Биографии Характеристики Анализ

Краткое содержание американская трагедия. Американская трагедия (мини-сериал)

Теодор Драйзер

«Американская трагедия»

Канзас-Сити, жаркий летний вечер. Двое взрослых и четверо детей распевают псалмы и раздают брошюры религиозного содержания. Старшему мальчику явно не нравится то, чем он вынужден заниматься, но его родители с жаром отдаются делу спасения заблудших душ, каковое, впрочем, приносит им лишь моральное удовлетворение. Эйса Грифитс, отец семейства, отличается большой непрактичностью, и семья еле-еле сводит концы с концами.

Юный Клайд Грифитс стремится вырваться из этого унылого мирка. Он устраивается помощником продавца содовой в аптеке, а затем рассыльным в отель «Грин-Дэвидсон». Работа в отеле не требует никаких особых навыков и умений, но приносит неплохие чаевые, что позволяет Клайду не только вносить свой вклад в семейный бюджет, но и покупать себе хорошую одежду и кое-что откладывать.

Товарищи по работе быстро принимают Клайда в свою компанию, и он с головой окунается в новое весёлое существование. Он знакомится с хорошенькой продавщицей Гортензией Бригс, которая, однако, не по годам расчётлива и не собирается оказывать кому-либо благосклонность исключительно за красивые глаза. Ей очень хочется модный жакет, который стоит сто пятнадцать долларов, и Клайду трудно устоять перед её желанием.

Вскоре Клайд с компанией отправляется на увеселительную прогулку в роскошном «паккарде». Эту машину один из молодых людей, Спарсер, взял без разрешения из гаража богача, у которого служит его отец. На обратном пути в Канзас-Сити погода начинает портиться, валит снег, и ехать приходится очень медленно. Клайд и его товарищи опаздывают на работу в отель и поэтому просят Спарсера прибавить скорость. Он так и поступает, но, зазевавшись, сбивает девочку, а потом, уходя от преследования, не справляется с управлением. Водитель и одна из девиц остаются лежать без сознания в разбитой машине, все прочие разбегаются.

На следующий день газеты помещают сообщение о происшествии. Девочка умерла, арестованный Спарсер назвал имена всех остальных участников пикника. Опасаясь ареста, Клайд и кое-кто из других членов компании покидают Канзас-Сити.- Три года Клайд живёт вдали от дома под чужим именем, выполняет грязную неблагодарную работу и получает за неё гроши. Но однажды в Чикаго он встречает своего приятеля Ретерера, который тоже был с ним в «паккарде». Ретерер устраивает его в «Юнион-клуб» рассыльным. Двадцатилетний Клайд вполне доволен своей новой жизнью, но как-то раз в клубе появляется Сэмюэл Грифитс, его дядя, живущий в городе Ликурге, штат Нью-Йорк, и владеющий фабрикой по производству воротничков. Результатом встречи родственников становится переезд Клайда в Ликург. Дядя обещает ему место на фабрике, хотя златых гор не сулит. Клайду же контакты с богатыми родственниками кажутся перспективнее работы в «Юнион-клубе», хотя зарабатывает он неплохо.

Сын Сэмюэла Гилберт без особой радости принимает двоюродного брата и, убедившись, что тот не обладает никакими полезными знаниями и навыками, определяет его на достаточно тяжёлую и малооплачиваемую работу в декатировочном цехе, размещённом в подвале. Клайд снимает комнату в дешёвом пансионе и начинает, что называется, с нуля, надеясь, однако, рано или поздно преуспеть.

Проходит месяц. Клайд исправно делает все, что ему поручено. Грифитс-старший интересуется у сына, какого тот мнения о Клайде, но Гилберт, весьма настороженно отнёсшийся к появлению бедного родственника, прохладен в оценках. По его мнению, Клайд вряд ли сумеет выдвинуться — у него нет образования, он недостаточно целеустремлён и слишком мягок. Впрочем, Сэмюэлу Клайд симпатичен и он готов дать племяннику шанс показать себя. Вопреки желанию Гилберта, Клайда приглашают в дом на семейный обед. Там он знакомится не только с семейством своего родственника, но и с очаровательными представительницами ликургского бомонда, юными Бертиной Крэнстон и Сондрой Финчли, которым вполне приглянулся красивый и воспитанный юноша.

Наконец, по настоянию отца, Гилберт находит для Клайда менее тяжёлую и более престижную работу — он становится учётчиком. Впрочем, Гилберт предупреждает его, что он должен «соблюдать приличия в отношениях с работницами» и всякого рода вольности будут решительно пресекаться. Клайд готов свято выполнять все предписания своих работодателей и, несмотря на попытки некоторых девушек завязать с ним отношения, остаётся глух к их заигрываниям.

Вскоре, однако, фабрика получает дополнительный заказ на воротнички, и это, в свою очередь, требует расширения штатов. На фабрику поступает юная Роберта Олден, перед обаянием которой Клайду нелегко устоять. Они начинают встречаться, ухаживания Клайда делаются все более настойчивыми, и воспитанной в строгих правилах Роберте все труднее и труднее помнить о девическом благоразумии. Тем временем Клайд снова встречается с Сондрой Финчли, и эта встреча круто меняет его жизнь. Богатая наследница, представительница местной денежной аристократии, Сондра проявляет неподдельный интерес к молодому человеку и приглашает его на вечер с танцами, где собирается ликургская золотая молодёжь. Под натиском новых впечатлений скромная прелесть Роберты начинает меркнуть в глазах Клайда. Девушка чувствует, что Клайд уже не так внимателен к ней, ей страшно потерять его любовь, и однажды она поддаётся искушению. Роберта и Клайд становятся любовниками.

