Биографии Характеристики Анализ

Инновационные тенденции. Инновационные тенденции современной психологии

Глава 10 Зарубежный опыт управления инновационной деятельностью

10.1. Управление инновационной деятельностью

в промышленно развитых странах

10.1.1. Национальные инновационные системы и тенденции в управлении инновационным развитием

В последние 20 лет стало очевидным, что уровень развития и динамизм инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей – обеспечивают основу устойчивого экономического роста. Научно-технический прогресс меняет масштабы и структуру производства, оказывает существенное влияние на состояние мировой экономики. В 1990- е гг. возросшие темпы научно-технических изменений, бурное развитие наукоемких производств и услуг дали новый импульс ускорению экономического роста в промышленно развитых странах. В мировом хозяйстве формируется новая парадигма роста на базе использования знаний и инноваций как важнейших экономических ресурсов. Это предопределило разработку концепциинациональных инновационных систем (НИС), которые рассматривают отдельные элементы инновационного процесса как взаимосвязанные звенья сложной системы, функционирование которой обеспечивается определенным набором институциональных факторов.

Национальная инновационная система представляет собой комплекс институтов правового, финансового, организационного и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности. Инновационная система формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов, включая ее размеры, наличие природных и трудовых ресурсов, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Эти факторы выступают долгосрочными детерминантами направления и скорости эволюции инновационной активности. Кроме того, каждая НИС характеризуется определенной структурой и некоторой степенью упорядоченности, предполагающими достаточную стабильность институционального взаимодействия (при этом в каждой стране складывается национальная конфигурация институциональных элементов). Созданы модели национальных инновационных систем, в рамках которых формируются их национальные особенности. К таким особенностям НИС могут быть отнесены большая или меньшая роль государства и частного сектора в выполнении инновационных функций, относительное значение крупного и мелкого бизнеса, соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок, динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности.

Несмотря на разнообразие национальных научных систем и их особенностей, для основных промышленно развитых стран в управлении инновациями прослеживается ряд общих тенденций. К ним относятся:

Усиление регулирующих функций государства в инновационной сфере;

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

усиление целевой ориентации инновационных разработок. В настоящее время все более отчетливо проявляется стремление государств широко использовать инновации для решения таких задач, как развитие биотехнологий, электроники и телекоммуникаций, охрана окружающей среды;

использование крупных национальных, межотраслевых и глобальных научно-техни- ческих программ;

постепенный переход к долгосрочному программированию развития инноваций. Многие компании стремятся иметь программы инновационных разработок, рассчитанных на долгосрочную перспективу (10 и более лет). Это же характерно и для государственных научно-технических программ;

глобализация инновационной сферы, которая проявляется в растущей доле зарубежного финансирования научных исследований в большинстве развитых и новых индустриальных стран, а также в создании инновационных организаций (подразделений) в регионах

с благоприятным инвестиционным климатом. Формирование глобальной инновационной сферы на базе исследовательских сетей меняет не только содержание и приоритеты исследований, но и природу корпораций, обновляет стиль и методы управления, создает основы новой корпоративной культуры.

Новейшей тенденцией является сокращение прямого государственного участия в финансировании инновационной деятельности. Кроме того, к общим тенденциям следует отнести интеграцию различных областей науки, техники и производства и развитие системы горизонтальных связей. Горизонтальные связи типа «отрасль – отрасль», «предприятие – предприятие» и др. обеспечивают межотраслевую передачу технологий. Опыт США и других стран показывает, что создание «третьего звена» между наукой и производством в рамках расширения горизонтальных связей, т. е. системы организаций (консультационные фирмы, специализированные организации по внедрению инноваций, обслуживанию потребителей), значительно облегчило межотраслевой научно-технический обмен и способствовало эффективному внедрению инноваций.

Эти тенденции свидетельствуют о сочетании в промышленно развитых странах национальной и глобальной научно-технической, инновационной стратегии. Хотя глобализация выводит за пределы этих стран значительную часть инновационной деятельности, ее основы по-прежнему остаются национальными. Основная причина заключается в тесной зависимости процесса нововведений от условий каждой страны, сложившихся отношений с научным сообществом и потребителями, финансовых возможностей и кадрового потенциала. Все это приводит к разработке и реализации в каждой промышленно развитой стране государственной инновационной политики, направленной на создание благоприятного климата для осуществления инновационных процессов.

10.1.2. Методы воздействия государства на инновационную деятельность

Реализация государственной инновационной политики требует применения адекватных форм и методов управления инновационной деятельностью. В современных условиях существует множество форм управления инновациями на разных уровнях (от подразделений корпораций до государства). Как и всякая иная политика, инновационная политика неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной цели – стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. В целях стимулирования инновационной активности применяются разные методы взаимодействия государства, которые могут быть подразделены на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономи-

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

ческой ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и про- граммно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Про- граммно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством осуществления государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе на малых наукоемких фирмах. В США программно-целевой подход используется в настоящее время как особо важная форма проведения государственной научно-технической политики и основной метод государственного финансирования, прежде всего военно-космических НИОКР. Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью.

