Биографии Характеристики Анализ

Метод запоминания слов. Секреты запоминания английских слов

Зачем запоминать английские слова?

Изучение английского языка стало необходимостью для многих людей. Для школьников она продиктована требованием сдачи экзаменов. Для путешествующих людей, это возможность общаться с представителями других наций. Изучение языка предполагает овладение несколькими навыками. База, на которой основываются эти навыки - это изучение слов. Изучив несколько времён и поупражнявшись пару недель в их использовании, можно уже довольно понятно изъясняться. Но затем возникает другая сложность, это изучение слов. Если подойти к этому, на первый взгляд, нудному процессу креативно, то можно ускорить многократно. Вы даже сможете научиться ему радоваться. Давайте рассмотрим несколько известных способов изучения английских слов.

1. Записываем слова в тетрадь

Это самый простой способ накапливать новые слова. Его обычно предлагают в школах. Марья Ивановна даёт задание выписать все новые слова в тетрадь и выучить их наизусть. Потом она спрашивает их перевод с русского на английский и с английского на русский. Этот метод запоминания слов не плохой, но имеет свои минусы. Запоминается положение слов в списке. Сложно сосредоточится на словах, которые плохо запоминаются. В дальнейшем, слова, выученные таким образом, плохо узнаются.

2. Записываем слова на карточки

Этот способ намного эффективней предыдущего. Вы записываете слова на карточки с двух сторон. На одну сторону записывается английское слово и его транскрипция. На другую сторону записываются синонимы (если они есть), пример слова в предложении и перевод на русский язык. Такое заучивание слов позволяет разделять слова на «знаю », «не знаю » и потом сосредоточиться на словах, которые изучаются сложно, то есть - «не знаю ». Здесь дано более подробное описание процесса изучения английских слов по карточкам . Сами карточки вы можете изготовить из картона или плотной бумаги, или вы можете приобрести уже готовые в интернет-магазине.

3. Подбираем синонимы и антонимы

Если есть возможность, то необходимо подумать и найти к изучаемому слову синонимы и антонимы. В такой форме слова запоминаются быстрее. Например, вы знаете слово fast – быстрый. Затем вы встретили слово swift – быстрый, но это слово вы ещё не знаете. Вы связываете его со словом fast, swift = fast. Так оно запомнится гораздо быстрее. А если вы ещё найдете к нему антоним slow – медленный, то связь будет более прочной.

4. Удивляемся новому

Если есть возможность, то создайте в уме какую-то нереальную ассоциацию. Например, запоминая слово fast – быстрый вы вместе с fast-food представляете название slow-food . Такие ассоциации обычно вызывают улыбку. Они необычные - поэтому запоминаются гораздо быстрее. Такая способность менять, конструировать и удивляться очень важна. Вы не просто присваиваете одному значению другое, а смотрите на это с разных сторон, под различными углами. Вы удивляетесь, восхищаетесь и смеётесь над тем, что вы выдумали. Любая информация, проходя такую обработку, будет держаться в памяти гораздо дольше.

5. Ищем ассоциации

Иногда сложно запомнить новое английское слово. Ну не запоминается оно и всё! В этом случае необходимо найти к нему ассоциации. Например, часто путают слова blackberry – ежевика, bilberry – черника и strawberry – клубника. Если разбить их на составляющие, например, black – чёрный, berry – ягода. Bil похоже на bill – счёт и straw – соломинка. То запомнить эти слова можно довольно просто. Blackberry запоминается как «чёрная ягода». А если вы ещё и вспомните некогда очень популярный телефон, то запомните значение слова ещё лучше.

Черника запоминается как «ягода, которая лежит на счёте».

Клубника запоминается как «соломинка, которая воткнута в ягоды клубники».

Для ассоциаций лучше использовать слова, которые можно легко представить, которые можно увидеть, наделить вкусом, цветом, пощупать и т.д.

Чем больше вы знаете слов, тем легче вам будет находить ассоциации к новым словам. Поэтому многие удивляются, как 80-ти летние профессора порой запоминают слова или другую информацию лучше, чем тинэйджеры. Секрет кроется в правильной привычке запоминать и огромном словарном запасе.

6. Запоминаем слова в контексте

Неподготовленные учащиеся запоминают слова как «слово» = «перевод». В таком виде они запоминаются очень плохо. Слишком зыбкие связи. Наша память работает с образами, эмоциями, ритмами, поэтому и информацию ей следует подавать в этом виде. Не забывайте посмотреть, как используется то или иное слово. У нас есть тенденция использовать слова, которые мы употребляем в русском языке в английском без уточнения контекста. Например, когда мы спрашиваем в кафе “занят ли стул или нет”, на русском языке, мы используем слово занят – busy . К сожалению, мы не можем сказать “Is this chair busy ? – этот стул занят?” Правильно будет сказать “Is this chair occupied? – этот стул занят?” Слово busy подразумевает отсутствие времени, что невозможно применить к неодушевленному предмету, в нашем случае, стулу. Поэтому проверяйте контекст каждого слова по примерам, приведённым в словарях.

7. Учитесь выражать эмоции синонимами

Мы уже писали, что очень желательно находить к словам, которые вы хотите запомнить, синонимы с антонимами. Новые слова легче связываются с теми словами, которые вы уже знаете. Ещё один аспект такого запоминания - это нахождение слов для выражения определённых эмоций. Мы живём в мире эмоций и логики. В зависимости от темперамента человека, в нём преобладает та или иная составляющая. Поэтому неплохо иметь в запасе уже готовые заготовки. Например, возьмём радость . Как нам восхититься тому или иному событию? Найдём несколько слов дающих возможность это сделать.

