Биографии Характеристики Анализ

Образ русской женщины в поэме. Образ русской женщины в поэме Н

Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, опи- еывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный.
Матрена Тимофеевна предстает перед нами красивой и трудолюбивой женщиной. Некрасов описывает ее так:
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький...
Люди считали, что Матрена Тимофеевна счастлива, и называли ее «губернаторшей». Но это не так. На самом же деле Матрена Тимофеевна была счастлива, даже очень, но до замужества, среди своих родных и близких.
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы.
... И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Время подошло, и Матрена Тимофеевна вышла замуж за Филиппа Корчагина, питерщика, «по мастерству печник». С этого момента и начинаются у Матрены Тимофеевны беды одна за другой.
Жила Матрена Тимофеевна в семье своего мужа. Это была большая и недружная семья. После первой встречи с эти людьми жизнь Матрены Тимофеевны сильно изменилась. Свекровь унижала, кричала, не давала спокойно жить не только одной Матрене Тимофеевне, но и сестре Филиппа Корчагина. Так как Матрена Тимофеевна не привыкла, чтобы с ней так обращались, она пробовала протестовать против такого отношения к ней. На что муж ей посоветовал молчать. Матрена Тимофеевна почувствовала себя совсем одинокой. А после ссоры он ушел от нее. Вскоре Матрена Тимофеевна родила сына, и жизнь ее преобразилась, «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской», «что ни велят - работаю, как ни бранят - молчу».
И казалось, что в жизни этой женщины будет радость и счастье. Но случилась самая страшная и непоправимая беда: у Матрены Тимофеевны погиб сынишка. Несмотря на это, у нее остаются душевные силы, воля к жизни.
Образ Матрены Тимофеевны из народной поэзии. Народный фольклор, песни, причитания рассказали о жизни крестьянки.
Матрену Тимофеевну Корчагину можно назвать, в какой-то степени, символом новой жизни, человеком нового этапа русской жизни, потому что, если в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зрела душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни.

Сочинения по литературе: Женский образ в поэме Н. А. Некрасова "Кому на руси жить хорошо" Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Н. А. Некрасов Н. А.Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим Трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о том, что решение "женского вопроса" должно связываться "не с частными реформами, не с сознательностью сильных мира сего, а с преобразованием во всем Экономическом и общественном устройстве!". И не случайно "певцом печальной женской Доли, высоких подвигов и жен, и дочерей" именовали русские женщины своего поэта в Многочисленных письмах, посылавшихся ему в период тяжелой болезни. В поэме "Кому на Руси жить хорошо" женская тема представлена обзором жизни Матрены Тимофеевны - простой русской крестьянки, которую семь странников просят рассказать о себе.

Ее жизнь - типичная жизнь крестьянки той поры. Сначала похоронила Радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, А далее - горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье. Некрасов показывает Читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене: А роденька-то Как набросится! Деверек ее - Расточихою, А золовушка- Щеголихою, Свекор-батюшка- Тот медведицей, А свекровушка - Людоедицей. Кто неряхою, Кто непряхою... Трудности семейной жизни, выпавшей на долю Матрены, определялись не только тем, что Родственники мужа были сварливы, но и более существенными обстоятельствами: "семья Была большущая", в женщине постоянно жил страх голода, пожара, немилости Управляющего. ...Что год, то дети: некогда Ни думать, ни печалиться. Дай Бог с работой справиться Да лоб перекрестить, - Так рассказывает о своей жизни Матрена Тимофеевна. Действительно, трудно приходилось крестьянке.

Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия: Ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все это не сломило русскую женщину, она продолжала мужественно переносить все Горести и лишения, растила детей. Любовь к детям стала для крестьянки основным жизненным стимулом: "За них горой стояла я..." И далее вспоминается случай, когда материнская любовь проявилась в действии: Я вырвала Федотушку.

Да с ног Силантья-старосту И сбила невзначай. Это была первая форма несогласия с намерением старосты высечь подростка. Нарастание Сомнения в ее душе и даже элементов безверия Некрасов показывает в финальных Сценах главы, где героиня в тот трудный период своей жизни тоскует о своих умерших Родителях. Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!..

Говорит многострадальная крестьянка. И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!

Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и Страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное Равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.

Образ русской женщины, ее судьба занимают осо-бое место в поэзии Некрасова. Женщина — всегда ос-новная носительница жизни, воплощение ее полноты и многообразия. В поэме «Кому на Руси жить хоро-шо» осмыслению женской доли отведена самая боль-шая из всех глав — «Крестьянка». Образ Матрены Ти-мофеевны воплотил в себе черты всех русских жен-щин, связанных одной судьбой. Тяжела, а порой и трагична бабья доля, но, не сгибаясь под ударами судьбы, русская женщина остается воплощением мудрости, доброты и любви.

Матрена Тимофеевна Корчагина немолода, и, на-верное, не случайно поэт вписал ее образ в самую зре-лую, самую благодатную пору природы — время сбора урожая. Ведь возрастная зрелость подразумевает под-ведение жизненных итогов, переосмысление прожи-тых лет — своеобразный сбор урожая.

Что же пожинает Матрена Тимофеевна? Некрасов показывает русскую крестьянку во всем ее величии:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Именно ей — рассудительной и сильной поэт дове-рил рассказ о нелегкой женской доле. Эта часть по-эмы, единственная из всех, написана от первого лица. Но голос крестьянки — это голос всего народа, кото-рый привык выражать свои чувства песней. Поэтому Матрена Тимофеевна чаще не рассказывает, а поет. Вся глава основана поэтом на народно-поэтических образах и мотивах. Мы видим традиционные обряды крестьянского сватовства, свадебные плачи и причи-тания. Слышим народные песни и личная судьба ге-роини представляется судьбой всего русского народа. Тяжелую жизнь прожила Матрена Тимофеевна. Счастливая в девичестве, хлебнула она «горюшка», по-пав «с девичьей холи в ад». Как и всех ее современниц в новой семье ее ждали обиды, унижения, непосиль-ная работа. Одна радость была у этих женщин — их дети. Так и Демушка — «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской». Но погиб Демушка, осиротела Матрена. Умерли и другие близкие, муж оказался под угрозой рекрутчины. Отстояла его Мат-рена Тимофеевна, не стала солдаткой:

Спасибо губернаторше

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

С той поры, как вымолила свое счастье крестьянка, прозвали ее «губернаторшей», «ославили счастливи-цей».

Ращу детей... Не радость ли?

Недоумевают мужики: разве такого счастья они ис-кали. Но мужественная женщина Матрена Тимофеев-на не ропщет на свою судьбу, достойно отражая все ее удары. Не в стойкости ли характера ее счастье? Ведь слабый человек не может быть счастлив, он всегда не-доволен своей судьбой.

Некрасов один из немногих писателей восхищает-ся в женщине не ее «милой» слабостью, женственно-стью, а силой характера русской женщины, ее жизне-стойкостью, умением отстаивать свою правоту. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной — один из самых ярких и емких образов поэмы, олицетворяющий судь-бу самой России.

Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Доля ты! - русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Н. А. Некрасов

С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил "великим целям века". Его муза - родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Образ женщины-труженицы, "страдалицы, печалицы", созданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-крестьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме "Мороз, Красный нос": Три тяжкие доли имела судьба. И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу подчиняться,

В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны - героини поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Матрена Тимофеевна сама рассказывает им о своей нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой "счастливой" женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне "тип величавой славянки", о которой с восторгом писал поэт: В беде не сробеет, - спасет, Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! Естественная красота и физическая сила под стать ее духовной красоте. Как быстро промелькнули счастливые годы детства и девичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло: Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, непьющая семья. Заботой и лаской окружила семья любимую дочурку. Однако пора безмятежного детства быстро миновала. На "седьмом годку", рассказывает Матрена Тимофеевна, "за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла". Так она "привыкла" к делу, что всю дальнейшую жизнь грудилась, не покладая рук. Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огорчений. Самое страшное - это духовное рабство. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готовa петь, плясать: И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была. Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило "подневолье". И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство. А потом, после замужества, она попала "с девичьей воли в ад". "Изнурительная работа", "обиды смертные", тяжелые несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды - таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой.

Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку: Я клубышком каталася, Я червышком свивалася, Звала, будила Демушку - Да поздно было звать!. . Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять, вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми житейскими невзгодами. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим "тело белое" ее сына, она шлет гневные проклятья: "Злодеи! Палачи!" Матрена Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: "Высоко бог, далеко царь... Нам правды не найти". Когда же со вторым ее сыном случается несчастье, она решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания. Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. "Всю ночь я шла, не встретила живой души", - рассказывает Матрена Тимофеевна странникам. Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала "великую милость": Послали в Клин нарочного, Всю истину доведали - Филиппушку спасли. Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей своей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им мстить за свои обиды, Я потупленную голову, Сердце гневное ношу! - говорит она. Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство мужика в его выносливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает: Ты шутишь шутки, дедушка! - Такого богатыря могучего, Гай, мыши заедят! Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать - это те замечательные качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну. Образ Матрены Тимофеевны очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе.

Поэт верит в то, что Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная - Правда живучая! Некрасов убежден в могучей нравственной силе народа. Верит в то, что "ключи от счастья женского", "заброшенные и потерянные у бога самого", найдутся. Эта вера оказалась пророческой. Наш народ, как и мечтал поэт, вышел на "широкую и ясную" дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что "народу русскому пределы не нужны".Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” пол­нее и ярче, чем в других произведениях, выступает основ­ной герой творчества великого поэта – народ. Здесь Не­красов рисует различные типы крестьян, всесторонне по­казывает их жизнь – и в горе, и в “счастии”.
Одним из самых ярких в поэме является образ Мат­рены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, об­раз, воплотивший в себе черты всех женщин матушки – Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.
Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасо­вым в произведениях, написанных до поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэт изображал крестьянку как терпеливую, забитую (“ты вся – воплощенный испуг, ты вся – вековая истома”), покорную (“до гроба рабу покоряться”), то теперь он стремится показать за­рождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.
Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она “сурова и смугла”, “осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми”. Некрасов с сер­дечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: “…волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие…”
Крестьянка рассказывает странникам глубоко волную­щую повесть своей жизни. Семья у нее “была хорошая”, непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя. Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлю­била, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал “весь гнев с души” матери. Успокоилась Матрена: “Что ни велят – работаю, как ни бранят – молчу”.
Но беда не ходит одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий – человек, духовно близкий Мат­рене, мужа чуть не забрали в армию.
Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.
После рассказа о перенесенных ею в жизни тягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: “Я потупленную голову, сердце гневное ношу…”
Матрена Тимофеевна – достойная внучка деда Саве­лия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпит, а действует, ищет и находит вы­ход из самых сложных ситуаций. Характер этой женщи­ны – новый тип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступают новые, ранее не свойственные народу черты характера. Появляет­ся тип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.
Я считаю, что образ Матрены. Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развитие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добро­той, лаской, самоотверженностью.
Образ Матрены Тимофеевны – это во многом новый тип русской крестьянки.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, описывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный. Матрена Тимофеевна предстает перед нами красивой и трудолюбивой женщиной. Некрасов описывает Read More ......
  2. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам счастливого человека на Руси. Семеро главных героев, странствуя, узнают о жизни разных слоев населения России: духовенства, помещиков, крестьян. Но особой темой некрасовского произведения является судьба русской крестьянки. Некрасов Read More ......
  3. Свое итоговое произведение, поэму “Кому на Руси жить хорошо”, Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, Read More ......
  4. “Крестьянка” подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: “помещик за границею, а управитель при смерти”. Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро. На фоне вопиющей разрухи, развала и Read More ......
  5. Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Н. А. Некрасов Н. А. Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим Трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о Read More ......
  6. В творчестве Н. А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения “В дороге” и кончая поэмой “Кому на Read More ......
  7. Н. А. Некрасов создал галерею прекрасных женских образов. Среди них образ русской крестьянки Матрены Тимофеевны из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов показал человека высоких нравственных качеств, он воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, Read More ......
Образ русской женщины в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”