Биографии Характеристики Анализ

Человеческий порок в басне осел и соловей


Иван Крылов. Басня "Осёл и Соловей"
Произведения русских писателей XIX в.

И. С. Тургенев писал: «С самого детства Крылов всю свою жизнь был типичнейшим русским человеком: его образ мышления, взгляды, чувства и все его писания были истинно русскими, и можно сказать без всякого преувеличения, что иностранец, основательно изучивший басни Крылова, будет иметь более ясное представление о русском национальном характере, чем если прочитает множество сочинении, трактующих об этом предмете».

На этом уроке вы узнаете ещё об одном пороке русского общества, изобличённом великим баснописцем.

Басня же, о которой пойдёт речь, была написана более ста лет назад, но не потеряла своей актуальности до сих пор.

Рис. 1. О. А. Кипренский. «Портрет И.А. Крылова», 1816 ()

Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова (рис. 1): «Какой-то вельможа (по словам одних - гр. Разумовский, по другим - кн. А. Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп. Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?» - «Не умею», - скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей». Кеневич В.Ф. Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»

После публикации басни Крылова стали называть «Соловьем». Это прозвание вошло в литературу.

Обратимся к тексту басни.

Осел и Соловей (рис. 2)

Рис. 2. Кадр из мультипликационного фильма по мотивам басен И.А. Крылова «В мире басен» ()

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;

«Изрядно, - говорит, - сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.

Избави, Бог, и нас от этаких судей.

Владислав Феофилович Кеневич, современник и первый систематический исследователь литературной деятельности Крылова, в «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова» писал: «Известно, что Крылов был к себе несравненно строже, чем его читатели: он по многу раз переписывал одну и ту же басню, всякий раз переделывал её и удовлетворялся только тогда, когда в ней не оставалось ни одного слова, которое, как он выражался, «ему приедалось». Именно поэтому мы можем утверждать, что каждое слово в басне И.А. Крылова несёт определённую смысловую нагрузку.

Итак, в басне два ключевых образа: Осёл и Соловей.

Какие слова и выражения использует баснописец, чтобы создать образ Осла? Обратимся к словарю.

«Дружище» - фамильярное обращение к другу (отметим, что Соловей не являлся другом Осла, что придаёт его обращению ещё больше фамильярности и небрежности, что позволяет сделать вывод о невоспитанности Осла).

Далее - слово «мастерище» , казалось бы, передаёт восхищение. Мастерище - это мастер, виртуоз в своём деле, да ещё в превосходной степени. Но созвучность со словом «дружище», да ещё явная тавтология «великий мастерище» вновь негативно характеризует Осла, свидетельствуя о его невежестве.

ТАВТОЛО́ГИЯ (от греч. tauto - «то же самое» и logos - «слово, понятие») - повторение одного и того же разными словами. В качестве стилистического приема относится к роду плеоназма (излишества).

«Изрядно», - говорит Осёл, прослушав пение Соловья. «Изрядно» - значит «значительно, превосходно». Однако в толковых словарях это слово всегда сопровождается пометой «разг.», что означает «разговорный». То же самое можно сказать и о словах «уставясь» и «навострился».

Деепричастный оборот «уставясь в землю лбом» напоминает нам об ослином упрямстве. А сразу за ним - совет «немножко поучиться» пению у петуха, который судя по местоимению «нашим» является близким приятелем Осла. А теперь вспомним знаменитую пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Ограниченный петух является другом такого же невежи Осла.

Образ Осла вызывает смех у читателя. Такое изображение называется КОМИЧЕСКИМ .

Какими же художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья?

Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы «защёлкал», «засвистал», «отдавался», «рассыпался» . А также сравнение со свирелью, метафору «мелкой дробью рассыпался» , эпитет «томной» свирелью.

Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей: «затихли ветерки», «птички замолкли», «стада животных прилегли», «пастух пением любовался».

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры…

АВРОРА - богиня утренней зари (древнеримская мифология).

Обратим внимание на одну деталь: Соловей вообще не говорит, только поёт, этим автор показывает, что невежественное (просторечное и разговорное) чуждо этому герою в отличие от Осла, который постоянно что-то говорит, при этом использует в основном разговорную и просторечную лексику.

Автор использует приём антитезы , противопоставляя Соловья, мастера своего дела, истинного певца природы, который очаровывает своим пением, и Осла, глупого, невежественного, невоспитанного, который ничего не понимает в настоящем искусстве.

АНТИТЕЗА - стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.

В басне описывается ситуация, которая часто возникает в реальной жизни. Некто самоуверенный и незнающий берется судить о том, о чём не имеет никакого представления.

Мораль басни заключается в словах: «Избави Бог и нас от этаких судей». С помощью приёма аллегории, баснописец передаёт своему читателю мысль о том, что, если о настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.

МОРАЛЬ - это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

АЛЛЕГОРИЯ - иносказание - изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Басня «Осёл и Соловей» была написана Иваном Андреевичем Крыловым более ста лет назад, но до сих пор не потеряла своей актуальности, потому что таких глупых судей, как Осёл, можно встретить в жизни и в наше время.Источник).

Домашнее задание

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению басни И.А. Крылова «Осёл и Соловей».
  2. * Создайте иллюстрацию к басне И.А. Крылова «Осёл и Соловей», используя некоторые приёмы создания комического изображения. Например гротеск (преувеличение) : огромная голова Осла, как признак «большого» ума, но преувеличенно маленькая фигурка Соловья, подчёркивающая, что его значимость не во внешности, а в умении петь. Или деталь . Например очки у Осла, которые ему не нужны, потому что он прекрасно видит и без них, поэтому смотрит не в очки а поверх них.
  3. * Предположите, что Осёл из-за своего упрямства все-таки решил познакомить Соловья со своим приятелем Петухом и написал об этом в письме. Соловей хорошо воспитан и вежлив, поэтому отвечает на письмо Осла. Завязывается небольшая переписка. Придумайте эту переписку (сохраните особенности речи каждого из героев).
  1. Какие человеческие пороки и недостатки осмеивает в своих баснях И. А. Крылов?
  2. Каждая басня Крылова — это «ларчик с секретом». В ней содержится и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не всем. Те, кто хочет избавиться от пороков и недостатков, услышит и сделает вывод. Кичливый, самовлюбленный, нечестный не найдет в басне ничего полезного для себя. Под масками Медведя, Лисы, Волка и других животных и птиц скрываются люди. Баснописец подмечает и осмеивает все отрицательные качества человека: лесть, трусость, бесчестность, корысть, ложь, зависть, хитрость.

  3. Чем отличается басня от сказки?
  4. Каков исторический смысл басни И. А. Крылова «Волк на псарне»?
  5. В 1812 году началась Отечественная война, в которой сошлись две силы, две армии: французская во главе с Наполеоном и русская во главе с Кутузовым. Москва была обречена. Если бы Кутузов решил оборонять город, то русская армия понесла бы большие потери. Кутузов оставил Москву. Наполеон, войдя в город, поджег его. Но вскоре он понял тактику русского полководца и послал Кутузову предложение о мире, но тот не пожелал вести с врагом никаких переговоров. Наполеону пришлось оставить Москву. Кутузов сделал так, что Наполеон вынужден был идти к Можайску и отступать по старой Смоленской дороге. Эта дорога была гибельна для французов: на ней стояли сожженные города и разоренные деревни. В эти дни вышла басня Крылова «Волк на псарне». В сером волке каждый мог узнать Наполеона в его сером походном сюртуке, а в переговорах Волка с Ловчим — попытки Наполеона договориться с Кутузовым.

    После сражения под Красным Кутузов объезжал войска, поздравляя их с победой, а затем, улыбаясь, вытащил из кармана сложенную вчетверо бумагу. «Вот послушайте, какую мне прислал побасенку наш краснобай Крылов...» Кутузов стал читать. Дойдя до стиха «Ты сер, а я, приятель, сед», генерал снял свою фуражку, и все, увидев его серебристые седины, не могли удержаться от восторженных восклицаний. Когда же он прочел заключительные слова басни, то по войску прокатилось громкое «ура».

  6. Почему Ягненок (из басни «Волк и Ягненок») никогда бы не смог оправдаться перед Волком?
  7. В каких строчках заключена мораль этой басни?
  8. В басне «Квартет» Соловей судит музыкантов; в басне «Осел и Соловей» в роли судьи соловьиного пения выступает Осел. В чем разница межу этими двумя судьями?
  9. Соловей сам мастер пения, поэтому он имеет право сказать: «...в музыканты не годитесь!» Ему не нужно даже слушать игру этих музыкантов — достаточно взглянуть на тех, кто составляет квартет. Осел же — олицетворение бездарности, бесстыдной и наглой глупости. Он советует, считая, что разбирается в искусстве лучше Соловья, в то время как ничего в нем не смыслит.

  10. Какова мораль басни «Осел и Соловей»?
  11. В чем мудрость басен И. А. Крылова?
  12. Басни И. А. Крылова, написанные около двухсот лет назад, говорят о том, что всегда волновало и будет волновать людей. О добре и зле, о малодушии и коварстве, об уме, таланте и глупости. В крылатых выражениях крыловских басен — вся мудрость великого баснописца: «скупой теряет все, желая все достать»; «услужливый дурак опаснее врага»; «сила без ума — сокровище плохое»; «а вору дай хоть миллион — он воровать не перестанет»; «почти у всех во всем один расчет: кого кто лучше проведет, и кто хитрей кого обманет»; «ты сер, а я, приятель, сед» и др.

  13. Почему басни И. А. Крылова легко иллюстрировать художникам? Материал с сайта
  14. С какой целью баснописец использует аллегорию?
  15. Что общего в отношении автора к своим юным героям в баснях «Два мальчика», «Вороненок», «Мальчик и Змея»?
  16. Басни И. А. Крылова «Два мальчика», «Вороненок», «Мальчик и Змея» говорят о юных героях и обращены к ним же. При всем различии сюжетов и героев они учат вниманию юных читателей к тем, с кем приходится общаться. Недостаток опыта и умения оценить обстановку мешает героям в самых различных обстоятельст-вах. Сене — в отношениях с бойким прия-телем, Вороненку — во время его «охо-ты», беспечному Мальчику — при случай-ной встрече со Змеей.

Крылов написал очень много замечательных басен, которые являются поучительными и среди них хотелось бы выделить басню Крылова "Осел и соловей", а чтобы познакомиться ближе с сюжетом данной басни, предлагаем изучить басню Крылова "Осел и соловей" в кратком содержании.

Крылов Осел и Соловей

Все начинается со встречи осла и соловья. Осел, увидел соловья и ему захотелось послушать его пение, поэтому он и предложил спеть соловью, а тот бы послушал и сам бы посудил "Велико ль подлинно твое умение". Соловью было не трудно спеть для осла и он запел. Пел соловей на тысячу ладов, он и свистел, и щелкал, и тянул, и переливался. Песня его была прекрасна. Пока он пел, все вокруг замерло: и речка, и птички, и стада, и тот же пастух заслушался.

Но, вот соловей закончил свое пение. Осел же, вместо того, чтобы похвалить соловья, сравнил его с петухом, и посоветовал у петуха поучиться пению. Не ожидал соловей такого суда, развернулся и улетел, лишь бы подальше от такого судьи.

Мораль басни Крылова Осел и Соловей

Мораль же басни Крылова звучит в конце так: "Избави бог и нас от этаких судей". Другими словами Крылов говорит в басне о том, что нельзя судить знания и умения других, если сам не в курсе дела, если сам не понимаешь и не разбираешься, например, в пении. При этом талантливым людям не стоит обращать внимание на суждения подобных судей, а ведь в жизни очень часто талантам приходится сталкиваться с судьями, которые не разбираются в вопросе, которые глупы, как тот осел. Талантливым же людям не нужно их признание, и подобно соловью, нужно упорхнуть и идти к своей цели дальше, развивая свой талант и добиваясь успехов в жизни.

На этой странице искали:

  • история сздпния басни осел и соловей кратко очень
  • краткий анализ басни крылова осел и соловей
  • краткое содержание осел и соловей для читательского дневника
  • сравнить басню осел и соловей с басней друзья
  • твоя любимая басня крылова сочинение осел и соловей

Краткое содержание: Зеркало и Обезьяна (Крылов) Краткое содержание «Мцыри», Лермонтов Краткое содержание Бежин Луг, Тургенев Краткое содержание: Чик и Пушкин (Искандер) Краткое содержание: Царевна лягушка