Биографии Характеристики Анализ

Исповедальные ведомости (духовные росписи).

Государственный документ периода XVIII-начала XX веков, содержащий в себе информацию об исповедях православного населения, делился на 3 основополагающие части:

1) "Кто были у Исповеди и Святого Причастия".

В этой части росписи указывался перечень членов семей с отметкой о присутствии или отсутствии во время Великого поста (с 23 марта по 3 апреля). В исповедальную ведомость записывалось "был" или "не был" прихожанин участником обряда. Благодаря таким сведениям из ведомостей, сегодня исследователи родословных могут добывать дополнительную информацию, делать определённые выводы о духовности предка из династии и соединять родственные цепочки.

2) "Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием".

Вторая графа присутствовала в исповедной росписи крайне редко. По усмотрению священника в неё вносились те, кто не присутствовал на причащении более года. Если время пропуска составляло более трёх лет и прихожанином не представлялись документы, объясняющие его отсутствие, то священнослужитель отмечал это в исповедальной ведомости и сообщал о таком человеке своему епархиальному начальству, которое в свою очередь могло причислить поданного к раскольникам (старообрядцам или иным людям, придерживавшихся нетрадиционного вероисповедания).

3) "Которые у исповеди не были".

Исповедная роспись (духовная ведомость) в третьей части обычно содержала перечисление раскольников и причин, почему жители не могли явиться на обряды в православную церковь. Причинами пропусков чаще всего указывались "по отлучке" или "по нерадению", однако исследователями сайта сайт в редких случаях выявляются записи "за леностью" и аналогичные им, характеризующие личность человека соответствующим образом. На православных, попавших в этот список, светскими властями мог налагаться штраф "против доходу с него втрое", причем уплата штрафа не освобождала человека от обращения к Исповеди.

Содержание исповедной росписи, примеры записей

Мы досконально изучаем, из чего состоят документы, пополняем новыми пунктами, чтобы максимально компетентно подходить к работе с исповедными ведомостями и другими материалами. Также мы расширяем собственный кругозор и знания исторических фактов, наподобие тех, что описаны в этой части статьи "Содержание исповедной росписи". Принципиальная личная позиция позволяет нам безвозмездно делиться накопленным опытом с посетителями сайта и подготавливать на коммерческой основе действительно интересные Родословные (судя по отзывам обратившихся за консультациями), написанные на основе тщательных документальных исследований. Подробнее про содержание исповедальных росписей мы расскажем ниже, перед этим предлагаем ознакомиться с примерами документов для лучшего представления сути статьи, окунувшись в историю.

Пример (образец) исповедной росписи:

"Исповедальные росписи Стародубской епархии города Стародуба церкви Вознесения Господня, 1829 года.

Священник Тихон Проценко,

Дьякон Илья Диаковский,

Дьячок Андрей Диаковский.

Мещане и их домашние

№ 77. Алексей Андреев Карпов, 27 лет, жена его Екатерина Тимофеевна, 25 лет, сыновья их Семен, 3 года, Антон, 2 года, Петр, 1 год.

№ 394. Иоанн Дружников, 67 лет, жена его Екатерина, 59 лет, дети их Любовия, 20 лет, Степан, 22 года, Андрей, 36 лет, женат, жена его Иулиания, 32 года, дети София, 6 лет, Дарья, 4 года, Мария, 2 года."

Вам будет интересно узнать, что первые инструкции по составлению и ведению исповедных ведомостей появились с указом Московского Патриархата от 1697 года. Однако, массовое распространение и внедрение практики подачи отчетных списков о добросовестности прихожан относительно церковных обрядов пришло немного позднее, ближе к началу 20-х годов XVIII века. В 1722 году в свет вышел указ Синода об исповедных росписях , обязывающий жителей, начиная с 7-летнего возраста, каждый год исповедоваться если не во время Великого поста, то хотя бы в Петров (15 июня - 12 июля), Успенский (14 августа - 27 августа) или Рождественский (28 ноября - 6 января) посты.

Первые версии духовных росписей оформлялись в виде тетрадок с вручную расчерченными таблицами для ввода данных. Печатные же версии исповедальных ведомостей начали появляться лишь к середине XIX века, при этом содержание практически не менялось за всё время существования документа. Строгий контроль вышестоящего духовного правления дисциплинировал священнослужителей, которые старались относиться к заполнению книг ответственно, ведь в противном случае им грозили наказания, вплоть до лишения сана. Официальный отказ Государства от ведения исповедных росписей произошел после Революции 1917 года, но отдельные священники продолжали вести списки и несколько последующих лет.

Пример (образец) исповедальной ведомости:

"Исповедальные росписи Саратовской епархии города Саблы церкви Рождества Богородицы, 1863 года.

О обретающихся в приходе оной церкви нижеявленных всякого чина людям, с изъяснением противу каждого имени, кто в Четыредесятницу был у Исповеди и Святого Причастия, кто исповедовался только, а не причастился, и кто и не исповедовался и не причастился и почему.

Священник Иоанн Преображенский,

Дьякон Василий Лыков,

Дьячок Андрей Лыков.

Мещане и их домашние

№ 5. Параскева Марковна Карпиха, 57 лет, дочери ее Екатерина, 16 лет.

№ 17. Мария Ивановна Карпова, 41 год, сын ее Кирилл, 20 лет.

№ 58. Василий Михайлович Карпин, 44 года, жена его Евдокия Корнильевна, 38 лет, дети их Лаврентий, 18 лет, Евдокия, 11 лет.

№ 149. Иван Тимофеевич Карпин, 51 год, жена его Матрона Онисьевна, 37 лет, дети их Семен, 12 лет, Петр, 3 года, Тимофей, 2 года, Мария, 6 лет."

В отсутствии метрических книг, исповедные росписи обладали юридической силой и использовались при разрешении брачных и земельных конфликтов. Переселенцам Настоятель церкви выдавал справку об исповедовании, без которой невозможно было совершить обряд бракосочетания на новом месте. Что касается описания, то исповедальная книга схожа с прочими церковными документами. Первым указывался порядковый номер семьи или двора, далее шёл непосредственно перечень прихожан, где первоначально вписывали представителей мужского пола, и только после этого могла быть записана жена или другая родственница отца семейства. В следующие столбцы исповедной росписи вносился возраст, сословная или владельческая принадлежность. Иногда прямо в этом списке указывался населенный пункт, в случае если к приходу относились несколько селений. Тут же отмечалось присутствие либо отсутствие на Исповеди. Все листы должны были подписываться каждым звеном причта, но так как это указание носило рекомендательный характер, на практике заверение происходило только на заключительных страницах блоков. В конце исповедальной ведомости приводились статистические общие сведения о приходе в виде таблицы, разделенной на сословия.

Форма написания была относительно свободная, а исповедные росписи даже соседних уездов могли сильно отличаться по оформлению и чередованию записей, к чему исследователь должен быть заранее морально подготовлен. Для того, кто ищет, первостепенным значением является расположение фамилий, которые, как правило, шли в начале, что даёт возможность более-менее оперативно разыскать нужного прихожанина (насколько это возможно, исследуя огромные фолианты, пример которых показан на первой фотографии статьи). Однако, поисковик-генеалог должен иметь в виду, что в конце 20-х годов XX столетия, во времена существования РСФСР, исповедальные ведомости начиная от 1865 года и двигаясь к нашему времени, были признаны не имеющими исторической ценности, в связи с чем большая часть фондов была уничтожена.

Где искать исповедные ведомости прихожан церквей

Определение нахождения исповедальных ведомостей не простое занятие, не удивительно, что многие, кто интересуются своей родословной, заказывают услуги по генеалогии , в рамках которых изучаются архивные материалы за несколько лет, а иногда и за десятки лет. Информация, содержащаяся в исповедных росписях населения Российской Империи, обладает особенной ценностью ещё и потому, что в этих документах фиксировались принадлежность жителей к определенному владению, их социальное положение, возраст, место проживания, составы семей, за редкостью род занятий.

Исповедные росписи принадлежат к фондам духовных консисторий и правлений, а также епархиальных управлений. В настоящее время исповедальные ведомости хранятся в Государственных архивах определенного региона. Не лишним будет отметить, что в редких случаях росписи по Исповеди и Причастии можно найти в архивах отдельных церквей. Чтобы отыскать конкретное дело, где закреплена духовная роспись, исследователю необходимо знать примерное место и время проживания искомого человека. Обладая такими исходными данными уже можно проводить тотальный или "точечный" поиск родственника по датам за его период жизни. Необходимо иметь в виду, что священники были обязаны вести исповедальные ведомости в двух одинаковых экземплярах, один их которых направлялся на ответственное хранение в духовную консисторию, зачастую объединяясь с делом соседних приходов, а соседство определялось в зависимости от территориального деления того или иного региона. Второй экземпляр исповедной росписи оставался в фондах самой церкви.

Генеалогические исследователи по неопытности могут завершить поиски, узнав в Государственном учреждении о том, что оригинал книги не сохранился до наших дней. Компетентный же специалист должен обязательно проверить наличие исповедной росписи ещё и в конкретной церкви, прихожанами которой были искомые личности. Так как в XIX веке наблюдался особый контроль духовности населения Российской Империи, обычным делом был дополнительный не церковный учёт причащения и исповедования жителей (в основном крестьян). Проводя поиски, мы встречаем разного рода приказы и распоряжения светских начальников, где говорится, что их подчиненные обязаны представить справку от Настоятеля храма о пребывании на Исповеди и Святом Причастии. На основе подобных документов тоже может быть добыта ценная информация о родственниках, наряду с исповедальными ведомостями, метрическими книгами, ревизскими сказками и другими основными генеалогическими источниками. Многие энтузиасты публикуют найденные материалы в интернете, можно провести поверхностный поиск и посмотреть, что есть в сети.

Если у Вас есть дополнения - сообщите об этом в комментарии, сделаем полезный ресурс вместе!

Все права защищены, копирование текста допустимо только с размещением ссылки на сайт

(Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет — то по какой причине (например, за малолетством).

Один экземпляр росписи оставался на хранении в церкви, другой отсылался в консисторию, где, как правило, подшивался в дело вместе с отчётами по соседним приходам (например, приходам одного и того же духовного правления). В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, отдельных церквей. В РГИА — в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».

Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем территориям, на которых переписи населения проводились нерегулярно (например, Левобережной Украине), или их материалы не сохранились до нашего времени.


История

Старейшая инструкция по составлению исповедных росписей была принята святейшим патриархом Московским Адрианом ещё 26 декабря 1697 года. Её появление было связано с борьбой со старообрядчеством и выявлением раскольников. Исповедные росписи должны были представлять собой три списка. В первом перечислялись бывшие на исповеди прихожане, во втором — не ходившие на исповедь, в третьем — раскольники. Однако тогда эта отчётность не была воплощена в жизнь. В 1716 году Петром I был издан указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада», этим же указом было предписано духовникам подавать светским властям именные списки неисповедавшихся. Однако этот указ первые годы продолжал не исполняться; лишь с 1718 года начинают составляться первые росписи. 7 марта 1722 года Синодом был принят указ, который обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии, начиная с 7 лет, у своего священника». Отсутствующие больше года в своём приходе могли исповедаться и причаститься у другого священнослужителя, но после должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания. В том же 1722 году, 16 июля, совместным Сенатским и Синодским приказом было установлено обязательное ведение исповедных росписей. Окончательно форма исповедных росписей, которая просуществовала практически неизменной до их отмены, была определена указом императрицы Анны Иоановны в 1737 году. Необходимость ведения исповедных росписей была отменена только в 1917 году. Однако, в отдельно взятых приходах они продолжали составляться и некоторое время после. Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности.

Содержание, достоверность, полнота описания в исповедных росписях различались и зависели от нескольких причин — от года написания этого документа, от местности в которой находился приход, от прилежания переписчика, от наличия в приходе своего священника, или священника входящего. Обычно текст росписи переписывался с прошлогоднего документа с внесением в него изменений за прошедший период, исправлением старых ошибок и созданием ошибок новых. В некоторых случаях порядок описания и тексты двух смежных по годам росписей мало схожи между собой, что может свидетельствовать о проведении какой-то локальной церковной переписи.

В начале документа шло его название примерно такого содержания .

В столбцах , , записывался порядковый номер двора (дома, семьи), лица́ мужского и лица женского пола соответственно.

В столбцах и — число лет лица́ мужского, женского пола (как правило, возраст указывался приближённо).

В столбце как раз и размещался список прихожан .

В заголовке этого столбца обычно записывалась та социальная группа, к которой принадлежали перечисленные в нём на данной странице люди: духовные и их домашние (обычно в первую очередь в списках шёл сам церковный причт), военные и их домашние, дворяне и их домашние, дворовые и их домашние, крестьяне и их домашние (или просто — поселяне) и так далее. Иногда здесь же приводилось название селения, где проживали указанные прихожане (обычно названия селений писались прямо в списке). Если населённый пункт принадлежал нескольким владельцам (помещикам), то в росписи присутствовали его описания по каждому владельцу отдельно, и не обязательно эти описания были расположены рядом друг с другом. В некоторых случаях в конце росписи могло находиться ещё и дополнение по селению с теми жителями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в основном тексте. Иногда в конце исповедных находился список церковных причётников соседних приходов, для которых местный священник был духовником.
Всего в исповедных росписях, помимо раскольников, с 1713 по 1842 год официально разделяли 7 социальных групп, с 1843 по 1860 год — шесть, начиная с 1861 года — пять: духовные, военные, статские, городские станы и крестьяне.
В селениях описание шло по дворам (домам, семьям). Вначале записывался его глава с фамилией (если была), именем, отчеством; затем его жена с именем и отчеством (если переписчик не забывал его указать), или отмечалось вдовство; после — их дети с именами, их супруги и дети; более дальние родственники: племянники, срощенники, подсоседники и так далее.

, и столбцы предназначались для отметок об исповедовании и прохождении причастия.

В некоторых исповедных вместо трех столбцов обходились двумя, или вообще одним. Так, в напротив исповедовшегося и причастившегося прихожанина писали был, была, но чаще объединяли сразу некоторую группу скобкой и отмечали были все. Более подробные записи можно встретить у имён церковного причта. Тут иногда упоминали сколько раз в году исповедовался и причащался, например, священник, а изредка и у кого и где. Напротив неисповедавшихся и непричастившихся лиц в этом столбце ставили прочерк, а в указывали причину: за малолетством, по нерачению, за старообрядчеством и так далее. Столбец использовался по назначению крайне редко, и чаще всего — как свободное место для неуместившегося текста в .

По лицевым листам исповедной росписи священник церкви ставил свою скрепу (подпись), например: (л.1) К сей (л.2) духовной (л.3) росписи (л.3) священник (л.4) […] руку приложил. Другие члены церковного причта полистно обычно не расписывались. Помимо священника, на листах росписи может находиться также скрепа представителя духовного правления.

После этой таблицы шла вторая — сводная ведомость по приходу или табель. В ней приводился общий итог: сколько дворов, сколько душ той или иной социальной группы, мужского и женского пола в приходе.

В конце документа шло заверительное объявление, что в нём всё верно написано, без укрывательства и приписок, а за выявленную в случае чего ложь составители готовы нести ответственность в виде штрафов. После, шли подписи (скрепы) всех лиц церковного причта мужского пола.

Если на территории прихода проживали раскольники, то после итоговой сводки приводился их список.

Нецерковный учёт исповедований и причащений

Контроль за ежегодным исповедованием и причащением населения лежал не только на священниках, но и на некоторых светских начальниках. Например, в инструкции сотскому от 19 декабря 1874 года был прописан такой контроль по крестьянам. В качестве примера этому, можно привести следующий приказ по почтовому ведомству.

«Приказ.
По Любынскому почтово-телеграфному округу. № 30. 10 марта 1892 года.
Предлагаю Начальникам Учреждений распорядиться и наблюсти, чтобы в наступившую Четыредесятницу, все подведомственные им чины были у исповеди и причастия св. Таинств, по исполнении чего предоставить мне списки служащим удостоверенные подлежащими Настоятелями приходов.
И. Д. Начальника округа /Подпись./

Делопроизводитель /Подпись./»

При приказе была представлена также форма списка лицам бывшем у исповеди и св. причастия такого то учреждения, несколько отличающаяся от стандартной формы церковных исповедных росписей.

Фрагмент исповедной росписи церкви Николая Чудотворца селаСлавного Шеского и Кушальского стана Тверского уезда Тверской провинции Новгородской губернии1755 года

Лист учета и описания уникального документа

1. Учетные и описательные характеристики.

Регистрационный номер: 20

Дата включения документа в ГР УР: 21.06.2005

Название (заголовок) документа: Духовные росписи за 1819 г., метрическая книга записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Благовещенского собора Камско-Воткинского завода за 1819 г. Метрическая запись № 813 в метрической книге Благовещенского собора Камско-Воткинского завода Вятской губернии о рождении 4 ноября 1819 г. Павла Матвеевича Обухова

Самоназвание документа: -

Вид документа: Метрическая книга

Дата (время создания) документа: 06.11.1819

Ориентировочная дата: -

Язык документа: русский

Аннотация: Метрическая запись № 813 в метрической книге Благовещенского собора Камско-Воткинского завода Вятской губернии о рождении известного русского металлурга Павла Матвеевича Обухова. Родители: шихтмейстер Камско-Воткинского завода Метвей Фёдорович Обухов. Восприемники шихтмейстер того же завода Андрей Петрович Миславский. Подлинник.
Обухов Павел Матвеевич (1819-1869) - русский металлург, изобретатель вязко-тягучих сортов стали, основоположник сталепушечного производства. Обухов П.М. являлся непосредственным продолжателем работ металлурга Аносова П.П. (1799-1851), создавшего способ получения высококачественной литой стали путём объединения науглероживания и плавления металла, раскрывшего утерянный в средние века секрет изготовления булатной стали, а также впервые применившего микроскоп для исследования строения стали. Разработанный П.М. Обуховым способ приготовления литой тигельной стали (способ получения стали в расплавленном виде в тиглях - сосуде (горшке) из тугоплавких или огнеупорных материалов для плавки, варки или нагрева различных материалов) в больших количествах обеспечивал возможность получения крупных слитков, необходимых для изготовления стволов артиллерийских орудий. Изобретение П.М. Обухова явилось поворотным пунктом в истории отечественной артиллерии и внесло весомый вклад в обеспечение обороноспособности страны; являлось актуальным в связи с поражением России вследствие военной и экономической отсталости в Крымской войне (1853-1856 гг.). "Обуховская сталь" обходилась дешевле заграничной; хорошие механические и технологические свойства позволяли применять ее и для изготовления коленчатых валов, вагонных осей, бандажей.
П.М. Обухов - уроженец Воткинского завода. В 1843 г. по окончании института корпуса горных инженеров в Петербурге работал на Уральских металлургических заводах. В течение 1846-1848 гг. с целью "усовершенствования в горном деле" находился в заграничной командировке, где изучал железоделательное производство. В 1854 г. П.М. Обухов был назначен управителем Златоустовской оружейной фабрики. В 1857 г. получил привилегию на разработанный им способ массового производства литой стали. В 1859 г. в Златоусте по его проекту была построена сталелитейная фабрика (Князе-Михайловская сталелитейная фабрика), на которой началась отливка стальных пушек. Лучшее орудие П.М. Обухова, отлитое в 1860 г., выдержало свыше 4 тысяч выстрелов и было отмечено золотой медалью на Всемирной выставке в Лондоне (1862 г.). С 1863 г. П.М. Обухов руководил строительством крупного сталелитейного завода в Санкт-Петербурге, получившего название Обуховский сталелитейный завод.
До настоящего времени точная дата рождения П.М. Обухова была неизвестна. В существующей научно-справочной литературе датой рождения П.М. Обухова чаще всего указывается 1820 г. Метрическая запись № 813 в метрической книге Благовещенского собора Камско-Воткинского завода Вятской губернии о рождении известного русского металлурга Павла Матвеевича Обухова - единственный документ Архивного фонда УР, подтверждающий факт рождения П.М. Обухова в поселке Воткинский завод и впервые дающий представление о дате его рождения (4 ноября 1819 г.).

Историческая справка: метрическая книга поступила в составе коллекции метрических книг из Республиканского архива ЗАГС в 1975 г. Находится в составе ОАФ "Благовещенский собор и церкви Камско-Воткинского завода"

Наличие драгоценных металлов и камней: -

Палеографические особенности: скоропись 19 века (канцелярское письмо)

Печати: -

Художественные особенности оформления документа: -

Экспонирование: -

Собственность: государственная Удмуртской Республики

Владелец документа: государственный архив (центр документации)

2. Место хранения документа

Место хранения документа: Центральный государственный архив Удмуртской Республики

Адрес места хранения документа: 426034, Удмуртская Республики, г. Ижевск, ул. Удмуртская, 264

Архивный шифр: фонд № 409, опись № 1, ед.хр. № 135, лл. 330

3. Физические характеристики документа

Материальный носитель информации: бумага бледно-голубого цвета с водяными знаками в виде букв "ТМЕП"

Размеры документа: 22х35,4. Находится в деле 24,5х35,7х5,7.

Объем документа: метрическая запись на 1 листе. Находится в деле объемом 402 листа.

Физическое состояние документа: удовлетворительное

Потребность в реставрации: Имеются следы от свечи в виде небольших желтоватых пятен, небольшие порывы верхнего и правого края листа.

Реставрация документа: -
год:
Организация:
Ф.И.О. (полностью) реставратора:

4. Страховая оценка документа

Дата оценки: 30 тыс. руб.
полис № 114 от 17.10.2005, Главное Управление по УР ООО "Росгосстрах - Поволжье";
полис № 185\06 от 10.11.2006, Главное Управление по УР ООО "Росгосстрах - Поволжье";
40 тыс.руб.
полис № Д-41850010-40-1-000-472-08 от 07.11.2008, Главное Управление по УР ООО "Росгосстрах - Поволжье";
полис № Д-41850010-10-1-000749-09 от 23.10.2000, Главное Управление по УР ООО "Росгосстрах - Поволжье";
год:
месяц:
число
Название страховой компании:
сумма (в ф.ст. или долларах):

5. Служебная информация

Кем представлен документ: Центральным государственным архивом УР

Исповедные ведомости или росписи, являясь некоторым подобием диптихов или списков кающихся древней христианской церкви, по своему историческому началу в церкви русской восходят к 1718 г., когда именным указом Петра I (февр. 17) приказано было священникам ежегодно подавать «ведомость о неисповедавшихся» для взыскания с таковых штрафа (Полн. Собр. Зак. № 3169); то же распоряжение было подтверждено и в указе от 28 февр. 1722 г., которым предписывалось: «во всех епархиях, во всяких градских и уездных приходах священником учинить прихожанам своим всякая звания мужеска и женска полу книги, записав в них именно православных и раскольников, означа ясно по домам, в которых книгах под написанием всякого дому оставлять место впредь, на приписку прибылых в тот дом, а убылых подписывать кто куда отбыл в тех книгах именно». Первоначальная форма этих ведомостей была самая простая; каждый причт церковный обязан был вести у себя три именных списка: в 1-й вносились все прихожане, бывшие у исповеди, во 2-й - не бывшие, в 3-й - раскольники. Списки эти представлялись приходскими священниками поповским старостам, заказчикам или десятильникам, а этими последними в архиерейские дома, откуда посылались в Св. Синод только общие извлечения из списков, с показанием общего количества бывших и не бывших у исповеди по каждой епархии. Но в 1737 г., на конференции Сената с Синодом, была установлена более сложная форма этих списков из 49 граф с 22 заголовками, а указом 16 апр. того же года повелено: «во всех епархиях градским и уездным всех приходских церквей священникам, каждому со своим причтом, сочинить прихожанам своим всякая чина мужеска и женска пола, от престарелых до сущаго младенца, именныя, по чинам и домам, верныя с показанием комуждо лет от рождения, росписи». Нынешняя форма исповедных ведомостей или росписей утверждена Св. Синодом 15 окт. 1846 г. и тогда же введена в употребление по церквам. По действующему Уставу духовной консистории (ст. 16) исповедные росписи должны вестись во всех приходских церквах в двух экземплярах, из которых один чрез благочинного ежегодно к 1-му октября представляется в консисторию, где составляется особая перечневая ведомость, представляемая в Синод при отчёте архиерея о состоянии епархии. Исповедные росписи имеют весьма важное значение как в церковном, так и в гражданском отношении. Так событие брака, в случае сомнений, удостоверяется, между прочим, справкою с исповедными росписями (Уст. дух. конс. ст. 260, 266 и Зак. гражд. ст. 35 Свод. зак. т. X, ч. 1-я, изд. 1900 г.); за невозможностью получить метрическое свидетельство, по неимению метр. книг, или при сомнительности обстоятельств, которые в них записаны, могут быть в доказательство рождения от законного брака принимаемы и исповедные росписи (Уст. дух. конс. ст. 265; Уст. гражд. суд. ст. 1356); при сомнении в законном возрасте брачующихся справки делаются и с исповедными росписями (Инстр. благоч. ст. 18, примеч. 2-е). Вследствие такого значения испов. росписей на благочинного возлагается обязанность наблюдать за своевременным и верным составлением их приходскими священниками (там же, ст. 40) и, в частности, за тем, чтобы последние с особенною осторожностью показывали супругами таких лиц, которые хотя и поступают на всегдашнее жительство в их приходы, но не ими венчаны, и в подтверждение супружества своего не представляют никаких доказательств (там же, ст. 42). За неисправное ведение росписей священнослужители и причетники наказываются выговором или денежною пенею, а за явное нерадение или неблагонамеренность в ведении этого дела священники могут быть подвергнуты отрешению от места с низведением в причетники (Уст. дух. конс. ст. 192 и 193).

* Николай Федорович Марков,
кандидат кан. права Спб. университета,
помощник управляющего канцелярией Св. Синода.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 1119. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

Исповедная роспись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) - ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII - начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории людей (за исключением младенцев), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет - то по какой причине (например, за малолетством ).
Один экземпляр росписи оставался на хранении в церкви, другой отсылался в консисторию, где, как правило, подшивался в дело вместе с отчётами по соседним приходам (например, приходам одного и того же духовного правления). В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, отдельных церквей. В РГИА - в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».
Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительство, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем территориям, на которых переписи населения проводились нерегулярно (например, Левобережной Украине), или их материалы не сохранились до нашего времени.

Из истории

Старейшая инструкция по составлению исповедных росписей была принята святейшим патриархом Московским Адрианом ещё 26 декабря 1697 года. Её появление было связано с борьбой со старообрядчеством и выявлением раскольников. Исповедные росписи должны были представлять собой три списка. В первом перечислялись бывшие на исповеди прихожане, во втором - не ходившие на исповедь, в третьем - раскольники. Однако тогда эта отчётность не была воплощена в жизнь. В 1716 году Петром I был издан указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада», этим же указом было предписано духовникам подавать светским властям именные списки неисповедавшихся. Однако этот указ первые годы продолжал не исполняться; лишь с 1718 года начинают составляться первые росписи. 7 марта 1722 года Синодом был принят указ, который обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии, начиная с 7 лет, у своего священника». Отсутствующие больше года в своём приходе могли исповедаться и причаститься у другого священнослужителя, но после должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания. В том же 1722 году, 16 июля, совместным Сенатским и Синодским приказом было установлено обязательное ведение исповедных росписей. Окончательно форма исповедных росписей, которая просуществовала практически неизменной до их отмены, была определена указом императрицы Анны Иоановны в 1737 году. Необходимость ведения исповедных росписей была отменена только в 1917 году. Однако, в отдельно взятых приходах они продолжали составляться и некоторое время после. Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности, (Данные из Википедии)