Биографии Характеристики Анализ

Лариса петриева, г. ульяновск. Помогите, пожалуйста, сравнить монологи Чацкого "А судьи кто? " и монолог Фамусова"Вкус, батюшка, отменная манера"

Анализ монолога Фамусова("Горе от ума") "Вкус, батюшка, отменная манера:" По плану: Чем он вызван,Какие темы в нем затронуты,Какие взгляды героя выявляются,Какое психическое с остояние персонажа в данный момент,С какой целью ввел драматург этот монолог?

Ответ:

Ф а м у с о в Вкус, батюшка, отменная манера, На всё свои законы есть: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь; Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - Тот и жених. . . Решительно скажу: едва Другая сыщется столица, как Москва. Исходя из ошибочного тезиса: «„Горе от ума“ - сатира, а не комедия» , В. Г. Белинский писал, оценивая этот монолог: «Фамусов распространяется о Москве монологом в 54 стиха, где, местами очень оригинально высказывая самого себя, местами делает, за Чацкого, выходки против общества, какие могли бы прийти в голову только Чацкому» (III, 476). Отчасти эта оценка обусловлена сценической практикой того времени, когда монологи «декламировались» с соответствующим нажимом в тех местах, которые могли вызвать смех зрителей. Однако и причудливая смена тем в монологе Фамусова, обозревающего все слои московской знати, и комическая двусмысленность его похвал - все находится в тесной связи с той драматической ситуацией, в которой этот монолог произносится. Главная цель у Фамусова - навести Скалозуба на мысль о женитьбе, но здесь же в комнате присутствует Чацкий (он находится несколько поодаль и потому Фамусов не спешит его представлять Скалозубу) ; Чацкий все слышит, в любую минуту может вмешаться в разговор, да и Скалозуб заметил, конечно, незнакомого молодого человека. Фамусову каким-то обиняком необходимо дать понять, что этот гость случайный и полковнику не соперник. Впрочем, начинает свою речь Фамусов не вполне удачно: верный себе, он хвалит московское родовое дворянство. Смысл в этом, конечно, есть: тем самым Скалозубу дается понять, что Фамусовы в Москве не последние люди. Однако, произнеся: «по отцу и сыну честь» , Фамусов спохватывается, вспомнив, что его собеседник вовсе не может похвастаться предками, и тотчас оговаривается, что главное - не знатность, а богатство. Ему досадно, что с языка его сорвалось слово «плохенький» (оно не случайно, конечно, сорвалось: как ни лебезит Фамусов перед Скалозубом, о себе он лучшего мнения!) , - и Фамусов меняет тему, нападает на «разумников» , которых «в семью не включат» , почти кивая на Чацкого. Тут надо как-то объяснить, почему же в дом, где имеется невеста, вхож этот молодой человек, и Фамусов ссылается на известное московское гостеприимство. Здесь, однако, его подстерегает новая опасность: он задел «разумников» и Чацкий может вступить в разговор и испортить все дело, - так рождается комплимент «юношам» . Но оставить эту похвалу без напоминания об «отцах отечества» Фамусов просто не может; правда, говорит он сейчас о них тоже с оглядкой на Чацкого - только бы он молчал! - в памяти еще свежа «карбонар­ская речь» Чацкого о Максиме Петровиче, и Фамусов дает Чацкому отступное: «об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их.. . беда! » - но тут он спохватывается, что беда, если Скалозуб что-нибудь заключит из его слов, и сводит эту тему на нет: «поспорят, пошумят и разойдутся» , заодно - для Чацкого прежде всего - подчеркивая их значимость и необходимость («без них не обойдется дело») . Между тем Фамусов - в хитрых своих намеках - далеко ушел от основной темы, и он форсирует ее, вспоминая дам и произнося похвалу им в скалозубовских выражениях («Скомандовать велите перед фрунтом!») , а здесь уж недалеко и до дочек, ведь московским (именно московским!) девицам даже прусский король «дивился не путем» (то есть необычайно) , - это козырный ход под Скалозуба, для которого прусская школа - лучшая в воинском деле

1

Урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (9 класс)

Тема урока: 2 действие комедии. Обучение анализу монологов.

Цель урока:

1.Побудить учащихся к самостоятельному анализу образов комедии

2.Воспитывать любовь к Родине, к месту, где живёшь.

3.Воспитывать желание бороться со всем дурным в России.

4.Раскрыть пороки дворянской жизни России 19 века

5. Провести параллель между преступными действиями фамусовского

Методы : исследовательский, репродуктивный.

