Биографии Характеристики Анализ

Наблюдения за звездным небом. Подвижная игра «Найди облако»

Методическая разработка прогулки. Наблюдаем за небом и облаками.

Цель: познакомить детей с внешними особенностями весеннего неба. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Ход прогулки

Наблюдение

Посмотреть вместе с детьми на небо.

Каким цветом небо?

Небо стало голубым. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет! Облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму.

Художественное слово.

Стихи

Видишь: облако летит;
Слышишь: с нами говорит:
"В ясном небе я лечу,
Подрасти скорей хочу.
Стану тучей, а потом,
Всех порадую дождем.
Буду грядки поливать,
Буду травку умывать,
Буду в синие озера
Рыбкам воду наливать".
3. Александрова

Облака, белокрылые лошадки,

Облака, куда вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

Загадки

По синему морю
Белые гуси плывут.
(Облака)

Белые лошадки на синем поле.
(Облака на небе)

Исследовательская деятельность

Цель: приобщать детей к процессу познания. Развивать мыслительные операции, речевое развитие. Обогащать и расширять представления об окружающем мире.

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

Вывод: снег – сыпучий, а лёд – хрупкий.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Нарисовать палочкой на снегу (песке) облака.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Сбор снега для постройки.

Цель: учить детей работать сообща, развивать трудовые навыки, воспитывать чувство коллективизма

Развитие движений

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах.

Два прыжка! Пять прыжков!

Прыгнем мы до облаков.

Мы такие прыгуны,

Что допрыгнем до

Игра – превращение «Облака».

Цель: развивать воображение, творческие способности.

Воспитатель говорит детям:

Я хочу превратить вас всех в облака, чтобы, пролетая над землёй, вы увидели, какая она красивая.

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся,

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы и кусты.

Пальчиковая гимнастика.

"Кулачки - ладошки".

Цель: развивать мелкую моторику рук при помощи пальчиковых игр, речь. Пополнять словарный запас. Учить соотносить действия с текстом.

Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)
Хлопнул один по другому слегка. (Одним кулачком стукнуть по другому.)
Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)
Следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,
А ладошки-баловницы.
Тоже не отстали.

Игра малой подвижности «Зеркало»

Цель: развивать речевую и двигательную активность детей.
Ход игры

Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Подвижная игра

"Мы веселые ребята".

Цель: учить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развить быстроту, ловкость.

Ход игры

Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три - лови!
Воспитатель ловит детей.

Самостоятельная деятельность детей

Игры по желанию и интересам детей.

Цель: развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях, играть на темы из окружающей жизни. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Стимулировать развитие интереса к совместным играм с взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть.


Прогулка

«Весна: Наблюдаем за небом и облаками».

(Вторая младшая группа)

Цель:

Познакомить детей с внешними особенностями весеннего неба;

Развивать познавательный интерес;

Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Ход прогулки

Наблюдение

Посмотреть вместе с детьми на небо.

Воспитатель:

Каким цветом небо?

Небо стало голубым. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!Облака, словно белые комья ваты, плывут по небу.Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму.

Художественное слово.

Стихи

Видишь: облако летит;
Слышишь: с нами говорит:
"В ясном небе я лечу,
Подрасти скорей хочу.
Стану тучей, а потом,
Всех порадую дождем.
Буду грядки поливать,
Буду травку умывать,
Буду в синие озера
Рыбкам воду наливать".
3. Александрова

Облака, белокрылые лошадки,

Облака, куда вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

Загадки

По синему морю
Белые гуси плывут.
(Облака)

Белые лошадки на синем поле.
(Облака на небе)

Исследовательская деятельность

Цель: Приобщать детей к процессу познания. Развивать мыслительные операции, речевое развитие. Обогащать и расширять представления об окружающем мире.

Взять горсть снега и высыпать её.

Воспитатель:

Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

Вывод: снег – сыпучий, а лёд – хрупкий.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Нарисовать палочкой на снегу (песке) облака.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Сбор снега для постройки.

