Биографии Характеристики Анализ

Морфологический разбор деепричастия. Морфологический разбор деепричастий

План разбора деепричастий

I. Часть речи, общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Неизменяемость. 2. Вид.

III. Синтаксическая роль

Образец разбора

Он ушибся, упав с лошади. (Тургенев.)

Устный разбор

Упав – деепричастие.

Во-первых, обозначает добавочное действие: ушибся (что сделав?), упав.

Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки: неизменяемое, совершенного вида.

В-третьих, в предложении является обстоятельством.

Письменный разбор

I. Упав – деепричастие.

II.ушибся (что сделав?) упав.

Пост.: неизм.

Непост.: сов. вид

III. ушибся (что сделав?) упав.

─ ·─ ·

Лодорский водопад

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные волны в сверкающем быстром Лодоре!

Роберт Саути

Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Именно при помощи деепричастий удалось автору описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.

Тест по теме «Причастие. Деепричастие»

1. Продолжите предложение: Причастие – это_____________________ форма _____________ , которая обозначает_______________________



2. Продолжите предложение: Деепричастие – это_____________________ форма _______, которая обозначает____

И имеет свойства___________________________

3. Продолжите предложение: Деепричастие отвечает на вопросы_________

4. Продолжите предложение: Причастие отвечает на вопросы___________

5. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие:

а) глагола и прилагательного

б) наречия и прилагательного

в) глагола и наречия

6. Укажите, признаки какой части речи имеет причастие:

а) глагола и прилагательного

б) наречия и прилагательного

в) глагола и наречия

7. Деепричастие –

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

в) служебная часть речи

8. Причастие –

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

в) служебная часть речи

9. Перечислить признаки глагола и прилагательного у причастия:

___________________________________________________________

Прилагательное______________________________________________

_____________________________________________________________

10. Перечислить признаки глагола и наречия у деепричастия:

Глагол______________________________________________________

___________________________________________________________

Наречие______________________________________________

_____________________________________________________________

11. Суффиксы действительных причастий ________________________

________________________________________________________________

12. Суффиксы страдательных причастий ________________________

13. Причастный оборот – это ______________________________________

__________________________________________________________________

14. Деепричастный оборот – это_____________________________________

__________________________________________________________________

15. Причастия бывают ________________________________ и __________

______________________________________________

16. Сколько Н имеют краткие страдательные причастия?_______________

17. Суффиксы деепричастий несовершенного вида ___________________

18. Суффиксы деепричастий совершенного вида______________________

19. Продолжите предложение:

Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов_____________

__________________________________________________________________

20. Укажите признак (или признаки) глагола, которых нет у деепричастия:

б) возвратность

21. Проведите морфемный анализ причастий и деепричастий: искрящегося снега, моросящему дождю, снизив цену, думая о будущем, согретый обед, пробираться сквозь заросли, незатихающей бури, спетая песня, посиневшая полоска неба, сказав правду, сидя в машине, согревающий чай, забравшись в шалаш, негнущихся ног.

22. Составьте и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с причастным оборотом. Причастный оборот выделите как член предложения. _____________________________________________________________________________

23. Составьте и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот подчеркните как член предложения.__________________ __________________________________________________________________________________

24. Определите, в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите предложение со словосочетанием, в котором причастие употреблено в прямом значении. распущенные волосы - распущенные дети, бегающие ребята - бегающие глаза, блестящий предмет - блестящий успех, открытая дверь - открытая душа, погасшая лампочка - погасшая улыбка, ограниченное движение - ограниченный человек. _____________________________________________

________________________________________________________________________________

25. Найдите ошибки в употреблении причастий и деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде. 1) Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. 2) Нам было дадено задание на лето. З) Заметя волнение собеседника, я остановился. 4) Поевши вволю, ему захотелось спать. _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

26. Укажите глагол, от которого деепричастие образовать нельзя.

а) Волноваться.

в) Беречься.

с) Шептать.

27. Укажите предложение, в котором деепричастие не обособляется.

а) К рассвету догорев погасла лампа. в) Облака уходят тая в завлекательную даль. с) Отдыхают журавли обычно стоя. д) Пошумев река успокоилась вновь легла в берега.

е) Промелькнул гремя Чонгарский мост.

28. Укажите простые предложения, осложненные деепричастным и причастным оборотами.

по-осеннему.

в) Юноши невольно откинулись в седлах словно отшатнувшись от холода которым повеяло на них от этих древних могил.

с) Иртыш делает здесь большую излучину образуя широкий залив очень удобный для зимней стоянки пароходов и барж. д) Аскар сидя в телеге начал напевать песню Абая о весне но его сбила звонкая трель жаворонка трепетавшего крыльями в вышине. е) Ручьи журча и извиваясь и меж собой перекликаясь в долину гулкую спешат.

29. Укажите слово с -нн-.

а) Кипяче...ая вода.

в) Незва. . .ые гости.

с) Нестриже...ый газон.

д) Стриже.. .ная голова.

е) Неподстриже. ..ый мальчик.

Наречие как часть речи

Наречие - это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или другого признака.

Признак действия обозначают наречия, которые присоединяются к глаголу или деепричастию. Учитесь (как?) крепко, живите (как?) дружно.

Признак предмета обозначают наречия, которые присоединяются к имени существительному: прогулка (какая?) пешком, движение (какое?) вперёд,

Признак другого признака обозначают наречия, которые присоединяются:

к прилагательному: весьма спорный вопрос, очень высокое дерево;

к причастию: Деревья были сплошь увешаны кистями черешен;

к наречию : Утро такое милое, ясное, но мне немножечко грустно.

Наречия не изменяются, то есть не склоняются и не спрягаются.

Пусть будет в жизни всё прекрасно!

Изящно, сладко, нежно, страстно!

Блестяще, ярко, фантастично,

Красиво, модно и практично.

Беспечно, вкусно, аппетитно,

Необычайно, колоритно,

Удачно, просто, безупречно,

И с удовольствием, конечно!

Слово наречие в древнерусском языке имело несколько значений, в том числе и «говорить». От слова речь образовались слова нарекать, речистый и наречие, которое буквально переводится с латинского advepbium – «приглаголие». Как видим, между наречием и глаголом самая тесная связь. Учёные подсчитали, что наречие на 70% примыкает к глаголу.

Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Вам наречие на пользу пригласить. (Пётр Чесноков)

82. Найдите наречия. Определите ихзначения.

1. Я наклонился к проталинке и стал внимательно осматривать этот первый клочок оттаявшей земли. 2. Он нисколько не страшный. 3. Машина взвилась кверху и исчезла. 4. Потом понесло тёплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь. 5. Гаврила сгоряча велел поднять весь дом. 6. Всех его расспросов я передать не могу, да и незачем.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРЕЧИЙ

ОТЫМЁННЫЕ НАРЕЧИЯ ПРИМЕРЫ
Определительные(могут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон):
качественные грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно
количественные много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, трижды, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно
образа и способа действия бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка
Обстоятельственные(чаще всего относятся к глаголу):
места вдали, вблизи, назад, издали, навстречу, сбоку
времени вчера, сегодня, завтра, днём, ночью, утром, весной, иногда, сейчас
причины сгоряча, сдуру, сослепу, поневоле, недаром
цели специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умышленно
Местоимённые (как и местоимения, не называют признак, а только указывают на него; в отличие от местоимений, местоимённые наречия НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ):
указательные там, туда, оттуда, сюда, здесь, так, тогда, потому, поэтому, затем
определительные всегда, иногда, везде, всюду, повсюду
вопросительно-относительные как, где, куда, откуда, когда, почему, зачем, отчего
неопределённые как-то, как-нибудь, кое-как, где-то, где-либо, где-нибудь, кое-где, когда-то, когда-нибудь, когда-либо, зачем-то, почему-то
отрицательные. никак, нигде, негде, ниоткуда, неоткуда, никуда, некуда, никогда, некогда, незачем
НЕ С НАРЕЧИЯМИ
слитно раздельно
1. не употребляется без не: небрежно, нелепо, неуклюже 1. имеется или подразумевается противопоставление с союзом а: Он говорил не громко, а шёпотом.
2. образует новое слово, к которому можно подобрать синоним: нетрудно догадаться = легко 2. если частица служит не для образования новых слов, а для отрицания: догадаться не трудно (нет большой трудности, но нет и легкости, простоты)
3. в отрицательных наречиях: негде, некогда 3. с наречиями не на -О (-Е): не втроем, не по-моему, не туда, не по-русски
4. в сравнительной степени: не лучше, не красивее
5. есть пояснительные слова с НИ: написано ничуть не интересно
6. есть пояснительные словавовсе, далеко, отнюдь, совсем (в значении "вовсе, отнюдь"): идти вовсе не обязательно

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разберих а,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная ,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже ,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха ,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ. (С. Бондаренко)

83. Напишите не слитно или раздельно.