К косвенным методам воздействия государства в промышленно развитых странах относится либерализация налогового законодательства, в частности применение налоговых льгот. В промышленно развитых и новых индустриальных странах используются следующие виды налоговых льгот, которые стимулируют инновационную деятельность :

Уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

«налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

Снижение ставок налога на прибыль, направленную на выполняемые по заказу и совместные НИОКР;

Льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

Уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых НИИ, вузам;

Предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей из прибыли в части затрат на инновационные цели;

Вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.

К косвенным методам воздействия в области инновационной политики относятся и законодательные акты. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия – интеллектуальную собственность, что предполагает монополию автора на инновационное решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю, подобно землевладельцу, получать «инновационную ренту», т. е. плату за пользование его изобретением. Такое положение в конечном счете благоприятно сказывается на активности научно-инновационной работы в стране.

При всем многообразии форм и методов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента государственного регулирования. Так, имеется согласованность инновационной политики со всеми направлениями государственной экономической политики; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу.

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

10.1.3. Структура управления и организационные формы инновационной деятельности

В промышленно развитых странах в инновационном механизме управленческие и организационные аспекты занимают важное место. Во многих из них осуществляется многоступенчатое управление и используются различные организационные формы инновационных отношений.

В США система управления инновационным процессом состоит из трех уровней: высшего государственного, среднего государственного или ведомственного (секториального) и нижнего государственного или институционального. На высшем государственном уровне:

Определяется стратегия развития науки и техники;

Принимаются решения по выбору и формированию так называемых национальных приоритетов;

Осуществляются финансирование и контроль выполнения программ инновационных разработок;

Принимаются законодательные меры по стимулированию инновационного процесса;

Распределяется ответственность между ведомствами. Высший государственный уровень представлен Конгрессом и президентом США, которые намечают и обсуждают общие стратегические направления государственной научно-технической политики, формулируют

ее цели, устанавливают и утверждают национальные приоритеты. В пределах этих приоритетов государственные ведомства пользуются весьма широкой свободой при выборе конкретных направлений исследований и их исполнителей из числа лабораторий, подчиненных ведомствам, университетов или лабораторий частных фирм.

На среднем государственном или ведомственном уровне осуществляются руководство инновационным процессом по отраслям и видам исследований, формирование долгосрочных инновационных программ, выбор исполнителей на основе конкурса, заключение контрактов от имени правительства, оперативный контроль выполнения и внутриведомственная кооперация. Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США на этом уровне являются министерства обороны, энергетики, здравоохранения и сельского хозяйства, а также Национальное космическое агентство (НАСА), Агентство по охране окружающей среды, Национальный научный фонд (ННФ), который курирует фундаментальные исследования. Национальный научный фонд в соответствии со своим статусом выступает основным федеральным ведомством, призванным содействовать росту научного потенциала страны и совершенствованию методов проведения фундаментальных исследований. Для ННФ в отличие от остальных министерств и ведомств основной задачей является развитие фундаментальной науки. Кроме того, ННФ регулирует сферу научных исследований путем стимулирования в основном фундаментальных исследований, а также финансирования крупных прикладных программ научных исследований и программ подготовки кадров.

На нижнем государственном или институциональном уровне непосредственно ведутся научные исследования в государственных или смешанных (частно-государственных) лабораториях и осуществляется текущее, оперативное выполнение программ.

Государственные лаборатории финансируются соответствующими ведомствами и работают в основном на эти ведомства. Отметим, что отсутствует единый для всех ведомств порядок финансирования; ни один из существующих органов государственного управления на среднем уровне не обладает раз и навсегда установленными полномочиями и функциями.

Особую роль среди организаций, выполняющих государственные заказы, играют смешанные федерально финансируемые центры (лаборатории) исследований и инновационных

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

разработок. Они пользуются государственными бюджетными ресурсами, но управляются университетами (22 центра) и частными корпорациями (8 центров). К основным научным учреждениям относятся: университеты и колледжи, государственные НИИ и лаборатории, частные НИИ, работающие по заказу, научные центры, промышленные лаборатории (НИИ), бесприбыльные корпорации, научно-производственные комплексы (временные), исследовательские консорциумы для совместной реализации принципиально новых инновационных проектов.

В Великобритании структура управления и организационные формы инновационной деятельности примерно аналогичны функционирующим в США. При этом разница имеется лишь в структуре организационных форм и некоторых их функциях. Так, организационная структура управления инновационным процессом состоит из следующих элементов: университетов и политехнических институтов, государственных НИИ и лабораторий (отраслевых), исследовательских ассоциаций, НИИ, работающих по заказу, НИИ и лабораторий корпораций и фирм. Если для США характерны бесприбыльные корпорации и исследовательские консорциумы для осуществления крупных инновационных проектов общими усилиями частных компаний, то в Великобритании получили развитие исследовательские ассоциации по отраслям или видам продукции, например Британская исследовательская ассоциация по керамике и Национальная корпорация развития исследований, оказывающая помощь изобретателям-одиночкам в эффективном использовании изобретений (новшеств)

и выполняющая отдельные инновационные проекты.

В Японии в организационную структуру государственного управления научно-техни- ческой политикой входят следующие министерства и ведомства: Министерство внешней торговли и промышленности, Управление по науке и технике, Управление национальной обороны, Министерство образования, Министерство финансов, Совет по делам науки.

Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) играет главную роль в разработке научно-технической политики и управлении национальной инновационной системой в Японии. Главной его задачей является координация исследований между государственными научными учреждениями и частными промышленными фирмами, а также определение будущих наиболее перспективных направлений развития японской промышленности. Оно включает множество подразделений. В работе этих органов принимают участие видные ученые исследовательских институтов, представители промышленных предприятий и потребительских ассоциаций. Другими функциями этого министерства являются: финансовая поддержка промышленных инноваций в начальной стадии их развития; сбор, обработка и передача промышленному сектору информации о новейших открытиях науки и техники и результатах исследований отечественных университетов и НИИ.

Контроль за выполнением конкретных направлений инноваций осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Государственная инновационная политика направлена на превращение Японии из импортера лицензий в их экспортера.

Комплексный анализ методов и мер, а также организационных и управленческих аспектов инноваций показывает, что в США и ряде других стран из комплекса элементов, составляющих инновационный механизм, на государственном уровне основное внимание уделяется трем элементам – управлению, методам финансирования и инновационному законодательству, а организационный элемент рассматривается как второстепенный. На уровне министерств (ведомств) основными элементами инновационного механизма являются организационный и порядок финансирования, а формирование и использование инновационных фондов – вторичными. На институциональном уровне особое значение имеют такие элементы, как методы оценки эффективности инноваций, морально-психологические методы,

А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

меры информационно-технического оснащения, а организационные и управленческие элементы играют значительно меньшую роль.


Состояние системы специального образования в период 1990‑х гг. принято определять как кризис государственной системы специального образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого характерны следующие явления:

– социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом;

– охват системой специального образования лишь части нуждающихся детей, «выпадение» из системы детей с глубокими нарушениями в развитии;

– отсутствие специализированной помощи детям со слабо выраженными нарушениями;

– жесткость и безвариативность форм получения образования;

– преобладание образовательного стандарта над развитием личности ребенка;

В результате обучения специалистам становится видимым дисбаланс между обучением и развитием.

В последнее десятилетие, благодаря новым установкам государства, в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки изолированной системы обучения аномальных детей, устранены социально‑политические и идеологические барьеры, сдерживающие развитие системы специального образования как системы помощи и развивающего образования: были разрешены частные благотворительные инициативы и патронаж церкви над аномальными детьми, причем к этому были одновременно допущены различные конфессии, резко расширены по сравнению с советским периодом права родителей. В Законе об образовании (1991 г.) провозглашена свобода выбора форм обучения и свобода в их создании; стало возможным построение новых форм образовательных структур.

Таким образом, принципиально изменился социальный заказ, возникла необходимость научно‑методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах.

Объективная невозможность немедленного решения новой исторической сверхзадачи со стороны дефектологов привела к тому, что дефектологическая наука стала объектом массированной глобальной критики.

Одновременно на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого‑педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, осуществлялось калькирование западных моделей. Сегодня наиболее компетентные энтузиасты в области инновации начинают осознавать непродуктивность и опасность «быстрых решений». Однако годы, прошедшие под знаком критического отношения к специальной педагогике, сыграли в целом негативную роль. Право на переосмысление и перестройку системы не признавалось за дефектологами. В сознании общественности они оказались в позиции противостояния инновациям в области форм обучения детей с отклонениями в развитии. Однозначно негативно стала оцениваться вся система специального образования. Вместо ее эволюционного целенаправленного планомерного преобразования на базе развития бесспорных достижений дефектологической науки и практики, в очередной раз предпринимается характерная для нашей страны попытка революционного изменения ситуации, а значит, тотального разрушения сложившейся системы.

Институт коррекционной педагогики РАО считает принципиальным эволюционное развитие системы специального образования. Необходима последовательная и планомерная трансформация системы на разных уровнях.

Институт считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении следующих задач:

– поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;

– целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательных учреждениях страны, который может обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребенка с отклонениями в развитии;

– обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого‑педагогической коррекции детей с нарушениями слуха, интеллекта, речевыми нарушениями с целью создания государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий аномальных детей, начиная с первых месяцев жизни;

– определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений;

– переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образования в соответствии с новым социальным заказом;

– разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;

– обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого‑педагогическое изучение контингента детей со сложной структурой дефекта, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения. На основе интеграции результатов предшествующих исследований Института и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения;

– на основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей построить максимально полные модели, шкалы основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные обходные пути в достижении этапных задач.

Социально‑экономические изменения в обществе привели к серьезным изменениям в системе образования, поэтому изменились и требования к научным знаниям. Специальная педагогика переживает кризисный период, многие актуальные проблемы обусловлены расширением реабилитационного пространства: «по горизонтали» – возникла необходимость широкого охвата различных категорий детей с отклонениями в развитии; «по вертикали» – осознается необходимость медико‑писхолого‑педагогической поддержки и сопровождения детей различных возрастных групп. Одной из самых актуальных и мало разработанных проблем является проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Система ранней помощи в нашей стране создана для глухих. Остро актуальна проблема интеграции, дискутируется вопрос о возможности и целесообразности совместного обучения детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников. Одной из наиболее острых, дискуссионных проблем является проблема итегрированного (совместного) обучения детей с нормальным темпом психического развития и детей с отклонениями в развитии.

Н.Н. Малофеев произвел социокультурный анализ современных тенденций образования лиц с особыми образовательными потребностями и пришел к следующим выводам.

Если считать 1990‑е гг. в России началом перехода с четвертого на пятый этап, который Европа пережила в 1970‑е гг., то следует признать интеграцию ведущей тенденцией развития системы на данном историческом отрезке времени. Однако, сопоставительный анализ показывает существенные различия социокультурных условий возникновения и реализации интегративных подходов к образованию детей с различными нарушениями в развитии.

Россия должна рассматривать интеграцию в образовании как один из нескольких перспективных путей развития системы в целом. Кажутся возможными два пути реализации тенденции – революционный и эволюционный.

Революционный путь предполагает разрушение старых традиционных форм организации дифференцированного специального образования и попытку внедрения западных моделей, что можно квалифицировать как грубую методологическую ошибку. Значительно более оправданным было бы внедрение западных моделей ранних этапов интеграции, приходящихся в Европе на период 1970‑х гг., однако и в этом случае иные социокультурные условия делают неэффективным и этот перенос. Следовательно, наиболее оправданным является эволюционный подход.

Л.С. Выготский открыл путь к пониманию природы вторичных нарушений у аномальных детей, «социальных вывихов», коррекцией которых и должна заниматься специальная психология и педагогика. Развивая идеи Л.С. Выготского, российские исследователи выдвигают положение о необходимости использования сензитивных периодов становления высших психических функций, разрабатывают и апробируют комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) медико‑психолого‑педагогической коррекции нарушенных функций и на этой основе как можно более ранней, полноправной интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду.

Интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций в контексте целенаправленного общего развития аномального ребенка может рассматриваться как один из наиболее перспективных и оправданных путей реализации ведущей тенденции современного периода в России.

Другой важнейшей проблемой специального образования является недостаточная разработанность его нормативно‑правовой базы.

В последние годы разработан проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором предпринята попытка осмысления специальных образовательных потребностей различных детей с отклонениями в развитии, регламентирована деятельность специальных образовательных учреждений. Однако этот документ до сих пор не утвержден и существует в качестве проекта.

В нашей стране в настоящее время специальными государственными актами сняты политические и гражданские ограничения с детей, имеющих нарушения в физическом и умственном развитии, в связи с чем обозначилась следующая проблема.

На сегодняшний день недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом, с комплексными нарушениями, с поведенческими расстройствами.

Существует проблема дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Исторически так сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста. Система специальных дошкольных учреждений сложилась только в начале 1970‑х годов прошлого столетия. Психологические особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточно изучены, и система коррекционной помощи им несовершенна.

Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0–3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что служит фундаментом для дальнейшего развития высших психическиъх функций и личности в целом. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере, отсутствует целостная система ранней помощи детям с последствиями органического поражения центральной нервной системы.

При ИКП РАО в Москве создан центр ранней диагностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики комплексного сопровождения развития детей с первых месяцев жизни (Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Е.Ф. Архипова и др.).

Проблема социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и взрослых с отклонениями в развитии также требует дальнейшей разработки.

Вопросы и задания

1. Раскройте периодизацию эволюции отношения государства и общества к детям с нарушениями в развитии. Озаглавьте каждый из пяти периодов и укажите хронологические сроки, применительно к Западной Европе и к России. Совпадают ли сроки?

2. Каковы позитивные и негативные последствия ориентации отечественной системы обучения аномальных детей на цензовое образование?

3. Назовите наиболее актуальные проблемы специального образования на современном этапе.

(Работа выполнена при поддержке гранта № Б-14/13для аспирантов и молодых научно-педагогических работников БГТУ им. В.Г. Шухова в рамках реализации мероприятий Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы)

Сегодня все и всюду говорят об инновациях, необходимости перехода к инновационной экономике, безальтернативности инновационного пути развития. Однако российский опыт иллюстрирует скорее инновационную неактивность, нежели активность. Отсюда вытекают закономерные вопросы, касающиеся не национального уровня, а уровня предприятий (микроуровня): зачем предприятию инновации? И, если они ему необходимы, тогда почему на практике инновационная активность показывает весьма скромные результаты. Что может демотивировать бизнес? Или может он просто преследует иные цели?

ИННОВАЦИИ: ПАН ИЛИ ПРОПАЛ?

Исследования влияния инноваций на результирующие показатели предприятий и фирм проводились неоднократно. Например, Чулок А.А. в результате систематизации и анализа данных в различных странах (Франции, Германии, Норвегии, Италии, Канаде, Финляндии и России), представленные сводками опросов множества предприятий, выявил неоднозначное влияние инноваций на экономические результаты предприятий. В частности, влияние инноваций на производительность, увеличение рыночной доли, получения монопольной власти и повышение конкурентоспособности детерминировалось как положительное, а на прибыльность и повышение рентабельность – как неоднозначное . Как правило, подобное заключение характерно для множества исследователей, анализирующих вышеописанную зависимость в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде отмечается только положительное влияние инноваций.

Возникает закономерный вопрос: почему предприятия одних стран уступают в инновационной активности предпринимательскому сектору других? Неужели разъяснения необходимости инновационного развития, международное признание безальтернативности этого пути и положительные экономические эффекты от их внедрения не являются весомыми аргументами к всеобщему их генерированию?

Еще Г. Стивенс и Дж. Берли в своей работе «3000 Raw Ideas=1 Commercial Success» в 1997 году подтвердили существование определенной закономерности успешности инноваций (см. рис. 1). Первоначально из 3000 творческих идей (Raw Ideas) – их становление происходит в рамках 1-ого этапа инновационного процесса – формируются 300 концептуальных идей (Ideas Submitted) для проведения экспериментов или подачи патентной заявки (так завершается 2-ой этап). В свою очередь, из последних примерно 125 направляется на получения патента и технико-экономического обоснования (это уже 3-й этап). Из 125 экспериментальных проектов около 9 трансформируются в опытно-конструкторские проекты, требующие детальной экономической оценки проекта на 4-ом этапе. Из последних только 4 становятся инновационными проектами компании вследствие пробных исследований и изготовления пробной партии (5-й этап). Только 1,7 проекта коммерчески реализуются через производство и реализацию инновационного продукта на 6-ом этапе. В итоге 1 проект приносит коммерческий успех (7-й этап) . Исходя из вышесказанного, возможность коммерческого успеха результатов инновационного процесса минимальна и равна 0,33%. В статье указывалось, что подобная закономерность оставалась стабильной на протяжении 40 лет (т.е. с 1957-1997 гг.).

Источник : Greg Stevens and James Burley, 3,000 Raw Ideas = 1 Commercial Success, Research Technology Management, 40(3), May-June 1997, 16-27.

Рис. 1. Формула Г. Стивенса и Дж. Берли «3000 сырых идей – 1 коммерческий успех»

Как оказалось, подобная закономерность сохранилась вплоть до настоящего времени, но с незначительными изменениями – упрощениями (всего выделено 5 этапов). Сегодня формула Г. Стивенса и Дж. Берли выглядит так: «3000 сырых идей (1-ый этап) – 100 опробованных идей (2-ой этап) – 10 идей в разработке (3-ий этап) – 2 запущенных проекта (4-ый этап) = 1 коммерчески успешная идея (5-ый этап)» или проще «из 10 инновационных проектов реализуется 1 проект» . Ознакомившись с подобной информацией среднестатистический предприниматель вряд ли предпочтет столь рискованную кампанию (инновационный проект) реализации инвестиционного проекта. Но, тем не менее, предприятия различных стран, осознавая, что без инноваций невозможно значительно повысить конкурентные преимущества перед иностранными конкурентами, активно генерируют и внедряют инновации. Но все ли зависит лишь от сознательности предприятий и желания преуспеть в инновативности? В какой-то степени, возможно. Но в настоящей статье мы будем рассматривать инновационную среду, в которой функционирует предприятия, насколько комфортные условия может она обеспечить им для реализации инновационных проектов. В роли подобной среды выступает инновационная система государства или национальная инновационная система. Классическая схема инновационного процесса представлена на рис.

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ…

Естественно, что становление национальных инновационных систем, учитывающих особенности исторического, культурного, социального развития государств, вносит изменения в количественные характеристики типовой схемы инновационного процесса. Так, если обратиться к годовым отчетам, опубликованным за последние пять лет (включая текущий) ведущей международной бизнес-школой INSEAD и специализированным агентством ООН «Всемирная организация интеллектуальной собственности» (World Intellectual Property Organization, WIPO), то можно увидеть, что последние три года Швейцария и Швеция остаются неизменными лидерами .

Таблица 1

Значения Глобального инновационного индекса стран-лидеров

за 2008-2013 гг.

№ п/п The Global Innovation Index 2008-2009 The Global Innovation Index 2009-2010 The Global Innovation Index 2011 Accelerating Growth and Development The Global Innovation Index 2012

Stronger Innovation Linkages for Global Growth

The Global Innovation Index 2013

The Local Dynamics of Innovation

1 США Исландия Швейцария Швейцария Швейцария
2 Германия Швеция Швеция Швеция Швеция
3 Швеция Гонконг Сингапур Сингапур Великобритания
4 Великобритания Швейцария Гонконг Финляндия Нидерланды
5 Сингапур Дания Финляндия Великобритания США
6 Юж. Корея Финляндия Дания Нидерланды Финляндия
7 Швейцария Сингапур США Дания Гонконг
8 Германия Нидерланды Канада Гонконг Сингапур
9 Япония Новая Зеландия Нидерланды Ирландия Германия
10 Нидерланды Норвегия Великобритания США Ирландия

68. Россия

64. Россия

56. Россия

51. Россия

62. Россия

Источник: Материалы из Годовых отчетов INSEAD и WIPO за период 2008-2013 гг. Режим доступа: http :// www . globalinnovationindex . org / content . aspx ? page = past - reports

Модели инновационных систем Швейцарии и Швеции отличаются друг от друга, но при этом позволяют этим странам оставаться в ряду наиболее инновативных уже в течение ряда лет. Сегодня швейцарская инновационная система представлена следующим образом: это множество развитых центров инновационного развития, функционирующих в кантонах, между которыми существует сильная конкуренция по привлечению старт-апов в области медицины и биотехнологий, в сфере разработки экологически чистых технологий добычи энергии. 2/3 суммарных расходов на НИОКР в Швейцарии поступает из предпринимательского сектора, а не от государства . Это также характерно и для Швеции, в которой научные разработки производятся в также частном секторе, но в рамках крупных многонациональных корпораций (75 % всех расходов). Большая роль в инновационной системе принадлежит Королевской академии наук Швеции (она присваивает нобелевские премии через Нобелевский комитет, тем самым определяет вектор развития науки в мире). Этим обосновывается акцентирование блока генерации знаний на фундаментальных науках и финансирование его государством. Прикладные же исследования обеспечиваются за счет грантов и совместных проектов с крупными транснациональными компаниями. Реализацией инновационной политики на местах занимаются специально созданные агентства (их уже более 600) .

Обратимся к инновационной системе Сингапура, активно инвестирующего в человеческий капитал, в образование (особенно пост-высшее). Долгое время инновационное развитие экономики страны сводилось к заимствованию передовых технологий, в настоящее время же Сингапур ориентирован на генерирование инноваций, чем и обусловлен интерес к академическим исследованиям: реализует программы, ориентированные на «импорт умов» и поиск одаренной молодежи (гранты, субсидии, премии, конкурсы, ярмарки, стипендии). Под выполнение этих задач адаптирована и сингапурская инновационная инфраструктура, представленная многочисленными фондами посевного финансирования и государственными агентствами, объединениями исследовательских учреждений в два национальных научных кластера (ИКТ и биомедицинский). Государство играет большую роль в развитии инновационной системы (сохранение планирования по пятилеткам, координация действий участников инновационного процесса, значительная финансовая поддержка). Бизнес в свою очередь диктует инновации .

Несмотря на отличия становления НИС (в первых двух случаях-историческое зарождение НИС, в третьем-искусственное создание), общими чертами для национальных инновационных систем этих стран являются активное инвестирование в образование (в человеческий капитал) и активное участие частного сектора в финансировании НИОКР. Эта закономерность свойственна и для других инновационно развитых стран. Так, в Великобритании около 2/3 финансирования НИОКР производится бизнесом, в Финляндии – более 70% . В целом, это характерно для всех стран, фирмы которых успешно конкурируют на международных рынках (они заинтересованы в инновациях как инструменте повышения конкурентоспособности).

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ: ЕВРОСТАТ И РОССТАТ

В онлайн-версии «Ежегодника Евростатата 2012» (от Января 2013 г.) опубликованы результаты исследования инновационной активности предприятий стран-членов ЕС за период 2008-2010 гг. Приводятся следующие статистические данные: самые высокие доли инновационно активных предприятий на протяжении этого отрезка времени были обнаружены в Германии (79,3% от всех предприятий), Люксембурге (68,1%) и Бельгии (60,9%). Также отмечено, что более половины общего числа предприятий на территории ЕС характеризщауются как инновационные. Самые низкие значения были выявлены в Болгарии, Польше и Латвии (27,1%, 28,1% и 29,9% соответственно) . Если сопоставить эти значения со значениями инновационной активности организаций России, опубликованными Госкомстатом за такой же период, то максимальная инновационная активность (согласно методике Госкомстата – удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации в отчетном году) была отмечена в 2010 году и составила 9,5%. В рамках страны вариация от субъекта РФ к субъекту происходила от 0,8% (в Чеченской республике) до 34,3% (в Магаданской области). В 2011 году было отмечено повышение доли инновационно активных предприятий в целом по России до 10,4% .

