Биографии Характеристики Анализ

Взгляды фамусовского общества в горе от ума. Фамусовское общество в изображении а. с. грибоедова

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Чацкий

В комедии «Горе от ума» Грибоедов изобразил «...и картину нравов, и галерею живых типов» представителей московского дворянства двадцатых годов девятнадцатого века. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Знакомые и друзья Фамусова, особенно люди старшего поколения, являются сторонниками самодержавно-крепостного строя России. Им дорого прошлое, век Екатерины Второй, когда особенно сильна была власть помещиков-дворян. С благоговением вспоминает Фамусов об этом времени. Идеалом человека, достигшего всех благ, для него является вельможа Максим Петрович, который «не то на серебре - // На золоте едал; // сто человек к услугам; // Весь в орденах; езжал-то вечно цугом...»

Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские интересы. Человека здесь ценят по его происхождению и богатству, а не по личным качествам:

Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Вот и жених.

Это говорит Фамусов, но такого же мнения придерживается и княгиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, она перестает им интересоваться, потому что такой зять ей не нужен.

В барской Москве не считают крепостных слуг людьми и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, как один помещик обменял на трех борзых собак своих преданных слуг, которые не раз ему спасали жизнь.

Хлестова приезжает на вечер в дом к Фамусову в сопровождении «арапки-девки» и собачки и просит Софью:

Вели их накормить ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку!

Цель жизни для Фамусова и его окружения - богатство и блестящая карьера. Служба в понимании представителей светского общества - это возможность «подслужиться»,источник почестей и доходов. Не об интересах государства, а о личной выгоде заботятся фамусовы. Полковник Скалозуб, например, заявляет:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Oб них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.

Он довольно успешно делает свою карьеру, откровенно объясняя свое продвижение по службе не личными качествами, а тем, что обстоятельства ему благоприятствуют:

Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.

Карьеризм, угодливость начальству, подхалимство - все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно ярко раскрыты в образе Молчалина: «Вот он на цыпочках, и не богат словами». Молчалин - личный секретарь Фамусова. На службе у него он только три года, но уже успел получить три награжденья, стать нужным человеком для Фамусова и завоевать сердце Софьи:

Он наконец: уступчик, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких...

Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей карьеры:

А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

У Молчалина есть все данные стать важным чиновником: умение «подслужиться», отсутствие моральных убеждений и два «таланта» - «умеренность и аккуратность». Дворяне-консерваторы как огня боятся всего нового, прогрессивного, что может угрожать их благополучию и привилегированному положению. А так как источник этой «вольности», революционных идей они видят в образовании, то и выступают они против наук, учебных заведений, просвещения вообще. Фамусов поучает:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Фамусову вторит Скалозуб:

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий.

Против просвещения, «пансионов, школ, лицеев», педагогического института, где «упражняются в расколах и в безверьи // Профессоры», выступают и Хлестова, и княгиня Тугоуховская. Воспитание, которое получают в дворянских семьях, делает этих людей чуждыми своему народу. С самого детства у них создавалось убеждение, «что нам без немцев нет спасенья», прививался «нечистый этот дух // Пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. Так могут ли эти люди быть «отечества отцами», коорых можно было бы принять за образцы высокой нравтвенности, духовности, беззаветного служения родине?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты…

Конечно же, нет. С гневом и возмущением Чацкий произносит:

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

А. С. Пушкин писал: «Не осуждаю ни плана, ни заязки, ни приличий комедии Грибоедова. Его цель - характеры и резкая картина нравов». Значение комедии состоит в том, что в ней остро высмеивается и беспощадно обличается мир фамусовых с его безнравственностью, роскошными забавами и нищетой крепостных слуг. Светские интриги, сплетни, злословие - все это попадает под беспощадную критику Чацкого. Это праздное существование, лишенное всякого общественного смысла, не должно иметь будущего.

» была написана между 1815 и 1824 годом. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века - «век нынешний» и «век минувший».

«Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича - богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда спасают их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Хлестова не видит никакой разницы между ними. Сам Фамусов кричит на своих слуг: «В работу вас, на поселенья вас!». Даже дочь Фамусова , воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!».

Главное для фамусовского общества - это богатство. Их идеалы - люди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер», «с ключом», «богат и на богатой был женат». Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в генералы».

Фамусовское общество отличает и безразличие к службе. Фамусов - «управляющий в казенном месте». Он занимается делами очень неохотно. По настоянию Молчалива Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть, и многое недельно». Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч долой». В фамусовском обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки..,».

Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают. Они «низкопоклонники и дельцы», «льстецы и подхалимы». Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов также с большим почитанием встречает предполагаемого жениха своей дочери Скалозуба, он говорит: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно...», «Сергей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу...».

Всех представителей фамусовского общества объединяет их отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне уверены в том, что «ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевому шагу, а книги сохранят только «для больших оказий». Фамусовское общество не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что французик из Бордо, не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица».

Они все одинаково относятся к Чацкому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и прогрессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяется слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями того времени.

“В группе двадцати лиц отразилась. . .
вся прежняя Москва. . . ”
И. А. Гончаров

Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время.
А. С. Грибоедов показывает широкую картину жизни 10-20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.
Люди этого круга - убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.
Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: “. . . у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.
Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”. А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку - девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”.
Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”. Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”.
Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество - все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”.
Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений. . .

Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская.
Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А. С. Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”. .

Если вы ищите где найти или скачать Фамусовское общество в комедии «Горе от ума», то Вам точно к нам!

Похожие произведения

Комедия "Горе от ума" написана Грибоедовым в начале ХХ века. В то время страной правили дворяне, подобные Фамусову и его окружению, но среди дворян стали появляться передовые люди вроде Чацкого. Так и столкнулись два века – "век нынешний" и "век минувший". "Век минувший" представляет , в которое входят: П. А.

Фамусов, в доме, которого происходит действие, Тугоуховские, Хлестова, Горичи, Скалозуб и другие знакомые Фамусова. В среде считается нормальным торговля крепостными. Так "Нестор негодяев знатных" променял своих верных слуг на трех борзых собак, это, несмотря но то что крепостные верно служили ему, а иногда и спасали его жизнь. В фамусовском обществе крепостные приравниваются к животным, достаточно вспомнить слова старухи Хлёстовой: "Вели их накормить… от ужина сошли подачку". может отправить своих слуг "на поселенья" за то, что они не уследили за Софьей, которая ночью встречалась, как думает Фамусов, с Чацким.

Графиня-внучка, уходя, сказала графине-бабушке" "Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света!" - а как она хорошо объединилась с "уродами" против Чацкого. В их обществе нет искренности, Софья обманывает отца, Лиза вынуждена лгать, прикрывая хозяйку, Молчалин обманывает всех, укрыв маской своё истинное лицо. Их отношения давно потеряли искренность и душевную теплоту.

Все они преклоняются перед теми, кто богаче и могут их продвинуть по службе. В свою очередь требуют такого же отношения к себе со стороны тех, кто ниже в чинах. Фамусовское общество отличает безразличие к службе. Они практически не выполняют никаких служебных обязанностей. Да и где найти время для работы, ведь они только сплетничают, развлекаются на балах, ходят на званые ужины и обеды.

По настоянию Молчалина, Фамусов подписывает какие-то бумаги, несмотря на то что в них "противуречье есть, и многое недельно". "Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой" - говорил Фамусов. На службе у него только родственники, за исключением Молчалина.

В их среде, чтобы завоевать чин, нужно не служить делу, а "прислуживаться", как это делает Молчалин. Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю, важного человека, служившего при императрице Екатерине, о котором он говорит: "Когда же надо подслужиться, и он сгибался в перегиб". Так вот этот дядя стал на время шутом, чтобы развеселить императрицу. Все они настроены враждебно по отношению к людям, которые занимаются наукой, творчеством. Все они уверены в том, что книги – это зло: "Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь". Фамусов считает, что "ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений". Княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника князя Федора, который "чинов не хочет знать".

А все потому, что "он химик, он ботаник". В дом Фамусова "дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных". Фамусовское общество во всем и везде слепо подражает иностранцам, особенно французам. Чацкий вспоминает, что "французик из Бордо", не нашел в доме Фамусова "ни звука русского, ни русского лица". Этот "французик" чувствует себя в России как на родине, потому что здесь он важный человек и ему все рады, независимо от того, кем он был во Франции. Принято, что если человек вставляет в свою речь французские слова, фразы, то он считается хорошо воспитанным.

Гончаров в своей статье "Мильон терзаний" писал о "Горе от ума", - что оно "все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности". Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С.

Грибоедова. Ведь наши Фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.