Цель: учить детей работать сообща,развивать трудовые навыки, воспитывать чувство коллективизма

Развитие движений

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах.

Воспитатель:

Два прыжка! Пять прыжков!

Прыгнем мы до облаков.

Мы такие прыгуны,

Что допрыгнем до луны!

Игра – превращение «Облака».

Цель: развивать воображение, творческие способности.

Воспитатель говорит детям:

Я хочу превратить вас всех в облака, чтобы, пролетая над землёй, вы увидели, какая она красивая.

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся,

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы и кусты.

Пальчиковая гимнастика.

"Кулачки - ладошки".

Цель: Развивать мелкую моторику рук при помощи пальчиковых игр, речь. Пополнять словарный запас. Учить соотносить действия с текстом.

Воспитатель:

Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)
Хлопнул один по другому слегка.(Одним кулачком стукнуть по другому.)
Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)
Следом за ними весело бьют.
Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются.
А ладошки тут как тут,
Так и рассыпаются.
Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали,
А ладошки-баловницы.
Тоже не отстали.

Игра малой подвижности «Зеркало»

Цель: развивать речевую и двигательную активность детей.
Ход игры

Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Подвижная игра

"Мы веселые ребята".

Цель: учить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развить быстроту, ловкость.

Ход игры

Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три - лови!
Воспитательловит детей.

Избранные астрономические события месяца (время московское):

1 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,98-) звезды Регул при видимости на севере и востоке России,
7 февраля — Луна в фазе последней четверти,
7 февраля — Луна (Ф= 0,48-) близ Юпитера,
9 февраля — Луна (Ф= 0,35) близ Марса,
11 февраля — Луна (Ф= 0,16-) в апогее своей орбиты на расстоянии 405700 км от центра Земли,
11 февраля — Луна (Ф= 0,16-) близ Сатурна,
11 февраля — Марс проходит в 5 гр. севернее Антареса,
11 февраля — Луна (Ф= 0,15-) в максимальном склонении к югу от небесного экватора (-20гр.),
14 февраля — Луна (Ф= 0,01-) в нисходящем узле орбиты,
15 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,0) планеты Меркурий (не видно из-за близости к Солнцу),
15 февраля — новолуние,
15 февраля — частное солнечное затмение (видимость в Антарктиде и южной Америке),
15 февраля — покрытие астероидом (189) Phthia на 4 секунды звезды HIP42917 (5,6m) из созвездия Рака при видимости на Европейской части России,
16 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,01+) планеты Венера при видимости в Южной Америке и Африке,
17 февраля — Луна (Ф= 0,02+) близ Нептуна,
17 февраля — Меркурий в верхнем соединении с Солнцем,
17 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда T Большой Медведицы (6,5m),
20 февраля — Луна (Ф= 0,2+) близ Урана,
21 февраля — Венера проходит в 0,5 гр. к югу от Нептуна,
21 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда R Близнецов 6m,
21 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда R Волопаса (6m),
22 февраля — покрытие астероидом (1032) Pafuri на 9 секунд звезды HIP73007 (7,6m) из созвездия Весов при видимости на Европейской части России и в Средней Азии,
23 февраля — Луна в фазе первой четверти,
23 февраля — покрытие Луной (Ф= 0,54+) звезды Альдебаран при видимости почти на всей территории России и СНГ (кроме южных и восточных районов),
25 февраля — Меркурий проходит в 0,4 гр. к югу от Нептуна,
25 февраля — Луна (Ф= 0,77+) в максимальном склонении к северу от небесного экватора (+20 гр,),
26 февраля — максимума блеска достигает долгопериодическая переменная звезда V Змееносца (6,5m),
27 февраля — Луна (Ф= 0,92+) в перигее своей орбиты на расстоянии 363935 км от центра Земли,
28 февраля — Луна (Ф= 0,95+) в восходящем узле орбиты,
28 февраля — покрытие астероидом (451) Patientia на 18 секунд звезды HIP22949 (6,2m)
из созвездия Тельца при видимости на севере и востоке страны.

Солнце движется по созвездию Козерога до 16 февраля, а затем переходит в созвездие Водолея. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается, достигая к концу месяца 10 часов 38 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 17 до 26 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Февраль — не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru db msg 1222232).

Луна начнет движение по февральскому небу при полной фазе в созвездии Льва, покрыв в первый день месяца Регул при фазе 0,98- при видимости на севере и востоке России. В этом созвездии Луна пробудет до 3 февраля, перейдя затем в созвездие Девы при фазе 0,9-. Совершая дальнейший путь по февральскому небу, уменьшающийся овал Луны пересечет созвездие Девы за три дня, 5 февраля пройдя севернее звезды Спики. Перейдя при фазе 0,6- в созвездие Весов 6 февраля, Луна на следующий день примет фазу последней четверти и пройдет севернее Юпитера (близ альфа Весов) при фазе 0,48-. 8 февраля лунный серп (Ф= 0,4-) посетит созвездие Скорпиона, а 9 февраля вступит во владения созвездия Змееносца, наблюдаясь в рассветные часы низко над юго-восточным горизонтом. 10 февраля стареющий месяц при фазе 0,22- перейдет в созвездие Стрельца, где пройдет севернее Сатурна утром 11 февраля (близ максимального склонения к югу от небесного экватора и апогея своей орбиты). 13 февраля тонкий серп (Ф= 0,05-) Луны покинет созвездие Стрельца, перейдя в созвездие Козерога, 15 февраля в этом созвездии Луна примет фазу новолуния (близ нисходящего узла своей орбиты). В это новолуние произойдет частное солнечное затмение, которое будет наблюдаться в Южной Америке и Антарктиде. Перейдя в созвездие Водолея, молодой месяц появится на вечернем небе близ Венеры 16 февраля. В этот день произойдет покрытие планеты Луной (Ф= 0,01+) при видимости в Южной Америке и Африке. На следующий день растущий месяц сблизится с Нептуном при фазе 0,02+. Покрытия планеты не произойдет, т.к. серия покрытий Нептуна закончилась, а следующая серия начнется в 2023 году. Совершая дальнейший путь по февральскому небу, Луна 18 февраля посетит созвездие Рыб при фазе около 0,1+, 19 февраля зайдет в созвездие Кита, а 20 февраля снова пройдет по созвездию Рыб, увеличив фазу до 0,2+ и пройдя южнее Урана. 21 февраля растущий серп еще раз зайдет в созвездие Кита, и в этот же день перейдет в созвездие Овна при фазе около 0,3+. В созвездии Овна Луна пробудет недолго и 22 февраля перейдет в созвездие Тельца при фазе близкой к 0,4+. Здесь 23 февраля Луна близ фазы первой четверти совершит покрытия звезд скопления Гиады и Альдебарана при видимости на большей части территории страны (кроме южных и восточных районов). На следующий день лунный овал посетит созвездие Ориона при фазе около 0,6+, а 25 февраля перейдет в созвездие Близнецов, пройдя точку максимального склонения к северу от небесного экватора. Наблюдаясь большую часть ночи, Луна (Ф= 0,88+) 27 февраля перейдет в созвездие Рака, где пройдет перигей своей орбиты (пройдя южнее звездного скопления Ясли — М44) близ восходящего узла своей орбиты. 28 февраля яркая Луна перейдет во владения созвездия Льва, и закончит путь по зимнему небу близ Регула при фазе 0,98+.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога до 16 февраля, когда перейдет в созвездие Водолея. В начале месяца быстрая планета находится на утреннем небе, но близко к Солнцу, поэтому не видна. Постепенно сближаясь с центральным светилом, Меркурий 17 февраля пройдет верхнее соединение с Солнцем, а затем перейдет на вечернее небо. Но возможность увидеть планету на фоне вечерней зари появится лишь в конце месяца (элонгация 8 градусов). Видимый диаметр быстрой планеты сохраняется весь месяц на уровне 5 угловых секунд, а блеск увеличивается от -0,5т до -1,5т. Фаза Меркурия весь описываемый период близка к 1. В мае 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога, 8 февраля переходя в созвездие Водолея, где проведет остаток описываемого периода. Вечерняя звезда постепенно увеличивает угловое удаление к востоку от Солнца, и во второй декаде месяца ее можно будет найти в лучах восходящего Солнца. В телескоп наблюдается небольшой белый диск без деталей. Видимый диаметр Венеры составляет около 10”, а фаза близка к 1,0 при блеске около -4т.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Скорпиона, 8 февраля переходя в созвездие Змееносца. Планета наблюдается в утренние часы над юго-восточным и южным горизонтом. Блеск планеты за месяц увеличивается от +1,2т до +0,8т, а видимый диаметр увеличивается от 4,7” до 6,6”. Марс постепенно сближается с Землей, а возможность увидеть планету вблизи противостояния появится в июле месяце. Детали на поверхности планеты (крупные) визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов близ звезды альфа этого созвездия. Газовый гигант наблюдается на утреннем и ночном небе более шести часов. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается за месяц от 36” до 39” при блеске около -2т. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников имеются в таблицах выше.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Наблюдать окольцованную планету можно в утренние часы над юго-восточным горизонтом. Блеск планеты составляет +0,6т при видимом диаметре, имеющим значение около 15,5”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 26 градусов.

Уран (5,9т, 3,4”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2т. Планета видна на вечернем небе. Уран, вращающийся «на боку», легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представится в середине месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна на вечернем небе, заканчивая видимость во второй декаде месяца. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2018 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет , видимых в феврале с территории нашей страны, расчетный блеск около 11т и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: PANSTARRN (С/2016 R2) и Heinze (С/2017 Т1). Первая при блеске около 11т движется по созвездию Тельца (близ Плеяд). Блеск второй кометы составляет также около 11т, а перемещается она по созвездию Пегаса. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений — на http://195.209.248.207 .

Среди астероидов самыми яркими в феврале будут Церера (6,9т) — в созвездии Рака и Веста (7,4т) — в созвездии Змееносца. Эфемериды этих и других астероидов даны в таблицах выше. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn022018.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: RR Андромеды 9,1m — 1 февраля, R Лисички 8,1т — 7 февраля, Т Зайца 8,3т — 12 февраля, S Весов 8,4т — 12 февраля, U Девы 8,2т — 15 февраля, X Жирафа 8,1т — 16 февраля, Т Большой Медведицы 7,7т — 17 февраля, R Микроскопа 9,2т — 20 февраля, R Близнецов 7,1т — 21 февраля, R Волопаса — 7,2т 21 февраля, V Змееносца 7,5т — 26 февраля. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Ясного неба и успешных наблюдений!

Как наблюдать за звездами? June 2nd, 2016

Начинаем изучать небо совместно с Meduza. Попросили написать о том, что можно рассмотреть в небе и как это делать. Получился неплохой мануал по начальной астрономии. Изучайте на здоровье!

01 Что случилось?

Ничего особенного. Просто приближается лето, ночи становятся теплее, и самое время напомнить, что всякий человек может выйти ясной ночью во двор и увидеть космос.

02 Что можно увидеть в ночном небе?

Если сравнивать с масштабами Вселенной — немногое: лишь небольшой участок галактики Млечный путь, располагающийся поблизости от Солнца.

03 Наблюдать можно из любой точки?

Да, но от места наблюдения зависит, что вы сможете увидеть. Большие города плохо подходят для наблюдений, потому что искусственное освещение мешает смотреть. Но яркие звезды (Сириус, Вегу, Бетельгейзе) и близкие планеты (Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн) можно увидеть из любого мегаполиса. И, конечно же, Луну.

04 А если уехать куда-нибудь за город?

Так будет намного лучше. Вы сможете увидеть полосу Млечного пути, различить знакомые и незнакомые созвездия. Возможно получится увидеть самый дальний объект, различимый невооруженным глазом, — большую галактику Андромеды, расположенную в двух с половиной миллионах световых лет от нас — но лучше поехать куда-нибудь в горы или пустыню. Там электрический свет совсем не будет мешать.

05 Падающие звезды можно увидеть?

Можно. Они ближе к нам, чем многие другие объекты. Только надо помнить, что падающие звезды — это, на самом деле, не звезды, а метеоры, космические песчинки, сгорающие в верхних слоях атмосферы. Когда Земля пересекает орбиту какой-нибудь кометы, можно наблюдать метеорный дождь.

06 Что еще интересного можно найти в небе?

Иногда с «падающей звездой» можно спутать падающий и сгорающий космический мусор, но, как правило, его скорость в два раза ниже падающих звезд. Точно так же в небе можно наблюдать пролетающие спутники и Международную космическую станцию.

Очень красивое явление — северное сияние. Примерно раз в десятилетие оно «добивает» даже до Москвы, так, например было в марте 2015 года.

Северное (полярное) сияние в Москве 17.03.2015

Примерно на тех же высотах, что и метеоры, летом можно увидеть серебристые облака. Такие облака состоят из тончайших кристалликов льда и находятся куда выше обычных. Их освещает Солнце, которое наблюдателям с Земли ночью не видно, так что серебристые облака выглядят как светящаяся пелена, висящая в северной части неба.

Раз в несколько лет к Земле подлетают яркие кометы, которые можно наблюдать с помощью бинокля или невооруженным глазом, правда, в последнее время больше везет Южному полушарию.

07 Как отличить планету от звезды?

По стабильности свечения. Свет звезды, даже яркой, немного колеблется, мерцает, от атмосферных потоков. Планета же светит более стабильным светом за счет того, что находится ближе. Лучше всего планеты видны во время так называемых противостояний , когда Земля и планета сходится в ближайших точках орбит. Противостоянием это называется потому, что планета стоит точно напротив Солнца для наблюдателя с Земли, хотя иногда максимальное сближение планет не совпадает с противостоянием. Так противостояние Марса было 22 мая 2016 года, а самая близкая встреча — 31 мая.

Самая яркая планета на земном небосводе — Венера. Во время сближений наших планет отдельные наблюдатели могут даже увидеть ее в виде тонкого серпа, хотя для большинства она будет выглядеть просто как очень яркая звезда. Юпитер виден очень хорошо и очень долго до и после противостояния, которое было ранней весной. Сатурн сейчас тоже достаточно яркий.

08 Как наблюдать спутники?

Летящий в космосе спутник виден в виде тусклой немигающей звездочки белого цвета. Если летит что-то мигающее, скорее всего вы видите самолет. Отдельная категория спутников — телекоммуникационные «Иридиумы». Благодаря форме своей антенны, они бросают на Землю яркие солнечные зайчики, которые выглядят как медленно движущаяся звезда, которая появляется, быстро разгорается, тускнеет и исчезает. Сейчас начинается вечерняя пора наблюдения Международной космической станции. Она выглядит как очень яркая — ярче любой планеты, кроме Венеры — звезда, белого или голубоватого цвета, которая пересекает южную часть небосвода.

Иногда МКС может пропадать на половине пути, когда скрывается в тени Земли. Если повезет, можно увидеть не только станцию, но и прибывающий к ней грузовой или пилотируемый корабль. Тогда они будут выглядеть как две звезды, сильно отличающиеся по яркости, следующие одним курсом.

09 На небе же миллиарды звезд. Как все это выучить и узнать, куда смотреть?

Не пугайтесь, сейчас для этого уже не нужно долго сидеть над справочниками — удобные приложения для компьютеров, планшетов и смартфонов позволяют быстро ориентироваться в ночном небе. Первым делом стоит поставить на компьютер программу-планетарий Stellarium .

Достаточно указать свой город, и программа рассчитает, какое расположение звезд, планет и созвездий видно на небе в любой момент времени. Программа может даже показать, какие спутники пролетают, хотя иногда ошибается. Stellarium есть и в версиях для планшетов и смартфонов. Для Android есть хорошее приложение Google Sky Map , для iOS — StarWalk . Устроены они примерно так: вы наводите камеру на участок неба и на экране видите его же, только в виде подробной карты — с названиями созвездий и планет.

10 Какая техника нужна, чтобы наблюдать космос?

Начать можно с простого 20-кратного бинокля . Его вполне достаточно, чтобы рассмотреть спутники у Юпитера, смутно различить наклон кольца у Сатурна в период противостояний и форму МКС. С биноклем можно увидеть даже из города галактику Андромеды (в виде туманного облачка) или Туманность Ориона зимой. Луна в бинокль смотрится великолепно, особенно на фоне облаков: можно различить крупные кратеры и довольно сложную структуру поверхности, которая глазом видна как несколько пятен.

11 А если я хочу увидеть больше?

Тогда вам потребуются более сложные устройства: астрономические бинокли на штативах , любительские телескопы. При выборе телескопа не стоит гнаться за размером и кратностью, если вы не собираетесь вывозить его на природу, за город. При наблюдении с балкона или крыши существенные искажения будут вносить теплые потоки воздуха, которые поднимаются от стен здания, поэтому потратившись на мощный телескоп вы сможете использовать лишь небольшую долю его возможностей.

12 На Солнце тоже можно смотреть?

Да, но аккуратно. Для наблюдения Солнца нужны либо светозащитные пленки , либо специальные телескопы Coronado . Они дорогие, но только с их помощью можно увидеть солнечные протуберанцы и структуру солнечной поверхности. Если наблюдать Солнце через телескоп без защиты, можно лишиться глаза — и обычные темные очки тут не помогут.

13 Как узнавать о пролетах МКС, спутников и других интересных вещах?

Тоже с помощью приложений. Существуют приложения для предупреждения о пролетах МКС или вспышках «Иридиума». Продвинутым пользователям может понадобиться сайт heavens-above.com — он поможет следить за космическими аппаратами. Благодаря этим приложениям, некоторые виртуозы начинают гонки за оригинальными кадрами и стараются ловить МКС и другие крупные спутники на фоне Солнца или Луны, а то и планет. В сообществе «ВКонтакте» «

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, происшедшие на небе.

Ход прогулки

Наблюдение: Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет! Обратить внимание детей старших групп, что облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Их называют кучевыми, так как держатся на небе кучками. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи вертушки.

Стихи по теме:

Синее небо,
Синие тени.
Синие реки
Сбросили лед.
Л. Яхнин

Шумные, теплые ветра
Весну на поле принесли.
Я. Аким

Весна, весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Е. Баратынский

Загадки

По синему морю
Белые гуси плывут.
(Облака)

Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, а не птица.
(Ветер)

Носится, свищет,
Мечется, рыщет.
(Ветер)

Дидактические игры

"Какое небо" - дети наблюдают за небом и описывают его. Цель - развить умение подбирать относительные прилагательные.

"Сосчитай" - дети составляют предложения, включающие в себя числительные, прилагательные и существительные. Цель - сформировать лексико-грамматический строй речи: согласование количественных числительных с существительными и прилагательными.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Нарисовать палочкой на снегу (песке) облака.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Собрать выносной материал.
Упражняться в подбрасывании и ловле шишек.

Подвижные игры

"Тише едешь - дальше будешь". Цель - развить быстроту реакции. Ход игры: Все участники отходят от ведущего к противоположной стороне площадки. Ведущий отворачивается и говорит: "Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три... замри!" Участники торопятся добежать до ведущего и дотронуться до его плеча, но замирают после команды ведущего "Замри!". Ведущий поворачивается и всех, кто не успел вовремя замереть или замер, но начал шевелиться, отсылает на исходное положение.

"Челнок". Цель - тренироваться в беге парами, держа друг друга за руки, пробегать так, чтобы не задеть ворота. Ход игры: Все встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами. Усложнение - пробегая через ворота, проносить разные предметы.


Смотрите также: Весна: Наблюдаем за снегом