Сондра Финчли, однако, не исчезает из его жизни. Напротив, она вводит Клайда в свой круг, и заманчивые перспективы кружат ему голову. Это не остаётся незамеченным Робертой, и она испытывает тяжкие муки ревности. В довершение ко всему выясняется, что она беременна. Она признается в этом Клайду, и он лихорадочно пытается найти выход из создавшегося положения. Но лекарства не приносят желанного результата, а врач, которого они находят с таким трудом, категорически отказывается сделать аборт.

Единственный выход — жениться, решительно не устраивает Клайда. Ведь это означает, что ему придётся расстаться с мечтами о блестящей будущности, которые вселили в него отношения с Сондрой. Роберта в отчаянии. Она готова пойти на то, чтобы рассказать о случившемся дяде Клайда. Это означало бы для него конец карьеры и крест на романе с Сондрой, но он проявляет нерешительность, надеясь что-то придумать. Он обещает Роберте или подыскать какого-то врача или, если за две недели такового не отыщется, жениться на ней, пусть даже формально, и поддерживать её какое-то время, пока она не сможет работать.

Но тут Клайду попадается на глаза заметка в газете, повествующая о трагедии на озере Пасс — мужчина и женщина взяли лодку, чтобы покататься, но на следующий день лодку нашли перевёрнутой, позже обнаружили и тело девушки, но мужчину так и не удалось отыскать. Эта история производит на него сильное впечатление, тем более что он получает письмо от Роберты, которая уехала к родителям: она не намерена больше ждать и обещает вернуться в Ликург и все рассказать Грифитсу-старшему. Клайд понимает, что времени у него в обрез и он должен принять какое-то решение.

Клайд приглашает Роберту совершить поездку на озеро Большой Выпи, обещая затем обвенчаться с ней. Итак, вроде бы страшное решение принято, но он и сам не верит в то, что найдёт в себе силы осуществить задуманное. Одно дело совершить убийство в воображении и совсем другое — в реальности.

И вот Клайд и Роберта отправляются кататься на лодке по пустынному озеру. Мрачно-задумчивый вид Клайда пугает Роберту, она осторожно подбирается к нему, спрашивает, что с ним случилось. Но когда она пытается дотронуться до него, он, не помня себя, ударяет её фотоаппаратом и толкает так, что она теряет равновесие и падает. Лодка переворачивается, и её борт ударяет Роберту по голове. Она умоляет Клайда помочь ей, не дать утонуть, но он бездействует. То, о чем не раз он думал, свершилось. Он выбирается на берег один, без Роберты.

Но и перевёрнутую лодку, и тело Роберты быстро находят. Следователь Хейт и прокурор Мейсон энергично берутся за дело и вскоре выходят на Клайда. Тот поначалу запирается, но опытному прокурору не составляет труда загнать его в угол. Клайд арестован — теперь его судьбу решит суд.

Сэмюэл Грифитс, разумеется, шокирован случившимся, тем не менее он нанимает хороших адвокатов. Те сражаются изо всех сил, но и Мейсон знает своё дело. Долгое и напряжённое судебное разбирательство заканчивается вынесением смертного приговора. Состоятельные родственники прекращают оказывать помощь Клайду, и только его мать пытается для него что-то сделать.

Клайда переводят в тюрьму Оберна, именуемую Домом смерти. Отчаянные попытки матери найти деньги для продолжения борьбы за жизнь сына успеха не приносят. Общество утратило интерес к осуждённому, и ничто теперь не помешает машине правосудия довести дело до конца.

Теодор Драйзер написал роман об убийстве девушки Грейс Браун, убийцей которой был ее собственный парень Честер Джилетт. Роман стал очень популярен сразу же после издания. Главным героем трагедии является молодой парень Клайд Грифитс. Он родился в семье проповедников, которые были очень строгие к своим детям и воспитывали их в религиозной вере.

В 15-летнем возрасте из семьи сбежала старшая дочь Эста. Она уехала жить с приезжим актером, который в будущем бросает ее с ребенком. Сам Клайд находит работу рассыльным в отеле, и начинает жить в мире богатства и денег. Он чаще припадает к бутылке и посещает с друзьями проституток. Так Клайд встретил вульгарную и грубоватую кокетку Гортензию Бригс, в которую постепенно влюбляется. Он тратит на нее все деньги, но она не отвечает ему взаимностью.

Через время герой отправляется в поездку со своими новыми друзьями на чужой машине. И по пути назад сбивают девчонку насмерть, которая бежала к перекрестку. Их начинает преследовать полиция. Друзья врезаются в кирпичи на переулке. Спенсеру (водителю) и еще одной девушке не удалось сбежать, и в полиции он рассказал обо всех соучастниках. Клайд вынужден уехать с Канзас-Сити, и начинает скрываться. Он три года выполнял грязную работу, после чего в Чикаго встречает одного из соучастников Ретерера. Друг помогает ему устроиться рассыльным в «Юнион-клуб». Но через некоторое время Клайд встречает своего дядю, к которому в дальнейшем переезжает жить. Он дает ему работу на своей фабрике и тогда герой начинает руководить декатировочным цехом. Там его судьба сводит с Робертой Олден. Они влюбляются. Девушке все тяжелее становится оставаться воспитанной и неприкосновенной. Семья дяди очень холоднокровно относится к нему.

И здесь судьба сводит его с 17-летней Сондрой Финчли - дочерью второго местного фабриканта, занимающий видный Теодор Драйзер написал роман об убийстве девушки Грейс Браун, убийцей которой был ее собственный парень Честер Джилетт. Роман стал очень популярен сразу же после издания.

Главным героем трагедии является молодой парень Клайд Грифитс. Он родился в семье проповедников, которые были очень строгие к своим детям и воспитывали их в религиозной вере. В 15 - летнем возрасте из семьи сбежала старшая дочь Эста. Она уехала жить с приезжим актером, который в будущем бросает ее с ребенком. Сам Клайд находит работу рассыльным в отеле, и начинает жить в мире богатства и денег. Он чаще припадает к бутылке и посещает с друзьями проституток. Так Клайдвстретил вульгарную и грубоватую кокетку Гортензию Бригс, в которую постепенно влюбляется. Он тратит на нее все деньги, но она не отвечает ему взаимностью.

Через время герой отправляется в поездку со своими новыми друзьями на чужой машине. И по пути назад сбивают девчонку насмерть, которая бежала к перекрестку. Их начинает преследовать полиция. Друзья врезаются в кирпичи на переулке. Спенсеру (водителю) и еще одной девушке не удалось сбежать, и в полиции он рассказал обо всех соучастниках. Клайд вынужден уехать с Канзас-Сити, и начинает скрываться. Он три года выполнял грязную работу, после чего в Чикаго встречает одного из соучастников Ретерера. Друг помогает ему устроиться рассыльным в «Юнион-клуб». Но через некоторое время Клайд встречает своего дядю, к которому в дальнейшем переезжает жить. Он дает ему работу на своей фабрике и тогда герой начинает руководить декатировочным цехом. Там он знакомится с Робертой Олден. Они влюбляются. Девушке все тяжелее становится оставаться воспитанной и неприкосновенной. Семья дяди очень холоднокровно относится к нему.

И здесь судьба сводит его с 17-летней Сондрой Финчли - дочерью второго местного фабриканта, занимающий видный статус в обществе. Поначалу девушка познакомила юношу со своими богатыми знакомыми, чтобы разозлить родственников Клайда, а особенно его кузена Гилберта. Но Сондра влюбляется в парня и хочет выйти замуж за него. Парень и сам не прочь, ведь хочет стать богатым. Но дальше Клайд узнает о беременности Роберты Олден, которая очень сильно ревнует его к Сондре. Он уговаривает девушку сделать аборт, но врач отказывает ей. Тогда Роберта заставляет Клайда пообещать жениться на ней. Тем временем Клайд становится популярным в обществе Ликурга, и Сондра решается связать себя узами брака. Она думает, что ее папа даст ему место на предприятии и тогда Клайд сможет стать членом высшего общества.

Не зная, как поступить, герой находит статью в газете, из которой решает убить Роберту. Он приглашает девушку прокатиться на лодке, где не смог осуществить задуманное. Но здесь Роберта пытается обнять Клайда и тот машинально отталкивает ее, ударяя фотоаппаратом. Лодка перевернулась, ударив девушку по голове. Клайд увидел, что девушке нужна помощь, но решил просто смотреть, как Роберта умирает. Девушка вместе с лодкой утонула. Но вскоре их находят. За дело взялись следователь Хейт и прокурор Мейсон. Они выходят на след Клайда, разоблачают и арестовывают его. Теперь его судьбу будет решать суд.

Его дядя нанимает лучших адвокатов, но даже те не помогли герою. Его отправляют в тюрьму Оберна, где он провел остаток своей жизни там.

Роман американского писателя Теодора Драйзера, опубликованный 17 ноября 1925 года. Сюжет основан на случае убийства в 1906 году Честером Джилеттом своей девушки Грейс Браун и схожем случае с Карлайлом Харрисом.

Т еодор Драйзер

Theodore Herman Albert Dreiser

Американский писатель и общественный деятель.

К оротко о Драйзере

Родители Драйзера - Джон Драйзер (Иоганн Пауль Драйзер, немец, эмигрировавший в США в 1844 году) и Сара Шёнёб были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и, в конце концов, обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот (штат Индиана). Теодор Драйзер, девятый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 года. В 1887 году окончил школу. В 1889 году поступил в Индианский университет в Блумингтоне. Через год прекратил обучение из-за того, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной.

Через некоторое время Драйзер решил стать репортёром. В 1892-1894 годах был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переехал в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организовал музыкальный журнал «Every month», и Драйзер начал работать в нём редактором. В 1897 году покинул журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен».

В ноябре 1932 года Драйзер заключил контракт с «Paramount» о постановке фильма по роману «Дженни Герхардт». В 1944 году Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почётной золотой медалью за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.

В 1930 году кандидатура Драйзера была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе. Большинством голосов премию присудили писателю Синклеру Льюису.

В мае 1931 года вышла автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность.

Драйзер - художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство - это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзера в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля.

“А мериканская трагедия”, краткое содержание романа

П ервая и вторая часть

Клайд Грифитс - сын уличных проповедников, которые строго воспитывают четверых детей в религиозной вере. Когда ему было около 15 лет, его старшая сестра Эста сбежала из дома с заезжим актёром, который её бросил и от которого она родила ребёнка. Клайд устраивается на работу рассыльным в отель, где он видит совершенно другой мир - мир денег и роскоши. Новые друзья приобщают его к алкоголю и посещению проституток. Клайд постепенно всё больше влюбляется в кокетку Гортензию Бригс (хотя при первой встрече: «Клайд сразу увидел, что она довольно вульгарна и грубовата и совсем не похожа на девушку, о какой он мечтал.») и безуспешно пытается добиться её, тратя почти весь свой заработок.

Один раз Клайд отправился с друзьями в загородную поездку на выходные в машине, взятой без ведома богатого владельца. Они возвращались с прогулки вечером и очень спешили на работу («Час был уже поздний, Хегленд, Ретерер и Хигби подгоняли Спарсера…»), понукая Спарсера ехать быстрее, они неожиданно сбивают девочку, бегущую к перекрёстку. Испугавшись последствий, молодые люди принимают решение скрыться от погони, но врезаются в кучу кирпичей в одном из переулков. На следующий день газеты помещают сообщение о происшествии. Девочка умерла, арестованный Спарсер назвал имена всех остальных участников пикника. Почти всем удалось убежать, в том числе и Клайду, но от страха они вынуждены скрываться от полиции. Клайд в тот же день уезжает на товарном поезде из города. На этом заканчивается первая часть романа.

