Биографии Характеристики Анализ

Идеальные криминалистические модели понятие свойства классификация. §2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

КАФЕДРА ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Курсовая работа

По дисциплине: “Криминалистика”

На тему: «Моделирование при расследовании преступлений»

Ижевск, 2010

План

Введение ……………………………………………………………. 3

Глава 1.Понятие и сущность моделирования ……………………. 5

Глава 2.Процесс моделирования ………………………………….. 9

Глава 3.Виды моделей и моделирование………………………… 13

Глава 4.Значение моделирования в следственной практике……. 22

Заключение…………………………………………………………. 24

Список литературы………………………………………………… 26

Введение

Криминалистика – юридическая наука, о которой справедливо говорят, что она находится на переднем крае борьбы с преступностью. Вряд ли можно точнее определить ее социальное значение. Именно криминалистика на основе результатов научных исследований и разработок дает в руки следователей, судей, оперативно-следственных работников и экспертов-криминалистов научно обоснованные и проверенные практикой средства, приемы и методы раскрытия, расследования и предупреждения любых преступлений. В современных же условиях, когда возрастают профессионализм и организованность преступной деятельности, значение криминалистики трудно переоценить.

Криминалистика – динамично развивающаяся наука. Основной ее задачей является удовлетворение насущных потребностей следственной, экспортно - криминалистической и судебной практики в эффективных средствах и методах деятельности при решении задач уголовного судопроизводства. В этих целях криминалистика не только выделяет и совершенствует все ценное из практики борьбы с преступностью, но и широко и творчески использует данные естественно-технических и других наук при разработке криминалистических средств, приемов и методов деятельности по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.

Одним из таких методов является криминалистическое моделирование. Метод моделирования используется в тех случаях, когда затруднено, невозможно или нецелесообразно непосредственное познание самого исследуемого объекта(оригинала).

В настоящее время метод моделирования стал одним из основных инструментов познавательной деятельности человека, выступая в качестве существенной характеристики современного стиля мышления. Возрастание роли моделирования в научном познании можно объяснить внутренней логикой развития конкретной науки, необходимостью в большинстве случаев опосредованного познания объективной реальности. В этом плане можно констатировать, что появление и развитие моделирования вызвано переходом современных наук с описательно эмпирического уровня на уровень абстрактно-теоретический.

Этот эффективный метод познания используется различными науками и отраслями знаний, и если ранее бытовало мнение о том, что удел моделирования - лишь технические и естественные науки, то теперь его использование и в науках общественных считается целесообразным и, более того - перспективным.

Особо следует отметить проникновение моделирования в науки юридического цикла, что в гносеологическом аспекте следует рассматривать как объективный и закономерный процесс дальнейшего развития методологии права. Наибольшее распространение этот метод получил в сфере уголовного судопроизводства, в которой уже разработаны методики мысленного, знакового и компьютерного моделирования для решения разнообразных криминалистических задач.

Целью данной работы является изучение моделирования как метода криминалистического познания.

Объектом исследования является криминалистическое моделирование как метод познания.

Глава 1.Понятие и сущность моделирования

Моделирование - если обратиться к философии это один из общенаучных методов теории познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, абстрагирование).

Моделирование широко применялось и применяется в географии, медицине, педагогике, архитектуре, математики, логике, языкознании и других многих областях человеческой деятельности.

Моделирование применяется и в криминалистике. Моделирование просто приспосабливается (адаптируется) к особенностям криминалистических объектов и особым целям исследований 1 .

Так, моделирование при расследовании преступлений протекает в особой процессуальной форме. Моделирование в криминалистике имеет свои задачи и строго определенный круг субъектов и объектов.

При даче определения моделированию следует рассмотреть понятия «модель», которая тесно связана с моделированием и является производным для моделирования.

Слово «модель» происходит от латинского модулюс, что означает мера, образец.

Обратимся к энциклопедическому словарю и посмотрим, какое значение дается слову «модель» на современном этапе:

1. Образец, эталон, стандарт - для массового изготовления.

2. Изделие, с которого снимается форма для воспроизведения - лекало, шаблоны, формы, кондуктора.

3. Натурщик (ца)

4. Устройство воспроизводящее, имитирующее строение, действие устройства в научных, производственных целях.

5. Любой образ (мысленный или условный) изображения, описания, схема, чертеж, график, карта, план.

6. Появилось недавно новое слово фотомодель, топ-модель, культурист и т.д.

Нас больше интересует вопрос - какое определение дает понятию модель криминалистика?

В современной юридической литературе понятие модель встречается столь часто и в стольких вариантах, что вносят определенные трудности в даче ее определения.

Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизведя объект исследования, способна заменить его так, что ее изучение дает нам информацию об этом объекте.

БЭС дает определение моделированию вообще:

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.

Под криминалистическим моделированием понимается процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве.

Главная особенность моделирования в том, что это метод как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракции, аналогии, гипотез, других категорий и методов познания.

Для того, чтобы нам лучше уяснить специфику моделирования нужно сравнить этот метод с классической схемой познания. Чтобы познать объект, действуя по классической схеме, исследователь воспринимает его непосредственно и таким способом получает нужные ему знания об этом объекте.

Классическая схема познания (наблюдения)

Субъект познания Объект познания

При наблюдении связь между субъектом и изучаемым объектом осуществляется непосредственно С------О. Ньютон сам наблюдал падение яблока и открыл закон всемирного тяготения.

Данная схема достаточно эффективна при познании многих объектов, ощущаемых нами непосредственно, однако она недостаточна для изучения объектов, которые непосредственно не ощущаются. Изучение модели дает нам новую информацию об оригинале и позволяет, в конечном счете, познать его 2 .

Находясь между исследователем и объектом познания, модель на некотором этапе исследования замещает оригинал, становится объектом изучения и одновременно является средством познания. В процессе моделирования познание как бы временно переключается с интересующего нас объекта на исследование вспомогательного объекта (модель). Это служит основным моментом, характерным для моделирования и отличающим его от других методов познания. Изучения объекта происходит, ОПОСРЕДОВАНО, т.е. через модель.

Следователь сам лично никогда не наблюдает процесс преступления. (Если он является свидетелем преступления, он не может быть следователем по этому делу)

Следователь получает информацию об изучаемом объекте или явлении ОПОСРЕДОВАНО.

Следователь-----свидетель-------объект (явление)

При моделировании эта связь так же прослеживается.

Следователь изучает модель и получает знание об объекте. Законы отражения и всеобщей связи являются объективной основой использования модели в качестве ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЗВЕНА в процессе познания.

Таким образом, с точки зрения логики - моделирование имеет трехзвенную структуру, чем и отличается от наблюдения.

Второй чертой моделирования является закономерность отражения, которая обуславливает отношения сходства (подобие) между моделью и оригиналом (объемом).

Сходство представляет собой определенную сторону отражения и проявляется в общности признаков модели и оригинала (объекта).

(Два одинаковых ножа: Для розыска ножа, которым было причинено повреждение, можно в качестве модели использовать тот, который в преступлении не был задействован).

С точки зрения задач расследования важно, чтобы сходство моделью и оригиналом исключало их тождество 3 .

Модель это другой объект, но сходный с оригиналом. Модель отражает не все, а отдельные свойства объекта.

Так, слепок со следа обуви не тождественен самому следу - он является иным объектом, в котором воспроизводятся только некоторые признаки внешнего сходства следа (протектор, рисунок подошвы, изношенность, повреждения и т.д.) и только по этим признакам слепок сходен со следом.

