Биографии Характеристики Анализ

Общая социология. Большая энциклопедия нефти и газа

I. Первый отдел социологии составляет общее учение об обществе. Сюда войдет: определение общества или социального явления, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов; сюда же должны быть отнесены и история самой социологии, характеристика современных социологических направлений и учение о методах социологии.

II. Второй отдел социологии составляет социальная механика. Задачей этого отдела, наиболее важного из всех остальных, служит изучение закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях. Как бы ни казалась пестрой и красочной общественная жизнь, как бы ни сильны были в нас предрассудки вроде свободной воли человека, каждый из вас обязан с этими предрассудками покончить; если бы действительно свобода воли человека существовала, и если бы ход общественных явлений зависел от этой, не связанной причинными отношениями свободной воли, то, конечно, никакая наука, изучающая общество, не могла бы существовать и ставить своей задачей изучение причинных отношений в мире социальных явлений. С другой стороны, опыт и факты показывают, что закону причинности подчинены и поступки людей, и общественная жизнь. Вот почему социальная механика как часть социологии ставит своей задачей: а) разложение сложных общественных явлений на простейшие элементы (подобно химии, разлагающей все сложные тела на ограниченное число элементов); б) изучение свойств этих элементов и тех эффектов, которые они вызывают в поведении людей и общественной жизни; в) идя этим путем, социальная механика в конечном итоге пытается понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым, случайное закономерным. Больше того, образно говоря, она хочет построить модель, которая была бы вполне похожей на общество и законы явлений которой объясняли бы и законы общественной жизни.

III. Третьим отделом социологии будет социальная генетика (от "генезис" - значит происхождение и развитие). Содержанием его явится: 1) учение о происхождении и развитии общества и общественных институтов: языка, семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т. д.; 2) учение об основных исторических тенденциях, проявляющихся с поступательным ходом истории в развитии общества и общественных институтов.

Социальная механика исследует и формулирует законы статические, постоянно и во все времена проявляющиеся в общественной жизни; социальная генетика ставит своей задачей формулировку законов исторических, то есть постоянных линий направления, данных во времени и обнаруживающихся с ходом истории.

IV. Четвертым отделом социологии будет социальная политика. Этот отдел по своему характеру и целям является чисто практическим, прикладной дисциплиной. Его задачей служит формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека. Иначе социальную политику можно назвать социальной медициной или учением о счастье. Подобно тому как с ростом физико-химических и биологических наук появились чисто прикладные дисциплины (технология металлов, агрономия, медицина и т. д), которые теоретически данные этих наук обращают на служение человеческим целям, так и социальная политика, пользуясь данными теоретической социологии, может и должна использовать их для практического применения в сфере общественной жизни и целях ее улучшения, короче - в целях роста человеческого счастья, увеличения культурных ценностей и ускорения общечеловеческого прогресса. Таковы основные отделы социологии и задачи последних.

Как видим, эти задачи настолько велики и всеобъемлющи, что делают излишними всякие увещания о том, что нужно заниматься социологией, что эта дисциплина стоит того, чтобы поработать над ней, и т. п.

Очертивши кратко предмет социологии, задачи и основные отделы последней, теперь, прежде чем перейти к первому отделу - к общему учению об обществе, - в двух словах я коснусь: а) отношения социологии к другим научным дисциплинам, изучающим общественные явления, б) истории социологии как науки и в) основных направлений, существующих в социологии в настоящее время.

Если предметом изучения социологии является мир людей и высших животных, находящихся в процессе психического взаимодействия, то встает вопрос: каково же отношение социологии к другим социальным наукам? Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук: теорией права, политической экономией, историей, психологией и т. д. Спрашивается поэтому: в каком отношении к этим наукам, изучающим тот же предмет, что и социология, стоит последняя?

Ответы, дававшиеся на этот вопрос, распадаются на три группы: одни ученые под социологией понимали совокупность всех социальных наук. В этом случае социология превращалась в простое название, обозначавшее все социальные науки, взятые вместе.Нет надобности доказывать, что в этом случае она становилась пустым местом и, конечно, нет и не может быть никаких оснований для этого пустого места выдумывать специальное название.

Другие социологи пытались выделить социологию из ряда других социальных наук по различию объектов, изучаемых первыми и второю. Так, например, Зиммель, немецкий социолог, считает, что социология, в отличие от других социальных наук, изучает формы общения, тогда как те изучают содержание социальных явлений (религию, право, хозяйство и т. д.). Нельзя признать удачной и эту попытку: во-первых, само различение формы и содержания очень неясно; во-вторых, если бы даже это различение и было правильно, то оно в лучшем случае дало бы почву для новой социальной науки и ничуть не уничтожило бы потребности в особой науке, роль которой сейчас играет социология.

В чем же дело? Дело в том, что социология, в противоположность специальным общественно-психологическим наукам, изучает не те или иные отдельные, специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие, родовые их свойства, как таковые не изучаемые ни одной из них. Политическая экономия изучает только хозяйственную жизнь общества, правовые дисциплины - только право, теория искусства - только явления искусства и т. д.; ни одна из этих дисциплин не изучает те общие свойства, которые имеются и в хозяйственных, и в правовых, и в художественных, и в религиозных явлениях как частных видах общественных явлений. Поскольку все они суть частные виды общественно-психологического бытия, у всех у них должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной специальной наукой, и являются ближайшим объектом социологии. Следовательно, она - наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психологических явлений.