Через год в Чикаго Клайд встречается с дядей - владельцем фабрики, который давно не поддерживает связь с семьёй Клайда. Сэмюэл Грифитс предлагает племяннику небольшую должность на фабрике. Клайд переезжает в город Ликург в штате Нью-Йорк, где живёт дядя. Работая на фабрике, Клайд становится руководителем цеха, в котором работают молодые девушки. Там же он знакомится с Робертой Олден - работницей предприятия. Между ними завязывается любовная связь. Семья дяди Клайда относится к нему высокомерно, лишь изредка приглашая на обед.

Случай сводит Клайда с 17-летней Сондрой Финчли - дочерью другого местного фабриканта, занимающего видное положение в обществе. Сначала Сондра вводит его в круг местной «золотой молодёжи», желая досадить родственникам Клайда, в первую очередь его кузену Гилберту (который холоден к ней). Её увлечение перерастает в любовь, и Сондра подумывает о свадьбе, невзирая на разницу в социальном статусе.

Неожиданно Роберта Олден сообщает о своей беременности, Клайд пытается уговорить её сделать подпольный аборт. Однако врач, к которому она обращается, отказывает. Роберта добивается у нерешительного Клайда обещания жениться на ней. Между тем Клайд хорошо принят в высшем обществе Ликурга, и Сондра укрепляется в решении связать себя узами брака. Она рассчитывает, что её отец предоставит Клайду место на предприятии. Таким образом, её будущий муж станет полноправным членом высшего общества.

На глаза Клайда попадает заметка в газете, в которой говорится о трагической гибели молодого мужчины и девушки, катавшихся на лодке. Клайду сразу приходит в голову замысел, который мог бы избавить его от надвигающихся неприятностей, связанных с беременностью Роберты, но он отгоняет от себя страшную идею. Он все больше думает о заметке и в состоянии безысходности решает убить Роберту. Он приглашает её покататься на лодке, но в самый последний момент не находит в себе сил свершить задуманное, впадая в ступор. Роберта хочет дотронуться до Клайда, тот рефлекторно отталкивает её и нечаянно ударяет фотоаппаратом. Лодка переворачивается, ударяя девушку по голове. Клайд слышит крики Роберты о помощи, но решает не помогать ей, внутренний голос убеждает его в случайности произошедшего.

Т ретья Часть

Эта часть посвящена описанию следствия, судебного процесса и последующих событий.

После смерти Роберты полиция уже через день выходит на след Клайда и обвиняет его в спланированном умышленном убийстве. Громкое дело в захолустном округе на руку местным властям, желающим переизбраться на грядущих выборах.

Американские газеты подробно описывают случившееся на озере Большой Выпи и публикуют отрывки из писем Роберты. Финчли и Крэкстоны сбегают из Ликурга. Сэмюэл Грифитс просит своего адвоката Дарру Брукхарта разобраться в деле племянника. Помощник Брукхарта – Кетчумен в качестве адвоката для Клайда нанимает политического противника Мейсона – Элвина Белнепа. Последний сразу же приходится по душе молодому человеку, и он рассказывает ему всё. Компаньон Белнепа – Рубен Джефсон не может точно понять, виновен Клайд или нет, но придумывает для него отличную оправдательную историю.

Прокурор Мейсон питает личную неприязнь к Клайду, так как считает того богатым прожигателем жизни. В конце концов, несмотря на защиту адвокатов (в ходе которой Клайд сам поверил в случайность гибели девушки), суд присяжных приговаривает его к высшей мере. Автором отмечается предубеждение всех обвинителей и жителей округа против Клайда, которые заранее убеждены в его виновности.

Оставшуюся часть своей жизни Клайд проводит в тюрьме, наблюдая, как другие заключенные проходят свой последний путь по коридору «дома смерти». Он не может поверить, что ему предстоит тот же путь. В итоге он исповедуется, частично признаёт свою вину. Общество утрачивает к нему интерес, и только мать пытается помочь обреченному сыну. Его казнят на электрическом стуле.

«Американская трагедия» - роман американского писателя Теодора Драйзера , опубликованный 17 ноября 1925 года .

Сюжет основан на случае убийства в 1906 году Честером Джилеттом своей девушки Грейс Браун . После выхода роман имел большой успех у читателей. Издатель романа Хорэс Ливрайт выступил продюсером театральной версии романа в 1926 году.

Сюжет

Клайд Грифитс - сын уличных проповедников, которые строго воспитывают четверых детей в религиозной вере. Когда ему было около 15 лет, его старшая сестра Эста сбежала из дома с заезжим актёром (который её впоследствии бросил), от которого родила ребёнка. Клайд устраивается на работу рассыльным в отель, где он видит совершенно другой мир - мир денег и роскоши. Новые друзья приобщают его к алкоголю и посещению проституток. Клайд постепенно всё больше влюбляется в кокетку Гортензию Бригс (хотя при первой встрече: «Клайд сразу увидел, что она довольно вульгарна и грубовата и совсем не похожа на девушку, о какой он мечтал.») и безуспешно пытается добиться её, тратя почти весь свой заработок.

Один раз Клайд отправился с друзьями в загородную поездку на выходные в машине, взятой без ведома богатого владельца. Они возвращались с прогулки вечером и очень спешили на работу ("Час был уже поздний, Хегленд, Ретерер и Хигби подгоняли Спарсера..."), понукая Спарсера ехать быстрее, но неожиданно сбивают девочку, бегущую к перекрёстку. При попытке уйти от погони они врезаются в кучу кирпичей в одном из переулков. Почти всем удалось убежать, в том числе и Клайду, но от страха они вынуждены скрываться от полиции. Клайд в тот же день уезжает на товарном поезде из города. На этом кончается первая часть романа.

Через год в Чикаго Клайд встречается с дядей - владельцем фабрики, который давно не поддерживает связь с семьёй Клайда. Сэмюэл Грифитс предлагает племяннику небольшую должность на фабрике. Клайд переезжает в город Ликург в штате Нью-Йорк , где живёт дядя. Работая на фабрике, Клайд становится руководителем цеха, в котором работают молодые девушки. Там же он знакомится с Робертой Олден - работницей предприятия. Между ними завязывается любовная связь. Семья дяди Клайда относится к нему высокомерно, лишь изредка приглашая на обед.

Случай сводит Клайда с 17-летней Сондрой Финчли - дочерью другого местного фабриканта, занимающего видное положение в обществе. Сначала Сондра вводит его в круг местной «золотой молодёжи », желая досадить родственникам Клайда, в первую очередь его кузену Гилберту (который холоден к ней). Её увлечение перерастает в любовь, и Сондра подумывает о свадьбе, невзирая на разницу в социальном статусе.

Неожиданно Роберта Олден сообщает о своей беременности, Клайд пытается уговорить её сделать подпольный аборт. Однако врач, к которому она обращается, отказывает. Роберта добивается у нерешительного Клайда обещания жениться на ней. Между тем Клайд хорошо принят в высшем обществе Ликурга, и Сондра укрепляется в решении связать себя узами брака. Она рассчитывает, что её отец предоставит Клайду место на предприятии. Таким образом, её будущий муж станет полноправным членом высшего общества.

На глаза Клайда попадает заметка в газете, в которой говорится о трагической гибели молодого мужчины и девушки, катавшихся на лодке. Клайду сразу приходит в голову замысел, который мог бы избавить его от надвигающихся неприятностей, связанных с беременностью Роберты, но он отгоняет от себя страшную идею. Он все больше думает о заметке и в состоянии безысходности решает убить Роберту. Он приглашает её покататься на лодке, но в самый последний момент не находит в себе сил свершить задуманное, впадая в ступор. Роберта хочет дотронуться до Клайда, тот рефлекторно отталкивает её и нечаянно ударяет фотоаппаратом. Лодка переворачивается, ударяя девушку по голове. Клайд слышит крики Роберты о помощи, но решает не помогать ей, внутрений голос убеждает его в случайности произошедшего:

Смотри, как она бьется. Она оглушена ударом. Она не в состоянии спастись сама, а если ты приблизишься к ней теперь, она в своем безумном ужасе потопит и тебя. Но ведь ты хочешь жить! А если она останется жива, твоя жизнь утратит всякий смысл. Останься спокойным только на мгновение, на несколько секунд! Жди, жди, не обращай внимания на этот жалобный призыв. И тогда... тогда... Ну вот, смотри. Все кончено.

Третья часть книги посвящена описанию следствия, судебного процесса и последующих событий.

После смерти Роберты полиция уже через день выходит на след Клайда и обвиняет его в хорошо спланированном умышленном убийстве. Громкое дело в захолустном округе на руку местным властям, желающим переизбраться на грядущих выборах:

Но теперь, если только ему (Мейсону ) не посчастливится быть выдвинутым, а затем и избранным на пост окружного судьи, должен наступить конец его политической карьере. Беда в том, что за весь период его полномочий не было ни одного значительного судебного процесса, который помог бы ему выдвинуться и, следовательно, дал бы право рассчитывать и впредь на признание и уважение избирателей. Но теперь...

Прокурор Мейсон питает личную неприязнь к Клайду, так как считает того богатым прожигателем жизни. В конце концов, несмотря на защиту адвокатов (в ходе которой Клайд сам поверил в случайность гибели девушки), суд присяжных приговаривает его к высшей мере. Автором отмечается предубеждение всех обвинителей и жителей округа против Клайда, которые заранее убеждены в его виновности.

Оставшуюся часть своей жизни Клайд проводит в тюрьме, наблюдая, как другие заключенные проходят свой последний путь по коридору «дома смерти». Он не может поверить, что ему предстоит тот же путь. В итоге он исповедуется, признаёт свою вину. Его казнят на электрическом стуле .

Производство воротничков

Фабрика в Ликурге производила съёмные воротнички (англ. ) в количестве от 75 до 100 тысяч дюжин в день , т. е. от 280 до 370 млн штук в год. Выработка такого огромного числа воротничков объясняется тем, что многие мужчины в США (а также в Европе) использовали их недолго (некоторые меняли их ежедневно).

Экранизации и адаптации

В 2008 году на экраны вышел российский телевизионный сериал Леонида Мазора «Жизнь, которой не было» по мотивам «Американской трагедии». Действие сюжета в нем перенесено в современную Россию. В нем главный герой также мечтает вырваться из нищеты своей семьи в мир богатых.

Примечания

Ссылки

  • Jude Davies, King Alfred’s College. An American Tragedy. The Literary Encyclopedia. (англ.)
  • An American Tragedy: A Study Guide (англ.)
  • Theodore Dreiser: An American Tragedy. The Library of America (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Американская трагедия" в других словарях:

    АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ, СССР, Литовская киностудия, 1981, цв. Телесериал. По одноименному роману Теодора Драйзера. В ролях: Гедиминас Сторпирштис (см. СТОРПИРШТИС Гедиминас), Анна Алексахина (см. АЛЕКСАХИНА Анна Яковлевна), Аида Зара, Римантас… … Энциклопедия кино

    Американская трагедия An American Tragedy Обложка книги

    Колониальная американская драматургия была почти полностью подражательной, в качестве образцов она использовала античную драму и т.н. образцовую (standard) английскую пьесу. В 1787 была поставлена пьеса Р.Тайлера Контраст (The Contrast), которую… … Энциклопедия Кольера

    Драйзер (Dreiser), Теодор Герман Альберт - (27.VIII.1871, Терре Хот, Индиана 28.XII.1945, Лос Анджелес, Калифорния) прозаик, публицист. Суровой и непреклонной борьбой за правду жизни Драйзер открыл новую эпоху американской литературы, проложил путь плеяде крупнейших американских… … Писатели США. Краткие творческие биографии

Краткое содержание «Американской трагедии» довольно нетрудно пересказать, так как произведение отличается несложным сюжетом. Тем не менее глубина наблюдений автора над жизнью современного ему общества одновременно делает пересказ подобного рода непростой задачей. Ведь в своем сочинении писатель поднял сложные вопросы, которые остаются актуальными и для нашего времени, поэтому очень важно при анализе сюжета обозначить хотя бы некоторые из них.

Биография автора

Краткое содержание «Американской трагедии» показывает, что в этом романе отразились события из жизни писателя. Т. Драйзер родился в 1871 году в в простой бедной семье. Из-за нужды он был вынужден постоянно работать, чтобы хоть как-то и прокормить семью. Сложные жизненные обстоятельства, постоянная нужда так и не дали ему возможности получить полноценное образование. Будущий знаменитый романист (как и герой рассматриваемого произведения) перепробовал множество профессий, причем обычно он выполнял черную работу. Тем не менее он сумел год проучиться в университете, где всерьез увлекся литературой. В 1890-х годах он работах репортером в ряде газет, что во многом и определило его литературную карьеру. В 1900 году он дебютировал с романом «Сестра Керри», в котором наметился основной творческий принцип автора: жесткая критика современного В том же духе была написана и знаменитая «Трилогия желания», в которой он охарактеризовал культурную и финансовую жизнь Америки.

Первая часть

Произведение состоит из трех книг, каждая из которых посвящена определенному этапу жизни ее главного героя Клайда Грифитса, молодого, честолюбивого, амбициозного, однако нерешительного и робкого человека, который мечтает выбиться в люди и разбогатеть. Краткое содержание «Американской трагедии» следует начать с описания его жизни в родном городе, которой он недоволен. Юноша мечтал сделать карьеру любыми средствами и для этого он готов на временные неудобства и скромную работу. Так, вначале он устраивается на работу в аптеку, а потом становится низшим служащим в одном из отелей.

Здесь он с головой погружается в новую жизнь. У него заводятся друзья, с которыми герой весело проводит свободное время, развлекаясь в ночных клубах и ресторанах. Юноша неплохо зарабатывает, заводит интрижки с девушками, словом, позволяет себе все то, что было запрещено дома и о чем он так мечтал. Книга «Американская трагедия» довольно точно воспроизводит пуританский быт его семьи, во многом напоминающий те условия, в которых вырос сам писатель. Однако чрезмерное увлечение новой жизнью окончилось трагедией. Во время одной из очередной увеселительной прогулки автомобиль, в котором он находился вместе со своими друзьями, насмерть сбил девочку, и это вынудило Клайда искать иное пристанище.

Работа на фабрике

Краткое содержание «Американской трагедии» отражает особенности сюжета самого произведения: лаконичность повествования, простой язык, подробное воспроизведение реалий современного ему общества. Следующая книга, пожалуй, является кульминацией произведения. Клайд переезжает к своему дяде, который устраивает его на работу в своей фабрике. Этот богатый предприниматель в целом относился к нему благожелательно, однако его семья смотрела на бедного родственника свысока. Так, сын Сэмюэля Грифитса-старшего всячески притесняет своего двоюродного брата, нелестно о нем отзывается, не считает его способным сделать успешную карьеру. Однако дядя симпатизирует племяннику и делает его руководителем цеха, где работают молодые девушки. Одна из них, Роберта Олден, понравилась главному герою, и молодые люди начали встречаться. Однако ситуация изменилась после того, как Клайд оказался вхож в общество «золотой молодежи» благодаря знакомству с дочерью одного богатого предпринимателя Сондрой Финчли.

Светское общество

Пожалуй, ни одно произведение не описывает так подробно и правдиво жизнь в Соединенных Штатах 1920 годов как «Американская трагедия». Роман очень детально и вместе с тем эффектно описывает представителей высшего общества того времени. Сондра - воплощение золотой мечты для главного героя: она богата, молода, красива, избалована. Будучи гордой и самовлюбленной девушкой, она поначалу решила использовать Клайда для того, чтобы досадить одному из своих незадачливых ухажеров, однако постепенно легкомысленное заигрывание сменилось искренним чувством. Грифитс стал проводить с ней много времени и, наконец, понял, что у него есть все шансы жениться на ней и стать полноправным членом того самого высшего светского общества, к которому он так стремился. Но ситуация осложнилась из-за того, что его бывшая возлюбленная оказалась беременной и требовала жениться на ней, угрожая оглаской, которая бы лишила его шансов выбиться в люди.

Роковое решение

Точной психологической зарисовкой персонажей отличается «Американская трагедия». Теодор Драйзер несложным и очень доступным языком передал внутренний мир своего героя, который не сразу решился на убийство своей подруги. Автор мастерски передал его душевные колебания, сомнения, переживания, показывая, что молодой человек оказался неготовым к таким жизненным испытаниям. В самом деле, когда над ним нависла угроза разоблачения, он так и не смог найти другого выхода, кроме как убить мать своего ребенка. Таким образом, писатель показал, как мечта об обеспеченной жизни испортила моральный облик этого поначалу самого обычного неплохого человека.

Последствия

Описанием суда над главным героем завершается последняя часть романа «Американская трагедия». Теодор Драйзер подробно воспроизвел судебный процесс, основываясь на хрониках и документах своего времени, отчего его повествование отличается страшной правдивостью и достоверностью. Читатель узнает, что Клайд после долгих колебаний так и не решился убить Роберту, однако случайная газетная статья о том, как во время речной прогулки одной молодой пары лодка перевернулась, в результате чего женщина погибла, а мужчина исчез, натолкнула его на мысль точно так же поступить с девушкой. На озере, однако, он никак не мог решиться окончательно и лишь случайно столкнул ее в воду. Однако Клайд был точно виноват в том, что не мог девушке выбраться и допустил ее смерть. Он рассчитывал, что обстоятельства этого дела останутся тайной, однако очень амбициозны и активный местный следователь Мейсон, добиваясь своего назначения на пост окружного судьи, очень энергично повел следствие и добился того, что юноша был изобличен и приговорен к смертной казни.

Характеристика Клайда

«Американская трагедия», анализ которой является предметом настоящего обзора, интересна достоверными и правдивыми образами действующих лиц. Главный герой честолюбив не в меру и явно переоценил свои силы, достоинства и возможности. Он никогда не мог удовлетворить среднестатистическим положением обычного служащего, ему все время хотело бо́льшего, отсюда все его беды. Вместе с тем совершенно очевидно, что молодой человек не обладает в достаточной степени ни умом, ни способностями, чтобы за счет личных заслуг и дарований пробиться в жизни. Клайд - самый обычный американец, он неглуп, учтив, у него приятная внешность и привлекательные манеры, но всего этого явно недостаточно для успешной карьеры. Юноша не обладает твердым волевым характером, который бы помог ему в испытаниях, напротив, в критическую минуту он впадает в панку и теряется. Итак, роман «Американская трагедия», главный герой которого стал жертвой собственных честолюбивых устремлений, показал оборотную сторону так называемой золотой мечты поколений того времени.

Другие персонажи

Остальные действующие лица также получились очень правдивыми и достоверными, поскольку сам автор часто сталкивался по жизни с представителями самых разных сословий и профессий, что нашло отражение в его произведении. Он вывел типичные образы богатых преуспевающих фабрикантов и предпринимателей, представителей «золотой молодежи», простых рабочих и бедных служащих. Роман «Американская трагедия», отзывы о котором в целом очень положительны, в художественной форме воспроизвел картину общества второго десятилетия 20 века. Последнее обстоятельство пользователи отмечают как несомненное достоинство произведения, однако вместе с тем оговариваются, что в нем нет ни одного героя, которого можно было назвать безусловно положительным, которому можно было бы переживать и сочувствовать. Многие называют это недостатком романа.

Фильмы

Произведение «Американская трагедия», экранизация которого является заметным явлением в кинематографе, при видимой простоте сюжета является сложной социально-психологической драмой что, к сожалению, не всегда учитывалось создателями кинолент. Первый фильм был снят в 1931 году. Сценарий первоначально написал отечественный режиссер С. Эйзенштейн, и его работа удовлетворила Драйзера. Однако впоследствии, по идеологическим соображениям, текст был написан другим автором, но картина не понравилась самому автору. Наиболее известный фильм, снятый по мотивам произведения, называется «Место под солнцем» (1951 год), который получил несколько премий "Оскар". Итак, одним из наиболее известных произведений и в наши дни остается "Американская трагедия". Роман по-прежнему актуален благодаря тщательному анализу человеческой природы.

/ Американская трагедия

Канзас-Сити, жаркий летний вечер. Двое взрослых и четверо детей распевают псалмы и раздают брошюры религиозного содержания. Старшему мальчику явно не нравится то, чем он вынужден заниматься, но его родители с жаром отдаются делу спасения заблудших душ, каковое, впрочем, приносит им лишь моральное удовлетворение. Эйса Грифитс, отец семейства, отличается большой непрактичностью, и семья еле-еле сводит концы с концами.
Юный Клайд Грифитс стремится вырваться из этого унылого мирка. Он устраивается помощником продавца содовой в аптеке, а затем рассыльным в отель "Гри-Дэвидсон". Работа в отеле не требует никаких особых навыков и умений, но приносит неплохие чаевые, что позволяет Клайду не только вносить свой вклад в семейный бюджет, но и покупать себе хорошую одежду и кое-что откладывать.
Товарищи по работе быстро принимают Клайда в свою компанию, и он с головой окунается в новое веселое существование. Он знакомится с хорошенькой продавщицей Гортензией Бригс, которая, однако, не по годам расчетлива и не собирается оказывать кому-либо благосклонность исключительно за красивые глаза. Ей очень хочется модный жакет, который стоит сто пятнадцать долларов, и Клайду трудно устоять перед её желанием.
Вскоре Клайд с компанией отправляется на увеселительную прогулку в роскошном "паккарде". Эту машину один из молодых людей, Спарсер, взял без разрешения из гаража богача, у которого служит его отец. На обратном пути в Канзас-Сити погода начинает портиться, валит снег, и ехать приходится очень медленно. Клайд и его товарищи опаздывают на работу в отель и поэтому просят Спарсера прибавить скорость. Он так и поступает, но, зазевавшись, сбивает девочку, а потом, уходя от преследования, не справляется с управлением. Водитель и одна из девиц остаются лежать без сознания в разбитой машине, все прочие разбегаются.
На следующий день газеты помещают сообщение о происшествии. Девочка умерла, арестованный Спарсер назвал имена всех остальных участников пикника. Опасаясь ареста, Клайд и кое-кто из других членов компании покидают Канзас-Сити.- Три года Клайд живет вдали от дома под чужим именем, выполняет грязную неблагодарную работу и получает за нее гроши. Но однажды в Чикаго он встречает своего приятеля Ретерера, который тоже был с ним в "паккарде". Ретерер устраивает его в "Юнион-клуб" рассыльным. Двадцатилетний Клайд вполне доволен своей новой жизнью, но как-то раз в клубе появляется Сэмюэл Грифитс, его дядя, живущий в городе Ликурге, штат Нью-Йорк, и владеющий фабрикой по производству воротничков. Результатом встречи родственников становится переезд Клайда в Ликург. Дядя обещает ему место на фабрике, хотя златых гор не сулит. Клайду же контакты с богатыми родственниками кажутся перспективнее работы в "Юнион-клубе", хотя зарабатывает он неплохо.
Сын Сэмюэла Гилберт без особой радости принимает двоюродного брата и, убедившись, что тот не обладает никакими полезными знаниями и навыками, определяет его на достаточно тяжелую и малооплачиваемую работу в декатировочном цехе, размещенном в подвале. Клайд снимает комнату в дешевом пансионе и начинает, что называется, с нуля, надеясь, однако, рано или поздно преуспеть.
Проходит месяц. Клайд исправно делает все, что ему поручено. Грифитс-старший интересуется у сына, какого тот мнения о Клайде, но Гилберт, весьма настороженно отнесшийся к появлению бедного родственника, прохладен в оценках. По его мнению, Клайд вряд ли сумеет выдвинуться - у него нет образования, он недостаточно целеустремлен и слишком мягок. Впрочем, Сэмюэлу Клайд симпатичен и он готов дать племяннику шанс показать себя. Вопреки желанию Гилберта, Клайда приглашают в дом на семейный обед. Там он знакомится не только с семейством своего родственника, но и с очаровательными представительницами ликургского бомонда, юными Бертиной Крэнстон и Сондрой Финчли, которым вполне приглянулся красивый и воспитанный юноша.
Наконец, по настоянию отца, Гилберт находит для Клайда менее тяжелую и более престижную работу - он становится учетчиком. Впрочем, Гилберт предупреждает его, что он должен "соблюдать приличия в отношениях с работницами" и всякого рода вольности будут решительно пресекаться. Клайд готов свято выполнять все предписания своих работодателей и, несмотря на попытки некоторых девушек завязать с ним отношения, остается глух к их заигрываниям.
Вскоре, однако, фабрика получает дополнительный заказ на воротнички, и это, в свою очередь, требует расширения штатов. На фабрику поступает юная Роберта Олден, перед обаянием которой Клайду нелегко устоять. Они начинают встречаться, ухаживания Клайда делаются все более настойчивыми, и воспитанной в строгих правилах Роберте все труднее и труднее помнить о девическом благоразумии. Тем временем Клайд снова встречается с Сондрой Финчли, и эта встреча круто меняет его жизнь. Богатая наследница, представительница местной денежной аристократии, Сондра проявляет неподдельный интерес к молодому человеку и приглашает его на вечер с танцами, где собирается ликургская золотая молодежь. Под натиском новых впечатлений скромная прелесть Роберты начинает меркнуть в глазах Клайда. Девушка чувствует, что Клайд уже не так внимателен к ней, ей страшно потерять его любовь, и однажды она поддается искушению. Роберта и Клайд становятся любовниками.
Сондра Финчли, однако, не исчезает из его жизни. Напротив, она вводит Клайда в свой круг, и заманчивые перспективы кружат ему голову. Это не остается незамеченным Робертой, и она испытывает тяжкие муки ревности. В довершение ко всему выясняется, что она беременна. Она признается в этом Клайду, и он лихорадочно пытается найти выход из создавшегося положения. Но лекарства не приносят желанного результата, а врач, которого они находят с таким трудом, категорически отказывается сделать аборт.
Единственный выход - жениться, решительно не устраивает Клайда. Ведь это означает, что ему придется расстаться с мечтами о блестящей будущности, которые вселили в него отношения с Сондрой. Роберта в отчаянии. Она готова пойти на то, чтобы рассказать о случившемся дяде Клайда. Это означало бы для него конец карьеры и крест на романе с Сондрой, но он проявляет нерешительность, надеясь что-то придумать. Он обещает Роберте или подыскать какого-то врача или, если за две недели такового не отыщется, жениться на ней, пусть даже формально, и поддерживать её какое-то время, пока она не сможет работать.
Но тут Клайду попадается на глаза заметка в газете, повествующая о трагедии на озере Пасс - мужчина и женщина взяли лодку, чтобы покататься, но на следующий день лодку нашли перевернутой, позже обнаружили и тело девушки, но мужчину так и не удалось отыскать. Эта история производит на него сильное впечатление, тем более что он получает письмо от Роберты, которая уехала к родителям: она не намерена больше ждать и обещает вернуться в Ликург и все рассказать Грифитсу-старшему. Клайд понимает, что времени у него в обрез и он должен принять какое-то решение.
Клайд приглашает Роберту совершить поездку на озеро Большой Выпи, обещая затем обвенчаться с ней. Итак, вроде бы страшное решение принято, но он и сам не верит в то, что найдет в себе силы осуществить задуманное. Одно дело совершить убийство в воображении и совсем другое - в реальности.
И вот Клайд и Роберта отправляются кататься на лодке по пустынному озеру. Мрачно-задумчивый вид Клайда пугает Роберту, она осторожно подбирается к нему, спрашивает, что с ним случилось. Но когда она пытается дотронуться до него, он, не помня себя, ударяет её фотоаппаратом и толкает так, что она теряет равновесие и падает. Лодка переворачивается, и её борт ударяет Роберту по голове. Она умоляет Клайда помочь ей, не дать утонуть, но он бездействует. То, о чем не раз он думал, свершилось. Он выбирается на берег один, без Роберты.
Но и перевернутую лодку, и тело Роберты быстро находят. Следователь Хейт и прокурор Мейсон энергично берутся за дело и вскоре выходят на Клайда. Тот поначалу запирается, но опытному прокурору не составляет труда загнать его в угол. Клайд арестован - теперь его судьбу решит суд.
Сэмюэл Грифитс, разумеется, шокирован случившимся, тем не менее он нанимает хороших адвокатов. Те сражаются изо всех сил, но и Мейсон знает свое дело. Долгое и напряженное судебное разбирательство заканчивается вынесением смертного приговора. Состоятельные родственники прекращают оказывать помощь Клайду, и только его мать пытается для него что-то сделать.
Клайда переводят в тюрьму Оберна, именуемую Домом смерти. Отчаянные попытки матери найти деньги для продолжения борьбы за жизнь сына успеха не приносят. Общество утратило интерес к осужденному, и ничто теперь не помешает машине правосудия довести дело до конца.