It’s cool!

It’s wonderful!

It’s beautiful!

It’s amazing!

It’s thrilling!

It’s exiting!

It’s breathtaking!

It’s far out!

Формируя слова в группы по назначению, вам будет их проще использовать.

8. Нелепые истории

Мы уже писали, что похожие друг на друга слова запоминаются хуже, поэтому не стоит учить слова по алфавиту. Если слово облечь в историю, а лучше в нелепую историю, эффект будет ещё сильнее. Например, вам надо запомнить слово ceiling – потолок. Вы представляете, что вы вошли в свою комнату, а там весь потолок сделан из силикона. Возможно, некоторым сложно будет представить силикон. Силикон – это материал, обладающий эластичными свойствами. История нелепа, так как потолки не делаются из силикона, поэтому ваша память запомнит этот образ гораздо лучше.

9. Общаемся с друзьями

В каждом сложном деле человеку нужны помощники. Необходимо поддерживать своё воодушевление и один из самых действенных методов, это общение. Постарайтесь найти друзей, с которыми вы будете общаться на английском языке. Сейчас существует множество различных приложений, которые позволяют найти себе друзей по интересам из англоязычных стран и обсуждать какие-то интересные для вас темы на интересующем вас языке. Есть приложения, где вы можете обмениваться помощью с теми, кто изучает ваш родной язык, в замен, получая консультации по интересующему вас языку. В этом случае язык перестаёт быть целью, а становится средством. Это хорошо описано в книге «Проходили мимо ».

10. Просмотр фильмов на английском языке

Просмотр фильмов является одним из самых действенных способов изучения языков. Вы погружаетесь в ситуацию и изо всех сил пытаетесь понять, о чём идёт речь. В этом состоянии «особой заинтересованности» вы запоминаете слова гораздо лучше. Мы рекомендуем вам делать скриншоты (фотографии экрана) с теми словами, которые вы хотите заучить, если вы начинающий и смотрите фильмы на компьютере. Сделав скриншот и посмотрев слово в словаре, оставьте его, не записывая перевод. Это заставит вашу память быть активной. Если вы смотрите фильм в компании и неудобно постоянно его останавливать, то можно прочитать скрипт заранее и выучить все незнакомые слова. В этом случае он будет смотреться гораздо продуктивней.

11. Повторение – мать учения

В этой старой пословице кроется залог успеха в изучении любого предмета. Память отсекает ненужную информацию, а нужность её или ненужность определяется по частоте её возникновения в вашей памяти, и к ней отношения. Мы должны действительно её запомнить. Обвесив все комнаты, ванну и туалет стикерами с английскими словами мы не заставим нашу память их запомнить. Она найдёт способ пропускать их мимо.

Надо выработать привычку повторять пройденный материал на каждом следующем занятии. Переходить к изучению нового материала только при хорошем овладении старым. Поговорка «чтобы от зубов отскакивало » поможет понять смысл сказанного. К сожалению, этот принцип не учитывается во многих обучающих программах. Делаются такие большие промежутки между повторениями, что когда время доходит до теста по пройденному материалу, ученик смотрит на уже когда-то изученный материал как на абсолютно новый. Поэтому не забывайте доводить выученное до совершенства.

А как часто надо повторять выученные слова, чтобы их не забыть?

Есть множество советов и таблиц, показывающих циклы работы памяти и эффективную частоту повторения. Надо отметить, что они разработаны для среднестатистического ученика или взрослого, тогда как продуктивность запоминания в очень высокой степени зависит от индивидуальных способностей, которые, в свою очередь, при регулярной тренировке быстро развиваются.

Начните заучивать слова по проверенной методике запоминания «3 по 3» с промежутком между подходами в 2 часа , а потом посмотрите, как это работает для вас. При хорошем результате можно увеличить промежуток времени между повторениями. При плохом - его следует уменьшить.

12. Планируем свое обучение

Запишите на листе бумаги те навыки, над которыми вы работаете и те навыки, которые вы хотите развить в будущем. Сведите их в таблицу, расставив задачи и отведённое им время. Отслеживайте свой прогресс, работая над этими задачами каждый день. Не обязательно, что вы сможете работать каждый день над всеми навыками. В нашем случае над говорением , чтением , письмом и аудированием . Просто систематически уделяйте им время, фиксируя результаты. Если у вас нет времени или желания заниматься каким-то навыком, то это не беда. Фиксируя свою неспособность заниматься этим сейчас, рано или поздно у вас появится желание этим заниматься. Ну не хочется вам сейчас что-то читать. Хорошо, - смотрите фильмы. Ну не хочется вам сегодня писать сочинение. Хорошо, - по-переписывайтесь с Джоном о музыке. Используйте свое настроение для более эффективного обучения. Обучение должно приносить радость, это не мучение. И самое главное, сосредотачивайтесь на своих достижениях, а не на том, что ещё не сделано. Вы должны чувствовать прогресс и планирование с отчетностью вам в этом поможет. Вы можете зарегистрироваться и изучать слова on-line , затем в личном кабинете смотреть сколько слов вы уже выучили, и сколько вы их учили по времени.

Учить английские слова намного проще, чем кажется. Если вы с этим не согласны, то, видимо, потому, что в школе вас заставляли зубрить столбики слов, которые запоминались с трудом, а забывались на следующий день. К счастью, сейчас с помощью простых приёмов, обучающих программ и легкодоступных материалов на английском учить слова - одно удовольствие.

Учить английские слова и учить язык - не одно и то же.

Прежде всего отметим, что изучение языка не сводится только к запоминанию слов. Да, из языка слов не выкинешь, но их взаимодействие в речи происходит по правилам грамматики. Кроме того, и грамматика не будут «оживлены» без практики в чтении, слушании, устной и письменной речи. Некоторые из приёмов, перечисленных ниже, подразумевают запоминание слов именно в контексте живой речи.

Карточки со словами

Обыкновенные карточки из картона - мощнейший инструмент запоминания слов. Вырежьте из плотного картона карточки удобного размера, напишите на одной стороне английские слова или фразы, на другой - русские и повторяйте.

Для большей эффективности берите наборы в 15–30 карточек и учите слова в двух направлениях - англо-русском и русско-английском - в четыре этапа:

  1. Знакомство со словами. Просматривайте карточки, проговаривая слова вслух, стараясь вообразить обозначаемые ими предметы, действия и даже абстракции. Не пытайтесь запомнить слова основательно, просто познакомьтесь с ними, подцепите их на крючок памяти. Часть слов запомнится уже на этом этапе, но ненадёжно.
  2. Повторение English - Russian. Глядя на английскую сторону, вспоминайте русский перевод. Перебирайте колоду, пока не сможете угадать все слова (обычно 2–4 захода). Обязательно перемешивайте карточки! Заучивание слов списком неэффективно во многом из-за того, что слова запоминаются в определённом порядке. У карточек этого недостатка нет.
  3. Повторение Russian - English. То же самое, но с русского на английский. Эта задача немного труднее, но 2–4 заходов хватит.
  4. Закрепление. На этом этапе засекайте время секундомером. Прогоните колоду максимально быстро, добиваясь мгновенного узнавания слова без раздумий. Сделайте 2–4 раунда, стараясь, чтобы секундомер с каждым раундом показывал меньшее время. Не забывайте перетасовывать карточки. Слова можно прогонять в обоих направлениях или на выбор в одном (лучше в русско-английском, так как это труднее). На этом этапе вы добьётесь мгновенного, без перевода в уме, узнавания слова.

Не обязательно делать карточки из картона, есть удобные программы для создания электронных карточек, например Quizlet . С помощью этого сервиса можно делать озвученные карточки, добавлять к ним картинки, учить в разных режимах, включая игры.

Метод интервальных повторений

Метод заключается в повторении слов с помощью карточек, но через некоторые промежутки времени. Считается, что, следуя определённому алгоритму повторений, учащийся закрепляет информацию в долговременной памяти. Если же информацию не повторять, она забудется за ненадобностью.

Самая популярная программа для запоминания слов методом интервальных повторений - это Anki . Создайте колоду слов, а приложение само будет отбирать подзабытый материал и предлагать повторить его с определённой периодичностью.

Удобство в том, что нужно только загрузить слова, а программа сама подскажет, когда и что повторять. Но иногда в интервальном методе необходимости просто нет. Если вы учите подборки таких употребительных слов, как дни недели и месяцы, глаголы движения, транспортные средства, то их незачем повторять по особому алгоритму: они и так будут встречаться очень часто в учебнике, при чтении, в речи.

Запоминание слов при чтении на английском

Учить слова с помощью карточек есть смысл, когда словарный запас ещё недостаточен даже для понимания простейших текстов. Если вы ещё не знаете такой базовой лексики, как дни недели, цвета, глаголы движения, формулы вежливости, то фундамент словарного запаса удобно закладывать, заучивая слова по карточкам. По оценкам лингвистов, минимальный словарный запас для понимания простых текстов и речи - около 2–3 тысяч слов.

Но, если вы уже можете , старайтесь выписывать слова из текста во время чтения. Это будет не просто лексика, взятая из словаря, а живые слова, окружённые контекстом, ассоциативно привязанные к сюжету, содержанию текста.

Не выписывайте все незнакомые слова подряд. Выписывайте полезные слова и фразы, а также слова, без понимания которых невозможно понять даже основной смысл. Выписывайте лишь по несколько слов на страницу, чтобы меньше отвлекаться от чтения. Дочитав статью или главу книги, слова можно быстро повторить.

Могут значительно упростить и ускорить запоминание слов. К примеру, читая тексты онлайн, можно сохранять слова с переводом одним кликом и потом повторять их с помощью расширения для браузера «Лео-переводчик».

Запоминание слов из видео- и аудиозаписей

Если во время чтения нетрудно подчеркнуть или выписать слово, то с фильмом или аудиозаписью сложнее. Но аудирование (слушание) для изучения лексики не менее интересно, чем книги. В живой речи носителей языка меньше книжных, малоупотребительных слов и больше популярных разговорных оборотов. К тому же аудирование развивает не только словарный запас, но и навык понимания речи на слух.

Простейший способ изучения английского по фильмам и аудиозаписям - просто смотреть или слушать, не отвлекаясь на выписывание слов. Это самый лёгкий подход, но так вы вряд ли выучите что-то новое, только хорошо закрепите уже знакомые слова (что тоже немаловажно).

Если же выписывать и потом повторять новые слова, то вы не только получите удовольствие от фильма, но и пополните словарный запас. Разумеется, во время просмотра очень неудобно отвлекаться, нажимая на паузу и выписывая слова, но можно делать короткие заметки, а потом вернуться к ним и разобрать материал подробнее. Как и при чтении, не нужно выписывать все непонятные слова подряд.

Намного проще заниматься по аудио и видео с помощью специальных сайтов. Больше всего для этого подходят популярные онлайн-сервисы LinguaLeo и Puzzle English , в которых используется специальный интерфейс для удобного просмотра видео с возможностью быстрого (кликом на слово в субтитрах) перевода и сохранения слов.

Запоминание слов во время письма и устной речи

Чтение и слушание - это пассивная речевая деятельность, восприятие речи. Письменная и устная речь - это активное использование языка. Когда вы пишете или говорите, словарный запас развивается по-другому: вам приходится тренироваться в использовании уже знакомых слов, переводя их из пассивного запаса (на уровне понимания) в активный.

Во время письма, будь то эссе или неформальная переписка в чате, приходится постоянно подбирать слова и стараться понятнее, точнее выразить мысль. Часто возникает ситуация, когда вы что-то хотите сказать, но не знаете подходящего слова или выражения. С помощью словаря найти его нетрудно, но не дайте этой ценной находке тут же забыться - записывайте такие маленькие открытия и повторяйте в свободное время. Практика в активной речевой деятельности отлично помогает выявить такие пробелы.

Во время устной беседы в словарь, конечно же, заглянуть не получится, но разговорная практика заставляет отрабатывать уже знакомые слова и конструкции. Вам приходится напрягать память, вспоминать всё, что хранится даже в самых далёких её уголках, чтобы выразить мысль. Разговорная практика для изучения языка - это как тренировка для тела: вы укрепляете, развиваете свою «языковую форму», переводя слова из пассивного запаса в активный.

Заключение

Первые два способа - карточки и интервальные повторения - подходят для заучивания подборок слов, например «В городе», «Одежда» и так далее. Способы с третьего по пятый рассчитаны на запоминание слов во время речевой практики.

Если вы хотите, чтобы слова не только запоминались, но и не забывались, регулярно практикуйтесь в чтении и слушании. Встретив знакомое слово несколько раз в живом контексте, вы запомните его навсегда. Если вы хотите не просто иметь пассивный словарный запас, но и свободно выражать мысли - . Так вы будете превращать сухие знания в уверенные навыки. В конце концов, мы ведь учим языки не для того, чтобы их знать, а для того, чтобы им пользоваться.

Вопросом, как запоминать английские слова быстро и легко, задаются все изучающие иностранный язык. Потому что недостаточный словарный запас - это очень распространенная проблема, причем не только среди новичков. Свою память нужно развивать, и делать это можно не одним способом. А еще лучше комбинировать различные подходы в освоении лексики.

В данной статье вашему вниманию предлагается несколько способов того, как можно быстро запоминать английские слова. Попробуйте каждый из них и отберите те, которые именно в вашем случае приносят наиболее ощутимый результат.

Учите лексику перед сном

Составьте список слов и поработайте с ним непосредственно перед сном, уже лежа в постели. Прочтите слово по-английски и его перевод сначала вслух, потом шепотом, затем про себя. После этого закройте глаза и представьте это слово написанным на белом листке бумаги, и соотнесите его с ярким образом. Например, если вы изучаете слово «hail»- град, то вы с закрытыми глазами должны очень четко представить, как град «барабанит» в ваше окно.
Проработайте таким образом каждое слово и утром проверьте, сколько слов отложилось в вашем подсознании. Повторите их все. А вечером проделайте аналогичную работу с теми словами, которые не запомнились с первой попытки.

Составляйте рассказы

Один из самых эффективных способов запоминать английские слова - это запоминать их сразу в контексте. Для этого вам нужно взять 5-10 новых слов и составить маленький рассказик, используя эти слова. Рассказ не всегда может получиться литературно правильным, и не всегда он может иметь логичную последовательность описанных действий. Но вам это и не нужно. Ведь главное - это запомнить слова в контексте.
Как вариант этого способа, вы можете составлять не тексты, а просто словосочетания или фразы с новыми словами и заучивать их.

Способ классический

Этот способ учить английские слова является самым распространенным. Его используют в каждой школе и в каждом классе. И не зря он такой популярный. Очевидно, что если делать все правильно, этот способ поможет вам запоминать английские слова быстро и легко.
Суть метода: при изучении новой темы вы записываете некоторое количество слов (около 15-20) в специальной тетради, в которой все страницы разделены на две части. В левой части записываются в столбик английские слова с транскрипцией, а в правой - их перевод.
1. Прочитайте сверху вниз, используя транскрипцию, все слова с переводом, концентрируясь на каждом слове.
2. Затем проделайте то же самое, но снизу вверх.
3. Повторите действия еще раз.
4. Сделайте перерыв на 5 минут, занявшись чем-то совершенно другим.
5. Вернитесь к работе и, закрыв русский перевод, попробуйте самостоятельно его вспомнить, читая английские слова.
6. Уделите внимание тем словам, которые вызвали трудности. Повторите их несколько раз.
7. Проделайте пункт 5 еще раз.
8. Сделайте еще один перерыв на 5 минут.
Данную работу можно делать в течение получаса. Но, независимо от того, насколько хорошо вы все запомнили, есть одно важное условие, выполнив которое вы запомните слова надолго. Это обязательное повторение лексики спустя 7-10 часов, потом через 24 часа, спустя 48 часов и затем через неделю! В идеале нужно повторить заученные слова около 7 раз в течение двух недель, делая большие перерывы между сеансами повторения.

Делайте карточки

Может быть, кто-то решит, что это слишком трудоемкий способ, но на самом деле, делая карточки и проговаривая вслух английские слова, которые вы пишите на одной из сторон карточек, вы задействуете почти все органы чувств и прорабатываете все навыки речи: письмо, говорение, аудирование и чтение.

Рисуйте картинки

Этот способ подходит тем, кто более-менее хорошо рисует. Но даже если вы не очень творческий человек, но можете изобразить «каракули», которые вами будут четко интерпретироваться как обозначение какого-то слова, то почему бы не попробовать? Рисовать можно на карточках как на стороне с английским словом, так и с русским переводом. А также прямо в своем словарике, в который вы выписываете новые слова, можно рисовать маленькие картинки рядом с теми словами, которые сложнее всего запоминаются.

Фоновый метод запоминания английских слов

Запишите на диктофон изучаемые слова с переводом по темам и разместите их в отдельные файлы. Прослушивайте аудио при каждом удобном случае: когда стоите в пробках, едите в метро, готовите ужин или делаете уборку дома. Данный способ можно применять в двух вариациях: либо вы концентрируетесь на прослушиваемом материале и стараетесь запомнить, повторить слова, либо аудио идет просто в фоновом режиме и слова «записываются» в ваше подсознание.

Моторно-мышечный

Чтобы запоминать английские слова легко и быстро, нужно задействовать не только память как таковую, но и моторно-мышечные связи. Что это означает? Чтобы слова надолго остались в памяти, нужно сопровождать повторение вслух того или иного слова каким-либо движением. При этом движение должно быть непосредственно связано со значением изучаемого слова.
Легче всего применять данный способ при запоминании глаголов. Например, при изучении слова «jump» попрыгайте, а при изучении слова «walk» пройдите по комнате. Однако, проявив фантазию, этот метод можно использовать и при изучении других частей речи. Например, изучая прилагательные «small» и «big», используйте руки, чтобы показать размер большого предмета и маленького, а при изучении прилагательных «sad», «happy» и т.п. делайте гримасы на лице, изображая эмоции.
Важный момент: все действия нужно не представлять, а именно выполнять!

Метод ассоциаций

Данный метод запоминания английских слов отлично подходит людям с образным мышлением и хорошим чувством юмора. В чем его суть? Вы должны к изучаемому слову подобрать близкое по звучанию русское слово и придумать картинку, в которой соединяются оба понятия, создавая прикольную ситуацию. Логика в данном случае может напрочь отсутствовать.
Например, английское слово «puddle» созвучно с русским «падал». Вот вы и представляете неуклюжего мальчика, который постоянно падал в «puddle» (лужу). Или еще один пример: лук по-английски - это onion, звучит как |ˈʌnjən|. Вот вы и представляете какую-нибудь знакомую девочку Аню, которой и принадлежит этот |аньен|, т.е. «это Анин лук».

У вас есть проблемы с запоминанием английских слов и выражений? Вы считаете, что запомнить идиоматические и слэнговые выражения довольно трудно? Вы находитесь в постоянной борьбе с грамматическими правилами?

Если вы ответили на любой из этих вопросов «да», вы не одиноки: большинство людей, изучающих сталкиваются с такими проблемами.

Даже носители языка с трудом вспоминают, как правильно пишется то или иное слово, поскольку часто вовсе не существует прямой связи между написанием слова на английском и его произношением.

Секрет запоминания новых слов и их орфографии — как для носителя, так и для того, кто не является носителем языка — заключается в развитии хорошей памяти. Если вы относитесь к людям с плохой памятью, читайте дальше.

Эта статья объяснит несколько техник, которые помогут вам запомнить слова и грамматику намного более простым способом.

Прежде всего, необходимо понять, как работает память.

Так как же работает память?

Наша память хранит информацию. Как только мы видим, слышим, чувствуем запах, пробуем на вкус или трогаем что-либо, наша память помещает эти данные в определенное место.

В некоторых случаях, однако, когда необходимо извлечь эту информацию, мы не можем ее найти. Иногда, даже когда мы пытаемся что-либо вспомнить, этот кусочек сведений просто невозможно «вынуть» из надлежащего ему места в нашей памяти.

Могу ли я улучшить свою память?

Да! Вы можете использовать вспомогательные средства — мнемотехники.

К ним относятся картинки, звуки, рифмы или акронимы, которые устанавливают связь со словом, выражением или написанием, которое трудно запомнить.

Представьте себе: море после шторма с плавающими в нем частями и обломками от потерпевшей крушение лодки, водоросли и другой мусор бесцельно плавают на поверхности.

Вот что происходит с плохо организованной памятью. Трудно найти что-либо в таком огромном ворохе неупорядоченной информации.

Теперь представьте порт или гавань, где каждая лодка закреплена якорем или пристыкована на правильное место. Все организовано и находится на своем месте.

Картинка немного не реалистична, но, будем надеяться, что она поможет вам представить, как выглядит хорошо организованная память. Следуя такой аналогии, мнемоника — это якорь, который фиксирует фрагмент информации на определенном месте, не позволяя ему «утонуть».

Давайте рассмотрим несколько разных способов использования таких «якорей памяти» для изучения языка.

Использование мнемотехники для запоминания написания слов

Орфографическая мнемотехника используется как носителями языка, так и изучающими его, потому что в правописании английских слов очень легко запутаться. Если вы не можете запомнить, как пишется определенное слово, создайте мнемоническую связь с чем-либо, что поможет вам в запоминании.