Словарная работа: опорная лексика, характеризующая нравственные и общественные позиции Чацкого Фамусова (консерватизм, прогресс, крепостничество, взятничество, чинопочитание.

Ход урока.

1.Оргмомент. Учитель: Пожелания учащимся быть активными, выражать свою точку зрения.

2. Повторение.


  • Какова роль первого действия в развитии сюжета? Вопрос на проверку восприятия II действия.

  • Как дома читалось это действие?

  • Что показалось сложным?
Как правило, учащиеся называют длинные монологи, которыми насыщено второе действие. От - Анализ монологов - одна из целей сегодняшнего урока.

3. Анализ монологов.

Для дальнейшего обсуждения предлагается проанализировать монолог, ответив на следующие вопросы:


  • Чем вызван данный монолог?

  • Какие темы затронуты в нем?
    Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе?

  • Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Как оно выражается?

  • С какой целью введен драматургом этот монолог?
Явление 1.

Выразительное чтение монолога «Петрушка, вечно ты с обновкой». Вопросы к данному монологу.


  • В какой момент произносится этот монолог?

  • О чем «философствует» Фамусов? Как события, которые он просит записать , свидетельствуют о содержании жизни людей его круга?
Какие приметы «фамусовского времени» видны в этом монологе? (обед, погребенье, получение чина, свадьба, рождение, крестины.)

  • Каков темп речи? (Неспешный - Фамусов рассказывает об устоявшемся и для него вечном московском быте)

  • Кто свидетель этого монолога и какой герой появится сразу же после его окончания? (Свидетель - бессловесный Петрушка, а появится Чацкий, который этому устоявшемуся укладу откажется подчиняться).
Выразительное чтение и анализ монолога «И точно начал свет глупеть…»

-Какую характеристику даёт Чацкий укладу жизни в обществе? «Как тот и славился , чья чаще гнулась шея», «Как не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея!», «А тем, кто выше, лесть, как кружево , плели» Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).

-Какую оценку даёт Чацкий времени? («Прямой был век покорности и страха, всё под личиною усердия к царю»). Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).

Явления 2-5.

Выразительное чтение монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»
-Как относится к жизни Фамусов? («Обычай мой такой: подписано и с плеч долой») Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).

Каковы его идеалы? (идеал Фамусова- Максим Петрович, который «пред всеми знал почёт», «на золоте едал», «ежал-то вечно цугом», «в чины выводит кто и пенсии даёт?»)

Что восхищает Фамусова в Максиме Петровиче? (Фамусова, как и всё общество восхищает его умение «сгибаться в перегиб, когда же надо подслужиться», так как именно эта способность помогает в Москве «Дойти до степеней известных») Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).

Выразительное чтение и анализ монолога Фамусова «Вкус, батюшка. отменная манера…»

-О каких законах жизни продолжает рассказывать Фамусов?

Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой, против чего ополчается? (Ответ
на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).

Вопросы к следующим явлениям:


  • Кто такой Скалозуб? Как он смотрит на жизнь?

4.Подведение итогов урока.

-Великий критик В.Г.Белинский высказался о комедии: «... здесь... этом бурном дифирамбиче­ском излиянии желчного , громового негодования при виде гнилого общества ничтожных людей, в души которых не проникал луч Божьего света, которые живут по обветшалым преданиям ста­рины, по системе пошлых и безнравственных правил, которых мелкие цели и низкие стремле­ния направлены только к призракам жизни - чинам, деньгам, сплетням, унижению человече­ского достоинства , и которых апатическая сон­ная жизнь есть смерть всякого живого чувства, всякой разумной мысли, всякого благородного по­рыва...»

- Согласны ли вы с мнением критика?

Что ценят в фамусовской Москве?
(Люди ценятся не по их личным качествам, а по величине кошелька и по положению , занимаемому на служебной лестнице. Процветает взятничество, чинопочитание. Именно по этому Фамусов не церемонящийся с остальными, так расшаркивается перед «золотым мешком», метящим в генералы, который и «слова умного не выговорил сроду».

5.Домашнее задание.


  1. Всем прочитать III действие.

  2. Задание по группам.

  • Проанализировать монолог Чацкого о «Французике из Бордо».

  • По отношению к кому в тексте 1 - II действия употребляются слова «ум, умный, философ», однокоренные или синонимичные с ними. Цитаты выписать.

  • Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?

  • Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты.
3. Индивидуально: подготовить анализ последнего диалога Чацкого на балу.

Оценивая комедию Грибоедова «Горе от ума» , Белинский писал, что она положила «прочное основание новой русской поэзии, новой русской ли-тературе… Она, как произведение сильного таланта, глубокого и самостоя-тельного ума, была первою русскою комедиею, в которой нет ничего подра-жательного, нет ложных мотивов и неестественных красок, но в которой и целое, и подробности, и сюжет, и характеры, и страсти, и действия, и мнения, и язык – все насквозь проникнуто глубокою истиною русской действитель-ности» .
Продолжая мысль Белинского, можно сказать, что любая часть коме-дии, даже если ее каким-то образом обособить, вывести за рамки произведе-ния, будет сама по себе «энциклопедией русской жизни» в миниатюре.
Второе явление из второго действия, сменяющее предыдущие события, вводит нас в суть нарождающегося конфликта между Фамусовым и Чацким, представителями «века минувшего» и «века нынешнего» .
С самого начала действия, которое развивается в неторопливом ритме, конфликт уже предвосхищается, образно говоря, он «висит в воздухе» , как надвигающаяся гроза.
Фамусов уже изначально раздражен:
Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз
Твердит одно и то же!
Чацкий моментально улавливает это настроение и, услышав слово «по-служи» , дает ему нужное толкование – «прислуживаться» .
Этого было достаточно, чтобы Фамусов разразился пространным мо-нологом по поводу того, что он думает о молодом поколении. Да, в лице Чацкого он видит «гордецов» , «умников» , готовых разрушить устоявшийся, удобный мирок «отцов» .
Поняв, что Чацкий готов свататься, Фамусов выдвигает одно условие: «служить» , как служили старшие, и приводит множество примеров для под-ражания. В этом монологе – вся сущность представителя «века минувшего» . Его идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: образец человека для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру, неважно какими средствами. Раболепие и подлость для него тоже хороший путь, если он при-водит к желаемому результату. Вот, к примеру, покойник дядя, Максим Пет-рович:
Сурьёзный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб…
Монолог Фамусова так наступателен, что Чацкий не может не оборо-няться.
Смысл его поведения не в том, что «он вольность хочет проповедо-вать» . В присутствии Фамусова Чацкий признается: «Длить ссоры не мое же-ланье» . Любя Софью, Чацкий вынужден вступить в общение с Фамусовым. Разговаривая с ним, он не может не отстаивать своей позиции, не отталки-ваться от той морали, которую ему навязывают. Так появляется монолог Чацкого. Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фаму-сова, это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему до-роги и от которых он отказаться не может. Конечно, Чацкий молод, горяч и увлекается тем, о чем говорит. Возможно, в чем-то он еще наивен, считает «век минувший» отошедшим. Чацкий полагает, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания.
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
Чацкий вовсе пока не собирается «бросать вызов» , в его монологе фак-тически нет крамолы, и даже Максима Петровича, чтобы не раздражать Фа-мусова, он не трогает («Я не об дядюшке об вашем говорю») . Он вовсе не ри-сует идиллические картины «века нынешнего» по контрасту с умилением Фамусова «веком минувшим» . И этот век тоже далек от идеала, но все же время необратимо идет вперед. Чацкий пока не обличает, просто он соглаша-ется. Почему же так бурно реагирует на его речь Фамусов, прерывая ее в конце почти на каждом слове?
Монолог Чацкого надолго вывел Фамусова из равновесия. Тут же сде-лан вывод:
Ах! боже мой! он карбонари!
…Опасный человек!
Итак, можно сказать, что 2-е явление из 2-го действия построено на контрасте: контрасте героев, их монологов. Это не единственный художест-венный прием Грибоедова. Возьмем, к примеру, монолог Фамусова. Особый «размах» его повествованию придают гиперболы: («сто человек к услугам» , «весь в орденах» , «…все важны! в сорок пуд») . Идиллическую


УРОК 26

ФАМУСОВ - ЧАЦКИЙ - СОФЬЯ.

АНАЛИЗ II ДЕЙСТВИЯ КОМЕДИИ

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания - анализ II действия.
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ

Явление 1 . В монологе Фамусова предстает Москва, какой ее видит и любит Фамусов:

«Московские тузы» вызывают у Фамусова восторг, умиление.