1. (Не)заметно они стали (не)обходимыми для меня.

2. Было решено (не)медленно уезжать.

3. Путники (не)долго любовались этой картиной.

4. Тебе придётся (не)мало потрудиться.

5. Всюду (не)устанно трудились люди.

6. Аэродром находился (не)вдалеке.

7. Я его (не)сразу заметил.

8. Я их прождал (не)меньше часа.

9. Лошади бежали (не)спеша.

10. Здесь (не)глубоко, а мелко.

11. Он уехал на короткое время, (не)надолго.

12. Он уехал не на продолжительное время, (не)надолго.

14. Мне это сделать ничуть (не)трудно.

15. Говорить это вовсе (не) обязательно.

84. Составьте словосочетания или предложения со следующими словами:

Не ярко-неярко. Не долго-недолго.
Не ясно-неясно. Не хорошо-нехорошо.
Не разумно-неразумно. Не справедливо- несправедливо.

Тест. Вариант I

1.

1. Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь.

2. Мы сваливать (не)вправе вину свою на жизнь.

3. Солнце грело (не)жарко, а ласково.

4. Знакомство его далеко (не)приятное.

5. Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.

6. (Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.

7. Он понял задание (не)сразу.

8. Ученик выглядел (не)хуже всех.

9. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.

10. Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами.

Вариант II.

1. Заполните данную ниже таблицу.

1. Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.

2. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.

3. День выдался (не)по-зимнему теплый.

4. На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.

5. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.

6. Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.

7. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.

8. Старые письма по почте идут (не) тише, чем новые.

9. Природа (не)слышно живет вокруг нас.

10. Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.

Морфологический разбор деепричастия, как и морфологический разбор причастия, зависит от того, признаём ли мы деепричастие особой формой глагола, или мы считаем деепричастие самостоятельной частью речи.

Схема морфологического разбора деепричастия как формы глагола:

1. Глагол. Начальная форма - инфинитив.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Переходность,

Возвратность,

Спряжение;

б) непостоянные признаки: в форме деепричастия.

Учебные комплексы предлагают разбор деепричастия, соответствующий подходу к нему как к гибридной части речи.

Так, комплекс 1 предлагает следующий разбор: часть речи (деепричастие), неизменяемость, вид, синтаксическая функция. Комплекс 2 предлагает указывать возвратность и вид. Комплекс 3 предлагает следующую схему: от какого глагола образовано, вид, синтаксическая функция. Если исходить из того, что деепричастие - самостоятельная часть речи, то схема разбора изменяется.

Схема морфологического разбора деепричастия как самостоятельной части речи:

1. Деепричастие.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Переходность,

Возвратность,

Неизменяемость;

б) непостоянные признаки: нет.

3. Синтаксическая роль в предложении.

Дадим образец морфологического разбора деепричастия.

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами.

(А. Н. Толстой)

Разбор деепричастия как формы глагола:

потягивая - глагол, нач. форма потягивать ;

пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;

жмурясь - глагол, нач. форма жмуриться ;

пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, II спр.;

непост. признаки: в форме деепричастия;

синт. роль: часть обстоятельства.

окончив - глагол, нач. форма окончить ;

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;

непост. признаки: в форме деепричастия;



Разбор деепричастия как самостоятельной части речи:

потягивая - деепричастие;

пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт. роль: часть обстоятельства.

жмурясь - деепричастие;

пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт. роль: часть обстоятельства.

окончив - деепричастие;

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, неизменяемое;

непост. признаки: нет;

синт роль: часть обстоятельства.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог

Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо ), объектом и объектом (лодка с парусом ), признаком и объектом (готовый на самопожертвование ).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

При синтаксическом разборе существуют разные приёмы работы с предлогами. Во-первых, предлоги могут быть никак не выделены. Во-вторых, предлоги могут быть подчёркнуты вместе с присоединяемым словом в качестве единой предложно-падежной группы, выражающей единое значение. Такой подход представлен в комплексах 1 и 2 (в комплексе 1 предлог при этом ещё обводят в квадратик). Комплекс 3 распоряжается предлогами неоднозначно: в одних примерах он не выделен вовсе, в других - подчёркнут вместе с существительным; есть даже случаи подчёркивания предлога вместе с прилагательным, определением в конструкциях типа у лесной опушки ; последнее недопустимо.

Предлоги употребляются либо с одним падежом (например, несмотря на - с В. п., от и у - с Р. п.), либо с несколькими падежами (например, за - с В. п. и Т. п., на и в - с В. п. и П. п., по - с Д. п. и В. п., с - с Р. п., В. п. и Т. п.).

По образованию предлоги могут быть разделены на

1) непроизводные (первообразные) - не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при , с, от,из-за ;

2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив,вдоль ;

б) отыменные: ввиду, в виде , в течение, за счёт, по поводу ;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

По строению предлоги могут быть разделены на

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие ;

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время , в связи с, в зависимости от, по направлению к .

Предлоги могут выражать следующие значения:

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине ,

2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро ,

3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день ,

4) причинное: не прийти из-за / вследствие / по / ввиду болезни ,

5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга,

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать,

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

Вопрос о разрядах предлогов по значению затронут лишь в комплексе 2, причём таких разрядов в нём выделено 6: не выделяется определительное и сравнительное значение, а объектное значение названо дополнительным.

Предлоги стоят либо перед существительным, либо перед определением (определениями), относящимся к этому существительному, если определение предшествует существительному: в красивом платье. Лишь некоторые предлоги употребляются также и после существительного: ради чего и чего ради .

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Термин «деепричастие» появился в XVII веке и составлен из двух частей (дее + причастие). Это называющая в предложении второстепенное добавочное действие. По грамматическим признакам оно очень похоже на наречие, потому что не изменяется. деепричастий заключается в указании только оно не имеет.

Морфологический разбор деепричастия

1.Назовите часть речи, укажите общее грамматическое значение.

2. Перечислите морфологические признаки:

Укажите начальную форму (неопределенная форма глагола);

Возвратность;

Переходность;

Неизменяемость.

3. Определите, какую синтаксическую роль в предложении выполняет.

Обратите внимание!

Порой бывает сложно различить причастия и деепричастия. Чтобы с этим справиться, нужно понять, что причастие, деепричастие и глагол являются глагольными формами, а значит, связаны со значением действия. Различить их помогут, прежде всего, вопросы. Спрягаемые формы глагола отвечают на следующие: «что делаю?», «что сделаю?», «что делал?», «что сделал?», «что делаешь?», «что сделаешь?» и другие. К деепричастию может быть задан вопрос «что делая?» или «что сделав?», а также смысловой, синтаксический, помогающий определить его роль в предложении: «как?», «когда?», «почему?». Например: Топают, взявшись за руки, вокруг костра (топают как?). Закончив выполнять упражнение, ребята подняли руки (подняли когда?). Заболев, я пошел в больницу (пошел когда?).

К причастию можно задать вопрос «что делающий?», «что делавший?», «что сделавший?».

Также при различении и причастий, и деепричастий помогают суффиксы:

Деепричастие несовершенного вида образуется от основы глагола в настоящем времени несовершенного вида с помощью суффикса -а, (-я): читают - читая, живут - живя;

Образуется от основы инфинитива совершенного вида с помощью суффикса -в, -вши, -ши: сделать - сделав, сделавши, упасть - упав, упавши.

Кроме этого, выполняя морфологический разбор деепричастия, необходимо указать его (с постфиксом -ся, -сь) и невозвратное (безтакового).

Одиночные деепричастия иногда теряют признаки глагола и переходят в В таком случае бывшие деепричастия уже не обозначают добавочное действие (они не заменяются глагольными формами, не отвечают на вопросы «что сделав?», «что делая?»), а только обозначают признак действия и отвечают на вопрос «как?». Например: Ребята молча слушали меня (слушали как? - молча, это наречие, а не деепричастие).

Морфологический разбор выполняют обязательно в контексте, выписывая деепричастие вместе с глаголом, добавочное действие которого он означает.

Письменный морфологический разбор деепричастия

Пятак, звеня и подпрыгивая, покатился по дороге.

Звеня (покатился)

1. Звеня - деепр.

2. Покатился (как? что делая?) звеня. Н.ф. - звенеть.

3. (Как? что делая?) Звеня.

Подпрыгивая (покатился)

1. Подпрыгивая - деепр.

2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Н.ф. - подпрыгивать.

Морф. признаки: несов. в., невозвр., непер., неизм.

3. (Как? что делая?) Подпрыгивая.

Устный морфологический разбор деепричастия

Звеня (покатился)

1. Звеня - деепричастие, обозначает второстепенное действие.

2. Покатился (как? что делая?) звеня. Начальная форма - звенеть.

Подпрыгивая (покатился)

1. Подпрыгивая - деепричастие, обозначает второстепенное действие.

2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Начальная форма - подпрыгивать.

Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, непереходный, неизменяемая глагольная форма.

3. В предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства.