пренебрежения к нему, нет ни рабского, ни фантастического отношения к нему. Мир влечет к себе юность, но она всегда благоухает духовной свободой: мечты становятся идеалами, высшими задачами активности - юность никогда не продает своего духовного первородства. Эстетический и этический идеализм, подлинное бескорыстие во всех увлечениях необыкновенно красят юность, словно всегда обращена она к Бесконечному, обвеяна Его дыханием. Живя в мире идеалистических стремлений и эстетических замыслов, юность не боится реальности, не игнорирует ее, - наоборот, именно ее-то и стремится переделать, преобразить. Юность нерасчетлива - на то она и входит в систему детства - и в этом лежит источник ее разочарований, ее исканий; юность нередко становится жертвой своей доверчивости и благородства, своего идеализма. Но вся психология юности определяется тем, что это есть заключительный аккорд детства, синтетическая его фаза. Прежде чем вступить в пору зрелости, на арену самостоятельной борьбы за существование, самостоятельной работы, переживаем мы юность, в течение которой мы, уже познав действительность, зная уже себя, овладев уже основным материалом социальной традиции, как бы на "главной репетиции" подводим итоги подготовительной работе. Психическая установка юности не только не свободна от игры, но как бы по преимуществу определяется игрой, которая не является уже ни средством активации, ни защитным прикрытием в выявлении и осознании внутренних движений, а выступает как позиция творчества. Ведь во всяком творчестве преодолевается преграда между действительным и желанным, реальным и идеальным: позиция игры осознается в юности как путь преображения мира. Искусство является лишь одной из форм творческой работы; юность стоит перед более широкой дорогой эстетического и этического творчества.

То, что замышляет юность, осуществляем мы в зрелом возрасте. Нам приходится погрузиться в самую "гущу жизни", приходится переживать много разочарований и растерять много сил, - и юность с ее энтузиазмом и верой в свои силы, с ее верой в добро, исканием прекрасного, пламенным, порой даже жертвенным служением идеалу, с ее духовным бескорыстием, чистотой и какой-то свежестью рисуется нам в зрелом возрасте, как самая лучшая пора жизни. Да, это верно, но, в сущности, и все детство, в различные периоды, полно неотразимого обаяния и красоты.

Средний возраст, или зрелость

Зрелый возраст лишен той конкретики, которая присуща младенчеству, детству и подростковому периоду. Это всеобъемлющая и довольно размытая категория. Иногда категория “зрелости” используется для определения людей в возрасте за 30 лет, когда мужчины и женщины предположительно уже “определились” со своими семьями и профессиональными карьерами. Но этот термин также используется для обозначения индивидов “среднего возраста” – тех, кому примерно от 45 до 64 лет. Какое бы значение ни приписывалось термину “зрелый возраст”, основные цели остаются такими же, что и цели, стоящие перед мужчинами и женщинами в юности и молодости, и связаны с любовью и работой. (Здесь мы не будем обсуждать “фактор любви”, поскольку это – главная тема гл. 8 – роль любви и дружбы в жизни людей и варианты жизненных стилей.)

Основную часть взрослой жизни и мужчины и женщины проводят на работе. Хотя доминируют экономические соображения, работа также помогает организовать время, является сферой общения человека с другими людьми, “лекарством от скуки”, поддерживает чувство необходимости и самоуважения. Если кто-то согласен платить за нашу работу, значит, мы нужны другим людям и вплетены в социальную ткань как ее необходимая часть. Для все большего числа как женщин, так и мужчин оплачиваемая работа начинает служить показателем их полноправного членства в обществе. В целом удовлетворение от работы принято связывать с возможностью свободного выбора и принятия решений.

В возрасте 30 лет и чуть старше мужчины, как правило, ищут свою “нишу” в жизни, “окапываются” в ней, “вьют гнездо”, а также строят долгосрочные планы и приступают к их осуществлению. В 35-40 лет мужчины пытаются освободиться от власти других и утвердить свою независимость. Им часто кажется, что их начальники чрезмерно контролируют их и давят на них, не давая действовать самостоятельно, что они лишены творческого воображения и агрессивны. Миновав 40-летний рубеж, мужчины начинают размышлять, чего они добились в жизни, и оценивать результаты в достижении целей, которые были намечены ими в более молодом возрасте. Они могут ощутить несоответствие между “тем, что я имею сейчас” и “тем, чего бы мне действительно хотелось”, что влечет за собой период душевных терзаний. В 45 лет или около того некоторые мужчины переживают так называемый кризис среднего возраста. Согласно существующим стереотипам, мужчины в этом возрасте склонны к необдуманным, легкомысленным поступкам, по принципу “седина в голову, бес в ребро” – они бросают жен ради молоденьких женщин, вполне годящихся им в дочери, оставляют работу и живут на случайные заработки или превращаются в горьких пьяниц. Тем не менее большинству индивидов удается справиться с этим кризисом, они постепенно приводят свои желания в соответствие со своими достижениями без серьезных моральных переживаний и метаний.