Вот замечательный пример: многие не уверены в правильности правописания слова «vacuum » (пылесос). Они знают, что в середине должна быть двойная буква, но какая именно, «c » или «u «? В следующем видео представлена замечательная мнемотехника, призванная в этом помочь:

Hear, here! Как запоминать английские омофоны

Weather или whether? Hear или here? There, their, или they’re?

Особенно сложно запомнить правописание слов, которые звучат одинаково, но имеют разные значения. И снова мнемотехника нам в помощь!

Например, вы путаете слова compli ment и comple ment . Есть мнемоника, позволяющая понять разницу между этими словами. Давайте посмотрим на нее, и вы никогда больше не будете иметь проблем с этими двумя омофонами.

Compliment переводится, как «комплимент», «похвала». Это выражение восторга, восхищения.

He told her he admired her music, and she returned the compliment by saying that she was a fan of his poetry. Он сказал ей, что обожает ее музыку, и она ответила ему на комплимент, сказав, что является поклонницей его поэзии.

Complement, с другой стороны — это что-то, что дополняет или усиливает — дополнение.

The necklace was a perfect complement for her dress. Ожерелье было прекрасным дополнением ее платья.

Оба слова могут быть и глаголами, и существительными. Также оба могут иметь другие значения, в зависимости от контекста, но эти значения — самые главные.

Разница в правописании у этих слов заключается в том, что слово comple ment имеет в середине букву e, а compli ment — i . Для тех, кто хорошо владеет русской орфографией, большой сложности здесь не будет, так как у нас слово комплимент также пишется через и . Но что если вы путаетесь и с русским языком? Как тогда запомнить, как правильно пишется каждое из слов.

Вот вам мнемоника: антоним compli ment — i nsult (оскорбление). Insult начинается с i , поэтому у compli ment в середине тоже буква i .

Когда одна вещь дополняет другую (one thing complements another) , она в каком-то роде ее улучшает (enhances) . Enhance начинается с буквы e, поэтому просто запомните фразу: if one thing enhances another, it complements it — и вы будете помнить о букве e в середине слова.

A barefoot bear drinks beer

Еще один способ запоминать слова, имеющие одинаковое звучание и произношение — составить мнемоническое предложение, включающее все слова, которые вы пытаетесь запомнить.

Это предложение должно иметь некоторый смысл и быть достаточно простым для визуализации и запоминания. Например: A barefoot bear drinks beer . Предложение немного глупое, но хорошо запоминается и помогает усвоить разницу между омофонами.

Идиомы и слэнговые выражения

Картинка, выражающая буквальную интерпретацию идиомы может быть отличной мнемоникой.

Например, чтобы значение выражения «to be all ears » отложилось в памяти, представьте себе человека с большими слоновыми ушами, обращенными к вам. Такое изображение поможет вам запомнить значение и главную идею этой идиомы.

Что люди используют для того, чтобы слышать? Уши, конечно. Так, если у человека большие уши, это означает, что он внимательно слушает то, что вы говорите.

Кстати, а как вам такое буквальное изображение фразы to be all ears ?

Теперь вы, возможно, запомните это выражение навсегда. Надеюсь, вы не читаете эту статью в ночное время, так как возможны некоторые неприятности.

А как насчет грамматики?

Если структура грамматики английского языка отличается от вашего родного, понять логику, скрывающуюся за «инопланетными» грамматическими концепциями, может быть трудно.

Изучение грамматических правил может отнять много времени и усилий до того, как вы по-настоящему овладеете ими.

Под овладением понимается, что вы чувствуйте себя в этом абсолютно уверенно и употребляете правила грамматики на 100% правильно.

Посмотрите на 4 правила, которые позволят понять эти самые «инопланетные» грамматические правила. Быть может, они напомнят вам о вашем собственном опыте.

  1. Я читаю правила и читаю/вижу/слышу примеры их употребления. Я понимаю значение (или по крайней мере думаю, что понимаю). Правило имеет смысл. Более или менее…
  2. Я начинаю делать упражнения, и теперь осознаю, что не совсем понимаю их. Мне нужно увидеть/услышать/прочитать еще несколько примеров, прежде чем начать самому их применять.
  3. Теперь я понимаю идею, но здесь столько выражений! Я слышу, что носители языка используют эту концепцию неправильно. Они просто ошибаются, или есть что-то, о чем ни мой учебник, ни мой учитель до меня пока не донесли?
  4. Теперь я знаю (надеюсь), как употреблять эту часть грамматики. Я могу использовать ее корректно и знаю несколько разных случаев, когда ее нужно применять. Теперь я владею этими правилами.

Возникает очень важный вопрос: возможно ли пропустить один-два шага в этом процессе?

Ответ: Да. Это сложно, но возможно.

Как использовать мнемотехнику для грамматики

Важно уметь визуализировать (представлять) новую концепцию; мысленное изображение поможет вам понять и запомнить ее.

Вот пример. В славянских языках нет вспомогательных глаголов для совершенного времени (I have read the book ) или для длительного времени (I am reading the book ).

Если провести аналогию с английским, в русском языке, например, нет разницы в предложениях «I read » и «I am reading » (в обоих случаях — «Я читаю»), так как мы понимаем разницу из контекста. Но различий в формах глагола нет.

Чтобы осмыслить нам, русским, разницу между простым настоящим и простым совершенным временем в английском языке, нужно попытаться представить две картинки.

Для повторяющихся действий (например, Present Simple: «I read every day » [Я читаю каждый день] ) представьте кенгуру, прыгающего вверх и вниз по календарю: я читаю в понедельник (прыг), вторник (прыг), среду (прыг) и так далее.

Ну или такая мнемоника для фразы «I read every day»

Для действий, происходящих прямо сейчас (например, Present Continuous: “I am reading ”), можно представить перед собой реку, наполненную словами и фразами. Вы сидите на берегу реки, мимо проплывает текст слева направо, иллюстрируя то, что процесс чтения происходит прямо сейчас.

Сперва разница между двумя этими действиями может казаться большой путаницей – одно является повторяющимся и носит общий характер, а другое разворачивается прямо сейчас перед вами.

Но картинки определенно помогают визуализировать разницу и в конечном итоге также усвоить ее.

И еще один грамматический пример

Давайте рассмотрим еще один пример сложной грамматической концепции: стативные глаголы.

Это глаголы, которые обычно не используются в длительных формах, даже когда мы говорим о временных ситуациях или состояниях. Вас когда-нибудь смущала логика глаголов состояния? Как можно одним и тем же глаголом обозначать и явление, и действие в одной и той же ситуации?

Пример: сравните “The girl is smelling the rose” и “The rose smells good” .

Как мы можем знать, это глагол действия (и тогда мы можем использовать Present Continuous) или глагол состояния (тогда мы не можем использовать Present Continuous)? Нам снова поможет визуализация.

Представьте каждый мельчайший шаг в этом процессе: вы девочка, вы берете цветок в руки, подносите его к своему носу и спокойно вдыхаете утонченный аромат розы. Где здесь действие?

Надеюсь, вы видите действие и понимаете, что, на самом деле, в данном случае действие ассоциируется со всем этим процессом.

Теперь представьте, что вы роза.

Что вы делаете? Какое у вас действие? Если вы подумаете об этом пару секунд, то станет ясно, что цветок не совершает никаких действий.

Давайте рассмотрим еще пару примеров:

The cook is tasting the soup. The soup tastes good. (Повар пробует суп. Суп вкусный.)

I’m feeling your forehead. Your forehead feels really hot. Are you sick? (Я чувствую твой лоб. Твой лоб очень горячий. Ты болен?)

Можете представить себя поваром? А супом? А можете ли вы представить, что вы лоб?

Как создавать мнемоники

1. Не все слова и выражения одинаково важны. Поэтому не каждая словарная единица «заслуживает» того, чтобы для нее создавалась мнемоника. Определите слова и выражения, которые действительно имеют для вас профессиональную или общественную значимость, и создайте сперва мнемоники для них. Не беспокойтесь о слишком редких и «таинственных» словах, которые вы не можете запомнить.

2. Создавайте мнемоники на английском языке, а не на своем родном. Если ваша мнемоника — это картинка, то старайтесь думать о ней только на английском.

3. Не перестарайтесь: не делайте слишком много мнемоник. Если вы будете так делать, вам придется тратить намного больше времени, чтобы запомнить мнемоники, вместо того, чтобы читать, писать или говорить на английском. Мы все имеем ограничения в том, как много мы можем запомнить, так что узнайте свой лимит.

4. Не каждая мнемоника имеет смысл для других людей. Можно разделить мнемоники на две группы: частные и публичные. Публичные — те, которые могут легко понять другие люди. Личные, с другой стороны, будут понятны только вам. Собственные мнемоники будет трудно объяснить другим людям, но не беспокойтесь об этом: единственное, что важно — это ваша собственная способность быстро восстанавливать слово или концепцию из своей памяти.

Международный специалист в системах Дизайна Человека и Генных Ключей, автор книги «Дизайн Безоблачной Жизни», учитель медитаций. Живет между Россией и Индией, консультирует, проводит сессии, семинары и ретриты, работает с клиентами со всего мира. Пишет исцеляющие сказки на английском и русском языках. Иногда консультирует в Международном Медитационном Курорте Ошо в Пуне (Индия).

  • humandesignyou.com/ru
  • instagram.com/amara24marina
  • Я не начинала учить английский язык с пеленок. Поскольку моя сестра учила немецкий и очень в нем преуспела, я еще в садике решила, что это и мой путь. Мне во всем хотелось подражать сестре: это благодаря ей я научилась читать в 4 года, так что с выбором немецкого тоже было все просто. Итак, несколько лет мы с сестрой самостоятельно штудировали Deutsch, и это было занятно. А потом пришел пятый класс, и меня не спросили, чего я, деточка, хочу, и записали в английскую группу. Ведь чувствовали, что это моя судьба:)

    Сегодня мне хочется рассказать о способах учить иностранные слова. Они прошли множество испытаний, были испробованы на мне и моих студентах, некоторые способы были усовершенствованы, другие отметены за ненадобностью. Итак, делюсь тем, что работало лично для меня и моих любимых учеников.

    1. Мнемотехника или просто ассоциации.

    Честно говоря, я и не знала, что этот метод называется таким мудреным словом. Я пользовалась им еще в школе самостоятельно, и со временем стала изощряться:) Сейчас объясню.

