Биографии Характеристики Анализ

Консультация по логопедии на тему: Методика "Логопедическое обследование детей" В.Акименко. Диагностика звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры дошкольников с речевыми нарушениями (В.М

Компьютерная программа тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей» предназначена для диагностики речевого развития детей с 4 до 8 лет. Это уникальный инновационный продукт, разработанный производителем компьютерных обучающих технологий «ООО «Студия «ВиЭль» совместно с автором методики В.М. Акименко, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института. Методика награждена международным дипломом Британской Академии Образования, издается в компьютерном варианте впервые, обновлена и дополнена автором.

«Логопедическое обследование детей» представляет собой комплекс, включающий компьютерную программу и набор методических материалов. Процедура обследования проводится за компьютером. Предъявляемые ребенку на экране задания, выполненные в оригинальном цветовом и дизайнерском оформлении, с одновременной возможностью фиксации специалистом ответов и внесении необходимых комментариев, создают максимально комфортные условия для работы специалиста и успешности прохождения обследования ребенком.

По своему усмотрению, специалист может использовать для обследования материалы из методического набора, фиксируя при этом ответы в программе. Вся информация сохраняется и обрабатывается автоматически.

Структура обследования.
Обследование проводится по 15 разделам. Каждый раздел состоит из ряда заданий, содержащих как инструкции для специалиста, так и задания, картинки и звуковые фрагменты для детей.

Разделы:
1. Звукопроизношение.
2. Общая моторика.
3. Мелкая моторика.
4. Артикуляционная моторика.
5. Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи.
6. Мимическая мускулатура.
7. Строение артикуляционного аппарата.
8. Фонематическое восприятие.
9. Дыхательная и голосовая функции.
10. Просодические компоненты речи.
11. Слоговая структура слова.
12. Понимание речи.
13. Лексика.
14. Грамматический строй.
15. Связная речь.

После выполнения ребёнком каждого задания специалист может отметить необходимые признаки, ввести собственные комментарии по каждому упражнению и оценить его выполнение.

Полученные результаты.
Уровневый подход, реализованный методикой, существенно упрощает процедуру обследования и постановки логопедического заключения. В ходе анализа полученных результатов специалист имеет возможность обосновать заключение в рамках психолого-педагогической классификации (НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР (I - IV уровни)) и составить схему индивидуальной коррекционной работы. Специально разработанные таблицы фиксации результатов и возможность их печати значительно упрощают отчетность, позволяют проследить динамику коррекционной работы.

Программное обеспечение «Логопедическое обследование детей» предоставляет возможность:

  • Ведения индивидуальных карточек, содержащих анамнестические данные, результаты обследований, а также динамику коррекционного процесса
  • Автоматического формирования базы данных, сортировки и поиска карточек по заданным параметрам
  • Проведения поэтапной логопедической диагностики
  • Фиксации, сохранения и анализа полученных данных
  • Формирования речевых карт
  • Формирования графиков индивидуальной динамики речевого развития
  • Создания групповых протоколов по результатам обследования
  • Печати речевых карт, графиков индивидуальной динамики речевого развития, протоколов с данными по группе.

Программное обеспечение «Логопедическое обследование детей» рекомендовано логопедам, психологам, дефектологам, специалистам психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), воспитателям дошкольных общеобразовательных и специальных учреждений.

Комплект: Программное обеспечение, Методическое пособие, Руководство пользователя, набор методических материалов, микрофон.

Стоимость: 33 700 руб.

  • Акименко В.М. Новые логопедические технологии (сканирование) (Документ)
  • Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии (Документ)
  • Волкова Л.С., Селиверстов В.И.Хрестоматия по логопедии.Том 2 (Документ)
  • Хватцев М.Е. Основы учения о речи и её дефектах предмет логопедии (Документ)
  • Волкова Л.С., Селиверстов В.И. (ред) Хрестоматия по логопедии. Том 2 (Документ)
  • Волкова Л.С., Селиверстова В.И. (ред.) Хрестоматия по логопедии в 2-х томах (Документ)
  • Коржова Г.М., Оразаева Г.С. Учебно-методические материалы по курсу Основы логопедии (для студентов отделения Дефектология): Учебно-методическое пособие (Документ)
  • n1.doc

    В.М. Акименко

    Развивающие технологии в логопедии

    Акименко В.М.

    А39

    Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 109, с. : ил. - (Сердце отдаю детям).

    ISBN 978-5-222-18343-4
    В предлагаемом пособии представлена система обследования детей с речевыми нарушениями.

    При использовании методик обследования особое внимание уделя­лось простоте и надежности их применения, а представленный уровневый подход к диагностике речевого недоразвития может существенно упростить сам механизм обследования детей и постановку логопеди­ческого заключения. Для надежности фиксации результатов обследо­вания разработаны таблицы, что может существенно упростить отчет­ность логопеда, а также проследить динамику коррекционной работы.

    Предлагаемое пособие может быть интересно студентам дефек­тологических факультетов педагогических вузов, логопедам, воспитателям, родителям и всем, воспитывающим детей с речевыми нарушениями.

    Введение

    В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррек­ции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, О.В. Правдина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.). Но, тем не менее, предпринята еще одна попытка разработки практического материа­ла, направленного на оказание помощи данной катего­рии детей. Это объясняется тем, что:


    • во-первых, сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррек­ции речевых нарушений;

    • во-вторых, для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс, что и обеспечивается данным пособием;

    • в-третьих, у любого специалиста, работающего с деть­ми, имеющими речевые нарушения, должна быть воз­можность быстрого и эффективного выбора методи­ки для конкретного ребенка, большое количество ко­торых логопеды могут найти в пособии.
    При разработке технологий логопедического воздей­ствия были использованы современные развивающие методы и приемы коррекции мелкой и артикуляцион­ной моторики, фонематических нарушений, речевого дыхания, голоса, развития связной речи, такие как кинезитерапия; японская методика пальцевого массажа; гидрогимнастика; Су-джок терапия; аурикулотерапия; ИЛГ; синквейн; лимерик; методы мозгового штурма, обратной связи, мозговой атаки, ассоциативных связей, каталога, маленьких человечков, аналогии Синектика, интеллектуальных карт; корабельный совет; оператор РВС и др.

    Пособие может быть интересно студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, логопе­дам, воспитателям, родителям и всем воспитывающим детей с нарушениями речи.
    Глава 1 Технологии развития мелкой моторики

    Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики под­готавливает почву для последующего формирования речи. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, JI . B . Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозави­симость речевой и моторной деятельности, то при нали­чии речевого дефекта у ребенка особое внимание необ­ходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправ­ление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимули­рующим влиянием на развитие речи являются, по мне­нию М.М. Кольцовой, и «мощным средством повыше­ния работоспособности головного мозга».

    У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.

    Работа по развитию кистей рук проводится система­тически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома:

    а) упражнения для развития мелкой моторики вклю­чаются в занятия логопеда и воспитателей;

    б) игры с пальчиками - в режимные моменты и прогулки;

    в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в специаль­но отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями;

    г) игры и действия с предметами - на физкультур­ных занятиях.

    В начале учебного года дети часто испытывают за­труднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, внача­ле выполняются пассивно, с помощью взрослого, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному вы­полнению.

    1. Кинезитерапия

    От греч. kinesis - движение, therapia - лечение.

    В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а следова­тельно, учиться и постигать.

    Но одновременно с этим любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Движение как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны и «окошком», через которое мы можем воздей­ствовать на его развитие, - с другой.

    «Колечко». Поочередно и как можно быстрее переби­райте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба вы­полняется в прямом и обратном (от мизинца к указатель­ному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

    «Кулак - ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8- 10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

    «Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

    «Ребро - ладонь». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

    «Домик». Соедините концевые фаланги выпрямлен­ных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием на­жмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

    «Лезгинка». Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонталь­ном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

    «Счет». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т. д.».

    «Подъемный кран-1». Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальца­ми возьмите карандаш со стола, приподнимите и опус­тите его. Сделайте то же левой рукой.

    «Подъемный кран-2». Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коро­бочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

    «Карусель». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и бе­зымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

    «Снеговик». В положении стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригре­ло солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляют­ся руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат, как лужица воды.

    «Рожицы». Выполняйте различные мимические дви­жения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивай­те губы трубочкой, широко открывайте рот.

    «Умывание лица». Приложите ладони ко л бу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до под­бородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

    «Змейка-1». Скрестите руки ладонями друг к дру­гу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участво­вать все пальцы обеих рук.

    «Змейка-2». Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по часовой стрелке и против (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

    «Ухо - нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновре­менно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поме­няйте положение рук «с точностью наоборот».

    «Лесоруб». Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое проделайте с другой рукой.

    «Лотос». Расправьте пальцы левой руки, слегка на­жав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. По­вторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении - вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.

    «Клоун». Совместные движения глаз и языка. Вы­двинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатывают­ся однонаправленные движения, затем - разнонаправ­ленные.

    «Непослушный язык». Движения языком в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку.

    «Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выпол­ните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

    «Фокусник». Ребенок закрывает глаза. Инструкция: «Попробуй опознать небольшой предмет, который да­дут тебе в руку (ключ, пуговица, скрепка и т. д.). Дру­гой рукой нарисуй его на бумаге (промаши в воздухе)».

    2. Гидрогимнастика

    Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резиново­го мячика , одну или двух бусинок, массажё ров, малень­ких фигурок, палочек, карандашей и т. Д.
    3. Су-джок терапия

    Эта лечебная система создана не человеком - он только открыл ее, - а самой Природой. В этом причи­на ее силы и безопасности.

    На кистях и стопах располагаются системы высоко­активных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшен­ном виде анатомическое строение организма (рис. 1).

    При ходьбе, беге, работе руками происходят есте­ственная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекар­ство от болезней - движение и работа.

    Из всех частей тела человека кисть наиболее похо­жа на него по форме. При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный па­лец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымян­ный палец левой кисти соответствуют правой ноге. Бе­зымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого паль­ца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соот­носится с областью живота.

    Стимуляция точек соответствия приводит к излече­нию. Неправильное применение никогда не наносит че­ловеку вреда - оно просто неэффективно

    На предполагаемые точки соответствия нужно на­давливать с равной силой и не слишком сильно с самого начала.

    Лечебная точка проявляет себя тем, что в момент надавливания на нее появляется двигательная реакция непроизвольное движение из-за резкой боли). Для дос­тижения лечебного эффекта необходимо ее стимулиро­вать. Сделать это можно разными способами.


    Например, диагностической палочкой. Массаж точ­ки проводить вращательными движениями по часовой и против часовой стрелки, нажимая на палочку немно­го сильнее. Необходимо полностью размассажировать лечебную точку до исчезновения остаточной боли и по­явления ощущения тепла в ней.

    В случае хронических заболеваний однократного воздействия на точки недостаточно. Правильно найден­ные точки нужно с силой массажировать по 3-5 минут каждые 3-4 часа ежедневно, до улучшения состояния.

    Многократный массаж зон соответствия приводит к улуч­шению состояния.

    Массаж можно осуществлять семенами, массажерами (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки и др.).

    Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эф­фективным способом профилактики и лечения болез­ней является массаж пальцев, кистей и стоп эластич­ным кольцом.

    Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту проце­дуру необходимо повторять несколько раз в день.

    При ручном массаже указательным или большим пальцами необходимо хорошо размассажировать точки соответствия до появления в них ощущения тепла, ис­чезновения боли и затвердений.

    Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногте­вых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. По­этому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Мож­но рекомендовать следующие приемы самомассажа: по­глаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результа­тивность показывает испол ьзование массажеров для рук. В комплекс могут входить упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

    «Разведчик». Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проде­лайте то же для другой руки.

    «Пила». Кисть и предплечье левой руки расположи­те на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны ле­вой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

    «Спиралька». Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фа­ланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделай­те то же для правой руки.

    «Бег по камешкам». Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

    «Буравчик». Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

    «Самомассаж». Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнуты­ми указательным и средним пальцами правой руки де­лайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для пра­вой руки.

    «Погреем ручки». Движения, как при растирании замерзших рук.

    «Бинокли». Составление из пальцев овалов. Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочеред­но каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем - получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.

    4. Японская методика пальцевого массажа

    Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.

    Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на опре­деленный орган:


    • массаж большого пальца повышает активность мозга;

    • массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

    • массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

    • массаж безымянного пальца стимулирует печень;

    • массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напря­жение.
    Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук - так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

    Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систе­му упражнений для самомассажа.

    Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медлен­но поднимаются к основанию. Такой массаж желатель­но сопровождать веселыми рифмовками.

    Массаж ладонных поверхностей каменными, метал­лическими или стеклянными разноцветными шарика­ми «марблс». Их нужно:


    • вертеть в руках;

    • щелкать по ним пальцами;

    • «стрелять»;

    • направлять в специальные желобки и лунки-отвер­стия, состязаться в точности попадания. Массаж грецкими орехами:

    • катать два ореха между ладонями;

    • один орех прокатывать между пальцами;

    • удерживать несколько орехов между растопыренны­ми пальцами ведущей руки и обеих рук.
    Массаж шестигранными карандашами:

    • пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

    • удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
    Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

    5. Игровые упражнения

    Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д., например:
    Оборудование: пуговицы.

    Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.
    Оборудование: разноцветные скрепки.

    Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.
    Оборудование: использованная фотопленка.

    Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфора­ции мягкую проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.
    Оборудование: вата.

    Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растя­нуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скру­тить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.
    Оборудование: нитки, шнурки, тесьма.

    Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках раз­ные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе; мастерить кукол из нитей.
    Оборудование: пустые деревянные катушки.

    Содержание выполняемых действий: нанизывать катушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между пальцами; надев катушку на палочку, катать по столу; гонять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катушке; наматывать на катушки разноцветные нити.
    Оборудование: винтики, шурупы, гайки.

    Содержание выполняемых действий: подбирать гайку к винтику по размеру; раскладывать в коробочки винтики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длинные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек - от самой малень­кой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.
    Материал: семена фасоли разного цвета, бобов, гороха.

    Содержание выполняемых действий: описывать сход­ство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.
    Оборудование: прищепки, защипы для волос и т. п.

    Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конст­рукции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготав­ливать игрушки.
    Оборудование: игровое тесто, глина, песок.

    Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; ле­пить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.
    Оборудование: «сухие бассейны» - емкость, напол­ненная горохом.

    Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.
    Оборудование: веревки капроновые плетеные.

    Содержание выполняемых действий: завязывание узлов и с уже завязанными узлами - для перебирания узлов пальцами.
    Оборудование: груша на 50 мл, сосуд с водой, фор­мочки для песочницы.

    Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.

    Цель: диагностика звукопроизношения, артикуляционной моторики и артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, слоговой структуры слова.
    Источник: Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми наруше­ниями / В. М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 45 с.
    Автором отмечено, что при подборе методик логопе­дического обследования были использованы рекомендации по обследованию детей дошкольного возраста, предложенные в ис­следованиях Р.И. Лалаевой, Е.Н. Российской, Н.В. Серебряко­вой, Л.С. Соломаха, Е.Ф Соботович, М.Ф. Фомичевой, Т.Б. Филичевой, Г. В. Чевелевой и др.

    1. Обследование звукопроизношения

    У ребенка нарушение звукопроизношения может затрагивать все группы звуков, включая и гласные. Гласные звуки обследуются в следующем порядке: [а], [э], [о], [ы], [у], [и]. Отмечается, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляции во время произнесения гласных звуков. Обследование согласных звуков проводится в следующей последовательности: губно-губные и губно-зубные, заднеязычные, язычно-зубные, язычно-альвеолярные (сонорные), язычно-передненебные (шипящие и свистящие). Для обследования звукопроизношения используется набор рисунков, картинок. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях: в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются.

    Примерный список слов, на которые можно подобрать картинки:

    (с) – санки, оса, нос;

    [с’] – семь, апельсин, гусь;

    |з] – замок, коза;

    [У] – зима, магазин;

    [ц| – цапля,овца, палец;

    [ш] – шапка, машина, мышь;

    [ж] –жук, лыжи;

    [ч] – чайник, качели, мяч;

    [щ] -- щука, овощи, плащ;

    [л] – лампа, балалайка, дятел;

    [л’| – лимон, пальма, фасоль;

    (р) – ракета, картошка, комар;

    [р"| – репка, карета, дверь;

    [к] – кошка, окно, летчик;

    [г] – город, огород, дог;

    (х) – хлеб, охота, ах.

    Фиксируется характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

    Результаты обследования должны отражать:

    • форму нарушенного произношения (при изолированном произнесении): норма, отсутствует, заменяется, искажается;
    • положение нарушенного звука: в начале, в середине, в конце слова;
    • наличие синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.

    По результатам обследования всех звуков определяется уровень нарушенного звукопроизношения.

    Первый уровень (низкий, 1 балл) – у ребенка нарушено более 5 групп звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют место синкинезии, гиперки- незы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.

    Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребенка нарушены 3-4 группы звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют местосинкинезии, ги- леркинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.

    Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребенка нарушено 7–11 звуков,"относящихся к двум группам звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гипер- кинезовлицевых, мимических мышц.

    Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребенка нарушено 1-6 звуков, относящихся к одной группе звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

    Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – ребенок все звуки артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

    1. Обследование артикуляционной моторики

    Выявление особенностей артикуляционной моторики производится в процессе выполнения ребенком по указанию логопеда определенных действий.

    1. Исследование подвижности губ.

    Для выявления подвижности губ ребенку предлагается по подражанию вы пол нить следующие движения:

    • вытянуть губы вперед и округлить;
    • отвести их угол ки в стороны;
    • поднять верхнюю губу;
    • опустить нижн юю губу;
    • облизнуть губы;
    • усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ;
    • надуть щеки – втянуть их.
    1. Исследование подвижности языка.

    Для выявления подвижности языка ребенку предлагается по подражанию:

    • сделать язык сначала узким, а потом широким;
    • поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним;
    • подвигать языком, как «маятником».
    1. Исследование подвижности нижней челюсти.

    Для выявления подвижности нижней челюсти ребенку предлагается по подражанию:

    • опустить челюсть;
    • выдвинуть челюсть вперед;
    • установить, нет ли контрактуры.
    1. Исследование подвижности мягкого нёба.

    Для выявления подвижности мягкого неба ребенку предлагается произнести звук [а]. При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки. Пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки, одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки. При выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка «комком» в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинезы, синкинезии, замедление темпа при повторных движениях. При анализе состояния артикуляционной моторики за основу могут быть взяты следующие параметры.

    5. Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.

    1. Объем движений: полный, неполный.
    2. Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
    3. Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует п оследовательность движений.
    4. Наличиесопугствующихи насильственныхдвижений(указать какие).
    5. Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
    6. Длительность удерживания артикуляторов вопределенной позиции.

    По результатам обследования артикуляционной моторики определяется уровень.

    Первый уровень (низкий, 1 балл) – ребенок затрудняется в движениях артикуляторных органов, наблюдается невозможность выполнения большинства движений губами, языком. Не может по подражанию вытянугь губы вперед, отвести их уголки в стороны, подмять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, облизнуть их, вызвать вибрацию губ, надуть щеки, втянуть их. При выполнении движения языком отмечается неумение выполнить упражнение на последовательность движений, на распластыванне языка (язык «комком») при повышенном тонусе. При пониженном тонусе (языктонкий, вялый) может быть тремор, гиперкинезы, синкинезии, гиперсаливация. Отмечается отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, отсутствие рефлексов задней стенки глотки.

    Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – отмечается невозможность выполнения многих движений органами артикуляционного аппарата, неполный объем движений, тонус мускулатуры напряженный или вялый, движения неточные, отсутствует последовательность движений, имеются сопутствующие, насильственные движения, отмечается саливация, темп движений или замедленный, или быстрый. При этом ребенок недостаточно удерживает артикуляторы в определенной позиции.

    Третий уровень (средний, 3 балла) – при выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируется ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения речевых органов, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Может иметь место тремор, замедление темпа при повторных движениях.

    Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – артикуляционная моторика сформирована, объем движений полный, но они являются замедленными, неловкими, недифференцированными. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. Во время выполнения движений органами артикуляционного аппарата нет синкинезий, гиперкинезов, саливации.

    Пятый уровень (высокий, 5 баллов) артикуляционная моторика сформирована полностью. Движения артикуляторного аппарата активные, объем движений полный, тонус мускулатуры нормальный, движения точные, темп нормальный, сопутствующие движения отсутствуют.

    3.Обследование строения артикуляционного аппарата

    Выявление особенностей строения артикуляционного аппарата производится в процессе наблюдения.

    1. Исследование губ.

    Узкие, мясистые, ахейлия (отсутствие губ), синхейлия (срастание боковых отделов губ), брахихейлия (короткая средняя часть верхней губы), утолщение и укорочение уздечки верхней губы, в пределах нормы.

    1. Исследование зубного ряда.

    Гигантские (с несоразмерно большими коронками), мезио- дистальное смещение (вне челюстной дуги), адентия (отсутствие одного или несколько зубов), сверхкомплектные, дефор,мированные, кривые, мелкие (с несоразмерно маленькими коронками), редкие, шиповидные, уродливые.

    Вестибулярное отклонение (смешение зубов кнаружи от зубного ряда), оральный наклон (смешение зубов кнутри от зубного ряда), супраокклюзия (высокое расположение зуба, не доходящего до плоскости смыкания зубных рядов), инфраокклюзия (выдвинутое, низкое по отношению к окклюзионной плоскости положение зуба), тремы, диастемы, поворот зуба вокруг продольной оси, скученное расположение зубов.

    1. Исследование прикуса.

    Прогнатия (выдвинутая вперед верхняя челюсть), прогения (выдающаяся наружу нижняя челюсть), открытый передний прикус (искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов), открытый боковой прикус, трансверзальные суженные зубные ряды (несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов), прямой, плавающий, глубокий.

    1. Исследование языка.

    Узкий, мясистый, анкилоглоссия (короткая подъязычная связка), микроглоссия (маленький), макроглоссия (большой), глоссотомия (частичное или полное удаление языка), глоссоптоз (аномалия развития).

    1. Исследование твердого и мягкого нёба.

    Твердое нёбо: готическое, куполообразное, узкое, низкое, уплощенное. Мягкое нёбо: короткое, врожденное изолированное недоразвитие.

    1. Исследование нижней челюсти.

    Деформированая, микрогнатия (малые размеры верхней челюсти), макрогнатия (большие размеры верхней челюсти), микрогения (малые размеры нижней челюсти), макрогения (большие размеры нижней челюсти). При обследовании отражаются особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).

    По результатам обследования строения артикуляционного аппарата определяется уровень.

    Первый уровень (низкий, 1 балл) – у ребенка имеются грубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, большой язык, малые или большие размеры верхней или нижней челюсти, готическое небо, прогнатия, прогения, открытый передний прикус, мезио-дистальное смещение зубного ряда и т.д. Выделенные нарушения усугубляют речевое недоразвитие, обусловленное дизартрией.

    Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребенка имеются грубые и негрубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, твердое нёбо – узкое, низкое, уплощенное, зубной ряд – кривые, мелкие, редкие, шиповидные, уродливые; прикус – прямой, плавающий, глубокий и т.д. Выделенные нарушения усугубляют речевое недоразвитие, обусловленное дизартрией.

    Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребенка имеются негрубые отклонения в строении артикуляционного аппарата, например, твердое нёбо – узкое, низкое, уплощенное; зубной ряд – кривые, мелкие, редкие, шиловидные, уродливые; прикус – прямой, плавающий, глубокий и т.д.

    Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребенка имеется нарушение в строении артикуляционного аппарата, но оно негрубое.

    Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – у ребенка нет нарушений в строении артикуляционного аппарата.

    4.Обследование фонематического восприятия

    1. Исследование состояния физиологического слуха.

    Исследование слуха проводится шепотной речью. Рекомендуется использовать две группы слов: первая группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 м; вторая – обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20 м. К первой группе относятся слова, в состав которых входят гласные |у|, |о], из согласных – [м], |н], [в], [р], например: ворон, двор, море, номер, нора и т.п.; во вторую группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных – [а], |и], [э|: час, ши, чашка, чижик, заяц, шерсть и т.п.

    1. Исследование дифференциации неречевых звуков.

    Для этого ребенок должен ответить на вопросы: «Что гудит?» (машина), «Что проехало?» (трамвай), «Кто смеется?» (девочка), «Угадай, что звучит?» (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).

    1. Исследование слуховой памяти и понимание речи.

    Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, «Дай мне кубик, а на столе возьми мяч», «Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне».

    1. Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками.

    Для этого ребенок должен повторить за исследователем:

    • ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа –ша, са –за;
    • мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза;
    • семь машин на шоссе;
    • пастушок быстро шел;
    • висел железный замок;
    • ручное зеркало упало.
    1. Исследование фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет).

    Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:

    • определить, есть ли звук [с] в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;
    • определить количество звуков в слове и место звука [с| в словах: сок, оса, нос;
    • составить слово из звуков: [л], [о), [т], [с]; [к|, [а], [р]; |р|, [ш];
    • придумать слово на заданный звук: [с], [ш], |л], |р];
    • из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.

    Первый уровень (низкий, менее I балла) – у ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Фонематический слух нарушен.

    Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – у ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.

    Третий уровень (средний, 3 балла) – у ребенка фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок иногда затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух нарушен.

    Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – у ребенка фонематическое восприятие сформировано неполностью. Ребенок допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками. При выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза ребенок может допустить отдельные ошибки при определении наличия звука и количества звуков в словах, при составлении слова из звуков, при придумывании слов на заданный звук, при отборе картинок, названия которых начинаются на определенный звук. Фонематический слух не нарушен.

    Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – у ребенка фонематическое восприятие полностью сформировано. Фонематический слух развит.

    1. Обследование слоговой структуры слова

    Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, изсло- говсо стечениями согласных звуков. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Материалом исследования слоговой структуры слова служат предметные картинки. В процессе предъявления картинок дается инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назови, кто или что это.

    1. Исследование произнесения слов сложного слогового состава.

    Трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография, под мухомором, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, полотенце, ящерица, сквозняк, температура, простокваша.

    1. Исследование произнесения слов различного слогового состава.

    Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух- и трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, со стечениями согласных звуков:

    • – двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха);
    • – трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы);
    • – односложные слова (мак, лев);
    • – двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток, Алик);
    • –двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка);
    • – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик);
    • –трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет);
    • – трехсложные слова со стечением согласных (конфета, калитка);
    • –трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, маятник);
    • – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (винтовка, морковка);
    • – односложные слова со стечением согласных в начале слова (кнут, клей);
    • –двухсложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка, клетка);
    • – четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея).
    1. Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях.
    • Мальчик слепил снеговика.
    • Водопроводчик чинит водопровод.
    • Полицейский ездит на мотоцикле.
    • Регулировщик стоит на перекрестке.

    Оцениваются:

    • особенности нарушений слоговой структуры слова (ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному);
    • элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
    • парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
    • итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);
    • контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).

    По результатам обследования нарушения слоговой структуры слова определяется уровень.

    Первый уровень (низкий, 1 балл) –ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.

    Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) – имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. Например, ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному, наблюдаются элизии слогов, опускание согласных в стечениях, парафазии, перестановки при сохранении контура слов, итерации, персеверации, добавление звуков (слогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого). При произнесении слов различного слогового состава имеются нарушения не всех групп.

    Третий уровень (средний, 3 балла) – имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. При произнесении слов различного слогового состава нарушений почти нет.

    Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) – имеются нарушения слов сложного слогового состава.

    Пятый уровень (высокий, 5 баллов) – нет нарушений у слоговой структуры слова.

    Скачать готовый расчет по данной методике

    По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.

    Методика логопедического обследования детей с речевыми нарушениями разработана в соответствии с ФГОС ДО.

    Методика позволяет выявить уровень речевого недоразвития и для фиксации результатов коррекционной работы.

    Методика предназначена для специалистов психолого -медико-педагогических консультаций, логопедов, психологов, дефектологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

    «Логопедическое обследование» представляет собой комплекс, включающий в себя компьютерную программу и набор методический материалов.

    Компьютерная программа состоит: программное обеспечение, методическое пособие, руководство пользователя, набор методических материалов, микрофон.

    Программное обеспечение представляет возможность по результатам проведенного обследования получить заполненные речевые карты на детей, наглядно демонстрирует динамику показателей индивидуально для каждого ребенка, существенно сокращает время при составлении отчетов, дает возможность экспортировать данные в текстовом и табличном виде.

    Процедура обследования проводится за компьютером. Представляемые ребенку на экране задания создают максимально комфортные условия для работы специалиста и успешности прохождения обследования детей.

    Обследование начинается со сбора анамнестических данных, которые заносятся в специальную форму. Эти сведения необходимы логопеду для правильного написания заключения и приблизительной оценки схемы обследования.

    Обследование проводится по 15 разделам. Каждый раздел состоит из ряда заданий, содержащих как инструкции для специалиста, так и задания, картинки и звуковые фрагменты для детей. Задания могут располагаться на экране диагностики (инструкция для логопеда), либо в виде альбома с картинками, которые необходимо показать ребенку и попросить ответить на вопросы. Прежде всего мы выясняем какие звуки ребенок произносит неверно и устанавливаем каков характер их нарушения.

    Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках объекты. Можно воспользоваться и изображением на экране и методическим материалом.

    Комплект содержит по 3 слова на каждый звук (положение звука в начале, середине, конце слова).

    В процессе выполнения задания, специалисту необходимо фиксировать правильность выполнения задания, а также вводить необходимые комментарии. При правильном выполнении задания рекомендуется нажать кнопку «Зачет», что автоматически приведет к начислению балла за задание. Если ребенок справился с заданием с затруднением. Ошибками или не справился с заданием, рекомендуется нажать кнопку «Не зачет».

    Кроме оценки выполнения задания специалист отмечает дополнительные параметры, предложенные в задании, а также имеет возможность вносить собственный комментарий в специальное поле.

    Материалом исследования связной речи служат сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

    При составлении рассказа по серии сюжетных картинок изначально мы просим ребенка установить правильную последовательность картинок с помощью кнопок. Затем составить короткий рассказ.

    После выполнения заданий всех разделов обследования, мы переходим в раздел «Результаты», где отображается таблица с результатами обследования.

    Каждая строка таблицы представляет информацию по результатам выполненного одного раздела обследования. Содержит следующие поля:

    -№ и название раздела обследования

    Выявленный уровень нарушения

    Результат в баллах

    При проведении мышкой на любой раздел обследования мы получим дополнительную информацию по результатам выполнения задания, которая содержит следующие данные:

    Уровень нарушения;

    Пометки и комментарии логопеда по заданиям;

    Результат в баллах;

    При открытии строки «Итого», мы можем прочитать заключение по результатам обследования.

    Затем мы переходим в раздел «Динамика». В верхней части расположена таблица. В заголовке выводятся номера разделов обследования с 1 по 15.

    Вторая строка- с данными динамики. Каждая ячейка этой строки отображает уровень нарушения (от 1 до 5)

    В нижней части расположен график, отображающий информацию по выбранным строкам таблицы.

    По оси абцис-расположены номера разделов обследования.

    По оси ординат- номера уровней нарушения. Соответственно, чем выше точка на графике, тем выше результат прохождения раздела.

    Т.о. Программное обеспечение «Логопедического обследования детей» предоставляет возможность:

    Ведение индивидуальных карточек, содержащих анатомические данные, результаты обследования, а также динамику коррекционного процесса.

    Автоматического формирования базы данных.

    Проведения поэтапной логопедической диагностики.

    Фиксации, сохранения и анализа полученных данных.

    Формирование графиков индивидуальной динамики речевого развития.

    Печати речевых карт, графиков индивидуальной динамики развития.

    В. М. Акименко

    Новые

    логопедические

    технологии

    Издание второе

    Ростов-на-Дону

    Акименко В.М.

    Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. – изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Сердце отдаю детям).

    Настоящее пособие составлено по материалам практической работы учителей-логопедов школьных и дошкольных образовательных учреждений и содержит рекомендации по проведению логопедического массажа языка, ушной раковины (Аурикуло-терапия); кистей рук, стоп (Су-Джок терапия); массажа при ринолалии и японскую методику пальцевого массажа. В пособии представлена также авторская методика применения моделей артикуляции звуков в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений у детей.

    Пособие предназначено для студентов колледжей, изучающих по учебному плану логопедию, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, начинающим логопедам и всем, воспитывающим детей с нарушениями речи.

    Введение 5

    1. Логопедический массаж 7

    2. Массаж языка 12

    3. Аурикулотерапия 13

    4. Японская методика пальцевого массажа 17

    5. Массаж при ринолалии 19

    6. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике 25

    Фитотерапия 25

    Ароматерапия 27

    Музыкотерапия 28

    Хромотерапия 32

    Литотерапия 33

    Имаготерапия 34

    7. Су-Джок терапия 36

    Важнейшие зоны и точки в основных системах соответствия кистей и стоп 41

    Лечение. Способы стимуляции точек 47

    8. Модели артикуляции звуков в логопедической практике 50

    Игра с моделями-символами 77

    1. Введение

    Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучение в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. На наш взгляд, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому мы отнесли нетрадиционные логопедические технологии. Это: логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапию, японскую методику пальцевого массажа, Су-Джок терапию, модели артикуляции звуков и другие нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.

    Массаж артикуляционного аппарата давно занял прочную позицию в коррекционной работе учителей-логопедов, поэтому рекомендации, относящиеся к массажу, скорее всего, могут служить просто памяткой. Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи также предлагается давно. Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т.д. В свою очередь мы предлагаем некоторые достаточно нераспространенные методы воздействия, способствующие развитию моторики рук: массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, чётками и т.д.

    Далее, для развития речевой сферы ребенка мы предлагаем использовать Су-Джок терапию. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу ребенка.

    В пособии представлена авторская методика применения моделей артикуляции звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование моделей артикуляции звуков позволяет улучшить качество обучения и воспитания детей, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.

    Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей. Нетрадиционные методы коррекции желательно проводить регулярно, уделяя им по 5-10 минут ежедневно.