Хотя интерес к развитию зрелых индивидов повышается, исследования, касающиеся фаз в развитии взрослых женщин, не так полны, как исследования развития мужчин. Но имеющиеся данные позволяют предполагать, что женщины проходят точно те же этапы развития, что и мужчины (в исследовании Левинсона), и примерно в том же возрасте. Но хотя возрастное распределение периодов и характер задач развития одинаковы, подходы к решению задач и достигаемые результаты у женщин иные. В значительной степени эти различия проистекают из повышенной сложности женских представлений о собственном будущем и тех трудностей, которые женщины испытывают в случаях, когда от этих представлений приходится отказываться. В отличие от мужчин большинство женщин в своих мечтах о будущем не ставит во главу угла карьеру; женщинам более свойственно рассматривать работу и карьеру как средство защиты (страховки) на тот случай, если им не удастся выйти замуж, если их брак окажется неудачным или если им придется жить в период экономической нестабильности общества. В своих мечтах о будущем большинство женщин видит себя в центре бурлящей жизни, в окружении любимых и любящих людей, особенно мужей, детей и коллег. Для мужчин первоочередное место в жизни имеют независимость и дух конкуренции, а женщины рассматривают свою жизнь как средство “внедрения” в сложную сеть человеческих взаимосвязей и отношений.

Глава 1. Детство

Детство, детский возраст- период жизни человека от рождения до отрочества (от рождения до 11-12 лет). В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.

В первое десятилетие жизни психика ребенка в своем развитии проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Это движение обусловлено прежде всего онтогенетическими особенностями возраста - детство по своей сущности ориентировано природными предпосылками на интенсификацию развития. Однако не следует думать, что саморазвитие определяет это движение. Природные предпосылки, лишь соединяясь с социальными условиями, продвигают каждого ребенка в детстве с одного возрастного этапа на другой.

В период детства интенсивно развивается организм ребенка: росту сопутствует созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие. В этот возрастной период ребенок развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни.

Пройдя путь достижений в предметной, игровой и учебной деятельности, освоив рефлексию на себя и других как способ идентификации с идеалом и с реальными образцами, научившись принимать позицию ответственности, ребенок становится способным рефлексировать и на всю совокупность жизненных явлений. Конечно, он по-прежнему нуждается в содружестве взрослого, но он уже предпринимает успешные попытки к самостоятельному проникновению в глубинную сущность природы и человеческих отношений.

В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье. Для ребенка семья - источник трепетных эмоциональных переживаний. Поэтому, что бы ни толковали специалисты-футурологи об институте семьи, пока семья существует - для проживших в ней детские годы нет ничего священнее и прекраснее. В ретроспективе жизни каждый человек, обладавший в детстве семейным очагом, бескорыстной любовью близких, с сердечной приязнью, благодарно вспоминает эту счастливую пору.

Именно в детстве начинают складываться те глубинные различия между детьми, которые во многом предопределяют будущие сущностные характеристики их индивидуальностей, а следовательно, и выбор жизненного пути.

Возрастные этапы психического развития нетождественны биологическому развитию. Возрастная периодизация имеет исторические основания. Каждое общество определяет границы детства, исходя из традиционно сложившихся возрастных периодов человека.

Общество предъявляет свои требования к детству как периоду развития ребенка в контексте особого внимания к нему самого общества и семьи. Хотя общественные институты ориентированы на нужды человека каждого возрастного периода, детство в современных цивилизованных странах выступает как период, требующий от общества особого внимания в сфере охраны здоровья, физического, умственного и духовного развития, а также обеспечения социальной защиты ребенку. Эта ответственная позиция государства и общественности связана не только и не столько с культурой гуманистических ожиданий, но и с насущной необходимостью готовить смену поколений именно в сенситивный период детства. Отсюда задача охраны материнства и детства, обеспечение детей дошкольного возраста государственными детскими садами и частными заведениями, обеспечение условий для начального обучения.

В действительности в индивидуальной жизни каждого ребенка высвечивает своя особая социальная ситуация: одних она обволакивает чистой любовью, развивает душевные и умственные способности; для других выступает в виде отчужденных условий существования со всеми вытекающими из этого плачевными последствиями. Однако как бы ни складывались индивидуальные условия развития ребенка, он проходит путь, приближенный к некоторым общим тенденциям развития во все основные периоды детства. Обратимся к рассмотрению этапов наиважнейшего возраста, определяющего во многом строй души, умственную культуру и даже дальнейшую судьбу человека.

1.1. Раннее детство (от 1 до 3-х лет)

Возможности деятельности ребёнка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребёнка и взрослого. В этот период очень быстро развивается познавательная активность детей.

Раннее детство – плохо изученный период. Известны только описательные, причем, только отрицательные его характеристики. Ребёнок – раб зрительного восприятия (Штерн). Предметы притягиваю ребёнка (Левин).

Ребенок не может открывать общественно выработанных способов употребления вещей.

На вещи не «написано» для чего она служит.

Орудие вспомогательного средства отличается тем, что действие с ним должно быть подчинено логике этого орудия.

В орудие и способе его употребления в снятом виде заключается цель, которая может быть достигнуты этим предметом.

Ребенок прослеживает действия взрослого, появляются пробующие действия. У маленьких детей наблюдается пробы.

В этот период характерно решение интеллектуальных задач, развивается речь. Начинается общение со взрослыми.

Кризис 3-х лет

Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых.

Упрямство – реакция не на предложение, а на собственное решение.

Симптом обесценивается. Дети начинают любимых мам, бабушек, пап, называть ругательными словами.

1.2. Дошкольный возраст

Социальная ситуация совместной деятельности ребёнка со взрослым решается формой идеальной совместной жизни со взрослыми. Основной деятельностью является игра.

Единицы, компоненты игры:

Роль взрослого человека, которую ребёнок берет на себя.

Мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребёнком своей роли в жизни.

Игровые действия. Игра имеет громадное значение для развития личности ребёнка. Перенос знаний в игре – путь к символическому мышлению. Подчинение правилам в игре – школа произвольного поведения. В игре ребёнок «вращается», меняет свою позицию. Необходимо, чтобы ребёнок учился по программе, составленной взрослым. Мышление в этот период наглядно-образное.

Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий.

Кризис ребенка 7-ми лет – потеря ребёнком непосредственности.

1.3. Младший школьный возраст

Ведущая деятельность – учебная. Будучи общительным, по своему смыслу, содержанию форм, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, её продукты есть продукты индивидуального усвоения. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать своё поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое мышление. После младшего школьного возраста наступает критический период 11-12 лет, а затем подростковый возраст и ранняя юность.

Юность

Юность (Период жизненного самоопределения и самоопределения, пора завершения учебы и вступления в самостоятельную жизнь)

В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством (ранняя юность), другая - на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т.д.). Для второй - участие в производительном труде и использование приобретённых профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского возраста поставить в след за изучением анатомо-физиологических изменений вопрос об представлении, о себе в этом возрасте.
Юность - важный этап развития умственных способностей: существенно развивается теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: для студентов характерны нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие и т.п. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, которые предполагают проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Также характерной чертой студентов младших курсов является склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности, уровень знаний и самостоятельности. Важнейшим условием повышения самоорганизации и активности учащейся молодежи является регулируемая интеллектуальная нагрузка, осуществляемая на высоком, но доступном для студента уровне.

Особенности интеллектуальной сферы личности прямо связаны со всеми другими ее подструктурами и личностью в целом. Развитие мышления создает предпосылки для формирования мировоззрения, устойчивость и мотивированность которого обеспечивает продвижение в личностном плане. В результате интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентаций происходит формирование жизненных планов, профессиональное самоопределение и становление активной жизненной позиции молодого человека.

Мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных разрозненных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл. Л. Коул и Дж. Холл в своей книге «Психология юности» перечислили основные проблемы, которые должно решить юношество, прежде чем попадет в «рай взрослого бытия». Речь идет о следующих девяти пунктах: 1) общая эмоциональная зрелость; 2) пробуждение гетеросексуального интереса; 3) общая социальная зрелость; 4) эмансипация от родительского дома; 5) интеллектуальная зрелость; 6) выбор профессии; 7) навыки обращения со свободным временем; 8) построение психологии жизни; 9) идентификация «я».

Центральное психологическое новообразование юношеского возраста - становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». В это время отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других. У юношей формируется собственная модель личности, с помощью которой они определяют свое отношение к себе и другим. Причем в этом возрасте усиливается внимание к личностным, внутренним качествам людей, а внимание к внешности, одежде, манерам снижается.

Эмоциональная сфера в студенческом возрасте характеризуется периодическим переживанием неудовлетворенности жизнью, собой, другими людьми. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении. Но при обращении энергии этих эмоциональных состояний на решение сложных и значимых для студента задач неудовлетворенность может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе.

В новых условиях жизни у молодого человека или девушки может возникнуть ложное ощущение свободы, которое обусловливается необходимостью самостоятельно организовывать свою работу и распределять собственные силы. В этой ситуации преподавателям важно разработать систему контроля (например, напоминания, систематическая проверка материала) для развития самоконтроля у студентов. Недостаток внутреннего контроля часто приводит к переоценке юношами своих сил и возможностей.

Но проходят годы, сложные физиологические и психические процессы заканчиваются, наступает «юности светлой счастливое время». Неустойчивая, неспокойная пора отрочества переходит в пору внутреннего равновесия и полного расцвета всех сил. Время юности необыкновенно прекрасно не той невинной грацией, которая так чарует в ребенке в раннем детстве и которая неповторима, - но той новой грацией, источник которой лежит во внутренней свободе, в расцвете всех сил, в чисто художественном подходе к миру. Основная установка в юности действительно носит эстетический характер. Юноша, девушка достаточно уже сильны интеллектуально, но они еще не вступили в трезвую и будничную пору своей жизни: стоя на пороге ее, в полноте понимания действительности, но и в полноте расцвета внутренних сил души, еще не смятых, еще рвущихся вперед, - юноши, девушки подходят к действительности, как художники, как творцы. Они не рабы ее, не властители, они не ищут в ней пользы, но на пороге своей зрелости противопоставляют действительности всю силу своих творческих порывов, всю энергию своих замыслов. То «послушание», стремление познать реальность, проникнуть в ее тайны, которые так глубоко определяют психическое своеобразие второго детства, образует, по приведенной выше формуле «диалектического» развития детства тезис; бурное, напряженное и безудержное выявление новых чувств, просыпающихся с наступлением полового созревания, чистый, уже сознаваемый субъективизм, равнодушие к объективной реальности и расцвет фантастики - все это охарактеризует антитезис - отрочество. А юность это уже синтез - здесь уже найдена навсегда почва для правильного соотношения внутреннего и внешнего мира, свободы внутри и необходимости в реальности, найдена, наконец, та психическая установка, которая предваряет зрелый период, ставит ему задачи. По известному афоризму, мы в зрелом возрасте осуществляем то, что в настоящую весну нашей жизни - во время юности - вставало перед нами, как задача, как путь творчества. Юность гениальна потому, что такова ее психическая установка, и потому самая убогая, и тусклая юность - все же прекрасна. Весь внешний мир дорог и нужен, но как материал творчества, цели и замыслы которого определяются внутренней работой духа: здесь нет ни одностороннего погружения в объективный мир, ни пренебрежения к нему, нет ни рабского, ни фантастического отношения к нему. Мир влечет к себе юность, но она всегда благоухает духовной свободой: мечты становятся идеалами, высшими задачами активности - юность никогда не продает своего духовного первородства. Эстетический и этический идеализм, подлинное бескорыстие во всех увлечениях необыкновенно красят юность, словно всегда обращена она к Бесконечному, обвеяна Его дыханием. Живя в мире идеалистических стремлений и эстетических замыслов, юность не боится реальности, не игнорирует ее, - наоборот, именно ее-то и стремится переделать, преобразить. Юность нерасчетлива - на то она и входит в систему детства - и в этом лежит источник ее разочарований, ее исканий; юность нередко становится жертвой своей доверчивости и благородства, своего идеализма. Но вся психология юности определяется тем, что это есть заключительный аккорд детства, синтетическая его фаза. Прежде чем вступить в пору зрелости, на арену самостоятельной борьбы за существование, самостоятельной работы, переживаем мы юность, в течение которой мы, уже познав действительность, зная уже себя, овладев уже основным материалом социальной традиции, как бы на «главной репетиции» подводим итоги подготовительной работе. Психическая установка юности не только не свободна от игры, но как бы по преимуществу определяется игрой, которая не является уже ни средством активации, ни защитным прикрытием в выявлении и осознании внутренних движений, а выступает как позиция творчества. Ведь во всяком творчестве преодолевается преграда между действительным и желанным, реальным и идеальным: позиция игры осознается в юности как путь преображения мира. Искусство является лишь одной из форм творческой работы; юность стоит перед более широкой дорогой эстетического и этического творчества.

То, что замышляет юность, осуществляем мы в зрелом возрасте. Нам приходится погрузиться в самую «гущу жизни», приходится переживать много разочарований и растерять много сил, - и юность с ее энтузиазмом и верой в свои силы, с ее верой в добро, исканием прекрасного, пламенным, порой даже жертвенным служением идеалу, с ее духовным бескорыстием, чистотой и какой-то свежестью рисуется нам в зрелом возрасте, как самая лучшая пора жизни. Да, это верно, но, в сущности, и все детство, в различные периоды, полно неотразимого обаяния и красоты.

Средний возраст, или зрелость

Зрелый возраст лишен той конкретики, которая присуща младенчеству, детству и подростковому периоду. Это всеобъемлющая и довольно размытая категория. Иногда категория “зрелости” используется для определения людей в возрасте за 30 лет, когда мужчины и женщины предположительно уже “определились” со своими семьями и профессиональными карьерами. Но этот термин также используется для обозначения индивидов “среднего возраста” – тех, кому примерно от 45 до 64 лет. Какое бы значение ни приписывалось термину “зрелый возраст”, основные цели остаются такими же, что и цели, стоящие перед мужчинами и женщинами в юности и молодости, и связаны с любовью и работой. (Здесь мы не будем обсуждать “фактор любви”, поскольку это – главная тема гл. 8 – роль любви и дружбы в жизни людей и варианты жизненных стилей.)

