Биографии Характеристики Анализ

Где находится город байкалово. История

Верхнебуреинский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, пересекается Байкало-Амурской железнодорожной магистралью и железной дорогой Известковая-Чегдомын. Площадь района 63,8 тыс.кв. км. Верхнебуреинский район расположен в центральной части Хабаровского края в бассейне среднего и нижнего течения реки Буреи. На северо-западе район граничит с районом им. П. Осипенко, на востоке – с Солнечным, на юго-западе с Хабаровским районами Хабаровского края, на юге – с Еврейской автономной и на западе – с Амурской областями.Общая площадь района составляет 8% территории края.

На территории района преобладает горный рельеф образованный хребтами массива Сихотэ-Алинь. Хребты сильно изрезаны многочисленными горными реками. Максимальная высота над уровнем моря составляет 1690 м (г. Яко). В северо-восточной части расположен федеральный заповедник «Буреинский» площадью 358 тыс. га. В центральной части располагается краевой заказник «Дубликанский» в 137 тыс. га.

Основные отрасли хозяйства - промышленность и железнодорожный транспорт. Верхнебуреинский район является единственной топливной (угольной) базой Хабаровского края. Виды деятельности населения района: добыча полезных ископаемых (в общем объеме почти 64% составляет уголь); производство и распределение электроэнергии, газа и воды; лесозаготовки. Развивается пищевая промышленность, малый и средний бизнес.

С запада на восток территорию района пересекает Байкало-Амурская магистраль. Перспективы района связаны с развитие транспортного узла, в том числе современных автодорог, наращиванием угледобычи и обогатительных мощностей, строительством ТЭС. Крупнейшие предприятия района: ОАО "Ургалуголь" (годовая мощность шахты "Ургальская" - 1,7 млн тонн), ООО "Востоколово".

Транспорт По территории Верхнебуреинского района проходит участок Байкало-Амурской магистрали, являющейся частью Дальневосточной железной дороги. Железнодорожный транспорт является основным средством сообщения с населенными пунктами района. По железной дороге возможно сообщение с г. Комсомольском-на-Амуре, Амурской областью и Еврейской автономной областью (участок Транссибирской магистрали). Железнодорожная станция рп. Новый Ургал в сутки способна пропускать 13 пар поездов и перерабатывать 780 вагонов. Станция приспособлена для обработки грузов различной номенклатуры.Перевозки пассажиров и грузов по маршрутам «Хабаровск - Чегдомын», «Тында - Комсомольск-на-Амуре» осуществляет отделение Дальневосточной железной дороги, являясь крупнейшим бюджетообразующим предприятием района.

Основная автомобильная дорога района связывает населенные пункты вдоль железной дороги (Алонка – Герби) с г. Комсомольском-на-Амуре. На основном протяжении дорога имеет V категорию, часть ее является зимником. Прочие дороги района имеют местное значение и не связаны в единую сеть (за исключением дороги Чегдомын-Шахтинский-Софийск). Такие дороги относятся к IV - V категориям и имеют грунтовое покрытие.Расстояние от административного центра района пос.Чегдомын до г. Комсомольска-на-Амуре по автомобильной и железной дорогам составляет около 530км. Регулярное сообщение с г. Хабаровском осуществляется по железной дороге, время в пути – 16 ч 30 мин.

Глава Верхнебуреинского муниципального района

Титков Петр Федорович

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР РАЙОНА р.п.ЧЕГДОМЫН

Верхнебуреинский район образован решением Дальневосточного краевого исполнительного комитета от 14 июня 1927 года, тогда он получил название Верхнебуреинского туземного района эвенки (тунгусов).

В него вошли родовые Советы: Чекундинский, Чеуглинский, Тырминский; земли Софийского, Ниманского и Могдинского Советов были причислены к району позднее, когда решались вопросы землеустройства северных районов Хабаровского края. Чеуглинский Совет был передан Бурейскому району Амурской области.

Как «Верхнебуреинский» район начал существовать с 1936 года с районным центром в поселке Чекунда. В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР районный центр Чекунда переведен в поселок Средний Ургал. В августе 1948 года в связи с выделением Амурской области в самостоятельную, район был передан в непосредственное подчинение Хабаровского края и отнесен к центральным его районам.

В апреле 1939 года под высокой сопкой началось строительство Чегдомына. Топонимика свидетельствует, что название поселка происходит от эвенкийских слов «дягла му», что означает «сосновая вода». К началу 1940 года Чегдомын представлял собой в основном палаточный городок, на фоне которого выделялись 12–14 бараков.

Переселенцам государство выдавало кредит в размере семи тысяч рублей сроком на десять лет. На эти деньги люди должны были построить дома и завести хозяйство.

В 60-е годы поселок разделился на две части: нижний Чегдомын, построенный вокруг шахты, и верхний Чегдомын (Городок, Стройгородок), отстроенный на сопке.

Великая Отечественная война заставила свернуть большое промышленно- транспортное строительство. Шахты были законсервированы. Строительство Байкало-Амурской магистрали, начатое в 1939 году, было приостановлено, с железной дороги были сняты рельсы (1942-1943гг.). Возрождение Ургальской шахты началось в 1948 году. Началось строительство новых посёлков, развивались базы угольной, золотодобывающей, лесной промышленностей.

Главным транспортным путем была река Бурея. Путь в район начинался в поселочке Бурея – пристань, откуда вверх по реке поднимался небольшой пароход. Он доходил обычно до Чекунды. Если стояла высокая вода, то чуть дальше. В Чекунде грузы перекладывались с парохода на лошадей, оленей и транспортировались по вьючным тропам на север – в поселок Софийск.

Зимой же по Бурее прокладывалась ледовая дорога, и по этой трассе передвигались обозы, обычно состоявшие из 20-30 саней. Именно таким путем – по льду реки – апрельским днем 1939 года в долину Иванова ключа прибыла колонна из пяти мощных тракторов ЧТЗ и четырех грузовиков ЗИС-5. Люди, приехавшие на машинах, принялись пилить деревья, корчевать пни, возводить временное жилье. На крышу одного из бараков прикрепили шахтерскую эмблему – два скрещенных молотка. Так был основан Чегдомын.

Чегдомы́н в настоящее время имеет статус посёлка городского типа, с 1956 г. является административным центром Верхнебуреинского района. Посёлок расположен в 630 км северо-западнее Хабаровска, в 300 км к западу от Комсомольска-на-Амуре. Население Чегдомына 12334 чел. (2015). Имеется железнодорожная станция Дальневосточной железной дороги (сооружена при прокладке Байкало-Амурской магистрали), а также железнодорожное сообщение с Хабаровском, Комсомольском-на-Амуре, Тындой.

В числе объектов социального назначения в Чегдомыне имеются: 5 средних общеобразовательных школ; 7 детских садов; детская школа искусств; филиал Хабаровского промышленно-экономического техникума; профессионально-техническое училище, поликлиника; 3 библиотеки, районный краеведческий музей; кинотеатр; дом культуры; дом ветеранов; 4 отделения почтовой связи; 193 предприятия розничной торговли.

В Чегдомыне сконцентрировано основное промышленное производство. Строительство Байкало-Амурской магистрали стало знаменательной вехой в социально-экономическом становлении района. Традиционно развитие территории базировалось на угледобыче, лесозаготовке, добыче золота. Эти отрасли получили своё развитие в силу географических особенностей местоположения района и его природных ресурсов.

Крупнейшими предприятиями в Чегдомыне являются ОАО «Ургалуголь» принадлежит компании СУЭК; ЗАО «Артель старателей «Север»; ОАО «Артель старателей «Ниман»; ОАО «Артель старателей «Ниман-2»; ОАО «Чегдомынский хлебозавод»; ЗАО «Декос»; ОАО «Скидер»; ЗАО «Бонитет»; ООО «Мирас».

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА

Городские поселения -2 Сельские поселения -11
  • Новоургальское городское поселение - пгт Новый Ургал (пос.Лиственный, пос.Ургал)
  • Городское поселение «Чегдомын» - пгт Чегдомын (пос.Цэс)
  • Аланапское сельское поселение - с. Аланап (пос.Стройучасток)
  • Алонское сельское поселение - с. Алонка
  • Гербинское сельское поселение - с. Герби
  • Софийское сельское поселение - пос. Софийск
  • Согдинское сельское поселение - с. Согда (пос.Казарма 193 км.)
  • Среднеургальское сельское поселение - с.Средний Ургал (пос.Веселый)
  • Сулукское сельское поселение - пос.Сулук (с.Солони, пос.Станции Мошка, пос. Станции Ушман, пос.Станции Ягдынья, пос. Станции Казарма 193 км.)
  • Тырминское сельское поселение - пос.Тырма (пос. Казарма 142 км., пос. Казарма 146 км., пос. Казарма 156 км., пос. Казарма 180 км.,
  • пос.Станции Зимовье, пос. Станции Таланджа, пос.Станции Таракилок, пос.Станции Эхилкан)
  • Усть-Ургальское сельское поселение - с.Усть-Ургал
  • Чекудинское сельское поселение - с.Чекунда (пос.Станции Адникан, пос. Станции Эльга)
  • Этыркенское сельское поселение - пос. Этыркен

Сайт Байкалово, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Байкалово

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Байкалово. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Байкалово. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Байкалово представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Байкалово вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Байкалово. Быстрая доставка.

Село Байкалово было основано в начале 1630-х годах выходцами из Вятской, Вологодской, Нижегородской губерний. Точных сведений о происхождении названия нет. По преданию, первые переселенцы обосновались вблизи жилища татарского князька Байкала, или по другому мнению само название села происходит от татарского Бай - богатый человек.


С 1643 года селение стало называться Байкаловской слободой. Для защиты от набегов кочевников сооружен острог. К 1683 году насчитывалось 48 крестьянских дворов.

В 1774 году крестьяне поддержали повстанческие войска Емельяна Пугачева, руководителем восстания был местный священник. Ирбитские купцы и торговцы, боясь потерять возможность проведения Ирбитской ярмарки, на свои деньги снарядили карательную экспедицию, которая разгромила плохо обученный отряд бунтовщиков. Вскоре восстание было полностью подавлено правительственными войсками.


С момента заселения территории основным занятием жителей остается земледелие. Проживая сельскими общинами, крестьяне сеяли, кроме зерновых, лен и коноплю, из которых ткали холсты и шили платья. Развивались промыслы: гончарный, кожевенный, маслобойный и другие. Крестьяне уходили на заработки на Ирбитскую ярмарку, проводившуюся каждый февраль. Занимались извозом, продажей своих изделий.


В 1800 году в Байкалово был построен каменный трехпрестольный храм Покрова Божией Матери. Во время престольных праздников повсеместно проводились ярмарки, крестьяне продавали зерно, семена, сено, деготь и т. п.
Пермскою Палатою государственных имуществ в 1839 году открыто народное училище. Таким образом, Байкаловская средняя школа является самой старейшей в районе.

К 1873 году село увеличилось до 170 дворов. Развивалось коневодство, пользовался известностью местный конный базар, в 1913 году в Байкалово проводилась Ирбитская уездная выставка лошадей.

В 1920-х годах создаются первые коммуны и товарищества по совместной обработке земли «Путеводная звезда», «Федерация», «Республика», «Победа» и другие.

12 ноября 1923 года село становится центром Байкаловского района в составе Ирбитского округа Уральской области, который просуществовал до 1929 года.

В 1929 году образована крупнейшая на Урале коммуна-колхоз «Гигант», начинается выпуск районной газеты. В 1950 году организован колхоз им. Калинина, который в дальнейшем реорганизован в совхоз «Байкаловский».

В 1958 году село Байкалово становится центром Байкаловского района, который образован в результате слияния Краснополянского и Еланского районов.


1 февраля 1963 года Байкалово теряет статус районного центра и входит в состав Ирбитского сельского района. 13 января 1965 года село вновь становится райцентром восстановленного Байкаловского района.

С 10 августа 1972 по 1991 годы Байкалово имело статус поселка городского типа. Это был наиболее продуктивный период развития районного центра. В это время аэропорт местных воздушных линий связывал Байкалово с аэропортами «Уктус» г. Свердловска, г. Ирбита, п. Слобода Туринская. В 1981 году было перевезено 2650 пассажиров.


На 1 января 1982 года в Байкалово проживало 5,7 тысяч человек, что составляло 27% от всего населения района. Застройка в основном, одноэтажная, деревянная, лишь в центре поселка, вдоль улицы Мальгина, имеются 2-3 капитальных жилых дома. Общепоселковый центр исторически сложился на пересечении улиц Мальгина и Революции, где размещен ряд административных, культурных и торговых зданий, имеющих общерайонное значение.

Промышленно-коммуникационная зона формировалась в северной части поселка вдоль автодороги на Туринскую Слободу и была представлена маслодельным, комбикормовым заводами, райпромкомбинатом, хлебокомбинатом, строительными, коммуникационными и складскими предприятиями. Доля промышленности в совокупном объеме промышленности и сельского хозяйства района составляла 28,3%.


Маслодельный завод выпускал масло животное, цельномолочную продукцию, казеин, заменитель цельного молока. Заменитель цельного молока – новый вид продукции, который освоен заводом после завершения строительства цеха ЗУМ в 1980 году. Производительность данного вида продукции – 600 тонн в год.

Второе предприятие отрасли – Байкаловский хлебокомбинат. В его состав входили: хлебозавод и цеха: коптильный и безалкогольных напитков. Пекарни хлебокомбината функционировали также в селах Елань, Ляпуново и Краснополянское. В 1983 году хлебокомбинатом было выпущено 4,2 тысячи тонн хлебобулочных изделий, 0,8 тонны карамели, 77,8 тонны копченой рыбы.

Отрасль мукомольно-крупяной и комбикормовой продукции представлял межхозяйственный комбикормовый завод, мощность которого была 200 тонн комбикорма в сутки.

После кризиса 1990-х годов переживает сложное положение, которое усугубляется постоянным снижением закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Байкалово расположено в юго–восточной части Свердловской области в 250 км к востоку от г. Екатеринбург. Ближайшие железнодорожные станции: г. Талица – 50 км и г. Ирбит - 60 км.
Площадь территории села Байкалово составляет 824.33 га. Общая численность населения составляет 5828 человек (2010 г). На территории района проживает 15252 (2016 г.) человек.


Село Байкалово расположено на слиянии трех рек: Иленьки, Сарабайки, Липовки, на берегу пруда. В центре села, вдоль главных улиц Мальгина и Советской, размещается административно-деловой центр, который сформирован общественными зданиями: администрация сельского поселения, больница, узел связи, РОВД, банк, редакция, сконцентрирован торговый комплекс. По улице Кузнецова размещается средняя школа, Дом культуры, школа-интернат, детский сад.

На пересечении улиц Мальгина и Советской находится , площадь с обелиском воинам-бойцам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Территория равнинная, лесистая. Климат характеризуется избытком осадков, резкими колебаниями температуры воздуха. Почвы, в основном, черноземные, плодородные.

По многолетним данным среднегодовая температура воздуха колеблется от +0.1 до –1.5 С. Среднемесячная температура воздуха самого холодного месяца, января -15 С, самого теплого – июля +17 С. Крайние пределы колебания летом до 33 градусов тепла, зимой до -45 градусов по Цельсию. Продолжительность периода с температурой выше 0 С – 195 дней. Абсолютный минимум температур составляет -45 С. Абсолютный максимум +38С. Среднегодовое количество осадков составляет 70 мм. Продолжительность безморозного периода составляет 99-112 дней. Продолжительность периода с устойчивым снежным покровом составляет в среднем 160 дней (с 10 ноября по 10 апреля). Высота снежного покрова на открытом месте достигает 35 см. Ветры преобладают западных и юго-западных направлений. Средняя скорость ветров в январе – 3.5 м/сек., в июле – 3.0 м/сек.


Животный мир богат различными видами животных, характерных для лесостепной зоны, представлены: заяц-беляк, горностай, колонок, лисица, лось, из хищников – рысь. Из птицы: рябчик, тетерев, куропатки, перепелки и другие. Из пернатой болотной дичи характерны: утки-кряквы, чирки, различные виды куликов.

Рыбы представлены обычными для Зауралья видами. Для рек и прудов характерны: плотва, уклейка, окунь, щука, ерш, реже лещ, карп, налим и сиговые.