Моделирование с помощью слепка признаков следа позволяет использовать такую модель (слепок) для розыска оригинала, оставившего след, а затем для его отождествления.

СЛЕД---СЛЕПОК----САПОГ (розыск)

Изучение модели позволяет получить информацию (сведения) об оригинале (условие экстраполяции).

Глава 2.Процесс моделирования

Процесс моделирования включает три элемента:

1. Субъект (исследователь),

2. Объект исследования,

3. Модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. С М О

1. Особенностей изучаемого объекта (моделирование осуществляется в уголовном судопроизводстве);

2. Цели изучения (Получение доказательственно - значимой информации);

3. Средства получения информации (проект в строго определенной форме, регламентированной УПК);

4. Приемов моделирования (мысленное, материальное, математическое, компьютерное). Очень важно, что приемы моделирования могут сочетаться, т.е. применятся в комбинациях.

Моделированию присуща собственная логика развития, образующая структуру этого метода.

В чем заключается логика развития?

Она заключается в следующем:

Моделирование начинается:

1) С постановки проблемы и принятия решения прибегнуть к данному методу, определения задачи, которая должна быть решена с его помощью;

2) Построения моделей объекта;

3) Изучение построенной модели;

4) Реализация модели (проверка модельной информации).

Рассмотрим эти этапы более подробно:

1. Постановка проблемы, определение задачи моделирования. В расследовании преступлений такими задачами могут быть:

Восстановление картины преступления,

Проверка версий,

Установление личности преступника,

Проверка показаний обвиняемого, свидетелей,

Розыск похищенного,

Поведение преступника после совершения преступления

2. Выбор и создание модели. Выбор способа моделирования.

На этом этапе решают:

Какие признаки, существенные с точки зрения задач моделирования, должны быть воспроизведены на модели,

Удовлетворяют ли они объективности, полноты, всесторонности расследования.

Построить модель объекта - это значит, во - первых, на основании собранных фактических данных, личного и обобщенного опыта составить общее представление о характере, природе и групповой принадлежности объекта; во- вторых, определить структуру, наполнить необходимыми деталями созданный эскиз «портрет» объекта; в - третьих, тем или иным способом зафиксировать построить модель (в памяти, в рисунке, в чертеже и т.д.)

Построение криминалистических моделей требует соблюдение логических правил. В основном модели строятся с использованием индуктивного умозаключения- рассуждения от частного к общему. Выявляя отдельные, на первый взгляд, разрозненные фактические данные, следователь обобщает их, устанавливает между ними взаимосвязь. Эта мыслительная работа осуществляется при помощи таких логических приемов, как анализ и синтез. В ряде случаев для выдвижения криминалистических моделей используются дедуктивные умозаключения, т.е. рассуждение от общего к частному. Основанием модели в данном случае может служить аналогия - вывод об однородности рассматриваемых обстоятельств на основе сходства отдельных их признаков 5 .

Основанием для построения моделей может быть индукция. Особенность мышления в форме индукции состоит в том, что не ясен ход мысли, а полученный результат носит эвристический характер, однако если проследить возникновение индукции, то становится ясно, что это не плод голодной фантазии, а догадка, основанная на реально существенных знаниях, накопленных в виде большего практического опыта, большого знания жизни, умение логически мыслить.

Мы часто употребляем словосочетание «личный, профессиональный опыт» это понятие будет в дальнейшем часто встречаться, поэтому есть смысл рассмотреть его подробнее.

Итак, в чем заключается личный и профессиональный опыт?

Личный и профессиональный опыт следователя проверяется:

1) в правильном понимании своих задач и обязанностей в процессе расследования;

2) в знании жизни, психологии людей, умение найти правильный подход к ним;

3) в знании способов совершения преступления, умения отделить их по тем последствия, которых влечет за собой применение того или иного способа;

4) в знании умения скрытия преступления;

5) в умении собирать, следовать и оценивать доказательства, т.е. доказывать;

6) в знании форм, приемов, методов доказывания, профессиональных условий этой деятельности, требований, к ней предъявляемых;

7) в умении правильно оценивать факты и ситуации и принимать правильные решения.

3. Исследование модели и получения модельной информации.

На третьем этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведения». Конечным результатом этого этапа являются множество знаний о модели. Исследование и получение информации может быть проведено различными путями:

Следователем при осмотре места преступления;

По средствам экспертного исследования;

С помощью розыскных мероприятий.

4.Оценка результатов моделирования и перенос информации с модели на оригинал по правилам аналогии или подобия (не путать с УК, где аналогия запрещена).

На четвертом этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал формирования множества знаний об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам:

1) Знание о модели должны быть скорректированы с учетом тех средств объекта- оригинала, которые не нашли отражение или были изменены при построении модели.

2) Мы можем с достаточным основанием переносить какой - либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сродства оригинала и модели.

3) Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить не правомерно.

Моделирование циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, исправит в следующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития 6 .

Глава 3. Виды моделей и моделирование

Объектом наблюдения моделирования является модель.

По классификации Т.С. Волчецкой различают два вида моделей 7:

1. Мысленную (идеальную);

2. Материальную (физическую).

В исследовании используются оба вида моделей. Так, осматривая место происшествия, следователь мысленно воссоздает модель преступного деяния: что произошло, как развивалось преступление, какими были действия преступников на месте происшествия и т.д., в качестве материальных моделей следователь использует в ходе в ходе осмотра гипсовые слепки обуви, слепки с предметов, имеющих отношение к делу.

Такое подразделение моделей вполне правомерно, т.к. оно отвечает двум возможным формам отображения события преступления - в форме материально фиксированных отображений и в форме образцов в сознании людей. Вместе с тем оно не достаточно, т.к. не отражает в полной мере ни специфику моделирования как метода познания, ни специфику моделей в зависимости от средств, технологии и иных условий и целей их получения.

В рамках материального вида моделирования можно выделить геометрически подобные, физически подобные модели, а в рамках мысленного - образные (иконические), знаковые (символьные) и смешенные (образно- знаковые).

Материальные модели

Геометрически-подобные Физически –подобные

1. Модели геометрические создаются применительно к объектам- оригиналам, которые имеют определенную форму и размеры (в двух или трех измерениях). Их назначение - дать чувственно-наглядное представление о моделируемом объекте независимо от того, в каком масштабе соотношении они находятся (одинаковы по линейным размерам и объему, меньше или больше оригинала).

К ним относятся слепки со следов (рук, ног, зубов человека, орудий взлома и инструментов), оттески (печатей, штампов), фото-, кино-, видеоизображение (в их статическом состоянии), муляжи, (например воспроизводящие внешний облик человека), макеты (например, воспроизводящее наиболее важные узлы и некоторые детали обстановки места происшествия).

2. Физически подобные модели. В основе таких моделей может лежать механическое, динамическое или иное подобие с объектом- оригиналом. Главное их значение - воспроизводить функциональные свойства моделируемого объекта (человека, животного или механизма). В сфере криминалистической деятельности формой их реализации могут быть: кино- и видеофильмы (а не отдельные статистические изображения), фонограммы голоса и иные звуковые явления, а также всевозможно действующие макеты (механизмов, приборов, орудий и других объектов.)