Явление 2 . Чацкий явился в дом Фамусова ради Софии и потому никого не собирался «разоблачать» и «выступать» с обличительными монологами. Ему просто хочется понять причину холодности Софии. Но сам факт того, что он иначе смотрит на Москву и ее «столпов», ставит его в положение политического противника Фамусова и его окружения.

Чацкий высказывает предположение о сватовстве, а Фамусов тут же предъявляет ему три требования:

Во-первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное, поди-тка послужи.

Чацкий ведет себя сдержанно. Оставляя без внимания первые два требования, он отвечает лишь на третье:

Служить бы рад, прислуживаться тошно, -

на что Фамусов раздражается длиннейшим нравоучительным монологом «Вот то-то, все вы гордецы!». Сколько убежденности, чувства превосходства перед «нынешними» в этих словах!

Ответный монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть...» выдержан в чуть насмешливых интонациях и вполне вежливых выражениях. Но Фамусов уже раздражен: даже в этой спокойной иронии Чацкого он усмотрел насмешку «карбонария», опасного человека, который «властей не признает» и «вольность хочет проповедать!». Откуда такое раздражение? Фамусов имеет в виду не одного Чацкого, но многих других - таких, как Чацкий. Иными словами, Чацкий разговаривает с Фамусовым как с отцом Софии, а Фамусов отвечает как охранитель общественного порядка.

Явления 3-6. Приход Скалозуба приносит временное перемирие. В начале сцены Чацкий молчит, слушает (мысли его заняты Софией). Фамусов же нарушает перемирие» и «бьет» Чацкого и как жениха, и как вольнодумца:

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь:

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых -

Тот и жених.

Таким образом, Чацкому ставятся в пример и деловые люди нового типа, и старички - «канцлеры в отставке». Когда же Фамусов начинает говорить о Чацком как об отсутствующем:

Но захоти - так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...

молодой человек отбрасывает сдержанность и отвечает монологом »А судьи кто?». Он направлен не столько против конкретных собеседников - Фамусова и Скалозуба, сколько против всего фамусовского общества.

Явления 7-10 . Чацкий видит, как реагирует София на падение Молчалина с лошади, с болью слушает колкости, произносимые в ответ на его внимание к ней, осознает, что София не любит его. Но тогда кого?

Явления 11-12 . Раскрывается сущность Молчалина: он не влюблен в Софию, ухаживает за ней «по должности». Признается в любви к Лизе, но теперь его чувства вызывают сомнения. Последняя реплика Лизы придает пьесе новый комический оттенок: «А как не полюбить буфетчика Петрушу!»
Слово учителя

Итак, II действие представляет собой дальнейшее развитие любовного конфликта: Софии с трудом удается скрывать правду, Чацкий в недоумении: кому отдается предпочтение - Скалозубу или Молчалину? В комедии появляется третий любовный треугольник, что усиливает комизм ситуации: Молчалин - Лиза - Петруша.
II. Проверка домашнего задания:

1. Чтение монолога Фамусова наизусть.

2. Чтение по ролям 2 явления.
III. Беседа по вопросам:

1. Когда начинается конфликт между Чацким и Фамусовым? (С вопроса о службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - отвечает Чацкий на те условия, которые ему выдвигает Фамусов как жениху. Этот ответ возмущает Фамусова, он начинает поучать собеседника, Чацкий произносит свой монолог (уже второй в комедии), представляющий собой гневную отповедь, - и вот завязка конфликта.)

2. Какова роль монологов Фамусова и Чацкого во 2 явлении? (В них раскрывается жизненная позиция каждого из героев: идеалы, отношение к службе, карьере. И мы понимаем, что идеалы Фамусова - это «век минувший», а Чацкий живет в «веке нынешнем»; они противопоставлены.)

3. На первый взгляд, монолог Чацкого постепенно переходит в диалог с Фамусовым. Но так ли это на самом деле? (Внешне вторая часть монолога Чацкого переходит в диалог, так как вроде бы реплики героев чередуются. Но разве Чацкого волнует реакция Фамусова на его слова? Он рассуждает о «веке минувшем» и «веке нынешнем» и даже не замечает реакции Фамусова. Реплики одного героя наслаиваются на монолог другого. Это особый вид монолога - так называемый «реплицированный монолог» (термин записать в тетради).

Но самое интересное, что Фамусов давно уже не слушает Чацкого: «добро, заткнул я уши», - говорит он, да и его реплики в сторону вовсе не рассчитаны на то, чтобы их слышал Чацкий. Возникает комический эффект «разговора глухих». Фамусов вне себя, он даже не слышит доклада слуги о приходе нового гостя - Скалозуба.)

4. Зачем Фамусов рассказывает Чацкому о Скалозубе? (Это своеобразный урок Чацкому.)

5. Какую цель преследует Фамусов в разговоре со Скалозубом? (Он хочет выяснить намерения Скалозуба по поводу женитьбы. Для него Скалозуб - завидный жених Софии.)

6. Как характеризует Фамусова его разговор со Скалозубом? [Как светский человек, он умеет вести непринужденный разговор; тонкий психолог: подбирает интересную для собеседника тему (тема армии, карьеры), мастерски подводит к разговору о женитьбе (не называл имени Софии).]

7. Что представляет собой монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера...»? (Это хвалебный гимн Москве.)

8. За что хвалит Фамусов Москву? Как его похвалы им же и перечеркиваются (такой прием называется приемом снижения)?

(Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых -

Тот и жених...

Кто хочет к нам пожаловать, - изволь,

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет... и т.д.)

9. Какова тема следующего монолога Чацкого? В чем отличие от первого? (Тема та же - Москва, но пафос иной - сатирический: Чацкий негодует, изобличает нравы Москвы, «прошедшего житья подлейшие черты»).

10. Кого из героев можно назвать подлинным патриотом? Или они оба патриоты, каждый по-своему? Ответ аргументируйте.

11. Каково ваше мнение о Скалозубе? (Традиционно Скалозуба считают человеком недалекого ума. Так ли это? Ведь фамилия героя - Скалозуб, а не Тупоум! Он не столько туп, сколько действительно «скалит зубы»: смеется над всем и всеми. Но, главное, он смешон сам: ограниченный человек, улавливающий в речи других только то, что связано с армией.)

12. А что думает о нем Чацкий? (Чацкий приходит к выводу, что София не может любить такого человека)
I V . Анализ эпизода «Падение Молчалина с лошади».

Слово учителя 1

Для чего Грибоедову нужен этот эпизод? Во-первых, здесь проявляются чувства Софии к Молчалину, растут подозрения Чацкого. Но, кроме того, данный эпизод характеризует Молчалина, помогает осознать авторское отношение к этому герою. Лиза рассказывает, как все произошло:

Молчалин на лошадь садился, ногу в стремя,

А лошадь на дыбы,

Он об землю и прямо в темя.

Драматическая ситуация!.. Но Скалозуб тут же переводит ее в комическую:

Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок.

Взглянуть, как треснулся он - грудью или в бок?

Кому мы больше доверяем в оценке ситуации - Софии, упавшей в обморок, или Скалозубу, профессиональному военному? Конечно, Скалозубу. Мы не можем себе представить упавшего с лошади Скалозуба или Чацкого. Зачем нужно было Молчалину садиться на лошадь? Что за нужда? Скалозуб и Чацкий - прирожденные дворяне, которых с детства обучали верховой езде, владению шпагой. Но Молчалин - безродный. Он только получил чин асессора, дающий право на личное дворянство (поэтому он будет на вечере у Фамусова среди гостей), но всем «дворянским премудростям» он только начинает учиться. Это попытка Молчалина самоутвердиться. А получилось это самоутверждение? Нет. Он падает с лошади. Вспомним выражение: чувствовать себя на коне. Молчалин не на коне. Как же относится автор к этому герою? Еще одна деталь: «лошадь на дыбы». Лошади чувствуют человека, его нравственную сущность. Лошадь сбросила с себя Молчалина, она его не принимает. Насколько серьезна травма Молчалина? Скалозуб говорит: «...И, впрочем, все фальшивая тревога». Но Молчалин появляется с перевязанной рукой. О чем говорит эта деталь? Ему стыдно, и он пытается и из этой ситуации извлечь выгоду - вызвать жалость к себе со стороны Софии.
V . Анализ 11- 12 явлений. Беседа по вопросам:

1. Что нового мы узнаем об отношениях Софии и Молчалина в 11 явлении? (Насколько София искренна в своих чувствах, настолько Молчалин осторожен.

Мы уже говорили, что Софию в Молчалине привлекает более всего его скромность, кротость, застенчивость. Теперь мы видим, что в отношении Софии к Молчалину ощущается страстная влюбленность, даже преклонение, а вовсе не снисходительная привязанность, жалость к «безродному». Все советы Лизы она пропускает мимо ушей, но стоило Молчалину произнести уклончивое: «Я вам советовать не смею», - как София тут же выражает готовность идти к гостям и через силу притворяться веселой:

Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слез;

Боюсь, что выдержать притворства не сумею.

Зачем сюда Бог Чацкого принес!

Важная ремарка: одновременно со своей репликой Молчалин в смиренном поклоне целует руку Софии, как бы прощаясь с нею. В этой авторской подсказке - еще одно подтверждение власти Молчалина над Софией, своеобразного распределения ролей в их отношениях.)

2. Какое значение имеет 12 явление в развитии сюжета? (Появляется третий любовный треугольник «Молчалин - Лиза - Петруша», что усложняет сюжет комедии.

Может показаться, что развязность Молчалина в отношении к Лизе проистекает оттого, что, будучи плебеем, он чувствует себя с Лизой как бы на равных, освобождается от скованности и напряжения, вызванных отношением с аристократкой Софией. Это вроде бы подтверждается и укоризненными замечаниями Лизы, уклоняющейся от наглых приставаний Молчалина (он дважды пытается ее обнять): «Скажите лучше, почему Вы с барышней скромны, а с горничной повесы?» Но Лиза ошибается. За показной скромностью Молчалина в отношении к Софии (да и ко всем прочим) кроется не скромность, а точный и корыстный расчет (ухаживает «по должности»). Да и с самой Лизой Молчалин вовсе не похож на беззаботного повесу. Он явно высокомерен и циничен по отношению к девушке: это откровенный торг. Есть особый, наверное, смысл в том, что в своем самом длинном в пьесе монологе Молчалин перечисляет те безделушки, за которые он готов купить расположение Лизы.

За показной скромностью Молчалина скрывается безмерный цинизм и лицемерие.)
V I. Слово учителя.

Проанализировав II действие, мы увидели, что здесь происходит очень важное событие комедии - завязка общественного конфликта, в который втянуты пока только главные герои: Фамусов и Чацкий. Поэтому действие насыщено их монологами. Причем монологи совпадают по тематике, но отличаются по своему пафосу. И мы понимаем, что столкновение Чацкого и всего фамусовского общества неизбежно. Кроме того, II действие дало нам новые наблюдения за характерами героев: Фамусова, Софии, Молчалина, Скалозуба и Чацкого, - а также расширило наши представления о жизни дворянской Москвы.
V II. Домашнее задание.

2. Задание по группам - анализ эпизода:

1 группа - диалог Софии и Чацкого;

2 группа - диалог Чацкого и Молчалина.

3. Выучить наизусть монолог Чацкого.

УРОК 27

СОФИЯ - ЧАЦКИЙ - МОЛЧАЛИН.

АНАЛИЗ III ДЕЙСТВИЯ КОМЕДИИ
Движение пьесы не прерывается. Узел, за-

вязанный в экспозиции, в первом действии

затягивается еще туже - не внешним сцепле-

нием обстоятельств, а все большей углублен-

ностью в характеры. Пропасть между Чацким

и Софией становится все разительнее и оче-

В.И. Немирович-Данченко
ХОД УРОКА
I . Чтение 1-2 явлений по ролям.
II . Проверка домашнего задания 1 группы «Анализ диалога Чацкого и Софии».
III . Беседа по вопросам:

1. Какая цель у каждого из участников диалога? Как это выражается в их интонации? [Чацкий хочет выяснить, кто его соперник (его речь взволнованная, искренняя, грустная, он сразу задает главный для него вопрос: «Кого вы любите?»); София пытается уйти от разговора (ее ответы односложны, слова ироничны, часто говорит в сторону).]

2. Почему София от резкого «отталкивания» переходит к откровенности, пусть очень осторожной, но искренней? (Ее, вероятно, вынуждает к этому горестный порыв Чацкого:

И я чего хочу, когда все решено?

Мне в петлю лезть, а ей смешно.)

3. Что называет героиня недостатком в характере Чацкого? («Особенностей бездна», его непохожесть на других. Действительно, Чацкий не такой, как представители фамусовского общества, - но теперь для Софии это стало недостатком, тогда как три года назад она находила в том достоинства, - вероятно, здесь все-таки сказывается то, что все это время София жила в этом обществе, с ним «дышала одним воздухом». По существу, София дает здесь характеристику Чацкому, обличает его, объясняя, что, по ее мнению, погубило их первую любовь: в сердце Чацкого нет доброты, его грозный взгляд, резкий тон и готовность излить желчь на окружающих сочетаются с упорным нежеланием взглянуть на себя со стороны. Так ли это на самом деле? Софию переполняет чувство обиды, и оно мешает ей быть до конца объективной. Однако ответ Софии удивляет Чацкого, удивляет настолько, что он забывает об осторожности:

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож;

Молчалин, например...

Но стоило прозвучать этому имени, как София опять замкнулась, захотела прервать разговор. Чацкий держит ее, но, чтобы удержать, чтобы узнать истину, ему приходится скрыть свое отношение к Молчалину, «раз в жизни» притвориться. И он приписывает Молчалину все несуществующие достоинства. Но, как истинный влюбленный, Чацкий снова говорит с Софией не столько о Молчалине, сколько о себе, о своих к ней чувствах.)

4. Что вкладывает Чацкий в понятие «любовь»? (Искренность и пылкость чувств, страсть и самоотверженность.)

5. Чацкий искренен в своих чувствах, почему же София отказывается от его любви? (Возможно, София просто не верит Чацкому: ведь за три года он ни разу не написал ей - разве так любят? А что значит три года для семнадцатилетней девушки! Но главное - София понимает, что Чацкий не создан для семейной жизни, о которой она мечтает: «...эдакий ли ум семейство осчастливит?»)

6. Почему же София предпочла Молчалина? (Она нашла в нем то, чего нет, по ее мнению, в Чацком, - «доброту души». Именно он, Молчалин, по ее мнению, воплощает качества настоящего семьянина:

Чудеснейшего свойства

Он наконец: уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит...)
I V . Слово учителя.

А ведь Чацкий воспринимает ее слова с точностью до наоборот: любить такое ничтожество невозможно. Что за всем этим? - трагедия, горе... И не только потому, что София не любит Чацкого, а потому, что у них уже разные взгляды на жизнь, но Чацкий этого все ещё не понимает. Смоделируем ситуацию: София и Чацкий вместе, будут ли они счастливы? Вероятно, нет: у них разные представления о любви, они друг друга не понимают.

(Если в классе эта тема вызовет интерес, можно поговорить о том, как важны для счастья в семейной жизни гармония чувств, взглядов, привычек, взаимопонимание...)

Несмотря на внутренний трагизм, положение Чацкого в сцене с Софией является комическим. Он говорит о своей любви в самую неподходящую минуту: в то время, когда София, назначив свидание Молчалину, спешит к себе (так же, как и ранее: во время обморока Софии из-за Молчалина).
V . Чтение по ролям 3 явления.
V I. Проверка домашнего задания 2 группы «Анализ диалога Чацкого и Молчалина».
V II. Беседа с классом:

1. Охарактеризуйте Чацкого с точки зрения Молчалина. Что в поступках и поведении Чацкого вызывает у собеседника недоумение? (С точки зрения Молчалина, Чацкий странен: не пользуется тем, что ему дано от рождения, - связями, положением в обществе, не делает карьеру)

2. Охарактеризуйте Молчалина с точки зрения Чацкого. («Услужлив, «скромненький, «не богат словами, жалкое ничтожество:

С такими чувствами, с такой душою,

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!)

3. Почему диалог Чацкого с Молчалиным так важен в комедии Грибоедова? (Он раскрывает характеры главных персонажей Чацкого и Молчалина (используется прием самохарактеристики).

Эта сцена показывает глубину не только любовного, но и общественного конфликта - «века нынешнего» и «века минувшего. В столкновении Чацкого с Молчалиным слышится уже предвестие расхождения главного героя со всей фамусовской Москвой, с ее «идолами»: Татьяной Юрьевной, Фомой Фомичом...)
V III. Слово учителя 1 .

Диалог между соперниками, единственный в комедии, важен не только смыслом заключенных в нем реплик, но и тем, как выстроен разговор, его, так сказать, режиссурой.

Диалог построен Грибоедовым по принципу качелей. В самом начале разговора наверху Чацкий. Он инициатор беседы, он энергичен, многословен, ироничен до язвительности...

Молчалив не только предельно лаконичен в своих ответах, но и эмоционально бесцветен, тускл: «По-прежнему-с», «День за день, нынче как вчера»...

В дальнейшем Молчалин, как известно, упоминает о своих «двух талантах» («умеренность и аккуратность»), и после иронического комментария их Чацким - «Чудеснейшие два! и стоят наших всех» - акценты в разговоре незаметно начинают меняться. Молчалин задает невинный, казалось бы, вопрос: «Вам не дались чины, по службе неуспех?»

За вежливой интонацией Молчалина - едва скрываемое снисхождение, острая мстительная радость плебея, вознесшегося над аристократом. Чацкий вынужден защищаться.

В ответе Чацкого сквозит едва ли не оправдание. Во всяком случае, он дает понять, что удостоился бы чинов, если бы принцип «достойное - достойным» безупречно выполнялся. Но пока - увы - «Чины людьми даются; А люди могут обмануться».

Такой ответ Чацкого, несколько уклончивый по форме и компромиссный по сути, Молчалин воспринимает как крошечную победу. Это дает ему право усилить психологический нажим на собеседника. Осторожная вежливость предыдущего вопроса сменяется раскованным восклицанием: «Как удивлялись мы!»

Эти слова, смысл которых пока не ясен Чацкому, - как бомба замедленного действия. Не неся в себе конкретного содержания и адресата (чему удивлялись? и причем здесь Чацкий?), слова Молчалина нуждаются в уточнении и провоцируют встречный вопрос. Его и задает Чацкий: «Какое ж диво тут?»

Ответ Молчалина, вбирающий в себя потаенный смысл двух предыдущих реплик и усиленный ими, трудно охарактеризовать однозначно. Он наигранно простодушен и нагл одновременно; высокомерие усилено в нем чувством причастности к могущественному клану (местоимение «мы»). К тому же Молчалин выбирает такое «жалящее», едкое слово, оскорбительный смысл которого невыносим именно для сильного и гордого человека, - «Жалели вас».

Эта реплика - вершина диалога, та его точка, в которой «наверху» оказался Молчалин...

Правда, лишь на мгновенье позволил себе осторожный Молчалин раскрыться, проявить истинные чувства, насладиться бедой соперника. После этого он, подобно улитке, прячется в надежную свою скорлупу. Вновь становится робким и угодливым, чуть ли не с мистическим восторгом произнося имя могущественной Татьяны Юрьевны. Умнейший Грибоедов рассчитывает раболепный пафос своего героя, прибавляя по одному восклицательному знаку при очередном упоминании влиятельной дамы. И делает так трижды. Так что Молчалин словно воспаряет в своем рабьем восторге.

На смену Татьяне Юрьевне, о которой Чацкий «слыхал, что вздорная», приходит Фома Фомич - «образец» для Молчалина и «пустейший человек, из самых бестолковых» для Чацкого. В густой тени, отбрасываемой этими фигурами, прячется Молчалин, сбивая с толку Чацкого, который удивлен самоуничижением избранника Софии. По мере того, как нарастает удивление Чацкого, Молчалин ответами своими последовательно и расчетливо демонстрирует раболепие, усиливая в Чацком чувство разочарования и - соответственно - недоверие к признаниям Софии...

Чацкий в недоумении от таких превращений, от такой странной и нарастающей робости человека, который претендует - ни много, ни мало - на роль возлюбленного Софии. Чацкий пытается разобраться, разъяснить и понять одновременно:

Помилуйте, мы с вами не ребяты,

Зачем же мнения чужие только святы?

Молчалин своим ответом не «распрямляется», но «сгибается» еще более, нарочито подчеркивая в себе то, что, по мнению Чацкого, способно лишь унизить сколько-нибудь порядочного человека. Молчалин, оказывается, свою внутреннюю несвободу, духовную закрепощенность возводит в ранг необходимости, обязательности: «Ведь надобно ж зависеть от других».

Чацкий в недоумении: как может зависимость стать добровольной необходимостью? Осознанное рабство - что может быть отвратительнее! - «Зачем же надобно?»

И Молчалин свою заключительную реплику-ответ: «В чинах мы небольших», - произносит с таким же смирением и кротостью, с какими он начинал этот разговор. Опять наверху Чацкий, не догадывающийся, что вознес его не кто иной, как Молчалин. Опять Чацкому дано ощутить свое несомненное превосходство над человеком, к которому даже нельзя испытывать враждебных чувств,- настолько кажется он духовно нищим и нравственно беспомощным.
IХ. Домашнее задание.

Индивидуальные задания (по выбору учащихся) - подготовить письменные ответы на вопросы:

1. Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова?

2. Как связаны 1-3 явления III действия с общественным конфликтом комедии?

3. Дать словесные портретные зарисовки гостей Фамусова.

4. Как ведет себя Чацкий с гостями Фамусова?

5. Как развивается в комедии сплетня о сумасшествии Чацкого?

6. Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается?