Биографии Характеристики Анализ

Главные герои рассказа ступеньки носова. Урок литературного чтения на тему Н.Носов "Ступеньки"(1 класс)

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

Николай Носов

Ступеньки

днажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошел он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

Ну, чего ж ты остановился? - спрашивает Валя.

Ну вспоминай, - говорит Валя. Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:

Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнем сначала.

Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.

Одна, - говорит Петя, - две, три, четыре, пять...

И снова остановился.

Опять забыл? - спрашивает Валя.

Забыл! Как же это! Только что помнил я вдруг забыл! Ну-ка, еще попробуем.

Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:

Одна, две, три, четыре, пять...

Может быть, двадцать пять? - спрашивает Валя.

Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придется опять сначала.

Не хочу я сначала! - говорит Валя. - Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.

Не хочешь - не надо, - ответил Петя. - А я не пойду дальше, пока не вспомню.

Валя пошла домой и говорит маме:

Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.

Валя побежала обратно к лестнице, а Петя все ступеньки считает:

Одна, две, три, четыре, пять...

Шесть! - шепчет Валя. - Шесть! Шесть!

Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошел до дому, потому что научился только до десяти считать.

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
– А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:


– Ну, чего ж ты остановился? – спрашивает Валя.
– Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.
– Ну вспоминай, – говорит Валя. Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:
– Нет, я так не могу вспомнить. Ну ка, лучше начнём сначала.
Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.
– Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять…
И снова остановился.
– Опять забыл? – спрашивает Валя.
– Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну ка, ещё попробуем.
Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.
– Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из за тебя забыл! Придётся опять сначала.
– Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.
– Не хочешь – не надо, – ответил Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.
Валя пошла домой и говорит маме:
– Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
– А дальше шесть, – сказала мама.
Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Шесть! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!
– Шесть! – обрадовался Петя и пошёл дальше. – Семь, восемь, девять, десять.
Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.

Рассказ. Иллюстрации: Семенова И.

Название произведения: Ступеньки
Николай Носов
Год написания: 1938
Жанр произведения: детский рассказ
Главные герои: Петя - мальчик, Валя - младшая сестра

Сюжет

Мальчик Петя ходит в детский сад. Сегодня он научился считать до десяти. У ворот дома брата ждет сестренка Валя. Петя хочет поделиться с ней своими умениями в подсчете. Поэтому предлагает сосчитать ступеньки лестницы, ведущей в дом. Но вместе поднимаясь Петя досчитал только до пяти и забыл что идет дальше. Чтобы вспомнить, было решено вернуться на исходную позицию. Но это не помогло. Как не старался мальчик вспомнить, это не удавалось. Он захотел еще раз спуститься, но Валя стала жаловаться, что у нее уже болят ножки. Девочка имела план. Зайдя в дом она спросила у мамы какая цифра идет дальше. Та ответила, что шесть. Валя пошла обратно к брату и шепотом сказала шесть. Услышав это, Петя вспомнил и остальные цифры и зашел в дом. Радость, что смог сосчитать ступеньки согревала детское сердце.

Вывод (мое мнение)

Из рассказа можно научиться целеустремленности. Хотя несколько раз Петя забывал цифру, он не бросил и это занятие. Легко было просто войти в дом, но мальчик прилагал усилия. И они были вознаграждены стараниями младшей сестренки, которая протянула руку помощи брату. Поддержка семьи имеет важную роль. Узнавая что-то новое можно получить удовлетворение.

Тема: «Николай Николаевич Носов «Ступеньки».

Цели и задачи:

    познакомить с творчеством Н.Н. Носова;

    познакомить с произведением Н.Н. Носова «Ступеньки»;

    развивать умение давать оценку поступкам героев;

    упражнять в выборочном чтении;

    развивать навык правильного чтения;

    развивать устную монологическую речь;

    воспитывать интерес к детской литературе;

    использовать технологии здоровьесберегающей деятельности.

Оборудование: портрет Н. Н. Носова, выставка его книг; иллюстрации, предметные картинки; плакат «солнышки».

Формы организации учебной деятельности : фронтальные, индивидуально-обособленные, парные.

Средства обучения : учебник Букварь часть 2 А. Е. Журовой, А. О. Евдокимовой, портрет Н. Н. Носова, выставка его книг, карточки – слова для выразительного чтения, карточки с деформированным планом, солнышки.

Дидактическая цель : совершенствование навыков различных видов чтения (фронтального, выборочного чтения, чтения по ролям, выразительного чтения).

3адачи урока :

Предметные:

Познакомить с творчеством Н. Н. Носова;

Познакомить с произведением Носова «Ступеньки».

Метапредметные:

1) Личностные :

На примере главного героя показать важность доведения начатого дела до конца, добиваться успеха путем упорного труда.

2) Регулятивные :

Развивать умение давать оценку поступкам героев;

Учить анализировать и оценивать свое чтение;

Анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной деятельности;

Оценивать влияние настроения человека на его работу.

3) Познавательные :

Развивать интерес к детской литературе;

Развивать речь учащихся через словарь эмоций и чувств, словарь качеств литературного героя и нравственной оценки его поступка;

Учить анализировать и исправлять деформированный план.

4) Коммуникативные :

Создать условия для развития умения работать в паре;

Воспитывать уважительное отношение к собеседнику;

Научить приводить доказательства истинности своего мнения.

Ход урока:

I .Организационный момент.

Действительно, такое солнце приносит радость, хорошее настроение. А когда человек с хорошим настроением начинает работу, то и работа у него идет хорошо. Мне нравится ваш настрой на работу, и я оставлю это веселое солнце светить на нашем уроке.

II . Подготовительные упражнения.

1) Дыхательная гимнастика.

А сейчас, ребята, мы с вами сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе.

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох носом, выдох носом.

Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

На одном вдохе произнесите несколько звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: ф! – ф! – ф!...

2) Игра «Составь слово».

На нашей доске вы увидели отдельные слоги. Составьте из них слова. (на доске вывешиваю слова)

СТУ – ПЕНЬ – КИ

    Как вы думаете, для чего мы составили это слово?

    Правильно, так называется произведение, которое мы будем читать на уроке.

Потрет Носова. (вывесить на доску)

III . Объявление темы урока.

Так называется рассказ Николая Николаевича Носова «Ступеньки» с которым мы сегодня с вами познакомимся.

Н а д о с к е: портрет Н.Н. Носова, выставка его книг.

Возможно, вам знакомы книги на этой выставке. Их автор Н. Н. Носов. О чём он пишет?

[О детях, их поступках. ]

    Какая же цель нашего урока?

    Познакомиться с произведением Н.Н. Носова.

Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в городе Киеве в семье актёра. В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку. Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии.

Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссёром. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 году был напечатан первый рассказ «Затейники». Затем появились другие рассказы.

Проверим, внимательно ли вы слушали.

    Кем мечтал стать Носов в школьные годы?

    Кем он работал? (режиссером)

    Для кого он сначала писал свои рассказы? (для сына)

Мы прочитаем рассказ «Ступеньки».

IV . Работа по теме урока.

1) 1) Чтение рассказа «Ступеньки» учителем . Дети слушают чтение учителя, следят, воспринимают текст произведения. (буксир)

2) Беседа по содержания текста .

Понравился рассказ?

О ком это рассказ?

- Назовите главных героев рассказа?

3Физминутка для глаз.

4) Работа с текстом. Выборочное чтение (поиск предложений в тексте)

Что произошло на лестнице?

А какое число он забыл?

Кто нашел выход из трудной ситуации?

Как вы думаете, нужно ли доводить начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

С кем бы из двух героев рассказа вы хотели бы дружить? Почему?

6. Восстановление деформированной последовательности плана рассказа в работе в парах.

1) - Ребята, вам хорошо запомнился рассказ? Давайте проверим?

Восстановите правильную последовательность событий. Поставьте цифры в нужном порядке.

Ну, чего ты остановился? 2

Ну-ка, лучше снова начнем сначала. 3

Может быть, двадцать пять? 4

Хорошо, что лестница кончилась… 7

7) Моделирование обложки. (РАБОТА В ПАРАХ)

Что вы слушали? (рассказ)

Покажите это на модели обложки. (дети на листочках рисуют прямоугольник).

О ком этот рассказ? (о детях). Покажите это на модели. (дети раскрашивают прямоугольник жёлтым цветом).

Николай Николаевич Носов написал много интересных рассказов для детей о детях.

Как называется рассказ? Покажите заголовок на обложке.

Теперь давайте правильно назовем произведение, которое вы слушали.

(Н.Носов. Рассказ о детях. «Ступеньки».)

Ступеньки.

Вывешивается модель обложки, дети сверяют со своими листочками.

ФИЗМИНУТКА

9) Чтение рассказа по ролям.

    Кто герой рассказа? Назовите.

Как звали сестрёнку Пети?

На какой ступеньке застрял Петя?

Кто был старше Петя или Валя?

Сколько всего было ступенек?

Что вам понравилось в характере Пети?

Можно ли научиться новому делу без настойчивости?

2. Выбор заглавия рассказа?

Выберите половицу, которую можно сделать названием рассказа Н. Носова «Ступеньки»:

    Терпенье и труд всё перетрут.

    Глаза страшат, а руки делают.

Умел начать, умей и окончить.

V .Итог урока.

1. Рефлексия

    Какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться с рассказом)

    Достигли ли мы этой цели?

Весь урок нам светило «солнышко». Помогло ли оно вам на уроке, мы проверим. У вас два солнышка: одно – веселое, другое - грустное.

Поднимите то солнышко, что соответствует вашему настроению и проделанной работе на уроке.

У нас было одно солнышко, а теперь много веселых солнышек еще добавилось и от этого в нашем классе стало еще светлее и радостней.

В рассказе показана простая история о маленьком Пете и его сестре Вале. Здесь показано возвращение Пети домой из детского сада. Сестренка ждала его у ворот и очень обрадовалась. Дорога до самого дома оказалась долгой, точнее, подъем по лестнице. Дело в том, что в тот день Петя научился считать. Понятно, что это очень важное для любого ребенка событие. И вот он решил немного похвастаться перед своей младшей сестрой Валей.

Собственно, он и похвалился, что теперь умеет считать до десяти. Но просто сказать это ему показалось мало. Нужно было, конечно, продемонстрировать. И он стал считать ступени, по которым шел домой. До шестой всё было нормально: он называл номер и делал шаг… Но вот цифру «шесть» Петя вдруг позабыл! И не хочет никуда идти. Точней, он снова спустился по лестнице и начал свой счёт, но на «шесть» опять сбился. У Вали уже ноги заболели ходить вверх-вниз. Но Петя упрямится - вспомнит, тогда пойдёт, а так не может свернуть со своего пути. Вот Петя мучительно вспоминает, а Валя ничем не может ему помочь, ведь она-то считать ещё совсем не умеет.

Тогда Валя догадалась сбегать к маме. Девочка объяснила ей ситуацию, а мама не стала ругать Петю, не забрала его с лестницы, а просто подсказала Вале, мол, шесть. И Валечка довольная побежала снова на лестницу, прошептала брату подсказку.

Впрочем, кажется, он и не заметил этого, а «вдруг» так вспомнил, что это самое несчастное число, которое его не пускало домой, просто шесть. Валя не стала заострять на этом внимания, а порадовалась с братом.

И только тогда мальчик досчитал ступени и дошел до дома, где их уже ждала мама. Автор справедливо замечает, дескать, хорошо, что ступеней к их квартире оказалось как раз десять. Было бы их больше, так, наверное, Петя, вообще, не дошел бы домой – из принципа.

Рассказ учит не «застревать», ведь, с одной стороны, упорство хорошее качество, а с другой – иногда очень мешает нормальной жизни, поэтому нужно выбирать золотую середину.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Носов Николай. Все произведения

  • Автомобиль
  • Ступеньки
  • Федина задача

Ступеньки. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гиляровский Москва и москвичи

    В данном произведении говорится о том, как автор долгое время изучал Москву, быт людей, живущих в ней, обычаи и особенности. Он делал это пятьдесят лет. Начиналось все при Александре втором

  • Краткое содержание Слуга двух господ Гольдони

    Во время помолвки юных возлюбленных Клариче деи Бизоньози и Сильвио Ламбарди в дом заявляется беспардонный слуга синьора Федериго Распони по имени Труфальдино и сообщает, что его хозяин ожидает приглашения внизу

  • Краткое содержание Носов Клякса

    Федя - главный герой произведения «Клякса», написанного советским писателем Николаем Николаевичем Носовым. Мальчик очень любил смешить одноклассников. На одной из перемен Федя стал отбирать флакончик с тушью

  • Краткое содержание оперы Принцесса Турандот Пуччини

    Дворец императора окружен народом, который взволнован тем, что уже какой-раз Мандарин объявляет указ правителя Альтоума, прозванного Сыном неба.

  • Краткое содержание Пикуль Каторга

    Русский писатель Валентин Саввич Пикуль написал ряд книг о жителях Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. В 1987 году вышел его исторический роман «Каторга».