Биографии Характеристики Анализ

Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога с детьми младшего дошкольного возраста. Должностные обязанности коррекционного педагога (тифлопедагога) в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения

Ольга Бурякова
Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога с детьми младшего дошкольного возраста

Зрение –

прекраснейший дар природы,

помогающий познавать окружающий мир.

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи. Всем нам известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор с помощью различных функций зрения. С самого рождения ребёнка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Поэтому глаза малыша с нарушенным зрением заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологией зрения невозможно осуществить только в непосредственно образовательной деятельности. Эти дети нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога .

Важнейшая задача тифлопедагога – это формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

Коррекционное обучение начинается сразу же, как только ребёнок приходит в детский сад. Здесь малыш знакомится с воспитателями, со мной, тифлопедагогом , с медсестрой-ортоптисткой. Этот период является сложным не только для ребёнка, но и для педагогов. Процесс адаптации маленьких воспитанников осложняется ношением очков и привыканием к окклюдору.

Одним из самых основных методов восстановления остроты слабовидящего глаза является метод прямой окклюзии, когда из акта зрения выключается лучшевидящий глаз и малыш вынужден использовать для ориентировки плоховидящий глаз. Происходит процесс социальной депривации.

Социальная депривация – это лишение и ограничение условий для полнокровного общения ребёнка с окружающим миром, которая вызывает болезненные переживания, приводит к агрессии, к самоизоляции, к срыву различных видов детской деятельности.

Поэтому, в этот период моей основной целью коррекционной деятельности является целенаправленное воспитание у детей с нарушением зрения желания вступать в тесный контакт с детьми и взрослыми , т. е. с ближайшим окружением, чтобы у ребёнка был интерес к происходящему вокруг. Это является одним из условий успешности коррекционной работы . Для этого я широко использую игровые приёмы. К детям вместе со мной «приходят» сказочные герои, например, Колобок, Снеговик, Клоун Кеша, лесные жители – медвежонок, белочка.

В период адаптации, в период привыкания слабовидящих детей к окклюзии, тифлопедагог не проводит первичного диагностического обследования зрительного восприятия, так как я считаю, что это обследование будет необъективным. Поэтому, в первой младшей группе не три , а только два диагностических обследования (в декабре и в апреле) . Следующая, не менее важная особенность коррекционного обучения в первой младшей группе – это вид занятий. Тифлопедагог проводит только фронтальные занятия совместно с воспитателем, т. к. принцип отбора детей для коррекционной работы по остроте зрения , который используется всеми тифлопедагогами (специальная коррекционная работу проводится с детьми , у которых острота зрения ниже 0,4, здесь утрачивает свою силу. Очень сложно 2-х летнему ребёнку точно определить остроту зрения.

На первый план в коррекционной работе выходит специальный вид занятий, которые проводит тифлопедагог – предаппаратная подготовка. Предаппаратная подготовка включает в себя проведение специальных игр и упражнений, которые знакомят детей с картинками таблицы Орловой. В дополнение к этому разработаны специальные рекомендации для воспитателей групп по проведению предаппаратной подготовки.

Детей с нарушением зрения уже с 2-х лет обучаем различным упражнениям для глаз, превратив их в игру, используем игрушки, мячи, всевозможные яркие атрибуты и пособия (дети следят за движением игрушки в руках педагога или показывают Мишке, Ёжику, как умеют быстро моргать, закрывать глаза, широко открывать и т. д.). На первых порах малыши даже моргать по указанию не умеют, но, играя, быстро осваивают простейшие комплексы зрительных гимнастик. Обязательно в содержание занятия включаются комплексы зрительной гимнастики. Роль её велика для развития и активизации зрительных мышц, стимуляции различных зрительных функций и для снятия утомления, и напряжения глаз. Эффективно использовать сочетание физкультминутки со зрительной гимнастикой.

Особое внимание в коррекционной работе с младшими дошкольниками уделяется играм и упражнениям, которые развивают зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, осязание и мелкую моторику. На начальном этапе развития зрительного восприятия тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина) .

Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются и коррекционные задачи . Дети учатся :

Узнавать и называть основные цвета и формы («Найди красный цвет» , «Найди круг» );

Соотносить предметы и изображения по цвету и по форме («Помоги мышке спрятаться» , «Соедини воздушный шар с ниточкой соответствующего цвета» );

Различать, выделять и сравнивать величину предметов («Найди большие и маленькие игрушки» , «Собери пирамидку» .

Тифлопедагог в коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия включает задания, которые способствуют активизации деятельности амблиопичного глаза. (Амблиопия – нарушение зрения, связанного с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины). Сюда относятся задания на обводку по контуру, обводку через кальку, обводку по точкам, штриховку, упражнения с мозаикой и т. д. Обучение ориентировке в пространстве начинается с ознакомления детей с групповой комнатой, спальней, раздевалкой. Как открыть дверь, как расположены кровати в спальне, затем учим выделять, определять и называть предметы вокруг себя и в ближайшем окружении.

При монокулярном характере зрения восприятие осуществляется только одним глазом. Дети при монокулярном характере зрения испытывают затруднения в ориентировке, особенно там, где необходима зрительная ориентировка. Игры на развитие пространственной ориентировки в большом и малом пространстве включаются в различные виды детской деятельности (прогулка, занятия и др.) . Для развития зрительной пространственной ориентировки в микропространстве я использую задачи-лабиринты. Лабиринты могут быть разными : взятыми из методической литературы, а чаще всего придумываю сама, ведь не всегда можно найти лабиринт по той теме, которая изучается в данное время. Главное при составлении лабиринтов для детей от 3-х до 5-ти лет помнить, что в лабиринтах должен быть один вход и один выход.

В коррекционную деятельность по развитию осязания и мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста включаю упражнения для рук, знакомлю детей с названием пальцев, учу выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности, (например, дотронуться до игрушки указательным пальцем или погладить мягкую игрушку всей рукой).

Особое внимание уделяю формированию у детей последовательного осязательного обследования игрушек и предметов. (Например, при обследовании куклы ребёнок выделяет её голову, туловище, руки, ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, - голову, туловище, лапы, хвост). С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук предлагаю задания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, рукой, фломастером) ; подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить. На первых этапах провожу с детьми игры и упражнения , которые требуют одновременного использования и зрения, и осязания. Затем дети учатся обследовать и узнавать игрушки и предметы, геометрические эталоны только с помощью осязания, например, «Чудесный мешочек» , «Угадай на ощупь» . Для детей, имеющих очень низкое зрение, такие умения приобретают огромное компенсаторное значение.

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями групп :

Воспитатели младших групп выполняют рекомендации и задания, которые еженедельно записываются тифлопедагогом в «Тетради взаимосвязи» .

Воспитатели средней группы совместную работу выполняют по общему со мной плану развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики.

Совместная с воспитателем НОД (лепка, аппликация, конструирование, рисование) .

РАБОТА ТИФЛОПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

По последним данным (Материалы Всероссийской научно-практической конференции) в настоящее время 1,6 млн.детей, проживающих в Российской Федерации, нуждаются в коррекционном образовании, из них 353 тыс.детей посещают группы и учреждения дошкольного образования компенсирующего вида.

Большая часть детей имеют функциональные нарушения зрения (косоглазие и амблиопия), эти нарушения называют еще функциональным слабовидением. У части детей наблюдаются органические поражения зрительного анализатора, и они относятся к группе истинно слабовидящих детей.

По определению «Слабовидящие – дети, у которых вследствие аномалий рефракции, заболеваний сред глаз, сетчатки и зрительного нерва острота зрения (с коррекцией) понижена до 0,05-0.4.

Наряду со снижением остроты зрения, наблюдаются также разные по степени нарушения других зрительных функций - световой и контрастной чувствительности, временной разрешающей способности, цветоразличения, поля зрения и другие. При всем этом у большого количества детей имеется сложная структура дефекта, то есть сочетание двух-трех нарушений развития (зрения и речи, зрения – речи - психических функций, зрения- опорно-двигательного аппарата).

Очевидно, что снижение зрительных функций приводит к нарушению нормального взаимодействия ребенка со средой, притом, что опыт взаимодействия играет важную роль в развитии ЦНС.

Теория и практика обучения детей с нарушением зрения указывает на то, что нарушение зрения неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижает количество и качество воспринимаемой информации.

Доказано, что снижение функций обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, снижает уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира.

Дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, пространственного расположения предметов, в выполнении практических действий, в ориентировании в малом и большом пространствах.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия обуславливают формирование нечетких образов – представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций, что значительно затрудняет их познавательную деятельность.

Наблюдаются нарушения памяти, внимания, без чего невозможно восприятие информации о внешнем мире. Сформированные, но не включенные в разные виды деятельности, представления быстро распадаются.

Для детей с нарушением зрения является характерным низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать сюжетные изображения, а также переводить зрительную информацию в речевой план. У детей возникают трудности, связанные с темпом работы, с качеством выполнения заданий, наблюдается быстрая истощаемость нервной системы.

На основании вышеизложенного понятно, что дети с нарушением зрения нуждаются в специальной помощи, суть которой заключается в ее комплексности, то есть в тесном взаимодействии тифлопедагогов, логопедов, педагогов-психологов, воспитателей.

Специфика работы логопедов, психологов, воспитателей в детском саду для детей с нарушением зрения заключается в том, что от них требуются знания в области офтальмологии: знание диагноза, остроты зрения каждого ребенка, очковой коррекции, использование приемов снятия зрительного напряжения, соблюдение требований гигиены зрения, в области тифлопедагогики: владение соответствующими приемами обучения, применение специальных средств наглядности (чучел, муляжей, рельефных картинок, цветных изображений определенной величины и интенсивности окраски).

Специалисты строят работу с детьми не только с учетом коррекции выявленных нарушений, но и с учетом развития механизмов компенсации, то есть способности в условиях зрительной недостаточности эффективно, на полисенсорной основе обрабатывать информацию.

Координатором в системе взаимодействия и преемственности в коррекционной работе является тифлопедагог, так как в его ведении находится глобальная проблема.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ТИФЛОПЕДАГОГА.

Тифлопедагог планирует и проводит коррекционную работу по исправлению выявленных отклонений.

Развивает у детей компенсаторные возможности познания окружающего мира. Консультирует воспитателей по проведению занятий, посещает занятия воспитателя и анализирует усвоение детьми программы, на основании чего организует индивидуальную работу с детьми.

Обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе со всеми специалистами и воспитателями.

Проводит работу с родителями.

ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА.

    Карты обследования, индивидуальные карты сопровождения, протоколы МПК.

    Перспективный план.

    Календарный план

    План работы с родителями.

    Взаимодействие с воспитателями и специалистами.

ТИПЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ТИФЛОПЕДАГОГОМ.

Занятия по совершенствованию сенсорных эталонов.

Расширение знаний о сенсорных эталонах; закрепление представлений о

системе сенсорных эталонов; расширение умения пользоваться сенсорными

эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

Формирование умений пользоваться сенсорными эталонами при анализе

свойств и качеств предметов;

Расширение представлений о свойствах и качествах предметов реального мира;

Занятия по расширению способов обследования предметов.

Уточнение предметных представлений,

Формирование умения узнавать предметы в разных модальностях;

Формирование умения выделять признаки опознания,

Формирование навыков зрительного, осязательного и полисенсорного

восприятия объектов.

Занятия по расширению и коррекции представления о предметах и явлениях окружающего мира..

Расширение и углубление знаний о предметах;

Формирование способов обследования предметов на полисенсорной основе;

Закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира за

счет включения их в новые виды деятельности.

Занятия по совершенствованию глубины пространства.

Развитие пространственного восприятия за счет формирования

нестереоскопических способов восприятия глубины пространства,

Формирование умений переносить знания в свободное пространство и

практическую деятельность.

Занятия по развитию пространственного ориентирования.

Формирование пространственных представлений,

Обучение ориентировке на основе представлений.

Расширение опыта ориентировки в окружающем мире.

Занятия по совершенствованию умения воспринимать сюжетное изображение.

Формирование и закрепление умения детально, последовательно и целостно

воспринимать сюжетное изображение;

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и

отношения на основе выделения информативных признаков;

Развитие связной речи.

Занятия по развитию зрительно-моторных координаций.

Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;

Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул;

Развитие умения пользоваться ручкой, карандашом (проводить линии,

соединять точки, писать цифры, буквы) .

Занятия по развитию сохранных анализаторов.

Развитие осязательного восприятия;

Развитие слухового восприятия

Развитие обоняния.

Занятия по развитию психических функций:

Развитие внимания;

Развитие памяти (зрительной, слуховой, осязательной)

В работе с детьми с нарушением зрения должны соблюдаться определенные условия проведения занятий:

    Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями зрительной системы (снижение чувствительности к свету или ее повышение- светобоязнь);

    Поза ребенка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку;

    Оптимальное расстояние от глаз наглядного материала 20-30 см;

    Не допущение зрительного утомления Длительность зрительной работы не должна превышать 10-15 минут.

    В перерывах для отдыха – визуальная фиксация удаленных объектов или же адаптация к белому или зеленому фону средней яркости.

Определенные требования к наглядному материалу.

    Каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст с фоном (до 60-100%).Лучше воспринимается отрицательный контраст (темное на белом, светло-желтом, светло-зеленом), чем положительный (белое на черном).

    Важно ограничивать информационную емкость изображений и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество и плотность изображений, степень их расчлененности.

    Учет педагогом индивидуального темпа зрительной работы ребенка.

    Увеличение времени экспозиции наглядных пособий (особенно когда объект воспринимается осязательно-зрительным путем).

    Расположение иллюстрационного материала в вертикальной плоскости перед взором ребенка.

    Подключение руки для обведения формы или контура для прослеживания, использование рельефных (выпуклых) контуров.

    Не допускается расположение объектов для рассматривания на фоне окна, фоне одежды педагога.

    Не допускается расположение объектов на фоне бликующих поверхностей (окрашенных)

    Включение в процесс зрительного восприятия слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых ощущений, что позволяет сформировать у детей стойкие, качественные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

РАБОТА ТИФЛОПЕДАГОГА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ.

Работа тифлопедагога с воспитателями не ограничивается помощью в проведении занятий, в посещении занятий. Для улучшения качества работы, осуществления специфики воспитатели должны быть вооружены специальными знаниями. Помочь им в этом должен тифлопедагог. Для этого, исходя из потребностей воспитателей, тифлопедагогом готовятся консультации.

Примерный перечень:

    Памятка для воспитателей по зрительной патологии группы, в которой дается:

    название и краткое описание нарушения

    возможности видения при данной патологии

    факторы. влияющие на ухудшение зрения

Особенности работы со слепыми детьми

Особенности работы со слабовидящими детьми

Особенности работы с детьми с амблиопией и косоглазием.

Коррекционная среда группы и перечень пособий по развитию сохранных анализаторов.

Требования к организации зрительной работы с детьми

Особенности работы по формированию навыков ориентировки в пространстве со слепыми и слабовидящими детьми

Дидактические игры в воспитании и обучении детей с нарушением зрения.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Работа тифлопедагога с родителями направлена на вовлечение родителей в домашний педагогический процесс по развитию зрительного или осязательного (в зависимости от патологии) восприятия. Для осуществления домашнего педагогического процесса родители должны быть соответствующим образом подготовлены.Для этого тифлопедагогом проводятся для них индивидуальные консультации, показательные занятия. Широко используется настенная информация в виде статей с конкретными рекомендациями по вопросам семейного воспитания детей.

Задействуются возможности интернета. Создаются закрытые группы в социальной сети, где выкладываются фото-, видеоматериалы и текстовые документы для ознакомления родителей с работой педагогов, проводятся онлайн-консультации.

Тематика консультаций для родителей.

    Семейное воспитание детей с нарушением зрения.

    Помогайте детям познавать окружающий мир.

    Косоглазие и амблиопия, причина их возникновения.

    Правильное питание для глаз.

    Отдых для глаз, лечение солнцем.

    Коррекционные игры и упражнения, способствующие развитию зрения.

    Как помочь ребенку с нарушенным вниманием.

    Что такое осязательное восприятие и как его развивать.

    Развиваем тактильные ощущения у детей дома и на улице

    Слабовидящий ребенок в семье.

ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.

    От рождения до школы.

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под ред. Л.И.Плаксиной М., 2003 г.

    Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. Научный рук-ль. В.А.Феоктистова.СПб., «Образование» 1995 г.

ЛИТЕРАТУРА.

    Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. СПб.,1995 г.

    Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб., РГПУ им.А.И.Герцена,2003 г.

    Охраняем и развиваем зрение.Г.В.Никулина,Л.В.Фомичева,СПб., 2002 г.

    Развиваем восприятие у ребенка.М.Э.Бернардская, И.В.Блинникова, О.Г.Солнцева, М., Просвещение, 2001г.

    Сборник научных трудов «Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих»,Ленинград,1982 г.

«Воинская обязанность» - Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Военное время - период фактического нахождения государства в состоянии войны. Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

«Обязанности родителей и детей» - Что обязан делать каждый ребенок. 2. Уважать распорядок дня родителей. Обязанности родителей в воспитании ребенка обязанности детей по отношению к родителям. Обязанности детей по отношению к родителям. 6. Говорить только тогда, Контролировать надлежащее посещение ребёнком образовательного учреждения.

«Рабочая программа» - Структура учебных программ: Авторская программа -. Заместитель директора по учебной работе. Нормативная; Целеполагающая; Содержательная; Процессуальная; Оценочная; Рабочая учебная программа -. Требования к уровню усвоения предмета. Контроль уровня обученности. Рабочая программа: требования, структура, общие положения.

«Обязанности гражданина» - С.Смайлс, английский писатель. 1. Приобретение гражданства по рождению. 2.Прием в гражданство (натурализация). Воинская обязанность. Права и обязанности гражданина РФ. Гражданство РФ. Воинская обязанность гражданина РФ включает: Гражданин Российской Федерации. Налогоплательщики имеют право: Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки.

«Права и обязанности ученика» - Ученик не должен кого либо оскорблять или обижать. Ученик на уроке обязан молчать. Права ученика. Обязанности ученика на перемене. Ученик не имеет прав трогать чужие вещи. На перемене ученик обязан не орать и не бегать Ученик не должен драться. Обязанности ученика. Обязанности ученика на уроке. Права и обязанности ученика.

«Обязанности человека» - Построй свою жизнь, как ты хочешь! Платон. Узбекская сказка "Глаза и лоб". А какие обязанности у учеников? Что ответил Мастер своему ученику? " Уважен, хочешь быть, умей других уважать". Живи разумно полезно для себя и приятно для других! Прислушиваться совету старших необходимо.

Тифлопедагог (греч. «typhlós» — слепой) — профессиональный педагог, обучающий слабовидящих или слепых детей.


Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Работа тифлопедагога востребована в специализированных образовательных учреждениях, школах-интернатах или специальных классах обычных средних школ.

Обязанности

Большую часть информации из окружающего мира люди принимают через зрение. Если ребёнок слепнет, или он слеп с рождения, то ему требуется особенная помощь в восприятии информации и процессе познания.

Тифлопедагог, применяя различные методики, учит ребёнка считать, читать и писать, прививает навыки самообслуживания, помогает ориентироваться в пространстве. Важную роль играет нравственное и этическое воспитание.

Главная задача педагога — полностью подготовить ребёнка к сознательной жизни, в которой ему придётся искать работу, создавать семью и заводить детей.

Важные качества

Для успешного выполнения обязанностей тифлопедагогу требуются любовь к детям, желание помочь слабому, ответственность и доброжелательность.

Отзывы о профессии

«Успехи в обучении и хорошие взаимоотношения со сверстниками помогут ребенку развить такие важные личностные качества как самоуважение, стремление к признанию среди соучеников и родных, потребность в самовыражении. Как помочь ребёнку достичь всего этого? Самое главное, что должен понимать слепой ребенок и его родители, — то, что малышу придется жить в мире, приспособленном для зрячих людей».

Владимир Устинов,
вице-президент Российского благотворительного фонда для слепых и слабовидящих детей.

Стереотипы, юмор

На должности чаще всего можно встретить женщин, как более склонных к помощи больным детям, а также более приемлемых с точки зрения самих детей и их родителей.

Обучение

Чтобы стать тифлопедагогом, необходимо получить высшее профильное образование в педагогическом вузе. Направление представлено в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена.

Педагогические вузы Москвы: Московский социально-педагогический институт, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский государственный областной университет, Московский педагогический государственный университет, Московский городской педагогический университет.

Тифлопедагог ОУ для детей с нарушением зрения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. Тифлопедагог осуществляет свою работу по следующим направлениям.

Тифлопедагогическое обследование воспитанников и учащихся.

Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

Участие в методической работе ОУ.

Работа с родителями детей, посещающих ОУ.

Тифлопедагогическое обследование .

Чтобы коррекционное обучение ребенка было эффективным, тифлопедагог должен иметь полное представление об особенностях развития каждого ребенка, о его возможностях участвовать в процессе обучения. Такие представления тифлопедагог получает в результате тифлопедагогического обследования детей. Тифлопедагогическое обследование каждого ребенка проводится в начале, середине и конце учебного года .

Предварительно тифлопедагог изучает всю медицинскую документацию каждого ребенка (общую медицинскую карту, офтальмологическую карту, заключение МПК, психолого-педагогическую и тифлопедагогическую характеристики ребенка, составленные учителями-дефектологами детского сада, который он посещал, выписки из стационарных медицинских учреждений, где проводилось лечение зрения или обследование ребенка).

Важнейшее требование, предъявляемое к диагностике ребенка с нарушением зрения – она должна быть комплексной . Необходимо привлечение данных о ребенке, полученных всеми специалистами (врач-педиатр, невропатолог, офтальмолог, тифлопедагог, логопед, психолог, учитель, воспитатель).

При проведении обследования тифлопедагог пользуется тестами, диагностическими материалами, отвечающим требованиям, предъявляемым к пособиям , используемым в работе с детьми, имеющими нарушение зрения.

Тифлопедагогическое обследование включает : изучение восприятия цвета, формы, величины; сложной формы; зрительного внимания; восприятия пространства; ориентировки в пространстве; предметных представлений; восприятия сюжетных изображений. Обращает внимание на развитие других психических процессов, особенности осязания и мелкой моторики, навыки СБО.

Для диагностического обследования, тифлопедагог подбирает соответствующий материал : натуральные предметы, игрушки, предметные и сюжетные изображения, Этот материал должен отвечать определенным требованиям, предъявляемым к пособиям для работы с детьми, имеющими патологию зрения. Так, натуральные предметы должны быть не большими, удобными для зрительного и осязательного обследования, с четко выраженными характерными признаками; игрушки – те, которые реально передают внешний вид, особенности строения, основные детали, правильное соотношение частей изображаемых предметов; игрушки, изображающие животных, должны правдиво отображать их внешний вид (строение, соотношение частей, окрас); предметные изображения должны быть контрастными по отношению к фону, без лишних деталей и с четким контуром; на сюжетных изображениях должны быть хорошо выделены передний (ближний, средний и задний (дальний) планы. Изображение не должно быть загружено деталями, не передающими содержание сюжета.



Проводится тифлопедагогическое обследование детей, как правило, индивидуально . В ряде случаев (например, когда нужно выявить особенности взаимодействия детей, умения общаться, особенности поведения в коллективе, умение общаться и участвовать в коллективных играх и т.д.) тифлопедагогическое обследование проводится с подгруппами или со всей группой детей.

Тифлопедагогическое обследование проводится в помещении, в котором ребенок чувствует себя комфортно. Это может быть кабинет тифлопедагога или помещение группы (когда остальные дети на прогулке), если ребенок чувствует себя там увереннее.

На основании результатов тифлопедагогического обследования определяется содержание коррекционного обучения, выбираются адекватные выявленным возможностям учащихся средства и методы обучения. Составляется индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут .

Проведение специальных коррекционных занятий с детьми .

Тифлопедагог проводит индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия: РЗВ, СБО, ОвПР, РОиММ. Подгрупповые (4-5 детей) - 2-3 раза в неделю; индивидуальные - от 1 до 5 раз в неделю в зависимости от инд. особенностей и потребностей ребенка.

Участие в методической работе ОУ .



· Помощь педагогам в осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям, в выборе наиболее эффективных приемов обучения, в подборе наглядного и дидактического материала, отвечающего определенным требованиям.

· Обеспечение коррекционной направленности воспитательного процесса.

· Посещение тифлопедагогом общеобразовательных уроков и занятий с детьми воспитателей

· Выступления тифлопедагога на педагогических советах.

· Индивидуальное консультирование учителей и воспитателей.

· Проведение семинарских занятий.

· Открытые занятия тифлопедагога с детьми для учителей и воспитателей

· Пропаганда тифлопедагогических знаний.

Работа с родителями

· выступление на общих собраниях родителей

· индивидуальные консультации для родителей

· обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком (показ коррекционных занятий с детьми)

· практические занятия с родителями

· выставки популярной литературы, дидактических игр и пособий

· подготавливает задания для выполнения с детьми дома.

Кроме того:

1. Организует свое рабочее место, место работы ребенка, оформляет кабинет с учетом реализуемой программы.

2. Создает развивающую среду в группе с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей воспитанников.

3. Создает методический и дидактический комплексы, включающие в себя каталог по интересующей периодике (журналы «Дефектология», «Развитие и воспитание детей», «Дошкольное воспитание» и др.), специальной литературе, а также конспекты занятий, развивающие игры, оформление которых должно соответствовать офтальмо-гигиеническим требованиям.

4. Ведет соответствующую документацию.

5. Проводит самоанализ деятельности в конце каждого учебного года.

6. Собирает сведения медицинских специалистов о состоянии здоровья ребенка. Обследует уровень познавательных возможностей детей.

7. На основе полученных данных составляет информационно-диагностическую карту на каждого ребенка.

8. Заполняет карту развития ребенка, определяет основные направления коррекционной работы для конкретного ребенка.

9. Планирует коррекционно-образовательный процесс в группе.

10. Изготавливает дидактические пособия с учетом реализуемой программы и состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей детей.

11. Тифлопедагог постоянно работает над повышением уровня самообразования. В течение года разрабатывает выбранную тему (изучает ее теоретически и готовит практические наработки); по графику администрации посещает курсы повышения квалификации, посещает мероприятия, проводимые на факультете коррекционной педагогики ЧГПУ и т.д.

12. Постоянно заботится о повышении квалификации (участвует в работе курсов и т.д.).

13. Следит за изданием новой методической литературы. Знакомиться с ее содержанием, анализирует и доводит до сведения воспитателей, родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения.

14. Проводит просветительскую работу среди воспитателей, медицинских специалистов, родителей по вопросу обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения.