Биографии Характеристики Анализ

Как научиться спокойствию и не реагировать на агрессию? Как сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях.

Конфликт - неизбежная часть жизни, важно научиться владеть своими эмоциями. Даже наиболее спокойные и сдержанные люди...

«Конфликт сеет хаос в нашем мозге. Эволюционно мы устроены так, что пытаемся защитить себя, когда чувствуем опасность. В нашем мире мы не сражаемся, как барсук с койотом, или не убегаем, как кролик от лисы. При этом наши базовые инстинкты - автоматические и бессознательные», -
Диана Мушо-Гамильтон.

Конфликт - неизбежная часть нашей жизни. Даже наиболее спокойные и сдержанные люди в какой-то момент становятся участниками конфликта.

В большинстве случаев мы не контролируем то, как будут развиваться дальнейшие события.

Единственное, чем мы можем управлять в конфликте, - это наша собственная реакция

Это не говорит о том, что игнорировать то самое «автоматическое и бессознательное» легко. Это не так.

Но мы можем научиться распознавать и управлять собственными негативными эмоциями, то есть в некоторой степени переопределить эту врожденную реакцию.

Мы можем приобрести умение сохранять спокойствие во время любого конфликта, даже самого жаркого. И вот как это сделать.

6 способов сохранить спокойствие в конфликтных ситуациях

1. Сделайте глубокий вдох и выдох

Способность оставаться спокойным и сосредоточенным во время конфликта зависит от умения контролировать свое тело. Учащенное дыхание является врожденной реакцией организма на стресс.

2. Сконцентрируйтесь на своем теле

Концентрация внимания на любых физических ощущениях, возникающих при конфликте, позволяет сознательно моделировать их. Когда ваше внимание переключается на тело, вы можете чувствовать напряжение, учащенное дыхание и другие процессы, сопровождающие стресс.

Когда вы заметите, что ваше тело начинает напрягаться, попробуйте расправить спину, плечи и руки. Такая открытая позиция на языке тела означает позитивный настрой, что сможет погасить начавшийся конфликт.

3. Внимательно слушайте собеседника

Ваш собеседник вполне закономерно может спровоцировать конфликт, если заметит, что его не слушают. И к тому же невозможно разрешить спорную ситуацию, если вы не готовы выслушать все аргументы второй стороны.

Достаточно сосредоточить свое внимание на том, о чем говорит оппонент. Не спешите перебить, дайте ему высказаться. После этого у вас будет вся необходимая информация для того, чтобы ответить вразумительно.

4. Задавайте вопросы, предполагающие расширенный ответ

Открытая форма вопросов крайне важна при разрешении конфликтов.

  • Во-первых, это говорит о том, что вы активно слушаете собеседника.
  • Во-вторых, подобные вопросы демонстрируют уважение к человеку, позволяя ему лучше формулировать собственную точку зрения.

Важно не задавать простые вопросы, которые подразумевают стандартные ответы «да» или «нет». Лучше воспользоваться в вопросительных конструкциях словами «что», «почему», «когда» и «как».

Попробуйте воспользоваться этим советом прямо сейчас. Чувствуете разницу?

5. Говорите тише

Чтобы обострить конфликт, достаточно немного повысить тон голоса. А вот если вы будете говорить тише, это будет способствовать разрешению конфликта.

Нельзя укротить гнев собеседника, повышая голос. Однако понизив голос, вы сможете передать ему ощущение спокойствия.

6. Оставайтесь при своем мнении

Не каждый конфликт имеет мирные последствия и результаты, приемлемые для обеих сторон. Чтобы не усугублять безнадежный спор, вы можете вежливо из него выйти.

Самоустранение необходимо, когда собеседник становится все более враждебным по отношению к вам, либо разговор зашел в тупик, несмотря на все ваши усилия.

Стоит сказать, что если вы не являетесь гуру в искусстве владения своими эмоциями, то в определенный момент конфликта вы все равно можете «вспыхнуть». Человек является существом эмоциональным, что может быть умело использовано как во вред, так и на пользу.

Если вы будете следовать хотя бы нескольким из перечисленных советов, то сможете чувствовать себя увереннее в конфликтных ситуациях. А также обретете доверие окружающих, демонстрируя спокойствие и уравновешенность.опубликовано .

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Самообладание, как часто вам приходилось его терять, а потом жалеть об этом? Особенно этому подвержены впечатлительные и неуравновешенные натуры, от которых то и дело слышишь: «Вышла из себя» или «Слетела с катушек». Но как научиться справляться со стрессовой ситуацией без особых встрясок для нервной системы?

Вам будет интересно сразу ознакомиться:

Самообладание и воспитание

Потеря контроля над своими эмоциями – ответ эндокринной системы и мозга на стресс, который провоцирует сложные химические процессы в организме. Проще говоря, все дело в гормонах. Но почему одни в состоянии контролировать свое поведение во время ссоры, а у других конфликты заканчиваются бранью, битьем посуды или того хуже, пощечинами и кулаками?

Самообладание – это способность трезво думать во время пика эмоционального напряжения, и эта способность сугубо индивидуальная. Во многом она зависит от поведенческих стереотипов – социальных и культурных установок, которые прививались с малых лет. И то, что для первых признак дурного тона, для вторых – норма. Потому-то мы и наблюдаем совершенно разную реакцию в похожих ситуациях.

На способность сохранять самообладание влияют и другие не менее значимые факторы: особенности психики и нервной системы, сила раздражителя (насколько серьезна стрессовая ситуация), физическое состояние. Если вы голодны, чересчур утомлены, у вас болит голова или ноет зуб, что-то неладно дома или произошел … вполне естественно, что сдержаться будет очень сложно.

Плюсы и минусы развитого самообладания

Человеку, умеющему контролировать свои эмоции, не будет впоследствии стыдно за свое неуравновешенное поведение. И это большой плюс. Однако так ли много он выигрывает в итоге?

Уже давно доказана связь между негативными эмоциями и состоянием здоровья в целом. Тщательно скрываемые душевные страсти, постепенно накапливаясь, приводят к истощению нервной системы. Невыраженная агрессия рано или поздно даст о себе знать, приняв форму , повышенной раздражительности или какого-либо заболевания.

В развитом самообладании действует принцип: все хорошо в меру. Поэтому нет нужды всегда держать себя в ежовых рукавицах, необходимо время от времени давать волю эмоциям. Гиперконтроль опасен еще и тем, что заставляет человека постоянно повышать планку требовательности к себе и к окружающим, а накопленный негатив выплескивать на более слабых. Психологи также утверждают, что незнание, приводит к мышечным болям и спазмам в области шеи, плеч и спины. А иногда неумение сбрасывать стресс является и развития алкоголизма.

Потеря контроля

В определенных случаях, когда человек полностью теряет самообладание, наблюдается особая психологическая реакция. Пик эмоционального напряжения сопровождается учащенным сердечным ритмом, головокружением, потемнением в глазах, ощущением того, что голова сейчас попросту взорвется, после чего наступает ощущение слабости. Если вы впадаете в такое состояние регулярно, значит, ваша нервная система не готова к тем нагрузкам, которым вы ее подвергаете, и дает сбой. Как правило, в таких случаях необходима профессиональная помощь психотерапевта.

Как сохранить самообладание и «выпустить пар»

Чтобы уметь контролировать отрицательные эмоции, нужно уметь их расходовать. Нервная система «сбрасывает» напряжение во время сна, активного отдыха, занятия сексом или спортом. Некоторым помогают расслабиться адреналиновые всплески от просмотра фильмов ужасов, банджи-джампинга или катания на американских горках. Чтобы не впасть в состояние постоянного стресса, вам необходимо найти эффективный способ выплеска накопившегося негатива.

Старайтесь не накапливать ситуации, в которых вам приходится подавлять гнев, убеждая себя, что все в порядке и ничего не произошло. Необходимо вырабатывать физиологическую реакцию на стресс, «выпуская пар» не криком, а по средствам цивилизованной формы выражения агрессии. Попытайтесь выиграть у оппонента в спортивную или интеллектуальную игру, либо же отвечайте на его выпады едкими фразами, но спокойным тоном. Если же чувствуете, что негативной энергии слишком много, направьте ее для достижения мирных целей: в пылу ярости решайте те вопросы, на которые в обычном состоянии не хватает смелости.

В случае, когда возможность достойно ответить обидчику отсутствует, избавиться от эмоционального напряжения поможет фитнессклуб, бассейн, пробежка в парке, или спа-салон. На крайний случай подойдет и обычная подушка, которую можно вдоволь поколотить дома.

Однако все эти действия помогут лишь на короткий срок обрести самообладание. Они не в состоянии избавить организм от последствий стресса. К тому же, на контроль собственных эмоций часто расходуется много сил, которых порой не хватает. Все популярные методы, помогающие сохранять самообладание, – это лишь вспомогательные средства. Приводить расшатанную нервную систему в порядок должен специалист.

…не путайте с аффектом

Люди склонны путать понятия потери самообладания с состоянием аффекта. Аффект – это абсолютная потеря контроля, быстропротекающая защитная реакция, сопровождающаяся сильнейшими переживаниями. Впадая в состояние аффекта, человек способен на действия, совершенно ему не свойственные: вытянуть из горящего дома стокилограммового соседа, одолеть противника, намного превосходящего физически… После чего наступает прострация, и переживший аффект полностью или частично забывает о событиях, происходивших с ним в этот момент.

Несколько способов вернуть самообладание

Что делать, когда вы чувствуете, как эмоции быстрым шквалом переполняют вас и вот-вот выплеснуться наружу? Как за короткое время вернуть контроль над собой и не наделать глупостей? Для этого психологи придумали несложных приемов:

— Визуализация. Постарайтесь подавить неприятные эмоции приятными воспоминаниями или фантазиями. Представьте, что вы на лазурном берегу океана и бриз доносит до вас соленые капли морской воды. В ход могут пойти даже сексуальные фантазии.

— Воображаемый образ. Включите воображение и представьте своего обидчика (начальника или недовольного клиента) в образе смешного героя комиксов в костюме супермена, приделайте ему уши Чебурашки, облачите в желтые носки и трусы в цветочек или балетную пачку.

— Релаксация. Даже если вы в сильном напряжении, все равно постарайтесь полностью расслабить все тело, особенно мышцы лица, шеи и плеч. Представьте, что при этом вы качаетесь в гамаке или просто летите. Сконцентрируйтесь на своих ощущениях.

Конфликты - штука неприятная, но неизбежная. Их не всегда удается предотвратить, но в большинстве случаев возможно направить в нужное русло и сохранить собственные нервы, честь и достоинство.

Что предпринять, если конфликт разгорелся? Как правильно себя вести? Как предотвратить дальнейшее развитие скандала? Редакция WMJ.ru разбиралась вместе с бизнес-экспертом, автором уникальной методики по повышению продуктивности и эффективности, а также основателем ряда lifestyle-проектов Алиной Рейзельман.

«Спокоен, как удав»

Распространенный совет «дышать глубоко» работает, только когда ты вне поля зрения нападающего. Если он стоит напротив, то глубокое дыхание выдаст любые попытки подавить гнев. Тогда нападки лишь усилятся, ваше терпение вскоре лопнет, и вот уже срыв не за горами.

Гораздо эффективнее действует полное отсутствие эмоций: ровное дыхание, уверенная (но не вызывающая) поза, спокойные, размеренные жесты и равнодушное выражение лица. Причиной конфликтов часто являются внутренние негативные эмоции, которые человек пытается выплеснуть на другого. Если «жертва» никак не реагирует на выпад - цель не достигается и конфликт умирает в зародыше. При этом необязательно полностью игнорировать собеседника - достаточно игнорировать его упреки, будто он вовсе не произносит негативных слов в твой адрес.

Не повышайте голос

Некоторые люди подпитываются энергией скандалов. Вспомните случаи, когда после конфликта вы ощущали опустошение, как будто у тебя забрали всю жизненную энергию. Это так называемый «энергетический вампиризм».

«Вампирчики» наслаждаются процессом и энергетикой конфликта. Лучший способ остановить их - говорить спокойно и не смотреть в глаза. Если умеете управлять внутренними энергетическими потоками, направьте их из своей Аджна-чакры (ее еще называют «третьим глазом») в Аджна-чакру оппонента. Воздействие в течение нескольких минут никак не навредит, но остановит энергетического вампира. Ему просто станет неуютно, и он ретируется.

Представьте оппонента в нелепом наряде

Бывает, что неприятная личность так и пытается испортить настроение. Визуализируйте, будто на недоброжелателе надето что-то совсем неподходящее. Например, представьте мужчину с пивным животиком и толстыми волосатыми ногами, танцующего партию из «Лебединого озера» в офисных туфлях, семейных трусах и розовой балетной пачке. Или ту скандальную даму - в вечернем платье, лыжной шапке, с детским ранцем и на роликовых коньках.

Согласитесь с ним

Когда гром и молнии метает босс, муж или свекровь - лучше согласиться. Раздели позицию атакующего, даже если гнев направлен на тебя, но ни в коем случае не оправдывайся - это даст преимущество оппоненту. В крайнем случае просто извинись. Если атакующий не прав по объективным причинам, согласись с ним хотя бы в том, что ты с ним не согласна.

Читайте между строк

Нередко за скандалом из-за какой-то мелочи скрывается нечто серьезное. Это может быть неудовлетворенность отношениями, невысказанная обида, личные проблемы обидчика. Дай ему возможность говорить. Не перебивай и старайся нащупать глубинную причину эмоционального взрыва, лишь изредка деликатно «подталкивая» в нужное русло. Когда истинная причина будет ясна, проблему можно будет решить своими силами либо с помощью психотерапевта.

Задайте неожиданный вопрос

Неожиданный открытый вопрос на отвлеченную тему способен сбить с толку любого. Спросите о чем-то, что требует обращения к воспоминаниям или подключения аналитических возможностей мозга, и конфликт сойдет на нет. Например, коллега в бешенстве, что начальник снова принял ваш проект, а не ее; спросите, какой была чистая прибыль с продаж в первом месяце позапрошлого квартала в торговой точке N города Д. Вероятнее всего, мгновенно она тебе не ответит и, задумавшись, отвлечется от неприятного разговора.

Предложите угощение

Оригинальный способ решения конфликта - угостить нападающего чем-то вкусным. Если конфликт происходит в офисе, подайте ему чашку кофе или конфету. Если в общественном месте - предложите обсудить все в кафе и закажи для противника десерт. Так вы переключите его внимание на еду или напиток. Результатом может стать мирная, продуктивная дискуссия.

Поблагодарите его за отличную идею

Скандалящий человек может стать генератором полезных идей. Если вы внимательно его слушаете, то, возможно, почерпнете для себя нечто важное и используете это в будущем. Не забудьте поблагодарить скандалиста за «отличную мысль» прямо во время конфликта. Это не только погасит конфликт, но и принесет вам пользу. Например, если вас обвинили в медлительности или ничегонеделании, поблагодари за идею оптимизировать ваш график. Может, оппонент прав, а пересмотр режима дня сделает вас продуктивнее и поможет снизить усталость к вечеру.

Похвалите его за то, что он способствовал вашему самопознанию

Человеку не нравится в других то, что ему не нравится в себе или в ближайшем окружении. Это черты характера, привычки, элементы образа - внешние проявления себя и близких, которые его раздражают. Проецируя их на вас, скандалист помогает тебе лучше понять себя. Однако не стоит думать, что все проявления обязательно негативны. Просто слушайте, анализируйте и улыбайтесь в ответ. Помните: чужая критика нужна, чтобы стать еще лучше, а не быть заложницей чужого мнения.

Разрешать конфликтные ситуации - не самое приятное занятие, но даже самые агрессивные люди способны к эмпатии и компромиссу гораздо больше, чем нам кажется на первый взгляд. О том, как общаться, чтобы быть услышанным, рассказала издатель, переводчик и ведущая семинаров по сетевому этикету и ненасильственной коммуникации Шаши Мартынова на в Dl Telegraph. T&P записали основные тезисы.

В момент общения мы не задумываемся о том, как устроена наша речь. Однако это сложный процесс, состоящий из формирования образов и картинок, выстраивания грамматической системы и самого говорения. Речь обладает четырьмя свойствами: содержательность - набор смыслов, произносимый вслух; понятность (если обращаться к человеку на японском языке, а он его не знает, то речь содержательна, но не понятна); выразительность (тембр голоса, интонации), громкость и действенность, то есть ожидание ответной реакции на сказанные слова.

Когда речь произнесена и доходит до собеседника, образуется «четырехухая» модель коммуникации, разработанная лингвистом Романом Якобсоном. Между отправителем и получателем сообщения возникает четыре канала, действующих одновременно: канал фактов (только факты, сообщенные одним человеком другому), канал отношений (выбор обращения на ты или на вы, тон, определение отношений - близкие или формальные), канал призыва (что мы хотим получить от общения - начиная от того, чтобы нас выслушали, и заканчивая тем, чтобы в ответ на наше послание что-то сделали) и канал исповеди - сообщение о себе, о своем состоянии.

Необходимо помнить: только сам человек несет ответственность за свои эмоции. «Гадость» - лишь субъективная оценка услышанных нами слов

Американский психолог Маршалл Розенберг, ученик классика гуманистической психотерапии Карла Роджерса, в семидесятых разработал систему «Nonviolent communication», базовая гипотеза которой гласит: человеку свойственно испытывать эмпатию к другому человеку, а удовлетворение потребностей в ходе общения зависит от отчетливости коммуникации.

Чтобы понять, как работает «Ненасильственная коммуникация», обратимся к примеру: в момент разговора собеседник начинает кричать. Сначала Розенберг советует наблюдать за происходящим. Здесь важно отделить факт от оценки: факт - голос повысили, оценка - кричат, потому что я что-то делал не так или собеседник просто неуравновешенный. Потом определить собственную реакцию, не обманывая себя (гнев, раздражение или грусть). Сформулировать потребность (чего бы вам хотелось?). И, не стесняясь, попросить этого - в данном случае говорить тише. Но такая система - наблюдение, оценка чувств, формулирование потребностей и их озвучивание - требует ежедневной практики для достижения автоматизма.

Также следует избегать эмоционального шантажа: нужно выражать подлинную искренность, ответственно подходить к собственной уязвимости (некоторые специально терпят унижения, чтобы потом манипулировать человеком, давя на чувство вины), различать мысли и чувства (когда возникает ощущение «я чувствую, что ты меня обманываешь», стоит помнить, что это всего лишь догадки) и стараться заменять страдательный залог на действительный в описании своих ощущений («я огорчился», а не «я огорчен»).

Необходимо помнить: только сам человек несет ответственность за свои эмоции. «Гадость» - лишь субъективная оценка услышанных нами слов, и не надо ругать себя или другого, углубляться в собственные потребности и чувства. Помимо работы над собой, надо работать и с собеседником (возможно, он кричит просто потому, что он глуховат - эту гипотезу стоит проверить).

Каждый человек имеет право удовлетворять свои потребности и просить помощи в этом - но иногда он все равно будет получать отказ. Одна из причин - в том, что когда просят, чаще говорят, что собеседнику не нужно делать, забывая сообщить о том, что нужно. «Не ори» - ошибочная формулировка, гораздо лучше попросить «говори тише». В просьбе о помощи или в претензии должна выражаться сама суть дела, конкретика, но не приказ. Чтобы проверить, дошел ли «запрос» до собеседника, спросите, понял ли он, что от него хотят. Говоря «спасибо», лучше не употреблять льстивых слов («красивый», «щедрый» и т.д.), а благодарить за то, что действительно сделано. И не держите себя в эмоциональном рабстве. Важно смело решаться на искреннюю реакцию, отдавая себе отчет в том, к чему она может привести.

За понимание эмоционального состояния другого человека отвечают определенные области в мозгу: за отвращение и оргазм, за обучение и способность вспомнить знания в нужный момент и за одновременное переживание чужой боли как своей при понимании, что это не твое тело. И это доказывает врожденность сопереживания. Однако надо отличать эмпатию от других реакций: советов, поучений, утешений, попыток отшутиться или отвлечь от проблемы («не обращай внимания»), детальных расспросов, уличения в неправильных поступках. Сопереживать - значит выслушать без оценок, не комментируя поступки человека даже про себя.

В каждом из нас живут два внутренних голоса, мешающие общению. Один из них навешивает ярлыки на поведение окружающих, а другой ищет оправдания (меня заставили; я такой, потому что; мне велели; не знаю, как это получилось). Они опасны, потому что так мы снимаем с себя ответственность за свои же решения.

Ненасильственное общение помогает сохранять энергию, которую мы тратим на агрессию, перестать завоевывать очки за чужой счет (ведь осуждающие ярлыки, навешанные на других людей, делают нас лучше в собственных глазах), не лениться чувствовать и думать, мирно работать над совместными целями и принимать людей такими, какие они есть на самом деле. Гнев - это вполне естественная реакция, но человек ответственен и за него. Энергию гнева лучше направлять на что-то другое.

Привет, стресс, давно не виделись.

Если вы относитесь к тому числу людей, которые довольно быстро теряют самообладание в любой конфликтной ситуации, а потом срываются, кричат, бьют кулаками по столу или попросту пускают пар из ушей, то это статья поможет вам выйти из этого замкнутого круга накатонностей и стать тем человеком, который знает, как не терять самообладание в любой ситуации. С каждой возникшей ситуацией, не важно какого типа, нужно уметь справляться, иначе вы получаете самое худшее, что можно иметь.

Не контролировать себя – плохо и контролировать себя также плохо. Поясню, что же тут такого особенно плохого, а вот что – стресс. Что в том, что в ином случае, потеря самообладания несет в себе губительный потенциал не только в социальных контактах, которые вы стремительно сжигаете, а еще и вашему организму, чьи нервные клетки вы точно также сжигаете, как мосты с людьми. Стресс – часто явление для тех, кто позабыл о самообладание с припиской «контроль» для него. Последствия стресса крайне остры и неблагоприятны для каждого человека.

Что же нужно делать, чтобы не терять самообладание в любой ситуации, как научиться этому?

Ответ прост – дышите. В процессе, когда мы злимся, организм просто заполняется гормонами адреналин и норадреналина, из-за них мы чувствуем себя, как закипающий чайник. Как в такой ситуации, если все происходит естественным путем (речь идет о гормонах в крови), сохранить самообладание?

Мы обижаемся или злимся, потому что не понимаем и не контролируем настоящий момент. Не забудьте одну простую истину – вы находитесь здесь, вы никуда не пропали, вы в настоящем моменте. Прочувствуйте этот момент – как стоите ногами на земле, за что держитесь руками. Перевести свое внимание на такие простые моменты очень полезно, ведь так мы снимает тот спазм или перенапряжение, которые у нас возникло. А если вы еще будете к тому же глубоко вдыхать и также хорошо выдыхать, вы полностью расслабите нервную систему, показывая самому себе, что нет никакой опасности, что все в порядке, вы держите ситуацию под контролем. Как только вы успокоитесь, вы сможете мыслить не на эмоциях и понять, какой подходит следует применить в каком-либо случае, если дело обстоит серьезно и требует вашей полной сосредоточенности.

Аффирмации или постоянные проговаривания позитивно настроенной фразы, которая наставляет вас на позитивный лад, тоже поможет в моменты, когда нужно не терять самообладания в любой ситуации. Проговариваете себе, что вы контролируете ситуацию, что все нормально, что вы справитесь в любом случае, даже если вдруг что-то пойдет не так. Придавайте себе уверенности сами, не ждите, что кто-нибудь со стороны придет и скажет вам – расслабься. Да, иногда этого хочется и это необходимо, но когда есть ситуация и вы с ней лицом к лицу, то ждать помощи от кого-то глупо, вам нужно справляться со всем самому, а значит аргументировать прежде у себя в голове, а потом и окружающим, в ситуации с которыми вы теряете самообладание, это ваша первая и важная задача на данном этапе преодоления конфликтных моментов.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)