В этом отношении социология находится в таком же положении по адресу специальных общественных наук, в каком общая биология находится по адресу специальных биологических дисциплин: по адресу зоологии, ботаники и т. д. Как общая биология служит основой для

Итоги эксперимента͵ предпринятого Парсонсом, можно было предвидеть. Тем более что уже первые шаги в данном направлении вызвали резкую и нелицеприятную критику со стороны гарвардс­кого коллеги Парсонса, русско-американского ученого П. Сороки­на, непримиримого к чисто нормативной трактовке культуры. Же­ланная ʼʼзолотая серединаʼʼ между двумя подходами была найдена Парсонсом, как нетрудно догадаться, в ущерб версии ʼʼпонима­нияʼʼ*.

Несмотря на это, усилия преодолеть взаимную неприязнь ʼʼтео­рии системʼʼ, ᴛ.ᴇ. объясняющего, структурного подхода, и ʼʼтеории действияʼʼ, склонной к методологии ʼʼпониманияʼʼ, регулярно пред­принимаются мировым социологическим сообществом. Начиная с 80-х гᴦ. созываются многочисленные симпозиумы и конференции по этой проблеме. Приобретают известность новые научные подхо­ды: теория структурации Э. Гидденса, интеграции действия и тео­рии систем Ю. Хабермаса, методологический индивидуализм Р. Бу-дона, многомерная социология Дж. Александера. Этот перечень до­статочно внушителœен, однако всœе упомянутые в нем социологичес­кие перспективы склонны решать проблему в инструментальном плане, соотнося человека и социальное пространство - самодос­таточное, качественно нейтральное и вбирающее ценности не ина­че как в виде норм и правил поведения. Не социальное становится ипостасью человеческого, а человек становится продуктом и харак­теристикой социального.

Долго копившееся несогласие с идеями Парсонса бурно изли­вается в 60-е гᴦ. потоками критики сразу с двух сторон. Представи­тели леворадикального направления в социологии в лице неомарк­систской франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т, Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе и др.), с одной стороны, обвиняли Парсон­са, а вместе с ним и всю академическую социологию в идеологиза­ции науки. С другой стороны, они доказывали невозможность объек­тивной науки и приверженность Парсонса ʼʼбуржуазному объекти­визмуʼʼ, ибо наука, по их мнению, вне ʼʼпринципа партийностиʼʼ существовать не может. Симпатии Парсонса к ʼʼклассическим кано­намʼʼ социальной науки с их несомненностью и доказательностью полученного знания волновали франкфуртцев гораздо меньше.

В дискуссию с Парсонсом вступают и сторонники феноменологи­ческой социологии во главе с австро-американским социологом Аль­фредом Шюцем (1899-1959). Им было чуждо представление о чело­веке как о лишенном права грлоса, неспецифическом объекте ис­следования, так же как понимание социальной среды как незави-

* Интересно, что в современных американских социологических справочниках Парсонс всœе-таки причислен к прямым наследникам М. Вебера.

симой от человеческого сознания и опыта. Люди, по Шюцу, при­ходят не в застывший мир жестких форм, а в незавершенное творе­ние, ежесекундно достраивая его своими поступками. Общество - это не совокупность наблюдаемых фактов, внешних форм жизни, а в первую очередь взаимно разделяемые и совместно творимые смыс­лы, или интерсубъективность*.

Сфера их обитания - ʼʼ.жизненный мирʼʼ повсœедневного, обыден­ного существования людей, наполненный здравым смыслом, ᴛ.ᴇ. дорефлексивным, очевидным знанием, не вызывающим у них ни малейшего сомнения, замешательства. Именно данный мир является основой всœего остального, в т.ч. научного познания.

Неприятие структурно-функциональной методологии с ее без­ликим, четко организованным социальным пространством оказы­вается столь сильным, что оппоненты Парсонса задумываются, нельзя ли ʼʼвообще обойтись без требования научной объективнос­ти в социологической теории и в то же время не утратить границы, отделяющие социологическое исследование от пустопорожнего ре­зонерстваʼʼ**. Стоит ли сосредоточиваться на поиске надежных и ʼʼстрогихʼʼ методов социологического исследования и заведомо не­достижимого теоретического единообразия?

Где гарантии, что исследователь, принадлежащий к тому же обществу, что и люди, поведение которых он изучает, не искажает действительность самим фактом своего проникновения в нее, а тем более конкретными процедурами? В случае если Парсонс в принципе не задумывается над тем, как получено наше знание, а стало быть, насколько оно достоверно, то феноменологов эта проблема не ос­тавляет безучастными.

Что же делать науке? Каким образом можно ʼʼохватить системой объективного знания структуры субъективных значенийʼʼ??** И что тогда означает научное познание!

Отвечая на обращенные к самому себе вопросы, Шюц беспо­щадно разрушает всœе иллюзии ʼʼтрадиционныхʼʼ социологических школ относительно неисчерпаемых возможностей науки и доступ­ности социальной сферы. Ни прошлое, ни будущее состояния об­щества не бывают сколько-нибудь серьезно изучены, ибо мы никогда не сможем полностью перевоплотиться в наших предше­ственников или наследников, ᴛ.ᴇ. осмыслить происходящее так, как это может сделать переживший его человек. Остается настоящее,

* То есть то, что возникает между субъектами в процессе их взаимодействия. ** История теоретической социологии. В 5-ти т. Т. 1. От Платона до Канта - М., 1995, с. 20.

*** Schutz A. Collected Papers I: The Problem of Social Reality. - The Haque 1962. P. 35. "

Но и оно не всœецело доступно. Мы не в состоянии проникнуть в сознание другого человека, его мысли и намерения." -у;.;

Что же остается? Область опосредованного опыта͵ анонимного общения (mitwelt), при котором люди воспринимают друг друга как социальные типы, лишенные биографии, непредсказуемости и сво­боды. Объективное знание, по Шюцу, ограничено ʼʼобобщенными типами субъективного опытаʼʼ*. Социолог вынужден игнорировать предельные глубины поведения в сознании человека и рассматри­вать социальные события и явления в их абстракции, за.лределами непосредственных контактов людей друг с другом.:>‣‣‣-1> <,t* *J

В письме к Парсонсу Шюц признается: ʼʼВсе науки о действии, таков мой тезис, могут достичь аналитической высоты, где они бы работали исключительно с объектами, созданными действиями и через действия их субъекта͵ не обращаясь к самому субъекту или его действиям или, другими словами, отбрасывая категории дей­ствия как таковыеʼʼ**.

Казалось бы, и Шюц, и Парсонс, несмотря на исходные непри­миримые различия, в конце концов приходят к одному и тому же - наличию обезличенной социальной среды с ее анонимными силами и процессами. При этом есть маленький Нюанс. В гуманитарном знании в отличие от знания точного употребление одних и тех же понятий отнюдь не означает их одинаковое осмысление.

У Шюца налагаемые на человека культурные рамки, образцы верований и поведения (ᴛ.ᴇ. ʼʼтипификацииʼʼ) безупречны лишь в среде опосредованного опыта. При этом парадокс реальной жизни состоит по сути в том, что социальные предписания не столько огра­ничивают, сколько пробуждают человеческую свободу. Зная нормы и стандарты поведения в обществе, люди не тратят времени на детальное изучение ситуации, но могут, имея общее о ней пред­ставление, выказать немалую изобретательность и непринужден­ность. И если для Парсонса социальные институты - это объектив­ная реальность, эмпирически явленный, непреложный факт, то для Шюца - это общезначимые представления о тех или иных сторонах общественной жизни, наше видение того, что неким образом су­ществует. Оно не фатально.

Более того, любая неясность, проблема заставляют человека отступать от шаблонов и искать выход из создавшегося положения, проводя прямой, непосредственный эксперимент с социальной действительностью, покидая пределы, доступные социологу. Пос-

* Schutz A. The Phenomenology of the Social World. Evanston, III., 1932/1967. P. 181.

** Schutz to Parsons//The Theory of Social Action: the Correspondence of A. Schutz and T. Parsons/Ed. R. Grathoff. Bloomington, 1978. P. 100.

ледний видит лишь факт свершившегося, новый отработанный в опыте и соответствующий культурным предписаниям ʼʼрецептʼʼ, более не требующий проверок и ставший ʼʼочевидностьюʼʼ, органи­ческой частью нашего жизненного мира. По мнению Шюца, соци­олог обречен работать с гомункулами, а не с живыми людьми. Ведь как бы мы ни отстранялись от индивидуальных особенностей чело­веческого поведения, ʼʼпервое и оригинальное объективное реше­ние проблемы в основном всœе-таки зависит от субъективного, под­ходящего к случаю знания индивидаʼʼ*.

Социологические зарисовки не чересчур сильно искажают нашу повсœедневную жизнь, вслед за М. Вебером утверждает Шюц. Люди привыкли действовать по ʼʼрецептамʼʼ здравого смысла и не склон­ны углубляться в собственные мысли и ощущения, не говоря уже о мыслях и чувствах других. Поверхностные, формальные взаимоот­ношения удобнее и безопаснее. То, что Парсонс принимает хлад­нокровно, с сознанием дела, Шюц переживает как крайне важно е, но от этого не менее печальное условие научного действа.

Пожалуй, чем далее, тем более социология характеризуется ню­ансами, полутонами, оттеняющими друг друга. Понятия ʼʼчуть боль­шеʼʼ и ʼʼчуть меньшеʼʼ в теоретической социологии иллюзорны - любое ʼʼчуть-чутьʼʼ непременно оказывается зримым, весомым пе­ремещением теории в совершенно другую плоскость, систему ко­ординат: чуть меньше осторожности, осмотрительности - и со­циолог начинает задыхаться под грузом собственных притязаний; чуть больше сомнений, колебаний в возможности изучения этого мира - и наука легко превращается в словесную живопись вне общезначимых понятий и научной логики. Такова природа соци­альной реальности, а значит, такова судьба социологии. Стремле­ние социолога сформулировать общепризнанную теорию всœегда будет опережать само человеческое творение, непрестанно обновляющийся, незавершенный мир социального.

Общая социология - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общая социология" 2017, 2018.

Обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.

В структуре социологической науки можно выделить три уровня :

  • фундаментальных исследований , задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
  • прикладных исследований , в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
  • социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии : социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования . Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.

Функции социологии

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная . Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерная черта социологии — единство теории и практики . Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии.

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется её прогностическая функция . Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывает перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная oт определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Взаимосвязь социологии и других общественных наук

Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальных общностях и индивидах. И здесь прежде всего необходимо сопоставить социологию и социальную философию, у которых очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. решает общественные проблемы умозрительно , руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений.Социология заявила, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки.

Как соотносятся общественные науки: и социология? Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального “Я”.Сфера социологии- это проблемы межличностного взаимодействия “Мы”. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.

Социология — наука о жизни общества, и она тесно взаимосвязана с другими общественными науками, отражающими его сложную многогранную жизнедеятельность.

Структура социологии и ее функции

Логика развития мировой социологической мысли объективно выделила в социологии своеобразные ступени ее развития, каждая из которых имеет определенный уровень целостности и конкретности и может рассматриваться в качестве элемента ее структуры.

Исторически первой социология сформировалась как социальная философия. Второй этап связан с развитием ее как социальной инженерии, третий — как научно-практической деятельности. Отсюда в дальнейшем сложилось представление о специфической трехуровневой структуре социологии:

  • высший уровень — общая социология (теоретическая социология, макросоциология)
  • средний уровень — отраслевые направления (частные социологические теории, теории среднего уровня)
  • низший уровень — эмпирическая, прикладная социология (микросоциология, конкретные социологические исследования).

Названные структурные компоненты современной социологии образуют органическое единство, обусловливают друг друга, причем в такой степени, что любое отраслевое направление, например, немыслимо без наличия в нем глубоких теоретических предпосылок, а также эмпирического базиса исследования, равно как фундаментальные исследования не протекают вне и помимо развития отраслевых и эмпирических направлений.

Составной и неотъемлемой частью современной социологии является ее история. Социология как социальная философия в структуре социологического знания имеет основополагающее значение. Как социальная наука, вырастающая из философии и развивающаяся первоначально на ее основе, она объективно несет в себе печать философского образа мышления. А это значит, что социология в данной ипостаси всегда была, есть и еще долго, очевидно, будет оставаться не только наукой, стремящейся постичь сущность общественных процессов, их подлинные причины и закономерности и отразить их в научных, теоретических понятиях и категориях, но и мировоззрением, то есть формой отражения социальной действительности в адекватных мировоззрению идеологических образах.

Проблема соединения рационального (научного) и идеологического (ценностного) подходов в исследовании глубоко исторична. Она сопровождает все этапы развития мировой мысли, где в области познания природы по мере того, как изживается синдром «цеховой учености», «мышление в понятиях» и «мышление в образах» не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

Однако сказанное относительно взаимной обусловленности и взаимной дополняемости научных и идеологических методов в области естествознания не означает, тем не менее, что физика, химия или математика имеют по своему конечному результату какой-либо иной статус, кроме статуса науки. Социология же всем ходом своего исторического развития, совокупностью и качеством тех социальных проектов, которые она выработала, доказала, что она имеет иной, отличный от естествознания статус. Формы социологического познания, в которых отражается реальность, помимо логических законов и категорий включают в себя различные формы репродуктивного воображения, основанные на интересе (центральной категории мировоззрения). Именно поэтому большинство научных результатов социологии носит характер научных гипотез, идеологических моделей, то есть мировоззрения, которое может быть пересмотрено в любое время, ибо интерес, как подчеркивал французский мыслитель Ламетри, является тем могучим волшебником, который в глазах разных людей меняет образ одного и того же предмета.

Социологическая истина по природе своей обладает свойством дуализма. На это обстоятельство впервые с определенностью указал Лавров, введя в научный оборот понятия «правда-истина» (су- шее) и «правда-справедливость» (должное). Данное обстоятельство объективно должно ставить общественное сознание в условия критического восприятия любых социальных концепций и идей, кто бы их ни выдвигал, и выбора их в качестве средств решения практических и жизненно важных задач.

Разумеется, такой подход не означает отрицания связи общественной мысли с жизненной практикой. Задачи практического, сознательного и планируемого подхода ко многим сторонам общественной жизни все активнее пробивают себе дорогу, а следовательно, социально-инженерная функция социологии приобретает все большее значение. Социология как социальная инженерия начала складываться уже с первых своих шагов, хотя подобной терминологии в науке древних мы еще не обнаруживаем. Достаточно вспомнить известные проекты «идеального государства» Платона и Аристотеля, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Общественный договор» Ж. Руссо и др.

Однако особенно интенсивно и научно содержательно социаль- но-инженерный подход в социологии начал развиваться в рамках американской социологии в начале XX в., затем в 1920-х гг. в России. Наиболее интересные исследования в этом направлении были предприняты пионерами американской социальной инженерии — Г. Эмерсоном, Ф. Тейлором, Э. Мэйо и др. Их разработки были связаны прежде всего с задачами научной организации труда в промышленности. Подобными вопросами в России в этот же период активно занимались А.К. Гастсв, А.В. Нечаев, П.М. Керженцев и др.

В СССР социоинженерный подход осуществлялся во многих направлениях, и прежде всего в теории и практике социального планирования, разработке целевых комплексных программ как республиканского, так и регионального, отраслевого направлений.

Сфера социокультурного проектирования, то есть применения социальных технологий к обстоятельствам реальной жизни, так называемых теорий среднего уровня, стала предельно широкой и охватывает по существу весь спектр общественных отношений. Продуктом социального проектирования все чаще выступают такие области деятельности, которые до недавнего времени являлись по существу невостребованными: это внутренняя и внешняя политика, военное дело, разведка, коммерческая и иная, связанная с новыми экономическими условиями хозяйственного управления деятельность.

Третий уровень социологии — научно-практическая деятельность — это прикладные исследования и непосредственное осуществление социальных программ, реализация выводов исследований, непосредственное участие исследователя в объективации результатов. На этом уровне социология выступает как «работающая корпорация».

Таким образом, социальная философия (общая социология), социальная инженерия (отраслевая социология) и научно-практи- ческая деятельность (прикладная, эмпирическая социология) не отделены друг от друга. Они, в сущности, являются сторонами одного и того же процесса познания и преобразования социальной действительности независимо от ее уровня и масштаба — глобального, общегосударственного, отраслевого, регионального, уровня отдельного производственного объединения, предприятия, малой или большой группы, а также личности.

Тесная связь социологии с жизнью определяется теми функциями , которые она выполняет. Как общественная наука, в соответствии со структурой знания, его относительной специализацией социология выполняет теоретико-познавательную (гносеологическую), мировоззренческую (идеологическую) и преобразовательную (практическую) функции. В свою очередь они могут образовывать производные функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные. К ним относят управленческую, методологическую, просветительскую, прогностическую функцию социального контроля, коммуникации и т.н. В сущности, они все зависят от первых трех или, по крайней мере, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть раскрыты через их понимание.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем данного общества с учетом многообразия конкретно-ис- торических и социально-культурных условий его развития. В рамках этой функции социология исследует вопросы методологии и теории социального познания, открывает законы развития социума, накапливает и систематизирует социальное знание в целом.

Мировоззренческая функция — это особая реальность. Будучи теоретической формой общественного сознания (идеологией), социология формирует в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности. Убеждения, вырабатываемые на основе этих знаний, становятся источниками социальной активности людей. Вебер в социологии вообще видел важнейший инструмент по выработке интереса эпохи в виде теоретической конструкции. По мнению выдающихся русских социологов (Лавров, Соловьев и др.), всякая истинная социология в своей мировоззренческой функции должна являться одновременно и подлинной идеологией национального духа, вырабатывать национальную идею и способствовать глубокому теоретическому и практическому пониманию каждым народом своих коренных интересов и целей.

Особое значение имеет преобразовательная функция социологии, которая органически вытекает из взаимодействия первых двух. Социология и возникла из практической потребности изучения и преобразования общества на научных основах. Конт рассматривал социологию не иначе, как орудие научной политики, социального порядка и прогресса. Таковой она должна оставаться и по сей день.

Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования

Рецензенты:

А. Л. Маршак , заведующий кафедрой социологии и гуманитарных дисциплин Российской академии предпринимательства, д-р филос. наук, проф.,

Э. В. Онищенко , д-р пед. наук, проф.

Авторы: М.М. Вышегородцев (гл. 1, 2, 9, общ. ред.), Г.Т. Журавлев (гл. 4, 5, 6, ит. тестир., глоссарий), С.А. Шапиро (гл. 7, 8, 10, 13, 15), О.В. Шатаева (подразд. 3.1, гл. 11, 12), Н.Е. Коршунова (подразд. 3.2, гл. 16, 17), Е.А. Марыганова (гл. 14).

От авторов

Данное учебное пособие представляет собой краткий курс общей социологии, дающий возможность изучить дисциплину «Социология» студентам технических, экономических и других специальностей, в стандарт образования которых входит данный предмет.

Настоящее пособие базируется на лекционных курсах различных социологических и смежных дисциплин, читаемых авторами – доктором экономических наук, профессором М. М. Вышегородцевым , доктором философских наук, доктором экономических наук, профессором Г. Т. Журавлевым С. А. Шапиро , кандидатом исторических наук, доцентом О. В. Шатаевой , кандидатом социологических наук, доцентом Н. Е. Коршуновой , кандидатом экономических наук, доцентом Е. А. Марыгановой в Российском химико-технологическом университете им. Д. И. Менделеева, Российской академии предпринимательства, Московском государственном университете путей сообщения, Московском государственном университете экономики, статистики и информатики.

В объем данного учебного пособия включен текст вышедшего в 2002 г. учебного пособия профессора Г. Т. Журавлева «Прикладная социология».

Учебное пособие базируется на широком спектре отечественных и зарубежных источников, которые авторы рекомендуют читателям для получения фундаментальных знаний в области общетеоретической социологии, отраслевых социологических теорий и элементов прикладной социологии, необходимых для проведения социологических исследований в любой сфере деятельности.

Предмет «Социология» опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения таких дисциплин, как «История отечества», «Философия», «Культурология», «Экономическая теория», «Правоведение», «Основы менеджмента», а также ряда других факультативных дисциплин.

Пособие снабжено контрольными вопросами, практическими заданиями и тестами по каждому разделу или блоку изучаемого материала, объединяющего несколько глав. Это позволяет студентам проверить степень усвоения полученных знаний. В нем также содержатся тесты, помогающие в игровой форме усвоить некоторые психологические характеристики индивидов, являющихся объектом социологического изучения.

В качестве примеров используются результаты исследований, проведенных авторами совместно со студентами в различных сферах общественной деятельности. В конце пособия приведены темы рефератов, а также перечень экзаменационных вопросов. Предложенный словарь терминов позволит запомнить основные понятия и определения, входящие в состав курса, и сыграет роль своеобразного помощника в подготовке к экзамену или зачету.

Авторы благодарят рецензентов – заведующего кафедрой «Социологии и гуманитарных дисциплин» Российской академии предпринимательства, доктора философских наук, профессора А. Л. Маршака и заведующую кафедрой «Социологии, социальной работы и молодежной политики» Института международных социально-гуманитарных связей, доктора педагогических наук, профессора Э. В. Онищенко за ценные замечания и рекомендации, учтенные при написании данной работы

Авторы признательны студентам, которые в течение нескольких лет были первыми критиками позиций, лежащих в основе настоящего учебного пособия, и надеются, что оно послужит высоким целям, стоящим на современном этапе перед российской социологической наукой и системой высшего профессионального образования.

Москва, сентябрь 2009 г.

Введение

Курс социологии, изложенный в данном учебном пособии, рассчитан на студентов специальностей несоциологического профиля, получающих высшее образование.

Программа курса соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта первого цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин с учетом структуры высшего профессионального образования и нормативов учебной нагрузки студента высшего учебного заведения.

Социологическая подготовка предполагает овладение совокупностью знаний, способствующих формированию студента как личности, помогает развитию ответственности и сознательному выбору гражданской позиции в соответствии с имеющимися у каждого интересами и ценностными ориентациями.

Овладение социологическими знаниями позволяет любому специалисту осмыслить систему социальных отношений в обществе, понять социальные предпосылки, механизмы и последствия его профессиональных действий.

Изучение курса дает возможность студенту освоить необходимую сумму знаний по основным разделам программы, а также закрепить полученные знания и развить навыки самостоятельной работы.

Изложенный в пособии учебный материал можно использовать при любой форме обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и дистанционной (экстернате).

По окончании изучения дисциплины «Социология» студент получает основы социологических знаний в объеме, обеспечивающем осмысление теоретико-методологических проблем социологии, ее истории, методики и специальных социологических теорий, раскрывающих функции, структуру и механизм социальной сферы общества.

Структурно материал курса, изложенный в пособии, разделен на три раздела, включающие 17 глав.

1. Общетеоретическая социология, исследующая вопросы истории становления социологической науки и теории социологии.

2. Прикладная социология, рассматривающая вопросы методологии, методики и техники проведения социологических исследований.

3. Отраслевые социологические теории.

Такая структура определяется потребностями социологической подготовки и уровнем осмысления основных направлений социологической науки.

Изучение материала построено на принципе междисциплинарных связей и дает возможность использовать знания, полученные студентами в ходе изучения общеобразовательных гуманитарных дисциплин (философии, культурологии, экономики, права, основ менеджмента), как основу для более глубокого осмысления социальных закономерностей развития общества.

В связи с этим первый раздел посвящен анализу знаний в области истории и теории социологии, отражает основные этапы развития социологической науки, знакомит студентов с взглядами и концепциями ведущих социологов мира, с вкладом социологических знаний в общую мировую науку.

Второй раздел позволяет овладеть методологией социологического исследования, являющейся базисной частью как отдельных социологических теорий, так и эмпирических социологических исследований. Изучив его, студенты смогут овладеть методикой и техникой социологического исследования, методами эмпирических исследований, получат представление о возможностях количественных и качественных методов социального анализа.

Изучение материала третьего раздела позволяет приобрести знания в области социологических теорий, дающих возможность освоить особенности изучения социальной сферы, оценки потенциала инфраструктуры, способы и процедуры диагностики и прогноза социального развития, контроля ситуации в социальной сфере.

В целом изучение материала, изложенного в данном пособии, дает общее представление о роли социологической науки и позволяет выбрать наиболее интересующее направление для его дальнейшего фундаментального изучения.

Раздел 1. Общетеоретическая социология

Глава 1. Объект, предмет, задачи и методы социологии

Для чего мы изучаем социологию? Что главное в социологии? В переводе с древнегреческого языка социология означает – «наука об обществе». Слово «социология», обозначающее определенную область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в работе «Курс позитивной философии», написанной в 1830–1842 гг. О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Однако эта наука изучает не только общество как таковое. Его различные аспекты изучают многие науки в комплексе. Экономические аспекты, связанные с выявлением сущности экономических отношений и процессов, находятся в центре внимания экономических наук, начиная с экономической теории. Политический строй общества – комплекс политических и правовых наук и т. д.

Социология же изучает человека в среде других людей, т. е. в социуме, связь человека с другими людьми, его деятельность, направленную на других людей, его поведение и т. д. Поэтому объект изучения социологии крайне обширен. Практически любую деятельность человека можно подвергнуть социологическому изучению и создать новое направление – социологию той или иной отрасли. В рамках нашего курса мы с вами, разобравшись в том, как возникла социология, изучив ее основные понятия, освоив, как проводится социологическое исследование, кратко рассмотрим основные направления социологии, которым уделяется значительное внимание в специальных социологических теориях.

Для того чтобы выявить, что изучает наука, определяют ее объект и предмет. Объект – это то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности.

Соответственно объектом социологии, как и других социальных наук, является социальная сфера гражданского общества. Само понятие «общество» возникло в конце XVIII в., после Великой французской буржуазной революции. До этого употреблялось понятие «государство».

Что же такое гражданское общество ? Это совокупность организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценностей, которыми руководствуются люди в целом и каждый человек в своей публичной и частной жизни 1
Тощенко Ж. Т. Социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 47.

Предметом науки является то, что отличает объект одной науки от объекта другой. Так, например, труд изучают и социология, и психология, и экономика, и право. Однако специфические особенности труда, изучаемые с точки зрения законов и закономерностей конкретной науки, отличаются друг от друга. Эти отличительные свойства и являются предметом науки.

Предметом социологии на современном этапе являются социальные отношения как объективная реальность, проявляющаяся в совместных формах жизнедеятельности людей 2
Кипрева О. П.

Исходя из этого, социология как наука имеет дело с тремя основными группами явлений, находящимися в тесной взаимосвязи.

1. Взаимодействие множества индивидов, объединенных общими обстоятельствами (место жительства, место работы).

2. Иерархия социальных статусов и социальных ролей индивидов (занимаемая должность, место в семье).

3. Совокупность норм и ценностей, определяющих характер поведения людей как элементов социума (свобода, труд, ответственность, любовь и т. п.).

Эта совокупность явлений определяет предметное поле социологии как науки.

Таким образом, мы можем дать следующее определение социологии, введенное выдающимся русско-американским ученым-социологом Питиримом Сорокиным : «Социология представляет собой науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты этой деятельности».

Какие функции выполняет социология как общественная наука?

Можно выделить две основные – теоретико-познавательную и управленческую. В свою очередь они могут образовывать производные функции, которые иногда рассматриваются как самостоятельные. На самом деле это задачи социологии, через решение которых и реализуются функции, речь о которых пойдет чуть ниже. Теоретико-познавательная и управленческая функции тесно связаны. Первая направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем настоящего и будущего с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий развития. Ее целью является изучение и выработка рекомендаций по решению проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни в более или менее широких пространственно-временных интервалах, относящихся к различным социальным группам и общностям. Полученная в процессе социологических исследований информация, как правило, служит основанием для дальнейшего развития теоретических положений. Исходные методологические идеи, закладываемые ученым-социологом в научный проект, обогащаются выводами проведенных исследований и позволяют получить новое знание. В то же время прирост нового знания происходит в том случае, если четко сформулирована социальная проблема, которая обычно регистрируется как противоречие между потребностями общественного развития и субъективной деятельностью людей.

Для выработки предложений по устранению имеющихся противоречий анализируется как объективная, так и субъективная социальная информация. Именно такое сочетание дает реальную картину и достаточно всесторонне фиксирует то, что происходит в жизни страны, социальных групп, общностей и объединений.

Управленческая функция социологии заключается в нахождении рациональных способов решения конкретных общественных проблем на настоящем этапе, а также проблем, которые могут возникнуть в результате определенных управленческих воздействий в будущем.

Реализация этой функции тесно связана с обеспечением постоянно обновляемой информации о состоянии и тенденциях развития общественных процессов и явлений. Важным моментом в реализации функции является прогноз ближайших и более отдаленных последствий, что позволяет минимизировать негативные тенденции 3
Тощенко Ж. Т. Социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 59.

Опыт организации и проведения социологических исследований, складывающихся под влиянием потребностей практической жизни, нуждается в осмыслении. В связи с этим первостепенное значение приобретают исследования, направленные на изучение состояния, тенденций и основных проблем социально-экономической, а также социально-политической и духовной жизни. Большое значение приобретает анализ стратификационных процессов, деятельности средств массовой информации. Важное место отводится рыночным отношениям, политическим и социальным последствиям вхождения людей в новые экономические реалии. Есть и другие направления социологии, имеющие первоочередное значение в исследованиях сегодняшнего времени (экология, духовно-нравственная жизнь, проблемы молодежи, в том числе проблемы молодежной занятости и безработицы).

Таким образом, предметом исследовательских задач социологической науки стал анализ состояния общественного сознания и поведения людей, тенденций их изменения в условиях функционирования экономических, социальных, политических и духовных отношений.

Какие задачи стоят перед социологией как наукой?

1. Методологические. К ним относится осмысление социологией своей роли и места среди других наук; разработка методов продвижения к истинности и объективности; выработка принципов (т. е. какими способами продвигаться вперед).

2. Теоретические и описательные. Обобщение большого количества эмпирического материала, накопленного в предыдущие периоды развития науки; разработка направлений социологии не с целью их дальнейшей дифференциации, а с целью интегрирования в одно стройное и понятное для всех учение.

3. Практически-преобразовательные. Разработка методов практического продвижения достижений социологии в различные отрасли человеческой деятельности с целью улучшения социальных взаимодействий, проверка теоретических концепций на практике.

4. Мировоззренческие и просветительские. Распространение социологического знания среди широких масс населения с целью просвещения последних, способствование формированию социально направленного мировоззрения у членов социума и понимания личностной свободы как возможности улучшения собственной жизни без причинения вреда окружающему миру.

5. Прогностические. Отработка возможности использования накопленного человечеством опыта для организации более осознанного и гуманного мирового жизнеустройства; прогнозирование нового этапа развития социологии и определение ее предмета и значения в будущем 4
Киреева О. П. Социология в вопросах и ответах. М.: КНОРУС, 2006. С. 8.

Методы социологии определяются ее социально-философским содержанием. Но нужно отличать методы социологии как науки, т. е. общенаучные методы, от методов социологического исследования. Когда речь идет о научном методе, то имеется в виду собственная методология социологической науки.

Метод – это способ познания. Поэтому важнейшим фактором, определяющим научное содержание любого знания, является метод познания. Под научным методом понимают совокупность различных приемов и процессов научного познания, с помощью которых приходят к постижению научных истин.

Как и каждая наука, социология руководствуется общими критериями научного исследования и своей методологией.

Методы социологии сводятся к всеобщим методам познания, используемым во всех науках. Они развиваются вместе с обществом и наукой о нем.

Одним из основных методов познания является диалектический. Большинство научных открытий в различных отраслях знаний (физика, биология, психология и т. д.) были сделаны с помощью этого метода, и в настоящее время объективная истина продолжает открываться с его помощью.

Диалектика отражает фундаментальную закономерность природы, что позволяет использовать ее в разных областях науки.

Диалектика – это идея, в которой утверждается, что все существующее пребывает в состоянии противоречия со своей противоположностью и напряжение, существующее между двумя противоположностями, разрешается формированием новой ситуации, которая в свою очередь существует в противостоянии с собственной противоположностью. Именно этим немецкий экономист и социолог XIX в. Карл Маркс объясняет происходящие в обществе социальные изменения. Механизм этих изменений с точки зрения диалектики можно представить так: Тезис (явление) + антитезис (противоположное явление) = синтез (новое явление).

Наряду с общим философским (диалектическим) методом социология использует специальные, или частные, методы. К ним относятся:

1) метод формализации, представляющий собой использование формальной логики для проникновения в суть явления (социального взаимодействия), для выстраивания модели социума, выявления логических связей между социальными явлениями;

2) метод экспериментирования и моделирования – проверка теоретических гипотез на опыте;

3) статистический метод – использование статистики при изучении общественных тенденций (продолжительность жизни, экономический состав общностей и др.);

4) исторический метод – изучение социумов в разрезе исторического прошлого народов;

5) биографический метод – используется для понимания роли личности в развитии социальных групп (народностей, народов, многонациональных государств, всего человечества в целом). Так американский психолог Абрахам Гарольд Маслоу вывел с помощью биографического метода теорию человеческой мотивации, так называемую «пирамиду Маслоу»;

6) деятельностный метод – изучение социальных явлений через призму деятельностной сущности человека и общества. Теория деятельности была развита известным отечественным психологом А. Н. Леонтьевым ;

7) практический метод – с одной стороны, практика выступает как критерий истины для многих учений о человеке и обществе, с другой стороны, многие научные идеи навеяны практической жизнью людей. Ученый-социолог в данном случае выступает острым наблюдателем, рассмотревшим общее в частном и закрепившим свое наблюдение в теоретической конструкции (учение З. Фрейда о бессознательном, подсознательном и сознательном в человеческой психике).

Непосредственно в арсенале социологии накоплено большое количество специфических методик, которые используются для накопления эмпирического материала. К ним относятся анкетный опрос, интервьюирование, тесты, опыты на малых группах – социометрия, разработанная американским психологом Якобом Леви Морено (1892–1974) в первой половине ХХ в.

Помимо научных способов познания общества ученые выделяют и другие способы приобретения человеком знаний об обществе: интуиция, опора на научные авторитеты, традиция, общественный здравый смысл, религия, искусство (например, наскальная живопись древних людей, являющаяся исключительным по своей ценности источником материальной культуры, дающая представление об уровне жизни, флоре и фауне давно ушедших времен); собственное осмысление принципов совместной жизни и деятельности, включая личный опыт. Такие способы можно считать случайными, однако часто они приводят к ярким открытиям.

Теперь поговорим о самом социологе. Кто это такой? В самом расхожем представлении – это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим людям на улице, по месту работы, жительства, по телефону, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. И хотя такой взгляд придает социологу имидж человека, который вроде бы не теряет связи с реальностью, на самом деле взгляд на социолога как на сборщика мнений по случайным вопросам дискредитирует социологию как науку и сводит ее до какого-то вспомогательного средства познания, да еще и такого, с помощью которого можно манипулировать людьми.