Мысленные модели

Образные Образно-знаковые

(иконические) (символические)

1. Образные (иконические) модели. Эти модели реализуются в двух формах - в виде материального фиксирования следов и форм образов в сознании людей или, иными словами идеальных представлений объективной реальности. Характерная особенность последних состоит в том, что они являются результатом не только не посредственного чувственного отражения, но и деятельности абстрактного мышления, благодаря которому чувственные характеристики отображаемого объекта выступают внутренне взаимосвязанными и взаимообусловленными. Следует однако иметь ввиду, что далеко не любое представление обладает всей совокупностью свойств и функций присущих моделям другого вида. Практика расследования преступлений показывает, что иконические модели - это весьма распространенный вид идеальных моделей, т.к. любой элемент криминалистической деятельности прямо или косвенно связан с формированием таких моделей и оперирование ими.

Возможность последнего во многом определяется тем, что модели- представления могут фиксироваться в виде словесного описания, рисунка, чертежа или схемы. Степень сходства зависит от многих фактов и колеблется в очень широком диапазоне. Каждому юристу хорошо известно, как тщательно надо проверять и оценивать достоверность рассказа даже самого добросовестного свидетеля. Но вместе с тем каждый юрист знает, что этот аналог действительности - самый распространенный и пока ничем не заметный способ фиксации тех или источников судебных доказательств, которые возможно зафиксировать техническими средствами.

Мысленные образы, образовавшиеся у людей с хорошей зрительной памятью и способностями к рисованию, могут быть воспроизведены не только словесно, но и графически. В этих случаях можно получить аналог- копию в виде портрета человека, но сделанную «по памяти», а не с натуры, как обычные портреты 8 .

Мысленные образцы играют не малую роль в расследовании еще потому, что образуют в сознании самого свидетеля при осмотрах, допросах и обысках. В протоколы следственных действий даже самый добросовестный следователь включает далеко не все, что он видел и слышал, а лишь то, что он считает важным в момент составления протокола. Остальное хранится в памяти, но в нужный момент «всплывает» и срабатывает. Прежде всего по этой причине следователю рекомендуется лично проводить важные следственные действия, а не удовлетворятся чтением протоколов, составленных коллегами.

2. Образно- знаковые модели. К этой группе моделей относятся, те, в которых чувственно воспринятый или логически построенный образ моделируемого объекта познания находит свое внешнее выражение с помощью определенной совокупности знаков и (или) графических построений. В результате в качестве аналога- заместителя объекта познания выступает схемы, чертежи, графики и графические построения, карты, структурные химические формулы и т.п.

Такого рода аналоги способны воспроизводить определенные свойства исследуемых объектов и, следовательно, использоваться в качестве средств познания.

В сфере криминалистической деятельности они используются наряду с протокольной формой фиксации, дополнения и конкретизируя ее. Так, производя осмотр места ДТП, следователь наряду с его протокольным описанием обязан делать его схему, на которой с помощью набора стандартных условных знаков должен фиксировать все наиболее важные (для данного случая) элементы этого события.

Важность такого рода модели определяется тем, что она становится «овеществленным» образом идеального представления объективной реальности и тем самым доступной для ее восприятия и исследования другими лицами (экспертом, судом и др.)

В современной юридической литературе классификации видов моделирования проводится по многим основаниям.

1. По способу моделирования;

1) Материальная (предметная)

2) Мысленная (идеальная)

3) Логико-математическое или кибернетическое

4) Информационно- компьютерное

Главное назначение кибернетического моделирования состоит в исследовании количественных характеристик и количественной взаимосвязи различных параметров познаваемого объекта. Широчайше возможности доя реализации этой задачи открывается при использовании средств вычислительной техники, в частности аналоговых и цифровых ЭВМ.

В таких случаях мы имеем дело с особым видом моделирования-кибернетическим и соответственно кибернетическими моделями.

Как метод познания кибернетическое моделирование характеризуется следующими основными чертами:

1) служит для раскрытия поведения сложных динамических систем

2) при кибернетическом моделировании исследователи отвлекаются от различной природы элементов, образующие кибернетические системы, и от тех конкретных способов, какими эти элементы связаны друг с другом, следовательно, от специфически частных закономерностей этих систем.

3) Кибернетическое моделирование отличают динамизм, гибкость, поскольку его модели приспособлены к описаниям поведения сложных динамических систем, меняющихся во времени.

4) Кибернетическое моделирование позволяет осуществлять оптимальное управление системой еще до полного раскрытия ее структуры.

5) Кибернетическое моделирование базируется на математическом моделировании и широком использовании ЭВМ.

Кибернетические модели непосредственно связаны с идеальными моделями. Эта связь характеризуется, прежде всего, тем, что вещественной модели всегда предшествует логическая модель.

2. По субъектам моделирования

Виды модели в зависимости от сферы их применения в криминалистике:

1) при производстве следственных действий (следователь, прокурор)

2) в экспертной практике (эксперты, лаборанты)

3) в оперативно-розыскной деятельности (инспекторы)

4) в судебной деятельности

5) в организационно- управленческой деятельности

3. По объектам моделирования

1) преступление

2) расследование

4. По задачам

1) в науке

2) в расследовании конкретных преступлений.

В связи с тем, что классификацию видов моделирования можно проводить по различным основаниям, то любая классификация методов моделирования обречена на неполноту.

Наиболее известной является классификация по характеру моделей. Согласно ей различают следующие пять видов моделирования 9:

1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.

2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и акустических явлений.

3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Роль знаковых моделей особенно возросла с расширением масштабов применения ЭВМ при построении знаковых моделей.

4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.

5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.

Предметным называется моделирование, в ходе которого исследование ведётся на модели, воспроизводящей основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики «оригинала». На таких моделях изучаются процессы, происходящие в оригинале - объекте исследования или разработки (изучение на моделях свойств строительных конструкций, различных механизмов, транспортных средств и т. п.). Если модель и моделируемый объект имеют одну и ту же физическую природу, то говорят о физическом моделировании.

Явление (система, процесс) может исследоваться и путём опытного изучения какого-либо явления иной физической природы, но такого, что оно описывается теми же математическими соотношениями, что и моделируемое явление. Например, механические и электрические колебания описываются одними и теми же дифференциальными уравнениями; поэтому с помощью механических колебаний можно моделировать электрические и наоборот. Такое «предметно-математическое» (аналоговое) моделирование широко применяется для замены изучения одних явлений изучением других явлений, более удобных для лабораторного исследования, в частности потому, что они допускают измерение неизвестных величин. Так, электрическое моделирование позволяет изучать на электрических моделях механические, гидродинамические, акустические и другие явления. Электрическое моделирование лежит в основе аналоговых вычислительных машин (сейчас, правда, практически не использующихся) 10 .

При знаковом моделировании моделями служат знаковые образования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, графы, слова и предложения в некотором алфавите (естественного или искусственного языка)

Важнейшим видом знакового моделирования является математическое (логико-математическое) моделирование, осуществляемое средствами языка математики и логики. Знаковые образования и их элементы всегда рассматриваются вместе с определенными преобразованиями, операциями над ними, которые выполняет человек или машина (преобразования математических, логических, химических формул, преобразования состояний элементов цифровой машины, соответствующих знакам машинного языка, и др.). Современная форма «материальной реализации» знакового (прежде всего, математического) моделирования - это моделировании на цифровых электронных вычислительных машинах, универсальных и специализированных. Такие машины - это своего рода «чистые бланки», на которых в принципе можно зафиксировать описание любого процесса (явления) в виде его программы, т. е. закодированной на машинном языке системы правил, следуя которым машина может «воспроизвести» ход моделируемого процесса.