    Все очень просто: берем слово, к слову прикрепляем образ. Метод хорошо работает у визуалов. Я еще часто вместе со словом и образом представляю рядышком то, как это слово пишется. Особенно полезна эта техника для абстрактных слов. Например: жара - пустыня, любовь - купидон со стрелой, открывать - рука, открывающая бутылку лимонада или пива. У всех у нас свои ассоциации, и даже если они кому-то покажутся очень странными, а для вас это работает, давайте будем странными:)

    Следующий этап - закрепление этого образа, слова и связи между ними в мозгу, т. е. повторять снова и снова, пока не отложится. Не стоит относится к этому как к тяжелой и нудной работе. Я за то, чтобы любой процесс проходил легко и игриво. Я пользуюсь мнемотехникой с особо сложными словами, которые ну никак не хотят сразу запоминаться.

    2. Делаем карточки для слов.

    Старый добрый способ, с помощью которого я готовилась к страшнейшему экзамену GRE, который нужен для поступления в американский вуз. На одной стороне пишем русский вариант, на другой английский. Важно: не пишите все значения этого слова, первых двух всегда достаточно для начала, если только не имеется в виду специфический термин. Карточки можно делать в телефоне, или на бумаге. Их удобно с собой таскать и проверять себя же в свободное время.

    3. Обклеить предметы стикерами.

    Это у нас зарезервировано для креативных и начинающих. Слово лучше всего запоминается, когда вместо его перевода у вас перед глазами картинка.

    4. Видение в контексте.

    Английский язык - контекстный. Когда меня спрашивают, как сказать «идти», я всегда отвечаю: «смотря куда, смотря зачем, и смотря как надолго». Пока мы не увидим новое слово в контексте, с ним мало что можно сделать. Чтобы слово не осталось мертвым грузом, составим со словом или выражением письменно предложения, а лучше целых три, затем читаем их вслух.

    5. Надиктовать на аудио.

    Слово (выражение) важно не только узнавать, когда мы его видим, но и узнавать, когда мы его слышим. Для этого надо его многократно произносить. Хороший способ - надиктовать себя на диктофон, а затем прослушивать. Конечно же, сначала важно узнать, как правильно произносится это самое слово, чтобы не последовать печальному примеру Виталия Мутко и его речи в ФИФА под забойным названием «Фром зе ботом ов май харт» :) Через 30 минут слово следует повторить. Говорят, повторение перед сном - самое лучшее время для запоминания, поскольку это наиболее лучшее время для работы с подсознанием.

    6. Интеллектуальные карты.

    Берем одну тему и делаем мозговой штурм. Например, фрукты - это melon, pear, apple, plum, grape, и т.д.. Можно этот метод соединить с «карточным». И еще помните, что чем больше времени мы тратим на одно слово, тем быстрее оно откладывается в пассивный словарь и тем быстрее выйдет в активный.

    Про активный и пассивный словарик. Когда мы учим/видим новое слово, оно для начала откладывается в пассивный внутренний словарик. Это первый важный этап. То есть вы начинаете это слово узнавать, когда видите, особенно в контексте. Только после этого у этого слова есть шанс «уйти» в активный словарь, т. е. вы сможете извлекать его из памяти и употреблять его в речи.

    7. Найти сообщника.

    Наверняка в вашей жизни есть кто-то, кто хотел бы изучать иностранный язык вместе с вами. Это стимулирует. Особенно весело составлять ассоциативный ряд вместе с товарищем - это очень весело:). В свое время сообщника у меня не было, и я изучала английский сама. Но это правило использую я в других случаях, оно всегда работает! Как-нибудь расскажу.

    8. Использовать эмоции.

    При запоминании слова очень важны эмоции, которые вы вкладываете в новое слово. Если вы свяжете его с какими-то живыми картинками, вызывающими эмоции, желательно положительными, но не обязательно:), слово отложится как минимум в пассивный словарик. Можно привязать к личным воспоминаниям, что тоже очень эффективно. Можно вызывать запахи, вкус, наполнять картинку цветом, или соединять ее с любимой музыкой. Этот метод хорошо подходит для запоминания определенных понятий, которые сложно привязать к чему-то конкретному.

    9. Правописание.

    Слово надо не только знать, как оно произносится, но еще и уметь писать. Для этого берем лист бумаги и пишем его много раз. Понятие «спеллинг» - очень важное в английском языке. Если у вас есть подруга Эшли, чье имя пишется Ashly, а не Ashleigh, то не дай вам бог написать ее имя неправильно. Без обид не обойдется:)

    10. Связка понятий.

    Когда вы изучаете отдельные слова, это одно дело, а когда связываете их между собой, становится еще более эффективно. Можно, например, выбрать 10-20 слов и написать связный рассказ, состоящий из этих слов. Он может быть глупым, смешным, серьезным - не важно, have fun with it! Лично я нахожу этот метод очень занимательным.

    11. Противоположности.

    Выбираем те слова, у которых есть антонимы, и запоминаем их сначала отдельно, потом в паре. Например, good - bad, awful - awesome. Можно то же самое делать с синонимами (nice - fine - good), с профессиями (to teach - teacher, etc.), используя словообразования. Об этом - в следующем пункте.

    12. Словообразование.

    Здесь можно изучить суффиксы и приставки, с помощью которых образуются новые слова. Например, believe (верить) - believable (вероятный) - unbelievable (невероятный) - believing (веруя) - belief (вера) - disbelief (неверие).

    13. Сочетание всех методов.

    Это самый лучший способ. Все вышеперечисленные способы друг друга дополняют и помогают.

    Теперь осталось только начать:) В следующий раз расскажу про ресурсы, с помощью которых изучение и совершенствование английского может стать мощным инструментом для саморазвития!