Основную часть взрослой жизни и мужчины и женщины проводят на работе. Хотя доминируют экономические соображения, работа также помогает организовать время, является сферой общения человека с другими людьми, “лекарством от скуки”, поддерживает чувство необходимости и самоуважения. Если кто-то согласен платить за нашу работу, значит, мы нужны другим людям и вплетены в социальную ткань как ее необходимая часть. Для все большего числа как женщин, так и мужчин оплачиваемая работа начинает служить показателем их полноправного членства в обществе. В целом удовлетворение от работы принято связывать с возможностью свободного выбора и принятия решений.

В возрасте 30 лет и чуть старше мужчины, как правило, ищут свою “нишу” в жизни, “окапываются” в ней, “вьют гнездо”, а также строят долгосрочные планы и приступают к их осуществлению. В 35-40 лет мужчины пытаются освободиться от власти других и утвердить свою независимость. Им часто кажется, что их начальники чрезмерно контролируют их и давят на них, не давая действовать самостоятельно, что они лишены творческого воображения и агрессивны. Миновав 40-летний рубеж, мужчины начинают размышлять, чего они добились в жизни, и оценивать результаты в достижении целей, которые были намечены ими в более молодом возрасте. Они могут ощутить несоответствие между “тем, что я имею сейчас” и “тем, чего бы мне действительно хотелось”, что влечет за собой период душевных терзаний. В 45 лет или около того некоторые мужчины переживают так называемый кризис среднего возраста. Согласно существующим стереотипам, мужчины в этом возрасте склонны к необдуманным, легкомысленным поступкам, по принципу “седина в голову, бес в ребро” – они бросают жен ради молоденьких женщин, вполне годящихся им в дочери, оставляют работу и живут на случайные заработки или превращаются в горьких пьяниц. Тем не менее большинству индивидов удается справиться с этим кризисом, они постепенно приводят свои желания в соответствие со своими достижениями без серьезных моральных переживаний и метаний.

Хотя интерес к развитию зрелых индивидов повышается, исследования, касающиеся фаз в развитии взрослых женщин, не так полны, как исследования развития мужчин. Но имеющиеся данные позволяют предполагать, что женщины проходят точно те же этапы развития, что и мужчины (в исследовании Левинсона), и примерно в том же возрасте. Но хотя возрастное распределение периодов и характер задач развития одинаковы, подходы к решению задач и достигаемые результаты у женщин иные. В значительной степени эти различия проистекают из повышенной сложности женских представлений о собственном будущем и тех трудностей, которые женщины испытывают в случаях, когда от этих представлений приходится отказываться. В отличие от мужчин большинство женщин в своих мечтах о будущем не ставит во главу угла карьеру; женщинам более свойственно рассматривать работу и карьеру как средство защиты (страховки) на тот случай, если им не удастся выйти замуж, если их брак окажется неудачным или если им придется жить в период экономической нестабильности общества. В своих мечтах о будущем большинство женщин видит себя в центре бурлящей жизни, в окружении любимых и любящих людей, особенно мужей, детей и коллег. Для мужчин первоочередное место в жизни имеют независимость и дух конкуренции, а женщины рассматривают свою жизнь как средство “внедрения” в сложную сеть человеческих взаимосвязей и отношений.

Психолог: Человеческую жизнь можно сравнить с длинной дорогой. Когда человек молод, она кажется ему бесконечной, он живёт с ощущением, что у него ещё всё впереди и в его распоряжении много времени. Так много, что порой он даже не знает, как его использовать и чем заполнить. На закате жизни, когда большая часть этой дороги уже пройдена, человек оглядывается назад и видит, что годы пролетели, словно один миг. Он сознаёт, что время нельзя было растрачивать по пустякам в ущерб тому, что было задумано, о чём мечталось. Подробнее о возрастных особенностях человека расскажет мой друг Врач.

Что такое возраст?

Врач: Возраст – это один из периодов, этапов или циклов развития человека. Наступление каждого возраста сопровождается изменениями в организме, в умственном развитии человека, а также в самом его отношении к окружающим людям и миру в целом.
Считается, что человек от рождения до смерти проходит через пять основных возрастных этапов, пять эпох своей жизни: детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Давайте поговорим о каждом из них.

1. Детство

Что такого особенного в детстве?

Врач: Детство это самый активный, самый многообразный период в жизни человека. За 11-12 лет он проходит огромный путь от новорождённого до подростка. Казалось бы, ребёнок первого года жизни только спит, ест и плачет, совершает лишь неловкие попытки перемещаться в пространстве, управляться с предметами, вступать в общение. Но именно в эти месяцы человек составляет мнение о том мире, в который пришёл. В детстве важно всё: окружающая обстановка, питание, уход, игрушки. Но самое главное – любовь. Если малыш лишается ласки матери, у него развивается глубокая психическая и физическая отсталость.

Детство можно разделить на несколько периодов?

Врач: Совершенно верно. Сделав первые шаги, ребёнок тем самым вступает в период раннего детства – от года до трёх. Это совершенно особое, уникальное время, когда человек овладевает такими фундаментальными и принципиально новыми для него способностями, как ходьба, речь и мышление.
Возраст от трёх до шести лет принято называть дошкольным детством. Ребёнок быстро расширяет собственные возможности: сам ест и одевается, учится кататься на велосипеде, рисовать и резать ножницами. Особенно важно в этот период совершенствовать мелкие и точные движения рук. Психологи доказали, что подобные действия напрямую связаны с развитием мозга.
Трудным испытанием для маленького человека становится переход в разряд школьников. Резко меняется весь уклад жизни, появляются постоянные обязанности, расширяется круг общения. Если этот переход совершился успешно, то от 7 до 11-12 лет развитие ребёнка протекает плавно, без каких-либо особых проблем. Отношения с папой и мамой, оставаясь по-прежнему значимыми, всё же отходят на второй план. Огромным авторитетом обладают учителя. Рождается дружба, потрясают первые предательства. Нормально развивающегося младшего школьника отличает широта интересов: он увлекается то рисованием, то музыкой, то спортом, пробует себя в самых разных областях.

2. Этот трудный переходный возраст

А что особенного в отрочестве?

Врач: Подростковый возраст называют переходным. За очень короткий срок – примерно с 12 до 15 лет (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребёнка превращается во взрослого. Этот процесс сопряжён не только с радостями, но и с трудностями. В период самого бурного роста мальчики прибавляют в год от 7 до 12 см. Девочки вырастают на 6-11 см в год. Внутренние органы, не поспевающие за ростом тела, работают с напряжением – отсюда утомляемость, сонливость. Снижается умственная работоспособность, возникают проблемы с кожей и излишним весом. Недавняя детская лёгкость и резвость сменяются неуклюжестью. Резко вытянувшийся подросток порой не идёт, а тащится, не садится на стул, а тяжело падает, то и дело задевает за углы мебели, словно он не привык к новым границам своего тела.

Почему подростковый возраст называют «трудным»?

Врач: Физические изменения вызывают смятение. То и дело в голову приходят вопросы: «Почему я такой толстый? Почему у меня непропорционально длинные руки и ноги? Почему у здоровенного парня высокий детский голос или заметная грудь у девочки, которая ещё чувствует себя ребёнком?» Подросткам трудно поверить, что все эти проблемы временные, и многих они приводят в отчаяние.
Подростковый возраст - самый драматичный в жизни человека. Во многом это связано с двусмысленностью положения подростка в современном обществе. Он вдруг лишается большинства привилегий детского возраста. От него ждут взрослой серьёзности и ответственности за свои поступки. Учителя и родители не склонны снисходительно относиться к проявлениям легкомыслия и беспечности – всего того, что прощают детям. Однако преимущества взрослых подростку не предоставляются. Он зависит от родителей материально и морально, должен отчитываться перед ними, куда идёт, с кем и зачем. Между подростком и взрослым словно идёт нескончаемый спор. «Я уже не ребёнок!» - заявляет молодой человек, отстаивая своё право на самостоятельность. «Но ты ещё не взрослый!» - отвечают ему, ограничивая и контролируя. «Я ещё не взрослый!» - говорит он, прося о поддержке и терпимости. «Но ты уже не ребёнок!» - слышит он на это и сталкивается с постоянным требовательным недовольством старших.

Ну, как здесь не сорваться!

Врач: Да, неудивительно, что подростка часто отличает раздражительность, даже агрессивность. Порой у него возникают напряжённые отношения с семьёй. Подросток как бы отстраняется от родителей, перестаёт признавать их незыблемый авторитет. Особую роль в его жизни начинают играть сверстники. Отрочество - это возраст коллективизма и подражания. Подросток стремится одеваться, говорить и думать «как все наши».

3. Юность и зрелость

Подростковые проблемы со временем проходят?

Врач: К 16 годам в основном завершается ускоренный рост организма, улучшаются самочувствие и внешность. Наступает пора юности. Ребёнок окончательно превращается во взрослого. Исследования показывают, что существенной разницы между мышлением юноши и взрослого человека нет. Расцвет переживают и другие способности: в юности часто сочиняют стихи и песни, рисуют, играют в спектаклях, изобретают. Юноша уже, как правило, знает, что ему нужно, и может управлять собой. Меняется отношение к учёбе: она воспринимается теперь как часть собственных жизненных планов. Один из основных вопросов подросткового возраста «Кто я?» сменяется вопросами о своих жизненных целях: «Чего я хочу?» и «Что я могу?». Сами обстоятельства жизни заставляют совершать серьёзный выбор: профессии, круга общения, стиля поведения, а возможно, и спутника жизни. Постепенно налаживаются отношения со старшими. Пережив острое разочарование в подростковом возрасте, человек в юности начинает по-новому относиться к родителям и учителям.

Чем зрелость отличается от юности?

Врач: Взрослостью или зрелостью принято называть длительный этап между юностью и старением, примерно с 25 до 60-65 лет. Положение в обществе взрослых людей более высокое, чем у молодых. И это, в общем, справедливо: уже накоплен жизненный опыт, есть знания и умения, которые приобретаются только с возрастом. Взрослый человек – это состоявшаяся личность со своим багажом знаний и умений. Взрослый человек способен принимать самостоятельные решения и главное – нести ответственность за сделанный выбор, быть хозяином собственной судьбы. Вместе с тем люди с богатым жизненным опытом спокойно относятся к жизни, принимая её такой, какая она есть.

4. Старость

Старость у всех разная!

Врач: Верно. Люди по-разному проживают детство, юность, зрелые годы, но, пожалуй, никогда эта разница так не бросается в глаза, как на склоне дней. Кто-то и в 70, и в 80 лет полон бодрости, планов, идей, к нему тянутся окружающие, его мнением дорожат. Другой в том же возрасте лишь «доживает», целиком поглощённый своими болезнями и сожалениями об ушедшей молодости, а постоянное брюзжание и манера всех поучать способны вызвать раздражение даже у близких.

Чем вызвана такая разница?

Врач: Считают, что самоощущение человека в старости во многом зависит от оценки им пройденного пути: испытывает ли он в итоге удовлетворение от сделанного и происшедшего или отчаяние, вызванное осознанием, что всё было не так, а теперь ничего не изменишь.
Самое тяжёлое в старости – это утратить смысл существования. Главные жизненные задачи выполнены, от человека уже никто ничего не ждёт, и сам себя он порой начинает воспринимать ненужным, случайно забытым обломком прошлого. Для стариков в полный рост становится вопрос о приближения смерти. Необходимо выработать своё отношение к ней.

Да, старость – непростой возраст!

Врач: Но вместе с тем это вершина жизни, точка максимального накопления опыта, знаний, мудрости. Пора максимальной свободы от обязательств и суеты. Знаменитый английский писатель Бернард Шоу, который прожил 94 года и до самой смерти сохранял удивительную работоспособность, бодрость и чувство юмора, в беседе о старости подчеркнул: «Нет старости для людей с живой душой и разумом, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами. Старым можно быть и в молодости, но можно прожить долгую жизнь, так и не познав её. Человек часто умирает раньше, нежели исчерпал все свои духовные и умственные силы. И если молодость – стихия страстей и эмоций, то старость – стихия мысли, творчества, разума».

Почему люди старятся и умирают?

Врач: Знаменитый римский комедиограф Публий Теренций объявил старость болезнью. Многие из современных учёных согласны с ним. Они считают, что возрастные изменения – результат повреждений, накапливающихся на различных уровнях организма. Упрощенно говоря, мельчайшие частицы, из которых состоит клетка, в процессе своей жизни неизбежно получают повреждения, «портятся». С такими клетками вступают в борьбу защитные системы организма. Но в них тоже накапливаются испорченные молекулы. В результате с возрастом значительно снижается способность исправлять повреждения, возникающие внутри организма. Какая-то из очередных «поломок» убивает человека…

Но есть и другая точка зрения?

Врач: Некоторые учёные видят в старости закономерный этап развития организма. Смерть, считают они, «запрограммирована» в нём с самого его зарождения. Ведь смерть незримо присутствует в каждом из нас уже с первых дней существования. Жизнь отдельных клеток, из которых состоит организм, заметно короче жизни всего организма. Например, каждую секунду внутри любого человека умирает порядка 4 миллионов клеток крови, миллионы клеток кожи, хрусталика глаза, костей и т.д. Их место занимают новые, более молодые. Но с каждым циклом обновления в человеке накапливаются удручающие изменения: постепенно теряется упругость кожи, появляются морщины, уменьшается просвет кровеносных сосудов, изнашивается сердце и наступает время, когда клетки в жизненно важных органах перестают обновляться. Органы начинают стареть и разрушаются…

При мыслях о том, что такое юность, сразу же приходят на ум романтичные песни, стихи поэтов, свидания под луной, большие надежды и неограниченные возможности. Тем не менее это всего лишь внешняя оболочка. Юность является достаточно интересным и сложным периодом для изучения психологами.

Что такое юность: определение

Юность представляет собой этап физического созревания человека, а также развития личности, который лежит между детством и взрослым возрастом. С точки зрения психологии это переход от зависимости, присущей ребенку, к самостоятельности и ответственности, присущим сформировавшимся людям. С точки зрения физиологии в этот момент завершается физическое и половое созревание. Также достижением характеризуется такое понятие, как "юность" или "молодежь" . Возрастные границы определяются промежутком с 14 до 18 лет, если речь идет об отечественной психологии. Зарубежные же специалисты считают, что юность начинается с 16 лет.

Подходы к проблеме юности

С учетом необходимости приобретения профессии юный возраст сопровождается непрерывным обучением. При этом оно становится более углубленным и осознанным, чем в более раннем возрасте. Оно характеризуется следующими особенностями:

  • широкое и глубокое восприятие учебного материала, направленное на формирование будущих профессиональных знаний;
  • помимо пассивного восприятия информации, индивид прибегает к активному и самостоятельному ее поиску.

Социальные мотивы юношеского возраста

Детство, юность, зрелость - каждый из периодов жизни человека характеризуется определенными мотивами, которые определяют его деятельность. Молодые люди полны стремлений и надежд на будущее. В связи с этим они руководствуются следующими факторами:

  • убежденность в необходимости непрерывного развития, которое достигается за счет продолжения обучения;
  • профессиональное самоопределение, вызванное необходимостью подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни;
  • социальная мотивация, вызванная желанием приносить пользу окружающим.

Факторы выбора будущей профессии

Учитывая, что молодой человек в юности должен выбрать будущий род деятельности, огромное внимание психологи уделяют мотивам. Так, основными факторами выбора являются следующие:

  • социальные - престижность и возможность занять достойное место в обществе;
  • личностные - наличие качеств и черт характера, необходимых для той или иной профессии;
  • материальные - возможность обеспечить себе и своей семье достойное существование.

Основные проблемы

Массой жизнеполагающих проблем характеризуется такой период, как юность. Годы жизни молодого человека складываются из множества ключевых вопросов, основными из которых считаются следующие:

  • предварительный выбор будущей профессии, который складывается из жизненной позиции, способностей и приоритетной области знаний;
  • приверженность ценностям, которые определяют общественное сознание, а также межличностные отношения;
  • рост социальной активности, который заключается не в банальной заинтересованности, а в желании принимать непосредственное участие в событиях;
  • формирование мировоззрения по фундаментальным вопросам;
  • расширение сферы интересов, а также жизненных запросов, что приводит к потребности в большем количестве материальных ресурсов;
  • социальная ориентация личности, которая подразумевает поиск своего места в обществе;
  • поиск ответа на вопрос о смысле жизни и предназначении человека в ней.

Формирование личности юноши

Молодой человек в определенный момент становится на путь становления самосознания, которое неразрывно связано с формированием так называемого "Я". Оно происходит по следующим направлениям:

  • формирование иного отношения к эмоциональной сфере (чувства становятся не просто реакцией на внешние события, а личными особенностями);
  • осознание необратимого течения времени (этот факт заставляет молодого человека более серьезно задумываться о своем будущем и составлении индивидуального жизненного плана);
  • формирование целостного представления не только о своем теле и внутреннем устройстве, но также моральных, волевых и интеллектуальных качествах.

Межличностные взаимоотношения

В период юности молодой человек начинает пересматривать отношения с окружающими, в частности со сверстниками. Так, они делятся на две категории - друзья и товарищи. Первые являются наиболее приближенными, теми, что заслужили преданность и уважение. Со всеми же остальными сверстниками молодые люди выстраивают товарищеские отношения, которые подразумевают вежливое обращение, взаимоуважение и взаимопомощь.

Тактика общения и построение взаимоотношений со сверстниками выстраивается, во многом исходя из будущего благополучия (как психологического, так и физического). В кругу общения остаются наиболее интересные и "полезные" люди. Остальные же оказываются в своего рода эмоциональной изоляции. Тем не менее нередко юношеская дружба является идеализированной и иллюзорной.

Также для юного возраста характерно возникновение такого глубокого чувства, как любовь. Это связано не только с завершением полового созревания, но также с желанием иметь рядом близкого человека, с которым можно разделить проблемы и радостные события. Возлюбленный человек является своего рода идеалом как в плане личных, так и в плане внешних качеств.

Юность в современном мире

Что такое динамическая категория, которая не является постоянной. С течением времени, с развитием общества она существенно изменяется. Так, в связи со стремительно растущей акселерацией юность наступает намного раньше. А вот социальная зрелость приходит несколько позже. Это в некоторой мере связано с тем, что современные родители опекают детей намного дольше.

Как и в любое другое время, молодежь стремится к труду с целью самостоятельно обеспечивать себя денежными средствами. Тем не менее современная тенденция такова, что юноши не хотят выполнять "грязную работу", которая приносит небольшие доходы и определяет низкий социальный статус. Намечается тенденция к желанию получить все и сразу.

Выводы

Юность - это самая прекрасная пора в жизни человека. Она связана не только с романтическими чувствами и мечтаниями, но также с большими возможностями в плане организации своего будущего. Исследования и рекомендации психологов помогают направить деятельность молодых людей в нужное русло и подтолкнуть их к принятию правильных решений.