Действия со знаками всегда в той или иной мере связаны с пониманием знаковых образований и их преобразований: формулы, математические уравнения и прочие выражения применяемого при построении модели научного языка определенным образом интерпретируются (истолковываются) в понятиях той предметной области, к которой относится оригинал. Поэтому реальное построение знаковых моделей или их фрагментов может заменяться мысленно-наглядным представлением знаков и операций над ними. Эту разновидность знакового моделирования иногда называется мысленным моделированием. Впрочем, этот термин часто применяют для обозначения «интуитивного» моделирования, не использующего никаких чётко фиксированных знаковых систем, а протекающего на уровне «модельных представлений». Такое моделирование есть непременное условие любого познавательного процесса на его начальной стадии.

Таким образом, можно прежде всего различать «материальное» (предметное) и «идеальное» моделирование; первое можно трактовать как «экспериментальное», второе - как «теоретическое» моделирование, хотя такое противопоставление, конечно, весьма условно не только в силу взаимосвязи и обоюдного влияния этих видов моделирования, но и наличия таких «гибридных» форм, как «мысленный эксперимент». «Материальное» моделирование подразделяется, как было сказано выше, на физическое и предметно-математическое моделирование, а частным случаем последнего является аналоговое моделирование. Далее, «идеальное» моделирование может происходить как на уровне самых общих, быть может даже не до конца осознанных и фиксированных, «модельных представлений», так и на уровне достаточно детализированных знаковых систем; в первом случае говорят о мысленном (интуитивном) моделировании, во втором - о знаковом моделировании (важнейший и наиболее распространённый вид его - логико-математическое моделирование).

По характеру той стороны объекта, которая подвергается моделированию, уместно различать моделирование структуры объекта и моделирование его поведения (функционирования протекающих в нем процессов и т. п.). Это различение сугубо относительно для химии или физики, но оно приобретает чёткий смысл в науках о жизни, где различение структуры и функции систем живого принадлежит к числу фундаментальных методологических принципов исследования, и в кибернетике, делающей акцент на моделирование функционирования изучаемых систем.

Глава 4.Значение моделирования в следственной практике

При определении оценки моделирования следует исходить из следующих предпосылок:

1. Не следует переоценивать роли моделирования, не стоит сводить его к познанию, поскольку это лишь один из общенаучных методов познания.

Кроме этого следователь должен использовать весь арсенал имеющихся методов и способов познания ситуации, таких как, например: анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия.

Метод моделирования органически связан с другими методами познания:

Наблюдением, измерением;

Экспертным сравнением;

Описанием.

Любое мысленное представление следователя далеко не всегда является мысленной моделью. В моделировании главное - процесс исследования, а также процесс опосредованного получения нового знания.

Этот метод эффективно может быть использован в следственной практике. Однако его применение целесообразно, когда у следователя возникает необходимость в получении информации опосредованным путем (если есть прочие источники, то лучше использовать их).

Создание и изучение моделей способствует, прежде всего, проверке и получению новой информации.

Преступник уничтожает следы преступления. Уничтоженные или поврежденные преступником предметы нельзя изучить непосредственно, прямым наблюдением. Моделирование является единственным методом, обеспечивающим их воссоздании и исследование.

Модели обладающие наглядностью, кроме того, имеют иллюстративную функцию, служат средством наглядного подтверждения доказываемых подтверждений.

Модели используемые при проведении следственных действий, являются источником доказательственной информации.

Заключение

Именно криминалистика на основе результатов научных исследований и разработок дает в руки следователей, судей, оперативно-следственных работников и экспертов-криминалистов научно обоснованные и проверенные практикой средства, приемы и методы раскрытия, расследования и предупреждения любых преступлений.

Моделирование, как один из методов криминалистики отличается многофункциональностью и универсальностью.

Универсальность моделирования обеспечивает решение целого ряда криминалистических задач. Во-первых, задачу создания модели, способной выступать как объект криминалистического познания. Во-вторых, познавательную задачу в процессе использования в криминалистическом исследовании созданной модели. В-третьих, доказательственно-иллюстративную задачу. В-четвертых, задачи информационного характера, к которым, например, можно отнести кодирование, хранение (по типовому либо индивидуальному признаку) информации, необходимой для расследования преступления. В-пятых, задачи эвристического характера, связанные с получением нового знания посредством логической переработки информации – получение дополнительно криминалистически значимой информации путем исследования имеющихся данных по конкретному уголовному делу. В-шестых, посредством применения моделирования могут быть успешно решены задачи, относящиеся к процессу организации и управления расследованием преступления. В-седьмых, целесообразно выделить роль моделирования в решении задач научно-исследовательского характера (обобщение следственной, экспертной и судебной практики), направленных на разработку и внедрение криминалистических методик по расследованию отдельных видов преступлений. И, наконец, задачи дидактического плана, решаемые посредством внедрения моделирования в качестве инструмента учебного процесса и метода выработки оптимального варианты подготовки специалиста по борьбе с преступностью.

Основываясь на указанных задачах, можно четко очертить сферу применения криминалистического моделирования отнеся к ней: практическую деятельность следователя, судьи, эксперта; научно-исследовательскую деятельность по изучению следственной, судебной и экспертной практики; учебно-педагогическую деятельность, включающую в себя подготовку специалистов в области криминалистики и переподготовку следственных кадров.

Список литературы

    Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В.

    Криминалистика. Ч. I: Общая теория криминалистики и криминалистическая техника: учебное пособие / Е.В. Бурцева, И.П. Рак, А.В. Селезнев, Э.В. Сысоев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2006. – 96 с.

    Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.П. Ищенко - Юридическая фирма "Контракт", "Инфра-М", 2005 г.

    Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика. Учебник. М,: Издательство Издательский дом "Дашков и К". - 2009 г. – 608 с.

    Волчецкая Т. С. Современные проблемы моделирования в криминалистике и следственной практике. Калининград, 1997г.

    Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. М., Высшая школа, 1999., С. 95.

7) Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. -3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2005. - 781 с.

1 Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В.Криминалистика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 503 с.

2 Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.П. Ищенко - Юридическая фирма "Контракт", "Инфра-М", 2005 г.

3 Криминалистика. Ч. I: Общая теория криминалистики и криминалистическая техника: учебное пособие / Е.В. Бурцева, И.П. Рак, А.В. Селезнев, Э.В. Сысоев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2006. – 96 с.

Моделированием расследования вымогательстваЗакон >> Государство и право

1999; 13. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений . М.: Юристъ, 2001; 14. Криминология. ... действий. М.: Рост, 199; 16. Лузгин И.М. Моделирование при расследовании преступлений . М., 1998;17. Мешков В.М., Попов В.Л. ...

Учебное пособие: Российское уголовное право

  • Экономика наркобизнеса как элемент мирового хозяйства
  • Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части
  • Контрольная работа: Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части

  • Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • Контрольная работа: Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

    Дипломная работа: Значение мотива и цели преступления в уголовном праве

    Реферат: Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

    Контрольная работа: Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах

    Глава V Теория криминалистической модели и криминалистического моделирования версия.

    N 1. Понятие, особенности, виды криминалистической модели и криминалистического моделирования

    Изучая объект, представленный в натуре, исследователь воспринимает его непосредственно. В подобной ситуации знание об объекте формируется на основе его осмотра, измерения, взвешивания и применения других методов непосредственного познания. Однако объект может быть познан и тогда, когда его непосредственное восприятие по какой-либо причине невозможно или нецелесообразно (например, в силу того, что он уничтожен). В этом случае исследователь может обратиться к аналогу объекта, замещающему оригинал.

    Такого рода аналоги называются моделями. Модель - это материальный или мысленный (идеальный) аналог, заместитель объекта, который в данный момент субъектом познания непосредственно не ощущается. Модель - это другой объект, не тот же самый, что оригинал. Это - другая система, отражающая лишь ту или иную меру сходства с оригиналом. Исследование объектов познания на их моделях называется моделированием. Изучение модели дает новую информацию об оригинале, которая иным способом не может быть получена, что и позволяет в конечном счете познать его. Криминалистическая модель представляет собой искусственно созданную систему, воспроизводящую с определенной степенью сходства заменяемый ею объект, изучение и проверка которой позволяет получить новые знания об оригинале и использовать их для решения поисковых, познавательных, распознавательных, идентификационных, управленческих и иных задач в уголовном процессе, а также в научных криминалистических исследованиях. Своеобразие криминалистических моделей определяется спецификой поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе (особенностями ее правового статуса и регулирования, целями, задачами, средствами и условиями их достижения и другими обстоятельствами).

    Как все иные модели, криминалистические модели подразделяются на: 1) материальные: 2) мысленные (идеальные). Отличительной особенностью моделей первого из числа упомянутых классов моделей является то, что они воспроизводят объекты в материально-фиксированном виде. К их числу относятся специально создаваемые уникальные криминалистические системы (конструкции, предметы и т.д.), а также отобранные для использования вместо подлинных образцы-оригиналы выпускаемых в серийном варианте предметов Выделяются две группы моделей указанного плана. 1) пространственно-подобные: 2) физически-подобные. Модели первой группы (макеты, муляжи, слепки и т. д.) воспроизводят в натуре пространственные свойства и отношения объектов (их соотношение с оригиналом характеризуется геометрическим подобием). В эту же группу входят так называемые криминалистические реконструкции - комплексные материальные воссоздания или воспроизведения каких-либо подсистем, сторон познаваемых событий (места происшествия, отдельных обстоятельств, фрагментов содеянного и т. д.) по их следам. Материальные модели второй группы характеризуются не только и не столько пространственными свойствами оригинала. В них в первую очередь отображаются динамика изучаемых процессов и явления, свойства, предполагающие одинаковость, сходство физической природы, тождественность законов движения. Материальные модели используются для криминалистического анализа искомых, познаваемых объектов, построения версий по результатам анализа, разработки программ по проверке версий. Они также используются при проведении отдельных следственных действий (например, путем предъявления для обозрения допрашиваемому), тех или иных комплексов следственных и иных действий. Наиболее часто и продуктивно в поисково-познавательной деятельности используются мысленные модели. И это легко объяснить, если учесть, что все представления относительно познаваемых объектов из разряда событий прошлого, а также представления о задачах, подлежащих решению, будущих действиях, дальнейших шагах на пути познания, о том, что и каким образом должно быть сделано, являются только моделями.