Остановимся подробнее на инновационной статистике в разрезе типов инноваций. Согласно методологии Евростата выделяется три категории инноваторов:

1) инновационные предприятия, осваивающие только продуктовые и/или процессные инновации;

2) инновационные предприятия, осуществляющие только организационные и/или маркетинговые инновации;

3) предприятия, развитые в обоих этих направлениях.

Из рис. 2 видно, что пропорциональные соотношения инновационных предприятий трех типов различаются от страны к стране. Но в целом по ЕС распределение предприятий-инноваторов по трем категориям следующее: 23% инновационных предприятий осваивают продуктовые и/или процессные инновации, 26,4% предприятий – маркетинговые и/или организационные инновации и чуть больше половины (50,6%) осуществляют инновации обоих типов .

Источник : Innovation Statistic // Eurostat Yearbook online (Data from January 2013 ). – Date Views 07.07.2013 http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/

Рис. 2. Соотношения инновационных предприятий по типам инноваций в странах ЕС-27 (за исключением Греции) за период 2008-2010 гг.

Комиссией обследования инноваций (Community Innovation Survey) было обнаружена следующая закономерность: в тех странах (членах ЕС), в которых наблюдается высокая инновационная активность предприятий, удельный вес предприятий 3)-его типа также высок. В Германии, Люксембурге и Бельгии доля таких предприятий заметно выше (58,7%, 61,5% и 55,4% от общего числа инновационных предприятий соответственно). А в странах с низкой инновационной активностью отмечается пропорционально меньшее число предприятий 3)-его типа: в Румынии только 32,3% предприятий-инноваторов осваивают инновации обоих категорий, в Латвии – 34,5%, в Польше – 33,3% и в Болгарии – 29,5% .

В свою очередь, согласно методологии Госкомстата России, инновационно активные предприятия подразделяются на четыре категории:

1) организации, осуществляющие технологические инновации;

2) организации, осуществляющие маркетинговые инновации;

3) организации, осуществляющие организационные инновации;

4) организации, осуществляющие экологические инновации.

В табл. 2 приводится удельный вес этих организаций от общего числа.

Таблица 2

Удельный вес организаций, осуществляющих технологиечкие, маркетинговые и организационные инновации в отдельности за период 2009-2011 гг., в % от общего числа исследованных предприятий

2009 2010 2011
Технологические инновации 7,7 7,9 8,9
Маркетинговые инновации 2,1 2,2 2,3
Организационные инновации 3,2 3,2 3,3
Экологические инновации 1,5 4,7 5,7
* Составлено автором по данным Госкомстата РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#

Из табл. 2 видно, что большая часть инновационно активных предприятий, осуществляют именно технологические. Следует отметить значительный рост предприятий-инноваторов, осваивающих экологические инновации. В рамках исследования инновационной активности предприятий России (в результате перекоса в сторону технологических инноваций) остановимся на опыте ЕС по осваиванию продуктовых и/или процессных инноваций (речь идет о предприятиях первого типа согласно Евростату).

Среди предприятий 1)-ого типа в ЕС более чем ¼ инноваторов (25,5%) активно сотрудничают в области инновационной деятельности: сотудничество между предприятиями, поставщиками, коммерческими лабораториями, университетами и общественными исследовательскими институтами. Остальные 74,5% полагаются только на свои собственные ресурсы. Наиболее высокий уровень инновационной кооперации был обнаружен на Кипре (62,3%), в Австрии (51,0%), Словении, Литве и Венгрии (44,7%, 43,3%, 43,2% соответственно). Самый же низкий уровень инновационного сотрудничества был обозначен в Италии (12,1%), Великобритании (13,7%), Мальте (18,5%) , Испании (22,3%) и Болгарии (22,4%) .

Кроме того, Комиссией обследования инноваций была исследована зависимость между размером предприятий, осуществляющих продуктовые и/или процессные инновации и их количеством. Было установлено, что малые, средние и крупные предприятия ведут себя по-разному: чем крупнее предприятие, тем быстрее и легче оно идет на инновационное сотрудничество. Эта закономерность исполняется в отношении всех стран-членов ЕС, за исключением Латвии, Люксембурга и Исландии, где средние предприятии (согласно методике Евростата к ним относят предприятия с численность работников от 50 до 249 чел.) сотрудничают меньше, чем малые (10-49 чел.) .

К российской практике. Вопрос включения крупного бизнеса России в инновационное сотрудничество остается открытым. По итогам исследовательского коммуникационного проекта рейтингового агенства «Эксперт РА» заключено: наименее заинтересованным участником инновационных процессов является крупный бизнес. За счет корпоративного сектора финансируется лишь 20% затрат на НИОКР, а удельный вес затрат на НИОКР в выручке отечественных корпораций в 4-6 раз ниже, чем у иностранных конкурентов. Общий же объем затрат всего крупного бизнеса больше чем в 2 раза уступает расходам корпорации Volkswagen на научно-исследовательские разработки. Также в сборнике аналитических материалов «Эксперт-инновации» отмечается, что большая часть проектов, реализуемых крупным бизнесом, направлена на усиление конкурентных преимуществ перед зарубежными конкурентами .

«Инновационные тенденции в образовании»

Инновация – это нововведение. Постоянные изобретения и поиск позволяют сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных инновационных направлений. Какие же педагогические инновации в образовании сегодня наиболее популярны?

Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение ЕГЭ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении определенного материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы для использования всем педагогическим коллективом.

Подробнее рассмотреть виды инноваций можно, классифицировав их:

1. По новизне:

абсолютно новые, впервые созданные (открытия);

содержащие уже известные элементы (состоящие из объединенных блоков, которые сами по себе давно известны, но малоэффективны).

2. По объектам образования :

обновление школы;

обучение и воспитание;

социализация учащихся;

сохранение здоровья учащихся.

3. Виды инноваций в образовании можно также классифицировать по масштабам их внедрения:

в конкретной школе, коллективе, микрорайоне;

по всей стране, региону;

4 . По авторству инноваций :

результат коллективного творчества;

индивидуальный проект.

5. По источникам инноваций:

внешний заказ;

собственный замысел.

Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами, проекторами, то есть информационными ресурсами.

В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или традиционные инновационные технологии в образовании.

Игровые технологии самые применимые в образовании, так как применяются не только на всех уроках в начальных, но и в старших классах.

Личностно-ориентированное обучение создает условия для самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего усвоения ведутся элективные курсы.

На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на здоровье ученика, связанное с процессом учебно-воспитательной работы.

Проектно - исследовательская технология или по-другому продуктивное обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования, сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках информатики, иностранного языка, технологии и других.

Блочно - модульная технология ориентирована на различные виды самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений. Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать знания в новом виде.

Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:

Во-первых , пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности, особенно по проектированию.

Во-вторых , отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем.

В-третьих , для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.

В-четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры. Следует отметить, что все технологии тесно связаны друг с другом и учитель может их комбинировать в своем методе преподавания.

Таким образом, современные образовательные технологии в школе могут повысить эффективность обучающего процесса, воспитать полноценную, всесторонне развитую личность и решить другие задачи, стоящие перед образовательным учреждением в нашем обществе.

«Инновационные
тенденции в образовании»
Инновация – это нововведение. Постоянные изобретения и поиск позволяют
сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление
информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных
инновационных направлений. Какие же педагогические инновации в
образовании сегодня наиболее популярны?

Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально
новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение
ЕГЭ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических
приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении
определенного материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества
в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только
в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы
для использования всем педагогическим коллективом.
Подробнее рассмотреть виды инноваций можно, классифицировав их:
1. По новизне:
абсолютно новые, впервые созданные (открытия);
содержащие уже известные элементы (состоящие из объединенных блоков,
которые сами по себе давно известны, но малоэффективны).
2. По объектам образования:
обновление школы;
обучение и воспитание;
социализация учащихся;
сохранение здоровья учащихся.
3. Виды инноваций в образовании можно также классифицировать по
масштабам их внедрения:
в конкретной школе, коллективе, микрорайоне;

по всей стране, региону;
использование только автором инновации.
4. По авторству инноваций:
результат коллективного творчества;
индивидуальный проект.
5. По источникам инноваций:
внешний заказ;
собственный замысел.

Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и
методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие
другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны
имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном
этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в
основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами,
проекторами, то есть информационными ресурсами.
В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и
каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или
традиционные инновационные технологии в образовании.
Игровые технологии самые применимые в образовании, так как
применяются не только на всех уроках в начальных, но и в старших классах.

Личностно­ориентированное обучение создает условия для
самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего
усвоения ведутся элективные курсы.
На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл
которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на
здоровье ученика, связанное с процессом учебно­воспитательной работы.
Проектно ­ исследовательская технология или по­другому продуктивное
обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования,
сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках
информатики, иностранного языка, технологии и других.
Блочно ­ модульная технология ориентирована на различные виды
самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление
наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений.
Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать
знания в новом виде.
Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:
Во­первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной
деятельности, особенно по проектированию.
Во­вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более
комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает
напряжение при общении с учителем.
В­третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря
которому увеличивается число качественных и интересных работ.

В­четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и
привлекает педагогов в большей степени из­за повышения
производительности его труда и культуры. Следует отметить, что все
технологии тесно связаны друг с другом и учитель может их комбинировать в
своем методе преподавания.
Таким образом, современные образовательные технологии в школе могут
повысить эффективность обучающего процесса, воспитать полноценную,
всесторонне развитую личность и решить другие задачи, стоящие перед
образовательным учреждением в нашем обществе.