    Моделирование - это метод, заключающийся в создании мысленной или материальной модели, последующее изучение которой позволяет получить информацию, необходимую для раскрытия, расследования и предупреждения преступления.
    Истоки рекомендаций по использованию моделирования в следственной практике появились еще на заре криминалистики. Ганс Гросс, а также основоположники российской криминалистики В.И. Громов и И.Н. Якимов рекомендовали следователям при расследовании воссоздавать конкретную картину произошедшего и использовать ее для поисков виновного. Тем самым уже в то время высказывались идеи мысленного моделирования.
    Сам же термин «модель» вошел в обиход криминалистов в начале 1980-х гг. благодаря работам А.Р. Ратинова и И.М. Лузгина, получив широкое распространение в дальнейшем в связи с развитием криминали-стической методологии и кибернетики.
    Специфика моделирования среди других методов познания состоит в том, что изучение объекта проис-ходит не непосредственно, а исключительно опосре-дованным путем. Новую информацию получают через модель, которая в процессе познания выступает в ка-честве «среднего звена» между объектом познания, существующим в реальности, и субъектом, его позна-ющим.
    Модель - всего лишь инструмент исследования (а не сама реальность), одно из возможных средств познания. Не следует употреблять термин «модель» для обозначения какого-либо типа конструкции или «идеального варианта» - образца, с которого копируется другой подобный объект.
    Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна заменить его так, что ее изучение даст нам новую информацию об этом объекте.
    В научном понимании моделирование есть сугубо познавательный метод, в этом его смысл и назначе-ние. Причем этот метод является универсальным, по-скольку объединяет в себе несколько различных про-цессов: создание моделей, их использование, прове-дение различного рода модельных экспериментов, по-лучение нового знания.
    Основные виды моделей, используемых в кри- миналистике. Разнообразные способы реализации моделирования позволяют выделить следующие его виды (а следовательно, и соответствующие классы моделей):
    материальное;
    мысленное;
    логико-математическое и кибернетическое;
    информационно-компьютерное.
    Выделяя разнообразные виды моделирования и классы моделей, вместе с тем подчеркнем и их тесную взаимосвязь. Так, например, связь мысленных и материальных моделей обусловлена тем, что еще до построения модели из какого-либо материала человек ее обосновывает, рассчитывает, представляет мысленно.
    Материальные модели используются в следственной практике преимущественно при производстве следственных действий и экспертиз. Среди материальных моделей можно выделить также и основные подгруппы: а) геометрически подобные модели (пространственно-подобные), среди которых в криминалистике наиболее часто называют макет и муляж; б) фи-зически подобные модели, к числу которых можно, к примеру, отнести видеомагнитофонные записи след-ственных действий, фонограмму голоса человека, ис-пользуемую в процессе опознания по голосу.
    Особо следует отметить мысленное моделирова-ние, которое занимает особое место в криминалисти- ке, наиболее распространено в практике расследова-ния, в то время как теоретическая его разработка, по существу, только лишь начинается.
    На первоначальном этапе расследования довольно часто ощущается колоссальный дефицит информации, который создает логико-познавательные барьеры для следователя, вызывает ряд проблем и трудностей, тем самым порождая ряд сложных ситуаций. Для оптимального разрешения такого рода ситуаций в силу своих особенностей мысленное моделирование и выступает в качестве необходимого познавательно-го средства, во многом помогающего процессу упра-вления расследованием. Можно заключить, что созда-ние мысленных информационных моделей является объективной необходимостью: а) в процессе воссоздания криминального события посредством мысленной реконструкции ситуаций, его составляющих; б) в ходе уяснения сущности следственной ситуации для решения частных тактических задач и определения общих направлений расследования.
    Среди мысленных моделей, в свою очередь, выделяют следующие разновидности: а) образные, которые в литературе иногда именуются иконическими, являющиеся по своей форме психическим образом, а в гносеологическом аспекте - одним из средств получения нового знания.
    В следственной практике эта разновидность моде- лей используется довольно часто. Большинство сле-дователей, часто не осознавая используемое ими мо-делирование как процесс, фактически на всем про-тяжении расследования создают в своем сознании образные модели и работают с ними (воссоздание общей картины преступления, подготовка к предстоящему следственному действию и др.); б) образно-знаковые (символические, частично формализованные) модели, представленные разного рода условными знаками (буквенными или графическими). Психологами установлено, что при затруднениях мысли полезно обращаться к наглядным построениям (знаковым моделям), которые нередко становятся источником идей для новых исследователей. В следственной практике схемы, планы места происшествия и будут являться такого рода моделями, которые во многом способны повысить эффективность воспроизведения обсто-ятельств события преступления свидетелем на допросе.
    Признавая наличие таких характеристик моделирования, как вероятность и достоверность, целесообразно все же рассматривать их не как типы, а как этапы мысленного моделирования. Поскольку, вероятнее всего, речь в данном контексте идет не о разных моделях, а о различных этапах трансформации одной и той же модели.
    С учетом специфических особенностей расследова- ния акцентируем также внимание и на основных двух направлениях, в которых могут «работать» модели: ретроспективном, обращенном в прошлое, и перспективном, обращенном к исследованию событий (обстоятельств, явлений) будущего.
    Использование в следственной практике логико-математического, кибернетического, информа-ционно-компьютерного моделирования связано с использованием компьютерной техники в деятельно-сти органов предварительного расследования. Сущ-ность математического моделирования в криминали-стике состоит в трансформации криминалистической проблемы в математическую задачу, ее решение по-средством математического аппарата, а также крими-налистическая интерпретация полученных математи-ческих результатов.
    В качестве особого вида моделирования можно рассматривать реконструкции вещественные и ситуационные. В следственной практике под реконструкцией понимают восстановление, а точнее - воссоздание объектов или ситуаций по останкам, снимкам, описаниям или по другим сохранившимся данным. К подобного рода моделям можно отнести реконструкцию лица по черепу, изображение преступника, составленное при помощи фоторобота. Следственное действие - проверку показаний на месте также можно рассма-тривать в качестве одного из вариантов реконструкции
    криминальной ситуации.
    Что же в криминалистике можно рассматривать в качестве объектов для моделирования, чем представлена их система?
    Итак, в системе «преступление» можно выделить в первую очередь информационную модель расследуемогособытия, концентрирующую в себе всю совокупность информации о нем. На правах элементов информационной модели расследуемого события можно рассматривать модели таких объектов, как место, время и обстановка совершения преступления, мотив и цель его совершения; орудия, средства и последствия преступления; объект преступного посягательства; свидетели; способ и механизм совершения преступления.
    Вышеназванные объекты могут быть объединены одним пространственно-временным фактором - соот-ветствующей криминальной ситуацией, которая и сама является специфическим объектом моделирования в криминалистике.
    Кроме того, моделироваться может, во-первых, весь процесс расследования (в этих случаях строится модель процесса расследования).
    Во-вторых, моделированию могут подвергаться и такие объекты следственной деятельности, как организация и планирование расследования, тактическая комбинация, следственное действие, тактический при- ем, а также и следственная ситуация - динамическая ситуация, во многом определяющая процесс и ход расследования всего уголовного дела.
    Отмеченные модели могут быть как типовыми, так и индивидуальными. Знания о преступлениях, накопленные теорией криминалистики, выступают в форме типовых моделей преступной деятельности и криминального события. Знания же о преступлении, полученные в процессе практического расследования, выступают в форме индивидуальной модели расследуемого преступления.
    Заметим, что при всей универсальности метода моделирования не следует его применять там, где возможно непосредственное изучение объекта. Также не следует подменять понятием модели традиционно устоявшиеся в криминалистике категории. В частности, понятие версии, выдвигаемой следователем в процессе расследования конкретного преступления, подпадает под определение образной мысленной модели.
    И все же версия и модель должны рассматриваться как различные формы мышления следователя. Версия строится на основе имеющихся в распоряжении следователя фактов о преступлении и лице, его совершившем, и является одним из средств познания. После своей проверки версия либо подтверждается, либо опровергается, но как версия уже больше не суще- ствует.
    Модель также строится с учетом имеющейся у следователя информации и является средством познания, однако после ее проверки, после модельных экспериментов и исследований не исчезает, а, наоборот, дополняется новым знанием.
    Вместе с тем, говоря о дифференциации этих понятий, не следует отрицать наличия определенной взаимосвязи между ними. Следователь выдвигает версию после исследования первоначально поступившей к нему информации, ее качественного отбора, выделения в ней взаимосвязанных элементов. В ходе проверки версии на основе выявленной информации и выстраивается мысленная модель расследуемого события. Модель и версия могут работать и одновременно: проверяется версия, осуществляется развитие модели, дополняются и проверяются отдельные ее элементы, модель как бы «отшлифовывается», с нее словно счищается все лишнее, искаженно отражающее дей-ствительность.
    Следственная версия представляет собой своего рода «эмбрион» вероятной модели. Модели же выступают в качестве «конденсатора» криминалистически значимой информации, выявленной в ходе проверки версии. В свою очередь версия проверяется посредством оперирования имеющейся в модели информацией.
    Полагаем, что именно таким образом раскрывают-сяразличные по содержанию понятия «мысленная мо-дель» и «следственная версия» и вместе с тем прослеживается их тесная взаимосвязь.
    Смешение таких понятий, как «программа», «план», «прогноз» и «модель», происходит по той причине, что все названные методы в философской методологии рассматриваются как формы предвидения или предсказания будущего. Однако между ними существуют и определенные различия. Так, нельзя отождествлять понятия «планирование» и «перспективное моделирование», поскольку это как самостоятельные виды мыслительной деятельности следователя. План представляет заранее намеченный порядок осуществления целей, задач либо какой-то программы. В плане определяются последовательность действий, пути, цели и средства их достижения. Заметим, что планировать можно различными способами. Вполне возможно, в частности, подключить к нему и моделирование. Так, например, при подготовке какого-либо следственного действия, допустим, допроса, следователь может по-строить перспективную ситуационную модель допро-са. Ее исследование поможет следователю «рассчи-тать» все реально возможные в ходе допроса ситуа-ции, определить для каждой из них свои решения и действия, а при помощи рефлексивного управления то же - и для допрашиваемого. С учетом полученной из модели информации может быть разработан детальный план допроса, рассчитанный на несколько ситуаций и в силу этого более эффективный. Получается, что оптимальные зависимости, полученные из модели, реализуются на объекте, определяют его будущую работу и могут быть оформлены в виде плана. В этом ракурсе перспективное моделирование можно рассматривать как средство планирования.
    При определении сущности моделирования необходимо исходить из следующих посылок.
    Не следует переоценивать роли моделирования, не стоит сводить его к познанию, поскольку это лишь один из общенаучных методов познания.
    Любое мысленное представление следователя (как, впрочем, и иного субъекта моделирования) далеко не всегда является мысленной моделью. В моделировании главное - процесс исследования, а точнее - процесс опосредованного получения нового знания.
    Этот метод весьма эффективно может быть использован в следственной практике для решения целого ряда самых разнообразных криминалистических задач. Однако его применение целесообразно лишь в строго определенных случаях, когда у следователя возникает необходимость в получении информации опосредованным путем, а именно:
    1) когда объект познания существовал в прошлом, и его уже нет на момент исследования (например, пре- ступное событие, криминальные ситуации);
    когда объект познания, возможно, будет существовать в будущем (возможная следственная ситуация в ходе предстоящего допроса, моделируемая в процессе подготовки к нему);
    когда объект существует реально на момент исследования, однако он либо чрезмерно сложен, либо вовсе недоступен для познания;
    в тех случаях, когда познаваемый процесс протекает или слишком быстро, или же, наоборот, слишком медленно (отдельные виды следственных экспериментов).
    Универсальность метода моделирования способна обеспечить решение целого ряда криминалистических задач.
    Во-первых, это задачи эвристического и познавательного порядка (прикладного характера), к которым можно отнести: а) кодирование, хранение по типовому либо индивидуальному признаку информации, необ-ходимой для расследования преступления; б) иссле-дование имеющихся данных по конкретному уголовно-му делу, получение дополнительной криминалистиче-ски значимой информации.
    Во-вторых, задачи, относящиеся к процессу организации и управления расследованием преступления, при решении которых модели выполняют организационно-управленческую, ретроспективную либо прогно- стическую функции.
    В-третьих, целесообразно выделить задачи научно-исследовательского характера (обобщение след-ственной, экспертной и судебной практики), призван-ные в конечном итоге обеспечить разработку и внедрение криминалистических методик расследования отдельных видов преступлений.
    И наконец, в-четвертых, метод моделирования по-зволяет решать задачи дидактического плана (учебно-педагогического характера) посредством внедрения моделирования в качестве инструмента учебного процесса.
    Основываясь на указанных задачах, мы можем четко очертить сферу применения моделирования в криминалистике, относя к ней:
    практическую деятельность следователя по рас-следованию конкретного преступления (включая ре-шение как тактических, так и стратегических задач);
    научно-исследовательскую деятельность по изучению следственной, судебной и экспертной практики;
    учебно-педагогическую деятельность, включающую в себя подготовку специалистов в области криминалистики и переподготовку следственных кадров.

    Понятие и виды моделирования в криминалистике.

    Моделирование - если обратиться к философии это один из общенаучных методов теории познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, абстрагирование).

    Метод моделирования, на практике применяется тогда, когда невозможно изучить какой-то реальный объект непосредственно в силу его отсутствия или уничтожения.

    Тогда используется специальная модель, которую изучают и полученную информацию проецируют на сам реальный объект

    Объектом наблюдения моделирования является модель.

    По классификации Т.С. Волченкой различают два вида моделей :

    1. Мысленную или (идеальную)

    2. Материальную или (физическую)

    В исследовании используются оба вида моделей. Так, осматривая место происшествия, следователь мысленно воссоздает модель преступного деяния: что произошло, как развивалось преступление, какими были действия преступников на месте происшествия и т.д., в качестве материальных моделей следователь использует в ходе в ходе осмотра гипсовые слепки обуви, слепки с предметов, имеющих отношение к делу.

    В рамках материального вида моделирования можно выделить геометрически подобные, физически подобные модели, а в рамках мысленного - образные (иконические), знаковые (символьные) и смешенные (образно- знаковые).

    Материальные модели

    Геометрически-подобные Физически -подобные

    1. Модели геометрические создаются применительно к объектам- оригиналам, которые имеют определенную форму и размеры (в двух или трех измерениях). Их назначение - дать чувственно-наглядное представление о моделируемом объекте независимо от того, в каком масштабе соотношении они находятся (одинаковы по линейным размерам и объему, меньше или больше оригинала).

    К ним относятся слепки со следов (рук, ног, зубов человека, орудий взлома и инструментов), оттески (печатей, штампов), фото-, кино-, видеоизображение (в их статическом состоянии), муляжи, (например воспроизводящие внешний облик человека), макеты (например, воспроизводящее наиболее важные узлы и некоторые детали обстановки места происшествия).



    2. Физически подобные модели. В основе таких моделей может лежать механическое, динамическое или иное подобие с объектом- оригиналом. Главное их значение - воспроизводить функциональные свойства моделируемого объекта (человека, животного или механизма). В сфере криминалистической деятельности формой их реализации могут быть: кино- и видеофильмы (а не отдельные статистические изображения), фонограммы голоса и иные звуковые явления, а также всевозможно действующие макеты (механизмов, приборов, орудий и других объектов.)

    Мысленные модели

    Образные Образно-знаковые

    (иконические) (символические)

    1. Образные (иконические) модели. Эти модели реализуются в двух формах - в виде материального фиксирования следов и форм образов в сознании людей или, иными словами идеальных представлений объективной реальности . Характерная особенность последних состоит в том, что они являются результатом не только не посредственного чувственного отражения, но и деятельности абстрактного мышления

    Мысленные образы, образовавшиеся у людей с хорошей зрительной памятью и способностями к рисованию, могут быть воспроизведены не только словесно, но и графически. В этих случаях можно получить аналог- копию в виде портрета человека, но сделанную «по памяти», а не с натуры, как обычные портреты.

    Мысленные образцы играют не малую роль в расследовании еще потому, что образуют в сознании самого свидетеля при осмотрах, допросах и обысках. В протоколы следственных действий даже самый добросовестный следователь включает далеко не все, что он видел и слышал, а лишь то, что он считает важным в момент составления протокола. Остальное хранится в памяти, но в нужный момент «всплывает» и срабатывает. Прежде всего по этой причине следователю рекомендуется лично проводить важные следственные действия, а не удовлетворятся чтением протоколов, составленных коллегами.

    2. Образно- знаковые модели. К этой группе моделей относятся, те, в которых чувственно воспринятый или логически построенный образ моделируемого объекта познания находит свое внешнее выражение с помощью определенной совокупности знаков и (или) графических построений. В результате в качестве аналога- заместителя объекта познания выступает схемы, чертежи, графики и графические построения, карты, структурные химические формулы и т.п.

    1. По способу моделирования;

    1) Материальная (предметная)

    2) Мысленная (идеальная)

    3) Логико-математическое или кибернетическое

    4) Информационно- компьютерное

    Главное назначение кибернетического моделирования состоит в исследовании количественных характеристик и количественной взаимосвязи различных параметров познаваемого объекта. Широчайше возможности доя реализации этой задачи открывается при использовании средств вычислительной техники, в частности аналоговых и цифровых ЭВМ.

    2. По субъектам моделирования

    Виды модели в зависимости от сферы их применения в криминалистике:

    1) при производстве следственных действий (следователь, прокурор)

    2) в экспертной практике (эксперты, лаборанты)

    3) в оперативно-розыскной деятельности (инспекторы)

    4) в судебной деятельности

    5) в организационно- управленческой деятельности

    3. По объектам моделирования

    1) преступление

    2) расследование

    4. По задачам

    1) в науке

    2) в расследовании конкретных преступлений.

    Понятие и особенности криминалистического моделирования

    Метод моделирования относится к числу общих, универсальных методов познания, продуктивно реализуемых в различных областях науки и практики, включая криминалистические научные исследования, а также практику органов дознания, предварительного следствия, экспертных учреждений и судебных органов.

    Под криминалистическим моделированием понимается процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых и познающих объектов в процессе расследования и раскрытия преступлений.

    Моделирование осуществляется в ходе предварительной проверки, предварительного расследования, судебного следствия, в других сферах уголовно-процессуальной деятельности.

    Криминалистическое моделирование способствует:
    - распознаванию признаков преступлений, определению видовой принадлежности содеянного, наличия в нем признаков конкретного состава преступления, правильной уголовно-правовой квалификации деяния;
    - выявлению и установлению событий криминального характера (выявлению и изобличению лиц, скрывшихся с места происшествия после совершенного ими преступления, установлению личности неопознанных трупов и др.);
    - розыску похищенного имущества, предметов, использованных при совершении преступлений;
    - установлению целей, мотивов, обстановки места происшествия, механизма преступного и иных видов поведения различных лиц, образуемых при этом следов;
    - установлению происхождения и связи между фактами, их временной и пространственной характеристик, устранению противоречий между фактами;
    - определению направления поисково-познавательной деятельности, общих и частных тактических, организационных, управленческих задач, средств, путей и методов их решений.

    Объекты криминалистического моделирования подразделяются на группу познаваемых объектов и объектов, выступающих в качестве средств познания.

    К группе познаваемых объектов можно отнести как преступления в целом, так и их отдельные элементы (предметы преступного посягательства, результаты преступной деятельности, признаки внешности отсутствующих потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, прижизненный облик погибших людей, отдельные признаки трупов и т.п.).

    Основное назначение данной разновидности практического моделирования - обеспечить оптимальное решение вопросов, связанных с предметом поиска и познания, с характером, кругом и местом нахождения объектов, которые необходимо отыскать.

    Не менее широка номенклатура объектов моделирования, выступающих в качестве средств поисково-познавательной деятельности (средств поиска, познания этой деятельности и управления). В структуру таких объектов, моделируемых в научных и практических целях, входят поисково-познавательная деятельность в уголовном процессе в целом, отдельные виды и этапы этой деятельности, ее элементы, те или иные совокупности элементов, их признаки, внутренняя структура (в частности, структура экспертного исследования, этапы версионного мышления, структура доказательства, функции и отношения членов следственно-оперативных групп).

    Среди систем этого плана в следственной практике чаще всего встречаются:
    - следственные версии;
    - отдельные следственные действия, их комплексы, средства тактического обеспечения;
    - следственные ситуации;
    - оперативно-розыскные мероприятия;
    - специалисты и судебные эксперты;
    - планы работы, разрабатываемые на очередной рабочий день, несколько дней, планы этапов расследования и т. д.;
    - постановления следователей, протоколы следственных действий, обвинительные заключения и другие процессуальные документы.

    Модели познаваемых и познающих объектов находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В ходе поисково-познавательной деятельности идет процесс непрерывного взаимодействия тех и других моделей, движения от моделей одного порядка к моделям другого. В этом процессе участвуют как материальные, так и мысленные модели, для построения которых используются различные материалы, средства и приемы. Процесс мысленного моделирования непосредственно связан с построением и использованием материальных криминалистических моделей, так как прежде чем построить материальные модели, необходимо составить о них представление, обосновать и осмыслить мысленные образы будущих материальных конструкций. Построенная материальная модель изучается субъектом моделирования, отображается в его памяти.

    Изучая объект, представленный в натуре, исследователь воспринимает его непосредственно, но знание об объекте формируется на основе его осмотра, измерения, взвешивания и применения др. методов познания. Но объект м.б. познан и тогда, когда его восприятие невозможно. В этом случае исследователь может обратиться к аналогу объекта, замещающему оригинал (модель).

    Модель - это материальный или мысленный (идеальный) аналог. Модель (искусственно созданная система) - это др. система, отражающая лишь ту или иную меру сходства с оригиналом.

    Исследование объектов познания на их моделях называется моделированием .

    Крим. модели подразделяются на :

    1) материальные - воспроизводят объекты в материально-фиксированном виде. Это специально создаваемые уникальные крим. системы (конструкции, предметы и т.д.), а также отобранные для использования вместо подлинных образцы-оригиналы выпускаемых в серийном варианте предметов. Выделяются 2 группы моделей указанного плана: 1) пространственно-подобные (макеты, муляжи, слепки и т. д.) воспроизводят в натуре пространственные свойства и отношения объектов; 2) физически-подобные - в них отображаются динамика изучаемых процессов и свойства, предполагающие одинаковость.

    2) мысленные (идеальные) - наиболее часто используются, поскольку все представления относительно познаваемых объектов из разряда событий прошлого, а также представления о задачах, подлежащих решению, будущих действиях, дальнейших шагах на пути познания, о том, что и каким образом д.б. сделано, являются только моделями.

    Существуют три вида мысленных моделей: 1) модели предметов и событий прошлого (напр., событий, которые ранее воспринимал какой-либо человек, по поводу которых он дает показания во время его допроса); 2) модели предметов и событий настоящего (напр., представление следователя о том, что может происходить в соседнем кабинете во время допроса, который производится его коллегой по следственной бригаде); 3) модели предметов и событий будущего (напр., представления следователя о том, что ему предстоит сделать на следующий день).

    При построении мысленных моделей используются различные по характеру знания. По этому основанию выделяются модели, содержащие: 1) только положительное (достоверное) знание: 2) только предположительное знание; 3) и положительное (о каких-то признаках объекта), и предположительное (о других признаках) знания.

    Мысленные модели могут классифицироваться по различным основаниям: 1) по видам моделируемых объектов (модели событий и предметов); 2) по степени абстрактности (модели конкретных, единственных в своем роде объектов и типовые обобщенные модели определенных групп населения, фактов, событий и т. п.); 3) по объему отражения объекта (модели объекта в целом и модели каких-л. его частей, сторон, признаков); 4) по цели использования (модели поисковые, иллюстративные, дидактические, идентификационные и т. п.); 5) по сфере построения и использования (модели научные, модели практические).



    Модели группируются также по субъектам крим. моделирования (модели следователя, эксперта и т. п.), по отношению к видам и этапам поисково-познавательной деятельности (модели предварительной проверки, модели предварительного расследования, модели первоначального этапа расследования и т. п.), по криминалистическим ситуациям, категориям уголовных дел (например, мысленные модели по делам об убийствах, мысленные модели по делам об убийствах, совершенных в условиях неочевидности). Названные виды, группы и разновидности моделей могут быть подвергнуты внутренней группировке. Так, модели, строящиеся на практике, подразделяются на следственные, оперативно-розыскные, экспертные, судебные.

    Т.о., в процессе классификации крим. моделей в качестве оснований их деления используются самые различные существенные признаки двух систем: 1) самих моделей; 2) деятельности, связанной с построением, изучением и использованием моделей (моделированием).

    Под крим. моделированием понимается процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых и познающих объектов в уголовном процессе. Моделирование осуществляется в ходе предварительной проверки, предварительного расследования, судебного следствия, в других сферах уголовно-процессуальной деятельности. Крим. моделирование способствует : - распознаванию (крим. диагностике) признаков преступлений, определению видовой принадлежности содеянного, наличия в нем признаков конкретного состава преступления, правильной уголовно-правовой квалификации деяния; - отграничению преступлений от иных общественно опасных деяний; - выявлению и установлению событий, исследуемых в уголовном процессе; - розыску похищенного имущества, предметов, использованных при совершении общественно опасных деяний и др.

    Объекты крим. моделирования:

    1) познаваемые объекты - моделируются самые различные события (преступления, акты поведения) и их отд. элементы. Основное назначение - обеспечить оптим. решение вопросов, связанных с предметом поиска, с характером, местом нахождения объектов, кот. необходимо отыскать.

    2) объекты, выступающие в качестве средств познания - поисково-познавательная деятельность в уголовном процессе в целом, отд. виды и этапы этой деят-ти, ее элементы, совокупности элементов, их признаки, внутренняя структура. Среди систем этого плана чаще встречаются: - следственные версии, крим. и правовые решения; - следственные ситуации; - оперативно-розыскные мероприятия; - специалисты и судебные эксперты и др.

    Процесс моделирования состоит из 3 стадий :

    1) построения модели объекта - это значит: а) на основании собранных фактических данных составить общее представление о характере, природе и групповой принадлежности объекта; б) определить структуру, наполнить деталями созданный эскизный "портрет" объекта; в) зафиксировать построенную модель (в памяти, в рисунке, чертеже и т. д.).

    2) изучение построенной модели - логический анализ и мысленный эксперимент с выведением и проверкой выводимых суждений с определением воздействия и осуществлением корректировки модели.

    3) реализации модели (проверки модельной информации) - практические действия, направленные на обнаружение и исследование упомянутых фактов (выяснение, имели ли место в действительности те факты, суждения о кот. были сделаны в процессе изучения модели). Оценка результатов позволяет сделать вывод о: достоверности/ошибочности/неточности в какой-л. части построенной модели (и необход. ее корректировки).

    Модели о событиях настоящего (как прошлого (ретроспективные модели)) проверяются путем построения и реализации перспективных моделей деяте-ти субъектов моделирования. Перспективное моделирование - отражает основные черты системы и средств познания первого объекта.